Чуйков, Беков, Чокморов: Художники, которых любят кыргызстанцы. Картины чуйков


Чуйков, Беков, Чокморов: Художники, которых любят кыргызстанцы

Блогеру Жоомарту Ормонбекову близки работы классиков кыргызского изобразительного искусства Семена Чукова и Гапара Айтиева. Кроме того он следит за творчеством современных местных и иностранных художников, вдохновленных традициями и природой Кыргызстана:

— Для меня любая поездка — неполная без посещения музея изобразительных искусств, картинной галереи или странной выставки современного искусства.

Я забегу в Нью-Йоркский музей современного искусства, Пушкинский в Москве или музей Ван Гога в Амстердаме. Потому что там есть на что посмотреть и всегда то, к чему хочется вернуться. О том, как грустны наши музеи, я уже писал раньше.

Так вышло, что музеи в нашем городе перестали исполнять свое прямое назначение. Там теперь принято продавать медицинское оборудование или, на худой конец, ходить на показы местных дизайнеров.

Хотя может и там есть картины на которые я смотрел бы снова и снова, но я не помню. Мне, как и всем, нравятся работы Айтиева, Чуйкова и полотно под названием, кажется, «Эсимде».

«Эсимде», Кадралиев Жоомарт

Но время идет, искусство меняется и меня привлекают работы «на стыке», поэтому смотрю с интересом на творчество дуэта Сары Купер и Нины Горфер, местами черпающие вдохновение из культуры Кыргызстана.

Сейчас я коплю деньги чтобы купить оригинал картины «Shola and Islam in a Field of Newly Planted Trees».

«Shola and Islam in a Field of Newly Planted Trees».

kloop.kg

Личность Кыргызстана: Основоположник кыргызской живописи Семен Чуйков

Limon.KG - С именем выдающегося художника Семена Афанасьевича Чуйкова связаны наиболее значительные достижения в области живописи. Благодаря нему в республике была создана первая картинная галерея, организованы первые выставки кыргызских художников.

Детство Семена Чуйкова

Семен Афанасьевич родился 30 октября 1902 года в Пишпеке (Бишкек). Родители его были русские выходцы из крестьян: отец – Афанасий Чуйков – служил писарем в военном лазарете; мать – Евдокия Георгиевна – в этом же лазарете работала прачкой. Детство было тяжелым, он жил в обстановке крайней нужды. Предоставленный самому себе, часто исчезал из дома на целые дни, иногда отправлялся с кыргызскими мальчишками к чабанам в горы, где в прокопченных бедняцких юртах с восторгом слушал кыргызские народные песни. Чувство красоты зарождалось в нем под влиянием окружающей его природы: привольных степей, величественных горных пейзажей, шума быстрой горной речки.

1363027322_hudozhnik-s.chuykov

Знакомство с искусством

В десять лет Чуйков впервые приобщается к искусству под руководством художника Н.Г. Хлудова, преподававшего рисование в начальной школе. В 1920 году Чуйков поступил в Туркестанскую художественную школу в Ташкенте, где он впервые знакомится с культурой большого города, с его художественным музеем, оперным театром, консерваторией. В художественной школе он приобретает друзей на всю жизнь, сближается с М.В. Куприяновым, с Е.А. Малевиной, которая вскоре становится его женой. В 1927 году Чуйков впервые участвует во всесоюзной художественной выставке «Искусство народов СССР» как художник Кыргызстана. 30-ые годы - время большой организаторской деятельности Чуйкова. Он создает художественный музей, для которого удается получить десятки произведений известных русских и советских художников. В 1934 году при активном содействии Чуйкова был организован Союз художников Кыргызстана. В 1935 году открывается первая студия, на основе которой в 1939 году образовано художественное училище, носящее сейчас имя Чуйкова.

1008836_8836_401

Расцвет Чуйкова приходится на послевоенный период

CHU-20

Расцвет Чуйкова приходится на послевоенный период. Широкую известность получает такие его картины как: «Утро», «Полдень», «Вечер» , «Дочь Советской Киргизии». Экспозиция музея составляет обширный материал, охватывающий 60-летний период творческого пути художника и развития кыргызского изобразительного искусства. Среди экспонатов - картины, этюды, фотографии, документы, письма, личные вещи, переданные родными. Основной зал экспозиции - мастерская художника. В центре - рабочий уголок: самодельный столик, на котором лежат палитра, краски, кисти. На мольберте его первый эскиз к картине «Дочь Советской Киргизии», выполненный углем. На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе две картины Чуйкова - «Дочь Советской Киргизии» и «Дочь Чабана» - были удостоены Золотой медали.

«Дочь Советской Киргизии», «Киргизская колхозная сюита» и др.

Уже в 1930-е годы он продемонстрировал незаурядное живописное дарование и тонкий эстетический такт, создавая пейзажи и типажные портреты, привлекавшие ярким местным колоритом. Чуйков завоевал известность в первую очередь «киргизской колхозной сюитой», циклом, лучшие образы которой поэтизируют - несмотря на эпитет «колхозная» - традиционные, «вечные» черты природы и быта родного края. Даже последняя картина, которую советские масс-медиа превратили почти что в плакат о торжестве социализма в Средней Азии, есть на деле просто яркий и свежий этюд о сельской девочке-школьнице на фоне дальних гор, чья фигура выразительно и емко символизирует отнюдь не социализм, а Киргизию как таковую.

chujkov1

Дом-музей Семена Афанасьевича Чуйкова

Мемориальный Дом-музей Семена Афанасьевича Чуйкова Народного художника СССР, лауреата Государственных премий СССР, премии имени Токтогула и международной премии имени Дж. Неру был создан 25 августа 1987 года, в канун 85-летнего юбилея художника. Музей - бывшая мастерская художника, где он жил и работал с 1949-79гг. Чуйков уделял большое внимание воспитанию кадров, добивался открытия художественного училища, помогал студентам, учившимся в Москве, Ленинграде. Это были такие, ставшими позднее известными, художники как, Г. Айтиев, С. Акылбеков, Д. Кожахметов, А. Усубалиев, С. Чокморов. На стенах музея картины, этюды: «Мальчик с кукурузой», «Девочка в платке», «Купающиеся мальчики», «Окраина Бухары», «Акын среди бедноты», «Полевые цветы». Эти работы художника отмеченные высоким полетом чувств, чистоты и гармонии, утверждают идею человеческого достоинства.

7dd458f06e1b

В 50-ые, 60-ые годы Чуйков много путешествует

С годами его колоризм, мастерство красочной лепки - родственные по духу позднему стилю художников «Бубнового валета» - лишь дополнительно обогащались. Особую роль сыграли впечатления от двух поездок в Индию. Он издал три книги путевых и мемуарных очерков: Образы Индии, Заметки художника, Итальянский дневник. В 50-ые, 60-ые годы Чуйков много путешествует: Индия, Италия, Франция, Греция, Болгария. Он привозит из этих поездок на родину богатый материал в виде разнообразных этюдов, карандашных набросков, в своей художественной памяти он привозит целостное, живое ощущение самобытной правды жизни. Интересна индийская серия Чуйкова, являющаяся органичным продолжением кыргызской темы. Удивительно правдиво он передает жизнь простых людей, создавая представление о характере народа. Через картины Чуйкова мы постигаем зрительно чувствительный облик мира, потребность людей в счастье, гармоничном бытии, свете, радости. За серию картин «Из жизни народа Индии» в 1967 году Чуйков первым из советских художников был удостоен премии Дж. Неру. В музее представлены две работы из этой серии: «Ожидание», «Новобрачные из касты неприкасаемых». В них художник сумел передать внутренний мир героев. В 1963 году Чуйков совершает увлекательное путешествие в Италию. Он пишет Альбано, Аппиеву дорогу, напоминающие природу Кыргызстана. В 1966 году художник выпускает в свет свой «Итальянский дневник», полный интересных наблюдений, живых зарисовок.

chujkov5

Наследие художника

Наследие Семена Афанасьевича Чуйкова огромно, его произведения вошли в золотой фонд многих крупнейших музеев: Третьяковской Галереи, Музея Искусств Народов Востока, Музей Изобразительных Искусств Кыргызстана, в музеях Индии, в Дрезденской галерее и в дру. В его картинах происходит слияние бытового жанра и пейзажа в одном произведении.

Умер Чуйков в Москве 18 мая 1980 года.

limon.kg

Художник недели. Иван Чуйков

ARTinvestment.RU рассказывает об одном из лидеров московского концептуализма

Иван Семёнович Чуйков (р. 1935) — сын академика живописи, выпускник Суриковского института и один из ведущих художников московского концептуализма.

Уже много лет он исследует проблему столкновения иллюзии и реальности в картине, органично сочетая в своих работах внимательный анализ с лиризмом. Чуйков рано осознал необходимость глубокого осмысления самой сути живописного творчества, но в отличие от западных коллег-концептуалистов, стремившихся дойти в «анатомировании» искусства до конца, всегда защищал право искусства на тайну. «За внешней оболочкой окружающего мира и за его изображениями скрывается что-то еще, чего мы не знаем и не можем назвать, — заявил он в интервью Дмитрию Барабанову (1998). — Я испытываю удивление от самой возможности что-либо изображать, осознавая при этом, что это изображение неадекватно. За тем, что мы видим, есть некая тайна, нечто такое, природа чего не поддается изображению».

В 1979 году исследователь искусства Борис Гройс опубликовал в журнале неофициального советского искусства «А-Я» знаменитую статью о «московских романтических концептуалистах», в число которых он включил и Чуйкова. Выставляться в этом кругу художник начал несколькими годами ранее, хотя концептуальные работы начал создавать еще в конце 1960-х: это была серия «Окна», обыгрывающая идею ренессансного теоретика Альберти о том, что «картина есть окно в мир». За долгие годы чуйковские «окна» показывали всякое: и реалистические виды, и импрессионистические композиции, и абстракции, и «сборные солянки» из различных живописных фрагментов... Фрагменты — ключевой мотив в творчестве живописца: Чуйков мастерски соединяет в картинах и инсталляциях части изображений, относящихся к разным мирам. В одной работе могут встретиться фрагменты классической картины, импрессионистического пейзажа и советского плаката... Кто-то может заподозрить в этом цинизм: как же так — уравнивать топорную пропаганду и вершины классического искусства?.. Но все эти изображения объединяет условность и неадекватность реальности, а также (хотим мы этого или нет) своя особая магия. Этой теме посвящена и инсталляция «Теория отражения», которая представляет несколько видов переноса традиционного натюрморта (бутылка, бокал и яблоко) из реальности в мир отображений. Предметы изображены на холсте, отражены в зеркале, поставлены за стекло, а также нарисованы на зеркале и на школьной доске.

Интеллектуальная строгость творчества Чуйкова вовсе не говорит о том, что его работы скупы на эмоции. На прошлогодней Московской биеннале современного искусства Чуйков представил необычный проект о «расщеплении сознания»: комнату, разделенную надвое стеной. Корни идеи следует искать в опыте художника, который в советское время зарабатывал на жизнь росписью задников сельских клубов. По словам Чуйкова, после каждой такой работы он чувствовал себя полностью опустошенным; переключаться на свое собственное искусство было мучительно. Художник нашел выход — оставлял некоторые произведения незавершенными, а по возвращении продолжал работать над ними.

Картины Чуйкова входят в коллекции Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Центра Помпиду и других музеев.

С 26 мая по 10 июля работы живописца можно увидеть в галерее «Риджина».

Чуйков был одним из художников, чьи произведения вошли в каталог легендарного «русского Сотбиса» в 1988 году. Его картины появляются на открытых торгах довольно регулярно. Рекорд принадлежит безымянному холсту 1986 года, принесшему на Sotheby’s 12 марта 2008 года 96,5 тысячи фунтов при эстимейте 15–20 тысяч (!) В тот же день трехчастная композиция «Окна» ушла за 94,1 тысячи (эстимейт 20–30 тысяч).

Материал подготовила Юлия Максимова, AI

Источники: openspace.ru, artchronika.ru, azbuka.gif.ru, art4.ru, artinvestment.ru

artinvestment.ru

С.А. Чуйков | aquarells.ru

 

 

С.А. Чуйков (1902-1980 гг.) – народный художник СССР, связавший свою жизнь и труд с Киргизией. С.А. Чуйков вырос среди народа Киргизии и на всю жизнь полюбил ее необъятные степи, долины, окаймленные горами, высокое небо.

С.А. Чуйков – народный художник СССР, связавший свою жизнь с Киргизией. С.А. Чуйков вырос среди народа Киргизии и на всю жизнь полюбил ее степи, долины, небо.

С.А. Чуйков «Дочь Советской Киргизии» 1948 г.

 

Ее земля и люди для Семена Афанасьевича Чуйкова – не экзотика, более пятидесяти лет он писал то, что стало для него родным. Добиваясь большой естественности и правдивости, он находил поэтические образы для рассказа о простых людях, живущих в тесном контакте и согласии с природой: в его картинах пастухи пасут овец на высокогорных пастбищах, женщины привычно готовят пищу на кострах возле юрт, колхозницы отдыхают в тени скирды в жаркий полдень.

С.А. Чуйков – народный художник СССР, связавший свою жизнь с Киргизией. С.А. Чуйков вырос среди народа Киргизии и на всю жизнь полюбил ее степи, долины, небо.

С.А. Чуйков «Вечерние горы» 1960 г.

 

Его пейзажи просторных долин и горных хребтов исполнены покоя. С.А. Чуйков особенно любил писать торжественные вечерние пейзажи, когда розовеют вершины гор, а долины погружаются в прохладную тишину. Передавая пространство с помощью тонких цветовых переходов, расцвечивая картину множеством желтых, лиловых, красноватых оттенком, он стремился сообщить зрителю то настроение, которое сам испытывал перед лицом величественной природы.

С.А. Чуйков – народный художник СССР, связавший свою жизнь с Киргизией. С.А. Чуйков вырос среди народа Киргизии и на всю жизнь полюбил ее степи, долины, небо.

С.А. Чуйков «Дочь чабана» 1948-1956 гг.

 

Киргизские дети – любимые герои С.А. Чуйкова. В его картинах и этюдах они заняты своей привычной жизнью: играют, едят, пасут овец, едут по вечерней степи на лошадях, в знойный день сидят на каменистых берегах ледяных горных речек. Знаменитая картина С.А. Чуйкова «Дочь Советской Киргизии» (1948 г.) в свое время была символом молодого поколения республики. Полная живой непосредственности «Дочь чабана» передает радость счастливой юности, протекающей среди степных просторов. Поэтическое обаяние этого образа достигнуто изысканной цветовой гаммой бледно-розовых, серых, оливковых цветов, дополненных светящимся красным цветом.

С.А. Чуйков – народный художник СССР, связавший свою жизнь с Киргизией. С.А. Чуйков вырос среди народа Киргизии и на всю жизнь полюбил ее степи, долины, небо.

С.А. Чуйков «Индийская невеста»

 

С 1952 г., после первой поездки в Индию, еще одна тема органично вошла в творчество С.А. Чуйкова:

С.А. Чуйков – народный художник СССР, связавший свою жизнь с Киргизией. С.А. Чуйков вырос среди народа Киргизии и на всю жизнь полюбил ее степи, долины, небо.

С.А. Чуйков «Черная мадонна» 1962 г.

 

гордые и красивые простые люди Индии с их заботами и мечтами

С.А. Чуйков – народный художник СССР, связавший свою жизнь с Киргизией. С.А. Чуйков вырос среди народа Киргизии и на всю жизнь полюбил ее степи, долины, небо.

С.А. Чуйков «Подметальщица» 1952 г.

 

(«В пути» 1954 г., «На набережной в Бомбее вечером» 1954 г., «Песня кули» 1959 г., «Мирные будни» 1960 г. и др.).

С.А. Чуйков – народный художник СССР, связавший свою жизнь с Киргизией. С.А. Чуйков вырос среди народа Киргизии и на всю жизнь полюбил ее степи, долины, небо.

С.А. Чуйков «Песня кули» 1959 г. Центральная часть триптиха «О простых людях Индии» 1957-1960 гг.

 

С.А. Чуйков – народный художник СССР, связавший свою жизнь с Киргизией. С.А. Чуйков вырос среди народа Киргизии и на всю жизнь полюбил ее степи, долины, небо.

С.А. Чуйков «Мирные будни». Левая часть триптиха «О простых людях Индии» 1957-1960 гг.

 

С.А. Чуйков – народный художник СССР, связавший свою жизнь с Киргизией. С.А. Чуйков вырос среди народа Киргизии и на всю жизнь полюбил ее степи, долины, небо.

С.А. Чуйков «Вечернее раздумье». Правая часть триптиха «О простых людях Индии» 1957-1960 гг.

Похожее

aquarells.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта