Великий рассказчик Ян Стен. Ян стен картины


Художник Ян Стен/ Jan Steen

Previous Entry | Next Entry

Художник Ян Стен/ Jan Steen (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара. Учился живописи Стен сначала у Николаса Кнюпфера в Утрехте, а затем, переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Галса и Адриана ван Остаде. Окончательно же развил свой талант и манеру письма Стен под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге. Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге.Риторики в окне 1662-1665Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте. В 1661 году Стен переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами.Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции , но отдавал предпочтение бытовому жанру. Жители Делфта, 1655Рейксмузеум, АмстердамПекарь Аствард и его жена Катарина1658, Рейксмузеум, АмстердамВеселое общество 1660Девушка с устрицами 1658-1660, Маурицхейс, ГаагаГуляки, 1660 Эрмитаж, Санкт-ПетербургПортрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, 1660, Маурицхейс, ГаагаТуалет женщины, 1660Рейксмузеум, АмстердамБеспутный дом 1661-1664Больная и врач 1660-еВеселье в семье художника 1663-1665Школьный учитель 1663Старинные биографы Стена — Хоубракен и Кампо Вейерман — представляют Яна Стена отчаянным кутилой и беспросыпным пьяницей; но их повествования и хроники о художнике не заслуживают доверия и обязаны своим происхождением, по всей вероятности, тому, что живописец нередко изображал кабацкие и не совсем приличные сюжеты, причем иногда выводил на передний план в жанровых сценах своих картин самого себя в неприглядном виде. Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра 17 века.Аргумент в карточной игре,1660-еПразднование крестин 1664Мнимая больная девушка, 1665Течение жизни 1665-1667Веселая компания 1668Клетка с попугаем 1670Встреча с гуляками 1679Игроки в трик-трак 1667Гулянка в день рождения принца Вильгельма IIIДень святого Николаса, 1668Доктор и пациентка 1670В таверне 1679Семейный праздник 1679Кошкины танцы 1679В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором. Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму. Ян Стен черпал сюжеты для своих картин из быта всех слоев современного ему голландского общества и изображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров.Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмораЯн Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов. У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.отсюда Грибы у vasily_sergeevИнтересные Ссылки у dok_zlo

nikole-t.livejournal.com

Художник из Голландии. Ян Стен

Жители ДелфтаКартина голландского художника, мастера бытового жанра Яна Стена «Жители Делфта». Размер картины 82,5 х 68,5 см, холст, масло. В 1648 году Ян Стен и Габриэль Метсю были приняты в гильдию живописцев святого Луки в Лейдене. Вскоре после этого, Стен был выбран помощником известному пейзажному живописцу Яну ван Гойену и стал проживать в его доме в Биеркаде в Гааге. 3 октября 1649 Стен женился на дочери ван Гойена Маргрит, которая впоследствии родила ему восемь детей. Стен работал со своим тестем до 1654 года, затем он переехал в Делфт, где по настоянию родственников стал управлять пивоваренным заводом Де Роскам, впрочем без большого успеха. После взрыва в Делфте порохового завода в 1654 году и тяжких последствий для города, у бюргеров Делфта был несколько снижен художественный спрос на картины, но именно тогда Стен написал свое первое известное полотно «Бургомистр Делфта и его дочь», также называемое на аукционах как «Жители Делфта». Уже в этой работе Яна Стена нет полной ясности, к какому жанру следует отнести живопись художника — к портрету или бытовому жанру.Пекарь Аствард и его жена КатаринаПосле Делфта Стен жил с 1656 по 1660 в Вармонде, к северу от Лейдена, и в Харлеме с 1660 по 1670 годы. В эти оба периода своей жизни Стен был особенно плодовит в творческой деятельности. После смерти жены Маргрит в 1669 и кончины отца в 1670, Стен вернулся в Лейден, где и он прожил остальную часть своей жизни. Когда художественный рынок в Голландии обрушился в 1672 году, названным в художественных кругах живописцами «годом бедствия», Стен открыл таверну с гостиничными номерами. В апреле 1673 года Стен женился на Марии ван Эгмонт, которая родила художнику еще одного ребенка.Девушка с устрицамиЭта работа «Девушка с устрицами», пожалуй, является самой известной картиной живописца. В 1674 году Стен стал президентом гильдии святого Луки в Лейдене. Повседневная жизнь горожан была главной темой творчества Яна Стена. Многие из его жанровых сцен, которые художник изображал как, например, в картине «День святого Николаса», балансируют на грани домашнего беспорядка и полного кавардака, в обиходе в Голландии тогда даже появилось выражение «домашнее хозяйство Яна Стена», что означает грязную сцену, и впоследствии даже стало голландской пословицей (een huishouden Jan van Steen). Собственно, такие тонкие намеки в картинах Стена говорят о том, что художник лишь хотел предупредить зрителя, а вовсе не собирался приглашать его следовать поведению своих персонажей. Многие из картин Стена написаны по мотивам старинных голландских пословиц и фламандских поговорок, а также литературных текстов.ГулякиПолотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях. В этой ироничной картине "Гуляки" Ян Стен изобразил самого себя и свою жену тридцатидвухлетнюю Маргрит. Картина проникнута благодушным настроением и тонкой беззлобной иронией, свойственным многим работам художника. Мастер бытового жанра Ян Стен дает точные характеристики обоим персонажам картины - заснувшей (вероятно, после не одного бокала вина) на краю стола молодой женщине и довольно улыбающемуся подвыпившему мужчине. Достоверно написанные предметы обстановки помещения служат важными штрихами более тонкой обрисовки характеров персонажей.

Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт

Портрет Бернардины Маргарет ван Рейсфелт, выполненный голландским художником Яном Стеном, также известен, как картина под названием «Птичий двор». Размер картины 107 x 81 см, дерево, масло. Художник в своих картинах часто использовал членов своей семьи в качестве моделей. Помимо жанровых сцен, Ян Стен написал также довольно много автопортретов, в которых он отнюдь не выказал тенденции к тщеславию. Ян Стен не чурался и других тем и жанров живописи: художник писал исторические, мифологические и религиозные сцены, портреты, натюрморты и пейзажи. Портреты детей, созданные художником Яном Стеном, просто превосходны.

Туалет женщиныВ этой привлекательной беззаботной женщине узнается жена Яна Стена Маргрит, дочь гаагского художника-пейзажиста Яна ван Гойена. Маргрит безвременно умерла в 1669 году в возрасте сорока лет. Живописец Ян Стен был отмечен похвалой критиков за мастерство светотени (в том числе и в картине «Туалет женщины») и внимание к деталям в своих картинах, что наиболее особенно заметно в изображении персидских ковриков в работах художника. Ян Стен был плодовитым художником, создав приблизительно 800 картин, из которых примерно 350 дошли до наших дней. Ян Стен умер в Лейдене в 1679 году и был предан земле в семейной могиле на окраине Лейдена.

Семейный праздникСтен писал портреты, пейзажи, ветхозаветные композиции, но главным предпочтением художника был бытовой жанр. Картины голландского живописца Яна Стена проникнуты грубоватым народным юмором. В жанровых сценах художника острая ироническая, а зачастую и едкая сатирическая характеристика персонажей и живая занимательность художественного рассказа сочетаются с тонким живописным мастерством, проявляющимся в тщательном исполнении мимики лиц героев, характерных жестов фигур, деталей обстановки помещений, ковров, одежды и т.д.

Больная и врачЭта работа художника приобретена императорским музеем по распоряжению Екатерины II из парижского собрания барона Л.А Кроза де Тьера в 1772 году. В Голландии Ян Стен по значимости и популярности занимает место рядом с Рембрандом, Вермеером и Халсом. Недаром выражение «домашнее хозяйство Яна Стена» стало всенародным эпитетом для характеристики неопрятного, грязного и беспутного дома. Но у католика Стена, одного из самых плодовитых и разносторонних голландских художников, есть и множество других положительных качеств. Помимо картин бытового жанра, он писал портреты, исторические, мифологические и библейские картины, работал в анималистическом жанре, очень натуралистично изображая животных и птиц, а натюрморты в его картинах конкурируют с любыми работами подобного жанра его современников, мастеров натюрморта. Также Ян Стен по праву считается непревзойденным живописцем детей и детских лиц.

Беспутный домСтен работал в различных городах - Лейдене, Гааге, Делфте, Вармонде и Харлеме. В 1672 году в связи с кризисом художественного рынка в Голландии он открыл таверну гостиничного типа в Лейдене и довольно успешно управлял ею. Его отец и дед были пивоварами и в обывательском воображении Стен был пьяницей, расточителем и мотом, но нет никаких известных и достоверных фактов в городских архивах, чтобы подтвердить такую репутацию. На многих из его картин представлены сцены в тавернах и праздничные застолья, но они часто лишь изображают морализирующие намеки и тонкую иронию художника.

Риторики в окнеКроме картин бытового жанра, "низкого" по мнению некоторых современников художника (в том числе и голладских живописцев), Стен также писал картины классической тематики и сцены безупречной благородности. Помимо своей разносторонности, богатства характеристик персонажей и изобретательности в составе композиции, Стен замечателен также как великолепный колорист. Его плавная обработка красного, словно мясо лосося, цвета по постепенному переходу к переливчатому бледно-желтому и сине-зеленому цветам в пределах одного пространства холста является одним из очень ярких и отличительных признаков картин художника.

Веселье в семье художникаЭту картину иногда именуют как «Семейство художника в веселом обществе», что собственно, большой роли и значения не играет. Обобществленная тематика этой жанровой картины в обоих названиях отражается верно. На картине изображены сам Стен, жена художника Маргрит, его отец с матерью и дети, причем далеко не все, как известно, от брака с Маргрит у Стена было восемь детей. От второго брака (после безвременной кончины Маргрит в 1669 году) с Марией ван Эгмонт родился еще один ребенок.

Аргумент в карточной игреВ свои картины Ян Стен старался всегда привнести полускрытые морализаторские намеки и едва уловимую иронию для достижения назидательно-нравственной цели. Одним из таких произведений является картина «Аргумент в карточной игре», которая имела в свое время (при презентации к продаже на художественных аукционах) различные названия «Ссора карточных игроков», «Спор за карточным столом» и т.п. В этой картине традиционный для голландского бытового жанра сюжет раскрыт художником достаточно оригинально, своеобразными эмоциональными средствами. По сути , Ян Стен создал занимательное захватывающее произведение, заинтересовывающее зрителя, позволяющее ему стать непосредственным участником разыгрывающейся драматической сцены из повседневной жизни.

Школьный учительЯн Стен всегда превосходно писал детей в своих картинах. Не является исключением и это полотно из ирландской национальной галереи, в котором художнику удалось запечатлеть очень характерные выражения детских лиц. Здесь и боль, и отчаяние, и потаённая подленькая детская радость, и озабоченность, и равнодушие.

Празднование крестинГордый отец держит на руках своего новорожденного ребенка, а друзья и родные собрались вокруг, чтобы посудачить, полюбоваться младенцем и принять участие в праздничном угощении по случаю крестин, которое готовят три женщины справа у очага. Эта полная радостной суеты картина точно воспроизводит типичную сцену из домашней жизни голландцев зажиточного среднего класса 17 столетия. На первом плане, однако, художник изобразил скорлупу от разбитых яиц - общеизвестный символ бренности. Это сделано, чтобы напомнить, что смерть ожидает каждого, даже в праздник рождения.

Мнимая больная девушкаЭта картина также известна под названием «Притворно больная молодая женщина». Раз художник так назвал свою картину, значит,  у него были свои причины сделать это. Вполне вероятно, что Стен изобразил достоверный случай, историю о мнимой больной из жизни гаагских бюргеров (в этом городе в то время жил и работал художник).

Течение жизниЭта картина живописца также известна под названием «Жизнь человеческая». Несмотря на свой панорамный вид, эта работа художника совсем не очень крупных размеров. Но удивляет, как тщательно прописаны Яном Стеном мельчайшие детали повседневного бюргерского бытия, начиная от приготовления устриц молоденькой служанкой и игры маленького мальчика с кошкой до выпивох в дальнем углу зала и рисунка персидского ковра.

Весёлая компанияЯн Стен привносил в изображение библейских сцен («Амнон и Фамарь», Кёльн, Музей Вальрафа-Рихартца; «Эсфирь пред Артаксерксом», Санкт-Петербург, Эрмитаж) достаточную долю добродушного юмора. Собственно, помимо картин мифологической и библейской тематики, большую часть творчества художника занимают жанровые картины, изображающие представителей зажиточного среднего класса, а также нижних слоёв бюргерства, в которых изящество колорита и разнообразие композиционного стиля живописца удачно сочетаются с грубоватым народным юмором и фривольными элементами гротеска.Кошкины танцы 1679В1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всехголландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степениоригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловнойправильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый игармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд ичеловеческого тела, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинстваприсущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны порисунку и суховаты по письму. Ян Стен черпал сюжеты для своихкартин из быта всех слоев современного ему голландского общества иизображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках итавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров.

В таверне

Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмораЯнСтен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцемГолландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаряюмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплойсердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художникрассматривает жизнь как обширную комедию нравов. У Яна Стена не былоникаких зарегистрированных учеников (за исключением РихардаБрэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландскиеживописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как ипричина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.

Встреча с гуляками 1679Игроки в трик-трак 1667Гулянка в день рождения принца Вильгельма IIIДень святого Николаса, 1668

alindomik.livejournal.com

Великий рассказчик Ян Стен: vakin

Девушка с устрицами

Картины Стена полны шутливых намеков и каламбуров, многие из которых непонятны современному зрителю. Впрочем, наслаждаться его живописью это не мешает.

Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса.

О том, насколько глубоко вошли образы, созданные художником, в народную культуру, свидетельствует распространенное голландское выражение "семья Яна Стена".

Так называют голландцы семьи, где взрослые пренебрегают своими обязанностями, а дети растут, как трава на пустыре. Картины "из жизни беспутных семейств" и в самом деле отменно удавались Стену.

Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал.

Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким "тяжелым пьяницей" и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.

Кроме того, в каждом из "подвыпивших автопортретов" Стена есть изрядная доля шутки, что говорит о здоровом чувстве юмора.

В эрмитажном полотне "Гуляки" Ян Стен предположительно изобразил самого себя и свою жену Маргарет.

Картина проникнута беззаботным настроением и добродушным юмором, свойственным многим работам Стена.

Художник дает точные характеристики обоим участникам сцены - уснувшей на краю стола молодой женщине и иронично улыбающемуся мужчине. Достоверно написанные предметы служат важными штрихами более тонкой обрисовки характеров персонажей. В этом автопортрете раскрывается характерная сторона жизни Стена - занятия живописью не обеспечивали художника, отягощенного большой семьёй, и ему приходилось содержать трактир.

Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях.

Современному зрителю не всегда легко понять подлинный смысл картин Стена, связанный с голландскими пословицами и поговорками, давным-давно устаревшими и вышедшими из употребления. Мог ли мастер предположить, что то, что было ясно любому голландскому школяру XVII столетия, в XXI веке придется расшифровывать?

Мужчина, предлагающий устрицы даме.

Например, полотно "Девушка с устрицами" или "Мужчина", предлагающий устрицы даме вовсе не кажется нам неприличным, хотя в свое время оно, вероятно, заставило покраснеть не одну добродетельную матрону.

Дело в том, что устрицы в XVII веке считались сильным  средством для повышения потенции... Таким образом, мужчина, предлагающий устрицы, на самом деле предлагает нечто совсем другое...

...Что особенного мы углядим в женщине, штопающей чулок? Ничего. А во времена Стена словом "чулок" обозначался женский половой орган... Яйца, присутствующие в ряде работ художника, тоже о многом говорили голландцу, изо дня в день слышавшему выражение "разбивать яйца о сковороду" и понимавшему, что речь идет вовсе не о яичнице, а о вступлении в любовную связь.

Основная тема его работ, как правило, - городские жанровые сцены. Героями их обыкновенно являются относительно зажиточные бюргеры, которые изображаются в интерьерах своих приличных (и даже не лишенных некоторого налета роскоши) домов. Эти картины многие историки искусства считают предвестниками стиля рококо, появившегося лишь в следующем столетии, через несколько десятков лет после смерти художника.

Однако время от времени Стен возвращается к своей "первой любви" - и тогда пишет гуляк, пирующих в дешевом трактире.

Танец яиц (ок.1674г.) -  Музей Веллингтон. Лондон

Так называемый "танец яиц" - народная забава, бывшая во времена Стена очень популярной во многих европейских странах.

Суть ее состоит в следующем:   каждый танцор должен во время общего танца подталкивать ногой сырое яйцо - так, чтобы не разбить его.

Танцующие, впрочем, не занимают в композиции Стена основного места. Они собрались в свой, отдельный кружок, а прочие посетители гостиницы развлекаются кто во что горазд.

Сцена содержит множество фривольных намеков, которые позволяют нам предположить, что перед нами  "гостиница с номерами". Обратите внимание на группу в дверном проеме (справа) - щеголеватого вида мужчина приглашает даму войти, другой кавалер останавливает ее... дама колеблется, и мы &не можем суверенностью определить - войдет она в эту "обитель греха" или так и не отважится сделать это...

Сцена в кабачке

Вдохновение Стен в этот период черпал в работах Питера Брейгеля Старшего. Не был он глух и к исканиям современных художников. Например, он охотно учился у Питера де Хооха, с которым познакомился, живя в Делфте. Но все, что Стен заимствовал у других живописцев, он заимствовал творчески, перерабатывая их технические и композиционные приемы, "перекраивая" их под себя.

Игра в трик-трак

Мастер виртуозно владел кистью. Джошуа Рейнолдс, замечательный английский художник XVIII столетия, с восхищением называл манеру Стена "необычайно мощной и смелой". А подобная оценка в устах строгого (и даже придирчивого) Рейнол-дса чего-нибудь да стоит. Конечно, очень сложно оценить мазок Стена по репродукциям, которые, как бы хороши они ни были, всегда сглаживают индивидуальные черты стиля. Придется нам, за неимением под рукой подлинника Стена, поверить Рейнолдсу на слово.

Со временем Стен испытал влияние еще одного мастера, Франса Хальса (ок. 1582-1666). Довольно долго прожив в Харлеме, он просто не мог не познакомиться с его работами. И, вероятно, к Хальсу наш герой относился если не с пиететом, то с большим уважением. Не зря в его интерьерных сценах то и дело появляются картины Хальса. Но его уважение было признанием заслуг, равного себе живописца, а не преклонением ученика, перед учителем. Стен никогда не работал в стилистике Хальса, а лишь отдавал ей должное.

Брачный контракт

Картина «Брачный контракт», из коллекции Государственного Эрмитажа, повествует о счастливом союзе, который вот-вот будет заключен между потерпевшей девушкой и ее веселым ухажером. Нотариус уже составил контракт, и как бы не ругалась мать невесты, а другого выхода из сложившейся ситуации ей уже не найти...

Как обычно в полотнах голландских мастеров XVII века картина Стена полна недвусмысленных намеков на суть происходящего. Так, искусствоведы трактуют разбитые яйца и кошку, крадущуюся к убитой птице, как образы утраченного девичества, а коромысло на переднем плане и птичью клетку, которую вносит в комнату один из гостей, как образы символизирующие счастливую семейную жизнь.

Все биографы в один голос говорят о том, что Стен писал очень быстро и был буквально "одержим работой. Этому легко поверить, поскольку за свою сравнительно недолгую жизнь художник создал довольно много картин. А то, что до нас не дошло ни рисунков, ни набросков Стена, говорит еще и о том, что мастер был великим импровизатором и "досочинял" свои картины "на ходу". Удивительно, как удавалось ему выстраивать столь сложные композиции, не пользуясь предварительными зарисовками.

Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. Его обыкновенно считают "художником-рассказчиком" (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин). Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. Так что популярность Стена обусловливается не только его "занимательностью".

Биография

АвторпортретОколо 1670Масло, холст, 73 см, 62 см. Государственный музей (Амстердам). Викисклад

Ян Стен - самый весёлый голландский художник. Его темы - жанровая живопись. У него нет парадных сцен, его герои - живые люди с их достоинствами и недостатками.

Сам остроумный и весёлый человек, он показывает жизнь и быт голландских бюргеров (средний слой городского населения, состоявший главным образом из самостоятельных мастеров — ремесленников,обычно объединявшихся в цехи, и средних и мелких торговцев) с преувеличенным юмором: врач и больная девушка, учитель и ученики, дети, отдых простых людей в играх, на праздниках и пирушках.

Немного известно об обучении художника; однако, согласно его первому биографу, Стен учился у Утрехтского живописца Николауса Кюпфера(Nikolaus Knupfer) и позже у Андриана ван Остаде (Adriaen van Ostade) в Харлеме.

Стен, заканчивает Латинскую школу и в 1646 г, в возрасте 20 лет, поступает в Лейденский университет, но 1648 он вступает в Лейденское общество художников, в гильдию Святого Луки.

Позже он работает в Гааге в мастерской художника-пейзажиста Ян ван Гоена(Jan van Goyen), на дочери которого он женился.

В 1654г Стен переезжает в Делфт, где отец, желая помочь сыну, арендовал для него пивоваренный завод. Это отвлекало Стена от работы художника и известно немного картин этих лет.

С 1657 Стен живёт в маленькой деревне Вармонд, недалеко от от Лейдена. С 1660 - в небольшом городке Харлеме, где уже ничто не мешает полностью отдаться живописи.

Через год после смерти жены, умер отец, и в 1670г Стен поселился в одном из домов семейства в Лейдене, где он работал до смерти (в 1679).

Через 2 года, он получил лицензию на открытие таверны в своём большом доме. Это давало дополнитльный доход, чтобы содержать большую семью.

***

Мы не знаем точной даты рождения Яна Стена. Но, скорее всего, он появился на свет в 1626 году в Лейдене. Этот вывод мы можем сделать исходя из собственных слов художника — в одном из документов 1646 года он указал, что ему двадцать лет. Кроме того, известно, что родители будущего живописца обвенчались в 1625 году, и потому 1626 — вполне «правдоподобный» год его рождения.

Отец Яна Стена, Хавик Стен, был пивоваром и торговцем зерном, а мать, Элизабет Капитейн,— дочерью муниципального служащего. Поэтому у нас нет оснований доверять тем биографам художника, которые говорят о том, что Стен вырос в нищете. Действительно, в 1620-е годы дела его отца шли не слишком успешно, но в 1630—40-х годах пивоваренная индустрия Лейдена была на подъеме, поэтому, вероятнее всего, живописец сумел получить неплохое начальное образование.

В ноябре 1646 года двадцатилетний Стен стал студентом Лейденского университета. Для поступления в это учебное заведение требовалось знать латинский язык. Следовательно, Стен должен был окончить городскую Латинскую школу (ту самую, где двумя десятилетиями ранее учился Рембрандт).

Университетского курса он, надо думать, так и не одолел. Некоторые историки искусства высказывают предположение, что он поступал туда не столько ради знаний, сколько ради привилегий, которые давал статус студента (освобождение от службы в рядах городской милиции и уплаты городских налогов на вино и пиво).

Уже 18 марта 1648 года имя Яна Стена появляется в списке только что созданной Лейденской гильдии художников. Заметим, что членом гильдии мог стать только тот, кто прошел обучение у признанного мастера. У кого именно учился герой нашего выпуска — сказать трудно. Мнения биографов на этот счет расходятся. Вернее всего, однако, азы ремесла молодой живописец постигал под руководством Николауса Кнупфера, немецкого художника, жившего в Утрехте. Но, возможно, некоторое время он учился и у Яна ван Гойена. По крайней мере, в его дом Стен был вхож, поскольку 3 октября 1649 года он женился на дочери ван Гойена. А Хоубракен, один из ранних биографов мастера, отмечал, что ко дню свадьбы невеста уже находилась в «интересном положении». И даже не без подробностей описывал объяснение, произошедшее по этому поводу между Стеном и ван Гойеном. Сохранившиеся документы этой пикантной версии не подтверждают. Они свидетельствуют, что первый ребенок Стенов родился в феврале 1651 года.

В 1652—54 годах Голландия вела войну с Англией, и на рынке произведений искусства это сказалось не лучшим образом. Спрос на пиво, между тем, ничуть не упал.

Но дела у Стена-пивовара не задались. Хоубракен объяснял это его органической неспособностью заниматься чем бы то ни было, кроме живописи. Мы не оспариваем точку зрения биографа, но, вполне вероятно, неудачи Стена были обусловлены еще и «независящими от него обстоятельствами». 12 октября 1654 года, то есть вскоре после открытия его пивоварни, в Делфте взорвались пороховые склады. Взрыв сильно разрушил город и унес жизни многих людей (среди погибших был и Карел Фабрициус, один из самых талантливых учеников Рембрандта). Естественно, это трагическое событие не могло не отразиться на «бизнесе» художника.

В июле 1657 года Стен бросил свою пивоварню. Теперь он будет всю жизнь называть себя бывшим пивоваром» и выплачивать долги, которые успел наделать за эти несколько лет. Живописец возвратился в Лейден, а через некоторое время перебрался в Вармонд, небольшую деревушку в пригороде. Здесь, в Вармонде, он прожил с 1658 по 1660 год. До сих пор местные жители с удовольствием показывают любопытствующим путешественникам дом XVII века, где якобы жил Стен. В 1660 году художник перебрался в Харлем и в следующем году стал членом местной гильдии живописцев.

«Харлемский период» (а здесь мастер прожил до 1670-х годов) стал самым плодотворным в жизни Стена. Впрочем, неудачи, которые вечно сопутствовали ему, не оставляли его и здесь. В 1662 году он серьезно заболел и, будучи уже уверен, что в скором времени сойдет в могилу попросил городские власти взять на себя опеку над его детьми. Подпись на этом документе настолько неразборчива (вероятно, рука художника сильно дрожала), что муниципальным служащим пришлось подтвердить ее своими подписями. В 1663 году, однако, Стен выздоровел, и власти Харлема, таким образом, были избавлены от хлопот о несостоявшихся сиротах.

В марте 1665 года война между Голландией и Англией возобновилась. Картины вновь стали никому не нужны. Дела Стена шли в эту пору настолько плохо, что он взял в долг большую сумму денег, хотя еще не расплатился с прежними долгами. В июле 1667 года враждующие державы заключили мир, и голландские художники (а вместе с ними — и наш герой) вздохнули несколько свободнее. Но уже очень скоро новая беда посетила живописца: после тяжелой болезни умерла его жена, оставив его одного с шестью детьми на руках. О том, в какой беспросветной нужде жила в это время семья Стена, красноречиво говорит то обстоятельство, что ему нечем было даже заплатить аптекарю, приготовлявшему лекарства для больной.

После свадьбы живописец с женой некоторое время (около пяти лет) жили в Гааге, хотя все эти годы Стен сохранял свое членство в Лейденской гильдии художников. Некоторое время он, очевидно, работал под крылом своего тестя. Но с ним, по отзывам современников, наш герой не очень-то ладил и поэтому уже вскоре начал заявлять о себе как о самостоятельном мастере. Увы, картины Стена не пользовались популярностью, и он решил сменить поле деятельности. В 1654 году он, при помощи своего отца, открыл в Делфте собственную пивоварню. Вероятно, именно Хавик Стен настоял на том, чтобы сын продолжил традиции семьи, рассудив приблизительно так: пиво нужно всем и всегда, а картины стабильного

В скором времени скончалась и мать живописца, а в марте 1670 года не стало его отца. Зная бедственное положение сына, Хавик Стен оставил ему по завещанию свой дом в Лейдене, и в конце 1670 года художник вместе со своим осиротевшим семейством вернулся в родной город. Этот переезд стал последним в жизни Стена. Вернувшись домой, он восстановил членство в Лейденской гильдии и в последующие годы занимал здесь весьма престижные посты. Это дает нам основания говорить о том,что к 1670-м годам мастер пользовался определенной известностью и уважением. К сожалению, известность не облегчила его материальных затруднений. А в 1672 году началась третья война Голландии с Англией, на стороне которой была теперь еще и Франция. Военные действия продолжались до 1676 года и нанесли сокрушительный удар по экономике страны.Через несколько месяцев после начала войны Стен окончательно понял, что ремеслом живописца не сможет прокормить свою семью, и открыл небольшую таверну. Теперь ему пришлось творить «в свободное от основной работы время».

В 1673 году живописец женился во второй раз — на вдове с двумя маленькими детьми. Биографы склонны истолковывать эту женитьбу как шаг отчаявшегося человека — Стен не мог в одиночку управиться со своими подрастающими отпрысками и таверной. Богатого приданого новая жена художника с собою не принесла — ее муж умер банкротом. Хоубракен пишет, что семья Стенов питалась в это время, главным образом, студнем из овечьих голов и копыт. В 1674 году у четы родился сын и, следовательно, жить им стало еще труднее.

Точная дата смерти художника неизвестна...

Источник -www.artniderland.ruwww.artprojekt.ruwww.art-estetic.ruwww.essentialvermeer.comwww.liveinternet.ru

vakin.livejournal.com

Стен Ян (Steen Jan) - Все интересное в искусстве и не только.

Школьный учитель

"Стен Ян (Steen Jan) (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара. Учился живописи Стен сначала у Николаса Кнюпфера в Утрехте, а затем, переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Галса и Адриана ван Остаде.

Окончательно же развил свой талант и манеру письма Стен под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге. Будучи учеником Яна ван Гойена, Стен поначалу писал пейзажи, но затем стал изображать сцены из жизни среднего класса. Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге. Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте.

steen_03

В 1661 году Стен переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами.

steen_04

Стен отдавал предпочтение бытовому жанру. Картины Стена, пронизанные грубоватым, но добродушным народным юмором, отличаются острой, подчас сатирической характеристикой персонажей, живой наблюдательностью.

steen_05

В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.

steen_06

Ян Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов".

Веселье в семье художника

Встреча с гуляками

День святого Николаса, 1668

Доктор и пациентка

Жители Делфта, 1655

Клетка с попугаем

Мнимая больная девушка, 1665

Празднование крестин

Риторики в окне

http://smallbay.ru/steen.html

tanjand.livejournal.com

Ян Стен. Жизнь, как она есть

Говоря о самом ироничном и веселом художнике «золотого века» голландской живописи, невольно вспоминаешь Яна Стена (Ян Хавикзоон Стен (Jan Havickszoon Steen, около 1626—1679), совсем немного уступающего Рембрандту, Вермееру и Халсу. Его творческое наследие составляют около 400 картин, большинство из которых хранятся в Амстердаме. Он – непревзойденный мастер бытового жанра, смотревший на жизнь, как на калейдоскоп забавных ситуаций.

 

Стен прославился своим умением показывать жизнь такой, какая она есть. Его полотна пропитаны добрым грубоватым юмором и беззлобной иронией, а герои – живые люди, с присущими им достоинствами и недостатками.

Некоторые исследователи называют Яна Стена кутилой и пьяницей. Так, один из них, Арнольд Хоубракен, утверждает, что на картинах «из жизни беспутных семей» художник изображал жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: «Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал». Но поводом для такого предположения может послужить лишь содержание картин, других доказательств нет. Правда, художник часто изображал себя на переднем плане, в самом эпицентре веселья, кабацких попоек и неприличных сцен.

Но тогда возникает вопрос: если он вел такой образ жизни, то когда же успевал творить? Видимо, правы все же другие биографы Стена, которые в один голос говорят, что он писал очень много и быстро, буквально погружаясь в работу с головой.

Стен родился в семье пивовара в Лейдене. Он поступил в университет, но так и не закончил обучение. Состоял в Лейденском обществе художников. Его первым учителем живописи был Николас Кнюпфер, а, переехав в Харлем, Ян испытал влияние Дирка Галса и Адриана Остаде. Позднее, уже в Гааге, его талант развивался «под присмотром» Яна Гойена.

Проживая в Гааге, Стен держал на аренде пивоварню в Делфте, но о живописи не забывал. После смерти отца он окончательно переехал в Лейден и открыл там корчму с гостиничными номерами.

Несмотря на то что художник отдавал предпочтение бытовому жанру, на многих его полотнах изображены библейские мотивы. Также он писал портреты и пейзажи. И хотя рисунок на этих полотнах не всегда отличался правильностью, зато реалистичность, оригинальность и искренность - не говоря уже о юморе!- были неизменно на высоте. Причем иронии не избежали ни знатные голландские бюргеры, ни зажиточные модницы, ни простые селяне, изображенные на его картинах.

Пик известности Стена как художника-жанриста пришелся на 1660-1670 годы. Еще при жизни ему подражали многие голландские художники.

А как личность он был настолько популярен на родине, что в Нидерландах до сих пор бытует выражение «семья Яна Стена» - так голландцы называют семьи, где родители пренебрегают воспитанием отпрысков, которые растут как «трава на пустыре».

  

«Гуляки» - это полотно так же имеет названия «Выпивохи» или «Пьяницы». Название менялось при продаже в XVII и XVIII веках. Предположительно, Ян Стен изобразил на картине себя и свою жену Маргарет. Это своего рода автопортрет, в котором раскрываются детали жизни художника: занятия живописью не покрывали расходов большой семьи, и главе семейства приходилось держать трактир.

Как и многие работы Стена, это произведение пропитано беспечным настроением и благодушным юмором.

Уснувшая на краю стола молодая женщина и иронически улыбающийся мужчина – художник дает точную характеристику обоим героям благодаря достоверно прописанным деталям и предметам.

  

С годами смысл каких-либо действий или поговорок меняется или теряется вовсе. Так, картина «Мужчина, предлагающий устрицы даме» сейчас кажется нам вполне приличной. Но каких-то четыре века назад она считалась вульгарной, так как устрицы являются сильным афродизиаком. Соответственно, мужчина, предлагая даме устрицы, предлагает нечто иное…

Также яйца, которые художник неоднократно изображал на своих картинах, во времена Стена о многом говорили голландцам. Выражение «разбить яйца о сковородку» означало вступление в любовную связь.

  

Сцена, изображенная на полотне, повествует о только что заключенном браке. Нотариус составляет контракт, невеста грустит, мать ругается - и только жених весел. Стоит снова обратиться к недвусмысленным намекам голландского художника: разбитые яйца - образ потерянной невинности, а коромысло и клетка – символ счастливой семейной жизни.

Точная дата смерти Яна Стена не установлена, как и ее причина. Известно лишь то, что Стен был похоронен в семейной могиле на окраине Лейдена в феврале 1679 году. 

Автор: Регина Сафонова

artifex.ru

Ян Стен - Стиль барокко в живописи

Ян Стен. Автопортрет. 1626

Художник Ян Стен был весьма неординарен, не без чувства юмора, с яркой палитрой и своеобразной техникой рисования. Красноречие и насмешка в его работах, как нельзя лучше отражали самобытность крестьянской жизни и знати, раскрывали совершенно иной мир без помпезности. 

Родился Стен в 1626 году в семье пивоваров в Лейдене около реки Старый Рейн, в Южной Голландии. Семейство его было многолюдным. Ян оказался самым старшим из восьми или более детей супругов Стен. Как и отец, свою жизнь художник пытался связывать с пивоварением, но судьба распорядилась иначе, и творческая натура всегда брала верх. 

Первые годы жизни мальчика, а затем отрока, Яна Стена протекали в родном Лейдене, перемежаясь с отъездами в Утрехт или Харлем. Там он брал уроки живописи у Николауса Кнюпфера и Адриана ван Остаде. Школа первого наставника оставила яркий и сочный след в палитре Яна, второй учитель заразил юношу сельскими мотивами и бытовыми сценами из жизни обычных работяг и ремесленников, учителей и музыкантов («Пекарь Аствард и его жена Катарина» - 1658г., «Школьный учитель»- 1663-1665 гг., «Маленький коллекционер» -1665г., «Танцующая пара» - 1663г. и др.). 

Пекарь Аствард и его жена Катарина. 1658   

Школьный учитель. 1663-65

Маленький коллекционер. 1665

Танцующая пара. 1663 

1648 год стал для молодого художника значимым и решающим в самостоятельном творчестве. Так, вместе с Габриелем Митсу, юноша в 22 года основал художественную гильдию св. Луки в Лейдене, и стал брать уроки живописи у Яна Ван Гойена, известного голландского художника. Врожденное остроумие и красноречие помогли Стену стать успешным и известным в знатных кругах, востребованным живописцем. Стабильный заработок позволил Яну переехать в Гаагу, а там жениться. Это событие произошло 3 октября 1649 года и связало с дочерью педагога Гойена. Ее звали Маргарит, брак с девушкой был очень плодовит и подарил супругам восьмерых детей.

Как упоминалось ранее, Ян Стен пробовал силы в пивоваренном деле, помогая отцу после переезда в Делфт. Пивоварня Стенов, с ярким названием «Змея», просуществовала около трех лет, не принося особого успеха и достатка. Однако, творческий промысел вскоре перестал давать прежние плоды, а стеновские «карикатуры» и смешные сюжеты перестали веселить публику, это совпало с падением интереса покупателей к художественному рынку в 1645 году. 

После неприятных событий Стен вынужден был покинуть Делфт и перебраться вместе с семьей к северу от Лейдена в городок Вармонд, а затем – в Харлем. Это путешествие длилось на протяжении четырнадцати лет, начиная с 1656 года и было весьма продуктивным («Мнимая больная девушка» - 1663-66гг.,  «Течение жизни» -1665г., «Игроки в трик-трак» - 1667г. и др.). 

Мнимая больная девушка. 1663-66 

Течение жизни.  1665 

Игроки в трик-трак.  1667  

Краски, которые теперь использует Ян, радужными брызгами ложатся на холст. Он уходит от преимущества охры и полумрака, отдавая предпочтение пространству и светлым тонам. В качестве сочных пятен мастер берет ультрамарин и сочно-оранжевый цвет. Теперь стеновские сюжеты наделены многообразием деталей, мелких и пестрых, детьми и взрослыми, погруженными в обыденные дела либо веселящимися. Пословицы и анекдоты на злобу дня создают Яну почву для вдохновения. И, как свидетельствуют последние исследовательские работы, для постановки своих идей мастер приглашает актеров из театров. Видимо, поэтому его поздние работы были столь реалистичны.

Успех художника вскоре был омрачен трагическими моментами, смертью жены в 1669 году, а в 1670 – смертью отца. Потеря близких заставили Стена перебраться на родину. Там он вновь пытается заниматься семейным ремеслом и открывает трактир. Одиночество художника скрасила женитьба на Марии Ван Эгмонт в 1673 году и рождение еще одного наследника. Через год Ян занял пост президента гильдии Св. Луки. Наравне с успешной карьерой художник начинает опускать руки, то ли устав от славы, то ли от жизни вообще, и топит свою печаль в алкоголе. Его собутыльником на долгие вечера становится Франс ван Мирис. 

Скончался Стен Ян в 1679 году в Лейдене и похоронен в семейной могиле при церкви Св. Петра. В наследство художник оставил свои работы (из 800 полотен уцелело 350), остроумные сюжеты, любовь к ученикам и, разумеется, мальчишеский задор и прищур на круглом раскрасневшемся лице в полотнах, героями которых он становился сам.

Страница 1-2-3-4-5-6

baroquepainting.jimdo.com

Ян Стен: жизнь и творчество художника

Ян Хавикзоон Стен (Ян Стэн; ок. 1626, Лейден — до 3 февраля 1679, Лейден) — голландский живописец.

Содержание

Биография Яна Стена

Творчество Стена

Работы художника

Картины Яна Стена

Библиография

Биография Яна Стена

Ян Стен родился в 1626 году в Лейдене. Он учился живописи у Николауса Кнюпфера в Утрехте, а потом вероятно учился в Харлеме у Адриана ван Остаде и возможно у Дирка Халса.

В 1648 году он вступил в лейденскую гильдию художников, в 1649 г. женился и переехал в Гаагу, где работал до 1653 г. С 1654 по 1658 г. он проживал в Лейдене, потом до 1669 г. в Харлеме, а в 1672 г. приобрёл лицензию на открытие трактира в Лейдене.

Похороны Яна Стена проходили в Лейдене 3 февраля 1679 г.

Творчество Стена

Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, он прибегал в своём творчестве и к острой социальной сатире.

Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором с элементами гротеска.

Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими картинами общеизвестные пословицы и аллегории.

В работе с цветом Стен демонстрировал не всегда ровные результаты. Однако своими лучшими и тщательно выписанными работами он превосходит своих современников-коллег изящным сочетанием цветовой палитры и мастерским владением игрой теней.

Разносторонне образованный, любознательный и весёлый человек, Стен писал семейные портреты и сцены на постоялых дворах.

Его творческое наследие составляют почти 400 картин, среди которых много написано на библейские сюжеты.

Очень много работ Стена хранится в Рейксмузее в Амстердаме.

Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра 17 века.

Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.

Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное.

Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму.

Безусловно, что картины и многие другие работы художника вдохновлены сценами веселья, свидетелем и участником которых был сам живописец.

Работы художника

  • Веселое общество, 1660
  • Празднование крестин, 1664
  • Течение жизни, 1665-1667
  • Доктор и пациентка, 1670
  • Гулянка в день рождения принца Вильгельма III
  • Веселая компания, 1668
  • Риторики в окне, 1662-1665
  • Больная и врач, 1660-е
  • Веселье в семье художника, 1663-1665
  • Семейный праздник, 1679
  • В таверне, 1679
  • Клетка с попугаем, 1670

Библиография

  • Стэн, Ян // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, smallbay.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Ян Стен: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Ян Стен: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта