Художник Юрий Прядко. Мостик в лесу. Картины щербакова пейзажи
Панова А. Творческое наследие народного художника СССР Бориса Щербакова
Основа живописной коллекции Камчатского краевого художественного музея – произведения российских художников ХХ века. Среди них – один из выдающихся представителей пейзажной живописи, народный художник СССР Щербаков Б.В.
Творчество Бориса Валентиновича Щербакова (1916-1995) занимает особое место в отечественной культуре. Годы жизни художника совпали с самым неоднозначным периодом российской истории: он был свидетелем становления и распада Советского Союза, участвовал в Великой отечественной войне. Будучи представителем советской школы социалистического реализма, во многом идя в ногу с мейнстримом советского искусства, он сумел найти собственный путь в искусстве, оставшись верным классическим канонам реалистической живописи.
Борис Щербаков родился 7 апреля 1916 г. в Санкт-Петербурге в семье художника. Его отец Валентин Семенович Щербаков, окончивший Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, был учеником Ильи Ефимовича Репина, и к моменту рождения сына был уже сложившимся живописцем. В мастерской техники и технологии живописи профессора Д.И. Киплика он в совершенстве овладел старинной техникой фресковой живописи. В. С. Щербаков исполнял заказы по росписи церквей, а после революции 1917 года работал театральным художником. Свои знания и умения он передавал сыну. С малых лет занятия живописью были главным увлечением Бориса Щербакова, со временем превратившись в профессию и призвание всей жизни. В своем обучении рисованию и живописи он прислушивался к советам художников – друзей отца. Мальчику посчастливилось писать этюды вместе с замечательным пейзажистом первой половины ХХ столетия А.А. Рыловым: «Когда мне было тринадцать лет, он проводил с нами лето в деревне и тогда впервые обратил внимание на мое увлечение живописью, и с той поры до самой своей смерти в течение одиннадцати лет был моим другом и наставником». Семья Щербаковых много общалась с известными художниками, поэтами, музыкантами, учеными того времени. Разговоры об искусстве, литературе, музыке, высокие духовные запросы ближайшего окружения формировали мировоззрение юного художника. Круг общения, постоянные занятия живописью и частое посещение музеев и художественных выставок Ленинграда способствовали творческому осмыслению начинающим художником наследия русского и мирового искусства.
В 1933 г. Борис Щербаков поступает во Всероссийскую Академию художеств, где в то время происходили серьезные реформы, основой которых было воспитание учащихся в духе социалистического реализма. Итогом обучения стала дипломная работа «Редакция газеты «Правда», год 1917-й» (1939). После окончания Академии он пишет тематические и исторические полотна: «Петр I принимает европейских послов в кузнице», «Разлив стали на заводе Уралмаш», «В семье героя», и другие. В 1951 - 1953 годах он с группой художников пишет картину «Заседание президиума Академии наук СССР», за которую удостаивается Сталинской премии. В середине 1950-х годов Щербакова в составе делегации из 11 художников отправляют по заданию правительства в Германию, в Дрезден, делать копии с возвращенных шедевров Дрезденской галереи. Он работает с такими шедеврами как «Святое семейство со святой Елизаветой и младенцем Иоанном» А. Мантеньи и «Вирсавия» Рубенса. В Германии Щербаков прожил около полугода. Он много путешествовал с этюдником, писал с натуры Веймар - родину Гете и Шиллера, домик Гете и его интерьеры, Дрезден, крепостные башни Вартбурга. В 1957 году в Дрездене открылась его первая персональная выставка "Города и люди ГДР".
Щербаков проявил свой талант живописца в разных жанрах: писал натюрморты в духе старых голландских мастеров, создавал портреты выдающихся советских ученых и деятелей культуры (академик В.А. Обручев, писатель К.А. Федин, актриса Е.Н. Гоголева и многие другие). Однако Бориса Щербакова запомнили в первую очередь как мастера пейзажной живописи, и именно пейзаж стал визитной карточкой его творчества. «Я очень люблю пейзаж, – писал Борис Валентинович. - Люблю небо, и когда оно высокое, голубое и светлое, и когда оно в короткий зимний день низко висит над головой в мглистом своём уборе. Я люблю его и осенью – хмурое с серо-свинцовыми тучами… Я люблю оживление весны и конец лета с запахом мёда и яблок. Словом, я люблю свою землю, свою Русь!»
В начале 1960-х гг. у него рождается грандиозный замысел - создать серии пейзажей, связанные с великими русскими писателями. «Основная задача, - говорил художник, - в живописных образах показать не просто те или иные мотивы мемориального характера, а картины природы, дающие понятие об Отчизне нашей, как понимали и представляли ее себе замечательные русские писатели». Серия «По памятным литературным местам» включает в себя более четырехсот произведений, связанных с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, А.П. Чеховым, М.А. Шолоховым. Мастер стремился не только показать места, где жили и трудились русские классики, но и передать душевное состояние писателя, его настроение, а порой и судьбу.
Первой в тематическом цикле литературных пейзажей была Ясная Поляна, о которой Лев Николаевич Толстой писал: "Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней". Затем следует тургеневская серия картин: Спасское-Лутовиново - родовое имение Тургеневых, Мценск, Орел; пушкинская серия – Михайловское, Тригорское, Петровское, путешествие по следам изгнанника-поэта в Молдавию. В 1970-1980-х годах он пишет литературные пейзажи, посвященные творчеству М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова и М.А. Шолохова. К каждой литературной серии пейзажей художник писал портрет – «Л.Н. Толстой в Ясной Поляне», портрет И.А. Тургенева «Прощание с Родиной», «Над озером. А.С. Пушкин», портрет М.Ю. Лермонтова.
Его творчество получило широкую известность и в Советском Союзе, и за рубежом. Выставочная деятельность Бориса Валентиновича была чрезвычайно насыщенной. На протяжении всей жизни он принимал участие во множестве групповых выставок, персональные выставки проходили как в различных городах Советского Союза, так и за границей. В 1987 г. в Москве в Манеже прошла персональная выставка, посвященная 70-летию художника, на которой Щербаков получил звание народного художника РСФСР. Более тысячи произведений были выставлены на огромной персональной выставке в Москве в Манеже в 1991 г. Многие работы художника публиковались в журнале «Огонёк», представлялись в виде подарков иностранным дипломатическим делегациям и миссиям, в частности, были подарены в Конгресс США и в Белый Дом.
Зарубежные выставки неизменно пользовались большим успехом, а миллионы зрителей, побывавшие на них, становились поклонниками его творчества. В обзоре зарубежных выставок советских художников 1960-80-х гг. отмечали: «В январе 1974 г. персональная выставка произведений Бориса Щербакова состоялась в Будапеште. Зрители тепло встретили творчество Б. Щербакова и оставили в книге отзывов сердечные записи. Один из почитателей искусства писал: «Мне понравилась чистота, любовь к человеку и природе, богатство красок и чувств». Выставка в галерее Геккосо (Токио, 1976 г.), где были представлены 32 работы из цикла «Четыре времени года в Ясной Поляне», вызвала большой интерес публики изображением мест жизни великого русского писателя. В 1977 году устроитель персональной выставки Щербакова в галерее Арманда Хаммера (Нью-Йорк) и автор каталога В. Хаммер писал: «Я был покорен его блестящим мастерством и поэтическим восприятием. Мы горды тем, что показываем живопись одного из наиболее талантливых русских художников».
Прослеживая основные вехи биографии и творческого пути художника, понимаешь, что беспредельная любовь к природе и к своей Родине – сама суть его натуры, его судьба, данная ему при рождении. То художественное воспитание и образование, что было получено им в семье, стало главной основой его творчества. Борис Щербаков выступил продолжателем традиций русской реалистической школы живописи. Его творчество как будто несет в себе свет XIX столетия – золотого века русской культуры. Картина Б. В. Щербакова «Старики» из фондов Камчатского краевого художественного музея принадлежит к тем глубоко прочувствованным и мастерски выполненным пейзажам, которые определяют его как выдающегося художника.
Картина представляет собой лесной пейзаж. На переднем плане небольшая опушка, покрытая травой с низкими кустиками, в центре два раскидистых тополя с пышными темно-зелеными кронами, сквозь которые виднеются другие деревья. Под тополями – фигура девушки в голубом платье. По сравнению с могучими силуэтами тополей ее фигура кажется особенно хрупкой, а легкое смещение влево от центра и нерешительность позы подчеркивает задумчивость, одинокость образа девушки. Высокое небо покрыто серыми облаками с просветами между ними. Хмурость неба созвучна грустному настроению девушки. В то же время, изображение не производит тяжелого впечатления, печаль на нем светлая – такого ощущения художник добивается сочетаниями тонких градаций в оттенках преобладающих серого и зеленого цветов и легких переходов между светлыми и темными тонами. Работа относится к 1948 году создания – это одно из немногих произведений живописной коллекции ККХМ, представляющих первую половину ХХ столетия. Она была передана в собрание художественного музея из фондов Росизопропаганды в 1992 году. За более чем полвека время не могло не оставить своих отметин на полотне. Осенью 2014 года картина прошла реставрацию (реставратор – Ковалев А. В., РАЖВиЗ). Одним из этапов реставрационных работ, помимо укрепления красочного слоя, устранения деформации холста и прочего, было устранение поверхностных загрязнений и пожелтевшего лакового покрытия. Особенно пожелтевшим выглядело покрытие в верхней части картины с изображением неба. По мере того как снимался поверхностный слой, открывался первоначальный цвет неба, который планировался автором. До проведения реставрации, было впечатление, что небо на картине ясное с частыми кучевыми облачками. При снятии пожелтевших участков и открытия авторского слоя, оказалось, что в этих местах не облака, а просветы между плотными светлыми облаками. Поменялось восприятие, а следом и смысл произведения. Окончательно объединился колорит и светотеневой компонент изображения – стало понятно, почему нет резких теней, какие бывают при солнечном свете. Картина открыла себя по новому, стала поэтичной, спокойной – какой и задумывал ее художник.
Это произведение создано задолго до формирования литературного пейзажа как отдельного направления в работе мастера. Но любая творческая находка имеет свои истоки в более ранних поисках. А в творчестве Бориса Щербакова каждый из его пейзажей вызывает в памяти поэтические строки из шедевров русской литературы, будь то развернутые панорамные пейзажи-картины или образы полузаброшенных уголков старых усадеб. Так и в случае с работой «Старики» - в памяти невольно рождаются ассоциации с литературным произведением. Хрупкая, немного печальная фигура девушки на фоне зелени деревьев подсказывает сюжетную линию: девушка о чем-то задумалась, грустно наклонив голову и замедлив шаг, - какие мысли, какие воспоминания привели ее в этот уголок леса? Несмотря на пасмурное, в серых облачках небо, природа вокруг человека не выглядит отчужденной и неприветливой. Напротив, от густой обильной зелени лесов веет уютом. И «старики», два огромных могучих тополя, – как прообраз отца и матери, когда-то потерянных девушкой – тихо шелестят листвой над ее головой, даря заботу и покой. Такова одна из возможных сюжетных линий, что могут диктоваться высоким образным строем произведения.
Творческое наследие Б. В. Щербакова огромно и заслуживает большого признания. Его искусству присуще сильное лирическое начало, в котором чувствуется большая любовь к предмету изображения, то, что сам художник называл «чувством Родины».
Литература:
1. Борис Щербаков. Чувство Родины.//Огонек № 5 январь 1983 г. – с. 8.
2. Г.Суржанинова. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.
3. Щербаков Б.В. Здесь жил и работал Лев Толстой. Альбом репродукций. М, 1978.
4. Малахов Н. Отечественное искусство на выставках за рубежом. М: Изобразительное искусство, 1980. С. 173-174
5. Лебедев А.К. Художник и судьбы народа. Сборник статей. М: Изобразительное искусство, 1983.
6. Г.Б. Щербакова. Творчество Б. В. Щербакова. Электронная библиотека Artlib.ru.
7. Чурюканова О.В. Основные направления живописного искусства Бориса Щербакова. «Конец сентября» как плесская составляющая волжского цикла художника (из коллекции Плесского музея-заповедника). http://www.plyos.org/stat/stat12.html
А. Б. Панова, научный сотрудник Камчатского краевого художественного музея
Газета Орловский Вестник - Поэзия живописи Бориса Щербакова
Культурная среда16.06.2017Летом 1980 года я отдыхал в городе Сочи. В местном музее изобразительных искусств меня поразила картина Бориса Валентиновича Щербакова «Александр Сергеевич Пушкин на берегу неспокойного моря».
Четыре встречи
Вдохновенное лицо, голубые с искоркой глаза всматривавшегося в даль поэта, свежий ветер, отогнувший полу шубы, скалистый берег, серое небо – все это не только впечатляло, но и кричало о мятущейся душе гения, рвущегося к свету и справедливости. И холодное, безразличное к человеческим чувствам море зла, закрывшее ему дорогу.Что я знал о члене-корреспонденте АХ СССР, а с 1992 года – члене-корреспонденте PAX? Да ничего не знал. Не было в те времена Интернета, а о выставках картин мастера в столице мне, жителю периферии, было неизвестно.Прошло более десятка лет. Я приехал в командировку в Москву. Удивил Курский вокзал. Опилки на полах залов. Вереница каких-то людей, торгующих хлебом, батонами, картошкой, тряпьем и скабрезными открытками. Еще более удивил Арбат. Просто ошеломил. Кучки расхристанной молодежи, звон гитар, бесконечные ряды продавцов матрешек с ликами бывших вождей и знаменитой троицы – Труса, Балбеса, Бывалого. И, конечно, самодеятельные художники, торгующие картинками котов, кошечек и всяческой ерундой.Я зашел в магазинчик, торгующий картинами. Там, как луч света в темном царстве, прислоненная к стене, стояла большая картина пейзажа средней полосы России (названия не помню). На табличке подпись: «Б. Щербаков». По тогдашним меркам картина стоила недорого, но эта цена для меня была неподъемной. Я долго любовался спокойным пейзажем, несущим в себе беспредельную любовь создателя полотна к истинно русской, скромной природе средней полосы, чувствовалась мощь кисти живописца и какая-то поэтическая недосказанность в сотворении сочной зелени, бирюзового неба, таинственности в спящем зеркале воды.Наконец, продавец в красном пиджаке с золотой цепью на толстой шее грубо сказал: «Долларов, вижу, у тебя нету. Проваливай. Не мешай».Вот такой была моя вторая встреча с творчеством замечательного художника.Третья встреча с работами Бориса Щербакова состоялась в Орловском объединенном государственном литературном музее И.С. Тургенева и в Орловском музее изобразительных искусств, где хранится несколько картин художника.Четвертая встреча – в Интернете. Там я прочитал очерк о его жизни и увидел подборку из нескольких картин. На мой взгляд, можно было бы увеличить эту подборку произведений разностороннего в своем творчестве художника, создавшего сложные тематические полотна, галерею портретов, десятки натюрмортов и сотни упоительных пейзажей, пейзажей настроений.
Путь художника
Борис Валентинович Щербаков (1916–1995) родился в семье известного художника Валентина Семеновича Щербакова, ученика И.Е. Репина. Щербаковы дружили со многими известными художниками. И мальчик с раннего детства приобщился к миру живописи. В юные годы он ездил на этюды с отцом и его другом Аркадием Александровичем Рыловым. И, конечно, под их руководством юноша овладел существенными художественными навыками.В 1933 году он поступил во Всероссийскую академию художеств, которую успешно окончил в 1939-м. Его наставниками были известные художники – Исаак Израилевич Бродский и Василий Николаевич Яковлев, которые многому научили способного студента. Его дипломная работа «Редакция газеты «Правда», год 1917-й» была высоко оценена и экспонировалась на всесоюзной выставке в Москве, что являлось для молодого художника огромным стимулом для дальнейшего творчества.Но Великая Отечественная война нарушила все творческие замыслы Щербакова. Борис Валентинович был призван в Красную Армию и воевал в инженерных войсках. Потом выполнял обязанности военного художника: рисовал для фронтовых газет портреты героев, солдат и офицеров. Порой в условиях обстрелов и бомбежек. В 1944–1945 годах по заданию командования Борис Валентинович выполнил на большом полотне групповой портрет Героев Советского Союза – воинов инженерных войск.После войны с ее ужасами и гибелью тысяч и тысяч людей много переживший художник не замкнулся в себе, а нашел силы для дальнейшего творчества, считая, что обязан говорить о хрупкой красоте мира, которую порой бездумно уничтожает человек.
Философия пейзажа
Особой любовью художника стала пейзажная живопись. Здесь надо сказать, что он с юности любил литературу, знал наизусть многое из поэзии Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. И это удивительное сочетание литературы и живописи создало в произведениях Бориса Щербакова что-то необъяснимо влекущее, располагающее к размышлениям и о светлом, и о печальном в человеческой жизни. Ибо только человек может соотнести себя, свои чувства с пейзажами и на картинах, и в природе. Именно пейзаж вызывает или чувство светлой радости, или темные печали, или мирное созерцание.В сказочно прекрасном пейзаже «Заброшенная мельница (по дороге на «Бежин луг»)» столько поэзии, столько тихого умиротворения под ласковым солнцем, что невольно забываешь о непрекращающихся войнах (больших и малых) на такой маленькой нашей планете, несущейся в ледяном космосе в неизвестность.В некоторых произведениях Бориса Щербакова, например, в пейзажах Спасского-Лутовинова, Ясной Поляны, созданных в 1962–1963 годах, переданы не только тончайшие цветовые отношения общего колорита, но, по-моему, и какое-то символичное присутствие авторов «Записок охотника» и «Войны и мира».Эта символика создает у зрителя состояние того, что он находится не у картины, а у раскрытого окна, и вот-вот увидит знаменитых писателей. Я, стоя у картины «Павильон изгнанника», написанной в розово-желтоватых, теплых тонах, с очаровательными солнечными пятнами на земле, доме, деревьях, невольно ожидал: а вдруг выйдет в солнечный мир автор «Дворянского гнезда»…Картина «Пруд Савиной в Спасском-Лутовинове», написанная в темно-зеленоватых тонах, но, благодаря профессиональному умению использовать краплак, все-таки теплая по цветовому звучанию, по-моему, говорит о непростых взаимоотношениях пожилого писателя и молодой актрисы Марии Савиной.Картина «Пруд в ноябре, Ясная Поляна», холодноватая по сине-фиолетовому колориту, подспудно с горечью рассказывает о взаимоотношениях великого Льва Толстого и его жены в конце жизни писателя.Такова сила воздействия интеллектуального творчества талантливейшего живописца Бориса Валентиновича Щербакова. О его пейзажах можно говорить бесконечно долго: будь то уютное очарование пейзажей средней полосы России, пейзажей Псковщины с ее реками, озерами под свежим ветром, степная шолоховская ширь у Тихого Дона или наполненные жизнью городские пейзажи. Все достоверно до последнего мазка волшебной кисти живописца. Но, что удивительно, никакого присутствия «фотографичности». Ибо каждое творение большого художника пропущено через его поэтическую душу. И оттого востребовано и в России, и за рубежом.
Владимир Константинов
www.vestnik57.ru
Художник Олег Щербаков | World of Art
Кто поет, мечта ль, природа ль.... Всех мелодий - вдоволь, вдоволь! Художник Олег ЩербаковХудожник Олег Щербаков родился в городе Магдебург (Германия) в 1963 году. Закончил художественно-графический факультет в Криворожском государственном педагогическом университете (ныне Криворожский национальный университет), где после выпуска и по сей день работает старшим преподавателем кафедры Изобразительного искусства по таким дисциплинам, как рисунок, живопись, композиция, пластическая анатомия. Живописный Крымский берег – Киммерийские пейзажи, Ялтинская и Гурзуфская яйла, всё южное и западное побережье полуострова- основные сюжеты в творчестве художника. На сегодняшний день картины художника находятся в частных коллекциях не только России и Украины, но и зарубежья – Канаде, США, Испании, Англии, Японии.
Летний день у моря Мыс Капчик Лягушачья бухта Любимое место пленера у Олега Щербакова – Коктебель, одухотворенное мифами о древнем Крыме. В раковинах живут сначала молюски,потом - жемчужины,а потом - голос моря.Пустоты не бывает.Золотые ворота
Бухта Пасочка. Карадаг
Бухта Пасхи Бухта Барахта Вечерний Новый Свет Золотые Ворота. День
Апельсин
Бристоль
Танго
В Гурзуфской бухте
Игра
Кораблик
Под солнцем Мисхора
Rыʙacki. Симеиз
Рыбачки
Ракушка
Натюрморты и Игольное ушко
Бирюзовый полдень
Вояж. Голубая бухта. Симеиз
Чаечка
Ретро Ялта
worldartdalia.blogspot.com
Художник Юрий Юрьевич Прядко | Картины
Рубрика: картины и живопись Опубликовано 01.07.2018 · Комментарии: 1 · На чтение: 2 мин · Просмотры:218
Берёзы. Мостик
Художник Юрий Юрьевич Прядко родился в 1980 году в городе Павлограде Днепропетровской области. В 17 лет самостоятельно занялся живописью.
С 2000 года Юрий Прядко, со своими работами, начала участвовать в конкурсах и на выставках.
В 2004 году переехал в Киев. В 2007 году стал лауреатом выставки в Санкт-Петербурге, которую проводил фонд «Культурное достояние России». Многочисленные работы Юрия Прядко хранятся в частных собраниях Украины и за рубежом.
Работы, на мой взгляд, просто замечательные. Хочется смотреть и тяжело оторваться.
Картины художника Юрий Юрьевича Прядко
У скал
Осенние дары
Современная Даная
Пейзаж с рекой Волчьей
Рождественский вечер
Вечер из детства
Октябрь. Берёзы
Возвращение с ярмарки
Зимний вечер
Вид на старый храм
Дворик
Перед грозой
Натюрморт с чашкой чая
Пуща водица. Ветерок
Конец августа
Вид на Днепр
Таня
Август. Цветы
Ню на зелёном
Просто розы
Обнажённая
р
svistanet.com
Творчество заслуженного художника РСФСР военного художника Студии имени М. Б. Грекова Виктора Николаевича ЩЕРБАКОВА отличается самостоятельностью, насыщенностью художественного содержания, идейностью, что является основой творческого взгляда грековцев в познании человеческих характеров и окружающей действительности. Интерес художника к жизни воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, пристрастное отношение к каждому тематическому сюжету, к каждой картине, поиски духовной наполненности в любом, даже самом незначительном на первый взгляд, графическом листе — характерная черта его художественного дарования.Время вступления В. Щербакова в творческий коллектив художников Студии имени М. Б. Грекова в 1967 году совпадает с увлеченностью многих художников-грековцев работой в области графики. Молодой тогда художник также включился в активную творческую работу в этом оперативном, широко доступном зрителю виде изобразительного искусства.Перед ним, как и перед всеми грековцами, встал главный вопрос — как средствами искусства способствовать воспитанию у наших зрителей — молодежи, воинов Советской Армии — чувства любви к Родине, к делу, которому мы все себя посвящаем — строительству социалистического общества, мира, гуманизма, прогресса, развитию у них эстетического взгляда на вещи. Тем более, что этот вопрос — главная задача, которая обуславливает мировоззренческий путь художника, направляет его творческие устремления.В. Щербакову оказались очень близки мотивы армейской жизни, самобытные по своему внутреннему содержанию, будь то военные учения, лирические пейзажи или картины на тему будней армейской службы.Первой его большой работой в Студии имени М. Б. Грекова стала серия цветных линогравюр, посвященная славным артиллеристам.Это, по сути дела, изобразительный рассказ эпизодического характера о не лишенных романтики тактических учениях воинов-артиллеристов.Затем появились целые альбомы— репортажи с полей учений, серия известных линогравюр о Военно-Морском Флоте.Результат его поездки на БАМ— большая серия черно-белых линогравюр, в которых Виктору Щербакову удалось достоверно и убедительно, скупыми средствами графики показать мужество, трудовой подвиг воинов-железнодорожников. Он мастерски смелым резцом нарисовал контуры сибирской природы, молодых людей в динамике труда, наделяя каждый сюжет своим особым настроением. О его поездке на БАМ можно было написать многое, но в силу ограниченных размеров данной статьи подчеркну лишь тот факт, что в его работах еще и еще раз прозвучала с особой силой тема труда — постоянная и важнейшая тема искусства, равная теме ратного подвига. Мне довелось познакомиться с Виктором Щербаковым еще ближе как раз во время нашей творческой поездки на строительство Байкало-Амурской магистрали. В то время мы были одними из первых художников и нам представилась возможность запечатлеть самое начало великой коммунистической стройки. Эта поездка заострила наши чувства. Каждый день, как только загорался рассвет, мы, нагруженные этюдниками и альбомами, вместе со строителями уходили на таежную трассу дороги и возвращались уже в глубокой вечерней темноте.В таких поездках особенно зримо проявляются все качества и художника, и человека. Теперь, спустя более десяти лет, я с самым добрым чувством вспоминаю об этой поездке.В искусстве всегда ценится самобытность, индивидуальность художника, его способность пробовать свои силы, переходя к непривычным для него видам искусства.Сравнительно недавно В. Щербаков одновременно с поисками в области эстампной графики начал работу в новом виде художественного мышления, не прибегая к предварительным экспериментам в освоении нового вида искусства. Он принимает участие в создании одной из крупнейших панорам — «Плевенская эпопея», выполненной для дружественной Болгарии. И так, войдя в новый мир изобразительного искусства —создания синтетического зрелища, В. Щербаков вскоре в авторском содружестве с Н. Бутом и Г. Севостьяновым создает самую большую в стране диораму «Огненная дуга» - произведение больших обобщений военной драмы.Он шел к этому через внутреннюю борьбу, через постижение целей высокого творчества. Этот неожиданный поворот характеризовал его неограниченные творческие возможности и принес художнику зримое удовлетворение.Виктор Николаевич Щербаков — участник многих всесоюзных, республиканских и зарубежных выставок. Его труд неоднократно отмечался высокими наградами страны: орденом «Знак Почета», серебряной медалью имени М. Б. Грекова и другими. Отмечая его заслуги в советском изобразительном искусстве, хочется сказать, что его творческий путь — это постоянная приверженность к воспеванию мужества, красоты родной природы, образа советского воина — защитника социалистического Отечества. Хочу пожелать замечательному художнику новых и новых творческих свершений. Народный художник РСФСР член-корреспондент АХ СССР М. Самсонов |
sovjiv.ru