Старая Москва на картинах художников. Часть первая. Картины старой москвы


Старая Москва в картинах художников, ч 2.

Первая часть цикла картин тут: Старая Москва в картинах художников, ч 1.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824), один из основоположников пейзажного жанра в русской живописи, родился в Санкт-Петербурге. Окончив Академию художеств, стажировался в Венеции, после чего вернулся в столицу, где написал серию городских пейзажей. В 1795 году художник был отправлен в командировку в южные губернии России — для снятия видов, а в 1800-м, по заданию императора Павла, посетил Москву. Здесь он провёл больше года, создав, совместно со своими учениками А. Кунавиным и И. Мошковым, серию рисунков с видами древнего города, которые впоследствии легли в основу ряда живописных полотен. Рисунки и картины Алексеева, запечатлевшие облик старой Москвы, существенно изменившийся после пожара 1812 года, стали ценнейшими историческими документами.

1. Вид Кремля со стороны Каменного моста.

2. Площадь перед Успенским собором.

3–4. Боярская площадка и собор Спаса на Верху.

5. Теремной дворец и собор Спаса на Бору.

6. Арсенал, Сенат и Никольские ворота.

7. Колокольня Ивана Великого.

8. Соборная площадь.

9. Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I.

Следующие 9 картин при надлежат кисти Фёдора Яковлевича Алексеева (1753 или 1754–1824).1. Троицкая и Кутафья башни. Справа — церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Сапожке (уничтожена в 1838 году).

2. Вид Москвы от Троицких ворот Кремля.

3–4. Вид Воскресенских ворот и Неглинного моста от Тверской улицы.

5. Северная сторона Красной Площади. Здание Земского приказа, Воскресенские ворота, Монетный двор и Казанский собор.

6. Никольские ворота и Алевизов ров.

7–8. Красная площадь. Собор Василия Блаженного и Спасские ворота.

9. Праздник иконы Казанской Божьей матери на Красной площади.

Далее картины различных живописцев.1. Огюст-Жан-Батист-Антуан Кадоль (1782–1849). Вид Каменного моста от Кремля. 1825 г.

2. Луи Пьер-Альфонс Бишебуа (1801–1850). Общий вид Кремля. Ок. 1846 г.

3. Josef Andreas Weiß (1814–1887). Вид Москворецкого моста. 1857 г.

Джозеф Андреас Вайс (русс. Иосиф Андреевич Вейс, родился 31 июля 1814 в Фрайзинге, умер 20 апреля 1887 в Мюнхене) был немецким художником-пейзажистом, который работал в России.Он был учеником своего отца, художника-любителя Джозефа Антона Вайса (1787-1878) и Саймона Кваглио. Джозеф Андреас Вайс появился в России в 1839 в качестве придворного живописца герцога Макса Евгения Лейхтенбергского в Санкт-Петербурге, создал там и многие московские зарисовки. Некоторые из его работ были выполнены по приказу царя Николая I и его дочери, великой княгини Ольги Николаевны. После ранней смерти герцога вернулся в 1852 обратно в Мюнхен.4. Josef Andreas Weiß (1814–1887). Вид Москворецкого моста.

5. Josef Andreas Weiß (1814–1887). Вид Москворецкого моста. 1875 г.

6. Josef Andreas Weiß (1814–1887). Вид Кремля с с Замоскворецкой набережной.

7. Josef Andreas Weiß (1814–1887). Колокольня Ивана Великого.

8. Josef Andreas Weiß (1814–1887). Вид Московского Кремля от Каменного моста. 1852 г.

9. Josef Andreas Weiß (1814–1887). Боровицкая башня Московского Кремля.

Далее несколько картина Джакомо Кваренги, который был архитектором в России по приглашению Екатерины II и построил в Санкт-Петербуге много удивительных дворцов и строений. Работал он и в Москве. А поскольку в молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса (уже потом изучал архитектуру), то, естественно, и рисовал вполне достойно.1. Джакомо Кваренги (1744–1817). Теремной дворец и собор Спаса на Бору в Московском Кремле.

2. Джакомо Кваренги (1744–1817). Соборная площадь в Московском Кремле.

3. Джакомо Кваренги (1744–1817). Покровский собор и Спасская башня Кремля.

Несколько работ иностранных живописцев.1. J. I. Bell. Царь-колокол. 1837 г.

2. E. Gilbertson. Царь-колокол. 1838 г.

3. E. Gilbertson. Колокольня «Иван Великий» и Архангельский собор. 1838 г.

4. E. Gilbertson. Боярская площадка и собор Спаса за Золотой Решёткой.

http://bibliophagus.livejournal.com/136482.html

http://bibliophagus.livejournal.com/136817.html

http://bibliophagus.livejournal.com/138332.html

http://bibliophagus.livejournal.com/140233.html

zhiznteatr.mirtesen.ru

Самые старые фотографии Москвы | moscowwalks.ru

Самая старая фотография Кремля и Москвы

Со второй половины 19 столетия Москву активно фотографировали, сначала это были примитивные дагеротипы (светочувствительная медная пластина с серебряным покрытием), затем на смену пришла более прогрессивная техника и фотографий Москвы 1870-80-х уже очень много, давайте же посмотрим самые старые документальные изображения Москвы.

Смотреть самые старые фотографии Москвы —>

Заглавное изображение — это, строго говоря, не фотография, но и произведением художника ее можно назвать лишь с натяжкой.

Это раскрашенная гравюра, сделанная по дагеротипу Леребура 1841 г. — старейшее документальное изображение Москвы. На основе полученного дагеротипа в 1842 году была сделана гравюра и раскрашена для издания. Черно-белый вариант гравюры выглядел следующим образом:

Самая старая фотография Кремля и Москвы

 

Конечно, выдержки тогда составляли не одну минуту, поэтому люди на пристани и лодка, скорее всего, плод воображения художника. На изображении, тем не менее, прекрасно запечатлена стройплощадка Большого Кремлевского дворца.

Проходит десяток лет, и фотографическая техника делает большой прорыв:

Самая старая фотография Кремля

В 1852 году британец Роджер Фентон делает эту фотографию белых башен московского Кремля, уже построенного Большого Кремлевского моста и леса на реке.

Еще одна фотография из середины 1850-х:

 

Старый большой каменный мост

Редкая фотография старого Большого Каменного моста, построенного еще в конце 17 столетия и стоившего таких неимоверных денег, что поговорку «дороже, чем каменный мост», порой можно услышать и в наши дни. К 1858 году мост был заменен на металлический, а название так за 150 лет прочно вошло в московскую топонимику, что даже нынешний предвоенный «сталинский» мост мы до сих пор именуем Большим Каменным. См. нашу публикацию Мосты Москвы.

На переднем плане снова видим привезенный в Москву по реке лес.

Примерно в это же время оглянемся назад:

Строительство первого Храма Христа Спасителя

Снова фотография Роджера Фентона, 1852 год — строится Храм Христа Спасителя.

И опять штабели леса по набережной.

Дом Пашкова и Храм Христа Спасителя

Моховая улица, дом Пашкова и строящийся Храм Христа Спасителя в 1855 г.

Проходит еще год:

Крымский вал старая фото

Крымский вал в огородах. А с Храма Христа Спасителя частично сняли леса, 1856 г.

Проходит еще два года и картина меняется:

Кремль и Храм Христа Спасителя, старое фото

В 1858 году с Храма Христа Спасителя сняли леса, и он предстал во всем своем великолепии. Однако внутри предстояло сделать еще много отделочных работ, которые к тому же затянулись, и храм официально освятили и открыли лишь в 1883 году.

Еще одна интересная деталь — уже снесен старый Большой Каменный мост, а новый еще не построили, вместо него временное сооружение.

Реконструкция Кремлевской стены

В конце 1850-х со стороны Александровского сада Кремль активно реконструировали, стены уже к тому времени порядком поизносились. В результате, в цоколе был положен белый камень, а 78 зубцов на стене были сооружены заново.

Перейдем в начало 1860-х — именно в это время в Москве были отсняты все основные достопримечательности и улицы:

Чуть отойдем от самого центра:

Старая фото Трубной площади

Крепостное право отменили, народ хлынул в города. На, удивление, общее впечатление от Трубной площади уже примерно такое же как сейчас. Здание, где был «Афонькин кабака», с портиком слева позже перестроят и откроют ресторан и гостиницу «Эрмитаж», где позже французский шеф-повар Люсьен Оливье, придумавший хорошо всем известный салат.

Кулишки

Нынешняя Славянская площадь у выхода из м. Китай-город уже более-менее узнаваема в 1860-70-х. Храм сохранился, дома слева тоже, но надстроены.

Самая старая фотография Красной площади

 

Одна из самых старых фотографий Красной площади. Примерно начало 1860-х. Еще нет ровного покрытия, на площади неровно лежит булыжник, то тут, то там грязь. Спасская башня белая. Прямо вдоль стены стоят торговые палатки.

Старейшая фотография Красной площади

Примерно те же 1860-е- начало 1870-х. Активный базарный день, и извозчики носятся туда-сюда. Общественный транспорт находится в зачаточном состоянии, первая линия «конки» будет запущена в 1872 г. Весь Васильевский спуск плотно занят малоэтажной застройкой.

Воскресенские ворота

Вход на Красную площадь — Воскресенские ворота. Справа от ворот в 1875 году начнут строить огромное здание Исторического музея, а пока еще здесь можно видеть старые палаты земского приказа 17 века

Строительство Исторического музея

Начало строительства Исторического музея

 

Здание Архива иностранных дел на Моховой. Сейчас здесь находится Российская государственная библиотека и площадка с памятником Достоевскому.

 

Здание мэрии. Старое фото

Дом генерал-губернатора на Тверской. Вся крыша еще в печных трубах, а булыжник на одной из центральных площадей города также лежит не лучшим образом.

К началу 1880-х улица сильно изменилась и оживилась (хотя в данном случае еще и выдержки фотоаппаратуры стали короче)

Старая Тверская улица

 

Вид Кремля. Старая фотография

И вновь Кремль в конце 1860-х-начале 1870-х с изящной оградой Большого Москворецкого моста, газовыми фонарями и зеленой набережной

 

кремль старое фото

Павильоны Политехнической выставки 1872 г.

 

Трубная площадь. Рынок

Рынок на Трубной площади. Продают саженцы садовых деревьев, а на переднем плане конка идет в сторону Цветного бульвара

И закончим, пожалуй, концом 1970-х и видом Ивановской горки:

Ивановская горка

Начиная с 1880-х количество фотографий Москвы увеличивается в геометрической прогрессии, и с этого времени фото Москвы уже можно смотреть бесконечно.

Все фото взять с лучшего архива старых фотографий в сети: pastvu.com

 

 

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Вторник, декабря 15, 2015 в 17:30 в теме: ГОРОД, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

moscowwalks.ru

Старая Москва на картинах художников. Часть первая

Единственный способ заглянуть в прошлое Москвы до периода появления фотографии — это посмотреть картины художников, мастеров исторической реконструкции. В этом материале мы сравним облик старинной Москвы с тем, как она выглядит сейчас.

На картине 1925-го года известный русский художник Аполлинарий Васнецов, брат Виктора Васнецова, изобразил всем знакомую нам Красную площадь времен второй половины XVII века. В то время она только начала обретать свои окончательные черты, но уже была сосредоточием общественной и торговой жизни, как города, так и всей страны. На картине видно, что тогда башни Кремля уже получили свои шатровые навершия. Слева от них возвышается Покровский Собор, он же Храм Василия Блаженного. На самой площади кипит жизнь, повсюду шум и суета. Стоя на подъеме, дьяк зачитывает столпившимся людям указ, пока рядом в повозке из Кремля выезжает какое-то знатное лицо. Повсюду возятся торговцы, между лавками которых маршируют воины. Сам Васнецов описывал жизнь центра Москвы того времени так: «Неудивительно, что Кремль во все времена был центром города. Москва жила им. На Красной площади с утра до вечера толпился праздный и деловой народ, узнавая новости и слушая бирючей, возвещавших царские указы. Отсюда вести разносились по всему городу — то о войне, то о казнях и новых налогах и поборах. Отсюда же, вероятно, волны народной жизни, взбудораженные кознями бояр и насилиями тиранов, ударялись о кремлевские твердыни, порождая смуты, бунты и крамолу. Красная площадь для Москвы была и Великий торг, и то же, что Форум для старого Рима...»

На более ранней картине (1902-й год) Аполлинарий Васнецов изобразил Москву при Иване Грозном. Красная площадь 1550-ых годов: Храм Василия Блаженного еще в процессе строительства, а стены Кремля побелены, что является довольно спорной гипотезой для этого времени. Вдоль кремля стоят избы, а по площади снуют торговцы и всадники. Справа, как и на предыдущей картине, видна стрелковая башня, которая до нашего времени не сохранилась. По сравнению с прошлым, современная Красная площадь выглядит пустой. Кремль уже красный, да и выглядит совсем иначе, а единственным строением перед его стенами является Мавзолей.

На картине другого великого художника-реконструктора, которого современники называли «русским Каналетто», Федора Яковлевича Алексеева, изображена совсем другая, более поздняя Красная площадь. Художник изобразил ее абсолютно пустынной. Мы видим центр Москвы как будто с высоты трехэтажного здания. Из-за Покровского собора уже выглядывает плотная застройка города, которая простирается до горизонта, а центром картины является Лобное место, с которого в старину объявлялись народу важнейшие указы государей, и на котором совершались наказания и казни. Кремль уже обрел современные очертания, особенно это видно по Спасской башне, но площадь все еще заставлена различными постройками, в основном торговыми.

На картине Карла Ивановича Рабуса 1830-х годов изображен Храм Василия Блаженного со стороны пересечения Варварки и Васильевского спуска. Как раньше, так и сейчас, это, возможно, самый известный храм в России. По легенде, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Якобы на вопрос царя, сможет ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или даже лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!», чем разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих зодчих, возводивших храм, глаз. На картине от храма спускается крестный ход, которому кланяются проходящие мимо люди. Удивительно, но с этого угла, кажется, будто практически ничего не изменилось, кроме отдельных деталей. На месте улицы, на которой сидел художник, сейчас стройка в Зарядье, а на месте дома с колоннами с правого края картины — Средние торговые ряды

А вот в сравнении с изображенным на картине Федора Алексеева «Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы» изменилось очень многое. Сейчас это место с плотной жилой застройкой по сути превратилось в съезд с моста к набережной. Теперь все пространство здесь отдано автомобилям. Что интересно, реальная "точка рисовки" картины находится где-то внутри рампы моста.

На еще одной картине Аполлинария Васнецова «Книжные лавки на Спасском мосту, XVII век» можно увидеть уже не существующий Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади. Этот ров стал не только последним пристанищем для противников, атаковавших в разное время Кремль, но и местом жительства экзотических животных. Он обладал системой шлюзов, и отдельные его участки можно было осушать. Во времена правления Ивана Грозного был осушен участок у Воскресенских ворот Китай-города. Здесь содержались львы, которых прислали из Англии, из-за чего Воскресенские ворота часто называли Львиными. В XVII веке, ровно в то время, которое и отображает картина, во рву поселили слона. Он был подарком персидского шаха Аббаса II царю Алексею Михайловичу. К сожалению, слон быстро стал страдать желудочными расстройствами и с наступлением морозов умер. После войны 1812 года торговые лавки вдоль рва были снесены, а сам ров засыпан.

Полный материал на сайте Живая Москва

wi-fi.ru

Старейшие фотографии Москвы – Варламов.ру

Считается, что первая в мире фотография была сделана в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом, но она не сохранилось до наших дней. Следующей фотографии повезло больше. Снимок «вид из окна», был получен Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.

Первые дагерротипные снимки Москвы были сделаны в 1839 г.: "5 июля 1839 г. в прибавлении №53 к газете «Московские ведомости» москвичи прочитали удивительное сообщение владельца магазина Карла Андреевича Беккерса: «ДАГЕРРОТИП. Сия машина, изобретенная г-ном Даггером в Париже, посредством коей неумеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже везде известна по многочисленным описаниям во всех газетах и журналах; магазину братьев Беккерс на Кузнецком мосту препоручено (одному в Москве) принимать подписки на сию машину. Цена всему аппарату с наставлением – 550 руб. асс., кроме пошлины и провозу из Парижа в Москву, с платою половины денег вперед; она получится еще до конца навигации…».

И уже 23 октября москвичи увидели первые дагеротипные снимки с видами Москвы, выставленные в витрине магазина К.А. Беккерса, которые он выполнил сам посредством вышеупомянутой машины». Беккерс стал не только продавать аппараты, но и принимать (первым в Москве) заказы на «снятие улиц и зданий Москвы по 50 руб. асс. за вид».

Первые известные снимки (дагеротипы) Москвы датируются 1842 годом. Тогда выдержка достигала 30 минут и снимок раскрашивали, дорисовывали фигурки людей, от чего он становился похож на картину. Сегодня я хочу показать вам подборку самых старых фотографий Москвы.

Старейшее известное фото Москвы. Представляет собой раскрашенный и отретушированный дагеротип Леребура, сделанный в 1842 г. На фотографии виден начальный этап строительства Большого кремлевского дворца. 1842 год.

Один из старейших дагеротипов с изображением Москвы. Нижняя граница - по первому известному дагеротипу Леребура, верхняя - по отсутствию колокольни ц.Николая Чудотворца на Берсеневке (колокольню построят в 1854 г.). На сайте французского Музея фотографии этот снимок атрибутируется 1842 годом.

Раскрашенный дагеротип Ноэля Леребура 1842 г. Первый известный снимок храма Покрова на рву. В оригинальном издании под снимком видна подпись "Daguerreotype Lerebours". 1842 год.

Фотография Роджера Фентона 1852 г., на которой запечатлен Большой каменный мост 17 века. Этот уникальный памятник архитектуры допетровской Москвы уничтожили в 1858 г. со стандартной формулировкой "за ветхостью". На остатках старых опор построили новый железный мост, который в 1938 г. заменили на ныне существующий.

Кремль 1852 год.

Одна из первых видовых фотографий Москвы. Для Замоскворечья - даже наверняка первая. Московский классицизм во всю ширь, до горизонта, практически в чистом виде. Лишь некоторые фасады испытали влияние времени - в одном месте исчезли колонны, в другом - фронтон, в третьем - рустовка. Но это - частности, а в целом - впечатляет, не правда ли? Есть что поразглядывать. (http://oldmos.ru/upload/photos/d/3/c/1412_d3c9868fa0b3a1f5696751a7894651ac.jpg большой файл)

1857 год.

Дореформенная Москва... 1855 год. Снято с только что отстроенной колокольни ц. Николы на Берсеневке. Древние набережные палаты при церкви (с кокошниками, на переднем плане) в перестроенном виде стоят и сейчас. Справа - первоначальный Большой Каменный мост (постройки 80-х годов XVII века). В 1857-59 он будет заменён новым, который, в свою очередь, простоит до 1938. Крупные, значимые городские объекты ещё не тонут в плотной застройке.

Фотография Роджера Фентона "Внешние стены Кремля, Москва" 1852 г. запечатлела момент, когда Храм Христа Спасителя стоял ещё в строительных лесах. Снимок был сделан на вощеной бумаге.

Строительство храма Христа Спасителя в Москве. 1852 год.

1857 год.

В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте.

1869 год.

Вид на Москву с Храма Христа Спасителя. 1867 год. (http://www.oldmos.ru/upload/photos/2983_b72d71d09e4c90f86325ea0bb363a5b9.jpg большой файл)

Ильинка. Биржевая площадь в 1864 году.

Видъ Красной площади въ 1872 г., снятый фотографически до сломки зданiя присутственных мѣст, находившагося на мѣстѣ, на которомъ построен Историческiй музей

Начало строительства Исторического музея. 1875 год.

"Вид Преображенского с западной стороны в настоящее время. Изображение выполнено от места бывшего Нагорного Дворца Его Императорского Высочества в Ново-Преображенском" - подпись к снимку. Фотография очень известная, переизданная Найденовым, Шерером. 1879 год.

Вид Кремля со Швивой горки. 1883 год.

Вид из-за Москвы реки (от Устьинского моста) в сторону Таганки. На фотографии распознаны (слева направо): усадьба Тутолмина; несохранившаяся церковь Космы и Дамиана (нового), а возле нее, если не ошибаюсь, усадьба Шапкиных/В. П. Щукина/М. Ф. Михайлова; затем (на переднем плане) идет Мазуринская богадельня и за ней церковь Св. Николая в Котельниках; несохранившаяся церковь Спаса Всемилостивого в Чигисах; несохранившаяся церковь Воскресения Христова в Гончарах; Новоспасский монастырь.

Нажмите на фотографию, чтобы перейти на ее страничку. Там вы сможете посмотреть ее в других размеров, а также оставить свои комментарии. Но и это не все, на сайте также работает форум, где вы сможете обсудить историю Москвы. На сайте "Фотографии старой Москвы" вы найдете много интересных фотографий. Если у вас есть старые снимки Москвы, присылайте их мне, или добавляйте через специальную форму на сайте.

Прошлые выпуски:Передвижка домов в МосквеИстория Манежной площадиБольшая подборка интересных снимковСнег идет...Гагарин в МосквеМаскировка МосквыИстория Триумфальной площадиИстория московской ГАИМосковские продавцыСлово из четырех буквИстория Кремлевских звездМосковские зимыНеобычный транспорт на улицах МосквыПодборка фотографий в хорошем качествеБыло-стало. Часть 1Было-стало. Часть 2Было-стало. Часть 3Было-стало. Часть 4Проспект Калинина - Новый АрбатМосква свысока 1Москва свысока 2Москвичи. Часть 1 - за работойМосквичи. Часть 2 - отдых9 вокзалов МосквыВеликая Отечественная война. Часть 1Великая Отечественная война. Часть 2Верхние торговые ряды. Часть 1Верхние торговые ряды. Часть 2Реконструкция ГУМа 1953 годаМКАДМосква-рекаНаводнение 1908 года в МосквеТретьяковский проезд в МосквеМосковский зоопаркСадовое кольцо. Часть 1Строительство Останкинской башниМосковские стройки. Часть 1, Часть 2, Часть 3,Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7."Мосразборстрой" против Триумфальной аркиСухаревский рынок

varlamov.ru

Старая Москва в изобразительном искусстве.

Эдуард Гертнер (1801–1877). Ивановская площадь в Московском Кремле. 1839 г.Степан Михайлович Шухвостов (1821–1908). Вид на Красную площадь.

Степан Михайлович Шухвостов (1821–1908). Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле. 1866 г.

Василий Фёдорович Тимм (1820–1895). Коронационные торжества на Красной площади. 1856 г.

Карл-Фридрих Петрович Бодри (1812–1894). Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. 1860 г.

Альфонс Муха (1860–1939). Отмена крепостного права в России в 1861 году. 1914 г.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Вид Кремля со стороны Каменного моста.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Площадь перед Успенским собором.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Боярская площадка и собор Спаса на Верху.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Боярская площадка и собор Спаса на Верху.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Теремной дворец и собор Спаса на Бору.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Арсенал, Сенат и Никольские ворота.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Колокольня Ивана Великого.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Соборная площадь.

Фёдор Яковлевич Алексеев (1753 или 1754–1824). Иллюминация на Соборной площади в честь коронации императора Александра I.

Джакомо Кваренги (1744–1817). Теремной дворец и собор Спаса на Бору в Московском Кремле.

art-links.livejournal.com

Картины Старой Москвы | ретро постеры для интерьера

Храм Христа Спасителя, Москва

6800 ₽

В корзину

×

Легкая покупка

Панорамный вид на Москву

7900 ₽

В корзину

×

Легкая покупка

Дом Пашковых, Москва 1938г

6800 ₽

В корзину

×

Легкая покупка

Дом на Котельнической

6800 ₽

В корзину

×

Легкая покупка

Гостиница Украина

6800 ₽

В корзину

×

Легкая покупка

Главное здание МГУ

6800 ₽

В корзину

×

Легкая покупка

Раннее утро, Садовое кольцо

6800 ₽

В корзину

×

Легкая покупка

Маяковская площадь Москвы, 1955г

6800 ₽

В корзину

×

Легкая покупка

Лубянская площадь

2700 ₽

В корзину

×

Легкая покупка

Верхние-торговые-ряды-Красной-площади.

2700 ₽

В корзину

×

Легкая покупка

Театральная площадь, Москва 1914г

6800 ₽

В корзину

×

Легкая покупка

Вид на Храм Христа Спасителя с Большого Каменного моста.

2700 ₽

В корзину

×

Легкая покупка

Васильевский спуск

2700 ₽

В корзину

×

Легкая покупка

www.print-poster.ru

Старая Москва на картинах художников: stav26

Единственный способ заглянуть в прошлое Москвы до периода появления фотографии — это посмотреть картины художников, мастеров исторической реконструкции.

В этом материале мы сравним облик старинной Москвы с тем, как она выглядит сейчас.

-=Пост подготовлен редакцией Живой Москвы=-На картине 1925-го года известный русский художник Аполлинарий Васнецов, брат Виктора Васнецова, изобразил всем знакомую нам Красную площадь времен второй половины XVII века. В то время она только начала обретать свои окончательные черты, но уже была сосредоточием общественной и торговой жизни, как города, так и всей страны. На картине видно, что тогда башни Кремля уже получили свои шатровые навершия. Слева от них возвышается Покровский Собор, он же Храм Василия Блаженного. На самой площади кипит жизнь, повсюду шум и суета. Стоя на подъеме, дьяк зачитывает столпившимся людям указ, пока рядом в повозке из Кремля выезжает какое-то знатное лицо. Повсюду возятся торговцы, между лавками которых маршируют воины. Сам Васнецов описывал жизнь центра Москвы того времени так: «Неудивительно, что Кремль во все времена был центром города. Москва жила им. На Красной площади с утра до вечера толпился праздный и деловой народ, узнавая новости и слушая бирючей, возвещавших царские указы. Отсюда вести разносились по всему городу — то о войне, то о казнях и новых налогах и поборах. Отсюда же, вероятно, волны народной жизни, взбудораженные кознями бояр и насилиями тиранов, ударялись о кремлевские твердыни, порождая смуты, бунты и крамолу. Красная площадь для Москвы была и Великий торг, и то же, что Форум для старого Рима...

На более ранней картине (1902-й год) Аполлинарий Васнецов изобразил Москву при Иване Грозном. Красная площадь 1550-ых годов: Храм Василия Блаженного еще в процессе строительства, а стены Кремля побелены, что является довольно спорной гипотезой для этого времени. Вдоль кремля стоят избы, а по площади снуют торговцы и всадники. Справа, как и на предыдущей картине, видна стрелковая башня, которая до нашего времени не сохранилась. По сравнению с прошлым, современная Красная площадь выглядит пустой. Кремль уже красный, да и выглядит совсем иначе, а единственным строением перед его стенами является Мавзолей:

На картине другого великого художника, которого современники называли «русским Каналетто», Федора Яковлевича Алексеева, изображена совсем другая, более поздняя Красная площадь. Художник изобразил ее абсолютно пустынной. Мы видим центр Москвы как будто с высоты трехэтажного здания. Из-за Покровского собора уже выглядывает плотная застройка города, которая простирается до горизонта, а центром картины является Лобное место, с которого в старину объявлялись народу важнейшие указы государей, и на котором совершались наказания и казни. Кремль уже обрел современные очертания, особенно это видно по Спасской башне, но площадь все еще заставлена различными постройками, в основном торговыми:

На картине Карла Ивановича Рабуса 1830-х годов изображен Храм Василия Блаженного со стороны пересечения Варварки и Васильевского спуска. Как раньше, так и сейчас, это, возможно, самый известный храм в России. По легенде, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Якобы на вопрос царя, сможет ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или даже лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!», чем разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих зодчих, возводивших храм, глаз. На картине от храма спускается крестный ход, которому кланяются проходящие мимо люди. Удивительно, но с этого угла, кажется, будто практически ничего не изменилось, кроме отдельных деталей. На месте улицы, на которой сидел художник, сейчас стройка в Зарядье, а на месте дома с колоннами с правого края картины — Средние торговые ряды:

А вот в сравнении с изображенным на картине Федора Алексеева «Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы» изменилось очень многое. Сейчас это место с плотной жилой застройкой по сути превратилось в съезд с моста к набережной. Теперь все пространство здесь отдано автомобилям. Что интересно, реальная "точка рисовки" картины находится где-то внутри рампы моста:

На еще одной картине Аполлинария Васнецова «Книжные лавки на Спасском мосту, XVII век» можно увидеть уже не существующий Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади. Этот ров стал не только последним пристанищем для противников, атаковавших в разное время Кремль, но и местом жительства экзотических животных. Он обладал системой шлюзов, и отдельные его участки можно было осушать. Во времена правления Ивана Грозного был осушен участок у Воскресенских ворот Китай-города. Здесь содержались львы, которых прислали из Англии, из-за чего Воскресенские ворота часто называли Львиными. В XVII веке, ровно в то время, которое и отображает картина, во рву поселили слона. Он был подарком персидского шаха Аббаса II царю Алексею Михайловичу. К сожалению, слон быстро стал страдать желудочными расстройствами и с наступлением морозов умер. После войны 1812 года торговые лавки вдоль рва были снесены, а сам ров засыпан:

На картине Федора Алексеева «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» изображены основные памятники московской архитектуры на рубеже XVIII-XIX веков. На переднем плане виден мост через реку Неглинку, ведущий к Воскресенским воротам с двумя шатровыми башнями и Иверской часовней. Рядом с воротами находит здание Главной аптеки, внутри которой изначально был университет. Справа можно увидеть Арсенальную башню Московского Кремля, а слева здание Монетного двора:

Спустя несколько лет, в 1811-м году Алексеев нарисовал это же место, но уже с людьми. Неглинный мост выглядит намного оживленнее. Благодаря художнику мы можем вглядеться в изображение многочисленных горожан и получить представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIII-XIX веков. Повсюду кипит жизнь. Кареты, повозки, всадники на лошадях, собаки — все это важная часть образа центра Москвы того времени. Сейчас все иначе. В том же виде сохранились только Воскресенские ворота, даже Кремль уже выглядит совсем по-другому. Моста, да и самой речки Неглинной больше нет. В 1817-1819-х годах ее заключили в трубу, однако она еще долго напоминала о себе во время регулярных наводнений. В 1872-м рядом с Воскресенскими воротами был возведен Государственный исторический музей, который стоит здесь по сей день:

Алексеев донес до нас уникальные свидетельства того, какой была Москва до наполеоновского пожара 1812-го. На его картине 1780-х годов изображен Большой каменный мост на фоне Кремля. Его начали возводить еще в 1643-м году по приказу царя Михаила Федоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером. Из-за смерти царя и самого мастера строительство прекратилось, но после, по инициативе царевны Софьи, работы возобновились, и к 1692-му году его достроили. Он находился не на том месте, где стоит мост сейчас. С одной стороны, мост выходил к поднож

postav.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта