Художник Пауль Клее: картины, биография. Центр Пауля Клее в Берне. Картины клее


картины и их описание. Немецкий и швейцарский художник Пауль Клее (Paul Klee)

Художник Пауль Клее является одним из наиболее видных представителей авангардной живописи первой половины XX века. Его считают своим сразу в двух европейских государствах, ведь, будучи гражданином Германии, он родился, вырос и провёл остаток жизни в Швейцарии.

Детство художника

Пауль Клее, картины которого сегодня известны поклонникам живописи во всём мире, появился на свет в 1879 году в небольшом городке Мюнхенбухзее, расположенном недалеко от Берна. Семья у будущего художника оказалась творческой: его папа преподавал музыку, а мама исполняла песни. Когда Паулю было 3 года, бабушка подарила ему карандаши. С этого времени ребёнок увлёкся рисованием. Кроме живописи он с детства обучался игре на скрипке и сочинял стихи. Посещать гимназию Паулю не нравилось, мальчик предпочитал заниматься только тем, что приносило ему вдохновение.

пауль клее картины

Образование и первая выставка

В 1898 г. Клее стал обучаться графике в мюнхенской частной школе Г. Книрра, а спустя 2 года поступил в Академию художеств, где его преподавателем живописи стал Ф. фон Штук. После окончания учёбы Пауль путешествовал по Италии, знакомясь с зодчеством и картинами эпохи Возрождения, а затем жил в Берне и занимался графикой. В этот период им были созданы серии гравюр «Однокрылый герой», «Инвенции», «Дева на дереве» и другие. В 1906 году молодой художник взял в жёны пианистку Лили Штумпф и окончательно обосновался в Мюнхене. Именно здесь и попытался заявить о своём таланте Пауль Клее. Выставка его картин впервые состоялась в Берне в 1910 г. На ней были представлены его ранние гравюры, акварели и рисунки. Работы были написаны в стиле модерн и, к великому сожалению мастера, остались практически незамеченными.

Перевоплощение в гения

Живя в Мюнхене, Клее сблизился с Кандинским и стал членом объединения экспрессионистов «Синий всадник». Творческая группа собрала представителей искусства, создававших работы в стиле авангард. Художники, входящие в неё, посредством своих полотен выражали собственное восприятие действительности, далёкое от общепринятых в живописи академических стандартов.

пауль клее выставка

В 1914 г. Пауль Клее отправился в путешествие по Тунису. Во время этой поездки у художника окончательно сформировался особый, присущий только ему колористический вкус. Никогда раньше Клее не писал так много, как в этот период. Из-под его кисти выходили наброски, масляные и акварельные картины («Кайруан», «По мотиву Хаммамета»).

С началом Первой мировой войны Пауль Клее был призван в ряды армии. Его не отправили на фронт, а поручили красить фюзеляжи военных самолётов. Даже в этот непростой период авангардист находил время для того, чтобы продолжать рисовать. После окончания боевых действий вернулся в Мюнхен Пауль Клее. Выставка его картин состоялась в 1920 г. Полотна, представленные на ней, больше напоминали рисунки ребёнка. Они были примитивны по своей сути, но именно детская непосредственность и привлекла к ним внимание поклонников искусства. С этого момента начался новый этап в творческой жизни художника.

В 20—30-х годах кроме написания картин он занимался преподавательской деятельностью в школе художественного конструирования и строительства Баухаус. В 1925 г. его картины были представлены на выставке сюрреалистов в Париже. После прихода к власти Гитлера Клее в 1933 г. уехал в Швейцарию, где и прошли последние годы его жизни. За это время состоялись ещё 2 выставки работ мастера (в Берне и Цюрихе). В 55 лет у художника была диагностирована склеродермия. Именно от этого недуга в 1940 г. и умер Пауль Клее. Картины, написанные ним, в своём количестве превысили 9 тысяч полотен. Почти половина из них экспонируется сегодня в посвящённом его творчеству центре, расположенном в Берне. Остальные шедевры автора можно увидеть в галереях или частных коллекциях по всему миру.

кошка и птица

Пауль Клее в Пушкинском музее

Несмотря на то, что имя художника давно стоит на одной ступени с такими мастерами авангарда, как Матисс, Кандинский и Пикассо, в России его творчество до недавнего времени было малоизвестно. Ситуация изменилась после того, как в декабре 2014—марте 2015 гг. в Пушкинском музее Москвы состоялась экспозиция полотен Клее «Ни дня без линии». На ней поклонникам живописи представили 150 его работ, относящихся к разным творческим этапам жизни мастера. Организаторы оформили выставку таким образом, чтобы по картинам автора можно было проследить весь его путь становления как авангардиста, начиная с ранних рисунков и заканчивая поздними картинами.

Особенность стиля мастера

Чем же так привлекает любителей современного искусства Пауль Клее? Картины этого автора легко узнаются по технике исполнения. Их невозможно отнести к какому-либо одному стилю. В работах автора соединены элементы примитивизма, сюрреализма, кубизма и фовизма. Простота и незамысловатость линий в сочетании с искусным подбором цветовой гаммы сделали полотна Клее шедеврами искусства, а его самого — гением.

Картины начала 20-х годов

Одной из наиболее ярких работ авангардиста можно назвать «Диану на осеннем ветру» (1921 г.). В небрежных линиях, оставленных художником на бумаге, чётко просматривается стройный силуэт молодой женщины. Изображая, как ветер поднимает листья и развевает лёгкую ткань платья, Клее удачно создал иллюзию движения в застывшей форме. Благодаря мягким и тёплым краскам картина кажется ещё более динамичной, воздушной и музыкальной. От барышни веет беззаботностью и оптимизмом, и это настроение передаётся созерцающим картину зрителям. Но в полотне чувствуются и грустные нотки: динамичность изображения намекает на то, что молодость быстротечна и не за горами осень жизни, от которой невозможно спрятаться.

художник пауль клее

Противоположные чувства вызывает геометрический рисунок художника «Сенекио», созданный в 1922 г. С полотна на зрителя смотрит актёр-комедиант с неестественно круглой, похожей на маску, головой. Его лишённое пропорций лицо разделено на несколько разноцветных прямоугольников, а кроваво-красные глаза глядят в разные стороны. Несмотря на то, что в картине присутствует приятная цветовая гамма, от неё веет холодом и тревогой. Изобразив посредством геометрических фигур лицо актёра, художник попытался передать его внутренний мир, напрямую зависящий от перевоплощений на сцене.

пауль клее в пушкинском

Описание «Кошки и птицы»

Пауль Клее любил домашних животных и нередко рисовал их на холсте. В 1928 г. он создал свою знаменитую работу «Кошка и птица». Картина написана маслом и хранится в нью-йоркском Музее современного искусства. Полотно украшает песочно-жёлтая голова кота, на лбу которого нарисована маленькая розовая птичка. Животное здесь выступает в роли охотника. Оно заприметило свою жертву и не сводит с неё огромных зелёных глаз. Беззаботная птичка не догадывается, что её судьба предопределена и через несколько секунд ей предстоит погибнуть в пасти кровожадного хищника. Спастись птахе не удастся. На это намекает и её кровавый цвет, и мишень, нарисованная Клее прямо над её туловищем.

Предсмертное творчество

До самой кончины продолжал творить Пауль Клее. Картины его последних лет ещё больше напоминали детские рисунки. К числу последних работ мастера относится «Смерть и огонь». Она была создана в 1940 г., когда гений был сильно болен. Примитивные линии в сочетании с мрачными красками передают внутренние переживания Клее. На переднем плане картины изображена смерть, чьё лицо изуродовал страшный оскал. За ней виднеется охватившее почти весь горизонт пламя, приближающееся к безрукому человеку. Вероятнее всего, в образе этого персонажа Клее изобразил самого себя, чувствующего приближение смерти и понимающего свою беспомощность перед ней.

авангард художники

Несмотря на тяжёлую болезнь, последний год жизни стал для художника очень продуктивным. Создав свой особый, ни на что не похожий стиль написания, Клее остался верным ему до последнего вздоха.

fb.ru

Пауль Клее, картины с названиями и биография, произведения Пауля Клее в хорошем качестве (фото)

Пауль Клее (нем. Paul Klee, 18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, Швейцария — 29 июня 1940, Локарно, Щвейцария) — немецкий художник, теоретик авангардного искусства, участник художественного объединения «Синий всадник», преподаватель знаменитой школы Баухауз.

Особенности творчества художника Пауля Клее: будучи участником крупных художественных течений, Пауль Клее всегда остается уникальным художником, чьи живописные поиски невозможно вписать в рамки одного направления. Эксперименты с различными техниками, изобретение собственного пуантилизма (картины, состоящие из разноцветных квадратов), мечта вырастить картину как растение, стремление передать максимальное движение минимумом изобразительных средств… Клее практически не писал абсолютно абстрактных картин. Его художественный поиск — взгляд на нечто осязаемое и определенное изнутри и сразу со всех сторон, поиск исчерпывающей сути.

Известные картины Пауля Клее: «Чирикающая машина», «Новый ангел», «Революция виадука», «Кошка и птица», «Шоссе и переулки».

Пауль Клее — беспрецедентно положительный герой в истории изобразительного искусства. Он прожил всю жизнь с одной женщиной, по вечерам музицировал дуэтом (один — на скрипке, другой — на фортепиано) с Кандинским, для сына Феликса стал прекрасным отцом и первооткрывателем волшебных миров. Во время Первой мировой войны он не стрелял, а в тылу наносил камуфляжный рисунок на самолеты. Он был вдохновляющим преподавателем, которого студенты слушали, затаив дыхание. В Баухаузе его называли Буддой. Он был светел, спокоен, немногословен и никогда и ни на кого не бывал отчаянно зол.

Пауль Клее — первый художник, который назвал рисунки детей и сумасшедших настоящим творчеством (лет за 10 до того, как об этом начали писать первые книги). Теоретик искусства, который умел быть крайне несерьезным, когда говорил о главном. Пауль Клее — интеллектуал и визионер. Без противоречий. Он был уверен, что материальный и видимый мир — лишь один из миров, доступных человеку. А потом Клее умирал от страшно материальной болезни, склеродермии, приносящей боль с каждым движением — этот мир словно хотел навсегда стать единственным в его жизни, заставить Клее бросить здесь якорь и не искать больше других миров. Он почти не вставал с постели, но за этот последний, самый тяжелый, год своей жизни написал рекордное количество работ — 1200! К черту якоря! Так говорила еще его бабушка.

Ну, она не говорила «к черту», и о якорях тоже не наверняка, она просто отбила маленького Пауля у других взрослых и настояла, чтоб ему разрешили писать и рисовать левой рукой. Это она первой подсунула внуку цветные мелки и позволяла изображать все что вздумается, обеими руками сразу. Этот трюк профессора Клее с двумя руками через много лет не раз заставит студентов Баухауза открыть рты в изумлении. Свои детские рисунки Клее позже бережно наклеит на картон, назовет и включит в каталог работ, который он вел на протяжении всей жизни.

Дальше Паулю приходилось отбиваться от мира самому. И хотя уже в 11 лет он получил специальное предложение играть на скрипке в Бернской музыкальной академии, к 19 годам все же смог убедить родителей-музыкантов, что ему не место в оркестре, его дело — живопись. После обучения в Мюнхенской академии художеств и традиционной для всех молодых художников поездки в Италию, он вернется в Берн. Много рисует и читает теоретических работ, продолжая зарабатывать на жизнь проверенным делом — работой в муниципальном оркестре.

Скрипку Клее никогда не забрасывал — очень любил поиграть перед тем, как взяться за кисть. Настраивался. И есть что-то закономерное и очевидное в том, что женой художника стала пианистка. Лили Штумпф была виртуозным музыкантом, отличным педагогом и удивительной женой. Это она уже после свадьбы с Паулем Клее в 1906 году будет зарабатывать деньги, и даже после рождения сына Феликса в 1907 — все равно она. Даже сейчас, во время почти победившего феминизма, такое распределение сил в семье нельзя назвать привычным, а в начале ХХ века это был настоящий переворот, дававший почву для язвительной психоаналитики последователям Фрейда. Зато Феликс был одним из счастливейших мальчишек во всей Вселенной. Пока мама работала, папа кормил его, ходил в магазин и делал для него театр. 50 кукол, которых создал Пауль Клее для домашнего театра своего сына, с гипсовыми и металлическими лицами, в фантастических нарядах, смешных и страшных, сейчас включают в экспозиции самых масштабных выставок художника. А Феликс Клее, когда вырос, вспоминал: «Мой кукольный театр превратил меня в волшебника, имевшего успех у всех, у молодых и старых» — и стал театральным режиссером.

Оказавшись в Германии, Клее попал наконец-то в нужное художественное окружение: «Синий всадник», Василий Кандинский, Франц Марк, Робер Делоне, работу которого «О свете» Клее переведет на немецкий. Заниматься домашними делами ему скоро станет совсем некогда.

Пауль Клее первым придумал автоматическое письмо, за что сюрреалисты запишут его потом в свои предшественники, он изобрел уникальные техники вроде процарапывания рисунка на затемненном стекле, за что его скоро позовут учить студентов в авангардистском Баухаузе. Процесс создания для него был всегда важнее готового результата, становление — важнее чем признание. Клее рождается как художник медленно и с наслаждением.

Отменный рисовальщик, чуткий к переменчивым формам окружающего мира, Клее тем не менее долго не мог справиться с маслом и заставить цвет жить в картинах. До тех пор пока не съездил в Тунис. Это путешествие, совершенное в 1916 году (уже после нескольких персональных выставок, участия во второй выставке «Синего всадника» и в Первом немецком салоне в галерее «Штурм») освободит наконец в Клее художника, который всю жизнь будет свободен от -измов, от влияний коллег и мэтров, который всегда будет неожиданным даже по отношению к себе прошлогоднему.

Именно таким должен был быть учитель Баухауза, самой революционной и авангардной школы для художников во всей Европе, которая целью художника видела не украшение мира, а его изменение. Он будет 10 лет вести здесь мастерские витража, текстильного и переплетного дела, создаст несколько теоретических работ, которые выйдут в серии «Книги Баухауза» и вырастит несколько поколений художников-ремесленников, у которых от Клее будет одно важное умение: не повторять слепо своего учителя, а иметь мужество быть свободными.

В начале 30-х Пауль Клее уйдет из Баухауза, не дожидаясь его скорого закрытия. Чтобы совсем ненадолго стать профессором Дюссельдорфской академии, встретить в своей мастерской людей с оружием, которые придут проводить обыск и в итоге изгонят опасного художника из академии, из города и из страны. В Швейцарии, куда уедет Клее, художественной жизни практически не было, его коллеги в основном эмигрировали в Америку, некоторые — в Советский Союз. У Клее не будет больше собственной мастерской, но она ему никогда по большому счету и не была нужна.

Он мечтал когда-нибудь вырастить произведение искусства как растение. Он умел разговаривать со змеями, и они его слушались. Он мог, гуляя по парку, чувствовать себя частью вселенной, как лист или кошка. Он оставался человеком без земного гражданства, кораблем без якоря и получил гражданство Швейцарии только через неделю после смерти. Но тогда Клее уже был далеко от Швейцарии.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

Пауль Клее. Мастер, рисующий музыку и другие миры

Клее статично-динамичная градация фрагмент

“Линия – это точка, которая пошла погулять”. Пауль Клее

Пауль Клее (1879-1940 гг.) родился в Берне (Швейцария). В семье преподавателя музыки. Он был музыкально одарён. Играл на скрипке.

В молодости иногда играл в оркестре, чтобы немного заработать. Но решил в музыке карьеру не делать. Считая, что на этом поприще уже Моцарт и Бах достигли вершины. А вот в живописи ещё есть, куда двигаться.

Вот такое взрослое решение ещё совсем юного человека. Как вы понимаете, родители прочили ему музыкальную карьеру. Но Клее настоял на своём. В 23 года он уехал учиться в Германию, Мюнхен.

Ранние работы Клее

Сначала он сосредоточился на технике офорта. Мрачных, гротескных. В духе Капричос Гойи.

Чего только стоит один из известных его офортов. С таким громоздким, но оригинальным названием “Встреча двух людей, каждый из которых убеждён в более высоком положении другого”.

Клее встреча двух людей

Пауль Клее. Встреча двух людей, каждый из которых убеждён в более высоком положении другого. 1903 г. YouTube.com

Благодаря увлечению офортами он изобрёл свою собственную технику – гравюру иглой по стеклу. “Портрет эмоциональной дамы” как раз создан в этой технике.

Клее портрет эмоциональной дамы

Пауль Клее. Портрет эмоциональной леди. 1906 г. Стекло. 24х16 см. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Artinvestment.ru

Как Клее стал тем Клее, которого мы знаем

Клее не остановился на полученном в Мюнхене образовании. Он упорно занимался и самообразованием. Так как считал, что “художник должен быть и поэтом, и философом, и натуралистом”.

Такими универсалами были художники Эпохи Возрождения. Которые помимо живописи, ещё и на музыкальных инструментах играли, и трактаты писали.

Таковым стал и Клее. Он был и музыкантом, и художником, и писателем. Его дневник, который он вёл всю жизнь, сделал его самым изучаемым художником 20 века. Он же признан самым образованным из своих коллег.

В 27 лет он женится на немецкой пианистке и переезжает вновь в Мюнхен. Его жена будет его единственной женщиной на всю жизнь. При этом их семья была необычна. Она работала, а он сидел дома. Занимался живописью, но его работы ещё не покупали.

Даже когда родился их сын Феликс, жена продолжала работать. Слава настигнет его лишь к 40 годам. До тех пор – материально он зависим от жены. Но это не мешало им быть счастливыми в браке.

В 32 года Клее знакомится с передовыми художниками: Кандинским, Мондрианом. Он находит среди них понимание. Ведь он так же, как и они хочет перенести на бумагу или холст внутреннюю сущность мира. Закрыв глаза на внешнюю оболочку.

Поездка в Тунис окончательно сформировала Клее, как выдающегося колориста. Отныне цвет для него – главное. Сам Клее говорил: «Писать – значит лишь одно: помещать нужный цвет в нужное место».

Клее статично-динамичная градация

Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Акварель, чернила, бумага. 26х38 см. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com

С этих пор он стал тем Паулем Клее, которого мы знаем. Тем, кто был убежден: смысл искусства не показывать видимое, а делать невидимое видимым.

Когда вы смотрете в окно, вы видите видимое. Но если вы смените фокус и посмотрите на стекло, только что видимое станет туманным, почти неразличимым. И возможно вне фокуса вы “увидите” нечто другое.

Вот эти миры “вне фокуса” и стремился показать нам Клее. Но с условием, что мы будем включать свою фантазию. Чтобы разглядеть что-то предназначенное лично нам.

Разнообразный Клее

Клее был очень многогранен. Иногда он создавал новый мир, который живет по своим законам. Это было полное отсутствие изобразительности.

Клее шаг

Пауль Клее. Шаг. 1914 г. Холст, масло, карандаш. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Arts-museum.ru

Когда смотришь на картину “Шаг”, кажется, что Клее абстракционист.

Но нет. Иногда предметы и объекты реального мира появлялись в его работах. Но лишь, чтобы быть частью другого мира.

Клее до краев

Пауль Клее. До краев. 1930 г. Бумага, акварель, перо. Городской музей в Базеле, Швейцария. Community.artauthority.net

За счёт таких картин сюрреалисты назвали Клее одним из своих основоположников.

Но у Клее есть и другие работы. За которые уже примитивисты приняли его за своего.

Клее новый ангел

Пауль Клее. Новый Ангел. 1920 г. Акварель, тушь, цветные мелки. Музей Израиля, Иерусалим. Artchive.ru

На самом деле Клее не принадлежал ни одному направлению модернизма. Часто его работы сложно подогнать под конкретное направление.

Клее три цветка

Пауль Клее. Три цветка. 1920 г. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Buro247.ru

В беспредметное он уходит редко. Чаще на его картинах мы видим узнаваемые образы. Просто из натуры он убирает все лишнее. “Экономит”, сокращает. Оставляет только главное.

А ещё добавляет музыку. Каждый его цвет – это нота. Полотно – мелодия.

Как сказал поэт Рильке, если бы он не знал, что Клее играет на скрипке, он об этом бы догадался. Настолько живопись художника музыкальна.

Клее ягненок

Пауль Клее. Ягнёнок. 1920 г. 31х41 см. Масло, чернила, картон. Штеделевский художественный музей, Франкфурт-на-Майне, Германия. Staedelmuseum.de

1920 год. Признание

В 20-х годах к Клее приходит слава. Тогда же его приглашают преподавать в Баухаус*. Здесь он воодушевлено внушает ученикам, что лишь духовное и интуитивное важно в искусстве.

Здесь же он преподаёт искусство работы со стеклом. В том числе по созданию витражей. Часть его картин на самом деле похожи на витражи.

Клее парк

Пауль Клее. Парк. 1938 г. Газетная бумага, мешковина, масло. 100х70 см. Центр Пауля Клее в Берне, Швейцария. Abstractcritical.com

Его коллеги вспоминали, что мастерская Клее напоминала лабораторию алхимика. В ней стояло несколько мольбертов. Художник мог часами сидеть в углу с трубкой и медитировать. Потом резко встать и нанести пару выверенных линий или мазков.

Все его работы были заранее продуманы. А исполнение отличалось тщательностью, почти ювелирностью.

Клее был восхищён работоспособностью Ван Гога, который писал по одной картине в 1-2 дня. И также стремился работать, ни дня без линии. В результате он оставил огромное наследие. Более 10000 работ.

Изгнание

1933 год. К власти приходят нацисты. Они вынуждают многих авангардистов покинуть Германию. Единственно верным признается псевдоклассическое искусство. Что-то типа того.

Вернер Пайнер

Картина Вернера Пайнера 1935 года. Germanartgallery.de

Как вы понимаете, создателю “Нового Ангела” и “Статично-динамичной градации” мало что хорошего предвещало будущее в стране с такими идеалами.

Он уехал в Берн. В город, где он родился. Подал документы на гражданство. Получил отказ.

Со второй попытки гражданство ему дали. Правда получил его слишком поздно. Через несколько дней после смерти.

Да, швейцарцы и тогда долго давали гражданство. Когда в 2005 году в Берне построили Центр Пауля Клее, мэр города сказал, что это единственная возможность публично принести извинения великому мастеру.

Умер Клее в 61 год. Последний год жизни умирал от мучительной болезни. Когда каждое движение – это сильнейшая боль. Провёл этот год в постели. И за это время создал 1200 работ. Ни дня без линии. Вот одна из последних его картин.

Клее странствующий цирк

Пауль Клее. Странствующий цирк. 1940 г. 64х40 см. Литография. Художественный музей в Сан-Паулу, Бразилия. Expressionists.ru

Пауль Клее в России

Я нашла только одну работу Клее, хранящуюся в России. В Пушкинском музее. Это рисунок-эскиз к куколке.

Клее куколка

Пауль Клее. Куколка. 1920 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва. Buro247.ru

Клее сам смастерил десятки кукол для домашнего театра своего сына Феликса. Когда он вырос, то вспоминал детство, как время, наполненное волшебством. А стал он … театральным режиссёром.

*Баухаус – легендарная школа строительства и дизайна. Облик архитектуры современных городов сформирован выпускниками этой школы.

О другом ярком представителе модернизма читайте в статье “Чёрный квадрат” Малевича. Почему это шедевр?”

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

картины, биография. Центр Пауля Клее в Берне :: SYL.ru

Пауль Клее был трансценденталистом (выходящим за пределы), который придерживался мнения о том, что материальный мир является одной из многочисленных реалий, воспринимаемых человеческим сознанием, был большим поклонником искусства детей из-за своей неискушенной простоты. Немецкий художник Клее обладал основополагающим стремлением к созданию, но ему потребовалось много времени чтобы найти свой путь. Смелость и новаторство были двумя из лучших качеств Клее, и это были важные составляющие его постоянного развития. Эти качества помогли ему стать оригинальным и изобретательным художником XX века.

Биография

Пауль Клее родился 18 декабря 1879 года в в исключительно респектабельной, хотя и слегка эксцентричной музыкальной семье в тогдашней столице Швейцарии, и логично было бы следовать традициям семьи - стать музыкантом, но он выбирает рисование. Однако скрипка от Клее никуда не делась, он играет на ней, но в то же время рисует на полях школьных тетрадей свои карикатуры и эротические рисунки.

пауль клее картины

Записи его дневника указывают на слегка снобистское ощущение, что все, что он делает, должно быть на самом высоком уровне. У него и игра на скрипке была на протяжении всей его жизни на высоком уровне.

С 1898 по 1901 годы Клее учится в Мюнхенской художественной академии. Одним из его преподавателей был известный художник Франц фон Штука. Он открывает для себя творчество Ван Гога, Гойи, Блейка. Одним из основополагающих элементов картин Пауля Клее был цвет, писал ли он маслом или акварелью, древесным углем или карандашом.

Поиск Клее

Значимыми художниками, близкими к Паулю Клее, были Кандинский, Пикассо, Франц Марк и Брак. Посещая выставки известных художников, он получал вдохновение на новые работы. Эти выставки были в 1907-1908 годах из работ Анри де Тулуз-Лотрека и Винсента ван Гога. Поездка в Рим привела его к "унизительному" выводу о том, что все, что он учил в Мюнхене, было подражательным и второстепенным, а классический идеал, который тогда доминировал в художественном учении, был "полностью анахроничным".немецкий художник

Ища более важные и прямые средства выражения, он начал оглядываться на свои детские рисунки. В это же время Клее пытается сделать карьеру в качестве сатирического иллюстратора. В 1910 году он посетил Париж и увидел кубинские картины Пикассо. Они оставили неизгладимый след в творчестве Клее. В 1914 году он отправился в Тунис. Именно там он выполняет светящиеся акварели, которые являются одними из его самых популярных работ. В своем дневнике Клее записал: «Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник».

Василий Кандинский и Клее

Идея, что искусство и культура должны обновляться, витала в воздухе, в настроениях неспокойной эйфории до Первой мировой войны. Тем не менее Клее не попал в поколение своей эпохи, пока ему не исполнилось 33 года и он стал частью ведущей модернистской группы в Мюнхене "Блау Рейтер" под руководством русского художника Василия Кандинского.

Клее и Кандинский стали одним из великих дуэтов искусства XX века. Там, где Клее был сдержанным и отстраненным, Кандинский был общительным и харизматичным. Их дружба продолжалась семьями, они даже жили в одном доме, где проводили долгие диспуты и играли в шары. Но это была дружба, где искусство было первостепенным, но не единственным связывающим фактором. Первые абстрактные картины Пауль Клее создает под влиянием выраженных метафизических проблем, связанных с искусством и духовностью, о которых велись постоянные дискуссии между художниками.

творчество клее

Первая мировая война

В то время как Клее нашел свои позицию в авангарде, началась Первая мировая война. Его друзья Франц Марк и Август Макке были убиты в окопах, а Кандинский вернулся в Россию. Клее отсидел войну в качестве офицера военного казначея. Далее он стал частью консультативного совета художников в Мюнхенской короткоживущей Революционной Республике. Идея, что "часть нас, которая стремится к вечным ценностям, будет лучше поддерживаться в коммунистическом сообществе", поглотила в то время Пауля Клее.

Теоретик современного искусства

В "Баухаузе", таком великом тигле современного духа, где он преподавал с 1921 по 1931 год, с его постоянной борьбой между технократами, мистиками и идеологами, он играл роль бдительного забора. Его реакция на конфликт заключалась в том, чтобы "отвернуться от этого мира" и заблокировать его студийную дверь. Клее сидел часами в углу своей студии, тихо курил, по-видимому, опустошенный, но полный внутреннего простора.

Репутация Клее как одного из великих теоретиков современного искусства вытекала из созданных им лекций вводного курса, которыми пользовались студенты "Баухауза". Он считал, что ремесленные навыки должны стать неотъемлемой частью творческого процесса. Клее разработал теорию о формообразовании едином в природе и искусстве. В 1923 году эта теория, изложенная в книге "Пути изучения природы", увидела свет.

пауль клее биография

Он подтверждал изложенные истины практическими опытами, демонстрацией построения формы в динамике. Так, зрительные образы возникали у смотрящего на произведение как результат индивидуального понимания изображенных структур. В этот период Клее пишет такие картины, как "Город-мечта" (частное собрание, Турин), "Шут в трансе" (музей Валлраф-Рихартц-Людмиг, Кёльн).

Отношение к Гитлеру

Несмотря на сдержанность, у художника Пауля Клее было сильное чувство собственной ценности. После прихода Гитлера к власти в 1933 году Клее произвел 250 жестко нацарапанных карандашных рисунков, пронизанных чувством беспокойства о будущем. Но когда его попросили представить доказательства арийской родословной, он отказался. В своих дневниках он писал: "Я предпочел бы принять некоторые трудности, чем играть трагикомическую фигуру, ухаживая за благосклонностью тех, кто у власти".

Возвращение в родные пенаты

Вернувшись с семьей из "Баухауза" в Берн в 1931 году, Клее отказался от преподавательской деятельности в Дюссельдорфской академии искусств. Художник снова жил со своими родителями, но недолго. Клее, его жена и сын вскоре переехали в небольшую квартиру. В 1935 году ему был поставлен диагноз "склеродермия", дегенеративное затвердение кожи, которое неуклонно ограничивало его движение. В свои 56 лет Пауль Клее выглядел стариком.

пауль клее художник

Последние годы жизни

Ограниченность движений не давала покоя человеку, привыкшему к движению. В 1936 году Клее удается выполнить только 25 работ. За последующие три года художник создает более 1200 картин и рисунков. "Рекордное исполнение", - говорит он своему сыну. Особое внимание привлекает "Вспышка страха", которая имеет ощущение автопортрета. Испуганное лицо смотрит на нас рядом с коллекцией форм в форме конечностей: художник превратился в расчлененную куклу.

Клее умер в июне 1940 года от осложнений, возникающих из-за склеродермии. Тем не менее в последние месяцы он продолжал создавать картины, которые смешивали ожидания его аудитории. Образы колебались между фигурацией и абстракцией. Пауль рисовал до самой своей последней минуты. Выставочный центр в Берне носит его имя.

Попытка классификации творчества

Пауль Клее, швейцарский живописец, создатель гравюры и рисовальщик немецкой национальности, первоначально был связан с немецкой экспрессионистской группой Der Blaue Reiter и впоследствии преподавал в Баухаузе , влиятельной немецкой художественной школе межвоенного периода. Его самые популярные произведения часто зависели от выбора цвета.

Его стиль был в основном абстрактным, но эксперты творчества Paul Klee считают, что его работы не могут быть классифицированы, его карьера охватывает экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, абстракцию и многое другое. В экспозициях выставочных центров многих стран картины Клее, были источником огромного вдохновения для многих художников XX века.выставочный центр

Роль Клее в истории искусства XX века

Картины Пауля Клее являются ключевыми элементами в развитии современного искусства, и его карьера включала в себя несколько разных стилей из новых художественных движений XX века, которые Пауль Клее помог развить. Художник также произвел тысячи рисунков и гравюр, которые можно встретить в выставочных центрах. Он занял видное место в начале XX века в то время, когда на европейской арт-сцене происходило большое развитие. Оно должно было продолжать привлекать новые идеи. Эти идеи контрастировали с традиционным мышлением, которое начинало выглядеть старым, модным и не связанным с современным обществом.

Этот художник предложил искусный подход к цвету, и это было основным мастерством художника, который занимался изучением и публикацией статей по теории цвета. Некоторые из его абстрактных работ почти полностью зависят от его выбора цвета, и они относятся к его самым популярным картинам. В связи с этим становится понятным, что означает природа абстрактного искусства, какое огромное значение имеет использование цветовых комбинаций.

Знаменитые работы Пауля Клее

Пауль Клее был невероятно прославленным художником, который создал более 10 000 произведений искусства за свою 40-летнюю карьеру, больше, чем любой другой художник в истории. Среди них акварели, картины маслом, рисунки , ручные марионетки и многое другое.

Работа "Золотая рыба", написанная в 1925 году, в настоящее время находится в "Кунстхауз" в Гамбурге. Светящаяся рыбка имеет злобный взгляд и покрыта колючками. Всем своим видом она вызывает чувство страха.

золотая рыба

Но картина показывает и то окружение, в котором она живет, где плавают рыбки, колышутся водоросли, где царит покой. Пауль Клее этой "Золотой рыбой" показал, насколько близко находятся добро и зло, и резко противопоставил это. В работах Клее присутствуют отголоски музыкальных произведений: картины "Старинное звучание. Абстракция на черном фоне" (1925, Художественный музей, Базель), "Эквилибрист" (1923, Художественный музей, Берн), в которых он использует сложные переплетения линий, напоминающих импровизации солирующих музыкальных инструментов в оркестре.

Работа Пауля Клее с городским замком - "Замок и Солнце", состоит из абстрактной матрицы цветных квадратов. После каждого просмотра картины детали замка становятся очевидными. Прежде чем нарисовать замок, Клее рисует несколько городских пейзажей. Простота зданий данной абстрактной работы заключается в ярких красках квадратов и треугольников. Теплые тона абстрактного портрета "Сенекио", написанного Полом Клее в 1922 году, повлияли на выбор тех, кто приобрел эту картину в качестве репродукции. Клее использует геометрические фигуры для создания этого портрета, подобно тому, как он делал во многих своих работах.

www.syl.ru

Пауль Клее: картины, биография художника

Пауль Клее

Пауль Клее (18.12.1879-29.06.1940) – немецкий и швейцарский художник и график, разработавший странный, сказочный художественный язык, посредством которого он хотел изобразить мир, лежащий по ту сторону действительности.

Клее родился в Мюнхенбухзее под Берном (Швейцария), его отец был учителем музыки в кантональной семинарии Хофвиля. Уже в семилетнем возрасте Пауль начал заниматься игрой на скрипке и через четыре года выступал в составе Бернского концертного оркестра. Тем не менее он решил стать художником, а не музыкантом.

Пауля Клее с полным правом можно назвать пионером модернизма. Свое кредо он сформулировал в начатом в 1918 году сочинении "Творческое вероисповедание": на первом плане должно стоять не максимально точное отображение реальности, а ее индивидуальное восприятие. "Новое искусство формирует не предметы, а ощущения по отношения к предметам. Художник воспроизводит не саму природу, а скорее закон природы",- записал Клее в своем дневнике в июне 1905 года. Таким образом, он описывал существенный принцип своего творчества. Клее сам придумывал невидимые, но органически возможные формы. Созданные им картины с чисто визуальной точки зрения поддаются совершенно различным толкованиям.

Долгое время господствовало мнение, что абстрактные художники отвернулись от природы, не придают ей большого значения. Этому утверждению никто так не противоречит, как Пауль Клее, отличавшийся глубочайшей привязанностью к природе. В основу всех его работ заложены наблюдения природы, будь то ландшафт, ботаника, космос... Одному приятелю, художнику и педагогу, он советовал: "Изучайте естественные пути Создателя, возникновение, функции и формы. Это - наилучшая школа. Исходя из природы, вы, быть может, придете к собственным формам". Пауль Клее интересовался естественными науками, изучал сложные математические взаимосвязи. Исходя из убеждения, что между природой и искусством существует тесная связь, Пауль Клее создавал свою графику и рисунки. Маслом он стал писать лишь в поздние годы.

Источник своего творчества Клее видел в инстинктивных ощущениях. Искусствовед, профессор Вернер Хафтманн, прочитав записи Клее, так описывал это: "Он исходит не из уже сформированных, визуальных картин природы, он начинает с самой картины. Призванный к действию в момент вдохновения, он начинает безо всякого сознательного, а уж тем более нацеленного на тему намерения". В результате произведения Клее вырастали подобно, например, растениям. Они не осуществлялись в обычном смысле слова, а постепенно образовывались из первоначального хаоса.

Пауль Клее родился 18 декабря 1879 года в Мюнхенбукзе под Берном в Швейцарии. Его отец родом из Тюрингии, предки матери - из Франции и Швейцарии. Отец был музыкантом и преподавал на семинаре для учителей. Мать по образованию была тоже музыкальным педагогом. Атмосфера в доме была насыщена музыкой, и в семь лет мальчик начал учиться играть на скрипке. Любовь к Баху, Бетховену и Моцарту наложила отпечаток на всю его жизнь, он привносил ее в свою живопись, рисуя "с музыкой в глазах".

Рисовать учила его бабушка по материнской линии. В девятнадцать лет Клее уже учился в Мюнхене у Хайнриха Книрра, а осенью 1900 года его приняли в академический класс Франца фон Штука. Путешествуя по Европе, Клее не только знакомился с произведениями классических художников, но и создавал свои офорты. В 1906 году он женился на пианистке и педагоге Лили Штумпф и поселился с ней в Мюнхене. В том же году впервые выставил свои офорты. Его живописью на стекле никто особо не интересовался. Спустя четыре года у Пауля Клее в Берне состоялась первая персональная выставка рисунков, офортов и акварелей. Резонанс на нее был слабый, что расстроило художника.

В том же году, когда Клее было уже тридцать лет, он написал свою первую картину маслом. Работать с масляными красками ему было трудно, он делал многочисленные эскизы, но оставался неудовлетворенным результатом. В 1911 году Клее вступил в мюнхенское объединение "Синий всадник", куда входили и русские художники. Творческое объединение поддерживало все новые формы выражения в искусстве, не отдавая предпочтения какому-либо определенному стилю.

В 1914 году Клее едет в Париж, и в его жизни наступает перелом. После длительных бесед с друзьями - Василием Кандинским и Францем Марком - Пауль Клее начал ощущать доверие к собственной колористике. "Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я - художник",- записал он в дневник. В 1916 году его призвали в армию, где он до демобилизации (в 1919 г.) занимался канцелярской работой, что не мешало ему писать картины.

Клее начал показывать свои работы на многочисленных выставках, и, при всей неоднозначности их восприятия, появились ценители его творчества. В 1920 году его пригласили в Веймар, где он стал педагогом в "Баухаузе" - Высшей школе строительства и художественного конструирования. При своем создании школа объединила в себе веймарскую Высшую школу изобразительных искусств и училище прикладного искусства и должна была содействовать всем изобразительным искусствам, но под эгидой зодчества. Неотъемлемой частью творческого процесса считались здесь ремесленные навыки. Пауль Клее десять лет преподавал в "Баухаузе", а в 1931 году он стал профессором Дюссельдорфской академии. В 1933 году национал-социалисты вынудили его уволиться, а его искусство было объявлено "вырожденным". Клее эмигрировал в Берн, где в 1935 году заболел склеродермией - смертельным кожным заболеванием. 29 июня 1940 года в 60-летнем возрасте он умер.

Пауль Клее являлся одним из лидеров экспрессионизма, был близок к сюрреализму. В его произведениях есть ощущение гармонии, почти музыкальных созвучий. Особенно это чувству-

ется в его натюрмортах и в такой работе, как написанная в 1920 году "Оттепель в Арктике". Из типичных своих форм и красок создал Клее в 1919 году "Композицию", которая находится теперь в Штутгартской картинной галерее.

Пауль Клее призывал делать невидимое видимым, стремился воспринять больше, чем в состоянии воспринять высокочувствительная камера, он поставил себе задачу "предельно дифференцированно исследовать" мир. Пожалуй, ни у одного другого художника теоретические выкладки и творческое действие не дополняют друг друга с такой полнотой, как у Пауля Клее. Сложенная им строфа - она стала его надгробной надписью - гласит: "Посюсторонне меня не постичь. Ибо как раз пребываю средь мертвых и среди нерожденных. Несколько ближе к Вселенной, чем водится. И все же недостаточно близко..."

Пауль Клее оставил более трех с лишним тысяч рисунков, картин маслом и акварелей.

Казалось бы, совсем простая тема: рыба в воде, но из нее Пауль Клее сделал полную напряженности картину "Золотая рыбка" в 1925 году. Рыбка своим молодым свечением, угрожающими "колючками" и зловещим взглядом держит зрителя на почтительном расстоянии. На периферии картины в подвижной воде плавают водоросли и другие рыбы, тогда как в непосредственном окружении "золотой рыбки" царит глубокая тьма и абсолютный покой: добро и зло, статика и динамика противостоят друг другу.

В поздний период творчества Пауль Клее пытался создать "спиритическое цветосветовое пространство" и обратился к пуантилизму (от франц. pointiller - "писать точками"). Эта живописная система предполагает письмо мелкими мазками правильной, точечной формы. При этом Клее предпочитал темперу на бумаге. Одна из наиболее известных его работ этого времени - "Кресты и колонны" (1931).

В 1937 году художник написал картину "Революция виадуков", одну из важнейших в своем творчестве возможно, словно бы очеловеченные арки мостов символизируют здесь марширующие нацистские дивизии. Впрочем, некоторые искусствоведы истолковывают эту картину как критику художником статичного зодчества его времени. Пауль Клее всегда стремился противопоставить статике динамику.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Картины Клее

 

Основные вехи творчества Пауля Клее

1898: Художественное образование и первый успех. В 1898 Клее приехал в Мюнхен, где брал частные уроки живописи, а затем стал заниматься в Художественной академии. Одним из его учителей был художник Франц фон Штук, последователь стиля модерн. Окончив академию, Клее совершил путешествие в Италию (1901). Там его особенно впечатлил неаполитанский аквариум, наблюдение за которым ему открыло совершенно необычные формы, созданные самой природой. По возвращении в Берн появились гравюры, созвучные по своим тонам и линиям работам в стиле модерн. В появлявшихся с 1905 черных акварелях под глазурью художник пытался "соперничать" с импрессионизмом. В 1906 Клее женился на пианистке Лили Штумпф и поселился в Мюнхене. Жена зарабатывала на жизнь уроками игры на фортепиано, в то время как Клее занимался в основном сатирическими рисунками. Он сумел сблизиться с мюнхенским авангардом и с успехом экспонировал свои труды на выставках работ участников Сецессиона. В 1911 он вошел в объединение художников "Синий всадник", к которому принадлежали также Василий Кандинский, Аугуст Макке и Франц Марк.

1914: Открытие цвета. Встреча с французским художником Робером Делони подвигла Клее к интенсивным поискам оптимальных соотношений формы и цвета. Важным событием его жизни стала поездка вместе с Луи Муалье и Аугус-том Макке в Тунис и Кайруан (1914). В теплых тонах Средиземного моря Клее открыл для себя те самые краски, в которых он нуждался как художник. В более чем сорока акварелях и сотнях набросков Клее упорно шел к специфическому соотношению цвета и формы. В картине "Перед воротами в Кайруан" (1914) ландшафт передан художником в виде перекрестно заштрихованного пространства и за счет этого кажется растворенным в цветовой гармонии. Постепенно у Клее выработался свой язык непредметных форм. Так, в один из дней 1915 он пишет в своем дневнике: "Чем ужаснее этот мир (возьмем хоть тот, что имеем сегодня), тем абстрактнее искусство". До 1919 года появлялись структурные ландшафты, текстильные "кружевные картины", а также картины, напоминавшие загадки.

1920: Школа "Баухаус". В 1920 Вальтер Гропиус пригласил Клее преподавать в школе "Баухаус" в Веймаре (с 1925 - в Дессау). Там Клее продолжил разработку своей концепции "архитектурного сплетения картины". Помимо по-детски прелестных рисунков (таких, как "Поющая машина", 1922, или "Золотая рыбка", 1925), он создавал картины из переплетения линий и вставлял в них графические элементы (например, стрелки, как на картине "Точка поражения", 1922). Под влиянием школы "Баухаус" Клее создавал картины, составными элементами которых были полосы, зазоры и решетки (например, "Красное, желтое и синее в архитектуре картины", 1923, или "Главные и окольные пути", 1929). В своих работах он обращался к различным видам техники и материалов (акварель, масло, тушь). Особенностью некоторых его творений было то, что созданную картину он разрезал на части, из которых затем собирал новую, на манер коллажа. Подобно Василию Кандинскому, Клее рассматривал видимую сущность лишь как небольшую часть "общей сущности". Его интересовали внутренние законы вещей и их соотношение друг с другом. Клее хотел найти универсальные шифры, с помощью которых можно было бы провести параллели с новыми мирами. Его девизом было: "Искусство не воспроизводит видимую сущность, а лишь делает ее видимой".

1933: Поздние работы. После ухода из "Баухауса" Гропиуса (1928) климат в школе изменился к худшему, и Клее поменял место работы, став преподавателем в Академии техники живописи в Дюссельдорфе (1931). Через два года нацисты развернули кампанию против представителей "вырожденческого искусства", и Клее пришлось снова уехать в Швейцарию. В 1935 он заболел склеродермией - редким кожным заболеванием. В Швейцарии началась мрачная фаза творчества Клее. Начатую в 1937 серию картин с изображениями ангелов часто истолковывали как предчувствие художником приближавшейся смерти. Последними его работами были так называемые "Картины с поперечной штриховкой", которые по своему "стенографическому" исполнению ассоциируются с формами природы (например, "Смерть и огонь", 1940). В том же году Клее, достигнув своего 60-летия, умер в Муральто, под Локарно. На следующий день после смерти ему было присвоено швейцарское гражданство, которого он ждал в течение семи лет.

Дж. Лeнc

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Пауль Клее: жизнь и творчество художника

Пауль Клее (18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, под Берном — 29 июня 1940, Локарно) — немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда.

Содержание

Биография Пауля Клее

Творчество Клее

Работы художника

Картины Пауля Клее

Библиография

Биография Пауля Клее

Отец — немец, преподаватель музыки, мать — певица, от них страсть к скрипке и вокалу передалась сыну.

С 1898 Клее учился живописи в Мюнхене, с 1900 — в Академии изящных искусств вместе с Кандинским. В Италии открыл для себя архитектуру и живопись Ренессанса (прежде всего — Микеланджело), в Мюнхене — Гойю, Блейка, Энсора, Ван Гога и Сезанна.

В 1911 вошел в экспрессионистскую группу «Синий всадник», познакомился с Арпом. В 1912 в Париже встретился с Робером Делоне, увидел работы Пикассо, Таможенника Руссо, Брака.

Большое впечатление на художника произвела поездка в 1914 в Тунис; его работа с восточными мотивами близка аналогичным поискам Матисса. В 1915 познакомился с Р. М. Рильке. В 1916—1918 участвовал в Первой мировой войне, но служил далеко от фронта.

В 1920 году вышло издание повести Вольтера «Кандид» с иллюстрациями Клее.

В 1921—1930 годах он преподавал в Баухаусе. В 1925 году участвовал в парижской выставке сюрреалистов. В 1933 году под давлением нацистов был вынужден отказаться от места профессора в Дюссельдорфской художественной академии и вернулся в Швейцарию.

В 1935 году большая экспозиция работ Клее прошла в Берне, в том же году у него были обнаружены признаки склеродермии, от которой он позже и умер.

В 1937 году 17 его работ фигурировали на пропагандистской выставке нацистов «Дегенеративное искусство». В 1940 году состоялась последняя большая прижизненная выставка мастера в Цюрихе. Имя Пауля Клее носит выставочный центр в Берне.

Был похоронен в Лугано, через несколько лет урна с прахом перенесена на кладбище в Берне.

Творчество Клее

Несмотря на глубокое знание искусства прошлого и современности — от произведений примитивных народов до творчества Блейка, Гойи, кубистов, фовистов и немецких экспрессионистов, — Пауль Клее был одним из наиболее оригинальных и изобретательных художников 20 века.

Кажется, что его образы возникли под влиянием чисто личных интуитивных впечатлений, а формы связаны с автоматическими, подсознательными ассоциациями и трактованы в явно нереалистической манере, хотя и редко достигают полной абстракции («Зоопарк», Нью-Йорк, коллекция Дженис; «Волшебная рыбка», Голливуд, коллекция Аренсберг).

Традиционные концепции пространства и рисунка заменяются построениями, напоминающими творчество детей или народный примитив («Пастораль», Нью-Йорк, Музей современного искусства). Клее использует богатые и разнообразные оттенки.

Пастораль Пастораль Волшебная рыбка Волшебная рыбка Танцовщица Танцовщица

Как особенность его техники следует отметить чувственную, поэтическую и уравновешенную линию. Она столь спонтанна и гибка, что дает эффект свободной импровизации, однако всегда осмысленна и подчинена индивидуальному стилю автора («Маска страха», Нью-Йорк, коллекция Рус; «Насмешка над насмешником», Нью-Йорк, Музей современного искусства).

Сегодня Пауль Клее — один из самых востребованных художников. Например, выставка из 100 картин Клее в Дюссельдорфе, открытая 29 сентября 2012 года, стала столь популярной, что ее продлили до 21 апреля 2013 года. А в начале февраля к ней добавилась выставка «Клее и Явленский» в Бернском Центре Пауля Клее.

Высокий зрительский интерес к творчеству Пауля Клее, пожалуй, сопоставим с тем вниманием, которое проявляют к нему коллекционеры и инвесторы.

Работы Клее — непременные участники всех крупнейших аукционов искусства первой половины XX века, его работы продаются много и дорого. И надо сказать, что в отличие от произведений многих других не менее именитых художников работы Клее не сильно упали в цене вследствие кризиса 2008 года.

Рекордная для его живописи цена была заплачена 21 июня 2011 года — холст «Танцовщица» (1932) ушел с торгов более чем за 6 000 000 долларов, да и остальные дорогие работы относятся к 2008–2010 годам.

Причем интерес к творчеству художника среди коллекционеров — это не мода последних лет, а десятилетиями продолжающийся процесс; достаточно сказать, что рекордная для художника цена на графическую работу — 3 736 978 долларов за работу «Певица Л. в роли Фьордилиджи, 1923-39», была достигнута в ходе торгов Sotheby’s в Лондоне 28 ноября 1989 года.

Работы художника

  • Портрет эмоциональной леди. 1906
  • Жардиньерка, лейка и ведро. 1910
  • Красные и белые купола. 1914
  • Агнец. 1920

Агнец

  • Голова, сделанная из куска кирпича.1919
  • Танцовщица. 1932
  • Сад. 1932
  • Будущее. 1933
  • Святое место. 1932

Библиография

  • Шевалье Д. Пауль Клее. М.: Слово, 1991
  • Парч С. Пауль Клее. М.: Арт-Родник; Taschen, 2004
  • Антонен Арто. Живописец мысли. Анри Мишо Приключения линий// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с.37-38, 66-71.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, artinvestment.ru, c-cafe.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Пауль Клее: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Пауль Клее: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Пауль Клее – биография и картины художника в жанре Экспрессионизм, Абстракционизм, Сюрреализм – Art Challenge

Пауль Клее (18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, под Берном — 29 июня 1940, Локарно) — немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Гражданин Германии, Клее родился, провёл значительную часть жизни и умер в Швейцарии.

Отец — немец, преподаватель музыки, мать — певица, от них страсть к скрипке и вокалу передалась сыну. С 1898 Клее учился живописи в Мюнхене, с 1900 — в Академии изящных искусств вместе с Кандинским. В Италии открыл для себя архитектуру и живопись Ренессанса (прежде всего — Микеланджело), в Мюнхене — Гойю, Блейка, Энсора, Ван Гога и Сезанна. В 1911 вошел в экспрессионистскую группу «Синий всадник», познакомился с Арпом. В 1912 в Париже встретился с Робером Делоне, увидел работы Пикассо, Руссо, Брака. Большое впечатление на художника произвела поездка в 1914 в Тунис; его работа с восточными мотивами близка аналогичным поискам Матисса. В 1915 познакомился с Р. М. Рильке. В 1916—1918 участвовал в Первой мировой войне, но служил далеко от фронта.

В 1920 году вышло издание повести Вольтера «Кандид» с иллюстрациями Клее. В 1921—1930 годах он преподавал в Баухаусе. В 1925 году участвовал в парижской выставке сюрреалистов. В 1933 году под давлением нацистов был вынужден отказаться от места профессора в Дюссельдорфской художественной академии и вернулся в Швейцарию. Клее подал заявление о вступлении в гражданство этой страны, однако положительный ответ на запрос пришёл лишь после смерти художника.

В 1935 году большая экспозиция работ Клее прошла в Берне, в том же году у него были обнаружены признаки склеродермии, от которой он позже и умер. В 1937 году 17 его работ фигурировали на пропагандистской выставке нацистов «Дегенеративное искусство». В 1940 году состоялась последняя большая прижизненная выставка мастера в Цюрихе.

Имя Пауля Клее носит выставочный центр в Берне.

Был похоронен в Лугано, через несколько лет урна с прахом перенесена на кладбище в Берне.

Пауль Клее (18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, под Берном — 29 июня 1940, Локарно) — немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Гражданин Германии, Клее родился, провёл значительную часть жизни и умер в Швейцарии.

Отец — немец, преподаватель музыки, мать — певица, от них страсть к скрипке и вокалу передалась сыну. С 1898 Клее учился живописи в Мюнхене, с 1900 — в Академии изящных искусств вместе с Кандинским. В Италии открыл для себя архитектуру и живопись Ренессанса (прежде всего — Микеланджело), в Мюнхене — Гойю, Блейка, Энсора, Ван Гога и Сезанна. В 1911 вошел в экспрессионистскую группу «Синий всадник», познакомился с Арпом. В 1912 в Париже встретился с Робером Делоне, увидел работы Пикассо, Руссо, Брака. Большое впечатление на художника произвела поездка в 1914 в Тунис; его работа с восточными мотивами близка аналогичным поискам Матисса. В 1915 познакомился с Р. М. Рильке. В 1916—1918 участвовал в Первой мировой войне, но служил далеко от фронта.

В 1920 году вышло издание повести Вольтера «Кандид» с иллюстрациями Клее. В 1921—1930 годах он преподавал в Баухаусе. В 1925 году участвовал в парижской выставке сюрреалистов. В 1933 году под давлением нацистов был вынужден отказаться от места профессора в Дюссельдорфской художественной академии и вернулся в Швейцарию. Клее подал заявление о вступлении в гражданство этой страны, однако положительный ответ на запрос пришёл лишь после смерти художника.

В 1935 году большая экспозиция работ Клее прошла в Берне, в том же году у него были обнаружены признаки склеродермии, от которой он позже и умер. В 1937 году 17 его работ фигурировали на пропагандистской выставке нацистов «Дегенеративное искусство». В 1940 году состоялась последняя большая прижизненная выставка мастера в Цюрихе.

Имя Пауля Клее носит выставочный центр в Берне.

Был похоронен в Лугано, через несколько лет урна с прахом перенесена на кладбище в Берне.

Сохранить

artchallenge.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта