Какая история создания картины ,,Сотворение Адама,,? Сотворение картина
Сотворение мира в искусстве
Сотворение мира — группа космогонических мифов и преданий в мифологиях и религиях, особенностью которых является наличие демиурга или Бога-Творца, действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.
Термин «сотворение мира» антонимичен по отношению к термину «Происхождение вселенной», используемому в современных естественных науках. Это касается как антонимии «сотворение» — «происхождение», так и противопоставления неопределённо-архаичного термина «мир» космологическому термину «Вселенная».
Diletant.media собрал в этой подбоке некоторые иллюстрации, отражающие представление религии на тему сотворения мира.
Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Сотворение мира.
Федор Антонович Бруни. Сотворение мира. Эскиз стенной живописи для Исаакиевского собора. 1841−1845 гг. (ГРМ)
Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, Италия, мозаика XII в.
Сотворение света (Быт. 1, 3−5) (Сотворение мира). Западный рукав; Собор Святого Марка; Венеция, XIII в.
Ян Брейгель Младший, «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды»
Рекомендовано вам
diletant.media
Какая история создания картины ,,Сотворение Адама,,?
Микеланджело прославленный живописец и скульптор эпохи Возрождения. Он прожил долгую и плодотворную жизнь. Родившись в 1475 году, уже в конце 80-х годов XV века он начал учиться скульптуре и изобразительному искусству, а в начале 90-х создал свои первые самостоятельные произведения. Даже в этих юношеских работах (автору 15-17 лет) заметны задатки будущего гения. К началу XVI века Микеланджело был уже довольно известным скульптором.
В 1505 года папа Римский пригласил его для создания собственной гробницы, работа над которой продолжалась почти 40 лет. А вот роспись сводов Сикстинской капеллы, сделать которую поручил тот же Юлий II, Микеланджело закончил в рекордно короткие сроки. Всего 4 года понадобилось ему, чтобы создать десятки фресок общей площадью 600 м, на которых изображены более 300 фигур. Фреска Сотворение Адама - одна из центральных во всей композиции.
Искусствоведы отмечают, что за роспись сводов Микеланджело взялся с большой неохотой. Он предлагал поручить это дело Рафаэлю, но Юлий II был непреклонен. Постепенно работа увлекла художника, так был создан шедевр монументального искусства.
Здание капеллы было построено в конце XV века по заказу папы Сикста IV. В настоящее время это одно из самых важных мест католического мира. Именно в этом здании собирается конклав архиепископов и кардиналов для выбора нового папы.
На потолке капеллы Микеланджело создал грандиозный ансамбль, в центре которого помещены 9 сюжетов из Ветхого Завета. Первый сюжет Отделение света от тьмы, последний Опьянение Ноя. Центральное место в композиции занимают фрески Сотворение Адама, Сотворение Евы и Грехопадение.По периметру фресок центрального поля изображены фигуры юношей и девушек, пророков и сивилл, а боковины свода расписаны сюжетами из Ветхого Завета и представляют предшественников Иисуса Христа.
Сюжет был взят из Ветхого Завета. В Библии сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Изображение можно условно разделить на 2 части. Вверху и справа помещен Господь. Он предстает в образе седовласого, но полного физических сил старца. Его окружает сонм ангелов. Завершают образ красные драпировки. Они усиливают впечатление, передавая ощущение энергии и силы.
Внизу и слева изображена фигура Адама. Это прекрасный юноша. Его силы еще не разбужены, он тянется к Богу слабой рукой. Десница Господа вот-вот должна коснуться ее и передать человеку жизненную энергию. Когда две руки соприкоснутся, акт творения завершится.
Фреска Сотворение Адама выделяется среди прочих, созданных Микеланджело. Вероятно, этот сюжет особенно сильно взволновал его. Примечательно, что на ней изображено не физическое сотворение человека, а передача ему жизненной энергии души, искры божьей. Художнику удалось показать динамику и драматизм сцены.
Искусствоведы отмечают, что Адам Микеланджело тянется рукой не только к Богу, но и к Еве. Она еще не родилась, Всевышний прикрывает ее своею левой рукой.
http://fb.ru/article/169711/freska-mikelandjelo-sotvorenie-adama-opisanie-i-istoriya-sozdaniya
info-4all.ru
Картина сотворения мира. Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет
Картина сотворения мира
В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
И. К. Айвазовский. Хаос. Сотворение мира. XIX в.
Быт 1, 1–4
Г. Доре. «И стал свет»
Быт 1, 3–4
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвертый.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо.
Быт 1, 1–25
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
religion.wikireading.ru
СОТВОРЕНИЕ МИРА - Антология
Сотворение мира
(Ветхий Завет)Мастер Бертрам (XIV). "Сотворение животных"
«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». В этом описании, начале всех начал, нет ни одного изобразительного мотива. Кажется, что сотворение мира не может быть сюжетом для живописи, ибо невозможно создать что-либо видимое, пока не появилось еще ни одной формы. За первыми словами Библии — «В начале сотворил Бог небо и землю» — стоит Ничто, не имеющее ни времени, ни пространства. В акте Творения Божьего была заложена предопределенность всего последующего развития, и другого творческого акта, кроме первичного, не могло быть, все индивидуальные человеческие устремления, в том числе и любой художественный произвол, уже содержались в Божественном творчестве.
Бог-Творец. Миниатюра неизвестного художника (XIII в.)
Росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело произвели не просто огромное впечатление. Впервые искусство служило не иллюстрацией к тексту, но повторяло вслед за Божественной Волей чудо возникновения формы из Ничего. «Отделение света от тьмы» и «Отделение воды от земли» — два уникальных случая изображения сюжета, за которые до Микеланджело никто не дерзнул взяться.
Иудаистская традиция запрещает какое-либо изображение Творца, опасаясь, что человек, сотворенный по образу и подобию Бога, и сам сотворит Бога по подобию своему. Первые христиане были учениками античных мастеров, привыкших к пластическому воплощению любой идеи. Они нарушили строгий закон иудаизма. Оправданием нарушения Ветхого Завета служил Новый Завет, в котором Господь появляется вочеловеченным. Яхве, он же Адонай, он же Элохим, был непроизносимым и неизобразимым. Иисус Христос, являющийся в то же время и Богом Ветхого Завета, может быть увиден человеческим, а не духовным взором, каким его видела иерусалимская толпа, не признававшая в нем Бога.
Тинторетто. Сотворение животных
В ранних изображениях ветхозаветного Бога можно заметить, как мастера пользуются оправданием, предоставленным им Новым Заветом, и придают Яхве черты Иисуса Христа. Во французской миниатюре XIII века Саваоф наделен ликом Иисуса, хотя иллюстрируется Ветхий Завет. Не решаясь конкретно изобразить какой-либо из дней Творения, средневековый миниатюрист создает абстрактный образ Творца. Круг, похожий на сковородку с яичницей, символизирует Вселенную. Фигура Бога-Иисуса вписана в золотой фон, находящийся за пределами Человеческой Вселенной. Бог есть свет: золото не декоративно, оно является сущностью Бога.
Вильям Блейк. Сотворение мира
В руке Творец держит циркуль. Этот атрибут прекрасно выражает сущность готического искусства. Несмотря на всю метафизичность мышления, готическое искусство строится на четких логических принципах. Ирреальные громады средневековых соборов держатся на точно выверенных конструкциях, напоминающих о стиле современного утилитаризма. Зодчий, создающий храм — подобие Царства Божьего на земле, — в одно и то же время наделен и высшей благодатью, и трезвым, ясным рассудком. Геометрия, чистая и абстрактная наука, построенная на гармонии холодных чисел, положена в основу храма, как и в основу мира.
Как это ни странно, готический Творец оказывается рациональнее Творца ренессансного. Сумрачный Саваоф Микеланджело из Сикстинской капеллы создает мир в порыве творческого вдохновения. Не математический расчет, а движение бешеной силы лежит в основе всего нового ренессансного мира.
Микеланджело в своих росписях отказывается от любимого средневековьем сюжета сотворения животных. Для него он слишком конкретен. Для него важнее четыре первых дня, до того никогда не изображавшиеся. День пятый дает возможность забавного перечисления животных, как это делает мастер Бертрам в конце XIV века. Опять мы видим Саваофа с ликом Иисуса Христа, окруженного рыбами, птицами и зверями.
Микеланджело. Сотворение мира
Хотя вид животных передан с натуралистической точностью, они располагаются вокруг фигуры Творца как условные знаки, похожие на переводные картинки. В этом расположении виден наивный рационализм — животные как будто переносятся в бытие из условной таблицы, возникшей в сознании Господнем. От этого наивного перечисления отличается картина Тинторетто, у которого животные возникают в результате оплодотворяющего усилия Божественной Мысли.
За пластическим движением, близким Микеланджело, у Тинторетто стоит схожее чувство космогонии.
XVII и XVIII века, эпоха барокко и рококо, с их все нарастающим культом частностей, не дерзали изобразить дни Творения. Характерно, что этот сюжет проникает в музыку как в более абстрактное искусство и появляется в оратории Гайдна «Сотворение мира».
Только в конце XVIII века в странном искусстве английского художника Вильяма Блейка, испытавшего влияние поэзии Мильтона и всевозможных мистических и религиозных учений, возникает космический сюжет сотворения мира. Бог-Творец Блейка представляет собой гибрид готического Зодчего и микеланджеловского Духа. Как у Микеланджело, Творец изображен в виде гигантского старца, мощным усилием извлекающего Форму из Ничего. В руке у него циркуль, как и у средневекового Зодчего Иисуса. Но он не держит этот инструмент — циркуль подобен двум молниям, вырывающимся из десницы Саваофа.
Произведение Блейка дает романтический образ Творца. Не рациональный Мастер готики, но и не ренессансное воплощение Духа, а фантастическое видение поэта, чей взор достиг небесной сферы. Блейк становится предтечей всего современного искусства: и абстрактных откровений, вроде сюиты Чюрлениса «Сотворение мира», и мультипликаций Жана Эффеля, заканчивающих иконографический ряд изображений первых пяти дней Творения.
(Аркадий Ипполитов)
www.renesans.ru
Путеводитель по национальному музею Марка Шагала в Ницце (2)
В первых двенадцати картинах цикла Шагал проиллюстрировал, точно следуя тексту Библии, те эпизоды, в которых отражены отношения человека и Бога. Художник сам занимался развеской работ в музее, и их распределение по стенам соответствует не хронологическому порядку библейской истории, а формальным и религиозным соответствиям. Так, внимание посетителя, входящего в большой зал Национального музея Марка Шагала в Ницце , сразу привлекает Сотворение человека – ключевой момент сотворения мира. Именно этой работай Шагал открывает цикл, посвященный отношениям Бога и человека. На размещенной справа от неё картине Жертвоприношение Исаака тело Исаака столь же расслаблено, как тело человека в руках ангела в Сотворении. Это кроткое самозабвение не может не напомнить о тех параллелях, которые комментаторы Библии уже давно установили между этими двумя эпизодами: во время жертвоприношения человек переживает второе рождение; с этого момента он верует в Бога единого.
Как и многие другие произведения Шагала, цикл Библейское послание отличается насыщенными и переливающимися красками. Каждая картина выдержана в особенной гамме; художник использует то решительный красный, то интенсивный светло-жёлтый, то яркие синие и зеленые тона, вдыхая жизнь и смысл в изображаемые им библейские сцены. В каждой работе используются три основных цвета спектра, и их тёплые и холодные оттенки подчёркивают общую тональность полотна, на фоне которой всегда выделяется белый цвет, означающий у Шагала присутствие божественного.
Картина Сотворение человека Марка Шагала (1956 – 1958). Холст, масло (299x200,5 см)
Сотворение человека – картина, открывающая собой цикл Библейское послание, была завершена одной из первых. В ней различаются два регистра, небесный и земной, так же, как и в классических алтарных композициях, потому что изначально Шагал предполагал поместить её в алтарь часовни. В нижней части картины ангел, несущий на руках Адама, поднимается из вод первичного океана, в глубине которого Шагал изобразил животных, поскольку они были созданы до человека. Вверху, в небе, крутящееся солнце в своём вращении увлекает за собой еврейский народ и эпизоды библейской истории. Так, здесь можно видеть Христа на кресте. Его бёдра обёрнуты молитвенным покрывалом, которое евреи обычно надевают в синагогу; для Шагала он – не Мессия, как для христиан, а принесенный в жертву иудей.
Картина Рай Марка Шагала (1961). Холст, масло (198x288 см)
На этом полотне Эдемский сад изображён в синих и зеленых тонах с яркими пятнами тёплых цветов. Работа была замыслена как диптих, представляющий сцену сотворения Евы слева и сцену искушения справа. Животные и странные существа смешанной природы, которые часто встречаются в работах Шагала, кружаться вокруг человека в едином порыве блаженства. Сотворение Евы с помощью метафорического языка: над Адамом, сидящим с поднятой рукой, летает облако, означающее в Библии божественное присутствие. Облако здесь имеет форму кокона, из которого Ева выпархивает, как бабочка из куколки. Справа прародители Адам и Ева, крепко обнявшись и как будто образуя единое тело с двумя руками и тремя ногами, вот-вот вкусят запретный плод Древа познания добра и зла, который сделает их равными Богу.
Картина Изгнание Адама и Евы из рая Марка Шагала (1961).
Холст, масло (190,5x283,5)
Это полотно, уравновешенное несколькими цветовыми пятнами, представляет рай, потрясенный изгнанием: взлетают птицы с козьими головами, другие птицы висят вниз головой, из реки выпрыгивают крылатые рыбы. Вверху в центре ангел, воплощающий божественный гнев, указывает Адаму и Еве путь изгнания, и они выходят из композиции справа, так же, как и во всех традиционных изображениях этой сцены. Они едут на красном петухе, символизирующем жизненную силу и плодотворность, и как будто улетают в будущее человечества. Фигура матери с ребёнком в правом нижнем углу подтверждает такое оптимистическое понимание первородного греха. В правом верхнем углу художник изобразил самого себя за работой, тем самым подчёркивая, что полотно отражает его собственное понимание истоиии человеческого рода.
Картина Ноев ковчег Марка Шагала (1961-1966). Холст, масло (236x234 см)
В первый раз в истории искусства Ноев ковчег изображается именно изнутри, а не снаружи ( будь то в процессе постройки ковчега или во время его скитаний по рагическому пейзажу потопа), как это делали художники до Шагала. Воды потопа как будто заливают всю картину, создавая влажную, насыщенную парами атмосферу, а ковчег становится лоном, из которого во второй раз рождается человечество. Вразрез с текстом Ветхого Завета Шагал помещает в ковчег множество людей. Женские фигуры с младенцами, в том числе мать с ребёнком, раскинувшим крестообразно руки, вероятно, отсылают к истории Христа и символизируют будущие несчастья еврейского народа. Круглая конструкция вокруг окна, сквозь котрое льётся божественный свет, создаёт редкий у Шагала эффект глубины.
Картина Ной и радуга (1961-1966). Холст, масло (205x292,5)
Первый Завет, скрепляющий союз между Богом и человеком, ясно выражен посредством встроенного в композицию овала, который уравновешивается пятнами основных цветов: красным сверху, жёлтым слева и синим справа. Дуга радуги перекликается с дугой тела спящего Ноя ( его имя на иврите означает «отдых» и «утешение»). Жёлтый ангел, являющий собой божественное Слово, подчёркивает чудесную природу радуги. Её удивительной белизной Шагал показывает, что знаком с оптическими теориями цвета, согласно которым белый является суммой всех цветов. Ангел возвещает благословение, обещанное Заветом, и показывает сцены будущего счастья (в верхней части картины) и беды еврейского народа (внизу) – как описанные пророками в Библии, так и те, которые евреям действительно пришлось пережить в ходе истории.
Картина Авраам и три ангела Марка Шагала (1960-1966).
Холст, масло (190x292 см)
Отличительная черта этой композиции – взаимодействие горизонтальной линии скамьи на первом плане и ритма повторяющихся вертикалей. Яркий красный на заднем плане, цвет жизни и любви, местами переходящий в тёмное золото икон, оттеняет белизну крыльев трёх ангелов, которые напоминают ангелов троицы Андрея Рублёва (Третьяковская галерея, Москва). Фигуры Авраама и Сары, оттеснённые в левую часть картины под густой, как лес, Маврийский дуб, как будто застыли в изумлении, услышав весть о будущем рождении у них сына, несмотря на их преклонный возраст. В правой верхней части картины Шагал поместил следующий по порядку эпизод Библии: ангелы сообщают Аврааму о разрушении Содома и Гоморры.
Источник: "Национальный музей Марка Шагала, Ницца". Текст: Элизабет Паку-Рэм. Art lys, 2012.
Другие статьи на эту тему:
Путеводитель по национальному музею Марка Шагала в Ницце (1)
lazur-bereg.com
Микалоюс Константинас Чюрлёнис Сотворение мира IX: Описание произведения
«Сотворение мира» задумывалось как масштабный цикл. Чюрлёнис собирался посвятить ему всю жизнь и написать не менее ста картин, однако успел – лишь тринадцать.Традиционная трактовка темы сотворения мира опирается на библейские сюжеты, на Книгу Бытия. «Сотворение мира» Чюрлёниса – иное. Здесь отразились его собственные представления о вечной красоте и недосягаемой гармонии, фантастические и проникнутые мистическим духом. Именно благодаря циклу «Сотворение мира» имя Чюрлёниса нередко связывают с космизмом – новым направлением в русской живописи, возникшим в самом начале ХХ века и связанным с художественным освоением новых, вселенских, горизонтов.
Композиция картины Чюрлениса из цикла «Сотворение мира» строится по законам музыкальной гармонии. Стебли фантастических растений тянутся вверх, почти не переплетаясь и вспыхивая время от времени яркими красно-оранжевыми цветами. Их тропическое буйство передаёт интенсивность и пульсирующую энергию происходящих процессов. Чюрлёнис в своей живописи словно улавливает и передает ритмы природы – вечно повторяющиеся и все же изменчивые, в то же время он пишет реальность с иными, отличными от земных, параметрами. Искусствоведы говорят, что в созданном Чюрлёнисом пространстве нередко отсутствует сила земного притяжения.
Затемненные силуэты в нижней трети картины напоминают человеческие. Возможно, их даже допустимо интерпретировать как фигуры людей, наблюдающих за разворачивающимся на их глазах процессом сотворения Вселенной. В таком случае человек становится не просто пассивным объектом творящей энергии Природы, но и в какой-то степени соучастником этих процессов. Природа на картинах Чюрлёниса дается как мощное и всепроникающее творческое начало. «Это пантеист чистейшей воды», - справедливо говорилось о Чюрленисе в одной из первых положительных рецензий на его картины.
Впрочем, напрасно мы бы стали искать более рационального истолкования того, что изображено в «Сотворении мира». По-видимому, этого и не нужно. Современники вспоминают, что Чюрлёнис, человек по натуре очень добрый и деликатный, мог выйти из себя только в одном случае. Когда к нему обращались с просьбой «объяснить», что именно изображено на его картинах и как их следует понимать. «Почему они не смотрят? – восклицал тогда Чюрлёнис. – Почему не хотят напрягать свою душу?»
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Сотворение Мира Внешние створки триптиха Иеронима Босха Сад земных наслаждений
Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Кроме того, изображена только что появившаяся растительность. Имеются свидетельства, что Босхом написан также и пятый день творения: сотворение на земле животного мира - на обороте ставней главного алтаря в Хертогенбосе. Рассматриваемая композиция - первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Этот редчайший, если не сказать уникальный, сюжет демонстрирует всю глубину и силу воображения Босха.
О технике живописи Иеронима Босха. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. На фоне суховатой живописи большинства фламандских и голландских художников того времени с их надоевшими драпировками и навязчивой анатомией, его картины выглядят живыми и динамичными, краски - сочными, а мазок, ложащийся с первого раза, так что часто остаются на виду предварительные наметки, - быстрым, живым и выразительным. На деревянной поверхности, обработанной слоем просвечивающего розоватого лака поверх грунтовой основы, цвет становится блестящим и прозрачным, играет розовыми и лиловыми оттенками в соседстве с небесно-голубыми, желтыми, нефритово-зелеными, коричневыми, вспыхивает оранжевым, кармином, серно-желтым в зареве пожаров и растворяется в сложной гамме световых завес в изумительных пейзажах.
Иногда цвет картин Босха становится почти «импрессионистическим», сгущаясь в тончайших зигзагах и мерцающих прожилках, полученных от прикосновения щеточки с белой краской. В произведениях последнего периода цвет, наоборот, свободно ложится на плоскую поверхность, образуя выразительные контрасты. Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Если в ранних произведениях он еще более или менее придерживается традиционной перспективы, то в больших фантасмагориях зрелого периода он изобретает новую технику. Босх создает некое неопределенное пространство, где множество движущихся фигурок, выстроившихся в горизонтальные или слегка наклонные цепочки, образует непрерывный первый план, противопоставляемый эпизодам фона, но без всякой обратной зависимости.
История искусства. Далее →
smallbay.ru