Моя галерея. Анатолий Зверев. Анатолий зверев картины


Анатолий блаженный - МК

К 80-летию Зверева “МК” пролистал неизвестные страницы жизни самого эпатажного художника-авангардиста

17.11.2011 в 17:34, просмотров: 17959

Анатолий Зверев еще при жизни стал городским мифом. Он писал стихийно, мощно, так, что брызги краски летели на зрителей этого неистового действа. Очень часто декламируя при этом стихи. Творчество Зверева стало одной из ярчайших страниц истории искусства советского времени, хотя автор даже не имел законченного художественного образования. Он выручал за картины приличные деньги, хотя на вид был полным забулдыгой. Неопрятность стала его вторым талантом. После смерти фигура Зверева, эдакого юродивого от искусства, обросла мифами, а его работы стали лакомым кусочком для собирателей. Самую изысканную и цельную коллекцию представили к 80-летию Зверева в галерее “Сезоны”.

Анатолий блаженный

На даче под городом Яхромой, 1980 год. фото: Владимир Лобанов

...Как странно видеть картины Анатолия Зверева в роскошных интерьерах галереи «Сезоны»... Антикварный стол, старинная мебель, официанты — здесь все как в лучших домах Лондона. Сложно поверить, что листы, на которые с восхищением смотрят серьезные джентльмены в дорогих пиджаках, написал нечесаный, неопрятный художник, о появлении которого зловонный запах предупреждал прежде, чем он появлялся в дверях... А может, так только и происходит с гениями — им суждено жить бессребрениками, а после смерти их ждут подлинная слава и признание?...

Нет, совсем нельзя сказать про Зверева то же, что, например, про Ван Гога: в отличие от голландца первый русский экспрессионист не был обделен вниманием и почитателями. Наоборот, после выставки в 1965 году во французской галерее «Мот» к нему пришла слава, его работы стали покупать. А художник, всегда нуждавшийся в средствах, начал писать на заказ. И уже не все его работы выходили так же легко и непринужденно, как в начале 50-х. Тем важнее значение выставки «По прозвищу «Зверь», организованной куратором Викторией Ступиной, — ведь на ней впервые собраны ранние его работы. Те, которые Зверев сделал до французской премьеры, прославившей его лихую кисть далеко за пределами родины. Их Зверев писал для себя, для души, а не на продажу. Они никогда не показывались в Москве, хотя значительная часть коллекции приобретена у русско-итальянского дирижера Игоря Маркевича, который и вывез большинство ранних работ Зверева за границу. Однако у дирижера, который даже после эмиграции умудрялся часто бывать в СССР и преподавать, была и на родине коллекция работ Зверева. Ее после смерти художника выкупил коллекционер, который впервые показал свое собрание к 80-летию мастера.

Смотрите фоторепортаж по теме: Открылась выставка неизвестных работ Анатолия Зверева

— Это открытие нового Зверева! — говорит «МК» главный специалист по шестидесятникам Третьяковской галереи, искусствовед Валерий Силаев. — Многие представляют себе его как популярного у интеллигенции 60-х годов мастера салонного портрета. С определенным архетипом красоты: большие глаза, ресницы, губки бантиком, длинная шейка. А Зверев был другой. Сильных, выдающихся вещей 61–63-го годов практически нет в России. А между тем это был огромный пласт творчества Зверева. Такого класса работы были в большинстве своем вывезены на Запад в начале 60-х и осели в крупнейших частных собраниях Франции, Швейцарии и Германии.

След Леонардо

Анатолий Зверев появился на свет 3 ноября 1931 года. Его отец — инвалид Гражданской войны, мать — рабочая. Отцом же его художественных стремлений смело можно назвать Леонардо да Винчи, гений которого сослужил маяком для будущего художника. «Я случайно (или неслучайно) стал художником; учителем я избрал себе Леонардо да Винчи, читая коего, нашел много себе близкого (если, конечно, верить напечатанному в переводах этого гения)» — запишет он в своей автобиографии. Окрыленный творчеством да Винчи, юный Зверев поступает в Московское областное художественное училище «Памяти 1905 года». Однако художнику не суждено было его закончить.

— Его отчислили из училища за неопрятный внешний вид, — рассказывает Валерий Силаев. — А как он мог быть опрятным, когда у него было 20 копеек на целый день! Ему хватало на кружку пива и вафли. Он зарабатывал игрой в шашки. Зверев был великолепный шашист — играл в парке «Сокольники».

— Не от отсутствия ли академического образования появилась у Зверева его «фирменная» неординарность?

— Я видел его детские рисунки, сделанные в 14–15 лет. Они совершенны. Ему образование не было нужно. Это от Бога. Рисунок был поставлен анатомически точно.

“Троица”.

Но Зверев не только точно и феерично писал. Настоящим искусством было то, как он это делал. В ход шло все — он писал пальцами, окурками, сигаретным пеплом, веником. Иногда топтал картину, а мог и помочиться на нее... На выставке в «Сезонах» есть работа «Дон Кихот», присыпанная овсянкой! Его живопись — настоящий перформанс, завораживающий и страстный. Валерию Силаеву посчастливилось стать моделью Зверева в свой первый год работы в Третьяковской галерее.

— Помню, в 1978 году Зверев пришел к нам в Третьяковскую галерею. Сотрудники часто кормили его, давали работу: он писал их. Мы принесли ему французскую бумагу. Анатолий Тимофеевич вылил банку воды на бумагу, взял пучок кистей — 6–7 штук кряду. И, не глядя на холст и кисти, быстро, несколькими движениями — за 3–5 минут — написал акварельный портрет необыкновенной красоты! Артистизм всегда был у него в крови.

— Есть мнение: когда художник становится коммерческим, он как будто продает свой талант. Вы согласны, что Зверев кончился как художник после 1965 года?

— Его свобода и жажда творческого эксперимента наиболее ярко выражена в работах 1957–1965 годов, когда он был совершенно свободен. В живописных портретах и в серии «Зоопарк» он просто виртуозен. В конце 60-х годов к нему пришла слава — и наступила апатия. Почти каждый хотел иметь его работу, и прежде всего портрет. Именно тогда Зверева начали активно спаивать, таким образом рассчитываясь за его труд. Однажды, в конце 70-х, проснувшись дома у своего друга Сергея Степанова, после попойки, абсолютно трезвый, благородный, бледный, с таким разглаженным лицом, Зверев вдруг произнес: «Здесь я никто... Я в этой стране никто... А там меня за гения держат». Он прекрасно понимал, что на Западе ценят его самого. А в Союзе от него ждут не Зверева-художника, а Зверева — имитатора красивых картинок. Он это осознавал и очень страдал от этого.

«Или Ленин, или я!»

Зверев был человеком совсем иной формации, чем люди его времени. Он делал такие поступки, которые советскому человеку могли присниться лишь в страшном сне. Так, он мог встать в центре вагона метро и громко, в голос сказать: «А теперь выбирайте: или Ленин, или я!» Мог подраться с милиционерами, которые не раз заставали его пьяным на улицах Москвы. На вид Зверев был неприятным персонажем: носил старые свитера и пиджаки, которые часто отдавали ему заказчики за работу, спал порой в подворотнях, а рубашки всегда носил швами наружу. «Швы давят, говорил он», — вспоминает друг художника Рудольф Антонченко, один из немногих ныне живущих свидетелей судьбы Зверева.

— В 1967 году нас познакомил художник Валентин Воробьев, который сейчас уехал во Францию, — вспоминает Рудольф Анатольевич. — Мы встретились со Зверевым в его мастерской на улице Щепкина, куда Воробьев меня пригласил посмотреть джазовые пластинки, которыми я увлекался тогда. Там я увидел портреты кисти Зверева — они были великолепны. Воробьев мне шепнул: ты закажи — он и тебя напишет. Договорились, и Зверев приехал ко мне в гости. Мы с ним заключили договор: я ему выдаю 300 рублей за четыре работы.

Портрет 1966 года, тушь.

— Зверев импульсивно писал — аж брызги краски летели на обои. Ваш дом он тоже испачкал?

— Нет, эта история произошла в доме пианистки Оксаны Асеевой, вдовы известного поэта, к которой он часто ездил на улицу Горького. Однажды немцы попросили портрет. Это, как всегда, был перформанс: Зверев взял охапку кистей, окунул в воду — и давай махать кистью! А перед ним немец — такой педантичный, аккуратный. И все эти брызги на него, на окружающих, на обои, везде! Немец вынул платочек, вытерся, но терпел. И тут Зверев как закричит: «Дайте мне тряпку!» Все бросаются искать, а нетерпеливый художник берет и отрывает рукав своей рубашки! Им он размазал краску. Немец посмотрел, доволен остался.

— Он чаще писал картины нетрезвым?

— Частенько. Как-то приехал ко мне уже пьяный, а нужно было заказ выполнить. Он любил сосны писать. Я говорю: давай сосны. Но Зверев с водой переборщил, все потекло. «Какие же это сосны?» — спрашиваю, а он: «Пускай водопад будет». После этого пошли, еще выпили, и тут входит моя жена. И тут я смотрю — он писает. Я посадил его на такси, его отвезли домой, в Свиблово, которое он называл Гиблово. А у меня вздулся паркет.

Но гению Зверева многое прощалось. Он был равнодушен к деньгам, хоть и писал на заказ. Не зря Роберт Фальк сказал о нем: «Каждый мазок кисти — сокровище. Художник подобного масштаба рождается раз в сто лет».

А с любовью тоже не везло

Мало какой женщине понравится заросший волосатый тип неопрятного вида, да еще и любитель выпить. Однако Зверев и тут был исключением. На выставке в галерее «Сезоны» представлен уникальный артефакт, хранящий память о его личной жизни, — записанная книжка с телефонами. Пометки в ней — как у прирожденного ловеласа! Только на одной странице пятнадцать женских имен (без фамилий) и подписи: метро такое-то, звонить в такое-то время. «Говорят, у него даже есть дети где-то в Америке», — украдкой говорит Рудольф Анатольевич.

«А с любовью тоже не везло. Я знал знаменитого коллекционера Костаки. И даже хотел жениться на его дочери. Но Костаки сказал: «Толечка, ты — необыкновенный, ты — гениальный, в тебе масса плюсов, но еще больше минусов, особенно для семейной жизни. Так что, Толечка, на нас не рассчитывай», — записал Зверев в автобиографии.

И все же у Зверева была одна настоящая любовь — Оксана Асеева, подруга Маяковского и Лили Брик. Ее называли «звездой Серебряного века», ведь даже в преклонном возрасте она сохраняла свою былую красоту и изысканность. Никто другой, как она, не чувствовал талант и мощь этого художника. Она была старше Зверева почти на три десятка лет. Зверев часто оставался у нее, хотя Асеева его и побаивалась. Бывало, он даже бил ее, когда был пьян. Асеевой приходилось и милицию вызывать, чтобы унять буйного художника. И, несмотря на это, она кричала вслед милиционерам: «Берегите его руки — он гений!» Их любовь была нереальной и легендарной — о ней слагали мифы в богемных кругах. Многие из них, возможно, придумал сам художник — он страсть как любил рассказывать небылицы. Как-то рассказывал Асеевой историю, будто бы встретил на улице Горького Наталью Шмельникову, и она будто бы хотела выпить газировки в автомате. Но стаканов не оказалось, и та засунула голову прямо в автомат! Взволнованная Асеева потом позвонила Шмельковой, узнать, как ее самочувствие. В ответ на пересказ истории Наталья только расхохоталась...

Когда Асеева умерла, Зверев бесконечно тосковал по ней. «Эта была сумасшедшая любовь», — говорит Рудольф Анатольевич.

«Да, я сумасшедший!»

Был ли Зверев столичным юродивым или только играл такую роль? Определенно был, он даже сам себя называл сумасшедшим: «Больной человек — всегда сумасшедший: перебей ему кости — нормальный это будет человек?! Нет, он обязательно будет пороть всякую чушь!» Он, Зверев, порол то ли чушь, то ли истину глаголил...

“Строители коммунизма”.

Выставка «По прозвищу «Зверь» показывает его и как поэта: под каждой картиной — цитата, произнесенная Зверевым. Кстати, впервые придумала поместить зверевские цитаты под произведениями куратор коллекции и проекта «По прозвищу «Зверь» Виктория Ступина.

— Чтобы передать его настоящего, нужно было для начала почувствовать его самой. Я обложилась фотографиями всех работ в коллекции и подолгу всматривалась в них. У меня даже появились фавориты! Например, картина с компанией эдаких «строителей коммунизма». Жуткие, но трогательные рожи! Так обиженные дети рисуют вредных родителей. А что думал сам художник? И тогда началась работа по поиску всех его высказываний, воспоминаний современников. Незадолго до открытия выставки мне позвонил Валерий Силаев, мы встретились, и он передал мне считавшиеся утерянными дневники и стихи Зверева. Несколько бесценных тетрадей! Я очень ценю такое доверие и благодарна за возможность впервые показать их людям в рамках проекта «По прозвищу «Зверь». После прочтения этих записей личность Зверева приобрела для меня абсолютную трагическую завершенность. Тогда я рискнула поставить под каждой картиной на выставке соответствующую ей по смыслу цитату художника. И Зверев «заговорил»! И страшные рожи на одной из моих самых любимых работ превратились в символ советской власти! — говорит она «МК».

Чего стоят только высказывания о советской власти — чудо, что Зверева не посадили!

«Советская власть — мистификационное понятие. Чтобы в нем разобраться, надо побывать в вытрезвителе: там обворовывают, кладут в обоссанную до тебя постель и больно избивают. И занимаются этим такие женщины, здоровые как лошади».

«Наш говновоз вперед летит, в коммуньке остановится».

«Советский Союз — это ералаш. Страна — блатняческая. Социализм — не утопия, но бардак и обман».

«Господи! Дай мне сил нарисовать против такого обездолия...»

* * *

Но пережить «обездолие» он не успел — умер 9 декабря 1986 года в своей малогабаритной квартире в Свиблове. Ему было 56 лет. Что стало причиной? Конечно, алкоголь — его любимое средство заводить знакомства и подпитывать миф о себе новыми неожиданными историями. И миф этот, о художнике-бродяге, интеллигенте-балагуре, жив.

После себя он оставил больше 30 тысяч работ. Сегодня работ Зверева на арт-рынке еще больше. Его подделывают с завидным постоянством. Его знаменитую подпись «АЗ» не так уж сложно воспроизвести, легкий и стремительный стиль — тоже, хотя никому не под силу писать так экспрессивно и точно.

Выставка «По прозвищу «Зверь» открыта до 20 ноября по адресу: Сретенский б-р, д. 6, стр. 1, к. 2, п. 9, кв. 114. Тел. 624-31-39. Вход бесплатный, с 11.00 до 19.00, без выходных.

www.mk.ru

Моя галерея. Анатолий Зверев: nicolaitroitsky

Предыдущий геройАнатолий Тимофеевич Зверев. Сегодня 85 лет со дня его рождения.Лучший русский художник ХХ века - на мой вкус и взгляд. Борисов-Мусатов жил в XIX веке. Все прочие уступают. Вот так - категорично!Про этого художника трудно писать и о нем рассуждать, надо смотреть, тем более, что в Москве теперь специальный музей, где собраны его работы. Очень малая часть, но все-таки.После посещения этого музея я пытался что-то написать, и чуть-чуть себя процитирую:"Вот, кстати, настоящее современное искусство, а не идиотский суррогат от Деготь_Ерофеева. Потому что это - искусство.Анатолий Зверев. Это стихийный гений, возникший ниоткуда, ушедший в никуда. Искусствоведы пытаются числить его творчество по ведомству экспрессионизма, любят они эти измы, пытаются устроить гербарий и наколоть каждого художника на иголку некоего стиля.Ерунда это всё. То, что творил Зверев, не было похоже ни на что, а повторить, продолжить такую живопись нереально. Зверев "так видел", как не видел и не может видеть больше никто и никогда. Он уникален. Как тот же Ван Гог, которого тоже пытаются поместить в клетку или рекреацию постимпрессионизма, но он просто обладал уникальным видением и уникальной способностью отображать своё вИдение - и видЕния - на холсте.Так и Анатолий Зверев, беспутный художник-одиночка, которого нельзя вписать ни в какие стили, школы, виды и группы. Выламывается. С Ван Гогом его роднит и увлечение крепким алкоголем, ибо голландец, кроме всего прочего, злоупотреблял абсентом, недаром один из видов этого напитка называется "Винсент", но это так, для виньетки".Насчет "возникший из ниоткуда" я был неправ, ляпнул для красного словца, Зверев живописи учился, и школа у него была. Ну а всё остальное - верно. Я так думаю.Анатолий Зверев в моей галерее уже был - в таком форматеНаписано о нем и его творчестве бескончено многоТут некоторые его работы

Моя картинная галерея

nicolaitroitsky.livejournal.com

Художник Анатолий Зверев

pegasov.pro

Menu ГлавнаяTV— PROMO—— PROMO—— ДЕТИ КАПИТАНА ХОРНА—— HALLOWEEN—— FLORA—— PAINTBALL— TV-DESIGN—— STUDIOMATCHS——— ИМЯ РОЗЫ——— СВАДЬБЫ——— The Quantum Activist——— THE FLAG——— JOGGING FOR CLEANING——— Любовь и влюблённость——— Людмила КИСЕЛЕВА—— ТК «ТОНУС»——— ДИЗАЙН ТЕЛЕКАНАЛА——— ЗАСТАВКИ ПЕРЕДАЧ———— МУЗЫКА ЖИЗНИ———— ДЕНЬ ГОРОДА———— ВРЕМЯ ВЧЕРА———— КУЛЬТУРА———— ЗА КАДРОМ———— У САМОВАРА———— БИБЛИОТЕКА———— ГИМНАЗИЯ———— ЦВЕТЫ ЖИЗНИ———— БРАТИНА——— ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ———— ХОРОШАЯ НОВОСТЬ———— АНОНС: ХОРОШАЯ НОВОСТЬ——— РЕКЛАМНЫЕ РОЛИКИ———— ЛУНА — ЗЕМЛЯ—— ТК «БЛАГОВЕСТ»——— ДИЗАЙН ТЕЛЕКАНАЛА——— ЗАСТАВКИ ПЕРЕДАЧ———— ОБИТАЕМАЯ ВСЕЛЕННАЯ———— БЛАГАЯ ВЕСТЬ———— ШКОЛА МОЛИТВЫ———— СИМВОЛ ВЕРЫ———— ДОРОГА К ХРАМУ———— МИР БИБЛИИ———— ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ———— ПРЯМАЯ РЕЧЬ———— ТРУБНЫЙ ЗОВ——— АНОНСЫ———— ГОЛОСОВОЙ ПОРТАЛ———— ОСТРОВ КНИГ——— ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ—— ТК «РАДОСТЬ МОЯ»——— ДИЗАЙН ТЕЛЕКАНАЛА——— ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ———— СТАЛИНГРАД———— МОЯ ТРЕТЬЯКОВКА——— ЗАСТАВКИ———— ПЯТАЯ СТИХИЯ—— ТК «ИЛЛЮЗИОН+»——— ТРЕЙЛЕР—— ТВ-Центр——— АННА САМОХИНА——— ОДНА СУДЬБА—— DL MEDIA——— АНОНС «КОПЕЙКА»——— VICTORIA FITNESS——— ФРЕКЕНБОК——— Allopizza!—— PSY-TV——— СКАЖУ ПО СЕКРЕТУ——— ДРАМАТИЗАЦИЯ СИТУАЦИИ—— ОТДЕЛ КАДРОВ——— КАБЕСТ——— ПЛАНЕТАРИЙ——— FUENTE EXHIBITION——— FUENTE GLAMOROUS——— FUENTE PRESENTATION——— HERBALIFE——— HALLOWEEN——— Valentine's Day ПЕРСОНА——— ДЕТИ КАПИТАНА ХОРНА——— 10 ЛЕТ "МЕЧТЕ"!——— PAINTBALL——— KARTING—— REALTIME——— ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ———— ПАНОРАМА——— РАСПРАВЬ КРЫЛЬЯ!———— ПРЕЗЕНТАЦИЯ—— ВФПС——— ПОДНИМАЙТЕ ПАРУСА!— МОНТАЖ—— КОНЦЕРТЫ——— VITA NOVA——— АНАТОЛИЙ КАШКА——— БАБУШКИНЫ СКАЗКИ——— ВРЕМЕНА ГОДА——— ДИВНА ЛЮБОЕВИЧ——— СТРАСТИ ПО ИОАННУ——— ИВАН СМИРНОВ——— ПОЮЩИЙ АНГЕЛ——— СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ——— ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ——— ДОРОГА К ХРАМУ——— СЕМЬ СЛОВ ХРИСТА——— Андрей Селиванов 50———— Моё отечество——— FLORA—— ВИДЕОКЛИПЫ——— DDT———— ПОКАЖИ НАМ ЧУДО———— НОВАЯ ЖИЗНЬ——— ЕСЛИ———— АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ———— ЛЮБОВЬ - ЭТО СИЛА———— ПЛАЧ ПЕТРА———— СВЯТЫЙ БОЖЕ——— БГ———— НА ПЛОСКОСТИ——— FLЁUR———— СЕГОДНЯ НЕ КОНЧИТСЯ———— ТЁПЛЫЕ КОТЫ——— АНАТОЛИЙ КАШКА———— ЧЕРНАЯ ДЫРА——— ВЯЧЕСЛАВ КАПОРИН———— ТАРАКАН———— СЕКТАНТСКИЙ БЛЮЗ——— СТАС БАРТЕНЕВ———— ЗАКРУЖИЛАСЬ ЛИСТВА——— КОМБА БАКХ———— СВОБОДА———— ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ——— МАРК ЭПЕЛЬЗАФТ———— БАЛЛАДА О ДЕТСТВЕ——— АНДРЕЙ БЕРЕЖНОЙ———— ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗНАКОМ——— БОЙКО и МАРКЕЛОВ———— БЕЗУМНЫЕ НОЧИ——— АНДРЕЙ СЕЛИВАНОВ———— МОЛИТВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ———— ИГОРЮ ТАЛЬКОВУ———— КНЯЗЮ ЧЕРНИГОВСКОМУ———— АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ———— Я СМОТРЮ НА НЕБО——— НЕ ПРИВЕДИ, ГОСПОДЬ—— ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ——— ШКОЛА ПОЭЗИИ——— СТАЛИНГРАД——— ХОРОШАЯ НОВОСТЬ— ФИЛЬМЫ—— ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ——— JOGGING FOR CLEANING——— СКОБЦЕВА-БОНДАРЧУК——— АННА САМОХИНА——— ПРИМИРЕНИЕ——— КУПОЛА УСПЕНСКОГО——— ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ———— МАГДАЛИНА———— ПРОРОК———— МОЛИТВА ДИТЯТИ———— ИММАНУ-ЭЛЬ———— НАШ ВЕК———— ОТЦЫ ПУСТЫННИКИ———— БЛАГОВЕСТ——— ЧЕЛОВЕКУ НУЖНО НЕБО——— ИСЦЕЛЕНИЕ (HEALING)——— ЕЁ СВЕТЛОСТЬ——— ДЕТИ КАПИТАНА ХОРНА——— ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН—— РЕКЛАМНЫЕ——— FUENTE EXHIBITION——— FUENTE Glamorous——— FUENTE presentation——— H E R B A L I F E——— HERBALIFE presentation——— КАБЕСТ——— PERSONA GOLF——— ФРЕКЕНБОК——— ЛУНА — ЗЕМЛЯ— ПРОЧЕЕ—— ФОТО——— PEGASOV——— MAXIMES→ ПОЭЗИЯ— А—— Анна АЛЬЧУК —— AMZONTAGMORGAN—— Иван АХМЕТЬЕВ—— Леонид АРОНЗОН—— Павел АНТОКОЛЬСКИЙ—— Геннадий АЙГИ— Б—— Александр БАЛАБАШ —— Андрей БЕЛЫЙ —— Василий БЕТАКИ ——— ПЯТЫЙ ВСАДНИК——— ЕВРОПА ОСТРОВ—— Владимир БУРИЧ —— Эдуард БАГРИЦКИЙ— В—— Владимир ВЫСОЦКИЙ—— Андрей ВЫСОКОВ—— Юрий ВЛОДОВ—— Вячеслав ВАСИН— Г—— Марианна ГЕЙДЕ—— Антон ГЛАНЦБЕРГ —— Дмитрий ГОЛЫНКО —— Ат ГРИН —— Леонид ГУБАНОВ —— Олег ГРИГОРЬЕВ—— Борис ГРИНБЕРГ—— Фаина ГРИМБЕРГ—— Марианна ГЕЙДЕ—— Аделаида ГЕРЦЫК—— Анна ГОРЕНКО (КАРПА)—— Елена ГУРО—— Инга ГАЙЛЕ— Д—— ДРОН—— Карен ДЖАНГИРОВ—— ДОСТОЕВСКИЙ—— Аркадий ДРАГОМОЩЕНКО—— Юрий ДОМБРОВСКИЙ—— Данила ДАВЫДОВ— Е—— Сергей ЕРОХИН——— СТИХОТВОРЕНИЯ——— HIC ET NUNC——— ПЕСНИ 1901-ГО ГОДА——— ШЕРШЕНЬ—— Оксана ЕФИМЕНКО —— Сергей ЕСЕНИН— Ж—— Ксения ЖЕЛУДОВА— З—— Сергей ЗАВЬЯЛОВ —— Тимур ЗАРЕЦКИЙ —— Вильгельм ЗОРГЕНФРЕЙ ——— Страстная суббота——— Переводы—— Иван ЗОРИН —— Анатолий ЗВЕРЕВ—— Николай ЗВЯГИНЦЕВ— И—— Александр ИВАНОВ—— Михаил ИСАКОВСКИЙ—— Виктор Iванiв— К—— КАЛЬМА—— Виталий КАЛЬПИДИ —— Надежда КОГАН ——— СТИХОТВОРЕНИЯ——— ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ——— НОВГОРОДСКИЙ БУНТ—— Алина КУДРЯШОВА —— Юрий КУЗНЕЦОВ —— Вадим КУЛАКОВ—— Вячеслав КУПРИЯНОВ—— Кирилл КОВАЛЬДЖИ—— Александр КУШНЕР—— Виктор КРИВУЛИН—— Лариса КОНЕВА—— Сергей КРУГЛОВ— Л—— Лев ЛОСЕВ—— Аня ЛИХТИКМАН—— Станислав ЛЬВОВСКИЙ— М—— Осип МАНДЕЛЬШТАМ —— Роальд МАНДЕЛЬШТАМ —— Арво МЕТС —— Елена МИРОНОВА —— Сергей МИХАЛКОВ——— Гимны——— Стихотворения—— Александр МЕНЬ—— Ок МЕЛЬНИКОВА—— Иван МЯТЛЕВ——— СТИХОТВОРЕНИЯ——— СЕНСАЦИИ—— Александр МИРОНОВ— Н—— Михаил НИЛИН—— Всеволод НЕКРАСОВ—— Ксения НЕКРАСОВА—— Сергей НЕЛЬДИХЕН— О—— Борис ОСТАНИН —— Владимир ОРЛОВ— П—— Борис ПОПЛАВСКИЙ——— ИЗБРАННЫЕ СТИХИ——— АВТОМАТИЧЕСКИЕ СТИХИ——— ДАДОФОНИЯ——— ФЛАГИ——— ДИРИЖАБЛЬ——— ПОКУШЕНИЕ——— СНЕЖНЫЙ ЧАС——— В ВЕНКЕ ИЗ ВОСКА—— Ал ПАНТЕЛЯТ ——— ПИСЬМА К АДРЕСАТУ——— СТИХОТВОРЕНИЯ——— ПЕРЕВОДЫ—— Алексей ПАРЩИКОВ —— Мария ПЕТРОВЫХ —— ПРИГОВ—— Александр ПУШКИН —— Козьма ПРУТКОВ—— Ирина ПАРУСНИКОВА—— Александр ПРОХАНОВ—— Степан ПЕТРОСЯН—— Максим ПЕШКИН——— Никому——— Город-призрак двух полушарий мозга——— Книга заклинаний——— Кусок экзистенциального дерьма——— Экверлибриум——— Экзистенциарий—— Артур ПУНТЕ— Р—— Борис РЫЖИЙ—— А.А.РЕФОРМАТСКИЙ—— Фаина РАНЕВСКАЯ—— Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ— C—— Ян САТУНОВСКИЙ—— Генрих САПГИР —— Нора САХАР-ЛИДАРЦЕВА —— Остап СЛИВИНСКИЙ —— Михаил СОЛОМОНОВ —— Фёдор СВАРОВСКИЙ—— Ес СОЯ—— Михаил СУХОТИН—— Ника СКАНДИАКА— Т—— Николай ТИХОНОВ—— Арсений ТАРКОВСКИЙ—— Сергей ТИМОФЕЕВ— У— Ф—— Юля ФИНТИКТИКОВА —— Василий ФИЛИППОВ— Х—— ХАРМС—— Анастасия ХИГЕР—— Алексей ХВОСТЕНКО—— Игорь ХОЛИН—— Семён ХАНИН— Ц— Ч—— Борис ЧИЧИБАБИН —— Григорий ЧУБАЙ — Ш—— Ганна ШЕВЧЕНКО —— Андрей ШИРЯЕВ —— Эдуард ШНЕЙДЕРМАН —— Ася ШНЕЙДЕРМАН —— Леонид ШВАБ—— Вадим ШЕРШЕНЕВИЧ—— Елена ШВАРЦ—— Ирина ШОСТАКОВСКАЯ— Э—— Геня ЭПЕЛЬЗАФТ—— Марк ЭПЕЛЬЗАФТ—— Владимир ЭЛБИ—— Вольф ЭЛЬРИХ— Ю— Я—— Наиля ЯМАКОВАПОЭЗИЯ →— A—— Гийом АПОЛЛИНЕР —— Ганс АРП —— Роза АУСЛЕНДЕР —— Gunter EICH—— Michael AUGUSTIN—— Ёсану АКИКО— B—— Мацуо БАСЁ —— Годфрид БЕНН —— Ален БОСКЕ —— Ильза БРЕМ —— Mark BRAET —— Мариус БУРОКАС —— Ричард БРОТИГАН —— Ханс БЬЁРКЕГРЕН —— Volker BRAUN—— Уильям БЛЕЙК— C—— Rene CHAR—— Paul CELAN——— Двенадцать——— Стихотворения— D—— Fazıl Husnu DAGLARCA —— Данило ДОЛЬЧИ — E—— Thomas Stearns ELIOT —— Hans ENZENSBERGER —— Gunnar EKELOF— F—— Joseph FASANO —— Leon FELIPE —— Lawrence FERLINGHETTI —— Jean FOLLEN— G—— Андрей ГЕРМАНОВ —— ГИЛЬВИК—— Leon GREIFF—— Lars GUSTAFSSON —— Gust GILS— H—— Martin HEIDEGGER —— Kerstin HENSEL —— Peter HUCHEL—— ХАТА СОХА—— Aldous HUXLEY— I— J—— Philippe JACCOTTET —— Juan Ramon JIMENEZ — K—— Константинос КАВАФИС—— Дэвид КОНСТАНТАЙН —— Румико КОРА —— Remco CAMPERT—— Gerrit KOUVENAAR—— Machey KUCINSKY—— Heinz KAHLAU— L—— Любомир ЛЕВЧЕВ —— ЛОРКА—— ЛОУРЕНС—— Hans LODEIZEN— M—— Чеслав МИЛОШ —— Масаока СИКИ—— Адриан МИТЧЕЛ —— Сайто МОКИТИ —— МАХТУМКУЛИ—— Jose MARTI— N— O— P—— Октавио ПАС —— Сержио ПОРТО —— Пабло ПИКАССО—— Эзра ПАУНД —— Сильвия ПЛАТ —— Diane di PRIMA —— Margarita Paz PAREDES — Q— R—— Rainer Maria RILKE —— Jean ROUSSELOT — S—— Carl SANDBURG —— Donat SAJNER —— Wislawa SZYMBORSKA —— Maria Luisa SPAZIANI — T—— Machi TAWARA ——— ИМЕНИНЫ САЛАТА——— Я - МАТИ ТАВАРА—— Georg TRAKL —— Tomas TRANSTROMER — U—— Miguel de UNAMUNO —— Уильям Карлос УИЛЬЯМС— V—— Энди ВАНС— W—— Walt WHITMAN —— Derek WALCOTT — X— Y—— William Butler YEATS— ZПРОЗА— А—— Леонид АНДРЕЕВ—— Аврелий АВГУСТИН—— Аркадий АВЕРЧЕНКО——— НЕИЗЛЕЧИМЫЕ——— ТРУХА— В—— Евгений ВОДОЛАЗКИН——— ЭПОХА ЛИХАЧЁВА——— OMNIA MEA...——— ГOCКОМАББРЕВИАТУРА——— ТРУДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА— Г—— Марианна ГЕЙДЕ——— ЭНТРОПИЯ——— СТЕКЛЯННЫЕ ВОЛКИ— Е—— Игорь ЕРЕМЕИЧЕВ— Ж—— Михаил ЖВАНЕЦКИЙ——— Теория относительности——— Всем судам...— З—— ЗАПИСКИ——— ЗАПИСКИ ОТ СКУКИ——— ЗАПИСКИ ИЗ КЕЛЬИ——— ЗАПИСКИ У ИЗГОЛОВЬЯ— К—— Stephen KING— М—— Луиджи МАЛЕРБА—— Габриэль Г. МАРКЕС— Н—— Евгений НАУМОВ——— ПОЛУРАСПАД— П— С—— СКАЗКИ——— КРАСНАЯ ШАПОЧКА——— СКАЗКА О РЕПКЕ— Ф—— John Robert FOWLES——— АРИСТОС— Х—— Aldous HUXLEY— Ч—— ВАЛЕРИЙ ЧУДОДЕЕВСЛОВА— А— Б— В—— volens-nolens— Г— Д—— добы́ча—— дежавю—— дико— Е— Ё— Ж—— жамевю— З—— зево́та— И— К— Л—— lorem ipsum— М—— мышле́ние— Н—— ни́шевый— О— П—— пожарные—— пожарники—— психиатр—— психотерапевт—— психолог—— психоаналитик—— прескевю— Р— С— Т—— те́кстовые— У— Ф— Х— Ц— Ч— Ш—— шурум-бурум— Щ— Э—— энтузиазм—— энтуазизм— Ю— ЯSHOLA— 1. Что такое поэзия— 2. Какой бывает поэзия?—— 2.1. Нарративная и лирическая поэзия—— 2.2. Поэмы, длинные и короткие стихотворения—— 2.3. Профессиональная, любительская, народная и наивная поэзия—— 2.4. Традиционная и новаторская поэзияЖИВОПИСЬ— A—— Алексей АНДРЕЕВ— Б—— BALTHUS—— Алексей БЕГАК—— Iban BARRENETXEA—— Питер БРЕЙГЕЛЬ—— Александр БЕНУА—— Зденек БУРИАН——— ПО ПУТЯМ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ——— ЖИЗНЬ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА—— Francois BARRAUD—— Pierre BONNARD—— Leszek BUJNOWSKI—— Troy BROOKS— В—— Андрей ВОЛКОВ—— Андрей ВОЛКОВ. Калька— Г—— Rob GONSALVES—— Peter GRIC—— Игорь ГОРИН—— Juan GRIS— Д—— DARUMA—— Paul DELVAUX—— Зорикто ДОРЖИЕВ—— Emanuele DASCANIO—— Edmund DULAC— Е— Ж—— Пьер ЖИЛУ— З—— Анатолий ЗВЕРЕВ—— Tomasz ZACZENIUK— И— Й—— Jacek YERKA— К—— Анджей КРАУЗЕ—— Людмила КИСЕЛЕВА—— Fernand KHNOPFF—— Giorgio De CHIRICO—— Gustav KLIMT—— Andrejus KOVELINAS—— Анатолий КАЛУГИН—— Michal KARCZ—— Gino COVILI—— Mitsuru KOGA—— Николай КОПЕЙКИН—— Andy KEHOE—— Jean-Pierre CASSIGNEUL—— Pierre COOMANS —— Gonzalo Garcia CALVO—— Сергей КАЛМЫКОВ—— Laura KNIGHT—— Ionut CARAS— Л—— Владимир ЛЮБАРОВ—— Charles LEICKERT— М—— MAGRITTE Rene—— Danny MALBOEUF—— Rolf MÜNZNER—— Ellen de MEIJER—— André MAYNET— Н—— Max NONNENBRUCH—— Roy NACHUM— П—— Michael PARKES—— Юрий ПОПКОВ—— Luis Gabriel PACHECO—— Александр ПЕТРОВ— Р—— Андрей РУБЛЁВ—— Gerhard RICHTER—— Якуб РОЗАЛЬСКИ—— Michael REEDY— С—— Noah SATERSTROM —— Kay SAGE—— Tomas SANCHEZ—— Pierre CECILE—— Sammy SLABBINCK— Т—— Ив ТАНГИ— Ф—— Slava FOKK—— David FEBLAND—— Николай ФЕШИН—— Цугухару ФУДЗИТА— Х—— Teun HOCKS—— Кацусика ХОКУСАЙ— Ч—— Паскаль ЧОВИ—— Яков ЧЕРНИХОВ— Ш—— Egon SCHIELE— Э—— МОРИС ЭШЕР—— Элисия ЭЛИДАНТО— Я—— Владимир ЯКОВЛЕВФОТО— A—— Nobuyoshi ARAKI— Б—— Annie BERTRAM—— Jamie BECK—— Сергей БЕССМЕРТНЫЙ—— Ruth BERNHARD—— Андрей БЕЛИКОВ—— Thomas BARBEY—— Nick BRANDT—— Рут БЕРНХАРД— В—— Сергей ВАРАКСИН—— Pep VENTOSA—— Борис ВЕДЬМИН—— Francesca WOODMAN —— Jakob WAGNER— Г—— Ben GOOSSENS—— René GROEBLI—— Эдуард ГОРДЕЕВ— Д—— Frantisek DRTIKOL—— Edward DIMSDALE— Е— Ж—— JEREMY— З— И—— Caras IONUT— K—— Itou KOUICHI—— Mauricio CLARIOND—— Benoit COURTI—— Lilya CORNELI—— William CASTELLANA—— Гюнтер КНОП— Л—— Heiner LUEPKE—— Michael LEVIN—— Matthias LUEGER— M—— Tom MCLAUGHLAN—— Frank MELECH—— Lars MEYER—— Rene MALTETE—— Исаак МАРОН—— Елена МАРТЫНЮК—— Jin MIKAMI—— Chema MADOZ—— Салли МАНН— H— O—— Noell OSZVALD— П—— PARABOLD—— Parnas PEGASOV——— Sanct Petersburg——— Пермь——— Барнаул——— Дмитров——— Сергиев Посад——— Новосибирск—— Parnas PEGASOV (2)—— PARKEHARRISON—— Ted PREUSS— Р—— Александр РОДЧЕНКО—— Scott RINCKENBERGER—— Herb RITTS —— Jonė REED— C—— Martin STRANKA—— Rodney SMITH—— Sebastiao SALGADO—— Oana STOIAN—— Alexander SIMON—— Кисин СИНОЯМА—— Жанлу СЬЕФФ—— Tom SCOTT— T—— Ciro TOTKU—— Shomei TOMATSU—— Chadwick TYLER— У—— Joel-Peter WITKIN— Ф—— Sonia FIRLEJ— Х—— Andrea HUBNER—— Eikoh HOSOE—— Olga HOPPE—— Alex HOWIT—— Junichi HAKOYAMA—— Hiroaki HASUMI— Ц— Ч—— Чёрно-белый мир I—— Чёрно-белый мир II—— Андрей ЧЕЖИН— Ш—— Алексей ШЕПЕЛИН— Щ— Э—— Jason ESKENAZI—— Alfred EISENSTAEDT—— Elliott ERWITT—— Gurbuz EKSIOGLU— Ю— Я—— Масао ЯМАМОТОQUANTUMPSYCHO— ПСИХОПАТИИ—— 1. Психопатии и акцентуализации—— 2. Эксплозивная—— 3. Истерическая—— 4. Психастеническая—— 5. Астеническая— НЕВРОЗЫ— ПРЕВЕРЗИИ— СЕКСУАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ— СЕКСУАЛЬНЫЕ ДИСФУНКЦИИ— ЗПР— РПР— ОЛИГОФРЕНИЯ— НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ— АНОРЕКСИЯ— БУЛЕМИЯ— АТЕРОСКЛЕРОЗ— ГИПЕРТОНИЯ— СТАРЧЕСКОЕ СЛАБОУМИЕ— ШИЗОФРЕНИЯ— МД ПСИХОЗ— ЭПИЛЕПСИЯAPHORISMOSАРХИВКОНТАКТЫНОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

www.pegasov.pro

АНАТОЛИЙ ЗВЕРЕВ - "РУСАЛОЧКА" - мир прекрасен и удивителен

Анатолий Зверев рисует сказки Андерсена

Два поэта соединились в этих книжках – поэт-­сказочник и поэт­-художник. Единственное в своём роде слово Андерсена, "обаятельного чудака", по выражению Паустовского, говорит о возвышенных чувствах, оно философично, таинственно­-романтично. В нём сошлись фантастическое и бытовое, лирическое и насмешливое, высокое и низкое. Андерсен, с его всёискупающей добротой, верил, что "добро побеждает в вечности".

Великое писательское слово иллюстрировал Анатолий Зверев, художник чувств. Линии рисунков импровизационны и стихийны, как сама натура их творца, в них – правда искусства, которому он служил и поклонялся всю жизнь.  В этом вдохновенном диалоге художник далеко не всегда, как вы сами увидите, соглашался с писателем.

За полтора века сказки Андерсена рисовали в России сотни мастеров книжной иллюстрации, немало работ признано выдающимися. Поколения русских детей воспитывались на произведениях датского сказочника, считая его своим, родным писателем, как Пушкина.

Анатолий Зверев прочёл в сказках Андерсена его мечты и страдания, его боль и прозрения. Сказки попали к нему в 1961 году, в самый его плодотворный период, когда, как он говорил, рисовал "для себя" – много иллюстрировал любимого Гоголя, впереди ждал "Мцыри" Лермонтова.

Для иллюстрации Зверев выбрал пять сказок: "Русалочка", "Дикие лебеди", "Свинопас", "Соловей", "Новое платье короля". Он рисовал, не отрываясь, не останавливаясь, на одном дыхании.

Зверевские персонажи нарисованы без анатомической правдивости. Великого Леонардо он признавал своим учителем, его заветам следовал: "Берегись знания костей". Леонардовский "Трактат об искусстве" художник знал наизусть и в ученических тетрадях создавал собственный стихотворный "Трактат об искусстве".

Поразительно воспринята Зверевым сказка "Новое платье короля": художник полон сочувствия к обманутому герою и не разделяет восторгов толпы по поводу разоблачительного восклицания мальчишки. Да и "Свинопас" прочитан неожиданно для привычного взгляда. Словом, рисунки надо смотреть вместе с чтением сказок. 

Анатолий Зверев мечтал, чтобы сказки с его иллюстрациями были изданы. Об этом говорят профессионально подготовленные им интереснейшие обложки к каждой сказке.

Издание не состоялось. Да и не могло состояться. Даже в детских издательствах еще продолжали действовать непреложные законы соцреализма с его определенностью и конкретностью места действия, бытовых подробностей и прочей "правды жизни".

Рисунки художника десятилетиями хранились в семье Румнева, теперь они находятся в одном из отечественных архивов.

Лидия Кудрявцева, Лола Звонарёва

Хочется сказать о дизайне издания. Обращает на себя внимание цветовое решение: цвет переплета разный в каждой книжке, тонкое вертикальное обрамление тем же цветом каждой страницы, выделение им текста, соответствующего иллюстрации (вместо подрисуночных подписей), а также выбор шрифта крупного размера, флаговый набор, качество самой бумаги. Все подчёркивает поэтичность сказок Андерсена и музыкальность рисунков Зверева.

fleur-marie.livejournal.com

Анатолий Зверев - Журнал обо всём

. Это цитата

Анатолий Зверев

«Анатолий Зверев, лучший русский рисовальщик» Пикассо.

"В 1957 году в Москве проходила конкурсная выставка Международного фестиваля молодёжи и студентов. Председатель жюри, выдающийся художник-монументалист Сикейрос, присудил золотую медаль 26-летнему художнику Анатолию Звереву.

История его участия на этом конкурсе была такая, что премию присудили, но об этом никто в СССР не узнал. Только жюри и участники. Зверева не допустили к конкурсу с самого начала. У него не было диплома. Он проучился только 1 год в художественном училище. Чтобы хоть как-то приобщиться к миру художников он устроился на работу в ЦДХ (Центральный дом художника) маляром. И красил целыми днями стены. Во время конкурса он зашел в конкурсный зал, разлил на пол два ведра краски голубой и белой (точно не помню, пишу на память историю, прочитанную в Огоньке больше 20 лет назад). И шваброй в несколько движений размазал эти два цвета по полу. Получился изумительный женский портрет. Сикейрос (кстати, его полное имя Давид Альфаро Сикейрос, очень красивое) остановил конкурс и объявил победителя. Но советские чиновники не допустили Зверева даже после этого к работе. Его даже уволили с должности маляра.

АНАТОЛИЙ ЗВЕРЕВ (1931-1986). АВТОПОРТРЕТ. 1969

У человека без всякого законченного художественного образования тут же прошли выставки во Франции, Швейцарии, США, ФРГ, Австрии, Англии, Дании и других странах. Его картины демонстрировались в Париже и Женеве, были приобретены «Метрополитен – музеем» в Нью-Йорке. Но у Анатолия Зверева, о котором ходила слава свободного художника-бродяги и юродивого, не было ни денег, ни жилья, ни признания на родине. Знавшие его люди говорили, что это был его выбор. Он избегал людей, прятался от милиции, имея однокомнатную квартиру, ночевал на лавке или по чужим квартирам. Он отказывался от участия в выставках, отказался от пенсии, жил без паспорта. Пабло Пикассо называл лучшим русским рисовальщиком человека, большую часть жизни проведшего в психушке.

Из воспоминаний

«…Он побежал на кухню и притащил три соусницы: коричневый ткемали, зеленый ткемали из молодых слив и красный сацибели. Разложил лист на столе и начал рисовать. Он обмакивал пальцы в соус и очень точными, профессиональными движениями наносил мазки на бумагу. Когда нужно было очистить «кисть», просто облизывал пальцы. Распылял ртом. Иногда промахивался, и тогда соус летел на зрителей……Пошли в дело горчица, перец и соль. В результате этой магии через полчаса из хаоса пятен материализовался портрет брата. Чтобы заметить хорошую картину, нужно разбираться в искусстве. Заметить шедевр может каждый. Этот портрет был шедевром…»

Из воспоминаний

«…Глядя на его работы, трудно представить, что он создавал их за считанные минуты, пуская в ход не только традиционные кисти-краски, но и все, что под руку попадется, – свеклу, веник, сапожную или зубную щетку, творог, воду из-под акварельных красок…В дело шли бумага, картон, холст, тряпки, деревяшки. Он мог рисовать и красками, и зубной пастой, и окурками. Для него как бы не было преград….»

«Каждый его мазок – наслаждение, – писал о нем Роберт Фальк. – Живописцы такого калибра рождаются только раз в столетие…»

Посмотрите картины. Я видел оригиналы в Москве еще в студенческие годы, они стоили десятки и даже сотни рублей. Их продавали в букинистах. Но мне они были не по карману. Я счастлив, что хотя бы их держал в руках."

Источник: http://mokenov.com/?p=4547

— Садись, детуля, я тебя увековечу, — говорил Зверев прекрасным дамам середины прошлого века. Те, кто придет на выставку в «Домик Чехова», глядя на романтические женские портреты, увидят, что художник знал, о чем говорит. А его лучшие психологические автопортреты заставят не только восхититься мастерством живописца, но и многое понять о времени и об обществе, которое, казалось, самоуверенно сплотилось в желании сломать и уничтожить художника и свободное искусство, а вот кануло в небытие, а искусство это живо и переживет, дай Бог, еще не одну скованную и несвободную эпоху.

"Портрет Роберта Фалька" 1957

"Портрет Ксюши" 1958

" Портрет Ю. Рябатнова" 1966

"Портрет Александра Глезера" 1975

"Цветы" 1986

"Женский портрет" 1964

"Пейзаж" 1957

"Автопортрет" 1957

"Автопортрет" 1957

"Автопортрет" 1957

"Автопортрет"

"Портрет О. Асеевой" 1969

"Гадалка"

"Женский портрет" 1980

"Портрет девушки" 1962

"Собака" 1965

"Дон Кихот" 1971

"Портрет Насти" 1971

"Женский портрет" 1980

"Портрет жены" 1964

"Женский портрет" 1968

kolybanov.livejournal.com

Издательский проект музея | Страницы

Алешковский.

Будущий Музей АЗ представляет Зверева и как героя большого количества книг, поразительного иллюстратора великой литературы — от Апулея до Гоголя. Здесь, в поднятых архивных материалах, в грандиозном труде издателей, Зверев предстает в совершенно новой ипостаси — умного, тонкого, проникновенного иллюстратора. И не просто иллюстратора — каждого из авторов Зверев видит через призму своего собственного восприятия — личности, общества и времени.

Золотусский.

Зверев увидел Гоголя. И Зверев оказался на абсолютной высоте. И в выражении томительной страсти, и чувства, и в изображении красоты. Мне кажется что Зверев вынул из своей души то, что его давило, тревожило, а, может быть, и страшило, и перенес на эти листы. И передал нам свое ощущение, как никто из художников, которые иллюстрировали Гоголя. Это, может, расходится с какими-то сюжетами Гоголя, но не расходится с гоголевским представлением о черноте, которая существует в душе человека. «Страшна душевная чернота» - писал он в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Гоголь не стал углубляться в это подполье, но оно его испугало и потрясло. Теперь, когда мы держим в руках зверевскую «Гоголиаду», становится понятно, почему Гоголь оказался рядом со Зверевым - Гоголь дал возможность высказать то, что Зверев не высказывал в своих портретах. В иллюстрациях видны восхищение и ужас, ужас, который внушает не столько Гоголь, но сама жизнь. Я очень люблю Гоголя. А в последние дни я полюбил и Зверева тоже. «Гоголиада» - книга, которая состоит из вольных иллюстраций. Но это не легкое вальсирование. Зверев был взрывным, своего рода катастрофическим талантом. И его иллюстрации похожи на состояние, когда человек оказывается в вихре вдохновения, он превращается в странное существо, которое, может быть даже, не имеет разума, у которого есть только зрение, и мир входит в него через расширенные зрачки. Книга прекрасна тем, что она прорежена текстами Гоголя. Зритель, читатель может читать книгу дважды — читать Гоголя, а потом вглядываться в иллюстрации Зверева. Прекрасно, что выделены строки, которые проиллюстрированы Зверевым. Это создает ощущение не столько научного, сколько глубоко человеческого подхода к глубоко человеческому творению. Образ этих книг, их исполнение, предсказывает нам, каким будет музей Зверева. Он будет событием, которое, как и природа таланта Зверева, будет взрывом.

Иовлева.

Удивительна «Гоголиада», но удивительна и книга «Зверев. Любовь». Книга не может не вызвать интереса во всех отношениях — в первую очередь сама необычность этой любви. Но в книге это подано так, что эти чувства выглядят чисто и прозрачно, не возникает сомнений в том, что есть в этом что-то странное, лишний раз убеждаешься, что настоящая любовь — любовь чистая. Анатолий Зверев и Оксана Асеева были подлинно счастливы и книга показывает, как два одиноких человека избавили себя от одиночества. Прекрасные иллюстрации, поразительно выстроена драматургия коротких и емких комментариев, композиция из стихов и слов Зверева. Это — не книга, это — создание. Поэма в прозе и в иллюстрациях. Книги, представленные издательским проектом Музея АЗ, представляют Зверева совершенно с другой стороны. Мне казалось, что я знаю Зверева, но я не предполагала, что это — настолько серьезный, глубокий и самостоятельный художник. Теперь видишь, что это не просто гениальный самородок и чудак, а очень умный художник и человек.

Сидоров.

Все книги изданы так, будто ты ходишь по нескольким разным выставкам. Даже когда Зверев пишет акварелью, гуашью, маслом, тушью, он просится в альбом, и по формату и по стилю, и по движению, и подобный вид издания абсолютно раскрывает Зверева. Огромное впечатление производит альбом автопортретов. Женские портреты, многочисленные, похожи друг на друга, но когда ты видишь автопортреты, то здесь только глаза - одни и те же, и в них отражены совершенно разные состояния мира и человека, который смотрит на тебя. В автопортретах - история жизни художника и история жизни вообще. На зверевских автопортретах ты видишь печаль, мудрость. Зверев не примыкал ни к какому направлению. Он хотел жить свободным, и он хотел быть свободным в то время, когда это было невозможно. Он по своей модернисткой манере, он по духу был близок к эпохе Возрождения. Он пробовал все — вот он пишет стихи любимой женщине, но это стихи художника, для него важны цветовые детали, удары кистью. Он писал и прозу, и трактат об искусстве вслед за Леонардо. Вы посмотрите, какие у него были амбиции, про которые он не любил говорить и никогда вслух не говорил. Он хотел мыслить о мире, как Леонардо, и это тоже создает впечатление большого одинокого художника, который не в стае, не ходит на совместные мероприятия, но страстно желает понять мир и себя в мире. Несколько дней назад я даже не думал об этом. Но появились эти книги. Появились сюжеты и иллюстрации. Я никогда не видел таких иллюстрации к Овидию — чудо! Они абсолютно лишены прямой «мирискусснической» эротики. Это не Сомов, да это и не Пикассо, между прочим. Нет они не эротичны, и непонятно даже, как это сделано. Так шла его рука, и это настоящее чудо и настоящая тайна.

museum-az.com

Анатолий Зверев - Акварель. Научиться. Акварель. Научиться.

Анатолий Зверев

Анатолий Зверев
был нашим современником, но его, к сожалению, уже с нами нет.
Вот как писали о нем люди, знавшие его:
1957 году в Москве проходила конкурсная выставка Международного фестиваля молодёжи и студентов. Председатель жюри, выдающийся художник-монументалист Сикейрос, присудил золотую медаль 26-летнему художнику Анатолию Звереву.
История его участия на этом конкурсе была такая, что премию присудили, но об этом никто в СССР не узнал. Только жюри и участники. Зверева не допустили к конкурсу с самого начала. У него не было диплома. Он проучился только 1 год в художественном училище. Чтобы хоть как-то приобщиться к миру художников он устроился на работу в ЦДХ (Центральный дом художника) маляром. И красил целыми днями стены. Во время конкурса он зашел в конкурсный зал, разлил на пол два ведра краски голубой и белой (точно не помню, пишу на память историю, прочитанную в Огоньке больше 20 лет назад). И шваброй в несколько движений размазал эти два цвета по полу. Получился изумительный женский портрет. Сикейрос (кстати, его полное имя Давид Альфаро Сикейрос, очень красивое) остановил конкурс и объявил победителя. Но советские чиновники не допустили Зверева даже после этого к работе. Его даже уволили с должности маляра.У человека без всякого законченного художественного образования тут же прошли выставки во Франции, Швейцарии, США, ФРГ, Австрии, Англии, Дании и других странах. Его картины демонстрировались в Париже и Женеве, были приобретены «Метрополитен – музеем» в Нью-Йорке. Но у Анатолия Зверева, о котором ходила слава свободного художника-бродяги и юродивого, не было ни денег, ни жилья, ни признания на родине. Знавшие его люди говорили, что это был его выбор. Он избегал людей, прятался от милиции, имея однокомнатную квартиру, ночевал на лавке или по чужим квартирам. Он отказывался от участия в выставках, отказался от пенсии, жил без паспорта. Пабло Пикассо называл лучшим русским рисовальщиком человека, большую часть жизни проведшего в психушке.

 

original (2)

 

 

Родился 3 ноября 1931 года в Москве в Сокольниках, в семье инвалида гражданской войны, мать — рабочая. Учился в школе рисованию на уроках художника-графика Николая Васильевича Синицына (ученика А. П. Остроумовой — Лебедевой)[2]. В 1954 поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, откуда вскоре был исключен за богемно-анархическое поведение.
— Садись, детуля, я тебя увековечу, — говорил Зверев прекрасным дамам середины прошлого века. Те, кто придет на выставку в «Домик Чехова», глядя на романтические женские портреты, увидят, что художник знал, о чем говорит. А его лучшие психологические автопортреты заставят не только восхититься мастерством живописца, но и многое понять о времени и об обществе, которое, казалось, самоуверенно сплотилось в желании сломать и уничтожить художника и свободное искусство, а вот кануло в небытие, а искусство это живо и переживет, дай Бог, еще не одну скованную и несвободную эпоху.
Умер Зверев в Москве 9 декабря 1986

 

water-color.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта