Петр Первый: краткая биография и фото портретов. Петр картина


Алексей Гаврилович Венецианов Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга: Описание произведения

«Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» - масштабное (260 на 351 см) полотно, украшающее парадную лестницу Государственной Третьяковской галереи. С ним связано несколько интересных историй.

«Петр Великий…» - единственная картина Венецианова в историческом жанреЭта картина совсем не характерна для творчества Венецианова. Не получив академического художественного образования, он отнюдь не был мастером исторической живописи, специализируясь на портрете и сельском жанре. Что заставило его взяться за проект такой ответственности и сложности, каким было изображение Петра, не имея для этого необходимого опыта и склонностей?

Венецианов загорелся идеей писать «Петра Великого» для конкурса, объявленного властями Санкт-Петербурга. Его спонсором выступил миллионер Анатолий Демидов. Победителю присуждалась премия в 8 тысяч рублей – очень крупная для своего времени сумма. Это могло поправить пошатнувшиеся финансовые дела художника, тратившего все свободные средства на выкуп из крепостной зависимости и обучение художественным навыкам способных крестьян.

Для картины Венецианов просил императорскую канцелярию выдать ему костюмы петровской эпохиЧувствуя себя неуверенно в историческом жанре, Венецианов официальным письмом просил выдать ему костюмы петровских времён. Он рассчитывал надеть их на натурщиков и благодаря этому добиться достоверности. Но получил от монаршей канцелярии отказ. Максимум, который ему позволили, – бегло зарисовать костюмы в хранилище, отчего бархатные камзолы Петра и его придворного выглядят не слишком убедительно.

Чересчур правильные черты Императора Петра вызывают подозрения Премию Венецианов так и не получил, хотя его работа на конкурсе оказалась самой сильной. Комиссия Академии решила никому не присуждать первый приз.

Современные специалисты неоднократно фиксировали странности «Петра Великого». Во-первых, желто-зеленое небо было выписано совсем не по-венециановски. Во-вторых, удивляли пропорции камня (позднее он окажется в основании «Медного всадника»): по непонятным причинам на картине он выглядел значительно меньше, чем был в реальности. В-третьих, уж больно правильными и слащавыми и оттого недостаточно выразительными выглядели черты лица Петра (Венецианов, кстати, изображал его не впервые).

У экспертов зародилось подозрение, что верхний красочный слой мог не принадлежать кисти Венецианова, а быть более поздним «напластованием». Сделанная рентгенограмма подтвердила это предположение: под вторым слоем скрывается ещё один. После напряжённого обсуждения на реставрационном совете было принято рискованное решение произвести «расчистку» холста.

Верхний красочный слой «Петра Великого» не принадлежит ВенециановуРезультат, хоть и был отчасти предсказуемым, всё равно потряс: Гром-камень в оригинале действительно был крупнее и пропорциональнее, а лицо Петра художник написал гораздо более брутальным, зато более эмоциональным и живым. Выяснилось, что ранее на полотне произошёл разрыв и неизвестный горе-реставратор, исправляя положение на собственный страх и риск, «подправил» работу Венецианова.

В 2005-2006 годах, накануне 150-летия Третьяковской галереи, намечалась плановая реставрация картины. Описанные выше открытия вынудили сделать реставрацию более глубокой и масштабной (репортаж о реставрации картины Венецианова и новый облик полотна). Картине был возвращён ее изначальный облик. Обновленный «Петр Великий» вернулся на своё прежнее место у входа в Третьяковку.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Алексей Петрович Антропов Портрет Петра I: Описание произведения

Антроповский портрет Петра I, исполненный по заказу Синода и представленный сейчас в Государственном Русском музее, вряд ли кто-то решится назвать шедевром. Он написан в самом конце 60-х годов XVIII века: Антропову в это время уже за пятьдесят, и его талант вступил в стадию угасания. Однако, будучи художником Священного Синода и курируя более молодых (нередко более талантливых и современных по манере) мастеров, Антропов и сам продолжает много работать – пусть без особых новаций, но добросовестно и добротно, как он, сын слесаря-оружейника, был приучен с детства.

«Портрет Петра I» – парадное изображение со всеми неизбежными для этого жанра атрибутами: колонной, алым бархатом, заломами пышных драпировок. Но примечательно, что эти обязательные детали даются с избытком: Антропов как будто нарочно множит всё на два. Пурпурным бархатом не только обит трон, но и накрыт стол. Колонна не единственная, как это бывает обычно, – их две: вторая, с коринфским ордером, – декоративная. Драпировки из драгоценных тканей по форме практически дублируются в мантии Петра и в занавесе над колонной. Традиционно много золотых деталей: большая императорская корона, спинка трона, бахрома и кисти, оружие, отделка одежды. По-видимому, такая избыточность (даже по меркам парадного портрета) понималась автором как предельное выражение роскоши. Антропов писал «Портрет Петра I» для «поставления» в членской палате Священного Синода и наверняка таким образом хотел потрафить специфическим вкусам церковной верхушки.

Образцом для лица Петра I Антропову служили написанные гораздо раньше, еще при жизни императора, портреты работы Жана-Марка Наттье (см., например «Портрет Петра I в рыцарских доспехах»). Но версальский художник писал Петра в молодости, его блистательную деятельность на государственном поприще он давал только в потенции. Задача же Антропова ретроспективна – отразить в парадном портрете уже свершившиеся державотворческие начинания Петра. Для этого понадобились дополнительные атрибуты. Например, раскрытая книга на столе – это «Духовный регламент», принятый, когда Пётр переподчинил церковь государству и учредил Священный Синод взамен института патриаршества.

Другой живописный намек на петровские реформы мы можем наблюдать в проёме арки. Это довольно искусно выполненный вид на Петропавловскую крепость. Он призван указывать на основание Петром Санкт-Петербурга, новой столицы преобразованного в империю Российского государства.

Поза Петра выглядит искусственной и слегка неуклюжей. Отчасти это объясняется недостаточным мастерством самого Антропова в передаче анатомии и движения, отчасти – тем, что еще в конце XVIII века в России человеческие фигуры продолжали писать с наряженных в соответствующие костюмы манекенов. С другой стороны, в портрете ощущается то, насколько старательно Антропов пытается уйти от парсуны – архаичного и плоского изображения XVII века – и передать при помощи свето-теневых средств глубину пространства.

Антропов смотрит на Петра I через призму торжественной идеализации, и в этом смысле картина значительно проигрывает антроповскому же портрету Петра III – императора-современника художник отважился изобразить с его индивидуальными недостатками: большим животом, лягушачьим ртом, маленькой головой. Но император легендарный, «государь наш Пётр» изображён не столько живым человеком, сколько государственной функцией, ходячим манекеном. И оттого антроповский портрет Петра I имеет скорее мемориально-историческую, чем собственно художественную ценность.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

краткая биография и фото портретов

Петр Великий

Петр Великий портрет

Царь Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича, умирая бездетным, не назначил себе наследника. Старший по нем брат Иоанн был слаб и физически, и умственно. Оставалось, как того желал и народ, "быть на царстве Пет­ру Алексеевичу", сыну от второй жены Алексея Михайло­вича.

Но властью завладела сестра Иоанна, царевна Софья Алексеевна, а десятилетний Петр, несмотря на то, что был венчан вместе с братом Иоанном и назывался царем, был царем опальным. О воспитании его не заботились, и он был всецело предоставлен самому себе; но, будучи одарен всеми дарами природы, он сам нашел себе воспитателя и друга в лице женевского уроженца, Франца Лефорта.

 

Чтобы выучиться арифметике, геометрии, фортифика­ции и артиллерии, Петр отыскал себе учителя, голландца Тиммермана. Прежние московские царевичи не получали научного образования, Петр — первым обратился за наукою к западным иностранцам. Заговор против его жизни не удался, Софья была принуждена удалиться в Новодевичий монастырь, и 12 сентября 1689 г. началось правление Петра Первого, когда ему было с небольшим 17 лет. Здесь нельзя пере­числить все славные деяния и реформы Петра, давшие ему прозвание Великого; скажем только, что он преобразовал и воспитал Россию по образцу западных государств и первый дал толчок к тому, чтобы она стала в настоящее время могущественною державою. В своих тяжелых трудах и заботах о своем государстве Петр не щадил себя и своего здоровья. Ему обязана своим возникновением наша столица Петербург, заложенная в 1703 году, 16 мая, на острове Луст—Эйланде, отнятом у шведов. Петр Великий был осно­вателем русского военного флота и регулярной армии. Он скончался в Петербурге 28 января 1725 г.

Рассказ Кривошлыка

Петр 1 тематические картинки

Петр 1 фото портрета

Comments:

< Предыдущая Следующая >
 

www.pavelin.ru

КАРТИНЫ ПЕТРА 1, Картина, фото императора, монарха

Портрет Петра Великого. В. О. Ключевский. Из жизни Петра Великого. Пётр Великий в Голландии. Пётр I и Минерва. История Российской империи в царствование Петра Великого. Пётр I в кабинете голландского собирателя редкостей Якова-де-Вильде. П. Субейран.Пётр I.Гравюра с оригинала Л. Каравакка.1743. Иллюстрация из книги «Домик Петра I в Заандаме».

Впрочем, пижонов Петр тоже не очень-то жаловал. Пётр I на фоне морского сражения. Луи Каравакк. Пётр I, командующий четырьмя соединёнными флотами в 1716 году.1716. Любимыми сюжетами Петра I были сцены из жизни «голландских мужиков и баб», среди любимых художников – Рембрандт. Так начинались десятки писем Петра к Екатерине.

Русская живопись. Валентин Серов » Картины, живопись » Петр I

Влияние Екатерины на Петра огромно, и с годами оно растет. В Германии этот человек встречался с президентом Берлинского научного общества, знаменитым математиком и философом Г. Лейбницем (1646-1716). Когда-то А. Герцен назвал Петра I «коронованным революционером».

Вместо 1200 экземпляров было напечатано всего 30 – только для самого Петра и его ближайших сподвижников. Петр опасался, по-видимому, что приговоренный к смерти царевич унесет с собой имена сообщников, еще им не названных. Нам известно, что Тайная канцелярия и сам Петр долго еще разыскивали их после смерти царевича. Деяния Петра Великого, т. VI. М., 1788, с. 146. ** Вольтер.

Петр и Екатерина вздохнули свободно: проблема престолонаследия решилась. Отчаяния и бессилия был исполнен Петр, читая строки этого допроса. Лопухин был прав: его, Петра, свечу задуло, а свеча сына ненавистного царевича Алексея разгоралась. Петр напряженно думал о будущем: у него оставались Екатерина и три «разбойницы» — Аннушка, Лизанька и Натальюшка. Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади.

Н. И. Костомаров. Этюд головы Петра к картине «Думы о России» (Петр Первый). Думы о России (Петр Первый). Петр отказывал себе и Сенату в праве давать словесные указы. По Генеральному регламенту 28 февраля 1720 г. для коллегий в законодательном порядке обязательны только письменные указы царя и Сената. Русская история». Петр был вне себя от радости, что кончил бесконечную войну, и, забывая свои годы и недуги, пел песни, плясал по столам.

Среди пира Петр встал из-за стола и отправился на стоявшую у берега Невы яхту соснуть, приказав гостям дожидаться его возвращения. Персидский поход Петра Великого. Петр почти не знал мира: весь свой век он воевал с кем-нибудь, то с сестрой, то с Турцией, Швецией, даже с Персией. А. Шхонебек. Голова Петра выполнена А. Зубовым. Сообразно со своими наклонностями Петр спешил ближе ознакомиться с Голландией и Англией, с теми странами Западной Европы, в которых особенно была развита военно-морская и промышленная техника.

Прим. ред.) заграничного путешествия изо дня в день отмечает занятия, наблюдения и посещения Петра с товарищами. Сохранилось особое сказание об этом «скрытном» посещении, очевидно Верхней палаты, где Петр видел короля на троне и всех вельмож королевства на скамьях. Такое именно впечатление вынес из беседы с Петром английский епископ Бернет. 1697-1698 гг. Справа портрет Петра в одежде матроса во время его пребывания в голландском Саардаме.

Абрахам Шторк. Посещение Петром I Голландии. Показательный морской бой в заливе Эй в честь царя Петра I 1 сентября 1697 года. Из книги: Школьная энциклопедия. Адриан ван дер Верфф. Портрет Петра Великого.1690-е.

Описание картины:

Спустя несколько дней, обедая у герцога Леедса, Петр завел разговор о бойцах, которых он видел, и сказал, что его гренадер первого их витязя победит. Петр весьма старался, чтоб английского бойца вылечили. Петр хаживал в Саардаме после работы с товарищами в один винный погреб завтракать. Хозяин и прочие были тогда в церкви.

Петр, желая беседу скорее кончить, говорил: «Любовь не разбирает чинов. Ты ведай, я – московский дворянин». Картина сего любовного приключения написана была масляными красками в Голландии; на ней представлен был его величество с тою девкою весьма похожим. Сию картину государь привез с собою и поставил в Петергофском дворце.

Шкиперское платье Петра Великого

Чаще всего встречаются два портрета Петра. Один написан в 1698 г. в Англии, по желанию короля Вильгельма III, Кнеллером. Здесь Петр с длинными вьющимися волосами весело смотрит своими большими круглыми глазами. А. Белли. Портрет Петра I. С оригинала Годфрида Неллера. П. Гунст. Пётр I. Гравюра с портрета работы Г. Кнеллера. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей».

1685 г. — гравюра с неизвестного оригинала; создана в Париже Лармессеном и изображает царей Ивана и Петра Алексеевичей

А. Прохоров. Стрелецкий полковник Нечаев передаёт правительнице Софье Алексеевне грамоту, в которой царь Пётр требует высылку Шакловитого и Медведева. Недаром Петр был совершенно вне себя во время этого розыска и в пыточном застенке, как тогда рассказывали, не утерпев, сам рубил головы стрельцам.

Картина написана по заказу издателя и книготорговца Иосифа Николаевича Кнебеля для репродуцирования в серии «школьных картин» по русской истории. Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр… Картина Серова представляет не только Петра, но и его столь же «ужасное и прекрасное», как и он сам, творение — Петербург.

Он работал с не меньшим жаром, чем год назад в Абрамцеве над портретом Веруши Мамонтовой. Петр изображен ребенком, еще до вступления на престол, видимо, в кон. 1670-х — нач. 1680-х г.. История создания этого портрета и его достоверность неизвестны. Портрет находится в английском королевском собрании картин, во дворце Гемптон-Корт. 1697г. — Портрет работы Питера ван дер Верфа (1665-1718), история его написания неизвестна, но скорее всего, это произошло во время первого пребывания Петра в Голландии.

Пётр I в костюме корабельного мастера. Гравюра с картины Г. Ваннера. Слютер. Внутренность домика Петра Великого в Заандаме. Пётр I в Саардаме удостаивается звания майора. Ж. Мишель. Пётр I в Заандаме с голландскими мастерами. Жан Марк Натье. Портрет Петра I в рыцарских доспехах. Написан во время пребывания Петра в Голландии, однако нет никаких сведений, о том, что он написан с натуры.

Что еще написала Аманта:

  • Виды переломов в локтеВиды переломов в локте Монотонные движения и поза с выпрямленной в локте и кисти рукой – основная проблема для спортсменов, жалующихся на эпикондилит. Но порой боль в суставе локтя заставляет менять привычный […]
  • Сумамед – суспензия: для лечения детей » Медицина для женщинСумамед – суспензия: для лечения детей » Медицина для женщин Сумамед (международное непатентованное название - азитромицин) является полусинтетическим антибиотиком широкого спектра действия группы азалидов. Так было и с сумамедом. После всасывания в […]
  • Сравнение лазерных нивелиров — YouTubeСравнение лазерных нивелиров — YouTube Обойтись можно и без лазерного уровня. Т.е. и с теми кто за и против. Компания Condtrol выпускает тоже очень даже неплохие лазерные уровни и нивелиры. Что же прилагается к лазерному […]

amanfertul.ru

Картина "Пётр 1". Искусство и антиквариат. Добавил Макс Беззубов — VilingStore.net

Картина 'Пётр 1' фото

Пётр I Великий (Пётр Алексеевич; 30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — великий царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи.

В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки.

vilingstore.net

Николай Николаевич Ге Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе: Описание произведения

Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» – «визитная карточка» Николая Ге – стала настоящей сенсацией на первой передвижной выставке в 1871-м году. Ни до, ни после неё Ге больше не удавалось повторить подобный успех. Слухи о грандиозности этой работы начали распространяться, пока еще она находилась в мастерской и не была закончена. Крамской возил в мастерскую к Ге Шишкина и Перова специально, чтобы «огорошить» их картиной и вспоминает, что от произведённого эффекта один из них утратил дар речи: «Перов присмирел и от впечатления не говорил». Павел Третьяков приобрёл картину для своей галереи заблаговременно – еще до того, как она была предъявлена публике. Когда же, наконец, это случилось и толпы зрителей с утра до вечера простаивали у полотна, Крамской употребил в письме художнику Васильеву фразу, ставшую впоследствии легендарной: «Ге царит решительно».

История замысла

До этого Ге не писал на исторические темы и вообще их не особо жаловал. Но, присоединившись к когорте передвижников, на время проникся их творческими интересами. Это был 1871-й год, и Россия готовилась отпраздновать 200-летие Петра Великого (1672-1725). Приближающийся юбилей обострил давние споры о роли Петра в русской истории. Поэтому и в картину Ге многие потом будут «вчитывать» собственные смыслы, ожесточенно споря: возвысил он царя-реформатора или всё-таки осудил? На стороне Петра художник или же он сочувствует царевичу Алексею, которому предстоит бесславно погибнуть?

Подготовка к работе

К отбору материала и подготовительным работам художник подошёл чрезвычайно ответственно. Он изучил все доступные ему изображения Петра в Эрмитаже – графические, скульптурные и живописные, а также зарисовал его посмертную маску. С царевичем Алексеем было сложнее, потому что его достоверных изображений сохранилось меньше. Но Ге нашёл для себя нетривиальный выход. У него был знакомый, некто Николай Зайчневский, мелкий чиновник из министерства финансов с чрезвычайно худым и болезненным лицом. Ге находил его похожим на известные портреты царевича и попросил позировать, чтобы точнее передать его позу и взгляд.

Особую роль в картине играет замечательно написанный интерьер, и с этим тоже связана интересная история. Ге приехал в резиденцию Петра – опустевший петергофский дворец Монплезир - и долго рассматривал в комнате императора его домашний халат и колпак. Сторож дворца, старый отставной солдат, расчувствовался до слёз: сколько он тут работает – только два человека приезжали поглядеть на личные вещи Петра: Николай Ге да император Николай Павлович, который на себя колпак и халат Петра еще и примерил.

13 лет спустя Ге будет рассказывать киевским студентам: «Я в голове, в памяти принёс домой весь фон своей картины «Петр I и Алексей», камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, с стульями, с полом и освещением. А я был всего один раз в этой комнате, и был умышленно один раз, чтобы не разбить впечатления, которые вынес».

Говорящие детали

• На столе перед Петром стоит чернильница и разбросаны бумаги, несколько листков также валяется у его ног. Считают, что это показания, выбитые из «девки Ефросиньи», «Афросиньюшки» – «полюбовницы» Алексея, только что родившей в Петропавловской крепости младенца. Именно её свидетельства, как считают историки, сыграли в судьбе царевича роковую роль.

• Дольше всего Ге пришлось искать узор для скатерти. Найти его удалось на одной из голландских картин. Скатерть вышла чрезвычайно выразительной деталью. Искусствоведы отмечают, что она подобна кровавому пятну, разделяющему отца и сына.

• Ге перепробовал множество вариантов композиции. Сначала он хотел, чтобы Петр располагался на фоне открытого окна. Но потом решил, что это будет слишком картинно (хуже этого разве что «разбросать стулья по полу») и перенёс стену с камином, которая на самом деле располагалась перед глазами Петра, на место фона.

• Комната выполнена в голландском духе с низкими (как для дворца) потолками – Пётр как раз такие любил, а клеточный плиточный пол только усугубляет атмосферу скованности и взаимного недоверия.

Картина Ге в восприятии современников

Российские газеты живо отреагировали на появление картины «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Больше всего их, как и следовало предполагать, интересовало, «за кого Ге», на чьей стороне правда в этой исторической коллизии.

• Газета «Дело» оказалась целиком на стороне Алексея: «Перебегая от фигуры Петра, этого плотно сидящего человека с красивым, но ожиревшим и совсем несмыслящим лицом к утомлённой, но очень выразительной физиономии царевича с высоким лбом, со впалыми щеками, вы словно видите чрезвычайно симпатичного, развитого, но полузамученного узника, стоящего перед следователем из буржуа с животными наклонностями станового».

• Писатель Салтыков-Щедрин, наоборот, посчитал, что все симпатии Ге отданы Петру: «По-видимому, личность Петра чрезвычайно симпатична господину Ге, да оно и не может быть иначе… В лице Петра нет ни гнева, ни угрозы, а есть глубокое человеческое страдание».

• Газета «Голос» решила поделить вину за предстоящую трагедию поровну между Петром и Алексеем: «Ге пренебрёг театральными эффектами, к которым так любит прибегать бездарность. Во взоре Петра не заметно ни гнева, ни даже суровости. Взор этот просто холоден, но от него кровь леденеет в жилах. В молчании обеих личностей слышатся стоны пытки и ужасы застенка».

• А «Русский вестник» находил, что «Ге недостаточно глубоко вник в свою задачу» и просто извратил личность царевича: «Жалкая, измождённая и в высшей степени неприятная фигура – неужели это именно и есть сын Петра Великого, а не какой-нибудь немец-доктор?»• «Русскому вестнику» вторили «Биржевые ведомости»: «Лицо царевича напоминает эстляндского уроженца из окрестностей Ревеля; ни одной царственной величавой черты…»

Споры в печати долго не утихали. Одни говорили, что картина – совершенство, другие ругали её за «странное впечатление, что на картине чего-то недостаёт». Одни утверждали, что Ге оправдал и возвысил царя-реформатора, другие – что он ставит ему в упрёк бесчеловечное отношение к сыну. В своих «Записках» сам Николай Ге рассказывает, что поначалу, действительно, симпатизировал Петру, но, изучив множество документов (в 1859-м году как раз вышел 6-й том «Истории Петра» профессора Устрялова, проливающий свет на историю царевича Алексея), понял, что никакими реформами не может оправдать сыноубийство, а симпатию к Петру во время работы ему даже приходилось искусственно «взвинчивать».

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Валентин Серов «Петр I». Описание картины. Художники импрессионисты

Валентин Серов «Петр I»

Предложение написать портрет Петра I, что называется, «завело» Серова, хотя к историческим сюжетам он обращался, в ряде случаев, выполняя просьбу издателей; этот случай – один из них.

В 1907 г. издательство И. Кнебеля заказало художнику картину, сюжет которой должен был сфокусироваться на заслугах царя, касающихся постройки Петербурга. Эта историческая фигура уже давно «не давала покоя» самому Серову, и он, со свойственной ему основательностью, решил запечатлеть образ «настоящего» Петра, не приукрашенного, и не «припудренного».

Копание в архивах Эрмитажа, посещение исторических лекций, и куча рутинной подготовительной работы, проделанная Серовым, открыла художнику много неприглядных сторон личности императора. Но ведь создание флота, победа над шведами, и грандиозные реформы, – все это не могло пройти бескровно, без тысяч и тысяч жертв. Терзания Серова можно понять.Мастер справился с задачей безупречно: картина «Петр I» получилась правдивой во всех отношениях – царь здесь, прежде всего, строитель, уверенный в правоте своего пути реформатор, и хозяин империи, размашисто шагающий пока еще по зыбкой насыпи.

Часть художественной критики посчитала картину шаржем на образ Петра Великого, тонкие ноги которого стремительно передвигают более чем двухметровую фигуру, да еще карикатурная свита с денщиком непонятной национальности. Но честного во всем Серова это мнение вряд ли интересовало, ведь значимость и величие Петра I нисколько не уменьшились, и неважно, что выглядит он совсем не опереточным героем.

1907 г. Картон, темпера. 68 x 88 см. Государственная Третьяковская галерея.

www.hudojnik-impressionist.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта