Пауль Клее: музыка, написанная кистью|. Клее картины
Пауль (Поль) Клее. Художники-экспрессионисты. Биографии. Картины
Paul Klee. 1879 — 1940 г.
Швейцарский, немецкий, художник-авангардист, экспрессионист.
Появившись на свет в семье профессиональных музыкантов, будущий художник Пауль Клее мог бы успешно продолжать семейное дело служения музыке, тем более что от матери-певицы был унаследован не только музыкальный талант, но и любовь к скрипке и вокалу. С годами, увлеченность музыкой не прошла, но принесло ему мировую известность изобразительное искусство, где за Клее закрепилось звание одного из лидеров экспрессионизма.
Родился Пауль Клее 18 декабря 1879, в Швейцарии, недалеко от Берна, в городе Мюнхенбухзее. Занятия живописью начались в 1898, в Мюнхене, и продолжены в 1900 там же, в Академии художеств. Посещение Италии дало художнику много полезного в плане творческого развития и, в первую очередь, открытие Ренессанса, с его знаменитой архитектурой и живописью.
В раннем творчестве Клее следует выделить графику, где он сумел по-настоящему проявить свой талант, при этом, главная роль отводилась линии, как средству выражения. В работах этого периода ощущались горечь и ирония, но переплетались они с ощущением легкости, изысканной деликатности, и чувством грамотного дистанционирования от созданных в произведении сцен. Особого внимания заслуживает серия гравюр «Инвенции», в которых Клее сумел проявить себя в роли серьезного графика, хотя в стилистике этих работ заметно влияние У. Блейка.
В 1910, Клее на первой персональной выставке представляет на суд публики многочисленные рисунки и гравюры, но ни в одной из них зритель не сумел найти художественной ценности.
Творческое объединение «Синий всадник» приняло Клее в свои ряды в 1911, здесь у него было много друзей, таких же почитателей всего нового в искусстве. Объединяющий дух экспрессионизма, не позволял этим «бунтарским личностям» останавливаться и на современных течениях. В этот период Клее создавал работы под влиянием личных впечатлений, возникающих интуитивно. Живописные формы «извлекались» из глубин подсознания, и облекались в манеру, явно далекую от реальности, и в отдельных случаях это была полная абстракция.
Поездка в 1914 в Тунис принесла озарение свыше, когда Клее, попавший под чары Средиземноморского колорита, «получил в подарок» тайну обращения с цветом, и он, под влиянием открывшейся для него новой возможности, создал почти сорок акварелей.
Призванный в 1916 на военную службу, художник также много рисовал, и в этот период в его произведениях начинает появляться «непонятное», абстрагированное от реальности.
После демобилизации в 1919, Клее пишет картины, повинуясь, в основном, образам, вызванным к жизни воображением, и его творческий процесс можно сравнить с Природой, наделенной правом «самостоятельно» создавать окружающий мир. В это время художник отдает предпочтение маслу. Волшебность геометрических фигур приковывает внимание таинственностью, а композиции, кажется, рождены под влиянием приобретенного мистического знания. Работа «Полная луна» – ночной пейзаж, в котором из прямоугольников составлена загадочная мозаика, в которой нет страха, а всего лишь тайна, известная только ее создателю.
Послевоенная обстановка привела к тому, что люди стали больше интересоваться фантастическим искусством, и этот творческий период становится для Клее одним из самых благоприятных. Мюнхен, Франкфурт и Ганновер – города, где выставки художника состоялись одна за другой.
В 1921 Клее становится преподавателем в Баухаузе, естественно, не изменяя главному призванию. Мотивы его произведений отмечены простотой, тривиальностью. Иногда в работах появлялась «сложная геометрия» («Красный шар»), хотя элементы кубизма использовались Клее как вариант «игры с формой».
Поездка в Египет, предпринятая в 1928-1929 гг., сравнима с путешествием в Тунис, как в плане творческой значимости, так и по найденному там ответу на сокровенные вопросы, связанные с тайнами жизни и вечности, и это послужило новым импульсом к совершенствованию.
Склеродермия, которой Клее заболел в 1935, должна была «отобрать» у него все достижения в искусстве, но именно бернский, заключительный период творчества стал знаменательным аккордом в карьере художника.
Болезнь мучила художника пять лет, и 29 июня 1940, в Локарно, в возрасте 60 лет, он прекратил земную жизнь.
Смотреть картины Пауля Клее
expressionists.ru
Художник недели: Пауль Клее
Работы выдающегося немецкого авангардиста, заклейменного представителя «дегенеративного искусства» оказали заметное влияние на мировое послевоенное искусство, включая наших «шестидесятников»Творчество Пауля Клее с равным основанием относят к главным художественным течениям XX века — экспрессионизму, кубизму, сюрреализму, абстракционизму, а имя его по праву занимает место среди первых мастеров беспредметного искусства — рядом с Кандинским, Малевичем, Мондрианом и Делоне, не уступая им в популярности. Сегодня Пауль Клее — один из самых востребованных художников. Например, выставка из 100 картин Клее в Дюссельдорфе, открытая 29 сентября 2012 года, стала столь популярной, что ее продлили до 21 апреля 2013 года. А в начале февраля к ней добавилась выставка «Клее и Явленский» в Бернском Центре Пауля Клее.
Пауль Клее родился в Мюнхенбукзее, близ Берна, 18 декабря 1879 года. Считается, что цветные карандаши дала трехлетнему Паулю его бабушка, заботившаяся о развитии творческих способностей ребенка. Клее обожал рисовать с детства, и не забывал бумагу и карандаши, когда отец — учитель музыки — брал его с собой в путешествия.
Сын музыкантов, он играл на виолончели и скрипке, был поклонником Баха и Моцарта. Литературные пристрастия — Гофман и Эдгар По; в своих философских стремлениях был близок Герману Гессе.
Закончив школу, Пауль Клее отправился в Мюнхен — изучать живопись. В девятнадцать лет он уже учился в Мюнхенской академии у художника Хайнриха Книрра, а осенью 1900 года его приняли в академический класс Франца фон Штука, который, надо сказать, не оказал большого влияния на него как на художника. В 1901 году Клее совершил длительную поездку в Италию, однако под влияние Ренессанса тоже не попал.
Затем на несколько лет он вернулся в Швейцарию, к родителям, в Берн. Все это время он зарабатывал на жизнь игрой в оркестре и статьями по искусству, продолжая заниматься самообразованием. Так, в Берне у него появилось новое увлечение — гравюры, и он изобрел оригинальную технику рисования иглой по стеклу.
15 сентября 1906 года Клее женился на Лили Штумпф (их знакомство состоялось еще в 1899 году в Берне, будущая жена была пианисткой и педагогом) и через две недели переехал в Мюнхен. В том же году он впервые выставил свои офорты, однако его работами на стекле никто особо не интересовался.
Первая персональная выставка рисунков, офортов и акварелей Пауля Клее открылась в Берне в 1910 году, интерес к ней был тоже слабым, и это очень расстраивало художника. В том же году Клее написал свою первую картину маслом. Известно, что работать с масляными красками ему было поначалу трудно, он делал многочисленные эскизы, но результаты его не удовлетворяли.
Ему было за 30, когда он познакомился с Василием Кандинским. В 1911 году Клее стал членом группы «Синий всадник», творческого объединения представителей экспрессионизма, целью которого было достичь равноправия всех форм искусства. В этот период у Клее успешнее всего получались акварели, и именно с акварелями он участвовал во второй выставке объединения в 1912 году.
Позже он познакомился с Делоне, Пикассо и Браком, в творчестве каждого из них обрел побудительные мотивы для продолжения собственных поисков. Так, увлеченный опытами Делоне, он в 1913 году перевел на немецкий язык и опубликовал в журнале «Штурм» его эссе «О цвете». А в 1914 году, одним из первых, Клее зафиксировал акт художественного автоматизма (с закрытыми глазами провел черту, стараясь передать то, что видел мысленным взором) — прием, к которому сюрреалисты придут только через несколько десятилетий. Вообще 1914-й — переломный год в жизни художника: его знания, наблюдения, жизненный опыт, долгие дружеские беседы с Кандинским и Францем Марком, наконец, его приезд в Париж — все сошлось: Пауль Клее начал ощущать доверие к собственной колористике. «Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник», — записал он в своем парижском дневникe.
Клее пережил Первую мировую войну и трудное возвращение к мирной жизни. Он ушел в армию в 1916 году, через несколько дней после того, как его друг Франц Марк погиб в бою. До своей демобилизации в 1919-м он занимался в основном канцелярской работой и не прекращал писать картины. Позже Клее считал, что ужасы войны способствуют развитию абстракции, а покой мирной жизни — фигуративности. В начале 1920-х он экспериментировал с формой и абстракцией, жанрами и тематикой, обращаясь в какой-то момент даже к сюрреализму.
В 1920 году Клее принял предложение Вальтера Гропиуса сотрудничать с Баухаусом (Баухаус — Высшая школа строительства и художественного конструирования. При своем создании она объединила в себе веймарскую Высшую школу изобразительных искусств и училище прикладного искусства и должна была содействовать всем изобразительным искусствам. Неотъемлемой частью творческого процесса здесь считались ремесленные навыки. Вальтер Гропиус был первым директором этого заведения. То же название носили и художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре Германии и Австрии 1920–30-х годов) и с 1921 года в течение 10 лет был профессором учебного и научного центра в Веймаре и затем в Дессау.
К тем же 1920-м годам относятся первые эксперименты, выходящие за рамки двухмерного искусства. Он экспериментировал с формой и техникой — создавал куклы с мотивами ready-made (техника изобразительного искусства, при которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим и не с художественными целями) на манер Дюшана.
В 1929–1933 годах Клее преподавал в Академии художеств в Дюссельдорфе. Под давлением пришедших к власти в 1933-м национал-социалистов ему пришлось уволиться; он навсегда уехал из Германии в Швейцарию, в Берн.
В 1937 году картины Клее были включены в состав печально знаменитой выставки «Дегенеративное искусство» в Мюнхене. Они экспонировались рядом с произведениями Марка Шагала, Василия Кандинского, Эль Лисицкого, Алексея Явленского и еще 29 представителей авангардного искусства, работавших на территории Германии (подробнее о выставке см. на форуме AI и здесь). Искусство всех этих мастеров, в том числе и смертельно больного Клее (в 1935-м он заболел склеродермией), было объявлено «дегенеративным», многие картины уничтожены.
29 июня 1940 года 60-летний художник умер в Муральто, близ Локарно. За свою жизнь он создал около 3500 живописных и графических работ, три тома сочинений и дневник.
Высокий зрительский интерес к творчеству Пауля Клее, пожалуй, сопоставим с тем вниманием, которое проявляют к нему коллекционеры и инвесторы. Работы Клее — непременные участники всех крупнейших аукционов искусства первой половины XX века, его работы продаются много и дорого. И надо сказать, что в отличие от произведений многих других не менее именитых художников работы Клее не сильно упали в цене вследствие кризиса 2008 года. Рекордная для его живописи цена была заплачена 21 июня 2011 года — холст «Танцовщица» (1932) ушел с торгов более чем за 6 000 000 долларов, да и остальные дорогие работы относятся к 2008–2010 годам. Причем интерес к творчеству художника среди коллекционеров — это не мода последних лет, а десятилетиями продолжающийся процесс; достаточно сказать, что рекордная для художника цена на графическую работу — 3 736 978 долларов за работу «Певица Л. в роли Фьордилиджи, 1923-39», была достигнута в ходе торгов Sotheby’s в Лондоне 28 ноября 1989 года.
Нередко работы Пауля Клее уходят с торгов со значительным (иногда на порядок) превышением эстимейта. Именно так были проданы, в частности, многие его самые дорогие работы — например, масло «Сад» (1932) подорожало с 600 тысяч евро почти до 4 миллионов в ходе торгов Christie’s в июне 2009 года. А годом раньше на том же Christie’s акварель «Святое место» взлетела с 600 000 долларов нижней границы эстимейта до без малого трех миллионов окончательной цены.
Интересно, что дороже всего инвесторами ценятся работы маслом (кстати, довольно редко выставляемые на торги: за последние 20 лет зафиксировано 184 лота живописных работ художника против 1037 лотов графики), написанные художником в 1930-х годах, тогда как зрителей привлекает, судя по составам последних экспозиций, скорее более раннее творчество художника.
Мария Кузнецова, AI
Источник: zpk.org, nashagazeta.ch, kunstsammlung.de, Михаил Герман. Модернизм. Искусство первой половины XX века (М., 2008), artinvestment.ru
artinvestment.ru
Пауль Клее Магия рыб: Описание произведения
Герман Гессе в 1930 году написал один из самых загадочных и фантастических философских романов - «Паломничество в Страну Востока». Это рассказ о путешествии вне времени и пространства – к некоей внутренней стране детства, у которой нет точных пространственных координат. Зато есть реальные путешественники – члены придуманного Гессе Братства. В архиве братства была заведена карточка и на художника Пауля Клее. Выглядела она так: «Передо мной была пластина из золота с наведенным финифтью узором, по всей видимости необычайно старинная, на ней был изображен трилистник клевера, один из листочков которого представлял голубой кораблик под парусом, второй – рыбу в многоцветных чешуйках, а третий выглядел как формуляр телеграммы, и на ней читались слова: Снегов голубее, Кто Пауль, кто Клее».О кораблях и голубых снегах – это другие картины Клее. Здесь – рыбы.Рыба, центральный листок клевера в архивной карточке Клее, – один из любимых образов и объектов для интеллектуальной медитации художника. Он изображал рыбу десятки раз – в виде разобранного или наоборот первобытного скелета-иероглифа, в виде незримой добычи рыбака, как главный объект какой-то рыбно-кухонной лаборатории, как архаического монстра.
Рыба – один из самых древних и насыщенных символов-архетипов. В дохристианской философии – начало жизни на земле, в христианской – символ Спасителя, заново подарившего жизнь всему человечеству. И это лишь энциклопедические значения. Для Клее рыба еще больше – это линия в идеальном плавном движении, в движении рождения.
Картина «Магия рыб» объединяет сразу три мира – земной, небесный и подводный – внутри неопределенного глубокого темного пространства. Здесь и рыбы, и цветы, и часовая башня, и небесные тела, и человек – когда они еще были одним целым. Темный фон нанесен поверх цветного – и эта яркая первобытная тайна процарапана, она проглядывает сквозь основной красочный слой. По мнению искусствоведов музея Филадельфии, тонкая диагональная полоса, идущая к часовой башне, напоминает контур тончайшего занавеса, обещающего открыть еще больше тайн, когда он будет отдернут.
Занавес на картине точно есть и он вполне материальный – до всех красок и царапаний Клее наклеил поверх холста кусочек муслина, его контуры выступают над поверхностью картины.
«Магия рыб» - одна из тех эмоционально насыщенных картин, в которых присутствие невидимой реальности ощущается почти физически. Сейчас рыбы станут на поверхности в нужной последовательности и сработает секретный замок в другой, неземной мир.
Автор: Анна Сидельникова
artchive.ru
Пауль Клее: музыка, написанная кистью
В жизни Пауля Клее музыка играла такую же важную роль, как цвета и краски. Композитором Клее не стал только потому, что искренне считал: своего апогея музыка достигла в творчестве Моцарта и Баха. А вот в живописи осталось еще много неизведанных путей. По одному из них и решил пойти Клее – и стал великим художником-авангардистом.
Клее – поэт и музыкант?Согласно легенде, цветные карандаши дала трехлетнему Паулю его бабушка, заботившаяся о развитии творческих способностей ребенка. Клее обожал рисовать с детства, и не забывал бумагу и карандаши, когда отец – учитель музыки – брал его с собой в путешествия. Если Клее не рисовал, он играл на скрипке или писал стихи. Творчество было для него удовольствием, радостной встречей с искусством. Тем более что учеба в бернской гимназии казалось мальчику скучным и совершенно ненужным занятием. В своем дневнике Клее запишет: «Я чувствовал себя мучеником, я любил заниматься только тем, что было запрещено, – писать и рисовать…»
Родители-музыканты хотели, чтобы Пауль стал виолончелистом, но у молодого человека были другие планы. Закончив школу, он отправляется в Мюнхен изучать живопись. Именно в Мюнхене Клее знакомится со своей будущей женой Лили Штумпф, пианисткой, и музыка занимает еще более важное место в его жизни. Совершив путешествие по Италии, Клее на несколько лет возвращается к родителям в Берн. Все это время он зарабатывает на жизнь игрой в оркестре и статьями по искусству, продолжая заниматься самообразованием. Так, у художника появляется новое увлечение – гравюры, и он изобретает оригинальную технику рисования иглой по стеклу.
Клее выбрал живопись не потому, что предпочитал ее музыке. Он был блестящим исполнителем произведений, написанных другими, но в себе самом не чувствовал силы сочинять симфонии. Тем более что все лучшее в музыке уже было создано Бахом и Моцартом, считал художник. К современным музыкальным экспериментам Клее относился скептически. В живописи же оставалось еще много не свершенного. Выбирая живопись, Клее выбирал свободу, выбирал свой собственный неповторимый путь. Но именно музыка помогла ему найти этот путь. Став художником, Клее цветами и формами он выразил то, чего не смог бы выразить с помощью нот и звуков. Его картины – симфонии, написанные красками.
Цвета и звуки музыки
«Цвета не играют одноголосных партий… скорее они образуют трехголосные аккорды». Клее часто говорил о цветовых полифониях, аккордах и партитурах, сложенных из чистых цветов. Сравнение музыкальных тональностей с цветовыми гаммами и оттенков звучания с оттенками цветовой палитры было не столько красивой метафорой, сколько принципом работы художника. Клее интересовали тоновые возможности цветов, особенно красного, коричневого и зеленого, и спектр чистых цветов, их способность гармонировать и контрастировать друг с другом – так же, как сочетания звуков могут создавать гармонии или контрасты. Клее много путешествует, посещает выставки авангардистов, открывает для себя Ван-Гога, Сезанна и Матисса, знакомится с художниками группы «Голубой всадник» - Василием Кандинским, Августом Маке, Францем Марком, с которыми его свяжут общие взгляды на искусство и крепкая дружба. Клее близки были размышления Кандинского о языке форм и цветов. Тем более что Кандинский, как и Клее, проводил параллели между музыкой и живописью. В своем эссе «О духовном в искусстве» он сравнивал цвета с музыкальными инструментами: например, голубой цвет, в зависимости от степени интенсивности, может звучать как флейта, как виолончель или как контрабас... Интересовали Клее и теории французского художника Робера Делоне о свете и цветовом спектре. Но все теории Клее интерпретировал по-своему, он создавал собственную философию живописи, в центре которой были цветовые ритмы, энергия цвета и динамика форм.
Путешествие в Тунис в 1914 году открывает Клее новые невероятные возможности цвета. Под ярким южным солнцем краски кажутся чище и сочнее. Впечатленный художник пишет более 30 акварелей и создает множество зарисовок. С тех пор цвет становится для Клее самым выразительным и важным художественным средством, а цветовые гармонии и контрасты - самоценным сюжетом картин: "Цвет овладел мной, мне незачем гоняться за ним. Это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет - едины. Я - художник". В 1928 году Клее снова отправится на юг, на этот раз – в Египет. Арабское искусство, в частности, архитектура и орнамент, вдохновило Клее на создание его собственной «живописной архитектуры», повлияв на геометрическую структуру рисунка и цветовую гамму. Клее создает абстрактные композиции из цветных прямоугольников или превращает пейзаж тунисского города в «ковер» геометрических форм.Другим открытием стала письменность - арабская каллиграфия, египетские иероглифы и шумерская клинопись. По аналогии с арабской письменностью, Клее придумывает символический алфавит: графические знаки становятся абстрактным «языком живописи». Художник создает картины с загадочным содержанием и такими же безграничными возможностями интерпретации, как музыкальные произведения.
Если Клее неудержимо влечет к изобразительному искусству, музыка и поэзия остаются для него источником вдохновения, частью его души, как и природа Швейцарии. Если он избирает Германию своей культурной родиной, то Швейцария остается родиной духовной, домом, в который всегда можно вернуться.
Клее и Швейцария
И Клее возвращается. Время от времени. Один или с семьей – женой Лили и сыном Феликсом. Кажется, что в Берне у родителей ему удается расслабиться и отдохнуть, почерпнуть вдохновение в свежем горном воздухе и безмятежных пейзажах. Клее обожает длинные прогулки пешком, возможно, они напоминают ему путешествия с отцом, совершенные в детстве.
Природа так же таинственна и полна символами, как музыка. К тому же, наблюдательного художника завораживают магические пропорции форм, особенно листьев и лишайников. Он создает абстрактные пейзажи с геометрическими фигурками и схематичными стрелочками, «символизирующими» загадки природы и бытия.Клее можно считать швейцарцем по духу - по любви к горам и озерам. Ведь официально швейцарское гражданство художник получил только… через неделю после смерти. Хотя родился и умер в Швейцарии.
На самом деле, родина отца художника - Германия, а его мать только наполовину швейцарка. Родители Клее постоянно жили в Швейцарии, но никогда не просили гражданства. Клее же большую часть жизни провел в Германии – сначала в Мюнхене, затем в Веймаре и Дессау, где работал и преподавал для Баухауса, и, наконец, в Дюссельдорфе. Но в 1933 году к власти приходят фашисты. Клее объявлен представителем «дегенеративного искусства», как и другие художники-авангардисты, его картины изъяты из музеев, ему запрещают преподавать в Академии искусств в Дюссельдорфе… И тогда Швейцария становится единственным местом, где можно укрыться.
Но швейцарские власти с подозрением относятся к художнику из Германии. Первая попытка получить швейцарское гражданство, предпринятая Клее в 1934 году, заканчивается провалом: ему отказывают, сославшись на соглашение, по которому граждане Германии обязаны были безвыездно прожить в Швейцарии в течение пяти лет, для того чтобы получить швейцарское гражданство. Через пять лет, в 1939 году, Клее предпринимает вторую попытку. Власти тщательно изучают его «дело» и дают положительный ответ в 1940 году. Но Клее к тому времени уже не стало. Художник умер за неделю до того, как его признали гражданином Швейцарии – страны, которая была для него родным домом и истинной духовной родиной.
Ренцо Пиано и Пауль Клее
Открытие Центра Пауля Клее в Берне – «единственная возможность публичного покаяния перед художником и его семьей», сказал бывший мэр столицы Клаус Баумгартнер.
Строительство Центра поручили знаменитому итальянскому архитектору Ренцо Пиано. Пиано искал вдохновения в картинах Клее и бернских пейзажах и задумал «пейзажную скульптуру», которая бы органично вписалась в природный ландшафт. Так неподалеку от исторического центра Берна выросли три волнистых холма, блестящих на солнце в ясный день.
В концепции музея каждый из холмов символизирует ту или иную сторону в творчестве Пауля Клее. Центральный холм посвящен Клее - художнику и поэту. В нем находится самая большая коллекция произведений Клее и постоянно проходят тематические выставки*. Северный холм отдан Клее - музыканту и педагогу, здесь расположены огромный концертный зал и детский центр творчества Creaviva. Правда, организаторы уточняют, что просторные светлые ателье Creaviva предназначены для детей от «4 до 99» лет. В южном холме, в память о Клее-исследователе и теоретике искусства, находятся архивы и научный исследовательский центр.А прогулка от бернского вокзала до Центра станет увлекательным путешествием: на тематических табличках, оформленных фотографиями и репродукциями картин Клее, можно прочитать о жизни и творчестве художника и узнать о том, что связывало его с городом Берном.
*до 24 мая в музее проходит выставка "В поисках востока. от Беллини до Клее".
30 мая - 30 августа 2009г. - "Пауль Клее. Ковер воспоминаний". Выставка, посвященная теме Востока в творчестве Клее.
nashagazeta.ch
Живопись Клее Пауль, «Сенекио», описание картины
Живопись XX в.
Клее Пауль, швейцарский художник-экспрессионист, график, входивший в объединение «Синий всадник», получил образование в Мюнхенской академии художеств. Под влиянием работ Сезанна и Кандинского он стал тяготеть к экспрессии и абстракционизму, в более зрелом возрасте использовал в работе элементы сюрреализма, составляя композиции из геометрически правильных фигур.
Пауль Клее являлся постоянным членом экспрессионистического объединения «Синий всадник», просуществовавшего 3 года – с 1911 по 1914 год. Помимо Клее в его состав входили В. Кандинский, М. Веревкина и А. Явленский. Если знаменитые русские художники развили в последующем эмоциональный абстракционизм с аморфными мотивами, то Клее более тяготел к геометрической абстракции, в его работах рациональное и иррациональное непостижимым образом сливаются в единое целое. V
На картине «Сенекио» («Портрет комедианта Сенекио») схематично изображенное человеческое лицо, «разбитое» на разноцветные четырехугольники; в свою очередь, «лицо» вписано в своеобразную маску – круг, цветовое решение которого напоминает костюм Арлекина. Трактовка полотна неоднозначна, с одной стороны, игра художественной мысли автора, передающего меняющийся образ актера, с другой – взаимосвязь находящихся в вечных переменах искусства, театра и иллюзий творческого человека.
Картина в целом отражает художественный стиль Клее – осмысленная игра линий, пространства и плоскостей цвета. Сам художник писал, что «приглашает линию на прогулку». Будучи не только «вольным» художником, но и преподавателем в школе дизайна в Баухаузе, Клее опубликовал несколько замечательных работ по теории искусства.
Клее отличался мастерским владением цветом, не случайно его считают одним из самых глубоких колористов модерна.
В своих работах ему удавалось достичь практически музыкальной гармонии цветовых оттенков, форма для него – это главным образом однородная цельная живописная масса. П. Клее считается по праву одним из ярчайших представителей модернизма XX в., оказавшего влияние на формирование практически всех направлений современной живописи.
В годы прихода к власти в Германии нацистов творчество Клее было признано «дегенеративным», картины из национальных музеев были сожжены, сам же художник выслан из Германии.
Валентина 12/06/2016понравился текст как единственно разумный, спасибо.
jivopis.org
Пауль Клее Новый ангел (Angelus Novus): Описание произведения
Вряд ли Клее предполагал и формулировал все те смыслы, которыми обросла за несколько десятков лет его картина "Новый ангел" (Angelus Novus). И вряд ли еще какая-либо из картин Клее получила такой глубокий философский и культурологический фидбек сразу от нескольких своих обладателей. В этом весь Клее – из одной точки на холсте он запускает жить целый мир, который в дальнейшем больше не нуждается в его руководстве и фантазии, а живет сам по себе, по внутренним, заложенным в него законам. То, что произошло дальше, Паулю Клее понравилось бы.Говорят, что Вальтер Беньямин, немецкий еврей и философ, никогда не расставался с этой акварелью, которую купил у художника в 1921 году, сразу же после создания. После 12 лет ежедневного созерцания он напишет об этой картине мистическое произведение «Агесилаус Сантандер» и постоянно будет держать ее перед глазами как ключевой образ для размышлений и ориентир в духовных поисках. Это Беньямин назовет когтисто-лапого ангела Клее Ангелом истории и в одной из своих главных книг опишет его движение через страшные и сильнейшие метафоры: «У Клее есть картина под названием Angelus Novus. На ней изображен ангел, выглядящий так, словно он готовится расстаться с чем-то, на что пристально смотрит. Глаза его широко раскрыты, рот округлен, а крылья расправлены. Так должен выглядеть Ангел истории. Его лик обращен к прошлому. Там, где для нас — цепочка предстоящих событий, там он видит сплошную катастрофу, непрестанно громоздящую руины над руинами и сваливающую все это к его ногам. Он бы и остался, чтобы поднять мертвых и слепить обломки. Но шквальный ветер, несущийся из рая, наполняет его крылья с такой силой, что он уже не может их сложить. Ветер неудержимо несет его в будущее, к которому он обращен спиной, в то время как гора обломков перед ним поднимается к небу. То, что мы называем прогрессом, и есть этот шквал».После того как в 1940 году Вальтер Беньямин покончил с собой в небольшом отеле, получив отказ в пересечении границы и потеряв надежду эмигрировать из оккупированной фашистами Франции, его Angelus Novus нашел другой дом, но еще пока не известность.
Новым хозяином картины стал друг Беньямина Теодор Адорно, а позже – его еще один друг, один из самых известных евреев-философов, исследователь каббалы и почетный доктор многих университетов мира Гершом Шолем. До самой смерти Шолема в 1982, целых 62 года после создания, картину не мог видеть практически никто, но она стала известной заранее.
И хотя некоторые критики и коллекционеры бесятся в связи с незаслуженной славой, обвалившейся на Angelus Novus (дескать, эта слава обусловлена не художественными достоинствами картины, а беллетристическими), произведение прожило в XX веке такую жизнь, о которой художники-авангардисты в 20-е годы искренне мечтали.
Angelus Novus однажды вышел прогуляться и пока решил выбрать своим пристанищем Национальный музей Израиля.
Автор: Анна Сидельникова
artchive.ru
Пауль Клее. Ни дня без линии
ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые в России представляет монографическую выставку, посвященную жизни и творчеству Пауля Клее (1879-1940). В экспозиции, приуроченной к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией, показано более 150 произведений из коллекции Центра Пауля Клее в Берне, Фонда Бейелера в Базеле и других собраний Швейцарии. Зрители смогут увидеть произведения живописи и графики, созданные мастером в разные периоды творчества, а также уникальные артефакты, среди которых композиции-гербарии, инструменты и фотографии из мастерских Пауля Клее, куклы, участвовавшие в импровизированных представлениях кукольного театра в доме художника.
Расписание сборных экскурсий по выставке
Выставка «Пауль Клее. Ни дня без линии», представленная в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, построена по хронологическому принципу и состоит из семи разделов, каждый из которых посвящен знаковым периодам в жизни и творчестве Пауля Клее. Это дает возможность детально проследить эволюцию мастера. Теоретик искусства и художник, Пауль Клее создал собственный мир, искусство, которое «не передает только видимое, а делает зримым тайно постигнутое». Пауль Клее работал одновременно в фигуративном и абстрактном искусстве, руководствуясь интуицией и подчиняясь особому самоконтролю. Своему девизу «Nulla dies sine linea» («Ни дня без линии») он оставался верен всю жизнь.
Открывает экспозицию зал «Натуралистические штудии», посвященный первым художественным опытам Пауля Клее. Здесь показаны его детские рисунки и юношеские работы, среди которых копии картин швейцарских художников, зарисовки, шаржи, а также изображения обнаженной натуры и пейзажные рисунки, сделанные художником во время учебы в мастерской Генриха Книрра. В темно-зеленых и коричневых тонах графических листов воплощена динамичная манера Клее – рисовальщика, напоминающая «натурализм» школы Дахау и пленерную манеру Адольфа Хельцеля.
Во втором разделе выставки «Самоидентификация и самовыражение» представлены произведения, созданные в период поиска собственного стиля. С 1903 по 1905 год художнику удалось написать «первое настоящее произведение» – серию гравюр, названную «Инвенции» («Inventionen»), в которой отразились скептический взгляд Клее на окружающий мир и его презрение к обывательским условностям. В этой серии три темы: инстинкт в отношениях мужчины и женщины («Сеющая плевелы» или «Женщина и зверь»), нелепость героических мечтаний («Пожилой Феникс»), размышления о роли художника. Последняя тема воплощена в офорте «Персей», а также в трех вариациях офорта «Комик». Как писал художник, «о комике можно сказать, что маска – как искусство, а за ней прячется человек. Линии маски – это пути к анализу художественного произведения. Двухголосие мира искусства и человека органично, как инвенции Себастьяна [Баха]».
Следующий раздел экспозиции «Путь к абстракции» знакомит зрителя с поисками Пауля Клее в области абстрактной живописи. Существенное влияние на творчество Клее в этот период оказал новый круг общения. Он познакомился с художниками группы «Синий всадник», в том числе с Василием Кандинским и Францем Марком, а также принял участие во второй выставке этого объединения в галерее Гольца. Во время своего двухнедельного пребывания в Париже он встретился с Робером Делоне. Знакомство с его системой симультанного цветового контраста, а также с новым способом изображения тела и пространства у кубистов повлияли на поиски собственного стиля художника.
Особое значение для становления абстрактного искусства имело путешествие художника в Тунис. Эту поездку Пауль Клее совершил совместно со школьным другом Луи Муайе и художником Августом Маке в апреле 1914 года. В своих акварелях – «Среди домов Сен-Жермена» (1914), «Перед Кайруанскими воротами» (1914), – художник сосредоточился на пейзажных и архитектурных мотивах. «Цвет овладел мной. Мне не нужно гнаться за ним. Он овладел мной навсегда, я это знаю. Вот смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я – художник». В это же время были созданы работы«Вид Кайруана» (1914), «У ворот Кайруана» (1914), «В стиле Кайруана» (1914), имеющие для творчества Клее определяющее значение.
Активно экспериментируя в абстракции, Клее продолжал работать и в фигуративном искусстве. В 1910-х годах он начал вводить в свои работы буквы и символические знаки. При этом художник в меньшей степени думал об их семантике, нежели о художественно-композиционной значимости. Буквы и текст составляли структурную основу его произведений. Отправной точкой для создания графических работ 1916 года стал томик китайских стихов. Серия «С орлом» (1918) свидетельствовала о том, что столь желанный прорыв в творчестве Клее свершился. Он стал одним из самых востребованных художников и получил предложение сделать первую персональную выставку.
Новый этап в жизни Пауля Клее, которому посвящен четвертый раздел, связан с «Преподаванием в Баухаузе». Главной целью этой школы было преодоление разрыва между преподаванием художественных дисциплин и практической деятельностью, а также проектирование предметов и интерьеров нового типа для будущего общества, более гуманного и справедливого.
Пауль Клее преподавал в Баухаузе теорию формы десять лет, с 1921 по 1931 год. За это время художником было создано около 3900 рукописных листов.
В Баухаузе в Дессау, куда школа переехала в 1925 году из Веймара, преподавательская деятельность Клее была связана с анализом рациональной геометрии и конструкции. Интерес к конструктивизму отразился и в его творчестве. В 1931 году Клее создал серию рисунков с вариациями геометрических форм. Каждую модель художник изменял до пятнадцати раз.
Спустя год после ухода из Баухауза, Клее принял предложение из Художественной академии Дюссельдорфа, где в его распоряжение было предоставлено большое ателье, позволившее ему работать над крупноформатными произведениями. Здесь Клее начал экспериментировать с новым для себя направлением – пуантилизмом.
Об этом рассказывает следующий раздел выставки – «Поэтика пуантилизма и запечатленная реальность». В отличие от поздних импрессионистов Жоржа Сёра или Поля Синьяка пуантилистские опыты Клее не сводились к передаче основных тонов цветового спектра, а были воплощением его поисков в области контраста дополнительных цветовых оттенков. Техника пуантилизма позволила мастеру передать последовательно несколько оттенков цвета в живописи, обогатила его искусство новыми средствами выражения.
Одним из примеров использования техники пуантилизма является работа «Ad Parnassum» (1932), представленная на выставке. Для того, чтобы добиться полноценного звучания цветовой палитры, Клее сначала пастозно писал белую точку, а потом закрывал ее полупрозрачными слоями краски. В этой технике, например, в картине «Сквозь окно» «Durch ein Fenster», Клее продемонстрировал «полифоничность живописи».
В начале 1933 года, с приходом к власти Адольфа Гитлера и национал-социалистической рабочей партии, положение Клее изменилось. Его уволили из Академии в связи с еврейским происхождением, и он был вынужден эмигрировать в Швейцарию. Клее старался дистанцироваться от политических реалий, однако выразил свою реакцию на происходившее в цикле из 250 рисунков, часть из которых представлена в экспозиции.
Экспозиция двух последних залов «Глазами ребенка» посвящена позднему творчеству Пауля Клее. В конце 1935 года Клее заболел редким аутоиммунным заболеванием. Болезнь сильно ограничивала работоспособность художника. В 1936 году Клее почти остановил свою творческую деятельность, однако в каталоге за 1939 год значится свыше 1250 произведений. В письме своему сыну Феликсу он прокомментировал столь небывалую продуктивность: «Производительность наращивает темпы, я не поспеваю за этими детьми. Они вырываются на свободу…»
В последние годы Пауль Клее работал безостановочно, на свет появлялись целые серии. Теперь он часто писал клеевыми красками, что давало возможность работать быстро и спонтанно. Эти работы своей непосредственностью и простотой напоминают детские рисунки. В содержательном плане проявляется особая, «детская», изобретательность, выражающаяся в игровых гротесках, как например, в работе «Слепая и колесо».
Неслучайно именно в этой части экспозиции представлены куклы, сделанные Паулем Клее. Театральные персонажи завораживали художника. Он начал их мастерить еще в период с 1915 по 1925 год для своего сына Феликса. Некоторые напоминали традиционных народных героев, другие были плодом фантазии художника. В позднем творчестве Клее мотив марионетки служил метафорой физического увядания. В образах акробатов и канатоходцев Клее проводил параллель с жизнью художника. Мастера привлекала их отвага и надежда на успех, таящая в то же время опасность падения. Ключевой работой в этом цикле стал «Канатоходец», балансирующий в воздухе.
Еще одна характерная черта позднего стиля Клее – символические знаки, написанные толстыми штрихами, как в картине «Ваза». В таких работах, как «Ангел», «Фантом» или «Детальная страсть» художник проявляет интерес к потустороннему миру. Картины Клее «Insula dulcamara» (1938) и«Смерть и огонь» (1940) связаны с предчувствием приближающейся смерти.
«Nulla dies sine linea» (Ни дня без линии) – таков был девиз этого выдающегося художника, обозначенный в его каталоге под номером 365 в 1938 году. Показательно, что Пауль Клее выбрал число, соответствующее количеству дней в году, а работа под этим номером называлась «Одержимый».
Отечественные зрители впервые увидели работы Пауля Клее в 1924 году на выставке «Первая всеобщая Германская художественная выставка» в Государственном историческом музее. После ее завершения две работы мастера – «Куколка» (1923) и «Маски на лугу» (1923) – были приобретены Государственным музеем нового западного искусства. В 1948 году они были переданы в собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина. Еще одна работа Пауля Клее – «Комета над Парижем» была приобретена нашим музеем в 1979 году из частного собрания. Эти три произведения также представлены на выставке.
Пауль Клее (1879-1940). Биографическая справка. Центр Пауля Клее (Берн, Швейцария)Фонд Бейлера (Базель, Швейцария)
Расписание сборных экскурсий по выставке:Среды января-февраля, начало в 18.00:
21 января28 января4 февраля11 февраля18 февраля25 февраля
Кураторы: Фабьенн Эггльхёфер, Центр Пауля Клее (Берн).Алексей Петухов, ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Участники: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Центр Пауля Клее (Берн, Швейцария), Фонд Бейелера (Базель, Швейцария), Художественный музей Цюриха, Художественный музей Берна, частные собрания
www.arts-museum.ru