Описание картины Константина Васильева «Вольга и Микула». Вольга картина


Описание картины Константина Васильева «Вольга и Микула»

Описание картины Константина Васильева «Вольга и Микула»

Васильеву достаточно трудно было изобразить Микулу Селяниновича, обыкновенного сельского крестьянина-богатыря, не указав на его несколько божественное начало. Перед написанием картин, он проводил время в архиве, для того чтобы картина не имела ни одной недостоверной детали.

Картина «Вольга и Микула» была создана после того, как Васильев закончил все работы, на которых были изображены образы всех богатырей из окружения князя Владимира. Теперь художнику необходимо было написать работу, которая была бы от начала и до конца наполнена смысловой нагрузкой, благодаря которой воспевались песенно-дружинные эпосы. Таким образом, этот холст был наполнен большим, но в это время простым смыслом.

На картине изображен Микула Селянинович, который по преданиям был настолько огромен и велик, что его не имели возможности догнать даже на коне Святогор и Вольга, при том, что Микула ходил пешком. В его огромном образе, по сравнению с богатырем, вложен смысл простого крестьянского мужика, который работает на своей земле, сам ее пашет, потом сеет, а в случае, если необходимо защитить свою землю, то и на защиту встанет.

Пахарь Микула изображается больше, не только из-за своих феноменальных параметров, которыми наградила его земля-матушка, но и потому, что без него, по сути, голодали бы и были без еды, все те же богатыри русские. Таким образом, был воспет не только образ богатыря, но и обыкновенного русского мужика.

Вольга же, сидит верхом на коне, и по сравнению с Микулой имеет достаточно скромные пропорции, его шлем напоминает купол православной церкви, а красный цвет его накидки, щита и копья, являются отличительными среди богатырей, которые чаще всего любили именно этот цвет. Картина отлично заканчивает целую серию былинных русских эпосов, но на этом мастер не останавливается.

opisanie-kartin.com

Описание картины Константина Васильева «Вольга и Микула» Картины художников

Описание картины Константина Васильева «Вольга и Микула»

Васильеву достаточно трудно было изобразить Микулу Селяниновича, обыкновенного сельского крестьянина-богатыря, не указав на его несколько божественное начало. Перед написанием картин, он проводил время в архиве, для того чтобы картина не имела ни одной недостоверной детали.

Картина «Вольга и Микула» была создана после того, как Васильев закончил все работы, на которых были изображены образы всех богатырей из окружения князя Владимира. Теперь художнику необходимо было написать работу, которая была бы от начала и до конца наполнена смысловой нагрузкой, благодаря которой воспевались песенно-дружинные эпосы. Таким образом, этот холст был наполнен большим, но в это время простым смыслом.

На картине изображен Микула Селянинович, который по преданиям был настолько огромен и велик, что его не имели возможности догнать даже на коне Святогор и Вольга, при том, что Микула

ходил пешком. В его огромном образе, по сравнению с богатырем, вложен смысл простого крестьянского мужика, который работает на своей земле, сам ее пашет, потом сеет, а в случае, если необходимо защитить свою землю, то и на защиту встанет.

Пахарь Микула изображается больше, не только из-за своих феноменальных параметров, которыми наградила его земля-матушка, но и потому, что без него, по сути, голодали бы и были без еды, все те же богатыри русские. Таким образом, был воспет не только образ богатыря, но и обыкновенного русского мужика.

Вольга же, сидит верхом на коне, и по сравнению с Микулой имеет достаточно скромные пропорции, его шлем напоминает купол православной церкви, а красный цвет его накидки, щита и копья, являются отличительными среди богатырей, которые чаще всего любили именно этот цвет. Картина отлично заканчивает целую серию былинных русских эпосов, но на этом мастер не останавливается.

Прислал: Cr1stal . 2017-10-08 21:49:03

opisanie-kartin.iusite.ru

Описание картины Константина Васильева «Вольга и Микула»

Описание картины Константина Васильева «Вольга и Микула»

Васильеву достаточно трудно было изобразить Микулу Селяниновича, обыкновенного сельского крестьянина-богатыря, не указав на его несколько божественное начало. Перед написанием картин, он проводил время в архиве, для того чтобы картина не имела ни одной недостоверной детали.

Картина «Вольга и Микула» была создана после того, как Васильев закончил все работы, на которых были изображены образы всех богатырей из окружения князя Владимира. Теперь художнику необходимо было написать работу, которая была бы от начала и до конца наполнена смысловой нагрузкой, благодаря которой воспевались песенно-дружинные эпосы. Таким образом, этот холст был наполнен большим, но в это время простым смыслом.

На картине изображен Микула Селянинович, который по преданиям был настолько огромен и велик, что его не имели возможности догнать даже на коне Святогор и Вольга, при том, что Микула ходил пешком. В его огромном образе, по сравнению с богатырем, вложен смысл простого крестьянского мужика, который работает на своей земле, сам ее пашет, потом сеет, а в случае, если необходимо защитить свою землю, то и на защиту встанет.

Пахарь Микула изображается больше, не только из-за своих феноменальных параметров, которыми наградила его земля-матушка, но и потому, что без него, по сути, голодали бы и были без еды, все те же богатыри русские. Таким образом, был воспет не только образ богатыря, но и обыкновенного русского мужика.

Вольга же, сидит верхом на коне, и по сравнению с Микулой имеет достаточно скромные пропорции, его шлем напоминает купол православной церкви, а красный цвет его накидки, щита и копья, являются отличительными среди богатырей, которые чаще всего любили именно этот цвет. Картина отлично заканчивает целую серию былинных русских эпосов, но на этом мастер не останавливается.

Описание картины Константина Васильева «Вольга и Микула» | источник

sochinenie-o.ru

Михаил Врубель, Пётр Ваулин и Камин " Микула Селянинович и Вольга."

Я как то искала историю этого камина и нашла мало. Теперь вот нашла и публикую чтобы не забыть:)

Камин "Микула Селянинович и Вольга". ГТГ

История эта началась давным-давно, ещё в конце девятнадцатого века, когда Абрамцево было для художников своеобррразной Меккой, когда Савва Мамонтов пррридумывал идею за идей, и (я даже подумать об этом не смею), если вдррруг подойдёт к концу мой серрриал пррро княгиню,  попугай сррразу начнёт рррассказывать пррро всё, что связано с его именем. А пока это будет небольшой пррросто  пост, эпизод в моём повествовании, постаррраюсь лишь ненадолго завладеть вашим вниманием.

Письмо Врубеля сестре Анне. Абрамцево, июль, 1892Милая моя Нюта, прости, что так долго тебе не отвечал. … Я опять в Москве, или, лучше в Абрамцеве и опять осаждён тем же, от чего отдыхал 8 месяцев: поисками чисто и стильно прекрасного в искусстве и затейливого личного счастья в жизни; как видишь – все голова и тени. Переводя на более понятный язык: опять руковожу заводом изразцовых и терракотовых декораций … [Михаил Александрович так называл гончарную мастерскую, созданную Мамонтовым в 1890 году в Абрамцеве. В мастерской вырабатывали изразцы и майолику.]

Так получилось, так рррешило мирррозданье, но двадцатилетнего юношу, Петра Кузьмича Ваулина, ещё не добившегося никакого пррризнания, только что окончившего по классу керррамики сельскохозяйственную техническую школу в Красноуфимске (я нашёл только единственный его снимок), Мамонтов пррригласил в девяностом году к себе на ррработу. Но этот молодой человек оказался птицей высокого полёта!

Воспоминания  Н.В. Поленовой, жены художника В.Д. Поленова:Мастер П. Ваулин попался очень талантливый и знающий. Общее творческое настроение охватило и его, и он увлекся разнообразием тонов, стал добиваться оригинальной колоритной поливы, применяя свои знания химика и гончара. Успех его изобретений в этой специальности, обративший на себя внимание художников, поощрял его; он чувствовал себя не простым мастеровым, а причастным к художественному миру и весь отдался интересному делу.

Далее в 1896 году в Нижнем Новгороде была выставка, история которррой известна и очень-очень интеррресна, но о ней рррассказ как-нибудь потом. Врубель на ней пррредставлял два панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович», и именно вторррая ррработа легла в основу эскизов камина.

Из воспоминаний Н.А. Прахова, сына архитектора А.В. Прахова:… «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу. Это не было случайностью в его творчестве. Ещё в Киеве, во время работ во Владимирском соборе, Михаил Александрович сочинил акварельный эскиз своего «Богатыря». Написанный позже в большом виде маслеными красками, он наделал много шума в художественном мире и вызвал полные негодования нападки тогдашней критики.… Огромного коня с толстыми ногами и широко раздутыми боками он отыскал где-то на извозчичьем дворе,  где стояли так называемые ломовики, а богатыря одел, поверх кольчуги, в стёганный ватник, защищающий от вражеских стрел. Вот почему он сидит так мешковато, слегка растопырив руки с толстыми пальцами.     Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году.

Из воспоминаний Б.К. Яновского, композитора: …  Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру. Врубель предложил мне работать у него в студии; там было тихо, спокойно, никто бы мне не мешал.     Предложение я принял, конечно, охотно. И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря». Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля. По обыкновению Врубель писал прямо из головы, без натуры, пользуясь лишь маленьким предварительным акварельным эскизом. Холст не был разделён на клетки. В первый же день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углём. Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый ещё холст, потом чертит. Затем отойдёт на несколько шагов, посмотрит, приставив к глазам руку козырьком, затем снова продолжает чертить. Начал он с головы лошади. Изредка он подходил к маленькому столику, на котором стояла бутылка и стакан, выпивал немного вина. Предлагал вино и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять. …… На следующий день Врубель приступил к писанию красками. Работа продвигалась очень быстро, и недели через полторы мы любовались уже почти конченной картиной.

Михаил Врубель. Богатырь. 1898

Из письма Михаила Врубеля сестре Анне. Москва, Март, Понедельник 1899Милая Нюта, спасибо тебе за пересланное письмо Нади и за последнее уведомление о здоровье Папы. Как теперь его здоровье? Я в Петербург не ездил: мой «Богатырь» ещё не продался, и я должен был сейчас же приняться за пушкинские иллюстрации, а теперь рисую камин для Мамонтова, чтобы поддержать свои финансы.

Надежда Забела-Врубель Н.А. Римскоиу-Корсакову 12 июля 1900:… В газетах мы прочли, что Мих[аил] Ал[ександрович] удостоен за камин на Парижской выставке, этот камин сделан по рисунку Мих[аила] Ал[ександровича] в гончарной С[аввы] И[вановича]. Вот уже не думал, не гадал и медаль получил и про Парижскую выставку мы забыли...

Известно, что в создании перррвого экземпляррра камина (или перррвых двух) Врубель пррринимал самое активное участие, следующие делал Пётр Ваулин по его эскизам.

«Золотой медалист» был пррродан ещё в 1900 году в Париже, также есть Врубелевские камины в Москве: в музее «Коломенское»,  в Государственной Третьяковской галерее, во Всероссийском Музее декоративно-прикладного искусства и народного творчества. В Петербурге камины находятся в Государственном Русском музее (хррранится в запасниках в ррразобррранном виде и был собррран специально для выставки 2006 из 130 кусочков – попугай его видел!) и в доме Бажанова (об этом удивительном доме чуть ниже).

Фотография камина с выставки в Париже 1900

Камин в музее "Коломенское", Москва

Камин из собрания музея декоративно-прикладного и народного искусства. Его совсем недавно спасли ррреставррраторрры.

Камин в Русском музее.

Эскиз Камина. ГРМ

Пётр Кузьмич Ваулин ррруководил мастерррской у Мамонтова 13 лет, в 1903 году ушёл от него в «свободное плаванье», в 1906 году открррыв под Петербургом в посёлке Кикерино мастерррскую, отдавая керррамике свой талант и знания.

Пётр Кузьмич Ваулин.Кстати, не могу умолчать о том, что вы все знакомы с творррчеством его внука - композиторрра Андрея Петрова.

Дом Бажанова. Санкт-Петербург, ул.Марата, 72

...В 1906 году в Петербурге купец перррвой гильдии Филадельф Бажанов заказал молодому и тогда ещё неизвестному арррхитекторрру Павлу Алёшину пррроект дома (нынешний адрррес – улица Марата, 72, когда-то – улица Николаевская). И он до сих поррр (уже постррроенный дом, а не пррроект) восхищает посетителей, которых очень даже немало – так как сейчас в его залах живёт Центральная Городская Детская библиотека истории и культуры, и сам дом обррразец очень интеррресной арррхитектуррры. И, что самое замечательное и удивительное – прррактически сохррранились перррвоначальные интерррьеррры кваррртиррры Бажанова к рррадости благодарррных зрррителей – только очень не хватает «Богатырского фриза» Н.К. Рериха (в 1964 году его забрррал себе Русский музей). Как бы эта ррработа смотрррелась именно там, где и положено находиться ей!

Во вррремя же стррроительства дома Ваулин пррредложил пррриобрррести для укрррашения интерррьеррра камин  (по эскизам Врубеля уже в Кикерино сделанный им). Камин мало того, что был прррекрррасен сам по себе, но ещё очень перррекликался с Рериховским фризом, и он настолько этому дому близок, что, на попугайный взгляд, ничего лучше и пррридумать нельзя!

Камин в доме Бажанова. Санкт-Петербург, ул.Марата, 72

Так что даже у каминов очень ррразная бывает судьба, хотя об остальных я, по сути, опять ничего не успел рррассказать. Но нельзя же ещё один серрриал в паррраллель начинать!

il-ducess.livejournal.com

Сочинение-описание картины Васильева «Вольга и Микула»

Васильеву достаточно трудно было изобразить Микулу Селяниновича, обыкновенного сельского крестьянина-богатыря, не указав на его несколько божественное начало. Перед написанием картин, он проводил время в архиве, для того чтобы картина не имела ни одной недостоверной детали.

Картина «Вольга и Микула» была создана после того, как Васильев закончил все работы, на которых были изображены образы всех богатырей из окружения князя Владимира. Теперь художнику необходимо было написать работу, которая была бы от начала и до конца наполнена смысловой нагрузкой, благодаря которой воспевались песенно-дружинные эпосы. Таким образом, этот холст был наполнен большим, но в это время простым смыслом.

На картине изображен Микула Селянинович, который по преданиям был настолько огромен и велик, что его не имели возможности догнать даже на коне Святогор и Вольга, при том, что Микула ходил пешком. В его огромном образе, по сравнению с богатырем, вложен смысл простого крестьянского мужика, который работает на своей земле, сам ее пашет, потом сеет, а в случае, если необходимо защитить свою землю, то и на защиту встанет.

Пахарь Микула изображается больше, не только из-за своих феноменальных параметров, которыми наградила его земля-матушка, но и потому, что без него, по сути, голодали бы и были без еды, все те же богатыри русские. Таким образом, был воспет не только образ богатыря, но и обыкновенного русского мужика.

Вольга же, сидит верхом на коне, и по сравнению с Микулой имеет достаточно скромные пропорции, его шлем напоминает купол православной церкви, а красный цвет его накидки, щита и копья, являются отличительными среди богатырей, которые чаще всего любили именно этот цвет. Картина отлично заканчивает целую серию былинных русских эпосов, но на этом мастер не останавливается.

Рекомендуем посмотреть:

  • < Назад
  • Вперёд >

www.shollklass.ru

БЫЛИНА ВОЛЬГА И МИКУЛА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

 

Жил Святослав девяносто лет,

Жил Святослав да переставился.

Оставалось от него чадо милое,

Молодой Вольга Святославгович.

Стал Вольга растеть-матереть,

Похотелося Вольгё да много мудростей:

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.

Уходили вси рыбушки во глубокий моря,

Улетали вси птички за оболоки,

Убегали вси звери за темны леса.

Стал Вольга он растеть-матереть,

И сбирал себе дружинушку хоробрую,

Тридцать молодцев без единого,

Сам ещё Вольга во тридцатыих.

Был у него родной дядюшка,

Славный князь Владимир стольно-киевский;

Жаловал его тремя городами со крестьянами;

Первым городом Гурчёвцем,

Другим городом Ореховцем,

Третьим городом Крестьяновцем

Молодой Вольга Святославгович,

Он поехал к городам за получкою

Со своей дружинушкой хороброю.

Выехал Вольга во чисто поле,

Он услышал во чистом поле ратая,

А орет в поле ратай, понукивает,

А у ратая-то сошка поскрипывает,

Да по камешкам омёшики прочиркивает.

 

 

Ехал Вольгмикула селяниновича он до ратая,

День с утра ехал до вечера,

Да не мог ратая в поле наехати.

А орет-то ратай, понукивает,

А у ратая сошка поскрипывает,

Да по камешкам омешики прочиркивает.

Ехал Вольга ещё другой день,

Другой день с утра до пабедья

Со своею со дружинушкой хороброю,

Ён наехал в чистом поле ратая,

А орет в поле ратай, понукивает,

С края в край бороздки помётывает,

В край он уедет - другого не видать.

То коренья, каменья вывёртывает,

Да великие он каменья вси в борозду валит.

У ратая кобыла соловенька,

Да у ратая сошка кленовая,

Гуженьки у ратая шелковые.

Говорит Вольга таковы слова:

«Бог тебе помочь, оратаюшко,

А орать да пахать да крестьяновати,

С края в край бороздки помётывати!»

Говорил оратай таковы слова:

«Да поди-ка ты, Вольга Святославгович!

Мне-ка надобно божья помочь крестьяновать,

С края в край бороздки помётывати!

А и далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь

Со своею со дружинушкой хороброю?»

Говорил Вольга таковы слова:

«А еду к городам я за получкою,

К первому ко городу ко Гурчёвцу,

К другому-то городу Ореховцу,

К третьему городу к Крестьяновцу».

Говорил оратай таковы слова:

«Ай же, Вольга Святославгович!

 

1 Омёшек - лезвие у сохи; лёжек - то, чем соха вздымает и подрезывает пласт земли.Засияло солнце красное на небе. На руси родился солодой Вольга

2 Пабедье, пдобед-второй завтрак, полдник; время, близкое к полудню.

3 Соловенька - имеющая шерсть светло-жёлтого цвета, хвост и гриву белые.

4 Гуж, гужик - кожаная петля в хомуте, которой соединяют хомут с оглоблями.

 

Да недавно был я в городе, третьего дни,

На своей кобылке соловою,

А привёз оттуль соли я два меха

Два меха-то соли по сороку пуд,

А живут мужики там разбойники,

Ёны просят грошев подорожныих.

А я был с шалыгой2 подорожного,

А платил им гроши я подорожный:

Кто стоя стоит, тот и сидя сидит,

А кто сидя сидит, тот и лёжа лежит».

Говорил Вольга таковы слова:

«Ай же ты, оратай оратаюшко!

Да поедем-ко со мною во товарищах,

Да ко тем городам за получкою».

Этот оратай оратаюшко

Гужики с сошки он повыстегнул

Да кобылку из сошки повывернул,

А со тою он сошки со кленовенькой,

Ай оставил он ту сошку кленовую,

Он садился на кобылку соловеньку;

Они сели на добрых коней, поехалиИван Билибин. "Вольга Святославович и Микула Селянинович

По славному раздольицу чисту полю.

Говорил оратай таковы слова:

«Ай же, Вольга Святославгович!

Да не для-ради прохожего, проезжего,

А оставил я сошку в бороздочке

Ради мужика-деревенщины:

Они сошку с земельки повыдернут,

Из омешиков земельку повытряхнут,

Из сошки омешки повыколнут,

Мне нечем будет молодцу крестьяновати,.

А пошли ты дружинушку хоробрую,

Чтобы сошку с земельки повыдернули,

Из омешиков земельку повытряхнули,

Бросили бы сошку за ракитов куст».

 

 

Молодой Вольга Святославгович

Посылает тут два да три добрых молодца

Со своей с дружинушки с хороброей

Да ко этой ко сошке кленовенькой,

Чтобы сошку с земельки повыдернули,

Из омешиков земельку повытряхнули,

Бросили бы сошку за ракитов куст.

 

1 Мех соли - мешок соли,

2 Шалыга - плеть, кнут.

 

Едут туды два да три добрых молодца

Ко этой ко сошке кленовоей;

Они сошку за обжи кругом вертят,

А им сошки от земли поднять нельзя,

Да не могут они сошку с земельки повыдернути,

Из омешиков земельку повытряхнути,

Бросити сошку за ракитов куст.

Молодой Вольга Святославгович

Посылает он целым десяточком,

Он своей дружинушки хороброей

А ко этой ко сошке кленовоей.

Приехали они целым десяточком

Ко этой славной ко сошке кленовенькой;Рябушкин А.П. «Вольга Всеславьевич». 1895

Они сошку за обжи кругом вертят,

Сошки от земли поднять нельзя,

Не могут они сошку с земельки повыдернути,

Из омешиков земельку повытряхнути,

Бросити сошку за ракитов куст.

Молодой Вольга Святославгович

Посылает всю дружинушку хоробрую,

То он тридцать молодцев без единого.

 

 

Этая дружинушка хоробрая,

Тридцать молодцев да без единого,

А подъезжали ко сошке кленовенькой,

Брали сошку за обжи, кругом вертят,

Сошки от земельки поднять нельзя,

Не могут они сошки с земельки повыдернути,

Из омешиков земельку повытряхнути,

Бросити сошку за ракитов куст.

Говорит оратай таковы слова:

«Ай же, Вольга Святославгович!

То не мудрая дружинушка твоя хоробрая,

А не могут они сошки с земельки повыдернуть,

Из омешиков земельку повытряхнуть,

Бросити сошку за ракитов куст.

Не дружинушка тут есте хоробрая,

Столько одна есте хлебоясть».:

Этот оратай оратаюшко,

Он подъехал ко сошке кленовенькой,

Брал эту сошку одной ручкой.

Сошку с земельки повыдернул,

Из омешиков земельку повытряхнул,

Бросил сошку за ракитов куст.

Они сели на добрых коней, поехали

Да по славному раздолью чисту полю.

А у ратая кобылка грудью пошла,

Так Вольгин то конь оставается.

Стал Вольга покрикивати,

Стал Вольга колпаком помахивати,

Говорил Вольга таковы слова:

«Стой-ка, постой, да оратаюшко!»

Говорил-то Вольга таковы слова:

«Ай же, оратай, оратаюшко,

Эта кобыла конём бы была,

За эту кобылу пятьсот бы дали».Андрей Рябушкин. Микула Селянинович. 1895. былинный богатырь-пахарь

Говорит оратай таковы слова:

«Взял я кобылку жеребчиком,

Жеребчиком взял  с под матушки,

Заплатил я за кобылку пятьсот рублей:

Этая кобылка конём бы была,

Этой бы кобылке и сметы нет»

Говорил Вольга таковы слова:

«Ай же, оратай, оратаюшко!

Как-то тебя да именем зовут,

Как звеличают по отечеству?»

Говорил оратай таковы слова:

«Ай же, Вольга ты Святославгович!

Ржи напашу, в скирды складу,

В скирды складу да домой выволочу,

Домой выволочу, дома вымолочу,

Драни надеру да тоя пива наварю,

Пива наварю, мужичков напою.

Станут мужички меня покликивати:

«Ай ты, молодой Микулушка Селянинович!»

Микула Селянинович  - краткая справка

Микула Селянинович — легендарный пахарь-богатырь в русских былинах новгородского цикла. Имя Микула — народная форма имени Николай; возможно, результат контаминации с именем Михаил. Существует маргинальная теория, согласно которой Микула — древнее языческое славянское имя.

Микула Селянинович  - образ богатыря-пахаря

Богатырь олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».

У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.Былины, посвящённые Микуле: «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула Селянинович».

Связь христинского святого Николая Чудотворца с былинным богатырём Микулой Селяниновичем. Интересную версию о связи с днём народного календаря Николой вешним приводит П. И. Мельников в 1874 году

*** Кратко ***

Мифология: СлавянскаяМестность: РусьМать: Сыра ЗемляДети: Василиса (жена Ставра) и Настасья (жена Добрыни Никитича)Атрибуты: сохаХарактерные черты: единственный богатырь, который поднимает «тягу земную»

С использованием материалов - http://ru.wikipedia.org/wiki/Микула_Селянинович

 

Вольга Святославич - краткая справкаИван Билибин. «Вольга со своей дружиной».

Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Отождествление Вольги и Волха не является общепринятым в фольклористике. Возможно, это разные лица, которые в поздний период бытования эпоса стали сливаться в сознании сказителей из-за сходства имён.

Происхождение образа

В былинной фигуре Волха Всеславьевича много архаических черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре. В. Ф. Миллер полагал, что первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и скорая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха.

Предполагалось происхождение имени этого героя от слова «волхв» (путём превращения имени нарицательного в имя собственное).На основе былинных сведений о Вольге современные исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога охоты Волха.Сторонники "исторической школы" в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий

1. Рождение богатыряВольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.Этот рассказ сохраняет древнейшие тотемические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.

2. Поход на Индийское царствоЦентральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своих воинов — на местных девушках, оставленных в живых. Сам он становится царем. Былина о походе сохранилась в 11 записях.

3. Встреча с Микулой СеляниновичемВстреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца, повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов г. Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога, и наказал их за жадность плеткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец, дали бой и собрали подати.

Вольга Святославич и князь ОлегОдно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.

По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. Б. А. Рыбаков и некоторые другие исследователи отождествляют Вольгу Святославича и древлянского князя Олега Святославича.

По материалам - http://ru.wikipedia.org/wiki/Вольга_Святославич

← ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ →
 

Еще по данной теме::

russkay-literatura.ru

ВОЛЬГА И МИКУЛА - ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ-2

ВОЛЬГА И МИКУЛА - ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ-2 [Jan. 29th, 2013|05:19 am]

smelding

Дополнения к коллекции, выложенной здесьВроде бы Каразин. 1885 год.Вениамин Лосин 1982. В отличие от более позднего Лосинского рисунка, Микула не так стар (так его и в былинах величают "м о л о д о й Микула Селянинович!"), не так титаничен, и не смахивает, по верному замечанию одного комментатора, на "спившегося слесаря". Но - не только традиционно простоволос, но даже бос. А уж в какую морь превратили его верную кобылку... Владимир Перцов, 1985На этом рисунке, как и на первом, отделенном от него столетием, Вольга не в шлеме. Ровно д в а художника за с т о лет соизволили заметить, что в былине он машет Микуле к о л п а к о м.Селяниновича же оставили в лапотниках. Перцов хоть шапчонку отжалел какую-никакую...
Comments:

(Deleted comment)

Отобрали дружинники не иначе, вместе с куньей шубой.

А где кафтан соболями отделаный?

это ко мне вопрос?)

Да нет, конечно.Вопрос риторический :-)

Ищут, кто спёр. :-)

Лосин это феерия.

угу. мне почему-то за кобылу особенно обидно

Та да, это даже в идеологию скрытой мощи крестьянства не лезет.

Если учесть, что на этой кобыле Микула Вольгу обогнал, почему-то становится обидно и за Вольгу с ейным конём.

Вторая иллюстрация, честно говоря, вообще жэсть. "Феодальная реакция и угнетенные пролетарии", а не Вольга с Микулой.

не знаю, застали вы ещё или слишком маленькая) для того - в советской школе в кабинетах истории висели обычно символичекие картинки, отображающие формации общества. Первобытообщинное обычно отображалось совместным побиванием мамонта, коммунистическое - представителями трех рас, осененных красными знаменами и мирумищиной на разных языках, а три классовые формации обычно изображали противостояние надменного эксплуататора и изможденного труженика. Так вот эта картинка вполне б в подобные схемы улеглась - "Феодальный строй")

Да, "побивание мамонта" помню. Меня в своё время оно сильно впечатлило: мамонт по плечи залез в какой-то окоп, а к нему бегут кроманьонцы с булыганами. Причём прут смело в лоб мамонту.

ну пулемета же у него нету)))

Зато хобот есть. :)

Не, не застала уже. Но ассоциация появилась сразу, так что вариации чего-то такого наверное где-то видела.

Иш ты, лыцарь! Перчаточки кольчужные!

флегматично - ты ещё тамошних Соловья Будимирыча с Алешей Поповичем не видал, поди...

напомни, кстати, ты свой-то рисунок про ВиМ выкладывал?

Нет. Как-то мне и нечего про них добавить. Если хочешь - добавляй к своим.

smelding.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта