"Князь Святослав" художник Владимир Киреев. Картина святослав


Изображения князя Святослава - Хроники заката цивилизации

На днях был юбилей разгрома князем Святославом Хазарии. К этому дню, во многих журналах появились картина (неизвестного мне художника), с изображением Святослава.

Я все думал, стоит ли об этом писать или нет и решил все таки написать. Потому что терпеть дальше изображение русского князя в виде полутюрка-полупротоукра уже нет никаких сил.

К сожалению точно таким же Святослав изображен и на известном памятнике скульптора Клыкова. Похоже подобный облик просто превратился в стереотип и его узнавание массами сильно облегчает жизнь художников.

Разберем возражение против такого изображения русского князя.

1. Во-первых, самое важное - антропологические характеристики. Святослав ни при каких условиях не мог выглядеть так, будто бы это тюркизированный украинец проживающий в Лвiве. То есть ни при каких условиях Святослав не бог иной внешности кроме как североевропейской. То есть в нем не может быть ни динарских, ни туранидных признаков. Портреты русских князей более позднего времени, прямых потомков Святослава, выполненые по методу реконструкции М. Герасимова подтверждают нам исключительно североевропейский фенотип рода Рюриковичей.

2. Во-вторых, сразу бросается в глаза внешний вид князя. Не буду опровергать или доказывать наличие оселедца у Святослава, хотя сам по себе перевод описания его внешности у Льва Диакона неоднозначен и допускает различные толкования. Отмечу только тот факт, что собранные в пучок волосы и усы как признак военного сословия фиксируются у франков и готов, так что Святослав вполне мог обладать этими признаками. Но вот помимо этого у князя просто обязана была быть борода. Это связано с тем, что русы, так же как и германцы, скандинавы, славяне носили бороду просто в обязательном порядке.

aquilaaquilonis изучая греческий оригинал текста Диакона обнаружил, что Безбородость Святослава в переводе М.М. Копыленко (Лев Диакон. История. М., 1988) является ошибкой переводчика. В греческом оригинале значится pogon epsilomenos, что на самом деле означает "редкая борода". Причем на латинский язык описание Святослава из источника было переведено как barba rara, т.е. "с не густой бородой". Также есть свидетельства современников, таких как Ибн - Хаукаль "Некоторая (sic!) часть русов бреет свою бороду, другие завивают ее наподобие гривы и красят шафраном."Учитывая то, что бритье бороды было типично тюркским признаком, просто нелепо наделять русского князя, для которого потеря бороды считалась бесчестьем (как и для каждого германца и славянина, это зафиксированно и в кодексе законов - "Русской правде") таким не свойственным ему отличием.

Вот так должен выглядеть русский князь времени Святослава.Апдейт картинки сделан по рекомендации brgen

diunov.livejournal.com

"Князь Святослав" художник Владимир Киреев » Перуница

"Князь Святослав" художник Владимир Киреев"Князь Святослав" (фрагмент)Владимир Киреев. "Князь Святослав" х.м.200х170 ; 2011

"Князь Святослав" (фрагмент)

"БЫТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТЫ ЕСТЬ!" Некоторые фрагменты из переписки с художником (разрешено к публикаци):

"...Почему я написал образ Великого князя и вообще взял этот период времени.. Попытаюсь ответить.. Но, думается мне, вряд ли сейчас скажу что-то новое. Да и писательским красноречием я не обладаю) Скорее просто поделюсь своим мнением. Не буду сейчас писать о выдающихся заслугах этого гениального полководца. О них и так все знают. Его "Иду на Вы!" пронзило века, а "Мёртвые сраму не имут!" всегда было девизом наших воинов - и прошлого и современности. Он был образцом мужества и смелости в сочетании с дипломатическим складом ума, качеств, которых так не хватает всем нам сегодня ...Для меня историческая картина - это встреча зрителя(да и самого художника)с самим собою, прикосновение к той стихии, которая заложена в каждом из нас генетически..

...Я православный христианин. И меня всегда несколько удивляло, что почему-то в среде православных многие интересуются Историей России в большей степени начиная с 988 года, дохристианскому же периоду зачастую не уделяется должного внимания. Ведь до принятия христианства у нас были не менее великие предки, чем после, не менее грандиозные победы и гениальные полководцы. Мне кажется во всей нашей истории есть нечто цельное, то, что иностранцы называют "загадочной русской душой". Помните, ещё Бердяев(да и не только он) видел два противоположных начала русской души: языческая стихия и аскетическое православие..

..В старом советском фильме "Легенда о Тиле" главный герой в память о своём сожжённом на костре отце говорил:"Пепел Клааса стучит в моём сердце!" Мне кажется наша основная задача сейчас - это пробуждение в себе Памяти. Прислушайтесь к своему сердцу. Ведь оно такое же обычное, как у наших родных людей, отца и матери, дедов и прадедов.. и стучит точно также , как стучало у наших предков. В сердце нашем стучит пепел тех, кто не жалел своих жизней во имя того, чтобы мы не были стёрты с лица истории. Оно качает нашу кровь, точно такую же, которой были политы поля сражений за наше Отечество и в бессмысленном самоубийстве народа в братоубийственных войнах. За нами стоят сонмы прошлых поколений среди которых были язычники и православные, дворяне и крестьяне, белогвардецы и красноармейцы. Я верю, что когда стук наших сердец, прежде всего благодаря пробуждению памяти сольётся в единый стук Сердца Народа, тогда наступит преображение нашей Родины.. Пробуждение Духа и оставление всего слабого и деградировавшего в себе. Обращение массы в Народ. А когда наступит единство духовное, основанное на Памяти, Чести, Нравственности, Жертвенности, Высокой Культуре и Великих Традициях, тогда уже не важно будет какой у кого статус в обществе, какие географические границы нас разделяют и всё то, что нам сейчас кажется таким непреодолимым..

Я считаю, что мы не"потерянное" поколение, но Новая сильная генерация молодых людей, которая, думая о будущем и помня прошлое, строит настоящее, живёт здесь и сейчас! поколение, которое чувствует ответственность перед Родиной, поколение которому надоело то, чем нас кормит современная изжившая себя псевдокультура со своими лживими потребительскими ценностями и дегенеративным искусством. Мы наследники Великой культуры, классической русской живописи, музыки, литературы! Я верю, что если жить принципом "Быть больше, чем ты есть!", то уже многое изменится. Ведь если мы так мыслим, если мы усилием Воли и Духа стараемся превосходить сами себя, свою примитивную суть, и при этом являемся частью общества, значит и весь организм Народа ощутит эти движения. Значит настанет период перезагрузки и обновления..

..Великий польский художник Ян Матейко, считавший живопись особым видом служения своему Отечеству, очень точно говорил по этому поводу:"Сегодня искусство - это своего рода оружие в наших руках, без любви к Родине искусство невозможно!" (очень актуально, не правда ли?)

Конечно, среди зрителей найдутся знатоки, мастера и критики, которые отыщут разные недочёты в моих картинах и конечно же придумают, скомпонуют и напишут много более грандиозные, правильные и талантливые полотна(дай Бог, если так), ну, или очередной грандиозный критический "коммент" в "жж-шке")). Но на любой такой "коммент" я отвечу новой картиной! и постараюсь сделать её лучше предшествующей. Порою, залезая в "сеть" и вдруг окунаясь во все эти комментарии, словоизлияния и бесконечную ругань, попытки показать свою умность, миллионы гигабайт споров, показухи и пустословия в никуда, страшно становится, чем люди занимаются. Абсолютный хаос. ...и как смешно и ничтожно всё это по сравнению с тем потенциалом, что на самом деле сокрыт в каждом из нас. Наши предки были людьми действия, а не сетевыми спорщиками. Они жили реальными чувствами, они оставили после себя великую культуру.. а мы? Что оставим мы?

..как только мы осознаем, что в каждом из нас есть ВСЁ: и боевой клич князя Святослава, и ветер поля Куликова, и набат поднимающий и возвышающий народный Дух, стоны умирающих, но не сдающихся русских воинов с Манчжурских сопок и тихая молитва матери за воинов-сыновей, грозная беспощадная "дубина"русских бунтов и безмолвная молитва Серафима Саровского, вся История, вся Русская, Славянская эпопея вдруг встанет величественной картиной перед взором и тогда уже стыдно будет вернуться к своим слабостям, к словоблудию, раздорам, примитивным привычкам и попыткам ковырять и искать в своей же истории один лишь негатив. Ведь позади нас Великие предки, а впереди будущее, зависящее лишь только от нас, наших стремлений и желания БЫТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТЫ ЕСТЬ!"

Ниже приведены подготовительные рисунки(поиск образов) и один из эскизов к новой картине художника посвящённой разгрому Хазарского Каганата "Взятие хазарской столицы Итиль князем Святославом"(сам художник говорит, что картина будет выглядеть совсем по иному, чем на "данном небольшом наброске"). Возможно к концу декабря - началу января картина будет готова.

Также представлены пара работ, которые уже известны в народе, как в сети, так и на выставках. Это "Зеркало" и "К тому берегу".

эскиз к картине "Взятие хазарской крепости Итиль князем Святославом"

Владимир Киреев "Зеркало" х.м.200х100 ; 2009Владимир Киреев "Зеркало" х.м.200х100 ; 2009 (фрагмент)
Владимир Киреев "К тому берегу" х.м.50х70 ; 2009

www.perunica.ru

Почитание Святослава русскими православными.: ladaria

Памятники Святославу работы Вячеслава Клыкова

В Запорожье

во время работы над памятникомоткрытие памятника

В Белгородской области

проект памятника

Вид на Свято-Троицкий Холковский монастырь, близ которого расположен памятник (на фото он справа)

фото с языческого сайта Перуница, озаглавленное "Панорама местности, где установлен памятник Святославу Храброму" и красноречивый комментарий к нему некоего Крепислава: "Конная статуя Святослава впечатляет. И место, где она установлена, подходящее. Только прихожан церквушки, что слева, как-нибудь нейтрализовать - и можно тризны ежегодные устраивать". Как видно по предыдущим фото, речь идёт не о "церквушке", а о монастыре, "нейтрализовать" который неоязычникам будет явно слабо.

путь от монастыря к памятнику Святославу

Народный художник России Вячеслав Михайлович Клыков

Вячеслав Клыков: "Русская Победа в том, что все русские поймут: у них нет другой страны, кроме той, что завещана им предками. Нам, русским, нужно почувствовать себя единым народом. Партийки, движения, кружки — это не суть русского дела. В конце концов, есть универсальная формула: самодержавие, православие, народность.""Все наши усилия, в том числе и памятник великой княгине Ольге, направлены на то, чтобы мы восстановили законную российскую государственность, ту, которую заповедовали нам и княгиня Ольга, и святой князь Владимир и все наши великие духовные подвижники. Это наш единственный подлинно национальный путь. Все остальные пути – лживые, обманчивые и ведущие нас в пропасть. Мы уже слишком выпили эту горькую чашу чужих путей, поэтому нам пора уже осознать этот опыт наших предков и вернуться к этому опыту. Это подлинно наш русский национальный путь".

Памятники Святославу мастерской Сидорука и Крылова

В Киеве

В с. Стари Петривцы

Картина "Князь Святослав" Владимира Киреева

Владимир Киреев: "...Я православный христианин. И меня всегда несколько удивляло, что почему-то в среде православных многие интересуются Историей России в большей степени начиная с 988 года, дохристианскому же периоду зачастую не уделяется должного внимания. Ведь до принятия христианства у нас были не менее великие предки, чем после, не менее грандиозные победы и гениальные полководцы..."

Картины Бориса Ольшанского

Родноверы чтят Ольшанского за его картины на древнеславянскую дохристианскую тематику ("Языческий мотив", "Ночь воина" и др. смотри http://foto.mail.ru/mail/ar-tmi/98). Но немногие из них читали вот эти строки из автобиографии Бориса Ольшанского: "...Я родился в городе Тамбове 25 февраля 1956 года. Мои родители - Михаил Федулович Ольшанский и Варвара Сергеевна Ольшанская (в девичестве Калинина) - родом из Тамбовской губернии. Предки по батюшкиной и матушкиной линии испокон веков крестьянствовали на Тамбовской земле. Пахали землю, сеяли хлеб, разводили пчел... Они были зажиточными крестьянами, православными людьми и всегда, принимаясь за дело, славили Господа. Прабабушка Арина по батюшкиной линии пешком ходила в Киев на поклонение святым мощам".

"Пересвет" Ольшанского

Ольшанский. Автопортрет.

Ещё работы, посвящённые Святославу

Диорама «Битва Святослава с печенегами у Днепровских порогов» народного художника СССР Николая Овечкина (1984 г., 27 метров, Государственный историко-культурный заповедник на острове Хортица, Запорожье)

таким видит Святослава Лео Хао (Алексей Шамровский), художник, работающий в жанре фэнтези

проекты памятников Святославу от "украинского Церетели" Анатолия Куща

Анатолий Кущ - украинофил, греческих кровей (его дед - греческий художник Ксенофонт Катракис), известен по скульптуре Архистратига Михаила и Монументу Незалежности на Майдане, памятникам "королю" Даниилу Галицкому и Мазепе, а также серии скульптур "украинских богов", выполненных в стиле античности.

Работы язычников, посвящённые Святославу

http://my.mail.ru/community/stopiazi/A8B8104E3983AB5.html

ladaria.livejournal.com

Святослав Игоревич – биография, фото, личная жизнь князя и правление

Святослав Игоревич: биография

Князь новгородский и киевский Святослав Игоревич правил русским государством с 944 по 972 год. Правитель известен своими военными походами и завоеваниями, битвами против Болгарского государства и Византии.

Памятник Святославу Игоревичу в селе Старые Петровцы, Киевская областьПамятник Святославу Игоревичу в селе Старые Петровцы, Киевская область

Единственным сыном князя Игоря и княгини Ольги стал Святослав. Точная дата рождения будущего правителя до сих пор не известна. По Ипатьевскому списку Святослав Игоревич родился в 942 году (в некоторых источниках указан 940 год). Запись о событии отсутствует в Лаврентьевском перечне. Это вызывает массу вопросов в среде исследователей, поскольку информация противоречива. В литературных источниках заявлен 920 год, но историки считают это выдумкой, а не правдой.

Портрет Святослава ИгоревичаПортрет Святослава Игоревича

Воспитание княжеского сына было возложено на плечи варяга Асмуда, который делал акцент на основные навыки. Юный Святослав получал знания, которые пригодились в военных походах: искусство боя, управление лошадьми, ладьей, плавание, мастерство маскировки. За полководческое искусство отвечал другой наставник – воевода Свенельд. Первые данные о Святославе, увидеть которые можно в русско-византийском договоре князя Игоря, стали появляться в 944 году. Спустя год князь погибает.

Скульптурное изображение Святослава Игоревича работы Евгения ЛансереСкульптурное изображение Святослава Игоревича работы Евгения Лансере

К смерти правителя привело недовольство древлян по поводу взимания слишком большой дани. Так как Святослав Игоревич еще ребенок, бразды правления переходят к матери – княгине Ольге. Через год после убийства мужа Ольга отправляется в земли древлян. Как и полагается главе государства, 4-летний Святослав начинает сражение вместе с дружиной отца. Юный правитель выиграл битву. Княгиня заставила древлян подчиниться. Чтобы подобных трагедий в будущем не происходило, регентша внедряет новую систему правления.

Святослав Игоревич на памятнике «1000-летие России» в Великом НовгородеСвятослав Игоревич на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

В летописях говорится о том, что в детстве Святослав Игоревич не расставался с матерью и постоянно проживал в Киеве. Ученые нашли доказательства неверности этого суждения. Византийский император Константин Багрянородный рассказывал следующее:

«Приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии».

Исследователи считают, что в Новгород Святослав переехал по требованию отца. Было в летописях упоминание о визите Ольги в Константинополь. При этом о будущем князе говорят, не называя титула Святослава Игоревича.

Начало правления

В «Повести временных лет» сказано, что первый поход Святослава Игоревича случился в 964 году. Главной целью правителя стало нанесение удара по Хазарскому каганату. Князь не стал отвлекаться на вятичей, встретившихся по пути. Атака на хазар обрушилась годом позже – в 965. В летописи об этом сказано следующее:

«В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их и Белую Вежу взял. И победил ясов икасогов».

Интересно, что современник Святослава преподносит события в ином ключе. Ибн-Хаукаль утверждал, что с хазарами князь расправился позднее указанного в летописи времени.

Князь Святослав ИгоревичКнязь Святослав Игоревич

Современник вспоминал другие военные действия против Волжской Булгарии, но в официальных источниках такая информация отсутствует. Вот что говорил Ибн-Хаукаль:

«Булгар — город небольшой, нет в нем многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств, и опустошили его русы и пришли на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (968/969) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус… И ал-Хазар — сторона, и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нем многочисленные сады…, но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма».

В 965 году Святослав Игоревич прибывает в Саркел на Дону. Несколько битв потребовалось для завоевания этого города. Но недолго праздновал победу правитель, так как на пути появился Итиль – главный город Хазарского каганата. Завоевателю достался еще один населенный пункт – Семендер. Этот славный город расположился на берегу Каспийского моря.

Карта территорий Святослава Игоревича на 970 годКарта территорий Святослава Игоревича на 970 год

Хазарский каганат пал перед натиском Святослава, но этого правителю было мало. Князь старался отвоевать и закрепить за собой эти земли. Вскоре Саркел переименовали в Белую Вежу. По некоторым данным, в те же годы Киев получил Тмутаракань. Считается, что удерживать власть удавалось вплоть до начала 980-х годов.

Внутренняя политика

Внутренняя политика Святослава Игоревича была активной. Перед собой правитель поставил цель – укрепление власти посредством привлечения военных дружин. Политика не привлекала молодого князя, поэтому особых изменений во внутренней деятельности государства не произошло за годы правления Святослава.

Памятник Святославу Игоревичу в ЗапорожьеПамятник Святославу Игоревичу в Запорожье

Несмотря на нелюбовь к внутренним делам Руси, Святослав Игоревич вносил некоторые коррективы. В частности, он сформировал новую систему сбора налогов и податей. В разных частях Древнерусского государства организовали специальные места – погосты. Здесь собирали деньги с жителей. Святослав Игоревич смог побороть вятичей, которые то и дело бунтовали против правителя. Во время похода князь усмирил буйный народ. Благодаря этому казна снова стала пополняться. Несмотря на работу в этом направлении, большую часть забот взяла на себя княгиня Ольга.

Великий князь Святослав ИгоревичВеликий князь Святослав Игоревич

Мудрость правления великого князя проявляется после рождения сыновей. Святославу Игоревичу необходимо было поставить на престолы в разных городах верных и преданных людей. В Киеве правил Ярополк, в Новгороде – Владимир, Олег стал князем Древлянским.

Внешняя политика

Внешняя политика стала страстью молодого князя. На его счету несколько крупных войн – с Болгарским царством и Византией. Немало версий в истории имеют эти важные для Руси события. Историки остановились на двух вариациях борьбы с Болгарским царством. Первое мнение заключалось в том, что все началось с конфликта между Византией и Болгарским царством. В связи с этим византийский император обратился за помощью к Святославу Игоревичу. Именно его воины должны были напасть на Болгарию.

Памятник Святославу Игоревичу в Белгородской областиПамятник Святославу Игоревичу в Белгородской области

Второе мнение кроется в том, что Византия пыталась ослабить киевского князя, так как правитель был способен завоевать их земли. И в Византийском государстве не было спокойствия: прибывший к Святославу посол решил устроить заговор против своего императора. Он подговаривал русского князя, обещал ему болгарские земли и сокровища из казны Византии.

Святослав Игоревич на конеСвятослав Игоревич на коне

Вторжение в Болгарию произошло в 968 году. Святослав Игоревич сумел побороть противников и завоевать Переяславец, расположенный в устье Дуная. Отношения с Византийским государством стали постепенно портиться. В этом же году на Киев совершили набег печенеги, поэтому князю пришлось в срочном порядке возвращаться в столицу Руси. В 969 году скончалась княгиня Ольга, которая занималась внутренней политикой государства. Это подтолкнуло Святослава Игоревича к привлечению к правлению детей. Князь не желал оставаться в столице:

«Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы».

Несмотря на то что именно византийское правительство организовало набег на болгар, последние обратились за помощью в борьбе со Святославом к ним. Император долго думал, как поступить, но потом принял решение укрепить свое государство династическим браком. В конце 969 года государь погибает, а на престол взошел Иоанн Цимисхий. Он не позволил обручиться болгарскому сыну и византийской деве.

Картина "Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием". К. Лебедев, 1916Картина "Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием". К. Лебедев, 1916

Поняв, что Византия теперь не помощник, власти Болгарского государства решают заключить договор со Святославом Игоревичем. Вместе правители идут против Византии. Военная напряженность между империей и русским государством нарастала. Постепенно к крепостям подтягивали войска. В 970 году случилось нападение на Византию. На стороне Святослава были болгары, венгры и печенеги. Несмотря на серьезные преимущества по количеству военных, в генеральном сражении князь Святослав Игоревич был разгромлен.

Картина "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году". Генрих СемирадскийКартина "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году". Генрих Семирадский

Спустя год войска восстановили силы и вновь стали совершать набеги на Византийское государство. Теперь столкнулись в битве правители. Снова бойцы Византии были успешнее. Они захватили в плен болгарского царя и подобрались к Святославу. В одном из боев князя ранили. После этого византийский император и русский правитель сели за стол переговоров. Святослав Игоревич покидает Болгарию, но восстанавливает торговые отношения с Византией. Теперь восточная часть Болгарского государства подчиняется императору. Западные области получили независимость.

Личная жизнь

Военные походы стали главной целью жизни Святослава Игоревича. Личная жизнь князя складывалась удачно. Правитель стал отцом троих сыновей – Ярополка, Олега и Владимира. На плечи юных сынов легла забота о внутренней политике государства, пока отец завоевывал новые территории.

Святослав Игоревич с женой и детьмиКартина "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев". И. А. Акимов, 1773 г.

В официальных документах того времени отсутствует информация о жене, родившей двух старших сыновей. Известно о матери Владимира. Женщина не состояла в браке с князем, но была наложницей.

Смерть и память

Биография Святослава Игоревича обрывается в марте 972 года. Князь не мог оставаться в устье Днепра. Вместе с войском правитель пытался пробраться сквозь засаду печенегов. Это было катастрофической ошибкой, так как ослабленные бойцы пали от рук кочевников. Зверски расправились печенеги со Святославом:

«И напал на него Куря, князь печенежский; и убили Святослава, и отрезали голову его, и сделали из черепа чашу, оковав череп, и после пили из него».Смерть Святослава ИгоревичаСмерть Святослава Игоревича

За время правления князь расширил территорию государства и получил прозвище Храбрый. Святослава так называют в исторических справках. Память о Святославе Игоревиче живет до сих пор. Образ князя-воина использовали в художественной литературе, искусстве. В начале XX века появился первый памятник «Святослав на пути к Царь-граду». Скульптуры расположились в Киеве и украинских областях.

Портрет Святослава Игоревича по описаниям современниковПортрет Святослава Игоревича по описаниям современников

Своеобразное фото доступно в интернете. Мастера по описаниям современников князя создали портрет: мужчина среднего роста, курносый, с густыми бровями, голубыми глазами, длинными усами, крепким затылком и широкой грудью.

Фото

24smi.org

Картины Святослава Рериха

    Микао Усуи

   Микао Усуи - Сенсей РейКи  
 

РейКи

  История РейКи
  Принципы РейКи
  Принципы от Арджавы П.
  Ступени РейКи
  Гёсей - духовная поэзия
  Ансин Рицумей
  Целительские приемы
  Лечение РейКи
  Обучение РейКи
  
 
    

Великая душа Святослав Николаевич Рерих (1904-1993)

  Как мудро заметил Рабиндранат Тагор: «Личное начинается там, где бесконечное становится конечным, не теряя своей бесконечности». Это определение может служить эпиграфом к портретам Святослава Николаевича Рериха.

 

 

картины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рериха

 

картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рерихакартины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рериха    картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха      картины Святослава Рериха    картины Святослава Рериха    картины Святослава Рериха    картины Святослава Рериха    картины Святослава Рериха    картины Святослава Рериха    картины Святослава Рериха    картины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рериха  картины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рерихакартины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха

 

картины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха

 

картины Святослава Рериха

 

картины Святослава Рерихакартины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха  картины Святослава Рерихакартины Святослава Рериха

 

картины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рериха  картины Святослава Рериха

 

картины Святослава Рериха

 

картины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рерихакартины Святослава Рериха
 

   Будда медицины

   Будда Медицины  
 

МенЧо РейКи

  История МенЧо РейКи
  Лекция Микао Усуи
  Семинары МенЧо
  Вода Мизу-Хари
  Медитация Алмазный Ум
  Лечение МенЧо РейКи
  Обучение МенЧо РейКи
  
 
  

reiki-mencho.ru

Как все токи выглядел Русский князь Святослав Игоревич

Не давно наткнулся на картину, посвященную юбилею разгрома Хазарии князем Святославом,при беглом просмотре данной картины,я сразу и не понял, что персонаж на первом плане, который похож на запорожского казака или тюрка-кочевника выдается за князя Святослава.Я как-то привык не обращать внимания на современные картины,которые противоречат историческим событиям а порой содержат полный бред,но тут я просто остолбенел.Я прекрасно понимаю нацыональноозабоченых политиков и им сочувствующих,что им очень бы хотелось видеть князя Святослава в облике запорожского казака,но всему должен быть предел,или как говорится ,меру надо знать.Желание иметь нам Украинцам древнее происхождение,парой приводит к маразму и глупости.Окрыленные процессам не зависимости в начале девяностых,некоторые нацыональноозабоченные историки, бросились переиначивать историю и поискам хоть каких нибудь доказательств о древнем происхождении Украинцев, и по этому многим племенам древней Руси, пришлось на себя примерять шаровары и вышиванку с чуб,такая же участь не обошла стороной даже античных героев,Геракла и ему подобных,ведь чего мелочится, когда на кону  национальная идея.Только вот после таких изысканий, страдает история,и кто знает что от нее останется,если каждый будет выдумывать и переиначивать пусть и в угоду лучших потреотических побуждений.Вот Микола Томенко на канале ТВI, вообще заявил,что мы Украинцы потомки Хазар,и что теперь получается?Мы сами себя разбили??

Вот что может получится,если все кому не лень, будет трактовать историю как на ум взбредет.Возвращаясь к злосчастной картине, хотелось бы отметить,что оказывается к юбилею разгрома Хазарии князем Святославом, в интернете широко распространились баннеры с изображением Святослава в таком виде.Память о славных деяниях великого русского князя и полководца дело исключительно хорошее, но меня крайне огорчал тот факт, что большая часть изображений Святослава показывала не русского правителя, а какого-то тюрка-кочевника,по какой то нелепой исторической ошибке,не мог так выглядеть князь Киева и полководцем русской дружины.

И все же,как в действительности выглядел Святослав и насколько это соответствует расхожему облику князя, рас тиражированному в сотнях картин. Скажу сразу,та внешность Святослава,которая столь известна сейчас,появилась скорее как политическая акция,чем как результат научного исследования. И появилась она сравнительно недавно. Еще сто лет назад никто не стал бы рисовать Святослава в облике запорожского казака с бритой головой, чубом и длинными вислыми усами. Если мы посмотрим на скульптуру князя на памятнике «Тысячелетия России» в Новгороде или на его портреты-миниатюры из древнерусских летописей то на них изображен русский князь, внешность которого не вызывает у меня сомнений культурно-цивилизационного диссонанса. 

Однако «новый» Святослав очень прочно укрепился в массовом сознании за последние десятилетия. Сложно сказать, кто же в действительности был автором такой оригинальной «реконструкции», но известно, что у его истоков стоял академик Б.А. Рыбаков хороший историк, склонный при этом к излишнему полету фантазии. Именно у него появилось упоминание о том, что облик Святослава отсылает нас к позднейшему облику украинского казачества, сохранившему, дескать, традиции Киевской Руси до Нового времени. Но очевидно, что радикальному антинорманисту Рыбакову необходимо было любым способом обозначить отличие русов от германцев и скандинавов для чего прическа и усы в «казацком стиле» подходили как нельзя лучше.Но только вот незадача , Рыбаков забыл,что в те времена казаков не было и не могло быть, тем более такого понятия как Украина. И что самое интересное, что такая теория противоречит другой основополагающей идее Рыбакова об автохтонности славян и связи их с скифскими культурами расположенными в северном Причерноморье, так как традиционная прическа скифов как раз удивительно похожа на прическу славян и германцев и представляет собой стриженые волосы умеренной длины на голове, а также бороду. Несмотря на это идея «князя-козака» пошла в народ, обосновавшись в среде украинских националистов, которые решили присвоить себе русских князей Киева, назвав их князьями украинскими, которые не имеют ничего общего с «москальскими» князьями северной Руси, ведь князья «москалей» никогда не брили голову и не носили оселедец. и что конечно же вызывает только смех, конечно же голову не брили и оселедец не носили и не могли Варяги себе позволить такого рода прически . В результате в современной Украине новый стиль изображения Святослава стал фактически каноническим. От портрета до памятника все средства пропаганды искусством пошли в ход, чтобы затвердить в массовой памяти - Святослав брил голову, носил усы и никак иначе. К сожалению, в результате русский князь предстает перед нами с типично азиатской прической, широчайшие распространенной среди кочевников Великой степи, тюрком, а не русским. Для большего сходства с украинским антропологическим типом Святослава наделили динарскими чертами лица, которые никогда не были представлены в русском народе, зато весьма распространены среди украинцев.Это обусловлено тем, что земли современной Украины после разорения татарами были повторно заселены переселенцами с Балкан, среди которых очень распространена динарская раса. Смешавшись с остатками русского населения, пришлые динарцы , усвоив при этом славянский язык и что самок интересное,постоянная миграция племен и словенских народов по всей территории Руси установит первоначальную принадлежность не возможно . Казаки в свою очередь приобрели привычку брить бороду и носить оселедец на бритой голове в связи с тем, что находились в постоянном контакте с тюркскими народами,поступали на службу турецкому султану среди которых эта прическа является самой известной. Точно также казаки и украинцы приобрели от тюркских народов немало элементов национального костюма, шаровары например и многие обычаи, что давно не является секретом для этнографов. Естественно, русский князь Святослав, ни при каких условиях, не мог выглядеть так, как выглядели запорожские казаки которые появились только 700 лет спустя, хотя бы уже потому, что такая внешность была характерна для хазар, печенегов и других противников Руси. Более того, современная наука подтверждает этот тезис. Портреты русских князей прямых потомков Святослава, выполненные по методу реконструкции М. Герасимова подтверждают нам исключительно североевропейскую внешность представителей рода Рюриковичей.                         (Турецкие воины передают ключи от крепости Польскому королю)

                                                      (Монгольские прически)

Теория «казачьего» стиля основана на одном единственном письменном источнике - описании Льва Диакона, в русском переводе которой князь предстает таким: «умеренного роста..., с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми усами.Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны свисал клок волос...».

Теория «казачьего» стиля основана на одном единственном письменном источнике - описании Льва Диакона, в русском переводе которой князь предстает таким: «умеренного роста..., с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми усами.Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны свисал клок волос...». Но как всегда бывает поторопился Льв Диакон,и русский перевод оказался неверен, греческий термин и его перевод на латинский язык (на основании которого описания Святослава известно европейским историкам) не содержит упоминания о бритом подбородке. Вместо этого там стоит фраза barba rasa то есть редкая борода. Таким образом, первая часть украинского мифа о внешности Святослава оказалась недостоверной. Вторая часть - бритая голова и оселедец нуждаются в дополнительном пояснении. 

То, что описал Лев Диакон, не было тюркской прической с бритой головой и оселдедцем, это была типично европейская, свойственная, кстати, многим германцам и Викингам прическа, состоящая из волос собранных в пук на голове. Эта прическа могла сочетаться с выбриванием части головы для удобства ношения шлема. Причем очень важно отметить, что сам по себе хвост из волос получил столь большое распространение именно потому, что прекрасно дополнял защитные свойства шлема, являясь и дополнительным элементом, смягчающим удар и средством, отклоняющим скользящий удар по шлему или шее воина. Не случайно именно длинные волосы в европейской традиции стали признаком знатности и принадлежности к военному сословию. У франкских Меровингов длинные волосы были даже знаком королевского достоинства. В то же время бритая голова у германцев и славян была знаком раба. Вряд ли русский князь согласился бы на подобное бесчестье. 

Очень важно отметить, что русы, германцы, скандинавы и славяне в обязательном порядке носили бороду. Так в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI в.) прямо говориться: «Аще пострижеть голову или бороду - епископу 12 гривен, а князь казнить». Текст закона относится ко времени отстоящему от правления князя Святослава всего на 40-50 лет. И в нем отмечено, что утрата бороды - одна из тягчайших обид, и поэтому карается казнью. Очевидно, что за время прошедшее от правления Святослава до его внука Ярослава, представления о чести и бесчестье не могут столь радикально измениться. В Пространной редакции «Русской правды» (последняя четверть XI в.) другого замечательного источника по древнерусскому законодательству наказание за повреждение бороды несколько уменьшается. В статье «О бороде» говорится: «А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже...». То есть спустя еще 60 лет после выхода Судной грамоты Ярослава, потеря бороды по-прежнему воспринимается как бесчестье, но уже не карается столь строго.

Часто приводят еще один довод в пользу «казачьей» теории - а именно параллели облика Святослава с обликом идола Перуна. Но если мы обратимся к летописному описанию идола Перун, то увидим что оно совсем не похоже на «казачий» стиль. «И нача княжити Володимеръ въ Киеве единъ. И постави кумиръ? на холму. Вне двора теремнаго. Перуна древяна. А главу его сребрену. А оусъ златъ» - сообщает Лаврентьевская летопись. Понятно, что в описании не говорится ни о какой бритой голове Перуна, он изображен с белыми (серебряными) волосами и золотыми усами. Причем, руководствуясь правилом, что источники не описывают очевидное, но обращают внимание на заметные отличия можно с уверенностью утверждать, что и волосы на голове и борода Перуна были серебряные, а усы золотые, тем самым, выделяясь на лице идола. Более того, как сообщают нам летописи - если у человека, проходящего мимо Перуна, не было ничего для принесения жертвы, то тогда жертвовали волосы с головы и бороды. Как могли древние русы жертвовать то, чего, по мнению «украинствующих» историков у них не было, мне решительно не понятно. Но зато понятно, что если Перуну в жертву приносились волосы с головы и бороды и то и прическа и борода у русов все-таки были. Да и иконографические документы свидетельствуют нам о традициях русов - на миниатюрах Радзивилловской летописи Святослав изображен с бородкой и волосами на голове. Есть борода и на древнейшей иконе князя Глеба относящейся ко второй четверти ХI века. 

Если мы исследуем тему бритья волос и бороды славянскими народам, то обнаружим, что оно хотя и встречалось, было весьма мало распространено, а там где отмечается источниками, это явление было следствием влияния иных народов. В хронике архиепископа Дитмара говорится, что мораване брили бороду и усы, а голову коротко остригали по примеру живущих рядом с ними мадьяр (то есть угро-финских кочевников пришедших из степи). Миниатюры Вюльфенбюттельского кодекса (кон. X в.) показывают нам бородатую и длинноволосую чешскую знать. Точно такие же изображения чехов даны в Вышеградском кодексе (1085 г.). Известнейший исследователь истории древней Руси академик В. Янин писал: «...есть замечательное свидетельство Жильбера де Лануа, приезжавшего сюда в начале XV века: «В Новгороде все заплетают косы. Мужчины - одну, женщины - две». На рельефе из немецкого города Штральзунда того же примерно времени у новгородцев заплетены в косы и волосы, и бороды. Но таков был европейский канон изображения вообще всех людей с Востока, в том числе половцев, татар. Есть икона XV века «Молящиеся новгородцы», там бояре тоже с косами. И то же самое видно на деревянных скульптурках XI века. Эта прическа была характерна для элиты». Если же мы взглянем на монеты (златники и серебренники) князя Владимира, сына Святослава, то обнаружим там чеканное изображение Владимира Святославовича с короткой бородой и усами (очень похожем на описание Льва Диакона). Точно такое же изображение мы встретим и на печати Ярослава Мудрого, где князь опять с небольшой аккуратно подстриженной бородкой. 

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что попытка  украинской псевдоисторической пропаганды, созданная с целью лишить русских людей их героического правителя князя Святослава Храброго окончилась неудачей. Ведь защита достоинства князя, который при жизни ничего не ставил выше своей чести, это задача нас, потомков русов, стоявших под знаменем Святослава.

Приведу реконструкцию внешнего облика князя Святослава выполненную одним из самых известных иллюстраторов-реконструкторов Средневековья А. Мак-Брайдом.

1. Связь внешнего облика с традиционным изображением Перуна.

Однако если мы обратимся к летописному описанию идолов Перун, то увидим там следующее: "И нача княжити Володимеръ въ Києве єдинъ. И постави кумиръı на холму. Вне двора теремнаго. Перуна древяна. А главу єго сребрену. А оусъ златъ." (Лаврентьевская летопись).Очевидно, что в описании не говорится ни о какой бритой голове Перуна, он изображен с белыми (серебрянными) волосами и золотыми усами. Скорее всего (руководствуясь правилом, что источники не описывают очеивдное, но обращают внимание на заметные отличия) волосы и борода Перуна были серебрянные, а усы золотые, тем самым выделяясь на лице идола. Более того, как сообщают нам летописи - если у человека, проходящего мимо Перуна, не было ничего для принесения жертвы, то тогда жертвовали волосы с головы и бороды.

2. Отсутствие традиции ношения бороды при первых киевских князьях.Можно сколько угодно говорить что первые киевские князья не носили бороды, но в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI в.) прямо говориться: "Аще пострижеть голову или бороду – епископу 12 гривен, а князь казнить". Текст закона относится ко времени отстоящем от правления князя Святослава на 40-50 лет. И в нем уже отмечено, что утрата бороды - одина из тягчайших обид - карается казнью. Очевидно, что за столь короткий срок, представления о чести и бесчестии не могут столь радикально изменится.

Причем надо отметить, что в Пространной редакции "Русской правды" (последняя четверть XI в.) наказание за повреждение бороды существенно уменьшается: "О бороде. А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже...". То есть спустя 60 лет после выхода Судной грамоты Ярослава, потеря бороды воспринималась как бесчестье, но уже не каралась столь строго.

3. Бритье волос и бороды славянскими народами.Если мы исследуем тему бритья волос и бороды славянскими народам, то обнаружим, что оно было весьма мало распространено, а там где фиксируется было следствием влияния иных народов.Так например в хронике архиепископа Дитмара говорится, что мораване брили бороду и усы, а голову коротко остригали по примеру живужих рядом с ними мадьяр (то есть не европеоидных кочевников пришедших из степи). Миниатюры Вюльфенбюттельского кондекса (кон. X в.) показывают нам бородатую и длинноволосую чешскую знать. Точно такие же изображения чехов даны в Вышеградском кодексе (1085 г.). (Нидерле Л., "Славянские древности").

                    (Изображение из Вышеградского кодекса. Борода хорошо видна.)

4. Связь прически русов с знатностью и военным сословием.Академик В. Янин: "...есть замечательное свидетельство Жильбера де Лануа, приезжавшего сюда в начале XV века: «В Новгороде все заплетают косы. Мужчины — одну, женщины — две». На рельефе из немецкого города Штральзунда того же примерно времени у новгородцев заплетены в косы и волосы, и бороды. Но таков был европейский канон изображения вообще всех людей с Востока, в том числе половцев, татар. Есть икона XV века «Молящиеся новгородцы», там бояре тоже с косами. И то же самое видно на деревянных скульптурках XI века. Эта прическа была характерна для элиты".

Археологические материалы новгородских раскопок. В июле 1995 года во время работ на Троицком XI раскопе было обнаружено целиком сохранившееся деревянное навершие, набалдашник которого был выполнен в виде объемного скульптурного изображения мужской головы. Лицо довольно выразительное, с короткой бородой и четко выделенными зубами. Прическа представляет собой прядь волос, заплетенных в тугую косичку.

(Борода и длинные волосы заплетенные в косичку материалы Троицкого раскопа.) 5. Изображения князей раннего киевского периода на монетах того времени.Если мы посмотрим на монеты (златники и серебренники) Владимира, то обнаружим там следующую картину. Серебренник Владимира Святославовича. Борода у князя очень хорошо заметна (косая линия на подбородке, ниже линии усов). Златник Владимира Святославовича. Также хорошо заметна небольшая борода (при этом щеки князя бритые). Изображения на монетах Ярослава МудрогоЗдесь вообще не довод в пользу гипотезы об оселедце и усах, а какой то анекдот. На монетах Ярослава Мудрого не изображался киевский князь, а чеканилось изображение Св. Георгия, что можно легко увидеть по нимбу, копью, щиту и надписи на монете. 3. Изображения в Радзивилловской летописиСитуация такова, что ссылающиеся на миниатюры рассчитывают на то, что те, кто будет читать их рассуждения не видели иллюстраций из древних русских летописей. А там мы можем наблюдать совершенно противоположное их рассказам. 4. Изображения в Изборнике СвятославаВ этом сборнике действительно есть единственная миниатюра в которой присутствуют князья без бород (но отмечу и без оселедцев). Однако эта миниатюра содержит и изображение князя с небольшой бородкой, очень похожей на ту с которой изображались князья Владимир и Ярослав. также надо отметить, что из четверых безбородых - трое это юноши, дети Святослава Ярославича. Так что пример этой миниатюры по меньшей мере очень спорный и ничего не доказывающий. (Изображение князя Святослава из Радзивилловской летописи. Комментарии излишни.) Икона Св. кн. Глеба. Вторая четверть XI века. Еще один источник близкий по времени к Изборнику Святослава. У князя хорошо видна небольшая клиновидная борода

myblogjoker777.blogspot.com

О внешности князя Святослава - Древняя Русь

Часть 1.

На днях был юбилей разгрома князем Святославом Хазарии. К этому дню, во многих журналах появились картина (неизвестного мне художника), с изображением Святослава.

Я все думал, стоит ли об этом писать или нет и решил все таки написать. Потому что терпеть дальше изображение русского князя в виде полутюрка-полупротоукра уже нет никаких сил.

К сожалению точно таким же Святослав изображен и на известном памятнике скульптора Клыкова. Похоже подобный облик просто превратился в стереотип и его узнавание массами сильно облегчает жизнь художников.

Разберем возражение против такого изображения русского князя.

1. Во-первых, самое важное - антропологические характеристики. Святослав ни при каких условиях не мог выглядеть так, будто бы это тюркизированный украинец проживающий в Лвiве. То есть ни при каких условиях Святослав не бог иной внешности кроме как североевропейской. То есть в нем не может быть ни динарских, ни туранидных признаков. Портреты русских князей более позднего времени, прямых потомков Святослава, выполненые по методу реконструкции М. Герасимова подтверждают нам исключительно североевропейский фенотип рода Рюриковичей.

2. Во-вторых, сразу бросается в глаза внешний вид князя. Не буду опровергать или доказывать наличие оселедца у Святослава, хотя сам по себе перевод описания его внешности у Льва Диакона неоднозначен и допускает различные толкования. Отмечу только тот факт, что собранные в пучок волосы и усы как признак военного сословия фиксируются у франков и готов, так что Святослав вполне мог обладать этими признаками. Но вот помимо этого у князя просто обязана была быть борода. Это связано с тем, что русы, так же как и германцы, скандинавы, славяне носили бороду просто в обязательном порядке. aquilaaquilonis изучая греческий оригинал текста Диакона обнаружил, что Безбородость Святослава в переводе М.М. Копыленко (Лев Диакон. История. М., 1988) является ошибкой переводчика. В греческом оригинале значится pogon epsilomenos, что на самом деле означает "редкая борода". Причем на латинский язык описание Святослава из источника было переведено как barba rara, т.е. "с не густой бородой". Также есть свидетельства современников, таких как Ибн - Хаукаль "Некоторая часть русов бреет свою бороду, другие завивают ее наподобие гривы и красят шафраном."Учитывая то, что бритье бороды было типично тюркским признаком, просто нелепо наделять русского князя, для которого потеря бороды считалась бесчестьем (как и для каждого германца и славянина, это зафиксированно и в кодексе законов - "Русской правде") таким не свойственным ему отличием.

Вот так должен выглядеть русский князь времени Святослава.

Часть 2.

о внешности князя Святослава, начатые несколько дней назад.

Начнем с визуализации. Приведу реконструкцию внешнего облика князя Святослава выполненную одним из самых известных иллюстраторов-реконструкторов Средневековья А. Мак-Брайдом.Эта иллюстрация свидетельствует нам о том, что в Европе никто не считает Святослава укро-тюркским метисом. Совершенно правильно показан североевропейский фенотип, не имеющий ничего общего с южными динароидными чертами, которые приписывают Святославу украинские историки, с вполне очевидной политической целью превратить русского князя в запорiжского козака.

Теперь разберем аргументы сторонников теории smeldingа.

1. Связь внешнего облика с традиционным изображением Перуна.Однако если мы обратимся к летописному описанию идолов Перун, то увидим там следующее: "И нача княжити Володимеръ въ Києве єдинъ. И постави кумиръı на холму. Вне двора теремнаго. Перуна древяна. А главу єго сребрену. А оусъ златъ." (Лаврентьевская летопись).Очевидно, что в описании не говорится ни о какой бритой голове Перуна, он изображен с белыми (серебрянными) волосами и золотыми усами. Скорее всего (руководствуясь правилом, что источники не описывают очеивдное, но обращают внимание на заметные отличия) волосы и борода Перуна были серебрянные, а усы золотые, тем самым выделяясь на лице идола. Более того, как сообщают нам летописи - если у человека, проходящего мимо Перуна, не было ничего для принесения жертвы, то тогда жертвовали волосы с головы и бороды.

Изображение Трокского идола Перуна. Борода хорошо видна.

2. Отсутствие традиции ношения бороды при первых киевских князьях.Можно сколько угодно говорить что первые киевские князья не носили бороды, но в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI в.) прямо говориться: "Аще пострижеть голову или бороду – епископу 12 гривен, а князь казнить". Текст закона относится ко времени отстоящем от правления князя Святослава на 40-50 лет. И в нем уже отмечено, что утрата бороды - одина из тягчайших обид - карается казнью. Очевидно, что за столь короткий срок, представления о чести и бесчестии не могут столь радикально изменится.

Причем надо отметить, что в Пространной редакции "Русской правды" (последняя четверть XI в.) наказание за повреждение бороды существенно уменьшается: "О бороде. А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже...". То есть спустя 60 лет после выхода Судной грамоты Ярослава, потеря бороды воспринималась как бесчестье, но уже не каралась столь строго.

3. Бритье волос и бороды славянскими народами.Если мы исследуем тему бритья волос и бороды славянскими народам, то обнаружим, что оно было весьма мало распространено, а там где фиксируется было следствием влияния иных народов.Так например в хронике архиепископа Дитмара говорится, что мораване брили бороду и усы, а голову коротко остригали по примеру живужих рядом с ними мадьяр (то есть не европеоидных кочевников пришедших из степи). Миниатюры Вюльфенбюттельского кондекса (кон. X в.) показывают нам бородатую и длинноволосую чешскую знать. Точно такие же изображения чехов даны в Вышеградском кодексе (1085 г.). (Нидерле Л., "Славянские древности").Изображение из Вышеградского кодекса. Борода хорошо видна.

4. Связь прически русов с знатностью и военным сословием.Академик В. Янин: "...есть замечательное свидетельство Жильбера де Лануа, приезжавшего сюда в начале XV века: «В Новгороде все заплетают косы. Мужчины — одну, женщины — две». На рельефе из немецкого города Штральзунда того же примерно времени у новгородцев заплетены в косы и волосы, и бороды. Но таков был европейский канон изображения вообще всех людей с Востока, в том числе половцев, татар. Есть икона XV века «Молящиеся новгородцы», там бояре тоже с косами. И то же самое видно на деревянных скульптурках XI века. Эта прическа была характерна для элиты".

Археологические материалы новгородских раскопок. В июле 1995 года во время работ на Троицком XI раскопе было обнаружено целиком сохранившееся деревянное навершие, набалдашник которого был выполнен в виде объемного скульптурного изображения мужской головы. Лицо довольно выразительное, с короткой бородой и четко выделенными зубами. Прическа представляет собой прядь волос, заплетенных в тугую косичку.Борода и длинные волосы заплетенные в косичку материалы Троицкого раскопа.

5. Изображения князей раннего киевского периода на монетах того времени.Если мы посмотрим на монеты (златники и серебренники) Владимира, то обнаружим там следующую картину.Серебренник Владимира Святославовича. Борода у князя очень хорошо заметна (косая линия на побородке, ниже линии усов).

Златник Владимира Святославовича. Также хорошо заметна небольшая борода (при этом щеки князя бритые).

Часть 3.Сторонники теории smeldingа продолжают радовать меня своими креативами.Теперь мне было подан в качестве убойных аргументов следующий набор:

1. Изображение Перуна из Радзивилловской летописиДа в радзивилловской летописи есть такое изображение, которое некоторые считают Перуном. На нем можно при желании усмотреть бритую голову и оселедец.

Но в этой же летописи есть и другое изображение, также считающееся Перуном, у которого на этот раз есть и волосы и борода.То есть помимо очевидных расхождений данных летописи (показывающих и вариант бритый и вариант с бородой и волосами) мы видим очень интересную деталь. "Перун" изображен с атрибутами ему не свойственными - копьем и щитом. Уже одно это позволяет усомниться в правильности атрибуции самой миниатюры и следовательно отвергнуть данный довод.

2. Изображения на монетах Ярослава МудрогоЗдесь вообще не довод в пользу гипотезы об оселедце и усах, а какой то анекдот. На монетах Ярослава Мудрого не изображался киевский князь, а чеканилось изображение Св. Георгия, что можно легко увидеть по нимбу, копью, щиту и надписи на монете.

3. Изображения в Радзивилловской летописиСитуация такова, что ссылающиеся на миниатюры расчитывают на то, что те, кто будет читать их рассуждения не видели иллюстраций из древних русских летописей. А там мы можем наблюдать совершенно противоположное их рассказам.

4. Изображения в Изборнике СвятославаВ этом сборнике действительно есть единственная миниатюра в которой пристутвуют князья без бород (но отмечу и без оселедцев). Однако эта миниатюра содержит и изображение князя с небольшой бородкой, очень похожей на ту с которой изображались князья Владимир и Ярослав. также надо отметить, что из четверых безбородых - трое это юноши, дети Святослава Ярославича. Так что пример этой миниатюры по меньшей мере очень спорный и ничего не доказывающий.

Дополнения:Изображение князя Святослава из Радзивилловской летописи. Комментарии излишни.

Икона Св. кн. Глеба. Вторая четверть XI века. Еще один источник близкий по времени к Изборнику Святослава. У князя хорошо видна небольшая клиновидная борода.

В данном посте приведен полный текст с иллюстративным материалом. источник и комментарии доступны по ссылкам в текссте. Иллюстрации в связи с значительным объемом трафика убраны под кат.

oldrus.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта