Эрнст Людвиг Кирхнер: жизнь и творчество художника. Картины кирхнер


639 картин Эрнста Людвига Кирхнера

Оригинал взят у virginian в 639 картин Эрнста Людвига Кирхнера

639 - это точное, с немецкой пунктуальностью подсчитанное число картин художника, которые были удалены из музеевГермании в 1937 году, еще при жизни художника. 25 картин Кирхнера были отобраны для печально знаменитой"Выставки дегенеративного искусства". Ведомство доктора Геббельса поработало тогда на славу, выставка пользоваласьогромной пропулярностью, она объехала 13 городов, её посетили 3 миллиона зрителей.

Эрнст Кирхнер стоял у истоков немецкого экспрессионизма, можно любить или не любить экспрессионистов,но причислять их картины к дегенеративному искусству, изымать из музеев? И почему это случилось именно вГермании, только ли нацисты во всем виноваты? Вопросы, вопросы...

Кому помешали эти картины?

Из серии "Берлинские улицы"

Ernst_Ludwig_Kirchner_-_Potsdamer_Platz

Berliner streets

Портрет Герды

portrait-of-gerda-

Русская танцовщица

Russische-Taenzerin

Вид Базеля

Ernst_Ludwig_Kirchner_-_View_of_Basel_and_the_Rhine

Во главе кампании по чистке музеев стоял Адольф Циглер, президент Имперской палаты изобразительных искусств. Возглавляемая им комиссия провела «чистку» фондов более ста музеев Германии. Вместе с работами Кирхнера быликонфискованы работы многих художников, включая Эмиля Нольде, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Георга Гросса,Эгона Шиле. В список попали также Пикассо, Гоген, Матисс, Сезанн, Жерико, Ван Гог. Всего более 16 тысячпроизведений.

Метаморфоза которая произошла с Циглером в общем-то характерна для Германии того времени.Учителем Циглера был известный приверженец модерна Angelo Jank. Не чужд модерна был и Циглер,одно время он был фанатичным почитателем искусства Франца Марка, но шли годы и постепенно художник превратился в монстра, устроившего разгром немецких музеев и отдающего приказы, запрещающие художникам работать.

На выставках теперь стали показывать только чистое "арийское" искусство, вроде опусов того же Циглера.

Адольф Циглер, Четыре элемента

Adolf-Ziegler-The-Four-Elements-before-1937

Терпсихора

ziegler2

Современники Циглера очень обидно отзывались о местах, которые лучше всего удавались Циглеру в обнаженке.

Здесь можно подробнее познакомиться с работами Циглера:

http://saiferfan.livejournal.com/4166.html

А вот еще одна знаковая картина Циглера со странным названием, Die-polizei.Картина похоже символизирует идеальные арийские тела, подвергающиеся нападкам состороны расово неполноценных элементов.

die-polizei

Поправка!!! Эта картина оказалась написанной другим художником, Рихардом Циглером, однофамильцем Адольфа Циглера. Оставляю ее здесь, как "принадлежащую истории".Рихард Циглер очень интересный художник и заслуживает отдельного поста.

Разве мог кто-то предвидеть эту позорную вакханалию в 1905-ом году, когда Кирхнер вместе Блёйлем, Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуфом образовал группу "Мост" (Die Brücke)?Позднее к к круппе присоединились Василий Кандинский, Август Маке, Алексей фон Явленский.

Групповой портрет участников группы Мост

EineKünstlergemeinschaft

Мост символизировал связь между старым классическим искусством и нарождающимся новым искусством двадцатого века.

Уличная сценка перед парикмахерской

street-scene-in-front-of-a-barbershop

Автопортрет художника

The-Painter-by-Ernst-Ludwig-Kirchner

С самого начала обстановка в студии была очень непринужденной, в качестве моделей использовалисьмолодые подружки художников, и главным лозунгом студии был "чем меньше одежды, тем лучше".Касалось это всех участников студии, включая гостей и самих художников.

Другим правилом было не позировать больше 15 минут, любой рисунок должен был быть закончен за это время.

Получалось очень даже неплохо!

half-naked-woman-with-a-hat-1911

ernst_ludwig_kirchner_-_two_nudes_on_a_blue_sofa_1910-1920

Ernst_Ludwig_Kirchner_-_Zwei_Akte_im_Raum

large

reclining-female-nude

Ernst_Ludwig_Kirchner_-_Standing_Nude_with_Hat_-_Google_Art_Project

two-yellow-knots-with-bunch-of-flowers

"Ню" у Кирхнера явно повеселее, чем у приверженцев истинно арийского искусства.

Интермедия между частями, кошки на картинах Эрнста Кирхнера и его друзей

639 картин Эрнста Людвига Кирхнера - Часть 2

bellezza-storia.livejournal.com

Эрнст Людвиг Кирхнер | Artifex.ru

Известный русский критик Стасов как-то заметил, что искусство можно сравнить с барометром, который чутко реагирует на изменения, происходящие в жизни общества. С этим трудно не согласиться, потому что настоящее творчество, будь то литература, музыка или живопись, всегда неразрывно связаны с породившей их реальностью. И здесь речь идет не столько о точном воспроизведении фактов и событий, сколько об эмоциональной реакции на них художников слова, кисти, звука, которая находит потом воплощение в их книгах, картинах и так далее.

Пожалуй, наиболее ярко это проявилось в художественном направлении, первой трети ХХ века, которое получило название экспрессионизм (от латинского expressio – «выражение»). Есть сведения, что этот термин впервые относительно к живописи употребил в 1910 году чешский искусствовед Антонин Матешек с целью противопоставить его импрессионизму (от французского impressionnisme – «впечатление»). Так была проведена граница между двумя «измами», один из которых уносил в мир грез и фантазий, а другой заставлял вместе с художниками переживать страшные события, происходящие в действительности.

 

Экспрессионизм в живописи можно назвать ответной и чрезвычайно субъективной реакцией художников, людей с обостренными чувствами и восприятием, на революции, войны, социальную несправедливость и прочие «издержки» человеческой цивилизации.

Разочарование, тревога, страх, боль – эти крайне негативные эмоции не могли не породить новых приемов художественного воплощения образов. И они появились. Резкие, зачастую даже грубые, контуры, небрежные мазки, гротескные преувеличения и упрощения в изображении людей, яркие кричащие краски, отсутствие на полотнах второстепенных элементов пейзажа, интерьера, архитектуры, света и тени – все было подчинено одной задаче. Показав сущность явления и выразив к нему свое отношение, художники-экспрессионисты пытались заставить зрителя пережить те же эмоции.

Течение нашло последователей практически во всех европейских странах и США. И, естественно, в стороне не осталась Германия с ее богатейшими художественными традициями и к тому же волей судьбы оказавшаяся в самом эпицентре многих драматических событий мировой истории.

Ярким представителем и основоположником немецкого экспрессионизма был Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner), который прожил интересную, но полную драматических событий жизнь, разделил сложную судьбу своей страны и, можно сказать, был уничтожен ею, когда его нация практически полностью поддержала идеологию фашизма.

Кирхнер родился 6 мая 1880 года в немецком городе Ашаффенбург. Образование получил на факультете архитектуры в Дрездене, где учился вместе со своими будущими соратниками по искусству, молодыми художниками Блейлем, Хеккелем и Шмид-Ротлуфом, которые потом вошли в знаменитую группу «Мост».

  

7 июня 1905 года стало знаменательной датой в истории немецкой живописи. Именно в этот день было объявлено о создании «Моста». А в 1906 году Кирхнер написал программу группы, где было изложено творческое кредо ее участников:

«...Каждый, кто свободно и искренне выражает то, что его вынуждает к творчеству, должен быть с нами»

Манифест был собственноручно выполнен Кирхнером в виде гравюры на дереве, что стало своеобразной визитной карточкой «мостовцев»: впоследствии все тексты, которые сопровождали работы членов группы, запечатлевались на продольных деревянных гравюрах.

Интересно и то, почему участники решили дать группе название «Мост», предложенное Шмид-Ротлуфом. Они вкладывали в это слово несколько смыслов: мост, как связь времен, мост, как способ перейти от устаревших творческих приемов и образов к приемам и образам современным, отвечающим запросам действительности.

На раннее творчество Кирхнер большое влияние оказали несколько факторов. Во-первых, это были картины ван Гога, которые просто не могли быть не замечены и не оценены живописцем, наделенным аналогичным художественным видением. И доказательством тому может служить почти буквальное заимствование темы – полотно «Женский профиль и подсолнухи».

 

Живопись | Эрнст Людвиг Кирхнер | Женский профиль и подсолнухи, 1906
Живопись | Винсент ван Гог | Двенадцать подсолнухов в вазе, 1888

Второй особенностью раннего Кирхнера был его интерес к примитивному искусству народов Африки и Океании, что нашло отражение в таких работах, как «Обнаженная с дудочкой перед зеркалом» и «Две девушки».

 

Живопись | Эрнст Людвиг Кирхнер | Обнаженная с дудочкой перед зеркалом, 1910Живопись | Эрнст Людвиг Кирхнер | Две девушки, 1907

В раннем творчестве проявилась еще одна особенность индивидуальной манеры письма художника: нечеткость линий и удлиненные пропорции в изображении человеческих фигур. Этот прием впоследствии использовался автором в его более поздних картинах, запечатлевших жизнь берлинских улиц.

 

Время, проведенное с друзьями из «Моста», было, пожалуй, самым безоблачным в жизни Кирхнера. Он был молод, его работы выставлялись и даже покупались. Неприхотливость в быту позволяла жить в тесном общении с единомышленниками: они снимали на всех одну квартиру и работали в одной мастерской. Художники часто выезжали на пленэр на озера Морицбурга с молодыми и не обремененными моральными принципами натурщицами, и вполне естественно, что их образ жизни совсем не вписывался в рамки суровых бюргерских устоев. Именно в то время Кирхнер обзавелся очень неприятными привычками: абсент и наркотики оказали художнику дурную услугу, послужив в будущем причиной нервных срывов и тяжелых длительных депрессий.

 

Но все это было еще впереди, а первое серьезное испытание случилось, когда «мостовцы» перебрались в Берлин. Там группа почти сразу прекратила свое существование. Одной из основной причин друзья Кирхнера называли то, что он явно преувеличивал свою роль в формировании идеологии экспрессионизма, забывая о том, что течение возникло не на пустом месте.

В Берлине меняется тематика полотен художника, в них все яснее звучат мотивы надвигающейся мировой катастрофы. Появляются новые персонажи - проститутки, мошенники, нищие оборванцы – одним словом, городские изгои, которых породила социальная среда. Манера письма становится все более агрессивной, жесткой и напряженной. Истинной трагичности она достигнет после того, как художник побывает на войне.

Но перед этим Кирхнеру пришлось пережить настоящие бои на личном фронте. Не секрет, что творческие люди – натуры увлекающиеся, и Эрнст не был исключением из правил. В его жизни в определенный период образовался не любовный треугольник, а целый квадрат. Долгое время любимой натурщицей - и не только ею – была Додо, красивая и весьма эксцентричная дама. С одной стороны, она не претендовала на то, чтобы стать единственной женщиной в жизни художника, но, с другой стороны, позволяла себе достаточно бурно реагировать, если его очередной роман грозил перерасти в более серьезные отношения. И однажды это произошло.

В 1912 году Кирхнер познакомился с сестрами Гердой и Эрной Шиллинг. Любвеобильный художник не обошел вниманием ни девятнадцатилетнюю Герду, ни ее двадцативосьмилетнюю сестру, которая стала для него любимой женщиной до последних дней жизни. Но можно себе представить, какие страсти кипели вокруг него до тех пор, пока ситуация не приобрела окончательную ясность. И, к сожалению, эмоциональные перегрузки художнику «помогали» переносить все те же алкоголь и наркотики.

 

…Начало Первой мировой войны застало Кирхнера на острове Фемерн в Балтийском море, который сразу же был объявлен военной стратегической зоной. Художнику пришлось возвращаться в Берлин, но по дороге домой его несколько раз задерживали как русского шпиона. Это привело к возникновению своеобразной фобии – он стал бояться людей в военной форме. И можно представить себе его состояние, когда он представлял, что такая же форма может оказаться на нем.

Надо сказать, что Кирхнер панически боялся всего, что было связано с войной: смерти, боли, крови, оружия, большого скопления «обезличенных» людей и так далее. Когда его все-таки призвали в армию (по разным сведениям это был 1914 или 1915 год), запаса психологической «прочности» хватило всего на два месяца, хотя художник и близко не приближался к местам боев, а его служба состояла в том, что он ухаживал за полковой лошадью. С ним случился очередной нервный срыв, усугубившийся заболеванием легких. Кирхнера комиссовали по состоянию здоровья, и он отправился лечиться в горную Швейцарию.

Но даже поверхностных впечатлений ему хватило для того, чтобы написать пронзительные по своей трагичности картины. В них он как-бы «примерил» на себя каково это – быть инвалидом, или художником, который потерял правую руку, или одним из тех артиллеристов, который сейчас моется в бане, а завтра станет пушечным мясом на поле боя.

 

Окончание войны внесло мир и в душу Кирхнера. Его психологическое здоровье настолько улучшилось, что показалось - дурные наклонности навсегда остались в прошлом. Художник много работал, периодически делал персональные выставки. Самая большая состоялась в 1933 году в Берне. Пришло и настоящее признание: в 1931 году Кирхнер стал членом Прусской академии художеств.

Разительно поменялась и живопись Эрнста. Безысходность и ужас военных картин сменили светлые, безмятежные пейзажи, изображения мирных городских улиц, одухотворенные лица и бытовые зарисовки.

 

Но не нужно забывать, что художник принадлежал к так называемому обреченному поколению немцев, которым пришлось пережить все принесенные фашизмом ужасы. Кирхнер не дожил до апофеоза национальной трагедии, он добровольно ушел из жизни.

Причиной, которая привела к такой развязке, послужило то, что в 1937 году 639 картин, написанных художником, были изъяты из музеев Германии, и он был исключен из академии. 25 его полотен были отобраны для выставки «Дегенеративного Искусства», организованной по инициативе Адольфа Циглера, президента Имперской палаты изобразительных искусств при правительстве Гитлера. Более 16 тысяч полотен, среди которых были произведения Пикассо, Гогена, Матисса, Сезанна, Жерико, ван Гога были выброшены из музеев, так что Кирхнер оказался совсем в неплохой компании.

Но унижение было слишком велико, оно спровоцировало возвращение алкоголизма и наркомании с их тяжелыми депрессиями. В один из дней художник не выдержал отчаяния, страха перед будущим, и выстрел из ружья поставил точку в его жизни. Это лучилось 15 мая 1938 года.

artifex.ru

Эрнст Людвиг Кирхнер: жизнь и творчество художника

Эрнст Людвиг Кирхнер (нем. Ernst Ludwig Kirchner; 6 мая 1880, Ашаффенбург — 15 июня 1938, Фрауенкирх-Вильдбоден возле Давоса) — немецкий художник, представитель немецкого экспрессионизма.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Эрнста Людвига Кирхнера

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился 6 мая 1880 года в Ашаффенбурге в семье инженера-химика Эрнста Кирхера.

В 1901 году окончил гимназию в Хемнице. Потом учился на факультете архитектуры Высшей технической школы в Дрездене, посещал Учебно-экспериментальную мастерскую свободного и прикладного искусства в Мюнхене. В это время он познакомился с Блёйлем.

В 1903—1904 годах учился в художественной школе фон Дебшица и Обриста в Мюнхене, затем продолжил изучения архитектуры в Дрездене. В 1905 году получил диплом архитектора.

В 1905 году он вместе с Блёйлем, Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуфом образует группу «Мост» (Die Brücke), с которой началось становление немецкого экспрессионизма. 7 июня считается днем основания группы. Позднее к ней присоединились Василий Кандинский, Август Маке, Алексей фон Явленский. Название было предложено Хеккелем, идеологом группы стал Кирхнер. В 1906 году Кирхнер пишет программу группы.

Летом 1907 года вместе с Максом Пехштейном едет в Гоппельн возле Дрездена, где много рисует. В 1908 году работает на острове Фемарн.

В 1909—1911 годах ездит рисовать на Морицбургские пруды. В 1910—1911 —годах состоит в группе художников «Новый сецессион». В октябре 1911 года переезжает в Берлин, знакомится с Эрной Шиллинг, впоследствии ставшей гражданской женой Кирхнера. Тогда же основывает с Максом Пехштейном институт «МИУМ» (современного преподавания в живописи).

В 1913 написанная Кирхнером «Хроника художественной группы „Мост“» приводит к распаду группы.

В 1914 году участвует в художественной выставке в Кёльне, с началом Первой мировой войны уходит добровольцем на фронт. В 1915 был комиссован из армии по болезни лёгких, направлен на лечение в санаторий в Кёнигштейне.

В 1917 переезжает на жительство и лечение в Швейцарию, живёт в Штафельальпе возле Давоса, до октября 1918 года лечение в санатории в Кройцлингене. 1922 стал началом совместной работы с Лизой Гуйер.

В 1923 переезжает в Вильдбоден, где делает большую выставку работ в Базеле. В это время работает над иллюстрациями к книге поэта Георга Гейма «Umbra Vitae». В 1925/26 совершает большое путешествие по Германии (Франкфурт-на-Майне, Хемниц, Дрезден, Берлин).

В 1929 году едет в Эссен, Берлин и Франкфурт-на-Майне. В 1933 году делает большую выставку в Берне.

В 1937 художник был причислен нацистами к представителям «дегенеративного искусства». В 1938, измученный болезнью и пристрастившийся к наркотикам, художник совершает самоубийство, его гражданская жена Эрна Шиллинг получает разрешение до самой смерти (2 октября 1945 г.) носить фамилию Кирхнер.

ТВОРЧЕСТВО

Большое влияние на ранее творчество художника оказали кртины Ван Гога. Это сказалось в его первых работах: «Женский профиль и подсолнухи» (1906), «Женщина в белом платье» (1908). В то же время он проявлял интерес к примитивному искусству народов Африки и Океании. Черты примитивизма заметны в его композициях: «Обнаженная перед зеркалом» и «Две девушки» (1910). Для этих работ характерно декоративное построение плоскостей, обрамленное стремительными темными линиями. Кирхнер первый из участников «Моста» определил новый образ цветов, линий и плоскостей, их тяготение друг к другу в экспрессионистском понимании. Картины, по его мнению, суть не просто изображения определенных предметов, а самостоятельные существа из линий и красок, которые похожи на их прототипы настолько, чтобы сохранялся ключ к пониманию изображенного.

Two Girls 1907 Two Girls 1907 Marcella 1909 Marcella 1909 Female Artist 1910 Female Artist 1910

По-другому Кирхнер понимал и природу: под природой он понимал все, что можно увидеть или ощутить, в том числе и то, что создал сам человек. На творчество Эрнста Людвига оказала влияние не только живопись Ван Гога, но и анализ более старого искусства (гравюры Альбрехта Дюрера) вплоть до народного примитивизма (искусство народов Африки). В живописи Кирхнера характерна некоторая «смазанность» женских фигур и удлиненные пропорции («Улица с красной кокоткой», 1914).

«Улица с красной кокоткой» 1914

Художник попробовал себя и в деревянной скульптуре. Он распространял новые идеи не только в рамках группы «Мост», но и публиковал статьи об импрессионизме в прессе. Художник переезжает в Берлин, что отражается на характере творчества группы.

После издания Хроники «Моста» и распада группы художник продолжил работать самостоятельно. Главной картиной того времени была «Уличная сцена в Берлине». Цвета резки и диссонируют друг с другом. Создается впечатление, что мазки нанесены как будто в лихорадке, и это придает картине тревожные ноты.

«Уличная сцена в Берлине»

Пребывание в армии, куда Кирхнер пошел добровольцем, тяжело сказалось на его психике, результат чего выплеснулся в «Автопортрет в солдатской форме».«Автопортрет в солдатской форме» 1915

Переехав в Швейцарию предметом интереса становятся главным образом альпийские пейзажи. На протяжении 1920-х годов творчество Кирхнера развивалось в направлении абстракционизма.

Кирхнер, являясь основоположником этого направления, остался верен ему до конца.

В поисках своего стиля у него сложилась своя собственная система приемов и манера письма. Особенностями его стиля стали: отказ от изображения пространства, плоскостное изображение предметов и их деформация, резкие цветовые противопоставления, яркий колорит(«Автопортрет с натурщицей», 1907 ).

В историю мировой живописи Эрнст Кирехнер вошел как основоположник одного из самых заметных явлений художественной жизни – экспрессионизма. Полотна Э.Кирхнера, яркие по колориту, драматически напряженные, внесли большой вклад в его развитие.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

 В 1933 году к власти пришли нацисты. Художник был причислен к дегенеративному искусству. 639 его работ были удалены из немецких музеев. В такой трагической обстановке самоубийством закончилась его жизнь.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • A.Henze: Ernst Ludvig Kirchner.Leben und Werk, Stuttgart 1980
  • N.Wolf: Kirchner, Bonn 2003
  • D.Elger: Expressionismus, Köln 2007

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, art-modernism.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Эрнст Людвиг Кирхнер: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Эрнст Людвиг Кирхнер: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Эрнст Людвиг Кирхнер . Художники-экспрессионисты. Биографии. Картины

Ernst Ludwig Kirchner. 1880 — 1938  г.Немецкий художник-экспрессионист. Инициатор и главный идеолог группы «Мост».

133Современные искусствоведы затрудняются ответить на вопрос, почему картины немецкого художника-экспрессиониста Эрнста Людвига Кирхнера, оставившего столь значимый след в культурной жизни своей родины, значительно уступают по количеству продаж в Германии, и так высоко ценятся на аукционах других стран.

Родился будущий инициатор создания группы «Мост» и главный идеолог этого объединения 6 мая 1880 в Ашаффенбурге. Первоначальное образование Кирхнер получил в Саксонском высшем техническом училище, где он обучался на факультете архитектуры в 1901-1905 гг., с параллельным посещением Школы Обриста и Дебшица в Мюнхене (1903-1904 гг.), много давшей ему в плане изучения техники живописи. В этом учебном заведении он постигал композицию, вникая и в особенности рисунка с натуры.

По окончании технического училища в 1905, у Кирхнера и его друга Фрица Блейля появилась возможность глубже заняться любимым делом, совершенствуясь в новых формах живописного искусства, и создать базу творческого объединения, которое получит название «Мост».

На следующий год группа пополнилась новыми художниками, уже успевшими проявить незаурядный талант, был среди них и Нольде, представляющий старшее поколение. В этом же году Кирхнером была составлена программа объединения. Руководитель группы практически показал, какую роль играют плоскость, цвет и линия в новом художественном методе – экспрессионизме, а также «готовность» этих составляющих перерождаться друг в друга. По его убеждению, главная задача живописца-экспрессиониста состоит не в точном копировании объекта, а лишь в сохранении ключа, посредством которого зритель сможет понять изображенное, при этом каждая картина – это индивидуальность, созданная из линий и красок.

В дрезденский период, когда «Мост» находился еще в этом городе, Кирхнер часто обращался к изображению женской натуры, работая над этим сюжетом как в мастерской, так и на лоне природы, куда часто выезжали члены группы; в полотнах этого периода заметен французский постимпрессионизм, особенно почитаемый им Ван Гог. За счет приемов, применяемых голландцем, и представлявших слияние прерывистых мазков, составленных из разных цветов, в картинах присутствует эффект подвижной массы.

В 1911 Кирхнер в компании Пехштейна перебирается в Берлин, где они выступают основателями Института современного обучения живописи, и это приводит к первым разногласиям в среде «Моста». Напряженный ритм жизни столичного города, его беспорядочная суета, оказались созвучны внутренним «ритмам» художника. Картина «Уличная сцена в Берлине», которую относят к главным работам этого периода, передает некоторое чувство тревоги из-за мазков, нанесенных автором сумбурно, чуть ли не в приступе нервной болезни, при том, что лица элегантных женщин красивы.

«Хроника художественного объединения «Мост»», опубликованная Кирхнером в 1913, в которой автор, по мнению остальных участников группы, преувеличил свои заслуги в деятельности организации, привела к официальному прекращению ее существования.

103Участие художника добровольцем в Первой мировой войне длилось недолго, и в 1915, он, больной туберкулезом, тяжело травмированный, с диагнозом душевнобольного, возвращается с фронта и проходит лечение в Кёнигштейне. Картина «Автопортрет в солдатской форме» – саркастическая работа, созданная под влиянием фронтовых переживаний.

С наступлением 1920-х, у Кирхнера заметно приближение к абстракции, и свои некоторые художественные  образы он создает в «иероглифической» манере.

Искусство Кирхнера периода 1930-х, ознаменовано его возвратом к временам зарождения «Моста», с тем отличием, что у моделей на полотнах исчезли изломанные линии контуров.

Вынужденная творческая изоляция, в которую художник попал после прихода к власти нацистов, вызвала у него тревогу и отчаяние, и хотя он в достаточной степени, как житель Швейцарии, был защищен от преследований, начавшихся в Германии на представителей «дегенеративного искусства», это пагубно сказалось на его нездоровой психике. После активной творческой деятельности, членства в Прусской академии искусств – позорное изгнание из этого заведения, изъятие работ из музеев Германии. Все это привело к тому, что Кирхнер не нашел иного выхода из ситуации, и решил самовольно лишить себя жизни. 15 июня 1938 в Фрауэнкирхе он покончил жизнь самоубийством.

Смотреть картины Эрнста Людвига Кирхнера

expressionists.ru

Эрнст Людвиг Кирхнер - Биография художника, известные произведения, выставки

Эрнст Людвиг Кирхнер (нем. Ernst Ludwig Kirchner, 6 мая 1880, Ашаффенбург, Германия — 15 июня 1938, Фрауенкирх-Вильдбоден, Швейцария) — немецкий художник-экспрессионист, основатель авангардного художественного объединения «Мост», первого объединения, заявившего о принципах экспрессионизма.

Особенности творчества художника Эрнста Людвига Кирхнера: современный город на картинах Кирхнера — опасный, развратный, рискованный, грязный. Это город одиночества и отчаянья, город, в котором траектории пути пешеходов не пересекаются, а взгляды скользят мимо друг друга. Искаженная перспектива улиц и площадей заставляет здания, людей, трамваи дыбиться, неестественный искусственный свет ночного города искажает лица и цвета. Ощущение опасности стирается только в поздних пейзажах Кирхнера, написанных в Швейцарии, но это все же мистический, трагический мир, зыбкий и такой же одинокий, как большой город.

Известные картины Эрнста Людвига Кирхнера: «Уличная сцена», «Автопортрет в солдатской форме», «Потсдамская площадь», «Лежащая обнаженная перед зеркалом», «Зимний пейзаж в лунном свете».

Эрнст Людвиг Кирхнер основал художественное объединение «Мост» вместе с тремя друзьями и единомышленниками. Это была первая авангардная группа художников, сформировавшая и отпечатавшая собственный манифест в виде гравюры. Они заявили о разрыве с академическим искусством и о начале грандиозной стройки — виртуального моста из средневекового, готического искусства прямо в современность, от Дюрера и Кранаха-старшего, минуя уже давно безжизненную академическую традицию, — к собственным поискам нового языка в живописи.

Ко времени создания «Моста» Эрнсту Кирхнеру было 25 лет, он закончил учиться в Высшей технической школе Дрездена на архитектора, а значит досконально изучил еще и перспективу и рисунок. В дрезденской мастерской Кирхнера впервые прошло собрание участников группы: Фрица Блейля, Карла Шмидта-Ротлуфа и Эриха Хеккеля. Эти четверо придумали нудистские выездные пленэры. Они отправлялись на остров Фемарн или Морицбургские озера, купались нагишом вместе с натурщицами и любовницами, занимались гимнастикой на берегу и много писали обнаженную натуру. В культе дикого, варварского образа жизни, конечно, сыграли большую роль Этнографические музеи, которые тогда как раз начинают открываться в Германии: маски, идолы, утварь из Океании, Африки и Азии. Этот провинциальный, юный дрезденский период — самый счастливый для Кирхнера.

В 1911 году художник переезжает в Берлин, шумный, быстрый, лихорадочный, беспощадный. Здесь для Кирхнера быстро все меняется: частная художественная школа, в которую очень верили участники «Моста», особым успехом не пользовалась и закрылась через год после открытия, каждый из четверых друзей-художников, окрыленный возможностями мегаполиса, удаляется от других в поисках собственного пути и стиля. Через два года группа была распущена. Одинокий и растерянный, Кирхнер проводит вечера на улицах, рисует десятки этюдов, пытаясь уловить ритм города, дышит его наэлектризованным, тревожным воздухом, наблюдает за мелькающими каблуками прохожих, проститутками и ворами, дельцами и бродягами. Предвоенная обреченность и нервное ожидание неизбежного.

В сентябре 1914 года Кирхнер идет добровольцем на войну, его принимают водителем в артиллерийский полк. Уже в 1915 году художник вернется в Берлин, уволенный из армии с тяжелым психическим расстройством: приступы были настолько сильными, что приводили к параличу рук и ног. Морфий, алкоголь, санатории в Швейцарии, страшные сны и страшные автопортреты. Уйдут годы на то, чтоб послевоенный психоз утих, а дозы морфия настойчивым врачам удалось хотя бы снизить до допустимых. Месяцы лечения от нервного срыва, периодические боли и паралич перемежаются с неделями достаточно успешных выставок и первых финансовых успехов. Эрна Шиллинг, верная возлюбленная Кирхнера, с которой он познакомился за несколько лет до войны, навещает художника в санатории и ведет его бизнес в Берлине. Она будет рядом до конца жизни Кирхнера.

С 1918 года художник живет в Швейцарии. Он снимет комнату в Давосе, смастерит мебель и долго будет украшать ее резьбой, своему врачу напишет, что живет спокойно и размеренно, рисует эскизы узоров для ковров. Его живопись становится светлой и все более абстрактной. Выставки работ с шумным успехом проходят в разных городах Германии и Швейцарии, он избран членом Прусской академии искусств. Кирхнер теперь уже никогда не чувствовал себя здоровым — и ему стоило больших усилий поддерживать эмоциональное и физическое равновесие. Депрессии и болевые приступы сменялись периодами покоя.

Но даже издалека, из-за границы и задолго до огромной катастрофы он почувствует неотвратимую опасность. В 1933 году, с приходом к власти в Германии национал-социалистов Кирхнер лишается всего: его картины конфискованы из музеев, он исключен из Академии, после выставки «Дегенеративное искусство» работы не продаются. «Мы создавали „Мост“, чтобы поддержать исконное немецкое искусство, созданное в Германии. А теперь оно объявляется ненемецким. Боже мой, это меня расстраивает!» — пишет Кирхнер. В 1938 году Кирхнер узнает о том, что Германия захватила Австрию, и с ужасом ждет захвата Швейцарии. Во дворе собственного дома он покончит с собой, не сомневаясь, что в мире разыграется новая трагедия, еще одна война, которую он уже не в силах будет пережить.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

639 картин Эрнста Людвига Кирхнера

bridge-in-wiesen

Davos von Nordwesten

Ernst Ludwig Kirchner - At the forest edge

Sertig valley in autumn

Для самого художника годы жизни в Давосе были хорошим временем, стабилизируется душевное ифизическое здоровье, появляются новые друзья и знакомые.

Кирхнер увлекается дизайном и декоративным искусством, гравюрами на дереве и скульптурами.

Успешно проходят выставки в Германии и Швейцарии. Большая выставка в 1923 году в Базелепривлекла внимание молодых базельских художников и послужила толчком к образованиюгруппы Rot-Blau, своего рода реинкарнации группы Мост. Группа Rot-Blau оказала большоевлияние на искусство Швейцарии но просуществовала недолго. Виной тому были не толькоразногласия между художниками, но и печальные события, скоропостижная смерть двухведущих членов группы, Альберта Мюллера и Германа Шерера.

Пик популярности приходится на 1927-ой год, с большим успехом проходят три выставкив Висбадене, Лейпциге и Цюрихе.

Одна из картин, которые демонстрировалась на выставке в Дрездене, Эрнст и Эрнана фоне своего дома и двух деревянных скульптур, Адама и Евы

A_vor_sonnenaufgang

Возвращение домашнего скота

Rückkehr der Tiere,

Две обнаженные фигуры в лесу

two-nudes-in-the-wood-1926-ernst-ludwig-kirchner

У художников всегда были сложные отношения с критиками, Кирхнер решил непускать это дело на самотек и стал сам писать о своих работах подпсевдонимом "Louis de Marsalle". К разработке "легенды" Кирхнер отнесся со всейсерьезностью, представляя Louis de Marsalle как французского военного врачаслужившего в Северной Африке. Всего Кирхнер опубликовал 6 эссе за подписьювымышленного критика. Долгое время биографы и критики принимали все это всерьез ицитировали Louis de Marsalle в своих статьях и книгах. Раскрыть кто такой былLouis de Marsalle смогли только в конце 50-ых.

Стиль картин Кирхнера постепенно смещается в сторону абстрактного искусства.

Store in the Rain 1927

Формально натюрморт, на заднем фоне деревянная скульптура

Still Life with Sculpture in front of a Window - Ernst Ludwig Kirchner, 1933-1935

Еще один натюрморт с деревянной скульптурой

Still Life with Sculpture - Ernst Ludwig Kirchner, 1924

Танец

The Dance between the Women 1930 1932

Две женщины в кафе

Ernst Ludwig Kirchner - Two women in a Cafe

Кирхнер часто использовал фотографии в качестве исходного материала.

Dokument2

Несколько картин выполненных в штриховой манере.

Блондинка в красном платье

Ernst Ludwig Kirchner - Blond woman in a red dress_ portrait of Elisabeth Hembus

Купающаяся семья

Ernst Ludwig Kirchner - Bathing women and children

Вечерняя прогулка

woman-is-walking-over-a-nighty-street-1929

Автопортрет

self portrate

В 1929-ом году грянул кризис, который отразился как на Кирхнере, так и на остальныхжителях Давоса. Арт дилеры перестали покупать картины, в Давос перестали приезжать туристы,но Кирхнер и Эрна особо не бедствовали, разве что пришлось немного затянуть поясаи вести более скромную жизнь.

В 1931 году по представлению министра культуры Кирхнер был избран членом Прусской академииискусств в Берлине. Проходит всего два года и в Германии уже другой министр и дуют"новые ветры" в искусстве. Кирхнера вынуждают прекратить свое членство "по собственномужеланию". Нетрудно догадаться, каким ударом это стало для художника.

За весь 1934-ый год он написал одну единственную картину маслом, "Хоккеисты".

Hockey Players

События в Германии между тем начинают идти по нарастающей, разворачивается кампанияпротив "Дегенеративного Искусства", картины Кирхнера и других экспрессионистовначинают изымать из музеев. Хрупкая психика художника выдержать этого не могла.В его жизнь снова входит морфий, оказывающий разрушительное влияние на его психическоеи физическое здоровье.

Апофеозом стала печально знаменитая Entartete Kunst, выставка "Дегенеративного Искусства"прошедшая во всех главных городах Германии в 1937 году. 25 картин Кирхнера были отобраныдля выставки и висели на самом видном месте, трудно придумать что-либо более унизительноедля любого художника...

tumblr_mtl5ahZPBt1ql7uwio1_1280

"Уголок Кирхнера" на выставке.

IMG

Надпись на небольшом плакате внизу:

"Wir stehen damit vor dem Meister, der als erster Deutscher der Welt Dürers diegleiche Eindringlichkeit gegenüberzustellen hat".

"Мы стоим перед мастером, который является первым немцем, который может противопоставитьмиру Дюрера такую же проникновенность".

На картине вверху изображены друзья Кирхнера, Botho Graef и Hugo Biallowons перед отправкой Hugoна фронт. Профессор Botho Graef был большим другом и почтитателем Кирхнера, в трудное военноевремя он рассылал рекомендательные письма и призывал покупать картины художника.

Hugo погиб под Верденом в 1916-ом, Botho умер от сердечного приступа в 1917-омкогда находился в том самом санатории, где до этого лечился Кирхнер.

Формально для художника все складывалось не так уж плохо, он старался с головой уйти в работу,успешно прошла его выставка в Детройте, где была куплена одна из выставленных картин -те самые "Хоккеисты". Состоялась его выставка в Базеле, хотя, несмотря на хорошиеотзывы, успех был меньше чем ожидался.

Для Кирхнера Германия была его Родиной, или точнее, Отечеством, где он со своимидрузьями основал новое направление в искусстве, где до войны прошли его лучшиегоды. Теперь Германия его отвергла и подвергла унизительному шельмованию.

Депрессия, бессонные ночи, постоянное чувство утомляемости и тревоги (акатизия, верныйспутник опиатов) овладели художником.

13 марта 1938-го года Германия объявила аннексию Австрии. Известие об этом стало шокомдля Кирхнера, он стал одержим идеей, что со дня на день немецкие войска появятся передего домом и увидят его "дегенеративные" деревянные скульптуры. Кирхнер убирает всескульптуры и уничтожает их.

6-го мая Кирхнеру исполняется 58 лет. В этот день он не получает ни одного письмаот своих друзей, только верная Эрна пытается хоть как-то его утешить.10-го мая Кирхнер приходит в местный муниципалитет и заявляет о своем намеренииоформить брак с Эрной, для это требовалось оформить кучу бумаг и в итоге брак таки не состоялся.

В ночь с 14-го на 15-ое июня душевный кризис достигает своего максимума, после бессонной ночиКирхнер предлагает Эрне вместе покончить жизнь самоубийство. Эрна делает отчаяннуюпопытку остановить его и вызвать доктора, но пока она разговаривает по телефону Кирхнервыстрелом в сердце обрывает свою жизнь.

Надо отдать должное властям Давоса, формально Эрна не имела никаких прав, ноей разрешили пользоваться фамилией Кирхнер и раcпоряжаться оставшимся послесмерти художника наследством.

Эрна умерла в 1945 году успев увидеть конец войны.

Эрна Кирхнер, 1917.

08-Kirchner_Kopf_Erna_1917

Могила Кирхнеров на кладбище Waldfriedhof в Давосе.

Grab von Ernst Ludwig Kirchner

ru-musagetes.livejournal.com

Эрнст Кирхнер: картины, биография немецкого экспрессиониста

Экспрессионизм был самым главным вкладом немецкого искусства в художественную культуру XX века. Он охватил широкие области литературы, музыки, архитектуры и кино, но наиболее ярко проявил себя в живописи. Острота восприятия действительности и социальная направленность, обостренное чувство формы и стремление к цветовой насыщенности, к декоративности стали характерными чертами этого стиля.

 

Как живописное явление, немецкий экспрессионизм имел самые разнообразные корни. С одной стороны, он воплощал в себе чисто национальную тягу к гипертрофированной обостренной форме, язык которой всегда был главным средством выражения у немецких художников начиная со средневековья (искусством которого особо вдохновлялись экспрессионисты). С другой стороны, источником вдохновения для экспрессионистов была живопись французского постимпрессионизма, в частности, Ван Гога и Гогена. Первый довел цвет до его предельной чистоты, выражая им свои душевные и нервные переживания. Второй, Гоген, вырабатывал новые ритмы, основанные на взаимоотношениях линии и цветового пятна и объединенные в одну орнаментальную форму. Вместе с влиянием Эдварда Мунка — яркого представителя стиля модерн и предвестника экспрессионизма, французские влияния пришли в Германию через группу "Наби".

Таким образом, экспрессионизм родился из слияния современных художественных идей и национальных традиций. Его рождению способствовала и общественно-политическая обстановка в стране — обострение социальных отношений, экономический кризис. Поэтому основным пафосом творчества немецких экспрессионистов стал социальный протест против современного буржуазного общества. Опустошенность современного человека, социальное неравенство, бессмысленность и жестокость войны становятся основными темами в творчестве художников этого направления.

Формальным началом экспрессионизма считается 1905 год, когда в Дрездене была создана группировка "Мост". Ее основателями были вполне зрелые мастера, но именно факт объединения дал им возможность ощутить себя мощной художественной силой. В этом был и смысл названия группировки — "присоединить к себе все революционные элементы" (из манифеста " Моста"). Среди создателей группы были Карл Шмидт-Ротлуфф, Эрих Хеккель, Фриц Блейль и Эрнст Людвиг Кирхнер.

Для Кирхнера вступление в "Мост" совпало с окончанием его учебы. До этого он изучал архитектуру в Дрезденском высшем техническом училище и некоторое время занимался в школе Обриста и Дебшица в Мюнхене. Именно обучение в этой школе и было осуществлением его "мечты о живописи": у Обриста и Дебшица он изучает композицию и рисунок с натуры. В это время вместе с Ф. Блейлем, тоже студентом-архитектором, он занимается экспериментами в области рисунка и живописи. Тогда-то и зародились основы "Моста" — художников объединяла не только общность интересов, но и дружба. В 1906 году к ним присоединяется представитель старшего поколения Эмиль Нольде, а чуть позже — Макс Пехштейн, швейцарец Куно Амит, финн Аксель Галлен-Каллела. Все эти художники работают в тесном контакте, иногда в общей мастерской во Фридрихштадте, иногда в совместных поездках на пленэр к Морицбургским озерам. Но уже в 1911 году намечается раскол группировки, когда Кирхнер и Пехштейн уезжают в Берлин и основывают там Институт современного обучения живописи. Официально "Мост" закончил свое существование в 1913 году.

В начале 1910-х годов Кирхнер ведет бурную творческую деятельность. В поисках новых тем он становится настоящим урбанистом — поклонником и беспощадным критиком жизни современного города. Кирхнер принимает участие в Специальной выставке в Кельне, где расписывает Зондербунд-капеллу. В 1913-1914 годах появляются его знаменитые "берлинские" сцены — ночные перекрестки с одинокими прохожими на фоне утрированной архитектуры. Женская фигура на ночной улице для художника — символ покинутости, безнадежности. Живопись Кирхнера становится сгустком нервной энергии, достигает, кажется, предела напряженности. Об этом свидетельствуют и "Цирковой наездник" (1914, частная коллекция), и "Красная башня в Халле" (1915, Музей Эссена). В этих вещах деформация реальности говорит о глубочайшем душевном кризисе мастера, а "Автопортрет" (другое название — "Пьющий", 1915, Нюрнберг, Национальный музей), написанный уже во время тяжелого нервного недуга, — авторское признание в полной душевной опустошенности. В письме к другу он пишет так: "Теперь я сам такой, как кокотки, которых я рисовал... продолжения уже не будет".

Наступила болезнь, а вместе с ней и творческий кризис. Выздоровление происходило очень медленно. Кирхнер уехал лечиться в Швейцарию. Вместе со здоровьем к художнику возвращается и желание снова работать. В это время он пишет спокойные альпийские пейзажи (1919, Детройт, Институт искусств), проникнутые совершенно иным мироощущением. От нервной пастозной живописи довоенного периода он приходит к плоскостно-декоративной манере. Именно так написан, например, групповой портрет художников (1926, Кельн, музей Людвига).

Накануне прихода к власти национал — социалистов Кирхнера принимают в Прусскую Академию художеств. В 1933 году в Берне состоялась огромная выставка его произведений. Однако общественная слава художника недолговечна. В том же году вместе с другими экспрессионистами Кирхнера исключают из состава Академии. Художник уезжает в Швейцарию, будучи не в силах противостоять официальному искусству, которое олицетворяет собой сильную государственную власть. Но для "власть имущих" этого было мало. Они хотят уничтожить всякую память о художнике и объявляют его искусство (как и искусство многих прогрессивных немецких художников) "дегенеративным" и "вырожденческим". Из немецких музеев конфискуется 639 работ Кирхнера. Для художника это было непереносимым ударом — в 1938 году он кончает жизнь самоубийством. Это было последним актом художника, направленным против тоталитарной власти, против "обезличивания" искусства. И Кирхнер победил в этой борьбе, хотя и после своей смерти, когда его искусство получило мировое признание, а фашизм был уничтожен.

А. Таргулов

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

www.artcontext.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта