Бородинская панорама. Императоры. Фельдмаршал. Генералы. Кутузова картина
Бородинская панорама. Императоры. Фельдмаршал. Генералы
Несомненно, главный экспонат музея — панорама битвы, написанная Рубо, о его жизненном пути и об истории создания картины мы уже поведали. С самой панорамой подробно можно познакомится в репортаже «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой». Полотно выгодно оттеняют исторические артефакты и живописные полотна, повествующие о событиях, предшествовавших Бородинской битве и о её последствиях.
Посетителей встречают персонажи допожарной Москвы — купец, уличный торговец, солдат, московская модница и барин- щёголь. За ними — вид на Дворцовую улицу Московского кремля, проходящую по гребню Боровицкого холма и открывающееся вдали Замоскворечье.
Бородинская панорама. Экспозиция вестибюля
О следующем экспонате подробно рассказывалось в статье «Бородинская панорама. История создания». Напомним, что картина, написанная Ф.А.Рубо, называется «Живой мост» и к событиям 1812 года отношения не имеет, это иллюстрация эпизода Персидского похода.
Представленное под картиной орудие — подлинное. Оно было отлито в 30-е годы XIX века и подарено императору Николаю I персидским шахом.
Бородинская панорама. Александр I
Первый портрет участника событий 1812 года — изображение императора Александра I. Государь был необыкновенно красивым человеком, с правильными чертами лица, высокий и статный, об его облике говорили и сплетничали по всей Европе. Александр I был любимым внуком Екатерины II , она мечтала видеть на российском престоле именно его, а не сына, Павла Петровича. Так и случилось, но государыня до этого уже не дожила.
Именно на долю Александра выпало противостоять Наполеону. Сначала — в составе антинаполеоновской коалиции, которая потерпела поражение в Аустерлицком сражении 1805 года. Эпизод этого боя — картина » Бой за знамя» В.В. Мазуровского была написана в 1912 году.
Первоначально Англия входила в зону притязаний Наполеона. В Трафальгарской битве был убит командующим английским флотом адмирал Нельсон (на картине). Но Буонапарте тоже не поздоровилось, объединённая франко-испанская эскадра была уничтожена. Потеря флота окончательно разрушила планы корсиканца вести дальнейшую борьбу с Туманным Альбионом и он полностью переключился на континент.
После Аустерлицкого сражения третья антинаполеоновская коалиция распалась. Но вскоре союзники создали новую, четвёртую коалицию. Место разбитой Австрии заняла Пруссия. Однако войскам Наполеона понадобилось лишь три недели, чтобы разбить считавшегося доселе непобедимым прусского короля. Об этих событиях напоминает картина неизвестного художника второй трети XIX века, где Наполеон рассматривает карту Пруссии.
Кампания 1807 года для нашей армии сложилась неудачно. Русские войска вынуждены были отступить за реку Неман и остановиться лагерем напротив города Тильзит (ныне Советск Калининградской обл.). Именно там произошла встреча 2-х императоров: Александра I и Наполеона. Специально для этой встречи построили плот, на который и взошли оба государя. Их встреча состоялась посреди Немана — на границе прусских земель, подвластных Наполеону и Литвы, входившей в пределы Российской Империи.
С точки зрения Александра, Тильзитский мир был вынужденной уступкой победителю. Наполеон же рассматривал этот договор как гарантию признания своих завоеваний в Европе, очень дорожил его результатами и стремился упрочить их с помощью династического брака.
Столешница «Наполеон — семья и приближённые». Бородинская панорама
Тем более,что императрица Жозефина так и не смогла подарить Наполеону наследника. О личных отношениях Наполеона, перемежающихся с общественными 🙂 свидетельствует интереснейший артефакт музейной коллекции — столешница, где Наполеон (в центре) представлен в окружении своей семьи и приближенных.
Императрицу Жозефину мы видим в желтом платье с короной в нижнем правом секторе стола. Наполеон разводится с ней и дважды сватается к сёстрам Александра I — Екатерине Павловне и Анне Павловне. И оба раза получает отказ. Тогда его выбор останавливается на дочери австрийского императора Марии Луизе ( на столешнице в верхнем левом секторе, в голубом платье, с прической, украшенной розами).
В верхнем правом секторе – маршал Ней, которого сам Наполеон называл храбрейшим из храбрых, там же помещён портрет Иоахима Мюрата, и матери Наполеона- Лютиции Буонопарте, она в верхнем правом секторе, ближе к середине.
Ещё один экспонат, относящийся к личной жизни французского императора — это фарфоровый свадебный кортеж Наполеона и Марии Луизы выполненный в начале ХХ века в Германии .
Насколько серьёзно Наполеон готовился к походу против России, свидетельствует представленная в музее карта. Медные гравировальные пластины с изображением листов карты были куплены французским послом Лористоном в Санкт Петербурге, переправлены во Францию и там была напечатана карта Российской империи, но названия русских городов и сёл были нанесены во французской транскрипции.
Барклай де Толли. Бородинская панорама
В начале войны русские войска оказались растянутыми вдоль границы и разделенными на 3 армии: Первую, которой командовал Михаил Барклай де Толли (справа)
, вторую, командующим которой был Петр Багратион (ему посвящён отдельный рассказ здесь), и третью — под командование генерала Тормасова. Третья армия, находившаяся на юго-западе Империи, в боях практически не участвовала.
В экспозиции представлены картина, иллюстрирующая бой 2-ой армии Багратиона «Дело казаков Платова под Миром 9 июля 1812 года» В.В.Мазуровского.
В начале войны Наполеон отрезал первую западную русскую армию от второй и собирался их разбить поодиночке. Задачей обеих русских армий было соединиться с минимальными потерями. В этом аръергардном бою казаки Платова прикрывали отступление основных сил 2-й армии. Часть казаков находилась в засаде. Авангард, состоявший из польских кавалеристов, не заметил засаду, а казаки «нечаянно» (т.е. неожиданно) ударили им во фланг. Под местечком Мир впервые в ходе кампании 1812 года была применена военная хитрость.
Картина «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой» художника Н.С.Самокиш, 1912г рассказывает о подвиге генерала Раевского. В одном из столкновений русской и французской армий французы стали теснить русских. Видя, что солдаты отступают,генерал Раевский вывел в бой своих сыновей. Старшему было 16, он уже был офицером, а младшему- 11, он был приписан к одной из частей. Увидя, что дети бесстрашно следуют за своим отцом, русские солдаты остановились и стали наступать. Оба сына Раевского остались живы.
Здесь же можно обратить внимание на знаки различия солдат и офицеров. На плечах у солдат – простые погоны. На плечах офицеров – эполеты. Младшие офицеры носили простые эполеты,у старших офицеров они были украшены золотой бахромой. Цвет мундиров русской армии был тёмно-зелёным.
Сражение за Смоленск. Бородинская панорама
Следующая картина рассказывает об осаде Смоленска. «Сражение за Смоленск». А.Ю.Аверьянов, 1995г.
Под Смоленском произошло соединение двух русских армий, что противоречило планам Наполеона. Это была первая неудача в кампании для французской армии, предотвратить соединение Наполеон не смог. Объединенные силы русских доблестно обороняли Смоленск, временами обращая французов в бегство. Тогда Наполеон приказал подвергнуть город бомбардировке (т.е. артобстрелу). На заднем плане картины изображены стены Смоленска, по которым бьют французские пушки.
Великая армия безуспешно пыталась взять Смоленск в течение 3 дней, затем, по приказу Барклая де Толли, русская армия организованно отступила. Император был чрезвычайно недоволен сдачей Смоленска. В высшем свете пошли слухи о предательстве Барклая-де-Толли. Тогда, против собственной воли, Александр I назначает нового главнокомандующего – фельдмаршала М.И.Кутузова. Император недолюбливал Кутузова со времен Аустерлицкого сражения, однако «был вынужден остановить свой выбор на том, на кого указывал общий глас».
Портреты М.И.Кутузова. Бородинская панорама
В музее представлен портрет Михаила Илларионовича Кутузова работы художника Волкова. В ту пору, когда его назначили командующим армией, фельдмаршалу было уже 67 лет.
Интересно, что здесь главнокомандующий изображён без повязки. В одном из боёв с турками он получил ранение в голову и один глаз у него не видел. Кутузов всегда носил повязку, чтобы свет не раздражал его больной глаз.
Наполеон высоко ценил своего противника и называл «хитрым лисом».
Это одно из последних прижизненных изображений великого полководца.
В экспозиции есть витрина, целиком посвященная фельдмаршалу Кутузову. О жизни полководца известно достаточно много. После смерти полководца вышло несколько книг — пять вариантов его жизнеописания. В музее представлено три из них.
Его военная карьера началась под командованием генерал- фельдмаршала Румянцева-Задунайского, портрет которого также представлен в витрине. Молодой офицер продолжил службу при Матушке Екатерине, в том числе под началом А.В.Суворова.
Очень интересен портрет молодого Кутузова. Ему здесь примерно около 30 лет, на его груди изображён орден святого Георгия 4-го степени. Это был его первый «Георгий». Он получил награду за бой под деревней Шумы близ Алушты. В этом же сражении он был первый раз тяжело ранен. Во второй раз орден Георгия Победоносца Михаил Илларионович получил при штурме Измаила под командованием А.В.Суворова.
Ещё одна любопытная гравюра. По легенде, когда Кутузов осматривал позиции на Бородинском поле, над его головой парил орёл. Это было расценено как доброе предзнаменование. Художник запечатлел фельдмаршала согласно легенде — верхом на коне с парящим орлом над головою.
Здесь же представлены личные вещи Кутузова. Он находились в доме Кутузова в Санкт-Петербурге на Гагаринской набережной. Это его бюро, табакерка и готовальня.
В этой витрине представлен абсолютно экстраординарный экспонат. Это портрет Кутузова, вышитый человеческим волосом.
В начале XIX века это была достаточно известная техника. Многие дамы имели длинные, красивые волосы и весьма любили использовать их в рукоделии. Этот необычный портрет вышивала статская советница, урождённая Шубина, к сожалению, её фамилия в замужестве не известна. Есть предположение, что она была дочерью скульптора Шубина.
И ещё один портрет – это портрет Кутузова, выполненный из розового воска. Этот портрет выполнен известным скульптором-медальером графом Толстым по заказу родственника и друга Михаила Илларионовича Лонгина Илларионовича Кутузова. Этот портрет был заказан вскоре после смерти полководца.
Малая портретная галерея. Бородинская панорама
«Начальники народных наших сил». В музее представлены портреты русских военачальников 1812 г.
Это так называемая «Малая портретная галерея», «Большая галерея или Галерея 1812 года» находится в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Большую галерею создал английский художник Дж.Доу. Ему было поручено написать портреты офицеров, которые отличились сражении на Бородинском поле. (Дениса Давыдова здесь нет,так как он в сражении не участвовал, а «шалил» в тылу врага).
Заслуживают внимание портреты тех офицеров, о которых пойдёт речь на главной экспозиции.
— Николай Николаевич Раевский (нижний ряд, третий слева)
— Дмитрий Сергеевич Дохтуров (верхний ряд второй справа)
— Пётр Петрович Коновницын (средний ряд, третий слева)
Все портреты были написаны в 20 веке, это копии портретов Большой портретной галереи. Единственный подлинный портрет, написанный самим Дж. Доу — портрет генерала Матвея Евграфовича Храповицкого — это «авторское повторение», сделанное художником.
Оплот Отечества. Офицерство. Бородинская панорама
«Оплот Отечества». Витрина, посвящённая русским офицерам.
Примерно на 90% офицерский состав состоял из небогатого дворянства. У них либо совсем не было крепостных, либо было совсем немного. В витрине представлены вещи, типичные для участников военной кампании 1812 года.
Офицеры были людьми хоть и небогатыми, но прекрасно знакомыми с понятием «честь». Честь защищали на дуэлях. У каждого офицера был для этого набор дуэльных пистолетов, таких, как в экспозиции.
Всю свою жизнь офицеры, как правило, проводили в походах, поэтому имели при себе вещи, удобные для кочевой жизни. Например, походный погребец или походная аптечка.
Около 60 % офицеров читать, писать умели, а другим наукам обучены не были. Но 40 % были людьми высокообразованными, знали иностранные языки, как правило, французский, часто английский или немецкий. Многие офицеры, воевавшие на Кавказе, в Турции, в Персии, знали восточные языки. К таким высокообразованным офицерам относились генералы Пётр Петрович Коновницын и Дмитрий Сергеевич Дохтуров. Они вполне могли читать серьёзные труды по военному искусству, как, например, «Рассуждения о великих военных действиях», написанное полковником Жамини. Это была первая попытка обобщить опыт наполеоновских войн.
Несмотря на то, что 90% русских офицеров были дворянами, путь в офицерский корпус не был закрыт и выходцам и из других сословий. В витрине представлены личные вещи офицера русской армии Павла Андриановича Никитина — его сундук с надписью П.А.Никитин, и, также табакерка, портмоне, серебряная стопа, ножницы для снятия нагара со свечей, 2 подсвечника и икона. Павел Андрианович Никитин происходил из солдатских детей. Службу свою он начал в 1806 году, ну а в 1812 году был произведён в офицеры.
Витрина «Оплот отечества» — воины армий 1812 года. Иллюстрирует амуницию русских и наполеоновских солдат. Представлено обмундирование 3-х родов войск — пехоты, кавалерии и артиллерии. Это реконструкция, но подлинные каски, кирасы и оружие тоже присутствуют.
Армия Наполеона. Бородинская панорама
Армия Наполеона была многонациональной. Примерно половина армии состояла из войск покоренных западноевропейских государств, другая была собственно французской. В витрине представлено обмундирование французских частей: пехотинец, кавалерист, артиллерист. Это снова реконструкция, но в соседней витрине — подлинное вооружение: каска и кираса французского гвардейца.
По выставленным здесь предметам мы можем судить об офицерском корпусе армии Наполеона. 15 % офицеров Великой Армии были выпускниками военных училищ, остальные — выходцы из солдат. Часто после сражений солдаты становились офицерами, а офицеры генералами. И здесь стоит ещё обратить внимание на один экспонат – это знак ордена Почетного легиона. Это одна из высших наград Франции, которая существует до сих пор.
На противоположной стене — гравюры участников наполеоновского похода, так, как оценивала войну противоположная сторона. Они рассказывают о трудном пути, который прошла Великая армия Наполеона от Немана до Бородина. Маршалы Наполеона: Ней, Мюрат, Даву и Богарне.
Ещё одна картина художника — баталиста Аверьянова «Бой за Шевардинский редут» была специально заказана для музея. Аверьянова работает по теме наполеоновских войн. Бородинское сражение началось 7 сентября в 6 часов утра и продолжалось 3 дня и пиком этого сражения был бой за Шевардинский редут.
Если говорить о подготовке к войне, то надо помнить, что Наполеон не собирался серьёзно воевать с Россией. В его планах было заключение мира на своих условиях.
Что же касается знаменитого выражения Наполеона о его стремлении захватить в Москву («Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я возьму Санкт-Петербург, я буду держать её за голову, если же я возьму Москву, я поражу Россию в самое сердце), то оно стало известно гораздо позже. Важно, что направление движение выбирала русская армия. Она отступала вглубь страны, к Москве, Наполеону приходилось следовать за противником.
Интерактивная карта. На ней представлен экран с положением войск на 6 часов утра 26 августа (7 сентября). На панели следует выбрать позицию – 10-12 часов, что бы увидеть передвижение войск. На карте видны основные населённые пункты – Семёновское, Бородино.
Следующий зал осмотра — собственно панорама Рубо. Об этом — в другой части — «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой». БОРОДИНСКАЯ ПАНОРАМА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.ВОКРУГ БОРОДИНСКОЙ ПАНОРАМЫ.БОРОДИНСКАЯ БИТВА. ИТОГИ.АУСТЕРЛИЦ. БИТВА ТРЁХ ИМПЕРАТОРОВ.
kraeved1147.ru
| / Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Изображение Кутузова в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Л.Н.Толстой в романе “Война и мир” намеренно избегал героизации образа русского полководца. Кутузов является представителем народа, обычным русским человеком, способным понять желания и стремления народа. Народ боялся за своё будущее, за свободу и независимость своей страны. И в этой войне нужен был Кутузов, ведь именно народ выбрал его на пост главнокомандующего, вопреки воле царя. Кутузов не придаёт значения собственной личности, он считает, что есть нечто, что гораздо сильнее и значительней его воли - это неизвестный ход событий. И он умел видеть этот ход, события, отрекаться от собственной воли ради общего блага, он утверждал, что “победили” даже если приходилось отступать за долго до начала Аустерлицкого сражения предсказал поражение. Л.Н. Толстой изображает Кутузова как истинно русского человека, способного понять желания и стремления народа. Он не только великий полководец, но и прекрасный психолог, умудрённый жизненным опытом человек. Кутузов не стремился к славе, героизму, он чувствует, любит и верит в русских людей, солдат, которыми ему приходится командовать. Ему от природы дано понимать их нужды. Толстой написал о том, что нет величая там, где нет простоты, добра и правды. И всё это было у Кутузова. Одним из первых в русской литературе Л. Толстой отошел от традиции изображения Наполеона как великой личности, которая своей волей изменила ход истории. Впервые мы видим Наполеона глазами князя Андрея, видящего его после Аустерлицкого сражения. Андрей восхищался Наполеоном, даже хотел, как и он, найти свой “Тулон”. Болконский лежит раненый, и перед ним предстает его прежний кумир, возбуждавший в нем честолюбивые мечты и планы: “Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком”. Нашествие Наполеона на Россию в романе Л. Толстого — это покушение на самые глубокие основы человеческой жизни. Двенадцатый год в романе «Война и мир» — это решающее опровержение такой попытки, и Наполеону прямо противопоставлен Кутузов. Кутузов переживает военные события не столько разумом, сколько сердцем. Так, видя отступление русских войск под Аустерлицем, он говорит, указывая на бегущие войска: «Рана не здесь, а вот где!» В противоположность Наполеону, Кутузов — не носитель своей воли, все в его образе обратно произволу, насилию над естественным ходом вещей. Он не приказывает, а просит солдат, что ещё раз доказывает любовь к народу. Толстой убежден, что естественный ход истории предрешен заранее, и определяется он не волей одного человека, а скрытым двигателем событий - в войне 1812 года этим двигателем автор называет «скрытую теплоту патриотизма». Известно, что автор «Войны и мира» с большим недоверием относился к военной, науке, считал, что не ею определяется успех или неуспех войны, а чем-то совсем иным. Это иное обнаруживает себя во всенародной воле, в порыве людей, а значение Кутузова в том, что, он объединяет эту общую волю. В образе Кутузова автор подчеркивает, прежде всего, его простоту, отсутствие позерства, свойственного Наполеону. Даже на лошади Кутузов сидит как-то неловко, без щеголеватости. Кутузов естественен во всех своих душевных Движениях, он не стремится к личной славе. Еще одна очень существенная черта — Кутузов скептически относится к составляемым заранее планам сражений, к диспозициям, к всей воинской науке. Он видит путь победы в ином — в чем-то неуловимом, в том, чтобы служить неизбежному ходу вещей, предопределенному заранее. «Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», — так пишет Л. Толстой о своем герое. В этом, в этой простоте и естественности Кутузова, видит автор главную его отличительную черту, главный признак подлинного величия. Таким образом, Толстой, не героизируя Кутузова, возвышает его над Наполеоном. А в глазах русского народа Кутузов был, есть, и останется героем на все времена. Добавил: sannekkk
/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Изображение Кутузова в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". | Смотрите также по произведению "Война и мир": Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭИсторический портрет М.И.Кутузова
М.И.Кутузов
Исторический портрет М.И.Кутузова
Годы жизни:1745-1813
Из биографии
- М.И.Кутузов — один из прославленных полководцев России. Получил прекрасное образование: после домашнего обучения поступил в дворянскую академию -Артиллерийскую и Инженерную шляхетскую школу, закончив которую получил специальность инженера- прапорщика.
- Начал свою деятельность с преподавания математики в академии. Однако затем стал адъютантом П.Гольштейн-Бекского, с чего и началась военного карьера будущего полководца.
- Путь Кутузова: от адъютанта, капитана, командира роты — до главнокомандующего армией. И это всё – благодаря его личной храбрости, таланту.
- Первая война, в которой проявился его военный талант, война с Турцией 1768 года. Именно здесь он начал использовать элементы совей будущей тактики.
- В сражении в Крыму в 1774 году Кутузов получает тяжелое ранение, теряет глаз.
- М.Кутузов был талантлив и на войне , и на гражданской, дипломатической службе.
- М.Кутузов был очень счастлив браке. Имел пятерых детей.
Исторический портрет М.И.Кутузова
Направления деятельности
Направления деятельности | Результаты |
Военная карьера М.Кутузова. | 1768- участие в войне с Турцией. Именно здесь он сражался под руководством А.Суворова, который стал учителем будущего полководца.Здесь Кутузов приобрёл несравненный военный опыт. 1774- сражения в Крыму, в 1776 году получил звание полковника. 1788-1790- принимал участие во многих сражениях с Турцией: осаде Очакова, штурме Бандер, в боях под Каушанами. Участвовал в войне с Польшей. |
Деятельность в звании главнокомандующего русской армии в период войны с Наполеоном. | Начал войну с французами М.Кутузов в качестве начальника московского, а затем и петербургского ополчения.Однако вскоре дворянство выдвигает его на должность главнокомандующего, идея была поддержана императором, так как Кутузова очень любил народ. 1812-назначен главнокомандующим русской армией и получил титул светлейшего князя.Именно во многом благодаря таланту и умению Кутузова были одержаны великие победы под Бородином, Малоярославцем, изгнаны французы с русской земли. Для спасения армии Кутузов пошёл на рискованный шаг: после совета в Филях отдал Москву врагу, спасая тем самым армию, а значит, Россию. |
Деятельность Кутузова на дипломатической и государственной службе. | М.Кутузов преподавал многие годы военные дисциплины.1792- был назначен послом в Турцию, где сумел решить важные проблемы с данной страной, Проявил себя как талантливый диплома. А в 1798 году был переведён дипломатом в Персию. М.Кутузов проявил себя как дальновидный и умелый политик, дипломат. |
Особенности военной стратегии и тактики М.Кутузова. | Широта и разнообразие маневров при ведении военных действий как в наступлении, так и в обороне.Своевременный переход от одного маневра к другому, который ставил в тупик врага, использование момента неожиданности и непредсказуемости. Свои знания М.Кутузов изложил в книге «Тактика победы», которая и сегодня изучается в военных учреждениях России. Одна из известных тактик Кутузова- это ведение действий отдельными, небольшими сражениями, отдалёнными по времени и пространству, но имеющие единый стратегический план. Яркий пример этому- знаменитый Тарутинский маневр. Другой образец военного искусства Кутузова — это проведение контрнаступлений, подготовленных, тщательно продуманных. М.И.Кутузов часто использовал тактику параллельного преследования. Именно так по частям была измотана и изгнана армия Наполеона. |
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- М.И.Кутузов — великий полководец России, отличавшийся глубоким умом, прекрасным знанием военного дела, горячим служением своей любимой России.
- Более 50-ти лет Кутузов отдал военной службе, приумножая славу России, поднимая военное искусство на более высокую ступень развития.
- На счету М.Кутузова множество военных операций, талантливо проведённых. Продуманных по мелочей. Именно во многом благодаря этому полководцу была одержана победа над Наполеоном.
- М.Кутузов большое внимание уделял главной силе войск- солдатам, их подготовке, условиям быта, ценил и помнил многих людей из народа. Также он продвигал по службе талантливых офицеров, выдвигал их на ответственные посты. Среди них П.Коновницын, Д.Дохтуров, Н.Раевский и др.
- М.Кутузов многое сделал и на государственной, дипломатической службе, преданно служа Отечеству, проявляя трудолюбие, дипломатичность, нестандартность в решении проблем.
- Неоценимым является опыт М.Кутузова, который он изложил в своей книге «Тактика победа»- учебнике современных офицеров России.
- Память о М.Кутузове Россия свято чтит. Его именем названы улицы городов, ему поставлены памятники и обелиски как одному из величайших и талантливейших полководцев России.
Данный материал можно использовать, готовясь по теме:
ЕГЭ, задание № 25, историческое сочинение.
Автор: Мельникова Вера Александровна
Прибытие М.И.Кутузова в Царёво-Займище.С.Герасимов. 1957
Памятник Кутузову в Москве. Скульптор: Н.Томский
Памятник М.Кутузову в Санкт-Петербурге.Скульптор: Б.ОрловскийАрхитектор: К.Тон
Портрет М. И. Кутузова. Д. Доу. 1829
Военный совет в Филях. А. Д. Кившенко, 1812 г.
Последний прижизненный портрет М. И. Кутузова, изображённого с Георгиевской лентой ордена Св. Георгия 1-й ст. Художник Р. М. Волков.
Обелиск Кутузову на Бородинском поле, архитектор П.Воронцов-Вельяминов.
М. И. Кутузов на памятнике « 1000-летие России» в Новгороде
istoricheskij-portret.ru
Kutuzov Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#101324836 - monument of Mikhail Kutuzov near Kazan Cathedral on Nevsky prospect..Редакционное
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#73514296 - Novorossiysk, Russia - 31 March, 2016: Old cruiser Mikhail Kutuzov..Редакционное
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#62303433 - MOSCOW, RUSSIA - JANUARY 06, 2016: Christmas Moscow, triumphal..Редакционное
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#73736221 - Cathedral of Our Lady of Kazan, 14 September 2016, Saint-Petersburg,..Редакционное
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#71787705 - Novorossiysk, Russian Federation, 04 July 2015: The cruiser Mikhail..Редакционное
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#84202438 - The monument to Field Marshal Prince Kutuzov of Smolensk
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#96660959 - Mikhail Kutuzov (1745-1813), field marshal, famous russian military..Редакционное
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#82367389 - Chkalovskaya staircase in Nizhny Novgorod on a summer day at..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#93183934 - January 5, 2018, Moscow, Russia, View of the Triumphal Arch on..Редакционное
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#85461272 - Kazan Cathedral in St Petersburg, Russia
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#102685942 - View of the Spaso-Borodino monastery on the famous Moscow Borodino..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#102635618 - View of the Spaso-Borodino monastery on the famous Moscow Borodino..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#82367378 - Chkalovskaya staircase and passenger motor ship on the dock in..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#80613443 - Monument of Mihail Kutuzov near Kazan Cathedral in St. Petersburg,..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#70609554 - Michail Kutuzov statue (1837) and Kazan cathedral at night,..
Похожие изображения
ru.123rf.com
«Изображение Кутузова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».»
Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» намеренно избегал героизации образа русского полководца.
Кутузов является представителем народа, обычным русским человеком, способным понять желания и стремления народа. Народ боялся за своё будущее, за свободу и независимость своей страны. И в этой войне нужен был Кутузов, ведь именно народ выбрал его на пост главнокомандующего, вопреки воле царя.
Кутузов не придаёт значения собственной личности, он считает, что есть нечто, что гораздо сильнее и значительней его воли — это неизвестный ход событий. И он умел видеть этот ход, события, отрекаться от собственной воли ради общего блага, он утверждал, что «победили» даже если приходилось отступать за долго до начала Аустерлицкого сражения предсказал поражение.
Л. Н. Толстой изображает Кутузова как истинно русского человека, способного понять желания и стремления народа. Он не только великий полководец, но и прекрасный психолог, умудрённый жизненным опытом человек. Кутузов не стремился к славе, героизму, он чувствует, любит и верит в русских людей, солдат, которыми ему приходится командовать. Ему от природы дано понимать их нужды. Толстой написал о том, что нет величая там, где нет простоты, добра и правды. И всё это было у Кутузова.
Одним из первых в русской литературе Л. Толстой отошел от традиции изображения Наполеона как великой личности, которая своей волей изменила ход истории. Впервые мы видим Наполеона глазами князя Андрея, видящего его после Аустерлицкого сражения. Андрей восхищался Наполеоном, даже хотел, как и он, найти свой «Тулон». Болконский лежит раненый, и перед ним предстает его прежний кумир, возбуждавший в нем честолюбивые мечты и планы: «Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком». Нашествие Наполеона на Россию в романе Л. Толстого — это покушение на самые глубокие основы человеческой жизни. Двенадцатый год в романе «Война и мир» — это решающее опровержение такой попытки, и Наполеону прямо противопоставлен Кутузов. Кутузов переживает военные события не столько разумом, сколько сердцем. Так, видя отступление русских войск под Аустерлицем, он говорит, указывая на бегущие войска: «Рана не здесь, а вот где!» В противоположность Наполеону, Кутузов — не носитель своей воли, все в его образе обратно произволу, насилию над естественным ходом вещей. Он не приказывает, а просит солдат, что ещё раз доказывает любовь к народу. Толстой убежден, что естественный ход истории предрешен заранее, и определяется он не волей одного человека, а скрытым двигателем событий — в войне 1812 года этим двигателем автор называет «скрытую теплоту патриотизма». Известно, что автор «Войны и мира» с большим недоверием относился к военной, науке, считал, что не ею определяется успех или неуспех войны, а чем-то совсем иным. Это иное обнаруживает себя во всенародной воле, в порыве людей, а значение Кутузова в том, что, он объединяет эту общую волю. В образе Кутузова автор подчеркивает, прежде всего, его простоту, отсутствие позерства, свойственного Наполеону. Даже на лошади Кутузов сидит как-то неловко, без щеголеватости. Кутузов естественен во всех своих душевных Движениях, он не стремится к личной славе. Еще одна очень существенная черта — Кутузов скептически относится к составляемым заранее планам сражений, к диспозициям, к всей воинской науке. Он видит путь победы в ином — в чем-то неуловимом, в том, чтобы служить неизбежному ходу вещей, предопределенному заранее. «Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», — так пишет Л. Толстой о своем герое. В этом, в этой простоте и естественности Кутузова, видит автор главную его отличительную черту, главный признак подлинного величия.
Таким образом, Толстой, не героизируя Кутузова, возвышает его над Наполеоном. А в глазах русского народа Кутузов был, есть, и останется героем на все времена.
www.allsoch.ru