Мария Стюарт -галерея портретов. Мария стюарт картины
Мария Стюарт, портреты - Эпоха Тюдоров
Если не ошибаюсь, этот портрет Марии, мой самый любимый, находится в одном из украинских музеев:
Юная Мария:
Очент известный портрет тогда ещё будущей французской королевы, работы Клуэ:
А вот она во вдовьем покрывале (есть несколько вариаций этого портрета, принадлежащих кисти последователей Клуэ):
Ещё одна юная Мария в стиле Клуэ:
А эта - в стиле И.Оливера:
1565 г.:
Портрет Марии кисти неизвестного мастера:
Ещё один неизвестный мастер, портрет находится в галерее Уфицци:
Мария в 1575 г., в заключении:
Точно неизвестно, кто изображён на этой миниатюре, но предполагают, что это Мария Стюарт опять-таки во время заключения, возможно, во время болезни:
1578 г. :
Тоже относительно позднее изображение королевы, кисти французского мастера Декорта:
Такой изображали королеву триста лет спустя, уже в XIX в.:
Медальон с профилем Марии, конец XVI в.:
Если приглядеться, то слева изображена сцена казни:
Бюст из Вестминстерского аббатства:
И, наконец, гравюра, изображающая Марию как мученицу:
ru-tudor.livejournal.com
Мария Стюарт -галерея портретов.: ru_royalty
В пост собраны портреты Шотландской королевы, но не все.Из 160 работ галереи портретов исключила предполагаемые портреты и повторы.Не включила несколько портретов написанных конце 19в, начале 20в. Существует ещё галерея сюжетных картин посвященных Марии Стюарт.Галерея портретов дополнена небольшим обзором драгоценностей королевы.Портрет работы неизвестного мастера.16 век, Франция.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.Франсуа Клуэ (Francois Clouet)Франция, 1558 год. The Royal Collection, London.Мария Стюарт в трауре по Франциску II Портрет работы неизвестного художника, школа Клуэ. Франция, 1560 год.
Портрет работы неизвестного автора.Школа Клуэ.Франция, предположительно 1558 год.Краковский музей, Польша (Czartoryski Museum, Cracow, Poland)
Франсуа Клуэ (Francois Clouet).Франция, 16 век.
Портрет работы неизвестного художника, школа Клуэ.Франция, 1565 год.
Портрет работы неизвестного автора.Французская школа, 16 век.Musee Conde, Chantilly, France/The Bridgeman Art Library.
Работа неизвестного автора. 1568 – 1587 годы.Реконструкция работы была произведена в 18 веке.история портрета:(Портрет королевы, найденный с помощью рентгена.В 2006 году мир облетела новость, пришедшая из Англии: там был обнаружен один из немногих прижизненных портретов Марии Стюарт, королевы шотландской. Картину приобрела на аукционе Christie's в 1916 году Национальная портретная галерея Британии. Однако позже экспонат опознали как подделку 18 столетия и отправили в архив. Подробный анализ картины сделали спустя много десятков лет, применив для исследования рентгеновские лучи. Под слоями лака и краски были обнаружены очертания женского лица и надпись «Maria Scotiae» (Мария Шотландская). На основе анализа дерева, послужившего материалом для картины, ученые определили возраст экспоната: он относится к периоду 1560-1592 годов. Краска, которая была использована неизвестным художником, не применялась после 16 столетия. Таким образом, был сделан вывод, что этот портрет относится к категории прижизненных изображений королевы и был написан во время английского плена Марии Стюарт.)
Работа неизвестного автора.Шотландия, 1565 год. Blairs Museum Trust.
Выполнен на основе наброска Франсуа Клуэ (Francois Clouet).Автор неизвестен.1558-1559 годы.Надпись "regina danglieterra" ("королева Англии") означает, что портрет был написан в период после смерти Марии Тюдор (1558 год), когда Мария Стюарт предъявила свои права на английский трон.
Портрет работы неизвестного мастера.Английская школа, 1580. В руке у Королевы - рубин "Великий Гарри". Glasgow Museums. Сollection of the Earl of Morton at Dalmahoy.
Автор неизвестен.Англия, конец 16 века.Источник изображения: The Royal Collection, London.
Портрет работы неизвестного автора.17 век
Портрет кисти неизвестного автора, с оригинального изображения работы Франсуа Клуэ (Francois Clouet).Англия, 18 век. Scottish Private Collection
Портрет работы неизвестного мастера.Германия, первая половина 17 века.Museum Kunst Gewerbe, Hamburg.
Автор неизвестен.Иллюстрация из книги-часослова, принадлежавшего Екатерине Медичи. Рисунок был выполнен вероятно после смерти Франциска II. Лицо Марии и ее наряд скопированы с портретов королевы более раннего периода.Франция, около 1572 года.
Работа неизвестного автора.Английская школа, 16 век.
Бернард Ленс (Bernard Lens III) (1682-1740)Мария, Королева Шотландская, и ее сын Иаков I."Mary Queen of Scots and her son James I, standing small full lengh, in interior".
Работа неизвестного мастера.Мария, Королева Шотландская и король Иаков VIАнглийская школа, 1583 г.
Парный портрет Марии Стюарт и лорда Дарнли. Дата создания: 29 июня 1565 г.Автор неизвестен.Гравюра, английская школа. Bibliotheque Nationale, Paris, France
Serrur Henry Auguste Calixte César.Франция, начало-середина XIX века.Портрет Марии Стюарт, королевы Франции и Шотландии Оригинальное название: "Marie Stuart, reine de France et d'Ecosse".
Работа неизвестного мастера.Франция, 16-17 век.Фрагмент панно с изображением королевской династии Валуа (Франциск II - Карл IX).Château de Beauregard, France.
Автор неизвестен.Коллекция: Peterborough Museum & Art Gallery============== Sarah Malden, Countess of Essex. 1825. «Memoirs of the Court of Queen Elizabeth».
Sarah Malden, Countess of Essex.1825. Bridgeman Art Library / Private Collection / The Stapleton Collection
Портрет работы неизвестного автора. Английская школа.конец 19 века.Ruby Lane Inc. San Francisco, USA.
Lucian Gray.Цветная литография. 1839-1859.Ruby Lane Inc. San Francisco, USA.
Парные портреты Марии Стюарт и Франциска II.Французская школа.1550-е годы.
Автор: John Horsburgh 1887г.Портрет Марии, Королевы Шотландской, на фоне Холирудского замкаОригинальное название: "Mary Queen of Scots with Holyrood Palace beyond"
Автор неизвестен.19 век.Франция, музей Конде.
Автор неизвестен.Английская живописная школа.
Frederico Zuccaro Конец 17 - начало 18 вв. Галерея: Roy Precious - Antiques & Fine Art
"Mary, Queen of Scots"Работа неизвестного автора.Коллекция: Maidstone Museum & Bentlif Art Gallery
Английская школа, 19 век.Автор неизвестен.======= ______________ ============
Мария Стюарт как всякая женщина любила украшения и она могла себе позволить иметь то, что ей нравилось.В описи материального имущества Королевы Шотландской, изданной в 1843 году (Клубом Bannatyne) есть некоторые любопытные сведения о ее драгоценностях, которые вследствие исторических событий перешли в другие руки, при грустных или же романтичных обстоятельствах.Свадебный наряд, в котором она выходила замуж за дофина Франции в 1558 году, упомянут в Руанской описи церемониала как "настолько великолепный в стиле и художественном оформлении, что для любого пера невозможно отдать должное его деталям." Королева была одета в белое свадебное платье – новшество, которое ввела в мировую моду именно она. До момента исторического брака Марии Стюарт и Франциска II Валуа во Франции существовал обычай использовать в качестве свадебного красный цвет. Мария же предпочла облачиться в платье белого цвета, из атласной ткани, расшитой жемчугом. Ее плечи украшала мантия изумительной длины, сплошь покрытая драгоценными камнями. На голове Королевы была изящная золотая корона, украшенная алмазами, жемчугом, рубинами и изумрудами огромной ценности. Шею невесты украшал редкий драгоценный камень – огромный рубин, известный в истории как «Великий Гарри». Это была личная собственность Марии, полученная от ее прадеда – короля Англии Генриха VII. Во время своего правления на родине Королева установила его в центре шотландской короны.( портрет с рубином-выше).В гардеробе Марии были наряды разных цветов - синего, серого, зеленого, желтого, черного, цвета гвоздики, цвета серебра и золота. В числе нарядов была мантия, отороченная горностаем, и халат каштанового бархата, отделанный серебряным шнуром. Мария имела и «горный костюм» - традиционную клетчатую одежду одного из горных кланов. К парадным платьям королевы прилагались наборы драгоценностей, которых у Марии было три: один из рубинов, алмазов и белого жемчуга; один из сапфиров; один из черного жемчуга.В завещании, написанном Марией Стюарт перед рождением ее сына (по причине опасения гибели при родах) Королева оставила список даров, которые в случае смерти завещателя должны были перейти к родственникам и близким. Мужу - лорду Дарнли - Мария завещала крест «Saint Michael», сделанный из сорока алмазов; цепь из алмазов и жемчуга, состоявшую из двадцати четырех частей; двенадцать больших застежек, украшенных алмазными розами; двенадцать больших драгоценных камней и золотые часы, инкрустированные десятью алмазами и двумя рубинами. Мария также завещала мужу и своему будущему наследнику рубин «Великий Гарри» и семь самых крупных алмазов – с условием, что драгоценности будут всегда принадлежать короне. В том же списке были две рубиновых цепи, состоявшие из двенадцати частей - каждая из двух рубинов, двух алмазов и жемчуга. Одна цепь предназначалась для лорда Дарнли, другая - для крестника Королевы, Фрэнсиса Стюарта.Кольцо с сапфиром, принадлежавшее Марии Стюарт: Hamilton Collection, Lennoxlove House
Другим близким людям Мария оставила часть не менее впечатляющих даров. Графине Леннокс, матери лорда Дарнли, был завещан роскошный алмаз, имевший необычную огранку. Обручальное кольцо Марии Стюарт и Лорда Дарнли:Victoria & Albert Museum
Босуэлл получил плоскогранный алмаз, оправленный в черную эмаль, и драгоценный штандарт, украшенный одиннадцатью алмазами и одним рубином. Жене графа - леди Джанет Босуэлл - предназначались чепец, воротник и пара рукавов, украшенных рубинами, жемчугом и гранатами.Почти ничего из длинного списка этих сокровищ не дошло до наших дней. Утрата драгоценностей Королевы началась с ее сближения с Босуэллом. Существуют данные, что перед серединой июня 1567 года, когда Мария и Босуэлл расстались на холме Карберри, чтобы никогда не встретиться снова, Королева растратила на графа драгоценности, оцененные в шесть тысяч фунтов стерлингов.Драгоценности, растраченные как подарки, при подсчете учитывались вместе с украшениями, проданными Королевой в период 1566 -1567 годов. Бедственное положение, в котором оказалась Мария Стюарт в этот период, иллюстрировала свадебная церемония бракосочетания Королевы и графа Босуэлла. Эта свадьба свершилась в Холируде 15 мая 1567 года. Брак был заключен по протестантскому обряду, который совершил епископ Оркнейский. В сравнении с двумя предыдущими свадьбами Марии Стюарт, праздник не был отмечен ни весельем, ни роскошью. Мария даже не имела возможности надеть новое платье, поэтому специально для церемонии перешили ее старый наряд. В этом облачении сочетались желтый и черный цвета. Лорду Босуэллу Королева не смогла поднести богатые дары, лишь предложила украсить костюм меховой накидкой, тоже перекроенной из старого плаща. Ожерелье, подвеска и медальон
Ожерелье, подвеска и медальон. Крупный план( уцелевшее украшение Марии Стюарт - золотое ожерелье, один фрагмент декоративной застежки и золотой медальон. Медальон был подарком преданного слуги Королевы Жиля Мобри (Giles Mowbray) и предположительно предназначался для хранения благовоний. Ныне эти вещи хранятся в одном из музеев Шотландии.)
Щедрость Марии оказалась фатальна для ее материального состояния. Но основная утрата сокровищ была связана не с дарами Королевы, а с тем расхищением ее ценностей, которое состоялось после низложения Марии и ее заключения в замок Лох-Ливен. За несколько дней до того, как пленница бежала оттуда, граф Меррей тайно отослал на продажу в Лондон несколько отборных камней Марии и ее знаменитые жемчуга. Этот жемчуг Мария Стюарт получила в юности в дар от Екатерины Медичи. Украшение считалось самым великолепным в Европе и королева Елизавета хвалилась, что получила первое предложение о приобретении. «Она вчера видела их в присутствии Графов Пембрука и Лестера и объявила, что они беспрецедентной красоты» – писал Екатерине Медичи французский посол при английском дворе. Посол описал вожделенный предмет как шесть нитей крупного жемчуга, собранных в ожерелье, плюс несколько отдельных нитей, состоявших из еще более крупных и редких жемчужин. Цвет жемчуга был описан как «черный мускат» - очень редкий и ценный вид жемчужин, имеющий глубокий фиолетовый оттенок, подобный цветку винограда сорта Мускат. Эти жемчуга были оценены в Лондоне в огромную сумму. За обладание ими пыталась бороться Екатерина Медичи, но в итоге сокровища были проданы Елизавете.После окончательного низложения Марии Стюарт и ее бегства в Англию большинство драгоценностей Королевы остались в Эдинбургском Замке. В течение трех лет уцелевшие сокровища были главным источником средств для новой власти. В 1570 году некоторые из ценностей королевы, ее платья и ткани были посланы в Лондон для продажи. Но осторожные министры английской королевы не только остановили продажу под предлогом отсутствия согласия собственника, но и приказали задержать товары. Английский рынок был закрыт для сбыта этих вещей, и тогда ценности повезли в другие страны. Часть алмазов Королевы была продана тогда во Франции, часть тайно ушла к секретному агенту Елизаветы по цене 2 500 фунтов. Другие камни и ценности были, как говорят, в разное время отданы в залог Эдинбургским торговцам и ювелирам. После капитуляции королевского замка граф Мортон, ставший регентом, проявил отчаянную решимость захватить все ценности, чудом уцелевшие в крепости. Там были обнаружены символы государства - корона, скипетр и меч. Мортон при помощи Парламента пытался возвратить государственные сокровища из частных рук и отчасти преуспел в этом – он вернул шесть заложенных украшений и пятнадцать драгоценных камней - алмазов. Рубин "Великий Гарри" был с большими трудностями конфискован у вдовы графа Меррея. Этот драгоценный камень пережил вступление Иакова VI на английский трон.Некоторые из драгоценностей Марии Стюарт сохранились до наших дней, находясь во владении частных лиц. Среди них - часы французской работы, принадлежащие господину Торренсу, министру Гленкросс. Эта вещь, вместе с изящным небольшим драгоценным камнем, названным «пасьянсом», завещалась Марией в ночь перед ее казнью французской леди по имени Масси (Massie). Часы можно описать как маленькие и круглые, в черной шагрени, отделанной золотыми звездами, с крестовиной, сформированной из геральдических лилий. Поверхность циферблатного диска сделана из белой эмали, на которой видны старинные римские числа. Сохранилось имя производителя - Etienne Hubert, Руан.Камень «пасьянс», который был завещан с часами - одно из тех легких изящных треугольных украшений, которое иногда можно увидеть на портретах Марии. Украшение представляет собой крошечного эмалированного Купидона в оправе из золота и драгоценных камней- плоскогранных алмазов, гранатов и подвесного жемчуга.Футляр для благовоний - Mary's Pomander
Холирудский замок представляет в экспозиции золотое украшение в виде круглого футлярчика, в котором хранили ароматический состав - «Mary's Pomander». Подобные вещи широко использовались в 16 столетии.--------- Кулон «Камея Марии Шотландской»
Медальон изготовлен из золота и эмали, которая украшает металл рисунком в виде цветов и листьев нежно-зеленых, синих и белый тонов. Золотая оправа украшена бриллиантами и большим рубином. Камея имеет французское или итальянское происхождение, но кулон – работа шотландского мастера конца 16 века. История этого медальона не известна. Однако существуют доказательства того, что монархи шестнадцатого столетия дарили своим поданным в качестве награды или знака особой милости камеи с собственным изображением.-------------- Медальон с распятием
В ирландском городе Лимерик, в музее Хант хранится медальон с распятием, который тоже считается одной из уцелевших реликвий Марии Стюарт. Материалы этого изделия – золото и эмаль. Медальон имеет испанское или английское происхождение.------------------- Корона, скипетр и меч, которые использовались на коронации Марии Стюарт
В Эдинбургском Замке можно увидеть корону, скипетр и меч, которые использовались на коронации Марии Стюарт. Корона является репликой более раннего царского венца. Это старейшая корона из всех, хранящихся в Британии.========== Те, кто не предвзято относятся к статьям в "Сплетнике" могут почитать о жизни Марии :http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/38159_zhenshhiny_v_istorii_mariya_styuart========== Использованные источники: About Mary Queen of Scots and Her Lavish Display of Jewels24 Hour MuseumThe Art Fund© Maria-Stuart.ruостальные источники указаны в журнале (markiza98)
ru-royalty.livejournal.com
Интересные картинки про Марию Стюарт
Что то эта тема меня затронула. Нашла в интернете много разных картинок про Марию Стюарт. Авось еще кому то кроме меня будет интересно. Рождение Марии Стюарт.Бенджамин Хейден.Коронация Марии Стюарт. Коронована она была всего нескольких дней отроду, так как отец ее умер практически сразу после ее рождения не оставив других наследников (два брата Марии умерли в младенчестве) Мария Стюарт в представлении Чарльза ЛюсиМария Стюарт прощается с Францией. Ей очень тяжело было оттуда уезжать и возвращаться в родную Шотландию судя по всему, ей вовсе не хотелось. Мария и ее второй муж лорд Дарнли. И второй их портрет, более достоверный ибо написан в 16 веке.
Джон Нокс обвиняет Марию Стюарт. Картина Уильяма Пауэлла. Надо сказать что протестант Нокс был самым горячим противником католички Марии, что однако не помешало ему вступиться за ее сторонников, когда с ними начал разбираться ее сводный брат. Уильям Аллан. Убийство Давиде Риццио. Риццио был любимым музыкантом Марии и его убийство было запланировано как преостережение Марии и просто из желания ей досадить. Кстати, ее супруг никоим образом не постарался это убийство предотвратить. Мария со своим сыном ИаковомНу и конечно же множество картин написано о ее казни. Мария Стюарт направляется на казнь в замке Фотерингей. Изначально на ее казнь ее слуг допускать не хоетли. Но после достаточно долгих уговоров разрешили присутствовать 4 мужчинам и 2 женщинам. Духовнику Марии не было дозволено ни ее исповедать ни присутствовать на казни, ей упорно предлагали англиканского священника. Казнили ее кстати не мечом, как здесь изображено, а обычным топором, найденным у местных крестьян. Жуть. А это одно из максимально приближенных к казни по времени изображений. Картинка датируется концом 16 - началом 17 века. Опочивальня Марии Стюарт во дворце Холируд.
gingerblond.livejournal.com
Мария Стюарт (часть 8) Её облик, личные вещи и музей "Дом Марии Стюарт" в Джедборо: kazanocheka
Амбуаз (Часть 5) Замок Шенонсо (Часть 6)Дворец Фонтенбло (Часть 7)Мария I (урожденная Мария Стюарт 8 декабря 1542 — 8 февраля 1587) — королева Шотландии с младенчества, фактически правила с 1561 года до низложения в 1567 году, а также королева Франции в 1559—1560 годахМузей "Дом Марии Стюарт" в Джедборо(Джедбург)
.Продолжаем путешествовать по местам, где побывала Мария Стюарт. На этот раз это будет "Дом Марии Стюарт" в Джедборо. Когда-то здесь действительно некоторое время проживала Мария Стюарт. Сейчас там музей Марии Стюарт.
город Джедборо
Из предметов обстановки,мебели, предметов быта той эпохи не сохранилось ничего, поэтому это просто музейная экспозиция в фактически пустом , за исключением обеденной залы, доме.
Так выглядел Дом Марии Стюарт во время её жизниЗдесь можно увидеть как здание выглядело много лет назад и каким ландшафтом было окружено, можно полюбоваться на портреты Марии Стюарт и исторические персоны той эпохи, сыгравшие значительную роль в ее судьбе.
Обеденный залТуфля и локон волос Марии СтюартЗдесь выставлен подлинный локон волос королевы и несколько полуистлевших туфелек, которые она когда то носила. Еще некоторые мелочи с ее туалетного столика.
Мужчины Марии СтюартГлавным экспонатом, безусловно является посмертная маска Марии Стюарт, найденная Чарльзом Хэпберном, известным искателем и коллекционером, в Питерборо.Это до определенной степени является доказательством достоверности маски, ибо прах королевы был погребен в Питерборо.Маска раскрашена под живое лицо и оставляет впечатление полного и умиротворенного покоя (при том, что по свидетельствам, палачу потребовалось три удара, чтобы отруьить голову несчастной королеве)
Посмертная маска Марии СтюартВиртуальная реконструкция облика Марии СтюартТрехмерная компьютерная модель, созданная ученым-антропологом и художником.Командой экспертов из Университета Данди была создана трехмерная компьютерная модель лица Марии Стюарт. Изображение демонстрирует, как королева выглядела в возрасте от 19 до 26 лет (время ее правления в Шотландиии).
Драгоценности и гардероб Марии СтюартС именем Марии Стюарт связана одна из глав в истории мировой моды.Юность королевы Шотландской прошла во Франции. Если судить по тем изображениям, которые донесли до нас облик Марии в ту пору, королева следовала последним веяниям французской моды. На большинстве портретов она изображена в закрытых платьях, иногда с прической, украшенной драгоценной перевязью, сделанной из нитей крупного жемчуга - подарок Екатерины Медичи.
На некоторых портретах Мария запечатлена в "барете" - круглом головном уборе, который имел маленький бортик с полями и украшался перьями ("барет" носили и мужчины, и женщины).
На других изображениях королевы можно заметить, что волосы ее убраны под золотую сетку, украшенную драгоценными камнями – деталь костюма, ставшая актуальной тоже только в 50-х годах 16 столетия.
Разглядывая образ Марии, нужно обратить внимание на ее характерный головной убор, - женский чепец. Мария Стюарт вводит в моду своеобразный "чепец" с выступающим на лоб углом.
Эта деталь костюма была связана с системой средневековых знаков семейного положения женщины: чепец носили замужние дамы. Используя его в траурном облачении, королева подчеркивала, что была замужем и утратила своего супруга. Выбранный Марией фасон чепца имел характерные черты - мысок, опускавшийся на лоб, и дормез, открывавший волосы надо лбом, но закрывавший уши. .
Именно эта модель головного убора стала известна в истории как "чепец Марии Стюарт". Королева ввела в моду его использование, добавив к известной форме роскошные детали - длинную вуаль и кружево.Королева любила рукоделие, умела вышивать и сама сочиняла различные узоры: образы птиц, животных, растений.На многих портретах Мария изображена в платье с пышным кружевным воротником. Ее знаменитый чепчик тоже украшает кружево.
Камея с изображением Марии СтюартЭпоха жизни Марии Стюарт – вторая половина 16 столетия, эпоха Северного Возрождение. Знатные женщины того времени носили платья конусообразного силуэта с нижней юбкой и жесткия лифом на каркасе.
Известно, что юная Мария Стюарт любила облачаться в одежду ярких цветов - красного, синего, зеленого. Популярность чистых, сочных тонов костюма была следствием итальянской моды, "привезенной" во Францию Екатериной Медичи. В пору своего шотландского правления Мария Стюарт блистала в платьях изысканного золотого оттенка, который выгодно подчеркивал природную красоту королевы - светлый оттенок кожи и каштановый цвет волос.
Одежда эпохи 16 века. В центре - платье Марии Стюарт. Реконструкция.ЭкспозицияЗамок Стирлинг (Часть 2)
Гардероб Марии включал в себя 50 платьев разных цветов. Королева использовала множество драгоценностей, среди которых были особенно знамениты жемчуга редкого цвета «мускат» - подарок Екатерины Медичи - Это было шесть нитей из крупного жемчуга, собранных в ожерелье, а также отдельные нити из еще более крупных жемчужин. Цвет жемчуга определялся как «черный мускат» и выглядел как глубокий фиолетовый оттенок, походящий на цветок винограда Мускат. Также королева носила три набора украшений из жемчуга, бриллиантов, сапфиров.
Часть известных картин периода 1560 года являет нам образ Марии Стюарт, облаченной в траур по умершему мужу. Королева изображена на этих портретах не в черном, а в белом наряде. Во Франции только особы царственной крови имели привилегию использовать в знак утраты именно этот цвет.
Мария Стюарт была знаменита своими украшениями. В описи ее имущества есть сведения о принадлежавших ей драгоценностях, которые на протяжении ее жизни и в дальнейшем переходили из рук в руки по разным причинам – романтическим или печальным…
Мария придавала огромное значение роскоши своего одеяния. Белое свадебное платье – новшество, введенное именно ею. До этого цвет свадебного платья во Франции был привычно красным.
Расшитое жемчугом с мантией, покрытой драгоценными камнями платье было роскошно! Изящная корона Королевы сияла алмазами, жемчугом, рубинами и изумрудами огромной ценности, а на ее шее был "Великий Гарри", огромный рубин... Накануне родов Мария Стюарт написала завещание, опасаясь, что роды могут трагически закончится для нее. По этому завещанию ее муж лорд Дарнли в случае смерти завещателя, должен был получить крест «Saint Michael» из 40 алмазов, цепь из алмазов и золота, 12 золотых застежек, украшенных алмазными розами, золотые часы, инкрустированные десятью алмазами и двумя рубинами и еще несколько драгоценностей. Кроме того, ее муж и рожденный наследник должны были унаследовать рубин «Великий Гарри» и семь крупнейших алмазов, но с тем условием, что камни всегда будут украшать корону.
Все ее многочисленные наряды от парадных платьев до "горного костюма" предусматривали свои наборы драгоценностей. Только парадных комплектов было три: из рубинов, алмазов и белого жемчуга; из сапфиров; из черного жемчуга.
Уцелевшее украшение Марии Стюарт – золотое ожерелье, фрагмент декоративной застежки и золотой медальон. Сейчас эти вещи находятся на хранении в одном из музеев Шотландии.Несмотря на свою запутанную в веках судьбу, некоторые из драгоценностей Марии сохранились, находясь во владении частных лиц.
Серьги и ожерелье Марии Стюарт, которые королева подарила своей подруге Мэри Сетон.Мэри Сетон была в числе фрейлин - четырех Марий, сопровождавших Марию Стюарт во Франции. Роль и талант Марии Сетон, как личного парикмахера Марии Стюарт, была в подробностях описана сэром Френсисом Ноллисом, охранявшим королеву в замке Карлайл, в его письме к Уильяму Сесилу от 28 июня 1568 года. Мария Стюарт говорила Ноллису, что Сетон была звездой женских голов и волос в любой стране
Детально известен тот наряд, который королева избрала для последних мгновений своей жизни: платье шоколадного бархата, благородную строгость которого оттенила белая пена тонких кружев. Именно этот образ Марии Стюарт отразился во множестве посмертных ее портретов, во множестве картин художников последовавших эпох: тонкая женщина в темном одеянии гордо шествует на эшафот, оставляя за собой печальное и прозрачное облако белой вуали…
Коллекция в шотландском графстве Ист-Лотиан, в замке Ленокслав (Lennoxlove House)Замок Ленокслав был куплен 14-ым герцогом Гамильтоном в 1947 году, и тогда в доме разместилась коллекция артефактов XVI века. Среди них находятся столь ценные вещи, как знаменитый серебряный ларец Марии Стюарт и сапфировое кольцо королевы, подаренное лорду Джону Гамильтону.К этой же коллекции относится еще одна посмертная маска Марии Стюарт. Слепок сделан из воска, детали – брови и ресницы - были добавлены позже, для придания лицу жизненного подобия.
Подлинность этого обьекта не является неопровержимо доказанной. Об истории маски известно очень мало. Кроме того, очевидно, что в чертах лица женщины, с лица которой был снят слепок, можно найти лишь отдаленное сходство с большинством известных портретов монархини. Но, несмотря на спорность своего происхождения, маска является очень популярным артефактом.Серебряный ларецСеребряный ларец – дар, поднесенный Марии ее первым супругом Франциском II – когда-то хранил письма королевы и, возможно, ее стихи. В 1566 или 1567 году королева подарила его своему фавориту и третьему мужу, графу Босуэлу. Во время восстания дворян 1567 года граф вынужден был бежать и оставить ларец в покинутом замке. Предмет оказался в руках у преследователей и был вскрыт. Его содержимое, - важные документы и переписка Марии с мужем, - стало опасным оружием в руках врагов. «Письма из ларца» доказывали вину королевы в убийстве ее второго супруга, лорда Дарнли. Ларец также содержал стихи, в которых излагалась история страсти Марии к ее фавориту, графу Босуэлу. Публикация этих сонетов сильно скомпрометировала королеву и послужила предлогом к тому, чтобы не возвращать узнице свободу. Карманные часы королевы ШотландскойЭти золотые часы были потеряны Марией Стюарт во время ее поездки к графу Босуэлу в 1566 году. Поездка и связанные с нею события получили в истории название «Джедборосский эпизод». В октябре 1566 года Мария присутствовала в Джедборо на сессии суда, когда с границ пришло известие о тяжелом ранении, полученном Босуэлом. Она вскочила в седло и промчалась 20 миль, чтобы увидеть раненного. Проведя два часа у постели Босуэла, королева так же стремительно вернулась. После перенесенного напряжения она тяжело заболела и выздоравливала в течение двух недель. Во время той быстрой скачки королева потеряла свои французские карманные часы, обронив их в болото. Ныне это место называется «Queen’s Mire» («Болото королевы»). Часы были найдены только 250 лет спустя. Арфа, принадлежавшая Марии СтюартА этому предмету королева, возможно, доверяла свои сердечные секреты. Арфа была одним из любимых музыкальных инструментов Марии Стюарт. Королева научилась играть на ней еще в юности, когда воспитывалась при французском дворе. Мария страстно любила музыку, в ее свите всегда были музыканты и певцы. Сама королева сочиняла стихи, которые перекладывали на мелодию и исполняли. Одним из придворных, хорошо владевших наукой создания песен, был музыкант Давид Риччо, своим талантом добившийся симпатии и покровительства королевы. Риччо был жестоко убит шотландскими дворянами, желавшими подчинить Марию своей власти. Вспоминала ли королева его песни? Возможно, в часы уединения она играла на арфе мелодии, в которых могла рассказать о своих сокровенных чувствах и мыслях.Молитвенник Марии СтюартМолитвенник в золоченом переплете и с пергаментными страницами — произведение искусства XVI века. В книге 229 листов, каждый украшен бордюром в виде растительного орнамента. На многих страницах изображены яркие и красочные миниатюры. Книга содержит молитвы на латинском и французском языках, отрывки из Евангелий, псалмы, литании и календарь. На страницах сохранились уникальные подписи и четверостишия, написанные королевой в разное время.Молитвенник Марии подарил ее дядя. Книга была с королевой до последних дней. После широко известной казни шотландской королевы ценная реликвия перешла к её сыну Иакову Стюарту, а потом побывала в руках его кузины, Арабеллы Стюарт.Оригинал молитвенника хранится в Отделе рукописей в Российской национальной Библиотеке, ранее известной как Публичная Библиотека.В Петербурге молитвенник появился в XVIII веке, его привез из Франции Петр Петрович Дубровский, - коллекционер, секретарь и переводчик русской миссии в Париже.. О том, что книга была в руках королевы в последние минуты ее жизни, упоминал австрийский писатель Стефан Цвейг в своем романе «Мария Стюарт». Однако официальных подтверждений этому нет.
Четки, побывавшие на эшафотеА этому предмету было суждено стать свидетелем последних мгновений жизни королевы Шотландской. Четки и распятие Мария Стюарт взяла с собой на эшафот, явив миру источник своего мужества и доказательство истинной веры. Поднявшись на эшафот, королева произнесла прощальную речь и слова молитвы, после чего слуги стали готовить свою госпожу к смерти. Они помогли Марии Стюарт снять украшения, головной убор и верхнюю одежду. Королева, облаченная в исподнее платье алого цвета, надела на руки длинные красные перчатки, чтобы скрыть от глаз зрителей брызги крови, которая должна была хлынуть на эшафот. Попрощавшись со слугами, Мария Стюарт преклонила колена и положила голову на плаху.Маленькая собачка по кличке Geddon
Унизительный плен разделили с госпожой лишь несколько самых преданных слуг и верный четвероногий друг. О нем королева писала: «Моя единственная отрада - это маленькая собачка, которая всегда со мной. Она является символом моей страны».Маленькая собачка по кличке Geddon была рядом с Королевой вплоть до трагического конца ее жизни. В те считанные минуты, которые разделили жизнь и смерть, четвероногий друг пытался защитить свою хозяйку. Когда палач привел приговор в исполнение и тело стали поднимать, чтоб унести с эшафота, в складках длинного платья возникло движение – это шевелилась собака, прильнувшая к ногам Королевы. Залитый кровью зверек лаял, кусался и ожесточенно бросался на палача и его помощника, не подпуская их к телу. С величайшим трудом людям удалось схватить животное. Дальнейший путь этой собаки печален – о ней заботилась одна из фрейлин (вероятно, Мэри Сетон). Однако зверь так тосковал по умершей хозяйке, что отказывался от пищи, пока это не привело к смерти.
Собака, которая явила миру такой трагический пример преданности, вероятнее всего относится к породе «скай-терьер». Свое название порода получила в честь острова Скай - одного из пятисот островов, образующих Гебридский архипелаг, расположенный около западного побережья Шотландии. Скай-терьер - превосходный охотник на крыс, мышей, ласку, а также на лисиц и барсуков. Собака пользовалась особой любовью у местной знати. Первыми хозяевами скай-терьеров были представители шотландских кланов Мак-Леодов, Мак-Дональдов, Мак-Киннонов. Возможно, Мария Стюарт получила щенка этой породы в дар от кого-то из подданных.
Скай-терьер (Skye Terrier)Трагическая гибель Королевы Шотландской и связанная с этой гибелью история собачьей преданности повысила интерес британского общества к породе скай-терьер.
http://retrobazar.com/journal/fakts/287_dragotsennosti_i-garderob_marii_styuart.htmlhttp://fashiony.ru/page.php?id_n=92049http://gorod.tomsk.ru/index-1293622145.php?Comment..._num=1&Comment_comment_id=http://www.maria-stuart.ru/content/legacy/virtualn...ruktsiya-oblika-korolevy-scotshttp://rublev.com/novosti/321http://www.maria-stuart.ru/content/legacy/chepchik...otlandskii-sled-v-istorii-modyhttp://skif-ya.livejournal.com/69757.htmlhttp://www.maria-stuart.ru/content/legacy
Серия сообщений "Мой взгляд. Принцессное.":Часть 1 - Легко ли быть принцессойЧасть 2 - Мир барышни...Часть 38 - Мария Стюарт. История в замках (Часть 6)Часть 39 - Мария Стюарт. История в замках (Часть 7) ФонтенблоЧасть 40 - Мария Стюарт (часть 8) Её облик, личные вещи и музей "Дом Марии Стюарт" в ДжедбороОригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
kazanocheka.livejournal.com
Казнь Марии Стюарт
Убийство Дарнли и свержение королевыПримирение Марии Стюарт с мужем было кратковременным. Вскоре стала очевидной её симпатия к Джеймсу Хепберну, графу Ботвеллу, который резко контрастировал с Дарнли своей силой, мужественностью и решительностью. Разрыв королевы и короля становится свершившимся фактом: Дарнли даже отказывается присутствовать на крещении их ребёнка, будущего короля Якова VI, родившегося 19 июня 1566 г. Политика Марии Стюарт все более начинает определяться её чувствами, прежде всего страстью к Ботвеллу. Дарнли становится препятствием, которое необходимо преодолеть.
10 февраля 1567 г. при таинственных обстоятельствах взорвался дом в Кёрк-о’Фильде, пригороде Эдинбурга, где остановился Дарнли, а сам он был найден убитым во дворе, задушенный, при попытке бегства из горящего дома вместе с несчастным пажом. Вопрос об участии Марии Стюарт в организации убийства своего мужа — один из наиболее спорных во всей истории Шотландии. По-видимому, о готовящемся злодеянии по крайней мере знали и, возможно, сами участвовали граф Морей и Мейтланд. Также со значительной долей уверенности можно говорить о наличии заговора против Дарнли среди его бывших партнёров по убийству Риччо во главе с Мортоном, которых король предал. Участие в заговоре графа Ботвелла тоже более чем вероятно. Причём, если Ботвелл, по-видимому, хотел расчистить себе путь к руке королевы Марии, то группы Мортона и Морея, возможно, убийством Дарнли пытались вызвать кризис доверия к королеве и её свержение. Возможно, все перечисленные группы действовали независимо друг от друга.
Однако, кто бы ни был действительным убийцей короля, по крайней мере, косвенную вину в этом преступлении общественное мнение Шотландии возложило на королеву как неверную жену. Мария Стюарт не сделала ничего, чтобы доказать свою невиновность. Наоборот, уже 15 мая 1567 г. в Холируде состоялось бракосочетание Марии и графа Ботвелла. Этот брак с вероятным убийцей короля лишил Марию Стюарт всякой поддержки в стране, чем немедленно воспользовались лорды-протестанты и сторонники Морея. Они организовали «конфедерацию» лордов и, собрав значительные военные силы, выбили королеву и Ботвелла из Эдинбурга. 15 июня 1567 г. войска королевы, столкнувшись у Карберри с армией конфедератов, разбежались. Мария Стюарт была вынуждена сдаться, предварительно обеспечив беспрепятственный отъезд Ботвелла, и была препровождена восставшими в замок Лохлевен, где 24 июля подписала отречение от престола в пользу своего сына Якова VI. Регентом страны на время несовершеннолетия короля был назначен граф Морей.
diletant.media
Мария Стюарт: портрет Королевы
Мария Стюарт родилась в декабре 1542 года. Относительно точной даты ее рождения существуют некоторые расхождения во мнениях. Известны данные натальной карты, составленной астрологом шотландского королевского двора. В этом документе указано время появления Марии на свет: 7 декабря 1542 года, 13 часов 15 минут. Однако возможно, что подлинность этой карты вызывает сомнения у современных исследователей. Многие источники свидетельствуют, что Королева родилась в ночь с 7 на 8 декабря. Вероятно, с этим связан тот факт, что большое количество книг и энциклопедий в итоге указывают дату 8 декабря.Мария Стюарт была дочерью шотландского короля Иакова V и французской принцессы Марии Лотарингской. Кровь Гизов и Бурбонов по линии матери, кровь Тюдоров по линии отца – роковые дары, полученные Королевой от родителей. Царский венец достался ей с колыбели: Иаков V умер через несколько дней после рождения дочери, оставив наследнице престол и царство.
Шотландия носила титул независимого феодального государства с XI века. Внешние и внутренние враги постоянно угрожали ее монархии. В стране бурлила беспрерывная война между представителями короны и дворянскими кланами. За пределами границ могущественная и хищная Англия стремилась к поглощению маленького соседа. Даже союзничество с сильной Францией приносило многие беды. Маленькая Шотландия вынуждена была с великим трудом лавировать в бурных волнах внешней политики двух сильнейших держав. Эти жернова перемалывали человеческие судьбы, как песок, диктуя свою неуемную волю. Судьба Марии Стюарт не стала исключением.
С первой минуты своего рождения Королева стала ставкой в дипломатической игре. В стране образовались две партии, предъявлявшие права на царственную особу и ее трон. Одна партия добивалась брачного договора между Марией Стюарт и наследником английского престола Эдуардом Тюдором. Вторая партия, возглавляемая королевой-матерью Марией де Гиз, искала поддержки у Франции. Для этой страны Мария Стюарт тоже представляла интерес – английский престол мог стать вакантным, тогда родство с Тюдорами обеспечило бы шотландской королеве вторую корону. Франция предложила брак между Марией Стюарт и сыном правящего короля дофином Франциском. Мария де Гиз подписала договор, и 29 июля 1548 года Мария Стюарт покинула свою родину, чтобы пристать к изобильным берегам Франции.
Французский королевский двор имел в то время репутацию самого блистательного и утонченного двора Европы. В культуре его сочетались традиции средневекового рыцарства и идеалы ренессанса. Правящая чета – Генрих II и Екатерина Медичи – восхищались античным искусством, были увлечены музыкой, литературой, живописью. Придворные уделяли внимание не только охоте и рыцарским турнирам, но также балам и концертам, поэтическим состязаниям и интеллектуальным беседам.
В этой атмосфере росла и воспитывалась Мария Стюарт. Она изучала историю, музыку, классические и современные языки – латынь, греческий, итальянский, испанский, английский. Обучение раскрыло природные способности Королевы: она музицировала и писала стихи, отличалась умением грациозно двигаться и изящно танцевать, вести изысканную беседу и проявлять ораторские способности. Благородная красота, природный ум, лоск светского воспитания помогли Марии Стюарт обрести популярность при французском дворе и стать объектом восхищения для творческих его представителей. Художники писали ее портреты, литераторы сочиняли оды в ее честь. Одним из поклонников Королевы (а также ее наставником и учителем в поэзии) был крупнейший поэт французского Возрождения, Пьер де Ронсар.
Свадьба Марии Стюарт с дофином Франциском состоялась 24 апреля 1558 года. День пышной и торжественной церемонии стал днем триумфа для Королевы, которой восхищалась вся Франция. Однако события, последовавшие за свадьбой, были печальны.
В июле 1559 года умер король Генрих II и престол перешел к Франциску II. Мария Стюарт стала королевой Франции, сразу получив возможность ощутить бремя царского венца. Франциск, едва вышедший из детского возраста, был слаб здоровьем. За влияние на молодого короля боролись родственники Марии по линии матери, семья де Гиз, и властная Екатерина Медичи. Для Гизов эта борьба была удачной – они могли проводить свои интересы через Марию Стюарт, которая подчинила себе супруга. Правление Франциска II оборвалось неожиданно через год после воцарения, - в ноябре 1560 года король тяжело заболел и через месяц умер. Вместе с мужем Мария Стюарт потеряла французскую корону и возможность оставаться в стране. Екатерина Медичи жестко настояла на возращении Марии в Шотландию. 15 августа 1561 года Королева была вынуждена покинуть любимый край своего детства и отплыть к берегам родного царства.
Какой предстала перед правительницей Шотландия? Нищей, разоренной войнами страной. Ее мрачные замки менее всего напоминали пышные дворцы Франции, а дворяне не отличались утонченностью нравов. В стране властвовала Реформация, возглавляемая проповедником Джоном Ноксом. Католическая религия была запрещена.
Вот в эту страну вернулась законная Королева – верующая католичка, изнеженная французским двором и воспитанная в духе идеалов Ренессанса. Отношение к монархине в среде дворян было неоднозначным. Консерваторы, возглавляемые графом Хантли, были готовы оказать Марии Стюарт поддержку. Протестанты во главе с Джоном Ноксом требовали отказа от католической веры и брака с протестантом - графом Арраном. Проанглийские интересы представлял сводный брат Королевы Джеймс Стюарт, граф Меррей, незаконнорожденный сын Иакова V. В этой ситуации Мария Стюарт выбрала осторожную тактику. Она официально признала протестантизм в качестве государственной религии, но оставила за собой право исповедовать католицизм. Функции административного управления были отданы Джеймсу Стюарту, получившему титул графа Меррея, и государственному советнику Уильяму Мейтленду. Сама Мария прекрасно справлялась с представительскими обязанностями. Она создала свой маленький двор, окружив себя привычным изысканным интерьером и образованными людьми. Королева любила охоту и гольф, балы и придворный театр. В ее свите были поэты и музыканты. Двор обладал чертами куртуазной культуры, которая позволяла повелительнице принимать рыцарское восхищение подданных. Этот «фривольный» образ жизни постоянно вызывал критику Джона Нокса и протестантов. Встал вопрос о новом браке Королевы.
Выбор нового претендента на руку Марии Стюарт был тесно связан с внешней политикой государства. Лидеры правительства, граф Меррей и советник Уильям Мейтленд, действовали в интересах англо-шотландского сближения.
Отношения с могущественным соседом были сложными. Мария Стюарт как правнучка Генриха VII имела кровные права на английский престол. Однако этот трон занимала Елизавета I - дочь Генриха VIII, которую отец признал бастардом и лишил права наследования короны. Елизавета сумела достичь власти, однако о «незаконности» ее положения постоянно напоминало присутствие «официальной» претендентки на английский трон – Марии Стюарт. Отношения между двумя королевами были враждебными и соперническими. Елизавета стремилась к усилению своего влияния в Шотландии, поддерживая партию шотландских протестантов. Мария пыталась обрести поддержку католического мира. Эти задачи находили отражения в брачных интригах шотландского двора.
Мария Стюарт рассматривала возможность брака с наследником католической империи, Филиппом II Испанским. Елизавета предлагала сопернице союз с подданным Англии и своим фаворитом графом Лестером. Это предложение было достаточно оскорбительно для Марии, и она ответила ударом на удар: в мужья был избран Генрих Стюарт, лорд Дарнли (Дарнлей), правнук английского короля Генриха VII и ревностный католик. Этим браком Мария пыталась укрепить влияние в стране и расширить свои права на английский трон. Кроме того, ею двигали вполне человеческие, женские чувства: желание досадить сопернице, стремление родить наследника и любовь к избраннику. Генрих Дарнли был молод и красив. В июле 1565 года состоялась свадьба.
Брак Марии Стюарт с лордом Дарнли усложнил отношения с Англией. Также он вызвал негодование протестантской партии и оттолкнул от Королевы ее ближайшего сподвижника, графа Меррея. Он попытался поднять восстание против монархини, но потерпел поражение и бежал в Англию. Мария же стала проводить свою политику, укрепляя связи с католицизмом и окружая себя верными подданными из числа иностранцев – французов и итальянцев. Королева рассчитывала на помощь супруга, но ошиблась. Генрих Дарнли оказался тщеславен, труслив, эгоистичен и вероломен. Разочарованная, Мария позволила себе показать свое пренебрежение к супругу и удалила его от себя. Через несколько месяцев отверженный муж встал во главе заговора, направленного против Королевы. 9 марта 1566 года участники заговора ворвались в царские покои и на глазах у Марии Стюарт жестоко убили Давида Риччо, ее личного секретаря. Королева сумела выйти из ситуации, помирившись с мужем и этим шагом внеся раскол в ряды врагов. Однако это примирение было временным. Королева не могла простить мужу предательство. 19 июня 1566 года Мария Стюарт родила наследника шотландской короны, Иакова VI, и после этого события окончательно удалила от себя его отца, Генриха Дарнли. В поисках надежной опоры она обратила внимание на сильного и преданного человека – Джеймса Хепберна, графа Босуэлла.
История отношений Марии Стюарт и графа Босуэлла является спорной страницей в биографии Королевы. Согласно наиболее известной версии, Мария была страстно влюблена в этого человека и ради брака с ним согласилась пойти на убийство мужа. Подтверждением этой версии являются так называемые «письма из ларца» - письма, предположительно написанные Марией Стюарт к Босуэллу. Эта корреспонденция дошла до наших дней только в копиях, и подлинность переписки является сомнительной. Споры исследователей вокруг «писем из ларца» не утихают уже несколько столетий.
Вторая версия исключает мотив страстного влечения Королевы к Босуэллу. Отчаянно нуждаясь в сильной поддержке, Мария Стюарт привлекла его к помощи в управлении страной. Честолюбивый Босуэлл решил добиваться захвата полной власти, составив заговор против короля и рассчитывая на руку монархини. В осуществлении убийства ему помогли опальные шотландские лорды, которым был неугоден супруг Королевы.
Третья версия отрицает участие Босуэлла и Королевы в убийстве, полностью возлагая вину на группировку лордов с графом Меррем во главе. Согласно этой теории, заговор был направлен не только на короля, но и на его царственную супругу.
Четвертая версия гласит, что Генрих Дарнли подготовил собственный заговор против Марии Стюарт, но попался в свою же ловушку.
Факты же таковы: 10 февраля 1567 года Генрих Дарнли, король-консорт Шотландии, был убит в уединенном доме, а здание взорвано. 15 мая 1567 года Мария Стюарт вышла замуж за Джеймса Босуэлла. Общественное мнение безоговорочно сочло ее виновной в смерти мужа, но Королева не предприняла никаких действий к тому, чтобы оправдаться. Этим шагом она лишила себя поддержки в стране, чем воспользовались дворяне-протестанты и сторонники графа Меррея. Военные силы, возглавляемые лордами, изгнали королевскую чету из Эдинбурга. 15 июня 1567 года в битве у Керберри Хилл войска Марии Стюарт и войска лордов встретились. Королева проиграла это сражение. Босуэлл, при ее содействии, сумел бежать, а Мария Стюарт сдалась в плен, вынуждена была отречься от престола в пользу сына и назначить регентом графа Меррея.
После отречения Марию заточили в замок Лохливен, стоящий на острове. Там она вторично разрешилась от бремени. Согласно официальному сообщению, написанному секретарем при ее личном участии, Королева «произвела на свет двух нежизнеспособных младенцев». Она признала, что отцом детей является Босуэлл.
Тем временем дружный союз повстанцев распался. Регентство Меррея вызвало недовольство некоторых лордов, и они были готовы перейти на сторону низложенной монархини. 2 мая 1568 года Мария Стюарт бежала из плена и получила военную поддержку. Однако эта маленькая армия была разбита 13 мая войсками Меррея в битве при Лангсайде. Мария Стюарт решила отбыть в Англию и просить помощи у королевы Елизаветы.
Едва ступив на английскую землю, Мария сделалась пленницей. Елизавета I инициировала расследование обстоятельств смерти Генриха Дарнли и свержения королевы Шотландии. В ходе расследования сторонники свергнувшей стороны – то есть Графа Меррея – предъявили в качестве доказательства вины Марии Стюарт в убийстве мужа уже упомянутые «письма из ларца». По всей видимости, абсолютная подлинность этих писем не была установлена. Елизавета вынесла расплывчатый вердикт, который позволил утвердить власть регента в Шотландии и сделать невозможным возвращение Марии Стюарт на родину.
В английском плену Мария провела девятнадцать лет. У нее были личные покои, свой штат прислуги и охрана, которая бдительно следила за пленницей. Елизавета по-прежнему видела в сопернице опасного претендента на английский трон. Мария Стюарт была надеждой заговорщиков, посягавших на власть Елизаветы и желавших восстановления католичества в Англии. Было раскрыто несколько заговоров, в которых фигурировало имя Королевы. Мария Стюарт получила обвинение в подготовке покушения на жизнь Елизаветы I и была приговорена к смерти.
8 февраля 1587 года Мария Стюарт была казнена путем обезглавливания в замке Фотерингей. Свою смерть Королева встретила мужественно и благородно. Она отказалась отречься от своих прав на английский престол даже во имя жизни, хотя Елизавета предлагала ей свободу в обмен на титул. Мария Стюарт предпочла умереть королевой. © Maria-Stuart.ru
http://www.maria-stuart.ru/
marystuart.kroogi.com
Максим Руссо: Скрытый портрет Марии Стюарт
При рентгеновском исследовании портрета шотландского дворянина XVI века был обнаружен слой живописи с другой картиной, изображавшей королеву Шотландии Марию Стюарт (1542 – 1587). Об открытии сообщает британское издание The Independent.
Отцом Марии был шотландский король Яков V, который умер 14 декабря 1542 года, спустя всего шесть дней после ее рождения. Поскольку она была единственным выжившим ребенком короля, то уже в младенчестве она заняла шотландский престол. Спустя несколько лет в поисках поддержки в борьбе с англичанами и с собственными протестантами Шотландия обралась за помощью к Франции. Знаком их союза стал договор о браке юной королевы Марии Стюарт с Франциском Валуа, сыном короля Франции Генриха II. Мария, которой было шесть лет, отправилась во Францию. Она жила и воспитывалась при королевском дворе, а в 1558 году стала женой Франциска. 10 июля 1559 года Генрих II умер, и Мария стала французской королевой. Но прошел лишь год с небольшим, и шестнадцатилетний король Франциск II умер. Марии пришлось вернуться в Шотландию.
К моменту возвращения Марии Шотландия была расколота на два лагеря: протестантов и католиков, сложными были и отношения с соседней Англией, где правила Елизавета I. Королеве пришлось пережить немало приключений. Хотя ее трудно назвать прирожденным политиком, Мария, действуя силой и хитростью, смогла в течение нескольких лет удерживаться у власти. Дважды она выходила замуж за шотландских аристократов, причем третьего ее мужа, графа Ботвелла, многие считали убийцей предыдущего мужа – лорда Дарндли. В 1567 году удача отвернулась от королевы. Несколько лордов, объединившись, разбили ее армию и вынудили Марию отречься от престола в пользу ее сына Якова VI. Мария бежала в Англию, где в 1587 году была казнена по обвинению в заговоре против Елизаветы.
Обнаружение портрета Марии Стюарт имеет большое историческое значение, так как, хотя, казалось бы, ее изображений известно довольно много, на самом деле прижизненных портретов королевы, если не считать миниатюр, сохранилось всего четыре. Нынешний портрет создавался или во время заключения Марии в Англии, или же вскоре после ее казни.
Он так и не был закончен автором. Предполагают, что он писался по заказу кого-то из видных шотландских католиков, так как Мария всегда была сторонницей католической партии. Но после того, как ее обвинили в организации убийства собственного мужа лорда Дарндли, а затем в заговоре против Елизаветы, она утратила популярность даже среди своих бывших сторонников. Возможно, именно этим объясняется, что работа над портретом была прекращена.
Скорее всего, автором портрета был голландский художник Адриан Вансон, работавший с 1581 года при дворе Якова VI. Он успел закончить лицо, шею и головной убор Марии, а также сделать набросок туловища и рук. Украшения, обычные на портрете столь знатной особы, не были даже намечены. Поверх всего этого художник написал портрет шотландского дворянина Джона Мейтленда, лорда-канцлера при дворе Якова VI. Художник даже превратил черное платье Марии в мужской дублет лорда Мейтленда. Судя по дате, указанной на картине, она была закончена в 1589 году.
Портрет сэра Джона Мейтленда, первого лорда Тирлестайна (National Trust Images)
Обнаружила портрет королевы Марии историк искусства и реставратор Каролина Рэй (Caroline Rae), работающая в Университете Глазго и в Институте искусства Курто в Лондоне. Исследовательница говорит, что Адриан Вансон не мог писать портрет Марии с натуры. Он прибыл в Шотландию в 1579 году, когда бывшая королева уже находилась в Англии. Но Марию Стюарт, находившуюся в заключении в одном из английских замков, посетил другой художник – Николас Хиллиард (ранее мы рассказывали о нем в связи с гипотезой о его авторстве одного из портретов Елизаветы). Хиллиард тогда был молод, но уже приобретал известность в качестве автора портретных миниатюр. Он создал две миниатюры, изображавшие Марию Стюарт, в 1578 или 1579 году.
Мария Стюарт на портрете работы Николаса Хиллиарда (1578 или 1579 год). Музей Виктории и Альберта
Каролина Рэй полагает, что одна из миниатюр Хиллиарда послужила образцом, по которому в 1586 году в Шотландии начал работу над своей картиной Вансон. В 1587 году Мария Стюарт была казнена, и вскоре после этого Вансон начал писать на том же холсте портрет Джона Мейтленда.
Картина со скрытым изображением Марии Стюарта входит в состав коллекции Хэм-хауса, лондонского особняка, принадлежавшего Элизабет Мейтленд, жене Джона Мейтленда, в годы правления Карла II занимавшего пост лорда верховного комиссара, то есть представителя короля в парламенте Шотландии, внука того Джона Мейтленда, что изображен на портрете. Картина хранится в особняке с 1672 года. Сейчас Хэм-хаус принадлежит Национальному фонду и служит публичным музеем.
Портрет Джона Мейтленда и рентгенограмма портрета Марии Стюарт будут показаны публике на специальной выставке, которая открывается 28 октября в Национальной портретной галерее Шотландии в Эдинбурге.
polit.ru