Тамара Лемпицка Lempicka, Tamara De . Картины лемпицка
Тамара Лемпицка - все картины
У каждого художника свой путь. Тамара Лемпицка погружалась в оргии с незнакомцами на ночь, чтобы весь последующий день писать картины, уходящие теперь с Sotheby’s за $6 млн. Недостатка в деньгах и славе она не испытывала даже при жизни, которой хватило бы на десятки сценариев.
Нестандартная судьба известной художницы «ревущих 20-х»
То, чем до сих пор является книга Мадонны «Секс», тем были картины Лемпицки в начале прошлого века. Вызовом, провокацией, порнографией. Если продолжать аналогии с шоу-бизнесом, а Тамара, несомненно, была поп-звездой в своё время, её можно сравнить с Lady Gaga: те же эпатаж, нарциссизм, показная бисексуальность и бешеная жажда славы. Однако какими бы ни были её человеческие качества, талант не подлежит сомнению. Портреты художницы вошли в историю «ревущих 20-х» наравне с чарльстоном, гангстерами, фильмами с Марлен Дитрих и рассказами Ф. Скотта Фицджеральда. Что касается последних личностей, не исключено, что они вдохновлялись её биографией для придания образам красочности – уж очень нестандартной была судьба этой женщины.
Ярмарка тщеславия
Лемпицка всю жизнь корректировала свой публичный имидж, а потому её подлинная дата рождения находится под вопросом. Метрика говорит о том, что Тамара, урожденная Мария Гурвич – Гурска, родилась в 1895 году в Москве, однако сама она предпочитала другие «координаты» – Варшава, между 1902 и 1905 годами. Ее семья купалась в достатке, отец, русский еврей, и мать, польская аристократка, приложили максимум усилий для того, чтобы дочь жила в роскошном изолированном мирке. Каждый год она отправлялась с бабушкой на каникулы в Италию, откуда и растут корни её увлечений живописью и модой: днем Тамара копировала полотна Рафаэлло и Караваджо, а по вечерам наносила удар по стойкам фешенебельных бутиков. Окончив в возрасте 15 лет швейцарскую школу для девочек, она приехала в Санкт-Петербург, чтобы погостить у тети, видной светской львицы, которая решила устроить племяннице дебют на костюмированном балу. Оттуда она ушла уже под руку со своим будущим мужем, молодым польским адвокатом Тадеушем Лемпики. Два прожигателя жизни нашли друг друга: их разнеженное существование протекало между завтраками в авангардистских кафе и полуденными чаями в литературных салонах, и ничто мирское не омрачало этой идиллии.
До тех пор, пока не началась революция. Тадеуша арестовали, и Тамара была вынуждена буквально своим телом платить за его свободу: такие условия выдвинул ей шведский консул, имевший связи в суде. Он же помог паре бежать в Париж. К тому времени Лемпицка была уже беременна. Они с мужем поселились в самой дешевой комнатке отеля на окраине, без денег, привычного статуса и, похоже, уже без любви друг к другу. Однако Лемпицка не собиралась сидеть, сложа руки. Сразу после рождения дочери Кизетты, она начала брать дополнительные уроки рисования, совершенствуя уже имеющиеся навыки и пробуя себя в разных стилях. Она, во что бы то ни стало, хотела вновь попасть в высшее общество и готова была на все ради осуществления своей цели.
Неутолимый голод
Тамара прибавила к своей фамилии приставку «де», чтобы подчеркнуть аристократизм, оставила дочь на воспитание Тадеушу и пустилась во все тяжкие. Не было громких вечеринок в Париже, на которых бы не присутствовала Лемпицка. Общительная и раскованная, она сама знакомилась с интересовавшими её людьми и предлагала им написать портрет. Дальше в работу включались природное дарование и «сарафанное радио»: картины нравились заказчикам, они рекомендовали Тамару своим друзьям, и та получала долгосрочный пропуск в их дома. «Писатели, учёные, миллионеры, актеры, аристократы – она рисовала богатых, успешных и знаменитых. И, конечно, со многими из них спала», – скажет Кизетта впоследствии.
Это было время вседозволенности, бесконечных развлечений и льющегося через край шампанского, в котором Лемпика чувствовала себя как рыба в воде. Ее художественная манера – переосмысление популярного в тот период архитектурного стиля ар-деко – попала в точку: уникальный, чувственный, эротичный и в то же время рекламный стиль был воспринят публикой с восторгом. Картины Тамары сочетали в себе четкость кубизма и меланхолию Ренессанса, но их главной изюминкой была та томящаяся загадочная сексуальность, которая продолжает, кружить голову поклонникам художницы по сей день.
Работы начали приносить Лемпицке хорошие деньги. Теперь Тамара могла сполна наслаждаться двумя вещами, которые, как сказал когда-то Жан Кокто, она любила в равной мере, – чистым творчеством и светской жизнью. О рабочем графике художницы ходили легенды, передававшиеся из уст в уста многочисленными очевидцами и участниками событий. Говорят, что под вечер она выходила из своего особняка и отправлялась на набережную Сены, где приглашала в ближайший отель молодых матросов и девушек легкого поведения. А спустя несколько часов «досуга» возвращалась домой, рисовала до самого утра, завтракала с дочерью и снова рисовала, пока её не одолевал сон. К этому времени муж Тамары уже покинул её и вернулся в Польшу. Что касается Кизетты, то долгое время Тамара лгала даже близким друзьям, называя дочь младшей сестрой – она не хотела, чтобы кто-то догадался о её настоящем возрасте: «У меня нет детей, мои дети – это мои картины».
Надо сказать, что монополия сливок общества на её полотнах со временем рассеялась и уступила место героям более приземленного уровня. Так, одна из самых известных картин Лемпицки, «Прекрасная Рафаэла», изображает куртизанку, которую художница по привычке «подцепила» на улице. Она была просто одержима сексом, едой, деньгами и славой. Ее грандиозные вечеринки, на которых гости напивались до беспамятства, а угощения подавались на обнажённых женских телах, обсуждали неделями. Примечательно, что, переключившись через несколько лет на натюрморты, Тамара могла съесть персик или яблоко, которые рисовала, так и не закончив работу. Эта жадность, даже не жажда жизни, отчетливо видна на автопортрете «Женщина в зеленом Бугатти», картине, которая считается олицетворением дамы эпохи джаза: ненасытной, независимой, самовлюбленной. Но именно такой её и полюбил венгерский барон Рауль Куффнер, за которого художница вышла замуж в 1933 году.
Светская хроника
Он был миллионером, восхищался её творчеством и спонсировал её образ жизни, покупая практически каждую новую картину жены. Они много путешествовали и много изменяли друг другу, но это не было проблемой. На одном из своих полотен, «Купающиеся женщины», Тамара даже изобразила себя рядом с любовницей мужа. Перед началом Второй мировой войны супруги переехали в Нью-Йорк. Их манхэттенские апартаменты были заполнены антиквариатом и золотом. Лемпицка одевалась в дизайнерские вещи с головы до ног и, путешествуя, всегда следила за тем, чтобы её чемоданы были такого же цвета, как и авто. Она владела недвижимостью в Гаване, Париже, Калифорнии...
Тамара полностью сконцентрировалась на светской жизни, в высшем свете её прозвали, Баронесса с кистью, и чаще всего художницу можно было застать в модных нью-йоркских ресторанах, в то время как новые картины пылились на чердаке: к ним просто потеряли интерес. Об ар-деко заговорили вновь лишь в 1960-х. К этому времени барона Куффнера уже не было в живых, а Лемпицка страдала по ушедшим красоте и таланту. Она десятки раз редактировала своё завещание, то вписывая, то вычеркивая оттуда Кизетту и помещая имя нового любовника. Под конец жизни Тамара переехала в Мехико, где и умерла в возрасте 81 года. Половина её картин досталась дочери, половина – последнему фавориту, молодому мексиканскому художнику Виктору Контрерасу. Он же, согласно завещанию, развеял прах художницы с вертолета над извергающимся вулканом Попокатепетлем.
В живописи Лемпицки в глаза всегда бросался контраст между прямолинейностью форм и двусмысленностью отношений. Это же применимо и к её личности – казалось бы, все очевидно, но вот что на самом деле творилось в сердце художницы, сказать не сможет уже никто. Возможно, оголяя своих героинь на мольбертах, она хотела спрятать самое сокровенное – душу?
Наталья Абдуллаева
Баронесса Тамара де Лемпицка - Все интересное в искусстве и не только.
Время, когда творила эта незаурядная художница с такой же незурядной судьбой, было время расцвета Ар Деко. Это была эпоха стиля, раскрепощения женщин, эпатажа... Но Тамара выделялась среди самых эпатажных женщин, ее поведение шокировало даже богему, и конечно, обывателей. Ее называли «Дивой Деко». Такой титул она заслужила не только за образ жизни; в нем больше признания ее таланта – великолепного, яркого. Живопись этой потрясающей художницы – чувственная, завораживающая своей красотой, неотъемлемая часть Деко.
Приступая к описанию жизни этой удивительной женщины, биографы неизбежно наталкиваются на ловушки, расставленные ею же самой. На склоне лет она утверждала, что «попробовала все» и что это являлось прямой ее обязанностью как художницы. Несколько раз переписывала она свою биографию, вычеркивая из нее все неудобные факты и даты.
Благодаря стараниям художницы, невозможно установить точную дату ее рождения. Наиболее часто упоминаемая дата — 11 мая 1898 года — представляется слишком поздней при сопоставлении с другими фактами ее жизни.
Итак, Тамара Лемпицка (Лемпицкая, Лемпика) родилась на исходе XIX столетия, вероятнее всего, в Москве. Родители ее были русский еврей Борис Гурский и некто Мальвина Деклер. Спустя несколько лет после рождения будущей художницы отец ее исчез в неизвестном направлении (и при невыясненных обстоятельствах).
В детстве Тамаре прочили будущее пианистки. Любовь к музыке ей привила любимая бабушка Клементина. Девочка всеми правдами и неправдами пробиралась в ее комнаты, слушала бабушкину игру на фортепьяно и мечтала о концертах, цветах, овациях и поклонниках. Возможно, она действительно стала бы пианисткой, но в 1907 году все та же бабушка Клементина отправилась вместе с нею в Италию. С этого путешествия — по крайней мере, так вспоминала потом художница — и началось ее увлечение живописью.
В 1910 года девочка все больше времени проводит вместе с матерью в Санкт-Петербурге. Юный возраст не мешает ей появляться всюду, где интересно. Существует легенда (замешанная, по всей видимости, все-таки на правде), что однажды Лемпицкой в компании старших товарищей удалось проникнуть на бал-маскарад и одевшись пастушкой, пронести с собою в залу двух живых гусей. На том же балу, гласит легенда, Тамара увидела своего будущего мужа — Тадеуша Лемпицкого, отпрыска богатой и знатной польской фамилии, только что получившего диплом адвоката.
Молодому человеку прочили блестящую будущее и головокружительную карьеру, однако он предпочел карьере светскую жизнь и с какой-то невероятной быстротой пленил сердца петербургских дам своей изысканной внешностью и безупречными манерами.
Наша героиня отчаянно влюбилась в двадцатилетнего бонвивана, но до поры до времени держала свои чувства при себе. Ей было чем отвлечься — она начала посещать занятия в Академии художеств.
С 1914 года девушка постоянно живет в Санкт-Петербурге, запомнившемся ей своей парадно-разгульной стороной (впоследствии она говорила, что в этом городе «шампанское заказывают не бутылками, а галлонами»). Вскоре она добилась, чего хотела: завоевала Тадеуша. Через некоторое время они поженились. Но семейное счастье юной супружеской пары длилось недолго. Начались репрессии, Тадеуша арестовали. Тамаре удалось с помощью своего женского обаяния «вытащить из-под стражи» мужа, и им пришлось переехать сначала обратно в Польшу, а потом в Париж. Тадеуш был разорен..
Как это часто бывает в жизни, внешне сильный Тадеуш не смог справится с такими жизненными сложностями. В Париже он впал в глубокую депрессию, начал пить. Тамаре же приходилось самой обеспечивать их финансово. Какое-то время они живут, распродавая семейные украшения.
Тамаре удалось покорить Париж. Она знакома со всеми модными и влиятельными людьми, ей удается пристраивать свои работы в лучшие галереи, а за портретами к ней «выстраивается очередь». В 1929г ее автопортрет «Женщина в зеленом Bugatti» попадает на обложку известного немецкого журнала, который превозносит Лемпицку, как идеал женщины- самостоятельная, красивая, свободная…
Вообще, в этот период Тамара живет так, как всегда хотела. Она ведет исключительно светский образ жизни, вдали от мужа и детей. Становится скандально известна своими романами с женщинами. В этот же период, она знакомится с Бароном Кюфнером, ее будущим мужем. Вместе они переехали в Америку, где Тамаре так же были открыты все двери, она стала любимой голливудской портретисткой.
Барон безумно любил Тамару, боготворил ее и ее картины. Они проживут вместе долго – 29 лет. Ему удалось найти ключик к ее внутреннему миру, вытащить из «тусовки».
После его смерти от сердечного приступа, она скажет: «Я потеряла, человека, который безумно любил меня; я потеряла человека, который безумно любил мое творчество и поддерживал меня – я потеряла все!». Больше она никогда не выйдет замуж, будет больше проводить время с дочерью Кизеттой и ее семьей.
Кизетта:
Кизетта была предана своей матери, несмотря на то, что та почти не уделяла ей времени в детстве. В 1980 году, Лемпицка умерла во сне в возрасте 82 лет. Кизетта была рядом. Про эпатажную жизнь своей матери, дочь написала книгу «Passion by Design».
Де Сталь:
tanjand.livejournal.com
Тамара Лемпицка - Биография художника, известные произведения, выставки
Тамара (де) Лемпицка (польск. Tamara Łempicka, при рождении Мария Гурвич-Гурска; 16 мая 1898, Варшава, Польша — 18 марта 1980, Куэрнавака, Мексика) — американская художница из семьи русского еврея и польки, ставшая олицетворением гламура и направления ар-деко. В юности, живя в Санкт-Петербурге, встречает будущего мужа Тадеуша Лемпицкого, с которым бежит из России, спасаясь от революции. Из-за нехватки средств к существованию вынуждена зарабатывать на жизнь рисованием, в чем немало преуспевает благодаря цепкой предпринимательской жилке и безусловной харизме. Многочисленные романы разрушают первый брак, но, будучи уже прославленной художницей и светской дамой, она выгодно выходит замуж во второй раз — за барона Рауля Куффнера, с которым бежит от ужасов Второй мировой войны — на этот раз за океан, в Соединенные штаты Америки. Там Лемпицкой не удается выйти на прежний уровень славы, хотя она переживает новый виток интереса к ее творчеству в 1960-х годах. Проводит остаток жизни в Мексике, даже в преклонном возрасте не изменяя своему привычному богемному образу жизни.Особенности творчества художницы Тамары Лемпицкой: изобретает собственный коктейль из умягченной версии кубизма, четкой геометрии драпировок и локонов античных статуй, сбрызнув лаковым лоском и прямолинейностью чистого цвета. Умело балансировала на грани чувственности и эротизма, оперативно реагируя на остроактуальные запросы буржуазной публики Парижа 1920-х (1, 2, 3).
Известные картины Тамары Лемпицкой: «Автопортрет в зеленом Бугатти», «Сон (Рафаэла на зеленом фоне)», «Тадеуш Лемпицки (Портрет мужчины, неоконченный)», «Прекрасная Рафаэла».
Старые мастера и смутные времена
Тамара родилась в состоятельной и уважаемой семье русского еврея Бориса Гурвич-Гурского, адвоката французской торговой компании, и польской светской львицы Мальвины Деклер. Она посещала школу-пансион в швейцарской Лозанне, а зиму 1911 она провела с бабушкой на французской Ривьере и в Италии, где ей впервые представилась возможность познакомиться с признанными мастерами живописи Возрождения.В 1912 году беззаботная жизнь юной барышни проделала первый кульбит. Родители развелись (по другим сведениям — отец покончил с собой), а она отправилась в Санкт-Петербург к тете Стефании, когда мать собралась замуж во второй раз. Тамара погрузилась в сверкающий блеск дореволюционной российской столицы — с балами-маскарадами и светскими раутами, где она и повстречала свою любовь. Тадеуш Лемпицкий был многообещающим юристом, писаным красавцем и завидным женихом. Он и стал ее первым значительным трофеем.
Революция застала молодую семью врасплох. Тадеуша арестовало НКВД, и Тамара всеми правдами и неправдами вытащила его из тюрьмы. После скитания по Европе они осели в Париже, где жили в дешевых апартаментах, распродавая оставшиеся драгоценности. Тадеуш не смог найти себя в новой жизни, и Тамаре с годовалой дочерью на руках пришлось взять роль главы семьи и добытчицы на себя.
В то время многие аристократки, и иммигрантки в их числе, пробовали себя в живописи. Тамара решила последовать их примеру. Понимая, что для того, чтобы выжить в конкурентной среде, ей нужно постараться выделиться среди прочих. А это она умела: уже очень скоро ее имя было у всех на устах: красивая, дерзкая, уверенная в себе и не ведающая запретов и границ, Лемпицка прославилась своим образом жизни едва ли не больше, чем художественными талантами.
Главное украшение Парижа
Сначала она брала уроки живописи у Мориса Дени, а затем стала ученицей Андре Лота, под влиянием которого она и сформировала свой рафинированный, гламурный и в меру авангардный стиль. «Я украсила Париж не меньше, чем Эйфелева башня», — писала Лемпицка в дневнике. А представители парижского бомонда желали, чтобы их гостиные украшали портреты кисти модной «салонной кубистки». Тамара лихо заламывала за них 50 тысяч франков (около 20 тысяч долларов в нынешнем эквиваленте), а запись в листе ожидания велась на полгода вперед.Пока карьера художницы и ее слава росли в геометрической прогрессии, брак окончательно шел ко дну. Тадеуш, не выдержав головокружительных романов жены, сбежал в Варшаву и оформил развод. Тамара хоть и оплакивала разрушенную семью, но весьма недолго: на горизонте забрезжил новый перспективный ухажер.
Венгерский барон Рауль Куффнер появился в мастерской Лемпицкой вместе со своей экзотической пассией, андалусской танцовщицей Наной Эррерой, чтобы заказать художнице ее портрет. Тамара повела себя как высококлассная стерва, заставляя модель часами сидеть практически обнаженной, пока сама принимала ванну, и написала ее почти карикатурно, так что Рауль быстро охладел к танцовщице.
Поначалу Лемпицка не принимала ухаживания барона всерьез, ссылаясь на свою занятость. Но в конце концов она осознает выгодность партии и в 1934 году принимает его предложение руки и сердца. «Мой первый муж был очень красив. У второго был характер», — резюмирует Тамара.
В Новом свете
Вскоре в Европе подуют тревожные ветры — предвестники Второй мировой войны. Лемпицка, наученная горьким опытом, уговаривает Рауля распродать фамильную недвижимость в Венгрии, спрятать деньги в швейцарских банках и отправиться за океан, подальше от смуты.Там ей пришлось зажигать свою звезду по новой. Сначала ей неплохо это удавалось: Тамара водила знакомства со звездами Голливуда, которые охотно заказывали ей свои портреты. Но Лемпицкой, всегда державшей руку на пульсе времени, не удалось подстроиться под новые веяния американских 1940-х. Ее по-прежнему звали на светские мероприятия, но уже в новом качестве — эксцентричной художницы, «баронессы с кисточкой», автора «забавных картин».
Лемпицка пыталась заново изобрести свой стиль, пробуя набить руку в сюрреализме, но в этот раз чутье и талант изменили ей (1, 2). Когда в 1943 году они с Куффнером переехали в Нью-Йорк, тамошние арт-критики очень прохладно встретили ее. Тамара продолжала упорно работать, несмотря на то, что ультрамодные поп-арт и абстракционизм так и не покорились ее кисти.
В 1962 году барон Куффнер умер от сердечного приступа. И тут Лемпицка вспомнила о дочери Кизетт, которую когда-то отдала на попечение своей матери, так как устала выдавать ее за свою младшую сестру. Художница переехала к ней в Хьюстон, где прожила несколько лет, пока новая любовь не завела Тамару в Мексику.
Восставшая из пепла
Эта удивительная женщина в свои 76 лет ухитрилась еще раз покорить сердце мужчины. Мексиканский скульптор Виктор Контрерас мужественно сносил капризы своей зазнобы, которая была вдвое старше его и не желала мириться с наступающей на горло старостью. Ему пришлось избавиться от всех зеркал в доме, поскольку столкновение с ними могло обернуться для художницы длительной истерикой.В конце концов Тамара снова вернулась к дочери и продолжала изводить уже ее до самой своей смерти. Согласно последней воле Лемпицкой — такой же эксцентричной, как и вся ее жизнь — ее прах был развеян над вулканом Попокатепетль в Мексике.
Интерес к творчеству Тамары Лемпицкой начал возрождаться еще при жизни: сначала после юбилейной выставки в Париже в 1966 году, а затем неожиданный успех ожидал экспозицию в Люксембурге в 1972 году. Художница даже начала получать заказы на реплики своих иконических картин вроде «Автопортрета в зеленом Бугатти» или «Прекрасной Рафаэлы», но ее рука была уже не столь уверенной, да и глаза тоже подводили.
Зато сегодня Лемпицкую относят к наиболее успешным художницам 20 века, чьи картины хранятся в лучших галереях мира и в общей сложности принесли уже более 100 миллионов долларов на аукционных торгах. Она стала феминным арт-символом своей эпохи, а среди почитателей и коллекционеров картин художницы Тамары Лемпицкой числятся такие известные личности как Барбра Стрейзанд, Джек Николсон и Мадонна.
Автор: Наталья Азаренко
artchive.ru
Тамара де Лемпицка – художница и икона Арт Деко — Look At Me
Недавно опубликовала статью на предмет Арт Деко. В связи с этим стилем, в моей статье возникло имя «Дивы Деко», как ее называют, художнице Тамаре Де Лемпицка.
Автопротрет Тамары Де Лемпицка
Возвращаясь, к стилю Арт Деко, напомню, что возник он в 20-30х и впитал в себя дух этого периода. Хотите прочувствовать особое настроение «Века Джаза» (Jazz Age –такое название этому времени дал Фрэнсис Скотт Фитцджеральд в книге "Tales of the Jazz Age")? Тогда возьмите книгу «Великий Гетсби» Фитцджеральда и «окунитесь» в нее под звуки Луи Армстронга.
Возможно, после такого погружения вы новым взглядом посмотрите на картины Тамары Де Лемпицка. Часто ее называют русской эмигранткой. Это не совсем правильно, на самом деле, Тамара родилась в Польше, а потом уже с семьей переехала в Россию, в Санкт- Петербург. Тамара было яркой личностью. Можно сказать, что она стала «иконой» того времени. Лемпицка отличалась сильным характером, приятной внешностью, умением правильно подать себя и добиться своей цели.
Еще совсем в юном возрасте, познакомившись с самым завидным холостяком, Тадеушом Лемпицки, Тамара сумела обаять его. Когда ей исполнилось 16 лет, они поженились.
Портрет Тадеуша Лемпицки
Но семейное счастье юной супружеской пары длилось недолго. Начались репрессии, Тадеуша арестовали. Тамаре удалось с помощью своего женского обаяния «вытащить из-под стражи» мужа, и им пришлось переехать сначала обратно в Польшу, а потом в Париж. Тадеуш был разорен..
Как это часто бывает в жизни, внешне сильный Тадеуш не смог справится с такими жизненными сложностями. В Париже он впал в глубокую депрессию, начал пить. Тамаре же приходилось самой обеспечивать их финансово. Какое-то время они живут, распродавая семейные украшения.
Именно во Франции Тамара начала брать уроки живописи и вращаться в светских кругах. Спустя какое-то время постоянных усилий, Лемпицка становится популярна, и ее картины начинают приносить реальный доход. В этот же период в семье Лемпицки рождается дочка, Кизетта.
Тамаре удалось покорить Париж. Она знакома со всеми модными и влиятельными людьми, ей удается пристраивать свои работы в лучшие галереи, а за портретами к ней «выстраивается очередь». В 1929г ее автопортрет «Женщина в зеленом Bugatti» попадает на обложку известного немецкого журнала, который превозносит Лемпицку, как идеал женщины- самостоятельная, красивая, свободная…
Автопортрет "Женщина в зеленом Bugatti"
Вообще, в этот период Тамара живет так, как всегда хотела. Она ведет исключительно светский образ жизни, вдали от мужа и детей. Становится скандально известна своими романами с женщинами. В этот же период, она знакомится с Бароном Кюфнером, ее будущим мужем. Вместе они переехали в Америку, где Тамаре так же были открыты все двери, она стала любимой голливудской портретисткой.
Барон безумно любил Тамару, боготворил ее и ее картины. Они проживут вместе долго – 29 лет. Ему удалось найти ключик к ее внутреннему миру, вытащить из «тусовки» и обуздать ее пороки.
После его смерти от сердечного приступа, она скажет: « Я потеряла, человека, который безумно любил меня; я потеряла человека, который безумно любил мое творчество и поддерживал меня – я потеряла все!». Больше она никогда не выйдет замуж, будет больше проводить время с дочерью Кизеттой и ее семьей.
Кизетта была предана своей матери, несмотря на то, что та почти не уделяла ей времени в детстве. В 1980 году, Лемпицка умерла во сне в возрасте 82 лет. Кизетта была рядом. Про безумную жизнь своей матери, дочь написала книгу «Passion by Design».
Тамара Де Лемпицка –женщина икона. Женщина, прожившая долгую, непростую, но интересную жизнь. Женщина, покорявшая всех, встретившихся на ее пути. Женщина, свободная от каких либо правил и запретов общества. Свободная женщина в зеленом Bugatti…
Сейчас, многие ругают ее стиль. Она любит яркие краски, четкие геометричные контуры. Некоторые, называют ее технику живописи «машинной».
Она прославилась своими портретами и откровенными картинами женщин. Большинство ее картин находятся в частных коллекциях, не теряют своей популярности и считаются хорошим вложением денег.
www.lookatme.ru
Лемпицка Тамара ---- прославленная, забытая и снова знаменитая. Часть 1-ая.
Лемпицка Тамара (1898 – 1980) Tamara de LempickaЖенщина сама прославившая себя на весь мир.Часть ПерваяПомещаю немного работ Лемпицкой. И немного о ней самой. Об этой женщине, которая сделала себя знаменитой на весь мир.
Хотя мы не можем сказать, что её творчество, это по-настоящему---искусство.
Её творчество, в основном, это сладкая, смелая и умело действовавшая на верхнюю публику того времени, эротика.
В добавок к эротике, портреты и полуэротические картины, в которых то что сегодня называют гламур,---блестало и сверкало.
Высшее общество замирало и гламурно балдело!В состоянии балдежа, они выписывали неслабые, совсем неслабые чеки.
Вотак! И не иначе. Такой она себя видела, такой она себя и написала.
Не меньше чем Бугатти! Кому нужен Rolls-Royce?
И Бугатти экзотического, гламурного цвета!
А мадам Лемпицка в шлеме автомобилистки,
с взглядом несколько отстранённой женщины-вамп, или скорее гламурной,
смело живущей свою жизнь, дамы высшего света.Посмотрите на её глаза. Как пели в годы моей молодости--ЭТИ ГЛАЗА НЕ ПРОТИВ!
Это и сегодня знаменитейшая в мире работа.
Этот автопортрет, уже в гламурно-декоративном стиле Ар-деко, в котором Тамара потом и работала,,
заказал Лемпицки знаменитый германский журнал для дам на обложку.
Потому что она сама,
Тамара Лемпицки, уже становилась олицетворением гламура.
. Так она взбивала вокруг неё пену.
Так журнал её и описал
Это были опытные журналисты, которые знали как подать
и как продать гламурность публике.
Гламур должен был быть сооблазнительно-сверкающим.
И гламур в этом автопортрете--СВЕРКАЕТ---- и уносит всех женщин, да и мужчин--в блистающую,
хотя и блистающую мишурой,-- мечту.
У неё не только не было зелёного Бугатти, но и никакого Бугатти у неё не было.
Эту работу она писала не раз. Потому что было много восхищённых заказчиков, любителей
блестящего и блестевшего гламура.
Это её дочь от первого мужа-красавца,--. Кизетт. Я не знаю,как по-русски сумели сделать из Кизетт--Кристину.
Наверное выпускники фак.журналистики МГУ и воспитанники бессмертного Кощея-декана.
Лемпицкая не очень-то занималась дочерью. Она её заливала подарками и деньгами.
И она, как сильная личность, очень серьёзно доминировала в жизни Кизетт. Что конечно сказывалось на дочери и на их отношениях.
Но Тамара не уделяла дочери воспитательного, так называемого материнского внимания.
Однажды Лемпицкая, сообщила из Америки в Париж матери и Кизетт,
которой было лет 10, или чуть больше,что она не приедет домой, в Париж, на Рождество.
Её мать, была звездой в салонах варшавского высшего общества. Тоже погуляла. Но она считала. что на Рождество надо быть с дочкой.
И мать Лемпицкой, Мальвина, на глазах Кизетт сожгла гигантскую коллекцию шляп художницы, сделанных по заказу ведущими модельерами мира.
Работ с Кизетт МНОГО. Но мне всегда кажется, что в этой работе заметно доминирование Лемпицкой и недовольство этим со стороны Кизетт. Что скажете?
Совсем неплохой портрет. Но и в нём есть оттенки гламура.
Тамара Лемпицкая--- первая художница вообще, которая сама стала полноправной
частью мирового гламурного бомонда..
Без вяких скидок. Она была звездой гламура. И как баронесса, она потом стала своей в
аристократических салонах мира.
Она всего этого хотела и она этого добилась.
Её жизнь интереснейщий роман. Недаром годами про неё шли (и возможно и сегодня идут)
успешнейшие пьесы в театре, и про неё пишут книги.
Её вставляют , конечно же и в фильмы.
Мадонна, которая сегодня, одна из главных коллекционеров и почитателей творчества Лемпицкой,
вставила важные для неё (для Мадонны) образы Лемпицкой в оба её успешнейших кругосветных турне по миру.
Давайте посмотрим дальше.
Лемпицка была знаменитейшая бисексуалка своего времени.
У неё были в любовниках и в любовницах знаменитейшие мужчины и женщины того времени.
Но, про неё рассказывают, что она могла снять для себя проститутку или переспать с матросом.
Моделью для её самой знаменитой работы, Прекрасная Рафаэла, была женщина, которую она увидела на улице.
Они почти на год стали любовницами. Тамара её сооблазнила.
Она на самом деле была доминирующая личность.
У неё была недолгая связь с знаменитым фашистским поэтом Габриэле Д'Аннунцио.
Они расстались оба неудовлетворённые. Но письма поэта увидел муж. Их брак и так разваливался.
Но после этих писем, муж , Тадеуш Лемпицки ушёл. Это был 1927 год.
Так или иначе, когда жизнь семьи финансово обеспечивает ЖЕНЩИНА, тогда брак редко выживает.
.
На работах Тамары много раз появляются лесбиянки. Ничего удивительного.
Это был частью её, такой активной, сексуальной жизни.
Эта гламурная зелёная дама не обязательно лесбиянка. Но похоже.
Выпирающие соски -были фирменный знак Тамары.. А руки в виде труб
(дальше будет куда заметнее),
это влияние собственного кубизма, собственного стиля Фернана Леже, куртку которого
с гордостью носил Сергей Довлатов (Чего только не случается в жизни?!!), Про искусство
Леже мы с вами недавно разговаривали и смотрели на его работы вот здесь.
Тамара Лемпицкая была дочерью знаменитого варшавского еврея-адвоката Бориса Гурвича-Гурского.
Это её девичья фамилия.
Её мать, Мальвина Деклер, была из известной банкирской (польской, не еврейской) семьи в Варшаве.
Мальвина была активной и заметной частью варшавского светского общества.
С обоих сторон, семья Лемпицкой была очень богатой.
Тамара училась в Швейцарии, ездила на зимние месяца с бабушкой на Ривьеру
(Французскую) и в Италию. В 1911 году.
По-русски, в одной из достаточно подробных биографий умудрились выдать на гора, что всего через несколько лет после рождения Тамары, её отец загадочно исчез. И до сих пор ничего не выяснилось.
Для того чтобы солгать правдоподобно нужно иметь таланты. Но кроме того, ложь должна иметь цель.
А тут совершенно непонятно для чего солгали.
Этот китаец создан в самом начале её парижской жизни как художницы.Тамара ещё
не полностью, пришла к идее
переключиться на гламур.
Этот китаец говорит о её талантах. Это мягкий кубизм, и этот, написанный не в реализме китаец,
потрясающе подходит к 60-ым годам и чуть позже.К 1968 году, к Даманскому и дальше.
И этот китаец не написан враждебно. Нет.
Но то как он написан в 1921 году, делает его подходящим ко времени, когда весь мир на самом
деле считал, что война СССР и Китая--неизбежна. Мне нравится этот портрет без всякрй скидки.
Эта работа, всё ещё ранняя. Более ни менее ещё кубизм, но с уже явным преобладанием
влияния трубно-промышленного стиля Леже. То что делал с его стилем Леже бывало интереснее, чем чистый кубизм.
У него были последователи. Но мне казалось, что их могло быть и побольше.
Наверное, время было позднее, для утверждения стиля Фернана Леже.. Эспрессионизм развивался во все стороны.
Мы видели Шада из развитого экспрессионизма. Да и Валлотона, который ещё раньше.
Эти две лесбиянки и китаец, это две работы, которые по-настоящему мне нравятся из работ Лемпицки.
Есть ещё некоторые неплохие портреты.
Но с портретами дело сложное. Нужно долго говорить.
Я забыл, или я просто не знал, то есть не знаю, почему картина так называется:
Эти дамы уже полностью написаны в гламурном (в декоративном)
стиле Ар-деко, в котором и написаны все работы Лемпицки в её лучшие и знаменитые годы.Можно сказать, что в этих работах что-то есть.
Но это же ничего не значит. Мне не подходит, потому что я вижу плакат или обложку
для лесбиянского журнала, на которую поместили это плакат.
У неё есть конечно не только лесбиянки. Никакой разницы. Гламур!
Всё декоративное искусство,--- Ар-деко, в том виде, в котором его использовала Тамара,
состояло из этих, чуть ли не ядовитых красок и оттенков, и из плакатной композиции с плакатными,
или дамскожурнальными лицами. И всё вместе ---- сладкий сироп!
Эта дама, жена одного очень богатого доктора, который первым начал покупать работы
Лемпицки за немалые и большие деньги.
Он же заказал Тамаре портрет жены и свой собственный портрет. Я помещу его портрет,
если сделаю продолжение.
Первая успешная выставка у Лемпицки была в Италии, которую ей помог провести
граф Emmanuele Castelbarco . Она умела находить покровителей и использовать людей.
Потом появился доктор. К 1927-8 году Лемпицка была по-настоящему модным портретистом, и брала за портрет в
сегодняшних деньгах---- примерно 20 тыс. долларов. Портрет занимал не больше трёх недель. Она двигала вперёд её
карьеру полным ходом. Но она не уделяла внимания дочери и красавцу-мужу.
Её слава росла всё время и очень, очень быстро.
А вот и муж. На фоткке, она пишет этот его портрет. Они уже разъехались. Это нужно было ей самой--- написать его портрет. Но работа осталась незаконченной до конца.
В 1912 году её родители развелись. и мать почти сразу вышла замуж.
Тамара поехала в Петербург к её богатой тётке Стефе. В 1913 году, она впервые увидела в опере её
будущего-красавца-мужа. Он был окончившим юристом, который вместо судов, посещал светские гостиные
столицы и дамы этих гостиных очень его полюбляли. Очень.
Тамара поставила себе цель. В 1916 году она победила. Они поженились.
Говорят, что ещё вполне молодому жениху понравились размеры приданого.
Хотя он и сам был из богатой семьи.
А слухи остаются слухами.
У Лемпицкой есть пачка или пачечка, (не слишком большая) всемирно знаменитых работ.
Туда конечно входит и автопортрет в Бугатти.
"Адама и Еву" совершенно неожиданно для Кристи,
со стартовой цены в 600 тыс.
продали за 1 млн. 800 тыс. долларов.
Но вот эта лежащая и выкрученная, как одалиска у Энгра, страстная лесбианка по имени
Рафаэла, ---это и есть самая знаменитая работа Тамары Лемпицки. Всемирно-знаменитая.
Это стиль Ар Деко. Красивенький. Ничего особенно художественного в работах Лемпицки,
написанных этим декоративным стилем с определёнными, вполне коммерческими целями,--нету.
Я не думаю, что нужно быть лесбиянкой, чтобы сказать, что это невеликое искусство.
Это всего лишь достаточно вульгарная эротика. Обычно те, кто хотят сегодня продвинуть
роль Лемпицкой в искусстве 20-го века ,--- а она снова знаменита,--- не очень-то упоминают, если вообще,
и уж точно не показывают, что эта работа есть повторение сделанное в 20-ом веке, новым стилем.
Не совсем честно.
Он тоже писал сладенько.
В пике его карьеры Энгр был главой академической школы и академического стиля живописи не то что во Франции, но можно сказать и во всей Европе.Академическая школа и академики позволяли сколько угодно писать НЮ, если темы и сами обнажённые тела были из позволенных областей.Мифы, Библия, древняя история. Ещё можно было писать академическим стилем купальщиц, но не совсем современных. Всё было лицемерие и обман.
Вот сам Энгр, написал в таком виде обнажённую одалиску.Почему султанская, или другого правителя Востока, наложница стала разрешённой темой в НЮ никто не знает. Но Энгр вывернул её тело в сладкой истоме как хотел, и никто к нему не имел претензий.Попозже, основатель стиля РЕАЛИЗМА, Курбе повторил то что сделал Энгр.
«Курбе Гюстав, Лежащая обнажённая, 1862 г. Courbet Gustave,_Femme_nue_couchée,_1862. (Nude Reclining Woman)http://veniamin1.livejournal.com/profile» на Яндекс.Фотках
Вот практически за то же самое, что написал и Энгр, Академия была готова растерзать Курбе.Почему одалиска, это приличное обнажённое тело, а другая обнажённая плоть,
хоть она была бы проституткой, неприлично?То что написала Лемпицки, это повторение работы Энгра и Курбе.Стиль другой и время поменялось. Курбе между прочим, тоже писал лесбиянок, только одетых. И его били за одетых лесбиянок также как и за эту работу.
Нельзя было. Время было другое.Курбе и такие как он, то есть конечно Мане и т. д.-- меняли общественное мнение,хотя первый удар за пионерство приходился на них. Но зато публика привыкада, что голые БАБЫ
(все буквы большие. с уважением.) это не только Венеры или Елены Прекрасные.
Оказалось, что раздетые небогини, похожи на голых богинь.Во времена Лемпицки, хотя уже можно было писать лесбиянок, но обнажённая лесбиянка всё ещё ещё была щекочущей экзотикой.И на этом можно было делать бабки.Я не знаю почему эта работа считается такая великая. Тулуз-Лотрек писал лесбиянок и это было искусство.
"Прекрасная Рафаэла",--- это повторение работы 19 века. Между прочим и Модильяни её повторил. И ещё были повторения.Но Тамара написала совсем сладкий вариант-повторение. Ничего великого.Декоративный стиль. Ар-деко.
И эротика этого сладкого стиля подействовала на тех,
кому хочется чтобы вместо живописи был сладкий, удовлетворяющий их, сироп.Лемпицка Тамара (1898 --1980) Tamara de Lempicka.
Если вы господа и прекрасные дамы захотите и напишете об этом, то я сделаю вторую часть и закончу про её жизнь, и про её творчество.
Для незарегистрированных.В моём журнале могут писать все.Не надо быть зарегистрированным участником ЖЖ.Пока подонки не заставят перекрыть кислород, всем можно писать.
Вениамин.
veniamin1.livejournal.com
Тамара де Лемпицка, она же "Дива Арт-Деко", она же Икона эпохи Джаза, она же Королева Модерна
Я узнала об этой художнице благодаря книге о ней - http://fem-books.livejournal.com/331785.htmlБиография:
http://www.artsait.ru/art/l/lempicka/main.htm
(удивительное дело, в этой достаточно подробной биографии умудрились ни слова не написать про ее романы с женщинами:)
Несколько раз переписывала она свою биографию, вычеркивая из нее все неудобные факты и даты, и благодаря стараниям художницы, мы не можем даже установить точную дату ее рождения. Наиболее часто упоминаемая дата — 11 мая 1898 года — представляется слишком поздней при сопоставлении с другими фактами ее жизни. Более того, она настаивала, что родилась в Варшаве, но и это видится нам спорным.
Итак, Тамара Лемпицка (Лемпицкая, Лемпика) родилась на исходе XIX столетия, вероятнее всего, в Москве. Родители ее были русский еврей Борис Гурский и некто Мальвина Деклер. Спустя несколько лет после рождения будущей художницы отец ее исчез в неизвестном направлении (и при невыясненных обстоятельствах).
В детстве Тамаре прочили будущее пианистки. Любовь к музыке ей привила любимая бабушка Клементина. Возможно, она действительно стала бы пианисткой, но в 1907 году все та же бабушка Клементина отправилась вместе с нею в Италию. С этого путешествия — по крайней мере, так вспоминала потом художница — и началось ее увлечение живописью.
В 1910 году (или, быть может, чуть раньше) воспитанием подрастающей Тамары, дотоле находившейся почти всецело на руках бабушки, занялась мать. С этого времени девочка все больше времени проводит вместе с нею в Санкт-Петербурге. Юный возраст не мешает ей появляться всюду, где интересно. На одном балу, гласит легенда, Тамара увидела своего будущего мужа — Тадеуша Лемпицкого, отпрыска богатой и знатной польской фамилии, только что получившего диплом адвоката. Молодому человеку прочили блестящую будущее и головокружительную карьеру, однако он предпочел карьере светскую жизнь.
С 1914 года девушка постоянно живет в Санкт-Петербурге, запомнившемся ей своей парадно-разгульной стороной (впоследствии она говорила, что в этом городе «шампанское заказывают не бутылками, а галлонами»). Вскоре она добилась, чего хотела: завоевала Тадеуша. Они встречались за послеобеденным кофе, потом ехали в «Бродячую собаку». День незаметно перетекал в вечер, а вечер — в ночь. Через некоторое время они поженились.
Первый год их совместной жизни прошел как в тумане. Россию терзала война, а в роскошной квартире Лемпицких не переводились гости, танцы, смех и, конечно же, шампанское. Весной 1917 года еще казалось, что так будет всегда. Но наступил октябрь, и все, что было таким прочным, таким привычным, стронулось с мест, взвихрилось, понеслось — куда? Должно быть, в пропасть. По краю пропасти прошел Тадеуш Лемпицкий, арестованный вскоре после Октябрьского переворота и чуть было не расстрелянный «как чуждый элемент». К счастью, его освободили, и Лемпицким удалось покинуть Россию. Оглохшие от «музыки революции», отмякали, отсиживались они в Польше. Набравшись сил, устремились в Париж. Тамара Лемпицка не предполагала, что именно теперь начнется самое тяжелое.
Спасшись из России, она убаюкивала себя мыслью: «Все позади». Не тут-то было. Муж ее, потеряв свои богатства, разом утратил и весь свой светский лоск, сделался раздражителен, капризен, упрям, целыми днями лежал в постели, не желая предпринять хоть что-нибудь для спасения семьи от голодной смерти. Положим, голодная смерть им и не грозила, но вскоре после рождения дочери Кристины нищета подступила к Лемпицким вплотную. Даже фамильные драгоценности были проданы. Поняв, что помощи от мужа ей не дождаться, Тамара Лемпицка взяла все в свои руки. Она решила писать картины и продавать их. К выполнению задуманного Лемпицка приступила немедленно. Поначалу она обучалась в мастерской Мориса Дени, но затем ее «бессменным наставником» стал Андре Лот.
Два года спустя «мадам Лемпицка» выставила свои первые работы и почти сразу же снискала благосклонность парижской артистической публики. В 1922 году (или около того) она начала сотрудничать с Осенним Салоном и Салоном Независимых. С первыми успехами художницы в семью пришло относительное благосостояние, но тем очевиднее сделалось фактическое отсутствие семьи. Тадеуш Лемпицкий все прочнее срастался со своей депрессией и уже не представлял себе жизни без нее, а его жена без оглядки отдалась искусству, светской жизни и путешествиям. В 1925 году она вместе с дочкой отправилась в Италию, где познакомилась с писателем Габриеле д'Аннунцио. Новый знакомый очаровал Лемпицкую, и она проводила много времени на его вилле — под предлогом написания портрета.
По возвращении Лемпицкой в Париж разразилась гроза. В руки мужа попала одна из телеграмм писателя. Уязвленный, он решил развестись с супругой и отбыл в Польшу. Но развод «де юре» был получен только в 1928 году. Окончательно освободившись от оков законного брака, Лемпицка уехала в Америку. Несмотря на то, что здесь уже наступила Великая депрессия, картины художницы продолжали пользоваться спросом у американского бомонда. Заказчики не переводились. В письмах к своей матери, оставшейся в Париже вместе с Кристиной, она называла Америку страной великих возможностей. Но вернуться в Старый Свет все-таки пришлось. В 1933 году Лемпицка, поддавшись на уговоры семьи, приняла предложение венгерского барона Рауля Куффнера, большого поклонника ее творчества. Свадьба состоялась в Цюрихе. Теперь Лемпицка — уже баронесса Лемпика (так она называет себя, все чаще прибавляя к фамилии звучную приставку «де»).
Ситуация в Европе, между тем, все более накалялась. В Германии к власти пришли нацисты, и художница уговорила мужа продать большую часть его венгерских владений — острым эмигрантским чутьем определив приближающуюся опасность. В 1939 году супруги уехали в длительное путешествие по Америке, а вскоре приняли окончательное решение не возвращаться. Дочь Лемпицкой присоединилась к ним лишь спустя два года. С 1942 года Куффнеры живут в Нью-Йорке. Баронесса выставляет свои картины в лучших галереях, однако популярностью они теперь пользуются гораздо меньшей, чем до войны.
Жизнь текла спокойно и размеренно до 1962 года, когда внезапно умер Рауль Куффнер. После его смерти Лемпицка отправляется в путешествие по Европе, выставляет свои работы в Париже, пытается воспитывать внучек и одновременно ищет такое место на земле, где ничто бы не напоминало ей о минувшем. В конце концов она поселилась в Мексике. Страдая эмфиземой легких и артериосклерозом, она все еще старалась сохранить былую элегантность и не быть никому в тягость. Однако это становилось все сложнее. 15 марта 1980 года Лемпицка скончалась. Ее прах Кристина развеяла — согласно последней воле художницы — над никогда не остывающим вулканом Попокатепетль.
В 1929г ее автопортрет «Женщина в зеленом Bugatti» попадает на обложку известного немецкого журнала, который превозносит Лемпицку, как идеал женщины - самостоятельная, красивая, свободная:
Мне нравятся ее яркие краски и геометрические контуры, хотя, конечно, если смотреть много картин сразу, возникает ощущение китча:)
Однако она была очень популярной и финансово успешной портретитсткой. Большая часть ее картин хранится в частных коллекциях.
Много картин под катом:
"Прекрасная Рафаэла". Как легко понять по картине, манекенщица и художница были в близких отношениях.
Сан-Мориц
Портрет русского великого князя в эмиграции
Портрет дочери Кизетты
Портрет герцогини
Портрет Тадеуша Лемпицкого
femart.livejournal.com
Современное Искусство :: Тамара де Лемпицка
– польская и американская художница, одна из основателей и лидер направления ар-деко.
Творческая биография
Тамара де Лемпицка родилась 16 мая 1895 года в Москве, согласно другим данным, в том числе увещеваниям самой художницы – в Варшаве. Её мать, Мальвина Деклер, была известной светской львицей и дочерью банкира; отец, русский еврей Борис Горский, был успешным предпринимателем. Спустя несколько лет после рождения дочери он исчез при невыясненных обстоятельствах, и больше о нём не слышали. Существует версия, что он совершил самоубийство.
Знакомство с живописью произошло, когда Тамаре было 12 лет, когда её мать заказала маститому художнику портрет дочери. Девочке категорически не понравилась получившаяся картина, и она заявила, что сможет сделать лучше. В 1907 году бабушка Клементина отправилась с внучкой в путешествие по Италии. Так началось знакомство будущей художницы с шедеврами великих мастеров.
Когда Тамаре исполнилось 14 лет, её отдали на обучение в престижную школу в Лозанне, Швейцария. В 1914 году Тамара переехала в Санкт-Петербург, где познакомилась со своим будущим мужем – адвокатом Тадеушем Лемпицким. В браке она родила единственного ребёнка – дочь Кизетту.
После революции супруги были вынуждены бежать от большевизма за границу. Тадеуша Лемпицкого арестовали и чуть было не приговорили к расстрелу, однако ему удалось освободиться, после чего семейство немедленно покинуло страну. После недолгих скитаний чета осела во Франции и первое время жила на средства, вырученные с продажи украшений. В Париже Лемпицка стала брать уроки живописи у фовиста Мориса Дени в Академии Рансон (Académie Ranson) и Андре Лота – в Академии Гранд Шомье (Académie de la Grande Chaumière). Обладая тем, что принято называть предпринимательской жилкой, Лемпицка быстро научилась организовывать выставки и выгодно продавать картины. В 1922 году она уже наладила сотрудничество с Осенним Салоном и Салоном Независимых. Первое время художница скрывалась за мужским псевдонимом – она использовала маскулинную форму собственной фамилии. Поэтому в каталогах того времени её работы можно найти под авторством «Лемпицкого» (Lempitzky вместо Lempitzka). Такую же подпись она оставляла непосредственно на полотнах.
В 1925 в Италии состоялась первая персональная выставка Лемпицкой – её спонсировал граф Эммануэль Кастельбарко (Emmanuele Castelbarco). Специально для этой экспозиции художница выполнила 28 новых полотен в течение полугода. Один портрет занимал у неё в те годы три недели работы. Через Кастельбарко художница познакомилась с крупным итальянским писателем и драматургом Габриэлем д’Аннуцио. Она дважды посещала его виллу на озере Гарда: женщина хотела выполнить портрет писателя, а тот пытался соблазнить её. Дело закончилось скандалом, а публика получила пищу для сплетен.
К 1927 году Лемпицка стала брать за картину сумму 50 000 франков, что эквивалентно 20 000 долларов в наши дни. В 1928 году художница получила развод – супруг устал от измен Тамары, и вернулся в Польшу. Художница несколько раз предпринимала попытки вернуть своего мужа, но в результате даже не смогла закончить его портрет. На картине Лемпицкий изображён суровым и отстранённым, незавершённой осталась рука, на которой он носил обручальное кольцо.
Период с 1927 по 1929 – пик карьеры художницы, вершина её славы. На неё сыпятся заказы, и она больше не испытывает финансовых затруднений. Вдобавок, сотрудничество с модными журналами сделало её имя известным по другую сторону Атлантики. Одним из самых щедрых спонсоров Лемпицкой стал Доктор Букар (Dr. Boucard), сделавший состояние после изобретения им лекарства от несварения желудка – лактеола. В 30-е годы Лемпицка стала часто ездить в США, где стала любимой портретисткой Голливуда. В 1933 она повторно вышла замуж. Новым супругом оказался венгерский барон Рауль де Куффнер. Чета сыграла свадьбу в Цюрихе и осела в Нью-Йорке. Лемпицка (художница сохранила фамилию бывшего, под которой её уже хорошо знали, но стала прибавлять звучную приставку «де») назвала Соединённые штаты страной великих возможностей. После прихода к власти нацистов Лемпицка, в чьих жилах текла еврейская кровь, стала настаивать на продаже мужем его владений в Венгрии. Зимой 1938 года супруги покинули Европу, с 1942 года стали жить в США постоянно. Как ни парадоксально, эстетика Лемпицкой нашла немало поклонников среди нацистов.
После Великой Депрессии и ужасов войны картины Лемпицкой продавались не так охотно, однако она закрепила за собой амплуа светской львицы и меценатки. Вдобавок, её новый муж оставался её самым большим почитателем до конца своих дней.
В 1962 году, когда Куффнера не стало, Лемпицка написала, что потеряла всё. Чтобы справиться с горем, она предприняла путешествие по Старому Свету. Теперь она уделяла больше внимания своим внучкам – девочки не были обделены любовью художницы в отличие от Кизетты.
Arts Decoratifs
«Мои картины узнаешь среди сотен других. Моей целью было: не копировать. Создать новый стиль, (…) яркие и чистые краски, возвращение к элегантности в моих моделях». Лемпицка испытала влияние флорентийских маньеристов, особую любовь питала к Энгру. Она жестоко критиковала и даже высмеивала многих импрессионистов за их любовь к «грязным цветам». Её собственный стиль был точен, аккуратен, элегантен; цвета – предельно чистыми. Что касается современников, её вдохновлял так называемый «синтетический кубизм» (со слов Мориса Дени). Андре Лот называл его «мягким кубизмом». Стиль Лемпицкой словно примирял радикальный авангардизм со вкусами буржуазии, он был ультрасовременен, однако лишён остроты Брака или Пикассо. От своего главного учителя – Андре Лота – художница унаследовала вкус к упрощённым формам, а у мастеров кватроченто позаимствовала то, что по-итальянски называют «linea Serpentina» – характерный S-образный изгиб фигуры, усиленный контрапост.Чем более знаменитой и востребованной становилась Лемпицка, тем меньше похвал она слышала в свой адрес. Её критиковали за «извращённый энгризм», к творчеству относились в лучшем случае снисходительно – по сей день иные консерваторы склонны относить её живопись к китчу. Однако искусствоведы со всего мира единодушно признают её в качестве основоположницы или, по крайней мере, одного из лидеров направления Ар Деко (фр. art deco, букв. — «декоративное искусство»).
Наиболее выдающаяся картина в этом жанре, ставшая олицетворением эпохи, – «Портрет Тамары в зелёном Бугатти», написанный в 1925 году. Любопытно, что в реальности у Лемпицкой никогда не было такой машины – ей принадлежал только маленький жёлтый Рено. Написанный для обложки немецкого журнала «Дама / Die Dame», её «Автопортрет…» был воспет как символ женского освобождения.
Газета «Нью-Йорк Таймс» назвала Лемпицку «богиней автомобильного века со стальными глазами» (steely-eyed goddess of the automobile age). Немецкое издание «Das Magazin» сравнило художницу с прекрасной Брунгильдой.По точному наблюдению Жана Кокто, Лемпицка любила высокое искусство и высшее общество в равной степени. Она полагала, что, будучи художницей, не только вправе, но и обязана попробовать всё. «Я живу на обочине общества, и правила нормального общества не имеют значения для тех, кто находится на обочине».
Известно, что Лемпицкая при всём блеске её имиджа страдала от депрессии. Период с 1934 по 1938 гг. отмечен глубоким духовным кризисом. В это время из-под её кисти выходят преимущественно полотна религиозной тематики. Наиболее часто повторяющийся мотив – скорбящая Мадонна со слезами на щеках. Полотно «Тереза Авильская / Saint Teresa of Avila», написанное со скульптуры Бернини, относится к знаковым работам 30-х годов в карьере художницы.
Одной из причин кризиса – вероятно, главной причиной – стало пренебрежительное отношение к ней как к художнице. В США за Лемпицкой закрепилось прозвище «баронесса с кисточкой». Критики были к ней безжалостны, а число заказов таяло с каждым годом. Лемпицка переключилась на натюрморты в духе старых голландских мастеров, стала копировать шедевры эпохи Ренессанса. В 50-е годы она предприняла отчаянную попытку сменить стиль и попробовала себя в более актуальном, чем её фигуративная живопись, абстракционизме, но была обречена на провал. Никогда на протяжении всей жизни Лемпицка не оставляла живописи, однако к концу 60-х годов в её мастерской можно было найти преимущественно авторские повторения и реплики прежних работ. Немногочисленные персональные выставки, проходившие в послевоенный период, приносили одни разочарования.
Очередным поворотным моментом в карьере постаревшей художницы стала масштабная ретроспективная выставка, прошедшая в 1972 году в Люксембурге. В экспозиции были представлены лишь старые работы – лучшее из ушедшей эпохи ар-деко. Выставка привлекла внимание молодёжи и вернуло имя уже практически забытой художницы из небытия. Колоссальный успех выставки удивил даже саму Лемпицкую. Полячка получила заказы на реплики её классических работ, в частности «Прекрасной Рафаэллы» – этот портрет молодой проститутки считается одной из вершин творчества Лемпицкой. К сожалению, авторские повторения значительно уступали в качестве своим оригиналам: сказывался возраст Лемпицкой. Она уже не обладала былой твёрдостью руки, вдобавок ухудшилось зрение – и цветовосприятие.
«La Belle Polonaise»
Биографы Лемпицкой зачастую попадают в ловушку, уделяя слишком много внимания её личной жизни и чрезмерно фокусируясь на её статусе гламурной дивы. Художница действительно вела богемный образ жизни и стала одним из символов «ревущих двадцатых», общалась с важнейшими художниками своего времени и эпатировала публику романами с такими знаменитостями из художественных и литературных кругов, как Вита Сэквилл-Уэст, Колетт, Сюзи Солидор и т.д. Однако главной страстью и настоящей одержимостью для Лемпицкой оставалось её творчество. «Я рисовала королей и проституток, тех, кто является для меня вдохновением и приводят к тому, что я чувствую вибрации».
Что касается скандального поведения (художница была эмансипированной женщиной и открытой бисексуалкой), то увлекаться подробностями личной жизни художницы достаточно опасно: известно, что Лемпицка в течение всей жизни многократно переделывала и переписывала свою биографию, меняя детали и попросту вычёркивая неудобные факты. В попытках скрыть свой возраст она некоторое время скрывала факт наличия у неё дочери, говорила, что Кизетта на самом деле её младшая сестра. Даже дата и место рождения Лемпицкой до сих пор вызывают споры у исследователей. Так, по одной версии она родилась в Варшаве, по другой – в Москве. Год рождения 1898 представляется некоторым историкам выдуманным и нестыкующимся с дальнейшей хронологией.
Место в истории
В 1978 году Лемпицка поселилась в Мексике, где приобрела роскошный особняк, построенный по проекту японского архитектора. Последние годы она проводила в компании молодых людей, не в силах смириться с фактом окончательно наступившей старости – и приближающейся кончины. К концу жизни художница страдала от эмфиземы лёгких и артериосклероза.
Тамара де Лемпицка скончалась 18 (по другим данным – 15) марта 1980 года в возрасте 81 года в Куэрнаваке, Мексика. Согласно её завещанию, её прах был развеян над действующим вулканом Попокатепетль.
Сегодня работы художницы хранятся в лучших собраниях планеты и продаются на аукционах за миллионы долларов. Лемпицка входит в число самых дорогих художниц в истории. Так, 2 ноября 2011 года работа «Сон (Рафаэла на зелёном фоне)» 1927 года ушла с молотка Sotheby’s в Нью-Йорке за 8,48 млн. долларов. Ретроспективные выставки художницы открываются в крупнейших музеях мира ежегодно, последняя ретроспектива прошла в 2015 году в Турине.
Самой большой поклонницей художницы является Мадонна: она использовала её работы в музыкальных клипах на песни «Open Your Heart» (1987), «Express Yourself» (1989), «Vogue» (1990) и «Drowned World/Substitute for Love» (1998), а также в оформлении декораций во время двух мировых турне.
sovremennoe-iskusstvo.ru