Франческо Петрарка — Биография — актуальный и творческий путь. Петрарка картина
биография, основные даты и события, творчество
Всему миру известны великие итальянские сонеты. Франческо Петрарка, их автор, прекрасный итальянский поэт-гуманист XIV века, прославился в веках своим творчеством. Именно о нем и пойдет речь в этой статье. Мы поговорим о жизни, творчестве и истории любви Петрарки.
Франческо Петрарка: биография
Родился великий поэт в Ареццо (Италия) в 1304 году, 20 июля. Его отец - Пьетро ди сер Паренцо по прозвищу Петракко, был флорентийским нотариусом. Однако из Флоренции он был изгнан еще до рождения сына за то, что поддерживал партию «белых». Тем же гонениям подвергался Данте. Однако Ареццо путешествие семьи Петрарки не закончилось. Родители поэта скитались по городам Тосканы, пока не решили отправиться в Авиньон. К тому времени Франческо исполнилось девять лет.
Обучение
Во Франции в те годы уже были школы, в одну из них и поступил Франческо Петрарка. Биография поэта подтверждает, что за время учебы он освоил латинский язык и приобрел любовь к римской литературе. Петрарка окончил обучение в 1319 году и по настоянию отца принялся за изучение права. Для этого он отправился в Монпелье, а затем в Болонский университет, где пробыл до 1326 года – в это время умер его отец. Однако юриспруденция нисколько не интересовала Франческо. Его влекла совершенно другая область – классическая литература.
И окончив университет, будущий поэт вместо того, чтобы пойти в юристы, пошел в священники. Это было вызвано нехваткой средств – в наследство от отца он получил рукопись произведений Вергилия.
Папский двор
Франческо Петрарка (биография которого представлена здесь) селится в Авиньоне при дворе папы римского и принимает духовный сан. Здесь он сближается с могущественной семьей Колонна благодаря университетской дружбе с одним из ее членов Джакомо.
В 1327 году Петрарка впервые увидел свою будущую возлюбленную Лауру, которая останется его музой на всю жизнь. Чувства к девушке стали одной из ряда причин удаления поэта в Воклюз из Авиньона.
Петрарка считается первым, кто взошел на вершину Мон-Ванту. Восхождение состоялось 26 апреля 1336 года. Путешествие он проделал со своим братом.
Литературная известность и покровительство семейства Колонна помогли Петрарке обзавестись домиком в долине реки Сорги. Здесь поэт в общей сложности прожил 16 лет.
Лавровый венок
Между тем благодаря своим литературным произведениям (особо стоит отметить сонеты) Франческо Петрарка стал знаменитым. В связи с этим он получил приглашение принять лавровый венок (высшая награда для поэта) от Неаполя, Парижа и Рима. Поэт избрал Рим, и в 1341 году был коронован на Капитолии.
После этого Франческо прожил примерно год при дворе Пармского тирана Аццо Корреджио, а затем вернулся в Воклюз. Все это время поэт мечтал о возрождении былого римского величия, поэтому он начал проповедовать восстание Римской республики. Такие политические взгляды разрушили его дружбу с Колонна, что привело к переселению в Италию.
Новый папа Иннокентий VI
Жизнь Франческо Петрарки с момента рождения и практически до самой смерти была полна путешествий и переездов. Так, в 1344 и в 1347 гг. поэт совершил продолжительные путешествия по Италии, которые принесли ему множество знакомств, большинство из которых окончились дружбой. Среди этих итальянских друзей оказался и Боккаччо.
В 1353 году был вынужден покинуть Воклюз Франческо Петрарка. Книги поэта и увлечение Вергилием вызвали неблагосклонность нового папы Иннокентия VI.
Тем не менее Петрарке была предложена кафедра во Флоренции, от которой поэт, впрочем, отказался. Он предпочел отправиться в Милан, где занял место при дворе Висконти, исполняя дипломатические миссии. В это время он побывал даже у Карла IV в Праге.
Смерть поэта
1361 год ознаменовался для Петрарки попыткой вернуться в Авиньон, которая оказалась безуспешной. Тогда поэт покинул Милан и в 1362 году поселился в Венеции. Здесь жила его незаконнорожденная дочь со своей семьей.
Из Венеции Петрарка практически каждый год выезжал в Италию путешествовать. Последние годы своей жизни поэт обитал при дворе Франческо да Каррара. Умер Петрарка в деревеньке Арква в ночь с 18 на 19 июля 1374 года. Поэт не дожил до своего 70-го дня рождения всего один день. Его нашли только утром. Он сидел за столом, склонившись над рукописью, в которой описывал жизнь Цезаря.
Периодизация творчества
Прожил незаурядную и интересную жизнь Франческо Петрарка (биография поэта позволила нам в этом убедиться). Не все просто и с творчеством писателя. Так, в литературоведении принято разделять произведения Петрарки на две части: различные сочинения на латинском языке и итальянская поэзия. Латинские произведения имеют огромное историческое значение, тогда как стихи на итальянском сделали писателя всемирно знаменитым.
Хотя сам поэт воспринимал свои стихи как пустяки и безделицы, которые писал не ради публикации, а лишь для того, чтобы облегчить сердце поэта. Вероятно, именно поэтому глубина, искренность и непосредственность сонетов итальянского автора оказали огромное влияние не только на современников, но и на последующие поколения.
Петрарка и Лаура
О любви всей жизни Петрарки и вдохновившей его на великие создания музе известно всем любителям поэзии. Однако сведений о ней не очень много.
Доподлинно известно, что он впервые увидел девушку 6 апреля 1327 года в церкви Санта-Кьяра. Лауре тогда было 20 лет, а поэту 23 года.
К сожалению, нет никаких исторических свидетельство о том, были ли они знакомы, отвечала ли девушка взаимностью писателю, который всю жизнь хранил в душе и мыслях светлый образ златокудрой возлюбленной. Тем не менее Петрарка и Лаура, даже если их чувства и были взаимны, не могли быть вместе, ведь поэт был связан церковным саном. А церковные служители не имели права жениться и заводить детей.
С момента первой встречи три года Франческо прожил в Авиньоне, воспевая свою любовь к Лауре. Одновременно с этим он пытался увидеть ее в церкви и в тех местах, куда она обычно ходила. Не стоит забывать о том, что у Лауры была своя семья, муж и дети. Однако эти обстоятельства нисколько не беспокоили поэта, ведь возлюбленная представлялась ему ангелом во плоти.
Последняя встреча и смерть Лауры
Согласно утверждениям литературоведов, Петрарка в последний раз видел свою возлюбленную 27 сентября 1347 года. А через полгода, в апреле 1348 г., женщина трагически скончалась. Причина ее смерти так и осталась неизвестной. Петрарка не желал смириться со смертью любимой, и во многих стихах, написанных уже после гибели Лауры, часто обращался к ней как к живой.
Сборник посвященных ей сонетов «Канцоньере» Петрарка разбил на две части: «на жизнь» и «на смерть Лауры».
Перед самой смертью поэт написал, что в своей жизни желал только двух вещей – лавра и Лауры, то есть славы и любви. И если слава пришла к нему еще при жизни, то обрести любовь он надеялся после смерти, где сможет соединиться с Лаурой навсегда.
Особенности творчества и духовная борьба
Именно сборник «Канцоньере» определил место и роль поэта в итальянской и всемирной литературе. Петрарка, стихи которого были настоящим открытием своего времени, впервые создал художественную форму для итальянских лирических произведений – поэзия писателя впервые стала историей внутреннего индивидуального чувства. Интерес именно к внутренней жизни стал основой всего творчества Петрарки и определил его огромную гуманистическую роль.
К таким произведениям относятся и две автобиографии Петрарки. Первая, неоконченная, имеет форму послания к потомкам и рассказывает внешнюю сторону жизни автора. Вторая, имеющая вид диалога между Петраркой и блаженным Августином, описывает внутреннюю жизнь и нравственную борьбу в душе поэта.
Основой этого противостояния является борьба между аскетической моралью церкви и личными желаниями Петрарки. На этом фоне понятен интерес поэта к этическим вопросам, размышлению над которыми он посвятил 4 работы: «О монашеском досуге», «Об уединенной жизни» и т. д. Тем не менее в споре с Августином, отстаивающим аскетически-религиозную философию, побеждает гуманистический взгляд на мир Петрарки.
Отношение к церкви
Пытается примирить церковную доктрину с классической литературой Петрарка. Стихи, разумеется, не имеют никакого отношения к религии или аскетизму, тем не менее поэту удавалось оставаться верующим католиком. Это подтверждают ряд трактатов, а также переписка с друзьями. Кроме того, Петрарка выступал резко против схоластов и современного ему духовенства.
Например, «Письма без адреса» наполнены сатирическими и крайне резкими выпадами в адрес развращенных нравов папской столицы. Это произведение состоит из 4 частей, адресованных различным лицам – как реальным, так и вымышленным.
Критицизм
Франческо Петрарка, творчество которого было весьма разнообразно, критически относился как к современной ему церкви, так и к древней литературе. Такое положение дел говорит о том, что у поэта было высоко развито самосозерцание. Примерами тех произведений, где проявилось подобное отношения к миру, могут служить следующие: выступление против медика, который ставил науку превыше красноречия и поэзии; выступление против прелата, который предсказывал возвращение Урбана V в Рим; выступление против другого прелата, который нападал на сочинения самого Петрарки.
Критицизм поэта, связанный с этическими проблемами, также обнаруживается и в его исторических сочинениях. Например, в De rebus memorandis libri IV - сборнике анекдотов (историй) и высказываний, которые были заимствованы у латинских и современных авторов. Расположены эти изречения согласно этическим рубрикам, которые носили, например, такие названия: «О мудрости», «Об уединении», «О вере» и пр.
Основное значение для биографов Петрарки имеет огромная переписка поэта. Многие из этих писем являются, по сути, трактатами о политике и морали, другие похожи на публицистические статьи. Намного меньшее значение имеют речи писателя, которые он произносил на различных торжествах.
«Канцоньере» («Книга песен»)
Как поэт Франческо Петрарка прославился благодаря своему сборнику «Канцоньере», о котором мы уже упоминали выше. Книга была посвящена любви поэта к Лауре. В сборник вошло всего 350 сонетов, из которых 317 относились к части «На жизнь и смерть Мадонны Лауры». В течение сорока лет Петрарка посвящал своей возлюбленной сонеты.
В своих лирических произведениях Франческо любуется небесной чистотой и ангельским обликом Лауры. Она является для поэта величественным и недоступным идеалом. Ее душа сравнивается с яркой звездой. При всем этом Петрарка умудряется описывать Лауру как реальную женщину, а не только как идеальный образ.
Для своей эпохи Франческо Петрарка был первым, кто начал воспевать величие и красоту человека, обращая внимание не только на внешность, но и на личностные качества. Кроме того, поэт является одним из основоположников гуманизма как содержания творчества и образа мыслей. До Петрарки искусство Средневековья воспевало только черты духовного, божественного и неземного, а человек представлялся несовершенным и недостойным рабом божьим.
fb.ru
Франческо Петрарка - Биография
ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА(1304-1374)
Эра Ренессанса в сознании наших современников обычно ассоциируется с именами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, Дюрера, Брейгеля, Рабле, Сервантеса, Шекспира, Боккаччо, Эразма Роттердамского, Монтеня. Но своим культурным возрождением Европа, может быть, сначала, должна величавому итальянцу, Франческо Петрарки. Это был 1-ый выдающийся гуманист, поэт, которому удалось узреть целостность течения мыслей, которые предшествовали Возрождению, и соединить их в поэтическом синтезе, который стал программкой последующих европейских поколений.
Петрарка — основоположник новейшей современной поэзии, человек, решившейся во мраке средневековья зажечь пламя не сколько божественного, как земного, людского чувства.
Родился Франческо Петрарка в городке Ареццо в семье нотариуса, который в 1302 году был вкупе с Данте изгнан из Флоренции за принадлежность к партии белоснежных гвельфов. В 1312 году семья переехала в город Авиньон на юге Франции, где в то время находилась резиденция папы. С пяти-шести лет Петрарка уже занимался грамматикой, риторикой и логикой.
По настоянию отца Франческо изучает право поначалу в Монпелье, потом в Болонье, но испытывает к этому неприязнь, отдавая предпочтение юридическим наукам, занятиям по старой литературы, серьезно увлекается поэтами-классиками. Отец не одобрял увлечение отпрыска и как-то даже бросил в огонь сочинения Цицерона, Вергилия и других традиционных создателей. В 1318 году погибает мама Франческо. В 1320 году отец отсылает Петрарку в Болонье, известного центра исследования римского права. Юноше приглянулись жизнерадостность и пышность Болонье. Бессчетные знакомые уже читали стихи поэта, но отец не лицезрел в этом будущей славы отпрыска. Но Франческо продолжал потаенно писать, так как ощущал омерзение к юриспруденции. В юношеские годы происходит становление личности Петрарки: любовь к свободе, к природе, спокойствия, рвение к познаниям, активная актуальная позиция. Он всей душой терпеть не может феодальные междоусобицы, братоубийственные войны, деспотию правителей. В это время у юноши появилось желание к моральной философии. Смерть отца (1326) сходу всё изменила.Став вскоре лирическим поэтом, Петрарка не растерял энтузиазма к традиционной древности. Наоборот, этот энтузиазм всё рос, пока не перевоплотился в реальную страсть. Петрарка увлеченно изучал заслуги древних создателей, открывавших перед ним новый и красивый мир, таковой непохожий на мир средневекового религиозного фанатизма, церковных догм и аскетического изуверства. Древняя культура с того времени для него уже не виделась служанкой богословия. Он 1-ый с замечательной ясностью увидел, что в ней было вправду самым основным: живой энтузиазм к человеку и окружающему миру; в его руках традиционная древность стала боевым знаменем ренессансного гуманизма.
Жгучая любовь Петрарки к старому миру была неизменной. Он писал на языке традиционного Рима; с редчайшим энтузиазмом разыскивал и изучал античные рукописи и радовался, если ему удавалось отыскать некий потерянный смысл произведения Цицерона либо Квинтилиана. У него была уникальная библиотека традиционных текстов. Его умопомрачительная эрудиция вызывала заслуженное почтение и экстаз современников. Деянием древней-римского предводителя Сципиона Африканского Старшего он предназначил свою поэму «Африка», написанную в подражание «Энеиде» Вергилия. Цицерона и Вергилия он считал величайшими писателями мира, а их произведения — непревзойденными эталонами литературного мастерства. Петрарка так сроднился со старым миром, так вошел в него, что этот мир перестал быть старым, мертвым. Он всегда чувствовал его живое дыхание, слышал его глас.
Выдающиеся римские писатели стали его близкими друзьями и наставниками. Цицерона он почтительно называл папой, а Вергилия — братом. Он писал им всем дружественные письма, как будто они жили с ним. Он даже признался, что мемуары о древних и их деяния возбуждают в нем «красивое чувство радости» в то время, как конкретно только созерцание современников вызывает омерзение.Но на основании схожих признаний не нужно представлять для себя Петрарку таким педантом, что растерял всякую связь с реальностью. Ведь античные создатели учили его, как писать, как жить. В их он находил ответы на актуальные вопросы, волновавшие его. Так, увлекаясь, величием Старого Рима, он в то же время горько пенял по поводу политического кавардака в современной ему Италии. Государственным бедствием, как и Данте, считал политическую раздробленность, что порождала нескончаемые распри и междоусобные войны, но не знал, ну и не мог в тогдашних исторических критериях указать пути, которые привели страну до муниципального единства. Потому Петрарка то жарко приветствовал антифеодальное восстание в Риме 1347 года, во главе которого стоял народный трибун Кола ди Риенци, который назначил в Риме республику и объявил политическое объединение Италии, то возлагал свои надежды на пап Бенедикта XII и Климента VI, то на неаполитанского короля Роберта Анжуйского, то на правителя Карла IV. Его политические эталоны не отличались четкостью и последовательностью. Было в их много доверчивого и утопического, но одно не вызывает колебаний — это искренняя любовь Петрарки к родине, желание узреть ее окрепшей и освеженной, достойной былого римского величия. В известной канцоне «Моя Италия» он с большой страстью вылил свои патриотические чувства.
У Петрарки был любознательный дух, на который в средние века смотрели как на один из самых тяжких грехов. Он объездил ряд государств, побывал в Риме и Париже, Германии и Фландрии, везде внимательно изучал характер людей, услаждался созерцанием незнакомых мест и ассоциировал увиденное с тем, что было ему отлично понятно. Круг его интересов очень велико: он филолог и историк, этнограф, географ, философ и моралист. Все, что имеет отношение к человеку, его разуму, деяний, ее культуры завлекает пристальное внимание Петрарки. Книжка «О именитых парней» содержит биографии именитых римлян от Ромула до Цезаря, также Александра Македонского и Ганнибала. С обилием исторических анекдотов, выражений и острот, взятых у Цицерона. Трактат «О средствах против счастья и несчастья» касается самых различных актуальных ситуаций, проводит читателя всеми степенями тогдашних соц лестниц. Меж иным, в нареченном трактате Петрарка бросил вызов вековым феодальным представлениям, согласно которым реальная благородство заключается в авторитетном происхождении, в «голубой крови».
Если в средние века путь от человека, ну и все другие пути и вели обязательно к Богу, то в Петрарки все пути ведут к человеку. При всем этом человек для Петрарки — это сначала он сам. И он анализирует, взвешивает, оценивает свои поступки и внутренние побуждения. Церковь добивалась от человека смирении и мудрости, прославляя И тех, кто отрекался от себя во имя Бога. Петрарка осмелился заглянуть в себя и преисполнился гордостью за человека. В самом для себя он отыскал неистощимые богатства людского мозга и духа. С ним, отпрыском умеренного нотариуса, говорили как с ровней знатные вельможи, венценосцы и князья церкви. Его слава была славой Италии. Но средневековья оказало упрямое сопротивление напору гуманизма. Оно надвигалось на Петрарку в видах статуи, живописи и архитектуры, напористо напоминало о для себя с церковных и институтских кафедр, иногда оно звучно откликалось в нем самом. Тогда выдающемуся гуманисту, экзальтированному фанату языческой древности начинало казаться, что он идет греховным и небезопасным методом. В нем оживал средневековый аскет, который отстраненно увидел земные искушения.
Он откладывал в сторону произведения Вергилия и Цицерона, чтоб углубиться в Библию и писания отцов церкви. Эти внутренние противоречия Петрарки коренилися в глубочайших противоречиях того переходного времени, у него они только резче были выражены. При всем этом он с опаской следил за своим «внутренним расстройством» и даже попробовал выложить его в книжке «О презрении к миру» (1343), этом интересном исповеди волнующей души.Вескую роль в судьбе Петрарки не много знакомство с семьей Колонна. После погибели отца он остался без средств. Решение принять духовный сан сделало Петрарку капелланом домашней церкви авиньонского кардинала Джованни Колонна. У Петрарки появилась возможность заняться творчеством.
Авиньонский период» (1327-1337) был плодотворным для поэта. Конкретно в это время он начинает усиленно учить древних классиков; готовит научное издание узнаваемых «Декады» Тита Ливия, а в Льеже в монастырской библиотеке он находит две речи Цицерона «В защиту поэта Архия». А в конце 1336 году по приглашению семьи Колонная он в первый раз оказался в Риме, который полюбил всем сердечком. Петрарка с радостью принял в 1341 году почтенное звание римского гражданина, но считал собственной Родиной всю Италию.Последующий период в жизни Петрарки исследователи именуют «Первой остановкой в Воклюзи» (1337-1341). Петрарка неприспособился к жизни в Авиньоне и потому оказался в Воклюзи. Тут он пишет много сонетов, удачно продвигается поэма «Африка» на латинском языке, которая ведает о геройском прошедшем Италии и про известную личность Сципиона. Тут он берется За трактат «О выдающихся парней»: в 1343 году было написано 23 биографии древних деятелей.
В Воклюзи у Петрарки родился отпрыск Джованни, который погиб еще в юности. Потом родилась дочь Франческа, благодаря которой сохранилось много черновиков и личных вещей поэта.Результатом всех творческих усилий было коронование Петрарки на Капитолии 8 апреля 1341 года. Это был личный триумф поэта и попытка поставить поэзию на тот уровень, который она занимала в старом Риме. Ему был вручен диплом, он получил звание магистра, доктора поэтических искусств и истории.Очень увлекателен тот факт, что неаполитанский повелитель Роберт не считал себе унизительным попросить Петрарку стать его наставником в поэзии, но поэт отказался от такового знатного долга. На этом короновании Петрарка произнес «Слово», в каком выложил свое осознание поэзии и ее задач.
В 40-е годы началось формирование нового миропонимания. В «Моей тайне», раскрывается вся сложность борьбы нового со старым в сознании поэта. Декабрь 1343-начало 1345 лет — «Остановка в Парме». 1-ые девять месяцев были периодом творческой активности: он продолжал работать над поэмой «Африка», над сонетами, окончил одну из книжек трактата «О памятных дела». Но когда город окружили войска маркиза Ferrari, Петрарка обязан был бежать из Пармы и возвратиться к Воклюза.
Начинается «2-ая остановка в Воклюзи», в эти годы Петрарка пишет трактат «О уединенную жизнь» (1346), «Буколическую песнь» (1346-1348), «О монашеское досуге» (1347).
Когда в 1350 году Петрарка приезжает в Рим, Боккаччо предлагает ему должность доктора поэзии и истории во Флорентийском институте, но гуманист отказался, видимо, чтоб не растрачивать времени, так как впереди были новые творческие планы.
Лето 1351 — май 1353 лет — 3-я остановка в Воклюзи», где Петрарка кончает свои произведения. Пишет 12 новых биографий древних парней, работает над «Триумфами», где поэтическим словом выложил свои суждения о славе, время, любовь и погибель.
В 1353 году Франческо Петрарка ворачивается в Италию и остается там до конца жизни. Начинается «Миланский период» (1353 — 1361). Поэт взял на себя ответственную обязанность переговоров с царем. У него уже созрело понимание необходимости объединения всей Италии.
Кое-где в мае 1354 года была начата работа над трактатом «О средствах против всякой судьбы», в каком изложены независящие идеологические позиции гуманиста. Сюда было включено несколько диалогов против деспотии, в каких миланские правители имели возможность выяснить средства собственного правления. Самая увлекательная часть этих произведений — защита поэзии, искусства, античности от нападений схоластов.
В 1361 году Петрарка едет из Милана из-за эпидемии чумы и оказывается в Венеции. Весь «венецианский период» (до 1368 года) поэт работает над сборником «Старческих писем». Тамошние философы признавали только Аристотеля и распространяли сплетни о необразованности Петрарки, на что поэт достойно ответил в собственном трактате «О своем и многих других необразованность» (1367), где жарко полемизирует с местными философами.В протяжении последних лет (1369-1374) Петрарка находился в Арквии, куда его уговорил переехать правитель городка Франческо Каррара, лично навищавший поэта, которому докучали заболевания.
В «Падуанский период» Петрарка торопится окончить свои произведения: трактат «О именитых парней», «Триумфы», «Старческие письма» и известную «Книжку песен» либо «Канцоньере». «Канцоньере» поделены на две части: «При жизни мадонны Лауры» и «После погибели мадонны Лауры». Не считая 317 сонетов и 29 канцон, в ней содержатся эталоны других лирических жанров.Но истинной славы Петрарка получил, как создатель лирических стихов, посвященных золотоволосой Лауры, (6 апреля 1327 года в церкви св. Клары поэт повстречал свою любовь — молоденькую, очень симпатичную даму, которая вошла в мировую литературу под именованием Лауры. Лаура погибла во время эпидемии чумы в 1348 году). О этот сборник сам создатель писал, как о поэтические «мелочи», как будто извинялся, что написана она не на традиционной латыни, а ежедневной итальянском языке. Но по сути Петрарка значительно дорожил этим вдохновенным произведением, хранил и кропотливо обрабатывал его.
Так появилась «Книга песен», состоящая из 317 сонетов, 29 канцон, также секстин, баллад и мадригалов. Эта книжка также является исповедью Петрарки, лишь на сей раз — лирической исповедью. В ней отразилась любовь поэта к прекрасной замужней дамы, которая происходила из знатной авиньйонськой семьи. Она родилась около 1307 года, в 1325 году вышла замуж и погибла ужасного 1348 года, когда в почти всех странах Европы свирепствовала чума. Встреча с Лаурой заполнила душу Петрарки огромным чувством, что затронули самые нежные, самые мелодичные струны его души. Когда Петрарка вызнал о безвременной кончине собственной любимой, он записал в экземпляре Вергилия: «Лаура, популярная своими добродетелями и длительное время прославленная в моих стихах, в первый раз стала перед моими очами в лета моей ранешней молодости, в 1327 году, днем 6 апреля, в церкви св. Клары в Авиньоне; и в том же городке, такого же месяца и в тот же денек и час 1348 года этот светоч потух, когда я был в Вероне, не ведая собственной судьбы».
На самом деле, «Книжка песен» — это сначала картина разных чистосердечных состояний Петрарки. В течение десятилетий он воспевал даму, которая не произнесла ему ни 1-го нежного слова. В зеркале любви всегда отбивался его непростой внутренний мир. В стихах Лаура воспринимается как вправду жива: у нее легкая походка, ласковый глас, золотые волосы. Новшество Петрарки состоит в том, что он не только лишь делает образ любимой, да и открывает внутренний мир собственного героя, который любит и мучается. Так Петрарка становится творцом новейшей, психической лирики, стала драгоценным вкладом в сокровищницу мировой поэзии.
Поэтический триумф Лауры стал сразу и триумфом Петрарки. Не случаем в «Книжке песен» имя Лаура (Laura) так плотно сплетено со словом лавр (lauro). Временем стирается даже граница, отделяющая Лауру от дерева славы, красивая дама преобразуется в знак земной славы для поэта. Она венчает его чело веткой зеленоватого лавра, и через тысячу лет люди будут держать в голове о певца Лауры.
В России Петрарка был отлично известен уже в XIX веке. Его экзальтированным фанатом был поэт К. Н. Батюшков.
Итальянского поэта высоко ценил Пушкин, который именовал Петрарку из величайших европейских лириков в собственном сонете о сонеты. «С ней обретут уста мои язык Петрарки и любви»,- писал он в первой главе «Евгения Онегина», а стихотворный отрывок из Петрарки поставь эпиграфом к VI главы этого романа.Столетия отделяют нас от Италии XIV века. Но через пучину лет признательное население земли почтительно пронесет имя Петрарки как 1-го из основоположников гуманизма, поэта, который воспел не так божественное, как удовлетворенность людского бытия, земную любовь к прелестной дамы, его обыкновенные и потому такие высочайшие мысли и чувства.
glavbuk.ru
Петрарка Ф.
1 Жизнь Петрарки. Отец современной лирики и гуманистического миропонимания родился в г.Ареццо 20 июля 1304 г. в семье нотариуса Пьетро Паренцо делл'Инчиза в Вальдарно и Элетты Каниджани. Отец (которого, начиная с 1312 г., мы встречаем под именем Патрарка, - имя, которое сын сделает знаменитым) был изгнан 20 октября 1302 года из Флоренции, где занимался своей профессией, видимо, из-за личной неприязни с Альбиццо Францези, одним из глав черных гвельфов (а не по политическим соображениям, как Данте, - и как намекал на это сын). В Ареццо Франческо оставался менее года, затем живет с семьей в Инчизе (примерно до 1310 г., здесь же родился его брат Герардо), в Пизе (где, возможно, мог встретить Данте) и, наконец, в Авиньоне (1311), в котором в то время находилась папская резиденция и где отец наделся получить, полагаясь на дружбу с кардиналом Никколо да Прато, подходящее место.
Семья устраивается в близлежащем городке Карпентрас, поскольку в Авиньоне было трудно найти жилье, потом переезжает в Монпелье. Франческо занимается грамматикой, риторикой и диалектикой у посредственного учителя, Конвеневоле да Прато, а позднее, в 1316 году, начинает изучать в Монпелье юриспруденцию по настоянию отца, и посещает занятия около четырех лет. К этому периоду относятся первые стихотворные опыты Петрарки, дошедшие до нас уже в наверняка переделанном виде, - к примеру, стихи на смерть матери (1318 либо 1319). Возможно, под влиянием маленького, но аристократического двора кардинала Никколо да Прато, Петрарка начал читать крупных латинских авторов. Переехав в 1320 г. в Болонью вместе с братом Герардо, он продолжает без всякого интереса изучать право в университете до 1326 г. Во время пребывания в Болонье крепнет дружба с Гвидо Сетте и завязываются дружеские отношения с Джакомо Колонна, углубляется интерес и увлечение классическими авторами, развивается (либо зарождается) знакомство с новой поэзией на вольгаре.
В 1326 г. умирает отец, и Петрарка вместе с братом возвращается в Авиньон, навсегда оставив юриспруденцию. Он рукоположен в младший церковный чин (это даст ему возможность пользоваться всеми преимуществами сана, не требуя в то же время исполнения всех церковных обязанностей). Несколько лет Петрарка проводит в рафинированной светской жизни авиньонского двора, где достаточно скоро обращает на себя внимание и заслуживает уважение своими поэтическими опытами на латыни и на вольгаре. Стихам ранней юности о любви, о добродетели, о Боге, о быстротечности всего человеческого, приходит на смену светский период, в который происходит знаменитая встреча Петрарки с Лаурой: 6 апреля 1327 г. он видит Лауру в церкви Св.Клары, - женщину, которая будет доминировать в его лирике, если не во всем его творчестве - и в жизни, как утверждают романтики. Они, а за ними и позитивисты, настойчиво пытались дать имя и лицо даме, изображенной в “Канцоньере” (к примеру, Laura di Audiberto di Noves, вышедшая замуж за Ugo di Sade, Laura di Sabran, Laura di Chaubaud, Laura Colonna и т.д.), чем вызвали обратную реакцию: в Лауре Петрарки уже некоторые петраркисты времен Возрождения видели чистый символ, - или senhal, если пользоваться терминологией провансальской поэзии, - воплощение интеллектуальной Красоты и Истины.
В 1330 г., по приглашению друга по Болонье - Джакомо Колонна, ставшего епископом городка Ломбе, - Петрарка проводит в гасконском городке “почти божественное лето благодаря жизнерадостности хозяина и сотоварищей”. Отсюда он затем перейдет на службу к брату Джакомо, кардиналу Джованни Колонна, и останется при нем до 1347 года “не как у господина, а скорее как у отца, а еще точнее - как у любящего брата”. Это решающие годы в его жизни, наполненные интенсивными поездками и отшельничеством, желанием славы, упорными занятиями и литературным трудом. В 1333 г., желая как можно лучше познать людей и мир, он предпринимает путешествие по Франции, Фландрии, Брабанту, Ренании; в Париже, благодаря подарку отца Диониджи из Борго Сан Сеполькро - верному другу и наставнику в его духовных исканиях, - для Петрарки становится откровением “Исповедь” св.Августина, которая со временем все больше станет своего рода путеводителем для его духовной жизни; в Льеже, среди прочих книг, он переписывает речь Цицерона “Pro Archia” - важный манифест “оснований” поэзии. Все это черты его подвижничества, человека, воплотившего связь между классической и христианской культурой, делающие его отцом и героем европейского гуманизма. Гуманистические тенденции находят выражение в двух очень значительных произведениях Петрарки этого периода: “О добродетели” (De viris) и “Африка” (оба начаты в 1338-39 гг.)
Еще раньше, в 1336 г., Петрарка выбирает, пересматривает и переписывает в тетрадь стихи на вольгаре, которые упорно создавал на протяжении всего предыдущего десятилетия. В начале 1337 г. все его мечты и устремления по отношению к античности, находят воплощение во время поездки в Рим, где ему предоставляется возможность любоваться развалинами античных монументов и святыми реликвиями, и он “ошеломлен таким количеством и величием этих вещей”. И, возможно, именно вследствие этих глубоких чувств, вызванных поездкой, эмоций морального и религиозного характера, которые не давали ему покоя и раньше, еще за год до знаменитого восхождения вместе с братом Герардо на гору Монте Венту, Петрарка, вернувшись в Прованс, старается отойти от шумной и распушенной авиньонской жизни, где много воспоминаний о годах, проведенных в этой среде (в 1337 г. у него уже родился побочный сын Джованни). В нескольких милях от города он находит одиночество в Валькьюза, и это место на многие годы станет его приютом для размышлений и для поэзии. “В этой мрачноватой долине, - пишет он, - я собираю вокруг себя, из самых разных мест и времен, всех моих друзей нынешних и прошлых, - даже тех, кто умер много веков до меня, - я думаю об их поступках и судьбах, о нравах и жизни, о красноречии и уме, и мне намного больше хочется разговаривать с ними, чем с людьми, которые тешат себя иллюзией, что они живы.” (Familiares XV,3).
В сентябре 1340 г., как будто завершая это десятилетие, в Валькьюза доходят одновременно из Рима и из Парижа приглашения на получение лавров лучшего поэта, которого он добивался не только из-за собственного честолюбия, но и чтобы отпраздновать наконец, по прошествии тысячи лет, возврат культа поэзии и вернувшееся признание в отношении занятий поэзией и литературой в целом. Петрарка предпочитает Сорбонне римский Капитолий,- и именно там, на Капитолии, выдержав специальный экзамен у короля-литератора Роберта Анжуйского в Неаполе, 8 апреля 1341 г. поэт получает из рук римского сенатора Орсо делл'Ангвиллара лавровый венец, который после произнесения торжественной речи возлагает затем на могилу Св.Петра.
Период с мая по февраль следующего года Петрарка проводит в Парме по приглашению главы города Аццо да Корреджо, а затем в близлежащей безлюдной Сельвапьяна. Затем снова отправляется в Прованс, где живет то в Авиньоне, то в Валькьюза до осени 1343 г. Этому периоду приписывается т.наз. кризис поэта, и он снова участвует в светских увеселениях (в 1343 г. рождается его побочная дочь Франческа). После этого его жизнь становится решительно более собранной и замкнутой, и вся заполнена литературными и моральными заботами, которые для него являются выражением единой духовной потребности. Беспокойство духа в эти годы становится более выраженным, поскольку возникает контраст между искренней религиозной верой и невозможностью подчинить ей собственную жизнь. Поэтому этот период можно было бы скорее назвать не кризисом, а эволюцией в моральном и интеллектуальном плане. Он чувствует вину из-за любви к Лауре, хотя любовь эта платоническая и должна рассматриваться как путь к добру, - потому что он любит создателя за его творение, а не наоборот.
На эти годы приходятся основные события биографии Петрарки как человека и как писателя: его доброжелательный, даже восхищенный интерес к планам и попыткам Кола ди Риенцо (с которым Петрарка познакомился в 1342 г.) установить в Риме народное правление все более отдаляет его от авиньонской курии, а в 1347 г. вынуждает окончательно порвать с кардиналом Джованни Колонна; ужасная эпидемия чумы в 1348 г., во время которой умирают многие друзья и Лаура (она умирает 6 апреля, и по случайному - поэтическому - совпадению это известие было помечено поэтом, когда дошло в Парму 19 мая, на книге Вергилия, потому что, как пишет сам Петрарка, она часто попадалась ему на глаза и будто предупреждала о скоротечности всего земного). В это же время происходит встреча с Боккаччо во Флоренции, причем во время поездки Петрарка задерживается в родном Ареццо и открывает для себя Квинтилиана. В 1350 г. он снова посещает Рим по случаю юбилея церкви, - и в этом же году, по его собственному утверждению, он отказывается от чувственных наслаждений.
В промежутках между этими решающими событиями жизнь Петрарки наполнена различными поездками и работой: осенью 1343 г. он в Риме и в Неаполе у королевы Иоанны по поручению семейства Колонна, с декабря 1343 по февраль 1345 г. в Парме, потом в Болонье, Вероне, в конце года в Авиньоне, откуда почти сразу укрывается в Валькьюза на два года интенсивной духовной и интеллектуальной работы. В 1347 г. снова едет в Италию, - возможно, по делу Кола ди Риенцо, который к этому времени стал во главе народного восстания в Риме, - однако крушение восстания заставляет его повернуть в Верону, а потом в Парму, где он останется на год, до марта 1349 г. В августе 1348 г. он получает там пост архидьякона при кафедральном соборе. Там его хорошо принимает городской глава, Джакомо Новелло да Каррара, и Петрарка уже надеется “положить конец бродяжничеству и поездкам”. Однако в декабре 1350 г. Джакомо убит во время покушения, в то время как Петрарка едет в Рим на юбилей, - и после этого поэт решает снова отправиться во Францию. Его не могут удержать в Италии ни приезд Боккаччо в Падую в апреле 1351 г., ни откровенные разговоры с ним, в которых Боккаччо предлагает Петрарке от имени синьории занять одну из кафедр университета, созданного во Флоренции в 1349 г. Он уезжает в мае 1351 г., а в июне уже в Авиньоне, а затем сразу же в Валькьюза. В этот, четвертый уже, приезд туда Петрарка занимается составлением “Канцоньере”, над которым уже работал в 1348 г. в Парме и в Падуе. Занимается и переделкой и упорядочением созданных ранее произведений, в т.ч. и перепиской (Familiares, Metrice, Invective, De viris, Secretum).
Смерть самых близких друзей (“нас была толпа, а сейчас остались почти одни”), недоверие со стороны папы Иннокентия VI, который в декабре 1352 г. пришел на смену доброжелательному Клементу VI, все более резкие столкновения с авиньонским клером по поводу Кола ди Риенцо, Рима и полемики с врачами, - все это убеждает Петрарку навсегда оставить Прованс и вернуться на родину.
После возвращения Петрарка поселяется в Милане, - по указанию архиепископа Джованни Висконти ему дают комнату в домике рядом с базиликой Св.Амброзия, а потом у Сан Симпличиано. В Милане он останется восемь лет, хотя друзья - особенно флорентийцы, в числе которых и Боккаччо, - не раз будут упрекать его за то, что он, прославлявший свободу и одиночество, стал придворным служкой тиранов, врагов его родины, что живет в шумном городе, что стал участвовать в амбициозной и воинствующей политике. Возможно, Петрарка хотел быть “вдохновителем” самых сильных властителей Италии, - а они поручали ему более или менее важные миссии, - следует упомянуть поездки в Венецию в 1353 г. для заключения мира с Генуей, в Мантую в 1354, в Прагу к императору Карлу IV в 1356, в Париж к королю Жану II после мира в Бретиньи в 1360-61. Это был самый длительный “оседлый” период его жизни, и один из самых продуктивных для литературного творчества.
В марте-апреле 1359 г. он принимает у себя Боккаччо - и как символ их творческого союза, посадит в своем саду лавровые кусты. С этого момента их отношения будут тесными и непрерывными, они будут обмениваться письмами, новостями, книгами, у них будут общие друзья и новые встречи: в Венеции в 1363 г., в 1368-м в Падуе, в 1367-м Боккаччо навестит дом Петрарки в его отсутствие и будет радушно принят дочерью Франческой. Это содружество, видимо, самое плодотворное в итальянской словесности, плодом его станет обновление - и в плане обращения к античности, и в плане христианском, - итальянской и в целом европейской культуры.
В 1361 г. он уезжает из Милана, спасаясь от свирепствовавшей там чумы, останавливается вначале в Падуе, а осенью следующего года перебирается в Венецию. Городские власти выделяют ему дом на riva degli Schiavoni, а в благодарность за это Петрарка обещает подарить свою богатейшую библиотеку Венецианской республике. Вплоть до 1368 г. его жизнь снова становится беспокойной, много времени и сил у поэта отнимают частые поездки по Северной Италии, в частности, в Падую и Павию, к Галеаццо Висконти. Поэт становится неофициальным посредником между двумя противостоящими центрами власти - Венецией и Миланом. Кроме того, поэта живо интересует вопрос о переносе папского престола из Авиньона в Рим. Наконец, в 1368 г. он решает окончательно поселиться в Падуе, предпочтя дружеское гостеприимство Франческо да Каррара отношениям с официальными структурами Милана и Венеции. Получив в дар от городских властей участок земли в местечке Аркуа, поэт строит здесь дом, в котором, начиная с 1370 г., проводит большую часть времени, а с 1371 г. с ним живет его дочь Франческа со своей семьей.
Достаточно безмятежная жизнь поэта в эти годы нарушается ухудшением здоровья (у него часто случаются приступы лихорадки) и печальными новостями о смерти некоторых друзей. В сентябре 1373 г., испытывая чувство признательности к Франческо да Каррара и к маленькому падуанскому государству, Петрарка отправляется с посольской миссией в Венецию (именно в ее власти окажется Падуя позднее, в 1387 г.). В последние месяцы жизни поэт постоянно возвращается к пересмотру и улучшению своих произведений. Умирает Петрарка в Аркуа, в ночь с 18 на 19 июля 1374 г., от тяжелого приступа лихорадки.
2 Петрарка-литератор. Разделение между классической латынью и вольгаре. Творчество Петрарки характеризуется особым разделением между латынью и volgare. Свой образ писателя, человека культуры Петрарка создает в прозаических и произведениях на латыни, она же остается для него и языком коммуникации и размышлений. В то же время он тесно привязан к volgare, начиная с молодых лет и до последних дней своей жизни, переписывая, исправляя, постоянно улучшая собрание своих “Рифм”, которое на протяжении многих столетий останется основным мотивом поклонения ему.
Можно с полной уверенность. говорить о “двуязычии” в его творчестве: для Петрарки латынь и volgare представляют собой два различных кода, выполняющих две различные функции. Латынь, на первый взгляд, играет более важную и “благородную” роль, в то время как о volgare поэт говорит как о языке своих частных занятий и опытов. Однако за этими словами чувствуется ирония и чистая риторика, если принять во внимание, с каким вниманием и серьезностью он относится к своим поэтическим опытам на volgare.
В отношении латыни Петрарка хочет вернуться к ее чистой, классической форме, равняться вновь на античных авторов и освободить язык от всего того, что ему кажется грубым наслоением более поздних столетий. Он хочет отдалить его от искусственных схем, присущих школам, в которых преподают ars dictandi, от логических нагромождений философского языка схоластики и языковых интерференций, которым подверглась латынь в прозе 13 века. Уравновешенная и гармоничная латынь должна стать международным языком ученых, стать двигателем всех важнейших элементов в европейской культуре и политике (и через латынь должна выражаться значительность Италии и Рима на фоне всей остальной Европы).
Тосканский volgare Петрарки продолжает недавнюю традицию любовной лирики, с тем чтобы отдалить ее как от состоятельной буржуазной, так и упрощенной народной среды, и направить на глубокое исследование внутреннего мира отдельной личности. В этом процессе volgare становится чистым и абсолютным языком, очищенным от всяческих бытовых наслоений. Таким образом, Петрарка делает противоположное тому, о чем заявлял Данте в отношении языка.
Процесс творчества и его результаты становятся для Петрарки проявлением значительности и величины самого автора и его достоинств: произведение, распространяющееся по свету, каким бы оно ни было, не может быть незначительно и безразлично автору. Отсюда проистекает его очень пристальное внимание по отношению ко всем своим произведениям, постоянное стремление к их совершенствованию. В этом его позиция также противоположна установке Данте, его экспериментированию, при котором каждое произведение было попыткой создания новой литературной формы. Основная форма творчества Петрарки - это “переписывание”, переработка текста, к которому автор возвращается бесконечное множество раз. Такая работа над текстом позволяет современным исследователям проследить различные этапы создания многих из его произведений. С другой стороны, именно ввиду подобного творческого процесса становится очень сложно связать сами произведения с каким-либо точными датами и моментами биографии автора.
3 Петрарка-филолог и гуманист.
Любовь Петрарки к античным писателям непосредственным образом связана с той исторической перспективой, которая получила название гуманизма. И именно письмо, текст, являющийся основным элементом коммуникации, становится прочным средством связи с прошлым, с классической античностью. По убеждению Петрарки, необходимо подражать древним авторам (самыми совершенными среди которых были Цицерон в прозе и Вергилий в поэзии), - однако это подражание не должно быть сужено и привязано к творчеству какого-либо одного автора, а основываться на изучении древних авторов в целом, поскольку именно в их текстах можно почерпнуть образцы качества, меры, равновесия. Современный латинский писатель должен вести себя подобно пчеле, добывающей мед из многих цветов и смешивающей различные запахи.
В то же время Петрарка осознает, как далеко славное прошлое, как низко пала античная virtus и достоинства некогда великого Рима, - и как равнодушны его современники к тому миру, к его литературе и культуре. Чтобы возродить былое величие, необходимо, с одной стороны, вести борьбу против совсем еще недавнего “варварского” мира, - с другой, заняться внимательным и глубоким изучением античности, восстановлением текстов, утерянных либо искаженных в ходе многоразового переписывания.
Петрарка ведет свою филологическую деятельность на самом высоком уровне и поддерживает контакты с крупнейшими учеными Европы своей эпохи. Естественно, что особенно тесными были его связи с Францией, в которой изучение античности имело более прочную традицию, чем в Италии. В своих многочисленных поездках Петрарка посещает религиозные библиотеки всей Европы и находит в них немало редких текстов, которые переписывает сам либо заказывает копии. В их числе были произведения Цицерона и его письма. Благодаря многочисленным связям, поэт получает сведения обо всех текстах, которые могут его заинтересовать, где бы они ни находились. Таким образом он создает одну из крупнейших для своего времени частных библиотек.
4 Петрарка и современное ему общество.
Петрарка представляется революционной фигурой по сравнению с теми людьми культуры, которые были частью коммунального общества на протяжении всего 14 века. Его отличает прежде всего космополитизм, отказ от достаточно узкого муниципально-городского круга. Авиньонская среда, образование и воспитание, полученные в ней, сразу же делают его фигурой европейского уровня мышления, -и эта особенность еще более усиливается тем фактом, что Петрарка принадлежал к клерикальной среде, не будучи обремененным в полной мере обязанностями церковнослужителя, а только находя в ней средство к существованию (оставаясь при однако, глубоко религиозным человеком своей эпохи). И это особое положение на долгое время поставит Петрарку отдельно и от светских интеллектуалов коммунальной эпохи (их крупнейшим представителем был Данте), и от средневековых интеллектуалов, находившихся в церковной среде и вынужденных подчиняться ее строгим правилам.
Петрарка считает себя приверженцем политических идеалов справедливости, добродетели, “гуманной” цивилизации, - однако он не в силах сделать что-либо значительное для претворения идеалов, и в своей повседневной жизни он вынужден в полной мере принимать существующий порядок вещей, политическую ситуацию, в которой ему приходится жить, и даже поддерживать те режимы, от которых он получает общественное признание и материальную поддержку. Впрочем, поддержка со стороны “сильных мира сего” нередко служит ему и защитой его собственного образа жизни и его творчества.
5 Эпистолярные собрания.
6 Стихотворные произведения на латыни.
Долгое время в латинской поэзии Петрарка видел именно то направление творчества, которое могло бы принести ему писательскую славу. С течением времени, однако, он заметил, что интересы его все более склоняются в сторону nugae - поэтических “безделушек”, написанных на volgare. Его латинская поэзия осталась во многом нереализованной возможностью, - примером и подтверждением тому может служить написанная гекзаметрами эпическая поэма “Африка”, начатая в 1338-39 гг., частично прочитанная Роберту Анжуйскому в 1341-м и ему же посвященная. К работе над ней Петрарка возвращался на протяжении всей жизни, а распространение текст получил уже после смерти поэта. Поэма состоит из 9 книг, часть которых незавершена, - а в целом поэма должна была состоять из 12 книг. Используя в качестве модели “Энеиду” Вергилия, Петрарка рассказывает о событиях Второй пунической войны, стремясь подчеркнуть величие республиканского Рима и доблесть главного героя войны, Сципиона Африканского.
Однако рассказ о прошлом является во многом чисто внешней канвой повествования, которое само по себе представляется неоднородным и фрагментарным, персонажи ведут себя достаточно схематично. Главное достоинство поэмы - в ее лирических отступлениях (особенно в 5-й книге) и в размышлениях героев о быстротечной и несовершенной земной жизни. В этих эпизодах Петрарка с горечью и сожалением пишет об изменчивости природы и всего земного.
Подражанием Вергилию является книга “Bucolicum carmen” - собрание 12 эклог, написанных изначально в 1346-48 гг., а потом неоднократно редактировавшихся. В три книги собраны и более интересные “Epistole metriche” (“Метрические послания”), собиравшиеся начиная с 1350 г. и представлявшие собой прежде всего письма в поэтической форме. Близки по языку первому латинскому переводу Библии семь “Psalmi penitentiales” (“Покаянные псалмы”) - молитвы, написанные ритмизированной прозой примерно в 1348 г.
7 Проза на латыни.
Другие произведения Петрарки на латыни (за исключением “Secretum”) могут быть разделены на три группы, каждая из которых отражает определенные аспекты гуманистического мировоззрения автора. Это:
- трактаты историко-просветительской направленности,
- трактаты на этическую тематику,
- произведения полемического характера.
Трактаты исторического содержания связаны с прославлением античных героев и их подвигов, что можно назвать первым проявлением глубокого интереса Петрарки к античной классике.
- Трактат «De viris illustribus» («О выдающихся людях») был начат в Валькьюза в 1338-39 гг., но его написание растянулось на долгие годы, в течение разных периодов жизни писателя, причем окончательный вариант так никогда и не был окончен. Петрарка создает 36 биографий выдающихся людей античности по «героической» модели и согласно принятым нормам риторики, в которых подчеркивается конфликт между исключительностью индивидуума и постоянной враждебностью судьбы.
- Трактат «Rerum memorandarum libri» («Книги о памятном»), над которым Петрарка серьезно работал в 1343-45 гг., построен по образцу подобного сочинения средневекового автора Валерия Максима, составлен также из ряда эпизодов античности и более близких автору эпох, и также не был закончен (текст состоит из 4 книг).
- Еще одним трактатом исторической направленности принято считать небольшое произведение, озаглаволенное «Itinerarium syruiacum» («Сирийский путь»), написанный в 1358 г. для некоего Джованни ди Манделло, отправлявшегося паломником в святую землю. Это своего рода историко-археологический и географический «путеводитель», который Петрарка написал, опираясь на свои незаурядные знания.
В трактатах морально-философской направленности Петрарка решает вопрос о соотношении своего собственного человеческого существования и социальной, коллективной действительности. Лучшим из них считается
- «De vita solitaria» («Об уединенной жизни»), в 2-х частях, большей частью написанный в 1346 г., а затем расширенный в последующих редакциях. Восхваление одинокой жизни в Валькьюза здесь дается как восхваление интеллектуальной жизни, посвященной научным занятиям и самоанализу и противопоставляется шумной и хаотичной жизни Авиньона.
- Трактат «De otio religioso» («О покое монашеской жизни») создавался в 1347 г., после поездки в городок Монтрие к брату Герардо, которому и был посвящен. Петрарка редактирует его десять лет спустя, причем произведение продолжает тему предыдущего трактата, однако затворническая жизнь рассматривается здесь в более религиозном и аскетическом ключе. Петрарка проводит параллель между своим существованием и жизнью в монастыре и считает, что монашеское существование дает возможность погрузиться в собственный внутренний мир.
- Трактат «De remediis utriusque fortunae» («О средствах против двух типов судьбы») , задуманный, возможно, еще в 1342-43 гг., большей частью был написан в 1356-57 гг., отредактирован в 1366, и состоял из многочисленных диалогов, объединенных в две книги: в первой изложены способы избежать опасностей, которые таит в себе благосклонная фортуна, во второй – от ситуаций, в которых очевидна ее враждебность. Петрарка создает своего рода риторическую игру между абстрактными фигурами, в которой, однако, сквозной мыслью проходит утверждение, что важнее всего – достоинство человека (virtus) и что при помощи знания можно противостоять любым превратностям судьбы.
Трактаты полемического характера связаны с более конкретными ситуациями и направлены против недругов поэта, которых Петрарка рассматривает как людей коварных, движимых безумными и извращенными побуждениями. В них во многом отразилось его восприятие окружающего мира.
- «Invective contra medicum» («Инвективы против врача») написаны в 1352-53 гг. и разделены на четыре книги в 1355 г. Поэт выступает в этом сочинении против ложного всезнания авиньонских врачевателей.
- «Invectiva contra quendam magni status hominem sed nullius scientie et virtutis» («Инвектива против властителя, не имеющего, однако, никакого знания и достоинства») была написана по поводу одного кардинала папского двора, который критически высказывался по поводу карьеры поэта.
- «De sui ipsius et multorum ignorantia» («О евежестве собственном и многих иных») был написан в 1367 г. . Произведение резко критикует четверых молодых аверроистов, с которыми поэт встречался в Венеции и которые осмеяли его незнание аристотелевской философии. Защита самого себя в этом произведении превращается в резкую полемику, направленную против естественных наук и принципа авторитарности (т.е. против привычки пользоваться цитатами разных авторов, в т.ч. и Аристотеля, чтобы подтвердить истину, - без какого бы то ни было практического ее подтверждения).
- «Invectiva contra eum qui maledixit Italie» («Инвектива против того, кто плохо говорил об Италии») написана в 1373 г. и направлена против сочинения французского монаха Жана де Эсдена, нанесшего Италии и итальянцам глубокое оскорбление своим утверждением о том, что папский престол должен оставаться в Авиньоне.
Многие из этих произведений имели широкое хождение, особенно в эпоху Возрождения, и в большинстве переводились на volgare. При всем разнообразии этих произведений, в них все же можно выделить ряд общих черт и особенностей:
1. Глубокий интерес к античной истории, которая представляется богатым источником образов, моральных качеств, ситуаций, достойных подражания.
2. Общее стремление к тому, чтобы рассматривать жизнь деятеля культуры как высшую ценность, и именно ему давать право (привилегию) оценивать общественную жизнь, но с некой удаленной (и “уединенной”) точки зрения.
3. Утверждение необходимости самопознания, исследования внутреннего мира человека, отвергая естественные науки и всякое системное мышление (систематичности Аристотеля противопоставляется диалогичность Платона; изучению природы - анализ поведения и чувств человека).
4. Религиозность, сосредоточенная на вопросах индивидуального спасения, утверждающая непознаваемость Бога и сотворенного им мира - и прямые, неопосредованные отношения человека с Богом.
5. Утверждение положительной ценности в том, что прочно, надежно, единственно в своем роде, - и отрицательного в том, что изменчиво, многообразно. Достоинство человека (virtus), в котором он может полностью осознать смысл своего существования, есть уверенность, всегда равная себе самой и не поддающаяся изменчивости природы и превратностям судьбы.
6. Поэзия есть наивысшая форма среди всех форм выражения человека.
Источник:belpaese2000.narod.ruwww.my-article.net