Сергей Есенин – душа российской поэзии, херувим и хулиган в редких фотографиях. Есенин картина
редкие фото Есенина: rcross
Сергей Есенин - душа русской поэзии, переложивший крестьянское сознание на язык Серебряного века. В этой подборке фотографии великого поэта и его родных, сделанные в разные годы. Некоторые снимки вы, скорее всего, не видели.
Сергей Есенин (3-й справа) среди односельчан, 1909-1910
Сергей Есенин, 1913 год
Сергей Есенин с друзьями, 1913 год
Сергей Есенин, 1914 год
Сергей Александрович Есенин и Сергей Митрофанович Городецкий. 1915 год.
Сергей Есенин и Николай Клюев, 1916 год
Сергей Есенин с Леонидом Каннегисером, убийцей Моисея Урицкого, 1915 год
Сергей Есенин в Евпатории
Сергей Есенин в Евпатории
Сергей Есенин на пляже во время заграничного путешествия по Европе с Айседорой Дунканан, 1922 год
Сергей Есенин и Айседора Дунканан
Александрович Есенин и Айседора Дунканан во время заграничного путешествия по Европе. Берлин, 1922 год
Сергей Александрович Есенин и Айседора Дунканан
Сергей Есенин читает стихи своей матери.
Сергей Александрович Есенин гадает по руке своей сестры. 1924 год.
Сергей Есенин выступает на открытии памятника русскому поэту А. В. Кольцову у Китайгородской стены. 8 сентября 1925 года
Сергей Есенин,1925 год
28 декабря 1925 года Сергея Есенина обнаружили мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». По общепринятой версии, поэт покончил жизнь самоубийством (повесился), находясь в состоянии депрессии через неделю после выписки из психоневрологической больницы. Но есть и другая история. Недруги поэта распространили миф о его беспробудном пьянстве и проблемах с психикой. На самом же деле поэт прятался в больнице от чекистов, особенно после написания поэмы «Страна негодяев». Бывало, что его укрывал известный врач Пётр Ганнушкин. Дело о гибели Сергея Есенина всё ещё хранится под грифом «секретно», поэтому обстоятельства его смерти остаются тайной. Но творчество великого поэта доступно каждому.
Мать Сергея Есенина на его могиле.
rcross.livejournal.com
Сергей Есенин – душа российской поэзии, херувим и хулиган в редких фотографиях
Сергей Есенин родился в 1895 году в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. Учился в земском училище, а затем в церковно-приходской школе. Читать выучился с пяти лет, а стихи писать начал с девяти. В юном возрасте написал поэму «Сказание о Евпатии Коловрате».
Отец поэта трудился в мясной лавке в Москве и взял сына к себе в помощники, не веря, что рифмоплётством можно заработать на жизнь. Но мечтания молодого представителя новокрестьянской поэзии влекли его в литературное общество. Поэтому он бросил лавку, а первый гонорар (три рубля) отдал отцу в подтверждение своей правоты.
Из Москвы в 1915 году Сергей Александрович приехал в Петроград, нашёл квартиру Блока, которого считал талантливейшим из современников, и вручил ему папку со своими стихами. Блока изумило и восхитило мастерством молодого поэта. Далее последовало знакомство с другими литературными деятелями.
Максим Горький писал:
Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники.
Маяковский был, конечно, литературным оппонентом Есенина, называл поэта «декоративным мужиком», а его стихи – «ожившим лампадным маслом». В свою очередь Сергей Александрович говорил:
Я все так же Кольцова, Некрасова и Блока люблю. У них и у Пушкина только учусь. Про Маяковского что скажешь. Писать он умеет – это верно, а разве это стихи, поэзия? Не люблю я его. У него никакого порядку нет. Вещи на вещи лезут. От стихов порядок в жизни быть должен, а у Маяковского все как после землетрясения, да и углы у всех вещей такие острые, что глазам больно.
Мы собрали фотографии великого поэта и его родных, сделанные в разные годы. Некоторые снимки вы, скорее всего, не видели.
Сергей Есенин (3-й справа) среди односельчан, 1909-1910
Сергей Есенин со своими сестрами, 1912 год
Сергей Есенин, 1913 год
Сергей Есенин с друзьями, 1913 год
Сергей Александрович Есенин и Сергей Митрофанович Городецкий. 1915 год.
Сергей Есенин и Николай Клюев, 1916 год
Сергей Есенин с Леонидом Каннегисером, убийцей Моисея Урицкого, 1915 год
Сергей Есенин среди военнослужащих санитарного поезда N 143
Сергей Есенин в Евпатории
Сергей Есенин в Евпатории
Сергей Есенин на пляже во время заграничного путешествия по Европе с Айседорой Дункан, 1922 год
Сергей Есенин и Айседора Дункан
Александрович Есенин и Айседора Дункан во время заграничного путешествия по Европе. Берлин, 1922 год
Сергей Александрович Есенин и Айседора Дункан
Сергей Есенин читает стихи своей матери.
Сергей Александрович Есенин гадает по руке своей сестры. 1924 год.
На фото сёстры Есенина: Александра (сидит) и Екатерина, Василий Наседкин (муж Екатерины), издательский работник Александр Сахаров, Сергей Есенин и его третья жена, Софья Толстая. Сентябрь, 1925 года.
Сергей Есенин выступает на открытии памятника русскому поэту А. В. Кольцову у Китайгородской стены. 8 сентября 1925 года
Сергей Есенин с сестрой Екатериной на Пречистенском бульваре. Москва, 1925 год.
Сергей Есенин,1925 год
Посмертное фото Есенина
28 декабря 1925 года Сергея Есенина обнаружили мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». По общепринятой версии, поэт покончил жизнь самоубийством (повесился), находясь в состоянии депрессии через неделю после выписки из психоневрологической больницы. Но есть и другая история. Недруги поэта распространили миф о его беспробудном пьянстве и проблемах с психикой. На самом же деле поэт прятался в больнице от чекистов, особенно после написания поэмы «Страна негодяев». Бывало, что его укрывал известный врач Пётр Ганнушкин. Дело о гибели Сергея Есенина всё ещё хранится под грифом «секретно», поэтому обстоятельства его смерти остаются тайной. Но творчество великого поэта доступно каждому.
Похороны. Слева – вторая жена Есенина Зинаида Райх (с поднятой рукой) и Всеволод Мейерхольд, справа – сестра Екатерина и мать Татьяна Фёдоровна.
Мать Сергея Есенина на его могиле.
Памятник Сергею Есенину в Москве на Тверском бульваре.
Смотрите также:
Вконтакте
Google+
Одноклассники
cameralabs.org
Известные портреты Есенина. Портрет Есенина карандашом (Городецкий). Портрет поэта в Константиново
Русская литература богата талантливыми самородками. Через годы и пространство говорят они с нами со страниц своих произведений. И вопрошающе строго, доброжелательно мудро смотрят с репродукций живописных портретов и документальных фотографий.
История жизни – история судьбы
Каждый портрет Есенина – отражение какого-то момента его жизни, фрагмент яркой творческой биографии. Вглядываясь в лицо поэта, ловя мимолетное движение губ, старясь понять выражение глаз, мы приобщаемся к великой судьбе человека, отразившего противоречия и чаяния своей сложной, противоречивой и трагической эпохи. До нас дошло довольно много прижизненных изображений Сергея Александровича, сделанных в течение 10 лет – с 1915 по 1925 гг. Этот промежуток вместил в себя очень многое: творческие взлеты и падения, поэтические искания и минуты кризисных затмений, отчаянные надежды и пропасть разочарований. Поэтому, если рассматривать тот или иной портрет Есенина отдельно от других, постичь глубину его личности не удастся.
Искусство познания
Многогранная, многоликая душа нашего национального поэта проявляется то по-детски беззащитно и нежно, то надрывно и трепетно, словно обнаженный нерв или натянутая струна, то безысходно и мрачно, то отрешенно от внешнего мира и устремленно внутрь себя. Значит, любой портрет Есенина – не просто отражение его внешнего облика на определенный момент времени. Если их рассматривать один за другим, в соответствии с годами создания, то можно проследить духовную эволюцию поэта, историю взросления и перерождения одаренного деревенского юноши в гениального зрелого певца деревенской Руси. И еще интересная деталь: читая стихотворения поэта, мы мысленно рисуем себе его внешний облик: буйное золото волос – словно листва осеннего клена; пронзительно-голубые глаза – как озера его любимой Родины. А каждый известный нам фотографический и авторский портрет Есенина – замечательное дополнение к собственному восприятию, уникальная возможность лучше узнать и почувствовать его душу.
Есенин в 1915 году
Первое из дошедших до нас изображение Сергея Александровича датируется 1915 годом. Практически целое столетие отделяет нас от того времени. Это портрет Сергея Есенина, сделанный знакомым поэта, юристом Владимиром Юнгером. Чем хорош образ, созданный непрофессиональным художником? Поразительным внешним сходством оригинала с произведением. Это бесспорно признавали все, как лично знавшие молодого лирика, только прибывшего в столицу, так и видевшие рисунок. И действительно, юнгеровский портрет Сергея Есенина, сделанный цветным карандашом на картонном листе, передает самые характерные детали облика: знаменитые локоны, по-юношески доверчивый взгляд, печальный изгиб губ. Застенчивость, неискушенность, наивность деревенского паренька, попавшего в столичный литературный мир, только начинающего вкушать первые соблазны славы и признания, видны в портрете. Однако и другие черты характера поэта тонко подметил и отразил Юнгер. Это и пытливый ум, и противоречивость, и нервная напряженность. Так, в наскоро сделанном наброске пунктирами намечены основные направления личности великого поэта.
По страницам учебников
В нашу жизнь входит Есенин с раннего детства – с первых школьных лет. Вместе с ним мы слушаем, как поет-аукает зима, убаюкивая старый дремучий бор заунывной вьюжной песней. Вместе любуемся зеленоглавой березкой – застенчивой красавицей. И с особым любопытством рассматривают юные читатели портрет Есенина. Для детей очень важно знать, как выглядит этот удивительный человек, называвший месяц жеребенком, клен за окошком – добрым другом, в каждой травинке видевший и чувствовавший живую душу. Ведь, читая одно за другим стихотворения поэта, мы и сами, не замечая того, начинаем смотреть на мир его глазами, подмечать ту неприметную, тихую красоту природы, о которой забываем с возрастом.
Поэтому портрет Есенина для детей обычно складывается из фотографий 1922 года. Именно они очень точно передают огромное личное обаяние поэта, приветливое, доброе отношение ко всему живому.
Экскурс по фотографиям
Кстати, рассказать нам о том, каким был Есенин, фото поэта могут тоже. И если портреты все же довольно субъективны, ибо тут всегда присутствуют 2 личности – модель и сам художник, то на фотографии мы видим только того, кого снимали. О чем же поведают нам есенинские фотопортреты?
Один из них, датированный 1912 годом, представляет нашему вниманию семнадцатилетнего Сережу с сестричками. Снимок интересен тем, что реально отражает те теплые, нежные чувства, которые всегда питал будущий поэт к сестрам. Биографы Есенина неоднократно приводили факты того, как он помогал Екатерине и Александре материально, сестры часто и подолгу гостили у него, приезжая из Константиново.
На снимке 1913 года нам видится другой Есенин. Фото демонстрирует молодого человека, одетого солидно: в шляпу и пальто, при пиджаке и галстуке. Юношеский облик нежен, трогателен, а вот взгляд серьезный и мечтательный, с легким, чуть заметным прищуром. На фото 1914 года Сергей примеряет на себя богемный образ: прическа по артистической моде тех лет, блуза с бантом. А вот лицо простое, деревенское. Обращает на себя внимание рука поэта – тонкая кисть с изящными пальцами.
Сопоставительный анализ
Интересная работа – сравнить 2 изображения: фотографию и портрет Есенина. Фото, представленное выше, сделано в 1916-м, когда поэт был призван на фронт во время Первой мировой. Именно его мы и сравним с карандашным портретом художника Наумова (представлен ниже).
На обоих изображениях общие детали: военная гимнастерка, знаки отличия. И впечатление тоже родственное: совершенно юношеское лицо (кажется, Есенин с годами не взрослеет, детскость прослеживается в нем постоянно), утонченность натуры.
Военная форма, как правило, придает молодым людям более грубый, мужественный вид. Но только не Сергею. Наоборот, гимнастерка только подчеркивает мягкость, нежность, некоторую даже женственность. И беззащитность! А еще стоит обратить внимание на глаза поэта. И на фото, и особенно на рисунке они словно излучают мягкий, добрый свет, задумчивость и тепло. А ведь именно таким мы и любим поэта!
Есенин и Городецкий
Портрет Есенина, карандашом сделанный Наумовым, не последний в ряду аналогичных работ. Оригинальный, исполненный откровенной симпатии и вызывающий у зрителей теплую улыбку рисунок Сергея Городецкого не может не привлечь нашего внимания. Тем более что выполнен он, как говорится, с натуры, скорее даже это бытовая зарисовка, чем портрет в полном смысле этого слова. Название работы соответствующее: «Есенин в Дунькином платке». Что за Дунька? Айседора Дункан! Как пояснял Городецкий, Сергей Александрович занемог, Дункан приехала к нему на квартиру весьма встревоженная. А так как Есенина лихорадило, в комнатах было не слишком тепло, она накинула на Сергея свой платок. Вид у последнего был и жалкий, и комичный, а в общем - настолько трогательный, что Городецкий схватился за карандаши и бумагу. Как видим, настоящие гении не боятся выглядеть смешными!
Экскурс в соционику
"Портрет" – термин не только из живописи и литературы, т. е. связанный с искусством. Применяют его, например, и в психологии, и в соционике, когда нужно классифицировать или описать какой-либо социотип. Так каким же человеком был Есенин? Женский портрет личности, как ни странно, имел он. Что это означает, можно выразить в нескольких предложениях. Он лирик, романтик, интроверт. Воспринимает мир не сам по себе, а через призму эмоций и тех образов, ощущений, переживаний, которые вызывают в нем события извне.
Есенин мыслил не шаблонно, а творчески, нестандартно, он был обаятелен и притягивал к себе людей. Если всмотреться во многие фотографии Сергея Александровича 20-х годов, то на них отчетливо видна "богемность". И еще в большинстве снимков и портретов разных лет мы ясно улавливаем некую грустинку, которая показывает, насколько не удовлетворен своей жизнью и действительностью был поэт, насколько растерянно и неприкаянно себя чувствовал. Однако некоторые фото дают нам представление и о другой стороне личности Сергея Александровича: искренней влюбленности в жизнь, в мир.
Влюбленный в жизнь
Еще один из самых показательных в этом смысле фотопортретов датирован 1925 годом. На нем Есенин со своей сестрой Екатериной. Они гуляют по Пречистенке, в руках поэта гармошка, шапка залихватски заломлена на затылок. Поэт улыбается – широко, открыто, счастливо, беззаботно. Вообще есенинская улыбка – явление довольно редкое, мало где запечатленное. И потому столь дорого это фото.
Есть еще фото того же года (представлено ниже). Есенин изображен вполоборота. Волосы зачесаны назад, «под политику» - так называлась такая прическа. Открытый высокий лоб, мягкие черты лица, доброе серьезное выражение.
Перед нами не тот золотоволосый юноша, с которым мы знакомились вначале, а человек, многое переживший и понявший. Глаза смотрят прямо на нас – внимательно, вдумчиво, грустно и мудро.
Вот такой он – любимый поэт Сергей Есенин.
fb.ru
КУЗНЕЦОВА В. Е. Портреты Есенина
Художник использовал известный факт биографии поэта: ведь Сергей Есенин и Айседора Дункан были первыми пассажирами только что открытой авиалинии Москва — Кенигсберг.В книге «Тысяча зевков» (осень 1925 г.) художник Любимов опубликовал дружеский шарж на писателей В. Маяковского, Л. Сейфуллину и Сергея Есенина, назвав его «Московские налетчики». Названные писатели, связав редактора и засунув ему в рот кляп, ревизуют всю денежную наличность издательской кассы. Полные связки в руках В. Маяковского, прижимает пачки денег к груди Лидия Сейфуллина, а Сергей Есенин, как всегда, припоздал и вынимает из сейфа последнюю пачку денег. Причина его опоздания ясна: в кармане поэта торчит бутылка водки. Сюжет шаржа был подсказан художнику хронической задержкой выплаты гонораров творческим работникам [24].Известны и дружеские портретные шаржи на Сергея Есенина одного. В воспоминаниях поэта-современника Сергея Есенина Ивана Старцева есть рассказ о том, что Сергею нравился шутливый рисунок, на котором Есенин изображен прогуливающимся под руку с овцой в подвенечной фате.Шаржированный портрет Сергея Есенина работы Марии Синяковой дан в журнале «Литературная учеба» (1990 г., № 2) [3].В архивном фонде РГАЛИ в фонде Виктора Ефимовича Ардова есть два дружеских шаржа на Сергея Есенина работы В. Ардова. Впервые эти шаржи были опубликованы нами в работе школьного экскурсовода по Есенинскому школьному музею девятиклассника Феликса Зуброва в газете «Мир Есенина» № 4 за 1992 год [14].Виктор Ефимович Ардов работал писателем-сатириком в журнале «Крокодил». Познакомился он с Сергеем Есениным в пору его дружбы с актрисой Миклашевской Августой Леонидовной. Сергей посвятил ей цикл стихов «Любовь хулигана». О личной встрече с ними рассказал Виктор Ардов в письме к скульптору В. Цигалю, автору памятника С. Есенину в Москве на Есенинском бульваре. Письмо и написано было по этому поводу. Вот строчки из этого письма (хранится в фондах РГАЛИ): «Никогда не забуду, каким тихим и ласковым сидел наш поэт за общим столиком в кабаре "Не рыдай" рядом с красавицей-артисткой Августой Миклашевской. И мы, несколько молодых людей, имевших прикосновение к театрам и журналам, сидели за тем же общим столом. Но эта пара, разделявшая с нами ужин, словно возвышала и нас, в сущности случайных людей».Встреча состоялась в 1923 году после возвращения Сергея Есенина из-за границы. Виктор Ардов был не только восхищен встречей с поэтом и актрисой, но и сделал карандашом наброски портретов и Сергея Есенина, и Августы Миклашевской, которые послужили потом основой для дружеских шаржей на поэта. Художник сумел уловить жизнерадостность и жизнелюбие, отразил ласковую влюбленность, добродушную улыбку. Естественные движения губ, глаз, других черт лица усиливают живой характер шаржируемого. Добродушный юмор водил рукой автора рисунков, потому и рисунки получились с лукавинкой, добрые и живые. Под рисунками В. Ардов сделал уточняющую подпись: «Есенин. 1923 год. Рисовано в 1923 году на основе набросков с натуры, которые отнял у меня Л. Колпакчи. В. Ардов».Шаржи находятся в альбоме, который для писателя-сатирика составил Алексей Крученых. Хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве.ЛИТЕРАТУРА
1. Аверина Г. Есенин в живописи // Рязанский комсомолец. — 1980, 25 сентября.2. Аверина Г. Они чувствуют в тебе живую душу русского народа// Ва-банк. — Рязань, 1995, 13 октября. — С. 3.3. Алексеева Л. Шаржи Марии Синяковой // Литературная учеба. — М., 1990. — Март-апрель. — Книга вторая. — С. 177.4. Алексеева Л., Филатова Е Чудесное наследство // Советский музей. — 1985. — № 5. — С. 59.5. Анненков Ю. Дневник моих встреч. — 1922. — Т. 1. — С. 156.6. Там же. — С. 161.7. Вдовин В. Материалы к творческой биографии С. Есенина // Вопросы литературы. — 1975. — № 10. — С. 242.8. Вопросы литературы. — 1975. — № 10. — С. 242.9. Городецкий С. Жизнь неукротимая. — М., 1984. — С. 44.10. Енишерлов В. Его самородная стихия // Советская Россия. — 1985, 8 сентября.11. Есенин С. А. Словесных рек кипение и шорох. — Л., 1965; Карохин Л. В доме на Алексеевской... // Литературная Россия. — 1987, 13 ноября.12. Ефимова А. Прижизненный портрет Сергея Есенина // Приокская правда. — 1975, 11 октября.13. Зильберштейн И. С. Неизвестный рисунок//Огонек.14. Зубров Ф. Дружеские шаржи на Сергея Есенина // Мир Есенина. — Ташкент, 1992. — № 4. — С. 2-3.15. Иванов Ф. Красный Парнас // Русское универсальное издательство. — Берлин, 1922. — С. 58.16. Казаков А. Есенин и художники // Искусство. — 1987. — № 1. — С. 40.17. Комарденков В. Дни минувшие // Советский художник. — М., 1972. — С. 62-63.18. Коненков С. Мой век. — М., 1972. — Вклейка, с. 18-19.19. Крученых А. Лики Есенина от херувима до хулигана. Есенин в жизни и портретах. — М., 1926. — С. 5.20. Ломан А. П., Хомчук Н. Н. Новое о Есенине // Нева. — 1965. — № 6. — С. 205-206.21. Мекш Э. Сельская муза. Есенинская тема в «Перезвонах» // Радуница / Информационный сборник №4. — М., 1993.— С. 12.22. Мишеев Н. Борис Григорьев // Перезвоны. — 1929.— №42.23. Моисеенко Е. Е. Образ Есенина в изобразительном искусстве. Заметки художника // Есенин и русская поэзия. — Л., 1967. — С. 268-273.24. Рейснер Л. М. Краса // Рудин. — 1915. — № 1. — С. 15.25. Русское зарубежье о Есенине / Составитель Н. И. Гусева-Шубникова. — М., 1993. — Т. 1. — С. 86.26. Смена. — СПб. 1995, 3 октября. — №228. — С. 1.27. Талызин М, Неповторимый / Предисловие Н. Юсова // Криминальный вестник. — СПб, 1992. — № 38(2012), октябрь. — С. 5.28. Талызин М. По ту сторону. — Париж, 1932.29. Точеный О. Экспонаты рассказывают о Есенине / Из книжных фондов Государственного литературного музея // Книжное обозрение. — 1975, 3 октября. — С. 16.30. Шалыт А. Неизвестный портрет Сергея Есенина // Литературная Россия. — 1965, 21 мая.31. Яковлев А. Неизвестный портрет // Вперед. — 1965, 10 апреля.32. Согйоп Мс\<ау. !зас!ога & Езепт. — АгсНз, 1980.33. Тпе КпЫо! Згогу. Тле 1-йе о{ 1зас1ога ОипКап 1921— 1927 Ьу Магу Оез«1 — Меад УогК «Ногасс 1-гоепдп1». 1929. — 1пзе1, р. 93-941
esenin.ru
редкие фотографии Сергея Есенина • Фактрум
Но «петушки да лапти» занимали Есенина недолго. На стене Страстного монастыря он писал похабные стихи и растапливал самовар, лучинами от расцеплённой иконы.
Сергей Александрович Есенин и Айседора Дунканан во время заграничного путешествия по Европе. Берлин, 1922 год.При всей эпатажности личности Есенина его стихи — особая страница русской поэзии. Фактрум публикует подборку фотографий, на которых запечатлены различные моменты жизни великого поэта.
На пляже
Сергей Есенин на пляже во время заграничного путешествия по Европе с Айседорой Дункан, 1922 год.
Есенин и Городецкий
Сергей Александрович Есенин и Сергей Митрофанович Городецкий, 1915 год.
Есенин с сестрой
Сергей Александрович Есенин гадает по руке своей сестры, 1924 год.
Сергей Есенин и Айседора Дункан
Сергей Александрович Есенин и Айседора Дункан во время заграничного путешествия по Европе, Берлин, 1922 год.
Сергей Александрович Есенин
Сергей Александрович Есенин после приезда в Москву.
Посмертная фотография Есенина
Посмертная фотография Сергея Александровича Есенина, 1925 год.
Фотография после гибели в гостинице Англетер
Снятый из петли Сергей Александрович Есенин в номере гостиницы Англетер, 28 декабря 1925 года.
Есенин и Болдовкин в Баку
Сергей Александрович Есенин и В. И. Болдовкин. Баку, 24 мая 1925 года.
Портретный снимок Сергея Есенина
Сергей Александрович Есенин за год до гибели, 1924 год.
Сергей Есенин и София Толстая
Сергей Александрович Есенин и его третья жена София Толстая. Сентябрь 1925 года.
После военной службы
Сергей Александрович Есенин после военной службы, на которой был прикомандирован к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара.
Есенин с женой
Сергей Есенин и его вторая жена, танцовщица Айседора Дункан во время путешествия по Европе. Берлин, 1922 год.
С сестрой Екатериной
Сергей Есенин с сестрой Екатериной на Пречистенском бульваре. Москва, 1925 год.
Мать Есенина на его могиле
Мать Сергея Есенина на его могиле.
Надгробье великого поэта в Москве
Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:Поделиться
Класснуть
www.factroom.ru
Есенин в изобразительном искусстве
Анатолий Петрович Жутаев родился в г. Спасске Рязанской области в 1935 году. После войны его семья вербуется в Крым (Семеиз), затем родители переезжают в Донбасс (г. Енакиево). Здесь Анатолий заканчивает школу.
В 1954 году приезжает в Спасск и поступает в Рязанское художественное училище. В этом же году уходит в армию, служит в десантных войсках. С 1957 года продолжает учиться в художественном училище. После окончания училища в 1961 году направляется в алтайский край (Кулунда) учителем черчения и рисования. Затем переезжает в город Рыбное Рязанской области и работает учителем в школе. Поступает в Московский Полиграфический институт на графический факультет. Печатается в районных, областных и центральных газетах. В 1995 году архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном Анатолий рукополагается в диаконы и служит в селе Летово Рыбновского района в церкви святых Косьмы и Дамиана. 1996 году по благословению Владыки Симона открывает в городе церковь во имя Святителя Николая чудотворца, где и служит поныне в этом сане.
Екатерина Александровна Есенина(сестра поэта С. Есенина, г. Москва)
Я всегда был рад встрече с Екатериной Александровной Есениной. Она была ласкова и отзывчива. Любила принимать гостей, как её мама Татьяна Федоровна. Накануне шел дождь и на покосившемся крыльце было сыро. «Кровля прохудилась» — сказала Екатерина Александровна. Я починил козырек и поправил крылечко, а затем выровнял плетень. В 1962 году дорога была проселочной, но в маленький домик великого поэта всегда шел народ. Смотрели на избу, вздыхали, переговаривались, затем проходили в горницу, где их встречала девочка с косичками, которая по-деревенски коротко рассказывала о жизни прославленного своего земляка. Провожая посетителей, благодарила их за посещение дома поэта, затем садилась перед распахнутым окном, где благоухала персидская сирень.
Александра Александровна Есенина(сестра поэта С. Есенина, г. Москва)
Встретился я с Александрой Александровной в 60-е годы, когда поэзия С. Есенина заново еще не восторжествовала как в нашем Рязанском крае, так и в России. В 1965 году страна, наконец, широко отметила его 70-летие. Сестры С. Есенина заметно повеселели, и радость постепенно наполнила их дом. Через некоторое время, в 1987 году, я решил нарисовать сестер. Они с удовольствием уделили мне время.
Константин Сергеевич Есенин(сын поэта Сергея Есенина, г. Москва)
О сыне С. Есенина, Константине Сергеевиче, я слышал давно, читал его спортивные очерки, публикации. Мне очень хотелось с ним встретиться. И счастье улыбнулось мне. На одном из юбилеев, посвященных его отцу, великому поэту, во время нашего разговора я дважды сделал с него рисунок.
Александр Сергеевич Вольпин(сын поэта Сергея Есенина, США, Лос-Анджелес)
Сын поэта живет в Америке в Лос-Анджелесе, часто приезжает в село Константинове на родину своего отца Сергея Александровича Есенина. Я давно хотел встретиться с ним, чтобы нарисовать его портрет и вскоре мое желание исполнилось. После умилительной беседы, я попросил Александра Сергеевича попозировать мне перед домиком его отца. Несмотря на свою занятость, он уделил мне несколько минут для рисунка.
Светлана Есенина(племянница поэта, г. Москва)
В 1964 году я посетил дом С. Есенина, где меня встретила веселая и любознательная девушка. Узнав, что я художник, она оживленно стала рассказывать про все уголки в доме поэта. Слушая ее рассказ, я в тоже время помогал по хозяйству: принес воды, наколол дров, скосил траву на усадьбе. Екатерина и Александра — сестры Есенина, были мне очень благодарны, а Светлана попросила нарисовать ее, что я с радостью и сделал.
Павел Ильич Железнов(писатель, г. Ленинград)
С этим старейшим писателем я встретился на юбилее Сергея Есенина. В молодости он видел и слушал Сергея Есенина. У него хорошее воспоминание о нем. Мне очень понравился этот интеллигентный человек. Я беседовал с ним и был поражен его глубокими познаниями в литературе и искусстве.
Юрий Львович Прокушев(литературовед, г. Москва)
Знаменитый исследователь поэзии С. Есенина жил в Москве. Мы ежегодно с ним встречались на литературных праздниках в селе Константинове, хорошо знали друг друга. Он был на моей выставке поэтов, которая проходила в Доме культуры в с. Константинове. Он всегда пламенно выступал перед собравшимися любителями поэзии С. Есенина. Имеет много научных трудов по исследованию творчества поэта. Просмотрев мои выставочные работы, он пожелал мне собрать как можно больше рисунков писателей, поэтов, константиновских пейзажей, исторических фактов из жизни поэта, его сестер, детей и оставшихся в живых родственников С. Есенина и, при возможности, издать альбом. «Это мое тебе искреннее пожелание! Рецензию на этот альбом я тебе дам...», — сказал мне Юрий Львович однажды. К сожалению, это не сбылось...
Владимир Юрьевич Прокушев(сын Ю. Л. Прокушева)
На высоком берегу Оки в с. Константинове, где совсем недавно наслаждался этой красотой, дышал воздухом есенинской поэзии Юрий Львович Прокушев, я встретил его сына. Владимир Юрьевич — внимательный и добрый человек, с ним можно легко разговаривать на любые темы. Зоя Михайловна Дикун, представляя Владимира Юрьевича, сказала: «Нарисуй его, Анатолий, как его отца». В парке стоят красивые лавочки, и я попросил его расположиться на одной из них в свободной и удобной для него позе. Пока я рисовал портрет, мы разговаривали об искусстве. Оказалось, что он большой знаток анатомии и отдельные моменты из его рассказов оказались для меня весьма полезными. После того, как я закончил рисовать портрет, Владимир Юрьевич, попросил сделать наброски животных — тут невдалеке паслись коровы и козы. Я очень доволен тем, что встретил такого прекрасного человека.
Станислав Куняев(поэт, литературовед, г. Москва)
Когда кончились выступления поэтов, я встретился с одним из них — Куняевым. Зоя Михайловна Дикун попросила его попозировать мне для рисунка. «Это для меня будет очень интересно, хочется посмотреть, что из меня выйдет». Когда я закончил рисование, он поинтересовался портретом, внимательно поглядел на рисунок и написал: «Это действительно я».
Сергей Станиславович Куняев(поэт, г. Москва)
Встретился я с ним в Константинове, рассказывал ему о прелестях этого села, а он о себе, о своих впечатлениях по дороге в Константиново. Любознательный и внимательный молодой человек с интересом рассматривал константиновские места и тут же что-то записывал в блокнот. «Меня не только зовут Сергей, но есть еще прозвище «Сова», так как я работаю за письменным столом больше по ночам», — поэт с улыбкой предложил нарисовать его.
Юрий Александрович Паркаев(поэт, г. Москва)
Получилось так, что после выступления поэты собирались посетить константиновские места, поэтому оставалось совсем мало времени. Когда я предложил Паркаеву нарисовать его портрет, он сказал: Я с удовольствием Вам попозировал бы, но у нас есть всего пять минут. Если успеете за это время что-то уловить, то пожалуйста. — Я с большим вниманием использую это время, — сказал я ему. — Нарисуйте меня вот в таком повороте, — добавил он. Время пошло. Его друзья, стоявшие рядом, посмотрели на меня с удивлением: что можно, сделать за эти несколько минут. Но когда карандаш коснулся бумаги, они забыли о минутах и с удовольствием смотрели на линии, на бумагу, на которой вырисовывался портрет поэта. Посмотрев на изображение, Юрий Александрович удивился и сказал: «Очень рад, что время не прошло даром». Он достал открытку, на которой с одной стороны был его портрет, а с другой — стихотворение, и написал несколько слов обо мне.
Александр Павлович Кибальников(скульптор, нар. художник СССР)
Знаменитый скульптор раздавал свои автографы налево и направо. Желающих было много, и каждый старался получить от него хотя бы «черточку». Оценив обстановку, я не стал отвлекать скульптора от беседы с посетителями. Выбрал подходящее место и как можно быстрее стал набрасывать его портрет. Сзади меня толкали, но, увидев, что я рисую Кибальника, стали заглядывать ко мне в альбом. Потребовалось немного терпения, и через десять минут я закончил рисунок. Когда я показал скульптору его портрет, он очень удивился: — Как Вам удалось сделать мой портрет в такой обстановке? — Да ведь художник должен работать при всех обстоятельствах. — Вот Вам мой автограф с большими пожеланиями в искусстве.
Ольга Ефимовна Воронова(профессор, искусствовед, г. Рязань)
Ольгу Ефимовну я рисовал во время научной конференции, посвященной С. Есенину, в с. Константинове. Я там рисовал многих ее коллег из разных городов. Они внимательно слушали выступавших докладчиков, а я, пользуясь их смиренностью, делал с них зарисовки. После конференции они давали мне автографы. Дорогому Анатолию Петровичу Жутаеву — славному русскому человеку и прекрасному художнику.
Константин Петрович Воронцов(главный научный сотрудник музея-заповедника С. А. Есенина)
В своих беседах о творчестве Сергея Есенина он по-своему раскрывал поэзию поэта, помогал собеседнику глубже понять суть есенинского слова, его образность и неповторимость. Мне давно хотелось нарисовать Константина Петровича, но он постоянно был в хлопотах и с улыбкой отвечал мне: «Толя, когда-нибудь». И вот на праздновании 110-летия со дня рождения С. А. Есенина я вновь обратился к К. Воронцову. «Вот, опять ты выбрал время, когда ни одной свободной минуты. Тогда рисуй меня на ходу, где поймаешь». Меня это не огорчило. Воронцов разговаривал с гостями, а я рисовал, старался хотя бы на мгновение запечатлеть его профиль, выражение лица. И каждый раз, когда мне удавалось поймать Воронцова на ходу, я дорисовывал его в той же позе, уточняя отдельные детали и штрихи. И, несмотря на «походные» условия творческой работы, рисунок получился таким, что радует душу и сердце.
Е. КузнецоваОрганизатор музея С. Есенина в г. Мурманске
Я был очень рад знакомству с этим удивительным человеком большим любителем поэзии С. А. Есенина. Она читала стихи поэта с таким вдохновением и теплотой, что холодный полярный Мурманск стал теплее.
Егор Иванович ИвановОрганизатор музея С. Есенина в г. Воронеже
В. СинельниковОрганизатор музея С. Есенина в г. Липецке
А. А. ОгарковОрганизатор музея С. Есенина в г. Орле
Евгений Григорьевич Попов(композитор, г. Рязань)
На есенинском юбилее всегда звучат песенные мелодии композитора Е. Попова. Мне очень хотелось сделать с него набросок. Он сидел и слушал свои сочинения в исполнении разных хоровых коллективов. Я тоже слушал песни и рисовал своего прославленного земляка.
Алексей Казаков(издатель, г. Челябинск)
Челябинский издатель, исследователь жизни и творчества Сергея Есенина. Каждый год мы встречаемся с ним в селе Константинове и делимся впечатлениями. Он готовит к изданию «Большую энциклопедию».
]]>esenin.ru
Главная
|
literatura5.narod.ru