Картины лиотар
ЛИОТАР Жан-Этьен Liotard, Jean-Etienne - Все интересное в искусстве и не только.
Картина "Шоколадница».
Его первая и главная забота - писать <правдиво> - отсюда и его прозвище <живописец правды>. "Шоколадница" - одно из самых прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара, родившегося в Женеве в семье французов протестантов, которым пришлось из-за религиозных убеждений покинуть родину и эмигрировать в Швейцарию. Отец Лиотара был ювелиром. О детстве художника сохранилось немного сведений. Известно, что он рано увлекся рисованием. Его ученические тетради были заполнены рисунками, изображавшими различные сцены из римской истории. Особенно же любил мальчик делать портреты своих товарищей, одиночные и групповые, поражавшие большим сходством. Видя способности сына, отец отдал его в мастерскую швейцарского художника Даниэля Гарделя. Лиотар научился здесь точно копировать рисунки, которые учитель предлагал своим ученикам, видя в этом главный смысл преподавания. Его копии отличались такой точностью, что нередко вызывали гнев Гарделя, уверенного, что они сделаны с помощью кальки. Через несколько месяцев юноше уже нечего было делать у Гарделя, и он решил искать себе другого учителя.
И в жизни Ж.-Э. Лиотара начались годы странствий, во время которых он побывал во многих городах и странах. Он путешествовал как спутник знатных особ, как это часто приходилось делать многим художникам XVIII века.
В описании жизни художника присутствует множество интересных мифов. Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году. Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории – скорее «сказка о Золушке».Она не подтверждена, но упорно появляется во многих рассказах о жизни художника.
Я не буду передавать рассказы о его отношениях с женой, братом – близнецом, а также историю о его бороде, котопая вполне могла стать его брендом, но следущую версию о шоколаднице невозможно обойти.
По этой версии Анна была служанкой при дворе австрийской императрицы Марии Терезии, где живописец и заметил девушку. Анна, дочь обедневшего рыцаря, служила горничной при дворе. Говорят, именно там ее красоту заметил и молодой принц Дитрихштейн. Он влюбился и - к ужасу аристократии - женился на ней.
В качестве свадебного подарка Принц Дитрихштейн заказал Жану Этьену Лиотару, работавшему при венском дворе в то время, портрет своей невесты в той самой одежде, в которой он впервые ее увидел.
Говорят, в день свадьбы невеста пригласила знакомых шоколадниц и, будучи счастлива своим возвышением, подала им свою руку со словами: "Вот! Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мою руку."
Эта картина примечательна также тем, что на ней впервые был изображен первый фарфор Европы – Meissen.
По материалам Википедии и рассказу Н.A.Иoниной, издательство "Вече", 2002г
А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение. В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company - познавать таинства приготовления сладкого напитка. В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке. Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики.
http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_36.html
tanjand.livejournal.com
Лиотар, Жан Этьен---желанный портретист Европы. Часть первая.
Лиотар, Жан Этьен (1702 – 1789) Liotard, Jean-Etienne и его портреты.Часть первая.Лиотар. Автопортрет, ок.1749
Совсем недавно, уже в этом году, те кому это надо, прочли в этом журнале о знаменитом и талантливом французском художнике из Швейцарии конца 19, начала 20 века,--- Фелисе Валлоттоне.
https://veniamin1.livejournal.com/tag/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE%D0%BD
Сегодня ещё один, в своё время сверхзнаменитый швейцарец, который в 18 веке был скорее не именно французским художником, а художником всей Европы.
Мария Терезия, правительница Австрии, Венгрии, Богемии и т.д..1762 г.Лиотар, Жан Этьен (1702 – 1789) Liotard, Jean-Etienne
Как вы видите, --- это не нашенская царица, а Габсбургских кровей.В те времена большинство царей и ихних(sic) цариц хотели иметь портреты, сделанные одним из двух королей пастели 18 века, Жаном Этьеном Лиотаром. Абсолютное большинство работ Лиотар написал (нарисовал) пастелью.Самая большая неприятность насчёт пастели, это то, что краски не всегда хорошо сохраняются по сравнению с вариантом, который видели современники художника.
Но всемирно знаменитая, уже больше 200 лет, работа Лиотара (даже сегодня), пару лет сохранялась в ужасных влажных и холодных условиях, и с ней практически ничего плохого не произошло.Может действительно есть Боги и Богини, отвечающие за гармонию и искусство?
Мария Терезия была мамой той девочки, портрет которой ниже.
Мы все знаем про эту девочку, потому что революция отрубила ей голову.
Из за того, что Мария Терезия стала императрицей против Саллического закона,---который в том числе, не позволял девочек на трон,--- случилась неслабая война за Австрийское наследство.
И как результат этой войны, войны за Австрийское наследство, в 1756 году началась СЕМИЛЕТНЯЯ война. Семилетняя вайна была Первой Мировой Войной. Никаких натяжек. Это была Первая Мировая война, которой не дали правильного названия.
Сама Мария Терезия правила очень противоречиво. Это всё очень долго рассказывать.Только для примера и понятия.При ней, одно время, отменили смертную казнь, но она, Мария Терезия, твёрже-твёрдого, поддержанная мракобесными ПОПАМИ, стояла против отмены ПЫТОК.
Она сформировалась и стала взрослым человеком между барокко и рококо, и она не могла приспособиться и привыкнуть к непонятной и неподходящей ей эпохе Просвещения.
Лиотар, 1762, Австрийская эрцгерцогиня Мария-Антуанетта (1755–1793) Liotard, Archduchess Marie-Antoinette of Austria.
Про Марию-Антуанетту нужно сделать отдельный пост, вместе с пачкой её современников, включая её мужа.Но мне---пока что неинтересно.В Вене Лиотар написал (нарисовал), ещё одну или двух сестёр Марии-Антуанетты и ещё кого-то.Во Франции был современник Лиотара, художник Латур, пастельные портреты которого считались тогда, --технически--, ещё лучше чем работы Лиотара.Но сегодня, если смотреть ГЛАЗАМИ, то мы видим, что Латур льстил его богатым и могущественным клиентам,куда больше чем это делал Лиотар. Лиотар, болеее ни менее писал правду. Иногда, даже цари хотят иметь такие портреты.Он мягко написал Марию Терезию как мать и главу её семьи, а не противоречивую правительницу.
Но Мария Терезия родила 16 детей и 13 из них, выжили через возраст младенчества. Лиотар имел право так её написать.
Автопортрет, (1744-1745) Дрезден.Лиотар, Жан Этьен (1702 – 1789) Liotard, Jean-Etienne
Лиотар умел находить покровителей. В то время без покровителя было нелегко.Маркиз Пюизье, французский дипломат взял его с собой в Италию.Там, уже в 1735 году, Лиотар передвинулся в Рим, и в следующем году написал портреты Папы Римского и нескольких светских и церковных князей (кардиналов). Так началась его слава в Европе.
Лиотар, Девушка в турецком костюме с тамбурином. (между 1738 и 1745)
С одним из его покровителей, с английским лордом Дунканноном он побывал в 1738 году---- и возможно оставался там чуть позже,--- в Константинополе. (Стамбул) По тем временам, Турция была сплошной возбуждающей экзотикой таинственного Востока. И Лиотар --возбудился.Не он первый!Его пристрастие к турецкому выражалось во всём. И в портретах дам и джентльменов, и в автопортретах, и даже в его ежедневном костюме.Когда он приехал в Вену, за ним сразу и навсегда закрепилось прозвище--ТУРЕЦКИЙ художник.
Этот автопортрет, который чуть выше, создан тогда, когда Лиотар переехал из Австрии в Англию.Там тоже была королевская семья и аристократы.
Лиотар. Девочка поющая в зеркало.
Лиотар, Портрет мадам Boere в карнавальном костюме, 1746, Liotard, "LA SIGNORA BOERE IN COSTUME DA CARNEVALE"
Я не стал вычислять данные про эту даму. Но я скажу, что наверное эта дама до самой смерти, когда взглядывала на её портрет, была по-настоящему счастлива.
Посмотрите на эту женщину с некрасивыми чертами лица.Лиотар написал(нарисовал) развитую, явно изысканного вкуса во многом, если не во всём, утончённую, возможно ироничную, но без пошлости, ПРЕКРАСНУЮ даму. Именно--прекрасную! Каждый раз, когда я вижу такой результат у талантливого художника, я вспоминаю "Прекрасную Кондитершу" у Модильяни. Художники не соврали. Оба они не написали красавиц. Но они сделали их ПРЕКРАСНЫМИ.
Прекрасная кондитерша 1916г.Модильяни Амедео ( 1884-1920) Modigliani Amedeo
О вкусах конечно спорить нет смысла, не правда ли?
Кондитерша некрасива. Но она - прекрасна!
Лиотар. Портрет Франсуа Троншин с его картиной Рембрандта. 1757 Liotard, Portrait of Francois Tronchin with his Rembrandt painting
Какое классное воображение и соображение.Я когда-то читал про эту картину Рембрандта. И может быть хорошо, что я сейчас почти ничего не помню.Здесь не надо. Только впечатление портить.Мне кажется, что это сам владелец Рембрандта придумал этот сюжет и эту классную идею. Но я не помню наверняка.Интересно получилось.
Лиотар, AMI-JEAN DE LA RIVE ок.1758
У Лиотара (иногда) бывали разные по качеству техники работы.Но он был классный портретист.Посмотрите как эти тонкие губы создают характер джентльмена и даже возможно говорят о том, как он относится к людям.Лиотар, Неизвестная.(картина без названия)
Лиотар, Портрет месье Levett и мадемуазель Glavany сидящих на софе.
Вот то, о чём я говорил чуть выше. На мой взгляд в картине нет достаточной динамики. Они же ещё живые,эти французы изображающие турка и турчанку. А они сидят как куклы.Конечно можно сказать, что так он показал отличие Востока от Европы тех дней.Но мне определённо не нравится.
Лиотар, Портрет Великого Визиря, (1738-1743)
Все хотели портрет от Лиотара. А это были времена, когда Великий Визирь бывал больше по значению чем сам Султан.
Лиотар, Жан Этьен, Мария Аделаида Французская, 1753, Liotard, Jean-Etienne, Marie Adelade of France 1753, Uffize Florence
Наверное всем царям и их дочкам с жёнами нравилось, что Лиотар их пишет турками или с восточным привкусом.
Это дочка Людовика XV и его польской Маши. (Мария Лещинская)
Мари-Аделаида пережила всех её девятерых братьев и сестёр.
Работы Лиотара сравнительная редкость в музеях мира. Эта, как вы видите, находится в знаменитом музее Флоренции.Дело в том, что уже стариком, он вернулся под конец жизни домой. Но и он и потом его сын женились на голландках.Поэтому львиная доля его работ досталась швейцарским и голландским музеям.В богатой Америке, только в одной коллекции есть вместе пять работ. В галерее у миллиардера Гетти, который при жизни был самым богатым в мире.Но так как Лиотар был продуктивным, то всё же в ведущих музеях есть его работы. Не слишком много.
Я сегодня должен был поместить значительно больше работ, чтобы уложиться в два блога.Но не хочется и не можется. Так что, наверное, некоторые работы придётся из следующей части сократить.Ничего страшного. У меня их слишком много. Зато я помещу самые привлекательные и интересные.
Вениамин.
Конец первой части.Продолжение следует.
veniamin1.livejournal.com
ЖАН ЭТЬЕН ЛИОТАР.Шоколадница. | Волшебная сила искусства
Жан-Этьен Лиотар,Шоколадница, ок. 1743—45,Галерея старых мастеров, Дрезден
"ШОКОЛАДНИЦА" - одно из прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара. Написанная пастелью на пергаменте, полная живописного мастерства и поэтичности, картина вызывает неизменный восторг зрителей. Среди шедевров Дрезденской галереи она считается одной из жемчужин.
Художника называли "живописцем королей и красивых женщин". Все в его жизни складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, которыми талантливый художник, одаренный к тому же практическим умом, умело воспользовался.
Жана Этьена Лиотара(1702-1789г ) считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Легенд о его странствиях и приключениях сохранилось не меньше, чем созданных работ, а их было около четырехсот! Коллеги и влиятельные поклонники таланта называли Жана “художником правды” — за фотографическую точность изображения, “живописцем королей и красивых женщин” — за любовь к изысканности.
Легенда о создании картины такова:
В 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф , дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа.
Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда.
Но есть и другая версия:
Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне.
Третья версия:
Это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.
Описание картины.
На картине изображена всего одна женская фигура.Но она изображена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Ж.-Э. Лиотар сумел придать картине характер жанровой сценки. Перед "Шоколадницей" - свободное пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос.
Глаза "Шоколадницы" скромно опущены, но сознание своем привлекательности освещает все ее нежное и милое личико. Осанка ее, положение головы и рук - все полно самой естественной грации. Ее маленькая ножка в серой туфельке на высоком каблучке скромно выглядывает из-под юбки.
Цвета одежды "Шоколадницы" подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый чепчик - розовый и нежный, как лепесток розы... Художник с присущей ему точностью ни на черточку не отступает от самого детального воспроизведения формы тела "Шоколадницы" и ее одежды.
Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика.
Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.
Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate» приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире.
Жан-Этьен Лиотар всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал все по-своему!»
"Живопись – зеркало всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная" - Жан-Этьен Лиотар.
Мне очень нравится другая работа Лиотара.У него есть ещё одна Шокладница или«Голландская девушка за завтраком»Картину специалисты «Сотбис» оценили в 4−6 миллионов фунтов (примерно 5,6−8,4 млн. долларов).
В последнее время интерес к творчеству художника резко возрос.Так, в 2009 году на лондонском аукционе «Кристис» «Дама в турецком костюме со служанкой в хамаме» ушла с молотка за $1 064 088, а в 2012 году в Париже «Портрет мадмуазель Луизы Жаке» был продан почти за 2 миллиона долларов.Лиотар Портрет мадмуазель Луизы Жаке»
maxpark.com