Беседа по картине ТЯблонской Тишина Старший дошкольный возраст. Беседа картина


Беседа "Живопись говорит цветом"

Беседа: Живопись говорит цветом.

Цель: расширение общего кругозора воспитанников.

Задачи: - формирование навыков восприятия прекрасного;

- развитие речи, наблюдательности и внимания;

- воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, интереса к искусству, любви к историческому прошлому своей страны.

Оборудование: Подбор репродукций картин В.М. Васнецова: «Алёнушка», В.И. Сурикова «Меншиков в Березове». Презентация PowerPoint.

План

  1. Вступительная беседа о живописи

  2. Сообщение о жизни и творчестве В.М. Васнецова

  3. Описание картины В.М.Васнецова «Аленушка»

  4. Описание картины В. И. Сурикова «Меншиков в Березове»

1. Вступительная беседа о живописи

Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем музыку, читаем романы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все эти очень разные, казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом - искусство.

Искусство (от старославянского искоусити) - это художественное творчество в целом. (Слайд)

Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданные сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством.

А сегодня мы будем говорить об искусствах, которые называют пластические, (слайд) пространственные, видимые, изящные... Они

  • воспринимаются зрением,

  • существуют в пространстве,

  • не изменяются во времени, говорят на своём языке... (пояснить)

Это всё - изобразительные искусства.

Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство, а более конкретно - живопись.

Живопись - само слово означает «писать жизнь» (слайд). Ведь живописцы изображают предметы «как в жизни». Живописью называют и само произведение искусства, выполненное красками.

Живопись - один из наиболее ярких и распространенных видов изобразительного искусства, передающий мир с помощью цвета, красок.

Страна пластических искусств имеет свой особый язык. Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке: (слайд).

Живопись - цветом на плоскости.

2. Сообщение о жизни и творчестве В.М. Васнецова

ВАСНЕЦОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ

Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848г, в селе Лопьял, ныне в Кировской области, российский художник. Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-1867), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при Петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-1868 г.г., учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-1875 гг. совершенствует мастерство в Петербургской Академии художеств, 1878 г. - член Товарищества передвижных художественных выставок.

Среди его популярных полотен картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880г.) (по мотивам «Слова о полку Игореве»), «Аленушка» (1881г.), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897г.). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881-1998) с фигурами конных витязей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, охраняющих границы отечества. Все четыре картины - в Третьяковской галерее. В 1953 году московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988 г. в Кирове (б. Вятка). Умер 23 июля 1926г. в Москве.

3. Описание картины В. М. Васнецова

«Алёнушка»

Одним из самых известных творений русского художника-фольклориста В. М. Васнецова является картина «Алёнушка», написанная маслом на холсте в 1881 году. Критик И. Э. Грабарь даже отозвался о ней как об одной из великолепнейших картин русской школы того времени. В основу сюжета положена русская народная сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Композиция состоит из одного единственного персонажа - молодой девушки с русыми волосами, одетой в народное длинное платье. Сидит девочка-сиротинка на огромном камне у берега глубокого омута. Горько, тяжело ей. Даже природа словно скорбит вместе с ней: помрачнели юные елочки, дрожат пожелтевшие листья на осинке, вот-вот заплачет пасмурное небо. В этой картине человек и природа слиты воедино, словно живут одной жизнью, одними переживаниями. Васнецов передал все эти чувства в склоненной позе героини, грустно обвившей руками колени, и в её печальных, полуприкрытых ресницами глазах. Настроению персонажа вторит природа.

hello_html_340a540e.jpg

Согласно народным поверьям, природа в конце дня обретает способность отражать эмоции человека. На заднем фоне автор изобразил свинцово-серое небо, ёлочки устрашающего тёмно-зелёного цвета. Под ногами Алёнушки расстилается столь же мрачный пруд, пугающий зрителя своей глубиной, прикрытый листьями желтого цвета и спускающихся к самой поверхности омута осинками с листвой серых оттенков.

Вопросы для беседы после прослушивания сообщений:

  1. На сюжет какой сказки написана картина? Точно ли она соответствует содержанию сказки?

  2. Какие чувства вызывает Аленушка?

  3. Что вы можете сказать о природе, которая изображена в картине? Отвечает ли она настроению Аленушки?

4. Описание картины В. И. Сурикова «Меншиков в Березове»

Полотно «Меншиков в Березове», написанное В. Суриковым в 1883 году, закрепило за ним репутацию блестящего живописца-историка. Картина рассказывает об опале самого могущественного из сподвижников Петра Великого, о всемогущем Александре Меншикове. Как известно, после смерти Петра Меншиков был лишен всех наград и вместе с семьей сослан в Сибирь, в город Березов. Перед нами - тесное, словно камера в тюрьме, пространство убогой крестьянской избы. Низкий потолок, маленькое слюдяное оконце, раскрашенное морозными узорами, колеблющийся огонек свечи, иконы на полочках... Теснота ограничивает, сдерживает движения находящихся в ней людей, и как будто подчеркивает неодолимость исторической судьбы. Колорит картины также отличается драматической напряженностью.

Художник берет за основу сюжета незначительный бытовой эпизод из жизни "Меншикова - князь проводит вечер в кругу своих детей. Властный старик кажется обескураженным внезапным поворотом событий, его лицо угрюмо, он полон печальных воспоминаний. А драгоценный перстень на левой руке - как нечаянное напоминание о безвозвратно ушедших днях. Только гордая осанка и властно сжатая рука говорят о том, что он еще не утратил несгибаемую волю сильного и мужественного человека.

В глазах детей, которые находятся в комнате рядом с ним, только печаль. Старшая дочь читает, остальные - молча слушают. Меншиков слушает тоже - но не слышит: он наедине со своими думами. Отец настолько погружен в свое угрюмое одиночество, что дети кажутся покинутыми сиротами.

В картине «Меншиков в Березове» Суриков раскрывает историческую драму живой исторической личности, сочетающей в себе высокие государственные порывы и низкие качества стяжателя. Перед нами - драма живого человека, выраженная очень скупо и сдержанно, но при этом волнующе глубоко.

Вопросы для беседы после прослушивания сообщений:

      1. Какое основное настроение картины?

hello_html_m54c5c035.jpg

2. Чем для нас интересна картина Сурикова «Меншиков в Березове»?

infourok.ru

Беседа о жанрах живописи. В гостях у картин

Разделы: Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, МХК и ИЗО

Программное содержание

  • Умение различать жанры живописи из общей массы картин
  • Закреплять у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра
  • Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником
  • Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т.е, что понравилось
  • Умение работать в коллективе во время игры “Создание натюрморта”
  • Знакомство с анималистическим жанром

Материал к занятию

Презентация к занятию, в последовательности изучаемых жанров, а так же проведении игры “Найди лишний жанр”.

При проведении такого занятия понадобится большое помещение - это может быть музыкальный зал или большая изостудия, театральная студия.

Проведение игры “Создание натюрморта” с большим количеством пособий: чайные сервизы, овощные и фруктовые муляжи, керамическая посуда, корзины, искусственные цветы.

На АРМе фрагмент обычного занятия изобразительной деятельности с присутствующими в зале детьми.

Атрибуты для басни Крылова “Лебедь, рак, и щука” - шапочки персонажей, накидки на плечи.

План проведения занятия

  1. Введение – определение жанра живописи
  • Натюрморт (бытовой и природный)
  • Игра “Создание натюрморта”
  • Пейзаж (простой и сложный)
  • Сказочный жанр
  • Анималистический жанр (басня Крылова “Лебедь, рак и щука”)
  1. Игра “Найди лишний жанр”
  2. Творческая работа
  3. Подведение итогов

Ход занятия

Дети садятся на стулья для зрителей, а на рабочих столах у детей приготовлены фломастеры, акварельные мелки, бумага формата А-4.

1. …Ребята, сегодня мы с вами вспомним основные жанры живописи, а так же, в процессе нашего занятия познакомимся с новым жанром.

…Скажите, что такое жанр живописи? (ответы детей) Педагог даёт полное определение: жанр живописи – это вид художественных произведений с определёнными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок.

Педагог предлагает послушать стихотворение А. Кушнера, а на правильное дополнение детей к этому стихотворению, на АРМе будет показан фрагмент на тот или иной жанр: натюрморт, пейзаж, портрет.

Если видишь на картине, чашку кофе на столе Или морс в большом графине, или розу в хрустале Или бронзовую вазу, или торт, Или все предметы сразу, знай, что это… натюрморт

(На АРМе можно показать натюрморты детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Хруцкий “Цветы и плоды”.)

Педагог напоминает о том, что натюрморт делится на бытовой и природный. В процессе разговора дети дополняют, как выглядит бытовой натюрморт, а как природный. На АРМе в процессе разговора показываются фрагменты рисунков детей этой группы.

  • После рассмотрения натюрмортов, педагог предлагает ребятам закрепить знания о бытовом натюрморте и природном с помощью игры “Создание натюрморта”. Дети присутствующие на занятии делятся на три команды для того чтобы, собрать натюрморты: бытовой, природный и природно-бытовой. Атрибуты к проведению данной игры располагаются на трёх столах в смешанном беспорядке. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо студии.

Объяснение правил игры

Природно-бытовой натюрморт

Бытовой натюрморт

Природный натюрморт

На проведение игры, уделяется 5-7 минут. После проведения игры, педагог рассматривает с ребятами правильность создания натюрмортов, благодарит детей, беседа о жанрах продолжается, ребятам предлагается сесть на свои места в зрительном зале.

Если видишь на картине нарисована река Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш Обязательно картина называется …пейзаж

(На АРМе можно показать пейзажи детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Левитан “Март”, Шишкин “Поваленное дерево”.)

…В дополнении к этому, педагог в процессе дискуссии, предлагает вспомнить о том, что пейзаж бывает простой и сложный: в простом пейзаже - один план или два, а в сложном от трёх и до шести планов.

  • Если видишь, что с картины, смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз, Лётчик или балерина, или Колька твой сосед, Обязательно картина называется …портрет

(На АРМе показать репродукции портретов известных художников)

Педагог рассматривает с детьми три вида портрета: фас – вид прямо, поворот 3\4, профиль – вид с боку.

(Педагог предлагает вспомнить детям, какие жанры живописи были детьми рассмотрены ранее, на занятии изо. В процессе разговора педагог задаёт наводящие вопросы.)

  • … На занятии, мы с вами рассматривали сказочный жанр, давайте рассмотрим репродукции великого художника сказочника Васнецова.

( На АРМе показываются работы художника “Три царевны подземного царства”, “Иван царевич на сером волке”, “Богатыри”, “Алёнушка” - необходимо рассмотреть характер всех персонажей этих произведений, как художник передавал с помощью красок доброту, красоту окружающего мира.)

 

  • Затем педагог знакомит с новым жанром …анималистическим и в процессе рассказа, показывает на АРМе фрагменты работ художника Хохлова к мультфильму всем известному “Маугли”, также можно в дополнении рассмотреть иллюстрации к басням Крылова.

Анимал – это животное, т.е художники рисовали животных в человеческом обличие, подразумевалось, что они могут ходить как люди на задних лапах, и т.д.

Педагог рассказывает, что анималистический жанр – это сложная по своей сути работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна и зрителю, ведь художник передавая характер персонажей – животных подразумевает в их обличие людей: добрых и злых, богатых и бедных, хитрых и т.д.

  • Группа детей рассказывают басню Крылова “Лебедь, рак и щука”.
  • Атрибуты для этой игры заранее подготовлены педагогом – это могу быть шапочки персонажей.

    1. Педагог предлагает ребятам отдохнуть и закрепить знания о жанрах живописи, поиграть в игру “Найди лишний жанр”. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо. На АРМе включают фрагменты пейзажей, на фрагменте четвёртый пейзаж лишний, на эту игру отводится 5 минут.

    3. После проведения игры, ребятам предлагается пройти за рабочие столы и нарисовать один из жанров сегодняшнего занятия. Творческая работа сопровождается музыкой “Времена года”.

    На творческую работу отводится 10 минут. По окончании работы педагог вместе с ребятами рассматривают свои рисунки.

    4. … Ребята сегодня мы с вами, провели огромную работу, рассмотрели новый жанр, в игровой форме закрепили знания об уже изученных. Вспомнили великих, известных художников, а также названия их картин. Вы очень хорошо поработали, благодарю всех присутствующих здесь ребят, за активное участие и хорошее поведение. На этой хорошей ноте, наше занятие закончено.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Урок изобразительного искусства "Беседа по картине В.Васнецова "Аленушка"

    Виктор Михайлович Васнецов

    1848-1946

    «Алёнушка»

    hello_html_1bd196c0.jpg

    Выполнила Тасбаева Алтын,10-02ш.о.

    Здравствуйте, ребята!

    Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка».

    Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Вятской губернии, в семье православного священника (демонстрируются портреты Васнецова В.). Виктор Михайлович учился в духовном училище, затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств, затем в Академии художеств. Виктор Михайлович Васнецов провел свое детство среди красивой северной природы. Вокруг села, в котором он жил, был большой темный и дремучий лес. В детстве он слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах. На всю жизнь сохранил Васнецов любовь к народным сказкам и написал на их темы немало картин. Некоторые из них вы видели в книжках, когда читали сказки. Какие картины этого художника вы знаете? («Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Богатыри»).

    Посмотрите на эту картину. Кто эта девочка, одиноко сидящая на камне у воды? Кого она вам напоминает? (Это Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».) Правильно. Художник так и назвал картину — «Аленушка». А почему она такая печальная и задумчивая? (Аленушка — сирота, ее родители умерли, и Аленушка с братцем остались одни. Пошли они по белу свету. Когда они шли по дороге, братец захотел пить, а на дороге им попадались сначала коровье, потом конское, затем козье копытца, наполненные водой. Аленушка не разрешала братцу пить, но он не послушался, напился из козьего копытца и превратился в козленка. Аленушке очень жаль братца, поэтому она такая грустная и печальная) Хорошо, дети. А как художник показал, что девочка горюет? (У девочки печальное лицо, и сидит она на камне, согнувшись, обхватив колени руками) Правильно.

    Присмотритесь внимательнее, как художник написал лицо девочки. Глаза большие, грустные, взгляд остановился в одной точке; рот полуоткрыт, и кажется, что из него вот-вот вырвется стон; волосы растрепал ветер, и они рассыпались по плечам. А сколько горя в ее позе! Вся фигура поникла, голова опущена на сцепленные пальцы рук. Склоненная фигурка Аленушки обрисована мягкими линиями, которые придают нежность и поэтичность ее образу. Эти же линии повторяются в очертаниях камней.

    Расскажите, как одета Аленушка. (Одета Аленушка бедно, на ней старенький порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень)

    Тяжело жилось детям-сиротам. Ходили сироты по деревням с котомками за плечами и просили милостыню. Бедные люди сочувствовали им, делились последним, хотя им и самим голодно жилось. А богатые обычно бывали жадными и ничего не подавали, наоборот, обижали сирот и надсмехались над ними. Некому позаботиться об Аленушке. Кто же сочувствует ей? Посмотрите-ка повнимательнее на картину. Заметили вы что-нибудь? (Аленушка одна, никого из людей здесь нет. Вокруг нее темный лес. А вон там, на ветке березы, над головой Аленушки, сидят ласточки) Ласточки, конечно, сочувствуют Аленушке. Они не улетают от нее, а сидят на ветке и нежным щебетаньем как будто стараются успокоить ее. Да и не только ласточки, вся природа сочувствует горю девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Пожелтевшие листочки, медленно кружась в воздухе, опускаются на зеркальную поверхность пруда. Острая осока топорщит вверх свои длинные узкие листья, как бы собираясь защитить Аленушку, если кто-нибудь вздумает обидеть ее. Какое время года изображено на картине? (Ранняя осень. Листья уже желтеют и опадают. Осока кое-где поникла. Небо серое и хмурое) Осень — самое печальное время года. Природа умирает, только весной она снова возродится к жизни. Осень и выбрал художник, чтобы сильнее подчеркнуть настроение Аленушки. И краски художник выбрал неяркие. Какие цвета преобладают здесь? (В картине больше всего темно-зеленых, коричневатых, бурых цветов. Яркие цвета тоже есть, но их мало: за лесом виднеется светлая розовая полоска зари, на сарафане Аленушки яркие розовые цветы, осока тоже яркая, зеленая)

    Ярких красок мало, ими художник хотел еще больше подчеркнуть серовато-зеленый тон картины. Здесь художник изобразил Аленушку, опечаленную своей горькой жизнью, но вы читали сказку об Аленушке и помните, что все кончилось хорошо. Расскажите, чем кончается сказка. (Дети рассказывают.) Художник тоже верил, что наступят для Аленушки хорошие дни. Он желал ей счастья и радости, поэтому старался своей картиной вызвать сочувствие у зрителя к судьбе бедных детей-сирот.

    Что вам конкретно понравилось в картине? (дети отвечают)

    Картина В. М. Васнецова «Аленушка» была и остается одним из наиболее известных и любимых народом произведений живописи, близким ему своим глубоко национальным характером. В этой картине художник сумел зрительно выразить живописными средствами свое произведение, как и во многих других его сказочных работах, насыщенных русской былинностью и русским духом.

    infourok.ru

    Беседа по картине ТЯблонской Тишина Старший дошкольный возраст

    Конспект комплексной организованной образовательной деятельности

    по направлению

    «Познавательно — речевое развитие»

    /образовательные области «Познание», «Коммуникация»/

    в старшей группе

    /Беседа по картине Т.Яблонской «Тишина»/

    Программное содержание.

    Рассказать детям, что писать картины – это творческий процесс. Художник не просто изображает то, что находится перед ним. Он вносит в картину свой взгляд на предмет, свое видение происходящего. Глядя на картину, мы понимаем, как относится художник ко всему, о чем рассказывает. Картина открывает нам мысли художника, его чувства.

    Воспитывать уважение к творческому труду, желание глубже проникнуть в смысл картины, понять чувства художника.

    Воспитывать патриотические чувства детей: гордость за победу нашего народа в ВОВ;

    Предшествующая работа.

    Наблюдение за художником, работающим на улице: делает наброски, пишет маслом; рассматривание этюдника, холста, палитры и других принадлежностей. Художник – один из родителей, который рассказывал о своем творчестве.

    Ход ООД.

    Выставляется картина, дети некоторое время ее рассматривают. Воспитатель начинает рассказ.

    -Давным-давно, на нашу страну напали фашисты. По всей стране люди встали на ее защиту. И здесь, в степи, стояли на смерть солдаты. Они рыли окопы, не давая врагу пройти в глубь страны. И эти окопы, словно раны, пролегали по земле.

    -Как вы думаете, зачем нужны были окопы?

    Ответы детей.

    -Да, окопы защищали солдат от пуль, снарядов. По длинным окопам, которые называются траншеями, воины могли передвигаться, доставлять донесения.

    -Прошло много-много лет с тех пор, как закончилась война. Гуляющий по степи ветер засыпал окопы землей, но они как шрамы, на долгие годы остались на теле матушки-земли.

    -Однажды ранним утром в степь приехала женщина-художник. Она поставила этюдник, на него холст и задумалась.

    Перед ней простиралась бескрайняя холмистая степь.

    Вон на одном из склонов, словно маленькие зеленые костерки, светятся деревья. Можно написать деревья.

    -Ребята, а что еще может изобразить художник? Ответы детей.

    -Да, ребята, можно написать холмы, тропинку, бегущую через степь.

    Вон летит птица. Можно написать и птицу.

    -Как вы думаете, а можно написать все вместе?

    -Вот и художник думает, что можно написать холмы, тропинку, которая взбегает по склону, ярко-зеленые деревья, птицу, парящую в синем небе. Какая чудесная картина!

    -Но, почему же женщина-художник не торопится писать картину? Она даже отошла подальше от этюдника. Может быть, она увидела что-то такое, чего не видим мы с вами. Ведь у художников особый взгляд на мир. Они умеют по-своему увидеть и понять то, что у всех перед глазами. Увидеть – и рассказать другим.

    -Ребята, как вы думаете, что могла увидеть в степи ранним утром женщина-художник? О чем она задумалась?

    Ответы детей. Если дети не смогут ответить, то нужно натолкнуть их на мысль о войне.

    -Тишина. Не гудит над головой ветер, не шуршит и в высокой траве у ног художника. В воздухе бесшумно парит птица. Все, как будто, замерло в ожидании. В такой тишине даже у обычного человека обостряются слух и зрение, и мы начинаем видеть то, чего раньше не замечали.

    -Вот и женщина-художник увидела и поняла, что перед ней не просто степь, а поле боя, где каждую пядь земли, каждую высоту защищали наши отважные солдаты; что длинные рвы, которые глубоко прорезали землю, были когда-то окопами. Эти окопы, как шрамы напоминают о войне и тихо-тихо говорят: «Люди, берегите мир!»

    По окончании рассказа воспитатель делает небольшую паузу, чтобы дети лучше осознали то, что услышали, поняли драматичность изображенного пейзажа. В это время очень тихо, ненавязчиво звучит песня Э. Колмановского на слова Е.Евтушенко, «Хотят ли русские войны».

    -Вот и подходит к концу наше занятие. Но вы до сих пор не знаете, кто же написал эту картину и как она называется.

    -Как бы вы назвали эту картину?

    Ответы детей были такими: «В степи», «Как работает художник», «Здесь была война», «Окопы», «Утро».

    Молодцы ребята, вы правильно поняли содержание картины. Хорошие дали ей названия.

    -А автор этой картины Татьяна Яблонская назвала ее «ТИШИНА». И рассказала нам не только о том, как работает художник, но и о себе, о своих чувствах и переживаниях. На картине она изобразила себя.

    На этом занятие заканчивается.

    Материал для занятия был взят из книги В. Порудоминского

    «Солнечная высота» Изд. «Малыш» Москва 1987г.

    sundekor.ru

    Конспект беседы по картине И.И. Левитана "Март"

    Конспект беседы по картине И.И.Левитана «Март».

    Цели и задачи:

    -продолжать учить детей понимать содержание картин, знакомить их со средствами выразительности, используемыми художником;

    -расширять знания детей о творчестве художника И.И.Левитана, о жанрах в которых он работал;

    -развивать у детей внимание, наблюдательность;

    -активизировать речь детей;

    -коррекция зрительного и слухового восприятия.

    Ход беседы:

    Звучит музыкальный отрывок «Весна» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

    Воспитатель знакомит ребят с картиной Левитана «Март».

    -Сегодня мы с вами познакомимся с одной из картин художника И.И. Левитана. Он очень любил русскую природу, её просторы, поля, реки. Всё это художник изображал на своих картинах. Левитан много ходил с этюдником (это деревянный ящик, в нём носят краски и листы бумаги). Его можно было встретить на берегу реки или пруда, в берёзовой роще, в поле. Этого художника уже давно нет, а картины его живут, и они любимы всеми.

    Какую картину этого художника мы уже рассматривали? Верно, «Золотая осень». Перед вами ещё одна из картин художника. Рассмотрите её внимательно, а я вам прочитаю стихотворение:

    Уж тает снег, бегут ручьи,

    В окно повеяло весною…

    Засвищут скоро соловьи,

    И лес оденется листвою.

    Чиста небесная лазурь,

    Теплей и ярче солнце стало,

    Пора метелей злых и бурь

    Опять надолго миновала.

    Воспитатель задаёт детям вопросы:

    -Какое время года изображено на этой картине? Какой стоит день? Почему вы решили, что он солнечный? Каким изображён снег? Что из-под снега показалось? Как называют эти пятна земли? В каких местах больше всего подтаял снег? Как выглядят деревья? Что можете сказать о небе, какое оно?

    Ребята отвечают, что на картине изображена весна. Солнце пригрело своими лучами землю, снег стал таять. Он потемнел, осел, стал тяжёлым, сырым. На открытых солнечных местах появились первые проталины. Деревья ещё без листьев, но уже чувствуют весну, и на самых высоких ветках вербы распустились почки. Такое высокое, чистое, голубое небо бывает только в марте, в первый весенний месяц. Снега ещё много, особенно в лесу.

    Воспитатель рассказывает, какие краски использовал художник: голубую, синюю, зелёную, белую, серую, бледно-жёлтую, а разные оттенки этих красок сделали картину яркой, весенней.

    -Дети, нравится ли вам картина? Какое у вас настроение, когда вы смотрите на неё? Как бы вы хотели назвать эту картину? Художник И.И.Левитан назвал её «Март». Подходит это название к ней?

    -А теперь послушайте мой рассказ о картине «Март».

    На этой картине изображено самое начало весны. Солнечный, весенний день. Воздух чист и свеж. Темнеет рыхлый снег. С крыши стекает весенняя звонкая капель. Лошадка, запряжённая в сани, наверное, тоже радуется наступающей весне, пригревшему её солнцу. Звонко и радостно поют свои песни птицы. Встряхивают своими влажными, мохнатыми ветвями просыпающиеся сосны. Всё говорит о том, что «весна в окно стучится» и «гонит зиму со двора».

    Итог: дети отвечают на вопросы воспитателя.

    -С картиной какого художника мы с вами познакомились?

    -Как называется эта картина?

    -Как можно одним словом назвать то, что изображено на картине?

    -Правильно, картина, на которой изображена природа, называется пейзажем, а художник, который нарисовал его,-пейзажист.

    infourok.ru

    Беседа по картине.

    ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 8Следующая ⇒

    (Учитель надевает очки, берет указку), голосом экскурсовода холодно и сдержанно, читает описание:

    «Картина А.Саврасова «Грачи прилетели» обладает ясно выраженным сюжетом, в котором развит его пейзажный мотив. Перед нами дано повествование жизни природы, которое и дало художнику возможность выразить свое демократичное представление о природе, а тем самым дать пейзажу национальное выражение»

    (Учитель снимает очки и нормальным голосом спрашивает):

    -Вам понравилось описание? А почему нет?

    - Какие тона преобладают на пейзаже?

    -Почему автор так назвал картину?

    -Представьте, что сейчас вы распахнете окно, на вас подует весенний ветер, вы вдохнете его и увидите…

    Откройте глаза! На что упал ваш взгляд? Что показалось главным на картине?

    -Опишите снег, тени деревьев, лужи .

    На доске: «Серые дома, серые лужи, серые небо. Все серое!»

    -Что здесь главное: дома, лужи или небо? Почему все серое?

    -Вслушайтесь, какие звуки издает картина?

    Работа над «триединым началом»:

    На доске: «Шумят деревья. Шумят грачи. Шумят колокола.»

    Прочитайте текст и усильте смысловое значение фразы!

    -Я думаю начать надо с малого. 1. Шумят грачи.

    Затем я поставлю предложение 2. Шумят деревья.

    И закончу фразу великим 3. Шумят колокола.)

    -Прекрасно! А что вам напомнила картина? Где и когда вы подобное видели?

    Работа над смысловым значением фразы:

    На доске: «Хочется взлететь вместе с грачами и посмотреть сверху на деревню, на часовню, на всю вселенную».

    Учитель: Прочитайте текст и расставьте логическое ударение.

    Ученик: Сначала увижу часовню, поднимусь выше - деревушку, а если взлечу очень высоко, то увижу всю вселенную!

    Учитель: Ребята, мы усилили смысловое значение фразы или уменьшили его?

    Дети: Усилили, т.к. шли от малого к большому.

    -Опишите картину так, чтобы читателю захотелось еще раз вернуться в свое детство.

    На доске «подсказки» для тех, кто затрудняется:

    - Художник удачно сообразил…

    -Я смотрю на эту картину, и мне кажется…

    - Я заметил, что…

    - Мне послышалось…

    - Я чувствую запах весны…

    -Вдруг мне вспомнилось, как в детстве я…

     

    ПЛАН.

    1.Весенний пейзаж.

    2.Описание картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

    Я вижу…

    Мне послышалось…

    Я почувствовал…

    3. «Грачи прилетели» - это чудное мгновенье!

    Выдержки из сочинений:

    Войтенкова Галя:

    «…Художник выбрал такие прекрасные минуты! Именно когда грачи строят гнезда. Вечер. Как прекрасна весна! Голые березы. Грачи суетятся, летают. Гнезда, видишь ли, строят! А строят неаккуратно! Облака большие, тяжелые. Вдалеке часовня. Эта картина – загадка! Не понять: утро это или вечер, есть на ней солнце или нет…»

    Руслан Терентьев:

    «…С каждым ударом колокола грачи то взлетают, то садятся обратно. Мне нравится весна так же, как и художнику. Если долго смотреть на картину, то может показаться, что все ожило! Деревья качаются, а грачи дерутся…. Бьет колокол, и вся деревня просыпается! Как похож этот пейзаж на нашу жизнь!»

    Вася Пахолюк:

    «…Смотришь на эту картину, и, кажется, что грачи ошиблись во времени, прилетели посреди зимы. С удивлением замечаешь, что тень на снегу колышется от тихого ветерка. Я думаю, что на работу художника позвали колокола. Это они вдохновляли его на эту картину».

    Давыденко Ира:

    «Весна. Все кругом ожило. Грачи прилетели! А с ними прилетело тепло и счастье. Я слышу, как кричат грачи, и голые ветки берез разговаривают с ними. Они друг друга очень хорошо понимают. Здесь так шумно, что у человека, привыкшего к тишине, может заболеть голова. Эта картина – чудесная загадка. Даже лужица возле деревьев и совсем обычные дома, которых много в каждой деревне, и березы, все они какие-то необыкновенные. Я чувствую под ногами рыхлый снег, слышу, как дует легкий ветерок, а понимаю, наверное, я бы так не смогла нарисовать. Художник точно выбрал время года, пасмурный день и серые краски.»

    Яскунов Саша:

    «…Я вижу на картине мрачный пейзаж. Для меня остается удивительной загадкой: а что будет потом? Художник писал то, что видел. Такое больше не повториться. Снег липкий, талый. Небо серое. Весна! »

    Колтович Даша:

    «Весна. Смеркается. Лужи подергиваются тонким льдом. На деревьях много гнезд. Птицы дружно работают. А за березами виднеется часовня и церквушка с золотыми куполами. В часовенке поет, переливается колокольный звон. В церкви идет служба. Эта картина, с одной стороны, такая же, как все, а с другой – она особенная, не похожая на другие.

    В картине кроется большая загадка, и ответ на нее не знает никто, кроме самого художника».

    « Нарочно не придумаешь».

    «Так у грачей в работе проходит вся неделя. И только в субботу и воскресенье они отдыхают».

     

    Сочинение-описание по картине В.А.Серова «Мика Морозов».

    Материал из свободной энциклопедии:

    Серов Валентин Александрович (1865-1911) – знаменитый русский художник. Серова считают мастером детского портрета. В его галерее выделяется картина «Мика Морозов». На ней изображен маленький мальчик, сын М. Морозова, знаменитого в России мецената. На портрете Мике всего четыре года. Он сидит в детском кресле, взявшись за высокие подлокотники. Мальчик, похоже, только что проснулся, он в ночной рубашке. Мягкие кудрявые волосы в беспорядке обрамляют круглое лицо. Светлая кожа ребенка производит впечатление чистоты и детской непорочности. Она гладкая и бархатистая. На щеках играет легкий румянец Темные, как спелые вишни, глаза широко раскрыты. Они с нетерпением и с восторгом смотрят на художника, который вынуждает сидеть в бездействии, но совершает какие-то чудесные действия. Мика Морозов готов сорваться и бежать. Ему очень нелегко дается неподвижность. Руки сжимают подлокотники кресла так, как будто мальчик желает оттолкнуться ими, чтобы стремительнее был его бег. Вся его поза выражает нетерпение, желание двигаться, играть, шуметь. С детских пухлых губ приоткрытого рта готовы сорваться нетерпеливые слова: «Когда же ты закончишь меня рисовать?» Он и сидит на краешке кресла. Мика чем-то неуловимо напоминает птицу, готовую сорваться с места и взмыть в воздух при малейшем шуме или движении. Но, подчиняясь взрослой воле, мальчик старается сохранять неподвижность.

    Картина В.А. Серова «Мика Морозов» построена на контрасте. Голова из-за пышных кудрей кажется большой по сравнению с щупленьким телом мальчика. Белоснежная рубашка контрастирует с темным креслом, которое украшает цветная узорчатая накидка, и серой стеной. Этот темный фон как бы оттеняет детскую красоту и невинность маленького существа, так внимательно наблюдающего за действиями художника.

    Работы ребят по картине В.А.Серова «Мика Морозов».

    Иванов Андрей:

    Передо мной картина Серова «Мика Морозов», на которой изображён мальчик из богатой семьи, об этом говорит его одежда и очень дорогое, по тем временам, кресло. Наверное, бабушка позвала малыша на кухню пить чай с пирогами. А Мика не торопился, он решил посмотреть, что там делается за окном. Малыш очень удивился: на землю медленно падал снег, а вчера его не было. Бабушка опять позвала любимого внука, но он не слышал её голоса, потому что любовался удивительным зимним пейзажем.

    Овсеев Вова:

    В.А.Серов написал портрет мальчика и назвал его «Мика Морозов». У малыша кучерявые волосы, тонкие брови и большие карие глаза. Микки держится за кресло и смотрит в окно. А на улице разгулялась осень, с дерева падают жёлтые листья, идёт дождь. Это он разбудил мальчика рано. Мика сидит в кресле из красного дерева.

    Я заметил на полу потемневшие листья, наверное, кресло стоит в сенях. Сейчас Мика вскочит с него и побежит на улицу, потому что там разгулялась осень. Мальчик позовёт с собой бабушку, а она потом накормит любимого Мику блинчиками. Конечно, вы уже поняли, что Серов – мастер портретов, а его картина «Мика Морозов» мне очень понравилась.

    Зубачёва Кристина:

    Знаменитый художник В.А.Серов нарисовал портрет малыша и назвал картину «Мика Морозов». Я думаю, что это счастливый мальчик. Он сидит на кресле из красного дерева, наверное, его сделал дедушка с папой. А мама и бабушка хозяйничают на кухне. Сегодня Масленица, и в доме пахнет блинами. Мика смотрит в окно и видит, что люди идут на гулянье. Картина выполнена в чёрных тонах, и только белая ночная рубашка ярко вырисовывается из темноты. У мальчика красные щёчки, пухлые губы и волосы с кудряшками. Мика, словно живой малыш с фотографии. Вот так портрет!

    Палей Никита:

    Я смотрю на картину В.А.Серова «Мика Морозов» и вижу мальчика лет десяти, в белой рубашке с волнистыми волосами. У него карие глаза. Малыш от удивления раскрыл рот. Мне кажется, что его кто-то позвал, и он собирается встать с кресла, на котором висят вещи. Я думаю, что художник изобразил себя в детстве. В.А.Серов писал картину масляными красками. Я замечаю на рубашке микки мелкие трещины, значит работа очень старая.

    Занимаясь живописью в «Школе искусств», я видел много портретов великих художников (и даже в чёрно-белом варианте). Но картина Серова завораживает, даже если рассматривать малыша близко, то всё равно кажется, что это живой ребёнок.

    Корзун Алёна:

    В.А. Серов – замечательный художник портретной живописи. На картине «Мика Морозов» он изобразил кучерявого растрёпанного мальчика лет шести-семи в белой пижаме. По глазам можно понять, что события происходят утром, малыш только-что проснулся. Его большие чёрные глаза чем-то напуганы. Мальчик крепко держится за подлокотники кресла, сейчас он встанет и разберётся во всём. Видимо художник подглядел сюжет в окошко и удачно изобразил маленького мальчика.

    Курашкина Катя:

    Передо мной картина «Мика Морозов». Её написал известный русский художник В.А.Серов. Судя по одежде и старинному креслу из красного дерева, события происходят в начале 19 века. На кресле висит сумка. На стене громко тикают часы. Утро. Мальчик привстал с кресла. Это бабушка вошла в дом, и малыш сейчас бросится ей навстречу. У мальчика пухлые щёчки, кудрявая голова. Он очень симпатичный, и глаза у ребёнка умные. В этом доме живут обеспеченные люди. Кресло для Микки немного велико. Я никогда не видела такую одежду. У меня такое ощущение, что малыш сейчас повернёт голову, скажет мне: «Привет!» и помашет рукой. Картина выполнена в тёмных тонах, и только шёлковая пижама освежает портрет. Думаю, что у Микки есть старшие сестра и братья, ведь раньше в семьях было много детей. Мне очень нравится картина В.А.Серова, у меня просто нет слов! Я смотрю и удивляюсь, мне кажется, что я любуюсь фотографией, а не портретом. Жаль, что я не смогу нарисовать эту замечательную картину.

    Никита Лунёв:

    Перед нами детский портрет, написанный художником Серовым. На картине изображён мальчик из дворянской семьи. Мика Морозов – кудрявый шатен. Он одет в ночную рубашку. Мальчик сидит в длинном кресле из чёрного дуба. Его глаза широко открыты от удивления. В правом нижнем углу картины стоит игрушка – деревянный конь. В комнате темно, свет падает от печи. Я предполагаю, что сейчас зима. События происходят в середине 18 века или в начале 19-ого. Картина написана маслом. Мика у Серова получился прекрасно!

    Миллер Вадим:

    На картине Серова «Мика Морозов» изображён кучерявый малыш, который только что проснулся. Он в белой красивой рубахе сидит в кресле и смотрит на первый снег. Художник использовал тёмные краски: коричневый, чёрный и синий цвет. Щёчки у Мики, как яблочки красные. Мальчик из обеспеченной семьи, он сидит в лакированном кресле из красного дерева. За спиной малыша небольшой тёплый ковёр. Серову удалось нарисовать замечательный портрет ребёнка.

    Бежок Арина:

    Картина В.А.Серова «Мика Морозов» написана с душой. Я отчётливо вижу, что этот мальчик из богатой семьи. Мика сидел в кресле, вдруг его позвала старшая сестра. Малыш удивлённо привстал и отправился вниз в столовую. После завтрака дети побежали в карету, а когда ехали, то видели снег и ворон, летающих в облаках. В городе родители сделали покупки, а кучер послушно ждал всех и открывал её дверь. Картина «Мика Морозов» дала мне возможность помечтать, чего и вам желаю.

    Николаев Кирилл:

    Мне очень понравилась картина В.А.Серова «Мика Морозов». Что же заставило мальчика так рано проснуться? Возможно, папа позвал малыша посмотреть на щенят, про которых ещё никто не знает. Малыш сидит в кресле с удивлённым выражением лица, рот приоткрыт, глаза расширены. Такое ощущение, что он глубоко вдохнул и сейчас задержал дыхание. Вот сейчас он спрыгнет с кресла, побежит к маме, и дом наполнится детской радостью.

    Буглов Рома:

    На картине Серова «Мика Морозов» изображён мальчик с кучерявыми волосами, чёрными глазками и румяными щёчками. Этот парнишка живёт в богатой семье, это понятно по одежде и мебели. Видимо мальчик приехал в деревню к бабушке и устал. После дальней дороги он уснул прямо в кресле, но потом почувствовал холод и проснулся. От изумления он привстал, даже приоткрыл свои красные губки. За окном он увидел много-много больших белых хлопьев. Мика хотел крикнуть: «Ух, ты!». Но вспомнил, что его старая бабушка спит, и он сел обратно в кресло. За окном не было ни мусора, ни грязи, только чистый снег. Птицы летали из стороны в сторону, перелетали с ветки на ветку, заглядывали в окно. Мика смотрел удивлённо на людей, птиц и снег.

    Ларченко Маша:

    Передо мной картина В.А.Серова «Мика Морозов», где художник изобразил мальчишку, который проснулся зимним утром. Возможно, его разбудил вкусный запах пирогов, которые печёт бабушка. Я думаю, что Мика Морозов не из бедной семьи. На нём дорогая белая рубашка. Эта картина написана очень давно масляными красками. В.А.Серов – это великий художник, он любил рисовать детей и делал это гениально.

    Панкратов Паша:

    На картине В.А.Серова «Мика Морозов» нарисован мальчик, который сидит на большом стуле. У малыша кучерявые волосы, карие глаза и красные щёчки. Мальчик аккуратно держится за подлокотники стула. На нём одета белая рубашка, сейчас такие не носят, а может быть это просто пижама, ведь он только проснулся. Мика сидит возле печки, потому что на улице зима. Стены в доме серые. И только лицо мальчика радует нас.

    Осина Аня:

    Перед нами картина В.А.Серова «Мика Морозов», где нарисован сонный мальчик. Как вы думаете, из какой он семьи? Наверное, из хорошей. Бабушка и дедушка пошли в лес за дровами, а малыш ждёт их, не отрывая глаз от окна, переживает, когда же они вернутся? И вот заходит в дом бабушка: «Ты почему ещё не оделся, ведь на улице белый день стоит?» Бабушка спешит за одеждой, а Мика садится в старое кресло и ждёт. «Какой же ты у меня красивый», говорит бабушка, одевая внука. «А это плохо?» - спрашивает внук. «Да нет же, очень хорошо!»

    Саенко Виталя:

    Я любуюсь картиной В.А.Серова «Мика Морозов», где изображён мальчик. Утро. Малыш сидит в старинном кресле и смотрит в окно. Мика очень удивлён. Почему всё вдруг побелело? Он спускается с кресла и бежит к папе, широко раскрыв глаза, чтобы понять, что произошло. «Это первый снег!» - объяснит папа сыночку. Портрет Микки Морозова удался!.

    Хвостиков Дима:

    Передо мной картина В.А.Серова «Мика Морозов». Это портрет мальчика, который смотрит куда-то вдаль. Мне кажется, что за окном зима. Малыш сидит в кресле в белой рубахе. На полу я замечаю нитки. Думаю, что картина написана очень давно. Мне нравится портрет Мики Морозова, потому что В.А.Серов – мастер портретов.

    Рогова Алина:

    Картину «Мика Морозов» написал Валентин Александрович Серов. Раннее утро, дома темно, только в углу виден рыжий свет, он исходит от камина. Рядом с камином лежат дрова. В кресле сидит мальчик с удивительными черными глазами и приоткрытым ртом. На нём белая шёлковая пижама. У Мики кучерявые волосы, пухлые щёчки и удивлённые глаза. Валентин Александрович Серов – прекрасный мастер портретной живописи. Ему удалось оживить портрет Мики Морозова своими мастерскими руками.

    Самойлов Роман:

    Передо мной картина В.А.Серова «Мика Морозов». Художник изобразил мальчика, который недавно проснулся. Я думаю, что его бабушка испекла блины и зовёт всех на завтрак. Вот она-то и разбудила малыша. Я понимаю, что Мика из богатой семьи. У него дорогая белая рубашка. Дома тепло, а за окном стоит зима. В.А.Серов очень хороший художник!

    Зайченко Артём:

    В.А.Серов жил в середине 19 века. Он написал картину «Мика Морозов» весной. Мальчик радостный, счастливый, из средней семьи. У него карие глаза, кучерявые волосы. Ему лет шесть-семь. На полу возле кресла стоит паровозик. Мика только проснулся, он ещё в пижаме. Думаю, что ребёнок живёт у бабушки, а с родителями просто видится. Картина «Мика Морозов» удалась. Мальчик получился живой, как на фотографии.

    Тюришев Валентин:

    Я вижу картину В.А.Серова «Мика Морозов», где изображён мальчик из богатой семьи. На нём белая рубаха, он сидит в кресле из красного дуба и держится за него. Такое ощущение, что малыш готов встать и побежать по своим детским делам. Он сделал удивлённые глаза, приоткрыл рот, приподнял брови. Наверное, что-то интересное увидел за окном. Мальчик из богатой семьи. На кресле висит дорогое полотно с узорами. Мне нравится эта картина.

    Трашкалева Даша:

    Я смотрю на картину В.А. Серова и вижу мальчика. Он сидит в кресле, что – то его очень удивило. Еще не расцвело, раннее утро, часов девять, за окном стоит зима. Мне кажется, что он в гостях у бабушки. В доме пахнет блинчиками с творожком. Мальчик не из бедной семьи. На нем дорогая пижама. Мальчишка красивый: черноглазый, кудрявый, вихрастый. Мне кажется, что он сейчас рванется вперед и убежит гулять.

    Корзун Артем:

    Передо мной картина В.А.Серова «Мика Морозов». Художник изобразил маленького мальчика. Он кучерявый, растрёпанный, в белой дорогой пижаме. Его глаза большие и чёрные. Он вцепился в кресло, словно чего-то испугался. Художник увидел малыша утром, наверное он подглядел этот сюжет в окошко и тут же взялся за кисть. В.А.Серов – это замечательный мастер портретной живописи.

     

    Берлов Паша:

    Я вижу на картине В.А.Серова мальчика, он удивлён и сидит на большом стуле у окна. Ребёнок не из бедной семьи. Мне кажется, что сейчас он подскочит и побежит одеваться на улицу, а там зима, но ещё тепло. Малыш только проснулся, на нём белая пижама, ему лет пять-шесть, он кучерявый и славный. Дома тепло и уютно. Картина написана давно, сейчас нет такой мебели. Мне очень понравился этот портрет.

    Валуева Альбина:

    Передо мной картина «Мика Морозов». Художник изобразил мальчика. У малыша розовые щёки, карие глаза и кучерявые волосы. Он сидит на большом стуле, словно хочет прямо сейчас соскочить с него и убежать куда-то. Думаю, что Мика Морозов из богатой семьи. Утро. Он сидит в нарядной белой рубашке. Художник писал портрет с любовью и вложил в картину частичку себя. Здесь много тёмных красок: чёрный, коричневый, зелёный и даже красный цвет. Это всё фон, а сам мальчик словно хочет улыбнуться. Хорошая картина получилась!

     

     

    Сочинение-описание по картине В. А. Тропинина «Кружевница».

    mykonspekts.ru

    Понимание искусства. Методика «Беседа о картине»

    Обратная связь

    Основная направленность методики

    Как было сказано, в данном пособии преобладающее место отведено показателям эстетического отношения ребенка к жизни, его воображения и «авторской» активности, проявляющейся на различном материале.

    Но столь же важную роль играет и другая сторона художественного развития: способность понимать художественные произведения. Для системы общего образования эта сторона дела даже более важна, а собственное творчество детей служит скорее условием становления полноценного читателя, зрителя, или слушателя. Но условие это чрезвычайно важное и даже незаменимое. Ведь эстетическое отношение к жизни – глубинная основа творчества мастеров искусства; сила художественного воображения проявляется в том, насколько выразительны образы их произведения, а само произведение рождается как результат целенаправленного действия художника в авторской позиции. Только развивая и осваивая все это в собственной творческой практике, ребенок становится способным к полноценному диалогу с автором произведения, учится глубоко понимать, адекватно и самостоятельно оценивать авторский замысел и особенности его воплощения. Поэтому в глубине и адекватности восприятия произведений искусства косвенным образом проявятся и все основные составляющие художественно-творческого развития ребенка, исследованию которых посвящены предшествующие главы пособия.

    Когда говорят о восприятии или понимании искусства, то имеют в виду не приобретение какой-либо «информации» чисто познавательного плана и вообще не познавательную деятельность в рациональном смысле слова. Произведение искусства воздействует непосредственно и захватывает, в первую очередь, эмоциональную и ценностную сферы человека. Чтобы понять авторский замысел, надо, прежде всего, вжиться в атмосферу произведения, в то не вербализуемое до конца отношение, оценку жизни, которые в нем выражены. Главное большое чувство, или гамму чувств, которое выражается в произведении, создает его неповторимую атмосферу, в науке об искусстве часто называют пафосом произведения, и мы для удобства изложения будем применять этот краткий термин.

    Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети способны верно отзываться на основной «эмоциональный тон» произведений, в том числе и таких, которые создавались вовсе не для детей. Конечно, их проникновение в атмосферу произведения имеет возрастную специфику, определенные возрастные ограничения, и, главное, дети не всегда могут его отрефлексировать и передать словами, но потенциал их эмоциональной отзывчивости очень велик. И это позволяет сделать первой (незаменимый, в определенном смысле главный, но все же только первый) шаг в развитии художественного восприятия.

    На этой основе у ребенка будет развиваться способность видеть за произведением создавшего его человека, художника. Постигать произведение как воплощение авторского замысла, системы его ценностей и оценок, которую мы понимаем благодаря особой выразительности формы ее воплощения в произведении. Видеть произведение «изнутри» - с точки зрения автора, и в то же время соотносить со своей системой ценностей, и со своей точки зрения оценивать и сам замысел, и совершенство его исполнения. Сказанное относится к произведениям любого вида искусства. И на этих идеях построены методики выявления уровня художественного восприятия, которые разрабатываются в лаборатории Психологических проблем художественного развития РАО. В то же время эти методики, в частности – система и формулировка вопросов, которые мы задаем ребенку, варьируются в зависимости от специфики того или другого вида искусства.

     

     

    Описание методики

    Участник занятия получает репродукцию одного из выдающихся произведений мирового искусства и после предварительного знакомства с ним отвечает на ряд последовательно задаваемых вопросов.

    Занятия с маленькими детьми следует проводить индивидуально, записывая их ответы. Занятие с детьми постарше, для которых ответ в письменной форме не представляет серьезных трудностей, может быть и групповым. Тогда либо каждый ребенок работает со своей репродукцией одного и того же или разных произведений, либо одна картина демонстрируется на экране для всех. В течение всего времени работы дети должны иметь возможность видеть произведение.

    Поскольку дети работают с разной скоростью, на групповом занятии первые три вопроса можно сразу написать на доске, но каждый последующий необходимо задавать лишь после того, как закончена работа над предыдущим. Если, отвечая на вопрос, человек невольно ответил и на какой-то из следующих, то, разумеется, он может его пропустить. Звездочкой отмечены вопросы, особенно важные при работе с конкретным произведением, на котором, главным образом, отрабатывалась методика, или с подобными ему по сложности. При работе с произведениями более однозначными по эмоциональному воздействию эти вопросы не столь необходимы, хотя повредить никак не могут. Звездочкой отмечены вопросы, особенно важные при работе с конкретным произведением, на котором главным образом отрабатывалась методика, или с подобными ему по сложности. При работе с произведениями более однозначными по эмоциональному воздействию эти вопросы не столь необходимы, хотя повредить никак не могут.

    Итак, задаются следующие вопросы.

    1. Как бы ты назвал эту картину? (Можно дать название, не совпадающее с авторским, или предложить несколько вариантов).

    2. *[h2] Нравится тебе картина или нет? (Возможен неоднозначный ответ).

    3. Расскажи об этой картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление.

    4. Какие чувства, какое настроение вызывает у тебя эта картина?

    5. Что, по-твоему, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль? «Зачем» он ее написал? (Поскольку мы не нашли формулировку, которая не упрощала бы чрезмерно суть этого важного вопроса, мы пользуемся тремя, чтобы придать вопросу необходимую «объемность»).

    6. «Что сделал» автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?

    7. *Вернись к своему ответу на первый вопрос. Не хочешь ли добавить и изменить что-нибудь?

    8. *Вернись к ответу на 2-й вопрос. Осталась ли твоя оценка картины прежней или изменилась? Почему ты ее так оцениваешь?

     

    Как и в предыдущих случаях, на вопросы отвечали взрослые люди, творчески работающие в той или иной области искусства (эталонная группа «А»), взрослые, к искусству не причастные (группа «Б») и дети разного возраста.

    Предъявлялась картина голландского художника ХVI века Питера Брейгеля «Крестьянские танцы» (ил.1). Выбор этой сложной картины оказался очень плодотворным для исследования и диагностирования восприятия искусства.

    Дело в том, что в этой картине ее внешний сюжет и более глубокое содержание вступают в некое противоречие: картина как будто изображает праздничное веселье, а на самом деле несет гораздо более сложную и не слишком радостную оценку жизни. Поэтому беседа об этой картине позволяет различить того зрителя, который ориентируется на внешнюю, «объективную» сторону изображения, и того, кто чуток к эмоциональному воздействию картины; причем эта чуткость позволяет иначе оценивать и осмысливать сами изображенные события.

    Очень важно, что, несмотря на эту сложность, многие дети оказываются способными в целом верно почувствовать пафос картины и оценить авторский замысел, хотя и не могут, конечно, рассказать об этом так полно и выразительно, как члены эталонной группы.

    В то же время подчеркиваем, что предложенная методика не связана лишь с этой картиной, а позволяет выявить уровень восприятия всякого произведения изобразительного искусства.

     

    

    pdnr.ru


    Смотрите также

    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта