Игорь Грабарь: жизнь и творчество художника. Картина грабаря


Игорь Грабарь: жизнь и творчество художника

Игорь Грабарь (13 (25) марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник-живописец.

Содержание

Биография Игоря Грабаря

Творчество Грабаря

Работы художника

Картины Игоря Грабаря

Библиография

Биография Игоря Грабаря

Родился в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Бориса Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью — Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына, отец с семьёй был вынужден бежать из Венгрии в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей миллионера П. П. Демидова, а спустя около трёх лет переехал с ними в Париж.

В 1876 году семья переехала в Российскую империю.

С 1880 по 1882 жил с семьей в Егорьевске Рязанской губернии, где в местной гимназии преподавал его отец; учился в про гимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя Ивана Тургенева.

С 1882 по 1889 годы Игорь Грабарь учился в Москве — в лицее цесаревича Николая (окончил в 1889 году с золотой медалью), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника.

Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств и в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где его руководителем некоторое время был И. Е. Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене.

Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Творчество Грабаря

В художественной его продукции вначале доминировали простые по мотиву, но насыщенные по колориту пейзажи (Белая зима. Грачиные гнезда, Февральская лазурь, Мартовский снег, все три работы 1904) и натюрморты (Неприбранный стол, 1907; все — в Третьяковской галерее).

Тогда же обнаружился его талант портретиста, а также архитектора (неоренессансно-палладианская усадьба Захарьино под Москвой, 1909-1914).

В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н.В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея).

Писал и официальные полотна («В.И. Ленин у прямого провода», 1933; «Крестьяне-ходоки на приеме у В.И. Ленина и И.В. Сталина», 1938; обе картины в музее в Горках Ленинских). Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937; Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» «Моя жизнь» (1937). При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. 1-13, 1953-1969).

В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И. Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944).

Наибольшим стимулом в живописи стала любовь художника к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него и картины природы успешно заменял собою натюрморт.

В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию — ведущим ее мотивом стало изображение инея. «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года.

По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое — именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве.

Грабарь писал иней «на всякие лады» — разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни — «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции».

В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея» (1907-1908).

Работы художника

Пейзажи и натюрморты

«Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),«Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),«Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),«Февральская лазурь» (1904, ГТГ),«Мартовский снег» (1904, ГТГ),«Хризантемы» (1905, ГТГ),«Неприбранный стол» (1907, ГТГ)«Груши на синей скатерти» (1915, Русский музей),«Разъяснивает» (1928)«Последний снег» (1931),«Берёзовая аллея» (1940),«Зимний пейзаж» (1954)

Жанровые сцены

«В. И. Ленин у прямого провода»,«Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»

Библиография

  • Грабарь И. Э. Репин — М.: 1933. — 264 с. — 50 000 экз. ЖЗЛ
  • Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. — М.: 1964. — 338 с.: ил.
  • Грабарь И. Э. Письма, тт. 1-3. — М.: 1974—1983.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: maslovka.org, igor-grabar.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Игорь Грабарь: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Игорь Грабарь: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Игорь Эммануилович Грабарь. - Cultobzor.ru

Открыть доступ

«Золотая осень».

Пейзаж «Золотая осень» смело можно назвать одной из самых значимых работ, созданных в наиболее плодотворный период творчества мастера – в начале 1900-х гг. Выразительность и блестящее решение задачи передачи нюансов освещения на пленере ставят эту картину в один ряд с классическими шедеврами И.Э. Грабаря – «Иней», «Февральская лазурь», «Березовая чаща»

 

Игорь Грабарь "Золотая осень"Игорь Грабарь "Золотая осень"

Грабарь Игорь Эммануилович (1871–1960) — «Золотая осень» 1904 г.

Холст, масло, 98,8 х 65,5 см. Справа внизу авторские подпись и дата: ≪И.Грабарь 1904 г.≫. Кромки холста подведены.

Оформлена в старинную золоченую деревянную резную раму. Экспертное заключение НИНЭ им. П.М.Третьякова от 30.06.2014 г.

23 000 000 – 30 000 000 руб.

*****

В начале 1900-х гг. Грабарь искал новые приемы пейзажной живописи. В своих воспоминаниях он записал слова Ф.А. Малявина, выражавшие общее мнение: «Как же ты не понимаешь, что после Левитана нельзя уже писать пейзажа. Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. Пейзажу, батенька, крышка».

Грабарь же был убежден, что «ни пейзаж, ни портрет и вообще ничто в живописи не может остановиться, а будет расти и эволюционировать». Именно поэтому он продолжал упорно писать подмосковные пейзажи – типичную природу средней полосы России. Наиболее полно его талант пейзажиста проявился во время работы в Дугино, где незадолго до того работал И.И. Левитан.

 

Игорь Грабарь "Белая зима. Грачиные гнезда" 1904. ГТГИгорь Грабарь "Белая зима. Грачиные гнезда" 1904. ГТГИгорь Грабарь "Угасающий день. (фрагмент)" 1904. ГТГ
Игорь Грабарь "Угасающий день. (фрагмент)" 1904. ГТГИгорь Грабарь "Отблеск зари" 1904. НХМ РБИгорь Грабарь "Отблеск зари" 1904. НХМ РБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картина «Золотая осень» создана в «дугинский период» творчества И.Э. Грабаря – 1910-е гг. В своей автобиографии художник писал: «я застрял [в Дугино] и на вторую зиму, на второй, третий, четвертый и на тринадцатый год, превратившись в одного из старейших дугинских аборигенов.

Эти тринадцать лет были самыми кипучими как в моей художественной деятельности, так и в деятельности литературной, архитектурно-строительной и в значительной степени и музейной».

Усадьба Дугино принадлежала художнику-любителю Николаю Васильевичу Мещерину. Впоследствии художник женился на племяннице владельца усадьбы Валентине Михайловне Мещериной. В доме Мещериных была создана большая мастерская, в которой работали многие знаменитые художники.

«Оказалось, что в Дугине перебывали все известные московские художники, которых привлекало радушие и гостеприимство хозяина, деликатность его натуры и наличие несомненного дарования» – вспоминал И.Э. Грабарь.

В это время художник исследовал различные эффекты света и увлекался девизионизмом – техникой, для которой характерно письмо чётко различимыми мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя.

«Мне страстно хотелось работать, главным образом писать зиму, снег, иней, развивая далее то, что удалось до сих пор достигнуть… Хотелось передать эффект белого снега на белом небе, с белой березой. Эта белизна без белильности, кажется, удалась. <…>

Картина, названная мною, в соответствии с задачей, которую я себе поставил, «Белая зима», очень понравилась Серову, сказавшему мне на выставке: – Трудная задача, а вышла у вас. Зима – действительно белая, а белил не чувствуешь. – Это впечатление достигнуто тем же способом несмешения красок на палитре, а смешения их на холсте… ».

 

Игорь Грабарь "Березовая чаща" 1907. Частное собрание, Москва
Игорь Грабарь "Березовая чаща" 1907. Частное собрание, Москва

 

Природа Дугина завораживала художника: «Вот она, типичная подмосковная природа. Куда ни взглянешь, все красиво, все хотелось писать, все было лучше, чем в Наре, чем в Титове. Я в первый же день проехался, чтобы ознакомиться с окрестностями Дугина, которыми остался очень доволен, особенно обилием берез.

Это странное дерево, единственное среди всех  белое, редко встречающееся на Западе и столь типичное для России, меня прямо заворожило. <…> В Дугине перед домом стояла славная березовая рощица, в конце которой, на выходе в поле, был так называемый «кружок» – группа в несколько особенно живописных берез, красиво изогнутых и ритмично расположенных».

Березы стали одним из излюбленных пейзажных мотивов Грабаря. Он писал их зимой, ранней весной, летом и осенью, каждый раз восхищаясь «ритмом веток» и цветовыми сочетаниями листьев. Неоднократно писал он небольшую рощу около главного дома: «Мне удалось написать один удачный большой солнечный этюд березовой рощи, одетой в золото, купленный П.П. Рябушинским».

Стоит отметить, что художник называл этюдами очень большие картины. Кроме «Золотой осени» он назвал этюдом и «Мартовский снег» (80х62 см). Впоследствии дугинские картины И.Э. Грабаря экспонировались на выставке Союза русских художников в Москве зимой 1908–1909 гг. – последней выставке, на которой появилась столь значительная серия работ Грабаря.

 

Игорь Грабарь "Золотая осень (фрагмент)" 1904Игорь Грабарь "Золотая осень (фрагмент)" 1904

 

Грабарь Игорь Эммануилович (1871–1960) – живописец, пейзажист, педагог, искусствовед, музеолог. Действительный член ИАХ (1913), действительный член АН СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956).

В 1882–1889 гг. посещал занятия Московского общества любителей художеств. В 1889–1893 гг. учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, но выбрав карьеру художника, в 1894 г. поступил в ИАХ. Занимался в мастерской И.Е.Репина. Затем посетил Париж и Мюнхен.

Член обществ: «Мир искусства» (с 1901), СРХ, ОМХ. С 1903 г. выставлял свои работы в России и за рубежом. В 1906 г. принял участие в выставке русского искусства, устроенной Сергеем Дягилевым в рамках Русских Сезонов. Был художественным критиком, занимался исследовательской и просветительской работой.

Писал искусствоведческие статьи в журналах «Мир искусства», «Весы», «Старые годы», «Аполлон», «Нива» и др. Редактор и один из главных авторов издания «История русского искусства» и серии монографий «Русские художники».

В начале 1913 г. Московская городская дума избрала И.Э. Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Продолжал активно участвовать в художественной жизни страны и после революции. До 1925 г. был директором ГТГ, директором ГЦХРМ (1918–1930), МХИ (1937–1943), Всероссийской АХ, профессором, доктором искусствоведения.

Вел активную работу по сбору из разоренных дворянских усадеб произведений искусства и формированию Музейного фонда СССР. Работы художника хранятся в ГТГ, ГРМ и других крупнейших музеях страны.

*****

Всю информацию по участию в аукционе и о представленных произведениях вы можете получить в Аукционном доме «КабинетЪ» – справки по телефонам (499) 238-29-30, (499) 238-14-69.

 

Аукционный Дом КабинетЪ

cultobzor.ru

Грабарь Игорь Эммануилович – художник, биография и творчество

Художник Грабарь Игорь Эммануилович родился 1871 г. в Венгрии весной 25 марта в городе Будапеште, который на тот момент входил в состав Австро-Венгрии. Многие родственники семьи принимали участие в европейском славянофильском движении, за что подвергались гонениям.

Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. В 1872 г. семья покинула Венгрию и перебралась в Италию, где Эммануил Грабарь получил работу учителя детей богача П. Демидова, а через три года вместе с этой семьей отправился в Париж. Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию. Мальчик практически все время находился у родственников и лишь в 1880 г. они вместе с матерью поселились в Рязанской губернии, где Эммануил работал преподавателем в гимназии.

С самого раннего детства Игорь Грабарь отличался целеустремленностью, трудолюбием и безмерно любил искусство. По его словам, он «тратил пропасть бумаги», писал, старался сделать копии генеральских портретов из популярного издания «Нива».

Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И.Шевченко. Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение. «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах». Подросток самостоятельно по репродукциям с огромным интересом знакомился со многими произведениями русских художников. А в одиннадцать лет он побывал на художественной выставке, где затаив дыхание, долгое время стоял перед лучшими полотнами Репина и Сурикова, Флавицкого и Верещагина, Перова и Куинджи, Васильева и Крамского. Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке. Многие часы посвящает рисованию с натуры. Летом он пробует заняться пейзажной живописью.

Художник Грабарь оканчивает лицей по высшему разряду, то есть, с золотой медалью и соответственно поступает на дальнейшую учебу в университет, и одновременно обучается в историко-филологическом и на юридическом и факультетах. После окончании обучения в данном заведении в 23 года отроду он был зачислен в Академию художеств, огромную мечту всей его юности. Но молодой человек и после академии продолжает учебу, теперь уже в Европе в Германии и во Франции. После получения познаний европейских ценностей в 1903 году художник возвращается в Россию в Москву, где принимает активное участие в различных выставках. На его картины обращают внимание современники, как в России, так и в Европе, соответственно Грабарь получает множество положительных отзывов.

Паралельно с творческой деятельностью живописец занимается и просветительской и иследовательской дятельностью. Я вляясь редактором издания "Истории русского искусства" пишет различные статьи по искусству и о самых заметных художниках России.

Картина Грабаря Ясный осенний вечерОтносительно заслуг Грабаря, его избирают на должность попечителя в в Третьяковскую галерею, где он принимает участие с 1913 по 1925 годы. В это же время он возглавляет мастерские по реставрации картин из наследия русских художников.

Во время войны художник предлагает компенсировать ущерб, нанесенный музейным комплексам СССР, конфисковав ценные произведения искусства в Германии. Он возглавляет Бюро экспертизы, составляющего реестры наиболее известных полотен из европейских музеев, организует так называемые «трофейные бригады», которые отправляются на фронт, лично инспектирует прибывшие произведения.

Игорь Грабарь председательствует в различных комиссиях, по изъятию ценных полотен и икон. Он участвует в реставрации знаменитой иконы иконописца Андрея Рублева его знаменитой «Троицы». Консультирует бригаду реставраторов, работающих в Троице-Сергиевой лавре.

Но при всей загруженности художник не может оставить в стороне кисти, даже на время. Он пишет прекрасные пейзажные зарисовки с небольшими жанровыми сценками, украшающими картины и множество прекрасных натюрмортов. Его городские пейзажи незатейливо объеденены с реалистическим жанром. Он пишет тихие, уютные дворики Замоскворечья. У Грабаря также проявляется большой талант портретиста и архитектора.

Исследовательская деятельность Игоря Грабаря расширяет наши познания о родной русской культуре в средние века (Феофан Грек, Андрей Рублев). Он вносит многие усовершенствования в методы реставрации. Просто неоценимое наследие для русской культуры имеет его двухтомник о Репине.

В ХХ век отечественного русского искусства Игорь Грабарь вошел как человек очень многогранный, который отличился в различных сферах своей деятельности.

Художник Грабарь Игорь Эммануилович умер на 90-м году жизни 16 мая 1960 года

www.art-portrets.ru

Игорь Грабарь. Биография и картины. Художники импрессионисты

Игорь Грабарь. Биография и картиныХудожник Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960) — русский художник, деятель науки, культуры и искусства. Биография и картины

Игорь Грабарь родился и до пяти лет проживал в Венгрии, затем его семья приезжает в Россию. Увлечение живописью приходит к нему во время обучения в Егорьевской гимназии и московском лицее. Молодой Грабарь изучает картины знаменитых художников, пробует самостоятельно писать пейзажи на пленэре и рисунки с натуры.

Высшее образование художник получает в стенах Петербургского университета, учась на историко-филологическом факультете и одновременно изучая азы юриспруденции. В это время начинается его плодотворное сотрудничество с журналом «Нива», для которого он пишет иллюстрации, биографии художников, критические статьи.

В 1894 году Грабарь поступает в Академию художеств на курс И. Репина. Здесь он открывает для себя идеи и творчество импрессионистов и пытается перенимать их опыт в своих работах. Знакомство с зарубежным искусством художник продолжил в путешествии по Европе (1895-1901). С 1908 года Грабарь работает над выпуском «Истории русского искусства», где публикуются его статьи об архитектуре, монографии, организует выставки картин русских художников.

После 1910 года он оставляет живопись и отдает себя другим направлениям творческой, научно-просветительской деятельности. Так, по его проекту был построен подмосковный санаторий «Захарьино», выдержанный в традициях архитектуры Возрождения.

В период с 1913–1925 художник занимает должность директора Третьяковской галереи и проводит реформу ее экспозиции: переразмещении картин в соответствии с исторической последовательностью. Большое значение для науки имеет и составленный им каталог хранимых в галерее работ.В круг интересов художника входила реставрационная, музееведческая работа и деятельность по охране памятников культуры и старины. Спасение произведений древнего искусства во Владимире, Новгороде, Пскове – лишь часть его заслуг в этом направлении.

С 1924 года Грабарь вновь берет в руки кисть. Пишет натюрморты, местные пейзажи, камерные портреты своих родных и творцов науки и искусства («портрет матери», «портрет академика С.А. Чаплыгина», «Автопортрет с палитрой»). Его полотна отличаются реализмом, вниманием к особенностям передачи света и воздуха, к которым он подходил аналитически. Творческий метод художника часто характеризуют, поэтому как научный импрессионизм. Впоследствии он отходит от него и сосредотачивает внимание на проблемах передачи цвета.

В советский период художник по-новому открывает для себя творческое наследие И. Репина, пишет о нем монографию в 2-х томах. За свой труд он был удостоен Сталинской премии.В художественной жизни ХХ века И. Грабарь запомнился как человек невероятно многогранный, талант которого проявился в различных сферах отечественного искусства.

www.hudojnik-impressionist.ru

Картины Игоря Грабаря :: фотообзор :: Игорь Грабарь (Igor Grabar)

Абрамцево. Плетень, 1944

Картины Игоря Грабаря

Иней, 1905

Картины Игоря Грабаря

Иней, 1918

Картины Игоря Грабаря

Московский дворик, 1930

Картины Игоря Грабаря

Березовая аллея, 1940

Картины Игоря Грабаря

Светлана, 1933

Картины Игоря Грабаря

Мартовский снег, 1904

Картины Игоря Грабаря

Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника, 1934

Картины Игоря Грабаря

Портрет К.И.Чуковского, 1935

Картины Игоря Грабаря

Рябинка, 1915

Картины Игоря Грабаря

Зимний пейзаж, 1954

Картины Игоря Грабаря

Васильки. Групповой портрет, 1914

Картины Игоря Грабаря

Груши на синей скатерти, 1915

Картины Игоря Грабаря

Дельфиниумы, 1944

Картины Игоря Грабаря

Майский вечер, 1905

Картины Игоря Грабаря

Уголок усадьбы (Луч солнца), 1901

Картины Игоря Грабаря

lichnosti.net

art history online » Зима в живописи Игоря Грабаря

Игорь Эммануилович Грабарь – одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Пожалуй, не было в ней человека более многогранного, проявившего себя в самых разных ее сферах, оказавшего личное творческое воздействие на формирование целых ее направлений. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.

В Дугине Грабарь начал писать этюды снега с близкого расстояния – для его изучения. Бродить вокруг усадьбы и наблюдать стало главным его занятием. Первой значительной работой, написанной здесь, стала картина «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904), мотив которой был найден в деревне Шестово недалеко от усадьбы Мещериных.

грачи

Игорь Эммануилович ГрабарьБелая зима. Грачиные гнезда, 1904

Красота высоких плакучих берез, усеянных шапками гнезд подчеркнута утонувшей в снегу избушкой. Гармония тональных отношений в картине порождена светом зимнего серебристого, бессолнечного дня. «Хотелось передать эффект белого снега на белом небе, с белой березой. Эта белизна без белильности, кажется, удалась», – писал Грабарь. На выставке трудность задачи и удачное ее разрешение оценил Валентин Серов, который отметил, что «зима – действительно белая, а белил не чувствуешь». В этом сработал способ смешивания красок на холсте, а не на палитре, уже опробованный в «Сентябрьском снеге». Живопись «Сентябрьского снега» была действительно переломной для меня. Будучи где-то посредине между прежней, пленэрной, и новой, импрессионистической установкой, она казалась не совсем обычной, хотя о настоящем разложении цвета, о “дивизионизме” в отношении к ней еще речи быть не может, – писал художник.

первый снег

Игорь Эммануилович Грабарь. Изветные картины мастера – Сентябрьский снег, 1903

В январе Грабарь застал несколько дней инея и вновь пристально вглядывался в этот волшебный мотив, столь поразивший его в Титове. А февраль и март в Дугине внесли новые акценты в разрабатываемую им тему русской зимы. Солнечные дни февраля – «праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу» – дали удивительный живописный материал, воплотившийся в картине «Февральская лазурь» (1904).

зима

Игорь Эммануилович Грабарь. Собрание картин художникаФевральская лазурь, 1904

«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба». Надо отметить, что Грабарь обладал важнейшим качеством истинного живописца – он умел по-настоящему видеть, то есть воспринимать в окружающем мире гораздо больше того, что открывается обычному взгляду. Работа над этой картиной, которую он потом считал важнейшей в своем творчестве, проходила очень своеобразно: этюд был написан из траншеи, которую Грабарь прорыл в глубоком снегу. В этой траншее художник поместился с мольбертом и большим холстом в поисках более сильного впечатления низкого горизонта и высокого неба (впоследствии такой «траншейный» метод использовался им и в других натурных работах). С этой точки художник смог раскрыть все многообразие голубых тонов в градации от светло-зеленого до ультрамаринового – то, что Илья Остроухов назовет позже «индийским небом». Вертикальный формат картины, как и в «Белой зиме», акцентирует пластику березы, расправившей подобно крыльям свои веерные ветви, и подчеркивает бесконечность лазурного пространства. Ежедневно светило солнце, но ночные морозы держали снег, не давая ему таять. Более благоприятной погоды и не могло быть, и Грабарь работал практически без перерыва более двух недель, пока не закончил картину целиком на натуре. «Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мной написанных, наиболее свое, не заимствованное, новое по концепции и по выполнению». Грабарь создал не этюд с натуры, а картину, рожденную синтезом натурных впечатлений и потому обладавшую истинной законченностью и цельностью. Это была одна из высших точек творческой жизни Грабаря-художника, определившая дальнейший его путь.

После «Февральской лазури» Грабарь в течение нескольких месяцев работал запоем, занимаясь темой весеннего снега, уже тронутого солнцем и несущего на себе ажурные тени, следы людей и лошадей, «оркестровые симфонии красок и форм». Так был создан «Мартовский снег» – пейзажный этюд, в который буквально вбежала крестьянская девушка в синей кофте и розовой юбке с ведрами и коромыслом. В один сеанс возникла эта картина, которая составила славу художнику. Сплетение «чистого» пейзажа с жанровым мотивом было одним из наиболее характерных и ценимых в среде Союза русских художников качеств пейзажной живописи. Еще одна из картин этого великолепного периода – «Снежные сугробы» – тоже была написана в один сеанс. Зрелище снежных сугробов на высоком берегу Пахры, освещенных последними косыми лучами солнца, линия старых низких изб деревни Комкино, подчеркивающая высоту горизонта. Сложная пластика берега, подтаявший снег на реке. Художник, рискуя жизнью, въехал на весенний лед в санях, чтобы уловить гамму тончайших нюансов, – голубые тени, изумрудные полыньи, слепящие лучи солнца на закате. март

Игорь Эммануилович Грабарь. Мартовский снег, 1904

Как в «Мартовском снеге» и «Февральской лазури», художник старается взять снег или небо широкой плоскостью, чтобы развернуть во всю возможную силу живописные эффекты, пастозную фактуру. Как считал Грабарь, от картины к картине возрастала степень цветового «разложения», и в «Снежных сугробах» дивизионизм сказался наиболее отчетливо. Очень показательная для работы Грабаря быстрота создания этюдов и картин была обусловлена скоростью изменений, происходящих в природе на границе зимы и ранней весны. Уловить миг жизни солнечного света в окружающей среде, в массе снега, принимающего на себя все световые и цветовые изменения, это вызывало сильнейший художественный азарт в Грабаре, заставляло «швырять» краски на холст в увлечении красотой мотива. Этот зимний живописный сезон в Дугине Грабарь завершил этюдом «Вешний поток». «Когда в конце марта снег почти всюду сошел, в Дугине начинали искать его остатков в оврагах – обычай, ведущий свое начало еще от последних снегов К. Коровина и Левитана 1880-х годов и укоренившийся с тех пор в Москве». Найденный Грабарем «очаровательный овраг» поразительным образом соединил в себе осеннюю высохшую листву, остатки зимнего снега и весеннюю синеву ручья. Цвета трех времен года художник объединил в активную красочную гамму, создав взволнованное, трепетное и правдивое ощущение наступающей весны.

Все созданные им в это время работы были показаны в конце 1904 года на выставке Союза русских художников и пользовались огромным успехом и среди коллекционеров, и среди художников. Импрессионизм в интерпретации Грабаря увлек многих московских художников. По его ярким, эффектным, жизнеутверждающим картинам можно было судить о возможностях этого еще малоизведанного художественного пути.

иней

Игорь Эммануилович Грабарь. Живопись мастера – Иней, 1904

иней

Игорь Эммануилович Грабарь. Иней, 1905

Любовь к зиме стала для Грабаря большим стимулом в живописи. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него и картины природы успешно заменял собою натюрморт. В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию – ведущим ее мотивом стало изображение инея. «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года. Почему этот очень локальный зимний мотив приобрел в творчестве Грабаря такое значение? По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое – именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве.

снег на деревьях

Игорь Эммануилович Грабарь. Изветные картины мастера – Иней, 1907-1908

Грабарь писал иней «на всякие лады» – разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни – «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции». В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея» (1907-1908). Она, по замыслу художника, должна была обобщить его импрессионистический опыт и перевести его в план декоративного синтеза, он намеревался вывести некую формулу цветового и светового видения. Такая углубленность в технику передачи мотива в какой-то момент обернулась рассудочностью, механистичностью, которую сам Грабарь ощутил в своих работах, – это был пик его импрессионизма. Теперь он начал уделять все больше внимания цветовым, декоративным задачам, пытаясь отойти от сугубо импрессионистических. Декоративизм становился значительным направлением в московской живописи 1910-х годов, и работы Грабаря постепенно входили в это русло. И в более поздних работах содержится свидетельство о том, что эта живописная проблема продолжала его волновать. Пейзаж в картине «На лазоревом небе» (1923) обладает высокими декоративными качествами – выразительные линии контуров, прихотливая узорность листвы, вычерченная на фоне неба, плоскостность крон деревьев и кустов напоминает японское искусство.

утро

Игорь Эммануилович Грабарь. Изветные картины мастера – Зимнее утро, 1907

снег

Игорь Эммануилович Грабарь. Изветные картины мастера – Последний снег

http://igor-grabar.ru/land.php

Tags: Грабарь, зима, импрессионизм, пейзаж, русский пейзаж, русское искусство рубежа веков

arthistoryonline.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта