Живопись и рисунки Якопо Каруччи из Пантормо. Картины якопо понтормо


Флоренция. Церковь св. Фелицитаты (Chiesa di Santa Felicita). Якопо Каруччи, известный как Понтормо.: elenajakovlevna

На сегодня мы запланировали посещение церкви святой мученицы Фелицитаты, которая находится на другом берегу Арно. По пути следования мы переходим мост Понте Веккьо на котором находится памятник Бенвенуто Челлини. 26 мая 1901 года был торжественно открыт памятник-фонтан посвящённый выдающемуся скульптору, ювелиру и живописцу Бенвенуто Челлини. Открытие было приурочено к 400-летней годовщине со дня рождения мастера, появившемуся на свет во Флоренции 3 ноября 1500 года:

Разработал проект памятника-фонтана уроженец Флоренции скульптор Рафаелло Романелли (1856-1928). Им же был выполнен бюст Бенвенуто Челлини:

Мы внимательно разглядываем по дороге все интересные вещи. Вот коридор Вазари, который выходит из Уффици в третьей галерее между залами XXV и XXXIV, подходит к Арно, поддерживаемый несколькими арками, затем пересекает реку по Старому мосту (Понте Веккьо), углубляется между домами и дворцами во флорентийские кварталы по ту сторону Арно и примыкает к фасаду церкви Санта Феличита (Великие герцоги присутствовали на богослужении на особом балконе, и другие прихожане их не видели).

Одна из древнейших церквей Флоренции (первое культовое сооружение на этом месте датируется 5 веком), церковь святой мученицы Фелицитаты, находится в непосредственной близости к мосту Понте-Веккьо, слева от коридора Вазари, на одноименной площади Piazza Santa Felicita.Нынешнее сооружение 18 века построено на фундаменте предыдущей романской церкви, в свою очередь, построенной на месте кладбищенского христианского собора 5 века. Первая церковь, вероятно, была значительных размеров и была посвящена святой Фелицитате, жившей в Карфагене в эпоху императора Марка Аврелия. Церковь была разрушена в результате одного из набегов готов или лангобардов.В 11 веке началось строительство нового сооружения, и в 1059 году новая трехнефная церковь, в романском стиле, была освящена папой Николаем II.Нынешнее здание церкви – результат радикальной перестройки 18 века (начало датируется 1735 годом), проведенной по проекту Фердинандо Руджери.

В интерьере церкви огромную художественную ценность представляют капелла Барбадори-Каппони, капелла Каниджани, Большая капелла, зал капитула, ризница.

В первый раз я была в церкви св. Фелицитаты несколько лет назад движимая огромным желанием увидеть шедевр Якопо Понтормо (1494–1557), итальянского художника, одного из основоположников маньеризма. На занятиях в Эрмитаже наша преподавательница И.С.Белят вдохновенно рассказывала нам о Понтормо и его работах. Тогда всё внимание было направлено на "Снятие с креста" и я не слишком хорошо запомнила интерьер церкви.

Якопо Каруччи, известный как Понтормо, родился 26 мая 1494 года в Понтормо - предместье Эмполи, небольшого тосканского городка, расположенного между Пизой и Флоренцией. В самом начале своей жизни Якопо пришлось столкнуться с потерей всех родных: в 1499 году умирает его отец - живописец, ученик Гирландайо; в 1504 году умирает мать, через год - дедушка и бабушка, а после них - его единственная сестра. Рано повзрослевший, угрюмый и замкнутый одиннадцатилетний мальчик приезжает во Флоренцию, где находит свое место в мастерской Леонардо да Винчи, однако быть учеником великого мастера ему приходится не долго - в 1506 году Леонардо отправляется в Милан, рекомендуя своего ученика в мастерскую Пьеро ди Козимо.

Не так уж много сведений о его биографии. В 1529 г. Якопо приобрел земельный участок на Виа Лаура поблизости от церкви Сантиссима Аннунциата. Будучи от рождения человеком нелюдимым, он превратил свое жилище в подобие убежища отшельника: оборудовав чердак, он проводил там целые дни, убрав лестницу, чтобы никто его не тревожил. Он был чудаком, непрактичным, мечтательным, за работой забывавшим о сроках. По-видимому, художника не так волновал результат трудов, сколько их процесс, бесконечные поиски новых решений. Он готов был уничтожить свои произведения, казавшиеся другим совершенными, чтобы вновь погрузиться в поиски и еще улучшить свой замысел. Еще в ранней юности Понтормо была предсказана великая будущность, сначала Рафаэлем, а затем Микеланджело, причем любовью последнего он пользовался всю свою жизнь. Однако это отнюдь не сделало его высокомерным. Как гений, поглощенный своим искусством, Понтормо вообще мало придавал значения чужим мнениям, а будучи человеком благородной, щедрой души, никогда не знал зависти и заботливо, с любовью пестовал своих учеников.

Большее место в творчестве Понтормо занимают глубоко трагические образы, выразившиеся прежде всего в его церковных росписях и картинах. В созданном в 1525-1528 годах "Положении во гроб&quot (или "Снятие с Креста") для церкви Санта Феличита во Флоренции все новые художественные идеи достигают своего полного развития. Действие разворачивается на фантастическом нейтральном фоне. Фигуры громоздятся одна над другой вдоль плоскости картины, причем они как будто лишены тяжести, словно парят в различных позах. Колорит строится на чистых, диссонирующих между собой красках. Они положены крупными пятнами и создают мистическое освещение. (Эта новая палитра Понтормо сформировалась не без влияния проникнутой готическим духом живописи Северного Возрождения и в первую очередь А. Дюрера.) К искусству средневековья восходят складывающиеся в причудливые узоры, словно живые, драпировки и стереотипность ликов, в которых стерта индивидуальность черт и выражений. Однако властвует в этой картине страшное, безусловное, сокрушающее горе. Это оно не оставляет места для личного, для внимания к индивидуальному человеческому переживанию; оно лишает фигуры почвы под ногами, заставляет их парить в изломанных позах и придает жуткий мертвенный оттенок сиянию красок. В творчестве Понтормо мир получил совсем другое освещение, чем у мастеров Возрождения. Если у них человеческая личность стоит в центре мироздания, наполняя его своими импульсами и диктуя свои законы, личность царящая или борющаяся, исполненная внутренней силы, достойная или аморальная, то у Понтормо главную роль играет некая атмосфера, некие таинственные владеющие миром силы, игралищем которых является напряженно улавливающий их человек. Эта принципиально новая позиция позволила ему совершить переворот и в портретном искусстве, снять с него классические шоры и осветить психологические глубины человеческого существа.

Понтормо. Алтарный образ из капеллы Каппони в церкви Санта Феличита (Флоренция). Снятие с креста. 1525-1528 гг., фрагменты.Всмотримся в лица, в которых стерта индивидуальность черт. Только  страшное, безусловное, сокрушающее горе...

Руки переплелись...

Очень сильное впечатление и воздействие этих ликов, отрешённых от всего внешнего. Только горе, застывшее в глазах и уголках губ. Изломанные очертания фигур и необыкновенные сочетания красок. Только у Понтормо и у ни кого больше (!) такой необычный красный, бледнорозовый и холодящий голубой. Трудно оторваться от этого изображения...

Оно (изображение) в капелле Барбадори-Каппони (Cappella Barbadori-Capponi) – первой справа от главного входа. Автором проекта капеллы является Брунеллески. В капелле – шедевры Понтормо «Снятие с креста» и «Благовещение Богородицы» (1525 – 1528), одни из величайших творений маньеризма, люнеты на парусах купола с изображением евангелистов работы Понтормо и Бронзино:

Капелла Барбадори-Каппони. Понтормо - «Благовещение Богородицы» (1525 – 1528):

Понтормо. Фрагмент. Ангел благовещения. 1527-1528 гг.:

Понтормо. Благовещение, фрагмент. Дева Мария. 1527-1528 гг.:

Понтормо. Два из четырех тондо с изображениями евангелистов из капеллы Каппони в Санта Феличита во Флоренции. Евангелист Иоанн. 1525 г.:

Понтормо. Евангелист Лука. 1526 г.:

Chiesa di Santa Felicita, интерьер:

Giorgio Берти. Санта Фелицитатa призывает детей к мученичеству (~ 1824 г.):

Simone Pignoni. St. Louis, король Франции, приглашает на пир бедных (1682 г.):

Jgnazio Hugford. Тобиа посещает отца (1741):

В ризницу мы не попали. Много фотографий оказались некачественными. Последний взгляд на капеллу Барбадори-Каппони с Понтормо:

Поразмыслив, я решила включить в сообщение ещё несколько работ Понтормо. И неважно, что они написаны не для церкви святой Фелицитаты.

Понтормо. Портрет дамы с корзиночкой для пряжи. 1516 г. Галерея Уффици:

Понтормо. Портрет ювелира. 1517-1518 гг. Париж, Лувр:

Понтормо. Портрет Козимо Медичи Старшего. 1518-1519 гг. Галерея Уффици:

Понтормо. Портрет музыканта. 1518-1519 гг. Галерея Уффици:

Понтормо. Архангел Михаил. Фрагмент. 1519 г. Эмполи. Музей Колледжата:

"Алтарь Пуччи" или "Святое собеседование с Мадонной, Младенцем и святыми: Иосифом, Иоанном Евангелистом, Франциском и Иаковом", создан в 1518 году, когда Понтормо находится под влиянием гравюр представителя Северного Возрождения Альбрехта Дюрера:

Понтормо. Встреча Марии и Елизаветы (1528-1529 гг.):

Сколько смотрю на эту работу, столько размышляю, о чём думал Мастер, когда удваивал Марию и Елизавету. Но, необыкновенно красиво! Наперекрёст красные (как языки пламени) и оливково-зелёные одежды у двух Марий и двух Елизавет.

Понтормо. Фрески Времена года на вилле Медичи в Поджо а Кайано, правая часть люнета. Вертумн и Помона. Фрагмент. 1520-1521 гг.:

Очаровательная Помона!

Понтормо. Автопортрет. 1526 г.:

Источники:http://www.art-drawing.ru/gallery/category/808-pontormo-jacopohttp://www.peoples.ru/art/painter/yakopo_pontormo/

elenajakovlevna.livejournal.com

Понтормо Якопо. Pontormo Jacopo. Материалы по искусству

 

Понтормо Якопо Творчество и биография Якопо Понтормо понтормо иосиф в египте Иосиф в Египте, 1515-1518 Национальная галерея, Лондон понтормо юноша с алебардой Юноша с алебардой, 1530 Собрание Стилмена, Нью-Йорк понтормо встреча марии и елизаветы

Встреча Марии и Елизаветы, 1515 Собор Санта Аннунциата, Флоренция На картине изображен евангельский эпизод встречи Марии с ее родственницей Елизаветой. Центром композиции является объятие двух женщин, все излишние детали устранены. Душевное волнение подчеркнуто здесь яркими, почти светящимися цветами и двумя удлиненными фигурами на втором плане с темными впалыми глазами. Искаженные формы и блестящие насыщенные тона характерны для стиля Понтормо, представляющего собой прекрасный пример зрелого маньеризма. Понтормо принадлежал к флорентийской школе, но по своему живописному стилю был скорее эксцентриком. Его невротический и замкнутый характер выразился в дневнике, где художник с почти навязчивой одержимостью описывал детали своей повседневной жизни. Учеником и последователем Якопо Понтормо был Анджело Бронзино. Понтормо Якопо (Pontormo Jacopo) (1494-1557) Итальянский живописец и рисовальщик, представитель флорентинской школы, один из основоположников маньеризма.

Собственно, Якопо Карруччи (Carrucci). Родился в местечке Понтормо, близ Эмполи, сын ученика Гирландайо, живописца Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи. Учился у Пьеро ди Козимо, Мариотто Альбертинелли, испытал влияние Андреа дель Сарто, Микеланджело, Альбрехта Дюрера.

Понтормо — одна из самых значительных, противоречивых и трагических фигур во флорентийском искусстве 16 века. Мастер огромного дарования и большой искренности, Понтормо выступает первоначально как смелый новатор, стремящийся найти новые пути для искусства Возрождения. И в то же время Понтормо принадлежит к тем представителям итальянской интеллигенции, которые необычайно остро ощутили драматическую сложность коллизий современной им действительности. Уже в 1520-е годы постоянно усиливающееся чувство жизненного разлада приводит его к глубокому творческому кризису, к отказу от ренессансных традиций. Формирование Понтормо-художника связано с лучшими традициями флорентийского искусства. Первым его учителем был Леонардо да Винчи, а около 1512 года юноша становится помощником Андреа дель Сарто. В своей первой значительной работе — фреске «Встреча Марии и Елизаветы» (1514—1516; церковь Санта Аннунциата) — Понтормо выступает как типичный мастер флорентийского Высокого Возрождения.

Его композициям свойственны монументальная широта и торжественность, герои — стройные, сильные фигуры, задрапированные крупными складками одеяний, — величавы и прекрасны, их позы и жесты отличаются безупречной пластической красотой. Уже в этой ранней работе Понтормо выступает и как мастер большой эмоциональной силы. Располагая группу людей тесным полукругом, Понтормо пронизывает ее сильным движением, превращая во взволнованную толпу; фигурам Марии и Елизаветы он сообщает порывистость, почти стремительность, раскрывающую большое и искреннее чувство. Эта эмоциональная насыщенность образов, типичная и для других ранних произведений Понтормо, сближает молодого мастера — при всей разнице в масштабе их дарований — с Микеланджело. На рубеже 10—20-х годов 16 столетия Понтормо в поисках большей жизненной непосредственности обращается, подобно некоторым мастерам венецианской террафермы, к искусству северного Возрождения и Дюреру.

Это можно проследить в ранних композициях Понтормо — «Истории Иосифа», «Поклонении волхвов» и в особенности в серии работ для монастыря в Галуццо (Чертоза Валь д'Эма), относящихся к 1522—1525 годам. Но в условиях обостряющихся социальных противоречий, натиска реакции, характеризующих жизнь Флоренции 1520-х годов, столь чуткий и восприимчивый мастер, как Понтормо, не смог сохранить гармонически ясное восприятие мира. В цикле фресок в Галуццо «Страсти Христа» светлую жизнерадостность ранних произведений сменяет глубокий драматизм. К сожалению, фрески сохранились настолько плохо, что можно судить только об их общем характере.

Все же очевидно, что Понтормо стремится дать евангельским событиям глубоко человечную трактовку, превратить их в сцены горестей и страданий простых людей. И в то же время фрески проникнуты не только трагизмом, но и настроением подавленности, обреченности («Христос перед Пилатом», «Оплакивание»). Противоречивым и двойственным становится изобразительный язык художника: необычная острота восприятия натуры, пластическая сила лепки объемов соединяются теперь с повышенной эмоциональностью линейного ритма, готическими изгибами силуэтов фигур. С 1520-х годов Понтормо становится одним из основоположников маньеризма во флорентийской школе живописи.

 

Его виртуозное композиционное мастерство ярко проявляется во фресках с буколическими аллегориями на вилле в Поджо-а-Каяно (1520). Художник Якопо Понтормо с 1507 года жил и работал во Флоренции и окрестностях; в конце 30-х годов 16 века жил в Риме. Большей противоречивостью отмечена алтарная композиция «Христос в Эммаусе» (Уффици), написанная в 1525 году для того же монастыря в Галуццо. С одной стороны, эта необычная для Италии картина является кульминацией новаторских реалистических исканий Понтормо. Фигуры апостолов, превращенных Понтормо в простолюдинов с грубыми обнаженными ногами, и монахов-заказчиков, простонародные набожные лица которых выступают из мрака на заднем плане, вылеплены контрастами светотени с такой пластической осязаемостью и суровой правдивостью, что непосредственно предвосхищают картины Караваджо.

С остротой и лаконизмом, достойными реализма 17 века, написан и натюрморт на столе. И в то же время, помещая своих героев па отвлеченном темном фоне, вырывая их из мрака холодным мерцающим светом, исходящим из символического «ока», Понтормо переносит действие в некую ирреальную среду.

Напряженный, нервный ритм угловатых, ломающихся складок, беспокойные, извивающиеся линии силуэтов сообщают фигурам апостолов и Христа повышенную одухотворенность, вся картина приобретает религиозно-мистическую окраску. Работы в Галуццо свидетельствуют о нарастающей творческой трагедии Понтормо. В своих исканиях Понтормо выходит за пределы идеально-возвышенного стиля флорентийской живописи, сближается с мастерами террафермы, предвосхитившими Караваджо. Но эти тенденции не могли найти плодотворной почвы для развития в охваченной кризисом Флоренции 1510—1520-х годов. Отсюда стремление противопоставить реальному миру некие духовно-мистические ценности, усиление субъективного начала, свидетельствующие о том, что Понтормо начинает переживать тяжелый кризис.

В следующем своем значительном произведении — «Положении во гроб» в церкви Санта Феличита во Флоренции (1525—1528) — Понтормо уже целиком захвачен творческим кризисом. Это одно из самых трагических произведений итальянского искусства 16 века, полное глубокого, мучительного отчаяния, выраженного Понтормо с большой эмоциональной силой. И в то же время мастер приходит к отказу от гуманистических и реалистических исканий своего раннего творчества. Предстающие перед нами юноши с искаженными лицами, полными ужаса глазами, женщины, склоняющиеся над телом Христа, теряют и внутреннюю силу и жизненную конкретность образов раннего Понтормо, приобретают отвлеченно-идеальный характер. Произвольным и условным становится и изобразительный язык. Приподнимая горизонт, Понтормо создает впечатление, что вся группа как бы парит в воздухе, ноги юношей и женщины на первом плане едва касаются земли.

Легкие лиловатые тени, скользящие по хрупким телам, лишают их объемности и земной тяжести. Высветленный колорит, построенный на диссонансах холодных, прозрачных тонов—розовато-красного, бледно-лилового, светло-голубого, зеленого,— увеличивает ирреальность всего изображенного. В «Положении во гроб» и «Встрече Марии и Елизаветы» (1528—1530; Карминьяно) — последних своих значительных произведениях — Понтормо выступает как один из основоположников маньеризма. Поздний период творчества мастера убедительно свидетельствует о негативном характере эстетических принципов маньеризма. После 1530 года Понтормо остается чуждым складывающейся придворной культуре; в уединении своей мастерской, окруженный непониманием современников, он продолжает одинокие поиски. Но, лишенные теперь опоры в действительности, они становятся бесплодными, завершаются постоянными творческими неудачами. Особенно неудачными, судя по свидетельству Вазари, были разрушенные в 18 веке фрески в церкви Сан Лоренцо, которым Понтормо посвятил последние десять лет жизни (1546—15).

Сохранившиеся наброски к ним поражают не только вымученной переусложненностыо замысла, подчинением человеческой фигуры абстрактному узору, но и странной для такого блестящего рисовальщика вялостью линий, говорят о полном творческом упадке мастера. После 1530 года единственными значительными работами Понтормо являются его немногочисленные портреты. Такова аристократически надменная «Дама с собачкой» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и совершенно противоположный ей по духу рисунок, изображающий пожилого мужчину в одежде ремесленника (так называемый «Автопортрет»; Уффици), напоминающий своей скорбной одухотворенностью и реалистической остротой ранние работы художника. Понтормо относится к числу тех итальянских мастеров 16 века, которые как бы стояли на грани двух эпох. Творчество Якопо Понтормо оказало воздействие на многих живописцев, в частности таких, как Бронзино, Россо и Лапполи. Являясь одним из основоположников маньеризма, Понтормо, однако, противостоит другим маньеристам, выступая в лучших своих произведениях как смелый искатель новых путей, своеобразно преломивший в своем искусстве реалистические и гуманистические традиции Высокого Возрождения.

Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.

 

www.nitpa.org

pontormo

Якопо Каруччи (Понтормо)

Понтормо, Автопортрет (около 1515 г.), Кабинет эстампов, Галерея Уффици, Флоренция

 

Якопо Каруччи, прозванный Понтормо, - один из ярких представителей самого пика развития тосканского маньеризма, который в последние годы оказался "открыт" и оценен не только критиками (которые и так частенько о нем вспоминают), но и публикой, внимание которой особенно привлекает последние годы его творчества, которое именно в этот период был отмечено исключительной смелостью колорита. Самыми блестящими примерами этой фазы творчества художника являются "Положение во гроб" (1535 г.) и "Святая Фелицита" (1528 г.) во Флоренции и "Посещение Богородицей святой Елизаветы" в Пьеве а Карминьяно (1529-1530 гг.).

Каруччи родился в местечке Понторме ди Эмполи (отсюда и его прозвище) в 1494 году. Рано оставшись сиротой, он в 1508 году перебирается во Флоренцию. Здесь его учителями становятся Мариотто Альбертинелли, Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто, в мастерской которого Якопо обосновался в 1512 году и где он и работал вместе с Россо Фьорентино. В следующем 1513 году он уже занят в строительстве церкви Santissima Annunziata: во дворе он пишет фреску "Посещение Богородицей святой Елизаветы" (1514-1515 гг.). В 1515 году он создает "Веронику" в папской капелле Pontormo, Autoritrattoцеркви Santa Maria Novella, и в этой фреске уже чувствуется влияние Микеланджело. В этом же году он вместе с другими художниками участвует в работе над большим заказом: четырнадцать панелей, изображающих "Историю Иосифа" (сейчас они находятся в лондонской Национальной Галерее), предназначавшиеся для украшения зала, где праздновали свадьбу Пьерфранческо Боргерини и Маргерита Аччайоли. Понтормо, хорошо знакомый с эстампами северных художников, создает картины, полные живых образов и ярких деталей. В 1518 году он работает над надалтарной картиной в капелле Пуччи во флорентийской церкви San Michele Visdomini. Это его произведение - своеобразный манифест, заявляющий об отходе от "классики": его пирамидальная композиция, взятая от Андреа дель Сарто, оживлена яркой выразительностью персонажей (здесь сказались воспоминания об изучении леонардесок и гравюр северных художников), удивительным светом и диагоналями, по которым располагаются персонажи. После этой работы Понтормо становится известным и его приглашают к себе Медичи. С 1519 по 1521 гг. он пишет люнет "Вертумнус и Помона" на их вилле в Поджо а Кайано - спокойный и светлый образ сельской жизни, аллегорию понтификата Льва Х и восстановления власти Медичи. В 1523-1525 гг. он пишет фрески сPontormo, Vertumno e Pomona "Историей страстей христовых" для картезианской обители в Галлуццо. Именно в этот период во Флоренции свирепствовала эпидемия чумы. Затем следуют прекрасные надалтарные образы: "Положение во гроб" для капеллы Каппони в церкви святой Фелициты и еще одно "Посещение Богородицей святой Елизаветы" для Пьеве ди Карминьяно. Скульптурные формы его полотен, так напоминающие Микеланджело, выразительность жестов и взглядов персонажей, светлая цветовая гамма и сильная патетика делают картины Понтормо абсолютно маньеристскими, совершенно оторванными от реальности. Покровительство семейства Медичи, для которого он пишет несколько портретов (среди которых портрет Козимо Старого де Медичи из Галереи Уффици), продолжается еще на протяжении нескольких лет, когда он создает картины (к сожалению, все они утеряны) для вилл в Кареджи (1535-1536) и Кастелло(1537-1543), а также - для хора церкви San Lorenzo (1546-1557). Работой над этим последним произведением он и был занят до самой смерти, которая пришла к нему 31 декабря 1556 года или первого января 1557 - точная дата неизвестна. Похоронен Понтормо во дворике церкви Santissima Annunziata, памятник же ему установлен в капелле святой Лючии, в той же церкви. Вообще о жизни Понтормо известно очень мало - он был очень "закрытым" человеком. В последние двадцать лет ходят слухи о его гомосексуальности. Подтвердить их какими бы то ни было записями его современников невозможно, никак не вытекает это и из его полотен, как это бывает с другими художниками (например, Караваджо). Некоторые выводы можно сделать разве что исходя из иконографического и литературного материала. Иконография - это серия из почти пятидесяти набросков (бОльшая часть которых хранится в Кабинете Гелереи Уффици во Флоренции) к произведению, которое было наиболее значимо для Понтормо, - фресок для церкви San Lorenzo во Флоренции, которые, к величайшему сожалению, были уничтожены в 1740 году.Pontormo, Disegni preparatoriВ этих набросках (не предназначенных для взглядов и суждений публики) исчезает помпезность и строгость стиля Каруччи и появляются обнаженные фигуры, причем - настолько чувственные, что не оставляют никаких сомнений многим комментаторам. По этому поводу можно вспомнить мнение Хаке: "Можно предположить, что, как Винчи и Микеланджело, Понтормо видел свой художественный идеал в платоническом эфебе, и не только "платоническом". Акцент сразу же смещается на этот элемент сексуальной инверсии". Еще одним доказательством может служить "Дневник", в котором в 1554-1556 гг. Понтормо, имевший проблемы с желудком, записывает диету, которой он в тот момент лечился. В эти записи вклиниваются и новости о работе в церкви San Lorenzo и о его подмастерье - (Джованни) Баттиста Нальдини (1537-1591): Лебенсцтайн проводит по этому поводу забавный "психоанализ", замечая, что из этих записей следует, что в 1555 году сильнейшая привязанность к этому Баттисте заставляло Понтормо страдать психосоматическим заболеванием (возможно, это была язва) каждый раз, когда мальчишка не возвращался домой ночевать или же ругался с художником и закрывался в своей комнате: "То, что дневник совершенно ясно раскрывает, так это то, что Понтормо любил Баттисту, и тот факт, что эта любовь была одновременно любовью любящего к любимому, отца-матери - к сыну и учителя - к ученику-рабу, не может сильно удивлять нас, потому что структура любви, в наших глазах, бесконечно альвеолирована".

Pontormo, Autoritratto

 

Hosted by uCoz

italia-mia.narod.ru

Понтормо — WiKi

Творчество

В десятилетнем возрасте, потеряв отца, Понтормо отправился во Флоренцию, где и провёл всю свою жизнь. Он учился у Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто. В ранних работах сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто (роспись люнеты на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано). Позднее большое влияние на его творчество оказало знакомство с гравюрами Дюрера. Постепенно Понтормо отходит от традиции Ренессанса. Значительные работы: «Христос в Эммаусе», 1525, Уффици, Флоренция; «Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем», Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Встреча Марии и Елизаветы», церковь Сан-Микеле, Карминьяно, 1528—1530.

«Снятие с креста»

Одной из лучших считается «Снятие с креста» (1528, Флоренция, церковь Санта-Феличита[en]). В картине отсутствует ясность пространственных отношений, фигуры приближены к переднему плану. Отсутствие твёрдой опоры композиции создает впечатление неустойчивости, подчёркивает драматизм и напряжённость одного из первых произведений зарождающегося маньеризма.

Образ в искусстве

  • Жизни художника посвящён фильм Понтормо[it] (2003, реж. Джованни Фаго[it], Италия), в заглавной роли — Джо Мантенья.

Литература

С. Дзуффи. Большой атлас живописи. — М.: Олма-Пресс, 2002. — С. 116,117. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3.

  • Летта Э. М. Понтормо. Россо Фьорентино [1994]. Пер. с итальянского М. И. Майская. М., 1998.
  • Дажина В. Д. Влияние зрелищно-карнавальной и театральной культуры Возрождения на творчество раннего Понтормо // Советское искусствознание `79.1. М. 1980. С. 104-122
  • Дажина В. Д. Портретное творчество Понтормо (к проблеме генезиса раннеманьеристического портрета) // История и теория мировой художественной культуры. Вып. 2. Образ человека в литературе и искусстве. М., 1996. С. 150-161.
  • Дажина В. Д. Росписи Якопо Понтормо в хоре церкви Сан Лоренцо // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М., 1997. С. 106-120.

Галерея

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org

Живопись и рисунки Якопо Каруччи из Пантормо :: NoNaMe

Живопись и рисунки Якопо Каруччи из Пантормо

Якопо Каруччи да Понтормо родился 24 мая 1494 г. в Тоскане. Понтормо является самой оригинальной и противоречивой фигурой в итальянском Возрождении. Развиваясь как новатор художественно-изобразительного метода и последователь гуманистических идей, Понтормо приходит к глубокому творческому кризису, отразившему противоречия действительности и идеалов Ренессанса. Постепенно он отказывается от традиций, сложившихся в эпоху Возрождения.Якопо Понтормо является представителем флорентийской художественной школы. Первые его шаги в искусстве связаны с мастерскими М. Альбертинелли и Пьеро ди Козимо. Стиль будущего мастера во многом сложился под влиянием Леонардо да Винчи, которого и считают первым учителем художника.

Файлов: 70Формат: JPGРазрешение: ~ 1300 x 900 (300 dpi)Размер: 14 Мб

----------------------<cut>----------------------

Живопись и рисунки Якопо Каруччи из ПантормоЖивопись и рисунки Якопо Каруччи из ПантормоЖивопись и рисунки Якопо Каруччи из ПантормоЖивопись и рисунки Якопо Каруччи из ПантормоЖивопись и рисунки Якопо Каруччи из ПантормоЖивопись и рисунки Якопо Каруччи из ПантормоЖивопись и рисунки Якопо Каруччи из ПантормоЖивопись и рисунки Якопо Каруччи из ПантормоЖивопись и рисунки Якопо Каруччи из ПантормоЖивопись и рисунки Якопо Каруччи из ПантормоЖивопись и рисунки Якопо Каруччи из Пантормо Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы

txapela.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта