Испытывая грани возможного: жизнь и искусство Марины Абрамович. Марина абрамович картины
Рок-звезда современного искусства — Wonderzine
Самый первый перформанс Абрамович, «Ритм 10», был вдохновлён русской тюремной игрой с ножом. Художница по очереди брала один из двадцати лежащих перед ней ножей и быстро втыкала в пространство между пальцами, меняя нож после каждого пореза, а затем начинала всё заново, делая порезы в тех же местах, где запнулась в прошлый раз, — перформанс посвящён ошибкам, которые повторяются снова и снова. Тогда художница убедилась в том, что ей не нужны никакие инструменты, кроме собственного тела, а необыкновенный контакт, который устанавливается между художником и смотрящей на него публикой здесь и сейчас — это самый честный диалог, который только можно представить.
«Перед глазами аудитории я не боюсь чувствовать себя старой, толстой, уродливой, я спокойно могу раздеться — потому что значение имеет только тело как инструмент, только концепция перформанса», — объясняет Абрамович. Дома, на красной дорожке или в постели с мужчиной она может чувствовать себя некрасивой и неуклюжей, стесняться своего носа или груди, но это не имеет ничего общего с наготой во время выступления.
В процессе создания своего искусства Абрамович была необыкновенно стойкой, но порезы, которые она наносила себе во время перформативного транса, доставались «земной», не такой бесстрашной Марине. Некоторые акции оказывались для неё самой не менее шокирующими, чем для публики: Абрамович рассказывала, что после печально знаменитого перформанса «Ритм 0» она пришла домой совершенно опустошённой и нашла у себя прядь седых волос. Но после, залечив порезы и обдумав произошедшее, Абрамович продолжила стоически испытывать себя на прочность. Ей нетрудно установить контакт с аудиторией, просто стоя на сцене и разговаривая с толпой (как, например, в коротком выступлении TED), но как художнику ей нужен особый, глубокий диалог со зрителями: для Абрамович перформанс — это ритуал, в котором тело, принимающее определённую позу или совершающее последовательность действий, рассказывает о смерти, доверии, очищении, покое и силе духа. Художница объясняет, что во время перформанса превращается в другого человека, который подпитывается энергией публики и воспринимает боль совсем не так, как в обычной жизни.
Она голодала, била себя плетью, с разбегу врезалась в стену, но на самом деле никогда не тяготела к саморазрушению — Абрамович иронизирует над тем, что никогда не была «богемной» художницей, не испытывала проблем с наркотиками или алкоголем, да и сейчас живёт очень просто и даже скучно. Тело для Абрамович всегда было «отправной точкой в духовном развитии» — инструментом, который необходим для эзотерического исследования человеческих возможностей. Выбрав собственное тело главным субъектом и медиа, Абрамович вывела жанр перформанса на новый уровень: глядя на то, как Марина подвергает себя различным испытаниям и видя её обнажённое тело, кровь и слёзы, зритель прикасается (иногда буквально) к таким сложным темам, как личные границы, принятие и доверие, моральная и физическая стойкость, хрупкость жизни и неизбежность смерти.
www.wonderzine.com
Марина Абрамович
Кто не слышал о Марине Абрамович — легенде перфомансов, которая раздевается догола, ранит себя и позволяет калечить себя другим, громко смеется и громко плачет и всегда пронзительно всматривается в глаза посетителей? Узнав о ее творчестве, многие начинают бояться Абрамович, а узнав ее как человека, чувствуют магнетическую легкость и открытость женщины. Какая же она на самом деле?
Марина Абрамович родилась в 1946 году в Югославии. В детстве она играла с маминым револьвером в русскую рулетку, ради носа, как у Бриджит Бордо, хотела разбить свой, а еще много рисовала. Но со временем художница стала больше наблюдать за окружающими ее людьми и предметами и в какой-то момент поняла, что может не только творить, но и сама стать искусством. Начиная с 1970-х годов, она посвятила свое тело и жизнь перформансу и сама в итоге стала его воплощением.
«Ритм 10» или русская «безобидная» блатная игра
Художница начала свой путь серией длительных выступлений, направленных против политики социалистической Югославии и ставила себя и других в ситуации, опасные для жизни: принимала большие дозы психотропных веществ, втыкала ножи между пальцами, лежала в горящей конструкции в виде пятиконечной звезды.
«Ритм 5» закончился госпитализацией
Ключевой момент этих экспериментов — перформанс «Ритм 0», исполненный в 1974 году в Неаполе, когда исполнительница расставила перед посетителями 72 предмета, с которыми можно взаимодействовать, и разрешила делать с собой буквально все: приносить удовольствие, боль или даже убить. В течении шести часов постепенно осознавая предоставленную свободу и власть, действия участников (а участниками перформанса были все гости) становились все более агрессивными и радикальными.
Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния… Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить.
прокомментировала выступление и действия посетителей Абрамович
По ее щекам текли слезы, а подаренная роза вскоре впилась шипами в тело
Все выступления Абрамович — это попытки определить эмоциональные и физические возможности человека. С одной стороны, это эксперимент, но с другой — искусство, которое не пылится в частных коллекциях или в экспозиции престижных галерей, но создается здесь и сейчас, из «пота и крови», реальных страданий, переживаний, страха и любопытства.
«Губы Томаса»: Марина выпила красное вино с медом, вырезала на животе звезду и легла на ледяной крест
Перформанс требует от исполнителя полной самоотдачи и жертвы своим комфортом, эмоциональной стабильностью и даже здоровьем, ведь наиболее действенный способ проникнуть в сознание публики — выйти за границы обыденного и «встряхнуть» скучающие умы гостей.
«Балканское барокко»: художница отмывала говяжьи кости, напевая балканские песни
При этом Марина Абрамович — не супергерой, ведьма или сатанистка, как называют ее многие современники. Она — обычный человек из плоти и крови и очень чувственная, уязвимая женщина, которая не боится демонстрировать свою слабость и человечность:
Люди обычно стараются показать лучшую часть себя и скрыть всю свою грязь. А моя идея состоит в том, чтобы обнажить все. Людям надо быть честными с собой и с другими, — заявляет перформансистка. — Все мы несовершенны — это нормально. У всех у нас есть проблемы — это нормально. Плакать и показывать свои эмоции — это нормально.
Не скрывая слез
В ее жизни нашлось место яркой и крепкой любви с Уве Лейсипеном, Улаем, в «пламени» которой целых 12 лет рождались совместные перформансы, будто демонстрирующие желание пары слиться в единое целое — «ThatSelf» («Та Сущность»). Это проявилось в выступлении «Отношения в пространстве», во время которого обнаженные художники бежали друг к другу с противоположных сторон и должны были столкнуться в единой точке, объединяя энергии. Или в перформансе «Вдох/Выдох», когда влюбленные обменивались воздухом, плотно сомкнув рты до тех пор, пока не потеряли сознание.
Их отношения закончились очень символично и тоже во время перфоманса — «Поход по Великой стене». Марина и Улай должны были встретиться в центре Великой Китайской стены, отражающей Млечный путь, и пожениться, но в итоге расстались, ступив каждый на свой личный жизненный путь.
Встретились, чтобы расстаться
Только один раз после этого им удалось стать участниками общего перформанса: в 2010 году («В присутствии художника») Абрамович встретилась взглядом и долго всматривалась в глаза Лейсипена. Это было частью задумки — устанавливать зрительный контакт с каждым посетителем на протяжении многих часов, но именно молчаливое созерцание этих двух художников вызвало непередаваемые ощущения у всех присутствующих.
Даже сейчас между этими двумя чувствуется сильная связь
Я пристально смотрела в глаза многим людям, которые несли в себе столько боли, что я мгновенно видела ее и чувствовала. Я стала для них зеркалом их собственных эмоций. Один огромный ангел ада с татуировками повсюду уставился на меня свирепо, но спустя десять минут развернулся и стал стонать, как дитя малое.
так комментирует исполнительница весь перфоманс
Без страха и усталости
Сегодня Абрамович живет в Нью-Йорке и продолжает дело своей жизни, проникая в богемную жизнь и оставаясь кумиром для молодых исполнителей перформансов или таких знаменитостей, как Леди Гага. На счету Марины десятки выступлений, которые заставляют обожать и ненавидеть ее, бояться или считать сумасшедшей. Но любое из этих чувств — отличный результат для перформансистки, которая в центре своего творчества всегда ставила человека, не разделяя радость с печалью или боль с удовольствием.
Также предлагаем вам познакомиться с творчеством художника Макса Бекмана, который во время Первой мировой войны, работая санитаром, рисовал эскизы в морге. Позже его живопись окрестили «дегенеративной».
Источник: art21.org, artuzel.com
НАШЕ МНЕНИЕ:Может показаться, что Марина Абрамович воспринимает мир на какой-то другой, неземной частоте. Но на самом деле она более человечна, чем многие люди: смотрит в глаза своим страхам, не бежит от боли и тем самым признает жизнь во всем ее многообразии.
- 3 095 просмотров
- комментариев
faqindecor.com
Irina Shanko - Блог - "Бабушка перфоманса"-Марина Абрамович.
В своих постах я часто обращаюсь к женщинам-художницам, сегодня речь пойдет о «бабушке перфоманса» Марине Абрамович.
Мари́на Абра́мович (серб.Марина Абрамовић; род. 30 ноября 1946, Белград) — черногорская художница, перформансистка (мастер перформанса).
Перформансы и инсталляции.
«Ритм 0» Чтобы проверить пределы связи между перформансистом и зрителями, Абрамович в 1974 году создала один из своих наиболее сложных и известных перформансов. Себе она отвела пассивную роль, действовать предстояло публике.
Абрамович разместила на столе 72 объекта, которыми люди могли пользоваться как угодно. Некоторые из этих объектов могли доставлять удовольствие, тогда как другими можно было причинять боль. Среди них были ножницы, нож, хлыст и даже пистолет с одним патроном. Художница разрешила публике в течение шести часов манипулировать её телом и движениями.
Поначалу зрители вели себя скромно и осторожно, но через некоторое время, в течение которого художница оставалась пассивной, участники стали агрессивнее. Абрамович позднее вспоминала:
Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить. <…> Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния.
Работа с Улаем
В 1976 году после переезда в Амстердам, Абрамович встретила западногерманского перформансиста Уве Лайсипена, выступавшего под псевдонимом Улай. Главными концепциями, которые они исследовали, были личность и индивидуальность художника. Постепенно они решили создать коллективное существо, называемое «другое», и говорить о себе как о частях двухголового тела. Они одевались и вели себя как близнецы, и не имели друг от друга секретов.
Для перформанса «Смерть себя» художники соединили свои рты специальным агрегатом и вдыхали выдохи друг друга, пока не закончился кислород. Через семнадцать минут после начала перформанса оба упали на пол без сознания с легкими, наполненными углекислым газом. Этот перформанс исследовал способность индивидуума поглощать жизнь другой личности, обменивая и уничтожая её.
Отношения в пространстве.
В инсталляции «Отношения в пространстве» (1976) полностью раздетая художница и Улай изображали полностью свободные отношения, терзая друг друга на глазах зрителей.
ImponderabiliaЧеловеку, который хочет попасть на выставку, приходится протискиваться между двумя обнаженными людьми, стоящими в дверном проеме.
AAA-АAAСнова Абрамович в паре с Улаем: на этот раз они исступленно кричат друг на друга.
Отношения во времениВ течение 17 часов Абрамович была связана волосами со своим возлюбленным.
Энергия покояВ течение 4 минут Абрамович держит лук, а Улай — стрелу, нацеленную ей в сердце, и натянутую тетиву. Динамики транслируют тревожное биение ее сердца и его сбивчивое дыхание. Любая неосторожность может быть смертельной.
Композиция «Коммунистическое тело, Капиталистическое тело» (1980-е) стала протестом против разделения людей идеологическими барьерами. В 23:45 друзья художников были приглашены в их квартиру в Амстердаме, где обнаружили спящих на отдельных матрасах Марину и Улая, и два сервировочных столика, на одном из которых стояли еда и напитки, произведенные в "социалистическом лагере", а на другом – в капиталистическом. Гостям предлагалось пировать в молчаливом присутствии спящих хозяев.
В 1988 году, после нескольких лет натянутых отношений, Абрамович и Улай решили предпринять духовное путешествие, которое окончит их связь. Они отправились в путь с противоположных концов Великой китайской стены и встретились посередине. По словам Абрамович: «Этот поход превратился в законченную личную драму. Улай стартовал из пустыни Гоби, я — от Желтого моря. После того, как каждый из нас прошел 2500 километров, мы встретились и простились навсегда».
Обнаженная со скелетомАбрамович пролежала бок о бок с натуралистичным скелетом больше 700 часов.
«В присутствии художника»
Первая ретроспективная выставка Марины Абрамович состоялась в 2010 году в Нью-Йоркский музей современного искусства. Во время этой выставки Мариной Абрамович был сделан новый перформанс — «В присутствии художника» (The Artist is Present). Идея перформанса заключалась в том, чтобы Марина могла обменяться взглядом с любым желающим посетителем выставки. Этот момент фиксировался фотографом. Перформанс длился 716 часов и 30 минут, художница посмотрела в глаза 1500 зрителям. За время перфоманса она встретилась с Улаем. Художница не смогла сдержать чувств и расплакалась, после чего продолжила как ни в чем не бывало.
Об этом перфомансе есть целый фильм, который можно посмотреть здесь и небольшое видео о встрече художницы со старым возлюбленым - здесь.
Абрамович в России
В октябре 2011 года в московском Центре современной культуры «Гараж» открылась «крупнейшая ретроспектива» Марины Абрамович под названием «В присутствии художника»], которую курировал директор центра MoMA PS1 и старший куратор специальных проектов Музея современного искусства Нью-Йорка Клаус Бизенбах. В рамках этой выставки было показано около 50 работ Марины Абрамович, созданных на протяжении четырех десятилетий. Четыре работы были показаны в формате «реперформанса» специально отобранными и обученными художницей перформерами. Сама Марина Абрамович со 2 по 6 октября провела в «Гараже» пятидневный мастер-класс, в ходе которого она обучала будущих участников её реперформансов своей авторской методике.
Еще немного фактов,которых помогут "окунутся" творчество Марины Абрамович.
Сцена из спектакля Роберта Уилсона «Жизни и смерть Марины Абрамович».
01. Когда ей было 14, она играла в «русскую рулетку» с пистолетом своей матери.
Это отражено в пьесе Роберта Уилсона "Жизнь и смерть Марины Абрамович", где ее нелегкие отношения с матерью были показаны во всех деталях. По иронии судьбы, на премьерном показе пьесы в 2011 году Абрамович сыграла свою мать. Еще раз эту постановку можно будет посмотреть в Park Avenue Armory в Нью-Йорке в декабре 2013 года.
Марина Абрамович. Фото: Frazer Harrison/Getty Images North America
02. В юности она пыталась сломать себе нос, чтобы заставить родителей заплатить за пластическую операцию.
Об этом также было рассказано в пьесе «Жизнь и смерть Марины Абрамович», подтверждая как страстность Марины, так и ее сложные отношения с родителями. Этот эпизод предзнаменовал ее побег из родного Белграда в возрасте 29 лет. В 2012 году она рассказала: «Когда мне было 14, я думала, что выгляжу ужасно. Я носила типичные словацкие ботинки с металлической подошвой (поэтому меня всегда было слышно), уродливую юбку, как у принцессы, и блузку, застегнутую на все пуговицы. У меня было детское лицо, покрытое прыщами, огромный нос и мальчишеская стрижка. А моей заветной мечтой в те годы было иметь нос как у Брижит Бардо».
Самолет МиГ-21. Источник: reaa.ru
03. До того как Абрамович узнала об искусстве перформанса, она занималась живописью и писала «большие сталкивающиеся социалистические грузовики» и «маленькие невинные социалистические игрушечные грузовички».
Однажды она спросила у одного офицера, можно ли ей полетать на истребителе, чтобы «раскрасить небо дымом». Ей отказали, сославшись на то, что у нее нервный срыв. Но впечатление от сверхзвуковых самолетов, оставляющих в небе неуловимый инверсионный след, оказалось необычайно сильным и вдохновило Абрамович стать перформансистом: «С того дня я перестала рисовать. Вместо этого я стала больше обращать внимание на то, что находится вокруг меня, и использовать это в своей работе. Мне потребовалось время, чтобы осознать, что я сама могу быть своим искусством».
Вид экспозиции The Artist is Present, MoMA, Нью-Йорк. 2010. Источник: theperformanceclub.org
04. В 19 лет, в первый год своего обучения в художественной школе, она придумала перформанс Come Wash with Me для белградской Galerija DomaOmladine: зрителям предлагалось раздеться на входе, чтобы художница смогла постирать их одежду.
Это работа была предложена галерее в 1965 году, но Абрамович ждала ответа четыре года и в результате получила отказ. На ретроспективе Абрамович «В присутствии художника» в MoMA был представлен рисунок к этой заявке, оказавшийся старейшим экспонатом на выставке.
05. После того, как в 29 лет Абрамович сбежала из Белграда, она зарабатывала на жизнь вязанием свитеров.
В годы, когда зарабатывать искусством перформанса еще не было возможности, Марина трудилась на нескольких работах, чтобы себя содержать.
Французский рисунок, изображающий жизнь австралийских аборигенов. 1807. Источник: utas.edu.au
06. Она прожила целый год с аборигенами на задворках Австралии.
Помимо тибетской культуры, на Марину Абрамович сильное впечатление произвела культура австралийских аборигенов: в 1980-х она жила вместе с ними в центральной Австралии. «Эти две культуры научили меня контролировать мое физическое/ментальное тело», — говорит она.
Марина Абрамович. Балканский эротический эпос. 2006. Источник: frasisfatte.wordpress.com
07. В то же самое время она вырастила детеныша кенгуру.
В одном из недавних видео Абрамович рассказала, что ближе всего к роли матери она подошла, выращивая детеныша кенгуру. Его мать была убита аборигенами, в племени которых она жила. В многочисленных интервью, в том числе в недавнем опроснике на портале Reddit, Абрамович заявляла, что никогда не собиралась выходить замуж или иметь детей.
08. Она считает, что художник не должен влюбляться в других художников.
В своем «Манифесте жизни художника» Абрамович пишет, что «художник должен избегать любовных отношений с другим художником». Отвечая 31 июля 2013 года на опросник портала Reddit, она объясняет: «Я делала это три раза в своей жизни, и каждый раз все заканчивалось моим разбитым сердцем. Я сужу по собственному опыту. Это очень конкурентная ситуация, которую трудно описать в двух словах. И это предмет для долгого разговора. Лучше взглянуть на художников, живших вместе (и в прошлом, и сейчас), и понять, насколько трагично происходило все у них».
Марина Абрамович. Балканское барокко. 1997. Courtesy Marina Abramovic Archives и Sean Kelly Gallery, NY. © Marina Abramovic
09. В 1997 году она сделала перформанс «Балканское барокко», во время которого чистила щеткой 1500 коровьих костей по шесть часов в день в память о жертвах войны в Югославии.
Работа была сделана для Венецианской биеннале. Во время перформанса она также пела и рассказывала истории о Белграде, своем родном городе. В интервью газете The Guardian она рассказывала: «Когда люди спрашивают меня, откуда я родом, я никогда не говорю, что из Сербии. Я всегда отвечаю, что я из страны, которой больше нет».
Марина Абрамович. Губы Томаса. 1975/2005. Источник: thespot.ru
10. Для одной из работ она бритвой вырезала на своем животе пятиконечную звезду.
В 1975 году Марина Абрамович исполнила перформанс «Губы Томаса»: сначала она вырезала бритвой на животе пятиконечную коммунистическую звезду, потом выпорола себя, а затем легла на 30 минут на кусок льда в виде креста, стоявший под обогревателем. Однажды бабушка Марины обнаружила ее во время подготовки этого перформанса без сознания и с обожженными волосами.
Марина Абрамович. Seedbed. Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк. 2005. Фото: Kathryn Carr. © The Solomon R. Guggenheim Foundation, New York
11. Во время другой работы она мастурбировала, находясь под деревянным настилом в Музее Гуггенхайма, по которому в этот момент ходили посетители.
В 2005 году Абрамович повторила в Музее Соломона Р. Гуггенхайма перформанс Вито Аккончи Seedbed (1972) Позже Абрамович рассказывала, что за время перформанса она испытала девять мощных оргазмов. В проект в качестве оды перформансам прошлого также были включены повторы работ Брюса Наумана, Джины Пане, Вали Экспорт, Йозефа Бойса.
Марина Абрамович. Дом с видом на океан. 2002. Фото: Attilio Maranzan. Courtesy Marina Abramovic Archives и Sean Kelly Gallery, NY. © Marina Abramovic
12. Одна из ее работ послужила основой для серии «Секса в большом городе».
В 12-м эпизоде шестого сезона сериала «Секс в большом городе» Кэрри Брэдшоу знакомится с Александром Петровским. Это происходит на выставке-перформансе, во время которого художница живет в галерее без еды и воды. Этот эпизод был инспирирован аналогичным проектом Абрамович в Sean Kelly Gallery, называвшимся «Дом с видом на океан».
Марины Абрамович. Фото: Jason Schmidt. Источник: harpersbazaar.com
13. Марина Абрамович продала один из своих трех лофтов в Сохо креативному директору Givenchy Рикардо Тиши за $3 060 000 долларов.
В опроснике на Reddit она рассказала, что Рикардо Тиши и она «очень хорошие друзья. Он часть мой артистической семьи. Он оригинальный творец, и я его уважаю. Кроме того, мне с ним весело, что немаловажно». Они настолько близки, что она продала ему одни из трех своих апартаментов в Сохо, на Кинг-стрит, между Вэрик и Шестой авеню.
Марина Абрамович. Рекламная кампания Givenchy весна-лето 2013. Источник: twitter.com
14. Она также участвовала в рекламной кампании Givenchy вместе с Кейт Мосс.
Рикардо и Марина настолько близки, что она снялась в рекламе Givenchy весна-лето 2013 года.
15. Люди думают, что она вампир.
В рамках опросника на Reddit многие задавали один и тот же вопрос: не вампир ли она и как ей удается оставаться такой молодой? На что Абрамович ответила, что «черногорцы живут долго и не стареют».
Марина Абрамович и Джеймс Франко. Источник: huffingtonpost.com
16. Актер Джеймс Франко дал ей полную творческую свободу в создании фильма о его жизни.
Так же как Роберт Уилсон поставил пьесу о жизни Абрамович, она снимает фильм о жизни Джеймса Франко.
Она рассказала, что Франко предоставил ей тонны материалов и дал полную свободу действий. «Мне кажется, он сейчас самый интересный из актеров. — говорит Марина. — Почему? Потому что он рискует, а когда ты рискуешь, ты можешь потерпеть неудачу. Он принимает неудачу и риск с одинаковой силой. Он мог бы быть очередным голливудским актером и всё, — как все остальные. Но он выходит за всевозможные рамки, и не всегда успешно. Для него процесс важнее результата».
17. Она снималась в клипе Antony and the Johnsons.
В августе 2012 года Абрамович снялась в видео группы Antony and the Johnsons на песню Cut the World, поставленным Набилем Элдеркином. Помимо Абрамович в съемках приняли участие Уиллем Дефо и Карис ван Хаутен. Клип рассказывает о женщинах, которые отвоевывают мир у мужчин. Ссылка на клип здесь.
Цитаты:
В 14 лет она просила своего отца, «старого партизана», купить ей масляных красок. Вместе с красками ей достался и первый учитель из числа отцовских друзей: он положил холст на пол, выплеснул на него гремучую смесь из красок и подорвал. Тогда-то юная художница и поняла, что в искусстве «процесс важнее результата».
У меня есть теория: чем хуже у тебя детство, тем лучше твое искусство — если ты по-настоящему счастлив, то у тебя не получится создать хорошее произведение. Мои родители были карьеристами, стремились добиться успеха в области политики. Они оба после войны были признаны национальными героями. У них не было желания заниматься ребенком, и они отдали меня бабушке. Однажды, я ждала бабушку, когда она молилась в церкви. Там я увидела купель — емкость, в которую надо было окунуть пальцы перед тем, как перекреститься. Я подумала, что если выпью всю воду, то стану святой. Мне было шесть лет. Я встала на стул и выпила эту воду. Мне только плохо стало. В святую я не превратилась. А вообще все детство я провела на кухне. Кухня была центром моей вселенной. Там я рассказывала бабушке свои сны, а она рассказывала мне разные истории. Там мы посвящали друг друга во все тайны. Это было место встречи и взаимопроникновения повседневного и духовного.
Многие не любят перформанс, потому что видели много плохих перформансов. Сказать по правде, человеку вообще-то выпадает мало хороших перформансов в жизни.
irina-shanko.com
как полюбить Марину Абрамович и перестать бояться Славоя Жижека, Buro 24/7
Уроки искусствоведения на Buro 24/7: в этот раз мы объясним, как Марина Абрамович стала звездой, за что Голливуд любит философа Славоя Жижека и сколько стоит паспорт вымышленного государства от арт-группировки NSK
В прошлом месяце Марина Абрамович была названа порталом Artnet самой влиятельной персоной арт-мира, а совсем скоро выйдет в свет автобиография художницы. Автобиография припозднилась — уже третье десятилетие Марину зовут бабушкой перформанса, а книг о ней написали больше, чем ее высказывания оскорбили чужих чувств (свежий скандал — Абрамович всем англоязычным интернетом обвиняют в расизме за то, что в мемуарах она нелестно написала об австралийских аборигенах). Как девушка из строгой православной семьи, жившая в условиях восточноевропейского совка, более того — весьма тоталитарного, стала звездной художницей? Ответ на этот вопрос (как и на множество других) ищите в нашем ликбезе по искусству из Восточной Европы.
Предыстория
У неискушенного зрителя с искусством перформанса ассоциируется Марина Абрамович, но связывать его возникновение только с ее именем было бы неверно. Первое выступление Марины состоялось в 1973-м — в те времена она резала себя ножом на видео. Уже тогда всему предшествовали хэппенинги Аллана Капроу рубежа 50—60-х, группа «Флуксус» и их наиболее известный представитель Йозеф Бойс (тот просидел три дня в комнате с диким койотом). Не менее выразительными были и венские акционисты конца 60-х Герман Нитч и Гюнтер Брус: Нитч писал кровью, а Брус мочился во время перформанса и резал себя бритвенными лезвиями. Первого и вовсе выслали из страны, а второй был осужден на шесть месяцев. Параллельно с Абрамович выступает еще один важный персонаж — итальянец Вито Аккончи, прославившийся прилюдными мастурбациями.
Марина вплотную займется перформансами чуть позже — в расцвет феминизма во всем цивилизованном мире и гнета тоталитарной диктатуры в собственной стране. Вот она держит с Улаем (голландский художник немецкого происхождения, с ним Марина сотрудничала и была в отношениях с середины 70-х до конца 80-х. — Прим. ред.) натянутый лук со стрелой, а вот — сидит, привязанная к возлюбленному волосами. Но если внимательно проанализировать один художественный акт Марины за другим, то большая их часть затрагивает социальные и просто общечеловеческие темы. В «Ритм 0» (1974) она позволила зрителям резать и колоть себя, в «Балканском барокко» (1997) — перемывала кости животных в невыносимом смраде, за что получила «Золотого льва» на Венецианской биеннале.
Чтобы не запутать вас, мы нарисовали схему, которая подробно объясняет, кто и на кого повлиял в суровом мире искусства. Обо всех этих людях расскажем вам ниже:
Марина Абрамович, матушка и бабушка перфоманса
В отличие от наиболее продаваемых художников — Герхарда Рихтера, Питера Дойга или того же Дэмиена Херста, — Абрамович не только неплохо заработала, но и стала самой настоящей иконой поп-культуры. Ей мало продать чучело акулы за 12 миллионов долларов, как это делал Херст, — она открыла остальному миру Восточную Европу. Речь не о деньгах, хотя и состоятельность Абрамович нареканий не вызывает. В прошлом году ее бывший возлюбленный Улай подал иск о нарушении авторских прав в совместных работах на 250 тысяч евро. Хоть и с промедлением, но без особой шумихи суд одобрил выплаты.
В творческой, да и просто в личной биографии художницы нередко упоминается интересная деталь: гулять Марине можно было только до 10 вечера вплоть до 29 лет. Акции и перформансы начинающей художницы проходили днем — в «детское» время. Сегодня же их пародируют все кому не лень: от сценаристов сериалов вроде «Доктора Хауса» и «Секса в большом городе» (там мелькает некая художница, которая отказывается есть и пить) до милой собаки Марины Абрамопс, наряженной в красное платье и посаженной на стул, — как и Абрамович в перфомансе «В присутствии художника».
Славой Жижек, главный интеллектуал постмодернизма
Не менее важная для культуры Балкан фигура. Жижека уважают и консервативные академики, и те, кто узнал о Лакане лишь благодаря его самым продаваемым его книгам. Переосмысливает он так любимых хиппи и примодненными шестидесятниками структуралистов и постструктуралистов: не только уже названного Лакана, но и Фуко, Барта и Леви-Стросса. Становление Жижека происходит в советской Югославии в те же годы, когда начинаются художественные эксперименты Марины. Различие только в том, что международное признание пришло к философу лишь в 90-х, после публикации первой книги на английском — «Возвышенного объекта идеологии». Абрамович на этот момент уже считалась весьма признанной художницей. В 2006-м Жижек снялся у Софи Файнс в трилогии «Киногид извращенца», где анализировал фильмы — от «Сталкера» Тарковского до «Титаника» и «Звездных войн» с позиций идеологии, философии и политики. Претензия на глубину не отменяет того, что вышло чертовски смешно: чего только стоят разбор рекламы Coca-cola, поедание «Киндер-сюрприза» на камеру и культурологический анализ концертов Rammstein.
Саня Ивекович, феминистка от Восточной Европы
Усмотревшим в творчестве Марины феминизм (о нем мы так часто говорим снова) советуем обратить внимание и на хорватку Саню Ивекович. Конечно, до главной феминистки западного мира Вали Эскпорт, которая в бунтующем 1968 выгуливала художника Петера Вайбеля на поводке по Вене, Ивекович далеко. Саня лишь курит на балконе и читает книгу в тот момент, когда внизу проезжает кортеж президента Тито. Все это она тщательно документирует на фотопленку в работе «Треугольник»: и собственный, довольно пассивный, протест мачизму (долой шовинистических свиней), и толпы людей на улице.
Томислав Готовач — первый, кто стал бегать голым
В середине 90-х играть в собаку (бегать голым по улицам на четвереньках) и в птицу (летать в чем мать родила на тросе вокруг петербургской Галереи 21) будет и отечественный перформансист Олег Кулик. Все это, конечно же, Кулик полюбил не первым. Томислав Готовач пробежался голышом по Загребу еще в 1971 году, а спустя десять лет повторил парадный выход. Сам перформанс, кстати, окрестив «Загреб, я люблю тебя».
NSK, самые известные сепаратисты
Список наших героев был бы неполным без художественных группировок — уж если устраивать акцию, то сообща. Самой ранней из них стал коллектив «Горгона». Голыми они не бегали, себя не резали, но выпускали антижурналы, делали антикниги, дружили со знаковыми для того времени художниками Ивом Кляйном и Лучо Фонтаной, а еще отправлялись в поля и фотографировались — почти как московский концептуалист Монастырский в «Коллективных действиях» в конце 70-х. Напомним: именно Монастырский и компания делали в Подмосковье красные перетяжки на елках: «Я ни на что не жалуюсь и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и не знаю ничего об этих местах».
Более поздней, но не менее важной группировкой (середина 80-х) стала и NSK — Новое словенское искусство. Ее представители пошли еще дальше: в состав NSK входят и живописцы IRWIN, и индастриал-коллектив Laibach, и сценографы Scipion Nasice Sisters. Художественный акт NSK проявляется даже не в перформансе, а в создании виртуального государства — с посольствами (есть в Москве, Генте, Берлине и Сараево) и паспортами — они выдаются за скромную плату в 24 евро. Шенген туда, правда, не поставят, но граждан, как уверяют участники, больше, чем в Ватикане.
Как понять, что перед вами художник из Восточной Европы
Наш ликбез был бы неполным без практической части — мы подготовили несколько простых способов опознать художника из Восточной Европы. Если лозунги на картине написаны латиницей, но при взгляде на них вас все равно охватывает мимолетная ностальгия по социалистическому строю, то наш герой, скорее всего, перед вами. Он бегает голым? Пишет картины кровью? Отдает себя на растерзание зрителям? Присмотритесь повнимательнее: если за этим стоит намек на социальное равноправие? Еще один мученик из стран соцблока. Борется за равные права женщин и мужчин, но по ходу дела поднимает еще с десяток насущных вопросов вроде призывов свергнуть диктатуру и защитить крокодилов от геноцида? Тоже наш случай.
Сооснователь Neue Slowenische Kunst Драган Живадинов — о наболевшем:
Я — балканский художник и горжусь этим. В искусстве очень важна методология, ведь дух времени всегда определяется каким-то методом. Особенно это характерно для авангардистов из Восточной Европы. С одной стороны, есть Малевич, а с другой — Дюшан, представитель западного мира. Балканы находятся посередине между Востоком и Западом, а Любляна — между Венецией и Веной. Поэтому нам просто невозможно не общаться с другими художниками. Эстетика важна, но ключевой в этом искусстве становится все же этика. Авангард ХХ века старался сделать так, чтобы этика была равноценна эстетике. Но тот момент, когда произведение выходит на арт-рынок — это совершенно иной контекст и условия, это уже не искусство. Все эти вопросы вторичны, а первичны — онтологические вопросы.
И о том, для чего заниматься искусством:
Для NSK в начале 80-х важно, что мы следовали нашим отцам, мы понимали их. Но мир был разрушен, это было безобразно. Какой художник станет следовать чему-то мерзкому, отвратительному? Конечно, можно представить это в качестве метода, но вы ведь боретесь за прекрасное. В 80-х мы боролись за новую картину мира — это было необходимо для разрушения старого. По сути, Любляна эстетически очень близка Москве. В 1921 году два молодых словенских мальчика работали в порту, чтобы собрать деньги, и один из них в итоге отправился на поезде в Москву, чтобы посмотреть, что там происходит. Он каждый день писал письма о поразившей его конструктивистской выставке, о том, как красив функционализм. А шесть лет спустя был создан "Триестский конструктивистский кабинет". Во второй половине 90-х мы приезжали в Москву к друзьям — Тимуру Новикову и Сергею Бугаеву, сидели на этом месте в ресторане и обсуждали, что будем делать с этим миром. Наши деды считали, что реальность надо создавать заново, а мы думали, как ее изменить, а сейчас мне и вовсе кажется, что надо подождать с этой идеей.
Выставка «NSK: от «Капитала» к капиталу» продлится в музее «Гараж» до 9 декабря
www.buro247.ru
Ретроспектива Марины Абрамович в "Гараже", Buro 24/7
В Центре современной культуры "Гараж" открылась крупнейшая ретроспектива югославской художницы Марины Абрамович – одного из самых выдающихся мастеров современного перформанса. На выставке, куратором которой выступает Клаус Бизенбах, представлено около 50 работ, созданных на протяжении четырех десятилетий, в том числе ранние эксперименты Абрамович: аудиофрагменты, видеоработы, инсталляции, фотографии, сольные и групповые перформансы.
Получив международное признание как художник-новатор в области перформанса, Абрамович уже более 30 лет исследует границы этого искусства, создавая работы, которые физически и психологически являются серьезным испытанием и для самого художника, и для зрителя. С самого начала карьеры в Белграде в 1970-е главным объектом перформансов Абрамович было ее собственное тело. Желая изучить его границы и возможности, она переносила боль, изнеможение и опасности в поисках эмоционального и духовного преображения.
Зрителям предстоит живо ощутить атмосферу творчества художника: на выставке будут в хронологическом порядке представлены четыре знаковые работы Абрамович, исполненных вживую российскими перформансистами. Их выступление будет сопровождаться видео- и фотоматериалами, аудиозаписями и объектами, использованными в изначальных перформансах.
Светлана Бондарчук
Даша Жукова и Айдан Салахова
Даша Веледеева
Алена Долецкая
Юлия и Марат Гельман
Мирослава Дума и Наталья Гольденберг
Ольга Изаксон
Снежана Георгиева
Даша Жукова
Михаил Каменский
Сэл Морале и Марина Линчук
Вика Газинская
Мирослава Дума
Наталья Синдеева
Николай Усков
Полина Дерипаска
Ульяна Сергеенко
Алексей Киселев
Светлана Бондарчук
Валентин и Татьяна Юмашевы
Марина Долидзе и Наталья Гольденберг
Полина Киценко и Ульяна Сергеенко
Игорь Чапурин и Айдан Салахова
Юлия Визгалина
Оксана Бондаренко с дочерью
Айдан Салахова
Кристиан Кремер
Юлия Мильнер
Марианна Максимовская, Владимир Борисов
Елена, Константин и Варвара Ремчуковы
Ирина Хакамада и Владимир Сиротинский
Василий Церетелли (слева)
Ирина и Джон Манн
Наталья Шкулева и Андрей Малахов
Фото: Милан Вдовенко
www.buro247.ru
Перформанс — самое честное из искусств. Марина Абрамович в MoMA | The Spot
Если Вы уже всё знаете про Марину Абрамович (Marina Abramovic, в фамилии ударение на вторую «а») — можете дальше не читать, потому что ничего нового здесь не найдёте. Или прочитайте, если хотите освежить память.
Сейчас у югославской художницы первая ретроспектива в MoMA (Museum of Modern Art) в Нью-Йорке, продлится она до конца мая. Это не только первая персональная ретроспектива Абрамович, но и первая в своём роде попытка сделать в музее ретроспективу перформанса — явления эфемерного, сиюминутного, не поддающегося точной воспроизводимости в дальнейшем. Помимо показа документации — фото и видео — в течение трех месяцев в Музее воспроизводятся некоторые перформансы Абрамович специально ею же обученными молодыми людьми и девушками. Сама Абрамович тоже в стороне не осталась — впервые перформанс растягивается в пространстве музея на три месяца (длительность выставки, а не вернисаж, как это обычно бывает) и проходит по рабочим часам.
«Перформанс — это диалог, энергетический обмен. Зритель как собака — чувствует, замечает все ваши состояния. Если вдруг художник не уверен в себе или находится не в нужном состоянии духа — зритель просто перестает концентрировать внимание и уходит.» Марина Абрамович
Перформанс — пожалуй, самое настоящее и искреннее из искусств, потому что происходит здесь и сейчас и являет собой личность художника в настоящем времени. Это одно из отличий театра и перформанса — нахождение зрителя и художника в текущем времени, а не иллюзорном. В художественном перформансе чаще всего нет никакого продуманного сценария, а ключевым становится сам опыт художника и его переживания во время исполнения. Возникает это явление в 1960-х годах, как радикальное искусство, во многом в форме реакции на общественные трансформации и потрясения. В перформансе человек использует прежде всего тело в качестве инструмента, средства, медиума. От перформанса «в вечное» остаются только документации — фотографии, позже — видео.
Марина Абрамович — перформансист со стажем, и известна скорее в этом качестве. Её часто называют «бабушкой перформанса», хотя начинала свою карьеру в 1970-е, когда его уже «изобрели». Сейчас ей уже 64 года, и в последнее время она делает работы с другими средствами, но всё равно не уходя далеко от человеческого тела.
Ей принадлежит особая манера, которая собрала немало последователей. Абрамович во всём своём творчестве исследует человеческое тело, его возможности, его пределы, взаимосвзяь с окружающим миром, а также связь тела и разума. В 1970-х её перформансы наиболее радикальны, она работает с болью, пытается нащупать границы возможностей человека. С 1980-х переходит на несколько другой контекст — не то, что тело способно совершить, а то, в каком состоянии сознания это совершается, и как человек связан с природой. На протяжении всей работы она постоянно обращается к восточным практикам, а также фокусируется на контрасте между восточным и западным миром. Ниже я просто расскажу вкратце о ключевых работах Марины Абрамович в жанре чистого перформанса в хронологическом порядке.
Ритм 10 (Rythm 10, 1973)Перед собой художница разложила 20 разных ножей и поочередно каждым начинала ритмично пытаться попасть острием между пальцами собственной ладони, упертой в пол. После каждого попадания по руке она меняла нож, а ритм, отбиваемый ножами, записывала на аудио-кассету. После того, как художника перебирала 20 ножей — ставила кассету с записью и пыталась добиться точности и ритмичности попадания без промахов.
Отрывок с воспроизведением перформанса «Rythm 10» для фильма о Марине Абрамович «Балканское барокко»
Ритм 2 (Rythm 2, 1974)Здесь Абрамович исследовала взаимосвязь тела и сознания. Перформанс состоял из двух частей. В первой она принимала таблетку, вызывающую конвульсии: ее тело переставало быть подконтрольным сознанию, как бы отделялось от неё, жило своей жизнью, а сознание было в обычном состоянии и могло наблюдать за происходящим. Во второй части она принимала таблетку, которая воздействует на сознание — фактически притупляет его до потери: здесь подконтрольным вновь стало тело, а сознание наоборот исчезло.
Ритм 0 (Rythm 0, 1974)В пространстве галереи Абрамович разложила на столе 72 предмета, в том числе розу, помаду, бритвы, пистолет с одной пулей. Художница просто стояла на месте как кукла, а зрителям предлагалось сделать с ней всё, что угодно, с использованием этих предметов. Художник здесь становился неодушевленным обычным предметом, подконтрольным человеку. Перформанс длился 6 часов, сначала люди вели себя сдержанно и аккуратно, однако всё действо было прервано хозяином галереи, когда один из посетителей навёл на художницу дуло пистолета. К тому моменту одежда на ней была изорвана, было много порезов. Это стало одним из самых радикальных перформансов Абрамович, где она исследовала уже не собственные возможности (когда она в любой момент может прекратить действие в зависимости от своего предела), а пределы публики, человеческого существа как существа социального, чью реакцию она не могла предсказать или предотвратить.
Rythm 0, 1974
Art Must be beautiful, Artist Must be Beautiful (1975)В этом перформансе Марина обращается к набившему оскомину представлению о том, что искусство должно быть прекрасным, красивым (в нашей стране эта проблема по-прежнему остаётся актуальной). Она в течение долгого времени усердно расчесывала волосы двумя расческами, проговаривая иногда с остервенением слова «Art must be beautiful, artist must be beautiful».
Lips of Thomas (1975)Здесь художница вырезает пятиконечную звезду бритвой на животе как карандашом на бумаге, обращаясь к знакам, данным от рождения, которые мы не можем с себя стереть, даже если они стоят только лишь в паспорте (Абрамович родилась в коммунистической Югославии). Отрывочную видео-документацию можно посмотреть здесь.
Освобождение памяти (Freeing the memory, 1975)Это один из перформансов из серии, посвященной достижению нового состояния тела и сознания. Здесь Абрамович проговаривает разные слова, которые хаотично вспоминаются — сначала на сербском, потом на английском, потом на немецком — как бы освобождая свою память. В перформансах «Освобождение голоса» (Freeing of voice) и «Освобождение тела» (Freeing of body) она кричит до тех пор, пока не теряет голос, от него освобождаясь, и двигается, пока её окончательно не покинут силы. Частичную видео-документацию можно посмотреть здесь.
Отношения во времени (Relation in Time, 1977)Это один из многочисленных совместных перформансов с немецким художником Юлаем (Ulay), отношения с которым продлились 12 лет. Эти перформансы часто изучали отношения мужчины и женщины или в целом пары людей, очень красиво и метафорично раскрывая суть. Здесь Юлай и Марина сидели спиной друг к другу со сплетенными волосами 17 часов, как бы став одним целым, когда выдержка одного ставит в зависимость другого.
Relation in Time, 1977
Вдох-выдох (Breathing in/Breathing out, 1977)Марина и Юлай буквально дышали одним дыханием, перекрыв доступ кислорода через нос, передавая дыхание через рот — это продолжалось около 20 минут, пока из-за нехватки кислорода один из них не потерял сознание. Опять ставя на выдержку, художники через буквальное исследуют возможность поддержания жизни друг друга без иных вмешательств, взаимодействия, поглощения, взаимоуничтожения.
Breathing in/Breathing out, 1977
Расширение в пространстве (Expanding in space, 1977)Здесь Марина и Юлай продолжают исследовать взаимоотношения двух людей, становящихся единым целым. В помещении находятся две опорные колонны, которые нельзя сдвинуть, а между ними — две перемещаемые. Художники стоят спиной друг к другу, лицом к колоннам, и постепенно синхронно начинают пытаться собственным телом с разбега раздвинуть колонны, расширить пространство своего существования. И со временем у них получается.
Balance Proof (1977)В этом перформансе художники держат между собой своими телами огромное зеркало. Они не видят друг друга и не могут знать, стоит ли второй правда за этим зеркалом до сих пор, или уже нет, и оно держится за счет одиночных усилий оставшегося. Частичную видео-документацию можно посмотреть здесь.
Imponderabilia (1977)Марина и Улай стоят обнаженные на входе в галерею, смотря друг на друга, посетитель вынужден проходить между ними. Невольно понимая, что пройти придется, он выбирает, лицом к кому проходить, и чаще старается не смотреть в глаза. После входа в галерею зритель видит, что его снимали на камеру, и надпись примерно следующего содержания: «'Imponderable. Such imponderable human factors as one's aesthetic sensitivity / the overriding importance of imponderables in determining human conduct.» (Непредсказуемость. Такие непредсказуемые человеческие черты, как чья-либо эстетическая чувствительность / значительная важность непредсказуемости в определении человеческих поступков).
The Lovers: The Great Wall Walk (1988)Конец отношений и сотрудничества Юлая и Марины стал таким же непростым, как и созданные перформансы. Опять обращаясь к физической выносливости и опыту просветления через физические механизмы, они шли с разных концов Великой китайской стены навстречу друг другу, чтобы в конце попрощаться.
Балканское барокко (Balkan Baroque, 1997)Абрамович сидела на горе окровавленных костей и пыталась их отмыть. Этот перформанс был посвящен жертвам войны в Югославии — тому, что «смыть» это событие из жизни так же мало реально, как и отмыть такую груду костей. Позже на Веницианской биеннале современного искусства она получила за эту работу золотого льва.
Balkan Baroque, 1997
«Хорошее произведение искусства должно заставить вас обернуться, когда вы на него не смотрите, так же, как вы чувствуете, что кто-то на вас смотрит. Вы не уверены, но вы оборачиваетесь — и там вправду кто-то есть.» Марина Абрамович
Её текущий перформанс в Нью-Йорке (The Artist is present), казалось бы, очень прост и непритязателен — художница просто сидит за столом, а любой желающий может сесть напротив и смотреть на Марину сколько душе его угодно. Но всё здесь не так-то просто: таким образом она даёт зрителю возможность практически попасть на место перформера. Но даже не в этом суть — основную суть можно прочувствовать, хотя бы пять минут посмотрев любое её интервью, на эту красивую сильную женщину с колоссальной энергетикой, или на худой конец взглянув на снимки людей, смотрящих на Марину. Здесь вступает в ход энергетика художника, его честность перед собой и зрителем, прямое взаимодействие (опосредованное разве что телом) — самое честное средство работы.
Видео-интервью с Мариной Абрамович в рамках выставки в MOMA
Фильм о Марине «Balcan Baroque» (1999)
Еще по теме: Вновь о Марине
В материале использованы изображения с сайтов: moma.org,chicagoartmagazine.com, designscruples.com, huffingtonpost.com, killeryellow.com, thisheartsonfire.com, artnet.com, citylife.co.uk
thespot.ru
Современное искусство: Марина Абрамович
history_of_art — 04.04.2014К современному искусству следует подходить осторожно, принимать его небольшими дозами. Полностью довериться современному искусству очень легко, оно поглощает тебя, оно непонятно, оно позволяет видеть в нем то, что хочешь видеть. И это ловушка.
Нам тяжело принять современную музыку, современную живопись, современный театр. Как же тогда мы должны принять такое явление современной культуры как ПЕРФОМАНС?
Сотни лет было принято считать искусством только то, что красиво, что принимает форму скульптуры, симфонии, песни, картины, рассказа. XX век эти убеждения достаточно хорошо «встряхнул». Появились невиданные до этого концептуализм, акционизм, перфоманс, видеоарт.
Если вы захотите подробнее узнать о перфомансе, коснетесь какой-нибудь специализированной литературы, то непременно увидите это имя
Имя Марины Абрамович золотой нитью связано с таким явлением современной культуры как ПЕРФОМАНС.
Марина Абрамович родилась в Белграде в 1946 году. О своей родине и своем доме Марина говорит следующее:
«Знаете, я ненавижу быть сербкой. Я родом из бывшей Югославии, я уехала в Амстердам, когда Тито был жив, — уехала потому, что была влюблена, а не из политических соображений. Страны, которую я тогда покинула, больше не существует. Не существует того, что заставляло бы меня быть сербкой или быть хорваткой. Я ненавижу все это, я никогда не получала сербский паспорт. Я выбрала паспорт Черногории, потому что оттуда родом была моя мать, а какой-нибудь паспорт человеку все-таки нужен. Но каждый раз, когда меня спрашивают, откуда я родом, я отвечаю (особенно американцам): «Этой страны больше не существует, потому что вы ее разбомбили, уж простите». Кроме того, я не верю, что принадлежу какому-то одному месту: я человек без национальности, современный кочевник в чистом виде. Я прожила в Голландии 6 лет, но никогда не была голландской художницей (хотя у меня есть голландский паспорт), я даже не говорю на голландском. Я работала в Германии, но не чувствую себя связанной с Германией — как и с Францией или Японией. Сейчас я уже 14 лет живу в Америке, но у меня нет даже грин-кард или паспорта — только рабочая виза. Я живу в гостиницах, для меня вся планета — это мастерская.»
В 1970-е годы проходят ее первые выступления, так в 1974 состоялся перфоманс «Ритм 0». Публике было предложено несколько десятков различных предметов, главным из которых было и само тело Марины. Публика была вольна делать все что захочет с предметами и телом Абрамович. Перфоманс был остановлен, когда один из участников перфоманса приставил к Марине заряженный пистолет. Перфоманс вошел в историю. Марина трепетно вспоминает о нем, иногда упоминая в интервью:"Опишите момент самого сильного эмоционального потрясения за всю вашу карьеру художника. Из-за чего оно случилось и повлияло ли как-то на то, что вы тогда делали?
М. Абрамович: Определенно, это был момент, когда я вернулась в два часа ночи в отель после перформанса «Rhythm 0» и, посмотрев в зеркало, обнаружила седую прядь волос."
На 70-е пришлись и другие, яркие перфомансы Абрамович. О шокирующем «Ритме 0» мы уже сказали. Стоит отметить, что была организована целая серия «ритмов»:
«Ритм 2» (1974). Перфоманс связан с популярными в то время экспериментами над «таблетками». Абрамович сперва приняла препарат, которым вызвала конвульсии, а затем препарат, который притупил сознание. Публике была видна разница между неподконтрольным телом и неподконтрольным сознанием человека.
«Ритм 5» (1975). Марина легла в центр большой горящей 5-конечной звезды. Перфоманс закончился не самым удачным образом: Абрамович потеряла сознание, ее тело пришлось буквально доставать их огня. Однако, именно после этого перфоманса Марина задумалась о границах в перфомансе, решив, что после потери сознания перфоманс закончен, так как контролировать художник его уже не может.
Марина Абрамович во время перфоманса "Ритм 5"Перфоманс "Освобождение памяти"
В 1975 году состоялся перфоманс «Губы Томаса». Абрамович вырезала у себя на теле пятиконечную звезду, порола себя, и в конце концов легла на глыбу льда. В 2005 году Марина повторила перфоманс, добавив несколько новых элементов (обувь в которой шла по Великой китайской стене, палка, которой пользовалась и пр.).
Марина Абрамович во время перфоманса "Губы Томаса" в музе Гуггенхайма (1975 г.)
Дальше былое еще интереснее. Марина начала сотрудничать с немецким художником Улаем, который по совместительству стал еще и её мужем. Совместные перфомансы семейной пары легли в историю. Для некоторых именно этот период творчества Абрамович стал самым запоминающимся, самым ярким и интересным. К этому периоду относятся следующие работы с Улаем: «Отношения в пространстве» («Relation in Space»), «Отношения во времени» («Relation in Time»), «ААА-ААА», «Энергия покоя» («Rest Energy»). Удивительно, но самым ярким моментом в этой «love story» было расставание...
«Поход по Великой стене» (1988)
Возлюбленные после долгих бюрократических проволочек получили разрешение на поход по Великой китайской стене. Марина начала свой путь от Южного Моря, а Улай из пустыни Гоби. Каждый прошел по 2500 километров. Это был последний проект художников. Марина и Улай были вместе 12 лет.
Встреча Марины и Улая на Великой китайской стене во время перфоманса в 1988 г.
90-е годы приносят Марине Абрамович известность по всему миру. Ее перфоманс «Балканское барокко» был удостоен премии Венецианского биеннале. Абрамович предстала в окружении окровавленных костей, которые она пыталась отмыть. «Балканское барокко» привлекло к себе большое внимание, во многом благодаря его смыслу, который был понятен и для широкой публики. Художник сравнивала свои действия с действиями политиков, которые развязали войну на Балканах (война в Югославии).
Марина Абрамович во время перфоманса "Балканское барокко" (1997)
00-е были отмечены несколькими громкими перфомансами, среди них:
«Обнаженная со скелетом» (2002, 2005. 2010). На данный перфоманс Абрамович была вдохновлена культурой Тибета, духовными практиками тибетских монахов, которыми она долгое время увлекалась.
«Дом с видом на океан» (2002). Еще один перфоманс за основу которого взята практика тибетских монахов. 12 дней Марина постоянно находилась перед зрителями, не употребляя ничего кроме воды. Сейчас, когда вспоминают данный перфоманс, то обязательно упоминают эпизод из популярного сериала «Секс в большом городе», где был воспроизведен данный перфоманс.
Марина Абрамович во время перфоманса "Дом с видом на океан"
В 2005 году Абрамович провела целую серию перфомансов «Семь легких пьес» в музее Гуггенхайма. За 7 дней Марина воспроизвела несколько своих перфомансов из 70-х и исполнила несколько перфомансов других художников-перфомансистов («Как объяснить живопись мертвому зайцу» Йозефа Бойса, «Давление тела» Брюса Наумана, «Постель для семени» Вито Аккончи, «Генитальная паника» Вали Экспорт и др.).
Марина Абрамович во время реперфоманса "Губы Томаса" в 2005 году
Эпизод из популярного телесериала "Секс в большом городе", где показан перфоманс "Дом с видом на океан" (Марина не принимает участия)
Огромную популярность получил перфоманс и ретроспективная выставка Марины Абрамович в MoMA (NY) «В присутствии художника». Абрамович в течение 3-х месяцев с открытия и до закрытия музея сидела в центре зала на стуле, любой желающий мог сесть напротив художника. 1500 человек посмотрели в глаза Марины Абрамович за время выставки. На основе перфоманса был снят документальный фильм про Марину Абрамович «Марина Абрамович: в присутствии художника».
Марина Абрамович во время перфоманса "В присутствии художника" в MoMA (2010)
"В присутствии художника" (2010)
Афиша фильма "Марина Абрамович: в присутствии художника"
10-е ознаменовались еще большей популярностью Марины Абрамович. Ее лицо появляется на обложках самых знаменитых журналов, ее приглашают сотрудничать различные модные бренды (Абрамович стала лицом «GIVENCHY»), она все чаще появляется на светских мероприятиях, кумир подростков Леди Гага называет Марину любимым художником, и посвящает ей песни на своих концертах. На этот пункт стоит обратить внимание, так как Марина Абрамович образца 10-х — это прежде всего очень красивая женщина.
Марина на обложках известных глянцевых журналов
Марина Абрамович и Леди Гага
Леди Гага о Марине Абрамович до их личного знакомства
Марина Абрамович для "GIVENCHY" Ким Кэтролл и Марина Абрамович для журнала "V"
В 2013 известность получил новый проект Марины - «Институт Марины Абрамович по сохранению искусства перфоманса» (Marina Abramovic Institute For The Preservation Of Performance Art). На интернет-площадке были собраны деньги на его реализацию (более 800 тысяч $). Проект института можно посмотреть на сайте http://archi.ru/world/41150/dialog-iskusstv
Здание "Института Марины Абрамович"«'‘Институт Марины Абрамович’' — не мой персональный проект. Он создается для всех. Я пожертвовала собственное здание, которое приобрела на мой день рождения за 950 тысяч, некоммерческои организации, и теперь оно мне не принадлежит. Я заплатила полмиллиона за мастер-план Рема Колхаса из своих денег, а также оплатила аренду офиса на пять месяцев. Все это принадлежит не мне, а всем. Если эта идея нужна обществу, оно должно присоединиться ко мне и создать это со мной. Кроме того, у меня была нелегкая жизнь, и лишь последние десять лет я зарабатываю деньги. Большая часть из них превратилась в этот институт.»
Полное интервью см. на сайте LookAtMeАбрамович несколько раз была в России. Свой первый приезд Марина вспоминает так:
«Это был провал! Это было семь-восемь лет назад. До этого я никогда не была в России, что по-своему забавно, потому что я из Югославии, и долгое время двумя странами, куда я могла бы поехать, оставались Куба и СССР — и я не была ни в одной из них. А тут меня пригласили в числе группы других американских художников выступить в Третьяковской галерее. Причём всё это время мне пели о том, как любят моё творчество в России и как здесь сгорают от нетерпения в ожидании встречи. И вот я приезжаю, останавливаюсь в этом же отеле, «Национале». На улице — вечер и идёт снег. Я иду на Красную площадь и чувствую себя Анной Карениной. На следующее утро я прибываю в галерею. Зал, в котором мне предстоит выступить, явно не ремонтировали очень давно, проектор — просто древний, а экран — весь в маленьких отверстиях, прожжённый сигаретами. Мой выход назначен на шесть вечера, я прихожу за час. Без пятнадцати шесть появляется уборщица. Без пяти шесть – никого. Шесть пятнадцать — никого. В шесть двадцать пять появляются семь старушек, они дружно садятся на первый ряд, и я уверена, что они ошиблись дверью.
В общей сложности набралось человек двенадцать — на весь большой зал. За пять минут до конца моей лекции появляется директор Биеннале, он устраивается прямо напротив меня, а когда всё заканчивается, встаёт и начинает бешено аплодировать и выкрикивать «Браво!» — после чего объявляет, что теперь всех собравшихся ожидают в ресторане «Пушкин». И вот там было множество людей. Все они поздравляли меня с приездом в Москву и признавались в любви к моим работам, хотя ни один из них не пришёл на мою лекцию. Я сказала себе, что никогда не вернусь сюда.»
Полное интервью см. на сайте "The Village"Марина о своем известном однофамильце:
Монгайт: У меня последний, очень странный вопрос. Просто все в России люди, не знающие, кто вы, спрашивают – а она родственница Романа Абрамовича? Вы с Романом Абрамовичем познакомились в Москве?
Абрамович: Это очень забавно: я никогда в жизни не встречалась с Романом Абрамовичем, но в прессе меня много раз называли то его сестрой, то бывшей женой или еще как-то. Должна признать, что мне было бы интересно встретиться с ним. Однажды в Испании, Мадриде, мне не могли найти комнату в отеле, а я была очень уставшая и сделала маленький трюк. Когда меня спросили, связана ли я как-то с Абрамовичем, я выразительно ответила: «Да, конечно». И комнату нашли через 5 минут. С нетерпением жду встречи с ним, чтобы рассказать эту историю.
Некоторые из перфомансов Марины Абрамович вы можете скачать с моего «облачного сервиса» (видео будет храниться там 3 месяца). В данной папке вы найдете видео с несколькими перфомансами Марины 70-х, 80-х и 00-х годов (более 20).yablor.ru