Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина. Картина вольга
Характеристика Вольги Святославовича. Происхождение и описание образа :: SYL.ru
"Вольга и Микула Селянинович" - великолепная былина, русское произведение в фольклорном жанре, которое писал народ. Рассмотрим основные моменты, которые играют важную роль в восприятии текста. Характеристика Вольги Святославовича в былине также имеет немаловажное значение.
Краткое содержание произведения
Вольга Святославович в былине отправился в поход со своими молодцами для того, чтобы собрать дань с людей, проживающих в трех городах. Услышали они стук сошки и устремились к ней, чтобы понять, откуда идет звучание. Ехал Вольга Святославович долго со своей дружиной и наконец достиг своей цели. Видит он: стоит перед ним молодец, крестьянин, одет он в бархатное одеяние, а в руках сошка. Молодой человек описан во всей своей красе. Увидев Вольгу Святославовича, молодец интересуется, куда направляется дружина. Князь отвечает ему, на что получает предупреждение. В городах, куда они собрались, проживают разбойники, поэтому Вольге Святославовичу с добрыми молодцами следует быть внимательнее и аккуратнее. После этого князь решает взять пахаря с собой. Он соглашается. Скачут молодые люди на своих конях, но вскоре крестьянин вспомнинает, что он забыл бросить сошку за куст, оставив ее на том же месте. Послал князь свою дружину для того, чтобы они выполнили поручение, но им не хватило сил. В итоге оратай возвращается, с легкостью вынув сошку из земли, бросает ее за ракитовый куст. Удивленный могуществом молодца, былинный герой Вольга Святославович интересуется, как зовут пахаря. Он отвечает, что Микула Селянинович. Приехав в город, мужики узнают Микулу. Они извиняются перед ним и перед Вольгой Святославовичем. Увидев, как здесь уважают Микулу, князь дарует ему три города.
Главные герои былины
Главные герои былины "Вольга и Микула Селянинович" - князь Вольга Святославович и пахарь Микула Селянинович. Оба персонажа описаны величественными молодцами. Несмотря на то, что крестьяне были одеты достаточно просто, Микула Селянинович представлен в прекрасном бархатном одеянии, в пуховом головном уборе и в ярких сапогах на каблуках. При описании используется народный язык, что добавляет выразительность произведению. Такой простой бытовой предмет, как сошка, описывается с помощью различных выразительных средств, множества эпитетов и метафор, благодаря чему образ сохи раскрывается наиболее подробно. Использован приём контраста, антитезы при описании образов Микулы Селяниновича и Вольги Святославовича. Деятельность пахаря и его труд возвышается над воинским занятием Вольги Святославовича. Также сказитель употребляет такой прием, как гипербола - преувеличение, во время описания силы Микулы, что свойственно жанру русской былины. Целая дружина не справилась с трудом, который Микула Селянинович выполняет ежедневно и с легкостью. Отношение к крестьянину уважительное, это выражается также при помощи использования уменьшительно-ласкательнх прилагательных. Но тем не менее стоит отметить, что характеристике Вольги Святославовича сказитель уделяет меньшее внимание.
Выразительные средства для описания образов героев
Сказитель использует множество выразительных средств для описания образов Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича. Колорита произведению добавляет употребление народных слов и выражений. Большое количество эпитетов и метафор при описании образов пахаря и Вольги Святославовича представляют читателю наиболее подробно внешность и характер главных героев.
Происхождение образа Вольги Святославовича
Герой Вольга Святославович - реальный исторический персонаж, который сущестовал во времена Киевской Руси. Он представляет собой князя Киевской Руси Олега Святославовича. Его дедом был сам Ярослав Мудрый, а Владимир Мономах был двоюродным братом князя. Олег Святославович родился в 1073 году и был четвертым по счету ребенком Святослава Ярославича. Его образ также упоминается в произведении "Слово о полку Игореве".
Характеристика одного из главных героев - Вольги Святославовича
Вольга Святославович силён, его походка отличается особенной тяжестью, что подчеркивает его могущество и величие. Он словно составляет часть природы. Вольга Святославович настолько близок к естеству, к натуре, что он может превратиться в птицу и улететь. Близость к природному началу характеризует его как человека внимательного, умеющего вглядываться, всматриваться, ценящего красоту и искусство. Это означает, что князь развит не только физически, но и является обладателем богатого внутреннего мира. Он также имеет авторитет среди людей. Вольга Святославович сумел собрать молодцев для похода, создав мощную дружину. Один из главных героев обладает уважением и умеет правильно организовать такое важное событие, как поход. Все эти качества Вольги Святославовича характеризуют его как организованного, сильного, мощного, близкого к природе человека. Он является типичным героем фольклорных произведений.
Одежда Вольги Святославовича
Князь одет в русскую одежду, свойственную людям его сословия. В отличии от описания одежды Микулы Селяниновича, сказитель не придает такого важного значения характеристике Вольги Святославовича, а особенно тому, в чем предстает герой. Сказитель особенно выделяет его основные качества, такие как готовность к бою, умение собрать могучую дружину, быть частью природы, сливаясь с ней, составляя одно целое. Он обладает природной мудростью, самоотверженностью и храбростью. Но его образ блекнет перед образом Микулы Селяниновича, так как сказитель уделяет меньше внимания описанию Вольги Святославовича. Он показывает, что простой русский крестьянин превосходит своими качествами даже такого великого человека, как князь Вольга Святославович. Микула выделяется своей могучей силой, красотой одеяния и уважением среди народа.
Вывод
"Вольга и Микула Селянинович" - великое произведение русского фольклора, повествующее о встрече Микулы Селяниновича с князем Вольгой Святославовичем. Несмотря на всё величие князя, пахарь превосходит описание Вольги Святославовича по характеристике благодаря своей силе, а также красоте. Образы героев описаны очень точно и подробно с помощью использования множества художественно-выразительных средств.
Вольга Святославович: характеристика героя
Вольга Святославович – известный былинный герой, в котором отразились черты как исторического, так и первобытнообщинного строя. Особенностью персонажа является то, что он, согласно сказаниям, умел понимать язык зверей и птиц, а также превращаться в животных. В науке существует точка зрения, что в лице этого персонажа соединились черты нескольких реально существовавших древнерусских князей.
Мнения о происхождении
В историографии существует несколько мнений о том, кто такой Вольга Святославович. Некоторые исследователи видят в его образе черты первобытнообщинного уклада. Они ссылаются на следующие сюжетные моменты в былинах: описание грома и молний при его рождении, а также на тот мифологический факт, что, согласно сказкам, его отцом был змей.
Часть ученых видит в этом отголоски древнеславянских культов и языческих верований. Однако другие авторы прослеживают в этом персонаже реальные исторические корни. Например, есть версия, что Вольга Святославович был прототипом полоцкого князя Всеслава. Существует точка зрения, что в герое нашли отражение черты знаменитого Вещего Олега, который, согласно преданиям, погиб от укуса змеи, в чем находят параллели с историей этого сказочного персонажа.
Рождение
С именем героя связано несколько повествований, и первое из них посвящено его появлению на свет. Как уже говорилось выше, его происхождение окутано различного рода мифологическими пластами. В момент его рождения, по словам сказания, раздался гром, сверкнули молнии, и все животные испугались. Как и во многих других русских народных сказках, Вольга Святославович рос не по дням, а по часам, интенсивно набирался силы. Он быстро научился читать и писать, а также понимать язык животных. В этой версии его происхождения ярко выражено влияние языческих тотемических представлений древних славян о связи людей и животных.
Войны
Вольга Святославович, былина о котором посвящена его походам в заморские страны, был одним из наиболее популярных фольклорных героев древнерусского эпоса. Его отличие от других персонажей состоит в том, что он добивается победы не физической силой, как другие витязи, а хитростью, магией и волшебством. Это показано в произведении, посвященном его походу в Индию.
Согласно сказанию, он набирает дружину и отправляется воевать в иноземные края. Неизвестный автор пишет, как он превращается то в волка, то в сокола, добывая своим воинам дичь для пропитания. Перед осадой, согласно мифу, он превращает дружинников в муравьев, а по взятии крепости снова возвращает им человеческий облик. После победы он женится на супруге погибшего правителя, а его воины берут себе в жены местных женщин.
Исторические мотивы
Многие ученые находят в этом эпизоде еще одно важное отличие истории персонажа от традиционных повествований о витязях. Дело в том, что обычно былинный древнерусский воин не оставался на месте, а продолжал путешествовать по русским землям, защищая их от врагов. То, что герой остался в завоеванном городе, позволяет многим авторам утверждать, что в этом сказании есть отголоски далекого времени переселения и вражды племен между собой, когда завоеватели оседали на покоренных территориях и вступали в брак с местными жительницами.
Встреча с Микулой Селяниновичем
Об отражении многих архаических черт в мифах о герое говорит их краткое содержание. Вольга Святославович не только путешествует в заморские края, но и ездит по русским землям. В одном из сказаний повествуется о том, как он получил в наместничество три города, где намеревался собрать дань. Он собрал свою дружину и отправился в путь. По дороге он встретился с крестьянским пахарем, который сохой обрабатывал землю.
В произведении дается пространное описание этого нового героя, простого крестьянского мужика Микулы, что мог одной рукой поднять тяжелую соху, которую не смогли вытащить из борозды ни дружинники, ни сам Вольга. Согласно повествованию, главный герой отдал Микуле в управление эти города после того, как навел порядок в сборе дани. Дело в том, что прежде сборщики налогов злоупотребляли своими полномочиями, собирая больше денег, чем это было положено.
Исторические реалии
Главная мысль былины «Вольга Святославович» заключается в том, что она показывает не только ратные подвиги воинов, но и простой крестьянский труд, а также занятия древних славян. В сказании об Индийском походе охота показана, например, как основное занятие народа. Если в других произведениях данный вид занятия изображался как забава князей и их дружинников, то здесь показано, что лесной промысел давал людям средства к существованию. Произведение отразило те времена, когда население еще не знало ни земледелия, ни скотоводства, и вело в основном присваивающее хозяйство. Так, именно за счет добычи питается дружина персонажа в походе.
Влияние иноземных сказаний
Вторая часть, по общему признанию исследователей, менее исторична, так как в ней отразились несколько культурных напластований, например, мотивы сочинений об Александре Македонском, который также совершил поход в Индию. Кроме того, имеется ряд отсылок к сказкам других восточных народов. Это сказалось, в первую очередь, в фольклорных моментах, связанных с превращением персонажа в животных. Однако в былине присутствует отсылка к событию из древнерусской истории: речь идет о походе Вещего Олега на Византию. Этот князь построил корабли на колесах, чтобы провести войско. Вольга также прибегает к различным хитростям, чтобы добиться взятия города.
Новгородские корни
История о встрече героя с Микулой, по замечанию большинства специалистов, связана с новгородскими реалиями. Об этом говорит описание природы, которое напоминает северные районы страны. В этих местах почва была очень трудна для вспахивания, в ней действительно были камни, как и сказано в былине. Кроме того, в произведении упомянуты соль и гроши, что, по словам ряда авторов, связано с тем, что Новгород, имея в достатке собственную соль, тем не менее, покупал ее у немецких купцов, за что платили большую дань. С этим связано упоминание о несправедливых сборщиках податей. Также в былине упомянут город Ореховец, в котором многие историки видят отсылку к древнему городу Орешку.
Еще один любопытный момент, на который указывают авторы относительно данной былины, – это то, как показаны отношения персонажа с простым крестьянином. Микула явно превзошел своего Вольгу в силе и ловкости. Его кобыла оказалась быстрее и выносливее коней Вольги. В этом авторы видят отсылки к тому далекому времени, когда варяжские дружины и местное славянское население враждовало между собой.
Особенности
Былины, посвященные этому персонажу, отличаются тем, что в них отразилось множество архаических черт, присущих древнерусскому обществу. Поэтому в своем образе соединил несколько культурных традиций Вольга Святославович. Мультфильм, снятый в 2010 году, тем не менее, совершенно не отразил древнерусских мотивов, характерных для данных произведений. А ведь сказания показали переходный период в становлении древнерусского государства с сохранением элементов общинного строя, но с зарождением политической власти правителей. В этом состоит отличие сказаний от традиционных былин, которые показывают уже сложившуюся общественную структуру. Но ни одну из этих особенностей не показал мультик «Вольга Святославович», который снят в современном стиле без учета исторических реалий.
fb.ru
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.
Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать свой неповторимый стиль, основной для которого стали узоры и орнаменты древнерусской культуры. Так и в данной работе, можно заметить искусную роспись щита, лошадиной упряжки и элементов одежды древнерусского богатыря. При этом орнаментальное богатство поражает, и спустя даже некоторое количество лет остается актуальным, несмотря на большое количество переизданий.
Иллюстрация показывает целую армию русских доблестных воинов, их глаза полны решимости, а рука не дрогнет в ответственный момент. Они выдвигаются на рассвете на защиту своей земли от захватчиков. Воины, «все равны, как на подбор», очень крепки, смелы, воодушевлены, так как они выступают на защиту своих семей, жен и детей.
Вообще для мастера очень актуально изображение русского народа, будь то защитник или крестьянин, причем к последним, художник относится с особым уважением. Также мастер акцентирует свое внимание на бескрайние русские земли, в данном случае это является полем, которое олицетворяет не только земли русские, но и хлеб, который взращивают в виде пшеницы.
Лошадь, на которой сидит наездник, тоже выглядит достаточно могуче, но при этом не агрессивно, причем ее белый цвет, также является не простым совпадением, таким образом, мастер подтверждает чистоту намерений. Очень интересно используется и общая композиция, на которой равными долями поделена картина, на одной стороне воины, а на другой земля русская.
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина | источник
sochinenie-o.ru