Описание картины Василия Перова «Проводы покойника». Картина проводы покойника
Описание картины Василия Перова «Проводы покойника» Картины художников
Эта картина получила всеобщее признание не только у современников художника, но и у других «людей искусства». Например, в положительном тоне о «Проводах покойника» отзывался В. Стасов. За своё полотно Перов первый раз в жизни получил специальную премию, которую выдавал центральный выставочный зал России. Также картина получила признание за рубежом.
Закончил работу над картиной Перов в 1865 году, нарисовав на полотне простую русскую семью, прощающуюся с одним из её членов. Все персонажи опустили головы, всем видом показывая скорбь о потере дорого члена семьи. Пожилая женщина, от бессилия просто лежит рядом с гробом, она настолько убита горем, что не может даже обнять гроб, как это делает молодая женщина, возможно, жена усопшего. Эта трогательная сцена семейной любви вызывает у зрителя глубокое чувство сожаления к
чужой потере.
Изображенные на картине скорбящие люди не вызывали бы столько жалости, если бы не угрюмый пейзаж на втором плане. Чёрные и серые тучи оказывают заметное психологическое давление на зрителя, они ещё больше нагнетают обстановку. Похожие чувства вызывает и скудный пейзаж, состоящий из серого снега и нескольких кустиков, отчаянно хватающихся за жизнь.
На картине даже конь чувствует всю тягость своей ноши, не говоря уже о поникшем главе семьи, опустившего голову. Создаётся такое впечатление, что он вожжи не держит и конь не спеша бредёт, куда ему вздумается. Верный слуга дома – собака отчаянно лает, испуская протяжный и тоскливый вой.
Таким образом, картина Перова «Проводы покойника» не отличается хорошей прорисовкой пейзажа (он никогда серьёзно не увлекался этим направлением), зато художник умело передал подавленное настроение и грустную атмосферу всех членов семьи, изобразив их с опущенными головами и обессилившим телом.
Прислал: Большакова Ольга . 2017-10-08 22:00:01
Проводы покойника. Описание картины Перова
Василий Перов. Проводы покойника. 1865. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
В 1864 году Перов вернулся в Москву, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.
Живописное мастерство художника стало совершеннее, художественный язык богаче, сюжеты разнообразнее. Направленность его искусства осталась неизменной. Новые картины Перова не потеряли своей обличительной силы, – изменилась несколько лишь форма обличения. От сатиры художник переходит теперь к выражению тех драматических коллизий, которыми была переполнена тогдашняя социальная действительность.
Первая же картина, созданная после возвращения, –«Проводы покойника» (1865) – сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения – формирующегося идейного реализма.
«Перед нами сани с женщиной и детьми, – говорил Д.В. Григорович, – как сделал художник, мы не знаем, – это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать».
Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В.В. Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны». Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями. …Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, – у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе».
Всего лишь через несколько месяцев после приезда в Москву, где навсегда поселилась семья художника, появилась его картина «Проводы покойника» (1865), где впервые он избирает для себя в качестве темы картины не событие как таковое, а производное от него состояние.
Темные, свинцовые тучи, закрыв полнеба, тяжело зависли над землей, погасив сияние обильного снега, растворив его белизну в рефлексах серого. Резкий контраст темного и светлого, данный мощным аккордом в верхней части картины, постепенно смягчается, отзываясь глухим, тусклым эхом в живописном поле холста. Разбежавшийся по нему тенями различной интенсивности серый цвет, холодный, безжизненный, главенствует в колорите картины, определяя ее тональное звучание. Тощая лошадь, еле перебирая ногами, медленно бредет к погосту, от которого, словно души умерших, отлетают птицы в небесную высь. Возница— молодая вдова, везущая в санях страшный груз, в котором соединилось все: и смерть кормильца, и сиротство малых детей, и обездоленность семьи. Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы.
Художник избирает диагональное построение композиции, всегда предполагающее динамику, обоснованную здесь самим контекстом действия. Но в данном случае Перов создает неожиданную коллизию, когда композиционный центр картины выдержан в обратном движении ритма, прямо противоположном естественной динамике взятого ракурса. В этом пластическом противостоянии двух сил, сдерживающих и, можно сказать, нейтрализующих друг друга, и возникает столь необходимая Перову статика. Именно она — главный нерв художественного образа картины, в которой нет ропота, бурного, страстного движения чувств, но только тихое смирение. В отечественном искусстве это, вероятно, первая картина, в которой тонко и деликатно раскрылось, может быть, самое сокровенное в русском человеке — его самоотречение в терпении скорбей. Такое «самоотвержение, — писал святитель Игнатий Брянчанинов,— основывается на вере во Христа».
Воспетое Перовым «самоотвержение» придает всей картине высокий духовный смысл, в котором раскрывается святая святых русской души— ее покорное, смиренное приятие Божией воли.
И если в более ранних своих произведениях Перов оставался сторонним, хотя и неравнодушным, наблюдателем, то здесь он соучаствует в происходящем своим душевным движением, тем сердечным откликом, в котором и боль, и искреннее сострадание. Качество, впервые проявившееся с такой силой в искусстве мастера, ознаменовав собою начало его внутреннего обновления.
Марина Владимировна Петрова.
Источник: http://www.tanais.info/art/perov13more.html
Похожие записи
design-kmv.ru
Презентация по русскому языку "Сочинение-описание по картине В.Г.Перова «Проводы покойника»"
Сочинение-описание по картине В.Г.Перова «Проводы покойника »
Урок подготовила учитель русского языка МБОУ «Икковская ООШ»
Чебоксарского района Чувашской Республики
Красавцева Наталия Сергеевна
Всего хлебнул в юности художник: и бедности и бездомья. Не потому ли понятней становились ему все те, кто пришел потом в его картины? А жизнь была подлинной школой, и Перов мог бы повторить слова своего предшественника, Павла Федотова: « Моего труда в мастерской немного... Главная моя работа - на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью. Я тружусь, глядя в оба глаза. Мои сюжеты раскиданы по всему городу, и я сам должен их разыскивать...»
Творчество Перова оставило глубокий след в истории русского искусства. Тема народных страданий, искусство реалистического психологического портрета развивались современниками и последователями Перова, членами Товарищества передвижных художественных выставок, одним из основателей и руководителей которого был Перов .
Период расцвета творчества Перова относится к середине шестидесятых-семидесятых годов. В эти годы им были созданы особенно значительные по глубине и остроте социальной характеристики, наиболее разнообразные по содержанию и художественно самые совершенные произведения - "Монастырская трапеза", "Утопленница", "Последний кабак у заставы", "Охотники на привале", а также ряд первоклассных портретов.
- Можно с уверенностью сказать, что среди работ художника картина "Проводы покойника" занимает центральное место. Она была создана Перовым в 1865 году, вскоре после того, как художник, увлеченный страстным желанием служить своим искусством родине, раньше срока вернулся из пенсионерской поездки за границу.
Картина "Проводы покойника" - итог глубокого изучения Перовым крестьянской жизни, ставшей отныне главной темой его искусства. Несомненно, сюжет картины был подсказан художнику самой действительностью.
- "Холод, пустыри, засыпанная снегом глушь, забвение и навеки безвестность, словно какая-то из миллионов птичек замерзла на дороге и никто о ней не знает и не будет никогда знать, никому ни жизнь ее, ни смерть ее не были интересны . . ."
Согнутая спина женщины в тулупе. Это не плавный изгиб от усталости, линия спины надломлена .
Сани движутся медленно, преодолевая подъем на небольшой пригорок.
Дети, прижавшиеся к гробу, лишь дополняют и разъясняют глубокое горе матери.
Собака слева приостановилась и не то лает, не то воет, обратясь к виднеющейся вдали окраине деревни.
Тщательно прорисован круп лошади, ее ноги, опущенная голова, в целом передающие известное усилие, необходимое для того, чтобы везти перегруженные сани. Усилию лошади отвечает напряжение согнутой спины женщины в тулупе.
Хмурый зимний ландшафт, тощая, понурая лошаденка, с трудом вытягивающая на пригорок тяжелые сани, придавленная несчастьем крестьянка, дети, с двух сторон прижавшиеся к грубо сколоченному гробу...
С детства запоминается этот образ беспросветного народного горя, с огромной, обобщающей силой воплощенный в картине В.Г.Перова «Проводы покойника»
" Эти похороны еще безотрадней и печальней, чем у Некрасова в поэме "Мороз, Красный нос", там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова - никого".
- Возница— молодая вдова, везущая в санях страшный груз, в котором соединилось все: и смерть кормильца, и сиротство малых детей, и обездоленность семьи. Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы.
- Настроение в картине не было бы столь мрачным, если бы тяжелая свинцовая туча не давила с низкого неба на всю группу, если бы не был пустынен и безрадостен пейзаж, если бы не создавал он своими серыми тонами ощущения мертвящего холода. Пожалуй, одна только бегущая слева собачка не разделяет общего тягостного настроения. Она не случайно выделена художником из тусклой тональной гаммы интенсивным темным пятном, и поэтому сразу бросается в глаза. Перов ввел ее в холст для контраста, чтобы еще более подчеркнуть скорбное молчание людей.
Опорный конспект
- Природа : хмурый ландшафт, холод, пустырь, подъём, свинцовые тучи, пустынный пейзаж, серые тона.
- Возница-вдова : тулуп, согнутая спина, платок,
- Лошадь: тощая, понурая, гнедая
videouroki.net
Картина Перова «Проводы покойника»
В творчестве русского живописца Василия Григорьевича Перова особое место занимает картина «Проводы покойника», которая была написана в 1865 году в Москве. Эта работа определила роль ее создателя как лидера нового движения в изобразительном искусстве — обозначающего границы идейного реализма. Сделала ее автора известным в России — полотном восхищались и современники живописца.
Эта картина уникальна тем, что в качестве сюжета и темы художник выбирает не само событие как таковое, а то состояние, которое является его производным. Такой поворот весьма не свойственен творчеству художника, ведь до возвращения в Москву Василий Перов (1864 год) писал сатирические изобличающие сюжеты. Теперь же живописец взялся за художественное выражение на холсте драматических коллизий, которыми была переполнена жизнь в столице в те времена. Первая картина, написанная в новом для автора жанровом стиле, и сразу же успех у публики. Труды над картиной были начаты спустя несколько месяцев после возвращения в Москву и завершены годом позже. Написано полотно на холсте масляными красками.
Наш интернет-магазин предлагает поклонникам творчества В. Перова купить точную копию картины «Проводы покойника» напечатанную на натуральном материале.
Необычность работы в выборе красок и присущей композиции статике — нет бурного выражения чувств, ропота, прослеживается лишь тихое, мрачное смирение. Считается, что в истории отечественного искусства это первая работа, в которой была раскрыта сокровенная русская душа, живущая в терпении и скорби. Высококачественная печать позволит воссоздавать с высокой точностью оттенки и цветовые гаммы, настроение и образы оригинального полотна.
На нем уверенными мазками запечатлены свинцовые темные тучи, почерневшие снежные сугробы, понурые и согбенные фигуры людей и образы самой природы. Резкие, врезающиеся в сознание, контрасты светлого и темного говорят о трагичности события, заставляя задуматься о скоротечности жизни.
Купленная у нас репродукция станет отличным дополнением интерьерного решения. Ее цена будет зависеть от выбранных материалов изготовления (холст, краски), размеров полотна и дополнительного оформления. Мы предлагаем багет и раму из натурального дерева, выполненную в необходимом заказчику стиле.
www.artwall.ru
Описание картины Василия Перова «Проводы покойника»
27.12.2015Данное полотно отечественного живописца положительно оценили не только поклонники искусства по всему миру, но и художественные критики. Одним из таковых был, например, В.В.Стасов. За «Проводы покойника» В.Перов был впервые награжден премией.
Картина была закончена в 1865 году. На ней изображен трагичный сюжет: семья проезжает по зимней дороге, прощаясь с одним из своих членов. Самая дальняя фигура, отвернувшаяся от зрителя, скорбно склонила голову. Женщина справа настолько не чувствует в себе сил расстаться с умершим человеком, что обнимает гроб. Ее хмурое лицо с потерянным взглядом выглядит крайне эмоционально. Вероятнее всего, именно она являлась супругой покойного, поэтому так тяжело переживает расставание с ним. Фигура испытывает наиболее сильное потрясение. Она настолько обессилена горем, что физически не может даже сидеть. Ее лицо несколько закрыто от зрителя, однако все равно можно увидеть несколько обезумевшее выражение. Это особенно подчеркивают приоткрытые губы.
Несмотря на то, что фигуры людей в отдельности от фона вызывают только чувство жалости и сострадания, пейзаж на заднем плане еще острее дает этому чувству раскрыться. Серые тучи на бледном небе нагнетают обстановку, а вместе с темной линией горизонта создают психологическое давление на смотрящего. Пейзаж состоит только из снежной дороги, небольшой растительности вдоль нее и скудного хвойного леса позади. Можно заметить, что его детали гораздо менее прорисованы, чем фигуры людей, ведь Перов не относил себя к пейзажистам и не увлекался этим направлением. Кроме людей на картине присутствуют и животные: это собака, верный друг человека, и лошадь, которая, кажется, самостоятельно бредет по дороге. Даже они оказываются погружены в атмосферу бессилия и отчаяния.
8-poster.ru
Проводы покойника. Описание картины Перова
Василий Перов. Проводы покойника. 1865. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
В 1864 году Перов вернулся в Москву, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.
Живописное мастерство художника стало совершеннее, художественный язык богаче, сюжеты разнообразнее. Направленность его искусства осталась неизменной. Новые картины Перова не потеряли своей обличительной силы, — изменилась несколько лишь форма обличения. От сатиры художник переходит теперь к выражению тех драматических коллизий, которыми была переполнена тогдашняя социальная действительность.
Первая же картина, созданная после возвращения, -«Проводы покойника» (1865) — сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения — формирующегося идейного реализма.
«Перед нами сани с женщиной и детьми, — говорил Д.В. Григорович, — как сделал художник, мы не знаем, — это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать».
Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В.В. Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны». Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями. …Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе».
Всего лишь через несколько месяцев после приезда в Москву, где навсегда поселилась семья художника, появилась его картина «Проводы покойника» (1865), где впервые он избирает для себя в качестве темы картины не событие как таковое, а производное от него состояние.
Темные, свинцовые тучи, закрыв полнеба, тяжело зависли над землей, погасив сияние обильного снега, растворив его белизну в рефлексах серого. Резкий контраст темного и светлого, данный мощным аккордом в верхней части картины, постепенно смягчается, отзываясь глухим, тусклым эхом в живописном поле холста. Разбежавшийся по нему тенями различной интенсивности серый цвет, холодный, безжизненный, главенствует в колорите картины, определяя ее тональное звучание. Тощая лошадь, еле перебирая ногами, медленно бредет к погосту, от которого, словно души умерших, отлетают птицы в небесную высь. Возница— молодая вдова, везущая в санях страшный груз, в котором соединилось все: и смерть кормильца, и сиротство малых детей, и обездоленность семьи. Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы.
Художник избирает диагональное построение композиции, всегда предполагающее динамику, обоснованную здесь самим контекстом действия. Но в данном случае Перов создает неожиданную коллизию, когда композиционный центр картины выдержан в обратном движении ритма, прямо противоположном естественной динамике взятого ракурса. В этом пластическом противостоянии двух сил, сдерживающих и, можно сказать, нейтрализующих друг друга, и возникает столь необходимая Перову статика. Именно она — главный нерв художественного образа картины, в которой нет ропота, бурного, страстного движения чувств, но только тихое смирение. В отечественном искусстве это, вероятно, первая картина, в которой тонко и деликатно раскрылось, может быть, самое сокровенное в русском человеке — его самоотречение в терпении скорбей. Такое «самоотвержение, — писал святитель Игнатий Брянчанинов,— основывается на вере во Христа».
Воспетое Перовым «самоотвержение» придает всей картине высокий духовный смысл, в котором раскрывается святая святых русской души— ее покорное, смиренное приятие Божией воли.
И если в более ранних своих произведениях Перов оставался сторонним, хотя и неравнодушным, наблюдателем, то здесь он соучаствует в происходящем своим душевным движением, тем сердечным откликом, в котором и боль, и искреннее сострадание. Качество, впервые проявившееся с такой силой в искусстве мастера, ознаменовав собою начало его внутреннего обновления.
Марина Владимировна Петрова.
Источник: http://www.tanais.info/art/perov13more.html
rstroy.com.ru