Чюрлёнис. Музыка живописи или живопись музыки? Чюрленис картина фуга


Интегрированный урок по живописи и музыке в 6-м классе: "Микалоюс Константинас Чюрлёнис

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО

Тема: Микалоюс Константинас Чюрлёнис – автор музыкальной живописи.

Цели:

  1. Знакомство с М.К.Чюрлёнисом – композитором и художником начала 20-го века.
  2. Развитие образного мышления обучающихся посредством художественных и музыкальных произведений.

Задачи:

  1. Знакомство с биографией композитора и художника.
  2. Рассказ о картинах.
  3. Знакомство с фортепианными произведениями.
  4. Эскизы учащихся, как результат интегрированного урока.

Оборудование урока:

  1. Портрет М.К.Чюрлёниса. (Приложение 1)
  2. Цветные репродукции картин в формате А4. (Приложение 2)
  3. Исполнение фортепианных произведений М.К.Чюрлёниса: «Музыкальный момент» фа-диез-минор, «Прелюдия» си-мажор. (Приложение 3)
  4. Симфоническая поэма «Море» (CD-диск).

Формы работы:

  1. Групповая работа по картинам.
  2. Музыкальные произведения к картинам.

Базисные понятия:

- полифония – многоголосие; - Прелюдия – небольшая инструментальная пьеса; - соната – жанр инструментальной музыки; - скерцо – дословный перевод – «шутка»; - фуга – полифоническое произведение, основанное на теме; тема изменяется каждый  раз при проведении в другом голосе.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок – знакомство с литовским композитором и художником Микалоюсом Константинасом Чюрлёнисом. Начало двадцатого века характеризуется новым направлением в искусстве – импрессионизмом. Назовите представителей этого направления в живописи и музыке. (Художники: Клод Моне, Эдуард Мане, И.Э.Грабарь, С.А.Коровин; основоположник музыкального импрессионизма - Клод Дебюсси; русские композиторы - А.Н.Скрябин, А.К.Глазунов.)

Творчество Чюрлёниса нельзя отнести только к импрессионизму, в его музыке и картинах сочетаются элементы импрессионизма, экспрессионизма и символизма. Творчество М.К.Чюрлёниса развивалось главным образом в период с 1904 по 1909 год.

В своем творчестве художник осуществлял мечту о единении искусств (идея «синтеза искусств»). Лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью». Об этом говорят и названия картин: «Соната Солнца», «Соната Моря», «Фуга».

2. Краткая справка о художнике и композиторе (искусствовед- школьник).

- Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Детские годы  прошли в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом  в костёле. Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно  музицирует. С детских лет он глубоко чувствует красоту литовской природы, полную нежных красок, все её разнообразные оттенки. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899 году.

Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) – первое большое сочинение. По жанру это пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы.

В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы сочиняет полифонические пьесы, начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной интенсивностью в этих областях.

Первые картины написаны в 1903 году – «Музыка леса», триптих «Рекс». Картина «Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка; прямые стволы сосен – струны; летящий мимо деревьев ветер – музыкант, который колеблет звучащие струны.

В начале 20-го века утверждался принцип взаимопроникновения и взаимодействия искусств, стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ видов и жанров. В 1904 году в Варшаве открывается Школа изящных искусств, куда и поступает Чюрлёнис. Преподавание в школе резко отличалось от принятых академических традиций. Учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры.

Путешествие на Кавказ принесло художнику много новых впечатлений и дало толчок его художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». В этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает литовские народные мелодии. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса, среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые живописные сонаты – «Соната Солнца», «Соната Весны». В 1909 году художник переезжает в Петербург, становится участником выставок, получает признание среди авторитетных искусствоведов того времени, как огромный, оригинальный талант. 10 апреля тяжелая болезнь сводит в могилу выдающегося художника и музыканта, не дожившего до 35 лет.

После кончины художника устраиваются выставки его работ в Москве, Вильнюсе, Петербурге; его картины выставляются на второй международной выставке импрессионистов в Лондоне. На концертах начинают играть его музыку, о нем пишут статьи и книги.

3. Работа по картинам.

- Чюрлёнис глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе, и поэтому ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой. В своё время много было сказано и написано о том, что художник своими картинами хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки.

Картина «Соната моря».

Вопросы:

  1. Что привлекает ваше внимание на первой картине «Сонаты моря» - «Аллегро»?
  2. Что вы можете сказать о деталях картины?

Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Искусствовед Генрих Альтшуллер так рассказывает о картине М.К.Чюрлёниса: «На первой картине, на одном пространстве – три картины. Первая – вид на побережье с высоты птичьего полета; виден берег, видны дальние холмы, деревья на этих холмах – очень маленькие с большой высоты. Вторая – глазами человека, зашедшего у берега в воду; на расстоянии вытянутой руки – волны, тени птиц, силуэты рыб, плавающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. И третья картина – подсистемы моря. Море состоит из капелек, и по всей картине идут желтые капли моря.

Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Система обладает свойствами, которые не имеют ее части. Вроде, все просто в отдельности, а результат магический, чарующий. Меня удивило, почему капельки желтые. Потом в Каунасе я общался с музыковедами, литературоведами, художниками, и неизменно задавал этот вопрос. «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».

Вторая картина «Сонаты моря» - «Анданте».

Вопросы:

  1. Каково ваше впечатление о картине?
  2. Что вы можете сказать о деталях картины?

Картина пронизана мягким сиянием двух солнечных светил. Они, как две манящие звезды, приковывают к себе внимание зрителя. В центре картины – затонувший корабль на ладони морского царя. Состояние покоя художник передает пастельными красками.

 Третья картина «Сонаты моря» - «Финал».

Вздымающаяся огромная волна развернута как гигантская пасть какого-то чудовища. Чюрлёнис заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. И получился новый художественный эффект: не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы сейчас обрушатся на человека. У подножия громадной волны – маленькие кораблики. На фоне волны видны четкие инициалы художника: «М К», как символ победы человека и творца над силами природы.

Задание:

Послушайте «Музыкальный момент» фа-диез-минор М.К.Чюрлёниса.

Вопрос:

  1. Какая из трех картин «Сонаты моря» близка по характеру этому музыкальному произведению?

«Музыкальный момент» - полифоническая пьеса; причем о каждом голосе можно говорить как о целом музыкальном пласте со своими подголосками, со своим динамическим развитием. А гармоничное сочетание голосов дает великолепный звуковой объем всего произведения.

Картина «Соната Солнца».

Как жанр инструментальной музыки, картина состоит из четырех частей:

1 – Аллегро. Определение быстрого темпа в музыке. 2 – Анданте. Одно из определений спокойного темпа в музыке. 3 – Скерцо. 4 – Финал. Кульминация, заключение, итог.

На первой картине «Аллегро» хаотичное изображение множества солнц создает ощущение быстрого движения. Все солнца разной величины. Будто из тумана освещают они изображения ворот, как вход в неведомые миры, как приглашение посетить и увидеть далекое, таинственное. Эта картина подтверждает те слова, какими Чюрлёнис охарактеризовал свое творчество: «Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну».

Вторая картина «Сонаты Солнца» - «Анданте» - полная противоположность первой.

Широкие, мощные солнечные лучи заполняют собой все пространство. Своим ярким, теплым светом они согревают землю. На земле, согретой солнцем, рождается жизнь. Вся картина наполнена теплотой, светом, покоем.

Третья картина «Сонаты Солнца» - «Скерцо».

Вопрос:

  1. Какие приемы художник использует для передачи легкости, невесомости, шутливости в картине?

Легкость, изящество передает художник фантастическим изображением всего, что мы видим. Картина написана прозрачными пастельными красками. Воздушные, почти прозрачные мосты на переднем плане обрамляют картину, создавая, таким образом, объемность изображения (мы видим мосты и вдали). Мерцание разноцветных бабочек чередуется с прелестными цветами, манящими нас вдаль. Все изображенное на картине стремится вверх, к солнцу.

Четвертая картина «Сонаты Солнца» - «Финал». Совершив круговорот, жизнь снова угасает в грозном, опутанном паутиной финале. Но блики солнца соединяют все собой, они отчетливо видны на краях колокола. Символ солнца на самом колоколе является стержнем не только этих картин, но и всего творчества М. К.Чюрлёниса – художника и композитора. Колокол на картине – как апофеоз художественного цикла «Соната Солнца».

Задание:

Прослушайте «Прелюдию» си-мажор М.К.Чюрлёниса.

Вопрос:

  1. Какой из картин «Сонаты Солнца» пьеса близка по характеру?

Напевная, светлая по характеру восходящая мелодия повторятся, постепенно развиваясь из одноголосного проведения в аккордовое звучание. Яркая по динамике кульминация «Прелюдии» плавно переходит в умиротворенную, прозрачную каденцию (заключение).

Триптих «Рекс» - картина, состоящая из трех частей.

На первой картине мы видим статую на постаменте в безбрежном водном пространстве. Океан или море? Скорее всего – океан. Водное пространство настолько огромное, что практически не видно линии горизонта.

На второй картине изображён верх постамента и пальцы статуи. Под постаментом – корабль, мачта которого не достаёт до постамента. Начинаешь понимать, насколько велика статуя.

Третья картина – сам корабль с верхушкой мачты. Невольно понимаешь, что статуя не только велика, она огромна.

Человеческий мозг обладает удивительной способностью – он думает даже тогда, когда мы не хотим думать. Три картины, они не представляют художественной ценности каждая в отдельности, это не шедевр. То есть, она не лишена смысла, но взгляд невольно сканирует три картины, и через две-три минуты созерцания мы не воспринимаем их порознь, а видим их как единое целое. Появляется ощущение огромности океана, в котором даже такая гигантская, чудовищная по размерам статуя - маленькое пятнышко на первой картине.

Картина «Рекс» - одна из первых попыток Чюрлёниса как применение системного мышления в живописи.

Фуга - многоголосное произведение, основанное на музыкальной теме. Первое проведение темы – одноголосно (в любом голосе). Далее с некоторыми изменениями она звучит во втором, в третьем, в четвёртом голосах. Изменяться тема может в интонации, в динамическом развитии, в штрихах.

Картина «Фуга».

На картине М.К.Чюрлёниса мы видим полное соответствие начальному построению фуги. Первое проведение темы – одноголосное в верхнем регистре с почти нейтральными динамическими оттенками (пастельные тона). В теме – отдельные яркие элементы (аллегорическое изображение в виде ёлочек) и контрастные и штрихи – солнечные маленькие кружочки на высоких подставках. Ёлочки в первом проведении темы имеют свой приятный синеватый цвет (оттенки в музыке). Дальше художник не даёт зеркального отображения темы, значит, тема изменяется. Ёлочки изменили свой цвет (динамические оттенки) и смещены в сравнении с первым изображением. Меняется амплитуда колебаний, её кульминационные моменты.

В следующем проведении темы автор не даёт её полного изображения, но видна резкая смена цвета (динамическое нагнетание), отдельные отголоски темы (тени) с вдруг появляющимися яркими элементами (чёткое изображение ёлочек). Близкое расположение ёлочек говорит о приближающейся кульминации.

И как итог – кульминация фуги – яркое проведение темы в низком регистре (тёмный, насыщенный цвет).

Насыщенность красок (от светлого к тёмному) и переход от светлых тонов к тёмным, а также блики точек на тёмном фоне соответствуют богатству развития музыки в момент кульминации.

Заключение.

Синтез искусств (музыка и живопись) в творчестве М.К.Чюрлёниса подчеркивает в своем стихотворении литовская поэтесса Соломея Нерис и составляет единство музыки, живописи и поэзии:

Весна, весна! В садах поет сирень, Звенит река, сияет майский день, Река небес - так глубока, А ветер гонит облака! Весна, весна! В ветвях берез лесных Струится сок побегов молодых – То кровь моя – и ветра взлет Дыханьем воли обдает, Там белой тучкой пробежит, Там в листьях ивы задрожит, Там птицею вспорхнет лесной Твоя свобода, край родной! Колокола мне в сотый раз О счастье, о любви поют… Встречай меня, родной приют!

(«Весна», перевод М.Замаховской)

Творчество М.К.Чюрлёниса – это уникальное явление в истории литовского и мирового искусства. Очень чуткий и яркий художник умел и находил точки соприкосновения живописи и музыки.

Задание:

Послушайте симфоническую поэму «Море», сделайте эскизы художественных образов, которые возникнут у вас при прослушивании произведения (CD- диск).

Домашнее задание

- Нарисовать рисунки по итогам интегрированного урока. (Примеры рисунков, Приложение 4)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Фуга и соната в музыке и живописи М. К. Чюрлёниса»

«Фуга и соната в музыке и живописи М.К.Чюрлёниса»

 

 

1. Тема урока: «Фуга и соната в музыке и живописи М.К.Чюрлёниса»

2. Цель: раскрыть понятие «музыкальный пейзаж», сравнить музыкальные

             формы фуги и сонаты

3. Задачи: 

образовательная: создание целостного представления о едином  

                               художественном образе на основе выразительных средств

                               музыки, живописи; развивать умение сопоставлять увиденное

                               и услышанное;

развивающая:       развивать у детей творческое и воссоздающее воображение,

                               умение эмоционально откликаться на услышанное, увиденное;

воспитательная: обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать

                               изобразительные способности и художественный вкус.

4. Тип урока: урок усвоения новых знаний

5. Методы: словесный, наглядный, практический, поисково-проблемный

6. Музыкальный материал: «Токката и фуга» И.Баха, «Соната» Ф.Кулау  

7. Оборудование: пианино, фонохрестоматия, хрестоматия, магнитофон,

                             музыкальные диски, портреты композиторов, иллюстрации    

                              картин М.К.Чюрлёниса «Фуга», «Соната пирамид».

 

План урока

1. Организационный момент урока       …………………………..….    2 мин.                           

2. Работа над песней …………………...……………………………...    5 мин.

3. Игра «Кто последний?»………………....………………………….     5 мин.

4. Слушание «Токкаты и фуги» И.Баха..……………………………..    2 мин.

5. Словарная работа………………………………………………………4 мин.

6. Изучение нового материала («Фуга» М.К.Чюрлёниса)………..…. 10 мин.

7.  Слушание «Сонаты» Ф.Кулау…….………………………………..   2 мин.

8. Беседа по картине «Соната пирамид»……………………………….. 5 мин.

9.  Итог урока                                         …………………………………  3 мин.

10.Домашнее задание                            ………………………………..     2 мин.

 

 

 

Ход урока

 

1. Организация учащихся на урок.

 

2. Работа над песней «В церкви» П.И.Чайковского из «Детского альбома».

    Цель: продолжить работу, начатую на прошлом уроке: закрепление мелодии и текста первой части песни. Исполнение без инструментального сопровождения.

 

3. Игра «Кто последний?». 

   Учитель предлагает ученикам поиграть в новую игру - начиная с первой парты или первого ряда, называть фамилии композиторов. Каждый имеет право назвать одну фамилию, затем ход переходит к следующему. Если ребенок затрудняется с ответом, ход переходит к следующему, и так, пока весь класс не примет участие в игре. Далее игра продолжается по кругу. Выигрывает тот, кто оказался последним. Ему предоставляется право самому исполнить любую песню, вместе с товарищем или группой, а может попросить, чтобы класс спел для него.

 

4. Звучит «Токката и фуга» (ре минор) для органа И.Баха. Как бы продолжая игру, учитель просит назвать произведение (слушали в первом полугодии) и всё, что известно о нём и о произведении.

 

- Как называется это произведение?

- «Токката и фуга».

- Кто его написал?

- И.С.Бах.

- Какой инструмент исполнял это произведение?

- Орган.

- Что означает слово «фуга»?

Проводится словарная работа (совместная: часть ответа даёт учитель, а часть -  ученик).

 

- Фуга – в переводе с латинского и итальянского – бег, быстрое течение; музыкальное произведение, основанное на контрапункте (одновременном сочетании двух и более мелодических линий в разных голосах) и имитации (повторение точное или изменённое в каком-либо голосе мелодии, перед тем прозвучавшей в другом голосе), высшая полифоническая форма.

- Что такое «токката»?

- Токката – в переводе с итальянского - прикосновение, удар; виртуозная вступительная пьеса.

- Ну и так как это произведение мы называем полифоническим, что такое полифония?

- Полифония - это вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании двух или более самостоятельных мелодий.

 

- А теперь я предлагаю представить, как можно нарисовать фугу.

 Ответы детей.

- Сегодня познакомлю вас с литовским композитором и художником, который сумел объединить музыку и живопись. Это - Микалоюс-Константинас Чюрлёнис.

 

На доске написаны годы жизни Чюрлёниса (1875-1911), висит его портрет и картины.

- Родился Чюрлёнис в семье органиста. Игре на фортепиано обучался у отца.  

Чюрлёнис окончил помимо двух консерваторий (Варшавской и Лейпцигской) и Варшавскую школу изящных искусств. Чюрлёнис – автор первого в литовской профессиональной музыке симфонического произведения – поэма «В лесу». Ему также принадлежат симфоническая поэма «Море», более 200 произведений для фортепиано, обработки литовских народных песен. Чюрлёнис в некотором роде ещё и писатель - он автор поэтических текстов сказок. Как художник он создал ряд картин, которым дал музыкальные названия: «Соната», «Прелюдия», «Фуга».

 

Вниманию учащихся предлагается репродукция картины Чюрлёниса «Фуга». На доске написаны термины: экспозиция, разработка, реприза.

 

Обсуждение увиденного.

 

Центральный образ «Фуги» Чюрлёниса, её тема – это ель. В нижней части картины, в экспозиции (по аналогии с музыкой), она доминирует (больший размер, более тёмный цвет). Ей сопутствуют образы скорбно сидящих литовских сказочных королей, но они по колориту бледнее, менее значимы, как и противосложение в музыке. Экспозиция с её основными образами плавно переходит в разработку, отличающуюся масштабностью и высветляющимся колоритом. Аналогично и в музыке – разработочное развитие характеризуется обычно интенсивным тональным модулированием, изменяющим колорит темы. Третья часть картины – реприза – очень чётко отграничена. Для неё художник приберёг, точно так же, как это делается и в музыке, более сильные и конструктивные приёмы – зеркальное отражение темы. Вопреки реальным, оптическим законам, ёлочки отражаются не точно друг против друга, а со сдвигом, подобно темам в музыке фуги.

Обращение художника к форме фуги не случайно. Фуга была одной из любимых музыкальных форм самого Чюрлёниса.

Не случайно и обращение его и к сонатной форме. Как произведение многочастное, соната даёт возможность развёртывания мысли на протяжении большого времени и использует приём контраста как одно из основных средств развития.

 

Слушание «Сонаты» Ф.Кулау.

 

- Можно ли нарисовать эту музыку?

Ответы детей.

 

На доске появляется репродукция картины Чюрлёниса «Соната пирамид».

 - Достоинство всех живописных сонат Чюрлёниса в том, что, не зная и не понимая всех тонкостей отражения в них музыкальной формы, их вполне можно воспринимать как самостоятельную живопись, пусть и необычную, фантастическую, поскольку в ней всегда угадываются контуры реального мира, несмотря на его символическую обобщённость и космическую отстранённость.

Все картины и рукописи Чюрлёниса хранятся в Каунасском художественном музее, носящем его имя.

 

Выводы: музыкальность картин Чюрлёниса выявляется в композиционной структуре, в передаче динамики движения, в различных линейных ритмах, в богатстве колорита.

 

Домашнее задание: предложить детям продолжить собирать репродукции картин, для того, чтобы создать свою картинную галерею, приложить стихотворный текст или прозу о своём впечатлении от этих картин.

flatik.ru

Музыкальная живопись Чюрлениса

С утра идёт дождь, нарушились мои планы, накатила меланхолия. Пью кофе и слушаю давно забытый мною струнный кватрет М.Чюрлёниса. В юности я была покорена его картинами, много позже познакомилась со стихами и музыкой. У М.Чюрлёниса особый дар — приоткрыть завесу над внутренней красотой мироздания, над его связью с человеком, тем саым побудить нас к размышлению и поиску. Есть такая эстетическая теория — non finito , теория незавершенности. Досужие немцы (Й. Гантнер), отталкиваясь от скульптуры, выдвинули идею, что "зачастую мастер (сознательно или бессознательно) не доводит свою работу до ясного, определенного финала. В отличие, скажем, от математика, который доводит решение задачи до четкого ответа. В изобразительном же искусстве незавершенность, недосказанность подталкивает зрителя к необходимости додумать “ответ” самому, вовлекая его таким образом в процесс сотворчества. По сути, термин non finito применим ко многим — если не ко всем — картинам Чюрлёниса. Художник верит в нашу способность выбирать и видеть. Он делится с нами тайной, которую нам предстоит разгадать." (цитата из статьи Самуила Курта "Понять Чюрлёниса")Не сомневаюсь, что в "Искусстве" есть посты по М.Чюрлёнису, но я предлагаю вспомнить и ещё раз прикоснуться к его поэзии и музыке. Встречи с прекрасным лишними не бывают.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875–1911) — композитор, художник, поэт.

Живопись , музыка, поэзия Чюрлёниса - пример успешного соединения чувства и интеллекта, когда мысли органично переведены на язык живописных и музыкальных образов.Реальность и фантастика, мистика и явь, надежда и разочарование - всё это выражается Чюрлёнисом при помощи звука, слова, красок.В край вечной красоты, солнца и фантазий перемещают нас картины-притчи, картины-загадки Чюрлёниса. Посмотри, что у меня в руках -Маленькое чудо - новый Мир!Я его принес издалека,Где твои ладошки, на - возьми.Он рожден в горниле дальних звезд,Он был мал, беспомощен и слеп.Я тебе его в подарок нес -Самой дорогой из Королев.Погляди, он светится в ночи -Ласковый, животворящий свет.Этим светом мы подарим жизньСамой лучшей из твоих планет.Светом мы растопим шапки льда,Воздух, землю, воду оживим,А на небосклон - взойдет звезда,Названная именем твоимЗавари на кухне крепкий чай...Я - Король, и кое-что могу:Сохраню и буду защищать,Только от тебя - не сберегу...Ты с ним свысока не говори,Он возьмет - и просто не поймет.От непонимания - сгорит,А от невнимания - умрет.В заполошной суматохе днейможет потеряться по пути,А найти... найти всегда трудней,Можно ведь и вовсе не найти.Ты хотя бы поняла, О ЧЕМ?Или ждешь еще каких-то слов?Дай мне руку - вот мое плечо.Кто сказал, что Мир - не есть Любовь...

Чюрлёнис писал фуги, сонаты, музицировал, руководил хором и только в 27 лет стал учиться живописи, а в 36 лет же умер.Он торопился жить, писать картины и сочинять музыку, как будто предчувствовал свой скорый уход в мир иной.

Чюрлёнис сделал попытку слить воедино несколько видов искусства: лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью». Характерная условность изображения, тонкая мерцающая гамма красок вызывает соответствующий эмоциональный настрой.Чюрлёнис стремится создать конструкцию развития образов подобно движению мелодии, путём их сложного совмещения., своеобразного "наплыва", а в итоге создаётся многоплановость композиции. Пример тому "Соната весны. Анданте","Корабль","Фуга".Свои циклы картин он иногда называет сонатами, ведь они по своему строению, значению и настроению подобны частям музыкального произведения ("Сотворение мира",триптих "Сказка","циклы "Соната солнца","Соната моря"). ("Звёздная соната")

("Сотворение мира")Чюрленис верил во внутреннее таинственное преображение человечества через искусство.Отличительная черта его творчества - отсутствие в нем обычной для той эпохи декларативности, камерность, особая интимность его фантастики. Хрупкость обыденной земной жизни и нездешние миры в творчестве – все это Чюрленис, но больше всего поражает в его картинах и музыке – это ощущение внутренней чистоты. Любовь — это восход солнца, Полдень долгий и жаркий, Вечер тихий и чудный. А родина его тоска.Любовь — это старая песенка.Любовь — это качели радуги,Подвешенные на белых облаках.Любовь — это мгновение блескаВсех солнц и всех звезд.Любовь — это мост из чистого золотаЧерез реку жизни, разделяющуюБерега «добра и зла».Любовь — это крепкие белые крылья.Любовь — это старый сосновый лес в жаркий полдень, Это отдых в лесу под убаюкивающий шум сосен.Любовь — это дорога к солнцу,вымощенная острыми жемчужными раковинами, По которым ты должен идти босиком.

Я полечу в очень далекие миры,в края вечной красоты, солнца и сказки,фантазии, в зачарованную страну,самую прекрасную на земле. И будудолго, долго смотреть на все,чтоб ты обо всем прочитала в моих глазах... Истоки творчества - красота родной природы, народные сказки, легенды,песни.Образы, созданные Чюрлёнисом, многозначны,часто раскрываются самыми неожиданными сопоставлениями.Зелёный лес и белые облака превращаются в великанов ("День"),гигантский утёс с двумя огоньками костров видится лежащим чудовищем "Спокойствие"). В буйстве стихийных сил природы звучит тема могущества духа человека ("Перун"), в печальном открывается светлая умиротворённость ("Похороны"). Всё необычайно ёмко: образы природы, персонажи народных легенд, поэзия познания вечного движения Вселенной, даже нравственные и философские понятия ("Мысль", "Истина", "Дружба")

http://my.mail.ru/mail/frosia211/video/_vblogs/374.html

http://ciurlionis.eu/ru/zhivopis/

http://art.sovfarfor.com/zhivopis/muzykalnaya-zhivopis-chyur...

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

vladimir71.mirtesen.ru

Искусство слышать - Вспомнить, подумать...

М. Чюрленис

Живопись, которая поет.

Mikalojus Čiurlionis - музыка, живопись, поэзия, любовь

Любовь — это старая песенка.Любовь — это качели радуги,подвешенные на белых облаках.Любовь — это мгновение блескавсех солнц и всех звезд.Любовь — это мост из чистого золотачерез реку жизни, разделяющуюберега «добра и зла».Любовь — это крепкие белые крылья.Любовь — это старый сосновый лесв жаркий полдень, это отдых в лесупод убаюкивающий шум сосен.Любовь — это дорога к солнцу,вымощенная острыми жемчужнымираковинами, по которым ты долженидти босиком.

Чюрлёнис как никто другой воплотил синтез искусств, к которому стремились все символисты.Равно одаренный и преуспевший в музыкальной композиции и в живописи, он приступил крисованию с умом уже состоявшегося, выдающегося композитора и смог так освежить стилевыеискания художественного модернизма, что оказался в числе самых крупных новаторов-абстракционистов.

Все почти 400 музыкальных произведений Чюрлёниса, как и более 300 живописных и графических работ, написаны в одно десятилетие, с 1901 до 1911 года.

Музыкальность картонов и холстов Чюрлёниса всестороння. Половина из них — циклы с нумерацией, названиями и устройством как у музыкальных жанров: Сонаты (Соната солнца, Соната моря, Соната ужа, Соната весны), Симфонии, Прелюды с фугами.

«Соната солнца»

Из вечности,Из синей глубиныКругами поднимаетсяВращенье,Огня земногоАлое цветенье,И белых вод кипящихОтделенье,И мощное кружениеВолны.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис Соната солнца. Аллегро 1907

Микалоюс Константинас Чюрлёнис Соната солнца. Анданте 1907

Микалоюс Константинас Чюрлёнис Соната солнца. Скерцо 1907

Микалоюс Константинас Чюрлёнис Соната солнца. Финал 1907

«Соната моря.»

Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно.Целое небо обводит своею голубизной твои волны,А ты… дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь,Что нет конца твоей мощи, нет пределов твоему величию,Твоё бытие бесконечно.Велико, могуче, прекрасно море!

Соната моря. Анданте 1908,

На морском дне смутно виднеются затопленные корабли и города. От них вверх поднимаютсядве линии не то жемчужин, не то пузырьков воздуха. Чья-то неведомая рука держит маленькийпарусник, спасая его от поглощения пучиной. И над этим фантастическим пространством струятжелто-зелёные лучи два солнца.

Соната моря. Аллегро 1908

В «Аллегро» мы можем видеть, как волны ритмически накатывают на побережье, а холмистый берег противостоит их напору.

Соната моря. Финал 1908

В«Финале» изображён уже мощный шторм, беснующаяся водная стихия

«Соната весны»

Мерцающие красные холмы,Шумящих травЗеленое движенье,Во всем дыханье Жизни,ВозрожденьеРучьев и рек,И в небеса стремленьеЛюдей и птицВелением весны…От птиц, закрывших небо,Белизна,Как будто облаковС небес паденье,И в сердцеТишина освобожденья,Каких-то сил незримыхПробужденье,И новая,Иная глубина.

Соната весны 1907

«Сотворение мира»

...Помни, что исполнятся все нашижелания, все мечты. Счастье с нами,а если судьба слегка мешает и стесняет,то уж такая у нее привычка...

Помимо весьма условных живописных тональностей, в каждой работе Чюрлёниса есть формирующиеэту тональность островки цвета и те избранные тона, которые показывают ее затейливую«аккордику». Есть свои «тембры» — шероховатый штрих,вибрирующий воздух, проступающие линии-мелодии. Есть своя градуировка интенсивности цвета — соответствие звуковой громкости.

Сотворение мира IX 1906

Композиция картины Чюрлениса из цикла «Сотворение мира» строится по законам музыкальнойгармонии. Стебли фантастических растений тянутся вверх, почти не переплетаясь и вспыхиваявремя от времени яркими красно-оранжевыми цветами. Их тропическое буйство передаётинтенсивность и пульсирующую энергию происходящих процессов. Чюрлёнис в своей живописи словно улавливает и передает ритмы природы – вечно повторяющиеся и все же изменчивые, в то же время он пишет реальность с иными, отличными от земных, параметрами. Искусствоведы говорят, что в созданном Чюрлёнисом пространстве нередко отсутствует сила земного притяжения.

Некоторые картины уподоблены слышанию хоровых партитур: например, в «Сотворении мира»фундаментальным басам внизу созвучен верхний голос, а связанные с ними яркие репликимелодии расцветают в мягко пульсирующем объёме средних голосов.

Диптиха «Прелюд. Фуга»

Я, как Бог, един в трех лицах.Я свеча. Горю, копчу.Мотылек. По воле Рока В той свече сгореть лечу.И сторонний наблюдатель.Знаю все наверняка,Но стремлюсь душою - крыльямиВ злое пламя языка....

Микалоюс Константинас Чюрлёнис Прелюд. Из диптиха "Прелюд. Фуга" 1908

У двух частей диптиха «Прелюд. Фуга», как и положено, общая тональность — чуть сумрачная,но светлая и прозрачная, в сторону надежды: фа-диез минор или ми минор. В Прелюде (обычно это «схваченное» звуками состояние или сюжет-«присказка») силуэт огромного челна, практически неразличимого в акварельном фоне, образованном морем и воздухом, угадываетсяпо коротким черточкам-ноткам тени. Чёлн потому так важен, что исчезнет из вида, когда солнце взойдёт повыше или окончательно сядет, и город на берегу явит свою размеренную полифонию. В ней предполагается гибкий неспешный мотив, «утолщающийся» от четырехкратногоповторения, с переходом в мажорный эпизод и напоследок встающий стеной; но здесь тольконаметки будущей фуги. Она развернется в отдельную картину.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис Фуга. Из диптиха "Прелюд. Фуга" 1908

Тут на переднем плане и на горизонте («таймер») — снова изогнутые мотивы города,с вершинамихолмов и шпилей, подчас в несколько слоёв, однако есть и другая тема,и она развивается по-своему — но и одновременно с первой. Ее прихотливая линия почти симметрична — как еслибы вы попытались обрисовать резной контур ёлки. Вдали она — со сдвигом по «шкале времени» — отражена: спуски вместо подъемов,и наоборот. Музыканты сказали бы «тема проведена вобращении». Также время от времени контур обрисовывается более мелкими или более крупнымидвижениями — тема идет более дробным или, соответственно, более крупным ритмом(«в уменьшении» или «в увеличении»).

Соната ужа 1908

Виднеющиеся друг из-за друга ёлки — это«ускоритель» фуги, он называется стретта: тема ещезвучит в одном голосе, и уже началась в другом — выше или ниже, светлее или темнее.Иногда ёлку заслоняет городской рельеф, иногда наоборот; в конце остается только город.И как живые деревья никогда не идентичны друг другу, так и в фуге тема не может повторяться буквально — в этом и состоит смысл показывания ее разных возможностей.

Двухтемную фугу хоть раз в жизни писал каждый композитор-полифонист. Можно представить,что Чюрлёнис вообразил её, но вместо нотной записи нарисовал темперой. Так что сыгратьее невозможно, но можно подобрать аналоги из мирового музыкального наследия. Например:

— Дмитрий Шостакович, Прелюдия и фуга ми минор из цикла «24 прелюдии и фуги для фортепиано» (1950−1951). Эта фуга как раз двухтемная.

— Подходящая «по духу» музыка из опусов Чюрлёниса — первая часть (Allegro moderato) струнного Квартета до минор (слушаем с нуля до 11:00), суровая музыка о себе и мире,с просветлениями, как солнце в пейзаже.

Shostakovich - Prelude & fugue e-moll – Richter

Ciurlionis - String quartet c-moll - Allegro moderato

Источник: artchive.ru

ngasanova.livejournal.com

Чюрлёнис. Музыка живописи или живопись музыки? | Биографии

Многие из тех, кто отмечают особую зловредную привычку судьбы стеснять и мешать, хорошо при этом понимают, что ощущения счастья это не затрагивает. «Счастье с нами». Но с этим чувством часто бывает трудно жить.

Без фантазеров и мечтателей мир не смог бы существовать, не вытянул бы ни одного своего столетия. Фраза, сказанная в 1929 году Горьким, («А где же мечта? Мечта где? Фантазия где — я спрашиваю? Почему у нас Чюрленисов нет?») доказывает, что умел писатель видеть много дальше проповедуемого соцреализма и понимал необходимость самых разнообразных форм самовыражения в искусстве.

«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди — как ноты» (Чюрленис).

Местом рождения и местом смерти Чюрлениса значится Российская империя. Но нужно понимать, что родился он в Литве. Отец был из крестьянской семьи, работал органистом в церкви. Мать — из немецких переселенцев, она занималась детьми, среди которых Микалоюс Константинас был старшим. Несмотря на то, что отец Чюрлениса был литовцем, мать — немкой, родными его языками оставались польский и русский (только к моменту знакомства с будущей женой он начал изучать литовский язык).

Соната моря (Финал, Чюрленис)

Итак, Микалоюс Константинас Чюрленис родился 10 (22) сентября 1875 года в городе Варена (сейчас — Литва). Умер 28 марта (10 апреля) 1911 года в Пустельнике Миньски (ныне — Польша). В этом году — столетие со дня смерти.

Семья была многодетная и небогатая, но, как часто случается (или случалось раньше), на одаренного ребенка обратили внимание те, кто мог помочь. Благодаря князю Михаилу Огинскому мальчик с раннего детства получил возможность заниматься музыкой.

Образование, которое получил Чюрленис, также несло на себе печать специфики места рождения. Он учился в двух консерваториях — в Варшавской и в Лейпцигской. Живописи Чюрленис учился позже и тоже в Варшаве. Композитор, художник, поэт, даже философ — одно неотделимо от другого. Чюрленис — автор многих музыкальных сочинений (около 250) и более 300 картин — как тут определишь? Невозможно «определить» его и в стилистическом отношении: хотя несомненно сильное влияние символизма, модерна, арт-нуво в живописи, позднего романтизма и импрессионизма и прочих «-измов» — в музыке. А также глубокого полифонизма и там, и там.

Соната пирамид (Аллегро, Чюрленис)

В 1907 году Чюрленис приезжает в Петербург. Именно там, в условиях нищеты, за пару лет он создает большую часть своих картин. Его принимают и признают такие художники, как Маковский, Добужинский, Бенуа, Бакст, Рерих, Лансере. Добужинский отдал свой рояль. Чюрленису старались помочь с выставками: первая состоялась в том же году в рамках выставки «Союза русских художников». Художники «Мира искусства» привлекли его к театрально-декоративному искусству. А. Бенуа писал, что если бы он (Бенуа) был богат, он бы заказал Чюрленису гигантские фрески.

«Умение заглянуть в бесконечность пространства и в глубь веков делали Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства», — писал М. В. Добужинский.

Но все чаще композитор испытывал тоску, приступы депрессии усугублялись. В 1910 году Чюрлениса помещают в нервную больницу под Варшавой. После прогулки в лесу он простудился и умер возрасте 35 лет.

Прелюдия и фуга (Ангел, Чюрленис)

Ритм, пластика, архитектоника — все эти понятия одинаково применимы к разным видам искусств. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и краски музыкальных гармоний. Форма, композиция — само собой. Даже слова «тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. Многие картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты, картины-прелюды. И наоборот — музыка переходит свои границы:

«Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», — писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев.

Соната звезд (Аллегро, Чюрленис)

Вопрос о синтезе искусств — вопрос очень старый. Почему именно на переломе эпох (19 и 20 веков) этот вопрос актуально и мощно встал перед многими деятелями — сказать не могу. Уже было в обиходе понятие «цветной слух», известно, например, что им обладал Н.А. Римский-Корсаков. Но достаточно назвать только Александра Скрябина. Его идеи, не вселенского мистического масштаба, а идеи светомузыки были реализованы техническими специалистами из Казани (НИИ «Прометей») спустя много десятилетий. В партитуру своей симфонической поэмы «Прометей» он включил партию световой клавиатуры — ее расшифровали. Идею «Мистерии» — действа звуков, красок, запахов, движений — Скрябин реализовать не успел.

Общность Скрябина и Чюрлениса трудно не заметить. Даже во внешности есть чуть уловимые общие черты. Заметна некоторая общность интересов и идей. Азбучным стало представление о том, что вопросы светомузыки с «музыкальной стороны» решал Скрябин, а с «живописной» — Чюрленис. Происходило это в одно и то же время — в первом десятилетии 20 века. При этом — знакомы они не были. Маковский писал о Чюрленисе: «Его творчество — музыка в той же степени, как живопись».

Соната лета (Скерцо, Чюрленис)

То, как видел-слышал (одновременно) Чюрленис, можно разгадывать, расшифровывать и распутывать. А можно просто воспринимать, как мы воспринимаем любые другие образы.

Ромен Роллан был восхищен творчеством художника и композитора, посвятив ему многие строки:

«Просто невозможно выразить, как я взволнован этим поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики. Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи больших пространств, в монументальной фреске! Это новый духовный континент, Христофором Колумбом которого, несомненно, остается Чюрленис… Я думаю, что он сам должен был пережить какую-то мечту и то ощущение, которое нас охватывает, когда мы, засыпая, вдруг чувствуем, что парим в воздухе».

Ощущение парения дано, вероятно, каждому. Не все в нем, правда, нуждаются.

Хрупкость обыденной земной жизни и нездешние миры в творчестве — все это Чюрленис. Но что больше всего меня поражает в его картинах и музыке — это ощущение внутренней чистоты.

В комментариях можно послушать фрагмент симфонической поэмы «В лесу» с видеорядом картин. Композитор и художник — М. К. Чюрленис.

shkolazhizni.ru

Самые известные картины Чюрлениса

Картины Чюрлениса - уникальные произведения искусства, созданные на стыке живописи и музыки. Ведь и сам автор был не только художником, но и композитором. Он считается основоположником профессиональной литовской музыки. Благодаря ему о национальной литовской культуре узнали во всем мире.

Биография художника

Самые известные картины ЧюрленисаИсследовать картины Чюрлениса одно удовольствие. Ведь приходится анализировать не только их художественные особенности, но и музыку, под которую они создавались, или которая звучала в этот момент в голове автора. Но сначала расскажем немного о самом авторе.Микалоюс Чюрленис родился в 1875 году в городке Варене Виленской губернии. Сейчас это самый юг Литвы. Его детство прошло в курортном городе Друскининкае, который и сегодня считается "чемпионом" Литвы по привлечению иностранных инвестиций.Сегодня в Друскининкае в парке отдыха открыт практически музей деревянных скульптур Чюрлениса на открытом воздухе.Отец будущего художника был органистом. Мать эмигрировала из немецкого Регенсбурга после начавшихся там гонений католической церкви на евангелистов. В семье говорили на польском. До конца жизни все свои произведения и письма Чюрленис писал только на этом языке.В юности у него обнаружились способности к музыке. Он начал заниматься в школе князя Огинского, которая располагалась в Плунгянах, на территории современной Литвы. Именно здесь началась его профессиональная музыкальная карьера. Он играл в княжеском оркестре.По инициативе князя Чюрленис поступает в Варшавский музыкальный институт. После успешной защиты диплома получает в подарок от своего покровителя настоящее пианино.

"В лесу"

Самые известные картины ЧюрленисаВ самом конце XIX века Чюрленис пишет симфоническую поэму "В лесу", которая стала первым литовским симфоническим произведением. По тематике она близка с его первым живописным произведением "Музыка леса", которое он написал в 1903 году.Стоит отметить, что картины Чюрлениса очень часто созвучны с его музыкальными творениями. "Музыку леса " он пишет маслом. Художественные образы просты и незатейливы. Шум в лесу сравнивается с музыкой, а ветер, шумящий в ветвях, с музыкантом, который прикасается к струнам инструмента. Такие аллюзии рождаются в голове каждого, у кого хорошо развито воображение.На связь музыки и живописи намекают практически все образы. Такими особенностями отличаются все картины Чюрлениса. Стволы деревьев похожи на струны арфы, а из тумана вырисовывается рука, которая как будто на них играет. Исследователи отмечают, что эта работа во многом несовершенна, но в ней уже виден тот Чюрленис, который прославится всего через несколько лет.

Занятия живописью

Самые известные картины ЧюрленисаВ 1902 году князь Огинский умирает, Чюрленис остается без своего финансового покровителя. Он вынужден вернуться из Лейпцига, где обучался в консерватории, в Варшаву. Тут он начинает брать уроки живописи у Яна Каузика, заниматься в художественном училище.Уже в 1905 году он провел свою первую персональную выставку в Варшаве, а в 1906 году представил полотна в Санкт-Петербурге.

Картины-сонаты

За свою творческую карьеру около 300 художественных произведений нарисовал Чюрленис. Картины с названиями "Сказка королей" и "Сказка" относятся к его мифическим символически-обобщенным произведениям.Многие его полотна созданы в жанрах ар нуво и модерн. Помимо значительного влияния символистов, в них заметны черты декоративно-прикладного народного искусства, а также египетской, японской и индийской культур.Часто проводил аналогии между миром музыки и живописи Микалоюс Чюрленис. Картины "Соната солнца", "Соната моря", "Соната весны" объединяют в один общий цикл картин-сонат.Астральные и космогонические мифы можно наблюдать в его цикле "Сотворение мира", а фольклорные представления - в полотне "Жемайские кресты", циклах "Зима" и "Весна".К сожалению исследователей, многие произведения художника сегодня утрачены. Оставшиеся находятся в Каунасском художественном музее. Отдельные полотна хранятся в частных коллекциях по всему миру.

"Жертвоприношение"

Самые известные картины ЧюрленисаКартины М. Чюрлениса всегда отражали его внутренний мир. Яркий пример - "Жертвоприношение", написанное в 1909 году.В тот год он живет в Петербурге, работе посвящает практически все время. Он одинок и чувствует себя непонятым. Намечается кризис в его личной жизни. Супруга София Кимантайте, которую он любил, бросает мужа и одна возвращается в Литву.Именно тогда впервые проявилась душевная болезнь, которая через пару лет и привела к гибели художника. Но в 1909 году он еще пытается бороться и противостоять депрессии.К этому периоду относится картина "Жертвоприношение". Она выполнена в максимально скупой манере. Сюжет ее таинственен и мрачен. Однозначно его толковать никто не берется. В центре полотна - фигура ангела, окутанного клубами темного дыма, поднимающегося от земли. Ангел в это время смотрит на небо, как бы вопрошая, какие еще жертвы от него потребуются. Картина полна тревог и мрачных предчувствий.

"Фуга"

Самые известные картины ЧюрленисаМногие его работы - яркие примеры синтеза искусств. Именно этого добивался Чюрленис. Картина "Фуга" - яркий пример. С ее помощью мы можем увидеть художественное и музыкальное значение произведения для автора.Почему же художник назвал свою картину музыкальным термином? Ответ в образах, которые мы видим на полотне. Похожие друг на друга элементы чередуются и располагаются на нескольких уровнях. Все это явно напоминает мелодические ритмы музыкального произведения. Его ритм мы можем наглядно увидеть в образах, созданных художником.При этом живописца постоянно мучили депрессии, с каждым годом справляться с ними становилось все труднее. В 1911-м он умер от внезапной простуды и полного психического истощения.

Источник

www.obovsyom.ru

Репродукция картины "Фуга" Микалоюса Чюрлёниса

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Микалоюса Чюрлёниса.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Микалоюса Чюрлёниса  на натуральном  холсте.

Микалоюс Чюрлёнис родился в 1875 году. Его отец был органистом. Дед – вольным литовским крестьянином. В семье говорили на польском языке.

Стал известен не только как художник, но и как композитор.

Музыке учился с 14 лет в музыкальной школе князя Михаила Огинского в Плунгянах.

По рекомендации князя, который обеспечил талантливого юношу стипендией, в 1894 году поступил в Варшавский музыкальный институт. По окончании в 1899 году получил от князя в подарок пианино.

Именно Чюрлёнису принадлежит авторство первого литовского симфонического произведения - симфонической поэмы «В лесу»

После смерти князя, Чюрлёнис, оставшийся без стипендии, вынужден был покинуть Лейпциг и уехать в Варшаву. В 1902-1905 годах он учился живописи в рисовальной школе Яна Каузика (1902—1905) и художественном училище (1905) у Стабровского в Варшаве. Работы Чюрлёниса получили одобрение, и ему была предоставлена свобода в реализации своих замыслов.

Около 1904 году он вступил в Варшаве в общество взаимопомощи и руководил хором. Впервые экспонировал свои работы в Варшаве в 1905 году. В 1906 его работы выставлялись на выставке учеников Варшавского художественного училища в Санкт-Петербурге.

Успех художнику принесла работа «Покой»

В январе 1907 года в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников которой был Чюрлёнис. Это стало причиной его возвращения на родину.

В 1908 жил он в Вильне, где руководил хором, часть времени проводил в родном доме в Друскениках и Паланге.

В Вильне Чюрлёнис познакомился с молодой начинающей писательницей Софией Кимантайте-Чюрлёнене, увлечённой идеей поднять уровень литовской национальной культуры, и женился на ней в 1909 году.

Осенью 1908 года был приглашен Сергеем Маковским в Петербург для участия в выставке «Салон». Таким образом Чюрлёнис вошел в круг художников, позднее создавших объединение «Мир искусства». В январе и феврале следующего года на выставке этого объединения были выставлены 125 картин Чюрлёниса.

В 1909 году Чюрлёнис создал свою наиболее масштабную работу — занавес для общества «Рута» размером 4×6 м. Он собственноручно загрунтовал холст и расписал его, использовав стремянки. Но этот его труд оказался непонятым, что серьёзно повлияло на психическое состояние автора

К весне 1910 года его состояние здоровья ухудшилось, и он был помещён в санаторий "Красный Двор" в варшавском пригороде.

В марте 1911 он сообщил открыткой родителям о своём намерении провести лето с ними в Друскениках, однако 10 апреля умер от внезапной простуды.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Микалоюса Чюрлёниса  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта