Мария Константиновна Башкирцева. Картины башкирцева


дневник, картины, биография, личная жизнь, как правильно читать дневник.

Мария происходила из зажиточного полтавского дворянского рода, чье поместье было в восьми верстах от знаменитой Диканьки князей Кочубеев. Родители рано разошлись, и мать, наполовину француженка, увезла девочку в Европу, по столицам и курортам которой — от Ниццы и Неаполя до Парижа и Баден-Бадена — семья кочевала многие годы, наслаждаясь богатством.

«Я видел ее только раз, видел только в течение одного часа — и никогда не забуду ее. Двадцати трех лет, она казалась несравненно моложе. Почти маленького роста, пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, с темными, как будто сжигаемыми мыслью глазами… …Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление сочетания твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум».

Девочка, безусловно, была одаренной: она говорила на нескольких языках как на родных, думала о карьере профессиональной певицы (меццо-сопрано) и показывала большие успехи в рисовании. При чтении дневника видно, каким горячим темпераментом и настойчивым характером отличалась Башкирцева, как она алкала славы. Австрийский драматург-декадент Гуго фон Гофмансталь (автор либретто для опер Рихарда Штрауса) даже говорил, что у нее «комплекс Наполеона».

«К чему лгать и рисоваться! Да, несомненно, что мое желание, хотя и не надежда, — остаться на земле во что бы то ни стало. Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но, если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным».

Проблемы со здоровьем, начавшиеся, когда ей было 16 лет, помешали осуществить мечты о карьере певицы. Несколько выгодных браков сорвались. Со временем Башкирцева понимает, что у нее смертельная болезнь — чахотка (туберкулез), и собирается жить, беря от жизни все. В 1877 году Башкирцева решает стать профессиональной художницей и поступает в единственное учебное заведение в Париже, где женщин учат рисовать, — Академию Жюлиана. Несколько лет упорного труда в мастерской по 8–10 часов в сутки — и ее полотна принимают на знаменитый Салон. Это успех! Однако, несмотря на похвалы прессы, ее обходят наградами, причем, возможно, лишь потому, что она женщина. Простуда, которую Башкирцева подхватывает на улице, приводит к обострению ее болезни, и за несколько дней она сгорает.

Мария Башкирцева. Картины

В студии. 1881. Музей Днепропетровска

Мария Башкирцева. Картины

Весна. 1884. Русский музей

Мария Башкирцева. Картины

Стачка. 1884. Музей Орсе, Франция

Была ли Мария Башкирцева «великой художницей»? Разумеется, нет. Хотя большинство ее произведений погибли во время Великой Отечественной войны, сказать об этом можно совершенно определенно. Кое-что осталось во французских и других европейских коллекциях. Петербургский Русский музей, где хранились полторы сотни ее работ, в 1930-е годы отдал в утраченные ныне украинские собрания почти всё, оставив себе лучшее. Самое проникновенное из числа этих полотен — «Зонтик» 1883 года, которое даже вошло в учебники по истории русского искусства.

М. Башкирцева. Картины 1

Молодая женщина с сиренью. 1880. Русский музей

М. Башкирцева. Картины 1

Зонтик. 1883. Русский музей

М. Башкирцева. Картины 1

Парижанка (Ирма). 1883. Малый дворец, Париж, Франция

«Быть может, я скажу что-нибудь невозможное, но, знаете, у нас нет великих художников. Существует Бастьен-Лепаж… а другие?.. Ничего правдивого, ничего такого, что бы дышало, пело, хватало за душу, бросало в дрожь или заставляло плакать».

Судя по другим сохранившимся работам, она предпочитала писать женские портреты и дамские головки, а задания на более сложные жанровые композиции ей давали учителя. В своей живописи Башкирцева ориентировалась на модных тогда живописцев-академистов типа Жюля Бастьена-Лепажа, Родольфа Жулиана, Тони Робера-Флёри, Жюля Лефевра, Гюстава Буланже и Адольфа Бугро — тех, кого сегодня если и вспомнят, то как «салонных художников». Все они поблекли на фоне своих современников-импрессионистов, которых Башкирцева попросту не заметила.

Три улыбки

Три улыбки. Улыбка ребенка. 1883. Русский музей

Три улыбки

Три улыбки. Улыбка девочки. 1883. Русский музей

Три улыбки

Три улыбки. Улыбка девушки. 1883. Русский музей

Дневник полюбился читателям, во-первых, благодаря эмоциональности и искренности текста: Башкирцева действительно не скрывает своих чувств. Дневник начинается с ее подростковых лет и рассказывает о юношеских влюбленностях, затем перед нами — период взросления, упорный труд ради славы художника и, наконец, последний трагический период, когда Башкирцева сначала начинает глохнуть, а затем понимает, что болезнь вот-вот ее убьет.

«Не к чему скрывать: у меня чахотка. Правое легкое сильно поражено, и левое портится понемногу уже в продолжение целого года. Обе стороны задеты. Но, несчастное создание, заботься же о себе! Да, я забочусь — и притом основательно. Я прижгла себе грудь с обеих сторон, и мне нельзя будет декольтироваться в продолжение четырех месяцев. И мне придется время от времени повторять эти прижигания, чтобы быть в состоянии спать. О выздоровлении не может быть и речи. Все написанное имеет вид преувеличения — но нет, это только правда. Я могу протянуть, но все-таки я погибший человек. Я слишком много волновалась и мучилась. Я умираю из-за этого — логично, но ужасно. В жизни так много интересного! Одно чтение чего стоит!»

Мария Башкирцева

Важно, что дневник, изначально франкоязычный, был опубликован ее семьей в 1887 году — и для французской литературы стал событием. Дело в том что в те годы дневник как литературный жанр, предназначенный для печати и массового распространения, только зарождался. Более того, текст Башкирцевой оказался во Франции всего вторым напечатанным женским дневником после сочинения Эжени де Герен 1862 года — совсем иного по настроению, мистического и созерцательного. В те же годы отдают свои дневники в печать братья Гонкур — и публика охает от честности их впечатлений. Современному читателю, привычному к постоянному обнажению чужой личной жизни в блогах и социальных сетях, подобное, пожалуй, уже надоедает, а в конце XIX века подобные тексты произвели потрясающий эффект и повлекли за собой множество подражаний.

«Это глупо, но мне тяжело от зависти этих девушек. Это так мелко, так гадко, так низко! Я никогда не умела завидовать: я просто сожалею, что не могу быть на месте другого. Я всегда преклоняюсь перед тем, что выше меня; мне досадно, но я преклоняюсь, тогда как эти твари… эти заранее приготовленные разговоры, эти улыбочки».

Кроме того, образ юной, прекрасной и талантливой девушки, скончавшейся во цвете лет, был так трогателен, так привлекателен…

А теперь самое интересное: на самом деле дневники Башкирцевой таят множество тайн. На первый взгляд, они полны эмоциональности, непосредственности и милого самолюбования — недаром некоторые (как Марина Цветаева) отчаянно влюбляются в автора, а другим (как Льву Толстому) читать это «кокетство» невозможно физически.

«На вечере в посольстве я была настолько хороша, насколько только способна. Платье производило очаровательнейший эффект. И лицо расцвело, как бывало в Ницце или в Риме. Люди, видящие меня ежедневно, рты разинули от удивления. Да и правда — я красива. В Венеции, в большой зале герцогского палаццо, живопись Веронезе на потолке изображает Венеру в образе высокой, свежей, белокурой женщины — я напоминаю ее. Мои фотографические портреты никогда не передадут меня, в них недостает красок, а моя свежесть, моя бесподобная белизна составляет мою главную красоту».

Но следует помнить, что рукопись отдавали в печать спустя три года после смерти автора члены ее семьи. Они — в первую очередь, видимо, мать — масштабно поработали над текстом. И дело не в том, что этот анонимный редактор старательно вычеркнул упоминания, например, о первом тайном поцелуе девушки, вписав вместо него фразу, что Башкирцева рассказывает матери абсолютно все! Вымарано все компрометирующее, весь серьезный флирт, плотские мысли — и многое другое. Поэтому такой восторженной (подчас на пустом месте) Башкирцева и предстает.

«А теперь, я прошу вас, не читайте то, что я сейчас напишу. До сих пор я думала, что эта книга будет образцом морали и будет рекомендована для чтения в школах и пансионах. Послушайте, я советую вам не читать дальше, потому что вы разочаруетесь во мне, вот и всё!.. Он притянул меня к себе… не читайте, еще не поздно!.. он поцеловал меня в правую щеку… и вместо того, чтобы оттолкнуть его, я отдалась в его власть и обняла обеими руками за шею…»

Мария Башкирцева

Кроме того, редактор убавил Башкирцевой пару лет, чтобы выставить ее юным вундеркиндом и сделать ее смерть еще более трагичной — отсюда и такая путаница в датах рождения.

Почти весь ХХ век дневник переиздавался в таком виде (в России, Франции и англоязычных странах, где он достаточно популярен). Лишь в 1980-х годах, готовя биографию к 100-летию со дня смерти Башкирцевой, исследовательница Колет Коснье обнаружила в Национальной библиотеке Франции оригинальные тетрадки дневника. Ее книга «Мария Башкирцева: портрет без ретуши», изданная на русском языке, позволяет заглянуть за изящный фасад, старательно созданный редакторами. Еще более резок мужской взгляд Александра Александрова в книге «Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой».

Эти биографии стоит прочитать после текста самого дневника. И оказывается, что, когда девушка в изнеможении падала на софу, это не от общей экзальтированности — а оттого, что в их особняк в Ницце заявился пьяный дядя Жорж, которому уже пришло предупреждение от префекта, и устроил скандал ее матери из-за денег. Или оттого, что младший брат, бездельник и обалдуй, начал гулять с актрисами и кокотками. А проблемы с поиском женихов для Башкирцевой связаны не только с ее капризами, но и с тем, что в приличном обществе семью попросту не принимают, поскольку с ее матерью уже много лет ведут тяжбу наследники богатого старика из-за его насильной женитьбы и подозрительного завещания. Множество, множество деталей, которые глубже характеризуют несчастную семью и судьбу Башкирцевой и общее состояние европейского света в 1880-х годах, было тщательно отцензурировано ради того, чтобы создать светлый образ прекрасной девушки — «прелестного ребенка», которая много трудилась, чтобы стать великой художницей, но не успела.

«Как жаль, что у нас не соблюдаются никакие обычаи. Сегодня Пасха, а ничего не изменилось, ни подарков, ни развлечений, ничего. Это отдаляет от семьи, делает эгоистичным, злым. В других семьях устраивают друг другу сюрпризы, это поддерживает дружбу, умиляет, это так хорошо. У нас ничего этого нет. Нужно было бы пригласить людей, ну хотя бы детей, однако ничего не сделано. Живем как собаки. Пьем, довольно плохо едим, спим неизвестно как… и играем в Монте-Карло…».

А можно и не читать эти книги биографов, а обратиться непосредственно к тексту. В 2014 году издательство «Захаров» опубликовало третье издание, в котором по найденным рукописям было восстановлено множество купюр — вышло чуть ли не на 200 страниц больше. И новые фрагменты будут интересны даже тем, кто раньше испытывал антипатию к личности автора. Да, недаром незадолго до смерти Башкирцева отчаянно искала французского литератора, который смог бы издать ее дневники именно в том виде, в каком они были задуманы. Она верно чувствовала, что семье доверять в этом вопросе нельзя.

www.culture.ru

Мария Константиновна Башкирцева

 Мария Константиновна Башкирцева

   Мария Константиновна Башкирцева родилась на Полтавщине в 1858 году в знатной и богатой семье. Девочка была очень болезненна, и в десятилетнем возрасте мать увезла ее в Ниццу. С тех пор она лишь три раза ненадолго приезжала в Россию, живя постоянно за границей и много путешествуя по Европе.

   В 1877 г. она стала посещать академию Р. Жюлиана в Париже. В 1879 г. получила золотую медаль на конкурсе ученических работ и с этого времени регулярно выставляла свои картины, неизменно встречавшие теплые отзывы французских газет и журналов. Ее работ сохранилось немного, почти все они погибли в годы Первой мировой войны.

   Демократические настроения эпохи нашли отражение в ее картинах «Жан и Жак» (1883), «Встреча» (1884), которая была приобретена Люксембургским национальным музеем.

   Среди наиболее известных полотен — «Дождевой зонтик», «Три улыбки», «Осень» (все 1883), находящиеся ныне в Государственном Русском Музее. В их мастерской живописи ощутимо влияние учителя Башкирцевой — французского художника Ж. Бастьен-Лепажа, но выбор сюжетов и мотивов изображения демонстрирует индивидуальность художницы.

   В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Башкирцева относится к художникам, судьба которых привлекает едва ли не больше, чем их творчество.

   Её с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано. С тринадцати лет и до самой смерти Башкирцева вела дневник, куда с поразительной откровенностью заносила все события своей жизни, свои мысли и чувства. «Я говорю все, все, все», — писала она, предназначая свой дневник для печати. «Дневник Марии Башкирцевой» впервые был опубликован во Франции в 1887 г., а в 1893 г., выдержав уже несколько изданий на французском языке, вышел в свет и в России. Он запечатлел образ женщины-художницы, стремившейся к счастью, свободе и творчеству, имевшей для этого, казалось бы, все возможности, но так и не успевшей реализовать себя. 

   Скончалась эта одаренная художница от скоротечного туберкулеза в 1884 году. Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор интерес к ее творчеству и личности не угасает.

   Несмотря на столь раннюю смерть, Мария Башкирцева прожила удивительно полную и яркую жизнь.       Была множество раз влюблена, больше всего на свете жаждала славы и поклонения,  переписывалась с Эмилем Золя и Ги де Мопассаном, училась в самой модной тогда школе - Академии Жулиана, выставляла свои картины в Парижском Салоне и получала награды, общалась с замечательными людьми.       Все это описано самой Марией Башкирцевой в ее Дневнике.

     Она стала первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр, и оставила после себя 150 картин, 200 рисунков, многочисленные акварели. Во Франции, Голландии, Англии прошли ее посмертные выставки.

    В 1885 году известный французский писатель и драматург Франсуа Коппе опубликовал очерк «О Марии Башкирцевой».     «Я видел ее только раз, видел только в течение одного часа — и никогда не забуду ее, — признавался писатель. — Двадцатитрехлетняя, она казалась несравненно моложе. Почти маленького роста, пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, будто сжигаемыми мыслью глазами, горевшими желанием все видеть и все знать, с дрожащими, как у дикого скакуна, ноздрями — Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление: сочетание твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум. Под женским обаянием чувствовалась железная мощь, чисто мужская».     Коппе описывает свои впечатления от посещения мастерской молодой художницы, где в темном углу он «неясно видел многочисленные тома книг, беспорядочно расположенные на полках, разбросанные на рабочем столе. Я подошел и стал рассматривать заглавия. Это были лучшие произведения человеческого гения. Они все были собраны тут на их родном языке — французские, итальянские, английские, а также латинские и даже греческие, и это вовсе не были «библиотечные книги», книги для мебели, но настоящие, употребляемые книги, читаные и перечитаные. На конторке лежал Платон, раскрытый на одной из самых чудных страниц».

 

Мария Константиновна Башкирцева

 

   Ей даровал Бог слишком много!   И слишком мало - отпустил.   О, звездная ее дорога!   Лишь на холсты хватило сил...

     Так писала о ней Марина Цветаева, посвятившая Марии Башкирцевой свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом».

    Мопассан, посетив её могилу, сказал: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»

 

 

 

 

Мария Константиновна Башкирцева

Автопортрет.

 

Мария Константиновна Башкирцева

Портрет юной читающей девушки

 

Мария Константиновна Башкирцева

Портрет старухи

 

Мария Константиновна Башкирцева

Гренада

 

Мария Константиновна Башкирцева

Портрет молодой девушки

 

Мария Константиновна Башкирцева

За книгой

 

Мария Константиновна Башкирцева

Женский портрет

 

Мария Константиновна Башкирцева

За столом

 

Мария Константиновна Башкирцева

Мальчики во дворе

 

Мария Константиновна Башкирцева

Женский портрет

 

Мария Константиновна Башкирцева

В студии. Мастерская Жюлиана

 

Мария Константиновна Башкирцева

Девушка с букетом сирени

 

Мария Константиновна Башкирцева

Жоржет

 

Мария Константиновна Башкирцева

Женский портрет

 

Мария Константиновна Башкирцева

Женский портрет

 

Мария Константиновна Башкирцева

Автопортрет

 

Мария Константиновна Башкирцева

Восточная девушка

 

Мария Константиновна Башкирцева

Дождевой зонт

 

Мария Константиновна Башкирцева

Парижанка. Ирма

 

Мария Константиновна Башкирцева

Жан и Жак

 

Мария Константиновна Башкирцева

Три улыбки. Улыбка ребенка

 

Мария Константиновна Башкирцева

Три улыбки. Улыбка девочки

 

Мария Константиновна Башкирцева

Три улыбки. Улыбка девушки

 

Мария Константиновна Башкирцева

Дина

 

Мария Константиновна Башкирцева

Встреча

 

Мария Константиновна Башкирцева

Автопортрет

 

Мария Константиновна Башкирцева

Портрет девочки

 

Мария Константиновна Башкирцева

Осень

 

Мария Константиновна Башкирцева

Весна

 

http://www.artpoisk.info/artist/bashkirceva_mariya_konstantinovna_1860/gallery

art.mirtesen.ru

МАРИЯ БАШКИРЦЕВА: ЖИЗНЬ, ПОДОБНАЯ ЯРКОЙ КОМЕТЕ (ЧАСТЬ 4)

ГЛАВА 7. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Образ Марии Башкирцевой в расцвете ее таланта и за несколько месяцев до смерти взволнованно рисует известный в своё время во Франции критик Франсуа Коппе в своем "Предисловии к каталогу картин М.К.Башкирцевой" для парижской выставки 1877 года.

"В эту минуту вошла мадемуазель Мари. Я видел ее только раз, я видел ее в течение какого- нибудь часа - и никогда не забуду ее. В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием всё видеть и всё знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. На мои поздравления, она отвечала мне мелодичным, приятным голосом, без всякой ложной скромности признаваясь в своих горделивых замыслах, в своем отчетливом желании славы. Чтобы посмотреть другие ее работы, мы поднялись в мастерскую. Мне уже пора было удалиться - и странно, я испытывал в эти минуты какую - то скрытую тревогу, какой -то страх- я не решаюсь сказать: предчувствие. При виде этой бледной, страстной девушки, мне представлялся необыкновенно роскошный тепличный цветок с необыкновенным ароматом, и какой - то тайный голос как бы шептал мне:"Слишком много зараз!" Это было действительно слишком".

М. Башкирцева Портрет графини Дины де Тулуз-Лотрек 1883 г. Музей дОрсе, ПарижМ. Башкирцева Портрет мадам Х. (Армандина) Музей Люксембурга

В это время Мария была уже тяжело больна. Но она пренебрегает советами врачей, играет на рояле помногу часов в день, а ведь ей запрещено. Она всегда игнорировала свою физическую слабость, не говорила о болезни вслух, презирала заботу о телесном, вышучивала свой кашель и согласилась серьезно лечиться лишь когда все уже было запущено.

Самозабвенный труд тоже не мог не отразиться на слабом здоровье художницы. У нее начали седеть волосы и слабеть слух, появились первые признаки чахотки.«Мне кажется, что я должна умереть, я не могу жить: я ненормально создана, во мне бездна лишнего и очень многого недостает; такой характер неспособен быть долговечным» - написала она в Дневнике.Скоротечный туберкулез отнимал ее последние силы. Она подолгу лежала в постели вынуждена была прервать занятия, но на последней своей, неоконченной, картине нарисовала молодую женщину, сидящую на траве в цветущем весеннем саду.Умерла она осенним дождливым днем, 31 октября 1884 года, не дожив двух недель до очередного дня рождения - двадцати четырех лет.

М.Башкирцева Осень 1883 г. Русский музей, С-ПбВ газете «Le Figaro» 1.11.1884 года был опубликован некролог:

«Извещаем о кончине одной девушки, которая прославилась некоторыми художественными успехами... Мадемуазель Башкирцева скончалась. В последнем Салоне она выставила картину, которая привлекла внимание многих, — «Митинг». У нее было не менее 200000 франков дохода. Она собиралась выйти замуж, но жених ее исчез. Вследствие его исчезновения, она с глубоко раненой душой постаралась прославиться своим талантом. Она простудилась в одно прекрасное утро, когда рисовала во дворе. Она умирала в течение 2-х недель и испустила последний вздох свой, когда ее тетя собрала 2 миллиона, чтобы построить ей дивный особняк-ателье»

Могила М.Башкирцевой

Русская поэтесса Ольга Чюмина в 1889 году посвятила памяти Башкирцевой сонет, в котором описала полотна, виденные в мастерской художницы в Париже:

От мелких драм из жизни бедняков,Записанных и схваченных с натуры,Где все живет: и лица и фигуры —И говорит красноречивей слов,До чудных сцен евангельских преданийИль эпопеи Рима роковойИ Греции: весь цикл ее созданий —Все истиной проникнуто одной.«Святые жены», «Цезарь», «Навзикая»,Повсюду мысль, везде душа живая.

М.Башкирцева Жены-мироносицы (Святые жены) эскиз 1884 г. Саратов, Музей изобразительного искусства им. Радищева

Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор интерес к ее творчеству и личности не угасает.

ГЛАВА 8. ТВОРЧЕСТВО

Начав серьезно заниматься живописью с октября 1877 года, Мария Башкирцева рисовала всего 7 лет, но ее художественное наследие при этом достаточно велико: 150 картин, 200 рисунков, акварели самого разнообразного содержания: портреты, жанры, пейзажи, исторические картины, море. Башкирцева выступала также как скульптор (Навзикая, 1882, музей д’Орсе, Париж).

М.Башкирцева Печаль Наусикаи 1884 г. Музей дОрсе, Париж

В 1885 году французское общество женщин-художниц и скульпторов устроило первую посмертную выставку ее произведений. Спустя еще время (1887 г.) по инициативе и на средства голландских живописцев состоялась выставка ее работ в Амстердаме. Даже в СССР выставлялись ее работы в 1929 г.

М. Башкирцева Мадам Ольга Негогарго Музей искусств, Финляндия

Она стала первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр.

Такие картины Башкирцевой, как «Парижанка» (в Petit Palais), «Автопортрет с палитрой» (1883) и «Восточная женщина» (обе в музее Cheret в Ницце), «Бойдар Карагеоргиевич» (в Белграде) и другие были написаны в традициях реализма салонной живописи 80-х годов.

Мария Башкирцева Женский портрет Музей А. Сутцос, Афины

В картинах «Митинг» (1884, в Лувре) и «Жан и Жак» (1883, в Чикаго) нашли отражение демократические настроения эпохи. Среди наиболее известных полотен - "Дождевой зонтик", "Три улыбки", "Осень" (все 1883), находящиеся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Мария Башкирцева Жан и Жак 1883 г. Музей искусств, Чикаго.

М. Башкирцева Три улыбки. Младенец. 1883 г.

М. Башкирцева Три улыбки. Девочка. 1883 г.

М. Башкирцева Три улыбки. Женщина. 1883 г.

Картины Башкирцевой, с доминирующими в них фигурами-олицетворениями, решены в духе символизма, подобно «Дождевому зонтику» (1883), где простой мотив девочки под зонтом выглядит как будничная тайна, или «Весне» (1884), родственной поэтическим крестьянским образам Бастьен-Лепажа.

М.Башкирцева Дождевой зонтик 1883 г.

М.Башкирцева Весна 1884 г. Русский музей, С-Пб

Картины Башкирцевой картины находятся в музеях Парижа, Амстердама, Вены, Ниццы, Афин, Чикаго, Украины (Днепропетровск) и России (Саратов, Красноярск, Русский музей в С-Пб, Третьяковская галерея в Москве).

В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Сейчас, слава Богу, ситуация изменилась!

После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой. Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году окрестностей Киева.

Поэтому сохранилось совсем немного ее произведений, а холсты подписанные Maria Constant Russ (Bashkirtsev) теперь вообще чрезвычайно редки.

ГЛАВА 9. ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Шарль Рене де Поль де Сант Марк Бюст Марии Башкирцевой Музей западного искусства, Токио

В одном из залов Люксембургского музея в Париже находится статуя - скульптура Лонжелье, сделанная по заказу французского правительства: она изображает молодого гения, умирающего у ног ангела смерти: прекрасное исхудалое лицо гения поднято вверх - глаза его устремлены на табличку (свиток), которую ангел держит в руке.

Это список великих людей, преждевременно сошедших в могилу, но уже завоевавших себе бессмертие. Статуя так и называется "Бессмертие". Здесь, среди восьми французских имен стоит одно русское женское имя - МАРИЯ БАШКИРЦЕВА.

Дневник Марии БашкирцевойМузей изобразительных искусств в Ницце

Еще о художнице можно почитать здесь и здесь .

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post95942398

ru-oldrussia.livejournal.com

Живопись Марии Башкирцевой: melanyja

После знакомства с дневником Башкирцевой, конечно, хочется посмотреть её картины. Тем более, про многие картины Мария пишет в своём дневнике, их замыслы, переживания.Многое оказалось утерянным во время войны, так как картины художницы оказались на территории Украины, откуда Башкирцева была родом. Так получается, что Башкирцева считается своей и для России, и для Украины, и даже для Франции тоже. И в советское время часть картин была передана из Русского музея (которому картины подарила, в свою очередь, мать художницы) в украинские музеи, где они частично и пропали.

Что из полотен больше всего трогает:Встреча. Музей Орсэ, Париж.

Под зонтиком. Русский музей. СПб.

У Башкирецевой очень хорошо получались дети. Их эмоции, улыбки.

Гранада

Жан и Жак

Дети с гнездом

А про некоторые картины она много пишет в дневнике.

Весна. Ей хотелось передать весенний воздух, ароматы

Святые жены - после погребения Христа

И конечно, женские портреты.

Безусловно, Мария Башкирцева была талантлива. Она позно стало учиться живописи, и признает это сама постоянно, но за несколько лет развила свой талант. Чувствуется влияние французской живописи конца XIX века, отход от красивых картинок к живым чувствам.

melanyja.livejournal.com

Мария Башкирцева - литератор, художник, мыслитель.

Marie-Bashkirtseva-1.jpg

Мария Башкирцева - литератор, художник, мыслитель.«Мое тело плачет и кричит, но что-то, что выше меня, радуется жизни, несмотря ни на что!», - так о себе писала Мария Башкирцева. Личность необычайно одаренная, она прожила короткую, но деятельную жизнь. Музыка, живопись и литература – во всех сферах искусства Мария нашла себя. Ее «Дневник», написанный на французском, переведен на многие языки мира, картины выставляются в Русском музее. Судьбой Марии было отмеряно 25 лет жизни, большинство из них она провела в Париже. Современники видели в ней гения, и творческое наследие действительно даровало ей бессмертие.

Marie-Bashkirtseva-18.jpg

Мария Башкирцева родилась в имении Гайворонцы Полтавской губернии, ее отец и мать были людьми образованными и зажиточными. Детство Марии прошло на Полтавщине, а в 12 лет она отправляется с матерью в Европу, поскольку родители принимают решение о разводе. В это время девушка начинает вести дневник, именно он и принес ей впоследствии всемирную славу. Пока же – это способ познания себя, фиксации своих интересов, переживаний. «Я сама своя героиня», - такая запись появилась в «Дневнике» в 1874 году.

Marie-Bashkirtseva-2.jpg

Marie-Bashkirtseva-6.jpg

Marie-Bashkirtseva-3.jpg

Всю свою жизнь Мария занималась самообразованием: она увлекалась изучением иностранных языков (свободно владела четырьмя европейскими языками, читала на латыни и древнегреческом), занималась игрой на музыкальных инструментах и вокалом (ей даже прочили славу оперной дивы, но расплатой за пение стала болезнь горла и частичная глухота к 16 годам), рисованием и литературой.

Marie-Bashkirtseva-4.jpg

Живописи Мария училась у художника Родольфо Жюлиана, его курс, рассчитанный на 7 лет, прошла за два года, работая без устали, написала более 150 картин и 200 рисунков. Выставки Башкирцевой шли с успехом, впоследствии критики скажут, что она могла бы стать «Бальзаком живописи».

Marie-Bashkirtseva-7.jpg

Мария Башкирцева у мольберта.

Славу Башкирцевой принес «Дневник», который она вела до самой смерти. Его публикация во Франции вызвала настоящую бурю интереса к незаурядной личности, в России, напротив, была встречена неоднозначно. Вместе с тем, дневник читали и Толстой, Чехов, Хлебников, Брюсов. Высоко оценила талант Башкирцевой Марина Цветаева, именно этой несломленной духом художнице посвящен «Вечерний альбом» поэта.

Marie-Bashkirtseva-16.jpg

Мария Башкирцева в костюме деревенской девушки.

ТЕПЕРЬ ЕЕ ПОЛОТНА:

Marie-Bashkirtseva-15.jpg

Весна. Последняя картина Марии Башкирцевой.

Marie-Bashkirtseva-5.jpg

Девушка, читающая на водопаде, около 1882 г.

Marie-Bashkirtseva-8.jpg

Сирень. 1880 год.

Marie-Bashkirtseva-9.jpg

Совещание. 1884 год.

Marie-Bashkirtseva-10.jpg

Осень. 1883 год.

Marie-Bashkirtseva-11.jpg

Портрет девочки.

Marie-Bashkirtseva-12.jpg

Дождевой зонт. 1883 год

Marie-Bashkirtseva-14.jpg

Мария предчувствовала, что обречена на раннюю смерть, чтобы не расстраивать родных и самой не впадать в уныние, она работала без устали до последних дней жизни. Много писала, навещала друга и наставника, художника Жюля Бастьен-Лепажа, который был болен раком. Вначале приходила к нему сама, после – ее, практически беспомощную, на руках приносил брат Жюля. Жюль и Мария вели беседы о живописи так, словно бы ничего не происходило, оба были обречены, но искали утешения в искусстве. Мария Башкирцева ушла первой 31 октября 1884 года.

Marie-Bashkirtseva-13.jpg

Бюст Марии Башкирцевой.

Имя Марии Башкирцевой - единственное русское имя, попавшее в список "Бессмертие", помещенный на одноименной скульптуре в Люксмембургском музее (Париж). Исток: http://www.kulturologia.ru/blogs/110117/32996/

ariananadia.livejournal.com

Мария Константиновна Башкирцева - Биография художника, известные произведения, выставки

Мария Константиновна Башкирцева (24 ноября 1858, село Гавронцы, Полтавская губерния — 31 октября 1884, Париж) — украинская и русская художница, одна из первых женщин, учившихся в Академии Жюлиана в Париже, талант и успех которой был отмечен на парижских Салонах. Ее картины висят в лучших музеях мира, а знаменитым «Дневником», который Мария вела с 12 лет, зачитывались лучшие умы эпохи. Премьер-министр Англии Уильям Гладстон в одной из своих публикаций в 1890 году назвал «Дневник» Башкирцевой одной из самых замечательных книг XIX века. Марина Цветаева, потрясенная дневником Башкирцевой, посвятила ей свой первый сборник стихов. Творческое наследие Башкирцевой — более полутора сотен картин и около двухсот рисунков, хранящихся ныне в собраниях европейских и американских музеев. Многие картины художницы погибли во время Второй мировой войны.

Особенности творчества художницы Марии Башкирцевой: Прожив всего 25 лет, художница успела создать собственный стиль, привнеся в него достижения и приемы мастеров эпохи Возрождения, великих голландцев и художников-реалистов. «Русская парижанка», Башкирцева много путешествовала по Европе, знакомясь в музеях с шедеврами мировой культуры. Живописная стилистика Башкирцевой сформировалась во многом благодаря ее учителю по Академии Жулиана, художнику Тони Робера-Флёри, который придерживался реалистического направления в своем творчестве и прививал его ученикам. Однако решающую роль в ее творческом самовыражении сыграл Жюль Бастьен-Лепаж — французский художник, наследник пленэрных традиций барбизонцев.

Самые известные картины Марии Башкирцевой: «Совещание», «Зонт», «Жан и Жак», серия «Три улыбки», «В студии».

Детство в Полтавской губернииМария Башкирцева родилась в селе Гавронцы, неподалеку от Полтавы, в семье Марии и Константина Башкирцевых. Через три года пара разругалась и мать Марии увезла детей в имение отца — село Черняковка Полтавской губернии, запретив мужу видеться с дочерью и сыном.

Маленькую Марию (домашние звали ее Муся) в семье обожали, потакая ей во всем. Две гувернантки — русская и француженка — учили девочку иностранным языкам, игре на рояле, рисованию. Как писала в своем дневнике Башкирцева, с трехлетнего возраста все ее мысли и стремления были направлены к какому-то величию, стремлению к свершениям. «Мои куклы были всегда королями и королевами, все, о чем я сама думала, и все, что говорилось вокруг моей матери, — все это, казалось, имело какое-то отношение к этому величию, которое должно было неизбежно прийти». Художница вспоминала рассказ матери о визите к еврею-гадальщику и предсказании, которое он ей сделал: «у тебя двое детей, сын будет как все люди, но дочь твоя будет звездою…»

Когда Мусе исполнилось 12 лет, ее родители приняли решение разъехаться окончательно. Брат Башкирцевой — Павел — остался с отцом, в России, а Муся с матерью и сестрой матери, Надин, уехала в Европу. Своего отца Башкирцева увидела только через 10 лет.

Юность. Первые записи в «Дневнике»Весной 1870 года Башкирцевы едут в Вену, после отправляются в Баден-Баден и далее — в Ниццу. Мария занимается музыкой, рисованием, много читает, учит языки. Она сама составляет себе программу обучения — 9 часов ежедневно! — и сама выбирает преподавателей, тем более, что семья обеспечена и может позволить себе расходы. Три года лицейского обучения Башкирцева освоила всего за пять месяцев. В Ницце Муся заводит дневник: пишет она по-французски. Мария Башкирцева за свою жизнь исписала более ста тетрадей. Там отражалось все — детская влюбленность в герцога Гамильтона и желание триумфов, описание задач, которые юная девушка ставила себе на пути к известности и славе, и пути их решения. Например, размышляя о том, как завоевать сердце своего кумира, она решает стать певицей, и певицей непременно великой. Эти записи впоследствии были переведены на несколько языков и напечатаны. Первое издание дневника, с большими сокращениями и купюрами, сделанными матерью художницы, вышло 1887 году.

Париж. Первые признаки болезни В 1873 году Башкирцевы приезжают в Париж. Мария в восторге — вот это размах, вот это жизнь! Два последующих года семья путешествует по Европе. Они приезжают в Спа — маленький бельгийский городок, где окунаются в гущу светской жизни. Здесь у Марии проявляются первые признаки чахотки — заболевания, которое в конце 19 века уносило множество жизней. Не обращая внимания на обмороки, Мария продолжает наслаждаться многочисленными встречами, приемами и балами. Семья едет в Лондон, после возвращается в Париж, где покупается вилла. Отделка интерьеров ведется по рисункам Башкирцевой.

Мария много внимания уделяет пению, и успехи ее велики. Она за пять месяцев осваивает латынь, она читает работы Плутарха в оригинале. И не прекращает писать дневник. «Это, может быть, глупо так хвастаться, но люди, которые пишут, всегда описывают свою героиню, а я сама своя героиня». Болезнь все чаще дает о себе знать: из-за ларингита у Марии пропадает голос.

Италия и первые уроки живописи Первая поездка Башкирцевой в Италию удается на славу: семейство прибывает во Флоренцию к первому дню торжеств в честь 400-летия Микеланджело. «Я обожаю живопись, скульптуру, искусство, где бы оно ни проявлялось. Я могла бы проводить целые дни в этих галереях…» — пишет Мария. Она в восторге от «Магдалины» Тициана, ее очаровывают картины Рубенса, Ван Дейка и Веронезе.

В 1876 году Башкирцевы приезжают в Рим. Здесь Башкирцева берет уроки живописи. На одном из первых уроков она за полтора часа пишет натурный портрет, хотя прежде у нее уходило два-три урока при копировании. «…здесь все было сделано в один раз — и с натуры — контур, краски, фон. Я довольна собой, и если говорю это, значит, уж заслужила. Я строга, и мне трудно удовлетвориться чем-нибудь, особенно самой собою».

В Риме Мария влюбляется в племянника кардинала Антонелли — юного красавца Пьетро, в саму Марию влюбляется граф Виченцо Брускетти. Сердечные переживания Мария подробно описывает в дневнике, а замуж так и не выходит.

Поездка в Россию. Париж и Академия ЖюлианаМария едет повидаться с отцом, в его полтавское имение. Желая воссоединить родителей, Муся уговаривает отца поехать с ней в Париж. Примирения не происходит; дочь тяжело переживает очередные ссоры родителей.

Башкирцева принимает решение серьезно учиться живописи. В сентябре 1877 года она пишет: «Это решение не мимолетное, как многие другие, но окончательное… год в мастерской Жюлиана будет для меня хорошим основанием». В то время женщин в Академию художеств не принимали, а в частной Академии Жюлиана будущих художниц с радостью обучали рисунку и живописи — естественно, за плату.

Карьера художницы и награды в Академии Жюлиана«Жюлиан доволен моим началом» — пишет Мария в октябре 1877 года. Среди женщин-художниц, обучающихся вместе с Башкирцевой — Амелия Бори-Сорель, Луиза-Катрин Бреслау, Анна Нордгрен, Софи Шеппи, Женни Зильхард, для которых живопись — не просто развлечение, а смысл жизни. Среди преподавателей — сам Родольф Жюлиан, Тони Робер-Флёри, Гюстав Буланже, Жюль Лефевр; все они — звезды первой величины, все ежегодно выставляются в Салоне, среди них есть члены Академии художеств. Мария проводит в мастерской по 8 часов в день и завтракает в соседней закусочной. При том светская жизнь все так же активна, а здоровье ухудшается: Мария осознает, что у нее не фарингит или катар, а чахотка.

В живописи Башкирцева осваивает новые техники, перескакивая через некоторые обязательные этапы обучения; переходит к краскам, пишет натюрморты. Через два месяца ей уже позволяют писать с натуры, за полгода она догоняет лучшую ученицу — Луизу-Катрин Бреслау. Художники Академии дают высокую оценку работам Башкирцевой, говорят, что у нее «мужская рука», что вызывает у женской части Академии и зависть, и злобу.

В январе 1879 года трое художников Академии — Лефевр, Буланже и Робер-Флери — присуждают Башкирцевой медаль конкурса, проводимого в мастерской. Что это означает для Марии — понятно из ее строк: «Если живопись не принесет мне довольно скоро славы, я убью себя, и все тут. Это решено уже несколько месяцев…»

Долгожданный Салон и движение суфражистокВ 1880 году работа Башкирцевой «Молодая женщина читает „Вопрос о разводе“ Александра Дюма» успешно демонстрируется в парижском Салоне: невероятное достижение для женщины-художника! О Салоне пишут все газеты и одно упоминание работы дебютанта может сделать ему карьеру. Медаль Салона означает абсолютный успех в иерархичной системе обучения и признания художников во Франции, а картины, не прошедшие Салон, практически не покупаются.

Между тем Башкирцева теряет слух, ее мучают сильные боли. Лечение на курорте не приносит большого облегчения. Мария пытается использовать отведенные ей годы с максимальной пользой. Примкнув к движению суфражисток, она под именем Полины Орелль публикует статью в журнале «Гражданка», в которой размышляет о женщинах-художницах, не имеющих возможности обучаться и выставлять свои работы наравне с мужчинами, и двойных стандартах морали современного общества

«Художественная дуэль» с Амели Бори-СорельЖюлиан предлагает Башкирцевой и Амели Бори-Сорель сюжет для картины к следующему Салону — написать часть его мастерской. Лучшую из двух картин Жюлиан обязуется представить в Салоне. Художницы подписывают соглашение с Жюлианом. Башкирцева затевает перестройку в помещении мастерской, где занимаются художницы — за ее счет сносят перегородку, мешающую композиции. На ночь, чтобы соперница не видела ее работы, художница закрывает окутанный полотном холст цепями и запирает их на замок. Картина была закончена к Салону, и, хотя Жюлиану и Робер-Флери она не понравилась, Башкирцева не дала внести в картину ни одной правки и отправила картину в Салон, пописав ее «мадемуазель Андрей». Жюри приняло картину и выделило ей весьма достойное место при развеске. Медали Башкирцева не получила, но своего добилась. Амели Бори-Сорель взяла реванш иначе: через некоторое время она возглавила женскую мастерскую Академии, а в 1895 году вышла замуж за Родольфа Жулиана.

Путешествие в Испанию Марию преследуют мысли о смерти, ее мучает глухота и изводят неловкие ситуации, в которые она попадает, не слыша окружающих. Несмотря на это, художница посещает Испанию, где Башкирцевых представили королевской семье. Музей Прадо вызывает у Марии восторг: она любуется работами Тициана и Босха, Эль Греко и Гойи, она без ума от Веласкеса и делает копии его картин. В дневнике художница пишет о важной роли исполнения (технического мастерства) в том впечатлении, которое производят работы великого живописца.

«Восхитительный Бастьен-Лепаж» и признание на родине художницыМария снова в Париже, там ей становится хуже. «Ехать на юг — это значит сдаться. Преследования моей семьи заставляют меня почитать за честь оставаться на ногах, несмотря ни на что. Уехать — это значит доставить торжество всей мелюзге мастерской». Башкирцева продолжает работать. А в 1882 году судьба сводит ее со знаменитым художником Жюлем Бастьен-Лепажем. Он бывает в мастерской Марии, одобрительно отзывается о ее работах. Вдохновленная похвалой, Башкирцева задумывает картину на евангельскую тему — Мария и Мария Магдалина сидят у пещеры, где Иосиф Аримафейский похоронил Христа. «Тут есть величие и простота, что-то страшное, трогательное и человеческое… Какое-то ужасное спокойствие, эти две несчастные женщины, обессиленные горем…»

В 1883 году Мария представляет на Салон три работы — «Жан и Жак», портрет Ирмы и пастель «Портрет Дины». Жюри принимает их все. Башкирцева получает в Салоне «Почетный отзыв»; русская газета «Новое время» печатает статью «Русские художники в Париже. М. К. Башкирцева». Художница рада и горда — теперь о ней узнают и на родине. К ней приходит слава. Русский иллюстрированный журнал «Всемирная иллюстрация» на своей обложке печатает ее картину «Жан и Жак», работами Башкирцевой интересуются члены императорского дома… Но ей этого мало.

Последний год жизни Марии БашкирцевойДля очередного Салона Мария пишет картину «Сходка». Ее принимают, но Башкирцева недовольна — картина в развеске получает № 3. «Провести шесть лет, работая ежедневно по десяти часов, чтобы достигнуть чего? Начала таланта и смертельной болезни».

В это же время Башкирцева вступает в переписку с Ги де Мопассаном: она просит оценить ее способность к писательству, подписываясь вымышленным именем. Мопассан деликатно отвергает попытки письменного диалога, но Башкирцева пишет второе письмо, и Мопассан отвечает ей, потому что ему «нестерпимо скучно», а письмо его все-таки задевает. В ответ он рассказывает ей о своей жизни и расспрашивает о предпочтениях незнакомки. Схватка острых умов, фехтование именами и цитатами, остротами и саркастическими выпадами — в их переписке было все. Мопассан негодовал: после одного из его особо резких ответов Мария прекращает переписку.

Здоровье ее дорогого друга, Жюля Бастьен-Лепажа, резко ухудшается: у него рак желудка. Да и сама Мария очень больна. Художники много времени проводят вместе, выезжают на прогулки. Потом прекращаются и они: чахотка прогрессирует. Художница не может ни ходить, ни работать.

Марии Башкирцевой не стало утром 31 октября 1884 года. Бастьен-Лепаж смотрел на похоронную процессию из окна мастерской; художник умер через пять недель. На могиле Башкирцевой была сооружена часовня: в ней родные поместили незаконченную картину «Святые жены», там же стоял мольберт Марии, лежала ее палитра. Ги де Мопассан, узнав о кончине Башкирцевой, воскликнул: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»

Через год после смерти Марии Башкирцевой в Париже прошла большая персональная выставка художницы. Большинство ее работ впоследствии были перевезены матерью в родовое имение Гайворонцы; многие картины погибли в огне в 1917 году, а часть тех, что уцелели, не пережили бомбежек Второй мировой.

«Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным».

Из «Дневника» Марии Башкирцевой. Май 1884 года.

artchive.ru

Художница Мария Башкирцева

Тема публикуется по просьбе участницы нашей группы, Линды.

 

В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Башкирцева относится к художникам, судьба которых привлекает едва ли не больше, чем их творчество. Её с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано.

В Люксембургском музее в Париже существует давнее правило, согласно которому этот музей хранит произведения художников в течение десяти лет после их смерти, а затем лучшие передает в Лувр. Так случилось с картинами Марии Башкирцевой (1860–1884) «Митинг», «Портрет натурщицы», «Жан и Жак», которые были приобретены на посмертной выставке художницы, а затем поступили в Лувр. Следует отметить, что это был первый случай, когда картины русского художника попали в Лувр.

Тогда же, в 1885 году, известный писатель и драматург Франсуа Коппе опубликовал очерк «О Марии Башкирцевой».

«Я видел ее только раз, видел только в течение одного часа — и никогда не забуду ее, — признавался писатель. — Двадцатитрехлетняя, она казалась несравненно моложе. Почти маленького роста, пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, будто сжигаемыми мыслью глазами, горевшими желанием все видеть и все знать, с дрожащими, как у дикого скакуна, ноздрями — Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление: сочетание твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум. Под женским обаянием чувствовалась железная мощь, чисто мужская».

М. Башкирцева. Фотография 1876 г.

М. Башкирцева. Фотография 1876 г.

Ф. Коппе описывает свои впечатления от посещения мастерской молодой художницы, где в темном углу он «неясно видел многочисленные тома книг, беспорядочно расположенные на полках, разбросанные на рабочем столе. Я подошел и стал рассматривать заглавия. Это были лучшие произведения человеческого гения. Они все были собраны тут на их родном языке — французские, итальянские, английские, а также латинские и даже греческие, и это вовсе не были «библиотечные книги», книги для мебели, но настоящие, употребляемые книги, читаные и перечитаные. На конторке лежал Платон, раскрытый на одной из самых чудных страниц».

Русская поэтесса и переводчик, обладательница престижной «Пушкинской премии», Ольга Чюмина в 1889 г. посвятила памяти Башкирцевой сонет, в котором описаны картины, виденные поэтессой в мастерской художницы в Париже:

От мелких драм из жизни бедняков,записанных и схваченных с натуры,где все живет: и лица, и фигуры,и говорит красноречивей слов,до чудных сцен евангельских преданийиль эпопеи Рима роковой и Греции:весь цикл ее созданий —всё истиной проникнуто одной.«Святые жены», «Цезарь», «Навзикая»…Повсюду мысль, везде душа живая.

О художнице написано несколько романов. Свой первый сборник стихов «Вечерний альбом» Марина Цветаева посвятила «Светлой памяти Марии Башкирцевой».

 

М. Башкирцева оставила более 150 картин, 200 рисунков, несколько скульптур. Большинство картин после двух выставок, устроенных в Париже французским обществом женщин-художниц, было приобретено для музеев Франции и Америки. В музее Ниццы имеется отдельный зал Башкирцевой. Ее картины хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, днепропетровском, саратовском, харьковском музеях.

Мария Константиновна Башкирцева родилась в селе Гайворонцы, близ Полтавы, в богатой, родовитой дворянской семье. Спустя два года после свадьбы мать Башкирцевой разошлась с мужем и переехала с двумя детьми в имение своих родителей. В 1870 г. Башкирцевы — мать, тетка, дедушка, брат, кузина — в сопровождении домашнего врача отправились за границу и поселились в Ницце. В 1877 г. вся семья по настоянию Марии переселяется в Париж. В этом же году Мария поступает в известную студию Ф. Жюлиана. После одиннадцатимесячной работы в мастерской жюри Академии, состоящее из знаменитых художников (Робер-Флёри, Бугеро, Буланже, Лефевр), присуждает ей золотую медаль.

Осень. 1884. Люксембургский музей

Осень. 1884. Люксембургский музей

 

Она работала беспрерывно, без отдыха, развивая свои необыкновенные способности, всесторонние дарования. Играла на рояле, арфе, гитаре. Обладая выдающимся, редким голосом и ярко выраженным драматическим талантом, занималась пением. Владея в совершенстве французским языком, она овладела также английским, немецким, итальянским, древнегреческим и латинским. В Ницце двенадцатилетняя Мария начала писать дневник. Впервые изданный на французском в 1887 году, а затем переведенный почти на все европейские языки, в том числе и русский, «Дневник» сделал ее имя знаменитым. С 1990-х годов он трижды издавался в России.

«Это очень интересный человеческий документ», — записывает двенадцатилетняя девочка, приступая к беседе с самой собой. Но в то же время она начинает думать о будущем читателе. Это к нему обращены следующие слова: «Если бы эта книга не представляла точной, абсолютно строгой правды, она не имела бы никакого смысла. А жизнь человека, вся жизнь как она есть, без всякой замаскировки и прикрас, — всегда великая и интересная вещь».

Первое чувство, которое возникает при чтении «Дневника», — удивление перед необычайной зрелостью мысли автора. Постоянно, на каждом шагу Башкирцева испытывает, проверяет свой талант во всем. Лучше всего иллюстрирует ее блестящие способности переписка с Мопассаном 1884 года.

«Я проснулась в одно прекрасное утро, — записывает Мария в «Дневнике», — с желанием побудить настоящего знатока оценить по достоинству все то красивое и умное, что я могу сказать. Я искала и остановила свой выбор на нем».

Мопассану было адресовано шесть писем, подписанных различными вымышленными именами. Каждое из писем написано в столь отличном от других стиле, что даже такой мастер, как Мопассан, поддался этой литературной мистификации. Так, в одном из писем он высказывает подозрение, что ему пишет не юная женщина, какой она отрекомендовалась, но старый университетский преподаватель, в другом предполагает, что его корреспондент — дама легкого поведения. Он так и не узнал, с кем переписывался в действительности.

Приведем отрывок из писем Марии Башкирцевой к Мопассану.

«Почему я вам писала? В одно прекрасное утро просыпаешься и открываешь, что ты редкое существо, окруженное глупцами. Горько становится на душе при мысли, что рассыпаешь столько жемчуга перед свиньями. Что если б я написала человеку знаменитому, человеку достойному, чтобы понять меня? Это было бы прелестно, романтично и — кто знает? — быть может, после нескольких писем он стал бы твоим другом, да вдобавок еще покоренным при очень оригинальных условиях. И вот спрашиваешь себя: кому же писать? И выбор падает на вас».

Митинг. 1884. музей Орсэ, Париж

Митинг. 1884. Музей Орсэ, Париж

 

Как видим, записи по этому поводу в «Дневнике» и письме сильно разнятся. Где же настоящая Башкирцева? Конечно, в «Дневнике», который предназначен для читателей: родных, друзей. А письмо — это «литература», хотя блистательная.

Литературные достоинства «Дневника» неоспоримы. И все-таки каждая его строчка свидетельствует, что автор прежде всего — художник. Тонкие, проникновенные зарисовки природы, ее настроений, великолепные, будто вылепленные рукой скульптора, портреты людей. Даже к своему внешнему облику она относится как к художественному произведению: «Мой наряд и прическа сильно изменили меня. Я походила на картину». Во всем, что пишет Башкирцева, сказываются неутоленность ищущей души, живое, пылкое воображение: «Что нам, в конце концов, нужно? Раз нет возможности все переживать в действительности, остается живо и глубоко чувствовать, живя в мечтах». И вот с поступлением в студию Жюлиана Марией овладевает единственная страсть — страсть к живописи. «Я хочу от всего отказаться ради живописи, — записывает она в «Дневнике». — Надо твердо помнить это, и в этом будет вся жизнь».

Постепенно в ней рождается чувство кровной связи с мировой художественной культурой: «А я в своей дерзости считаю себя в родстве со всеми героями, со всеми шедеврами мира! Можно было бы написать интересную диссертацию на тему о той таинственной связи, которая соединяет героев в образцовых произведениях со всеми мыслящими людьми!»

bash_5

Портрет молодой женщины. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

В искусстве ей «нравится все то, что всего правдивее, что ближе к природе. Да и не состоит ли в этом подражании природе сама цель живописи?» Ее любимыми художниками становятся старые испанские мастера: «Ничего нельзя сравнить с Веласкесом. А Рибера? Можно ли видеть более правдивое, более божественное и истинно правдивое? Нужно соединение духа и тела. Нужно, подобно Веласкесу, творить как поэт и думать как умный человек».

У нее было чуткое сердце, отзывавшееся и на красоту, и на страдание. Башкирцева занималась филантропической деятельностью, и сочувствие бедным людям проявлялось в выборе главных героев ее картин. Это дети окраин Парижа, школьники, бедняки с улицы, судьбу которых она так правдиво и убедительно смогла передать средствами живописи.

Особенно ярко это проявилось в одной из лучших картин художницы — «Митинг». Многие мастера никак не хотели признать, что работа выполнена молодой, почти начинающей художницей. Это вызвало следующую запись в «Дневнике»: «Шесть лет, лучших шесть лет моей жизни я работаю как каторжник; не вижу никого, ничем не пользуюсь в жизни. Через шесть лет я создаю хорошую вещь, и еще смеют говорить, что мне помогли! Награда за такие труды обращается в ужасную клевету!»

Глядя на картину «Митинг», вспоминаешь слова художницы: «Я рождена скульптором, я люблю форму до обожания. Никогда краски не могут обладать таким могуществом, как форма, хотя я и от красок без ума. Но форма! Прекрасное движение, прекрасная поза! Вы поворачиваете — силуэт меняется, сохраняя все свое значение!»

Дождевой зонтик. 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Дождевой зонтик. 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Группа школьников надежно «сколочена», подобно старому, но еще крепкому забору, на фоне которого происходит действие. Только лицо одного мальчика дано анфас, остальные не видны или видны не полностью. Зато силуэты, позы, ноги, даже обувь каждого персонажа исполнены выразительности, предельно индивидуальны. Все детали прекрасно прорисованы, особенно руки детей.

В картине «Митинг» как бы реализован афоризм Марии Башкирцевой: «В одном холсте может заключаться триста страниц». Настолько все здесь проникнуто зрелым мастерством, ярким талантом, правдой жизни.

Марии казалось, что она только накануне настоящего труда. «Если бы даже Флери и другие сказали «отлично», — восклицает она на одной из страниц «Дневника» в 1883 году, — то и тогда я не чувствовала бы себя счастливой, так как это не максимум того, что в моих силах. Я сама не очень довольна собой, я хотела бы лучшего, большего! И не думайте, что это мучительное недовольство гения, это… ну, я не знаю, что это такое!»

Знакомство с Жюлем Бастьен-Лепажем, его творчеством, проникнутым идеей «поэтического реализма», сделало искусство Башкирцевой еще более утонченным и глубоким. Ее многочисленные портреты поражают своей зрелостью, сознательной и почти с трудом сдерживаемой скупостью цвета, правдивостью жеста, умением раскрыть суть личности изображенного. Таков замечательный портрет «Молодая женщина с букетом сирени» (1881).

Прекрасное, четко вылепленное напряженное, страстное лицо женщины, тонкая кисть ее руки с длинными пальцами и нежный букет сирени — все придает утонченность, создает романтический образ женщины прошлых лет.

Картина «Осень» (1884) — один из лучших пейзажей XIX века, где простой осенний мотив вырастает до глубокого символа. Глядя на эту картину, понимаешь, каким большим мастером была юная Мария Башкирцева и каких высот она достигла бы, если бы ей довелось прожить дольше.

Мария Башкирцева умерла от чахотки в возрасте 24 лет.

Молодая женщина с букетом сирени. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Молодая женщина с букетом сирени. 1881.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

В сентябре 1884 года, за месяц до кончины, она записывает в «Дневнике»: «У меня явилась идея новой картины… У меня сильное тяготение к сюжету в новом вкусе, с многочисленными обнаженными фигурами; полотно не должно быть слишком велико. Да, непременно я так и сделаю. Именно ярмарочные борцы, а кругом народ… Это будет очень трудно, но раз это меня захватывает, то больше ничего и не требуется: опьянение, вот и всё!»

И таким борцом за жизнь, за человека, за настоящее искусство до конца осталась замечательная, необыкновенная Мария Константиновна Башкирцева.

Лев Дьяков

Источник

 

MBFlower

Ницца, музейBeaux-Arts

MBMaster

Студия Жулиана (1881)Днепропетровск

MBAuto

Автопортрет

 

После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой… Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году…

————————————————

Скачать дневник Марии Башкирцевой в виде файла в формате Word.А здесь дневник разбит по годам. Это Авторский проект Николая Доли «Без риска быть…»

subscribe.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта