Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Фантазия». Картина водкина


Творчество Петрова-Водкина как новое направление в искусстве: invirostov

Творчество художника Петрова-Водкина, наверное, известно каждому. Особенно известна его картина «Купание красного коня». Эта картина написана ещё в дореволюционный период, в 1912 году. Обнаженный юноша на алом коне...Сене-зелёная вода... Есть что-то завораживающее в этой картине. Мощь и красота животного. Красота и ещё несвершенная, ещё хрупкая, но жаждущая свершения мужественность мальчика. Жизнь, не имеющая начала и конца.А это «1918 год в Петрограде» - уже после Революции. К. С. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920 г.

Фоном - послереволюционный Петроград, вступающий в новую эпоху, одновременно растерянный и обнадёженный, в будничной суете сам не осознающий величия происходящего. А на переднем плане женщина с иконописными чертами с ребёнком на руках - ни дать ни взять мадонна с младенцем, возвышающаяся над всякой суетой, но совсем не надменная в своем возвышении, а совсем простая, живая, родная. И опять за всем этим - жизнь, не имеющая начала и конца.

Смотря на картины Петрова-Водкина – как дореволюционные, так и послереволюционные, я думаю о развитии русской живописи в XX веке и, в частности, о развитии живописи советской. При словах «советское искусство» первыми мне приходят в голову два направления: русский авангард (модернизм) и социалистический реализм. Можно ли отнести творчество Петрова-Водкина к одному из них? А, может, его стиль совсем не «советский», а скорее тяготеет к декадансу «Серебряного века»? Или Петров-Водкин по сути был создателем совершенно нового направления, до сих пор не вписывающего в привычные рамки? Прежде, чем отвечать на эти вопросы, я хочу сказать несколько слов об общеевропейских социокультурных процессах, повлиявших на развитие искусства XX века (как русского, так и европейского).

Не так давно я писала о модернизме: о его философском и идейном содержании и о некоторых течениях этого направления в искусстве. Истоки модернизмаМодернизм: идейное содержаниеНаправления модернизмаНаправления модернизма-2

Сначала кратенько (ну совсем кратенько) перескажу свои основные мысли.Социокультурный кризис европейской буржуазной цивилизации, нараставший не одно десятилетие, к началу XX века проявился в полной мере. Оптимизм проекта Модерн поубавился, вера в торжество Разума и Прогресса оказалась подточена. И, конечно, люди творческих профессий не могли оставаться в стороне от перемен, происходящих в духовной ситуации эпохи: художник всегда тонко чувствует настроения своего времени. Потеря прежних ценностей и ориентиров, осознание общего кризиса культуры отразились в творчестве художников периода декаданса. Не были исключением и русские художники.Но мало осознать кризис – надо искать пути выхода из него. Именно этим в начале XX века занимались представители следующего (после декаданса) направления искусства – модернисты П.Пикассо, Ж.Брак, П.Клее, О.Кошак, В.Кандинский, П.Мондриан, К.Малевич и др. Невозможность действовать прежними методами, растерянность, поиски новых смыслов и новых путей художественного отображения действительности – все это проявилось в их творчестве. Когда я сталкиваюсь с образцами модернизма в искусстве, они всегда рождают у меня противоречивые чувства: странную и волнующую смесь безнадежности и надежды, победы и поражения. В произведениях этого стиля – будь то картина, роман или музыкальное произведение, несмотря на революционные устремления, в той или иной степени ощущается безысходность. И, при всей своей любви к модернизму, я не могу не признать: он, рождаясь из революционной попытки преодоления декаданса, сохранил декадансный кризисный характер, и именно в силу этого, как мне представляется, не получил полноценного развития и захлебнулся к середине XX века.

Ну а как насчет модернизма в России? У нас всё было точно так же, как в Европе? И да и нет. С одной стороны, были общие черты: революционный порыв, поиски новизны, кризисный характер. Но развитие модернизма в России, безусловно, имело свои особенности. Революция послужила толчком для его расцвета: в первые послереволюционные годы появляется много художественных творческих объединений модернисткой направленности, происходит процесс жанровых исканий. Однако, я считаю, что и в России модернизм не смог найти полноценных путей выхода из кризиса искусства. Повлияло на это и то, что с середины 20-х годов модернизм в СССР теснился «сверху», поддержку со стороны партии и правительства получило другое направление искусства – социалистический реализм. Но, наряду с этим, модернизм стал пробуксовывать из-за неспособности справиться со своими внутренними противоречиями, избавиться от декадансных настроений, осуществить полноценный революционный прорыв. Что касается соцреализма, то он, безусловно, родил много настоящих шедевров, но, всё же, как я считаю, тоже не смог указать принципиально новый путь развития живописи и искусства в целом. Он, скорее, оперся на старую традицию реализма, пусть и переосмыслив её, но не дав исчерпывающего ответа на то, каким должно быть новое советское искусство.

Но, если не модернизм и не соцреализм – тогда что могло стать новой ступенью развития советского, русского, да и мирового искусства? Я считаю, что именно в творчестве Петрова-Водкина можно найти ответ на этот вопрос. Когда я смотрю на его картины, мне сложно отнести их к какому-то одному стилю. Что это: декаданс, модернизм, соцреализм? Произведения Петрова-Водкина символичны и одновременно реалистичны, и в них сочетается устремленность в будущее и апелляция к чему-то вечному, вневременному. Стилизованность лиц на картинах художника вызывает ассоциации с иконами. Сочетания цветов и композиция многих работ близки авангардному стилю. Сюжеты позволяют говорить о внимании художника к повседневной жизни, к реальным событиям и персоналиям.

Если расчленять его произведения на составляющие, то в них можно найти элементы, относящиеся к разным направлениям. Но стоит ли производить такое расчленение? Любая картина Петрова-Водкина – это целостный феномен - не эклектичный, а синтетичный. При этом в нем нет ни намека на постмодернизм с его бессмысленной насмешкой над всеми предыдущими стилями, направлениями и жанрами и неспособностью произвести ничего, кроме этой несостоятельной насмешки. В творчестве Петрова-Водкина явственно видна настоящая новизна – без декадансной вычурности и безысходности, без модернистской чрезмерной бескомпромиссности и без конформизма, которым зачастую грешил соцреализм. И, безусловно, в творчестве художника сильна утопическая составляющая. При этом слово «утопическая» я употребляю не в отрицательном смысле (как признак чего-то бесплотного и бесполезного), а, напротив, в положительном (как мечту о Будущем, зажигающую людские умы и сердца). Если же говорить о философских основаниях, лежащих в основе его творчества, то я бы определила их как философию русского космизма. В картинах Петрова-Водкина я вижу отражение идей гармонии человека и мира, соборности, связи прошлого, настоящего и будущего.

К. С. Петров-Водкин - Юность (Поцелуй) 1913

К. С. Петров-Водкин. Полдень. Лето. 1917 г.

К. С. Петров-Водкин. Селёдка. 1918 г.

К. С. Петров-Водкин. Тревога. 1919 г.

К. С. Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1925 г.

К. С. Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928 г.

Но если всё-таки непременно попробовать отнести творчество Петрова-Водкина к определенному стилю, я бы сказала, что это модернизм; вернее, это такая, не имеющая названия, ветка модернизма, в которой весь стиль мог бы получить дальнейшее полноценное развитие, избавиться, наконец, от декаданского бремени, - именно благодаря своей мощной утопической составляющей, выстраиванию связи времен, устремленности в Будущее с опорой на эту связь.

А, возможно, Петрова-Водкина и не стоит непременно привязывать к какому-либо известному стилю? Возможно, его творчество – это совершенно особый стиль в искусстве – не названный и до сих пор неоцененный в полной мере, который способен указать современному искусству выход из постмодернистского тупика.

P.S Желающим лучше познакомиться с творчеством Петрова-Водкина рекомендую статьи Владимира Петрова:https://gazeta.eot.su/article/desovetizaciya-zhivopisi-xhttps://gazeta.eot.su/article/desovetizaciya-zhivopisi-xi

invirostov.livejournal.com

Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Фантазия»

Описание картины Кузьмы Петрова Водкина «Фантазия»

Веским вкладом в русскую живопись стали творения Кузьмы Петрова-Водкина. Его яркое произведение – картина «Фантазия» колоритом и мотивами перекликается с другими известными полотнами.

Однако «Фантазия» своеобразна и неповторима; чувства и мысли, заложенные в ее основе, отличаются сильным эмоциональным зарядом и глубиной.

Дата создания полотна – 1925 г. Художник в расцвете творческих сил являет миру новый шедевр. Фоном выступает пейзаж природы с городским ландшафтом. Мазки кисти плавные и ритмичные. Фоновые краски спокойные, соответствуют природным. Зеленый, синий и оттенки коричневого разбавлены белыми полосами.

Центральный герой картины – юноша, сидящий на алом коне. Ярко-красный цвет скакуна захватывает основное внимание. Он выступает как цвет революционный, огненный, стремительный. Фигура животного зависла в прыжке, она кажется парящей над землей. Красного коня трактуют как символ самой Октябрьской революции. Настолько значимым было это событие для русского художника, и для судьбы страны.

Непривычным является характер построения композиции. В картине практически отсутствуют строгие горизонтальные и вертикальные линии. Вместо них живописец взял за основу наклонные оси. Горы, очертания равнин, даже перья облаков расчерчены хаотично. Эффект задает динамику изображению и делает все пространство композиции сферичным.

Символическая живопись авторства Петрова-Водкина великолепно отражает настроения эпохи. Красный конь как знак новой огненной революции, он является на картине «Фантазия» стремящимся в небесную высь, к неизведанным доныне открытиям и вершинам.

Простой и лаконичный фон сочетается на картине с фантастической главной фигурой. В итоге изображение кажется поэтичным, возвышенным и таинственно притягательным.

opisanie-kartin.com

Живопись Петрова- Водкина. - С интернетом по жизни

У большинства наших современников при упоминании фамилии Петров-Водкин перед глазами сразу же встает «Красный конь». Это устоявшийся шаблон. Давайте раздвинем немного его рамки !

 КУЗЬМА Сергеевич Петров-Водкин родился в бедной семье сапожника в Хвалынске на Волге Саратовской губернии 5 ноября 1878 года. Благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев мальчик, которого из среды сверстников выделяла цепкая зрительная память, получил художественное образование сначала в самарских художественных классах и петербургской школе Штиглица, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Автопортрет. 1929 г.

Радость первых жизненных впечатлений — красота заволжских далей и плодовых садов, поэзия и мудрость народных сказок и песен,  — очень скоро сменилась юношескими университетами: жестокостью и нелепостью мещанского быта провинциальной России. С горечью юный Кузьма писал матери из Самары: «На божьем свете такая масса слез, горя, нужды непроходимой, что все радостное затерялось в мире, а счастья и за хвост не поймаешь».

   Продолжил обучение художник в частных академиях Мюнхена и Парижа. Наверное поэтому в творчестве Петрова-Водкина соединились французский постимпрессионизм, символизм европейского модерна и традиции древнерусской иконописи и фрески. Некоторые критики даже отмечали, что творчество Петрова-Водкина «можно уподобить зеркалу, смотрясь в которое Запад узнает в себе Восток, а Восток — Запад».

"Кафе", 1907 г.

По возвращении в Москву Петров-Водкин переходит из общих классов училища в мастерскую Серова. Однако необходимость думать о хлебе насущном заставляет его летом 1902 года вместе с товарищами по училищу Кузнецовым и Уткиным отправиться в Саратов, где им предложено расписать церковь Казанской Божьей Матери. Молодые художники далеко отходят и от канона православной церкви, и от традиционных приемов церковной живописи тех лет. Работы еще не были закончены, когда против них началась кампания в саратовских газетах, а затем — по постановлению церковного суда и несмотря на защиту известного художника Борисова-Мусатова — росписи уничтожили. Как писал тогда же Борисов-Мусатов, это были произведения, «в сравнении с которыми живопись всей саратовской церковной епархии, как старая, так и новая, ровно ничего не стоит…»

Богоматерь "Умиление злых сердец". 1914-1915

 В 1904 году Петров-Водкин заканчивает московское училище и спустя год отправляется в Италию. Одной из целей поездки был… Везувий. С ранних лет будущий художник питал особый интерес к различным проявлениям стихийных сил природы — землетрясениям, морским приливам, извержениям вулканов, хотя у себя на Волге мог наблюдать только ледоходы, грозы, звездопады, речные бури да — однажды — солнечное затмение. Увидеть настоящий вулкан было его давней мечтой. И вот теперь эту мечту удалось осуществить в полной мере: Везувий, когда художник поднялся к самому его жерлу, сотрясался от взрывов и осыпал склоны пеплом. По утверждению Петрова-Водкина, ощущения, пережитые им на Везувии, встряхнули его художническое сознание и стали той гранью, которая отделила пору его ученичества в искусстве от наступающей самостоятельной творческой жизни.

Женский портрет ("Портрет неизвестной"). 1908 г.

  Всю жизнь Петров-Водкин искал живописную форму «философской картины мира». К 1910 году он нашел собственный стиль символической трактовки живописного пространства, взаимодействия трех основных цветов: красного, синего и желтого — так называемой «трехцветки» — и выражения в изобразительных образах философских категорий бытия. «Форма и цвет, объемлющий эту форму, — и есть живопись» — так сам Петров-Водкин сформулировал свой принцип. Именно эти качества отличают картину «Купание красного коня» — главный шедевр художника, написанный им в 1912 году. Во все полотно — мощная фигура коня. Он заслоняет собой почти все пространство холста. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее в Москве, а до 1950 года ее судьба оставалась неизвестной.

В 1914 году «Красный конь» отправился на международную выставку в Швецию. Вскоре началась Первая мировая война, и картина исчезла. И только благодаря вдове художника, каким-то чудом сумевшей разыскать картину, ее удалось вернуть на родину. «Для меня «Красный конь» — яркий образец символистской живописи, — отмечала искусствовед Наталья Адаскина. — Это очень емкий образ, представляющий эпоху, говорящий от ее лица. Главное в картине — это предчувствие: что-то произошло и чего-то ждут. Предстоит что-то грандиозное, коренным образом меняющее судьбы. Оцепенение перед началом чего-то нового настолько ярко выражено в картине, что она стала символом эпохи — начала ХХ века». И это действительно так. Современники Петрова-Водкина восприняли «Красного коня» как заклятие современной действительности, как призыв и предчувствие грядущего очищения и обновления мира. А сам художник после начала мировой войны воскликнул: «Так вот о чем было «Купание красного коня»! После событий 1917 года он повторил то же самое.

Дурной сон без пробуждения.

"1918 год в Петрограде". 1920 г.

Петров-Водкин неизменно предпочитал оставаться вне каст,  заклинал близких не впутываться в политику,  в которой «сам черт ногу сломит». Однако октябрьский переворот он принимает восторженно. «В хаосе строительства всякому не поглощенному в личные счеты, …проглядывающему за пределы временного замешательства, звучит надеждой одна струна: будет прекрасная жизнь!.. Порукой надежды то, что «люд» ощутил себя человечеством, а раз это ощущение явилось …оно не исчезнет. …Облик брата-человека ярко наметился среди хлама запутанных …околичностей жизни», — писал он в 1917 году. Свое понимание революции как всемирно-исторического явления, открывающего человечеству путь к совершенству, он воплотил в ставших классикой советского искусства картинах «1918 год в Петрограде» (1920) и «Смерть комиссара» (1928).

"Смерть комиссара". 1928 г.

Художник искренне верит, что после Октября «русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь. И всем эта жизнь будет открыта». Вместе с тем он понимает, что «творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да и не разговорами, а делом». Он так же видит, что в Петрограде начинаются перебои с продовольствием. «Здесь дошло, что соли нет! Провизию всякую с горем разыскивать приходится». А в 1917 году воцаряется настоящий голод. Сухари, присланные матерью из Хвалынска, — пир! «Откуда только, — восклицал художник, — нам, голодным, Бог силы дает здесь?!» И заключал: «Как дурной сон без пробуждения эта жизнь…»

"Тревога." 1926 г.

   Заслуженный деятель искусств РСФСР К. С. Петров-Водкин не был художником, который бы вполне устраивал советскую власть. Символист с парижской школой, иконописец в прошлом, который свой интерес к иконе и к религиозному искусству не скрывал и в эпоху воинствующего материализма, никак не подходил под формат советских святцев. И, может быть, разделил бы Кузьма Сергеевич участь многих талантливых людей, сгнивших в ГУЛАГе, не скончайся он в ночь с 14 на 15 февраля 1939 г...

"Скрипка." 1921 г.

"Розовый натюрморт." 1918 г.

"Мать."1915 г.

"Портрет дочери."1935 г.

"Виноград." 1938 г.

"Девочка с куклой." 1937 г.
http://dl.dropbox.com/u/6031584/vortex/rss.png

stomaster.livejournal.com

Картинные галереи и художники - Петров-Водкин

1Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 – 1939) родился в городе Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника.Интерес к живописи у юноши возник во время учебы четырёхклассном городском училище, которое он окончил в 1893 г. Тем не менее, оправившись в Самару, Петров-Водкин попытался поступить в железнодорожное училище, но неудачно. Именно благодаря этой неудаче он стал заниматься в «Классах живописи и рисования», организованных художником Федором Емельяновичем Буровым.После смерти Бурова в 1895 г. классы закрылись и Петров-Водкин переехал в Петербург и поступил в Центральном училище технического рисования Штиглица. Однако его не устроила программа обучения и в 1897 г. Петров-Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.В 1901 г. молодой живописец совершает поездку за границу и в Мюнхене берет уроки в художественной школе Антона Ажбе (Anton Ažbe). В 1905 г. Петров-Водкин заканчивает училище живописи, ваяния и зодчества и по совету В. Э. Борисова-Мусатова едет во Францию для дальнейшего совершенствования художественного мастерства. Во Франции он изучает современное искусство и творчество старых мастеров, а в 1907 г. с этой же целью посещает Италию.В 1908 г., художник побывал в Алжире, причем ряд алжирских работ были выставлены в парижском Салоне, а затем и в России, куда он вернулся в том же году.В 1909 г. состоялась первая персональная выставка Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, которая прошла в редакции журнала «Аполлон».В 1911 г. художник стал членом объединения «Мир искусства», а в 1924 г. – участником объединения «Четыре искусства».В последние годы жизни Кузьма Сергеевич Петров-Водкин болел тяжелой формой туберкулеза легких и из-за этого не мог заниматься живописью.Умер Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 15 февраля 1939 г.Работы живописца находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея.В апреле 2004 г. на Sotheby’s за 288 000 долларов США была продана картина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина .

Галерея из 49 картин Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина

gallart.by

Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Мать»

Описание картины Кузьмы Петрова Водкина «Мать»

На своей картине русский художник Кузьма Петрович Петров-Водкин изобразил молодую женщину, кормящую грудью своего ребенка. К теме материнства в 1912 году художник обратился вовсе не случайно. В течение шести лет он и его любимая жена по имени Мара безуспешно пытались зачать ребенка.

Поэтому в это время он одну за другой рисует картины, изображающие материнство, тем самым прося у Бога собственное счастье. И только через 10 лет после картины «Мать», 1 октября 1922 года жена Кузьмы Сергеевича наконец-то рожает долгожданное дитя. Говорили даже, что перед рождением, он видел свою доченьку во сне…

Полотно «Мать» выполнено в любимой красной цветовой гамме художника. Смысловой центр данной картины – фигура молодой крестьянки, которая сидя в русской избе, кормит своего малыша.

При первом взгляде на нее зритель не находит ничего выделяющегося – молодая девушка из крестьянского сословия, непримечательной внешности, в обычной для того времени одежде. Но более детально разглядывая сюжет картины, начинаешь замечать, что поза и жесты женщины невольно напоминают Мадонн эпохи Ренессанса или мать Иисуса – Деву Марию, на руках которой лежит невинное дитя.

На картине Петрова-Водкина ребенок лежит совершенно беззаботно и пьет молоко у кормящей матери. Неспроста художников и иконописцев всех времен вдохновляет тема материнства, ведь оно олицетворяет собой одновременно любовь, защиту и заботу, которые окружают и оберегают не только детей, но и все вокруг.

Фигура женщины собирает вокруг себя все, без чего человеку трудно существовать на этой грешной земле, по-настоящему отзываться на боль других людей и рваться им на помощь. Ведь мать не только дарит жизнь, это одновременно Родина и исток жизни каждого человека, которые ничем невозможно заменить.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта