Художник Богданов-Бельский. Картины, биография. Картины биография
картины, биография художника бытового жанра
В 1863 году в Петербурге произошло событие, на долгое время определившее пути развития русского изобразительного искусства. Четырнадцать учеников исторического класса демонстративно покинули Академию художеств. По словам В.В.Стасова, "эти молодые люди были все крайне недостаточны — значит, от головы до ног зависимые и обязанные дрожать за будущность свою и, однако же, рискуя этой будущностью, они предпочитают лишиться награды и перспективы путешествия за границу, только бы не выполнять того, что претит их художественной совести". Одним из этих художников был Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох.
Лемох родился в Москве 19 июня 1841 года в семье, имевшей непосредственное отношение к искусству. Его отец, Викентий Осипович, преподавал музыку в московских учебных заведениях. Мальчик рано обнаружил художественные способности и начальное свое образование получил в Московском Училище живописи и ваяния, где он занимался у Е.А.Васильева с 1851 по 1856 год. Желая дальнейшего совершенствования, в 1858 году Лемох приехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Успешная учеба молодого живописца была отмечена малой золотой и серебряными медалями. Лемох был допущен к конкурсу на большую золотую медаль второго достоинства, но уже в следующем году он вместе с товарищами оставил Академию, получив звание классного xудожника 2-й степени. Лемох вошел в состав Артели художников, а в 1870 году подписал устав Товарищества передвижных выставок.
В 1868 году Лемох представил на академическую выставку картину "Семейное горе". Над ней художник работал после возвращения из путешествия за границу. Живо и трогательно изображая сцену из жизни мелких чиновников, Лемох взывал к сочувствию своим героям. Привлекшая внимание публики картина была воспроизведена в журнале "Пчела" за 1875 год. За нее Лемох получил звание классного художника 1-й степени.
Сохраняя верность бытовому жанру, художник постепенно находит свой индивидуальный путь внутри этого жанра. Он чаще всего воспроизводит сцены из русского крестьянского быта, в которых всегда присутствуют дети. Лемох не был сознательным обличителем социальной несправедливости, как большинство передвижников. Он стремился правдиво изображать жизнь тех людей, которые становились жертвами существующего порядка, особенно пагубно отражавшегося на детских судьбах. Но это тихое внимание, это умение почувствовать и стремление разделить чужие страдания как раз и ставили Лемоха в один ряд с его товарищами — живописцами 1860-70-х годов.
В 1875 году Лемох получил звание академика за восемь картин, экспонировавшихся на академической выставке. При этом отмечалось, что звание присваивалось художнику "за искусство в познании живописи народных сцен". На одной из этих картин — "Утро в швейцарской" (1874, ГТГ) — изображена сцена из жизни "маленьких людей". Многочисленные повествовательные детали не нарушают ясность общей композиции произведения. Внимание ко всем мелочам быта, окружающим героев произведений, было вообще характерно для художников этого времени. Обращаясь к конкретным явлениям современной им жизни, живописцы проявляли особый интерес к характеристике обстановки, места действия. Однако изображение деталей не становилось самоцелью, а всегда служило раскрытию смысла происходящего, органически включаясь в образный строй картины. Таковы и наиболее удачные картины Лемоха — "Выговор" и "Круглая сирота", которые экспонировались в 1897 году на 7-й передвижной выставке.
Картину "Круглая сирота" (1878) В.В.Стасов считал одной из лучших в творчестве Лемоха, отмечая: "Здесь много грации и чувства. Письмо колоритное". Трагичность сюжета в этой работе удержала живописца от сентиментальности, свойственной многим его произведениям.
Крестьянская тема занимала в 1870-80-е годы одно из главенствующих мест в русской живописи. Крестьянский вопрос не только продолжал оставаться основной социальной проблемой пореформенной действительности, но и приобрел в это время особую остроту. Жизнь деревни, крестьянский быт Лемох изучал, проводя летние месяцы под Москвой, в селе Ховрино, где он имел небольшую дачу. Там художник наблюдал и характерные сценки из жизни деревенских ребятишек. Часто они позировали Лемоху в его мастерской. Художник-пейзажист Я.Д.Минченков, автор известных мемуаров "Воспоминания о передвижниках" пишет о жизни Лемоха в Ховрине: "Сюда приходили натурщики из деревни, когда он писал картины из крестьянской жизни. Всех крестьян он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды".
Продолжая работать в бытовом жанре, Лемох часто обращался и к портрету. Он изображал своих товарищей-художников Г.Мясоедова, Е.Волкова, И.Шишкина, архитектора Н.Шохина и других.
Художественную практику Лемох сочетал с педагогической работой. Еще в середине 1860-х годов он получил от Академии свидетельство, дающее право преподавать в высших учебных заведениях. Долгое время Лемох служил при дворе. За обучение великих князей художник получил пенсию, которая позволила ему до конца дней не нуждаться в средствах. Известное несоответствие пребывания на придворной службе с вращением в кругу независимых передвижников Лемоху помогала преодолеть, по словам современника, "безусловная честность, товарищеские чувства, готовность всякому помочь, его "святая простота" во всех вопросах общественности — простота, на которую трудно было даже рассердиться" (Я.Д.Минченков).
В 1893 году Лемох был избран действительным членом Академии художеств, а в мае 1901 года он был утвержден в должности хранителя художественного отдела Русского музея. На этом посту Лемох пробыл до марта 1909 года, когда вынужден был уйти из-за болезни на пенсию.
9 марта 1910 года Кирилл Викентьевич Лемох скончался.
Его имя осталось в истории русского искусства среди имен художников середины и второй половины 19 века, обратившихся к отражению реальной действительности, повседневной народной жизни и отдавших сочувственному ее изображению все свое творчество.
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.
www.artcontext.info
Художник Богданов-Бельский. Картины, биография | Мамины шпаргалочки
Среди художников-передвижников конца XIX — начала XX века видное место принадлежит Николаю Петровичу Богданову-Бельскому. Выходец из крестьян, он свое творчество посвятил изображению современной ему деревни.
Годы жизни: 1868 — 1945 гг.
Факты биографии
Художник родился 8 декабря 1868 года в селе Шитиках Бельского уезда Смоленской губернии. Семья очень нуждалась, и мальчик пас скот, чтобы как-то помочь. Начальное образование будущий художник получил в Шопотовском двуклассном училище. Потом он учился в образцовой народной школе в селе Татеве. Эта школа была основана известным педагогом, профессором С. А. Рачинским, посвятившим свою жизнь делу народного образования в деревне. Рачинский обратил внимание на одаренного мальчика, который вырезал из дерева различные интересные фигурки, и всячески старался, чтобы его ученик получил специальное образование.
Около двух лет Богданов-Бельский учился в школе рисования при Троице-Сергиевой лавре в Загорске под Москвой. Но занятия эти были односторонние. Рисовали главным образом на церковные темы. Серьезные занятия начались в 1884 году, когда юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями его были художники В. Д. Поленов, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский.
Главные темы в творчестве
Учился Богданов-Бельский в пейзажном классе. Занимался довольно успешно: за свои работы он получил две Малые серебряные медали. Рисуя пейзажи, художник чувствовал, что его больше привлекает бытовой жанр. Для дипломной работы на звание классного художника Богданов-Бельский выбрал тему из деревенской жизни. Художник впоследствии вспоминал: «Меня тянуло в деревню, мне казалось, что там я напишу что-то значительное, нужное».
В родном селе Татеве он создал картину «Будущий инок», которая была удостоена Большой серебряной медали. Успех картины утвердил художника в его выборе. С этого времени изображение крестьянской жизни стало главным в его творчестве.
Дореволюционная деревня на картинах Богданова-Бельского совсем иная, чем у других художников того времени — В. М. Максимова, К. А. Савицкого, Г. Г. Мясоедова. Он изображает не темную, нищую, забитую деревню, а деревню пробуждающуюся, тянущуюся к знанию.
На картине «Воскресное чтение» художник изобразил крестьян, которые собрались в школе. Учитель, молодой, с добрым лицом, читает им книгу. Все внимательно, боясь проронить слово, слушают его.
Художник работал над своими картинами с глубокой верой в талантливость русского народа, в его жажду знаний.
Но большинство своих произведений Богданов-Бельский посвятил детям. Пожалуй, трудно назвать другого художника, сумевшего так правдиво и просто рассказать о сельской детворе, о дореволюционной школе.
Картина «У порога школы»
(1897 год)
…Вот у дверей школы стоит нищий мальчик в лаптях, с котомкой за плечами, с посохом. Видно, путь он прошел неблизкий. Лица мальчика не видно, но по склоненной спине, по снятому картузу видно, с каким благоговением заглядывает он в класс, где идет урок, как он завидует сидящим там ребятам.
В картине «У порога школы» этот мальчик олицетворяет стремление русского народа к учению.
Картина «Устный счет» Богданова-Бельского
(1895 год)
В картине «Устный счет» художник нарисовал класс в Татевской школе, где он учился. В образе учителя он изобразил своего любимого учителя С. А. Рачинского. В этой картине художник проявил себя как тонкий знаток детской психологии. Ребятишки на его картинах — любознательные, смышленые, старательные.
Сельской школе и ее ученикам посвящены картины: «У больного учителя», «Проба голосов», «Именины учительницы», «Сочинение», «Новички» и другие.
Картина «У больного учителя»
(1897 год)
Богданов-Бельский известен также как мастер портрета. Он создал замечательный портрет А. М. Горького.
В 1903 году художнику было присвоено звание академика, в 1914 году его избирают в действительные члены Академии художеств. Вскоре после образования «Общества имени Куинджи» в 1909 году Богданов-Бельский становится его председателем и остается им до 1921 года.
После Великой Октябрьской социалистической революции художник много работал. Активный член Товарищества передвижных выставок, он участвует в передвижной выставке 1918 года.
В 1921 году художник уехал в Латвию.
Умер художник в 1945 году.
Николай Петрович Богданов-Бельский вошел в историю русской живописи как тонкий художник, открывший интересный и своеобразный мир деревенской детворы, жадно стремящейся к знаниям.
Т. КЕДРИНА, по материалам журнала «Семья и школа», 1968 год
Похожие статьи:
mamotvet.ru
Фернан Леже: картины, биография
Фернан Леже (1881-1955)
Французский художник Фернан Леже родился в Нормандии. Любовь к рисованию привела его в Париж, в Школу декоративных искусств. Он также посещает вольнослушателем парижскую Школу изящных искусств.
«Сад моей матери», 1905
Путь Леже в искусстве сложен и противоречив. Сначала художник работал в импрессионистической манере («Сад моей матери», 1905), затем испытал влияние Сезанна. Постепенно Леже отказывается от верности анатомии, проявляя интерес только к отвлеченным формам и сочетаниям. «(Швея» (1909), «Обнаженные в лесу» (1911) демонстрируют полное пренебрежение натурой.
«Обнаженные в лесу» (1911)
Война 1914 года прервала занятия живописью. Леже попадает на фронт, под Верден (известны фронтовые зарисовки художника). После войны — опять поиски. Теперь Леже называют «художником машин» («Город», 1919), потому что он изображает индустрию как символ цивилизации.
«Город», 1919
В его картины приходит цвет — локальными, широкими декоративными плоскостями. А в 1921 году Фернан Леже снова обращается к образу человека («Большой завтрак», «Женщина с кошкой», «Мать и дитя»), но его персонажи огрублены, непривычны по очертаниям.
Женщина с кошкой
В годы второй мировой войны Леже живет в Америке. В 1944 году он вступает в Коммунистическую партию Франции.
Строители 1950, ГМИИ, Москва
В последний период творчества на полотнах Леже мы видим рабочих («Строители», 1950; «Загородная прогулка», 1953), художник увлечен социально-прогрессивной тематикой, с симпатией относится к СССР.
Картины Леже
Две женщины с цветами 1954, Галерея Тэйт, Лондон
Женщины в интерьере 1921 Леже, Фернан
Ныряльщики на желтом фоне 1941, Институт искусства, Чикаго
Механик, 1920
Пересечение железных дорог 1919, Институт искусства, Чикаго
Развлечения.(Посвящение Луи Давиду) 1948-1949
Bargeman, 1918
Три девушки на красном фоне. (композиция с тремя женщинами) 1927
Адам и Ева. 1934
Кружка пива
три сестры
Женщина в синем
Три женщины
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.
Последние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
www.artcontext.info
Старый КромАнглийская пейзажная живопись первых десятилетий 19 века — важнейшая страница в истории всего европейского искусства нового времени. Имена Джона Констебля и Уильяма Тернера означают новую эпоху в развитии пейзажа. Без них трудно себе представить и дальнейшие завоевания импрессионистов. Творчество этих художников было наивысшим проявлением того общего подъема, который переживал в то время пейзажный жанр в Англии. И среди первых мастеров его неизменно называют и имя Джона Крома (1768-1821), или, как говорят, «Старого Крома». Так прозвали художника, чтобы не путать его с сыном, тоже живописцем, Джоном Вернеем Кромом. Сланцевый карьер
«Старый Кром» родился и большую часть жизни провел в Норидже, в тихом провинциальном городке. Он был, по одним данным, сыном местного трактирщика, по другим — бедного ткача. Художником Кром стал довольно поздно. Социальная среда, в которой он вырос, не способствовала раннему расцвету его таланта. В 15 лет Кром стал подмастерьем у мастера, расписывающего вывески для лавок и кареты. Это занятие отняло у него 7 лет. Кром, по существу, самоучка, упорным трудом постигавший основы и секреты профессиональной живописи. Юный художник усердно копировал картины Гейнсборо, Уилсона, пейзажи голландцев. Особенно он полюбил скромную и тонкую живопись Гоббемы, одного из лучших пейзажистов XVII века. В молодости Кром познакомился с известными лондонскими художниками Джоном Опи и портретистом Уильямом Бичи, в мастерской у которого он некоторое время работал. Все это послужило для него отличной школой. От ученическо¬го подражания он быстро переходит к творчеству. В нача¬ле его собственные произведения довольно сильно напоми¬нали пейзажи малых голландцев, но вскоре он находит и свои темы, вырабатывает оригинальную манеру. Кром лю¬бил природу неэффектную, поэтизируя ее неброскую тихую жизнь. Художник писал песчаные дюны, поросшие редкими деревьями, скромные сельские домики, ветряные мельницы... Идя от непосредственного наблюдения за жизнью природы, о.н постепенно отказывается от театрального, «кулисного» построения пейзажа XVII века, стремится писать, как можно проще, точнее. Верность самой природе становится для него непререкаемым законом. В 1802 году Кром специально ездил по Северной и Западной Англии и писал там эскизы с натуры. Это по тем временам было явлением довольно необычным — тогда художники писали пейзажи в мастерских. В своем родном городе Кром, человек деятельный и энергичный, основал Нориджское общество художников и был его неизменным председателем. Благодаря ему небольшой провинциальный центр стал известен всем культурным лю дям Англии того времени. В Норидже регулярно устраивались выставки, кроме того нориджцы во главе со «Старым Кромом» регулярно участвовали на выставках в Британском музее и Королевской Академии в Лондоне. Здесь Кром мог сравнить свои пейзажи с пейзажами Констебла и Тернера, у которых он не считал для себя зазорным учиться. В свою очередь и знакомство с работами «Старого Крома» не прошло бесследно для Констебля...
Вид в НорвичеВ 1814 году после заключения Амьенского мира Кром ездил во Францию. Оттуда он привез этюды, на основе ко¬торых написал картины «Рыбный рынок в Вулони» и «Итальянский бульвар в Париже», тот самый шумный живописный бульвар, который через несколько десятилетий будут многократно писать все французские импрессиони¬сты. В последний период его жизни, начиная с 1806—1808 годов, мы замечаем, что Кром понемногу отказывается от обилия деталей, сводя их к минимуму. Манера его письма, может быть, не без влияния Констебля становится более обобщенной, колорит более сдержанным. Иногда в его пей¬зажах, как, например, в «Сланневом карьере», написан¬ном мощно, широко, чувствуется тяга к монументальным решениям. Галерея картин КромаПолезная информация для художников: Можно ли научиться рисовать? Конечно, если скачать программу для рисования на компьютере, которая позволяет развить свои навыки. Разработанная специально для начинающих, она является идеальной обучающей программой. Даже ребенок сможет понять принципы ее использования! Полученные умения позволят не только стать всесторонне развитым человеком, но и получить возможность зарабатывать с помощью своих умений. Ищите полезные знания? Тогда советуем обратить внимание на это интересное предложение для начинающих художников. Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info