Амазонка (картина Френца). Картина амазонка


Амазонки в искусстве. Древние изображения

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingГеракл сражается с амазонками. Чернофигурная гидрия, около 530 г. до н.э.Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Ахилл убивает царицу амазонок Пентесилею. Чернофигурная амфора. 540-530 г. до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingАмазонки. Апулия 44 год до нашей эры

Piccy.info - Free Image HostingАмазонка, преследующая лань. Кратер из Италии (Апулия, мастер из Тарента), около 320 до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingПелика с амазонкой, головой грифа и коня

Piccy.info - Free Image Hosting

Пелика с женщиной на гиме

Piccy.info - Free Image HostingБоспорская пелика с амазонками - битва с грекомPiccy.info - Free Image Hosting
Боспорская пелика с головой амазонки, коня и грифа

Piccy.info - Free Image HostingСражение Тесея и амазонки Мелусы. Краснофигурный аттический кратер. Середина V в.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Похищение Антиопы

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Амазонки борются с греческим воином. Аттический краснофигурный колоколовидный кратер, 440 год до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingБой Геракла с амазонками. Амфора 490 г. до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingКратер краснофигурный. Воин и Амазонка

Piccy.info - Free Image Hosting

Скифос с изображением скачущей амазонки. Мастер Кайвано. 340–320 годы до новой эры, Кампания, Южная Италия

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingАхилл убивает царицу амазонок Пенфесилею. Около 475-425 до н.э.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Ахилл пронзает мечом Пентесилею, краснофигурный килик, 470—460 гг. до н. э., античное собрание, Мюнхен

Piccy.info - Free Image HostingКонная амазонка на краснофигурной амфоре, 420 г. до н.э.

Piccy.info - Free Image Hosting

Бой Ахилла и Пенфесилеи. Луканский краснофигурный колоколовидный кратер, конец 5 века до н.э.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingАмазонка, атакующая со спины коня. Аттический краснофигурный ground pyxis, 460-450 до н.э.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingРедкое изображение амазонки в штанах. Аттический белый алабастрон, около 470 г. до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingДве амазонки убивают мужчину-воина. Древняя мозаикаPiccy.info - Free Image HostingЭтрусский саркофаг из Тарквинии, украшенный росписью, изображающую амазономахию. Ок. V в. до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingАмазонки убивают мужчину

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingПрекрасная позднеантичная мозаика

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingПрекрасная позднеантичная мозаика - охотящаяся амазонка Меланипа (Черная кобыла) на белой лошади

Piccy.info - Free Image HostingПозднеантичная мозаика - добыча охотящейся Меланиппы

Piccy.info - Free Image HostingАмазонки охотятся на львов. II век до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingАмазонка с конем, с боевым двойным топором и в колпаке. Дом Орфея. Конец II — начало III в. н. э.Piccy.info - Free Image HostingФреска с изображением амазонки. Геркуланум, 50-79 гг., найдена после 1738 г.

stimfalid.livejournal.com

Амазонка (картина Френца) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Амазонка» — картина известного советского живописца[1] и педагога, руководителя батальной мастерской ЛИЖСА им. И. Е. Репина профессора Френца Рудольфа Рудольфовича (1888—1956), на которой представлен конный портрет жены художника Екатерины Анисимовны Стуловской (в замужестве Френц).

Написанный около 1925 года, портрет изображает молодую женщину верхом на лошади в костюме для верховой езды. В живописном и композиционном отношении картина выделяется среди работ художника 1920-х годов, не имея близких аналогов как в крупнейшем собрании Русского музея (32 произведения живописи и 102 графических работы), так и в собраниях Третьяковской галереи, музеев Пскова и Рыбинска (в каждом по одному произведению этого периода)[2] и представляет собой чрезвычайно редкий для советской живописи жанр женского конного портрета.

В качестве фона Френц использовал, очевидно, пейзаж окрестностей Мариенбурга, который встречается и в более ранних его работах на темы охоты, например, в картине «Охота XV века»[3] (1910-е, ГРМ). В Мариенбурге Р. Френц родился в 1888 году в семье академика живописи Рудольфа Фердинандовича Френца (1831-1918). С Мариенбургом тесно связан расцвет царской охоты, начавшийся в 50-е годы XIX века. Здесь возникла егерская слобода, дававшая художнику прекрасный натурный материал для картин. Р. Ф. Френц также сопровождал членов императорской семьи во время охоты, поэтому семья художника и жила в Мариенбурге[4]. Работа эффектно сбалансирована в цвете, удачно сочетает приёмы декоративной и традиционной реалистической живописи. Статичность композиции, её приближенность и неожиданно взятый ракурс нисколько не мешают восприятию образа. Напротив, подобно магическому кристаллу>[нужна атрибуция мнения]. , они позволяют перенестись в иную жизнь, хоть и отстоящую на расстоянии вытянутой руки.

Картина «Амазонка» впервые была показана на персональной выставке Р. Френца в 1928 году в Ленинграде в «Общине художников», одним из учредителей которой он стал в 1922 году

ru.bywiki.com

Амазонка (картина Френца) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1925 года

«Амазонка» — картина известного советского живописца[1] и педагога, руководителя батальной мастерской ЛИЖСА им. И. Е. Репина профессора Френца Рудольфа Рудольфовича (1888—1956), на которой представлен конный портрет жены художника Екатерины Анисимовны Стуловской (в замужестве Френц).

История

Написанный около 1925 года, портрет изображает молодую женщину верхом на лошади в костюме для верховой езды. В живописном и композиционном отношении картина выделяется среди работ художника 1920-х годов, не имея близких аналогов как в крупнейшем собрании Русского музея (32 произведения живописи и 102 графических работы), так и в собраниях Третьяковской галереи, музеев Пскова и Рыбинска (в каждом по одному произведению этого периода)[2] и представляет собой чрезвычайно редкий для советской живописи жанр женского конного портрета.

В качестве фона Френц использовал, очевидно, пейзаж окрестностей Мариенбурга, который встречается и в более ранних его работах на темы охоты, например, в картине «Охота XV века»[3] (1910-е, ГРМ). В Мариенбурге Р. Френц родился в 1888 году в семье академика живописи Рудольфа Фердинандовича Френца (1831-1918). С Мариенбургом тесно связан расцвет царской охоты, начавшийся в 50-е годы XIX века. Здесь возникла егерская слобода, дававшая художнику прекрасный натурный материал для картин. Р. Ф. Френц также сопровождал членов императорской семьи во время охоты, поэтому семья художника и жила в Мариенбурге[4]. Работа эффектно сбалансирована в цвете, удачно сочетает приёмы декоративной и традиционной реалистической живописи. Статичность композиции, её приближенность и неожиданно взятый ракурс нисколько не мешают восприятию образа. Напротив, подобно магическому кристаллу>[нужна атрибуция мнения]. , они позволяют перенестись в иную жизнь, хоть и отстоящую на расстоянии вытянутой руки.

Картина «Амазонка» впервые была показана на персональной выставке Р. Френца в 1928 году в Ленинграде в «Общине художников», одним из учредителей которой он стал в 1922 году[5]. В последующем картина хранилась в семье Р. Френца. В 1970 году она демонстрировалась на его персональной выставке[6] в залах ЛОСХ.

См. также

Напишите отзыв о статье "Амазонка (картина Френца)"

Примечания

  1. ↑ Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1976. С.33.
  2. ↑ Рудольф Френц. — Санкт-Петербург: Государственный Русский музей, 2005. - с.5.
  3. ↑ Рудольф Френц. — Санкт-Петербург: Государственный Русский музей, 2005. - с.29.
  4. ↑ Рудольф Френц. СПб., ГРМ, 2005. С.23.
  5. ↑ Выставка художника Р. Р. Френца. Апрель-май. Каталог. Л., Община художников, 1928.
  6. ↑ Рудольф Рудольфович Френц. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1970. С.10.

Литература

  • Выставка художника Р. Р. Френца. Апрель-май. Каталог. Л., Община художников, 1928.
  • Рудольф Рудольфович Френц. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1970. С.10.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1976. С.33.
  • Рудольф Френц. СПб., Государственный Русский музей, 2005. ISBN 5-93332-186-9.
  • Иванов C. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб., НП-Принт, 2007. С.10, 342, 346, 352-353, 372. ISBN 978-5-901724-21-7, ISBN 5-901724-21-6.

Ссылки

  • [leningradartist.com/bio/f_rus.htm#8 Рудольф Рудольфович Френц (1888—1956). Биография и библиография.]

Отрывок, характеризующий Амазонка (картина Френца)

Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами. Никто не может сказать, насколько дано человеку достигнуть этим путем понимания законов истории; но очевидно, что на этом пути только лежит возможность уловления исторических законов и что на этом пути не положено еще умом человеческим одной миллионной доли тех усилий, которые положены историками на описание деяний различных царей, полководцев и министров и на изложение своих соображений по случаю этих деяний.

Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности. В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство. Русские отступают за сто двадцать верст – за Москву, французы доходят до Москвы и там останавливаются. В продолжение пяти недель после этого нет ни одного сражения. Французы не двигаются. Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ничего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад: бросаются на Калужскую дорогу (и после победы, так как опять поле сражения осталось за ними под Малоярославцем), не вступая ни в одно серьезное сражение, бегут еще быстрее назад в Смоленск, за Смоленск, за Вильну, за Березину и далее. В вечер 26 го августа и Кутузов, и вся русская армия были уверены, что Бородинское сражение выиграно. Кутузов так и писал государю. Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден, так же как знал это каждый из участников сражения. Но в тот же вечер и на другой день стали, одно за другим, приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным. Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди. А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю.

wiki-org.ru

Амазонка (картина Френца) — википедия фото

«Амазонка» — картина известного советского живописца[1] и педагога, руководителя батальной мастерской ЛИЖСА им. И. Е. Репина профессора Френца Рудольфа Рудольфовича (1888—1956), на которой представлен конный портрет жены художника Екатерины Анисимовны Стуловской (в замужестве Френц).

Написанный около 1925 года, портрет изображает молодую женщину верхом на лошади в костюме для верховой езды. В живописном и композиционном отношении картина выделяется среди работ художника 1920-х годов, не имея близких аналогов как в крупнейшем собрании Русского музея (32 произведения живописи и 102 графических работы), так и в собраниях Третьяковской галереи, музеев Пскова и Рыбинска (в каждом по одному произведению этого периода)[2] и представляет собой чрезвычайно редкий для советской живописи жанр женского конного портрета.

В качестве фона Френц использовал, очевидно, пейзаж окрестностей Мариенбурга, который встречается и в более ранних его работах на темы охоты, например, в картине «Охота XV века»[3] (1910-е, ГРМ). В Мариенбурге Р. Френц родился в 1888 году в семье академика живописи Рудольфа Фердинандовича Френца (1831-1918). С Мариенбургом тесно связан расцвет царской охоты, начавшийся в 50-е годы XIX века. Здесь возникла егерская слобода, дававшая художнику прекрасный натурный материал для картин. Р. Ф. Френц также сопровождал членов императорской семьи во время охоты, поэтому семья художника и жила в Мариенбурге[4]. Работа эффектно сбалансирована в цвете, удачно сочетает приёмы декоративной и традиционной реалистической живописи. Статичность композиции, её приближенность и неожиданно взятый ракурс нисколько не мешают восприятию образа. Напротив, подобно магическому кристаллу>[нужна атрибуция мнения]. , они позволяют перенестись в иную жизнь, хоть и отстоящую на расстоянии вытянутой руки.

Картина «Амазонка» впервые была показана на персональной выставке Р. Френца в 1928 году в Ленинграде в «Общине художников», одним из учредителей которой он стал в 1922 году[5]. В последующем картина хранилась в семье Р. Френца. В 1970 году она демонстрировалась на его персональной выставке[6] в залах ЛОСХ.

org-wikipediya.ru

Амазонки в искусстве. Древние изображения

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingГеракл сражается с амазонками. Чернофигурная гидрия, около 530 г. до н.э.Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingАхилл убивает царицу амазонок Пентесилею. Чернофигурная амфора. 540-530 г. до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingАмазонки. Апулия 44 год до нашей эры

Piccy.info - Free Image HostingАмазонка, преследующая лань. Кратер из Италии (Апулия, мастер из Тарента), около 320 до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingПелика с амазонкой, головой грифа и коня

Piccy.info - Free Image HostingПелика с женщиной на гиме

Piccy.info - Free Image HostingБоспорская пелика с амазонками - битва с грекомPiccy.info - Free Image HostingБоспорская пелика с головой амазонки, коня и грифа

Piccy.info - Free Image HostingСражение Тесея и амазонки Мелусы. Краснофигурный аттический кратер. Середина V в.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingПохищение Антиопы

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingАмазонки борются с греческим воином. Аттический краснофигурный колоколовидный кратер, 440 год до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingБой Геракла с амазонками. Амфора 490 г. до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingКратер краснофигурный. Воин и Амазонка

Piccy.info - Free Image HostingСкифос с изображением скачущей амазонки. Мастер Кайвано. 340–320 годы до новой эры, Кампания, Южная Италия

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingАхилл убивает царицу амазонок Пенфесилею. Около 475-425 до н.э.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingАхилл пронзает мечом Пентесилею, краснофигурный килик, 470—460 гг. до н. э., античное собрание, Мюнхен

Piccy.info - Free Image HostingКонная амазонка на краснофигурной амфоре, 420 г. до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingБой Ахилла и Пенфесилеи. Луканский краснофигурный колоколовидный кратер, конец 5 века до н.э.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingАмазонка, атакующая со спины коня. Аттический краснофигурный ground pyxis, 460-450 до н.э.

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingРедкое изображение амазонки в штанах. Аттический белый алабастрон, около 470 г. до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingДве амазонки убивают мужчину-воина. Древняя мозаикаPiccy.info - Free Image HostingЭтрусский саркофаг из Тарквинии, украшенный росписью, изображающую амазономахию. Ок. V в. до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingАмазонки убивают мужчину

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingПрекрасная позднеантичная мозаика

Piccy.info - Free Image Hosting

Piccy.info - Free Image HostingПрекрасная позднеантичная мозаика - охотящаяся амазонка Меланипа (Черная кобыла) на белой лошади

Piccy.info - Free Image HostingПозднеантичная мозаика - добыча охотящейся Меланиппы

Piccy.info - Free Image HostingАмазонки охотятся на львов. II век до н.э.

Piccy.info - Free Image HostingАмазонка с конем, с боевым двойным топором и в колпаке. Дом Орфея. Конец II — начало III в. н. э.Piccy.info - Free Image HostingФреска с изображением амазонки. Геркуланум, 50-79 гг., найдена после 1738 г.

amazonky.livejournal.com

Амазонка (картина Френца) — Википедия РУ

«Амазонка» — картина известного советского живописца[1] и педагога, руководителя батальной мастерской ЛИЖСА им. И. Е. Репина профессора Френца Рудольфа Рудольфовича (1888—1956), на которой представлен конный портрет жены художника Екатерины Анисимовны Стуловской (в замужестве Френц).

Написанный около 1925 года, портрет изображает молодую женщину верхом на лошади в костюме для верховой езды. В живописном и композиционном отношении картина выделяется среди работ художника 1920-х годов, не имея близких аналогов как в крупнейшем собрании Русского музея (32 произведения живописи и 102 графических работы), так и в собраниях Третьяковской галереи, музеев Пскова и Рыбинска (в каждом по одному произведению этого периода)[2] и представляет собой чрезвычайно редкий для советской живописи жанр женского конного портрета.

В качестве фона Френц использовал, очевидно, пейзаж окрестностей Мариенбурга, который встречается и в более ранних его работах на темы охоты, например, в картине «Охота XV века»[3] (1910-е, ГРМ). В Мариенбурге Р. Френц родился в 1888 году в семье академика живописи Рудольфа Фердинандовича Френца (1831-1918). С Мариенбургом тесно связан расцвет царской охоты, начавшийся в 50-е годы XIX века. Здесь возникла егерская слобода, дававшая художнику прекрасный натурный материал для картин. Р. Ф. Френц также сопровождал членов императорской семьи во время охоты, поэтому семья художника и жила в Мариенбурге[4]. Работа эффектно сбалансирована в цвете, удачно сочетает приёмы декоративной и традиционной реалистической живописи. Статичность композиции, её приближенность и неожиданно взятый ракурс нисколько не мешают восприятию образа. Напротив, подобно магическому кристаллу>[нужна атрибуция мнения]. , они позволяют перенестись в иную жизнь, хоть и отстоящую на расстоянии вытянутой руки.

Картина «Амазонка» впервые была показана на персональной выставке Р. Френца в 1928 году в Ленинграде в «Общине художников», одним из учредителей которой он стал в 1922 году[5]. В последующем картина хранилась в семье Р. Френца. В 1970 году она демонстрировалась на его персональной выставке[6] в залах ЛОСХ.

http-wikipediya.ru

Легенды об амазонках: vasily_sergeev

Франц фон Штук. Амазонка и Кентавр. 1901

Амазонки – кто они?

Понятие «амазонка» теоретически могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины). Если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание приблизительно переводилось бы как «полногрудая».

Существует немало прочих вариантов происхождения слова «амазонки». Например, «a masso» (от «masso» — трогать, касаться) могло бы означать «не дотрагивающиеся» (до мужчин). Кстати, в северокавказских языках сохранилось слово «maza» — «луна», что может быть эхом того далекого времени, когда жители этого региона обожествляли Луну — богиню охоты, соответствующую греческой Артемиде.

Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель».Считается, что они являлись дочерьми бога войны Ареса и нимфы Гармонии; при этом уточняется, что Арес был не греческим, а фракийским богом, страны, расположенной на востоке Балканского полуострова. Страбон, древнегреческий географ и путешественник, предлагал три этнонима, связываемые им с амазонками: Хелазон, Алазон и Амазон (География, XI, 5,1-4,XII, 3,21-24).Сам Страбон, детство которого прошло у берегов Чёрного моря (в Амазее), склонялся к этнониму Амазон.

Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Существует версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне — турецкий Измир), Синоп и Пафос.

Царство амазонок со столицей Фемискрой основала царица Лисиппа, также ставшая первой амазонкой. Она заложила основные законы и правила жизни амазонок, она завоевывала новые земли для своего нового царства.

Три знаменитые южные амазонские царицы Марпесса, Лампадо и Гиппо захватили земли в Южной Азии и Сирии, основали города Эфес, Смирну (Измир), Фибу, Синопу. Именно во время этого похода амазонки захватили Трою, где будущий царь в то время был ещё ребёнком. Потом амазонки ушли с большой добычей, оставив небольшие гарнизоны в завоёванных городах. Эти гарнизоны были изгнаны союзом варварских племён, в результате чего в одном из боёв амазонки потеряли царицу Марпессу (по сообщению Павла Оросия амазонки вновь вторгались в Азию вместе с киммерийцами в 723 г. до н. э.).

Артемида, 4-3 века до н.э., Северо-западное Причерноморье

Диодор Сицилийский считал, что амазонки жили на реке Танаис (современный Дон). Ее назвали так в честь сына амазонки Лисиппы, который влюбился в свою мать и бросился в реку, чтоб избежать преступного кровосмешения.

Особо почитали амазонки Артемиду-охотницу и ходили в ее свиту, охотились вместе с ней и с нимфами. Также амазонкам покровительствовала богиня Гера, жена Зевса. У амазонок даже проводились свои олимпийские игры, только для женщин, и посвящены они были Гере, а не Зевсу, как у греков.

Армия руководила всей жизнью амазонок – и военной, и мирной. Она была относительно невелика – не более четверти племени, при этом на «солдаток» ложилось множество обязанностей: они должны были постоянно добывать пропитание, защищать племя от врагов, поддерживать свою боевую готовность – и они же продолжали род. Таким образом, самое сильное звено из-за перегрузки оказывалось и самым уязвимым. Поэтому – самым жестоким.

Амазонки похищали своих брачных партнеров из враждебных или соседних племен и деловито их использовали. Различие лишь в том, что вместо невест добывали женихов, и не для создания семьи, а для кратковременной «процедуры». После чего пленников, как и рождающихся мальчиков, безжалостно убивали, видимо, не испытывая к ним ни любви, ни ненависти.

Убийства были необходимы: они обеспечивали стабильность племени. Ведь обеспечить всех женщин мужьями было практически невозможно. А держать нескольких «жеребцов» среди множества женщин, прошедших школу жизни в седле и на войне, было опасно: они могли стать или претендентами на власть, или причиной постоянных драк. А поскольку царицами степных амазонок становились самые сильные, то и решалась проблема соответствующе.

Однако постепенно девы-воительницы стали использовать и мирные способы решения споров. Как правило, весной амазонки на месяц сходились на нейтральной территории с мужчинами из соседних племен, а через положенный срок отдавали счастливым отцам новорожденных мальчиков, оставляя девочек в племени. В книге Диодора Сицилийского описывается, как царица амазонок Фалестра пришла к Александру Македонскому и сказала: «Я прибыла, чтобы подарить тебе сына, а если родится дочь – забрать ее себе, потому что нет выше меня женщины по силе и храбрости и нет мужчины славнее тебя». Неважно, миф это или реальное событие, в любом случае виден «фирменный» подход.

Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали или кастрировали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.

Диодор Сицилийский сообщает, что амазонки, бывало, калечили детей мужского пола сразу же после их рождения: они выкручивая им руки и ноги с тем, чтобы сделать их неспособными воевать в будущем против своих «матерей». Этот мотив перекликается с чеченским мифом Пхьармат («Кузнец Страны»), рассказывающим о том, что богиня Очага Ц’иk’ур-нана, супруга бога Пламени и мать Пхьармата, обращалась со своими сыновьями точно так же, как амазонки с новорождёнными мальчиками. У неё было много сыновей, которых она любила. Но случалось, что она жестоко наказывала их за ослушание, кроме самого младшего — Пхьармата, к которому была особенно привязана. Однажды один из её сыновей совершил серьёзный проступок. Разгневанная мать хотела выкрутить ему руки и ноги (kьjgash-kogash tshьra daxa). Пхьармат, бросившийся на выручку брату, прибежал, когда мать уже успела выкрутить тому одну ногу (xa tshьra ma diakxineh). Ему удалось умолить её отпустить несчастного, который с тех пор остался хромым (xonushxa).

Две амазонки убивают мужчину-воина. Древняя мозаика

В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины). Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин).

Амазономахия. Лувр

Амазономахия на древнеримском саркофаге

Битва жителей Афин с амазонками породила отдельный жанр древнегреческого искусства — так называемую «амазономахию», то есть традицию изображения воинственных амазонок на поле боя (рисунки на терракоте, резьба по мрамору).

Амазонок можно было победить, только полностью уничтожив их

С течением времени упоминаний об амазонках становится все меньше и меньше. При жизни Александра Македонского ходили слухи о том, как однажды в лагерь великого полководца прибыла царица амазонок Талестрис с тремя сотнями соплеменниц. Якобы Талестрис хотела предложить весь этот немалый «гарем» Александру, чтобы получить от именитого правителя как можно больше отпрысков-девочек, таких же сильных и умных, как отец.

Об амазонках, воевавших в составе вражеских войск, писал римский генерал Гней Помпей, а Вергилий в своей поэме «Энеида» явно списал вольскую (вольски — народ, противостоявший Риму) воительницу Камиллу с древних амазонок.

Франц фон Штук. Раненая амазонка

Упоминания амазонок в разных источниках

Амазонки обосновались в Фемискрее, на реке Фермодон (вероятно, Терме Кей в современной Турции).Амазонки первыми стали подковывать лошадей и использовать железо.Лисий. Погребальная речь, 4

Битва амазонок с Беллерофоном (легендарный греческий герой, владелец знаменитого крылатого коня Пегаса, подаренного ему Афиной).Аполлодор. Хроника греческой истории, Книга 1, 2.3Гомер. Илиада, 6.219Пиндар. Олимпик, 13.91 и 130Плутарх. Мораль, 17.248Плавание Аргонавтов мимо земель амазонок на пути в Колхиду.<Пиндар. ПифийАполлоний Родосский. Аргонавтика<

Геракл сражается с амазонками. Античный чернофигурный сосуд

Сражение амазонок с фригийскими царями Мигдоном, Отреем и Приамом (позже ставшим царем Трои).Битва амазонок с отрядом Геракла-Тесея за пояс Ипполиты. Антиопа (или Ипполита, в зависимости от легенды) была похищена и взята замуж за царя Греции Тесея.Штурм Афин амазонками для возвращения пояса Ипполиты. Некоторые источники повествуют о перемирии и договоре между амазонками и царем Тесеем.Плутарх. Жизнь Тесея (Плутарх основывается на данных ранних историков Клейдема и Геланика, труды которых не сохранились)Исократ. Панафенаик, 192, 194 (в Панегирике, 68 он утверждает, что они потерпели поражение и были все убиты или высланы)Лисий. Погребальная речь, 6

Боспорская пелика с головой амазонки, коня и грифа

Амазонки сражались на стороне троянцев против агрессии греков (~1080 до н.э.). Пентесилея возглавляла отряд амазонок, которые все погибли.Гомер. Илиада 3.239; 6.186-223 (беглое упоминание - повествование Илиады заканчивается смертью Гектора)Арктиний Милетский. Этиопий (продолжает повествование о троянской войне с того места, на котором закончилась Илиада)Прокл. Обзор Этиопия; Гедий и гомериада в Классической библиотеке, 1967, стр. 507Квинтий Смирнский. Гомерон или Постгомерика, 1.20-46

Боспорская пелика с амазонками - битва с греком

Амазонки принимали участие в Пелопонесской войне между Афинами и Спартой (431-404 н.э.)Фукидид. История Пелопонесской войныАлександр Македонский встречался с царицей амазонок Фалестрией. (~352-323 до н.э.). Он пытался взять ее в жены в Гиркании (античная провинция в северной Персии).Страбон. География, 2.5.4-5 (отрицал)Квинтус Смирнский. История, 6.5.29Диодор. Сикул, 17.77.1

Битва греков с амазонками. Рельеф на римском мраморном саркофаге

Амазонки сражались с греками в Фемискрии. По-видимому, последняя война амазонок с греками. После поражения амазонок в Фемискрии они были взяты в плен и погружены на греческие корабли. Амазонки успешно оторвались от греков и плыли, куда ветер выведет, пока не достигли озера Маотис (Азовское море), где, в конце концов, вышли замуж за сарматов и сражались на их стороне. Они сформировали новую сарматскую культуру.Геродот. История греко-персидских войн, 4.110

Джо Джуско. Темные времена

Легенды об амазонках

Откуда появились легенды об амазонках? Что это — смутные воспоминания о тех архаичных временах, когда люди жили при матриархате, или реально существовавшие «женские» народы античной эпохи?

На этот счет выдвигается множество теорий.

Исток мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в Минойскую цивилизацию. Интересно, что любимым оружием амазонок был двойной минойский топорик лабрис, и что покровительницей амазонок является богиня Артемида. Культ Артемиды перекочевал с острова Крит на материковую Грецию и продолжил свое существование в греческой культуре.

Амазонки согласно одной из таких теорий амазонки могли быть дочерьми Ареса и служительницами Артемиды, и это наводит на мысль, что их прообразом могло стать закрытое сообщество храмовых прислужниц. В таком контексте мифическое прижигание груди можно истолковать как нанесение ритуальных увечий.

Легендарные истории об амазонках напрямую связывают их с двумя героями — Гераклом и Тесеем. Вполне вероятно, что грозные амазонки символизировали собой те опасности, с которыми греческим колонистам пришлось столкнуться на побережье Черного моря.

Амазонка в скифском костюме на краснофигурном античном сосуде

Образ амазонки в истории

В ранних образцах греческой живописи амазонки носили шлем и длинные туники, обнаруживая сходство с воинственной богиней Афиной. Позднее их одежды стали более утонченными и легкими, высоко подпоясанными (для облегчения бега) — то есть копирующими стиль богини охоты Артемиды. Греческое происхождение амазонок подтверждает и тот факт, что в бою они обычно использовали небольшой щит «пелта», имевший форму полумесяца.

Самые поздние изображения амазонок показывают их одетыми на персидский манер — в облегающие шаровары и высокий заостренный головной убор, «кидарис».

Плутарх писал, что амазонки носили короткое, до колен платье, щит, напоминавший лист плюща, и шлем, скреплявшийся под подбородком ремнями. На шлем часто натягивали конический фригийский колпак из войлока с наушниками, спускавшимися до плеч, затыльником и завязками. Это был единственный «предмет гардероба», который амазонки украшали вышивками или жемчугом.

Амазонка с конем, с боевым двойным топором и в колпаке. Дом Орфея. Конец II — начало III в. н. э.

Оружие амазонок

Главным оружием амазонок считался «сагарис» — скифское название топора с двойным лезвием, известного грекам как «пелектус» или «лабрис». Последний был распространен на острове Крит еще в бронзовом веке (3 тысячелетия до нашей эры), символизируя женское начало.

Помимо боевого топора, амазонки активно использовали луки со стрелами и небольшие копья — типичный «скифский набор». Они редко сражались пешими — ударную силу их армии составляла конница, что также не может не наводить на мысли о скифских племенах.

Амазонки. Рисунок с неаполитанской античной вазы

Обитель легендарных амазонок

На счет родины амазонок выдвигаются самые разнообразные версии, родиной легендарных воительниц могли быть та же Греция, или же Причерноморье, горы Кавказа, Турция, донские степи, и даже Северная Африка. А вообще амазонки могли и вовсе делиться на разные племена, жившие в разных землях.

Место проживания амазонок точно неизвестно. Называют земли от черноморского побережья Турции до юга России, Ливии и даже Атлантиды. Возможно, восхищенные рассказы знатных путешественников о степных женщинах и другие, более правдоподобные истории дополнили уже существовавший в Древней Греции миф об амазонках. Впрочем, бесстрашные женщины могли олицетворять в мифах неизведанные опасности, а может, даже варварство в целом, с которым сталкивались древние греки, отважившиеся отправиться на новые земли, такие как побережье Черного моря. Любопытно, что, по мнению древних греков, амазонки всегда жили на самом краю ойкумены, там, где заканчивается цивилизация. С расширением их представлений о мире, родина амазонок снова перемещалась все дальше и дальше. Наверное, именно поэтому связанные с ними географические данные столь противоречивы.

На карте 1770 года Амазония помещена севернее земель сарматов

Так, в древнейших письменных источниках рассказ об амазонках начинается с того, что они жили к востоку от Древней Греции в Малой Азии (Турция) и, вероятно, были основательницами городов Эфес и Смирны на восточном побережье. При Геродоте (V в. до н. э.) они переместились на юг России, а ко времени написания «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, в I в. до н. э., родиной амазонок уже считалась Западная Ливия.

Пелика с женщиной на гиме

Пелика с амазонкой, головой грифа и коня

Дионисий, живший в Александрии в середине II в. до н. э. сообщал, что наиболее древнее амазонское царство располагалось в Северной Африке, в Ливии, которое исчезло за много поколений до Троянской войны. Столица этого царства находилась у северо-восточной части озера Шерги (Атласские горы Алжира). Южнее столицы, у юго-восточного берега этого озера, были скальные усыпальницы и дворцово-культовые сооружения амазонок. В Ливии, Алжире, Тунисе было много племён женщин, отличавшихся воинственностью и храбростью. Например, горгонские женщины упражнялись в военном деле и в течение определённого времени несли военную службу, в то время как мужчины занимались хозяйством и воспитанием детей. Под предводительством царицы Мирины были покорены многие земли. Соплеменницы Мирины, погибшие в битвах, погребены в трёх огромных курганах, которые до сих пор называют «курганами амазонок».

Сарматки

Сарматы – потомки амазонок. Геродот писал, что сарматы - потомки амазонок, вступивших в брак со скифами

Историк А. Б. Снисаренко считает, что ареал обитания племени практически совпадает с контурами турецких вилаетов Амасия (возможно, этот топоним имеет отношение к этимологии названия племени) и Самсун. Отсюда амазонки предпринимали свои походы в Азию. Ими построены Эфес, Смирна и другие города.

Учитывая предполагаемую родину амазонок — донские степи и побережье Азовского моря, азиатская теория их происхождения выглядит наиболее вероятной. Греки, расселявшиеся в Причерноморье, постоянно сталкивались с воинственными и полудикими кочевниками. Геродот прямо заявлял, что сарматы — это потомки амазонок и скифов.

Скиф и амазонка

Бывало, что становились амазонками и женщины, живущие в горах. Но только на время: когда их мужчины уходили на дальние пастбища или в походы. Иногда такие отлучки длились годами. Горных амазонок готовили к самостоятельной жизни заранее. Обучали военному делу, строили для них неприступные жилища-крепости, знаменитые кыз-кала – «девичьи башни». До сих пор обычаи некоторых кавказских народов предписывают женщинам и мужчинам жить в строгой изоляции друг от друга. Даже супругам, согласно древнему правилу, надлежит встречаться тайно, под покровом ночи. Возможно, и обычай принимать пищу в разных комнатах имеет то же происхождение.

Скифская воительница

Археология

До недавнего времени ученые считали амазонок художественным вымыслом, подчеркивающим необычность степных варваров в глазах греков.

Однако в конце 20 — начале 21 веков ситуация изменилась. Сперва на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения, а затем и на Тамани, кубанские археологи откопали могилы целого племени. Там были погребены исключительно женщины. Невероятно, но факт — рядом с их телами лежало оружие: луки, колчаны и кинжалы, а в черепе у одной из усопших торчал наконечник стрелы.

Конная амазонка и пещий воин

Эти находки доказали, что в северном Причерноморье обитали если и не полностью женские племена, то, по крайней мере, сохранившие древние бытовые уклады, когда главную роль в обществе играла женщина. Впрочем, маловероятно, что эти «амазонки» образовывали те общины закрытого типа, о которых рассказывали греки. Жестокость по отношению к мужчинам также наверняка была преувеличена — для людей с разным типом культур характерно создавать подобные легенды о земле, где жизнь коренным образом отличается от их собственной.

Так или иначе, эти племенные союзы были немногочисленными и нестойкими. Ветхие традиции матриархата, чудом сохранившиеся до новой эры, не смогли устоять перед походами Александра Македонского, смешением культур и великим переселением народов в 4—7 веке. Именно тогда амазонки перестали существовать.

Далее. Английский археолог Кассон обнаружил могилы женщин-воительниц в Хэронее и Мегаре. Процитируем Павсания, автора, написавшего первый и до сих пор самый подробный путеводитель по достопримечательностям Эллады: «Когда амазонки из-за Антиопы пошли войной на афинян и были побеждены Тесеем, то большинству из них было суждено погибнуть в сражении; Ипполита же, сестра Антиопы и в то время начальница женщин, с немногими из них бежала в Мегары; в сознании, что она причинила войску такое несчастье, она пала духом, особенно при таком положении дел, а тем более, видя невозможность вернуться домой в Фемискуру, поэтому она скончалась от горя, и, когда она умерла, ее тут и похоронили; по внешнему виду ее памятник похож на щит амазонки». Очевидно, английский археолог нашел могилу Ипполиты или ее воинов. Что еще раз подтверждает, что греческие мифы – совсем не мифы в современном значении этого слова, а поэтическое изображение реальных событий истории Античной Эллады.

На Кавказе, в Северном Причерноморье были обнаружены захоронения амазонок древности. Рядом с бусами на истлевших нитях лежали щиты, доспехи, а иногда и остатки сбруи.

Надгробный памятник амазонки Антиопы находился при входе в Афины по дороге из Фалиро через Итонийские ворота.

Были амазонки и в римской армии. Останки двух воительниц-амазонок, служивших в римской армии в Британии, были обнаружены в захоронении, поразившем археологов, пишет The Times (перевод на сайте Inopressa )До сих пор было неизвестно, что женщины-воины сражались в римской армии в Британии, и находка в Бруэме, графство Камбрия, поможет пересмотреть их роль в обществе III века.

Думают, что эти амазонки находились в составе нумерий - нерегулярных войск римской армии, которые были прикреплены к легионам, служившим в Британии. Другие находки свидетельствуют, что их подразделение пришло из дунайских провинций Норикум, Паннония и Иллирия, теперь являющихся частями Австрии, Венгрии и бывшей Югославии.

Амазонка, атакующая со спины коня. Аттический краснофигурный ground pyxis, 460-450 до н.э.

На месте захоронения в Бруэме в III веке находились укрепление и гражданское поселение, и анализ останков более чем 180 человек показал, что здесь погребали пепел мертвых.Вместе с останками одной из женщин обнаружили сожженные останки животных. Были найдены еще костяные пластинки, которые использовали для украшения шкатулок, а также детали ножен меча и глиняной посуды. Все это указывает на то, что эта женщина обладала высоким статусом; ее возраст оценивается от 20 до 40 лет. В могиле другой женщины, чей возраст составляет от 21 до 45, обнаружили серебряную чашу, ножны и костяные украшения.

Послесловие

Как это ни странно, воинственные женщины пользовались большим спросом во все времена и на всех континентах.

До начала 20 века амазонки фигурировали в литературе лишь как специфические противники главных героев — мужчин. Последние должны были победить или каким-либо образом унизить их, доказав таким образом превосходство мужественности над воинственной женственностью.

Суперженщина из американских комиксов - амазонка, дочь царицы Ипполиты

Зена – королева воинов и самая популярная телевизионная амазонка

Источники:http://www.mirf.ru/Articles/art1101.htmhttp://nobo.ucoz.ru/publ/puteshestv...alnost/5-1-0-43http://www.greek.ru/news/news_detail.php?ID=11100http://fargate.ru/supernatural/content/legends/1312http://blogs.mail.ru/mail/lidlud/223A0214872FE213.htmlhttp://www.fscclub.com/history/amazchrono.shtmlhttp://www.liveinternet.ru/journals...rev&categ=0http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2859http://176.9.15.141/NewsP.php?NId=67571http://bvsv.livejournal.com/13993.htmlhttp://ellada.spb.ru/?p=3010234http://ellada.spb.ru/?p=3010433http://a-city.kz/info/38/229/http://godsbay.ru/hellas/tanais.htmlhttp://godsbay.ru/hellas/lisippa.htmlhttp://fisechko.ru/100vel/zagist/35.htmhttp://igri-uma.ru/forum/index.php?showtopic=3938Утащено отсюда, спасибо Fruehlingsmond

vasily-sergeev.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта