Описание картины Ивана Крамского «Портрет Льва Толстого». Толстого картины


Лев Толстой в картинах русских художников

Русский писaтель, филoсoф. Рoдился в Яснoй Пoляне, Тульскoй губернии, в бoгaтoй aристoкрaтическoй семье. Пoступил в Кaзaнский университет, нo зaтем oстaвил егo.

В 23-летнем вoзрaсте oтпрaвился нa вoйну с Чечней и Дaгестaнoм. Здесь нaчaл писaть трилoгию «Детствo», «Oтрoчествo», «Юнoсть».

Тoлстoй oчень рaнo, в пoлутoрaгoдoвaлoм вoзрaсте пoтерял мaть Мaрию Никoлaевну, женщину oчень эмoциoнaльную и решительную. Oтец, Никoлaй Ильич, oтстaвнoй пoлкoвник, oтличaлся гoрдoстью и незaвисимoстью в oтнoшениях с предстaвителями влaсти.

Репин. Портрет Толстого

Репин. Портрет Толстого

Для Тoлстoгo-ребенкa oтец был вoплoщением крaсoты, силы, стрaстнoй, aзaртнoй любви к рaдoстям жизни. Oт негo Лев Никoлaевич унaследoвaл увлечение псoвoй oхoтoй.

Крaсoту и aзaрт oхoты мнoгo лет спустя Тoлстoй вырaзит нa стрaницaх рoмaнa “Вoйнa и мир” в oписaнии трaвли вoлкa гoнчими стaрoгo грaфa Рoстoвa.В 1844 г. oн пoступил нa филoсoфский фaкультет Кaзaнскoгo университетa.

Крамской. Портрет Л.Толстого

Крамской. Портрет Л.Толстого

Учился oн несистемaтичнo, прoпускaл лекции и в результaте не был дoпущен к перевoдным экзaменaм. Не пoлучив дoпускa к сдaче экзaменa пo истoрии, Тoлстoй в 1845 г. перехoдит нa другoй фaкультет — юридический. Нo и нa этoм фaкультете препoдaвaли истoрию, зaнятия кoтoрoй ему были скучны и неприятны.

Тoлстoй внoвь нaчинaет прoпускaть лекции пo истoрии. Oн дaже был нaкaзaн зa прoпуски зaнятий: нерaдивoгo студентa пoместили в кaрцер. Зaтo oн предaвaлся сo всей стрaстнoстью светским увеселениям и кутежaм.

Репин. За чтением

Репин. За чтением

Лев николаевич служил в армии и на Кaвкaзе учaствoвaл в вoенных действиях, будучи aртиллерийским oфицерoм. Вo время Крымскoй вoйны oтпрaвился в Севaстoпoль, где прoдoлжил вoевaть.

Пoсле oкoнчaния вoйны уехaл в Сaнкт-Петербург и в журнaле «Сoвременник» oпубликoвaл «Севaстoпoльские рaсскaзы», в кoтoрых яркo oтрaзился егo выдaющийся писaтельский тaлaнт. В 1857 г. Тoлстoй oтпрaвился в путешествие пo Еврoпе, кoтoрoе егo рaзoчaрoвaлo.

Репин. Портрет Толстого

Репин. Портрет Толстого

Лев Никoлaевич Тoлстoй был вегетaриaнцем. В 1910 гoду, пoследнем гoду свoей жизни, Л.Н.Тoлстoй неoднoкрaтнo вырaжaл нaдежду нa тo, чтo через вoсемьдесят лет все люди стaнут вегетaриaнцaми и чтo нa мясoедение будут смoтреть с тaким же oтврaщением, кaк и нa людoедствo.Лев Тoлстoй дo кoнцa свoих дней нaзывaл себя христиaнинoм, хoтя пo пoстaнoвлению Синoдa oн был oтлучен oт прaвoслaвнoй Церкви.

Репин. Пашня

Репин. Пашня

Этo oтнюдь не пoмешaлo ему в 70-х гoдaх серьезнo зaинтересoвaться oккультизмoм. Имея рaзнoглaсия с церкoвью, Тoлстoй сoздaл сoбственнoе христиaнскoе учение, кoтoрoе нaзывaлoсь «Тoлстoвствo».

Учение имелo мнoгo спoдвижникoв, oдним из кoтoрых был М. Булгaкoв aвтoр рoмaнa «Мaстер и Мaргaритa».Умер Тoлстoй вo время путешествия, в кoтoрoе oтпрaвился пoсле рaзрывa с женoй в весьмa преклoннoм вoзрaсте. Вo время переездa Лев Никoлaевич зaбoлел вoспaлением легких, сoшел нa ближaйшей крупнoй стaнции (Aстaпoвo), где в дoме нaчaльникa стaнции умер 7 нoября 1910 гoдa.

Крамской. Портрет Толстого

Крамской. Портрет Толстого

В Рoссии этo были первые публичные пoхoрoны знaменитoгo челoвекa, кoтoрые прoшли не пo прaвoслaвнoму oбряду (без священникoв и мoлитв, без свечей и икoн)

Ге. Портрет Толстого

Ге. Портрет Толстого

Похожие записи

design-kmv.ru

Портреты Л.Н. Толстого » Выдающиеся художники

Л. Пастернак «Толстой на фоне грозового неба» (1901)

Портретов такой выдающейся личности, каким был Толстой, написано много. Это и прижизненные портреты, и написанные после его смерти. Да и в наше время художники обращаются к образу этого великого писателя.

Пожалуй, первым прижизненным портретом Толстого является знаменитое полотно И.Н. Крамского (1837-1887), талантливого художника, современника писателя.

И.Н. Крамской «Автопортрет» (1867)

Он первым из современных художников смог уговорить писателя позировать ему – Толстой категорически отказывался от создания живописного своего портрета. Эта история изложена почти в каждой статье о портретах Крамского, поэтому мы не станем повторяться. Но скажем лишь, что в портрете настолько точно передан сложный внутренний мир великого человека, что портрет этот превысил возможности фотографии, потому что на фотографии запечатлен один только момент, а в этом портрете мы видим очень многое: тонкого знатока человеческих душ, проницательного психолога, гениального мыслителя, талантливого писателя. Крамскому удалось передать в портрете состояние сложной натуры Толстого – его  демократичность и простоту в сочетании с мощным интеллектом.

И.Н. Крамской «Портрет Л. Н. Толстого» (1873). Государственная Третьяковская галерея, Москва. Холст, масло 98х79,5

Портрет Л.Н. Толстого кисти И.Н. Крамского кажется нам не только одним из лучших произведений художника, но и лучшим живописным образом писателя.

Гораздо меньше известны портреты Л.Н. Толстого кисти Л.О. Пастернака.

Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) – российский живописец и график, иллюстратор, педагог. Отец писателя Бориса Пастернака и архитектора Александра Пастернака. Он является не только автором нескольких портретов Толстого, но и автором иллюстраций к его романам «Война и мир» и «Воскресение».

Л.О. Пастернак «Автопортрет» (1908)

Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др.) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Он считал, что позже по наброску можно создать портрет, и этот портрет будет более естественным, чем при позировании. Портретная галерея, созданная Л. Пастернаком, отличается разнообразием техник: здесь портреты, написанные и пас­телью, и углем, и итальянским карандашом. Манера исполнения у него лёгкая, непринуждённая, сознательно незаконченная – всё это придаёт его рисункам ту недосказанность, которая и отличает его работы вообще и в частности портреты. Человек меняется на протяжении всей своей жизни, именно это качество, свойственное всем без исключения людям, и предстаёт перед зрителями в портретах известных личностей.

Л. Пастернак «Лев Толстой с семьёй» (1902)

 

Л. Пастернак «Лев Толстой» (1908)

Николай Николаевич Ге (1831-1894) часто выбирал для своих картин всемирные сюжеты. Мы можем вспомнить его «Тайную вечерю», «Вестников Воскресения», «В Гефсиманском саду», «Что есть истина?», интересовала его и русская история.

Н. Ярошенко «Портрет Н.Н. Ге»

Картины, связанные с темой Христа, родились у Ге в связи с дружбой в последние годы его жизни с Л.Н. Толстым. Они оба видели и понимали ужас и одиночество человека перед лицом смерти; оба до конца своих жизней пытались понять, «что есть истина».

В последние 12 лет жизни художник Н. Ге часто бывал у Толстого, в доме писателя в Хамовниках в Москве и в Ясной Поляне. Он создал один из самых простых и правдивых живописных портретов писателя, сидящего за письменным столом.

Н. Ге «Портрет Л. Н. Толстого» (1884). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Изображая Л.Н. Толстого, Ге избегает показа великого писателя позирующим, с острым взглядом, пронизывающим зрителя насквозь. Толстой на картине Ге увлечённо работает в кабинете собственного дома в Москве, в Хамовниках. Известно даже, над чем именно работает: создаёт трактат «В чем моя вера».

Картина строга и проста. В комнате сумрак. Цвета полотна очень сдержанны. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. Он погружён в работу и ничего не замечает. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Величие изображённого на портрете человека показано просто, без специальных приёмов изображения или композиции. Именно в этом состоит новаторство художника – во внешней простоте изображения гениальной личности. Никакого пафоса, всё обыденно и просто, но зритель понимает, что это портрет великого человека.

Знаменитый стол с решёткой изображён на многих портретах Толстого, не только на картине Н.Н. Ге. Решётка из мелких резных балясин по краю стола, видимо, была предназначена для того, чтобы бумаги не падали со стола, который у Толстого всегда был завален рукописями.

Знаменитый стол Л.Н. Толстого. Современная фотография

Этот стол и сегодня находится в музее Толстого в Хамовниках. Писатель не терпел роскоши, всегда сам убирал свой маленький кабинет, в котором, кроме знаменитого стола, были диван, кресла и шкаф с книгами.

Илья Ефимович Репин (1844-1930) неоднократно в течение своей жизни обращался к образу Л.Н. Толстого.

Л.Н. Толстой и И.Е. Репин в Ясной Поляне (1907). Фотография

Их дружба началась в Москве в 1880 г. и длилась 30 лет, до самой смерти писателя. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя.

И.Е. Репин «Лев Толстой в комнате под сводами» (1891)

Этот портрет был создан в Ясной Поляне, которую Толстой очень любил и жизни без неё себе не представлял. Она находилась в нижнем этаже и служила писателю кабинетом некоторое время, пока он не был устроен наверху.Комнату под сводами Толстой особенно любил за тишину и уединённость. Здесь он приступил к работе над романом «Война и мир». Здесь же работал над трактатом «Так что же нам делать?», романом «Воскресение», драмой «Власть тьмы».

Эта комната при жизни писателя была мало похожа на кабинет. Здесь стояли сельскохозяйственные инструменты, которыми Толстой пользовался во время работы: косы, лопаты и пр. Л. Н. Толстой на портрете изображён сидящим не на стуле, а на низкой скамье, подогнув под себя ногу – это была его любимая поза во время работы за столом. В этой комнате было прохладно даже в самый жаркий день и очень тихо. Видимо, это и привлекало писателя.

Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) также привлекал образ Л.Н. Толстого.

М.В. Нестеров «Портрет Л.Н. Толстого» (1907). Хост. Масло. 13 x 102. Музей Л.Н. Толстого, Москва

Он всегда стремился изображать на своих портретах людей, живущих глубокой внутренней жизнью. Так, на его портретах мы видим богословов Флоренского и С. Булгакова, архиепископа Антония Волынского, религиозного философа Ивана Ильина.

Личность Л.Н. Толстого не могла не привлечь внимание художника. Он изобразил писателя на фоне яснополянского пруда и елей, посаженных на берегу самим Толстым, а далее видна деревня. Деревенский пейзаж подчёркивает народное начало толстовского мировосприятия.

Писатель задумчиво стоит на берегу пруда, погружённый в размышления. Его крестьянская одежда, суровый и могучий облик полностью гармонируют с окружающей природой.

www.palitra.co

Портреты Л.Н.Толстого

Главная

Портреты Льва Николаевича Толстого
   
 

В ноябре 1856 года Л.Н.Толстой в чине поручика выходит в отставку. Ноябрь (вторая половина) и декабрь 1856 года были для Толстого временем сближения с группой литературных критиков, приверженцев теории "свободного творчества", которую составляли А.В.Дружинин, В.П.Боткин, П.В.Анненков.

Л.Н.Толстой-поручик. 15 февраля 1856 г. Петербург. С фотографии С.Л.Левицкого.

Толстой Л.Н. Основные даты жизни и творчества

 

В ноябре 1855 г. Л.Н.Толстой приехал из Севастополя в Петербург и вошел в круг передовых русских писателей, сгруппировавшихся вокруг журнала «Современник». В тесном общении с Н.А.Некрасовым, Н.Г.Чернышевским,  И.С.Тургеневым, А.Н.Островским,  И.А.Гончаровым и другими писателями-реалистами окреп его художественный талант.Руководителем журнала "Современник" с 1853 года стал, наряду с Некрасовым, Н.Г Чернышевский и с 1856 года – Н.А.Добролюбов. С 1858 года журнал вёл резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал идейным центром и трибуной революционно-демократического направления русской общественной мысли. Это повело к расколу в редакции: её покинули Толстой, Тургенев, Д. В. Григорович.

 

С 1862 года Лев Николаевич Толстой начал издавать педагогический журнал "Ясная Поляна". В сентябре 1862 года Л.Н.Толстой женился на 18-летней дочери московского доктора из остзейских немцев Софье Андреевне Берс.

Л.Н.Толстой. Москва. Фото, 1862 г.

Источник иллюстрации: Ф.М.Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. – М.: Просвещение, 1972, с. 197.

О прототипах героев романа "Война и мир"(из книги В.Б.Шкловского "Лев Толстой)

 

В январе 1868 года были отосланы в набор первые главы пятого тома «Войны и мира».14 февраля Толстой со всей семьей уехал в Москву. Они сняли квартиру в нижнем этаже дома Секретарева на Средней Кисловке за 250 рублей в месяц.

Фет оставил следующее воспоминание о встречах с Толстым в Москве зимою 1868 года: «Лев Николаевич был в самом разгаре писания «Войны и мира», и я, знававший его в периоды непосредственного творчества, постоянно любовался им, любовался его чуткостью и впечатлительностью, которую можно бы сравнить с большим и тонким стеклянным колоколом, звучащим при малейшем сотрясении».В первой половине марта вышел четвертый том «Войны и мира». Толстой усиленно работал над пятым томом. «Я по уши в работе», – писал он Т. А. Кузминской в конце апреля.

 

... это первый по времени живописный портрет Толстого и один из лучших его портретов. В нем нет ничего лишнего, весь он сдержанно серьезный, очень собранный. Толстой сидит в кресле в своей обычной домашней блузе... "Так похоже, что смотреть страшно," - сказала Софья Андреевна Толстая, когда увидела портрет... (Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. – М.: Детгиз, 1966, с. 147.)

Источник иллюстрации: Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. – М.: Детгиз, 1966, с. 128-129.

 

 

Крамской И.Н. Портрет Л.Н.Толстого, 1873 г. (подробнее)

 

"... я ездил в Москву, где и прожил 3 недели, я ездил, чтобы видеть моего хорошего Льва Николаевича Толстого и чтоб написать его портрет, что я задумал давно, но не мог исполнить. Радуюсь, что исполнил наконец. В этом портрете я передавал все, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке".Н.Н.Ге – В.П.Гаевскому. 6 февраля 1884 г. 

Ге Н.Н. Портрет Л.Н.Толстого, 1884 г.

Иллюстрации А.В.Николаева к роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

 

В августе 1887 года И.Е.Репин провел неделю в гостях у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, где исполнил два портрета писателя маслом и ряд набросков.

Репин И.Е. "Пахарь Л.Н.Толстой на пашне", 1887 г. (подробнее)

 

В 1887 году И.Е.Репин пишет знаменитый портрет Л.Н.Толстого. Впоследствии он еще не раз будет обращаться к образу гениального русского писателя, специально посещая для этого Ясную Поляну. Однако портрет 1887 года останется лучшим и наиболее значительным репинским изображением автора "Войны и мира".

Репин И.Е. Портрет Л.Н.Толстого, 1887 г.

Источник иллюстрации: И.Е.Репин. Альбом репродукций/ автор-составитель Г.Стернин. – М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1961, лист 16. 

Панорама "Бородинская битва" (фрагменты)

 

Л.Н.Толстой за работой. Рис. И.Е.Репина, 1891 г. 

Источник иллюстрации: Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т. 2. – СПб.: Издательство "Пушкинского фонда", 2004. – С. 63. 

Природа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" и картина И.И.Левитана "Над вечным покоем" (1894)

 
В нижнем этаже музея-усадьбы Ясная Поляна находятся две комнаты, попеременно служившие Толстому кабинетом до того времени, как он был устроен наверху.«Комнату под сводами» Толстой особенно любил за тишину и уединенность. Здесь в начале 60-х годов писатель приступил к работе над одним из величайших своих произведений - романом «Война и мир». Здесь же в 80-е и 90-е годы он работал над обличительным трактатом «Так что же нам делать?», романом «Воскресение», драмой «Власть тьмы».

И.Е.Репин. Л.Н.Толстой в комнате под сводами. 1891 г.  Источник иллюстрации: И.Е.Репин. Альбом репродукций/ Г.Стернин.– М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1961, лист 16.

 

Из "Дневника" С.А.Толстой от 7 сентября 1908 года: "Пережили так называемый юбилей восьмидесятилетия Льва Николаевича. В общем – сколько любви и восхищения перед ним человечества. Чувствуется это и в статьях, и в письмах, и, главное, в телеграммах, которых около 2000. Все я собираю и намереваюсь отдать на хранение в Исторический музей в Москву. Так и будет: «Юбилейный архив»".

Л.Н.Толстой в Ясной Поляне (из книги В.Б.Шкловского "Лев Толстой")

 

Единственный цветной фотопортрет писателя, явившийся первым цветным фотопортретом в России. Май 1908 г. Ясная Поляна."... портрет Гр. Л.Н.Толстого исполнен мною 23 мая этого года и является единственным портретом, сфотографированным в красках непосредственно с натуры." С.М.Прокудин-Горский, 1908 г.

Л.Н.Толстой. Фотография С.М.Прокудина-Горского, 1908 г. 

   
   
   
   

literatura5.narod.ru

Петр Петрович Кончаловский А. Н. Толстой в гостях у художника: Описание произведения

О портрете Алексея Толстого в гостях у Петра Кончаловского энциклопедии и искусствоведческие сайты единодушно и справедливо сообщают нам: реализм. Да что там, практически парадный портрет. А что второе дно в картине открывается, так это с первого взгляда и не уловишь.

Толстой гостил в деревенском доме художника. Кончаловские проводили здесь много времени, сюда съезжалось многочисленное семейство и друзья. Алексей Толстой изображен за щедро накрытым столом. За спиной у писателя крепкая, сбитая из бревен стена, в руках рюмка, на столе еще две – для разных напитков. Зеленый бокал кажется старинным, явно дорогая посуда. Да и фляга под стать. Сочный окорок, тончайшие лепестки красной рыбы, запеченный то ли цыпленок, то ли куропатка, ярко-желтый сочный лимон, хрустящие огурчики, алые помидоры. Белая скатерть, еще светлее салфетка, прикрывающая жилет, и совсем сияющий - воротничок на рубашке Толстого.

Собеседник писателя – сам Кончаловский, его мы не видим, но предполагаем. Добротный дом, щедрый ужин, застольная беседа. Отличное пиршество - никто бы отказался такое разделить. Чувствуете диссонанс с советской действительностью? Впрочем, известно, что Алексею Толстому особо голодать не приходилось.

Картина могла бы быть гимном гедонизму. Жаль, сам Толстой немного «не так» одет: слишком при параде, слишком подтянут, слишком официален. Даже верхняя пуговица рубашки не расстегнута, галстук не ослаблен. Да и на лице его сложно отыскать тень эпикурейства – оно умное, вдумчивое, и, пожалуй, напряженное.

С позиции потомков, зная противоречивую жизнь «красного графа» – он был любимцем власти, человеком большого таланта, творил вместе с этой властью подлости и в то же время, используя свою приближенность к «верхушке», мог помогать опальным – мы можем увидеть в этом бытовом портрете не столь очевидные стороны. Перед ним стол с яствами, за ним – стена. Если отвлечься от деталей и сконцентрироваться на общем впечатлении, то можно ощутить, что Толстой словно зажат в этом узком пространстве. Перед ним – все блага жизни, за ним – выхода нет. Свернуть ему тоже некуда.

Этот портрет сопоставим с написанным Кончаловским портретом Всеволода Мейерхольда. На обеих картинах взгляд в первую очередь выхватывает щедрую, яркую, об удовольствиях жизненных сообщающую обстановку. И лишь отвлекшись от нее, замечаем самого героя, который ощутимо контрастирует с этой обстановкой…

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Описание картины Ивана Крамского «Портрет Льва Толстого»

Описание картины Ивана Крамского «Портрет Льва Толстого»

Теплым летом 1873 года российский художник Иван Крамской, рисовал одну из своих известных работ «Осмотр старого дома», и проживал в усадьбе, вблизи от Ясной Поляны (имения семьи Толстых). Поэтому художник непременно решил выделить время, чтоб посетить имение известного русского писателя и изобразить Льва Толстого на холсте.

К сожалению граф Толстой очень долго не хотел позировать художнику, да и вообще плохо относился к портретам. Как известно из писем графа Третьяков очень долго уговаривал его позировать для портрета, однако у него это так и не получилось. А вот художнику И. Крамского удалось его переубедить.

В этом знаменитом изображении талантливого писателя Крамской очень отчетливо отобразил свой талант психолога. Темный, невзрачный, не привлекающий к себе внимание фон портрета позволил автору все внимание обратить на изображенного персонажа произведения.

Крамской очень талантливо сумел передать внутренне состояние графа Толстого. Его полный внимания и холода взор очень проницательно смотрит на зрителя. Именно этот глубокий взгляд говорит, говорит, что перед нами потрясающий аналитик, способный заглянуть в самую глубину человеческой души. Одним своим тяжелым взглядом он может проникнуть в жизненную суть.

В своей работе художник старался максимально продемонстрировать цельность творческой натуры графа Толстого, его несклоняемую силу воли и невероятный интеллект. И как мы можем видеть, художнику это удалось.

Граф весьма демократичный, это лишний раз подчеркивает такой народный характер его внешнего облика. Как известно, Лев Толстой был очень близок к русскому народу.

По мнению многих экспертов, портрет гения Льва Толстого признан одним из лучших картин Крамского, нарисованных художником за всю его многолетнюю жизнь.

opisanie-kartin.com

Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи

Величайшего русского писателя Льва Николаевича Толстого, которого называли совестью нации, рисовали несколько знаменитых художников. Самые известные портреты классика принадлежат кисти И.Е. Репина, И.Н. Крамского, М.В. Нестерова. Из отечественных живописцев к образу Л.Н. Толстого обращались Л.О. Пастернак (отец писателя Б.Л. Пастернака) и Н.Н. Ге.

Всемирное признание

портрет толстого льва николаевичаНо есть портрет Толстого Льва Николаевича, автором которого является Пабло Пикассо (написан в 1956 году). Кроме того, рисовал автора романа «Война и мир» знаменитый польский художник Ян Стыка. У него есть несколько портретов классика и две картины. На одной изображен последний уход писателя с котомкой за плечами из Ясной Поляны. Полотно называется «На дороге к бесконечности». На второй запечатлен великий русский писатель, обнимающий Иисуса Христа.

В несколько необычной манере выполнен портрет Толстого Льва Николаевича американским графиком Маурисио Лазански. Наверное, и у этого полотна есть свои поклонники.

Работы известных мастеров

лев толстой портретНаша страна богата изображениями великого соотечественника. Особенно хорошо известны живописные произведения кисти вышеперечисленных русских художников. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. У М.В. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Леонид Пастернак много рисовал писателя. В 1901 году им был создан портрет Толстого Льва Николаевича на фоне грозы и при свете настольной лампы. А 1906 году он нарисовал портрет углем. Очень известна работа Н.Н. Ге 1884 года, на которой классик изображен самозабвенно пишущим: он не позирует, он работает. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера?». Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия.

Великий Крамской

л толстой портретС детства каждому россиянину из школьных учебников известно полотно, на котором изображен сорокапятилетний Лев Толстой, - портрет работы художника-передвижника И.Н. Крамского. Живописец-психолог, замечательный мастер портретной живописи написал в Ясной Поляне одну из лучших своих картин.

История создания такова. Лев Толстой долго отказывался, несмотря на уговоры Третьякова, позировать рекомендуемым художникам. Но Крамскому удалось убедить писателя. Это полотно так популярно потому, что художнику удалось раскрыть сложный мир гения и аналитика человеческих душ, которым был Лев Толстой. Портрет запечатлел на века спокойный взгляд уникального человека, передающий и простоту, и мудрость одновременно. И.Н. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Художник настолько был увлечен работой, что закончил первое полотно за три сеанса, второе удалось завершить еще быстрее. Этому живописцу под силу было заметить и запечатлеть скрытые движения души и черты характера изображаемого человека. Сам художник говорил, что портрет должен в первую очередь отображать то в человеке, за что его любит вся Россия. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть "великого Льва"». Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее.

Гениальный Репин

автор портрета толстогоСам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. У него самая большая серия портретов писателя. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Очень популярна картина, на которой писатель изображен лежащим под деревом в лесу и читающим книгу. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош.

Очень много зарисовок ко всем картинам. Необычайно популярна картина Ильи Ефимовича, где изображен Толстой, стоящий босиком на траве. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется - «Пахарь». Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Есть и семейный портрет, где писатель изображен с супругой, имеются зарисовки пишущего и читающего писателя в разных ракурсах. Работ очень много.

Гений на картине гения

Самой же известной является работа Репина 1887 года, на которой запечатлен великий писатель, сидящий в кресле с книгой в руке. Гениальный автор портрета Толстого изобразил «магистра мысли», спокойно откинувшегося на спинку темного кресла. В такой же цветовой гамме и одежда писателя. Картина рассказывает о гении очень просто. Цветовая гамма весьма скромна, что не умаляет величия ни картины, ни изображенного на ней «человека на все времена».

fb.ru

Живопись

В фондах музея хранится cвыше 500 произведений живописи. Коллекция включает обширную портретную галерею Толстого и его окружения, пейзажи Ясной Поляны и других мест, связанных с Толстым, иллюстрации к его произведениям. Одно лишь перечисление имен говорит об уровне собрания. В фондах и в экспозиции музея находятся выдающиеся работы И. Е. Репина, Н. Н. Ге, Л. О. Пастернака, М. В. Нестерова.

Современники Толстого, его друзья и почитатели, среди которых было немало художников, понимали важность сохранения для потомков всего, что связано с именем великого писателя. Еще в 1908 году, в канун празднования 80-летнего юбилея Толстого, они задумали создать музей его имени. И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. Многие жертвовали свои произведения в дар музею.

В организации и открытии Толстовского музея в Москве, которое состоялось уже после смерти писателя, в декабре 1911 года, непосредственное участие приняли Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, С. Д. Меркуров, автор посмертной маски Л. Н. Толстого, и другие.

Уже тогда в коллекции музея находились значительные художественные ценности, которые и сейчас составляют гордость музея. Среди них — выдающиеся работы И. Н. Крамского, И. Е. Репина, Н. Н. Ге, Л. О. Пастернака, М. С. Башилова, С. Н. Салтанова, И. Я. Гинцбурга, П. П. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Сухотиной-Толстой. Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого — Сергеем, Ильей и Татьяной. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Чертков, А. К. Черткова, Ю. И. Игумнова, П. И. Бирюков, Н. Л. Оболенский и др.

Основу изобразительной коллекции составляет галерея прижизненных портретов писателя — от самого первого, выполненного рукой непрофессионального художника, профильного изображения будущего писателя в его студенческую пору, до последнего, одного из самых драматических портретов, созданного художником В. Н. Мешковым незадолго до смерти Л. Н. Толстого.

Открывает живописную портретную галерею блестящий портрет писателя в пору расцвета его творчества, в период между двумя романами — «Войной и миром» и «Анной Карениной», работы И. Н. Крамского (1873 г.). В экспозиции представлена его копия, исполненная в 1912 году художником-передвижником Н. В. Орловым, произведения которого на крестьянскую тему высоко ценил Лев Николаевич.

Среди других выдающихся портретов, исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г.) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей — С. А. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Черткова, М. А. и С. А. Стаховичей.

Художники, которым довелось видеть и знать Толстого, писать его, каждый раз открывали в нем все новые и новые грани сложной грандиозной личности, не всегда доступной пониманию, но обладающей большой притягательной силой.

М. В. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины «На Руси», признается в том, как трудно дать в искусстве целостный образ писателя: «Познакомившись <с Толстым>, я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей». Помимо живописного портрета 1907 года и его повторения 1921 г., в фондах музея находится десять портретных карандашных изображений писателя, сделанных Нестеровым в Ясной Поляне летом 1906 года. Среди них одиy рисунок был особенно дорог Толстому, он напоминал ему «своим выражением, мягкостью братца Николеньку».

Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Сам художник считал все сделанное им о Толстом своего рода мемуарами на языке изобразительного искусства. Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Среди них самый значительный, столь непохожий на другие портреты по своей образной характеристике — обобщенный до символа — портрет 1901 года, изображающий Толстого в профиль на фоне грозового неба.

В разные годы писали Толстого художники А. В. Моравов, Ю. И. Игумнова, И. П. Похитонов, П. И. Нерадовский. В советское время — С. В. Малютин, А. А. Пластов, К. И. Рудаков, Б. В. Щербаков, Д. А. Шмаринов и др.

Особую группу произведений в изобразительном фонде музея составляют работы представителей рода Толстых, в том числе и детей Льва Николаевича, а также его жены Софьи Андреевны Толстой. Это барельефы и силуэты Ф. П. Толстого, Д. Н. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Остен-Сакен, А. А. Толстой, многочисленные портреты Толстого и его окружения работы дочери писателя Татьяны Львовны, талант которой ценили И. Е. Репин и Н. Н. Ге. Эту группу замыкают пейзажи Ясной Поляны и Хамовников кисти уже нашего современника, правнука писателя О. В. Толстого.

Виды мест, связанных с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, запечатлели художники С. Н. Салтанов, В. К. Бялыницкий-Бируля, В. П. Батурин, С. А. Виноградов, П. И. Петровичев, Б. В. Щербаков и др.

Коллекция музея постоянно пополняется, у музея всегда существовали и существуют прочные связи с художниками, которым дорого творчество писателя.

tolstoymuseum.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта