Гойя — Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1803 года. Картина расстрел
Описание картины Франциско де Гойя «Расстрел повстанцев»
В 1808 году в Мадриде произошло событие, вдохновившее Франсиско Гойю создать уникальный шедевр. В первых числах мая в этом городе вспыхнуло восстание патриотов против оккупировавших Испанию французов. Оно было подавлено военными отрядами Наполеона.
Борцы за независимость и свободу родной страны были осуждены на расстрел. После окончательной победы над Францией в 1814 году художник изобразил по заказу правительства момент этой казни ночью 3 мая. Однако, власти не смогли высоко оценить выполненную работу. Вероятно, смелая и оригинальная манера написания полотна была для консервативного правительства непонятна. Зато нынче «Расстрел» Гойи – общеизвестно признанный шедевр в жанре исторической живописи.
Слишком реалистично, без прикрас и близко к простому народу написано полотно. В композиционном центре – молодой повстанец в белой рубахе и желтых штанах; на заре своей жизни смотрит он в глаза смерти, смотрит с ужасом, но еще больше с гордостью. На руках отважного испанца заметны стигматы – художник сопоставляет героя с Христом, также ставшим невиновной жертвой бездушия в борьбе за великие нравственные идеалы.
Безликая шеренга французских военных слуг целится в него ружьями; совсем не чувствуется в них души, как жестокая бездумная машина они выполняют приказ Наполеона. Шокирует изображение рядом уже убитых борцов за независимость: кровь на земле, телах и одеждах. Толпа идущих на расстрел – с поникшими головами, закрывают глаза руками, в страхе сжимают кулаки.
Гойя писал «Расстрел» как антивоенный протест. Художник всеми возможными изобразительными средствами старался обличить немыслимую жестокость марионеток власти. Он надеется, что зритель, глядя на картину, задумается об ужасах войны и проклянет это чудовищное бесчеловечное действо.
Картины, описание картин — Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года в Мадриде
Описани е картины Франциско де Гойя: Расстрел повстанцев.В 1808 году в Мадриде произошло событие, вдохновившее Франсиско Гойю создать уникальный шедевр. В первых числах мая в этом городе вспыхнуло восстание патриотов против оккупировавших Испанию французов. Оно было подавлено военными отрядами Наполеона.Борцы за независимость и свободу родной страны были осуждены на расстрел. После окончательной победы над Францией в 1814 году художник изобразил по заказу правительства момент этой казни ночью 3 мая. Однако, власти не смогли высоко оценить выполненную работу. Вероятно, смелая и оригинальная манера написания полотна была для консервативного правительства непонятна. Зато нынче «Расстрел» Гойи – общеизвестно признанный шедевр в жанре исторической живописи.Слишком реалистично, без прикрас и близко к простому народу написано полотно. В композиционном центре – молодой повстанец в белой рубахе и желтых штанах; на заре своей жизни смотрит он в глаза смерти, смотрит с ужасом, но еще больше с гордостью. На руках отважного испанца заметны стигматы – художник сопоставляет героя с Христом, также ставшим невиновной жертвой бездушия в борьбе за великие нравственные идеалы.Безликая шеренга французских военных слуг целится в него ружьями; совсем не чувствуется в них души, как жестокая бездумная машина они выполняют приказ Наполеона. Шокирует изображение рядом уже убитых борцов за независимость: кровь на земле, телах и одеждах. Толпа идущих на расстрел – с поникшими головами, закрывают глаза руками, в страхе сжимают кулаки.Гойя писал «Расстрел» как антивоенный протест. Художник всеми возможными изобразительным и средствами старался обличить немыслимую жестокость марионеток власти. Он надеется, что зритель, глядя на картину, задумается об ужасах войны и проклянет это чудовищное бесчеловечное действо.«Расстрел повстанцев» Франсиско Гойи • Arzamas
Конспект
2 мая 1808 года в Мадриде вспыхнул антинаполеоновский мятеж, город оказался в руках протестующих, однако уже к вечеру на 3-е число в окрестностях испанской столицы шли массовые расстрелы повстанцев. Эти события вскоре привели к партизанской войне, длившейся шесть лет. Когда она закончится, живописцу Франсиско Гойе будут заказаны две картины, чтобы увековечить восстание. Первая — «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде».
«Гойя действительно изображает момент начала атаки — тот первый удар навахой, который начал войну. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. Он как будто бы приближает камеру, от панорамы он переходит к исключительно близкому плану, чего тоже не было в такой степени до него. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Тут нет человека, которого ты жалеешь. Есть жертвы и есть убийцы. И эти убийцы с налитыми кровью глазами, испанские патриоты, в общем, занимаются мясницким делом».
Илья Доронченков
На второй картине персонажи меняются местами: те, кого режут на первой картине, на второй расстреливают тех, кто их резал. И моральная амбивалентность уличной схватки сменяется моральной ясностью: Гойя на стороне тех, кто восстал и погибает.
«Враги теперь разведены. Справа те, кто будет жить. Это череда людей в униформе с ружьями, абсолютно одинаковых, еще более одинаковых, чем братья Горации у Давида. У них не видно лиц, и их киверы делают их похожими на машины, на роботов. Это не человеческие фигуры. Они черным силуэтом выделяются в ночном мраке на фоне заливающего маленькую полянку светом фонаря.
Слева те, кто умрет. Они двигаются, клубятся, жестикулируют, и почему-то кажется, что они выше своих палачей. Хотя главный, центральный персонаж — мадридский мужик в оранжевых штанах и белой рубахе — стоит на коленях. Он все равно выше, он чуть-чуть на пригорке».
Илья Доронченков
Погибающий повстанец стоит в позе Христа, и для пущей убедительности Гойя изображает на его ладонях стигматы. Кроме того, художник заставляет все время переживать тяжелый опыт — смотреть на последнее мгновение перед казнью. Наконец, Гойя меняет понимание исторического события. До него событие изображалось своей ритуальной, риторической стороной, у Гойи событие — это мгновение, страсть, нелитературный выкрик.
На первой картине диптиха видно, что испанцы режут не французов: всадники, падающие под ноги лошади, одеты в мусульманские костюмы. Дело в том, что в войсках Наполеона был отряд мамелюков, египетских кавалеристов.
«Казалось бы, странно, что художник превращает в символ французской оккупации мусульманских бойцов. Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. Для любой нации, ковавшей свое самосознание во время Наполеоновских войн, было исключительно важно осознать, что эта война есть часть вечной войны за свои ценности. И такой мифологической войной для испанского народа была Реконкиста, отвоевание Пиренейского полуострова у мусульманских королевств. Таким образом, Гойя, сохраняя верность документальности, современности, ставит это событие в связь с национальным мифом, заставляя осознать борьбу 1808 года как вечную борьбу испанцев за национальное и христианское».
Илья Доронченков
Художнику удалось создать иконографическую формулу расстрела. Каждый раз, когда его коллеги — будь то Мане, Дикс или Пикассо — обращались к теме казни, они следовали за Гойей.
Гойя — Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1803 года
Эта картина — не только шедевр Гойи, но и одно из высших достижений европейской исторической живописи, ее парадигма. В ней воссоздано реальное событие. После сражения на Пуэрто-дель-Соль оставшиеся в живых испанцы были казнены в ночь на 3 мая у холма Принчипе-Пио. Но безусловная достоверность исторического факта претворена в общезначимый символ героики и страдания, мужественного противостояния слепой и жестокой силе. Силе, лишенной индивидуальности, ибо цепь французских солдат анонимна — мы не видим их лица. В группе же испанцев индивидуален каждый образ, каждый несет в себе целый мир, трагический и обреченный. В картине навечно зафиксировано мгновение перед выстрелом, оно обретает здесь длительность, мучительную и бесконечную. Стоящий на земле фонарь разделяет обе группы, так что фигуры французских солдат воспринимаются как темные силуэты, а яркий беспощадный свет озаряет испанских патриотов, живых и умирающих, поток крови, расстекающийся по земле, трупы и тех, кто сейчас будет столь же недвижим. Но пока эти люди, прижатые невидимой и беспощадной силой к склону холма, исполнены высочайшего напряжения чувств.
Оно достигает предела в центральной фигуре могучего испанца, бросающего в лицо солдатам слова гнева или проклятия. Жест его высоко вскинутых рук, вызывающий ассоциации с распятием, осеняет всю группу обреченных, а яркая вспышка белого пятна его рубахи, спорящая с холодным светом фонаря, озаряет их последние мгновения. За ними высится пустынный холм, и далее, в глубине, на фоне темного неба видны очертания мадридских зданий и церкви — немых и безучастных свидетелей человеческой драмы.
Смотрите также
painteropedia.ru
Эдуар Мане Расстрел императора Максимилиана: Описание произведения
Эдуар Мане занимал четкую гражданскую позицию и был ярым политическим спорщиком. Во время Франко-Прусской войны, например, он остается в осажденном Париже, идет добровольцем на его защиту и по вечерам, голодный, больной и измученный, тяжело переживает вести о гибели друзей, скучает от разлуки с женой и ведет яростные споры с Эдгаром Дега. Сходятся в итоге на том, что не прощают бегства Золя из Парижа, мирятся.Здесь не обойтись без предыстории. «Расстрел» - это быстрая, дерзкая и вполне конкретная реакция на одну из самых постыдных кампаний Наполеона III: тщеславное завоевание Мексики, политический переворот и позорное бегство французской армии из этой заокеанской страны. Наполеону хотелось провернуть что-то вроде египетской кампании своего знаменитого родственника, а заодно подобраться поближе к Америке. Французская армия свергла местного правителя Мексики и усадила править здесь марионетку Наполеона III, императора Максимилиана. Все бы ничего, история не оригинальная и не новая, но только французов надолго не хватило: содержать армию в Мексике оказалось дорого и совершенно нелогично. Армию вернули домой, а императора Максимилиана оставили разбираться с мексиканцами.
Когда мексиканцы расстреляли чужака Максимилиана и французские газеты об этом сообщили, Эдуар Мане задумал новую картину, свой единственный шедевр на основе исторического события. Страстный исследователь творчества Мане и один из лучших современных британских арт-критиков Вальдемар Янушчак говорит: «В истории современного искусства есть всего две картины, на которых с достаточной силой и эффектом запечатлены события своего времени: «Герника» Пикассо и «Расстрел» Мане». Мане удалось не просто рассказать о событии, а вовлечь в него зрителя.
Глухую серую стену на заднем плане Мане выстроит только в третьей версии картины (на первых версиях-эскизах за расстрельной группой простирался сухой, лаконичный пейзаж), солдаты тоже сначала были одеты в сомбреро и вполне походили на мексиканцев. Потом, переодев солдат во французские мундиры, Мане бросит вызов и обвинит французов в соучастии, а французского императора – в убийстве. Это его черты должны были опознать современники в лице того солдата, который готовит ружье к финальному выстрелу в упор. Это он, Наполеон III, - убийца Максимилиана.
Но кроме зевак, наблюдающих из-за забора за казнью, на картине присутствует еще один наблюдатель, который был рядом и ничего не сделал, чтобы помешать. Это вы. Это вы отбрасываете тень в нижней части картины и спокойно наблюдаете за казнью императора Максимилиана. Каждый из нас.
Автор: Анна Сидельникова
artchive.ru
Фотографии Видеотека Галерея (картины, скульптура и т.п.) Песни рабочей борьбы Библиотека | / Главная / Архивохранилище Галерея (картины, скульптура и т.п.)Читаем комментарий, жмём на слайд и открываем картинку во всей красе.
|
istprof.ru
Смертная казнь в живописи.
Вторую часть моей «работы» о смертной казни в живописи, хочу начать с откликов на первую части. Но, прежде всего, хочу поблагодарить всех, кто откликнулся 6 и тех, кто написал комментарии, и тех, кто только отметился в рейтинге. Надеюсь, что на этот раз они и скажут что-то по теме.
А тема-то, по большому счету, не о смертной казни. Изображение смертной казним многими художниками – это лишь повод показать поведение человека в экстремальных условия, повод возвеличить тех, кто даже в последнюю минуту своей жизни проявляет твердость духа и величие. Всмотритесь еще раз в лица Суриковских стрельцов. Вот это люди! Разве казнь интересовала художника? А повстанец в белом на картине Гойи! Да, действительно, некоторые художники идут по так сказать «документальному» пути. Но и в этом есть свой плюс - мы многое узнаем об исторических фактах, о костюмах, о, даже, манере поведения наших предков. Я уже не говорю о том, что перед нами картины – произведения искусства, и мы не должны воспринимать их как документальные фотографии судебных фотографов. А композиция, а колорит, экспрессивность. Я могу еще понять, когда новички нашей группы не видят этого. Но те, кто уже давно в «живописной» теме, те, кто уже просмотрели множество наших подборок, те, кто знакомы не понаслышке с изобразительным искусством, его течениями, его приемами воздействия на зрителя – они-то почему вдруг забывают о том, что перед ними в первую очередь живописные полотна! Это я к Вам в первую очередь, Natalya Simonova. Вы всегда давали точные и толковые комментарии, причем именно по живописной части работ, а чем представленные хуже?Елена Троценко, Вы считаете, что живопись это только ангелочки и целующиеся девушки? Нет, живопись – это жизнь во всех её проявлениях. Кроме того, живопись – как я уже писал выше – это искусство, со своими особенностями, традициями, ремеслом и прочим. А лебеди у прудочка – это не живопись, это эрзац-искусство.Зюлькина Екатерина. О Вашем прекрасном примере – чуть ниже.Ну а теперь приступим к самим картинам и их авторам. Но необходимое примечания - так уж получается, что большинство картин на тему мученичество христианских святых. Поэтому прошу вас не вглядываться в подробности казней и пытак, а всмотритесь в лица! Попробубцйте для себя решить – смог ли художник показать вам достаточно хорошо прекрасные лица людей, идущих на смерть ради своей веры. Начнем со самой известной казни, которую широко применяла Священная Инквизиция – с аутодафеМихаил Зичи "Аутодафе"Что интересно – Михаил Зичи был придворным живописцем, и исполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (находились в основном в императорских дворцах и альбомах высочайших особ). Им воспроизведены в акварелях главные этюды коронования императора Александра II, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В творчестве Михая Зичи имеется немало рисунков откровенного эротического содержания. И вдруг – вот такая работа. Посмотрите, как выписаны лица сжигаемых, сколько экспрессии в их позах, жестах. А цвет – это же почти монохромная живопись.
Берругете, Педро. "Святой Доминик, председательствующий на аутодафе"
Следующий вид смертный казни я соединил с известным явлением, не относящимся у казни, как таковой. Это - погребение заживо. Поэтому первая картина говорит именно о казни, а вторая - о драматической врачебной ошибке, едва не закончившейся трагедией. Вот и посмотрите: сценка о казни святого настолько не ужасает,( автор написал скорее просто-напросто хорошо выстроенную композицию) настолько бытовая сценка вызывает чувство ужаса. Федерико Бароччи (1526?—1612). Мученичество святого Виталия
Антуан Вирц (1806—1865). Преждевременное погребение
Ну, а теперь приступим к виду казни, который оставил особенно большой след в живописи - бросания к хищникам. Вообще-то у нас в сообществе был мой пост, который назывался «Damnatio ad bestias» - предание зверям. Но найти его я не смог – поэтому как бы сокращенный вариант того поста.Начнем с великого русского художника – Василия Поленова.
Василий Поленов. «Цезарская забава»
"Сюжет картины очень трагичен: молодая женщина в разорванном платье стоит, прижавшись к стене, а напротив нее – тигр, приготовившийся к прыжку. Он оскалил клыки, готовясь разорвать свою жертву. Сверху за сценой наблюдают римские патриции.Мы видим ужас, который застыл на лице молодой женщины. Вся сцена идеально прорисована – видна каждая трещинка на камнях стен, среди которых происходит безмолвный поединок – женщины и тигра. Они находятся между двумя стенами, в тени. Наверху балкон, там светит солнце, и там стоят развлекающиеся зрители."(с)Композиция и цветовое решение картины помогает глубже понять всю трагедию происходящего.
Федор Бронников «Мученик на арене цирка»
В этом полотне все по-другому. Автор очень прямолинейно противопоставляет фигуру мученика ( весь в белом) всем остальным: зрителем, которых мы не видим, а лишь угадывает по цветовым пятнам и тигру, которой тоже не прорисован. Никаких особых эмоций это полотно не вызывает. Чего нельзя сказать о следующей картине.
Брайтон Ривьер. «Даниил во рву львином»
Такая же, как у Поленова тщательность прорисовки. К слову, Ривьер был прекрасным анималистом. Сказано в книге пророка Даниила: «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления. 23 Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего.» Посмотрите, каким спокойным выглядит Даниил. Ни испуганным, ни молящим – он абсолютно равнодушен к кружащим вокруг него хищникам, ибо он веруют.
Константин Флавицкий. «Христианские мученики в Колизее»
Ну, это типичный образчик классицизма, с заламыванием рук, с театральными позами, бьющими «на слезу». «Княжна Тараканова» во множественном варианте
Ж. Л. Жером. «Последняя молитва христиан перед казнью»
Работа виднейшего представителя французского «академизма», стоящего в одном ряду с Жаном Энгром, Александром Кабанелем, Уильямом Бугеро. Красивая картинка ни о чем. Ни мысли, ни идеи, ни движения – холодно, но профессионально безупречно.
А теперь работы русского академиста, который в свое время был, можно сказать, «властителем дум» и собирал огромные толпы восторженных почитателей на выставках. Генрих Семирадский. «Христианская „Дирка“»(Дирка — древнегреческая царица, поднятая на рога быком, здесь — в переносном смысле)
Генрих Семирадский. «Светочи христианства» (1876)Сидя в своих садах, Нерон наблюдает за тем, как на столбах поджигают завёрнутых в tunica molesta христиан. (tunica molesta «тяжёлая, тягостная туника», - просмоленная одежда, применялась и при театрализованной казни сожжением)
Видите, как много общего с работой Жерома. Все очень красиво, профессионально написано, множество персонажей, но ни слова правды. Ни в одежде, ни в деталях, ни в целом. Представление богатых снобов 19 века о жизни в древнем Риме.
Теперь вернемся к картинам, прекрасно дополнившим мой первый пост. Я говорю о комментариях «***Ольга Анатольевна***» и «Зюлькина Екатерина». Ольга Антольевна выставила работы на тему казни Святого Себастьяна. Это работы ( по порядку) Андреа Монтеньи, Рубенса, Антонелло да Мессина, Тициан. Надо сказать, что количество работ на тему казни Святого Себастьяна измеряется десятками, если не сотнями. Любили художники этот сюжет!
Екатерина представила нам работу Сурбарана, изображающую Святого Лаврентия. Однако картина Тициана, на мой взгляд, более интересна. Тициан. «Мученичество св. Лаврентия».Великолепное полотно, полное настоящего трагизма!
Вот еще несколько картин на эту тему. И смотрите не на казнь, а на живопись. Я же искал лучшие работы!
Микаэл Коксие "Мученичество Святого Георгия"
Айн Брю "Мученичество Св. Кукуфаса"
Иеромоним Босх "Распятая мученица"
Мазаччо "Распятие апостола Петра"
Рубенс "Мученичество Св. Фомы"
Альбрехт Альтдорфер "Мученичество св. Флориана"
vladimir71.mirtesen.ru