Экспертиза живописи, как один из видов художественных экспертиз. Экспертиза картин
Экспертиза картин в Москве - «Магнум Арс»
Экспертиза проводится бесплатно для Владельца произведений, если произведения реализуются через нашу организацию.
Также экспертный совет Аукционного дома бесплатно для Владельца проводит предварительную экспертизу в присутствии Владельца.
Для экспертизы Вы можете:
1. Принести картину к нам в галерею, предварительно согласовав время визита по телефону +7 495 510 6778.
2. Прислать на электронный адрес [email protected] фотографию картины, ее оборота и подписи (если имеется). Укажите также размеры, технику исполнения (например: холст, масло или иное) и провенанс (история происхождения).
Объединение «Магнум Арс» гарантирует подлинность реализуемых произведений, поэтому нашим профессиональным кредо является обязательная экспертиза картин. Все произведения, выставленные в галерее или на аукционах «Магнум Арс», прошли исследование на экспертном совете Объединения.
Произведения старинной авторской живописи имеют экспертные заключения наиболее авторитетных по соответствующему автору специалистов и организаций. Реализуемые Объединением Магнум Арс произведения имеют заключения экспертов таких организаций, как Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря и другие.
При приеме произведения на аукцион или на комиссию, Магнум Арс производит все необходимые действия для проведения технологической и стилистической экспертизы картины с привлечением соответствующих специалистов и организаций, а также берет на себя все расходы, связанные с экспертизой картин.
В случае, если экспертиза картины не подтверждает авторство, произведение возвращается владельцу без компенсации расходов Объединения на экспертизу. При реализации произведения расходы Магнум Арс на экспертизу картины также не учитываются. Первичная консультация и экспертиза картин проводятся бесплатно экспертным советом Объединения.
По всем вопросам, связанным с экспертизой картин и первичной консультацией обращайтесь в экспертный совет Объединения Магнум Арс.
Москва, Хлебный переулок, д. 8 (станция метро – Арбатская). Пн.-пт. с 11.00 до 20.00, сб., вс. – выходные Тел. (495) 510-6778 E-mail:[email protected]
magnumars.ru
Сколько стоит экспертиза картины и от чего зависит цена
Иногда возникает потребность в проверке картины. Тогда заказывают экспертизу. Стоимость такой услуги на территории России колеблется в пределах от 20 000 до 30 000 рублей.
Экспертиза картины: что это и зачем ее делают?
Под экспертизой картины понимают комплекс действий аттестованного специалиста, направленных на определение подлинности полотна, его художественной ценности и рыночной стоимости. Эксперт оценивает холст, краски, изучает стиль (направление, толщину мазков, вид кисти). Существуют технологии, благодаря которым можно определять возраст произведения.
Заказывают экспертизу полотна, когда нужно узнать:
- Является оно оригиналом или подделкой.
- Автора творения.
- Стиль написания, который применил художник.
- Год создания.
- Материалы, инструменты, которые использовались для создания картины.
- Культурную ценность полотна.
На основании проверки специалист готовит заключение, в котором отвечает на все вопросы заказчика, делает достоверные выводы. Если у эксперта есть сомнения касательно полученных данных, тогда он в заключении указывает, что его мнение имеет вероятностный характер и построено на определенных предположениях. Особенность картин в том, что со временем они дорожают. Поэтому определить реальную стоимость полотна непросто.
От чего зависит цена экспертизы картины?
Стоимость экспертизы холста зависит от ряда факторов:
- Используемые методы.
- Известность автора полотна.
- Тип произведения.
- Список вопросов, на которые хочет получить ответ клиент.
- Срочность.
- Уровень сложности анализа.
- Тип экспертизы.
- Организация, выполняющая проверку.
Чем больше приходится специалисту задействовать методов, чем больше клиент ставит вопросов и задач, тем стоимость услуги по проверке будет выше. Дополнительно берется плата за срочность и выдачу экспертного заключения.
Каких видов бывает экспертиза картины?
Экспертиза картины бывает:
- Искусствоведческая. Собирается вся информация о художнике, произведении. Специалисты выясняют автора, материалы создания, год (краски, используемые для написания полотен в Эпоху Возрождения, сильно отличаются от современных).
- Технологическая. Характеризуется более тщательным изучением картины разными методами.
Специалисты используют большое количество методов исследования полотна. Некоторые из техник эксперты тщательно скрывают. По применяемым методикам проверка бывает:
- Микроскопическая. Позволяет получить информацию о построении слоев в картине. Отвечает на вопрос, подвергалась ли работа переписи, правке, реставрации.
- Рентгеновская. Благодаря направлению рентгеновского луча на холст выявляются огрехи, многослойность, повреждения.
- Анализ краски в поперечном сечении. Показывает состав компонентов, условия их нанесения, возраст.
Во сколько обойдется экспертиза?
Разные организации России устанавливают свои расценки на проверку подлинности картины. Примерные цены:
- Экспертиза картин религиозного назначения (иконы) – от 20 000 рублей.
- Выдача справки об исследовании иконы – от 7000 рублей.
- Анализ живописных и графических произведений – от 25 000 рублей.
- Справка об анализе графических и живописных картин – от 7 500 рублей.
Где заказать экспертизу?
В России много организаций, осуществляющих оценку и анализ картин. Есть среди них государственные и частные фирмы. Лучше отдавать предпочтение первым.
Так, в Москве сейчас функционирует 7 организаций, где можно заказать проверку полотна:
- Отдел научной экспертизы ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.
- ГосНИИР.
- Арт Консалтинг.
- НИНЭ им. П.М. Третьякова.
- Российский профсоюз антиквариатов.
- Центр им. И.Е. Репина.
- Лаборатория ММОМА.
Если было принято решение обратиться в частную фирму, тогда надо серьезно отнестись к выбору консалтинговой компании. Важно найти хорошего специалиста. Обычно профессионалами выступают галеристы, коллекционеры или дилеры. Признаками надежной организации являются:
- Долгий срок функционирования.
- Наличие высококвалифицированных специалистов.
- Наличие лицензии, сертификатов.
- Применение разных методов анализа.
- Наличие лаборатории со всем необходимым оборудованием.
- Положительная репутация.
- Выдача заключения.
Похожие записи
skolkos.ru
Проводим экспертизу картин в России
Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.
Графические и живописные полотна, рисунки, самые различные визуальные произведения в целом могут быть отнесены к разряду таких объектов, как картины. Эти объекты, в случае проведения их экспертного обследования и анализа нуждаются в применении особых технологий, в наличии специальных профессиональных знаний и опыта. Экспертиза картин может определять подлинность, происхождение, провенанс таких произведений, подробности их истории, и отвечать на вопрос о ценности объекта исследования.
Для своего нормального функционирования многие учреждения, культурные, художественные и общественные, нуждаются в проведении такой экспертизы – и других типов экспертиз из области искусствоведения. Экспертиза картин может быть и нередко бывает необходима для музеев, частных, государственных и общественных коллекций. Для аукционов, художественных и антикварных галерей и салонов. Для организаций и заведений, имеющих дело с предметами искусства, живописи и графики, картинами. И от качества этой экспертизы может зависеть и зависит очень многое.
Конечно же, экспертиза картин занимает свое место и в следственной практике. Многие расследования требуют проведения качественных искусствоведческих экспертиз, выяснения степени подлинности произведений, деталей их происхождения, подробностей производства подделок. Без такой современной экспертной помощи и следственные органы и таможня просто остаются беспомощны, во многих ситуациях, перед правонарушениями, происходящими в среде предметов искусства и в частности картин. Особенно в условиях развития подделок и контрабанды искусства.
Большим опытом сотрудничества со следственными органами России обладает наша организация – НП «Федерация Судебных Экспертов». Нас рекомендуют российские арбитражные суды, работающие в самых разных регионах страны. Мы и ведем свою деятельность на территории всех регионов, где наша исследовательская и экспертная федерация имеет обширную сеть лабораторий. Во все из них Вы всегда можете обратиться по любому вопросу, и получить консультации или совет. С некоторого времени в число наших услуг входит и сертифицированная независимая искусствоведческая экспертиза, и экспертиза картин.
Департамент искусствоведческой экспертизы и экспертизы картин был создан в НП «Федерация Судебных Экспертов» по ходатайству следственных органов Российской федерации. Это подчеркивает ту степень доверия, которая есть у государственных специальных и надзорных структур к работе нашего учреждения. Наши экспертные заключения всегда отличаются точностью и принимаются в качестве весомых доказательств любыми инстанциями. Что очень часто помогает российским гражданам и организациям решать любые свои проблемы и спорные ситуации.
Такой же высокий уровень качества и научной ответственности сохраняется нами и в работе на ниве экспертизы картин и других предметов искусства. Современная экспертиза картин в НП «Федерация Судебных Экспертов», благодаря достижениям науки и техники и развитию экспертной науки, обладает сильнейшими инструментами для установления истины в отношении любых полотен, или объектов, которые могут быть нам предоставлены для исследования, и отнесены к таким объектам, как картины.
Мы используем в проведении таких экспертных исследований достижения разных направлений экспертологии и естественных наук, специальные и узкопрофессиональные знания, обширную информационную базу и богатый опыт наших сотрудников. Среди специалистов, работающих в НП «Федерация Судебных Экспертов» и в частности в отрасли экспертизы картин, присутствуют профессионалы своего дела и эксперты, могущие решать самые сложные поставленные перед ними задачи.
Экспертиза картин может понадобиться Вам или другим нашим Заказчикам по разным причинам. Вот некоторые самые распространенные:
- необходимость установить подлинность того или иного произведения;
- необходимость определить детали происхождения и производства подделки в целях расследования;
- необходимость выяснить подробности и детали происхождения и производства подлинного произведения, его провенанс;
- оценка предметов искусства, экспертиза картин, проводимая в процессе оформления и сопровождения сделок купли, продажи, передачи в собственность, наследования картин;
- экспертиза картин, требующаяся для проведения аукционов, торгов, выставок и других коммерческих и некоммерческих мероприятий;
- искусствоведческие исследования. Научная работа, ведущаяся в музеях, выставочных залах, галереях, культурных учреждениях;
- исследования, связанные с реставрацией картин и те, что связаны с установлением времени создания элементов картины или всего произведения в целом, анализ состояния картин для принятия решения о степени необходимости и наилучших методах реставрации.
Российские музеи, выставочные залы, государственные и частные коллекции и культурные учреждения хранят огромное количество предметов искусства. Это и живописные полотна, многочисленные рисунки, работы в графике и некоторые другие типы произведений. Все они могут нуждаться в таком исследовании, как экспертиза картин для более или менее глубокого анализа свойств, происхождения, установления времени создания всего произведения или отдельных его частей.
Для такой работы, чтобы она давала точные результаты, должна использоваться как можно более серьезная база – и такие возможности вкупе с научными знаниями есть у нас, в НП «Федерация Судебных Экспертов». Здесь на помощь опытным искусствоведческим экспертам могут прийти и специалисты из других областей. Здесь у нас есть такие возможности, как молекулярный и биохимический анализ и другие специфические методы и направления экспертологических технологий.
После открытия нашего департамента и развития его деятельности можно говорить о том, что экспертиза картин в Российской федерации теперь поставлена на тот уровень, который может дать полную уверенность в ее точности. Наши возможности по определению подделок уже выше, чем возможности тех специалистов, которые могут эти подделки создавать, и сейчас есть возможность получать точные ответы на вопросы о провенансе, происхождении, подлинности произведений.
К тому же работниками НП «Федерация Судебных Экспертов» всегда разрешались те проблемы наших Заказчиков, которые было трудно или невозможно решать с помощью других экспертов и специалистов. В частности и по этой причине наша организация является крупнейшим и самым профессиональным в стране экспертным учреждением. Вы можете получить предварительные консультации по таким вопросам, как экспертиза картин, и по любым другим, и заказать какие угодно исследования и анализы, связавшись в любое время с нашими специалистами.
Все статьи по теме «Искусствоведческая экспертиза» >>Экспертиза картин в России
Рейтинг: 5 (100%) - Оценок: 1Цены
1 | Экспертиза антикварных книг (полное заключение) | от 15 000 |
Справка об исследовании букинистических книг | от 7 000 | |
2 | Экспертиза предметов религиозного назначения (иконы) (полное заключение) | от 20 000 |
Справка об исследовании предметов религиозного назначения (иконы) | от 7 000 | |
3 | Экспертиза живописных и графических произведений (полное заключение) | от 25 000 |
Справка об исследовании живописных и графических произведений. | от 7 000 | |
4 | Экспертиза скульптурных произведений (полное заключение) | от 20 000 |
Справка об исследовании скульптурных произведений. | от 7 000 | |
5 | Экспертиза предметов декоративно-прикладного искусства (полное заключение) | от 15 000 |
Справка об исследовании предметов декоративно-прикладного искусства. | от 6 000 | |
6 | Экспертиза антикварной мебели (полное заключение) | от 15 000 |
Справка об исследовании антикварной мебели | от 7 000 | |
7 | Экспертиза государственных и негосударственных геральдических символов (гербов, флагов) и наград. | от 25 000 |
sud-expertiza.ru
Искусствоведческая экспертиза для получения разрешения на вывоз
Стоявшая задача:С двух адресов в городе Рязань и из области, забрать 3 крупногабаритных картины, упаковать и доставить получателю в Германию без участия Заказчика. Габариты картин в упакованном виде составили 230x150x30см
Результат:Переделали все сопроводительные документы, согласно новым требования от таможни Германии. Картины доставлены.
Что сделано:Заказчик оформил нотариальную доверенность на представителя АртПочта. Картины представили эксперту и получили на каждую заключение, а далее согласно установленному регламенту оформлены разрешительные документы в Минкульте.
Проблема:
На этапе перевозке возникла проблема. В момент отправки готовились документы и согласовывались документы, на право перевозки картин в личное пользование без коммерческих целей.
При прохождении таможни, получатель изменил личное использование на коммерческое использование. Менеджеры АртПочта, вступили в плотную переписку с таможенным постом, заказчиком, получателем, российской таможней для решения сложившейся ситуации.
Миронов Андрей,
г. Рязань Отзыв:АртПочта показала, насколько она профессиональна в вопросах вывоза картин и разберется с любыми проблемами. Были оперативно переделаны все документы, и работы были благополучно доставлены в Германию.
artpochta.ru
Экспертиза картин и экспертиза живописи
ЭКСПЕРТИЗА: Определяющим при покупке произведений живописи является происхождение, провенанс. Это главенствующий признак - подлинность произведения. Все редкие произведения живописи как правило нуждаются в прохождении экспертизы по живописи, где и определяется подлинность. На данный момент официальные заключения экспертизы по живописи уполномочены давать в Санкт-Петербурге в Русском Музее, а в Москве в Третьяковской Галерее. Если конечной целью является продажа живописи, то здесь имеет смысл обратится к специалистам которые выполняют роль посредника между продавцом, музеем и будущим покупателем картины и занимаются оформлением всех необходимых экспертиз.
В чем преимущество таких посредников.
1. Обычный человек сдает картину на экспертизу в музей, платит деньги порядка 25000 руб НЕ ЗАВИСИМО ОТ РЕЗУЛЬТАТА. Тоесть заранее результат никто не скажет. У некоторых Антикварных салонов, таких как Антикварный салон Империя есть договоренности со всеми музеями и они имеют возможность получить консультацию о подлинности картины без уплаты такой суммы.
2. Обычный человек не знает какую именно экспертизу и какого специалиста ему нужно получить чтобы продать свою картину. Поэтому он может получить бумаги, а потом окажется что необходимы совсем другие, а деньги уже уплачены. Это потеря времени и денег. Специалисты же антикварного салона точно знают чьи бумаги нужно получать, чтобы продать картину быстрее и за большие деньги, и избежать переплаты.
3. Чтобы продать картину необходимо найти клиента, а найти клиента легче и дешевле через антикварные салоны. У салонов которые специализируются на живописи есть большая базасостоятельных покупателей с собственными трубованиями.А зачем бегать и заниматься сбором документов, если антикварный салон Империя может заняться этим вопросом сам и во время оформления документов еще и поиском покупателя.
В итоге обращение в антикварный салон это экономия времени, сил и денег на оформление экспертизы по картинам и живописи и поиск клиентов.
Антикварный салон Империя осуществляет услеги по оформлению всех необходимых документов и экспертиз живописи.
imperiaikon.ru
Проводим экспертизу живописи. Узнать стоимость.
Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.
Сегодня, мастерство людей, которые подделывают настоящие шедевры художественного искусства, выросло настолько, что только экспертиза живописи становится очень востребованным методом определения реальных объектов. Для качественного проведения данной экспертизы рекомендуется обращаться к экспертам своего дела, однако существуют случаи, когда качество подделок находится на высочайшем уровне и эксперт вполне может допускать ошибку.
Экспертиза живописи позволяет отличить копии, которые создаются не сколько для замещения настоящих произведений, а сколько для обогащения. Умело выполненная подделка позволяет положить в свой карман не то что несколько тысяч, но и несколько миллионов долларов. Благодаря таким ситуациям, развитие экспертных методов живописи развивается также, как и методы обмана такой экспертизы. Вот почему профессионалы своего дела (как в экспертизе, так и в подделках) не особо афишируют свое мастерство, да и делятся своими методами очень нехотя. Однако стандартные методы проведения экспертизы живописи уже известны.
Экспертиза живописи подразумевает последовательное проведение сначала технологической стадии, а потом искусствоведческой. На первом этапе устанавливается временной период создания картины, осуществляется поиск созидательных приемов творческого и технического плана, которые могут быть присущи только определенному художнику. Первая стадия проще, поскольку художник 18 века физически не мог использовать краску 20 века, да и по основе картины (дерево, холст, камень) можно определить принадлежность определенному времени. Например, качество полотна, напрямую зависит от того, когда оно было сделано.
Работа по созданию картины достаточно объемная и сложная. Для начала холст должен покрываться грунтом, который создаст ровную поверхность на ткани. Количество слоев грунта и качество гладкой поверхности зависит также от моды, которая была актуальна в определенное время. Иногда грунт покрывался дополнительно слоем «имприматура». Такой слой является своеобразной преградой, для краски, не позволяя ей впитываться.
В большинстве случаев имприматура – это масляная краска, которая наносилась очень тонким слоем. Оптическая основа картины и ее первый слой – белильный подмалевок, который не видно с первого раза, однако конечные видимые цвета составляются при постепенном наложении нескольких слоев прозрачной краски именно на него. Ну и завершающий слой картины – лаковое покрытие.
Исходя из указанных особенностей, можно понять, что каждый слой живописи требует использования определенной техники, а также имеет собственное временное обозначение. По датам создания каждого из слоев картины определяется подлинность картины, однако это влечет за собой и определенные сложности. Например, картина вполне может быть написана во время работы великого художника, однако будет принадлежать перу совсем другого человека. Довольно часто встречались ситуации, когда картина была создана учениками художника, а учитель только ставил на ней свою подпись.
Бывали ситуации, когда находилась картина неизвестного художника, а методами современных «мастеров» ставилась поддельная подпись известного художника. Вот именно поэтому, работа искусствоведа заключается в определении не только сходства других картин известного художника с изучаемым объектом, но и с деталями биографии мастера. Тем не менее, любое художественное произведение, даже не имеющее явного сходства, может оказаться экспериментальным творением художника или же особой шуткой.
При том, что абсолютно правдивых методов определения подлинника не существует, настоящему эксперту достаточно даже невооруженного взгляда на картину, чтобы многое рассказать об этом объекте. Более детальное изучение объекта экспертизы живописи проводится с помощью микроскопов, которые позволяют увеличивать изображение от двадцати до пятидесяти раз.
Бинокулярные микроскопы обладают большими возможностями, поэтому с его помощью возможно изучить поверхность картины очень глубоко. Такими методами определяется качество и толщина слоя лака, определить любые дефекты структуры картины, а также наличие вмешательств реставраторов. Микроскоп позволяет проследить всю жизнь творения, подвергалось оно или нет обработке различными методами.
Микроскоп позволяет детально изучить подпись художника, поскольку в большинстве случаев, роспись художника создавалась на полусыром лаковом покрытии, поэтому она (подпись) получалась слегка утопленной, по отношению к остальной поверхности. Именно это и определяется с помощью микроскопа: где именно расположена подпись, поверху лака или под ним. При расположении краски в трещинках лака или же краска расположена поверху них, определяется явная подделка.
Поляризационные микроскопы позволяют получить увеличенное изображение в шестьсот раз, что требуется для изучения пигмента на картине. Классическая живопись использовала минералы, которые были растерты в порошкообразное состояние. Вид и сочетание пигментов на картине предоставляют достоверную информацию о дате изготовления и, даже, определить индивидуальный подход каждого художника, к созданию краски для своих картин.
Тем не менее, самым главным методом проверки в экспертизе живописи является анализ полотна в трех видах излучений: ультрафиолетовом, рентгеновском и инфракрасном. Эксперты НП «Федерация Судебных Экспертов» проводят все виды данной процедуры, предоставляя всегда правдивый и точный результат заказчику. С помощью ультрафиолетового излучения определяют точный возраст лака, а также места полотна, где проводилась реставрация. Однако, технологии тоже не стоят на месте, и сегодня можно свободно приобрести лак, который легко пройдет такой тест.
Рентгеновское излучение показывает тяжелые элементы, которые содержаться в белилах. Так, ранее, чаще всего использовался свинец, а уже в девятнадцатом веке использовался цинк, ну и в двадцатом – титан. С помощью данного исследования можно проследить состав подмалевка, который покажет индивидуальные особенности, которые присущи перу определенного мастера. Инфракрасные лучи показывают нижележащие изображение, созданное карандашом или черной краской, как основа для создания всей картины.
НП «Федерация Судебных Экспертов» проводит весь спектр художественных экспертиз, а наши сотрудники обладают достаточным уровнем профессионализма и мастерства, которые предоставят информацию в требуемом виде.
Экспертиза живописи, как один из видов художественных экспертиз
Рейтинг: 5 (100%) - Оценок: 1Цены
1 | Экспертиза антикварных книг (полное заключение) | от 15 000 |
Справка об исследовании букинистических книг | от 7 000 | |
2 | Экспертиза предметов религиозного назначения (иконы) (полное заключение) | от 20 000 |
Справка об исследовании предметов религиозного назначения (иконы) | от 7 000 | |
3 | Экспертиза живописных и графических произведений (полное заключение) | от 25 000 |
Справка об исследовании живописных и графических произведений. | от 7 000 | |
4 | Экспертиза скульптурных произведений (полное заключение) | от 20 000 |
Справка об исследовании скульптурных произведений. | от 7 000 | |
5 | Экспертиза предметов декоративно-прикладного искусства (полное заключение) | от 15 000 |
Справка об исследовании предметов декоративно-прикладного искусства. | от 6 000 | |
6 | Экспертиза антикварной мебели (полное заключение) | от 15 000 |
Справка об исследовании антикварной мебели | от 7 000 | |
7 | Экспертиза государственных и негосударственных геральдических символов (гербов, флагов) и наград. | от 25 000 |
sud-expertiza.ru
Экспертиза: пароли и явки | The Art Newspaper Russia — новости искусства
Нынешней осенью в Москве стало одной экспертной организацией больше: открылся Центр художественной экспертизы им. И.Е.Репина. Сейчас у коллекционера, желающего подтвердить подлинность своей картины, есть выбор — довериться государственным экспертам или частным. В любом случае это дело непростое, поэтому мы предлагаем историю и обзор российского рынка экспертизы произведений искусства.
Скандалы и интриги
Любая красивая схема инвестиций в искусство разваливается как карточный домик, если появляется сомнение в подлинности объекта инвестиций. Обнаружить подделку в своей коллекции — тяжелый удар не только для профессионального инвестора, но и для любого владельца произведений искусства. Везде и всегда подделывают то, что хорошо покупают, — внутренний российский антикварный рынок почувствовал рост активности фальсификаторов в 1990-х, когда резко возросло количество платежеспособных клиентов. В 2000-х годах, когда покупатели легко расставались с деньгами, русского классического искусства (особенно первых имен) на рынке становилось все меньше, а произведений «спорных» — все больше. В итоге с середины 2000-х все выше стал подниматься вал скандальных историй, от которых страдали и репутации продавца и покупателя, и привлекательность рынка в целом.
В 2004 году шокирующим было снятие с торгов Sotheby’s полотна Ивана Шишкина Пейзаж с ручьем, которое, невзирая на подтверждение подлинности от Государственной Третьяковской галереи, оказалось подретушированной работой голландского художника Маринуса Адриана Куккука. В 2005–2008 годах шло расследование «дела Преображенских», когда в частной коллекции обнаружились десятки поддельных картин, в том числе передвижника-пейзажиста Александра Киселева. Уважаемый сообществом эксперт Владимир Петров, первый вскрывший новый метод фальсификаторов — покупать на европейских торгах дешевых западных художников, «перелицовывать» их и выдавать за более дорогих русских, — вынужден был отозвать два десятка своих экспертиз. В 2007–2009 годах Владимир Рощин совместно с существовавшей тогда специальной федеральной службой, Росохранкультурой, частично опираясь на архивы Владимира Петрова, выпустил пять Каталогов подделок произведений живописи. Третьяковская галерея вынуждена была начать внутреннее расследование, обнаружив в каталогах подозрительные полотна, на которые музейные эксперты уже дали положительные заключения. Скандальным отзвуком этих историй стала Выставка подделок, которую в 2012 году устроил коллекционер Игорь Возяков: при повторном исследовании картины, купленные им в начале 1990-х и снабженные музейными экспертизами, оказались подделками, причем подписи на отрицательных экспертизах в некоторых случаях были теми же, что и на положительных. Тянущееся сейчас судебное разбирательство между коллекционером Андреем Васильевым и экспертом Еленой Баснер по поводу полотна Бориса Григорьева В ресторане, которое оказалось поддельным, — это также крайне болезненное эхо «экспертных» скандалов (и эксперт, и коллекционер до этой истории были сообществу равно симпатичны и уважаемы им).
Лука Лейденский (?) (круг (?)). Зубной врач. XVI в. Дерево, масло. 79×54 см/Лука Лейденский. Зубной врач. 1523. Гравюра. Рейксмузеум, Амстердам
Эта картина, купленная на аукционе в шведском городе Уппсала, первоначально датировалась XVII столетием и рассматривалась как работа позднейшего последователя Луки Лейденского. Однако когда произведение попало на экспертизу в ГосНИИР, его специалисты предположили, что оно может принадлежать самому выдающемуся автору.
На авторство Луки Лейденского указывает сюжет. Среди его работ известна гравюра Зубной врач (1523, Рейксмузеум, Амстердам), повторяющая (или предваряющая) композицию исследуемого произведения. Живописный вариант богаче: задник насыщен архитектурными деталями, пространство развивается в глубину, фигуры мягче и детальнее моделированы, в то время как другие известные позднейшие живописные копии с гравюры Луки Лейденского Зубной врач всего лишь воспроизводят оригинал. В творчестве самого художника есть прецеденты прямой связи гравированных (или графических) изображений и живописных версий. Одним из его принципиальных художественных приемов было наличие развитого подготовительного рисунка. Изучение достоверно подлинных произведений этого мастера показывает, что он использовал рисунок не только для подробной композиционной работы, но и для моделировки форм. В исследуемой картине выявляется подготовительный рисунок, по своим функциям близкий к такому подходу.
Одну из дополнительных возможностей для исследования этого произведения открывает попытка изучения текста на стилизованном изображении свитков слева вверху. При этом на гравюре какой-либо текст отсутствует. Пока ясно только то, что он написан на старонемецком языке, который был распространен в некоторых областях Нидерландов в XVI–XVII веках. Дальнейшее изучение данного текста при помощи голландских коллег, в частности Бернарда Ферме, возможно, предоставит новый материал к пониманию связи этой картины с творчеством Луки Лейденского.
Хотя музеи и госучреждения, работниками которых являются эксперты, как юридические лица не отвечали за мнение своих сотрудников, в представлении общества они становились причастными к проблемам антикварного рынка. Репутационные потери были слишком велики, и в 2006 году из музейных уставов был исключен пункт о возможности проведения коммерческой экспертизы (в связи с этим такой крупнейший экспертный центр как Третьяковская галерея перестал проводить коммерческую экспертизу для населения). На внутреннем антикварном рынке тогда чуть не случился коллапс, ведь без «бумаг» картины не продаются. Но вот прошло почти десять лет, и экспертный рынок Москвы более-менее стабилизировался и оброс новыми сервисами. Это, к сожалению, не значит, что проблема с подделками решена, однако дает участникам рынка надежду.Суть процесса
Наиболее полную информацию о произведении дает комплексная экспертиза. Искусствоведческая (или знаточеская) экспертиза существует несколько веков — сколько существуют вопросы определения авторства произведений искусства.
Экспертиза технико-технологическая у нас стала развиваться примерно с 60‑х годов ХХ века на основе опыта реставраторов. Сегодня она предполагает исследование основы, грунта, красочного слоя и связующего вещества. Среди методов — рентгенографирование, исследование в ультрафиолетовых лучах, инфракрасное сканирование, микроскопическое исследование и так далее.
И искусствоведческая, и технико-технологическая экспертизы — это сравнение с эталонами, то есть с другими работами автора, с базой рентгенограмм, которые сделаны на эталонных работах автора, с графологической базой (с образцами его подписей и почерка), с базой красок, которыми пользовался художник. А поскольку большинство произведений искусства в России находится в музеях, логично, что эталонные базы по их различным характеристикам сформировались именно в музеях или в государственных организациях, занимавшихся реставрацией и экспертизой.
Куда пойти коллекционеру
Сейчас в Москве шесть организаций, занимающихся экспертизой произведений искусства. Не так уж мало, тем более что легендарное изобилие антикварного рынка 1990-х годов ушло в историю. Сегодня клиенты экспертных центров по большей части профессионалы: галеристы, дилеры или коллекционеры. Старейшие экспертные организации страны — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И. Э. Грабаря и Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) — порядок своей работы не изменили, они действуют более или менее автономно, опираясь на собственных специалистов и свое оборудование (иногда консультируясь со специалистами-музейщиками). Для молодых частных организаций рабочая практика — пригласить для консультаций коллег-искусствоведов из музеев (в особо важных случаях и по желанию клиента может быть организован целый консилиум) или провести часть технологических исследований на собственном оборудовании и силами своих специалистов, а другую часть — в «Арт Консалтинге» или в лаборатории Московского музея современного искусства. Во всех организациях потенциального заказчика готовы сориентировать по стоимости работ и даже сказать сразу, когда полотно не представляет серьезной художественной ценности и не стоит тратить деньги на экспертизу.
Роберт Фальк. Портрет мальчика. 1910-е. Частное собрание
На экспертизу в НИНЭ им. П.М.Третьякова поступила поздняя работа Роберта Фалька с изображением букета. Оборот у картины был закрашен серой краской. Известно, что Фальк разрезал свои ранние произведения, закрашивал изображение и использовал оборотную сторону, поэтому, по рекомендации эксперта и с согласия владельца, пригласили реставратора, который смыл краску с оборота. Там действительно оказалась часть другой картины — чьи-то ноги. Стилистически фрагмент с ногами можно было отнести к 1910-м годам, это еще раз подтвердило уверенность в том, что написанный букет — работа Фалька. В НИНЭ подготовили заключение на картину и отдали заказчику. Через некоторое время в руки одного коллекционера одновременно, от разных дилеров, попали две работы. Одна — с экспертизой НИНЭ, «букет с ногами», а вторая — верхняя часть от этих ног, с портретом на другой стороне (более поздним по времени написания). Так, совместив фрагменты, коллекционер стал обладателем прекрасной картины Фалька 1910-х годов большого размера по цене двух поздних работ (что по стоимости несопоставимо).
«Грабари»Отдел научной экспертизы был создан в структуре ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря в 1969 году согласно приказу Министерства культуры (на базе существовавшей с 1965 года лаборатории технологии советской живописи). Первую комплексную экспертизу там провели в 1968 году. Главными направлениями работы отдела в те годы были исследования произведений живописи и графики для закупочной комиссии Министерства культуры РСФСР и исследования музейных фондов. Сегодня ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря приоритетно выполняет плановую работу по госзаказу, но принимает на экспертизу и произведения от частных лиц и организаций. Все виды искусствоведческих и технико-технологических работ выполняются силами сотрудников центра на собственном оборудовании, лишь в особых случаях привлекаются коллеги из музеев. Каждую картину, принятую на экспертизу, ведет искусствовед, интерпретирующий и обобщающий результаты исследований, которые официально утверждаются на экспертном совете отдела, заседающем раз в неделю. Стоимость проведения комплексной экспертизы колеблется в диапазоне 25–40 тыс. руб., с учетом понижающих и повышающих коэффициентов, зависящих от сложности исследования и художественной значимости произведения.
Анна КиселеваЗаведующая отделом научной экспертизы ВХНРЦ им. И.Э.ГрабаряМы не принимаем на работу сотрудников, у которых есть связи с антикварным бизнесом. Сложно оценить, больше или меньше подделывают сегодня русское искусство: явные грубые подделки отсекаются нашими специалистами еще на стадии первичного осмотра, для исследования они не принимаются. Самые серьезные случаи — когда работу малоизвестного автора выдают за произведение его более востребованного современника. В таком случае искусствоведческие и технико-технологические исследования позволяют установить имя подлинного автора или по крайней мере обоснованно отвести фальсифицированное авторство.
Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным экспертным сообществом, можно считать подготовку кадров. Специальность эта очень востребованна, но остаются в ней немногие. Мы внимательно отбираем молодых специалистов-искусствоведов, которые в перспективе могут стать экспертами, отдавая предпочтение выпускникам МГУ, так как там сильная фундаментальная подготовка. Корпоративная этика не позволяет нам принимать на работу сотрудников, у которых есть связи, допустим через родственников, с антикварным бизнесом. Немногие могут работать экспертами еще и потому, что это психологически тяжелая работа. Даже если человек может провести все исследования и правильно интерпретировать их результаты, существует боязнь высказать свое мнение, боязнь принятия на себя ответственности за свое решение, а без этого экспертом быть невозможно.
ГосНИИР
Отдел (первоначально — сектор) экспертизы был организован в ГосНИИР в 1973 году. В те годы значительная часть работы отдела была связана с научным обследованием церковных собраний на территории СССР. Представление об экспертизе для частных лиц как о виде профессиональной деятельности стало зарождаться в начале 1980-х годов. В частности, сотрудники института были включены в состав экспертной комиссии, которая обслуживала работу Магазина-салона № 1 на Смоленской набережной и в задачу которой входило выявление работ музейного характера, оценка произведений, поступавших в открытую продажу.
Сегодня отдел комплексной научной экспертизы работает для музеев и госструктур, занимается научными, методическими и информационными разработками и одновременно проводит исследования для частных лиц и организаций. Исследования выполняются (с использованием собственного оборудования) специалистами отдела при участии, когда это необходимо, других подразделений института, все специалисты здесь высочайшей квалификации. Цены на проведение исследований составляют в среднем от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (при этом существует ориентировочная базовая цена, в которую уже включен определенный объем работ).
Юлиан ХалтуринВедущий научный сотрудник отдела комплексной научной экспертизы ГосНИИРЭкспертизу пытаются привязать к правилам и требованиям рынка Можно отметить три серьезные проблемы современной российской (и не только российской) экспертизы. Первое — это искаженное восприятие экспертизы вообще. Будучи научной деятельностью, имея ограничения во времени и опираясь на существующий сегодня уровень знаний, она по определению не может претендовать на то, чтобы быть истиной в последней инстанции. Ни один из существующих ныне стилистических или технологических методов сам по себе не может гарантировать безошибочность результата. В этом смысле требование заказчика выполнить какое-либо одно, кажущееся ему безошибочным исследование всегда учитывается, но не может являться определяющим для специалистов. В то же время, если необходимый, с точки зрения экспертов, метод не может быть применен, наш специалист, скорее, откажется от высказывания своего мнения.
Вторая проблема — в том, что экспертизу часто рассматривают как сферу услуг, находящуюся в полном распоряжении антикварного рынка. Тем самым экспертов и само исследование пытаются безоговорочно привязать к правилам и требованиям рынка, втянуть так или иначе в участие в сделках. Рынку, к сожалению, не столько важны результаты исследования, сколько необходима весомая «бумага», которая поможет продать произведение. Подобная ситуация чревата снижением качества работы и возникновением отложенных рисков.
Третья проблема — сложность подготовки кадров для такой специфической профессии, требующей не только профессиональных навыков, но и определенных черт характера.
В 1990-х годах, при полной стихийности рынка, подделок было гораздо больше. Например, мы различаем подделки русского авангарда. Фальсификаторы 1970–1980-х годов, оставаясь анонимными, узнаваемы по руке, по приему. На волне моды на авангард появлялись и совсем свежие работы, где, практически не скрываясь, использовались синтетические материалы, что быстро выявляется при современном уровне исследований. Сегодня очевидно, что обращение за экспертным заключением становится нормой.
Александр Герасимов. Сталин и Ворошилов в Кремле. Конец 1930-х – начало 1950-х. Холст, масло. 116×180 см
На экспертизу в «Арт Консалтинг» поступила работа Александра Герасимова Колхозное стадо. При проведении экспертизы на рентгене выявился второй слой живописи. Когда работу отдали реставраторам, оказалось, что ранее на этом холсте художником был написан известный сюжет с двумя вождями, Иосифом Сталиным и Климом Ворошиловым. После смерти Сталина, при Никите Хрущеве, предписывалось уничтожить все изображения прежнего руководителя страны. Александр Герасимов, видимо пожалев холст, написал сверху по вождям колхозное стадо. Владелец пожелал размыть часть красочного слоя, явив зрителям необычный коллаж.
«Арт Консалтинг»«Арт Консалтинг» — первая российская негосударственная компания, занимающаяся экспертизой произведений искусства, — была организована группой частных лиц в 2003 году. Ее создатели правильно оценили обстановку: цены на картины русских художников уже ставили рекорды на аукционах, создавались частные коллекции, а банки и страховые компании начали проявлять интерес к страховым и залоговым операциям с искусством.
В процессе создания компании пришлось много консультироваться с экспертами, коллекционерами, антикварами по поводу концепции развития новой структуры. Одним из первых шагов стало формирование внутреннего рейтинга экспертов-искусствоведов, с которыми стоит сотрудничать, а следом — аналогичного списка экспертов-технологов. Сегодня «Арт Консалтинг», преобразованная в группу компаний, сохраняет сильные позиции в сфере технологической экспертизы, разрабатывая и патентуя собственные методики, а также занимается оценкой, реставрацией, логистикой, таможенным оформлением, консультирует по вопросам страхования и кредитования и развивает новое направление — геммологию.
Денис ЛукашинУправляющий партнер и один из совладельцев компании «Арт Консалтинг»Осталась большая проблема — «перелицовки» В свое время «Арт Консалтинг» располагалась на территории РОСИЗО, где хранятся произведения искусства, в том числе авторства не очень известных художников первой половины ХХ века, — чистые эталонные работы, которые никто не подделывал (это было бессмысленно с точки зрения продаж). И мы их изучали, отрабатывали на них методику технологической экспертизы, составили компонентный ряд и базу данных о том, когда в промышленном производстве появлялись определенные компоненты. Конечно, есть уникальные случаи. Например, Кончаловский экспериментировал с составами грунта, кто-то экспериментировал с красками. Но практически все элементы картины: холст, краски, грунт, связующее — изготавливались промышленным способом, так что эта база данных позволяет ориентироваться при датировке картин, написанных в первой половине ХХ века.
Сейчас подделок на антикварном рынке стало меньше, эра разгула, полной анархии закончилась лет пять назад. Откровенные явные фальшивки появляются редко, эта волна в основном спала. Но осталась большая проблема — «перелицовки». Время от времени появляются и картины со всем «пакетом документов» от лучших музеев — а технологическая экспертиза их сразу отметает. Эти вещи куда-то пропадают, а потом могут опять появиться.
НИНЭ им. П. М. Третьякова
В 2008 году, когда Александр Чвала и Александр Попов (после окончания РГГУ работавший сотрудником отдела экспертизы ГТГ) открыли Научно-исследовательскую независимую экспертизу им. П. М. Третьякова, на российском антикварном рынке (а в Москве особенно) ощущалась острая нехватка экспертных организаций: сказывались последствия прекращения «работы с населением» отдела ГТГ, занимавшегося экспертизой. Идея создания экспертного центра была вполне логичной, и вскоре НИНЭ им. П. М. Третьякова стала активно использовать преимущества частной компании — без ограничений привлекать к сотрудничеству искусствоведов и технологов из любых организаций (с НИНЭ сотрудничает около 70 искусствоведов). Сегодня спрос на проведение экспертных заключений здесь стабильный, примерно с 5%-ным ежегодным ростом; в последнее время на рынок выходят работы, по которым экспертиза проводилась лет 10–15 назад, и новые владельцы хотят быть уверенными в своих приобретениях. Можно прогнозировать и всплески активности клиентов в течение года: весной и осенью в связи с Российским антикварным салоном и под Новый год; за экспертизой также часто обращаются покупатели после лондонских русских торгов. Расценки на проведение экспертизы колеблются в диапазоне от 22 тыс. до 55 тыс. руб. по важным работам (есть градация, связанная с художественным значением картины), но бывают и исключительные случаи по суперсложным заказам. Например, консилиум нескольких специалистов по поводу четырех больших работ Виктора Васнецова (считавшихся утраченными) с проведением дополнительных исследований в итоге стоил около 300 тыс. руб., что все равно несопоставимо с рыночной стоимостью этих произведений. В то же время расценки на экспертизу недорогой графики и живописи начинаются со скромных 5 тыс. и 12 тыс. руб. Рассматривается возможность введения в НИНЭ практики страхования ответственности экспертов.
Александр ПоповАдминистративный директор и партнер в НИНЭ им. П.М.ТретьяковаМне предлагали открыть экспертный центр, чтобы в нем было «не так строго» В последнее время есть ощущение, что подделок на рынке меньше. Возможно, все стали осмотрительнее: и галеристы, дорожащие своей репутацией, и покупатели, у которых появился опыт. Но совсем проблема подделок не исчезла. Когда НИНЭ уже некоторое время стабильно работала, мне поступило предложение открыть еще один экспертный центр, но с условием: чтобы в нем было «не так строго».
Если оценивать общий объем работы, то за пять лет (2008–2013 годы) мы изучили более 7 тыс. предметов, то есть больше 1 тыс. произведений в год. Прошлый, 2013 год оказался ударным: наши специалисты исследовали около 2,7 тыс. предметов. Мы работаем и с частными лицами, и с организациями, и заказы бывают очень интересные. Например, для гостиницы «Метрополь» мы исследовали все ее антикварные предметы, около 1,6 тыс. произведений, в том числе живопись, мебель и бронзу.
Эксперты-антиквары
В 2008 году российский «профсоюз антикваров», Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров (по профессиональным интересам которых все скандалы с экспертизой били в первую очередь), обнародовал на своем сайте список экспертов, прошедших внутреннюю аккредитацию в организации и заслуживающих доверия, по мнению антикварного сообщества. Эксперт считается аккредитованным при МКААД, если 75% от общего числа членов были согласны с его кандидатурой. Конфедерация делится на секции (от древнерусского искусства и русского искусства XVIII–XIX веков до ковров, тканей и букинистики с нумизматикой), и внутри каждой выдвигались свои имена. В число аккредитованных экспертов вошли не только музейные специалисты и сотрудники экспертных организаций, но и некоторые антиквары, долгое время работающие с произведениями определенных художников. Эксперт, аккредитованный МКААД, не может быть специалистом по большому количеству авторов и по длительному историческому периоду (допустим, по всему русскому искусству всего XIX века), и в настоящее время есть эксперты даже по одному художнику.
Марина МолчановаВице-президент по экспертизе МКААД, директор галереи «Элизиум»Я сторонница того, чтобы при музеях были экспертные организации Если нас спрашивают, где сделать экспертизу, мы можем рекомендовать людей, вошедших в наш список, как специалистов экстра-класса. Но он не утверждается раз и навсегда, раз в три года проходит переаккредитация, и, если за это время заключения эксперта ставились под сомнение, он может не войти в обновленный список. Сама конфедерация никак не связана с экспертами и не влияет на их работу. Эксперты ничего не обязаны делать для МКААД, они просто должны поддерживать чистоту рынка.
То, что музеям запрещено сегодня проводить экспертизу, с одной стороны, хорошо (музеев больше не касаются проблемы несостоявшихся сделок на антикварном рынке). Но, с другой стороны, я сторонница того, чтобы при музеях были экспертные организации. Потому что основа экспертизы — это сравнение с эталонными вещами, а все эталоны находятся в музейных собраниях. Нужно брать живопись или графику, вносить в музей и ставить рядом с этими эталонами. Экспертным организациям, которые тесно сотрудничают с музеями, легче, эксперты — музейные специалисты много помнят, но, с моей точки зрения, нужно, чтобы картины при сравнении могли физически находиться рядом с эталонами.
Центр им. И. Е. Репина
Весной 2014 года заявил о своем открытии Центр художественной экспертизы им. И. Е. Репина. Коллекционер и галерист Виктор Шпенглер, владелец и руководитель центра, говорит, что создавал эту структуру прежде всего потому, что экспертная деятельность ему действительно интересна. Опираясь на 20-летний опыт работы на антикварном рынке, он счел необходимым развивать именно это направление.
Виктор ШпенглерВладелец и руководитель Центра художественной экспертизы им. И.Е.РепинаБывало, что эксперты искренне ошибались В 2000-е годы ситуация на отечественном рынке искусства складывалась неоднозначно. Существовал класс недобросовестных дилеров, которые хотели любым способом получить «бумагу» с печатью государственной экспертной организации. Заключение экспертизы с печатью государственной институции внушало доверие покупателю. В такой ситуации некоторые эксперты стали весьма востребованными и даже влиятельными участниками арт-рынка, поскольку от их слова зависел успех той или иной сделки.
Я сам продолжительное время являлся клиентом многих экспертных организаций Москвы и знаю, что ситуации в экспертизе возникали разные. Бывало, что эксперты искренне ошибались. Были случаи давления со стороны руководства. В меньшей степени, но давление деньгами тоже имело место быть. «Экспертные» конфликты того времени были своего рода кризисом при болезни, что парадоксальным образом помогло рынку очиститься.
Лаборатория ММОМА
Пополнились и ряды государственных структур, занимающихся экспертизой. С 2007 года отсчитывает начало своей деятельности Научно-исследовательская лаборатория Московского музея современного искусства (ММОМА), которая сотрудничает как с государственными организациями, так и с частными лицами и фирмами. По словам начальника лаборатории Виталия Семикина, она оснащена самым современным спектральным и хроматографическим оборудованием для проведения технологических исследований, в частности при оценке временных рамок создания произведений.
www.theartnewspaper.ru