Гелий Коржев. Жизнь глазами соцреалиста. Картины коржев


биография, картины, фотографии, личная жизнь художника.

Картины Гелия Коржева о войне, ветеранах и повседневной жизни заслужили ему славу в советское время. Но о них не забыли и сейчас, пусть даже порой мы и не вспомним фамилию автора. В 2005 году, когда под патронажем Владимира Путина в Нью-Йорке открылась программная выставка «Россия!», долго выбирали, что напечатать на обложке каталога. В итоге на первой обложке оказалась классическая венециановская «Жатва» с отдыхающей крестьянкой. А на другой — коржевское «Прощание» советского солдата.

Семья

Гелий Коржев, несмотря на пролетарскую суровость своей живописи, происходил из интеллигентной семьи. Впрочем, дворянские корни не афишировались. Дед художника, Петр Васильевич, приятельствовал со Львом Толстым, сочинял музыку, писал картины. А по профессии был архитектором-землеустроителем и занимался железными дорогами.

Гелий Коржев

Гелий Коржев

Гелий Коржев

Гелий Коржев

Гелий Коржев

Гелий Коржев

Архитектором стал и отец художника, Михаил Петрович. Ученик Алексея Щусева и один из основоположников советской ландшафтной архитектуры, он приложил руку к созданию огромного количества зеленых ансамблей в столице и других городах. Например, парка Горького, Измайловского и Лефортовского парков, реконструкции Александровского сада... В Королеве созданный им парк «Коржевские» культуры» до сих пор, кажется, цел. Еще он любил старые дворянские имения. Парк графов Бобринских в усадьбе Бобрики под Тулой, устроенный легендарным Андреем Тимофеевичем Болотовым в XVIII веке, был воскрешен именно силами Михаила Коржева. О его нраве многое говорит то, что в своем цикле, посвященном «Дон Кихоту», Гелий Коржев придал главному герою черты и характер своего отца.

Мать же художника, Серафима Михайловна, была учительницей русского языка и литературы в средней школе и оказала колоссальное влияние на образование сына. Вдобавок квартира, где вырос Гелий, находилась рядом с Пушкинским музеем — он не только ходил туда с детства в художественную студию, но и выучил все картины в залах практически наизусть.

Взрослая жизнь

Когда началась Великая Отечественная, Коржеву было шестнадцать. Юноша на нее не попал. Он учился в знаменитой Московской средней художественной школе, которую эвакуировали в Башкирию. Впрочем, сначала он уезжать не хотел: перед эвакуацией мальчик успел закончить курсы снайперов и всерьез собирался на фронт. Только уговоры любимой учительницы заставили его все-таки уехать в эвакуацию вместе со школой.

Вернувшись из Башкирии, Коржев поступил в Суриковское училище. Кроме стандартных занятий в натурных классах были и другие уроки: вместе с однокурсниками он работал в Пушкинском музее. Разбирал трофейные сокровища, привезенные из Дрезденского музея. И бесконечно любовался шедеврами, впитывая подход старых мастеров к реализму и их способ поэтизировать реальность.

Картины Коржева_1

Гелий Коржев. Рыцари чаепития. 2010. Институт русского реалистического искусства

Картины Коржева_1

Гелий Коржев. Лишенная родительских прав. 2006. Институт русского реалистического искусства

Картины Коржева_1

Гелий Коржев. Свалка. 2007. Институт русского реалистического искусства

Молодой художник, выпустившийся в 1950 году, в следующее десятилетие постепенно обретал свои темы и изобразительный язык. А также славу. В 1957–1960 годах он создал свою первую громкую работу — триптих «Коммунисты»: «Интернационал», «Поднимающий знамя» и «Гомер (Рабочая студия)». Затем последовала серия «Опаленные огнем войны». Самый пик его активности — 1960–80-е годы. Посыпались награды: звание народного художника СССР, Государственная премия, орден Ленина... Его полотна закупали Третьяковская галерея, Русский музей. Они стали классикой соцреализма. Их печатали в учебниках, на открытках, плакатах.

Уединение

В 1986 году Коржев, уже заслуженный мэтр, потерял обоих родителей, что сильно повлияло на его душевный настрой. Да и сам он был уже не молод. Художник ушел со всех официальных постов в Совете депутатов РСФСР, Союзе художников и Академии. Закрывшись в мастерской, он начал цикл, который, конечно же, не попал на страницы советских учебников. Крах СССР, как и для большинства стариков, стал для него переворотом мировоззрения.

В уединении создает он новый программный триптих — на сей раз «Адам и Ева». Пишет «Иуду», «Сусанну и старцев», «Искушение», «Лишенных рая»... Это все тот же узнаваемый суровый стиль Коржева: с лаконичной композицией и строгим колоритом. Его герои сохранили выверенную жестикуляцию, постаревшую от загара кожу, морщины и рубцы. Под ногами у них все та же выгоревшая земля. Но вместо солдат-инвалидов и старух-колхозниц перед нами ветхозаветные герои. Впрочем, это тоже люди, уставшие от труда, пережившие очень много.

Картины Коржева_2

Гелий Коржев. На лесоповале. 2003. Институт русского реалистического искусства

Картины Коржева_2

Гелий Коржев. Квартирантка. 1997. Институт русского реалистического искусства

Картины Коржева_2

Гелий Коржев. Встань, Иван! 1997. Институт русского реалистического искусства

За этими картинами на библейские сюжеты последовал целый цикл «христианских» полотен. Также в поздний период он пишет фантасмагорический цикл о тюрликах — странных созданиях, который лучше, чем многие реалистические картины, передает ужас конца окружающего мира и наступления новой реальности.

Художник умер в 2012 году в возрасте 87 лет, застав возвращение интереса к своему творчеству: он скончался, занимаясь подготовкой персональной выставки своих поздних полотен «Библия глазами соцреалиста» в частном музее. А спустя несколько лет Третьяковская галерея решила показать творчество Гелия Коржева за все годы его жизни и доказать, что он одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве ХХ века.

www.culture.ru

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

   Когда на любой выставке я вижу новые работы этого живописца, их всегда отличает одно качество: они глубоки и серьезны. Качество, во многом сегодня утраченное текучкой изготовления поспешных, не всегда продуманных, иногда сыроватых картин. Я не наблюдал ни разу у Коржева недописанного холста. Полотно, вышедшее из мастерской Гелия Михайловича Коржева, никогда не было сырым, легковесным, конъюнктурным. Скорее, он казался некоторым, привыкшим к легковесным картинам, несколько тяжеловатым, многодумным. Ему пеняли, что он изображает трудные минуты судьбы человеческой. Но такова, видно, душа мастера. Он размышляет, когда пишет. И заставляет задуматься зрителя. Иногда его метафоры сложны, но это внушает уважение.

   Гелий Коржев любит своих героев. Иногда битых, приземленных, страдающих... Он со своим искусством - антитеза лакировочно-пустозвонному деланию, именно - коммерческому деланию картин. Мир художника Гелия Коржева - мир драматический, напряженный, сложный. Его знаменитый первый триптих заявил всем, что Коржев - явление в искусстве, с которым надо считаться...

   И. Долгополов. Мастера и шедевры.

 

                     Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

   Гелий Коржев стал одним из тех художников, кто взвалил на свои плечи, казалось бы немыслимый груз творческой, гражданской, человеческой ответственности. Внимательно анализируя художественные процессы отечественной живописи ХХ века, убежденно приходишь к выводу, что Коржев в нашем искусстве, явление самобытное, значительное, непреходящее. Своими поисками он сделал целый ряд принципиальных открытий в композиционном построении современной картины, в колористике, в выработке собственного творческого кредо. Обладая мощным зарядом творческой энергии, он сумел перенести его на холст, насытив им свои многочисленные, очень разнообразные работы. А они, в свою очередь, передают эту энергию зрителям, рождая у них разноликие эмоции, несхожие чувства, глубокие переживания. О Коржеве уместно говорить как о художнике-композиторе, дирижере, умеющем организовать пространство и представить зрителю нечто гармонически целостное, вызывающее его на диалог и размышления. С годами становится все очевиднее: творчество художника по сути своей обретает черты философского познания окружающей действительности, ее исторических катаклизмов, а шире - мирового развития. Все его творчество по сути - материализация на холсте времени, в котором живет мастер, и тех событий, которые «запали» в его душу из исторического прошлого. При этом в центре внимания творца - всегда человек - во времени и пространстве.   Его живопись не для легкого восприятия. Так много поведала она невеселого о нас самих, об обществе, в котором живем, что порой от его картин веет этакой беспросветностью. Но это лишь первое, поверхностное впечатление. В них нет никакой безнадежности. За всеми коллизиями, борениями и утратами встает образ Человека долга, порядочного, искреннего и самоотверженного.   О реальных событиях жизни он пишет языком живого искусства. Никогда, ни под кого не подстраивается. Пишет только о том, что чувствует, переживает, считает существенным. Практически каждая из написанных вещей была показана на той или иной выставке. Многие затем перекочевали в художественные музеи и галереи. Большинство из них вошло в состав основных музейных экспозиций. Правда, репродуцировались они не так часто, как того заслуживают по своим художественно-эстетическим достоинствам. Пишут о них до обидного мало. Хотя практически каждая работа Г. Коржева вызывает и вызывала в разные времена широкий отклик, живой резонанс среди зрителей, собратьев по творчеству и специалистов-искусствоведов.

   Евгений ЗАЙЦЕВ. Журнал "СЛОВО" 2003, номер 4. «Во времени и пространстве»

   http://www.hrono.ru/slovo/2003_04/zai04_03.html

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Поднимающий знамя. Триптих "Коммунисты". 1957-1960

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Поднимающий знамя. Фрагмент

 

                                       Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012) 

Гомер. Триптих "Коммунисты"

 

 

                                         Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Интернационал. Триптих "Коммунисты

 

                       Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Интернационал. Фрагмент.

 

                     Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

В дни войны. 1952-1954

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Влюбленные. 1959

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Художник. 1960-1961

 

        Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Проводы. 1967

 

                    Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Мать. 1964-1967

 

                    Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Мать. 1955-1976

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Живой заслон. 2001-2004

 

                         Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Живой заслон. Фрагмент.

 

                          Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Из военного быта. 1993

 

                               Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

                       Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Следы войны. 1963-1965

 

        Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Старые раны. 1967

 

                Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Облака. 1945. 1985

 

                   Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Дезертир. Фрагмент. 1985-1994

 

                     Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Память павших. 1993-1995

 

 Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Егорка-летун. Икар. 1976-1980

 

                     Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Указ короля. 1993-1997

 

                    Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Дон Кихот и Санчо. 1980-1985

 

                   Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Дульсинея и рыцарь. 1997-1998

 

                   Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Дон Кихот и Санчо. Фрагмент. 1997-1998

 

                   Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Дон Кихот

 

                   Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Дон Кихот

 

                   Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Дон Кихот и мельница. 1997-1999

 

        Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Поверженный Дон Кихот. 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Реквием Моцарта. 1995

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Встань, Иван! 1967

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Лишенная родительских прав.

 

                       Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Адам Алексеевич и Ева Петровна. 1997-1998

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Лишенные рая. 1998

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Осень прародителей. 1998-1999

 

                     Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Осень прародителей. Фрагмент

 

                       Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Искушение. 1985-1999

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

В тени креста. 1995

 

                                               Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Иуда. 1987-1993

 

                 Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

  Одним из любимых художников Гелия Коржева был Александр Иванов, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу». Едва ли кто мог заподозрить в самом Коржеве – представителе так называемого «сурового стиля», интерес к евангельским сюжетам. А именно они стали основой его позднего творчества. «Библия глазами соцреалиста» – выставка под таким названием прошла в столичном Институте русского реалистического искусства.

 

   Мало кто хотя бы в репродукциях не видел знаменитой картины Гелия Коржева «Поднимающий знамя». И вдруг – совсем другое искусство. Такого от него никто не ожидал: «Рождество Христово», «Благовещение», «Распятие»… – всего 16 больших полотен на библейские темы. Гелий Коржев писал их последние 20 лет, находясь почти в затворе.

   «Общественная и современная жизнь его мало интересовала в последние годы, – рассказывает куратор выставки Надежда Степанова. – Плюс к этому, он очень не любил политику. Почему он заинтересовался «Библейским циклом»? Потому что «тут есть враги, есть друзья, но нет политики», это его слова. Он не смотрел телевизор, его мало что интересовало из того, что происходило за окном мастерской».

   Поворот в жизни Гелия Коржева произошел в 86-м году, когда один за другим ушли из жизни его родители. Художник оставил официальные должности – одно время он возглавлял Союз художников – и целиком посвятил себя библейскому циклу. Коржев настаивал на том, что эти картины – взгляд на библейские события человека, который вырос в Советском Союзе, с молоком матери впитал атеистическую пропаганду, и затем на протяжении всей жизни мучительно пытался избавиться от ее влияния. Не случайно одна из картин называется «Трудный путь к истине».

   Его нравственный урок – это возможность для каждого из нас пройти этим же путем, он предоставляет такое право на этот выбор нам всем.

   Гелий Коржев по многу раз переписывал одни и те же сюжеты. «Благовещение» он писал на протяжении целых десять лет, много раз переписывал «Адама и Еву», долго искал образ Христа.

   Работать над библейским циклом Гелий Коржев продолжал до самой смерти. Одна из последних картин датирована 2012 годом. На ней запечатлен Христос в последние минуты своей земной жизни.

   Новости культуры на телеканале «Культура»

   http://tvkultura.ru/article/show/article_id/69390

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Благовещение

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Благовещение. Фрагмент

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

Благовещение. Фрагмент.

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

 

Коржев-Чувелёв Гелий Михайлович (1925 - 2012)

 

         

http://maslovka.info/modules.php?name=Content&pa=showpag...

art.mirtesen.ru

Коржев Гелий Михайлович, художник: биография и творчество

Путь художника - сложная и непрямая дорога. Порой необходимы годы мучительного поиска, большой работы по совершенствованию мастерства, выбора своего стиля, своих образов, своих сюжетов. Сложным был творческий путь Гелия Коржева. Стремясь к лаконизму и выразительности, он исключает всё, как он считает, лишнее, а его персонажи занимают все пространство картины. Что хотел выразить своими работами художник, о чем они? Об этом поговорим в статье.

Биография Гелия Коржева

7 июля 1925 года в Москве семье паркового архитектора и учительницы родился мальчик. Имя ему дали Гелий, что означает «солнечный». В семье Коржевых позже родились еще две девочки. С раннего возраста мальчик рос в атмосфере искусства. Талант к рисованию появился у Гелия в детстве. В изостудию Коржев пришел едва ему исполнилось одиннадцать лет. Это был класс А. П. Сергеевой, ученицы В. А. Серова. В только что открывшуюся профессиональную среднюю школу Коржева приняли в третий класс в 1939 году.коржев гелий биография

Узнав о начале войны, Гелий Коржев вместе с товарищами едет на полевые учения под Смоленск, записавшись на курсы снайперов. Однако на войну не попал, так как было принято решение эвакуировать школу с преподавателями в Башкирию. Школа была размещена в селе Воскресенское. Пробыв в эвакуации до 1944 года и вернувшись вместе со школой в Москву, Гелий в своих дневниках писал, что нахождение в деревне и непосредственное общение с природой включило осознание будущего художника, что красота - в людях и окружавшей ребят природе. Это определило дальнейший путь развития самой школы и многим учащимся дало направление в их творчестве.

Учеба в институте

В 1944 году учеба в школе закончилась. Выпускными экзаменами воспитанников школы была выставка их работ, выполненных в эвакуации. В результате приемная комиссия Московского государственного художественного института приняла на первый курс всех выпускников школы без вступительных экзаменов. У Коржева были прекрасные педагоги, такие как С. В. Герасимов и В. В. Почиталов. Учебу в институте Коржев совмещал с работой в Пушкинском музее, где помогал разбирать спасенные картины Дрезденской галереи.

В 1946 году Гелий Михайлович создал семью с Кирой Владимировной Бахтеевой, студенткой актерского отделения ГИТИСа. В семье родились две дочери.

коржев гелий

Работа преподавателем

После получения высшего образования и звания художника Гелий Коржев был приглашен в 1951 году своим учителем, С. В. Герасимовым, в Строгановское училище, чтобы заниматься преподавательской деятельностью на младших курсах. Как писал Коржев в своих дневниках, когда учишь других, учишься и сам. Ведя преподавательскую деятельность, он выступает организатором выставок в Москве и сам принимает участие в них. Картины Гелия Коржева публика приняла благосклонно. В 1952 году художник пробует себя как иллюстратор. Это его иллюстрации сопровождают сказку "О Мальчише-Кибальчише".

Картина "В дни войны"

В 1954 году увидела свет первая законченная картина Гелия Михайловича "В дни войны". Она была в экспозиции Выставочного зала Союза художников СССР. Картина получила высокую оценку как художников, так и посетителей выставки. С. В. Герасимов отметил, что художник состоялся и владеет мастерством сильного рисунка.

По его рекомендации Коржева принимают в Московский союз художников (МСХ) без необходимого прохождения кандидатского стажа. Картина "В дни войны" в 1955 году выставляется в Третьяковской галерее. Будучи членом союза художников, Гелий Коржев активно участвует в организации ежегодных выставок в МСХ. Такие выставки были необходимы молодым начинающим художникам, так как именно с них художники получили путевки в жизнь.коржев гелий михайлович

Темы работ послевоенных лет

Поколение художников послевоенных лет возмужало. Война не могла не внести свои поправки в такое понятие, как "социалистический реализм". Больше правды появилось в произведениях художников. Постепенно волна восхвалений уходит из живописи тех лет, а центральным местом в творчестве художников поколения Коржева становятся люди, их жизнь, их быт. Гелий Михайлович участвует в выставках со своими картинами "Уехали" и "Приехал со стройки". В это же время не прекращает работу над начатыми картинами "Утро" и "Машинистка", которые увидели свет в 1957 году на очередных выставках Москвы. Эти картины были на протяжения года выставлены еще на нескольких выставках столицы.

Первый триптих

Кроме выставок в Советском Союзе, Коржев принимает активное участие в творческих командировках от Союза художников в Италии, а затем в Сирии и Ливане. В это же время его избирают членом Правления МСХ. В 1958 году экспонируется на очередной Московской выставке первая из картин задуманного художником триптиха "Коммунисты". Это "Интернационал". К 1960 году работа над триптихом заканчивается. Это полотно получает большую известность и приносит его автору награду - Золотую медаль Академии художеств СССР.гелий коржев картины

Работа над задуманными еще двумя картинами подходит к завершению. Это "Влюбленные" и "Художник". Высокой оценки удостоена его картина "Влюбленные". В прессе отмечалось, что Коржев в своей картине показал глубокое настроение, и, как всегда, остался верен своему взгляду на человеческие судьбы.

Творчество 60-х и 90-х

В 60-е Коржев работает в Москве в качестве руководителя творческой студии Академии художеств и в составе творческих командировок посещает Францию и Великобританию. В 70-х побывал в Италии и Испании с выставками, проходившими в городах этих стран. В 1972 году Коржев Гелий Михайлович был удостоен почетного звания "Народный художник РСФСР". Будучи с 1968 по 1976 годы председателем Союза художников РСФСР, Коржев собрал коллектив молодых художников с новыми идеями и методами развития искусства. На выставках появляются новые имена. 1979 год принес Коржеву новое звание - "Народный художник СССР". "Сложно сочетать общественную работу, организацию выставок и педагогическую деятельность с творческой работой", - писал в своих дневниках Коржев. союз художников

В 1986 году он завершает свою преподавательскую деятельность. В этом же году весной из жизни ушла мать художника, а зимой отец. Гелий Михайлович углубился в работу над циклом картин "Библейской" серии. В 1991 году художник отказывается от избрания его президентом Академии художеств СССР. Он считает, что нужно заниматься главным делом его жизни - созданием картин. У молодых достаточно энергии для совмещения в себе нескольких работ, но приходит время, когда нужно оставлять то, что приносит душевное удовлетворение, а это деятельность у холста в своей мастерской.

Последние полотна художника

После краха коммунистического режима Гелий Михайлович работает в своей мастерской, создавая новые полотна, участвуя в выставках. Так продолжается 21 год до самой его смерти. За эти годы были написаны и представлены публике:

  • Цикл "О Дон Кихоте".
  • "Бытовая" серия пополнилась картинами "Встань, Иван!" и "Квартирантка".
  • Закончена работа "Библейской" серии.

Картины художника продолжают участвовать в выставках в стране и за рубежом. Художник делится своими мыслями о том, что много было создано картин, которые ушли в зарубежные коллекции, след некоторых потерян. Но Гелий Михайлович верил, что где-то они живут и продолжают служить людям. Последними картинами художника были "Пророк", "Последние часы на земле" и "Победитель". В 2012 году 27 августа сердце Гелия Михайловича Коржева остановилось.

Гелий Михайлович похоронен на Алексеевском кладбище Москвы. Авторами памятника-надгробия являются дочь Ирина и внук Иван Коржевы.

fb.ru

Художник Гелий Коржев: картины и жизнь

Гелий Михайлович Коржев родился в Москве в 1925 году в семье архитектора. После окончания Московского художественного института имени Сурикова Коржев преподает, иллюстрирует книги, пишет многочисленные эскизы — он ищет свои пути.

В 1954 году Коржев заканчивает картину «В дни войны». На ней изображен художник в своей мастерской, у чистого пока еще холста, перед началом работы. В картине хорошо передано состояние молодого художника, чувствующего себя участником всенародной борьбы. Это талантливое серьезное произведение сразу же привлекло внимание.

2016-12-11_150344

Однако последующие работы Коржева «Осень», «Уехали», «Утро» в первый момент кажутся неожиданными и разочаровывают — они намного слабее первой.

2016-12-11_150616

Это жанровые произведения, написанные прямо с натуры. Коржеву же они были необходимы для овладения профессиональным мастерством, недостаток которого им мучительно ощущался, мешая рассказать о том, что волновало его, передать свои мысли и чувства. Это был необходимый переходный этап в творчестве художника, который не прошел бесследно. Результат сказался позднее в картинах большой гражданственной силы: «Влюбленные» (1959 г.), где тема личного счастья решается в неразрывной связи с судьбой страны, в триптихе «Коммунисты» (1960 г.), в серии «Опаленные огнем войны».

2016-12-11_151107

Когда в 1960 году в Москве на выставке «Советская Россия» появился триптих Коржева «Коммунисты», он стал художественным событием, мимо которого не прошел ни один посетитель. Но почему? В чем сила этого произведения? Разве мало каждый из нас видел картин, серьезных по теме, профессионально написанных и оставляющих зрителя совершенно равнодушным? В триптихе Коржева прозвучала искренняя, сильная вера в то, о чем он говорит. Художник утверждает здесь свое отношение к миру, свой идеал человека.

Каждая из частей картины-триптиха «Коммунисты» имеет самостоятельное значение, глубокое, символичное. Общая тема соединяет все три части. В центре — «Поднимающий знамя».

2016-12-11_145600

Мостовая, рельсы, люк, двое убитых и… человек, поднимающий знамя, выпавшее из рук убитого. Перед нами лишь эпизод уличного боя, но весь накал этой битвы среди железа и камня ощущается здесь.

Картина полна динамики — только что упал знаменосец и сразу же начинает распрямляться, поднимаясь во весь рост, его соратник. Художник говорит о суровой неустрашимости бойца, его готовности продолжать борьбу, утверждает, что невозможно испугать, остановить восставший народ.

Одна из боковых частей триптиха — «Интернационал» (1957 — 1958 гг). — настоящий гимн мужеству и стойкости советского человека. Перед нами окруженные врагами безоружные люди. Винтовки брошены, потому что кончились патроны. Из целого отряда их осталось только двое. Они стоят спиной к спине — знаменосец и трубач, играющий Интернационал. Беспощадно палит солнце. Жесткая коричневая земля под ногами, вокруг стреляные гильзы, тела убитых и эти две фигуры в центре, во весь рост, готовые умереть, не дрогнув, и перед смертью мужеством своим бросающие вызов врагу.

2016-12-11_150910

Третья часть триптиха носит название «Гомер», или «Рабочая студия» (1958—1960 гг.). Здесь запечатлено то, ради чего велась борьба — ради жизни распрямленной, творческой, полной духовного смысла. Только что закончилась гражданская война. И человек у скульптурного станка еще не успел сменить своей военной одежды — на нем обмотки, кожаная тужурка, рядом лежит буденновка с красной звездой. Лепит он бюст древнегреческого сказителя Гомера. Как углублен, сосредоточен этот человек, постигающий основы скульптурного мастерства. И мы верим — он овладеет им.

2016-12-11_151448

В 1968 году заслуженный художник РСФСР Гелий Михайлович Коржев был избран председателем Союза художников Российской Федерации.

И. Рольник, по метариалам журнала «Семья и школа», 1969 год

Похожие статьи:

mamotvet.ru

Пророчество Гелия Коржева - Крымский партизан

Впечатляющая картина, правда? Она пугает и завораживает. Человек в обхватку борется с бесом. Или пытается победить собственную Тень. Мы не видим его лица, только перекошенное рыло сцепившейся с ним адской твари с обращенным к нам круглым и выпуклым черным глазом, в котором пляшет огонек ужаса и кровожадного безумия. Не так уж просто выдержать этот взгляд наступающего Хаоса, вспоминая участившиеся спонтанные акты индивидуального террора, уносящие множество человеческих жизней, дикие войны, сопровождающиеся жесточайшим истреблением мирного населения, мутные и лукавые речи политиков, тлетворную атмосферу всеобщей лжи и ненависти, которую создают и поддерживают мировые средства массовой информации. За последние несколько лет мир стал куда более опасным и непредсказуемым. Что-то очень скверное происходит со всеми нами. Но что именно? И как противостоять этому, если это вообще возможно?

Попробуем разобраться. В этой заметке я буду говорить не только о живописи. Но о живописи - в первую очередь. Поэтому возвращаюсь к представленной картине.Нет, это не экспрессионизм. Это самый что ни на есть социалистический реализм от классика жанра, представителя "сурового стиля", лауреата ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, народного художника СССР Гелия Михайловича Коржева (1925 - 2012).Картина "Схватка" (1987) была написана Коржевым в "перестроечное" время и несомненно отражает взгляд художника на процессы, происходившие тогда в стране, обществе и внутреннем мире каждого отдельно взятого человека.Обратившись к более ранним произведениям художника, мы сможем понять, кто он, этот человек, сражающийся с нечистью. Вот написанная в 1960 году третья, заключительная часть триптиха "Коммунисты" (центральной частью этого триптиха является знаменитый шедевр Коржева - "Поднимающий знамя"). Полное название этой картины "Коммунисты: Гомер (Рабочая мастерская). Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Перед нами герои нового, невиданного ранее на Земле мира, основанного на принципах социальной справедливости и торжества светлого человеческого разума. Вчерашние бойцы и командиры Красной армии, превозмогшей в суровой борьбе царизм, белогвардейщину и иностранную интервенцию, увлечены созданием принципиально иной культурной реальности, свободной от навязанного кастой господ мракобесия, однако опирающуюся на великие гуманистические традиции человеческой цивилизации.Можно по-разному оценивать общественно-политические события той переломной эпохи, но интеллектуальное подвижничество и духовный порыв подобных людей безусловно были прекрасны.Только времени им оказалось отпущено очень мало, подступило очередное военное лихолетье - Великая Отечественная.Советские люди ценой огромных потерь и лишений выдержали это страшное испытание. Какая вера их одушевляла? Этого никогда не понять спекулирующим на их бессмертной славе современным пропагандистам и политтехнологам, кормящимся от олигархических щедрот. Внутренний мир людей, носивших тогда ватники, был несравненно глубже и интереснее, чем плоское мировоззрение современных "ватников", напяливших футболки с цветастыми флагами, Путиным и крикливыми "патриотическими" лозунгами.Это были совсем другие люди.Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Картину "Перед дальней дорогой" (1976) прекрасно дополняют слова самого Коржева, сказанные им в 2001 году в интервью корреспонденту газеты "Завтра" Андрею Фефелову: "Есть такой устоявшейся термин — "шестидесятники". Но для меня "шестидесятники" — это не Евтушенко и Вознесенский. Это прежде всего люди, вышедшие из пламени войны. Это они несли в себе новое представление о вселенной, о жизни, об искусстве. Целое поколение пришло с войны со страстной мечтой о мирной жизни, жаждой знаний, тягой к труду. Именно это военное поколение формировало дух эпохи, который был позже подхвачен "гнилой интеллигенцией" и вскоре развеялся. Но тогда речь шла именно о новом, исполненном творческой энергии человеке, который в корне изменил взгляд на вещи".

Послевоенный мир действительно был другим. Очнувшись от кошмара, он инстинктивно тянулся к жизни и творчеству. Этот мир мог позволить себе любить и мечтать. Так было в Европе, так было и у нас. Это настроение передает картина "Художник" (1961).Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Да, страстная мечта у этих людей была. Но с этой мечтой сумели по-своему разобраться упомянутая "гнилая интеллигенция", а проще говоря, омерзительное советское мещанство.Едва только закончилась Гражданская, Маяковский предупреждал:

Маркс со стенки смотрел, смотрел...И вдругразинул рот,да как заорет:"Опутали революцию обывательщины нити.Страшнее Врангеля обывательский быт.Скорееголовы канарейкам сверните -чтоб коммунизмканарейками не был побит!"

К семидесятым годам прошлого века канарейки разжирели настолько, что превратились в монстров.Очная ставка дат - в том же 1976 году, когда была написана картина "Перед дальней дорогой", Коржев создает свой первый мрачный гротеск, оказавшийся пророческим. Художник безошибочно разглядел мурло грядущего хама. Картина называется "Голубой огонек".

Узнали чудище? Обратили внимание на дату? Исполнительница и "маэстро" за роялем в данном случае являются всего лишь зеркалами, отражающими духовный облик их поклонников. Коржев понял все уже тогда - высокие идеалы коммунизма будут растоптаны безмозглым стадом совмещан и фарцовщиков. Русский Икар, впервые в истории человечества покоривший космическое пространство, уже падает вниз. Много позже Виктор Цой споет о нем:

Он не знает слова "да" и слова нет",Он не помнит ни чинов, ни имен,И способен дотянуться до звезд,Не считая, что это сон,И упасть опаленным звездой по имени Солнце.

А Коржев в 1980 году закончит картину "Егорка-летун".Тогда, под шум и гам московской олимпиады, безысходный трагизм, которым веет от этого полотна, ощутили, скорее всего, немногие.Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Герой терпит поражение, вместе с ним гибнет и становится прахом идея штурма небес, подчинения законов бытия человеческой воле. Больше нет необходимости в консолидации общественных усилий, столь ненавистной всякому обывателю. Теперь обыватель может пожить для себя. Вскоре выясняется, что для этого совершенно не обязательно быть личностью, да и вообще человеком. Люди как-то незаметно исчезают, куда деваются - непонятно. Их место занимают уродливые создания - не то черти, не то мутанты. Коржев назовет их "тюрликами".Тюрлики будут по-своему чтить своих предков - людей. И даже совершать в их честь некие ритуалы. Например, как на этой картине "Череп предка" (1985).

Русский Гойя - так иногда называют Коржева, но я не согласен с этим определением. У Коржева, как у всякого выдающегося мастера, своя неповторимая манера живописи. Коржев это Коржев. Скорее тут следует говорить о культурологических реминисценциях. Вот еще одна работа на сходный сюжет, да только совсем другая - "Череп предков" (1991).Интересно, о чем размышляют тюрлики, созерцая эти черепа своих прародителей?

Тюрлики, наверное, стремятся быть похожими на людей и заботятся о своей красоте. Им просто невдомек, что они дошли до той стадии внутреннего измельчания, на которой интеллектуальное и духовное убожество начинает накладывать весьма заметный отпечаток на внешность, и этот отпечаток не скрыть ни пластическими операциями, ни косметическими средствами. Какими кремами и притираниями не пользуйся, куриным мозгам и крысиной натуре подобают соответствующие ноги и хвост. "Старая кокетка" (1985).

Чудом уцелевшие среди мутантов люди, понятное дело, пытаются поговорить с ними в надежде вразумить их или хотя бы найти какую-то общую платформу для взаимопонимания. Однако вступать в философские дискуссии с нечистью художник, похоже, не советует."Диспут 1" (1991).

Какая безнадежная ирония! В ответ на ваши попытки объяснить смысл учения Будды или Христа, свиноподобное существо, не дослушав вас, начнет проникновенно и путано излагать основы собственного мировоззрения, которое зиждется на топографии родного хлева и представлениях о том, что в соседнее корыто обычно наливают больше жратвы. У него есть своя, но очень маленькая правда, вне которой для него ничего больше не существует. Так что никакого результата вы не добьетесь. Зато значение фразы о бессмысленности рассыпания бисера перед подобным собеседником станет для вас еще более очевидным.

Какому-нибудь Диогену, уж на что он киник, тоже приходится нелегко - перед ним отнюдь не Александр Македонский, этот пациент доктора Моро просто не поймет юмора, если сказать ему "Отойди, не загораживай солнце". Он желает настоять на своей скотской истине, и нет никакого сомнения в том, что в итоге это у него получится."Диспут 2" (1991).

Тем более не победить в подобном споре простому русскому мужику, к тому же давно и крепко пьющему. Зато насколько характерен, как узнаваем до дрожи отвращения этот гопнический жест нелюди. Сколько каждому из нас пришлось повидать на своем веку таких "говорящих собачек"!У собачки должен быть хозяин, и хозяин есть - черный господин с газеткой, вечный агент всевозможных разведок, человек-функция, бессмысленный проводник воли мировой олигархической сволочи.Точность наблюдений и уровень философского обобщения здесь поистине удивительны. Эта картина представляет собой безошибочный диагноз, поставленный художником нашему больному обществу, пораженному гнусными и постыдными хворями. "Тюрлик-собака" (1992).Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Несмотря на свой пугающий внешний вид, тюрлики тоже боятся. И чувствуют себя одинокими."Тюрлик с деревом" (1994)

Однако нам жалеть их не следует. Потому что они нас точно не пожалеют. Они нами питаются. Просто едят оставшихся людей. Пожирают заживо. Исподтишка, но каждый день. Коржев изобразил для нас их "Пиршество".

Впрочем, довольно тюрликов. Мы и так постоянно с ними сталкиваемся. Если соскучитесь по ним, достаточно выйти на улицу или посмотреть новости. Коржев не стал зацикливаться на теме мутантов. Вот что он сказал об этом (цитаты из упоминавшегося интервью 2001 года): "Я остановился в тот момент, когда работы стали политизироваться и терять общий, более глубокий смысл. Возникла опасность облегченной реакции на происходящее. Памфлеты — не мое дело, я слабею в этой функции. Очень много сил потратил, в 1993 году написал несколько десятков работ разного размера на тему перерождения существ, но потом понял — не мое это дело. Живопись предполагает другой смысловой формат".

И еще очень важное: "Я четко отграничил круг своих интересов. Область политики мне неинтересна. Люди, определяющие ход дел в стране, по выражению Экзюпери, мне глубоко несимпатичны. Те процветающие круги, которые вышли сейчас на арену, мне неинтересны, и я как художник не вижу ни малейшего смысла исследовать эту часть общества. Но мне интересны люди, которые, наоборот, выпадают из этой обоймы. "Лишние люди" — сегодня это довольно-таки широкий круг. Люди отверженные, словно выброшенные из жизни и невостребованные нынешней эпохой… Их судьба, их внутренняя борьба мне интересна. Они для меня представляют подлинный предмет искусства. Недавно видел сюжет по телевидению. В Свердловске нашли оригинальный способ погашения задолженности граждан по квартплате. Тех, кто не смог заплатить, привлекли к дворницкой работе. Нам показывают, как метет кандидат наук. Человек с двумя высшими образованиями разбирает коробки возле контейнера с мусором. Говорит: "Очень хорошо — целый день на воздухе"… Такие вот люди для меня интересны. Интересны мне и солдаты, которые сражаются сейчас в Чечне. Они выброшены обществом на обочину. Наш социум так устроен, что интереса к судьбам этих солдат никто, кроме их же близких, не проявляет. Нет, лирика мне не свойственна. Я не хочу писать несчастных, вызывающих жалость, людей. Мне интересны те люди, которые сопротивляются. Личности, которых следует уважать за их осанку, их необыкновенную стойкость".

И Коржев показал таких людей. Одна из лучших работ его обширного библейского цикла называется "Лишенные рая" (1998).Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Пустынная земля и грозное небо. Совсем как тогда, в самом начале. Только теперь все по другому. Глядя на эту картину, постепенно понимаешь, что это Адам и Ева наоборот - не первые, а последние люди на Земле. Или так - последние не сдавшиеся.В библейском цикле картин Коржев изобразил чуть ли не все этапы земного пути Христа, кроме одного - воскресения.

Таков выбор на личностном уровне. Но есть еще общество, от которого по выражению классика не может быть свободным искусство. Обществу тоже нужно что-то сказать.Гелий Михайлович скажет. В 2005 году восьмидесятилетним старцем он завершает работу над одним из своих шедевров - картиной "Заложники (Живой заслон)".Сюжет картины, восходящий к времени Великой Отечественной, прост и страшен - немецко-фашистские захватчики согнали уцелевшие остатки населения полуразрушенного в ходе боевых действий городка для того, чтобы выставить этих людей в качестве живого щита перед наступающими подразделениями Рабоче-Крестьянской Красной армии. В результате нашим войскам, выполняющим боевую задачу, придется стрелять по своим согражданам.Однако Коржев не был бы Коржевым, если бы ограничился внешним драматическим эффектом. Глубокий и сложный символический ряд этой картины содержит понимание художником нынешнего состояния русского народа и шире - всего человечества.Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Следуя принципам, о которых он рассказал в интервью, Коржев не унижает своих персонажей жалостью. Какая-либо сентиментальность здесь напрочь отсутствует. Фигуры людей написаны в жесткой реалистической манере, в лучших традициях "сурового стиля". Это не правдоподобие фотографии, а высшая правда психологической и житейской достоверности, уже отмеченная мной ранее сила обобщения, присущая работам Коржева и заставляющая вспомнить о Мантенье и Брейгеле.Это обычные люди, попавшие в жернова войны - женщины, дети, старики, раненые. Простые, некрасивые, изможденные, но живые и разные. Подавленные естественным страхом, однако находящие в себе внутренние силы, позволяющие им держаться. Эти внутренние силы, выпрямляющие человека перед лицом неизбежной гибели, не позволяющие ему превратиться в пресмыкающееся, собственно, и интересуют Коржева. Художник ясно видит, что скоро всем нам эти силы понадобятся. На переднем плане композиции привлекают внимание фигуры священника, школьного учителя и девочки в пионерском галстуке. Священник настоящий, верующий, не чета большинству нынешних братков в рясах, хотя сегодня такие тоже изредка встречаются. Он знает, что предстанет перед Богом, и переживает не за себя, а за тех, кому предстоит умереть без покаяния. За детей особенно. Поэтому он бросает осуждающий взгляд на учителя, представителя светского гуманистического мировоззрения, вокруг которого сгрудились школьники. Спор Церкви и Просвещения продолжается даже в последние минуты.Учитель тоже настоящий, и у него своя вера, непреклонная и суровая вера атеиста. Эта вера зиждется на том, что светлый человеческий разум рано или поздно восторжествует над предрассудками и взаимной ненавистью. За свою жизнь учитель сделал для победы разума все, что смог. Он спокоен, поскольку выполнил свой долг, и ему не в чем себя упрекнуть. Девочка в пионерском галстуке, символизирующая, как мне представляется, Советскую Мечту, вместе с тем, просто девочка. Она не верит в неизбежность. Потому что так не бывает в сказках, которые она читала. Учитель говорил, что Бога нет, но в сказках про Бога ничего и не говорилось. Зато там всегда происходило чудо. И чудо обязательно должно произойти. Она ждет этого чуда.

Вся эта психологическая реальность дана Коржевым с удивительной сдержанностью, свидетельствующей о безупречном вкусе мастера, без тени мелодраматизма и слащавой умильности, просто как факт. Признаться, такой подход к искусству вызывает у меня самое искреннее уважение.И настоящее восхищение вызывает Коржев-философ, создавший точную развернутую метафору продолжающегося по сей день исторического момента.В центре группы, занимающей верхнюю часть композиции, выделяется мощная фигура старого кузнеца в фартуке - архетип русского народа. Задний план занят оккупантами. Тоже архетип. И это совсем не обязательно немцы. Это фашисты - именно так прочитывается нашим сознанием данный образ. На картине Коржева символически изображены мы сегодняшние - русский советский народ, взятый в заложники мировым олигархическим фашизмом.

Нельзя бесконечно утешать себя фальшивой патриотической риторикой нынешней власти и показным бряцанием оружием. Поклонники Николая II и белогвардейщины, идейные власовцы и красновцы, яростно ненавидящие все советское, всегда будут выразителями интересов нуворишей, бывших фарцовщиков, подпольных барыг и спекулянтов, преступным путем завладевших народным достоянием и теперь диктующих нам свои правила. Вся эта шайка тюрликов зависима от западных финансовых корпораций и действует под их управлением. В настоящее время, прикрываясь охранительной традиционалистской фразеологией, они готовятся к беспощадному подавлению любых очагов народного протеста, один за другим принимая людоедские антидемократические законы, целью которых является тотальный контроль над гражданами, а также создавая специфические структуры в правоохранительных органах и отряды праворадикальных штурмовиков под видом "казаков". Костры из книг еще не пылают на улицах, но это время уже близко.Сходные процессы происходят сейчас во всем мире. Инспирируемые спецслужбами, состоящими на довольствии олигархов, "спонтанные" террористические акты, межнациональные и межрелигиозные столкновения неминуемо потребуют законодательных ограничений ряда гражданских и личных свобод в западных странах, нельзя исключать и появления официального киберконтроля. Я не сомневаюсь в том, что через весьма непродолжительное время в цивилизованных государствах Европы и Америки демократию сменят квазифашистские, а затем и откровенно фашистские режимы.Тут все понятно, расплодившееся человечество касте олигархов нужно как-то контролировать, а жесткие режимы гораздо дешевле и эффективнее гнилых демократий. Конечно, к своим соседям эти режимы будут относиться без особой нежности - являясь идейными близнецами, бандеровцы и власовцы, как известно, друг друга братьями отнюдь не считают. Но война всех против всех олигархов очень даже устроит. Во-первых, войны решают проблему перенаселения. Во-вторых, они являются двигателем экономики. Так что ничего личного, только бизнес. Не захотели социализма - получите олигархический фашизм и тотальную войну. Свято место пусто не бывает.

Можем ли мы что-то сделать? Хороший вопрос. Могут ли что-то сделать заложники, изображенные на картине Коржева?Безусловно, мы можем и должны проголосовать на выборах против партии власти. Пока у нас есть такая возможность. Но в целом, все что мы можем - это сохранить и передать дальше знание. Это кажущееся безнадежным, но очень важное дело. Именно в этом я вижу смысл пророчества Коржева.

В рассматриваемой картине есть еще один смысловой пласт. Взгляните на фигуру вражеского офицера в правом верхнем углу. В отличие от живых людей на переднем плане, он подтянут, даже элегантен и выглядит существом из иного мира или манекеном - стойкий оловянный солдатик.Нет, это не смерть. Смерть грязна и отвратительна, а небытие самодостаточно и элегантно в своей неуязвимости, поскольку лишено всяких качеств. Это небытие.На картине мы видим человечество, взятое в заложники небытием перед лицом наступающего будущего.Если будущее нагрянет, человечество погибнет, во всяком случае, в своем нынешнем виде. Если будущего не будет, небытие победит, превращая нас в мутантов. Я до сих пор не знаю, как разрешить этот философский парадокс.Но что-то должно остаться.

Коржев считал, что идея сильнее небытия. Об этом свидетельствуют следующие картины из цикла "Скелеты", фактически представляющие собой творческое завещание Мастера."Победа живых и мертвых" (2001).

Если живые не справятся, мертвые придут им на помощь в битве против нечисти.На следующей картине художник изобразил самого себя в этом строю.Он продолжал работать для того, чтобы звучала музыка метафизической революции."Скорбный дуэт" (2006).

Говорят, Советский Союз не смог устоять потому, что опередил свое время. Высказывают предположения о том, что лет через двести-триста человечество востребует советский опыт и вернется к коммунистическому типу общественного устройства. Если, конечно, не погибнет в глобальной войне, развязанной олигархами.Может быть. Но глупость, жадность и предательство существовали всегда и никуда не денутся, если мы им не поможем.Музыка звучит сквозь небытие. В заброшенном парке маленький скелет в пионерском галстуке играет побудку. Живые и мертвые вместе устремляются на решающий штурм.Настоящая революция происходит в сознании. Запомни главное - не сдавайся!

"Горнист" (2008).Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

scivarin.livejournal.com

Суровый стиль Гелия Коржева - Мы родом ...

Гелий Коржев. Народный художник СССРЖивопись «сурового стиля»

Народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Гелий Михайлович Коржев скончался 27 августа на 88-м году жизни. ©

Коржев принадлежит(-ал) к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается(-ался) к большим гражданственным темам.Хохлома и лапти, 19992. Беспокойство, 1965

3. Влюбленные, 1959

4. Художник, 1960-1961

5. Адам Алексеевич и Ева Петровна, 1997-1998

6. Свалка, 2007

7. Искушение, 1985-1990

8. Иуда, 1987-1993

9. Дон Кихот и Санчо, 1980-1985

10. Указ короля, 1993-1997

11. Заложники. Живой заслон (Заложники войны), 2001-2004

12. Гомер (Рабочая студия. Триптих "Коммунисты"), 1958-1960Поднимающий знамя (Фрагмент, триптих "Коммунисты"), 1957-1960 г.Интернационал ("Коммунисты", фрагмент), 1957-1958

13. Егорка-летун, 1976-1980

14. Беседа, 1980-85

15. Следы войны, 1963-1965

16. Лишенные рая, 1998

17. В тени Креста, 1995-1996

18. Осень прародителей, 1998-1999

19. Серп и молот, 1980

Почему-то у нас не принято особо хвастаться своими выдающимися достижениями в области изобразительного искусства, тем, что «суровый стиль» - это мировая новация стиля в рамках авангарда 20 века, достижение советской художественной школы соцреализма, имевшее влияние на мировую культуру не меньшее, чем поп- и соц-арт, раскрученные сейчас по всему миру. Достаточно сказать что Голливуд взял на вооружение и вовсю эксплуатирует стилистику «сурового героя» на пользу себе. Внешняя форма этих многочисленных «терминаторов», содержание образа этого героя – чистая калька героев борьбы и труда в соцреализме. Тогда, в то время они плелись вслед за намиУмер Гелий Коржев - ВЕЛИКИЙ советский художник. И тишина..... незаметно особой реакции в СМИ, на ТВ, новостных лентах. А представляю, если бы он был футболистом такого масштаба - вся страна была бы в трауре указом президента. Наше время как пародия в сравнении с величиной прошедшей эпохи. И Россия видимо теперь всегда останется такой – лапотно-имперской. Увы. Горько это осознавать и это чувствовал Художник.

Geli Korzhev Installation at The Museum of Russian Art (TMORA)61 paintings including 16 works from the State Russian Museum and the Tretyakov Galleryin the Main, Mezzanine, and Lower Galleries

yarodom.livejournal.com

Гелий Михайлович Коржев - Чувелев

. Это цитата

Гелий Михайлович Коржев - Чувелев

АВТОПОРТРЕТ 1948 (432x531, 113Kb)Биография Гелия Коржева

Гелий Михайлович Коржев (Чувелев) родился 7 июля 1925 в Москве, в семье служащего. Мальчик рос в семье талантливого архитектора и трудолюбивой учительницы, в окружении сестер и бабушки.

В период с 1944 по 1950 год учился в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова у С.В.Герасимова. С 1968 по 1975 год был председателем правления Союза художников РСФСР.

Художник завоевал широкую известность в конце 1950–1960-х годов, прежде всего триптихом «Коммунисты» (1957–1960) и серией «Опаленные огнем войны» (1962–1967).

С 1951 по 1958 го Коржев преподает в Московском высшем художественно-промышленном училище.С 1967 года заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи в Московском высшем художественно-промышленном училище.

С 1968 года является председателем правления Союза художников РСФСР.

С 1968 по 1976 года руководил творческой мастерской живописи Академии Художеств СССР в Москве.

В 1987 году художник получил Государственную премию СССР за картины: «Беседа», «Облака 1945 года», «Дон Кихот».

Умер Гелий Михайлович 27 августа 2012 года в Москве.

Беседа 1980-85 (700x519, 173Kb)"Беседа" 1980-85Заложники. Живой заслон (700x507, 146Kb)"Заложники. Живой заслон" ("Заложники войны") 2001-2004

Облака. 1945 год. 1985 (652x687, 140Kb)"Облака. 1945 год" 1985

Осень прародителей (700x571, 132Kb)"Осень прародителей"

Коржев также создал серии живописных циклов: «Адам и Ева», «Дон Кихот и Санчо Панса», «Тюрлики».

Художник Коржев принадлежит к представителям «сурового стиля», которое возникло на рубеже 1950-1960 годов. Герои его картин - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства.

На протяжении долгих лет художник ведет напряженную работу, его искусство соединило в себе драматизм и философские обобщения, строгость и эмоциональность.

В его полотнах воплотились судьбы страны и людей. Его картины стали классикой современного искусства. Коржев поистине чуткий мастер, он чувствует человеческую душу, сострадает вместе с героями своих картин. Значительным творческим достижением стали картины «Художник», «Уличный певец», «Обреченная», «Влюбленные».

Полотна - «Проводы», «Мать», «Заслон», «Старые раны», посвящены достоинству и духовной стойкости народа, терпению простых людей.

1967 Проводы (508x518, 107Kb)"Проводы" 1967

51853107_1259621306_dc54af923724 (450x400, 54Kb)"Мать"

Старые раны. 1967 (662x700, 137Kb)"Старые раны" 1967

Его творчество имеет не только национальное значение, оно предупреждает все человечество об опасности. Цикл «Мутанты» потрясает зрителей. В нем отражен протест втора против человеческой глупости, преступлений и насилия.

Не менее важное место в искусстве живописца занимают натюрморты. Его предметы натюрморта величественны, благодаря четким композиционным построениям, приглушенному благородному колориту, увеличенному масштабу.

На девятой Всероссийской художественной выставке «Россия», которая состоялась в апреле 1999 года, теперь уже один из старейших русских художников Гелий Коржев показал две новые работы: «Наезд» или «Катастрофа» (1980—1999) и «Адам Андреевич и Ева Петровна» (1995—1999).

Картины мастера собраны в крупнейших музеях России, таких как Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. Его полотна экспонировались на многих выставках как на родине, так и зарубежьем.Его произведения, показанные на грандиозных международных выставках последних лет, таких как «Москва – Берлин» и «Москва – Варшава», имели грандиозный успех.

Гелий Коржев один из тех художников, который взвалил на свои плечи груз творческой, гражданской и человеческой ответственности.Обладая мощным зарядом творческой энергии, Коржев сумел перенести его на свои полотна. Его картины передают эту особую энергию зрителям.

Художник, при помощи своих картин, рассказывает о том, что он чувствует, переживает. Его живопись не легка для восприятия. Она рассказывает своему зрителю об обществе, в котором мы живем, о человеке, о его поступках. В его картинах нет безнадежности, в каждой есть некая надежда на что-то лучшее...

Старик с мальчиком. 1949. (375x309, 20Kb)"Старик с мальчиком" 1949

Портрет жены. 1948. (375x559, 54Kb)"Портрет жены" 1948

Следы войны (366x532, 35Kb)"Следы войны"

«Лишённая родительских прав» (700x693, 140Kb)«Лишённая родительских прав»

ГОМЕР (Рабочая студия. Триптих Коммунисты) 1958-1960 (260x546, 56Kb)"ГОМЕР" (Рабочая студия. Триптих Коммунисты) 1958-1960

aea8a02cd2_o (700x422, 107Kb)

51905015_1259744730_KCh393 (375x492, 53Kb)

G.Korzhev (449x597, 83Kb)

В ДНИ ВОЙНЫ 1952-1954 (478x631, 69Kb)"В ДНИ ВОЙНЫ" 1952-1954

НАТЮРМОРТ 8 (398x699, 89Kb)"НАТЮРМОРТ"

51890380_1259697347_12ig_pic_132974thumbnail (414x252, 57Kb)

Забытый Шут. 1987 (600x581, 78Kb)"Забытый Шут" 1987

Seneca_1989 (540x687, 109Kb)"Сенека" 1989

Гипс и книги (700x481, 173Kb)"Гипс и книги"

Крынки и таз для варенья (700x492, 107Kb)"Крынки и таз для варенья"

Натюрморт с глобусом (700x481, 152Kb)"Натюрморт с глобусом"

НАТЮРМОРТ 6 (539x480, 63Kb)

НАТЮРМОРТ 3 (375x484, 54Kb)

НАТЮРМОРТ 5 (482x500, 76Kb)

Память павших 1993-95 (420x569, 48Kb)"Память павших" 1993-95

«Влюбленные» (1959) (699x522, 159Kb)«Влюбленные» (1959)

KCh395 (375x455, 42Kb)"Слепой певец" (Этюд) 1965

51890346_1259695857_KCh381 (375x259, 30Kb)"Дезертир" 1990

Дезертир (триптих) (375x650, 34Kb)"Дезертир" (триптих) фрагмент1985-1994

Из серии Дети войны Крымский мальчик 1946 (375x523, 26Kb)"Крымский мальчик" 1946 Из серии "Дети войны"

Художник 1960 (375x501, 25Kb)"Художник" 1960

51890344_1259695832_KCh380 (375x307, 33Kb)

51905023_1259745067_korzhev (440x650, 66Kb)

ПОРТРЕТ Д.КРАСНОПЕВЦЕВА 1949 (521x455, 98Kb)"ПОРТРЕТ Д.КРАСНОПЕВЦЕВА" 1949

МОСКОВСКИЙ ДВОРИК 1954 (600x408, 102Kb)"МОСКОВСКИЙ ДВОРИК" 1954

Хранительница (700x533, 178Kb)"Хранительница"

Хохлома и лапти (460x573, 59Kb)"Хохлома и лапти"

298 (700x587, 115Kb)

Художник. 1960-1961 (700x575, 123Kb)"Художник" 1960-1961

51905019_1259744932_KCh390 (375x469, 45Kb)

В приемной (600x480, 80Kb)"В приемной"

Лишенные рая 1998 (691x564, 95Kb)"Лишенные рая" 1998

АДАМ АЛЕКСЕЕВИЧ И ЕВА ПЕТРОВНА1997-1998 (447x700, 104Kb)"АДАМ АЛЕКСЕЕВИЧ И ЕВА ПЕТРОВНА" 1997-1998

«Встань, Иван!» (700x476, 94Kb)«Встань, Иван!»

«Свалка» (468x700, 121Kb)«Свалка»

Ночной звонок (350x500, 72Kb)"Ночной звонок"

«Квартирантка» (700x348, 79Kb)«Квартирантка»

51905013_1259744678_KCh378 (375x482, 57Kb)"К своим" 1988-1990

Егорка летун, Икар 1976-1980 (603x550, 86Kb)"Егорка летун" 1976-1980

Из военного быта (340x500, 55Kb)

51890354_1259697982_KCh388 (375x427, 37Kb)"Натурщица" 1978

"Из военного быта"

Реквием Моцарта 1995 (700x329, 25Kb)"Реквием Моцарта" 1995

НАЕЗД.1980-1990 (700x544, 151Kb)"НАЕЗД" 1980-1990

Автопортрет (375x484, 37Kb)"Автопортрет"

Указ короля (492x500, 85Kb)"Указ короля"

«Тюрлики»

«Тюрлики»... (375x561, 53Kb)

«Тюрлики» (370x295, 41Kb)

Мутанты (Митинг)из серии тюрлики (395x500, 88Kb)"Мутанты (Митинг)" из серии "тюрлики" 1982-1993

МУТАНТЫ Фраг1982-1993 (430x608, 127Kb)"МУТАНТЫ" Фрагмент 1982-1993

Тюрлики. 1990 (595x700, 137Kb)"Тюрлики" 1990

Тюрлики. Мутанты. Пиршество (700x565, 115Kb)"Тюрлики. Мутанты. Пиршество"

ЧРЕВОУГОДНИК 1990 (532x486, 112Kb)"ЧРЕВОУГОДНИК" 1990

На троих. 1998 (600x594, 66Kb)"На троих" 1998

Мать 1967 (388x360, 51Kb)"Мать" 1967

51853117_1259621478_KCh328 (250x373, 19Kb)"МАТЬ" 1962

51853077_1259621078_korzew (527x600, 77Kb)"Художник" Этюд

51905021_1259745017_KCh399 (375x454, 40Kb)

Korzhev__CHuvelev_G_M_Indiyskiy_natyurmort (564x699, 146Kb)"Индийский натюрморт"

ИСКУШЕНИЕ1985-1990 (492x648, 67Kb)"ИСКУШЕНИЕ" 1985-1990

Тень креста (616x357, 75Kb)"Тень креста"

Иуда (250x595, 61Kb)"Иуда"

Отец и сын. 1991-1992 (177x195, 60Kb)"Отец и сын" 1991-1992

"ДОН КИХОТ"

ДОН-КИХОТ И САНЧО1980-1985 (533x700, 79Kb)"ДОН-КИХОТ И САНЧО" 1980-1985

39850684_1234948088_artlib_gallery7792o (409x581, 113Kb)

ДОН-КИХОТ И МЕЛЬНИЦА 1997-1999 (395x534, 97Kb)"ДОН-КИХОТ И МЕЛЬНИЦА" 1997-1999

51890374_1259697045_KCh3136 (375x312, 35Kb)

ДУЛЬСИНЕЯ И РЫЦАРЬ1997-1998 (308x465, 61Kb)"ДУЛЬСИНЕЯ И РЫЦАРЬ" 1997-1998

51890372_1259696983_KCh370 (375x465, 49Kb)

Поверженный Дон Кихот (554x550, 132Kb)"Поверженный Дон Кихот"

kolybanov.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта