Сочинение по картине Флавицкого "Княжна Тараканова". Картина тараканова


Картина К.Флавицкого "Княжна Тараканова". Искусство и антиквариат. Добавила Софья Камышанская — VilingStore.net

Картина К.Флавицкого 'Княжна Тараканова' фото

Картина К.Флавицкого "Княжна Тараканова"

«Княжна Тараканова» — самая известная картина художника Константина Флавицкого, за которую ему было присуждено звание профессора исторической живописи.

История княжны Таракановой

Первоосновой для создания картины послужила история княжны Таракановой, авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Емельяна Пугачёва. По повелению императрицы Екатерины II она была арестована и в мае 1775 года была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания. Умерла от чахотки 4 декабря 1775 года, скрыв тайну своего рождения даже от священника.

Выставка Академии художеств в 1864 году

Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена на выставке Академии художеств. В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи ». Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника.

Сюжет для картины

Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года (исторические данные говорят о том, что она умерла на два года раньше этого события). На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, прибывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина. Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы.

Хотя легенда о гибели Таракановой от наводнения не соответствует действительности, благодя Флавицкому именно эта версия её смерти закрепилась в народной памяти. Например, в стихотворении «Душа» Борис Пастернак пишет: «ты бьешься, как билась княжна Тараканова, когда февралем залило равелин».

vilingstore.net

«Княжна Тараканова», картина К.Флавицкого: история, описание

Искусство и развлечения 18 февраля 2015

Константина Дмитриевича Флавицкого (1830-1866) многие искусствоведы называют художником одной картины. Умер он рано, в тридцать шесть лет, от туберкулеза. «Княжна Тараканова» - картина, которая обессмертила художника. Но человеку неискушенному остается непонятен ее смысл. Если на полотне изображена княжна, то почему она находится в тюремной камере? И почему застенки заливает вода? Зритель понимает только, что молодая красивая девушка в ужасе ждет своего смертного часа. Трагизм ситуации сквозит в каждой детали картины. Какую же тайну скрывает полотно, находящееся в Третьяковской галерее? Читайте об этом в данной статье.Княжна тараканова картина

Небольшой экскурс в историю

Кто же такая княжна Тараканова, и реальный ли это персонаж? Происхождение этой личности до сих пор туманно. Одни исследователи считают, что она была дочерью булочника из Нюрнберга, другие - трактирщика из Праги. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха. «Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны. Впервые молодая авантюристка появляется под именем мадмуазель Франк, потом - мадам Тремуйль, персиянки Али-Эмете, пока, наконец, не называет себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы, рожденной от тайного брака последней с фаворитом Разумовским. Так сложилось, что в России только недавно был подавлен бунт Емельяна Пугачева – еще одного «Тараканова». Екатерина Вторая не могла остаться безучастной к еще одной претендентке на престол. Она поручает графу Орлову похитить самозванку. Тот хладнокровно притворяется поклонником княжны Таракановой, добивается ее взаимности и даже предлагает ей руку и сердце. Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. Там княжну и арестовали. Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. Под впечатлением этих событий и родилась картина «Княжна Тараканова». История бедняжки, закончившей жизнь во цвете лет в мрачных застенках, позже обросла легендами.

княжна тараканова картина флавицкого

Правда и домысел

Официальные источники утверждают, что узница Петропавловской крепости умерла от туберкулеза в декабре 1775 года. На последней исповеди она не раскрыла священнику тайну своего происхождения. Но есть и другие записи. Так, известно, что в 1785 году приняла постриг некая княжна Тараканова и под именем инокини Досифеи провела в стенах московского Ивановского монастыря остаток жизни. Она находилась под охраной, а навещали ее митрополит Платон и прочие знатные лица. Умерла Досифея в феврале 1810 года. Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Однако в памяти народа смерть принцессы окружена легендами. По одной из них, княжна Тараканова (картина инспирирована именно этим мифом) утонула во время сильного наводнения, случившегося в сентябре 1777 года. За всю историю Петербурга это был третий по силе разлив Невы. Вода поднялась на три с лишним метра выше своего обычного уровня.

княжна тараканова картина флавицкого

Видео по теме

К. Флавицкий и его история

Художник родился в семье мелкого чиновника в 1830 году. Он рано осиротел и провел детство в воспитательном доме. Однако талант к рисованию помог ему выбиться в люди. Его отдали в художественную школу за средства Общества поощрения художников. Позже он поступил студентом к профессору Ф. А. Бруни. Петербургскую Академию Художеств Флавицкий окончил с золотой медалью в 1855 году. Награду ему принесла студенческая работа «Братья продают Иосифа в рабство». Золотая медаль дала Флавицкому возможность за государственный счет провести несколько лет в Италии, чтобы усовершенствовать свое мастерство. Именно там и зародился замысел написать полотно о великой и таинственной авантюристке. Эскиз, по которому двумя годами позже была написана картина «Княжна Тараканова», автор сделал в Италии. Вернувшись в Россию, Флавицкий представил на суд публики полотно «Христианские мученики в Колизее» (1862), не вызвавшее особого восторга.Картина княжна тараканова история

Картина «Княжна Тараканова»: описание

На полотне мы видим прекрасную девушку, спасающуюся от неминуемой смерти на своей кровати. Холодные волны Невы все прибывают в камеру. Тюремная койка уже наполовину исчезла под водой. Драматизма прибавляют две мокрые крысы, взбирающиеся на кровать и жмущиеся к ногам узницы. «Княжна Тараканова» - картина, построенная на контрастах. Некогда роскошное платье выглядит ярким пятном в убогой серой обстановке каземата. Да и сама девушка с разметавшимися волосами, бледная, испуганная, кажется прекрасной экзотической птицей, попавшей в силки российской тюремной системы.Картина княжна тараканова автор

«Княжна Тараканова»: картина-фрондера?

Следует учесть период, в который создавалось полотно. В 1861-1862 годах многие молодые люди, протестующие против репрессивного строя, были арестованы. Некоторые из них были заточены в Петропавловскую крепость и погибли там. Возможно, в картине заключена некая фронда, скрытый бунт? Не зря ведь полотно Флавицкого восторженно приветствовал демократический стан России, и очень прохладно его восприняли официальные круги. Александр II, побывав на выставке, распорядился внести запись в каталог, что "сюжет сей картины заимствован из романа, не имеющего ничего общего с исторической истиной". После этого большинство галерей остереглось приобретать полотно. И только частный негоциант Третьяков купил его для своей коллекции.

картина княжна тараканова описание

Непокорная княжна Тараканова?

Картина Флавицкого, если рассмотреть ее поближе, раскрывает одну немаловажную деталь. У княжны Таракановой четыре руки. Две, явственно видимые, безвольно опущены вдоль тела. Но если присмотреться, можно увидеть две руки, которые девушка гордо скрестила на груди. Это было первым замыслом автора. Позже он изменил его, решив показать всю чудовищную власть российской властной системы ломать души людей. Он закрасил скрещенные руки. Но они почему-то проступили вновь.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Картина Вермеера Искусство и развлечения Картина Вермеера "Молочница". История, описание

Эта небольшая картина сегодня имеет безусловный статус шедевра мирового значения, сопоставимый с творениями Рафаэля и Леонардо, Рембрандта и Веласкеса. Ее автор считается мастером, во многом определившим значение Золо...

Джованни Браголин, картина Искусство и развлечения Джованни Браголин, картина "Плачущий мальчик": история, описание и фото

Вы любите мистику? Страшные истории, от которых бросает в дрожь? Вы посматриваете с опаской по сторонам, когда слышите рассказы об ужасных преступлениях, непонятно откуда взявшихся странных предметах, голосах, звуках ...

Сочинение по картине Искусство и развлечения Сочинение по картине "Богатыри" Васнецова. История создания и описание

Национально-романтическая линия русского искусства воплощена в былинных и сказочных образах произведений Виктора Васнецова. Эта тема главенствует в его живописных работах, архитектурных эскизах и декоративно-прикладно...

Сочинение по картине Образование Сочинение по картине "Свидание" Маковского. История и описание.

Сочинение по картине «Свидание» Маковского входит в план школьной программы. Когда семиклассники тренируются описывать внешность и чувства героев, эта картина подходит как нельзя лучше. Ее особенности разб...

Картинная галерея имени Дейнеки (Курск): история, описание, коллекцииНовости и общество Картинная галерея имени Дейнеки (Курск): история, описание, коллекции

Картинная галерея имени Дейнеки в Курске – это художественный музей, в собрании которого насчитывается более 8 тысяч произведений искусства 16-20 веков. О картинной галерее города Курске, ее коллекции и музейной...

К чему снится потеря: значение и толкование, что предвещает, чего ожидатьДуховное развитие К чему снится потеря: значение и толкование, что предвещает, чего ожидать

Разъясняя читателям, к чему снится потеря тех или иных вещей, авторы сонников нередко смущают их мрачностью своих предсказаний, видя в подобных сюжетах знак грядущих неприятностей и бед. Однако не следует впадать в ун...

ГАЗ-63 — советский грузовой автомобиль. История, описание, технические характеристикиАвтомобили ГАЗ-63 — советский грузовой автомобиль. История, описание, технические характеристики

Горьковский автозавод известен своими грузовыми автомобилями. Обычный, казалось бы, заднеприводный ГАЗ-51 стал легендой отечественного автопрома. Полноприводный ГАЗ-63 незаслуженно остался в памяти только любителей, а...

Советский мотоцикл Автомобили Советский мотоцикл "Тула": история, описание, характеристика

Тула для многих ассоциируется с пряниками и самоварами. А вот взрослые мотоциклисты еще помнят мотороллеры «Тулица», которые распространялись по всей стране, и смешной в сегодняшнем восприятии мотоцикл &l...

«Фольксваген Кадди»: история, описание моделиАвтомобили «Фольксваген Кадди»: история, описание модели

Первый автомобиль «Фольксваген Кадди» дебютировал в 1982 году. Он представлял собой пикап и предназначался исключительно для перевозки грузов. Это был дешевый автомобиль для мелкого бизнеса.  «Ф...

«Фольксваген-Пассат» универсал: история, описание моделиАвтомобили «Фольксваген-Пассат» универсал: история, описание модели

Volkswagen Passat дебютировал в 1973 году. И вот на протяжении сорока лет он пользуется огромной популярностью среди автомобилистов. С момента выпуска первого «Пассата» было продано более 14 миллионов пред...

monateka.com

Кто же она и сколько их было ? Две или одна?Флавицкий "Княжна Тараканова"

       Русский художник К. Д. Флавицкий (1830-1866) вошел в историю русской живописи как художник одной картины — «Княжна Тараканова», за которую автора удостоили звания профессора исторической живописи. И поныне это полотно в числе самых популярных экспонатов Третьяковской галереи.

                  

   Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена  в Академии художеств.

   В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого: «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи».

   Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника. Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года (исторические данные говорят о том, что она умерла на два года раньше этого события).

   На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. Морозный поток воды из зарешеченного окна уже затопил пол и подступает к краю постели, где копошатся встревоженные крысы.

 В заплесневевшей камере видны обычные жалкие предметы арестантского обихода — грубая овчина, заменяющая одеяло, простой деревянный стол, на нем разломанная краюха хлеба и глиняная кружка. Ветхая деревянная кровать вот-вот скроется под водой. А на постели почти без чувств от ужаса и отчаяния стоит, откинувшись к стене прекрасная молодая черноволосая женщина в пышном бархатном платье.

  Ее поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза — все говорит о том, что силы покидают ее. Но и в эти последние минуты перед неотвратимой смертью она кажется прекрасной.

   За картину «Княжна Тараканова» художнику Константину Флавицкому было присуждено звание профессора исторической живописи.

  История обошлась с ней  жестоко, не донеся до нас даже подлинного её имени,  было много имён : госпожа Франк, Шель, Тремуйль, Али-Эмете, принцесса Владомир, Элеонора, принцесса Азовская, принцесса Елизавета Владимирская.

   Мы же знаем ее как княжну Тараканову. Знаем, прежде всего, по одноименному роману Г. Данилевского и известной картине художника К. Флавицкого.

   Сохранились описание её внешности. «Она юна, прекрасна и удивительно грациозна. У нее черные волосы, цвет глаз постоянно меняется — то синие, то иссиня-черные, что придает ее лицу некую загадочность и мечтательность и, глядя на нее, кажется, будто и сама она вся соткана из грез. У нее благородные манеры — похоже, она получила прекрасное воспитание. Она выдает себя за черкешенку — точнее, так называют ее многие,— племянницу знатного, богатого перса...»

   Умерла она в стенах тюрьмы 4 декабря 1775года от чахотки. Странная судьба. Тараканова могла бы выйти из каземата и жить. Возможно не на воле, возможно в монастыре, но жить! Убить ее Екатерина бы не осмелилась. Слишком опасно. Ей нужно было только признать свои притязания незаконными и назвать свое настоящее имя, но она предпочла умереть в ранге непризнанной русской принцессы, оставив в нашей истории удивительную загадку:

  «Кто же Вы такая, госпожа Тараканова?»

  История сохранила сведения и о другой княжне Таракановой.

   Авгу́ста Тимофе́евна Тарака́нова.

  Вступив на престол 6 декабря (25 ноября по ст. ст.) 1741 года, Елизавета Петровна приблизила к себе своего любимца Алексея Григорьевича Разумовского, недавнего церковного певчего, обладавшего дивным голосом и буйным молодецким характером.

Елизавета Петровна.Худ.Шарль ван Лоо.

Алексей Разумовский.  неиз.художник.

   Он стал действительным камергером, управляющим имениями, императрица возложила на него андреевскую ленту и пожаловала своему фавориту графское достоинство, позже звание генерал-фельдмаршала.

     По воспоминаниям иностранных писателей, современников и знакомых этой четы, у Елизаветы Петровны от брака с Разумовским были дети – сын и дочь. По законам, рождённые от морганатического брака, даже и законного, не имели права на престолонаследие.

    Более того, с течением времени они должны были утвердиться в мысли о необходимости добровольно отказаться от света и посвятить жизнь свою Богу, дабы нечестивые люди не смогли использовать их имена в корыстных целях и политических интригах. О сыне письменных свидетельств не сохранилось.

    По слухам, жил он до самой своей кончины в одном из монастырей Переславля-Залесского и горько жаловался на свою участь.

   Дочь императрицы носила имя Августа. Она, как и брат, получила фамилию Тараканова. По отчеству звалась Матвеевной. И фамилия, и отчество вымышленные. Никаких документальных известий о жизни Августы до 1785 года нет.

   Лишь в тот год, когда ей исполнилось сорок лет, по именному повелению Екатерины II её привезли в Ивановский монастырь Москвы, где она была пострижена в монахини с именем Досифея. 25 лет пребывала она в монастыре.

   Зналась лишь с игуменьей, духовником и московским купцом Филиппом Шепелевым. Жила в одноэтажных каменных келиях, в помещении, составлявшем две уютные комнаты и прихожую для келейницы. На содержание её отпускалась особенная сумма из казначейства.

  По смерти Екатерины II Досифею навещали известные люди, приезжая поздравлять по большим праздникам. Но до самой смерти Досифея жила неспокойно, вздрагивала при каждом шорохе и стуке.

  Был у неё портрет Елизаветы Петровны и какие-то бумаги, которые она однажды сожгла. В молитвах и постах прошла её жизнь. Как пишут, была она очень похожа на свою мать, аристократически воспитана, хорошо знала иностранные языки.

  Преставилась Досифея 64 лет от роду в 1810 году. Её проводы были пышными, похоронили Досифею в Новоспасском монастыре в усыпальнице рода бояр Романовых, где погребались родственники царственного дома.

   Была Досифея нрава кроткого и, говорят, после свидания с Екатериной II сама дала согласие на постриг. 

 Две княжны Таракановы и две печальные судьбы. Какая из них достоверная ?

maxpark.com

Княжна Тараканова (картина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1864 года

«Княжна́ Тарака́нова» — самая известная картина художника Константина Флавицкого, за которую ему было присуждено звание профессора исторической живописи.

Сюжет

Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года (исторические данные говорят о том, что она умерла на два года раньше этого события). На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, прибывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина. Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы.

Хотя легенда о гибели Таракановой от наводнения не соответствует действительности, благодаря Флавицкому именно эта версия её смерти закрепилась в народной памяти. Например, в стихотворении «Душа» Борис Пастернак пишет: «ты бьешься, как билась княжна Тараканова, когда февралём залило равелин».

История создания

Первоосновой для создания картины послужила история княжны Таракановой, авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Емельяна Пугачёва. По повелению императрицы Екатерины II она была арестована и в мае 1775 года была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания. Умерла от чахотки 4 декабря 1775 года, скрыв тайну своего рождения даже от священника.

Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена на выставке Академии художеств. В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника.

Напишите отзыв о статье "Княжна Тараканова (картина)"

Ссылки

  • [staratel.com/pictures/ruspaint/659.htm К. Д. Флавицкий — «Княжна Тараканова»]
  • [sttp.ru/master23.html «Княжна Тараканова» — предыстория и история создания]
  • [www.memoirs.ru/rarhtml/1185Longonov.htm Лонгинов М. Заметка о княжне Таракановой. По поводу картины г. Флавицкого // Русский архив, 1865. – Изд. 2-е. – М., 1866. – Стб. 651-656.]

Отрывок, характеризующий Княжна Тараканова (картина)

– А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче. – Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора. – А вы строитесь? – Да, Савельич велит. – Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели. – Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи. – Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья. Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось. – Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья. Пьер засмеялся. – Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе. Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ. – Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните? Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях. Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления. Княжна Марья с кроткой улыбкой смотрела то на Пьера, то на Наташу. Она во всем этом рассказе видела только Пьера и его доброту. Наташа, облокотившись на руку, с постоянно изменяющимся, вместе с рассказом, выражением лица, следила, ни на минуту не отрываясь, за Пьером, видимо, переживая с ним вместе то, что он рассказывал. Не только ее взгляд, но восклицания и короткие вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он хотел передать. Видно было, что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы и не мог выразить словами. Про эпизод свой с ребенком и женщиной, за защиту которых он был взят, Пьер рассказал таким образом:

wiki-org.ru

Знаменитой картине «Княжна Тараканова» 150лет.

115115

Завораживающая картина! Он нее невозможно оторвать взгляд. Я помню, как еще подростком, в школе, в учебнике по литературе, я видела эту картину и каждый раз, когда я на нее смотрела, чувство одиночества и обреченности возникало внутри. Эти эмоции, от картины, сохранились до сих пор!

Так точно передать зрителю настроение и эмоции может только очень талантливый художник! Неудивительно, что Флавицкий, после написания Княжны получил звание профессора Академии художеств, при этом минуя звание академика. Первоначально Флавицкий назвал свое произведение «Смерть легендарной принцессы Таракановой». Хочется отметить , что в этом полотне художник очень точно передал дух середины XIX века.

Впервые зрители смогли увидеть «Княжну Тараканову» на выставке в императорской Академии художеств в 1864 году. В каталоге, сопровождавшем выставку, по распоряжению Александра Второго, было специально отмечено, что сюжет картины никакой исторической истины не имеет.

Персонаж княжны Таракановой, в то время, был очень популярен. Многие пытались разгадать, кем же она была на самом деле? Расчет художника был верен: картина привлекла огромное внимание и наделала много шума.

Флавицкий сознательно изобразил Тараканову, как жертву режима, как несчастную женщину. Это очень сильно добавило сентиментального настроения в картине, тем более, что по одной из версий княжна была беременна.

К тому же художник мастерски добавил трагизма: несчастная женщина, тюремная камера, холодная вода, которая поднимается все выше. Все это ужасало зрителей, на них это производило сильное впечатление! Особенно поражали современников Флавицкого мыши на переднем плане. Была какая то аллегория в сравнении мышей с Таракановой.

Хочется отметить, что имя женщины, которая была заключена в эту камеру, до сих пор неизвестно. Самозванка, аферистка, авантюристка. Она не раз меняла свою фамилию, место жительства, родословную. В Петропавловскую крепость она попала, когда начала называть себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Розумовского.

Она заявила свои претензии на российский престол и даже нашла поддержку, но была схвачена графом Алексеем Орловым и доставлена в Россию. На суде ни в чем не созналась и была заключена в Петропавловской крепости, где и умерла.

Настоящую дочь Елизаветы и Розумовского разыщут через 10 лет после смерти Таракановой. Ее насильно запрут в Иоанно-Предтеченском монастыре, там она проживет 25 лет в заточении и в полном смирении.

Всю эту историю Флавицкий не знал, хотя то, что наводнение в Петербурге было, уже после смерти Таракановой, знали все, и произошло оно через два года после ее смерти. А сама княжна умерла от туберкулеза.

Сам Флавицкий умер в молодом возрасте, 35 лет, от чахотки, вскоре после написания картины. Многие приписывали это совпадение к мистическому.

Особенно остро нотка мистики начала звучать после смерти актрисы Веры Холодной, которая умерла во время съемок немого фильма про Тараканову.

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

iskusstvo.pro

Княжна Тараканова (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Княжна́ Тарака́нова» — самая известная картина художника Константина Флавицкого, за которую ему было присуждено звание профессора исторической живописи.

Сюжет

Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года (исторические данные говорят о том, что она умерла на два года раньше этого события). На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, прибывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина. Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы.

Хотя легенда о гибели Таракановой от наводнения не соответствует действительности, благодаря Флавицкому именно эта версия её смерти закрепилась в народной памяти. Например, в стихотворении «Душа» Борис Пастернак пишет: «ты бьешься, как билась княжна Тараканова, когда февралём залило равелин».

История создания

Первоосновой для создания картины послужила история княжны Таракановой, авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Емельяна Пугачёва. По повелению императрицы Екатерины II она была арестована и в мае 1775 года была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания. Умерла от чахотки 4 декабря 1775 года, скрыв тайну своего рождения даже от священника.

Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена на выставке Академии художеств. В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника.

Ссылки

ru.gowikipedia.org

Сочинение по картине Флавицкого "Княжна Тараканова"

Сочинение по картине Флавицкого "Княжна Тараканова"

Сочинение по картине   К. Флавицкого "Княжна Тараканова".В русской истории много темных пятен и загадочных историй. Одной из них является жизнь и похождения знаменитой авантюристки, вошедшей в историю под именем княжны Таракановой. Она представлялась дочерью Елизаветы Петровны и сестрой бунтаря Пугачёва. Тайна вокруг этого имени вдохновляла поэтов, писателей и художников на создание великолепных произведений искусства, принёсших славу их авторам.Такова и картина К.Флавицкого "Княжна Тараканова", написанная в 1864 году. Произведение поражает драматизмом изображенной на нем ситуации: молодая, красивая девушка находится в запертой тюремной камере, которую постепенно затопляет вода. По одной из легенд находящаяся в заточение девушка, выдававшая себя за дочь царицы Елизаветы Петровны, погибает в результате наводнения. Но это не так. Княжна Тараканова скончалась в 1775 году, а наводнение в Петербурге произошло гораздо позже.Девушка на картине Флавицкого неподдельно страдает. Судьба уготовила ей страшную смерть - вода заполняет небольшое пространство камеры, а выйти никуда нельзя - дверь заперта. Девушка забралась на постель, прижалась к стене. Она запрокинула голову, на ее лице отразилось страдание от неизбежности гибели. Быть может, молодая узница в этот момент просит Бога простить ей все ее прегрешения. Или вся жизнь проносится перед ее закрытыми от ужаса глазами. А вода поднимается все выше и выше. На постель забираются крысы, пытаясь найти спасение от разбушевавшейся стихии. Но спасения нет. Девушка понимает это и страдает неимоверно. Она так молода, так красива. Она столько надеялась сделать в этой жизни. Но судьба распорядилась иначе. И вот она гибнет в воде в самом расцвете своей молодости и красоты.Еще больше трагизма придает картине обстановка камеры. Холодные каменные стены с отвалившейся штукатуркой, простой деревянный стол с незамысловатой арестантской утварью. Стол прикреплен к полу настолько крепко, что вода не может сдвинуть его с места. Вот так и узница как будто пригвождена к стене. Ей никуда не деться из тюрьмы, не уйти от неизбежного рока. От этого ее страдания лишь усиливаются.Картина К. Флавицкого "Княжна Тараканова" настолько захватывает воображение зрителя, что хочется узнать судьбу погибающей девушки, ее историю. Хочется знать за какие преступления заточена она в каземат Петропавловской крепости. Но загадка княжны Таракановой остается загадкой, так до конца и неразгаданной

История картины "Княжна Тараканова".Каждый хотя бы раз побывавший в Третьяковской галерее человек наверняка запомнит картину "Княжна Тараканова" К.Д. Флавицкого. Написанная более ста лет назад, она и теперь волнует и драматизмом сюжета, и мастерством исполнения.Художник родился в Москве в семье чиновника. Рано осиротев, мальчик 7 лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Способности к рисованию у него проявились довольно рано и были сразу замечены; вскоре Константин Фла-вицкий поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у профессора Ф.А. Бруни. В ту пору академия следовала законам классицизма - течения в европейской художественной культуре, которое в свое время имело в искусстве прогрессивное значение, но постепенно утратило его. Классицизм вступил в явное противоречие с зарождающимся реалистическим направлением в искусстве.Симпатии Флавицкого были целиком на стороне нового демократического искусства, но он должен был следовать канонам, заложенным в академии. Его первая картина была лишена индивидуальности и не имела успеха. Зато появившаяся на свет два года спустя картина "Княжна Тараканова" принесла художнику большую известность.В основу сюжета картины было положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей жила какая-то монахиня, "в миру" носившая фамилию Тараканова. Эта женщина для всех оставалась загадкой, она находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.Однако героиней произведения Флавицкого явилась не эта женщина, а самозванка, которая во время правления Екатерины II претендовала на русский престол, называя себя дочерью Елизаветы Петровны от тайного брака с А.Г. Разумовским. Долгое время она жила в Италии, выдавая себя за русскую принцессу. По приказу Екатерины граф А.Г. Орлов отправился за самозванкой в Италию. Прикинувшись влюбленным и обещая жениться, он хитростью заманил ее на русский корабль и арестовал. По преданию, Тараканова погибла в заточении в Петропавловской крепости в 1777 г.О гибели Таракановой ходили легенды. Говорили, что Екатерина заточила ее в камеру, которая затопляется во время разлива Невы. Эту легенду и выбрал Флавицкий в качестве сюжета для своей картины. Глядя на полотно, почти физически ощущаешь себя в мрачной и сырой камере Петропавловской крепости. Хлынувшая в тюремное окно вода затопляет камеру. Деревянная кровать, на которую, пытаясь спастись, карабкаются крысы, вот-вот скроется под водой. А на кровати, в изнеможении прислонившись к стене, стоит молодая женщина. Ее поза, воскового цвета лицо, полузакрытые глаза - все говорит о том, что силы покидают ее.В Зимнем дворце появление этой картины вызвало настоящий шок: дело было в том, что художник коснулся тщательно скрываемой тайны царской фамилии. Следственное дело о самозванке хранилось в строжайшей секретности, люди, причастные к нему, дали "клятвенное обещание вечно молчать под страхом смертной казни", и вдруг фамильный секрет Романовых разглашается, и притом в блистательной художественной форме!Разразился скандал. История могла окончиться для художника очень печально, если бы не триумф, с которым картина была встречена обществом. Только это и спасло Флавицкого от крупных неприятностей. Александр II, вынужденный считаться с общественностью, издал именной указ: "В каталоге картин против произведения Флавицкого сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины". Под "романом", по всей вероятности, имелась в виду полуфантастическая история Михаила Лонгинова, в 1859 г. напечатанная в журнале "Русская беседа". Путано и скучно написанная, эта история осталась незамеченной, но именно она натолкнула Константина Дмитриевича на сюжет будущего полотна.

          |   Все сочинения школьной программы по картине

www.rus.fizolimpiada.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта