Гойя — Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1803 года. Картина расстрел


Описание картины Франциско де Гойя «Расстрел повстанцев»

Описание картины Франциско де Гойя «Расстрел повстанцев»

В 1808 году в Мадриде произошло событие, вдохновившее Франсиско Гойю создать уникальный шедевр. В первых числах мая в этом городе вспыхнуло восстание патриотов против оккупировавших Испанию французов. Оно было подавлено военными отрядами Наполеона.

Борцы за независимость и свободу родной страны были осуждены на расстрел. После окончательной победы над Францией в 1814 году художник изобразил по заказу правительства момент этой казни ночью 3 мая. Однако, власти не смогли высоко оценить выполненную работу. Вероятно, смелая и оригинальная манера написания полотна была для консервативного правительства непонятна. Зато нынче «Расстрел» Гойи – общеизвестно признанный шедевр в жанре исторической живописи.

Слишком реалистично, без прикрас и близко к простому народу написано полотно. В композиционном центре – молодой повстанец в белой рубахе и желтых штанах; на заре своей жизни смотрит он в глаза смерти, смотрит с ужасом, но еще больше с гордостью. На руках отважного испанца заметны стигматы – художник сопоставляет героя с Христом, также ставшим невиновной жертвой бездушия в борьбе за великие нравственные идеалы.

Безликая шеренга французских военных слуг целится в него ружьями; совсем не чувствуется в них души, как жестокая бездумная машина они выполняют приказ Наполеона. Шокирует изображение рядом уже убитых борцов за независимость: кровь на земле, телах и одеждах. Толпа идущих на расстрел – с поникшими головами, закрывают глаза руками, в страхе сжимают кулаки.

Гойя писал «Расстрел» как антивоенный протест. Художник всеми возможными изобразительными средствами старался обличить немыслимую жестокость марионеток власти. Он надеется, что зритель, глядя на картину, задумается об ужасах войны и проклянет это чудовищное бесчеловечное действо.

opisanie-kartin.com

Картины, описание картин — Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года в Мадриде

Описани е картины Франциско де Гойя: Расстрел повстанцев.В 1808 году в Мадриде произошло событие, вдохновившее Франсиско Гойю создать уникальный шедевр. В первых числах мая в этом городе вспыхнуло восстание патриотов против оккупировавших Испанию французов. Оно было подавлено военными отрядами Наполеона.Борцы за независимость и свободу родной страны были осуждены на расстрел. После окончательной победы над Францией в 1814 году художник изобразил по заказу правительства момент этой казни ночью 3 мая. Однако, власти не смогли высоко оценить выполненную работу. Вероятно, смелая и оригинальная манера написания полотна была для консервативного правительства непонятна. Зато нынче «Расстрел» Гойи – общеизвестно признанный шедевр в жанре исторической живописи.Слишком реалистично, без прикрас и близко к простому народу написано полотно. В композиционном центре – молодой повстанец в белой рубахе и желтых штанах; на заре своей жизни смотрит он в глаза смерти, смотрит с ужасом, но еще больше с гордостью. На руках отважного испанца заметны стигматы – художник сопоставляет героя с Христом, также ставшим невиновной жертвой бездушия в борьбе за великие нравственные идеалы.Безликая шеренга французских военных слуг целится в него ружьями; совсем не чувствуется в них души, как жестокая бездумная машина они выполняют приказ Наполеона. Шокирует изображение рядом уже убитых борцов за независимость: кровь на земле, телах и одеждах. Толпа идущих на расстрел – с поникшими головами, закрывают глаза руками, в страхе сжимают кулаки.Гойя писал «Расстрел» как антивоенный протест. Художник всеми возможными изобразительным и средствами старался обличить немыслимую жестокость марионеток власти. Он надеется, что зритель, глядя на картину, задумается об ужасах войны и проклянет это чудовищное бесчеловечное действо.

www.art-drawing.ru

«Расстрел повстанцев» Франсиско Гойи • Arzamas

Конспект

2 мая 1808 года в Мадриде вспыхнул антинаполеоновский мятеж, город оказался в руках протестующих, однако уже к вечеру на 3-е число в окрестностях испанской столицы шли массовые расстрелы повстанцев. Эти события вскоре привели к партизанской войне, длившейся шесть лет. Когда она закончится, живописцу Франсиско Гойе будут заказаны две картины, чтобы увековечить восстание. Первая — «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде».

«Гойя действительно изображает момент начала атаки — тот первый удар навахой, который начал войну. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. Он как будто бы приближает камеру, от панорамы он переходит к исключительно близкому плану, чего тоже не было в такой степени до него. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Тут нет человека, которого ты жалеешь. Есть жертвы и есть убийцы. И эти убийцы с налитыми кровью глазами, испанские патриоты, в общем, занимаются мясницким делом».

Илья Доронченков

На второй картине персонажи меняются местами: те, кого режут на первой картине, на второй расстреливают тех, кто их резал. И моральная амбивалентность уличной схватки сменяется моральной ясностью: Гойя на стороне тех, кто восстал и погибает.

«Враги теперь разведены. Справа те, кто будет жить. Это череда людей в униформе с ружьями, абсолютно одинаковых, еще более одинаковых, чем братья Горации у Давида. У них не видно лиц, и их киверы делают их похожими на машины, на роботов. Это не человеческие фигуры. Они черным силуэтом выделяются в ночном мраке на фоне заливающего маленькую полянку светом фонаря.

Слева те, кто умрет. Они двигаются, клубятся, жестикулируют, и почему-то кажется, что они выше своих палачей. Хотя главный, центральный персонаж — мадридский мужик в оранжевых штанах и белой рубахе — стоит на коленях. Он все равно выше, он чуть-чуть на пригорке».

Илья Доронченков

Погибающий повстанец стоит в позе Христа, и для пущей убедительности Гойя изображает на его ладонях стигматы. Кроме того, художник заставляет все время переживать тяжелый опыт — смотреть на последнее мгновение перед казнью. Наконец, Гойя меняет понимание исторического события. До него событие изображалось своей ритуальной, риторической стороной, у Гойи событие — это мгновение, страсть, нелитературный выкрик.

На первой картине диптиха видно, что испанцы режут не французов: всадники, падающие под ноги лошади, одеты в мусульманские костюмы. Дело в том, что в войсках Наполеона был отряд мамелюков, египетских кавалеристов.

«Казалось бы, странно, что художник превращает в символ французской оккупации мусульманских бойцов. Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. Для любой нации, ковавшей свое самосознание во время Наполеоновских войн, было исключительно важно осознать, что эта война есть часть вечной войны за свои ценности. И такой мифологической войной для испанского народа была Реконкиста, отвоевание Пиренейского полуострова у мусульманских королевств. Таким образом, Гойя, сохраняя верность документальности, современности, ставит это событие в связь с национальным мифом, заставляя осознать борьбу 1808 года как вечную борьбу испанцев за национальное и христианское».

Илья Доронченков

Художнику удалось создать иконографическую формулу расстрела. Каждый раз, когда его коллеги — будь то Мане, Дикс или Пикассо — обращались к теме казни, они следовали за Гойей.  

arzamas.academy

Гойя — Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1803 года

Картина Гойи "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1803 года"

Эта картина — не только шедевр Гойи, но и одно из высших достижений европейской исторической живописи, ее парадигма. В ней воссоздано реальное событие. После сражения на Пуэрто-дель-Соль оставшиеся в живых испанцы были казнены в ночь на 3 мая у холма Принчипе-Пио. Но безусловная достоверность исторического факта претворена в общезначимый символ героики и страдания, мужественного противостояния слепой и жестокой силе. Силе, лишенной индивидуальности, ибо цепь французских солдат анонимна — мы не видим их лица. В группе же испанцев индивидуален каждый образ, каждый несет в себе целый мир, трагический и обреченный. В картине навечно зафиксировано мгновение перед выстрелом, оно обретает здесь длительность, мучительную и бесконечную. Стоящий на земле фонарь разделяет обе группы, так что фигуры французских солдат воспринимаются как темные силуэты, а яркий беспощадный свет озаряет испанских патриотов, живых и умирающих, поток крови, расстекающийся по земле, трупы и тех, кто сейчас будет столь же недвижим. Но пока эти люди, прижатые невидимой и беспощадной силой к склону холма, исполнены высочайшего напряжения чувств.

Оно достигает предела в центральной фигуре могучего испанца, бросающего в лицо солдатам слова гнева или проклятия. Жест его высоко вскинутых рук, вызывающий ассоциации с распятием, осеняет всю группу обреченных, а яркая вспышка белого пятна его рубахи, спорящая с холодным светом фонаря, озаряет их последние мгновения. За ними высится пустынный холм, и далее, в глубине, на фоне темного неба видны очертания мадридских зданий и церкви — немых и безучастных свидетелей человеческой драмы.

Смотрите также

painteropedia.ru

Эдуар Мане Расстрел императора Максимилиана: Описание произведения

Эдуар Мане занимал четкую гражданскую позицию и был ярым политическим спорщиком. Во время Франко-Прусской войны, например, он остается в осажденном Париже, идет добровольцем на его защиту и по вечерам, голодный, больной и измученный, тяжело переживает вести о гибели друзей, скучает от разлуки с женой и ведет яростные споры с Эдгаром Дега. Сходятся в итоге на том, что не прощают бегства Золя из Парижа, мирятся.

Но это будет уже в 1870 году, когда война положит конец правлению Наполеона III, а Эдуара Мане доведет до нервного срыва. А за несколько лет до этого недовольство Мане-француза правлением императора прорвется лишь в одной напряженной, политически-заряженной картине. «Расстрел императора Максимилиана» был обречен – такую картину не отправишь в Салон и даже не покажешь на собственной выставке. Ее запретили – и до самой смерти Мане полотно не видел никто, кроме близких друзей художника.

Здесь не обойтись без предыстории. «Расстрел» - это быстрая, дерзкая и вполне конкретная реакция на одну из самых постыдных кампаний Наполеона III: тщеславное завоевание Мексики, политический переворот и позорное бегство французской армии из этой заокеанской страны. Наполеону хотелось провернуть что-то вроде египетской кампании своего знаменитого родственника, а заодно подобраться поближе к Америке. Французская армия свергла местного правителя Мексики и усадила править здесь марионетку Наполеона III, императора Максимилиана. Все бы ничего, история не оригинальная и не новая, но только французов надолго не хватило: содержать армию в Мексике оказалось дорого и совершенно нелогично. Армию вернули домой, а императора Максимилиана оставили разбираться с мексиканцами.

Когда мексиканцы расстреляли чужака Максимилиана и французские газеты об этом сообщили, Эдуар Мане задумал новую картину, свой единственный шедевр на основе исторического события. Страстный исследователь творчества Мане и один из лучших современных британских арт-критиков Вальдемар Янушчак говорит: «В истории современного искусства есть всего две картины, на которых с достаточной силой и эффектом запечатлены события своего времени: «Герника» Пикассо и «Расстрел» Мане». Мане удалось не просто рассказать о событии, а вовлечь в него зрителя.

Глухую серую стену на заднем плане Мане выстроит только в третьей версии картины (на первых версиях-эскизах за расстрельной группой простирался сухой, лаконичный пейзаж), солдаты тоже сначала были одеты в сомбреро и вполне походили на мексиканцев. Потом, переодев солдат во французские мундиры, Мане бросит вызов и обвинит французов в соучастии, а французского императора – в убийстве. Это его черты должны были опознать современники в лице того солдата, который готовит ружье к финальному выстрелу в упор. Это он, Наполеон III, - убийца Максимилиана.

Но кроме зевак, наблюдающих из-за забора за казнью, на картине присутствует еще один наблюдатель, который был рядом и ничего не сделал, чтобы помешать. Это вы. Это вы отбрасываете тень в нижней части картины и спокойно наблюдаете за казнью императора Максимилиана. Каждый из нас.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

Галерея (картины, скульптура и т.п.)

Фотографии

Видеотека

Галерея (картины, скульптура и т.п.)

Песни рабочей борьбы

Библиотека

/ Главная / Архивохранилище

Галерея (картины, скульптура и т.п.)

Читаем комментарий, жмём на слайд и открываем картинку во всей красе.

Александр Викторович Моравов (1878-1951), картина "Ленский расстрел в 1912 году" (1937 год). Хранится в Музее В.И. Ленина (филиале ГИМ) в Москве.
Скульптор Джон Кайнднес (John Kindness; р. 1951), "Памятник труду: Филадельфия воздаёт должное американскому рабочему" ("The Labor Monument: Philadelphia's Tribute to the American Worker", 2010 год). Монумент представляет собой семь скамеек со столиками в форме гигантских джинсовых пуговиц (около 1 метра в диаметре), размещённых на круглом поле синей крошки, символизирующем простроченную джинсовую ткань. Джинсы и джинсовые комбинезоны - классическая одежда американских рабочих. Каждая кнопка отображает одну из страниц истории рабочего движения США, а заодно одну из специфических категорий рабочих.

Первая пуговица посвящена сельскохозяйственным рабочим с датой "1900 год" и их лозунгом, написанном на испанском "Да, это возможно!"

Вторая пуговица изображает работающих детей с сопровождающей надписью: "Хуже всего тот... кто крадёт у детей детство".

На третьей пуговице плохо видны надписи, но, судя по дате - "1912 год" и фигурам манифестирующих женщин-работниц, можно предположить, что кнопка посвящена большим забастовкам текстильщиков в городах Лоуренс (штат Массачусетс) и Патерсон (штат Нью-Джерси).

На четвёртой пуговице изображены чернокожие рабочие мусорщики (уборщики улиц), держащие плакаты с одним и тем же лозунгом "Я человек".

На пятой пуговице изображены рабочие музыканты, слова певца рабочего движения Джо Хилла, казнённого властями: "Не тратьте времени на траур, организуйтесь" (1916 год), а также аббревиатура левого американского профобъединения, созданного в 1905 году - IWW (по-русски ИРМ, что означает "Индустриальные Рабочие Мира") и прозвище его членов - "вобблис".

На шестой пуговице изображён Юджин Виктор Дебс (1855-1926), рабочий-социалист, один из основателей Братства паровозных кочегаров и Американского союза железнодорожников, вождь гигантской Пульмановской стачки 1894 года и - кандидат в Президенты США, баллотировавшийся во время тюремного заключения. Фотографии седьмой пуговицы, к сожалению, нет. Судя по некоторым комментариям, она посвящена работнице Карен Силквуд, убитой при попытке обнародовать данные о преступной деятельности компании по переработке плутония. Местонахождение памятника - Элмвуд-Парк в городе Филадельфия (штат Пенсильвания, США). Автор фото - Грегори Бенсон Статья о памятнике здесь (на англ. яз.)

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Живописец Сергей Васильевич Иванов (1864-1910), картина "Расстрел" (1905 или 1906 год). Художник при жизни не только не дал полотну названия, но даже никому его не показывал. Вскоре после смерти Иванова картину обнаружила его вдова и показала её на посмертной выставке мастера под названием "Эскиз". Название "Расстрел" появилось уже в годы Советской власти. Иванов использовал необычный приём: основное пространство картины, площадь между шеренгами солдат (слева) и толпой рабочих с красным знаменем он оставил пустым. Только что прогремел залп, стволы ружей окутаны дымом, в ещё не охваченной криками ужаса толпе падают убитые и раненые. Голое пространство площади подчёркивает звенящую после залпа тишину. На переднем плане скорчились двое подстреленных демонстрантов. Смерть гуляет по площади в образе шелудивого пса. В этой картине есть одна деталь, о которой до сих пор дебатируют искусствоведы и любители. Фигура раненого рабочего в центре напоминает лежащую голову с закрытыми глазами. В качестве прототипа мрачного лика предлагаются кандидатуры наших Царей и придворных сановников. Я бы добавил к перечню самого художника (сравните его фото). Но загадочней всего вопрос: совпадение случайное или нарочное? Картина хранится в Историко-мемориальном музее «Пресня» (филиале ГЦМСИР) в Москве. Статья о картине здесь.

Российский художник Илья Ефимович Репин (1844-1930), картина "17 октября 1905 года" (написана в 1907, доработана в 1911 году). Автор так комментировал своё произведение: "Картина изображает процессию освободительного движения русского прогрессивного общества […] главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен […] подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпой движутся по площади большого города в экстазе общего ликования". Статья о полотне здесь; отзыв философа В.В. Розанова здесь. Картина заиграет, если не поленитесь и сопоставите намерения и комменты Репина, а также реальных прототипов, которых он включил в композицию, с отзывом Розанова.

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Советский художник и график Иван Алексеевич Владимиров (1869 (1870)-1947), картина "Разгром стачечников". Полотно хранится в Государственном центральном музее современной истории России в Москве.
Советский художник-график Михаил Игнатьевич Антонов (1871-1939), картина "Разоблачение врага в цехе" (1938 год). Холодным маслом по грубому холсту. Рабочие припёрли типа в кепке к станку в углу цеха и выясняют его тёмное нутро. Интересно, что он единственный в этой мрачной толпе, кто в кепке. Наверное, мастер. Бедолагу сейчас разоблачат и либо объявят строгача с занесением в грудную клетку, либо сдадут в НКВД. Не вполне ясно, что Игнатьев вскрывал этим сюжетом - шпиономанию под прикрытием "классовой борьбы" или реальный рабочий протест против, например, обнаглевшего начальника, которого как "врага народа" можно упечь далеко и надолго.
Советский скульптор Владимир Павлович Жариков (р. 1931), монумент "1903 год" (поставлен в 1967 году). Памятник посвящён жертвам расстрела 13 (26) марта 1903 года бастующих рабочих Златоустовского завода, являвшегося в конце 19 - начале 20 века одним из флагманов рабочего и профессионального движения в России. Монумент возведён на народные средства (златоустовцами было собрано более 30 тысяч рублей). Скульптор Жариков предполагал, что он будет ростом 6 метров из мраморной глыбы и установлен на Уреньгинском кладбище в Берёзовской роще, где покоились останки убитых рабочих. Однако обстоятельства и позиция властей заставили изменить планы. Кладбище было снесено, прах погибших перенесён на площадь III Интернационала. На этой же площади, перед зданием Драматического театра, возвели и памятник, но - из бетона (и лишь позади мраморная стенка). Местонахождение - город Златоуст (Челябинская область, Россия). Статья о памятнике и истории его возведения здесь.
Памятник, посвящённый неизвестному деятелю цейлонского рабочего профсоюзного движения. Автор неизвестен. Местонахождение - город Коломбо (Шри-Ланка).

Автор фото: Антон Кротов (http://a-krotov.livejournal.com). Фото публикуется с любезного разрешения автора.

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Американский скульптор-монументалист Мэтью Плачек (Matthew Placzek) из Омахи, скульптурная группа "Labor" ("Труд", 2003 год). Памятник высотой 9 метров и общим весом 271 тонну - второй по размерам в США монумент, посвящённый труду - является данью уважения автора рабочим профсоюзам, содействовавшим строительству его родного города. Конструкция построена на новой городской набережной, на месте старого сталелитейного цеха, с использованием подлинных литейных ковшей и пятью бронзовых фигур, символизирующих трудолюбие и преданность своей профессии. Если вы ещё не разрыдались, то хотя бы просто снимите шляпу. Местонахождение - город Омаха (штат Небраска, США).

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Художник Николай Иванович Верхотуров (1864-1944), картина "Расчёт" ("Перед стачкой", 1910 год). Считается самым известным произведением мастера. Царские власти запретили выставлять картину в России, и она была показана в Лондоне. Эту композицию советские художники позже заездили более или менее удачными повторами. Но обратим внимание на фабриканта, который незыблемой скалой занял центральное пространство, не обращая внимания на умоляющих рабочих. За его спиной несколько кряжистых фигур, думающих мрачную думу. Как раз левая часть картины более тёмная. Там зреет буря. Уж не знаю, хотел ли того Верхотуров, но выглядит пророчески: будущий рабочий прибой смоет и конторские перила, и фабриканта со счетоводами. Картина хранится в Государственном центральном музее современной истории России в Москве.
Художник Артур П. Гаррэт (Arthur Pain Garratt; 1873-?), рисунок, изображающий священника Г.А. Гапона во главе рабочей демонстрации 9 (22) января 1905 года, расстреливаемой царскими войсками. Эпизод нереальный (Гапон покрасоваться перед войсками не успел, соратники увели, переодели и подстригли его после первых же залпов; баррикады стали возводить в разных районах Санкт-Петербурга уже после расстрела демонстрации), но в целом верно отражает демонстративную личность Гапона.

Польский художник Войцех Коссак (1857-1942), картина "Krwawa niedziela. 1905" (в русском названии "Кровавое воскресенье в Петербурге 22 января 1905 года"). Написанное в 1907 году, после Второй мировой войны полотно исчезло из Польши, и лишь в 1970-е годы выяснилось, что коммунистический вождь Польши Болеслав Берут подарил его И.В. Сталину. Затем "Кровавое воскресенье" вновь исчезло. После повторного обнаружения картины в 2012 году "в подвале" в украинском Кировограде, она была восстановлена польскими специалистами и выставлена в музеях Силезии. Точные размеры полотна неизвестны, но газеты сообщали, что "огромная картина занимает всю стену двусветного зала".  

Набросок художника Валентина Александровича Серова (1865-1911), сделанный им в 1905 году с натуры во время работы в мастерской Манэ в Санкт-Петербурге во время разгона казаками одной из демонстраций. Названием рисунка Серов выразил своё отношение к защитникам самодержавия: "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?" Опубликован в журнале "Жупел" № 1 за 1905 год.
Рисунок французского художника М. Фред. Фойта (M. Fred.  Voigt), под названием "Священник Гапон, пламенный петербургский реформатор", был опубликован в журнале "La Vie illustrée", скорее всего, в 1905 или 1906 году. Судя по антуражу, рисунок отражает встречи кружка Гапона в первые годы его деятельности в рабочей среде (1902-1903), в чайной.

Картина Георгия Константиновича Савицкого (1887-1949) "Всеобщая железнодорожная стачка. 1905 год" написана в 1930 году. Судя по названию, события относятся ко Всеобщей октябрьской политической стачке 1905 года, вырвавшей у Царя Манифест о свободах. Бастующие рабочие преградили путь пассажирскому поезду и ведут перепалку с железнодорожным начальством и пассажирами, конечно, буржуазного вида и корыстных намерений. Комично выглядит партийный агитатор на паровозе, безуспешно пытающийся привлечь внимание рабочих ко всей политической важности момента. Его не слушают и тянутся к центральной части, где идут переговоры. Хранится в Государственном центральном музее современной истории России в Москве.

(Предложено к публикации А. Макаркиным)

Рисунок неизвестного. Священник Г.А. Гапон читает в Собрании русских фабрично-заводских рабочих г. Петербурга проект Петиции к Царю Николаю Второму. Мастера соцреализма тысячекратно повторяли данную композицию, изображая в центре всеобщего внимания советских вождей.

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Картина Эжена Делакруа (полное имя Фердинан Виктор Эжен Делакруа; 1798-1863) под названием "La Liberté guidant le peuple" ("Свобода, ведущая народ", 1830 год; используется альтернативное русское название "Свобода на баррикадах") была написана всего за три месяца. Настроение, с которым Делакруа брался за работу над ней, хорошо выражают его слова из письма к брату: "Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать". Полотно посвящено победоносному Июльскому восстанию в Париже 1830 года, ведущей силой которого были студенты и рабочие. В образе женщины-знаменосца Делакруа запечатлел образ Свободы, за которую было поднято восстание. В образе буржуа в цилиндре слева от Свободы, по мнению некоторых искусствоведов, Делакруа изобразил самого себя. Разодранные в схватке одежды, обнажённые тела создают впечатление, что потребность в свободе есть суть человеческой личности, заложены в естестве. Не случайно правительство незамедлительно купило картину, едва она была выставлена в 1831 году, и потом четверть века держало её в запасниках. Полотно (размером 260 на 325 см) выставлено в музее Лувр-Ланс в городе Ланс на севере Франции. Статья о картине в Википедии.

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Картина "1905 год" художника В. Маневского

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Картина "Поднимающий знамя" (1959-1960). Автор - советский художник Гелий Михайлович Коржев (настоящая фамилия Коржев-Чувелёв; 1925-2012). Расстреляна пролетарская демонстрация. Рабочий поднимает красное знамя, выпавшее из рук убитого товарища. Несмотря на вторичность сюжета (сравните скульптуру И.Д. Шадра "Булыжник - оружие пролетариата", созданную в 1927 году), скупость красок и режим стоп-кадра, полотно выразительно передаёт весь драматизм запечатлённого момента. Картина составляет центральную часть триптиха - "Коммунисты", находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). Статья о триптихе здесь.

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Скульптура советского мастера Ивана Дмитриевича Шадра (настоящая фамилия Иванов; 1887-1941) "Булыжник - оружие пролетариата" была создана в 1927 году в гипсе (до сих пор находится в Третьяковской галерее), но лишь через 20 лет отлита в бронзе. Скульптура считается одних из самых ярких образцов реалистического искусства. Шадр искал способы передачи состояния духа и напряжённости тела через пластику камня. В данном произведении ему удалось это в полной мере. Бронзовая копия скульптуры стоит в парке Декабрьского восстания в Москве. Статья о скульптуре в Википедии.

(Предложено к публикации О. Митрошиной)

Итальянский художник Джузеппе Пелицца да Вольпедо, картина "Четвёртое сословие" (1898-1901 годы). Первоначальные названия картины придавали изображённому действу разные акценты: "Посланцы голода". "Людской поток", "Марш рабочих". На ней изображено шествие рабочих, объявивших забастовку. Пелицца, увлечённый в те годы социалистическими идеями и стилем дивизионизма, работал над полотном три года, создав несколько десятков её вариантов. Внушительные размеры полотна (примерно 3 х 6 метров) позволили Пелицце изобразить центральные фигуры почти в человеческий рост. Картина выставлена в Галерее современного искусства в Милане. Статья о картине здесь.

На рисунке неизвестного французского художника отображён момент транспортной забастовки 1891 года. Бастующие штурмом захватывают омнибус.

Венгерский художник немецкого происхождения Михай Мункачи (1844-1900), картина "Sztrájk" ("Забастовка", 1895 год). Мункачи в 1-й половине 1890-х годов написал целый ряд произведений, в том числе по заказу австро-венгерских властей, на религиозные и исторические темы, отмеченных чертами салонности и академизма. Возможно, это стало одной из причин его глубокой депрессии, в конце-концов приведшей к душевному расстройству. Написанная параллельно с официозными полотнами, "Забастовка" резко выбивается по своей протестно-революционной направленности. Особенно знаменательно, что Мункачи создал её в год шумного празднования официального юбилея венгерской государственности. "Забастовка" оценивается специалистами как новаторская по теме, но сумбурная по исполнению. Полотно хранится в Венгерской национальной галерее (Будапешт).

Картина "Der Streik" ("Забастовка"), написана американским художником немецкого происхождения Робертом Кёлером (1850-1917) в 1886 году, в бытность его главой частной школы искусств в Нью-Йорке. Картина имеет внушительные размеры - 2,8 х 1,8 метра и хранится в Немецком историческом музее в Берлине.

Каталонский художник Рамон Касас и Карбо (1866-1932) написал картину в 1899-1900 годах под названием "La Carga" ("Наезд") в преддверии Всемирной выставки в Париже 1900 года. Однако полотно не прошло предварительного отбора в Мадриде (видимо, из-за размеров - 4,7 х 3 метра). Вскоре Касас оказался свидетелем всеобщей забастовки солидарности, потрясшей Барселону в феврале 1902 года, и под её впечатлением решил несколько переработать картину. В частности, он сделал более выразительными и динамичными фигуры гражданских гвардейцев, лошадей, а также упавшего на землю рабочего. В 1903 году Касас переименовал картину на "В Барселоне, 1902", что придало ей более драматичное звучание в глазах европейской общественности, осведомлённой о кровавых столкновениях и баррикадных боях в Барселоне в ходе февральских событий того года. Выставленная в Салоне изящных искусств в Париже, она получила широкую известность и уже в 1904 году получила первую медаль на Национальной выставке в Мадриде. История создания и жизни картины - в Википедии (на каталонском)

Гравюра посвящена одному из эпизодов стачки углекопов английского графства Дарем (Durham) в 1863 году, которых хозяева шахт выселили из их домиков в близлежащих деревнях. На гравюре изображён большой митинг углекопов "на сланцах" в местечке Бишоп Окленд (Bishop Auckland). Гравюра была опубликована в одном из ноябрьских номеров того же 1863 года еженедельника "Иллюстрированные Лондонские новости", автор не известен.

Картина "Streik" ("Забастовка", 1879 год) кисти норвежского художника Теодора Северина Киттельсена (1857-1914) была написана в Мюнхене (Германия), где он ещё только учился мастерству живописи. В том же году картина была выставлена в Ассоциации искусств в Христиании (соврем. Осло в Норвегии), где вызвала положительную реакцию посетителей. В 1891 году соотечественник Киттельсена, писатель Пер Сивле, вдохновлённый картиной, написал роман с одноимённым названием. Хранится в Народном доме в Тронхейме (Норвегия).

Картина "Strajk" ("Забастовка", 1910 год) польского автора Станислава Ленца (1861-1920) написана им в бытность директором Варшавской школы изящных искусств. Любопытное отображение революционных веяний в классической, "антиавангардной" манере. Своеобразный ответ "Трём женщинам в церкви" Вильгельма Лейбля. Рассказ о картине на польском.

istprof.ru

Смертная казнь в живописи.

Вторую часть моей «работы» о смертной казни в живописи, хочу начать с откликов на первую части. Но, прежде всего, хочу поблагодарить всех, кто откликнулся 6 и тех, кто написал комментарии, и тех, кто только отметился в рейтинге. Надеюсь, что на этот раз они и скажут что-то по теме.

А тема-то, по большому счету, не о смертной казни. Изображение смертной казним многими художниками – это лишь повод показать поведение человека в экстремальных условия, повод возвеличить тех, кто даже в последнюю минуту своей жизни проявляет твердость духа и величие. Всмотритесь еще раз в лица Суриковских стрельцов. Вот это люди! Разве казнь интересовала художника? А повстанец в белом на картине Гойи! Да, действительно, некоторые художники идут по так сказать «документальному» пути. Но и в этом есть свой плюс - мы многое узнаем об исторических фактах, о костюмах, о, даже, манере поведения наших предков. Я уже не говорю о том, что перед нами картины – произведения искусства, и мы не должны воспринимать их как документальные фотографии судебных фотографов. А композиция, а колорит, экспрессивность. Я могу еще понять, когда новички нашей группы не видят этого. Но те, кто уже давно в «живописной» теме, те, кто уже просмотрели множество наших подборок, те, кто знакомы не понаслышке с изобразительным искусством, его течениями, его приемами воздействия на зрителя – они-то почему вдруг забывают о том, что перед ними в первую очередь живописные полотна! Это я к Вам в первую очередь, Natalya Simonova. Вы всегда давали точные и толковые комментарии, причем именно по живописной части работ, а чем представленные хуже?Елена Троценко, Вы считаете, что живопись это только ангелочки и целующиеся девушки? Нет, живопись – это жизнь во всех её проявлениях. Кроме того, живопись – как я уже писал выше – это искусство, со своими особенностями, традициями, ремеслом и прочим. А лебеди у прудочка – это не живопись, это эрзац-искусство.Зюлькина Екатерина. О Вашем прекрасном примере – чуть ниже.Ну а теперь приступим к самим картинам и их авторам. Но необходимое примечания - так уж получается, что большинство картин на тему мученичество христианских святых. Поэтому прошу вас не вглядываться в подробности казней и пытак, а всмотритесь в лица! Попробубцйте для себя решить – смог ли художник показать вам достаточно хорошо прекрасные лица людей, идущих на смерть ради своей веры. Начнем со самой известной казни, которую широко применяла Священная Инквизиция – с аутодафе

Смертная казнь в живописи. Михаил Зичи "Аутодафе"Что интересно – Михаил Зичи был придворным живописцем, и исполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (находились в основном в императорских дворцах и альбомах высочайших особ). Им воспроизведены в акварелях главные этюды коронования императора Александра II, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В творчестве Михая Зичи имеется немало рисунков откровенного эротического содержания. И вдруг – вот такая работа. Посмотрите, как выписаны лица сжигаемых, сколько экспрессии в их позах, жестах. А цвет – это же почти монохромная живопись.

Смертная казнь в живописи. Берругете, Педро. "Святой Доминик, председательствующий на аутодафе"

Следующий вид смертный казни я соединил с известным явлением, не относящимся у казни, как таковой. Это - погребение заживо. Поэтому первая картина говорит именно о казни, а вторая - о драматической врачебной ошибке, едва не закончившейся трагедией. Вот и посмотрите: сценка о казни святого настолько не ужасает,( автор написал скорее просто-напросто хорошо выстроенную композицию) настолько бытовая сценка вызывает чувство ужаса. Смертная казнь в живописи. Федерико Бароччи (1526?—1612). Мученичество святого Виталия

Смертная казнь в живописи. Антуан Вирц (1806—1865). Преждевременное погребение

Ну, а теперь приступим к виду казни, который оставил особенно большой след в живописи - бросания к хищникам. Вообще-то у нас в сообществе был мой пост, который назывался «Damnatio ad bestias» - предание зверям. Но найти его я не смог – поэтому как бы сокращенный вариант того поста.Начнем с великого русского художника – Василия Поленова.

Смертная казнь в живописи. Василий Поленов. «Цезарская забава»

"Сюжет картины очень трагичен: молодая женщина в разорванном платье стоит, прижавшись к стене, а напротив нее – тигр, приготовившийся к прыжку. Он оскалил клыки, готовясь разорвать свою жертву. Сверху за сценой наблюдают римские патриции.Мы видим ужас, который застыл на лице молодой женщины. Вся сцена идеально прорисована – видна каждая трещинка на камнях стен, среди которых происходит безмолвный поединок – женщины и тигра. Они находятся между двумя стенами, в тени. Наверху балкон, там светит солнце, и там стоят развлекающиеся зрители."(с)Композиция и цветовое решение картины помогает глубже понять всю трагедию происходящего.

Смертная казнь в живописи. Федор Бронников «Мученик на арене цирка»

В этом полотне все по-другому. Автор очень прямолинейно противопоставляет фигуру мученика ( весь в белом) всем остальным: зрителем, которых мы не видим, а лишь угадывает по цветовым пятнам и тигру, которой тоже не прорисован. Никаких особых эмоций это полотно не вызывает. Чего нельзя сказать о следующей картине.

Смертная казнь в живописи. Брайтон Ривьер. «Даниил во рву львином»

Такая же, как у Поленова тщательность прорисовки. К слову, Ривьер был прекрасным анималистом. Сказано в книге пророка Даниила: «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления. 23 Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего.» Посмотрите, каким спокойным выглядит Даниил. Ни испуганным, ни молящим – он абсолютно равнодушен к кружащим вокруг него хищникам, ибо он веруют.

Смертная казнь в живописи. Константин Флавицкий. «Христианские мученики в Колизее»

Ну, это типичный образчик классицизма, с заламыванием рук, с театральными позами, бьющими «на слезу». «Княжна Тараканова» во множественном варианте

Смертная казнь в живописи. Ж. Л. Жером. «Последняя молитва христиан перед казнью»

Работа виднейшего представителя французского «академизма», стоящего в одном ряду с Жаном Энгром, Александром Кабанелем, Уильямом Бугеро. Красивая картинка ни о чем. Ни мысли, ни идеи, ни движения – холодно, но профессионально безупречно.

А теперь работы русского академиста, который в свое время был, можно сказать, «властителем дум» и собирал огромные толпы восторженных почитателей на выставках. Смертная казнь в живописи. Генрих Семирадский. «Христианская „Дирка“»(Дирка — древнегреческая царица, поднятая на рога быком, здесь — в переносном смысле)

Смертная казнь в живописи. Генрих Семирадский. «Светочи христианства» (1876)Сидя в своих садах, Нерон наблюдает за тем, как на столбах поджигают завёрнутых в tunica molesta христиан. (tunica molesta «тяжёлая, тягостная туника», - просмоленная одежда, применялась и при театрализованной казни сожжением)

Видите, как много общего с работой Жерома. Все очень красиво, профессионально написано, множество персонажей, но ни слова правды. Ни в одежде, ни в деталях, ни в целом. Представление богатых снобов 19 века о жизни в древнем Риме.

Теперь вернемся к картинам, прекрасно дополнившим мой первый пост. Я говорю о комментариях «***Ольга Анатольевна***» и «Зюлькина Екатерина». Ольга Антольевна выставила работы на тему казни Святого Себастьяна. Это работы ( по порядку) Андреа Монтеньи, Рубенса, Антонелло да Мессина, Тициан. Надо сказать, что количество работ на тему казни Святого Себастьяна измеряется десятками, если не сотнями. Любили художники этот сюжет!

Екатерина представила нам работу Сурбарана, изображающую Святого Лаврентия. Однако картина Тициана, на мой взгляд, более интересна. Смертная казнь в живописи. Тициан. «Мученичество св. Лаврентия».Великолепное полотно, полное настоящего трагизма!

Вот еще несколько картин на эту тему. И смотрите не на казнь, а на живопись. Я же искал лучшие работы!

Смертная казнь в живописи. Микаэл Коксие "Мученичество Святого Георгия"

Смертная казнь в живописи. Айн Брю "Мученичество Св. Кукуфаса"

Смертная казнь в живописи. Иеромоним Босх "Распятая мученица"

Смертная казнь в живописи. Мазаччо "Распятие апостола Петра"

Смертная казнь в живописи. Рубенс "Мученичество Св. Фомы"

Смертная казнь в живописи. Альбрехт Альтдорфер "Мученичество св. Флориана"

vladimir71.mirtesen.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта