Уильям Моррис. Движение искусств и ремесел. Уильям моррис картины
Ручные эскизы William Morris и его вдохновляющее влияние на творчество
Уильям Моррис (1834-1896) — уникальная личность в истории дизайна и искусства, был одним из ведущих членов движения Исскуств и Ремесел (Arts & Crafts Movement).
Моррис создатель огромного количества декоративных узоров для тканей и обоев, теоретик в области эстетики и социального устройства общества, успешный бизнесмен, вернувший интерес широких слоев общества к ручному художественному труду и производству, известнейший книгоиздатель и в каком-то смысле настоящий «человек эпохи Возрождения» — разносторонний и преуспевший во всех своих интересах. Веря в то, что дизайнер должен иметь практические навыки в самых разных областях, он в совершенстве изучил множество художественных и ремесленных профессий, от живописи, до плетения гобеленов и процесса ручного книгопечатания.
Но мой особый восторг всегда вызывали его графические работы — узоры для интерьерных тканей и обоев. Основанные на эстетике книжной графики средних веков, они обладали уникальным колоритом, живой линией и прекрасной композицией.
Творческий подход к дизайну Уильяма Морриса был отражен в его лекции 1874 года в Гильдии по изучению ремесел: «Сперва вы должны внимательно изучать Природу, и лишь затем наследие мирового Искусства». Моррис чувствовал, что именно в следовании Природе и ее красоте, мы видим «Божественный Замысел» и получаем защиту от эстетического регресса в процессе промышленной революции. Морриса совершенно не устраивало то, что прикладное искусство и ремесла были отделены от станкового искусства — ваяния и живописи. Моррис утверждал, что разделение этих искусств на два вида привело к тому, что декоративно-прикладное искусство обесценивается и огрубляется, а изобразительные искусства становятся проводником «бессмысленной помпезности», теряют свою связь с Природой и Человеком. Таким образом он ставил своей целью возвысить декоративное искусство, через следование Природе прийти к гармонии в декоре предметов и архитектуре.
«Рука мастера должна действовать как сама природа, пока ткань, чашка или нож не станут выглядеть столь же естественно и привлекательно, как зеленое поле, берег реки или горный хрусталь».
В своих публикациях, я намерен еще не раз останавливаться на творчестве Ульяма Морриса, так как его идеи оказали на мое творчество огромное влияние, легли в основу разработки многих моих интерьеров и коллекции моих авторских тканей.
А сейчас я предлагаю вам насладиться красотой его ручной графики — набросков для создания тканей и обоев.
P.s. Творчество Уильяма Морриса необыкновенно вдохновляет — и мы сегодня не должны останавливаться в творческом поиске, должны продолжать создавать Новое! Должны продолжать работать! Всё так же мы должны смотреть на Природу, ее красоту, и создавать предметы и дизайны естественные и органичные! Моя коллекция узоров для шелковых платков рисовалась именно так — я оперся на природную красоту растений, их пластику и характер.
Я увидел, как красиво листья этого тропического дерева лежат на земле, как они красиво и пластично изгибаются, сами собой формируя узор, вместе с упавшими на землю ягодами! И только потом, всё так же опираясь на Природу, я искал цвет для своих тканей.
Вторым моим удачным опытом стал узор «Цветы дерева Франжипани». Узор создавался, как и Моррисом, вручную, опираясь на красоту линий, пластику этого прекрасного растения, точно так же врисовывался в масштабную сетку посредством калек!
Потом последовал этап поиска вариантов оттенков цвета, узор позволил создать как контрастные, более простые решения, так и более сложные — до 9 оттенков цвета в одном эскизе.
Третьим был создан узор «Пальмы и Орхидеи», но пока он задумывается только для интерьерных тканей и обоев — слишком большой у него рапорт (повторение).
Хочу обратиться к Художникам наших дней! Творите, ищите, создавайте! Давайте сделаем сообща наш мир еще прекрасней!
www.livemaster.ru
Выражения ритма и цвета. Человек, который помог построить модернизм, Уильям Моррис (1834-1896)
Был ли Уильям Моррис великим дизайнером? Или просто отцом цветочных обоев? Было его социалистическое видение жизни нечто большим, чем ностальгия по средневековым навыкам ремесел? Его связи с князем Кропоткиным, российским анархистом, и его влияние на британских радикалов из П. Томпсона – это, конечно, левые убеждения, но ни в коем случае не марксистские, а скорее, утопические, с Марксом Моррис был категорически не согласен по многим вопросам. Его убеждения - о равенстве женщин, сохранении национального наследия и охране окружающей среды.
Согласно Моррису, стремительно развивающееся фабричное производство, направленное на максимальное извлечение прибыли, обезличивало все – и товары, и производителей, и потребителей. Свой идеал поэт и художник видел в Средневековье, в гармоничном сочетании ручного физического и интеллектуального труда ремесленников на мануфактурах.
Он был основателем Движения искусств и ремесел (Arts & Crafts). Основная идея Морриса и его сотрудников состояла в том, чтобы объединить изящество формы, простоту отделки и функциональность каждого предмета декоративно-прикладного искусства.
В 1861 году, с группой талантливых друзей (среди них Эдвард Бёрн-Джонс, Филипп Уэбб и Данте Габриэль Россетти) Уильям Моррис создал компанию по производству красивой мебели ручной работы. Его первые обои созданы в то время. Удивительный перечень приобретенных навыков. Для печати на тканях пришлось научиться искусству резьбы на деревянных блоках и технике естественной окраски тканей, которая исчезла много лет назад и вновь была восстановлена и обновлена.
Он научился вышивать антикварными швами; он узнал о ткачестве из старой французской книги и на созданном ткацком станке в своей спальне, очень рано, каждое утро учился работать. Всего за три месяца — 518 часов — он завершил свой первый дизайн гобелена. Моррис продолжал писать всю свою жизнь: поэзия, социалистические учения и очаровательные рассказы, которые повлияли на творчество Толкиена.
Уильям Моррис родился в 1834 г. Его семья, имевшая уэльское происхождение, не только обеспечила богатое викторианское окружение, в котором Уильям развивался и рос, но и поддерживала многие его художественные предприятия на протяжении всей его жизни.
Идиллическое детство Морриса в Вудфорд Холле оказало огромное влияние на его жизнь. Дом располагался в наиболее живописном и зеленом пригороде Лондона, и в детстве Уильям провел много часов, созерцая окрестные красоты. Визиты в охотничий замок королевы Елизаветы I в Чингфорд Хатч пробудили в молодом Уильяме интерес к традиционному английскому убранству интерьера.
Моррис получил классическое образование в Марльборо и Оксфорде. В 1856 году он под влияньем Д.Г.Россетти увлекся живописью и примкнул к Братству прерафаэлитов. Но художником он был средним, и сам признавал это. Из его картин, в сущности, известна только одна - Гвиневера (1858)
Джейн Берден (муза прерафаэлитов), позировавшая для этой картины, в 1859 г. стала его женой.
Они переехали жить в знаменитый теперь Красный дом (Red House), превратившийся в место сборов общины художников-единомышленников.
Красный дом – один из первых образцов архитектуры “Движения искусств и ремесел” – был построен архитектором Филипом Уэбблом в Бексли-Хис (ныне часть Лондона). Моррис с друзьями-художниками пытался превратить его в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством образа жизни.(Большая фото Красного дома – первая в посте)
Интерьер в стиле Морриса
Развивая эксперимент, начатый строительством Красного дома, Моррис в 1861 году основал фирму Morris, Marshall, Faulkner & Co, которая занималась любыми видами дизайна. Моррис и его единомышленники пытались вернуться к великолепию Средних веков и выпускали обои, ткани, витражи, шпалеры и мебель ручной работы.
Так, например, выглядела мебель – простая, без излишних украшений, но удивительно элегантная "под старину".
Витражи Морриса
Умер Моррис в 1896 году. Его врач объявил, что причина смерти заключается в том, что "он просто был Уильямом Моррисом и сделал работы больше, чем десять человек".
Его вклад в развитие и реализацию принципов "Движения искусств и ремесел" неоценим.
"Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко" не распалась со смертью своего основателя, а просуществовала до 1940 года, оставаясь ведущей в своей нише. Именно стиль прерафаэлитов способствовал возникновению модерна во всех его ипостасях, ар-деко и многих других направлений декоративно-прикладного искусства.
Дизайнерские идеи Уильяма Морриса и его сотрудников живы до сих пор. И в наши дни эскизы художников используют в производстве обивочных тканей, портьер, обоев и подарочной упаковки. Салфетки для стола, чайная посуда и кухонные полотенца – знакомые узоры можно найти на всех этих вещах.
Гобелен Морриса
материалы по теме: (1) (2) (3)
tanjand.livejournal.com
Уильям Моррис (англ. William Morris; 24 марта 1834 — 3 октября 1896)
К 176-летию со дня рожденияМузей Виктории и Альберта, помещение оформленное У.Морисом Родился в обеспеченной семье. Учился в Мальборо и Оксфорде (Экзетер-колледж). Там познакомился и подружился с Бёрн-Джонсом. Молодых людей объединила любовь к средневековью и интерес к движению трактарианцев. В 1855 году Моррис и Бёрн-Джонс совершили путешествие по Франции. В январе 1856 года начал работу в бюро неоготического архитектора Дж. Э. Стрита. Летом 1856 года познакомился с Россетти, которого Моррис и Бёрн-Джонс считали «главной фигурой прерафаэлитского движения». Россетти дал согласие на работу в созданном Моррисом журнале Oxford and Cambridge Magazine, продолжавшем дело журнала прерафаэлитов «Росток». Моррис публиковал в нём свои поэтические произведения и статьи по теории декоративных искусств. Сам журнал просуществовал недолго (вышло двенадцать номеров), но сотрудничество с Россетти продолжалось. Увлечение Морриса легендами о короле Артуре вдохновило его на создание одного из самых удачных литературных проектов прерафаэлитов — сборник «Защита Гвиневеры и другие стихи», вышедший в 1858 году.Уильям Моррис. "Королева Гиневра". 1858 год.В 1859 году женился на Джейн Бёрден.
Моррис познакомился с Джейн в пору работы группы прерафаэлитов над фресками конференц-зала (ныне библиотека) Оксфордского союза: Россетти пригласил Джейн и её сестру Элизабет на работу в качестве моделей. Джейн происходила из простой семьи и не получила образования, однако после замужества занялась изучением языков, брала уроки музыки. Она отличалась замечательной красотой, много позировала Россетти.Д.Г.Россетти "Плакучая ива" 1871г.
«Прозерпина», Д. Г. Россетти1874 г., галерея Тейт, ЛондонС 1869 года Джейн Моррис и Россетти стали близки, вероятно она была его любовницей, но мужа не оставила: супруги жили вместе до смерти Морриса.
"Красный дом", закончен в 1859г. В начале 1860-х годов Моррис был поглощён строительством и оформлением Красного дома (Red House) в Бексли-Хис для своей семьи и созданием фирмы по производству декоративных предметов. Вместе с тем он отходит от станковой живописи: последняя его картина датирована 1862 годом, а единственная законченная — «Прекрасная Изольда», написана с Джейн Бёрден в 1858 году. Красный дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью. Он был построен по проекту Филиппа Вебба с участием самого Морриса. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены. Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой.
"Зеланая столовая" или "Моррисовский зал", Музей Виктории и Альберта, 1860-е гг
Интерьер в стиле движения "Искусства и ремесла", основанного Моррисом
Опыт совместной работы прерафаэлитов получил продолжение. В 1861 году Моррис создаёт фирму по производству предметов декоративно-прикладного искусства «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Постоянными её сотрудниками были Бёрн-Джонс, Ф. М. Браун, Филипп Вебб, Россетти. Для работы в ней привлекались также А. Хьюз и С. Соломон. Мастерские управлялись рабочими кооперативами, все работники получали щедрое вознаграждение. В 1875 году в результате конфликта со своими сотрудниками Моррис остался руководить фирмой единолично. Тем не менее «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко» сохраняла позиции ведущей мануфактуры Европы в области декоративно-прикладного искусства и просуществовала до 1940 года.
Витражи работы мастерской Уильяма Морриса, 1865.
Статья о витражах У.Морриса и Э.Берн-Джонса
www.liveinternet.ru/users/3251944/post113635095/Вслед за Рёскиным Моррис отвергал машинное производство. Он мечтал о гармонии двух видов труда — физического и интеллектуального.
Романтический критик современного общества, делавшего невозможным бескорыстное стремление к красоте, свой идеал видел в средневековье. По его мнению, только тогда ремесленник, совмещавший в одном лице технолога, конструктора и художника, поднимался до уровня творца. В мастерских Морриса всё производилось вручную.Моррис стоял у истоков современной таписерии.
В его мастерских возрождалось искусство художественного ткачества, находившееся в конце XIX века в упадке из-за повсеместного распространения механического производства.
Он сам был прекрасным ткачом, но также владел и приёмами окраски пряжи — это существенно расширяло его возможности как создателя шпалеры. В семидесятые годы Моррис постоянно экспериментирует, создавая рецепты составов на основе природных материалов, вытесненных недавно изобретёнными анилиновыми красителями. Внимательный наблюдатель природы с детских лет, Моррис, умело применяя средневековое открытие: принцип непрерывного роста кривой линии, используя методы построения композиции с помощью ромбической сетки и диагональной ветви, создавал растительные орнаменты для тканей, ковров, фонов и бордюров шпалер, кажущиеся естественными, но на самом деле продуманные до мелочей. Фигуры на шпалерах мануфактуры выполнялись по картонам Бёрн-Джонса. Соавторами Морриса были также Ф. Вебб и Д. Дирл.
Шпалера "Поклонение волхвов", "У.Моррис и ко" по акварели У.Берн-Джонса 1887г. Эрмитаж.
Ещё будучи студентом-богословом, Моррис интересовался общественными движениями. Позднее он увлёкся критическим социализмом Карлейля, но более всего на него повлияли взгляды Рёскина. Его всегда привлекали идеи социального преобразования общества, активным же политиком Моррис стал в середине 70-х годов.
Из серии "Сассекских стульев", для людей со скромным достатком, "Моррис и со"
В 1878 и 1881 годах в Лондоне и Бирмингеме он прочёл курс лекций «Надежды и страхи искусства» — в нём содержалась критика капиталистического общества, все устремления которого направлены лишь на извлечение возможно большей прибыли. Моррис был знаком с «Капиталом» — однако, сойдясь во взглядах с автором по поводу исторической части труда, он не принял её политэкономическую составляющую. В 1879 году он вошёл в Национальную Либеральную лигу (National Liberal League), её ряды покинул в 1881 году из-за позиции лиги по ирландскому вопросу. В январе 1883 года был зарегистрирован членом первой социалистической партии Великобритании — Социалистической Демократической федерации (Social Democratic Federation). Со свойственной ему энергией он взялся за пропаганду нового учения: читал лекции, писал, издавал и распространял брошюры, участвовал в собраниях, финансировал партийный журнал «Джастис». В конце 1884 года из-за разногласий с руководителем СДФ Г. Гудманом Моррис покидает федерацию. В январе 1885 года Моррис, Э. Эвелинг и Э. Маркс создают Социалистическую лигу, в которую вошли представители левого крыла СДФ и анархисты. Моррис стал редактором печатного органа лиги — журнала «Коммуноил» и публиковал в нём свои произведения. В 1891 году, когда в лиге влияние окончательно перешло к анархистам, Моррис отходит от активного участия в её делах.
В конце 1880-х годов Моррис основал издательство Kelmscott Press.
Целью его было возрождение средневековых традиций книгопечатания. Книги издавались малыми тиражами, весь процесс производства, от изготовления бумаги до печатания на станке, был ручным. Для некоторых книг использовался пергамент.
Моррис сам верстал все книги, рисовал инициалы и миниатюры, создавал новые типографские шрифты, работал печатником.
«Суть моей работы в том, чтобы не просто производить печатную продукцию, а делать красивые книги», — так он определял задачу издателя.
С Kelmscott Press в качестве дизайнеров сотрудничали Бёрн-Джонс и Уолтер Крейн. Одной из вершин совместной работы Бёрн-Джонса и Морриса является издание сборника произведений Чосера (1896).
Разворот "Кентерберрийских рассказов" Чесера
основной текст с ru.wikipedia.org/wiki/Моррис_В.многие иллюстрации с artpages.org.ua/formi/uiliyam-morris.htmlarts-journal.livejournal.com
Дизайн ткани и книжная графика Уильяма Морриса (William Morris)
Все изображения увеличиваются по клику:МОРРИС, Уильям - (Morris, William. 1834-1896) английский художник, теоретик искусства, дизайнер по ткани и мебели, оформитель книг, разработчик типографских шрифтов, писатель, общественный деятель - стоял у истоков концепции синтеза - ключевого понятия нового искусства. Родился в Уолтемстоу, Эссекс, в семье богатого буржуа. Учился в Оксфордском университете (1853-1856 гг.). Жена Морриса - Джейн Бёрден - впоследствии стала возлюбленной и музой Д. Россетти. С 1856 г. работал в архитектурной мастерской Дж. Стрита в Лондоне. В 1857-1862 гг. обратился к живописи. В 1861-1862 гг. организовал совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером художественно-промышленную компанию (кустарные мастерские декоративной росписи, мебели, тканей, обоев, металлических изделий, витражей, шпалер, вышивок). Эстетические взгляды Морриса формировались под влиянием учения Т. Карлейля, лекций Дж. Рескина, а также идей движения прерафаэлитов. Моррис был основателем "Движения искусств и ремесел", которое оформилось как художественный стиль во 2-й пол. XIX в. Сотрудничая с Ф. Брауном, Д. Россетти, Э. Бёрн-Джонсом, У. Крейном и архитектором Ф. Уэббом, Моррис стремился противопоставить обезличенному капиталистическому машинному производству индивидуальное творчество, возродить народного ремёсла и таким образом решить проблемы, стоящие перед современным декоративно-прикладным искусством. В известном смысле Моррис закладывал основы художественного конструирования, выдвигая на первый план роль мастера-творца. Изделия мастерских Морриса, оформленные им интерьеры отличаются определенной функциональной оправданностью и тектонической уравновешенностью композиции, чёткостью орнамента, стилизующего растительные мотивы, сдержанностью цветовых сочетаний. Деятельность мастерских во многом способствовала возрождению английского декоративно-прикладного искусства; однако на практике, сводясь к новому оформлению быта, она входила в неизбежное противоречие с эстетической программой Морриса. Идя вслед за Рескиным, Моррис искал гармонии и единства природы, человека и искусства. Постройка и обстановка им собственного дома, известного под названием "Красный Дом" (1860 г.), явились попыткой перенести а жизнь и художественную практику морально-этические утопии Рескина, попыткой осуществления синтеза архитектуры, живописи и декоративного искусства. "Красный дом" - один из первых образцов архитектуры "Движения искусств и ремесел" - был построен архитектором Ф. Уэбблом в Бексли-Хис (ныне Лондон). Моррис с друзьями-художниками пытался превратить его в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей идеальных человеческих отношений, облагороженного искусством обаза жизни. В 1877 г. Моррис основал Общество защиты старинных зданий, в 1890-1891 гг. - Келмскоттское издательство, выпускавшее книги по образцам инкунабул [иллюстрированные Моррисом в духе английских готических миниатюр "История сверкающей долины" (совместно с У.Крейном) и "Сочинения Джеффри Чосера" (совместно с Э.Берн-Джонс, 1896 г.]. Тяготением к средневековым мотивам, романтической стилизацией образов отмечено и литературное творчество Морриса (поэмы "Защита Гиневры", 1858 г., и "Земной рай", 1868-1870 гг.). С января 1883 г. член Демократической (с начала 1884 г. Социал-демократической) федерации. После её раскола - один из основателей (1884 г.) Социалистической лиги, издатель и редактор (1884-1890 гг.) её органа "Коммонуэл". Творчество Морриса и его соратников, рядом черт предвосхитившее стиль "модерн", способствовало подъёму декораивно-прикладного искусства в Англии и заложило основы художественного конструирования. Его вклад в развитие и реализацию принципов "Движения искусств и ремесел" неоценим. Мастера ручного труда долго после смерти Моррис лелеяли романтическую надежду на то, что искусство способно изменить существующий уклад жизни. Идеи движения, направленные на гармонизацию индустриального общества способствовали выработке нового направления, предназначенного для массового механизированного производства товаров широкого спроса, которое впоследствии будет именоваться "дизайн". Моррис умер в Лондоне.(источник)
Рекомендую
Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна" La_belle_epoqueОригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
a-la-belle.livejournal.com
Красный дом Уильяма Морриса – Ярмарка Мастеров
Многие люди, увлеченные Викторианской эпохой и искусством Прерафаэлитов, знакомы с творчеством Уильяма Морриса (William Morris). Знакомы с его работами и те, кто интересуется историей дизайна и необычными проектами домов.
Дом, о котором мы расскажем вам, очень необычный и заслуживает внимания. Моррис был поглощен строительством этого дома в начале 1860-х годов, равно как и созданием крупной мастерской по производству предметов интерьера и декора. В этот период он перестает писать картины (да и опыт этот был не очень удачным) и воплощает свои идеи совмещения быта и творчества в Красном доме. Дом был построен при участии Морриса, однако, проектировал его Филипп Спикмен Уэбб. Название дом получил от необычного вида — в то время подобные дома было принято штукатурить. Над оформлением работали Росетти, Бёрн-Джонс, Элизабет Сиддал, Уильям Моррис и его жена. Рассказывать об отношениях между этими людьми сложно, да и не совсем это относится к теме публикации, поэтому расскажем только о самом доме и интересных подробностях его внешнего вида и декора.
Итак, в самом сердце Англии, в графстве Кент в Уэссексе стоит замечательный дом. Сейчас он уже не кажется нам таким необычным, как казался очевидцам строительства. Это связано с тем, что традиционным жилищем в ту пору было здание в классическом стиле, с колоннами или из натурального обработанного камня естественных цветов. Красная кирпичная постройка необычной формы вызвала среди обывателей удивление, интерес и в некоторых случаях даже неприятие.
Дом этот интересен еще и тем, что он практически полностью отражает характер и интересы владельца. Согласитесь, даже в начале ХХ столетия не все заказчики строительства могли похвастаться тем, что дом отражает их характер и взгляды. В лучшем случае он просто был необычным или отражал интересы архитектора, которые не противоречили вкусам будущего хозяина дома. В наши дни вообще мало кто может сказать, что его дом — это то, что он сам придумал, извлек из своих мечтаний и воплотил в жизнь.
Для тех, кто не очень знаком со взглядами Морриса, упомянем, что этот человек был увлечен идеалами средневековья, старался внести в жизнь свою и жизнь окружающих красивые и удобные вещи ручной работы, делал их и сам. Очень активно поддерживал художников и ремесленников. Это то, что мы с вами так любим! Дворянин по происхождению, Моррис любил ручной труд и рассматривал его как высшую степень наслаждения для творческого человека. Он не делал различия между умственной и физической работой, ткал ковры, резал по дереву, сам составлял краски, конструировал мебель, во все вкладывая массу изобретательности и вкуса. От произведений его рук исходят необыкновенное тепло и энергия. Райские птицы, тропические фрукты, экзотические деревья и цветы — в рисунках на ткани мастер воплощал образы идеального города-сада. Таким образом, дом оказался продуманным не только с архитектурной точки зрения, но и с точки зрения дизайна, декора и обустройства в целом. Сад так же сделан в одном стиле с домом.
Настало время показать, о чем идет речь. Моррис и Уэбб создают «новое» из хорошо забытого старого – средневековый английский дом-крепость вместо аккуратного викторианского коттеджа на лужайке. Все в нем — от дверей до посуды — сделано руками хозяина и его друзей-единомышленников. Дом в плане Г-образный, очень удобный и функциональный. В зависимости от назначения комнат, окна имели разную форму: длинные прямоугольные, небольшие квадратные и даже круглые. В некоторые из них были вставлены витражи. Плющ увивал стены и взбирался до конька крыши. Шпиль с флюгером венчал выступавшую из общего объема квадратную башенку с шатровой кровлей. Во дворе располагался деревенский колодец.
Можете взглянуть на основные фасады дома. Здание проектировалось как полезное и удобное, поэтому парадного крыльца вы у него не увидите. Дом можно рассматривать со всех сторон — каждая интересна по-своему!
Для тех, кто особенно интересуется чертежами дома, предлагаем обратиться у сохранившимся оригиналам. Теперь они находятся в музее Виктории и Альберта:
Дом некоторое время принадлежал частным владельцам, пока не был выкуплен Национальным Трастом. Поэтому часть интерьеров притерпели изменения, а часть осталась в нетронутом виде. Самое время погулять по дому и посмотреть на элементы декора. Многие детали напоминают о Средневековье — например, стрельчатая арка входа. Сразу же за ней находится скамья, украшенная плиткой ручной работы с девизом Морриса («Если я могу»):
Поскольку Моррис жил в доме всего пять лет, то до наших дней от убранства его дома сохранилось немногое. Например, сохранилась входная и межкомнатные двери. А вот многочисленные фрески давно сменились белой краской и штукатуркой:
Сейчас в доме экспонируются образцы его работ — текстиля и обоев. Их вы можете увидеть слева на предыдущем фото.Окна в доме тоже сохранились с моррисовских времен. Витражи выполнены по индивидуальным эскизам:
Большинство интерьеров также выполнены по эскизам Морриса и его друзей. На фото интерьеры Красного дома и мебель, выполненная для него и по мотивам. Вот, например, гостиная. Она когда-то была украшена фресками, а в ХХ веке её выкрасили в белый цвет. Хотя под многими панелями сохранились росписи, которые открываются реставраторами вновь.
Так выглядит столовая. Единственный предмет первоначального убранства — буфет.
На втором этаже располагались спальни и мастерская хозяна дома. От её убранства ничего не сохранилось кроме стен и окон, увы.
Из особо интересного — хозяйская спальня. Сейчас, пожалуй, такие кровати выглядят несколько необычно.
Еще пара фото про потолки — возможно, кого-нибудь они заинтересуют. Уж больно необычные! Они были восстановлены не так давно.
Хочется заметить, что теперь истинно английским домом часто считается как раз такой дом, какой создал для себя Моррис. Именно поэтому он не кажется нам особенно необычным и непривычным. Безусловно, вряд ли мы будем строить для себя что-то подобное, но полюбоваться на красоту и взять за основу своего гнезда идею о том, что дом должен быть «с твоим характером», можно, а иногда даже нужно.
Спасибо, что заглянули поглядеть на красоту!
Фото cicerone2007 и из интернета.
www.livemaster.ru
Уильям Моррис. Движение искусств и ремесел
Долгий период правления королевы Виктории в Англии прославился не только жесткими корсетами, пятичасовыми чаепитиями, мягким отношением к адюльтеру и первой Всемирной выставкой, но и совершенно новым подходом к дизайну бытовых вещей. В эпоху бурного развития промышленности горстка людей осмелилась противопоставить свое мнение неумолимому прогрессу.
Говорят, самые прекрасные и удивительные цветы растут в самых сложных условиях. Для Уильяма Морриса (William Morris), которого нередко называют родоначальником английского дизайна, это высказывание может стать наиболее емкой характеристикой: ему приходилось противостоять самому духу своей эпохи.
Чтобы понять, почему и за что так яростно боролся Уильям, необходимо учитывать, какое на самом деле это было сложное и неоднозначное время.
Исторический экскурс:Викторианская эпоха, которую мы обычно представляем, далека от исторических реалий. Английские леса в это время безжалостно вырубались, освобождая места для заводов и мануфактур, реки и воздух загрязнялись, старые ремесла умирали, задавленные мощью промышленности. В Лондоне появились знаменитые цветные (и довольно обильные) туманы, укрывающие, как покрывалом, город.
Технический прогресс даровал человечеству фотографию, паровозы, железные дороги.
Медицина вплоть до 1840 годов не знала анестезии, людей нередко хоронили заживо. Ядовито было абсолютно все ‒ даже ткани, обработанные новыми красителями, для выявления цвета которых использовался мышьяк. Газовые горелки сжигали кислород в помещениях, дуговые лампы, использовавшиеся в общественных местах, имели свойство взрываться.
Труд рабочих был ничтожен и оплачивался плохо. Только в 1847 году появилсяся закон, запрещавший женщинам и детям до восемнадцати работать больше 10 часов в сутки. Наглядным примером о положении трудовых классов являлось производство спичек, для которых использовался фосфор. Туда шли только самые отчаянные, поскольку после некоторого времени работы фосфор накапливался в организме; это приносило несчастным дикие боли, а их кости и зубы начинали светиться.
Главным двигателем эпохи стали деньги, что отразилось на всех слоях общества.
Уильям рос впечатлительным ребенком. Точно так же, как на нас сейчас не могут не влиять события, происходящие в мире, на нем сказывалось то, что он наблюдал. Молодой Моррис был сыном биржевого маклера и таким образом принадлежал к среднему классу, который ненавидел всю жизнь. В школьные годы он увлекся романтической литературой и историей, с большим интересом изучал древние постройки в своей местности. Именно это стало определяющим для его интересов на всю оставшуюся жизнь. Повзрослев, он атрибутировал древние рукописи Оксфорда, ездил во Францию. Его увлечения свели его с Данте Габриэлем Россетти и кругом прерафаэлитов.
Моррис был романтиком, придерживался идей социализма и считал, что технический прогресс приводит человечество к деградации и в первую очередь обвинял в этом высшие слои общества. Даже его женитьба на Джейн Бёрден была своего рода протестом: девушка, обладая исключительной внешностью, была натурщицей и идеалом красоты прерафаэлитов, но по происхождению являлась дочерью конюха из Оксфорда. Не было в те времена человека, который бы сильнее верил, что прекрасное и труд способны преобразить общество. Идеалом Уильяма стали цеховые объединения Средневековья, в которых ремесленник, художник и конструктор являлись одним человеком.
«Произведение искусства создается, чтобы делать человека счастливее, развлекать его в часы досуга или покоя, чтобы пустота, это неизбежное зло таких часов, уступила место приятному созерцанию или чему угодно… Я убежден, что искусство никогда не может быть плодом внешнего принуждения. Труд, создающий его, доброволен и частично предпринимается ради самого труда, а частично – в надежде создать нечто, что появившись, доставит наслаждение…» — писал он.
В 1861 году после постройки «приюта» для прерафаэлитов (знаменитого Красного дома (Red House)) он организовал компанию «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко.» (Morris, Marshall, Faulkner & Co.). Фирма, создававшая предметы декоративно-прикладного искусства, тоже была протестом. Это была борьба не только против одинаковой фабричной продукции, но против обезличенного труда рабочих, вынужденных работать по шаблону, не зная радости творчества. Художники и мастера фирмы создавали витражи, стенной декор, изделия из металла, мебель, вышивку, ковры и широко известные обои с ручной набойкой.
Мастеров искали по всей стране. В случае отсутствия таковых Уильям лично занимался исследованиями и «переоткрывал» утраченную технологию, как это случилось с художественным ткачеством. При наборе учеников принципиально не выбирались способные: трудолюбие и упорство превозносилось над талантом.
Предметы, выходившие из мастерских фирмы Морриса, пожалуй, были смутно знакомы людям на первый взгляд. Создавая излюбленные растительные орнаменты, Уильям вдохновлялся древними манускриптами и самой природой. Кажущаяся простота была просчитана до мелочей, обилие деталей делало декор продолжением реальности. Причудливость и «наивность» этих мотивов ассоциировались у Морриса со Средневековьем, когда жизнь была «правильней». Его предметы настолько сильно отличались от безликой фабричной продукции, что довольно быстро нашли своих ценителей. Но Уильяму и этого было мало.
«Искусство, если ему суждено погибнуть, уже выдохлось, и цель его вскоре окажется забытой, а цель эта – сделать труд отрадным и отдых плодотворным. Что же, тогда любой труд должен стать безотрадным, а любой отдых – бесплодным?» — спрашивал он в своих лекциях.
И каждый раз отвечал себе – нет, искусству рано умирать, а людям рано отказываться от радости труда.
Уже стоя на пороге старости, Моррис был вынужден прибегнуть к лекциям и общественной работе: всех тех прекрасных произведений, созданных трудолюбием и фантазией его фирмы, оказалось мало, чтобы разом изменить современность. Сделанные вручную, они стоили слишком дорого, что бы их могли позволить себе люди, за которых Моррис радел больше всего. И тем не менее его работы, так же, как его слова, проронили семя, которое дает свои плоды и по сей день.
Именно его идеи привели в конечном счете к появлению handmade в том виде, в котором мы его знаем. Маленький камешек, брошенный им, спровоцировал лавину, сошедшую по всему миру: и в Европе, и по другую сторону Атлантического океана образовывались сотни объединений, придерживавшихся ручного труда. Это новое, живое течение в истории обрело название «Движение Искусств и Ремесел» (Arts and Crafts movement), подразумевавшее их неразрывность. Уильям Моррис, до самого конца боровшийся несовершенством мира, смог оставить нам достаточно аргументов, а время помогло ему победить.
artifex.ru
Моррис - История красоты
Уильям Моррис (1834-1896) - английский писатель, общественный деятель и издатель, заложивший в искусстве основы стиля модерн. Крупнейший представитель второго поколения прерафаэлитов, неофициальный лидер Движения искусств и ремёсел.Издательская деятельность была для Морриса одним из многочисленных страстных увлечений. Выходец из богатой семьи, он получил прекрасное образование в Оксфорде, затем стал горячим поклонником Карла Маркса. Под его влиянием заинтересовались социалистическим учением Герберт Уэльс и Джордж Оруэлл. Морис писал стихи, памфлеты и социальные утопии, руководил фирмой, выпускавшей мебель и ковры, а в 1891 году основал эстетское издательство, целью которого было возрождать книжные традиции XV-XVI веков.
Портрет Уильяма Морриса кисти Джорджа Фредерика Уоттса, 1870
Сразу же после окончания университета художник начинает активно работать. Его имя мелькает во многих видах искусства: живописи, литературе, дизайне.В 1856 году он устроился на работу в бюро неоготического архитектора Дж. Э. Стрита, а вскоре перешел в журнал "Oxford and Cambridge Magazine", где публиковал свои поэтические произведения и статьи по теории декоративных искусств. Хотя сам журнал просуществовал недолго, Моррис продолжил свое литературное творчество. Давнее увлечение легендами о короле Артуре вдохновило его на создание сборника "Защита Гвиневры и другие стихи" (1858).
Уильям Моррис. Королева Гвиневра, 1858
В 1859 году Моррис женился на Джейн Бёрден. Он познакомился с Джейн в пору работы группы прерафаэлитов над фресками конференц-зала (ныне библиотека) Оксфордского союза. Английский поэт, переводчик, иллюстратор и художник Россетти (1828-1882) пригласил Джейн и её сестру Элизабет на работу в качестве моделей. Она отличалась замечательной красотой, много позировала Россетти. До замужества Джейн была малообразованна, так как родители скорее всего предполагали для неё карьеру прислуги. После обручения Джейн Моррис брала частные уроки, выучила французский и итальянский языки, стала искусной пианисткой. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как "царственную" особу. Позже она вошла в высшее английское общество и, возможно, послужила прообразом Элизы Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу "Пигмалион". С 1869 года Джейн Моррис и Россетти стали близки, вероятно она была его любовницей, но мужа не оставила: супруги жили вместе до смерти Морриса. Один из многочисленных портретов Джейн Моррис, написанных Россетти:
Данте Габриэль Россетти. "Сон наяву", 1880. Музей Виктории и Альберта, Лондон
В начале 1860-х годов Моррис занимался строительством и оформлением Красного дома в Бексли-Хис для своей семьи и созданием фирмы по производству декоративных предметов. Красный дом стал воплощением идеи о соединении высокого искусства с повседневной жизнью и вехой в истории дизайна. Он был построен по проекту Филиппа Спикмена Уэбба с участием самого Морриса. Своё название получил из-за нетрадиционного для того времени внешнего вида: наружные кирпичные стены дома не были оштукатурены.
Красный дом
Над оформлением интерьеров работали Бёрн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой.
Моррис с завидным энтузиазмом работал во многих гуманитарных областях. Главным, что определило путь Морриса в искусстве и его стиль, было Средневековье, которое он изучал и боготворил. В конце 1880-х годов Моррис основал издательство "Келмскотт-пресс".
Книги издавались малыми тиражами, весь процесс производства, от изготовления бумаги до печатания на станке, был ручным. Для некоторых книг использовался пергамент. Моррис сам верстал все книги, рисовал инициалы и миниатюры, создавал новые типографские шрифты, работал печатником. Все 53 книги, выпущенные Моррисом тиражами 300-500 экземпляров, сейчас стали библиографической редкостью. Каждая из них была изготовлена на ручном типографском станке и только из бумаги ручной выделки. Одной из вершин совместной работы Бёрн-Джонса и Морриса является издание сборника произведений Чосера (1896).
Моррис являлся автором ряда книг собственного сочинения. Предприятие просуществовало до 1898 года. Книги "Келмскотт-пресс" возродили ремесло книгопечатания времен Гутенберга и Мануция, а также существенно повлияли на улучшение качества массовой книги. Его концепция книги как цельного художественного объекта в начале ХХ века легла в основу типографики и помогла существенно поднять качество массовой книги.
Страница и обложка сборника стихов Уильяма Морриса A Book of Verse, 1870 год
Страницы из Рубаи Омара Хайяма в переводе Уильяма Морриса, издание 1872 года с иллюстрациями самого Морриса, Чарльза Фэрфакса Мюррея и Эдварда Бёрн-Джонса
Фронтиспис книги Уильяма Морриса "Вести ниоткуда" (News from Nowhere) издательства Келмскотт-пресс, 1893
Плотный орнамент на обоях, тканях и коврах Морриса напоминает средневековые гобелены; витражи и росписи по дереву - готические аналоги, и даже оформленные им книги похожи на манускрипты XI-XIII веков. Но Моррис не занимался бездумным копированием. В своих орнаментах он пытался "скрестить" готику с натурализмом и считал, что природа - лучший источник вдохновения.
Образец обоев по эскизам Уильяма Морриса, Kennet (1883 год)
Моррис призывал своих современников брать за основу орнаментов простые английские цветы: розы, лилии и маргаритки, а не экзотические заморские растения. Делая эскизы, Моррис решил, что птицы ему не удаются, и попросил своего друга, архитектора Филиппа Уэбба, нарисовать их.
Обои Trellis (первый орнамент для обоев Морриса) из прихожей Станден-хауса в графстве Сассекс.
"Мы, дизайнеры и художники, являемся сейчас единственными представителями ремесленного искусства, которое в условиях рыночного производства фактически вымирает", - говорил он.Образцы плитки по эскизам Уильяма Морриса из архивов Музея Виктории и Альберта в Лондоне:
Орнамент 1875 года
Орнамент 1860 года
Орнамент 1864 года
Орнаменты 1864 года
В моду стиль Морриса вошел не сразу. В начале 1860-х годов его работы интересовали только друзей и коллег Морриса - дизайнеров, поэтов, художников, и только к 1880-м годам проникли в дома представителей среднего класса и в справочники для декораторов.
Архивный образец с изображением гранатов, лимонов и оливок. 1862 год. Этот узор лёг в основу знаменитых обоев Fruit
Современная интерпретация обоев Fruit
Именно многопрофильность и узнаваемый стиль сделали Морриса первым британским интерьерным дизайнером в современном значении этого слова.
Витраж по эскизам Морриса, Король Артур и сэр Ланселот из серии Тристан и Изольда, 1862 год
Благодаря Уильяму Моррису в 1880-х годах было основано Движение искусств и ремесел (Arts & Crafts Movement), одно из самых влиятельных и долговечных объединений за всю историю дизайна. Растущая популярность Морриса способствовала восприятию идей движения далеко за пределами Англии: в США движение получило собственное развитие; в Европе оно способствовало зарождению национальных стилистических школ. В результате возникли такие значительные явления, как стиль модерн во всем его разнообразии, Венские мастерские, "Мир искусства", японское ремесленное движение "Мингей". Без преувеличения можно сказать, что Движение искусств и ремесел сыграло решающую роль в формировании современного дизайна."Теперь, когда я состарился и понял, что ничего нельзя сделать, я почти жалею, что появился на свет с чувством романтики и красоты в этот проклятый век".Уильям Моррис, август 1895Источники: Википедия, AD MagazineДругие знаменитые издатели:Альды, Эльзевиры, Дидо, Бодони, Вольф
bellezza-storia.livejournal.com