Футуристические миры Альфреда Кубина. Картины альфред кубин
Альфред Кубин: В поисках безумия
Разговор о связи между безумием и искусством сейчас может показаться банальностью. Все мы знаем о проблемах Ван Гога или Мунка, кто-то слышал о Ричарде Дадде и Августе Наттерере, и, конечно, образ «сумасшедшего гения» популяризировал Сальвадор Дали. Впрочем, ничто не появляется на пустом месте, и те же сюрреалисты искали (и находили) для себя самые разные источники вдохновения. Среди них можно назвать и коллекцию немецкого психиатра Ханса Принцхорна - удивительное собрание графических, живописных и пластических работ, выполненных его пациентами. Большинству из авторов этих работ был поставлен диагноз шизофрения. Сегодня художественное собрание Принцхорна экспонируется в галерее Хайдельбергского университета и насчитывает около пяти тысяч картин, коллажей и скульптур, созданных пациентами психиатрических клиник Германии в конце ХIХ — начале ХХ веков, дополненное после смерти Принцхорна произведениями из других стран.
Август Натеррер, Голова ведьмы, ок.1915
Ричард Дадд, Мастерский замах сказочного дровосека, 1855 — 1864
Генрих Мебес, Задумчивая куропатка или господствующий грех, 1900-е
В первые десятилетия прошлого века многих художников привлекало примитивное искусство: особую значимость приобретают фигуры ребенка, дикаря и безумца. Безумие видится как одна из форм «отключения» рационального, как уход от контроля со стороны разума, способный высвободить прежде невозможную и принципиально иную творческую энергию. Отсюда возникает и интерес к собранию Принцхорна. Известно, что с книгой немецкого психиатра «Художественное творчество душевнобольных» и его коллекцией были знакомы такие художники как Пауль Клее и Макс Эрнст. Впоследствии, опираясь на это собрание и книгу, французский художник Жан Дюбюффе введет ныне широко используемый термин «ар брют», чтобы описать уже свою коллекцию маргинального искусства.
Август Клетт, Червоточины, 1919
Франц Карл Бюйлер, Волшебные звери, 1909 — 1916
Примерно в 1920-м году психиатрическую клинику при Хайдельбергском университете посетил и еще один интересный персонаж - писатель и художник, Альфред Кубин. Под впечатлением от этой поездки он написал небольшую заметку, озаглавленную «Искусство безумных», где так высказался об увиденном: «... работы благодаря своей таинственной закономерности затронули меня так же сильно, как и моего друга, ярого поклонника искусства: мы стояли перед чудом, созданным духом художника, которое дошло до сознания из глубины по ту сторону всякого рационального мышления и которое должно приносить счастье при созидании и созерцании. В этом и заключалась общая ценность, поэтому возникло чувство возвышенной радости, с которой я впитывал впечатления».
Альфред Кубин один из тех, чье творчество оказалось связано с мотивами безумия. В возрасте десяти лет Альфред совершил попытку самоубийства, когда умерла его мать. Суицидальные наклонности, судя по всему, не оставляли его еще какое-то время, и Кубин, вполне возможно, мог бы и сам пополнить коллекцию Принцхорна. Свободу от психиатрической больницы ему помогли получить знакомые художники, а также писатель Герман Гессе, поручившийся за Кубина. В итоге художник благополучно дожил до 82 лет (в этом году исполняется 140 лет со дня его рождения), оставив после себя богатое наследство и снискав определенную славу. На протяжении всего своего творческого пути, он продолжал обращаться к темам страха, смерти и безумия. Характерен его выбор книг для иллюстрирования: Гофман, Эдгар По, Достоевский, Андерсен, Майринк. А среди художников, влияние которых он непосредственно испытал - Гойя, Энсор, Редон, Мунк, Клингер. Да и в своем единственном крупном прозаическом произведении, романе «Другая сторона» (с собственноручными иллюстрациями) Кубин создает что-то вроде сюрреалистически-сомнамбулической антиутопии, которую тоже не «обзовешь нормальной».
Кубин родился в 1877 году в Австро-Венгрии, в ныне чешском городе Литомержице, где и прошло его непростое детство. В 1898 году, оставив затеи стать военным, государственным служащим или фотографом, он переезжает в Мюнхен. Там он поступает в Академию художеств на курс живописи, однако вскоре бросает учебу. В Мюнхене Кубин успел поработать в одном из местных журналов и познакомиться с художниками, оказавшими на него сильное влияние - Редоном, Энсором и Мунком. После нескольких поездок по Европе (Вена, Прага, Париж, Италия, Балканы), Кубин женится на сестре писателя Оскара Шмица, и вместе с женой переезжает в старинную усадьбу Цвикледт, расположенную в Верхней Австрии, где он проведет большую часть своей жизни, укрывшись от суетного мира.
В 1909 году Кубин возвращается в Мюнхен, где принимает участие в учреждении «Нового мюнхенского объединения художников» вместе с Василием Кандинским, Алексеем Явленским, Габриэлой Мюнтер, Карлом Хофером и другими. Это общество стало своего рода предшественником ни много ни мало знаменитого объединения «Синий всадник», к которому Кубин также присоединился в 1911 году. Ранние работы Кубина, акварели, выполненные под влиянием Редона, можно было бы скорее отнести к символизму. Однако он довольно быстро переходит к рисованию пером и сосредотачивается на графике, его манера становится более эмоционально напряженной, а темы теперь зачастую не лишены социального подтекста, сарказма и апокалиптически-военных мотивов. Он принимает участие в выставках в разных городах Европы, что подчеркивает связь его творчества с экспрессионистами (хотя сам термин «экспрессионизм» тогда еще не применялся).
Дух моря
Идол
Изгнание морского змея
Ворота в Ад
Ад
Эпидемия
Страх
В 1909 году выходит в свет роман Кубина «Другая сторона». Забавно, что это произведение принесло ему, пожалуй, большую известность, нежели его графика, при том, что сам Кубин не придавал своему писательству особого значения. Его книгу можно рассматривать как очень сложное многожанровое и многоуровневое произведение: это и роман-путешествие, и антиутопия, и фантастический роман, и абсурдистский, и философский. Также непрост и сам стиль повествования, варьирующийся на протяжении книги от скупого и описательного до экспрессивного и крайне эмоционального. На прозу Кубина оказали влияние философия Шопенгауэра и Ницше, идеи Фрейда и Юнга, а также увлечение буддизмом. Считается, что в романе «Другая сторона» он впервые разработал те приемы, которые впоследствии станут активно использоваться Кафкой, а также в сюрреализме, дадаизме, магическом реализме и экспрессионизме. «Жизнь людей, увиденная художником, напоминает пространство сна. В нем присутствует либо демоническая активность, либо чисто растительная жизнь, окукленность и безучастность. Одни фигуры пугают призрачным видом, другие заняты своими темными делами и не догадываются о том, что за ними пристально наблюдают. В душе оживает какое-то сказочное, подавленное было любопытство, и ты ощущаешь себя ребенком, стоящим перед запретной комнатой. Словно сквозь щелочку, замочную скважину или старую подзорную трубу мы наблюдаем странную деятельность, смысл которой едва ли понятен даже самим участникам», - так писал о романе Кубина его друг, писатель Эрнест Юнгер. В 1973 году немецкий режиссер Иоханнес Шааф снял по роману «Другая сторона» фильм «Город мечты», поспособствовавший возрождению интереса к творчеству Кубина.
Конец войны
Безумие
Поклонение
Каждую ночь нас посещают сны
Кубин умер в 1959 году в своем имении в Цвикледте, оставив после себя большое количество графических листов и иллюстраций к нескольким десяткам произведений. Художественный стиль Кубина сложился из пересечения экспрессионизма, символизма, сюрреализма и гротеска. Эпоха, в которую он жил и творил, наложила свой отпечаток на его творчество: в своей книге «О духовном в искусстве» Кандинский называл Кубина «очевидцем упадка». Юнегр писал о нем: «Если все эти разнообразные процессы и события, в которых разворачивался и продолжает разворачиваться закат девятнадцатого столетия – мира, активными участниками и пассивными свидетелями которого мы были, – будут однажды забыты, а на их месте появится нечто новое, то в творчестве Альфреда Кубина можно будет всегда найти ключ, способный разомкнуть такие потаенные комнаты, какие недоступны для исторического исследования. Оно представляет собой некую хронику, сотканную из треска перекрытий, расщелин в стенах и нитей паутины».
Склонный к уединению, он тем не менее был близким знакомым многих видных творцов того времени: Мунк, Клее, Кандинский, Марк, Майринк, Кафка, Гессе, Рёссинг и многие другие… Банально, но творчество и вправду спасало художника от безумия, меланхолии, темных воспоминаний. Главный герой его романа «Другая сторона» - художник-график, как и он сам, произносит такие слова (которые, кажется, можно вполне считать прямой речью автора): «Меня охватила лихорадка работы: за следующие полгода я под действием скорби создал свои лучшие вещи. Я усыплял себя творчеством. Мои рисунки, выдержанные в мрачной и блеклой цветовой гамме страны грез, скрытым образом выражали мое горе. (…) Я пошел еще дальше. Отказавшись от всей знакомой техники, кроме штриха, я за эти месяцы разработал своеобразную линейную систему. Фрагментарный стиль — скорее знак, чем рисунок — выражал малейшие колебания моего настроения, словно чувствительный метеорологический прибор. Я назвал этот метод «психографикой», позже я собираюсь опубликовать необходимые пояснения. Вообще, в творчестве я нашел облегчение, в котором так нуждался. Но, будучи далеким от того, чтобы примириться с судьбой, я, в сущности, жил лишь наполовину».
Час смерти
Сатурн
Дорога в Ад
Ведьма
Читайте также:
darkermagazine.ru
Футуристические миры Альфреда Кубина | В мире интересного
Альфред Леопольд Изидор Кубин — 10 апреля 1877, Литомержице, Богемия — 20 августа 1959, Вернштайн-на-Инне, Австрия — австрийский график, писатель и книжный иллюстратор.
В 1909 году Кубин вместе с Василием Кандинским, Алексеем Явленским, Адольфом Эрбслё, Габриэлой Мюнтер, Марианной Верёвкиной и Карлом Хофером стал соучредителем «Нового мюнхенского художественного объединения», ставшего предшественником «Синего всадника».
Фантастический роман Кубина «Другая сторона» был издан в 1909 году с многочисленными иллюстрациями автора.
Родился 10 апреля 1877 года в Лейтмерице (Австро-Венгрия, ныне Литомежице в Чехии). Вырос в состоятельной католической семье. После безуспешных попыток сделать из сына государственного служащего или военного отец выделил Кубину наследство, позволившее ему переехать в 1898 году в Мюнхен и получить художественное образование. В 1902 году — первая выставка картин в Берлине, в 1903 году — публикация первого альбома. Ранний стиль Кубина-художника — слияние элементов югенд-стиля с фантастическим визионерством, в котором обнаруживается «мятежная мощь пророческого видения» (П. Ф. Шмидт).
Кубин много путешествовал (Вена, Прага, Париж, Италия, Балканы), но с 1906 года и до конца жизни жил в собственном замке Цвикледт около Вернштейна на реке Инн. Среди друзей и близких знакомых Кубина — Э. Мунк, П. Клее, В. Кандинский, Ф. Марк, Г. Майринк, Ф. Кафка, Ф. фон Херцмановски-Орландо. В 1909 году Кубин принимал участие в создании “Нового объединения художников Мюнхена”, его работы были представлены на выставке группы «Новое искусство» (1909, Вена, салон Писко), носившей отчетливо экспрессионистский характер, хотя сам термин «экспрессионизм» тогда еще не применялся. В 1911 году Кубин вступает в группу «Синий всадник» (Der Blaue Reiter), участвует в ее выставках.
Начав с предвосхищения сюрреалистической манеры в картинах «Муравьиная дорога» («Ameisenstrasse», 1900) и «Человек» («Der Mensch», 1902), отразив социально-критические и антимилитаристские тенденции времени в картинах «Война» («Der Krieg», 1903) и «Предчувствие» («Die Ahnung», 1906), Кубин в целом бесспорнее всего вписывается в экспрессионизм.
Апокалиптическое мироощущение, визионерское предчувствие грядущих войн и социальных потрясений, изображаемых им как природно-космические катастрофы, приоритет духовного видения сущности перед его обманчивой внешней видимостью отчетливо выразились в графических сериях «На обочине жизни» («Am Rande des Lebens», 1921), «Святочная ночь» («Rauhnacht», 1925), «Новый танец смерти» («Ein neuer Totentanz», 1947) и др., а также в многочисленных иллюстрациях к литературным произведениям (в том числе и собственным).
Как иллюстратор мировой литературной классики (Э. Т. А. Гофман, Вольтер, Э. А. По, Ф. М. Достоевский, Жан Поль, А. фон Арним, В. Гауф, Ж. де Нерваль, О. де Бальзак, Г. Майринк, Г. Х. Андерсен, А. Стриндберг, Т. Манн — всего он проиллюстрировал более ста произведений) он обнаружил способности конгениального прочтения художественного произведения, при котором фантазия художника выходит за пределы самого текста — так же, как экспрессионист выходит за пределы непосредственного зрительного видения мира, подключая собственное визионерское зрение. Его сравнивали с такими художниками, как И. Босх, Ж. Калло, Ф. Гойя, И. Г. Фюсли, активно использовавшими в своем творчестве фантастические сюжеты и образы. В 1933 году Кубин был заклеймен в Германии как «выродившийся художник», в 1937 году 63 его картины были конфискованы национал-социалистами.
В паузах между занятиями живописью Кубин писал художественную прозу и воспоминания, но не придавал своему писательству особого значения, всегда считая для себя приоритетным занятие живописью. Особое место в истории немецкоязычной литературы приобрел его роман «Другая сторона» («Die andere Seite», 1909), который некоторые исследователи называют «ключевым произведением современной литературы» (И. Кирмайер-Дебре). Этот «фантастический роман» был написан за три месяца, еще месяц Кубин употребил на создание пятидесяти иллюстраций, которые считал наиболее важной частью произведения, рассматривая текст всего лишь как «рамочную конструкцию в романной форме, выполняющую функцию комментария к рисункам». Эту книгу можно рассматривать в русле нескольких жанровых традиций: роман путешествия, роман воспитания, философский роман, антиутопия, роман-метафора, роман абсурда, роман-апокалипсис.
Не меньшую сложность представляет анализ стиля романа, широта палитры которого простирается от сухого и протокольно точного журналистского репортажа до экспрессивно разорванного, эмоционально перенасыщенного потока впечатлений героя, находящегося на грани умопомешательства (он пишет свои записки после нескольких лет пребывания в психолечебнице). Чередование ракурсов и интонаций повествования подчеркивает субъективность мировосприятия человека, зависимость его суждений и взглядов на мир от изменяющихся эмоционально-психических состояний. Автор демонстрирует в романе различные ступени субъективизации мировосприятия, как зависящие, так и не зависящие от героя.
В «царстве грез и сновидений» герой сталкивается с «другой стороной»: название романа соотносится и с реальной действительностью, и с человеческой психикой, и автора интересует прежде всего их неразрывная связь и взаимозависимость. В романе два центра, внешний и внутренний. Внешний — это Клаус Патера (по сюжету — бывший одноклассник героя-повествователя, сказочно разбогатевший и создавший силой своего воображения вблизи Тянь-Шаня утопическое царство грез и сновидений со столицей Жемчужина, которое он населяет “антипрогрессистами” со всех концов света). Внутренний центр романа — сознание героя, который по мере «снижения» в глубины бессознательного, где связываются воедино все нити жизни и открываются конечные загадки человеческого бытия, обретает способности ясновидения, прозревает: тайна замысла Патеры становится для него ключом для раскрытия тайны мироздания.
Кубин искусно выстраивает «роман воспитания» своего героя на пути преодоления рационально-прогрессистской модели цивилизации. Раскрепощение психики происходит у героя благодаря неукоснительно антипрогрессистскому жизнеустройству в Жемчужине; мощному гипнотическому воздействию Патеры (от лат. pater — отец и patera — жертвенная чаша; в контексте романа это скорее «Бог-отец»), пробуждению бессознательного в психике героя, высвобождению могучей силы воображения, возрастающей по мере того, как герой опускается в глубины бессознательного. Оба движущих центра романа постепенно сближаются: творение постигло тайну творца и приняло предложенные им правила игры. За понимание этой тайны герою пришлось расплатиться утратой рассудка – пускай даже сам герой и утверждает, что его умопомешательство было временным.
Кубин, испытавший влияние А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, буддизма (разделив это увлечение со своим другом Г. Майринком), а также идей З. Фрейда (в особенности «Толкование сновидений», 1900), К. Г. Юнга (учение об архетипах и коллективном бессознательном) и разнообразной мистической литературы, разработал в романе «Другая сторона» приемы и принципы изображения, которые затем активно использовались художниками и писателями разных направлений: Ф. Кафкой в «Процессе» и в «Замке» (описание попыток героя пробиться сквозь бюрократические препоны в замке Патеры), некоторыми сюрреалистами и дадаистами (особенно в главе «Смятение сна» во второй части романа), магическими реалистами (роман X. Казака «Город за рекой», 1947) и современными писателями (например, сюжет исчезновений города Томы в романе современного австрийского писателя К. Рансмайера «Последний мир», 1988). Современные исследователи обнаруживают в третьей части романа («Крушение царства грез и сновидений») экспрессионистскую параллель к романам Т. Манна («Волшебная гора») и Р. Музиля («Человек без свойств»), показавшим иными художественными средствами кризис буржуазного общества и его религиозно-гуманистических ценностей.
В наиболее сконцентрированной форме экспрессионистские черты проявились в третьей части романа, которая по апокалиптическому визионерству, деформации предметной реальности, а также эмоционально-субъективному монтажу картин и событий предваряет живопись и литературу экспрессионизма. Но в целом роман «Другая сторона» Кубина не укладывается полностью ни в одно из литературных течений XX века: будучи авангардистом по форме и приемам, разделяя с экспрессионистами критику современной буржуазной цивилизации и не веря в ее прогрессивное развитие, Кубин, тем не менее, был далек от социальной или общественной ангажированности.
Основу его творческой позиции составляли пессимистический фатализм, социальный нигилизм и нравственный стоицизм. В 1973 году немецкий режиссер Иоханнес Шааф снял по роману «Другая сторона» кинофильм «Город сновидений» («Traumstadt»), который способствовал возобновлению широкого интереса к творчеству Альфреда Кубина.Умер Кубин 20 августа 1959 года в Цвикледте и был похоронен на кладбище Вернштейна. Его произведения хранятся в Государственном графическом собрании в венской Альбертине и в Верхнеавстрийском музее в Линце.
dosoaftor.ru
Альфред Кубин
Альфред Кубин (Альфред Леопольд Изидор Кубин, нем. Alfred Leopold Isidor Kubin) — австрийский график, писатель и книжный иллюстратор, автор фантастического романа «Другая сторона», ряда мистических рассказов, вошедших в сборник «Der Guckkasten» (1925).
Родился 10 апреля 1877 года в Лейтмерице (Австро-Венгрия, ныне Литомежице в Чехии). Вырос в состоятельной католической семье. После безуспешных попыток сделать из сына государственного служащего или военного отец выделил Кубину наследство, позволившее ему переехать в 1898 году в Мюнхен и получить художественное образование. В 1902 году — первая выставка картин в Берлине, в 1903 году — публикация первого альбома. Ранний стиль Кубина-художника — слияние элементов югенд-стиля с фантастическим визионерством, в котором обнаруживается «мятежная мощь пророческого видения» (П. Ф. Шмидт). Кубин много путешествовал (Вена, Прага, Париж, Италия, Балканы), но с 1906 года и до конца жизни жил в собственном замке Цвикледт около Вернштейна на реке Инн. Среди друзей и близких знакомых Кубина — Э. Мунк, П. Клее, В. Кандинский, Ф. Марк, Г. Майринк, Ф. Кафка, Ф. фон Херцмановски-Орландо. В 1909 году Кубин принимал участие в создании “Нового объединения художников Мюнхена”, его работы были представлены на выставке группы «Новое искусство» (1909, Вена, салон Писко), носившей отчетливо экспрессионистский характер, хотя сам термин «экспрессионизм» тогда еще не применялся. В 1911 году Кубин вступает в группу «Синий всадник» (Der Blaue Reiter), участвует в ее выставках.
Начав с предвосхищения сюрреалистической манеры в картинах «Муравьиная дорога» («Ameisenstrasse», 1900) и «Человек» («Der Mensch», 1902), отразив социально-критические и антимилитаристские тенденции времени в картинах «Война» («Der Krieg», 1903) и «Предчувствие» («Die Ahnung», 1906), Кубин в целом бесспорнее всего вписывается в экспрессионизм. Апокалиптическое мироощущение, визионерское предчувствие грядущих войн и социальных потрясений, изображаемых им как природно-космические катастрофы, приоритет духовного видения сущности перед его обманчивой внешней видимостью отчетливо выразились в графических сериях «На обочине жизни» («Am Rande des Lebens», 1921), «Святочная ночь» («Rauhnacht», 1925), «Новый танец смерти» («Ein neuer Totentanz», 1947) и др., а также в многочисленных иллюстрациях к литературным произведениям (в том числе и собственным).
Как иллюстратор мировой литературной классики (Э. Т. А. Гофман, Вольтер, Э. А. По, Ф. М. Достоевский, Жан Поль, А. фон Арним, В. Гауф, Ж. де Нерваль, О. де Бальзак, Г. Майринк, Г. Х. Андерсен, А. Стриндберг, Т. Манн — всего он проиллюстрировал более ста произведений) он обнаружил способности конгениального прочтения художественного произведения, при котором фантазия художника выходит за пределы самого текста — так же, как экспрессионист выходит за пределы непосредственного зрительного видения мира, подключая собственное визионерское зрение. Его сравнивали с такими художниками, как И. Босх, Ж. Калло, Ф. Гойя, И. Г. Фюсли, активно использовавшими в своем творчестве фантастические сюжеты и образы. В 1933 году Кубин был заклеймен в Германии как «выродившийся художник», в 1937 году 63 его картины были конфискованы национал-социалистами.
В паузах между занятиями живописью Кубин писал художественную прозу и воспоминания, но не придавал своему писательству особого значения, всегда считая для себя приоритетным занятие живописью. Особое место в истории немецкоязычной литературы приобрел его роман «Другая сторона» («Die andere Seite», 1909), который некоторые исследователи называют «ключевым произведением современной литературы» (И. Кирмайер-Дебре). Этот «фантастический роман» был написан за три месяца, еще месяц Кубин употребил на создание пятидесяти иллюстраций, которые считал наиболее важной частью произведения, рассматривая текст всего лишь как «рамочную конструкцию в романной форме, выполняющую функцию комментария к рисункам». Эту книгу можно рассматривать в русле нескольких жанровых традиций: роман путешествия, роман воспитания, философский роман, антиутопия, роман-метафора, роман абсурда, роман-апокалипсис. Не меньшую сложность представляет анализ стиля романа, широта палитры которого простирается от сухого и протокольно точного журналистского репортажа до экспрессивно разорванного, эмоционально перенасыщенного потока впечатлений героя, находящегося на грани умопомешательства (он пишет свои записки после нескольких лет пребывания в психолечебнице). Чередование ракурсов и интонаций повествования подчеркивает субъективность мировосприятия человека, зависимость его суждений и взглядов на мир от изменяющихся эмоционально-психических состояний. Автор демонстрирует в романе различные ступени субъективизации мировосприятия, как зависящие, так и не зависящие от героя.
В «царстве грез и сновидений» герой сталкивается с «другой стороной»: название романа соотносится и с реальной действительностью, и с человеческой психикой, и автора интересует прежде всего их неразрывная связь и взаимозависимость. В романе два центра, внешний и внутренний. Внешний — это Клаус Патера (по сюжету — бывший одноклассник героя-повествователя, сказочно разбогатевший и создавший силой своего воображения вблизи Тянь-Шаня утопическое царство грез и сновидений со столицей Жемчужина, которое он населяет “антипрогрессистами” со всех концов света). Внутренний центр романа — сознание героя, который по мере «снижения» в глубины бессознательного, где связываются воедино все нити жизни и открываются конечные загадки человеческого бытия, обретает способности ясновидения, прозревает: тайна замысла Патеры становится для него ключом для раскрытия тайны мироздания. Кубин искусно выстраивает «роман воспитания» своего героя на пути преодоления рационально-прогрессистской модели цивилизации. Раскрепощение психики происходит у героя благодаря неукоснительно антипрогрессистскому жизнеустройству в Жемчужине; мощному гипнотическому воздействию Патеры (от лат. pater — отец и patera — жертвенная чаша; в контексте романа это скорее «Бог-отец»), пробуждению бессознательного в психике героя, высвобождению могучей силы воображения, возрастающей по мере того, как герой опускается в глубины бессознательного. Оба движущих центра романа постепенно сближаются: творение постигло тайну творца и приняло предложенные им правила игры. За понимание этой тайны герою пришлось расплатиться утратой рассудка – пускай даже сам герой и утверждает, что его умопомешательство было временным.
Кубин, испытавший влияние А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, буддизма (разделив это увлечение со своим другом Г. Майринком), а также идей З. Фрейда (в особенности «Толкование сновидений», 1900), К. Г. Юнга (учение об архетипах и коллективном бессознательном) и разнообразной мистической литературы, разработал в романе «Другая сторона» приемы и принципы изображения, которые затем активно использовались художниками и писателями разных направлений: Ф. Кафкой в «Процессе» и в «Замке» (описание попыток героя пробиться сквозь бюрократические препоны в замке Патеры), некоторыми сюрреалистами и дадаистами (особенно в главе «Смятение сна» во второй части романа), магическими реалистами (роман X. Казака «Город за рекой», 1947) и современными писателями (например, сюжет исчезновений города Томы в романе современного австрийского писателя К. Рансмайера «Последний мир», 1988). Современные исследователи обнаруживают в третьей части романа («Крушение царства грез и сновидений») экспрессионистскую параллель к романам Т. Манна («Волшебная гора») и Р. Музиля («Человек без свойств»), показавшим иными художественными средствами кризис буржуазного общества и его религиозно-гуманистических ценностей.
В наиболее сконцентрированной форме экспрессионистские черты проявились в третьей части романа, которая по апокалиптическому визионерству, деформации предметной реальности, а также эмоционально-субъективному монтажу картин и событий предваряет живопись и литературу экспрессионизма. Но в целом роман «Другая сторона» Кубина не укладывается полностью ни в одно из литературных течений XX века: будучи авангардистом по форме и приемам, разделяя с экспрессионистами критику современной буржуазной цивилизации и не веря в ее прогрессивное развитие, Кубин, тем не менее, был далек от социальной или общественной ангажированности. Основу его творческой позиции составляли пессимистический фатализм, социальный нигилизм и нравственный стоицизм. В 1973 году немецкий режиссер Иоханнес Шааф снял по роману «Другая сторона» кинофильм «Город сновидений» («Traumstadt»), который способствовал возобновлению широкого интереса к творчеству Альфреда Кубина.
Умер Кубин 20 августа 1959 года в Цвикледте и был похоронен на кладбище Вернштейна. Его произведения хранятся в Государственном графическом собрании в венской Альбертине и в Верхнеавстрийском музее в Линце.
fantlab.ru
Альфред Кубин (картины). :: NoNaMe
КУБИН, АЛЬФРЕД (Kubin, Alfred) (1877–1959), австрийский художник и писатель, соединивший в своем творчестве черты символизма, экспрессионизма и сюрреалистического гротеска.
----------------------<cut>----------------------
Родился в Лейтмерице (ныне Литомержице, Чехия) 10 апреля 1877. Первоначально учился на фотографа и мечтал о военной карьере. Затем (с 1898) занимался в мюнхенской Академии художеств. Испытал большое влияние О.Редона (с которым лично познакомился в Париже в 1905) и Дж.Энсора. Сотрудничал в журнале «Симплициссимус» (с 1902). Стал (вместе с В.В.Кандинским и другими художниками) одним из основателей «Нового мюнхенского объединения художников» (1909), а в 1911 вошел в состав группы «Синий всадник». С 1906 уединенно жил в поместье Цвикледт (Верхняя Австрия).
Прервав ранние опыты беспредметной живописи, выступал преимущественно как график, предпочитая рисунок тушью и литографию. Практически всю свою творческую жизнь активно работал как художник-иллюстратор, создав массу рисунков к произведениям Э.А.По, Ф.М.Достоевского, Э.Т.А.Гофмана, В.Гауфа, Г. фон Клейста, Жана Пауля, Г.Гауптмана, Ю.Стриндберга, Г.Тракля и других авторов, в том числе к собственным литературным творениям. Нарисовал целый ряд графических циклов, частично опубликованных в виде папок (Занзара, 1911; Пляска смерти, 1915; На краю жизни, 1921; Святочная ночь, 1925; Демоны и ночные образы, 1926; Новая пляска смерти, 1947). Его гротески и фантазии порой обретали четкость галлюцинаций (таков исполинский монстр, олицетворяющий свирепую агрессию в знаменитом рисунке Война, 1903), но чаще принимали вид зыбких снов о человеке как неисправимо порочном и саморазрушительном существе, «способном лишь (по словам Кубина) переделывать свою собственную неопределенную реальность в ту ирреальность, что мы называем миром». Издал книги Другая сторона (1909; роман, который признан лучшим его сочинением), а также С разных уровней, 1922; С письменного стола рисовальщика, 1939; Вечерняя заря, 1952). Фантастические «персональные мифологии» сочетаются в них с философской эссеистикой. Был дружен с Э.Юнгером, оставив интересную переписку, представленную, вкупе с текстами Юнгера о Кубине, в их совместной книге Встреча (1975). Умер Кубин в Цвикледте 20 августа 1959.txapela.ru
Кубин, Альфред — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кубин.Альфред Кубин (Альфред Леопольд Изидор Кубин, нем. Alfred Leopold Isidor Kubin; 10 апреля 1877(18770410), Лейтмериц, ныне Литомержице, Богемия — 20 августа 1959, Вернштайн-на-Инне) — австрийский график, писатель и книжный иллюстратор.
Биография
Для творчества Кубина характерно изображение фантастических сновидений, выполняемых с нервным ведением штриха. В творчестве Кубина вдохновляли визионерские и символические работы Франсиско Гойя, Джеймса Энсора, Одилон Редона, Эдварда Мунка и Макса Клингера. Альфред Кубин преимущественно работал в графике.
С 1898 года Кубин проживал в Мюнхене, где посещал частную художественную школу Людвига Шмидта-Ройтте. 2 мая 1899 года Кубин был зачислен в королевскую академию художеств на курс живописи Николауса Гизиса. Однако вскоре Кубин бросил учёбу. После нескольких учебных поездок в 1905 году Кубин обосновался в 1906 году в Вернштайне-на-Инне в старинной усадьбе Цвикледт (нем. Zwickledt), где и прожил до конца своих дней вместе со своей женой Хедвиг Грюндлер, сестрой писателя Оскара А. Г. Шмица. С 1928 года Кубин находился в переписке с Карлом Рёссингом и Германом Гессе.
В Цвикледте появился на свет фантастический роман Кубина «Другая сторона», который был издан в 1909 году с многочисленными иллюстрациями автора. Кубин описывает в книге мир галлюцинаций и видений конца света. В свой мир сновидений главное действующее лицо романа (графика по профессии, как и Кубин) пригласил его школьный друг. В этом мире он проводит три года. Изначальное восхищение окружающей обстановкой сменяется в конце концов отвращением.
В том же 1909 году Кубин вместе с Василием Кандинским, Алексеем Явленским, Адольфом Эрбслё, Габриэлой Мюнтер, Марианной Верёвкиной и Карлом Хофером стал соучредителем «Нового мюнхенского художественного объединения», ставшего предшественником «Синего всадника», и участвовал в его первой выставке в 1911 году Альфред Кубин выполнил иллюстрации к 60 книгам, среди которых произведения Ф. М. Достоевского и Эдгара По, опубликовал альбомы печатной графики (1921 «На краю жизни», 1918 «Пляска смерти», 1941 «Приключения рисовального пера»). В его творческом наследии тысячи рисунков пером.
Кубин умер 20 августа 1959 года в Цвикледте и был похоронен на кладбище Вернштайна. Его произведения хранятся в Государственном графическом собрании в венской Альбертине и в Верхнеавстрийском музее в Линце.
Видео по теме
Интересные факты
- Альфред Кубин является одним из героев рассказа "Солнечный удар" немецкого писателя Густава Майринка. В рассказе художник спорит с автором о существовании дьявола.
- Альфред Кубин изображен на австрийской почтовой марке 1977 года.
Библиография
- Horodisch A. Alfred Kubin book illustrator. — N. Y.: Aldus, 1950.
- Assmann, Peter (Hrsg.) Alfred Kubin 1877—1959. — o. O. (Salzburg), 1995.
- Gehrig, Gerlinde Sandmann und Geierkind. Phantastische Diskurse im Werk Alfred Kubins. — Köln 2004.
- Geyer, Andreas Träumer auf Lebenszeit. Alfred Kubin als Literat. — Wien u. a., 1995.
- Geyer, Andreas Heimlicher Lebenstanz. Alfred Kubin und der Tod. — Wien, 2005.
- Hewig, Anneliese Phantastische Wirklichkeit. Kubins 'Die andere Seite'. — München, 1967.
- Hoberg, Annegret (Hrsg.) Alfred Kubin 1877—1959. — München, 1990.
- Raabe, Paul Alfred Kubin. Leben — Werk — Wirkung. — Hamburg, 1957.
- Riemerschmidt, U. (Hrsg.) Alfred Kubin. Aus meiner Werkstatt. Gesammelte Prosa mit 71 Abbildungen. — München, 1976.
- Riemerschmidt, U. (Hrsg.) Alfred Kubin. Aus meinem Leben. Gesammelte Prosa mit 73 Abbildungen. — München, 1977.
- Безносов Денис. Книжная полка Дениса Безносова: [Рецензия на книгу: Альфред Кубин. Другая сторона. Фантастический роман. Перевод с немецкого К. Белокурова. М., Екатеринбург, «Кабинетный ученый», 2013, 296 стр. («Old Europe»)] // Новый мир. — 2013. — № 9.
Издания на русском языке
- Другая сторона. Фантастический роман. Москва; Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2013. - 296 с.
- Кубин А. Искусство безумных (1922). Пер.Е.Москвина
- Альфред Кубин. Из моей жизни / перевод, редакция, предисловие С. А. Монахова. – М.: «Буки Веди», 2017. – 148 с., 196 ил. ISBN 978-5-4465-1482-3
- Монахов С. Другая сторона Альфреда Кубина. К 140-летию со дня рождения // Литературные знакомства. – 2017. – № 3. – С. 58 – 63.
Примечания
Ссылки
wikipedia.green
Кубин Альфред | Kramskoy
10.04.1877 — 20.08.1959
Мрачные и пугающие работы Альфреда Кубина завораживают и отталкивают одновременно. Странные образы, рождавшиеся в воображении художника, создают на бумаге удивительный, но тревожный мир. Этот мир он иллюстрирует и описывает в своей книге «Другая сторона».
«Австрийский Гойя» родился 10 апреля 1877 года в обеспеченной семье, но детство художника было омрачено смертью брата и ранней кончиной матери. На ее похоронах десятилетний Альфред Кубин предпринял первую попытку самоубийства.
В 1898 году Кубин отправляется в Мюнхен, где начинает обстоятельную подготовку к поступлению в Академию художеств. Однако долго в Академии он не задержался. Альфред Кубин начал сотрудничество с журналом «Симплициссимус» и познакомился со многими выдающимися художниками, работы Эдварда Мунка и Одилона Редона оказали на его творчество большое влияние. В ранних акварелях Кубина, устрашающих и холодных, ярко прослеживается символизм Редона. Однако на смену символизму приходит экспрессия, рисунки носят гротескно-фантастический характер.
В 1906 году Кубин женится, и молодые супруги покидают Мюнхен, обосновавшись в замке Цвикледт в Верхней Австрии. Но несмотря на уединенный образ жизни, художник принимает участие в создании «Нового мюнхенского объединения художников» в 1909 году, а через два года присоединяется к «Синему всаднику», союзу художников-экспрессионистов.
В 1909 году вышел роман Альфреда Кубина «Другая сторона», неотъемлемая часть которого рисунки, выполненные самим автором. В иллюстрации мастер достиг необыкновенных успехов, но в них так же присутствуют мотивы обреченности, мрачности мироздания и бесцельности человеческой жизни. Альфред Кубин создавал иллюстрации к произведениям Флобера, По, Достоевского, Гофмана.
Несмотря на несколько попыток суицида, мрачный мизантропический взгляд на мир, Кубин прожил большую жизнь: художник скончался на 83-м году жизни 20 августа 1959 года.
mkram.ru
Кубин, Альфред — википедия фото
Для творчества Кубина характерно изображение фантастических сновидений, выполняемых с нервным ведением штриха. В творчестве Кубина вдохновляли визионерские и символические работы Франсиско Гойя, Джеймса Энсора, Одилон Редона, Эдварда Мунка и Макса Клингера. Альфред Кубин преимущественно работал в графике.
С 1898 года Кубин проживал в Мюнхене, где посещал частную художественную школу Людвига Шмидта-Ройтте. 2 мая 1899 года Кубин был зачислен в королевскую академию художеств на курс живописи Николауса Гизиса. Однако вскоре Кубин бросил учёбу. После нескольких учебных поездок в 1905 году Кубин обосновался в 1906 году в Вернштайне-на-Инне в старинной усадьбе Цвикледт (нем. Zwickledt), где и прожил до конца своих дней вместе со своей женой Хедвиг Грюндлер, сестрой писателя Оскара А. Г. Шмица. С 1928 года Кубин находился в переписке с Карлом Рёссингом и Германом Гессе.
В Цвикледте появился на свет фантастический роман Кубина «Другая сторона», который был издан в 1909 году с многочисленными иллюстрациями автора. Кубин описывает в книге мир галлюцинаций и видений конца света. В свой мир сновидений главное действующее лицо романа (графика по профессии, как и Кубин) пригласил его школьный друг. В этом мире он проводит три года. Изначальное восхищение окружающей обстановкой сменяется в конце концов отвращением.
В том же 1909 году Кубин вместе с Василием Кандинским, Алексеем Явленским, Адольфом Эрбслё, Габриэлой Мюнтер, Марианной Верёвкиной и Карлом Хофером стал соучредителем «Нового мюнхенского художественного объединения», ставшего предшественником «Синего всадника», и участвовал в его первой выставке в 1911 году Альфред Кубин выполнил иллюстрации к 60 книгам, среди которых произведения Ф. М. Достоевского и Эдгара По, опубликовал альбомы печатной графики (1921 «На краю жизни», 1918 «Пляска смерти», 1941 «Приключения рисовального пера»). В его творческом наследии тысячи рисунков пером.
Кубин умер 20 августа 1959 года в Цвикледте и был похоронен на кладбище Вернштайна. Его произведения хранятся в Государственном графическом собрании в венской Альбертине и в Верхнеавстрийском музее в Линце.
org-wikipediya.ru