Ростовская финифть: этапы рождения чуда. Картины финифть


Финифть - уникальная эмалевая техника: ochendaje

Финифтью в Древней Руси называли эмаль, древнейшую технику, применяемую в ювелирном искусстве, а также изящные художественные изделия из различных металлов, декорированные ею. Отсюда и пошло название промысла.

Слово "финифть" греческое и означает в переводе "блестящий камень". При ее создании массу стеклянного порошка, разведенного водой, наносят на искусно обработанную металлическую поверхность и обжигают до появления стекловидного слоя. Расписная финифть - тончайшая миниатюрная живопись огнеупорными красками по эмалевому фону. Она хрупка, но не боится ни сырости, ни жары, ни времени.

Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.

В создании большинства произведений принимают участие два человека - живописец и ювелир, обрамляющий изображение тонким узором металлической филиграни и зерни. Эмалевая миниатюра очень сложный и трудоемкий в исполнении вид художественной росписи, он требует острого глаза, верной руки, безупречного владения секретами обжига; его безусловным преимуществом является яркость, долговечность произведений, прозрачность красок, не подверженных влиянию света, воздуха, времени. Данный вид художественной росписи сохраняет долгие годы свой первоначальный блеск и свежесть.

Нужно упомянуть о прикладном назначении этих миниатюрных произведений искусства с использованием художественной росписи. Эмалевыми миниатюрами можно изысканно украсить интерьер своего дома. С давних времен эти изделия высоко ценились и пользовались огромным спросом. В первой половине XVII века русские эмальеры стали применять художественную роспись эмалевыми красками по эмалевому фону, непосредственно, на предметах прикладного искусства. Миниатюрные изображения, главным образом религиозные композиции, украшали церковную утварь – потиры, чаши, панагии, оклады икон и книг.

В XVIII веке такие изображения стали применяться для украшения предметов светского и бытового назначения – кубков, кружек, ларцов, пресс-папье, сервизов и ваз, и, конечно, ювелирных изделий – часов, табакерок, браслетов, колец. Изделия с эмалевыми изображениями стали чуть ли не главным украшением туалетов дам и кавалеров. Придворный ювелир Карл Фаберже использовал художественную роспись для создания многих шедевров, он и его ученики применял в своих изделиях эмалевую миниатюру. Это были пасхальные яйца, украшенные изящными миниатюрами по прозрачной эмали и портреты царствующих особ. За счет эмали разных цветов эти изделия были очень яркими, тем самым привлекли огромное внимание ценителей искусства.

Миниатюры с данным видом художественной росписи для ковшей и шкатулок писались с подлинников мастеров того времени: Васнецова и Кустодиева. Только художники, обладающие высоким мастерством в работе с эмалью, могли создавать эти прекрасные произведения.

Центром искусства финифти издавна считается Ростов Ярославский. В 18 веке изделия ростовских мастеров ценились очень высоко и поступали на хранение в Московскую Оружейную палату.

Уже в первой четверти 18 века работы в виде эмалевой миниатюры стали предметом коллекционирования. Одно из самых больших собраний – коллекция Государственного Эрмитажа, ведущая свое начало со времен Петра I и сохранившаяся до наших дней.

К концу 19 века промысел стал вырождаться. На смену уникальным изделиям пришли шаблонные образки и украшения для церковной утвари. В начале двадцатых годов прошлого столетия промысел стал восстанавливаться.

Много сил для этого приложил известный художник С. Чехонин, давший новую жизнь забытым приемам и формам 17-18 вв. Расписная финифть Он создал интересные работы с росписью цветами по темно-синему фону. Эти мотивы легли в основу многих произведений последующих поколений ростовских эмальеров.

На изящных ювелирных украшениях под кистью мастера расцветают букеты из полевых цветов, сочные георгины, венки из ромашек и колокольчиков.

Нужно отличать финифть и от других изделий художественных промыслов. Миниатюры с ростовской финифтью при создании многократно обжигаются, при температуре 700 – 800О С, при этом огнеупорные краски накрепко вплавляются в эмаль, что придает им яркость и, самое важное, многовековую стойкость. Отсюда и другое название финифти – горячая эмаль. Расписная горячая эмаль в ювелирном изделии  никогда не потускнеет, не деформируется, рисунок не смажется при попадании ацетона или растворителя, оно не будет испорчено после посещения сауны, потеряв свою форму. Ростовская финифть никогда не пожелтеет и не потрескается от времени. Эмаль можно повредить, только уронив, например, на кафельный пол.

Каждая работа художников-мастеров становится подлинным произведением декоративно-прикладного искусства. Поэтому не случаен успех ростовской финифти на многих международных выставках и ярмарках. Красочное, одухотворенное искусство ростовской финифти, уходящее корнями в народные представления о прекрасном, продолжает дарить радость людям.Именно русская народная художественная роспись очень известна во всех странах мира, она отличается своим разнообразием и большим спектром материалов, на которых воспроизводится. Эмалевые миниатюры представляют собой истинную ценность, они долговечны и поэтому могут стать достойными представителями искусства своей эпохи для будущих поколений. Миниатюрные произведения пользуются постоянным спросом ценителей мастерства русского школы художественной росписи.

ochendaje.livejournal.com

Финифть: огневая живопись Руси

О происхождении финифти споры ведут в основном лингвисты – историкам же известно твердо: первые удачные опыты по нанесению цветных эмалей на металлическую основу состоялись более трех тысяч лет назад. Кубок, финифть, Турция

В туманных далях античной древности затерялись и следы происхождения наименования. Часть языковедов полагает «финифть» видоизмененной «химией» - от греческого χυμεύω (химео), что значит «смешиваю». Другая часть склоняется думать, что «финифть» - производное от φέγγος (фенгос) – «свечение», «всполохи», «мерцание».

Финифть – эмаль, «светящаяся» изнутри

На самом деле явление светоиспускания финифти не свойственно. Однако, освещенная ярким рассеянным светом, эмалевая картина действительно производит впечатление светящейся. Возникает такой эффект в том числе и благодаря использованию полупрозрачных красок, наносимых поочередно слой за слоем.

Подобный эффект наблюдается и у жемчуга. Однако жемчужные слои настолько тонки, что позволяют видеть иризацию света. Финифть иризации (радужного блеска) не дает, зато мягко рассеивает свет и делает многослойное изображение живым, глубоким.

Технология изготовления финифти

Вообще финифтью называют миниатюрную красочную картину, созданную в технике горячей эмали. Физической основой для наложения эмали всегда является металл – латунь, бронза, медь или драгоценные металлы.

Работа подразделяется на три этапа:

  • подготовка белого эмалевого поля;
  • художественная роспись с обязательным обжигом каждого слоя;
  • размещение финифти в оправе на изделии.
При подготовке белого поля сначала создают смесь тетрабората натрия Na2B4O7, называемого бурой, окиси свинца и щелочных ингредиентов – соды, щелока. Измельченные в пудру составляющие разводят водой, кашицу равномерно наносят на металлическую подложку (обязательно с двух сторон), и после просушки обжигают при температуре 700 - 950˚С до расплавления минеральной смеси. Ростовская финифть

Белая эмаль накрепко сплавляется с металлической основой, покрывая подложку всплошную. Нередко процесс повторяется несколько раз – для устранения микроскопических дефектов и достижения наиболее выразительного цвета и блеска пластины.

Краски на белую эмалевую основу наносятся в несколько приемов по намеченным контурам. Первый рисунок по эмали художники издавна зовут «малевкой». Малевкой обрисовывают и раскрашивают крупные детали изображения. Это первая стадия создания финифти.

Оборотная сторона финифтевой пластины, называемая контрэмалью, красками не расписывается и остается белой.

Вторая стадия создания эмалевой картины – «прочерк». Под прочерком понимается отрисовка мелких деталей, введение в картину новых цветов и оттенков, создание акцентов сюжета.

О третьей стадии росписи по горячей эмали говорят «подтенок». Подтенок – весьма ответственная художественная операция. Наносятся финальные штрихи, точки, пятнышки. Тонируются фоны, сгущаются тени – формируется объёмность изображения.

Каждый слой свеженанесенного красителя обжигается. Расплавление пигментов и толченой смальты (возможного компонента эмалевых красок) закрепляет рисунок.

В большинстве случаев мастера обходятся тремя «подходами» к финифти. Отдельные сюжеты требуют пяти стадий рисования картины. В преданиях о старых умельцах звучали десятки этапов сотворения сложных пейзажных и портретных финифтей…

Многослойная роспись позволяет создавать эмалевые изображения объемными, не уступающими традиционной живописи по тонкости проработки деталей и достоверности светотени. Главная технологическая сложность в работе с цветными эмалями состоит в перемене колера красок после обжига. Кроме того, сетуют мастера, один неверный штрих способен испортить всё произведение: исправить рисунок на эмали просто невозможно.

Эмаль скань финифть

Для закрепления финифти на украшении ювелиры могут использовать разные способы. Классический прием – изготовление гладкой узкой золотой или серебряной рамки, оконтуривающей эмалевую пластину и прижимающей финифть к изделию.

История русской финифти

Ипатьевская летопись 1175-го года упоминает о «финипте» как об элементе убранства церкви, построенной князем Андреем Суздальским. Надо понимать, что в ХII веке русские ремесленники и художники уже в полной мере владели искусством создания эмалевых изображений, некогда позаимствованным в Византии.

Старинный рецепт приготовления эмали звучит так: «Для финифти золотого колеру смешать поровну сурьму и сурик, да добавить шестую часть ржавого железа; перетереть и расплавить. Как застынет, размельчить и снова растопить – и так многажды, пока состав не заблестит золотом».

Белая эмаль готовилась из промытого кварцевого песка, смешанного с кристаллической борной кислотой и равного количества серых свинцовых окислов. Примешанный к составу кобальт обогащал палитру темно-синими тонами. Кадмий давал красноту, золото – рубиновый оттенок, медь – зелень…

Революционно усовершенствовал рецептуры цветных эмалей француз Жан Тутен в 1632-м году. Его усилиями ассортимент эмалевых красителей значительно расширился, что позволило создавать высокохудожественные произведения.

Немало полезного для развития русской финифти сделал и Михаил Ломоносов, трудами которого был построен стеклодельный завод и начато производство цветного стекла, используемого и для мозаичных работ, и для приготовления эмалевых красок.

При Ломоносове в столичной Академии художеств был создан класс «живописи на финифти». При содействии государства получили образование и практические навыки многие мастера эмальерного искусства. Приход обученных художников в центры финифтевого промысла дал толчок развитию всей отрасли.

Усольская финифть из Сольвычегодска

К концу XVII века основным российским центром производства финифти стал городок Усолье (ныне Сольвычегодск), расположенный на берегу реки Вычегда в сотне верст к северу от Великого Устюга. Вологодская (усольская) финифть

Усольская финифть отличалась совершенной техникой исполнения и узнаваемой стилистикой изображений. Цветочный – а именно тюльпанный – мотив стал главным в фоновых орнаментах изделий. Среди затейливых зарослей, прорисованных тонкими штрихами (отличительный признак усольской финифти) прятались диковинные звери и райские птицы.

Цветовая палитра усольской финифти богата сочными красками и яркими оттенками. В дополнение к красным, синим, зеленым и желтым цветам художники использовали лиловые, розовые, малиновые и охристые пигменты.

К сожалению, коммерческие интересы взяли верх над стремлением к прекрасному, и уже к середине ХVIII века главной продукцией усольского промысла стала финифть массовая, одно- или двухцветная.

В наше время традиции усольской финифти продолжают мастера творческого объединения «Вологодская финифть». Телефон мастерской в городе Вологда – 8172-72-20-24.

По признанию искусствоведов, вологодская финифть отличается от ростовской четкостью рисунка, энергичностью мазка, контрастом штриха.

Финифть из Ростова Великого

Всемирная слава к русской финифти пришла лишь тогда, когда за дело взялись мастера из Ростова Великого. Местная школа эмальерного искусства младше усольской примерно на сто лет. финифть, ручная работа

Ростовская финифть быстро вошла в моду. Посуда с финифтевыми вставками – блюда, кубки, подносы – украшала столовые знати. Дамы обнажали руки в браслетах с финифтью и являли к поцелую пальцы в перстнях с финифтью вместо камня. Роскошные туалеты украшались не менее роскошными финифтевыми брошками. Прихотливая мода и мужчин заставляла обзаводиться трубками, табакерками и часами с крышками, украшенными финифтью.

Таланты, собранные в мастерских Ростова Великого, оказались столь самобытными и мощными, что в течение всего ХVIII века лучшая финифть из Ростова поступала прямиком в государеву казну, и хранилась в Оружейной палате Московского кремля.

Успех таил в себе опасность. Ростовская финифть, как и усольская, не избежала чрезмерной коммерциализации промысла и едва не утратила своего художественного потенциала. Мыслимое ли дело, выпускать по восьми сотен эмалевых поделок в день? Продавая всякую единицу продукции за несколько гривенников?

Упадок был близок, но ростовские мастера не позволили валовому производству взять верх над высоким искусством. Подолгу корпя над каждым творением, эмальеры Ростова расписывали ларцы и шкатулки по образцам знаменитых художников золотого века русской живописи.

В Ростове особое развитие получило финифтевое иконотворчество. Яркие эмалевые краски помогали восприятию образов, обрамленных сверкающими окладами. Миниатюрные образки, ладанки и складни с каноническими ликами святых к концу ХIХ века стали главным продуктом промысла.

Шаблонность пользовавшихся спросом иконок и отход от выполнения сложных художественных задач привел к очередному и закономерному снижению популярности ростовской финифти. В 1880-м году производством финифти в Ростове занималось почти 200 человек. Однако к началу ХХ века промысел откровенно захирел, и новый импульс к развитию получил уже при советской власти.

Многие работы эмальеров советского периода хранятся в музеях и частных коллекциях. Выполненные финифтью миниатюры посвящены героическим эпизодам истории, освоению севера, трудовым подвигам, большевистской тематике. Сегодня все они представляют как художественную, так и историческую ценность.

Ростовская финифть

В новом тысячелетии фабрика «Ростовская финифть» живет и здравствует как никогда успешно. В ассортименте современной ростовской финифти – десятки наименований посуды, украшений, сувениров. Знаковой работой стало оформление финифтью ростовской работы Кувуклии, укрывающей место крестной казни Христа в Иерусалиме.

Предприятие открыто для сотрудничества. Фабрика «Ростовская финифть» выполняет индивидуальные заказы, ведет культурно-просветительскую работу. Заказать уникальное изделие из финифти можно по телефонам +7-48-536-759-10, +7-48-536-773-73.

Финифть Карла Фаберже

Карл Фаберже, поставщик русского императорского двора и признанный мастер ювелирного искусства, нередко использовал финифть для создания своих шедевров. Техника художественной росписи по горячей эмали помогали мастерам его предприятия выполнять миниатюрные пейзажи и портреты. Финифть украшала многие из знаменитых пасхальных яиц Фаберже. Кубки, бокалы и столовые приборы, выполненные из золота и серебра в мастерских Фаберже, нередко расцвечивались искусно выполненной финифтью.

Приобрести аутентичные изделия мастерской Фаберже можно на различных аукционах антиквариата и произведений искусства. Вход на аукцион, как правило, свободен и бесплатен. Некоторые аукционные дома проводят торги в режиме онлайн.

Чтобы финифть жила долго

Финифть способна жить долго, не теряя свежести красок, не темнея и не меняя оттенков картины. Расписная эмаль не страшится времени, влаги и зноя. Однако финифть хрупка, и если небольшие изделия с финифтью весьма прочны и легко переносят экстремальные механические нагрузки (падения на каменный пол, случайные удары, воздействия абразивов и т.п.), то крупные предметы требуют бережности в обращении. Украшение - финифть

Любая деформация металлической основы финифти влечет за собой растрескивание либо скалывание эмалевого слоя. Кроме прочего, финифть следует оберегать от контакта с твердыми драгоценными камнями – сапфирами, алмазами, корундами. Совместное хранение ювелирных изделий с финифтевыми и бриллиантовыми вставками неизбежно ведет к порче эмалевых украшений!

Уход за финифтью и другими эмалевыми миниатюрами заключается в периодической очистке изделий при помощи теплых растворов деликатных моющих средств, и последующей полировке мягкими салфетками. Допустимо финишное промывание изделий в спирту, удаляющем остатки влаги из самых труднодоступных уголков.

Предыдущая статья: Нетрадиционные металлы на ювелирном рынке

Следующая статья: Урановое стекло

А вы читали другие статьи этого раздела?

Полезно знать

finesell.ru

Ростовская, так сказать, "финифть" - Glaccc

Прочитай и расскажи другу.

Одна женщина по имени Марина посетила Ростов наш Великий и приобрела на память финифтяную плакету.Спустя несколько дней она написала несколько писем: на Фабрику финифти - в отдел продаж, в музей-заповедник и еще по нескольким адресам.От <******[email protected]>

Дата: Вторник, 19 февраля 2013, 22:19 +03:00Тема: Финифть.

Добрый день!

Мне бы хотелось получить комментарии.В начале февраля мы ездили на экскурсию в Ростов Великий. Очень интересно. Прекрасный экскурсовод. Все было замечательноПри музеи финифти ( рядом с гардеробом) на территории Ростовского Кремля мы купили финифть. В коробочке, с паспортом, на ценнике адрес фабрики.Продавцу мы объяснили, что на память хотим только оригинальную фабричную картину-панно. Потому, что были выставлены еще работы художников по финифти, кто работает на дому. С нами внимательно долго доброжелательно занимались.

Приезжаем домой довольные и решили сюжет повнимательней рассмотреть под лупой. Под лупой наблюдаются крошечные штришки/точечки (пикселы), вот как если бы вы рассматривали под лупой картинку из журнала. Блеск какой-то тусклый. И к картине прилипает МАГНИТ!!! Мы достали серьги из финифти с советских времен. Под лупой видны мазки, блеск яркий и магнит не прилипает, где-то уже сколы даже появились.В паспорте указано «Ручная работа – миниатюрная живопись по эмали. В единичном экземпляре». Мы покупали картину как ручную художественную роспись. ЭТО НИКАКАЯ НЕ РУЧНАЯ РОСПИСЬ, даже не специалисту ясно. А на самом деле очевидно, что на стекловидное покрытие нанесена переводная картинка (деколь). Аналогия с фотокерамикой (кружки с фото).

Или это не заводская картина. Или если это заводская картина, то это обман потребителей самой фабрикой Ростовская Финифть? Продавайте тогда красивые панно, но не прикладывайте паспорт изделия с указанием что это ручная художественная роспись. Потому что у моей финифти ярлык и паспорт завода!!!Но самое смешное, что в левом нижнем углу стоят инициалы художника-исполнителя. И еще мы выяснили, что за основу взята картина Вячеслава Палачева, который и понятия не имеет, что копируют его картину (зайдите на его официальный сайт http://art.yar.ru, в самом начале в раздел Галерея современного искусства Александрва Смолянинова).Что у вас происходит совершенно не понятно. Мне понятно только, что я заплатила 3700 руб. за так называемую финифть, просто за переводную картинку!!!"

финифть1

Все файлы, которые она прислала, чеки, сертификаты на "финифть" я загрузила сюда

https://docs.google.com/file/d/0BzBx0_HJYOo0R0hTTjFBZ3NtOWc/edit?usp=sharing

Ну что сказать... Конечно, наблюдательный человек сразу бы отметил шрифтик Monotype Corsiva и облачко вокруг него. Отметил бы в общем, небольшую стоимость плакеты (как если бы это была финифть). Но для деколя на эмалированной стали 3700 рублей - это, разумеется, заоблачная стоимость.И всё-таки, люди! Нет никаких сил, нет терпения, зоркости, мудрости постоянно быть начеку, постоянно быть готовым к обману. Казалось бы: музей государственный, фабрика именитая и в прежние времена славная, предмет куплен в как бы нормальном салоне и имеет сертификаты (правда, почему панно называется "Март", я не поняла).

Спасибо Марине, что не отмолчалась, как многие сотни обдуренных покупателей, что разослала это письмо. По крайней мере я считаю своим долгом его опубликовать.

glaccc.livejournal.com

Ростовская финифть: единственная и неповторимая

seo-content

Самые ненаглядные русские украшения

Ростовская финифть радует глаз, ею просто невозможно не любоваться. Финифтевую брошь или заколку немедленно хочется взять в руки и рассмотреть получше – настолько притягивает внимание тонкий замысловатый узор. Его плавные, спокойные, размеренные линии создают ощущение гармонии. Этот вид искусства прославлен на весь мир. А наши соотечественники испытывают к финифти нечто вроде любви на генетическом уровне – настолько её история переплелась с историей Руси. Когда смотришься в расписное зеркальце, кажется, что именно ему сказочная красавица адресовала вопрос Я ль на свете всех милее?. Ростовская финифть относится к тем народным промыслам, скопировать которые совершенно невозможно, как ни старайся. В чём же уникальность этого искусства? Почему подобные серьги, кольца, браслеты невозможно изготовить больше ни в одной точке планеты? Или ростовским мастерам известны какие-то особые секреты?

В чём тайна расписных украшений?

Во-первых, секреты производства таких изделий действительно существуют. Способы изготовления украшений на основе финифти долгие века передавались из поколения в поколение. За определением ростовская финифть стоят целые династии потомственных мастеров. Во-вторых, само происхождение этого народного промысла – чистое, духовное. Изначально (когда финифть была не ростовской, а, скорее, московско-петербургской) ею декорировали церковную утварь. Затем финифтью стали украшать праздничные одежды священнослужителей. Позже этот промысел из столицы перекочевал в Ростов, ставший духовным центром нашей страны. Финифтью стали расписывать иконки для паломников – это было не только красиво, но и практично: закалённая эмаль совершенно не портилась от солнца, влаги и пыли. Маленькие образки с ликами святых разъезжались из Ростова во все концы света. И лишь затем этот филигранный декор перешёл на серебряные украшения, бонбоньерки, ароматницы, медальоны.

Легенды и факты о финифти

В XVIII веке ростовским центром выпуска финифти стал Яковлевский монастырь. И сам монастырь, и слобода при нём изготавливали чудесной красоты иконы из расписной эмали. Заслышав о промысле Яковлевского монастыря, сюда стали устремляться лучшие живописцы того времени, желавшие послужить людям и улучшить таким образом свою судьбу. Так благодаря финифти Ростов стал городом выдающихся художественных талантов. Говорили, что обилие праведных людей начало творить в городе настоящие чудеса. Здесь исцелялись больные люди, воссоединялись семьи, появлялись долгожданные дети. В итоге не проходило ни дня, чтобы в город не прибыли очередные паломники. Дошло до того, что в Ростове побывала сама государыня-императрица Екатерина II. Этот визит – исторический факт: он был связан с чествованием святителя Димитрия, в чудесное влияние которого императрица искренне верила. Она даже унесла из монастыря финифтевый образок с изображением Димитрия Ростовского.

Финифть в советское время

После Октябрьской революции, когда другие народные промыслы, связанные с религией, были преданы забвению, ростовская финифть сумела выжить. После 1917 года производство не застопорилось ни на один месяц! Ростовчане нашли выход: они стали выпускать украшения из серебра с финифтью – эстетичные изделия всё с тем же самобытным витиеватым почерком. Женщины стали носить в расписных медальонах портреты любимых, мужчины – кольца с изображением русских городов. А на ростовские ювелирные украшения равнялись фабрики всей страны. Шкатулка с финифтью стала самым желанным подарком для дамы, а представители сильного пола любили расписные табакерки. Все умения, приобретённые мастерами за годы изготовления мирских украшений (как-никак это 70 лет), применяются и совершенствуются по сей день. Вот почему уникальная ростовская бижутерия, создаваемая этим методом, сегодня не имеет себе аналогов во всём мире.

Как делается финифть?

О технологии изготовления ростовской финифти можно рассказать лишь в общих чертах. Поскольку этот народный промысел – самое настоящее таинство, досконально известное только опытному мастеру. В целом процесс выглядит так. Лист меди режется на пластинки требуемой формы. Затем медь выбивают, делая будущее изделие выпуклым. После этого медную пластинку в несколько слоёв покрывают белой непрозрачной эмалью (эмаль предварительно смешивается с водой в строго определённой пропорции). После этого оборотную сторону пластинки тоже покрывают эмалью (на этот раз достаточно одного слоя). Благодаря этому ходу пластинка не утратит своей формы. Затем будущее изделие поступает в печь на просушивание. Сушится оно при температуре от 700 до 800 градусов Цельсия. Именно благодаря этой процедуре эмаль и приобретает гладкую поверхность и блеск, характерный для готовой финифти. Основа для рисунка готова. Наступает пора покрыть лицевую часть пластинки огнеупорной краской и снова отправить пластинку на просушивание. Саму краску мастер должен выбрать предельно точно: при обжиге она изменит цвет. К тому же все краски имеют собственную температуру плавления, это тоже придётся учесть. Для создания многоцветных изделий картинка на эмали дорисовывается и обжигается вплоть до 7 (!) раз. Последний этап – помещение пластинки в ювелирную оправу (если речь идёт об украшении).

rosfinift.ru – кратчайший способ купить ростовскую финифть

Сегодня у каждого есть возможность приобрести самобытную и неповторимую ростовскую финифть. Купить украшения, в основе которых лежит расписная эмаль, можно прямо на сайте. Гарнитуры, колье, заколки, броши – всё это авторские изделия, в которые ростовские мастера вложили свой талант и умение. Сегодня такие украшения называют штучным товаром. То есть эксклюзивным предметом, который больше нигде не найти. Изделия, созданные с любовью в самом сердце Ростова, вы найдёте в колонке слева. Мы уверены: среди этих колье, зеркал, подвесок непременно найдётся та самая вещь, которая станет вашей своеобразной семейной реликвией.

rosfinift.ru

этапы рождения чуда – Ярмарка Мастеров

Когда я вижу что-то красивое, созданное руками других людей, мне всегда интересно рассмотреть, выяснить, как это сделано. Недавно меня заинтересовала ростовская финифть. Что-то об эмали я знала и раньше, но мне очень захотелось разобраться подробнее в технологии производства этого уникального промысла.

Об истории ростовской финифти писали и ранее, поэтому вкратце укажу основные важные моменты.

Финифть — изготовление художественных произведений с помощью эмали (стекловидного порошка) на металлической подложке. Известны изделия Древнего Египта, Индии, Китая, Персии, Византии, Рима, Древней Руси, Средневековой Европы, в которых использовались цветные эмали.

На территории Руси финифть была известна с III века. Занимались изготовлением финифти и иноки Киево-Печерской лавры, и мастера Москвы, и позднее, Санкт-Петербурга.

Но наибольшего развития достигла школа Ростова Великого, расположенного в Ярославской области. Ростов Великий уже в XVIII веке стал крупнейшим центром эмальерного искусства и остается им по сей день.

Изначально финифть обжигалась в русских печах, и самым сложным в производстве было удержать постоянную и очень высокую температуру. Кроме того, мастера сами готовили краски: набивали стекла, добавляли свинец и другие металлы и растирали в порошок. Производство было очень вредным, над каждой печью всегда располагалась оберегающая икона.

Итак, как же делают финифть сейчас?

Берется тонкий медный лист (а иногда серебряный или даже золотой), из которого вырезаются пластинки нужной формы. Пластинки отбиваются вручную, им придается определенный изгиб. Затем с двух сторон их покрывают эмалью — стекловидной массой, которая в зависимости от входящих в ее состав окисей металлов, при обжиге приобретает разные цвета. Но чаще используют эмаль белого цвета, которую так и называют "белье". Обжиг производится несколько раз, пластина покрывается несколькии слоями эмали, пока не образуется идеально гладкая поверхность.

финифть

Потом уже за работу принимается мастер-финифтянщик (очень мне понравилось это слово).

филигрань

ростовская финифть

искусство

промысел

мастерство

В процессе создания рисунка финифть многократно обжигается, иногда, при создании очень сложных работ — до пятидесяти раз! При этом цвет эмали после обжига меняется, и настоящее мастерство художника состоит, в том числе, и в умении предугадать, как будет выглядеть роспись после обжига.

Эмальеры работают в одной команде с ювелирами-филигранщиками, так как ростовская финифть, будучи ювелирным изделием, как правило, имеет оправу, созданную в технике филигрань. Ювелиры собирают уникальные орнаменты из медной или серебряной проволоки. Орнамент выкладывается на клей из маленьких, изогнутых вручную кусочков проволоки на бумаге в клеточку. Когда орнамент готов, его отправляют в печь, где бумага и клей сгорают, а филигрань остается.

россия

русские промыслы

В произведениях ростовских мастеров связка металла и эмали неразрывна и подчинена законам гармонии. Металл является основой (базой) изделия, а роспись по эмали — его украшением и смысловым центром. Работают финифтянщики в цветочном, пейзажном, архитектурном, историческом, портретном и других жанрах. Каждое поколение художников привносит что-то свое в это искусство. Ростовская финифть практически вечна, она не тускнеет, не меняет цвет, не утрачивает блеск. Она подвергается только механическому воздействию и может просто разбиться...

Публикация написана на основе данных, опубликованных в интернете. Текст авторский.

www.livemaster.ru

Что такое финифть? Особенности и применение финифти

Что такое финифть?

Наименование художественной эмали «финифть» имеет корни от греческого слова, обозначающего блестящий светлый камень. Ее научились делать еще в Древней Греции и в Византии, только в X веке этот вид искусства появился в России. Стеклообразное покрытие, обладающее большой прочностью и нанесенное на основу из металла – это финифть.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-1

Впервые упоминание о художественной эмали было во времена, когда правил суздальский князь Андрей. Возведенная там церковь была инкрустирована эмалью и золотом. Эмаль в ранние времена использовалась для украшения благородных металлов и ценилась наравне с драгоценностями.

Секреты производства эмали бережно сохранялись и их передавали строго от мастера к ученику, поэтому ее ценность была велика. Около 200 лет назад искусство финифти практиковалось в городе Ростове, работы ростовских мастеров имели большую ценность и попадали в Оружейную палату для хранения. Они изготавливали, в основном, чащи, иконы из финифти, и оклады.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-2

Контрастная и колоритная ростовская финифть имеет свое происхождение и историю. Влияние множества видов искусства, в числе которых была и живопись, сказалось на ее стиле исполнения. Свойства эмали таковы, что она сохраняет все разнообразие своих красок на протяжении веков.

Она, нарисованная особыми красками, в которую добавляли оксиды металлов и закрепляли методом обжига при температуре до девятисот градусов, со временем не тускнеет и не теряет своих свойств. Эмаль применяется в ювелирных украшениях, иконах, ею украшают различные декоративные вещи: статуэтки, шкатулки, столовые приборы, это искусство используется в портретной живописи.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-3

Особенности финифти

Ростовская финифть славится своими особенностями, она признана номером один в России, потому что в этом городе сложились многовековые традиции по качественному изготовлению финифти. Миниатюра на эмали всегда имела место быть как самостоятельная единица искусства. У эмали всегда были преимущества перед миниатюрами, выполненными на кости, бумаге или фарфоре.

Она долговечнее и сохраняет всю богатую палитру красок и не теряет блеск с течением времени. Финифть не поддается воздействию воздуха и света. Миниатюра зачастую воспроизводила работы великих художников, а также различные пейзажи, портреты, цветы и узоры.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-4

Окончательный вид искусству финифти в виде готового ювелирного изделия придает оправа, которую изготавливает мастер по скани. Оправу изготавливают ажурную, или припаивают к металлическому основанию узора из очень тонкой проволоки, которая может быть выполнена из разных ювелирных сплавов. Проволока свивается веревочкой или остается гладкой. Ювелиры могут добавить сюда маленькие золотые или серебряные шарики.

С XVIII века Ростов приобрел известность крупного центра по изготовлению финифти. Есть легенда, что в то время в Ростов сослали итальянца, художника, благодаря которому появилось это искусство в Ростове. Позже он обучил других финифтяному делу. Но это только красивая легенда, в городе финифть была привезена из Москвы.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-5

До начала 20 века Ростовские фабрики снабжали финифтью русские монастыри и некоторые греческие. Сначала ростовские мастера ориентировались на религиозную тему, поэтому основной сюжет был подобен иконописи. Далее финифть стали делать и в семейных мастерских, копировали работы Ботичелли, Рафаэля, Васнецова. Но эта живопись немного упрощалась.

В наше время финифть производится на ростовской фабрике и имеет несколько направлений: классическая портретная миниатюра и другие, самые разнообразные композиции. В основном, пишут пейзажи, сказочные сюжеты, на историческую тему. Но почти во всех композициях присутствует русская тематика.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-6

Каталог финифти включает в себя серьги, колье, кольца, подарочные наборы, шкатулки и картины с великолепными пейзажами. Все эти изделия великолепны, выполняются самыми лучшими мастерами, их огранка также имеет очень тонкую структуру и ажурную красоту. Выполнена она двумя видами росписи: точечной и мазковой, в зависимости от плавности перехода и четкости форм. Купить финифть можно в интернет-магазине финифти.

Виды финифти

В зависимости от приема в искусстве производства эмали, применяются различные способы изготовления.

Перегородчатая эмаль. Этот прием состоит в том, что к металлическому основанию припаивается проволока, внутри ячеек которой крепится эмаль. Размер ячеек определяется исходя из изображения. Прежние мастера делали в основе углубления, и уже потом припаивали проволоку, что улучшало крепежные свойства. Этот секрет раскрыли византийские ремесленники.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-7

Выемчатая эмаль. Здесь используется одновременно несколько способов укрепления эмали с помощью выемок. Углубления изготавливаются различными способами: резьбой, штамповкой, чеканкой, все зависит от задумки мастера.

Эмаль в сканых обрамлениях. Эта технология изготовления напоминает предыдущую, только используют в качестве перегородок витую проволоку под названием скань. Поскольку такая технология использовалась только на территории России, эту эмаль называют русской.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-8

Рельефная финифть – это очень сложная технология изготовления эмали. Эмаль в жидком состоянии не удерживается на рельефах во время обжига и перетекает в более низкие его части или выгорает.

Расписная финифть. Она выполняется красками, в состав которых входят эфирные масла. Все части рисунка наносятся с помощью обжига, соответствующего температуре плавления нового цвета. Изображение живописи часто покрывают дополнительным слоем защиты.

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-9

Эмаль с накладками из металла. Технология этого приема заключается в том, что между слоями эмали вкладываются вырезанные из металла или фольги изображения, которые выглядят плавающими внутри стекла.

В качестве основы для витражной эмали используется металлическая ажурная сетка, ее звенья заполняются эмалью и подвергаются обжигу. Все это проделывается несколько раз до тех пор, пока не заполнятся эмалью все пустоты. Это очень сложная и кропотливая работа, которая требует высокого уровня мастерства.

При покрытии эмалью «гильоше» накладывают несколько слоев прозрачной субстанции, а также гравированным фондоном. Это покрытие было распространено в ювелирном искусстве Франции, в России его стали использовать позже, в том числе Фаберже.

Цена финифти

Украшения ювелирные и обычные из финифти имеют свою неповторимую красоту и уникальность. Их можно носить с вечерними платьями, коктейльными. Она отлично смотрится как с летними, так и с зимними нарядами. Изящные и элегантные изделия из финифти привлекают внимание окружающих, а работа мастеров достойна восхищения!

Что-такое-финифть-Особенности-и-применение-финифти-10

Популярность ростовской финифти, которая используется в ювелирных украшениях, остается на высоком уровне. В магазине финифти можно приобрести качественные изделия. Цены финифти можно узнать на сайте, а также посмотреть фото финифти.

Цена финифти зависит от изделия. Небольшие подвески в виде икон можно приобрести за 300 рублей, серьги за 1000 руб., ожерелье – примерно от трех до десяти тысяч, часы с браслетом из финифти обойдутся в 3-5 т.р., браслеты из финифти в серебре – от 4000, броши – от 1000, шкатулки от 5000. Цена зависит от объема работ, величины изделия и тонкостей работы. Изделия представлены для дам разного возраста, есть украшения для модниц. Все они яркие, красивые и сделаны на века!

tvoi-uvelirr.ru

Ростовская финифть. - "Дороги, которые мы выбираем"

Финифть — это техника росписи по эмали минеральными красками. Она появилась с изобретением в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном прозрачных эмалевых красок. В Россию эта техника пришла в том же 17-ом столетии. Как любое модное направление, финифть сначала обосновалась в мастерских Москвы и Санкт-Петербурга, но очень скоро (как любое модное направление) была там забыта. Сейчас финифть стойко ассоциируется с прилагательным «ростовская», хотя в Википедии есть упоминание еще и о вологодской финифти.

Первые ростовские мастерские появились во второй половине 18 века. С тех пор технология создания финифти не менялась, разве что некоторое процессы стали механизированными. Производство изделий тоже почти не прекращалось — только на протяжении трех военных лет фабрика ничего не выпускала. Кстати, сама фабрика «Ростовская финифть» не так давно отметила 90-летие.2.

3.

На фабрику можно попасть, договорившись об экскурсии. Экскурсовод расскажет вам о технике создания эмалевых пластин и проведет по помещениям, в которых работают художники — до сих пор все изделия расписываются вручную.4.

Для создания основы под роспись используется медь или серебро. Золото тоже можно, но в этом нет никакого смысла, потому что пластина или изделие, вырубленное из металла, покрывается с двух сторон белой эмалью. В основе эмали — те же компоненты, что и в стекле (это по сути и есть стекловидная масса), но для придания цвета добавляются окислы металлов.5.

Краски, которые сейчас используют художники, тоже на основе окислов металлов. Как они выглядят можно увидеть на 4 фотографии — это порошкообразная масса в пробирке. У каждого художника на столе обязательно есть ящичек с такими пробирками, в которых содержатся разноцветные порошки. Чтобы порошок стал краской, его смешивают с машинным маслом. Это дешево и доступно. Раньше, конечно, смешивали с другим — льняным, конопляным или тем, что находилось под рукой.6.

Когда эмалевая пластина попадает к художнику, он наносит на нее трафарет рисунка. Предварительно рисунок создается на бумаге, а потом при помощи иглы и туши переносится на эмаль.7.

8.

А дальше начинается очень трудоемкая работа: чтобы расписать пластинку, которая впоследствии станет серьгами или подвеской, требуется много времени провести в скрюченном состоянии, напрягая зрение, практически не шевелясь, чтобы не испортить миниатюрный рисунок. И так 8 часов в день.9.

10.

Краски наносятся послойно. Каждый слой обжигается при температуре 800 градусов. Для того, что на пластине появился красивый цветочек, требуется 3 слоя.11.

При создании больших многоцветных композиций или икон пластину обжигают до 8 — 10 раз.12.

13.

Вместе с художниками на фабрике работают ювелиры — филигранщики. Филигрань — это ювелирная техника, когда для создания или декорирования изделия тонкая медная или серебряная проволока скручивается, после чего напаивается на металлическую основу или просто припаивается в местах соединения. Но для начала из этой проволоки создается орнамент прямо на бумаге — ее приклеивают на трафарет при помощи обычного клея.14.

На столе ювелира лежат в левом углу трафареты с рисунком, моток медной проволоки и уже приклеенные образцы.15.

После того, как медный рисунок на бумаге готов, его присыпают серебром в местах соединения проволоки и обжигают при помощи газовой горелки. Бумага сгорает и оп-ля — остается только собственно что-то красивое, хотя еще и «подкопченое».16.

17.

Если же филигранный рисунок напаивают на металлическую основу, то после обжига это выглядит вот так. Пустые «окошечки» - для последующей вставки туда расписанной эмалевой пластинки. Очищают изделия гальваническим методом.18.

Мастер отшкуривает неровности на подстаканнике, прежде чем «посадить» его на донышко.19.

На фабрике есть еще цех по работе с «горячими эмалями», но нам его не показали. Зато показали панно, сделанное в этой технике.20.

При фабрике есть небольшой музей, в котором выставлены образцы всех периодов, начиная с 18 века. Здесь можно увидеть и вынужденный «соцреализм» тридцатых годов, когда художники, раньше рисовавшие лики святых, должны были перестроиться на "портреты Ленина"и "дружбу народов". Хотя, такое происходило со всеми миниатюристами того времени — в Палехе, Мстере, Холуе, Федоскино. Зато сейчас такие вещи — «рабочий и колхозница», написанные с ассистами и пробелами - ценятся дороже всего.21.

Кстати, эпохальное соединение финифти и филиграни произошло не сразу, а только в 60-ые годы 20 века. Эмалевые расписные пластины в то время были никому не интересны и руководству фабрики пришла мысль соединить это искусство с ювелирным. Для этого в Ростов пригласили костромских ювелиров — филигранщиков и наладили производство украшений, которыми и прославилась в советское время «ростовская финифть».22.

23.

24.

25.

Сейчас на фабрике продолжают производить украшения, но все больше появляется заказов на иконы или «эксклюзив».26.

Эту корону носили красавицы вместе с титулом «Мисс Россия». Последней ее надевала Оксана Федорова. Сейчас корона хранится в музее.27.

Конечно же, при фабрике есть магазин, где можно купить не только украшения, но и иконы, шкатулки, эмалевые панно и даже ежедневники с расписными вставками.28.

29.

Вот такое, к сожалению, купить уже нельзя. А жаль!)30.

dorogimira.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта