Н. К. Рерих. Святослав. Святослав рерих картины


биография, семья, творчество :: SYL.ru

Рерих Святослав Николаевич – русский и индийский художник, коллекционер, общественный деятель, член Академии художеств СССР и просто интересный человек. Рерих запомнился, в основном, как художник. Он преуспел в различных жанрах живописи. Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве этого выдающегося живописца.

Детство

Святослав Рерих родился 23 октября 1904 года в семье Николая и Елены Рерихов, в городе Петербурге Последующие двенадцать лет его жизни пройдут именно здесь. С раннего детства Рерих интересовался естественными науками (зоологией, орнитологией) и проявлял свои художественные способности. Также парень интересовался изучением камней. Мать собирала для него всяческую литературу и даже чучела животных. Она также привозила сыну различные камни и минералы. Таким образом, у Святослава было все для полноценного изучения интересующих его направлений естествознания.

Еще с ранних лет Рерих начал интересоваться рисованием и лепкой. Он посещал уроки в школе Общества поощрения художеств, где ему выпала честь готовить декорации к домашним постановкам. Однажды парень даже помог отцу в работе с театральными эскизами. С 1913 по 1916 год будущий художник проходил обучение в Петербургской гимназии Карла Мая.

С 1919 года Рерих Святослав Николаевич обучался в лондонской Королевской академии искусств на архитектурном факультете. Продолжая заниматься живописью, он помогал своему отцу в создании декораций к таким оперным постановкам, как: «Снегурочка», «Князь Игорь» и «Садко». По словам Николая Рериха, его сын умел передать в картине гармоническую напряженность всех ее частей.

Работа в Америке

С 1920 года Святослав продолжает свое обучение в США. Он учится на архитектурном отделении Колумбийского, а немного позже Гарвардского университетов. Параллельно юноша посещает скульптурное отделение университета города Массачусетса.

В Америке Святослав активно участвовал в деятельности культурно-просветительских учреждений, созданных его родителями. В 19 лет он стал главой Международного художественного центра под названием Corona Mundi. А немного позже Рерих становится вице-президентом отцовского музея в Нью-Йорке. В 1923 году Святослав Николаевич впервые посетил Индию. Здесь он познакомился с древним и современным (на тот момент) индийским искусством, а также архитектурным наследием страны. В Индии молодой художник начал коллекционировать произведения восточного искусства. В конечном итоге, его коллекция будет поистине уникальной. К сожалению, после смерти художника она практически не сохранилась.

В 1924 году Рерих Святослав Николаевич вернулся в Америку и взялся за руководство родительскими культурно-просветительскими учреждениями. Благодаря ему родители и старший брат, будучи на маршруте сложной Центрально-Азиатской экспедиции, могли поддерживать связь с внешним миром. Это позволило им вести свою научную и исследовательскую деятельность более продуктивно.

Карьера художника

Одновременно с работой в просветительских организациях герой нашего рассказа совершенствовал свои навыки в живописи. В 1925 году он был удостоен высшей награды на выставке в Филадельфии, где было экспонировано около сотни произведений Рериха. Его последующие достижения стали уверенными шагами на пути к истинному мастерству и совершенству.

Свой путь живописца Святослав Николаевич начинал как портретист. В конечном итоге, он достиг высочайшего мастерства в этом жанре. Главной особенностью его картин было стремление передать глубину характера человека, чей портрет пишется. Полотна, созданные Рерихом, были изящными, лаконичными и удивительно точно передавали духовный и эмоциональный образ человека. Благодаря этому картины Святослава выглядят так живо и притягательно. Кроме всего прочего, художник написал порядка 30 портретов отца. Один из них был куплен Люксембургским музеем в Париже. Рерих написал его в 35 лет. Вообще, в огромном количестве нарисованных им портретов, облики родителей занимают особое место.

Во многих произведениях художника можно заметить влияние отца, и, в то же время, Святослав шел по своему собственному пути. Однозначно, его работы нельзя обвинить в подражании. У старшего и младшего Рерихов был собственный уникальный стиль.

Творческий диапазон художника можно ощутить даже при коротком знакомстве с его работами. Кроме портретов, он преуспел в эпической, пейзажной, символической и жанровой живописи. В каждом из направлений Рерих проявляет себя как вдохновенный новатор и виртуозный мастер кисти.

Индийский отпечаток

С 1931 года Святослав живет в Индии и активно участвует в ее культурной и общественной жизни. Он любил это государство и считал его второй родиной. Мужчину в Индии привлекала уникальная красота, разнообразие традиций и утонченные духовные достижения. Все это художник не единожды воспел в своих картинах. Поэтому Индия, так же, как и Россия, считает Святослава Николаевича своей национальной гордостью.

В июле 1941 года, когда Германия напала на СССР, Святослав отправил послу Советского Союза в Лондоне телеграмму с просьбой зачислить его в ряды Красной армии. Посол ответил отказом. Тем не менее, художник внес свой вклад в победу СССР. Он перечислял средства, вырученные с продажи картин и проведения выставок, советскому Красному Кресту.

После 1947 года Рерих потратил много сил на работу, связанную с пактом Рериха и его одобрением со стороны местного правительства. В конечном итоге, в 1948 году Индия присоединилась к пакту. В последующие годы Рерих активно работал в области сохранения и защиты от памятников древнеиндийской культуры. Он организовывал комитеты и требовал от индийского правительства конкретных действий в данном направлении.

Жена Святослава Рериха

В 1945 году Святослав Николаевич женился. Его избранницей стала первая леди индийского кинематографа, руководительница концерна Bombey Talkies Девика Рани. Девушка стала для художника не просто спутницей жизни, а настоящей музой. Вскоре после свадьбы они переехали в имение Татагуни, которое расположилось под Бангалором. Здесь Святослав Николаевич смог воплотить в жизнь давнюю мечту: вырастить обширную плантацию эфироносных растений. Плантация заняла площадь порядка 200 гектаров и давала до 2 тонн масла в год. Масло покупали французские и швейцарские парфюмерные предприятия. Благодаря им у художника были средства к существованию. Картины он хранил в своем собрании и продавал исключительно музеям.

Девика Рани была из очень образованной и уважаемой семьи. Она быстро смогла расположить к себе всю семью Рерихов, и на протяжении всей жизни была для Святослава Николаевича верным другом, соратником и любимым собеседником. Многих интересует такой вопрос, как дети Святослава Рериха. К сожалению, у художника не было детей.

Широкий круг интересов

Святослав Николаевич активно поучаствовал в деятельности Института Гималайских исследований. Будучи главой естественнонаучного отдела, он провел уникальные изыскания в различных областях познания. Продуктивной работе способствовал дар духовного синтеза, которым обладал художник. Рерих понимал природу как единое целое, неразрывно связанное с космическими закономерностями. Такое мировоззрение и легло в основу его естественнонаучных интересов, круг которых просто поражает: ботаника, орнитология, минералогия, астрология, тибетская фармакопея, химия с ее алхимическими истоками, религиоведение, философия, искусствознание и, наконец, культурология. Такое широкое многообразие интересов Рериха свидетельствует о его принадлежности к крупным натуралистам.

Живая Этика

Художественные и литературные наработки Святослава Николаевича, его педагогическая, общественная и научная деятельность неразрывно связываются с идеями Живой Этики. Однако сказать, что Рерих был последователем исключительно этой философской системы, нельзя. Он был глубоким мыслителем, которому удалось развивать ее важнейшие идеи и положения.

Довольно много философских размышлений Рериха были посвящены великой роли искусства, которую оно играет в создании совершенного добродетельного человека. Эти мысли можно рассмотреть не только на страницах очерков и дневников Святослава Николаевича, но и в его картинах.

В одной из книг Живой Этики говорится, что истина в красоте, а космос базирует на этой формуле эволюцию, направляя мир к овладению это самой красотой. Красота, ее сущность и роль в эволюции человечества, а также энергетические процессы, связанные с этим, составили основу философского мировоззрения Рериха. Как художника и мыслителя, его, в первую очередь, привлекали тайны рукотворной красоты. По словам Святослава Николаевича, великие произведения искусства являются кладовыми огромных сгустков энергии, которая может активизироваться и влиять на миллионы зрителей, изменить не одно поколение, излучая весть красоты. Великие произведения, как считал Рерих, излучают невыразимую ауру. Он называл ее эманацией скрытых вибраций, которые лежат в корне всех великих произведений искусства.

По мнению Святослава Рериха, волшебство чувств и мыслей величайших мастеров пленено в их произведениях. Излучаясь на зрителей, оно пробуждает в них ответные чувства, кроме энергетического и духовного осознания изображенной мысли. На более совершенные сочетания человек отзывается, называя их прекрасными. В этом заключается необыкновенная власть искусства, некая скрытая сила, которая всегда присутствует и играет активную роль в великих произведениях.

Рерих Святослав Николаевич был убежден, что без высшего идеала красота не может быть создана. При разрушении этого духовного или эстетического идеала происходит обезображивание жизни и гибель ее эволюционного стержня.

Педагогическая работа

На протяжении всей жизни Рерих Святослав Николаевич интересовался вопросами воспитания более совершенных людей. Художник принимал участие в работе детской школы, созданной в 1962 году в Индии на основе постулатов индийского философа Ауробиндо Гхоша. Школа расположилась в городе Бангалор. В ней могли учиться дети возрастом от трех лет. Концепция школы базировалась на нравственно-этическом воспитании по особой методике. С ранних лет воспитанников школы знакомили с наработками известных философов, в том числе представителей семьи Рерихов. Большое внимание также уделялось художественному воспитанию. Конкурсы детского рисунка, которые проводились в школе ежегодно, этому способствовали. Как отмечал сам Святослав Николаевич, педагоги данной школы старались с младых ногтей вести новое поколение по следам восхождения, давать им мысли и идеи крупных философов. Человек, вышедший из стен этого учебного заведения, становился сильным, умел противостоять несовершенству и злу. С 1977 года Рерих активно оказывал финансовую поддержку школе.

Достижения

Художник Святослав Николаевич Рерих был также известен как основатель и президент культурно-просветительского центра искусств под названием «Читракала Паришад», который был создан в Бангалоре в 1972 году и стал отделением одного из местных университетов.

За выдающиеся заслуги в области культуры и за вклад в дело мира Рерих был удостоен различных правительственных наград в нескольких странах. Среди них можно отметить: индийский орден «Падма-Бхушан», болгарский орден «Мадарский конник», и, наконец, советский орден Дружбы народов.

Кроме того, Святослав Рерих, биография которого была сегодня рассмотрена, был лауреатом Международной премии Джавахарлала Неру, почетным членом художественной академии СССР, кавалером ордена Кирилла и Мефодия в Болгарии, почетным доктором болгарского Великотырнского университета, а также членом индийской Академии изящных искусств. Но самой выдающейся для художника и мыслителя стала награда, учрежденная нью-йоркским Музеем Николая Рериха. Святослав высоко ценил эту награду, так как получил ее из рук отца. Как вы уже поняли, живопись не была единственным занятием, в котором преуспел Рерих Святослав Николаевич. Книги художника затрагивали разные области знания. В основном, они представляли собой сборники статей и очерков.

Выставка картин

Многочисленные полотна Рериха можно встретить по всему миру. В 1960 году открылась первая выставка картин Рериха в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Ее открытие состоялось в мае. А буквально через месяц Святослав Рерих, картины которого получили на родине большое признание, открыл экспозицию в ленинградском Эрмитаже. С 70-х годов выставки его картин регулярно проходили в разных уголках Советского Союза.

Наследие

В 1989 году в городе Москве Святослав Николаевич инициировал создание Советского фонда Рерихов, который с 1991 года стал называться Международным центром Рерихов. Выполняя волю родителей, в марте 1990 года художник передал фонду бесценное наследие, которое семья Рерихов копила долгие годы. В него вошли не только картины, но и другие предметы изобразительного и прикладного искусства, библиотека, архив и личные вещи. Именно эти вещи стали основой экспозиции негосударственного музея им. Н. К. Рериха, работа которого строится на принципах, заложенных великим художником и мыслителем, Святославом Рерихом. Именно поэтому данное заведение часто называют «Музей Святослава Рериха».

30 января 1993 года художник покинул этот мир.

www.syl.ru

Святослав Николаевич | Музей картин семьи Рерихов

Святослав Николаевич Рерих является одним из тех, кто прославил русскую культуру на весь мир.

Наследник Рерихов родился в Санкт-Петербурге 23 октября 1904 года. Обстановка в семье поспособствовала тому, что у Святослава рано пробудились разносторонние интересы, благодаря родителям он был приобщен к искусству. Каждый год летом вместе со старшим братом Юрием и родителями Святослав путешествовал по Новгородской и Тверской губерниях, по Псковщине. Иногда маршруты их поездок уходили вглубь северо-западных краев страны — все зависело от творческих замыслов Николая Константиновича и археологических раскопок. Обычно такие путешествия включали в себя собрание коллекций и зарисовки с натуры.

Те рисунки 5-летнего Святослава, которые сохранились, говорят о безграничной любознательности мальчика, а также о точности зрения будущего известного художника. Учился мальчик в петербургской гимназии К. И. Мая — там в свое время учился Николай Константинович. Именно в этом учебном заведении Рерих-младший получил азы рисования. В 1916 году из-за серьезного заболевания отца семейство перебирается поближе к Ладоге, а в 1918 году в результате получения независимости Финляндии оказались за границами родной страны. Именно в тот период под чутким руководством своего отца Святослав начал систематично заниматься живописью. Николай Константинович внимательно следил за тем, чтобы его сын не начал увлекаться бездумным подражанием великим художникам. Отце делал все для того, чтобы у сына развивались его разнообразные склонности и интересы.

В 1919 году семейство решило выехать в Лондон из Финляндии, чтобы потом отправиться в Индию. Но в то время путь в страну был для них закрыт на неопределенное время, поэтому отец решает поехать с выставкой в Америку. Сначала в Лондоне, а потом в университете Колумбии в Нью-Йорке Святослав Николаевич изучал архитектуру. Когда учеба завершилась, он стал аспирантом в Гарвардском университете. В то время он много занимается книжными иллюстрациями и графикой, пишет много картин. Его работы начинают все чаще появляться на разнообразных выставках, получая высокие оценки со стороны критиков. Святослав Николаевич также увлекся театром — вместе с Д. Хеллом он поставил балет, используя музыку А. Штейнера. Но наибольшим увлечением молодого художника оставалась живопись, которая на выставке в Филадельфии принесла живописцу первую премию.

Уже в 1923 году семья Рерихов покинула Америку и переехала в Бомбей. В это время наступает период масштабной их деятельности, который неразрывно связан с Индией. Святослав Николаевич активно участвовал в научных и исследовательских экспедициях своего отца по Непалу, Бутану, Сиккиму, он коллекционировал предметы культуры восточных народов. При этом огромное внимание художник уделял изучению методик местной фармакопеи и народной медицины. В 1924 году семья Рерихов в составе отца, матери и старшего сына отправилась в долгосрочную экспедциию по центральной Азии, а Святослав в это время поехал в Америку для продолжения своего художественного образования и той просветительской работы, которую сумели наладить его родители. Он провел множество международных выставок, изучал культуру Востока и Запада и искусствоведение.

В 1928 году закончилась Центрально-азиатская экспедиция. В это время Святослав Николаевич поехал в Индию, чтобы встретить свою семью. Вскоре все перебираются жить в долину Кулу, что на Западных склонах Гималаев. Святослав активно участвовал в деятельности Гималайского института «Урусвати», продолжая свои изучения культуры народов.

В 1940 году была персональная  выставка картин Святослава Рериха. До этого он показывал свои работы лишь совместно с работами отца. Все последующие годы будут очень плодотворными в плане искусства.

В 1945 году Святослав Рерих поженился с одной из самых популярных индийских актрис того времени Девикой Рани. Их дом принимал многих русскоязычных людей, которые посещали Индию. Каждую весну Рерихи-младшие отдыхали в доме отца на склонах Гималаев. Когда умер отец, а затем и старший брат, Святослав продолжил семейную работу по налаживанию советско-индийского культурного содружества.

В 1960 году Святослав Рерих впервые после продолжительного перерыва приезжает на Родину — с выставкой в Москву. Страна его очень радушно приняла, за что художник был нескончаемо благодарен. После российской выставки Святослав Николаевич всячески продолжал дело своих родителей.

Умер еще один наследник Рерихов 30 января 1993 года.

Туристический маршрут по стопам экспедиции Николая Рериха

Идею создания нового туристического маршрута «по стопам Николая Рериха», решили воплотить власти Казахстана и Алтайского края. Эта новость впервые прозвучала на форуме «VISIT ALTAI», занимающегося вопросами международного туризма. Как проинформировал Асхат Жармагамбетов – заместитель руководителя управления предпринимательства, торговли и туризма в Павлодарской области Казахстана, идея создания такого маршрута связана с повышением интереса к жизни и творчеству Николая Рериха. А так как экспедиция проходила через территорию Казахстана, а также...

далее Как создавался Музей-институт семьи Рерихов

Санкт-Петербург – родной город семьи Рерихов, именно здесь были заложены основы их будущей яркой и насыщенной культурной деятельности. История его основания тесно связана со старшим сыном Николая Рериха – Юрием и начинается она в 1957 году, после того, как Юрий, будучи уже известным ученым-востоковедом, вернулся из Индии в Москву. Хотя остановился он в столице, работая там в Институте народов Азии АН тогдашнего СССР, но тем не менее Юрий Рерих активно включился в процесс организации музея Рериха в Петербурге. Основой экспозиции должны были...

далее Странные видения Елены Рерих

Жена Николая Рериха – Елена, была осебенной женщиной, прекрасной музой для своего мужа, вдохновившей его на многие работы. Но есть один факт, который мало кому известен. Как оказалось, Елена Ивановна была больна и страдала серьезным нервным расстройсвом, которое в то время врачи называли «эпилептической аурой». Домашний врач семьи Рерихов – Яловенко А. Ф. в частности отмечал, что люди, страдающие таким расстройством, могут слышать голоса и видеть то, чего нет. В его письменных упоминаниях о Елене Рерих он сочувственно писал, что «она больна...

далее В Красноярске открыли выставку картин Рериха

Новая экспозиция картин Николая Рерихая, открывшаяся недавно в красноярском Культурно-историческом центре, будет доступна для посещений до 23 января 2015 года. Посетители смогут ознакомится с более чем 100 экспонатами, касающимися творчества этого всемирно известного русского художника, уважаемого деятеля и философа. Кроме полотен Рериха, здесь есть и его фотографии, в частности те, которые освещают события, связанные с всеми известным Пактом об охране культурного наследия в мире. Эта выставка, что проходит под названием – «Рерих – история и...

далее

Две картины — «Белый и небесный» и «Дружина Гэсэр-Хана», написанные Николаем Рерихом и вошедшие в число топовых лотов на русских торгах Christie’s, будут выставлены на продажу 1 июня. Особенность этих картин в том, что ранее их еще никогда не выставляли на продажу. Как ожидают в музее, заработанные деньги дадут возможность расширить действующую экспозицию новыми экспонатами. По предварительным оценкам, стоимость этих картин – примерно 500-700 тис. фунтов за каждую. Но как прокомментировал продажу полотен...

далее К памятнику Николаю Рериху принесли цветы

Цветы к памятнику Николаю Рериху принесли в рамках празднования Международного Дня Культуры, который отмечали в Музее-институте семьи Рерих. В честь этой важной культурной даты, сад «Василеостровец» стал местом встречи представителей музея с многими общественными деятелями, а также людьми из научного сообщества. Участникам праздника охотно показали обновленную экспозицию – «Рерихи в Петербурге», раскрывающую особенности «российского периода» в жизни знаменитой семьи. В честь Дня Культуры также была представлена выставка – «Объединяя народы»,...

далее Выставка, посвященная 80-летию Пакта Рериха

Новая выставка — «Объединяя народы. К 80-летию Пакта Рериха», затрагивает важные темы поддержания традиций и сохранения культурного наследия, а также единства народов и преемственности поколений. Все эти теми, так или иначе, нашли свое отображение в работах Николая и Святослава Рерихов, представленных в Государственном музее искусства народов Востока, а это – более 50 оригинальных произведений художников. Стоит отметить, что эти же теми частично затрагивает и экспозиция Музея-института семьи Рерихов, повествуя об истории создания Пакта...

далее Новый раздел музея – «Рерихи в Петербурге»

В Музее-институте семьи Рерихов произошло важное и долгожданное событие: открылся новый раздел постоянной экспозиции, посвященный жизни и творчестве семьи Рерихов на территории России, в частности – в Санкт-Петербурге. Как комментирует это событие директор музея — Алексей Бондаренко, возможность представить широкой публике этот период в жизни и творчества семьи Рерихов возникла благодаря тому, что ближайшая родственница семьи Рерихов — Людмила Степановна Митусова, как и обещала, передала музею свою коллекцию, которую до сих пор...

далее В Керчи открыто постоянную выставку из 40 репродукций семьи Рерихов

Новая, постоянная экспозиция из 40 картин Святослава и Николая Рерихов, готова радовать посетителей в Доме Дружбы «Таврика». Кроме репродукций известных картин художников, всеобщему вниманию гостей представлены фотографии, а также письма семьи Рерихов. Портреты членов этой знаменитой семьи, написаны местным, керченским художником – Борисом Васильевым-Пальм. Тем не менее, по задумке организаторов, эта коллекция будет постоянно дополнятся новыми репродукциями, а также разными документами. В частности, собираются документы о телеграфе...

далее Руководителя Международного центра Рерихов не пустили в США

Александру Лосюкову, являющемуся президентом Международного центра Рерихов (МЦР), отказали в выдачи визы, в связи с чем ему так и не удалось побывать на открытии выставки в штаб-квартире ООН. Выставка посвящена 80-летию Пакта Рериха – документа, стающего на защиту всемирного культурного наследия, а господин Лосюков – дипломат высокого ранга, который занял пост президента МЦР в 2013 году, но даже это никак не повлияло на сложившуюся ситуацию. Как так случилось, что чрезвычайного и полномочного посла, неоднократно возглавлявшего разные...

далее

roerich-museum.org

Картины | Музей картин семьи Рерихов

Музей картин семьи Рерихов Меню навигации+
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • История семьи
    • Николай Константинович
    • Елена Ивановна
    • Юрий Николаевич
    • Святослав Николаевич
  • О сайте
  • Картины
    • Картины Николая Рериха
    • Картины Святослава Рериха

Найти:

Новости
  • Туристический маршрут по стопам экспедиции Николая Рериха
  • В Красноярске открыли выставку картин Рериха
  • Продажа картин из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке
  • К памятнику Николаю Рериху принесли цветы
  • Выставка, посвященная 80-летию Пакта Рериха
Статьи
  • Как создавался Музей-институт семьи Рерихов
  • Странные видения Елены Рерих
  • Роль Е. И. в начинаниях семьи. Начало записи книг Живой Этики
  • Музыка и Н. К. Рерих
  • Возрождение Института «Урусвати»
Метки
carolina charlotte christie karnataka museum north parishath sotheby акварель бангалор бахрушина болгария бумага вечер виньетка горный гуашь декорации дерево доска закат замок иконостас канченджанга карандаш картон кэтрин латвия лахул лондон метерлинка монголия монхиган наггар оргалит пермский позднее портрет рига рисунок сказка софия сша фанера эскиз Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет доктора Сарвапалли Радхакришнана 1962 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет доктора Сарвапалли Радхакришнана 1962 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Кэтрин Кэмпбелл. Этюд (часть 2) 1926-1928 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Кэтрин Кэмпбелл. Этюд (часть 2) 1926-1928 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе (2) 1926 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе (2) 1926 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Спас нерукотворный 1912 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Спас нерукотворный 1912 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Русский воин в кольчуге До 1917 г. год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Русский воин в кольчуге До 1917 г. год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Студия А (Джайя) 1975 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Студия А (Джайя) 1975 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Атлант 1921 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Атлант 1921 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Пушкари (Пушкарь) 1894 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Пушкари (Пушкарь) 1894 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Николай Рерих 1934 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Николай Рерих 1934 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Девушка в красной накидке. Кулу (Женщина из племени Сарадж). 1936 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Девушка в красной накидке. Кулу (Женщина из племени Сарадж). 1936 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Карма Дордже (3) 1974 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Карма Дордже (3) 1974 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет мальчика в чалме 1936 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет мальчика в чалме 1936 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Виньетка [23] год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Виньетка [23] год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Кочевник 1933 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Кочевник 1933 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Раи Богдановой 1939 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Раи Богдановой 1939 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Добрый самаритянин 1943 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Добрый самаритянин 1943 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Пандит Мору Рам 1973 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Пандит Мору Рам 1973 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Иисус Христос (Рисунок)(1) 1934 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Иисус Христос (Рисунок)(1) 1934 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Пейзаж 1975 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Пейзаж 1975 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Пейзаж (8) год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Пейзаж (8) год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Муссон. Облака 1938 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Муссон. Облака 1938 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Гималайский эскиз. Лахул 1934 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Гималайский эскиз. Лахул 1934 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Пейзаж 1953 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Пейзаж 1953 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Ожидание 1944 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Ожидание 1944 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Горное озеро. Перевал Баралача 1944 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Горное озеро. Перевал Баралача 1944 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Тибет 1940 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Тибет 1940 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Весна священная [эскиз] 1945 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Весна священная [эскиз] 1945 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Девочка у водопада (Ребти из Кулу) 1936 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Девочка у водопада (Ребти из Кулу) 1936 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Этюд облаков 1936-1947 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Этюд облаков 1936-1947 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Египет 1912 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Египет 1912 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Ребати 1973 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Ребати 1973 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Ярославна 1914 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Ярославна 1914 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Щеголиха 1912 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Щеголиха 1912 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Граница царств 1916 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Граница царств 1916 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Бой со змеем [Эскиз занавеса, вариант] 1914 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Бой со змеем [Эскиз занавеса, вариант] 1914 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Весна (Священная флейта) 1953 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Весна (Священная флейта) 1953 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Когда собираются дети 1940-e год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Когда собираются дети 1940-e год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Тибет (Утро) 1940 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Тибет (Утро) 1940 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Твердыни Тибета (Граница меча) 1933 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Твердыни Тибета (Граница меча) 1933 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Скалы Ладака 1933 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Скалы Ладака 1933 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Рыцарь ночи [эскиз] 1918 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Рыцарь ночи [эскиз] 1918 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Ритм жизни невидимой. Эскиз. 1980-е год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Ритм жизни невидимой. Эскиз. 1980-е год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Бекас [Рисунок] 1893 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Бекас [Рисунок] 1893 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Этюд стен 1890-е год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Этюд стен 1890-е год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Каюта [Набросок] 1912 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Каюта [Набросок] 1912 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Священное дерево 1973 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Священное дерево 1973 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Зима [эскиз кулисы] 1914 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Зима [эскиз кулисы] 1914 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Пиета (Эскиз)(3) 1930–1940-е год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Пиета (Эскиз)(3) 1930–1940-е год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Буря. Монголия 1944 год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Буря. Монголия 1944 год
Далее Картина Николая Константиновича Рериха. Горный этюд [4] год Далее
Картина Николая Константиновича Рериха. Горный этюд [4] год
Далее « Предыдущие Записи

roerich-museum.org

Картины Святослава Рериха | Музей картин семьи Рерихов

Музей картин семьи Рерихов Меню навигации+
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • История семьи
    • Николай Константинович
    • Елена Ивановна
    • Юрий Николаевич
    • Святослав Николаевич
  • О сайте
  • Картины
    • Картины Николая Рериха
    • Картины Святослава Рериха

Найти:

Новости
  • Туристический маршрут по стопам экспедиции Николая Рериха
  • В Красноярске открыли выставку картин Рериха
  • Продажа картин из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке
  • К памятнику Николаю Рериху принесли цветы
  • Выставка, посвященная 80-летию Пакта Рериха
Статьи
  • Как создавался Музей-институт семьи Рерихов
  • Странные видения Елены Рерих
  • Роль Е. И. в начинаниях семьи. Начало записи книг Живой Этики
  • Музыка и Н. К. Рерих
  • Возрождение Института «Урусвати»
Метки
carolina charlotte christie karnataka museum north parishath sotheby акварель бангалор бахрушина болгария бумага вечер виньетка горный гуашь декорации дерево доска закат замок иконостас канченджанга карандаш картон кэтрин латвия лахул лондон метерлинка монголия монхиган наггар оргалит пермский позднее портрет рига рисунок сказка софия сша фанера эскиз Картина Святослава Николаевича Рериха. Пейзаж (7) год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Пейзаж (7) год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Поднималась луна 1961 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Поднималась луна 1961 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Мой дом (2) 1962 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Мой дом (2) 1962 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Гималаи. (Западные Гималаи) 1961 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Гималаи. (Западные Гималаи) 1961 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Детский рисунок 17 января 1916 г. год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Детский рисунок 17 января 1916 г. год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Весна (1) 1961 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Весна (1) 1961 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Део-Тибба. Кулу 1938 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Део-Тибба. Кулу 1938 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Н.К.Рериха. Эскиз (3) 1930-e год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Н.К.Рериха. Эскиз (3) 1930-e год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Садовница 1958 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Садовница 1958 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Ираиды Михайловны Богдановой 1930–1940-е год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Ираиды Михайловны Богдановой 1930–1940-е год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Кэтрин Кэмпбелл 1920-е год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Кэтрин Кэмпбелл 1920-е год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Радуга водопада 1934 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Радуга водопада 1934 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет отца, Николая Константиновича Рериха (Эскиз) 1930–1940-е год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет отца, Николая Константиновича Рериха (Эскиз) 1930–1940-е год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Н.К.Рериха. Эскиз 1920-e год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Н.К.Рериха. Эскиз 1920-e год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Рисовые поля под снегом 1931 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Рисовые поля под снегом 1931 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Христос с учениками Конец 1930-х — начало 1940-х годов год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Христос с учениками Конец 1930-х — начало 1940-х годов год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Пирамидальные горы 1950–1970-е год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Пирамидальные горы 1950–1970-е год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Распятое человечество (Эскиз) год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Распятое человечество (Эскиз) год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Джайя год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Джайя год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Девика Рани Рерих 1953 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Девика Рани Рерих 1953 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Вестник 1940 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Вестник 1940 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Лахул. Карданг 1974 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Лахул. Карданг 1974 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Тибетская женщина 1924 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Тибетская женщина 1924 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Девика Рани Рерих 1946 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Девика Рани Рерих 1946 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Через перевал 1938 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Через перевал 1938 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. После дождей 1967 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. После дождей 1967 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Арангутте 1971 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Арангутте 1971 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Бог войны. Эскиз костюма. 1923 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Бог войны. Эскиз костюма. 1923 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Пейзаж (без названия) 1953 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Пейзаж (без названия) 1953 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Н.К.Рериха. Эскиз (3) 1928 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Н.К.Рериха. Эскиз (3) 1928 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Детский рисунок около 1916 г. год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Детский рисунок около 1916 г. год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Мужчина из Кангры Не позднее 1939 г. год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Мужчина из Кангры Не позднее 1939 г. год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Когда собираются йоги (Силы Небесные) 1930–1940-е год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Когда собираются йоги (Силы Небесные) 1930–1940-е год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Торговцы 1934 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Торговцы 1934 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Девушка из племени в голубом тюрбане год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Девушка из племени в голубом тюрбане год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет ламы 1923 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет ламы 1923 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Зов (Священная флейта II) 1955 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Зов (Священная флейта II) 1955 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Женщина из племени гадди (Эскиз) 1960-е год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Женщина из племени гадди (Эскиз) 1960-е год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Карма Дордже (1) 1934 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Карма Дордже (1) 1934 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Ираиды Богдановой 1937 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Ираиды Богдановой 1937 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Королева Кораллов. Эскиз костюма 1923 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Королева Кораллов. Эскиз костюма 1923 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Ангел вновь вострубит 1976 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Ангел вновь вострубит 1976 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Мальчик из Непала 1926 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Мальчик из Непала 1926 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Гималаи 1952 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Гималаи 1952 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Вестник (Эскиз) 1958 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Вестник (Эскиз) 1958 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Шри Джавахарлал Неру 1943 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Шри Джавахарлал Неру 1943 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Н.К.Рериха. Эскиз Начало 1940-х годов год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Портрет Н.К.Рериха. Эскиз Начало 1940-х годов год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Женский портрет (2) 1920-е год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Женский портрет (2) 1920-е год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Странница 1947 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Странница 1947 год
Далее Картина Святослава Николаевича Рериха. Снежинка. Эскиз костюма 1923 год Далее
Картина Святослава Николаевича Рериха. Снежинка. Эскиз костюма 1923 год
Далее « Предыдущие Записи Следующие Записи »

roerich-museum.org

Святослав Рерих. Духовное искусство | Usenkomaxim.ru

Привет всем входящим на usenkomaxim.ru

      Святослав РерихСегодня 24 марта. Хороший день. Отдельный привет тем, кто понимает, о чем речь.  Позавчерашний пост был о духовности, вчерашний – об Индии. Сегодня и то, и другое объединено в одном художнике.

     Русский художник Святослав Рерих (1904-1993) прожил большую часть своей жизни в Индии. Прожил очень плодотворно, впитав в себя всю глубину и высоту ее духовности, философии и культуры в целом. Имея в себе неоспоримый художественный дар, он воплотил все вмещенное им культурное богатство в своих картинах. Где-то в цвете, где-то в символах. Последние почти в каждой его картине. И от этого они становятся  кратно сильнее и значимее.

     Не буду писать краткую биографию Святослава Рериха. В сети очень много доступного  материала об этом замечательнейшем человеке. Здесь лишь коротко упомяну о крайней степени полезнейшей книге Святослава «Искусство и жизнь». Ничего более широкого и цельного об искусстве не читал. В ней и о технике живописи, и о предназначении искусства, и о самом художнике, необходимых ему качествах, и о жизни в целом. Кто-то не поймет эту книгу, не примет, а для другого она послужит настоящим откровением, тем камертоном, который настроит  художественное мышление в правильном широкомыслящем ключе. Это книга разъяснит сотни вопросов, о которых большинство даже не задумывалось. К примеру, она направит к правильному пониманию выражения «Красота спасет мир», глубина и широта которого уходит гораздо дальше обыденного осмысления красоты. Там же ключ к пониманию природы настоящего духовного искусства, которое есть настоящий двигатель и водитель человечества. Там…

Святослав Рерих. Духовное искусство. Пандит Морурам. 1979

Святослав Рерих. Духовное искусство. Кулу. Осенний праздник

Святослав Рерих. Духовное искусство. Пуджари из Кулу. Холст, темпера 1944

Святослав Рерих. Духовное искусство. Лакшми. 1974

Святослав Рерих. Духовное искусство. Моя страна прекрасна. Холст, масло, темпера. 1974

Святослав Рерих. Духовное искусство. Студия В. 1976

Святослав Рерих. Духовное искусство. Девочка с ягнятами

     Про фотографии картин в этой статье. Я несколько раз видел оригиналы Святослава Рериха. Приведенные здесь фотографии им не соответствуют ни цветом, ни яркостью, ни контрастом. Они почти все совсем другие.   Живые картины Святослава – это большой формат и море чистого цвета. Как я их увидел, так и понял что в живописи главное – цвет. Ни что так сильно не восхищает в картине, как созвучный тебе цвет, который есть вибрация, разновидность энергии.  Все остальное – потом.

Святослав Рерих. Духовное искусство. Канченджунга. Цитадель. 1954

Святослав Рерих. Духовное искусство. Две вершины. Гепанг 61х92 Холст, темпера. 1934

Святослав Рерих. Духовное искусство. Красная земля. 1953

Святослав Рерих. Духовное искусство. Молчание. 1964

Святослав Рерих. Духовное искусство. Спасаясь от бури

Святослав Рерих. Духовное искусство. Ты не должен видеть этого пламени

Святослав Рерих. Духовное искусство. Наггар. Кулу. 1938

Святослав Рерих. Духовное искусство. Весна. 60х91 Холст, масло. 1970

Святослав Рерих. Духовное искусство. Пейзаж

Святослав Рерих. Духовное искусство. Пандит Джавахарлал Неру. 1942

Святослав Рерих. Духовное искусство. Лакшамма. 1974

Святослав Рерих. Духовное искусство. Девика Рани Рерих. 1951

Святослав Рерих. Духовное искусство. Юноша и девушка

Святослав Рерих. Духовное искусство. Священные слова. 153х92 Холст, темпера 1944

Святослав Рерих. Духовное искусство. Горы

Святослав Рерих. Духовное искусство. Ледниковые горы

Святослав Рерих. Духовное искусство. Ротанг. 30х61 Холст, темпера. 1934

   В окончание поста, хочется разместить уникальное по смыслу стихотворение Алексея Толстого, написанное им в 1856 году. Поэт знал и мыслил о главной движущей творчество силе…

Стихотворение Алексея Толстого

 

Другие материалы из этой категории:

usenkomaxim.ru

Н. К. Рерих. Святослав

 

 

Получаем снимки с последних картин Святослава. Некоторые сняты в цветной фотографии и потому ещё более напоминают о тех сверкающих красках, которыми насыщены его картины. Если возьмём сравнить его достижения за последние годы, то можно увидеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была чёткой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний.

Будет ли это портрет, или этюд лица, или пейзаж – во всём будет и воздушность, и убедительность, и какой-то совершенно особый, присущий ему реализм. Этот реализм, конечно, скорее может быть назван реальностью, но никак не условным реализмом, как его понимали в недавнем прошлом.

В каждой картине Святослава есть и то, что мы называем композицией. Иначе говоря, то, что выявляет индивидуальность мастера. Иногда малознающие люди думают, что портрет не есть композиция, а сочинение будет исключительно в каких-то исторических нагромождениях. Но прирождённый композитор выразит это своё качество решительно во всём. Он "увидит" портрет. Он возьмет человеческий облик так, что выявятся наилучшие выражения черт, и, как в высоких мастерских портретах, вы не подвинете изображение ни на одну линию.

Некто привел своего сына к Ван Дейку и, прося принять его в мастерскую, уверял, что сын его уже умеет писать фон портрета. Великий мастер справедливо заметил: "Если Ваш сын умеет писать фон портрета, то ему у меня уже нечему учиться". В этой истории подчёркнуто, насколько каждая часть картины является её нераздельным существенным выражением.

В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряжённость всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. Так же как в самой жизни лишь мертвый глаз может предположить безразличие хотя в малейшей подробности, так же точно в искусстве, в творчестве мастера будет жить решительно всё. В этой взаимной вибрации заключена мощь великих произведений искусства.

Брюллов говорил: "Искусство весьма просто. Следует лишь взять определенное количество краски и положить на нужное место". В шутке большого художника заключалось необычайно меткое определение. Именно только нужен определенный состав краски и следует наложить его на определенное место полотна. Вот и всё. И действительно, большой мастер не сумеет словами рассказать, почему именно ему нужен этот, а не другой состав краски, и почему он вливает эту комбинацию тонов в соседнюю гармонию.

Мастер творит. В творчестве всякий земной язык оказывается неприложимым и невыразительным. Но зато движения мастера непреложны. Он должен сделать так, а не иначе. Сама преемственность основ творчества в малом сознании будет подражательностью, но в истинном мастерстве она остаётся благородною преемственностью.

Так же как неотменна Иерархия, так же неотменна и преемственность лучших начал бытия.

"У чистых всё чисто" – говорит Апостол Павел. Этот завет особенно приложим в искусстве, которое является синтезом в жизни. Но к этому созвучию нужно дойти. Нужно воспринять его из тайников прошлого и, утвердившись на нём, творить светлое будущее.

Когда мы видим прекрасное произведение, оно вызывает в нас всё лучшее. Под сводами великолепного собора отметаются ссоры, и в звуках мощной симфонии неуместны сквернословия. Но чтобы отдельная картина доставляла такое же синтетическое преображение, она должна быть глубоко гармонична, именно напряжена в этой глубокой симфонии всех своих частей. Или эти качества выльются в произведении, и оно сделается радость носящим, или чудотворность не войдет в расположение красок и линий, и это будет формальное заполнение холста.

Вот почему мне так радостно мысленно рассматривать помянутые картины ­в них именно выкованы симфония и гармония. Все безразличное, рутинное не посмело войти в это огненное творчество. Именно не посмело. Ведь пошлость может вползти в каждую щель, если по какой-либо неосмотрительности будет допущена трещина.

Скучно вспоминать какие-нибудь формальные картины. Ни условный сюжет, ни их мысленное назначение не покроют их формализм. Но как радостно видеть прекрасные цветы молодые, когда они будут рассыпаны щедрою рукою творца. Никогда вам не наскучит любоваться самоцветами. Так же и в великих произведениях искусства эта самоцветность и самобытность вносят ещё одно светлое творение в многообразие бытия.

Как бережливо нужно относиться ко всему, что приносит радость и свет! Кто же разобьёт светильник, чтобы погрузить жилище во мрак. А ведь каждое высокое творческое произведение есть именно такой богоданный светильник. В радости любования таким творением мы ещё раз любим все Высшее, мы еще раз складываем прекрасную молитву духа. Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями.

Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым всё тёмное, всё бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное.

22 Мая 1935 г.

Цаган Куре

"Из литературного наследия" Рерих Н. К. Святослав // Листы дневника. – М.: МЦР, 1999. – Т.1. (1931–1935). – С. 442–444.  

 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.

culture-into-life.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта