Жоан Миро – жизнь и творчество еще одного гения Барселоны. Картины х миро


МИРО • Большая российская энциклопедия

Х. Миро. «Стоящая обнажённая». 1918. Музей искусств Сент-Луиса (штат Миссури, США).

МИРО́ (Miró) Ху­ан (Хо­ан; Джо­ан, Жо­ан) (20.4.1893, Бар­се­ло­на – 25.12.1983, Паль­ма, о. Маль­ор­ка), исп. (ка­та­лон­ский) жи­во­пи­сец, гра­фик, скульп­тор, ху­дож­ник-мо­ну­мен­та­лист. Учил­ся в Бар­се­ло­не в АХ («Льод­жа») у М. Ур­гел­ла и Х. Пас­ко (1907–10), в ча­ст­ной ака­де­мии Ф. Га­ли (1912–15). Один из ор­га­ни­за­то­ров «Груп­пы Кур­бе» (1918), про­ти­во­сто­яв­шей кон­сер­ва­тив­но-поч­вен­ни­че­ским тен­ден­ци­ям в ка­та­лон­ской куль­ту­ре. Ра­бо­ты М. 1915–17 от­ме­че­ны влия­ни­ем франц. фо­виз­ма («Пра­дес, де­рев­ня», 1917, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк; порт­рет Э. К. Ри­кар­та, 1917, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Чи­ка­го). С 1918 в твор­че­ст­ве М. на­чи­на­ет­ся пе­ри­од «по­эти­че­ско­го реа­лиз­ма». В пей­за­жах, на­пи­сан­ных в Мон­ро­че в лет­ние ме­ся­цы, глу­бо­кие пер­спек­ти­вы на­пол­ня­ют­ся тща­тель­но вы­пи­сан­ны­ми под­роб­но­стя­ми («Ого­род с ос­лом», 1918, Му­зей совр. иск-ва, Сток­гольм; «Ко­лея», 1918, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Нью-Йорк).

Х. Миро. «Каталонский крестьянин с гитарой». 1924. Собрание Тиссена-Борнемисы (Мадрид).

С 1920 М. ра­бо­тал в Па­ри­же. Кар­ти­ны «Фер­ма» (1921–22, Нац. га­ле­рея иск-ва, Ва­шинг­тон), «Вспа­хан­ное по­ле» (Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк) и «Ка­та­лон­ский пей­заж» («Охот­ник», Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; обе 1923–24) сви­де­тель­ст­ву­ют о стре­ми­тель­ной эво­лю­ции М. от на­блю­де­ния ре­аль­но­сти к её ус­лов­но-зна­ко­во­му пре­тво­ре­нию: «сре­да оби­та­ния» че­ло­ве­ка трак­ту­ет­ся как не­глу­бо­кий слой «пе­ред­не­го пла­на», за ко­то­рым от­кры­ва­ет­ся безд­на ви­таль­ных энер­гий, тво­ря­щих ми­риа­ды био­форм. В 1924 М. сбли­зил­ся с А. Бре­то­ном, П. Элюа­ром, Л. Ара­го­ном и др. уча­ст­ни­ка­ми груп­пи­ров­ки сюр­реа­ли­стов. На его пер­вой кар­ти­не в ду­хе сюр­реа­лиз­ма – «Кар­на­вал Ар­ле­ки­на» (1924–25, Ху­дож. га­ле­рея Ол­брайт-Нокс, Буф­фа­ло) – изо­бра­же­на по­пу­ля­ция не­ве­со­мых су­ществ, про­из­воль­но ме­няю­щих свою фор­му и по­ло­же­ние в про­стран­ст­ве и упо­доб­лен­ных ко­лы­шу­щим­ся цвет­ным те­ням. В кар­ти­нах 2-й пол. 1920-х гг. («Пер­со­наж, бро­саю­щий ка­мень в пти­цу», 1926, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Со­ба­ка, лаю­щая на лу­ну», 1926, Му­зей иск-ва, Фи­ла­дель­фия, и др.) скла­ды­ва­ет­ся ре­пер­ту­ар ус­той­чи­вых идео­грамм М.: зна­ки, мар­ки­рую­щие про­стран­ст­во (ус­лов­ная ли­ния го­ри­зон­та, солн­це и звёз­ды, вол­ны), и сим­во­лы-по­сред­ни­ки, осу­ще­ст­в­ляю­щие ком­му­ни­ка­цию ме­ж­ду разл. сфе­ра­ми (пти­цы, ле­ст­ни­ца, ухо­дя­щая в не­бо, глаз или ухо, че­ло­ве­че­ская фи­гу­ра с ог­ром­ны­ми сто­па­ми, при­лип­ши­ми к зем­ле, и т. п.). В «кар­ти­нах-по­эмах» 1930-х гг. из­ви­ваю­щие­ся, пет­ляю­щие по хол­сту над­пи­си про­из­ра­ста­ют из ли­ний ри­сун­ка, яв­ляя по­та­ён­ное род­ст­во сло­ва и об­раза («Лас­точ­ка-лю­бовь», 1934, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк). В 1940–41 М. ис­пол­нил се­рию гуа­шей «Со­звез­дия», став­шую од­ним из его выс­ших дос­ти­же­ний. Соз­дан­ная, по при­зна­нию М., под впе­чат­ле­ни­ем но­чи, звёзд, му­зы­ки И. С. Ба­ха и В. А. Мо­цар­та, се­рия вы­зы­ва­ет мно­же­ст­во по­этич. ас­со­циа­ций («По­лу­ноч­ная песнь со­ло­вья и ут­рен­ний дождь», 1940, ра­нее – га­ле­рея Перлс, Нью-Йорк; «Пись­ме­на и звёз­ды, влюб­лён­ные в жен­щи­ну», 1941, Ин-т ис­кусств, Чи­ка­го, и др.).

С 1944 М. за­нял­ся скульп­ту­рой и ке­ра­ми­кой (в со­труд­ни­че­ст­ве с ке­ра­ми­стом Х. Л. Ар­ти­га­сом), вдох­нов­ля­ясь ар­ха­ич. пла­сти­кой, нар. гли­ня­ной иг­руш­кой, при­чуд­ли­вы­ми тво­ре­ния­ми при­ро­ды («Жен­щи­на-на­се­ко­мое», 1968; «Пер­со­наж», 1970; «Со­звез­дие», 1971; все – ча­ст­ные со­б­ра­ния). По­верх­но­сти скульп­тур М. от­ли­ча­ют­ся бо­га­той фак­тур­ной про­ра­бот­кой, слож­ны­ми пе­ре­ли­ва­ми от­тен­ков то­ни­ро­ван­ной брон­зы, рас­пис­ной тер­ра­ко­ты, май­о­ли­ки. В скульп­тур­ных ас­самб­ла­жах М. сбли­жа­ет­ся с на­прав­ле­ни­ем поп-ар­та: «Его ве­ли­че­ст­во» (1967–1968), «Уле­таю­щая де­вуш­ка» (1968, обе – ча­ст­ные со­б­ра­ния). К мо­ну­мен­таль­но­му иск-ву М. об­ра­тил­ся с 1940-х гг. (круп­но­мас­штаб­ное на­стен­ное пан­но для оте­ля «Хил­тон» в Цин­цин­на­ти, 1947, и др.). По­се­лив­шись в г. Паль­ма (с 1956), М. вы­пол­нил за­каз на оформ­ле­ние 2 стен ком­плек­са ЮНЕСКО в Па­ри­же (1956–1958), соз­дал мо­ну­мен­таль­ные ке­ра­мич. пан­но – для Гар­вард­ско­го ун-та в США (1960–61), зда­ния Выс­шей шко­лы эко­но­мич. на­ук в Санкт-Гал­ле­не (1964), аэ­ро­пор­та в Бар­се­ло­не (1970), Стек­лян­но­го па­виль­о­на на Все­мир­ной вы­став­ке 1970 в Оса­ке, мо­ну­мен­таль­ную скульп­ту­ру «Жен­щи­на и пти­ца» для Бар­се­ло­ны (ке­ра­мич. мо­заи­ка, 1982; см. илл. к ст. Ис­па­ния) и др. В стан­ко­вой жи­во­пи­си 1950–70-х гг. М. ори­ен­ти­ру­ет­ся на пер­во­быт­ное иск-во и дет­ский ри­су­нок («Жен­щи­на пе­ред солн­цем», 1950, ча­ст­ное со­б­ра­ние; «Ка­та­лон­ский кре­сть­я­нин при све­те лу­ны», 1968, фонд Х. Ми­ро, Бар­се­ло­на). В 1975 в Бар­се­ло­не ос­но­ван фонд М.; в 1992 мас­тер­ская ху­дож­ни­ка в г. Паль­ма пре­об­ра­зо­ва­на в му­зей.

bigenc.ru

Жоан Миро - жизнь и творчество еще одного гения Барселоны

Жоан Миро – это великий каталонский художник, скульптор, керамист и график, о котором мы в ShBarcelona хотели бы рассказать в этой статье. Жоан Миро родился в Барселоне 20 апреля 1983 года в обеспеченной семье ювелира и часовщика. Любовь и талант к рисованию у мальчика проявились еще в школе, но полностью посвятить себя любимому делу ему удалось не сразу. Все дело в том, что родители не хотели, чтобы их сын стал художником и видели его будущее в качестве бухгалтера. Миро работал в качестве помощника бухгалтера в аптеке некоторое время, однако, расстроенные нервы и тиф почти на год выбивают Миро из колеи. Это время он проводит рисуя на ферме родителей в Таррагоне, которая стала источником его вдохновения.

Первая выставка Жоана Миро была провалом

В 1912 году Жоан Миро принимает окончательное решение посвятить себя живописи, а в 1918 году в Барселоне проходит его первая, хоть и неудачная, выставка. На протяжении всего своего творчества Миро искал себя, его стили и техники многократно менялись: кубизм, импрессионизм, сюрреализм –   ни одному из них художник не следовал в полной мере и оставался верен своему принципу: освобождению творческого подсознательного начала из-под контроля логики и разума.

Похожая статья: Пикассо и Барселона

"Натюрморт со старым ботинком", Жоан Миро, 1937г.

“Натюрморт со старым ботинком”, Жоан Миро, 1937г.

На век Миро пришлось сразу две войны, которые существенно повлияли как на его жизнь, так и на творчество. Так в связи с началом Гражданской войны в Испании Миро принимает решение переехать в Париж с семьей.

В 1939 году Миро переезжает в Нормандию, где начинает свою знаменитую серию картин “Созвездие” завершить которую он сможет уже в родной Испании, вернуться куда он будет вынужден, спасаясь от бомбардировок фашистов. Написанные под воздействием музыки Моцарта и Баха, эти работы стали вершиной сюрреалистического творчества художника, в них он проявил себя как мастер поэтического символизма и выдающийся экспериментатор.

Миро_2

Тайны и созвездия, в любви с женщиной. Жоан Миро, 1941г.

Последующие годы Миро проводит активно работая и путешествую: Испания, Франция, США, Япония – каждая из этих стран окажут влияние на его творчество. Все больше времени и сил художник посвящает скульптуре и графике, оттачивая свои навыки. Его работы становятся более глубокими, но при этом и импульсивными.

Жоан Миро и Барселона

10 июня 1975 году Жоан Миро реализует свою давнюю идею по созданию такого Фонда-музея, который объединил бы не только творчество Миро, но и стал бы выставочной площадкой для других деятелей современного искусства, в том числе и молодых, чего желал сам художник. “Нет, Фонд Миро – это не музей. Я не хотел бы, чтобы это было чем-то холодным, застывшим, мертвым. <…> Молодые художники придут сюда работать и выставлять свои произведения”, – говорил Миро. Фонд Миро, полное название которого “Фонд — Центр изучения современного искусства“,  на сегодняшний день является одним из самых посещаемых музеев Барселоны.

Похожая статья: Откройте для себя музей Пикассо

Женщина и птица

“Женщина и птица” Жоан Миро, 1983г.

Последней работой великого каталонца стала 22-х метровая скульптура, которую непременно видел каждый, кто бывал в Барселоне – “Женщина и птица”, расположенная в парке им. Жоана Миро.

Художник подарил своему родному городу еще две работы, которые каждый из нас непременно увидит, посетив столицу Каталонии. Первая из них украшает фасад здания аэропорта Барселоны Т2 и приветствует всех гостей города – это огромная мозаика созданная Миро и керамистом Жозепом Лоренсом  в 1970г.А по второй ежедневно проходят тысячи туристов, так как находится она на самом популярном бульваре Барселоны, безусловно речь идет о Ла Рамбла. Именно там, в 1976 году художник инсталлировал одну из своих работ в тротуар неподалеку от улицы Passatge del Crèdit, места, где он родился 83-ю годами раньше. Проходя по ней в очередной раз, остановитесь, обратите внимание на произведение великого художника у вас под ногами и непременно найдите плитку, которую подписал он лично.

Вы посещали фонд-музей Жоана миро в Барселоне? Поделитесь впечатлениями в комментариях!

Жоан Миро – жизнь и творчество еще одного гения Барселоны

3.3 (66.67%) 3 votes Google+

www.shbarcelona.ru

Созвездие Миро - Заметки искусство_еда

Photobucket

Джентльмен. 1924. Музей искусств, Базель

«Очевидно, Жоаном Миро движет лишь одно стремление, а именно – целиком предаться живописи, и только живописи, посредством того чистого автоматизма, к которому я, со своей стороны, никогда не уставал призывать... Пожалуй, благодаря этому он действительно может считаться самым законченным сюрреалистом из всех нас» Андре Бретон. Сюрреализм и живопись. 1928

Текст Джона Голдинга (1993). Перевод Владимира Бабкова

100-летие со дня рождения Жоана Миро отмечалось с большим размахом. Правительство автономной области Каталония объявило 1993-й год «годом Миро». Первая из трех крупнейших выставок, организованных в юбилейном году, проходила в мадридском музее современного искусства Reina Sofia; центральное место в ней заняли «Созвездия» Миро – цикл небольших работ на бумаге, начатый в 1940 году в нормандском Варанжвиле и законченный год спустя на Мальорке. Миро дал циклу французское название, но испанское «Campo de Estrellas» лучше передает прелесть и непосредственность этих картин. Гигантская экспозиция в барселонском Фонде Миро включала множество работ, выставленных на обозрение в Нью-Йоркском музее современного искусства, однако эти выставки задумывались по-разному, и американская, где была представлена также скульптура и керамика, получилась более интересной. Кроме того, вышло в свет огромное количество литературы о Миро.Самому Миро, который умер в 1983 году, пожалуй, польстила бы такая шумиха вокруг его имени, хотя он вряд ли признался бы в этом. Миро всегда чурался меркантилизма в искусстве и критиковал художников, пишущих на продажу. С другой стороны, его письма 30-х годов владельцам галерей Пьеру Лебу и Пьеру Матиссу, которые в ту пору делили между собой его работы, показывают, что до известной степени он был неравнодушен к своей карьере. В 1926 году он сказал репортеру барселонской «La Publicitat»: «Я говорил Пьеру, что не выйду на ринг, если это не будет матч за первое место, что мне не нужны товарищеские встречи ради тренировки – настал час бороться за чемпионский титул».

Photobucket

Автопортрет. 1919. Музей Пикассо, Париж

Художник родился в Барселоне, в семье потомственных ремесленников. Отец Миро был преуспевающим ювелиром, и семья жила дружно. Однако когда семнадцатилетний Жоан заявил, что хочет стать художником, отец воспротивился и определил сына канцеляристом в контору. В следующем, 1911 году Миро пережил нервный срыв и тяжело заболел. Он выздоравливал на только что купленной отцом маленькой ферме в Монтроиче (Красная гора), к югу от Таррагоны. Этому месту суждено было стать духовной родиной Миро. Родители отменили свой запрет, и Миро поступил в школу авангардистского искусства, во главе которой стоял художник Франсеск Гали.

Photobucket

Север-Юг. 1917. Частная коллекция, Париж

«Север – Юг» 1917 года, самый живой и выразительный из ранних натюрмортов, свидетельствует о широком художественном и интеллектуальном кругозоре его автора. Название картины позаимствовано у авангардистского журнала Пьера Реверди (его обложка изображена в центре композиции). Из этой работы можно заключить, что Миро испытывал интерес не только к кубизму, но и к фовизму, а также к орфизму Робера Делоне, чьи произведения имелись в барселонской Галерее Далмау, и, кроме того, читал Гете. Какая книга Гете изображена на картине, определить нельзя, но его теория о том, что всеобщее может быть выражено через индивидуальное, глубоко проникла в сознание Миро – в этом нет никаких сомнений. Возможно, Миро был также знаком с трудами мальоркского философа XIII века Раймунда Луллия (мать Миро была родом с Мальорки), также считавшего, что каждый отдельный предмет, вплоть до мельчайшей песчинки, содержит в себе копию всей Вселенной.Первая персональная выставка Миро (1918) в галерее Далмау оставила публику равнодушной; каталонская интеллигенция в целом благосклонно воспринимала проникающий из-за рубежа модернизм, но с подозрением отнеслась к странной смеси постимпрессионизма, кубизма и местных каталонских образов в картинах Миро. Художник вернулся на ферму в Монтроиче и снова замкнулся в себе.После своей первой выставки художник вступил в период, который критик Рафолс обозначает словечком «деталистский» (detallista), то есть стал проявлять повышенное, иногда даже чрезмерное внимание к деталям. В работах этого времени Миро сочетает то, что кажется абсолютно несовместимым: фотографический иллюзионизм, абстрактные, яркие цветовые пятна в фовистском духе и ломаную кубистскую композиционную структуру. Поразительно, что из такой странной мешанины Миро сумел создать свой собственный неповторимый стиль. Каждый тщательно выписанный объект помещается в отведенную ему часть пространства, и, несмотря на то, что в этих приковывающих взгляд картинах таится загадочное очарование, они вызывают у зрителя подспудное беспокойство.Теперь Миро черпает пищу для размышлений в «Гимне брату Солнцу» св. Франциска Ассизского. В письме от 16 июля 1918 года, отправленном его другу художнику Рикару, Миро пишет: «Сейчас меня больше всего интересует каллиграфия деревьев и крыш – листка за листком, веточки за веточкой, ребра за ребром и черепицы за черепицей». Именно в ту пору Миро открыл для себя и каталонские романские фрески (в главном музее Барселоны было множество оригиналов и копий, приобретенных городскими властями в 1906 году).В письме, отосланном чуть позже, наряду с Парижем он упоминает Токио. Это косвенная дань Ван Гогу и его любви к японским гравюрам. Нечто похожее на тот мистический пыл, с каким Ван Гог отправился из Парижа на юг Франции, заставило Миро предпринять путешествие на север. Он прибыл в Париж в марте 1919-го. С тех пор и до начала второй мировой войны он жил попеременно в Париже, Барселоне и Монтроиче.Париж давал ему интеллектуальный заряд, в то время как Монтроич, по его собственному признанию, помогал твердо стоять на земле: в работах художника часто встречаются гигантские ноги, как бы усиливающие «земную» сторону его искусства. Монтроич и его окрестности были главными источниками образности Миро, и именно в тамошнем уединении рождались радикальные, поразительные открытия.

Photobucket

Двор фермы. 1921-22. Вашингтонская Национальная галерея (дар Мэри Хемингуэй)

Картина «Двор фермы» 1921-1922 годов, кульминация и шедевр «деталистского» периода Миро (хотя пока еще провинциальный шедевр), была начата в Монтроиче и закончена в Париже, в маленькой мастерской на улице Бломе, куда он вернулся из Испании не только с незавершенной картиной, но и с образцами трав и веточками, собранными на своей ферме. Позже он говорил: «Для меня любой предмет – живой. В этой сигарете или спичечном коробке я ощущаю гораздо более напряженную жизнь, чем в иных людях... При виде дерева я испытываю такое потрясение, словно оно говорит и дышит. Дерево и человек очень похожи…». Без этой пантеистической насыщенности его картины того времени были бы красивыми, и только.В картине «Двор фермы» представлен почти весь образный ряд, который Миро использовал в последующие годы: звери, насекомые, деревья, агавы, лестницы, сферы, человеческие фигуры, следы ног, символы сексуальности и рождения. Отвергнутая несколькими торговцами (один из них заметил, что такую большую картину невозможно продать целиком и лучше было бы избавиться от нее по частям), она была куплена жившим по соседству Эрнестом Хемингуэем, который увидел ее в местном кафе. В 1934-м Хемингуэй написал: «В открытом такси огромный холст надувало ветром, как парус, и мы попросили водителя ехать помедленнее. Дома мы повесили эту картину, все глядели на нее и были счастливы. Я не променял бы ее ни на какую другую картину в мире». Сознавал ли он, что его приобретение – это подлинный ящик Пандоры, содержимое которого может свести человека с ума?Мастерская Миро на улице Бломе находилась рядом с мастерской Андре Массона. Именно он свел Миро с поэтами, образовавшими так называемую «группу с улицы Бломе»: Мишелем Лейрисом, Робером Десносом, Антоненом Арто, Жоржем Лимбуром. Вскоре Миро познакомился с литераторами, из которых состояло ядро движения сюрреалистов: его лидером Андре Бретоном, Луи Арагоном, Полем Элюаром и Филиппом Супо. Всю жизнь Миро претендовал на статус художника и поэта. Влияние, оказанное на него поэтами, трудно переоценить. Он старался копировать не только образ жизни, но даже их рабочие привычки (Миро сам признавался в этом в письмах Лейрису).

Photobucket

Пашня. 1923-24. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

Еще до приезда в Париж Миро подпал под обаяние Аполлинера, и образность аполлинеровского «Гниющего чародея» (впервые в 1909 году опубликованного Д.Г.Канвайлером в виде отдельной книги с иллюстрациями Дерена) вдохновила Миро на его следующую большую работу, «Пашня», написанную в Монтроиче в 1923-1924 годах. Художник по-прежнему увлечен деталями, но теперь он размещает аккуратно выписанные фрагменты на более просторных свободных участках. Здесь его фантазия приобретает новое измерение: дерево украшают глаз в гуще листвы и ухо на стволе, а некоторые существа сочетают в себе черты разных животных. Миро создает свой фантасмагорический мир, чем-то сродни босховскому. Сведенные к иероглифическим символам пахарь и бык свидетельствуют о глубочайшем влиянии на творчество Миро наскальной неолитической живописи. Позже он заявит: «Со времен пещерных людей живопись только деградировала». И еще: «Мы должны открыть смысл вещей, тот смысл, который видели в них наши первобытные предки».Однако – и это характерно для Миро – обращение к древним источникам сочеталось у художника с изучением новейших и самых изощренных форм модернизма. Массон познакомил его с работами Клее и Кандинского, влияние которых ощущается не только в образной системе, но и в более строгой формалистической технике Миро. Такое сочетание – одинаково мощных и вместе с тем столь непохожих влияний – встречается в одной работе не часто.Хотя в литературе о Миро кризис 1911 года упорно именуется «незначительным нервным срывом», назвать его «незначительным» трудно. В работах любого периода заметны признаки психической нестабильности и сопутствующей ей агрессии, которая объясняет неоднократное появление в его картинах жестоких мотивов. (Один из самых красноречивых примеров – рисунки, выполненные в 1937 году в Гранд-Шомьере.) В этом смысле особенно выразительны симпатичные животные в «Пашне» (1923-1924) – они кажутся плодом болезненного воображения и напоминают рисунки пациентов, проходящих курс лечения у психиатра. Но они не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Сам Миро прекрасно знал о внутренне присущей ему тяге к насилию. Однажды он сказал: «Я человек отчаянный, но не хочу убивать себя. Я хожу по канату только потому, что умею это делать».Он действительно ходил по канату. Скрытая душевная неуравновешенность привела его к сюрреалистам, которые чрезвычайно интересовались пограничными состояниями психики, видя в них своего рода благодать. Они были очарованы Миро и сознавали, что он вступил в те области, которые им так не терпелось исследовать; но вместе с тем Миро вызывал у них тревогу, поскольку они не знали, КУДА он может упасть, если когда-нибудь все же сорвется со своего каната. Кроме того, их смущали его буржуазные привычки. Разрешение заняться живописью, полученное от родителей, помогло Миро справиться с кризисом, который он пережил в 1911 году. В свою очередь, поэты-сюрреалисты дали выход его перегруженному воображению и тем самым помогли преодолеть латентную шизофрению, которая могла привести к тяжелым последствиям.Исключительно важным «картинам-сновидениям» 1925 и 1926 годов предшествует цикл резко упрощенных картин, имеющих, как правило, монохромный фон с загадочным, но зачастую сюжетным рисунком, выполненным в свободной каллиграфической манере. Многие из этих картин выполнены на строгом геометрическом фоне – отзвук увлечения пространственными ячейками «деталистского» периода.

Photobucket

Сиеста. 1925. Центр Помпиду, Париж

«Картины-сновидения» открывают совершенно новый этап в творчестве художника. Эти почти пустые полотна, безусловно, были самыми дерзкими картинами того времени. В ту пору у Миро случались галлюцинации – по его словам, от голода. Но их причиной была не только крайняя нужда. Сюрреалисты изобрели некие приемы, которые помогали искусственно достичь «высшего состояния сознания». Миро не отрываясь смотрел на пятна и трещины на стене мастерской, пока не начинал грезить наяву. Он уснащал мокрыми кляксами свои холсты, извлекая новые образы из случайных пятен и их конфигураций. Позже Миро говорил: «Галлюцинации заменили мне модель. Я писал как во сне, в состоянии полной свободы. Картины этого периода, особенно те, в которых использован синий фон, – самые откровенные из всех, когда-либо мною написанных».Мне кажется, эти картины внутренне связаны с концепцией пустоты, введенной Мишелем Лейрисом, который сам признавал такую связь. Он писал: «Похоже, теперь, прежде чем взяться за перо, кисть или резец и создать что-нибудь стоящее... художнику необходимо освоить упражнения, родственные практике некоторых тибетских аскетов, с целью... достичь того, что можно назвать постижением пустоты».Уже давно известно, что даже самые «пустые» полотна Миро создавались после долгой подготовительной работы – сначала делались предварительные наброски, мысленно оттачивался сюжет изображения и т.д. Но на поверхностный взгляд его «картины-сновидения» казались самыми автоматическими из всех сюрреалистических картин. По-видимому, именно они побудили Бретона написать в книге «Сюрреализм и живопись», вышедшей отдельным изданием в 1928 году: «Очевидно, Жоаном Миро движет лишь одно стремление, а именно – целиком предаться живописи, и только живописи, посредством того чистого автоматизма, к которому я, со своей стороны, никогда не уставал призывать... Пожалуй, благодаря этому он действительно может считаться самым законченным сюрреалистом из всех нас».Впрочем, эти слова содержат в себе оттенок упрека, поскольку в то время Бретон еще продолжал отрицать, что сюрреализм – это художественное течение. Он видел в нем, скорее, движение за освобождение сознания, для которого искусство было только средством достижения этой цели.

Photobucket

Каталонский пейзаж. Охотник. 1923-24. Музей современного искусства, Нью-Йорк

В 1925-м Бретон приобрел одну из «переломных» работ Миро – «Каталонский пейзаж. Охотник», написанную в 1923-1924 годах. Открывшая цикл произведений с монохромным фоном, она стала одной из его первых «поэтических» картин. Слово «SARD» в правом нижнем углу – отсылка к сардине, которая будет зажарена охотнику на завтрак. Тем временем сам охотник покуривает трубочку и беззаботно мочится. За ним, в небе (место действия – окрестности Монтроича), виден аэроплан, совершающий ежедневный рейс из Тулузы в Рабат. Расположение охотника и представителей животного мира напоминает сюрреалистическую игру «Изысканный труп», в которой каждому из участников достаются картинки с головой, шеей, плечами, туловищем и ногами. Картина исчезла из дома Бретона в 1936 году, и он всю жизнь горько сожалел об этой утрате. Невинность – не то качество, которое обычно ассоциируется с Бретоном, но, расставшись с этой картиной, он словно почувствовал, что вместе с ней его покинули и юношеский оптимизм, и идеализм. Однако представляется очень важным, что в богато иллюстрированных статьях о живописи, публиковавшихся в «La Revolution Surrealiste» («Сюрреалистическая революция») начиная с 1925 года, а в 1928-м вышедших отдельной книгой под тем же заглавием, Бретон избегал обсуждения «картин-сновидений» и работ, непосредственно примыкающих к ним. У него был острый глаз, и он наверняка понимал, в чем их прелесть, но боялся их – в первую очередь потому, что концепция пустоты вселяла в него беспокойство. Хотя Бретон и провозглашал, что все моральные барьеры разрушены, во многих отношениях он был консервативным человеком, в чем-то даже ханжой, и некоторые образы Миро отпугивали его. Сюрреалисты стремились шокировать самих себя, и в этом один из ключей к пониманию их мышления; однако делалось это в соответствии с их собственными рецептами. Кроме того, Бретон чувствовал эстетическую направленность творчества Миро. «Я никогда не отказывался от пластической формы. В этом мое отличие от сюрреалистов», – заявил позже художник. Для Миро период содружества с сюрреалистами был замечательным временем. Миро с самого начала проявил себя оригинальным колористом; он интуитивно и чрезвычайно тонко чувствовал цвет и текстуру. Но лишь теперь, освоив широкую и богатую оттенками палитру, научившись сочетать шероховатую поверхность холста с гладкими, сияющими цветовыми пятнами и любовно выполненными переходами одного цвета в другой, он стал величайшим колористом поколения, пришедшего после Матисса. Он использовал черный и белый как полноправные цвета, и делал это мастерски.

Photobucket

Голландский интерьер I. 1928. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Photobucket

Хендрик Мартенс Сорх. Лютнист. 1661. Риксмузеум, Амстердам

Пиршество красок и образов, одновременно лирико-поэтических и агрессивно-жестоких, можно видеть в «Голландских интерьерах» 1928 года, написанных с открыток, которые Миро привез из путешествия в Голландию.

Photobucket

Автопортрет.1937-38. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Цикл «Созвездия» (1940-1941) занимает особое место в творчестве Миро. О его создании рассказывает Розамонд Бернье в своих замечательных мемуарах «Матисс, Пикассо, Миро – какими я их знала». Когда Миро поселился с женой и ребенком в Варанжвиле, он, как и все его соседи (в том числе Брак), был вынужден соблюдать строгие правила светомаскировки. Как-то он сказал Бернье: «Я всегда любил сидеть по ночам у окна и смотреть на небо, звезды и луну, но это было запрещено, так что я выкрасил окна в синий цвет, взял кисточку и краски – и это стало началом «Созвездий». «Созвездия» выполнены гуашью, положенной на прозрачный «воздушный» фон, который получается при нанесении масла и скипидара на влажную бумагу. Картины населены причудливыми фантасмагорическими образами; любое пятнышко словно участвует в изощренном поэтическом диалоге, который одухотворяет каждую отдельную работу и развивается от одной картины к другой.

Photobucket

La scala della figa (итал.). Из цикла «Созвездия». 1940. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Photobucket

Figure nella notte guidate dalle scie fosforescenti delle lumache (итал.). Из цикла «Созвездия». 1940. Музей искусств, Филадельфия

Письма и устные заявления Миро того времени отнюдь не свидетельствуют об утрате им веры в себя; наоборот, он, кажется, лучше, чем когда-либо, осознает масштаб своих достижений и собственную значимость, понимая, что является, пожалуй, самым крупным из художников-сюрреалистов. Подозреваю, что в ту пору он мысленно видел себя выходящим на ринг, чтобы сразиться с Пикассо. (Кстати, в 20-х годах он боксировал с Хемингуэем, хотя едва доставал ему до пупка.) Отношение к Пикассо не исчерпывалось только уважением. Когда Миро впервые приехал в Париж, он привез с собой письма от барселонских родственников Пикассо и первым делом направился к нему. Хозяин благосклонно встретил гостя, а когда Дальмо предложил Пикассо купить «деталистский» автопортрет Миро 1919 года, тот с удовольствием согласился. В письме от 1919 года Миро говорит о своем поколении: «Мы – молодые люди, которым посчастливилось родиться после Пикассо».Однако позднее Миро сетовал, что искусство Пикассо становится чересчур французским, а еще позже – что тот слишком озабочен коммерческой стороной дела. Много лет спустя, в дневнике 1940 года, он напишет: мои картины «должны быть проникнуты высоким поэтическим и музыкальным духом... звучать как песни... выражать концепцию, противоположную художественной концепции Пикассо, отражающей конец и драматический итог эпохи при всей противоречивости его работ и их засоренности внешними эффектами».

Photobucket

Живопись. 1949. Музей искусств, Базель

Но за этим крылось и нечто большее. Еще в 1927 году Миро заговорил о своем желании «прикончить» живопись. В письме от 1928 года он пишет другу: «Я верю, что мои атаки с каждым днем становятся все более свирепыми и решительными, так что мои жертвы гибнут мгновенно, без предсмертных судорог, как от удара молнии». Он соглашался с тем, что в его искусстве всегда был элемент агрессии и жестокости. Когда Миро впервые оказался в Париже, дадаизм цвел там пышным цветом, и художник почти наверняка присутствовал на одной из самых ярких демонстраций анархистской эстетики этого движения – фестивале, состоявшемся 26 мая 1920 года в концертном зале «Гаво». Миро признавал, что подвергся влиянию дадаизма. Его коллажи 1929 года и конструкции 1930-1931 годов с использованием наждачной бумаги, просмоленного картона и жженого дерева по духу скорее дадаистские, чем сюрреалистические.Очевидно, что, говоря об «убийстве живописи», Миро нападал на сюрреалистическую концепцию «чудесного», которую находил слишком надуманной и претенциозной. Кроме того, он возражал против эстетизации сюрреализма, хотя совсем недавно сам же ей содействовал. В 1931-м Миро писал: «Я очень много работаю, стараясь сделать все как можно хуже, создать себе побольше трудностей, и бегу от хорошего вкуса». Такова была его отрицательная реакция на весь гигантский комплекс художественных течений, породивших сюрреализм, вкупе с великим искусством прошлого, влияние которого он испытывал в годы своего становления и в течение десяти лет, проведенных им в парижской среде. Постепенно он создал сильную альтернативу тому, что отвергал, и это особенно заметно в его циклах 1933 и 1934 годов.

Photobucket

Живопись. 1950. Музей Штеделийк Ван Аббе, Эйндховен

Но после 1932 года, если не принимать в расчет нескольких замечательных небольших работ, ставших откликом на сюрреалистический визуальный язык 30-х, Миро почти полностью разрывает свои французские связи. Теперь вспыхивающие в нем временами ярость и отчаяние обращаются только на него самого и его искусство. «Это желание покончить со своей собственной манерой родственно моему старому стремлению разбить гитару кубизма. Просто позднее жертвой моего аскетизма стал я сам», – заявил он в 1962 году. В Америку Миро ездил трижды. Он провел несколько месяцев в Нью-Йорке в 1947 году и возвращался туда в 1952-м, а затем в 1959-м, когда в Музее современного искусства проходила его вторая персональная выставка. Он оказал огромное влияние на зарождающееся американское искусство конца 30-х и 40-х – благодаря пространственной свободе, ставшей отличительным признаком его работ начиная с середины 20-х годов, и особой «печати качества», которая сделала их эталоном для многих американских художников 40-х. Арчил Горки не раз отдавал ему дань в своем творчестве. В 1944-м Джексон Поллок, говоря о европейском искусстве, сокрушался: «Оба художника, которыми я больше всего восхищаюсь, Пикассо и Миро, по-прежнему за границей». Даже угрюмый и резкий Клиффорд Стилл на короткое время поддался чарам Миро. Во время первого посещения Америки Миро встречался с Поллоком и Адольфом Готтлибом, побывал на первой персональной выставке Поллока в Париже – она прошла в Галерее Поля Факкетти в 1952-м – и отозвался о ней с энтузиазмом.

Photobucket

Стена солнца (деталь композиции). 1955-58. Комплекс ЮНЕСКО, Париж

Photobucket

Красный диск. 1960. Музей искусств, Новый Орлеан

В начале 60-х Миро стал понемногу возвращать себе то, что задолжала ему Америка. «Красный диск» (1960) открывает диалог с Поллоком, а гигантский триптих «Синий» (1961) и три «Фрески» (1962) имеют нечто общее с Готтлибом, хотя они несравненно более глубоки и философичны. Однажды Миро сказал мне, что из американских художников его больше всего восхищает Ротко, и это вполне понятно.

Photobucket

Женщина III. 1965. Фонд Миро, Барселона

Последний период творчества Миро до сих пор вызывает противоречивые оценки. Многие считают картины этой поры слишком «пустыми» и неоправданно огромными, видя в этом признак мегаломании. Несомненно, начиная с середины 30-х годов творчество Миро становилось все более неровным. Однако лучшие из очень больших полотен, на мой взгляд, превосходны и представляют собой величайшее достижение визуального искусства нашего времени. Кроме того, Миро был единственным европейским художником своего поколения, сумевшим достойно ответить на вызов, брошенный Старому Свету революционным американским искусством 40-х. Он сказал: «То, что я пытаюсь изобразить, – это, по сути, неподвижное движение, некий эквивалент того, что называется красноречивым молчанием и что святой Хуан де ла Крус называл «беззвучной музыкой»». И ему это удалось.

Photobucket

Живопись III. 1965. Фонд Миро, Барселона

Понять Миро бывает непросто – ход его мысли довольно причудлив. Но вслед за Жаком Дюпеном, близким другом Миро и автором замечательной книги о нем, который своими глазами видел, как создавались многие его работы, хочется сказать: некоторые секреты живописи Миро должны остаться в тайне. Подвергать его работы холодному анализу значит сводить их лиризм и очарование на нет, лишая себя возможности наслаждаться ими в полной мере.

Photobucket

Двое любовников в ночи. 1966. Частная коллекция

Photobucket

Более полный вариант текста: http://if.russ.ru/issue/7/20011129_gold.html

1-9-6-3.livejournal.com

Миро Х. Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Миро.

Жоа́н Миро́-и-Ферра́ (под влиянием испанского языка пишется также Хоан и Хуан; кат. Joan Miró i Ferrà, 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка) — каталонский (испанский) художник, скульптор и график. Направление его творчества — абстрактное искусство. Миро также близок к сюрреализму, работы художника похожи на бессвязные детские рисунки и содержат фигуры, отдалённо похожие на реальные предметы.

Биография и творчество

Жоан Миро родился в Барселоне в 1893 году. В 1900 году Миро поступил в частную школу, где посещал, помимо прочего, уроки рисования. В 1907 году поступил в Школу изящных искусств Ла Лонха к Модесту Урхелю, а в 1910 году закончил бухгалтерские курсы в коммерческой школе Барселоны. Годом позже художник заболел, лечился на родительской ферме в Монт-роч-дель-Камп. С 1912—1915 годах учился в частной художественной школе Франсиско Гали в Барселоне, в этом же году пишет первые картины.

После учёбы Жоана Миро забрали на шестимесячную военную службу. В 1917 году состоялась первая персональная выставка художника[1].

В 1920 году Миро приезжает в Париж, знакомится с Пикассо и другими художниками. В 1921 году художник работал над картиной «Ферма», купленной Эрнестом Хемингуэем. В 1928 году художник посещает Голландию, создаёт серию «Голландские интерьеры». В 1929 году Жоан Миро вступает в брак с уроженкой острова Майорка Пилар Хункоса Иглесиас. В 1930 году у художника рождается дочь Мария. В 1933 году в Барселоне проходит выставка коллажей Миро. В период гражданской войны (1936—1939) Миро живёт на своей ферме[1].

В 1937 году переехал в Париж, скрываясь от фашизма. В Париже Миро живёт в маленькой дешевой гостинице, пишет картину «Натюрморт со старым ботинком», рисует афишу «Помогите Испании!», призывая весь мир к борьбе с фашизмом. Во время Второй мировой войны Миро переезжает в Варанживиль, маленькую деревню на побережье Нормандии. В 1947 году Миро получает заказ на роспись стен ресторана «Ле Гурме» и террасы гостиницы «Хилтон» в Цинциннати. В 1948 году — Миро возвращается в Париж. В 1950 году Миро пишет фреску для Гарвардского университета, а в 1955 году расписывает стены парижского отделения Юнеско. В 1975 году в Барселоне основан Фонд Жоана Миро[1].

Миро испытывал сильное влияние фовизма, кубизма и экспрессионизма. Он развивается в живопись постепенно, например его работа «Ферма» (1921—1922). Он остаётся в Париже, его работы становятся более сказочными, совпадающими с сюрреализмом, но без следования этому движению. Во многих интервью и трудах в 1930-х, Миро хотел отказаться от обычных методов живописи, достичь формы современного выражения без соблюдения требований или эстетики этих методов.

Похоронен на Монжуикском кладбище (кат. Cementiri de Montjuïc) в Барселоне.

Галерея

  • Работы Жоан Миро
  • Женщина и птица.

  • Персонаж Миро

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

На аукционе Sothebys выставят работу Жоана Миро стоимостью в 20-31 миллион долларов | Новости | Журнал | RETROBAZAR

На аукционе Sothebys выставят работу Жоана Миро стоимостью в 20-31 миллион долларов

13, Июнь 2012 21:37 | 6 фото | просмотров 12261

Недавно в ведущих музеях мира прошел ряд достаточно успешных выставок, посвященных творчеству известного художника Жоана Миро. После их окончания официальный фонд Миро, расположенный в Вашингтоне и Барселоне, объявил об участии одной из картин мастера в аукционе Sotheby`s.

На аукционе Sothebys выставят работу Жоана Миро стоимостью в 20-31 миллион долларов <b>Жоан Миро. Голубая звезда. 1927</b>

Старинная картина Миро «Голубая звезда» – это ценнейший антиквариат и важнейшее произведение художника, когда-либо выставлявшееся на продажу. Картина войдет в раздел аукциона под названием «Импрессионисты и искусство двадцатого века». Ее изначальная стоимость по оценкам профессионалов составит от двадцати до тридцати одного миллиона долларов.Жоан Миро. Голубая звезда. 1927

Старинная картина Миро «Голубая звезда» – это ценнейший антиквариат и важнейшее произведение художника, когда-либо выставлявшееся на продажу. Картина войдет в раздел аукциона под названием «Импрессионисты и искусство двадцатого века». Ее изначальная стоимость по оценкам профессионалов составит от двадцати до тридцати одного миллиона долларов.

На аукционе Sothebys выставят работу Жоана Миро стоимостью в 20-31 миллион долларов Полотно «Голубая звезда» самим автором считалось самым главным произведением в его творчестве. Ранее картина входила в коллекцию Андре Лефевру, известного знатока искусства и собирателя предметов искусства двадцатого века.Полотно «Голубая звезда» самим автором считалось самым главным произведением в его творчестве. Ранее картина входила в коллекцию Андре Лефевру, известного знатока искусства и собирателя предметов искусства двадцатого века.

На аукционе Sothebys выставят работу Жоана Миро стоимостью в 20-31 миллион долларов <b>Жоан Миро. Танцовщица. 1925</b>

По словам организаторов аукциона, картина «Голубая звезда» является на самом деле уникальным произведением Жоана Миро, стирающим существовавшие границы между абстрактным и фигуративным искусством. Произведения искусства Миро привлекательны тем, что обладают общим вневременным характером. Это именно тот вид живописи, который будет всегда цениться коллекционерами мирового уровня. «Голубая звезда» появится на рынке, когда знаковые произведения искусства, созданные в двадцатом веке, пользуются наибольшим спросом.Жоан Миро. Танцовщица. 1925

По словам организаторов аукциона, картина «Голубая звезда» является на самом деле уникальным произведением Жоана Миро, стирающим существовавшие границы между абстрактным и фигуративным искусством. Произведения искусства Миро привлекательны тем, что обладают общим вневременным характером. Это именно тот вид живописи, который будет всегда цениться коллекционерами мирового уровня. «Голубая звезда» появится на рынке, когда знаковые произведения искусства, созданные в двадцатом веке, пользуются наибольшим спросом.

На аукционе Sothebys выставят работу Жоана Миро стоимостью в 20-31 миллион долларов <b>Жоан Миро. Рассвет</b>

Картина Миро, участвующая в торгах Sotheby`s, принадлежит к циклу «картин-сновидений». Она написана на притягивающем взгляды лазурном фоне. При создании всей серии своих картин, автор использовал характерную голубую палитру, оказавшую со временем огромное влияние на таких известных художников, как Ив Кляйн и Марк Ротко. «Голубую звезду» можно назвать знаковым произведением в истории сюрреализма. Именно это направление поддерживал и представлял Жоан Миро.Жоан Миро. Рассвет

Картина Миро, участвующая в торгах Sotheby`s, принадлежит к циклу «картин-сновидений». Она написана на притягивающем взгляды лазурном фоне. При создании всей серии своих картин, автор использовал характерную голубую палитру, оказавшую со временем огромное влияние на таких известных художников, как Ив Кляйн и Марк Ротко. «Голубую звезду» можно назвать знаковым произведением в истории сюрреализма. Именно это направление поддерживал и представлял Жоан Миро.

На аукционе Sothebys выставят работу Жоана Миро стоимостью в 20-31 миллион долларов <b>Жоан Миро. Улыбка слезы</b>

Сюрреалистические картины всегда высоко ценились профессиональными художниками, а позже – коллекционерами. Весь цикл картин-сновидений Миро построен на определенных символах, которые появлялись во многих произведениях автора. Картина «Голубая звезда» не стала исключением – она обладает невероятной визуальной гармонией и насыщенностью.
 
Жоан Миро. Улыбка слезы

Сюрреалистические картины всегда высоко ценились профессиональными художниками, а позже – коллекционерами. Весь цикл картин-сновидений Миро построен на определенных символах, которые появлялись во многих произведениях автора. Картина «Голубая звезда» не стала исключением – она обладает невероятной визуальной гармонией и насыщенностью.

На аукционе Sothebys выставят работу Жоана Миро стоимостью в 20-31 миллион долларов <b>Жоан Миро. Золото лазури неба. 1967</b>

Эта картина станет главным лотом на вечерних торгах «Импрессионисты и искусство двадцатого века», проводимые аукционным домом Sotheby`s 19-го июня. Помимо старинной картины Миро на аукционе появятся работы Дикса, Кандинского, Пикассо, Ван Догена и Бекманна. Жоан Миро. Золото лазури неба. 1967

Эта картина станет главным лотом на вечерних торгах «Импрессионисты и искусство двадцатого века», проводимые аукционным домом Sotheby`s 19-го июня. Помимо старинной картины Миро на аукционе появятся работы Дикса, Кандинского, Пикассо, Ван Догена и Бекманна.

retrobazar.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта