Сочинение по картине Репина “Царевна Софья”. Царевна софья картина
Царевна Софья - Независимая Окружная Газета
Царевна Софья в Новодевичьем монастыре
Картина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» стала первой работой Ильи Репина по исторической тематике. Написана она была в 1879 году. В основу сюжета легли реальные события 1698 года, когда против Петра І был поднят бунт. При расследовании выяснилось — за событиями стоит старшая сестра правителя Софья Алексеевна. В наказание за содеянное она была отправлена в Новодевичий монастырь.
Для детального знакомства с аксессуарами художник посещал музеи и костюмерные мастерские театров, делая там множество зарисовок. Репину позировали мать Валентина Серова Валентина Семёновна, жена композитора Павла Бларамберга Елена Апрелева и некая портниха. Жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты. Однако, как ни странно, современникам работа не понравилась. Единственным из близких людей, кто поддержал художника, стал Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной…
Дочь царя Алексея Михайловича Софья Романова родилась 27 сентября 1657 года. Ее мать, Мария Милославская, являлась первой супругой Алексея и приходилась матерью царям Федору III и Ивану V. Софья была шестым по счету ребенком в монаршей семье. Как тогда полагалось, ее отправили на женскую половину дворца, где воспитанием ребенка должны были заниматься женщины.
Ничто не предвещало девочке великого будущего. В то время судьба царевен была предопределена. Выйти замуж для них было невыполнимой задачей. Русские женихи их были не достойны, а иностранцы исповедовали другие веры. С ранних лет их обучали нехитрым наукам ведения домашнего хозяйства, рукоделию и чтению церковных книг, запрещая проявлять чувства, эмоции и непокорность характера. По достижении зрелого возраста царских дочерей обычно отправляли в монастырь, где они проводили жизнь в затворничестве и чтении молитв.
Необычайная царевна
Маленькая Софья с детства стала проявлять характер. Когда же про тяжелый нрав семилетней Софьи донесли царю, тот не только не был рассержен, но и приказал серьёзно заняться воспитанием девочки. Её учителем стал богослов Симеон Полоцкий – один из образованнейших людей России той эпохи. К десяти годам девочка освоила грамоту, чтение, науку, историю и иностранные языки.
Слухи о необычной царевне расходились за пределами дворца. Алексей Михайлович гордился дочерью. Более того, стал брать ее в свои поездки по стране. Перед умом и мудростью юной девушки преклонялись приближенные. Через иностранцев — командиров Бутырского полка, бывших в родстве с западноевропейской знатью, Софья надеялась найти себе владетельного супруга. Однако Алексей Михайлович отклонял все предложения. Он считал, что такой брак сделает Россию политически зависимой. Софье оставалось только одно: самой стать царицей. В 1676 году скончался царь Алексей Михайлович. Русский трон занял болезненный и слабый Федор, сын царя от первой жены Марии Милославской. Он умирает в 1682 году в возрасте 20 лет, не оставив после себя наследника.
Честолюбивая царевна
У Федора, помимо нескольких сестер, были два младших брата. Иван, его матерью являлась Мария Милославская, и Пётр, сын Натальи Нарышкиной. За спинами наследников действовали родственники из боярских семей. Так как царь умер бездетным, власть следовало передать кому-то из них. Иван был старше. Однако был слаб здоровьем. Пётр отличался энергичностью, хорошим самочувствием и недетским умом… Именно тогда на политической сцене и появилась Софья Романова, ставшая первой со времён княгини Ольги правительницей.
В России в конце 17 века, где традиции домостроя были очень сильны, женщины вели затворническую жизнь, происходит невероятное. Огромной страной начинает править женщина. Случилось это так неожиданно и одновременно так естественно, что русские начали воспринимать произошедшее как что-то само собой разумеющееся. Вольтер говорил о ней: «Она имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с приятной наружностью соединяла множество талантов; они были омрачены только её честолюбием»
Ее правление было отмечено рядом инициатив
Правление царевны Софьи было отмечено рядом инициатив по развитию промышленности, оживлением торговли с Западом. Особенно это коснулось ткацкого производства. На Руси начали изготавливать дорогие ткани: парчу, атлас и бархат. Для обучения русских мастеров из-за границы начали выписываться специалисты-иностранцы. За границу для обучения отправлялись молодые люди из знатных семей.
В 1687 году открывается Славяно-Греко-Латинская академия. Дело ее создания было начато еще при царе Федоре Алексеевиче. Царевна поощряла строительство в Москве каменных хором, изучение языков и различные искусства.
В сфере внешней политики также были заметны успехи. Россия заключила с Речью Посполитой Вечный мир. Эта держава признала переход к Русскому государству Киева и принадлежность России Левобережной Украины, Северских и Смоленских земель. Заключенный с Китаем Нерчинский договор (первый русско-китайский договор, действовал до 1858 года), стал еще одним важным политическим событием. С этим государством граничили в то время русские земли в Сибири. В 1687 и 1689 под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар. Они не принесли большой выгоды, хотя и укрепили авторитет России в глазах союзников по Священной лиге. 21 июля 1687 года в Париж прибыло русское посольство, посланное регентшей к Людовику XIV с предложением присоединиться к Священной лиге против турецкого султана.
Конфликты с Петром
До тех пор, пока не подросли цари, регентство царевны Софьи позволяло ей самостоятельно решать все государственные вопросы. Во время приема иностранных послов царевна пряталась за троном и говорила братьям, как следует себя вести. Шло время. Будущему Петру I исполнилось 17 лет. По настоянию Натальи Кирилловны, своей матери, он женится на Евдокии Лопухиной и по понятиям того времени стал совершеннолетним. Кроме того, Иван, старший царь, также был женат. То есть формальных оснований для продолжения регентства не оставалось. Однако Софья продолжает удерживать в своих руках бразды правления, что приводит к конфликтам с Петром.
Первая стычка между царевной и Пётром произошла, когда Софья осмелилась участвовать вместе с царями в крестном соборном ходе. Следовать за крестами представительнице прекрасного пола непристойно. Пётр был разгневан. Он сказал, что она женщина, поэтому ей следует немедленно удалиться. Однако Софья решила проигнорировать упрек своего брата. Тогда церемонию покинул сам Петр. Затем Пётр отказывается принять после Крымского похода ее фаворита, князя Голицына.
К слову, современники утверждают, что последний был талантливым дипломатом и высокообразованным человеком. Именно близкое и продолжительное общение с князем Голицыным сделало Софью убежденной сторонницей смягчения наказаний и просвещения. Был издан указ, согласно которому кредиторам запрещалось брать для отработки долга должников-мужей без их жен. Кроме того, запрещалось взыскивать долги с сирот и вдов, если не оставалось имения после смерти их отцов и мужей. Отныне за «возмутительные слова» не казнили. Суровое наказание было заменено ссылкой и кнутом. Раньше изменившую мужу женщину по шею закапывали в землю живой. Теперь же столь мучительную смерть заменили на более легкую — изменнице грозило отсечение головы.
Между Кремлём (резиденцией Софьи) и Преображенским, где жил Пётр, установилась атмосфера враждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешить противостояние силовым, кровавым путём.
Попытка венчания на царствование провалилась
Первая попытка венчания на царствование Софье не удалась. Однако был еще один выход — устранить Петра. Царевна понадеялась на стрельцов, но и в этот раз напрасно. Кто-то пустил провокационный слух, сообщив, что в Москву идут потешные полки Петра для того, чтобы умертвить царя Ивана и правительницу. До Петра, в свою очередь, дошли слухи о том, что готовится нападение «пакостников» (именно так называл стрельцов Пётр). И он решил решил укрыться в Троице-Сергиевом монастыре. В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь.
В Москве известие о бегстве царя из Преображенского произвело потрясающее впечатление: все понимали, что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Софья упросила патриарха Иоакима поехать в Троицу, чтобы склонить Петра к переговорам. Патриарх не возвратился и объявил Петра полноправным самодержцем.
27 августа из Троицы пришёл царский указ, подписанный Петром, с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении стрелецких выборных, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение — смертная казнь. Софья, со своей стороны, запретила стрельцам покидать Москву, также под страхом смерти.
Некоторые стрелецкие начальники и рядовые стали уходить к Троице. Софья чувствовала, что время работает против неё, и решила лично договориться с младшим братом. В селе Воздвиженском была задержана стрелецким нарядом. Софья возвратилась в Москву ни с чем.
Об этой неудаче Софьи стало широко известно. Бегство бояр, приказных чиновников и стрельцов из Москвы увеличилось. В Троице их благожелательно встречал князь Борис Голицын — бывший дядька царя, на это время ставший главным советником Петра, и распорядителем в его ставке. Вновь прибывшим высокопоставленным сановникам и стрелецким начальникам он самолично подносил чарку. От имени царя благодарил за верную службу. Рядовым стрельцам тоже раздавали водку и наградные.У правительницы не осталось приверженцев, готовых рискнуть головой ради её интересов, и когда Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Святодуховский монастырь (Путивль), ей пришлось подчиниться. Вскоре Пётр решил, что держать её вдалеке небезопасно, и перевёл в Новодевичий монастырь. В монастыре к ней была приставлена стража.
Величайшая из женщин своего времени была забыта почти сразу
Однако Софья вновь делает попытку вернуть себе престол. Мятеж был жестоко подавлен. Потомкам надолго запомнилась массовая казнь стрельцов. После этого стрелецкого бунта царевну постригли в монахини под именем Сусанны. Она прожила в монастыре долгие пятнадцать лет и умерла 4 июля 1704 года, не дожив до сорока семи лет. Перед смертью постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.
И была забыта почти сразу после погребения. Если же впоследствии о ней и вспоминали историки, то лишь как об «интриганке», едва не загубившей благородное дело Петра.
Ее возлюбленный, фаворит и любимый друг пережил бывшую царевну и правительницу Государства Российского на десять лет и умер в 1714 году в ссылке, в селе Пинега, Архангельского края и был захоронен по завещанию в Красногорском монастыре.
Говорят, что в старообрядческом скиту Шарпан находится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю верными стрельцами…
Публикации по теме «Картина Неизвестная»
«Старообрядцы считают боярыню Морозову своей святой»
Наталья Швец
Фото: открытые источники
www.vao-mos.info
Царевна Софья в Новодевичьем монастыре
«Бориску на царство», – кричали перед Смоленским собором Новодевичьего монастыря, где Борис Годунов в 1598 году начал своё царствование.Смоленский собор – главный собор монастыря. Он, как и всё сооружение, стал строиться в 1524-1525 годах. По одним источникам строительством занимался Алевиз Новый, по другим – зодчий Нестор, погибший при строительстве.
Зодчий Василий Баженов писал об архитектуре монастыря: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но шестиярусная белая колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имеющего».
Судьба монастыря непосредственно связана с судьбой государства российского. Князь Василий III дал обет перед сражением с литовцами, что если сможет отвоевать у них Смоленск, то обязательно выделит деньги на постройку монастыря. Удача улыбнулась правителю, и он выполнил обещание, выделив 230 килограмм серебра на зодческие работы. Место было выбрано символичное – Девичье поле. Отсюда икона Божьей Матери Одгитрии Смоленкой отправилась назад в Смоленск из Москвы.
Наполеон при отступлении из Москвы решил спалить монастырь. Для этого французская армия вбросила множество свечей в разбросанную специально солому, куда вложили бочки с порохом. Монахини, вовремя заметив пожар, потушили огонь.
А французский император в это время ждал на Воробьевых горах, когда появится зарево. Положение спас житель Москвы, который, случайно узнав о планах французов, поджёг свой дом, обманув тем самым Наполеона.
Существует 3 версии происхождения названия монастыря.
По первой, во времена татаро-монгольского ига, отсюда забирали юных русских красавиц для Орды.
По второй, название пошло от фамилии первой настоятельницы – Елены Девочкиной.
Согласно третьей, святилище стало называться Новодевичьим в противовес более старому названию (раньше монастырь назывался Зачатьевским, иногда Стародевичьим).
За время своего существования монастырь обрёл наибольшую известность благодаря знаменитым узницам, заключенным в его стены.
Царевна Софья в Новодевичьем монастыре
Царевна Софья в Новодевичьем монастыре находилась по указанию Петра I, куда он заключил свою сестру, которая владела престолом до совершеннолетия будущего царя, а затем (во время его совершеннолетия) пыталась сохранить власть с помощью восстания стрельцов, поддержавших царевну.
Подавив бунт, молодой правитель заключил сестру в стены монастыря, а восставшим стрельцам собственноручно отрубил головы. С тех пор есть поверье, что на пруду, где происходила казнь, постоянно собираются души убиенных, желая отыскать своих палачей.
Ещё по одной легенде, Софья, из-за своих страданий, обрела неимоверную силу, и дух её помогает в исполнении желаний.
Сама царевна при жизни, обладая отличным художественным вкусом и хорошо рисуя, во время заключения расписала много церковных книг.
Другие узницы Новодевичьего монастыря
Находились в монастыре и другие знатные узницы. Например, Иоанн Грозный оправлял сюда непослушных и неугодных ему родственниц. Наиболее известная из них, жена родного брата – Ульяна Палицкая.Тут находились: царица Ирина Годунова – вдова Федора Иоанновича, царевна Татьяна – дочь императора Михаила Романова, сестры Петра I (Екатерина и Евдокия), его первая супруга – Евдокия Лопухина.
Государь Василий III тоже хотел заключить сюда нелюбимую жену Соломонию Сабурову, чтобы взять в жёны другую женщину.
Однако, Соломонии не суждено было оказаться в Новодевичьем монастыре. Она успела родить мальчика, поэтому попала в другой (Покровский) монастырь города Суздаля.
Сын Соломонии стал впоследствии известным атаманом Кудеяром. Никто не знал, что он является сводным братом царя Иоанна Васильевича Грозного.
Иногда узниц Новодевичьего монастыря насильно остригали в монахини.
Храм, названный в честь пречистой иконы Смоленской божьей матери, служил им усыпальницей, где в подклети хоронили знатных женщин.
С восхождением на престол фамилии Романовых начался новый этап в жизни монастыря. В «смутное время», на рубеже 16-го и 17-го веков, он был сожжен паном Гоносевским, а восстановлен в период правления Михаила Федоровича Романова. При Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче святилище было местом царского богомолья.
Всемирная организация ЮНЕСКО ввела это место в перечень всемирного наследия.
В наши дни Новодевичий монастырь посещает много людей. Но, став памятником старины, он свято хранит свои тайны.
В материале использована картина Репина «Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре (1698)».
Лазарь Модель.
mq2.ru
Царевна Софья Алексеевна. Биографическая справка
Царевна Софья Алексеевна родилась 27 (17 по ст.ст.) сентября 1657 г. в Москве. Одна из шести дочерей царя Алексея Михайловича от брака с Марией Милославской, которая родила царю еще и двух сыновей - Федора и Ивана. Софья почти все свое время уделяла чтению и учебе.
Царевна Софья Алексеевна родилась 27 (17 по ст.ст.) сентября 1657 г. в Москве.
Репродукция картины "Правительница царевна Софья"
Одна из шести дочерей царя Алексея Михайловича от брака с Марией Милославской, которая родила царю еще и двух сыновей - Федора и Ивана. Софья почти все свое время уделяла чтению и учебе. Ее учителем был проповедник, писатель и поэт Симеон Полоцкий. Она знала латынь, польский, писала пьесы для придворного театра, разбиралась в богословских вопросах, увлекалась историей.
Отрочество царевны проходило в атмосфере жестокой междоусобицы Милославских, родственников ее умершей матери, и Нарышкиных, родни ее мачехи, второй жены царя Алексея Михайловича. Софья Алексеевна отличалась умом, энергией и честолюбием и не желала сидеть затворницей в тереме, как полагалось тогда царевнам.
В 1676 году, после смерти отца, государем стал младший родной брат Софьи Федор — «из Милославских». Став советницей подвластного ее влиянию Федора, Софья постепенно начала принимать участие в государственных делах.
Софья завела доселе не практиковавшийся порядок она, женщина, присутствовала на царских докладах, а со временем без стеснения прилюдно стала давать собственные распоряжения.
После смерти царя Федора Алексеевича 7 мая (27 апреля по ст.ст.) 1682 г., Софья стала активно участвовать в борьбе придворных партий, поскольку была недовольна избранием на царский престол десятилетнего Петра I, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Нарышкиной.
После стрелецкого бунта, вспыхнувшего в Москве 15 мая 1682 г., обе партии, в конечном счете, пошли на компромисс: царями были провозглашены два сводных брата Иван V (сын Алексея Михайловича от первого брака) и Петр I. Софья Алексеевна стала правительницей при обоих несовершеннолетних царях. Ее имя вошло в официальный царский титул «великие государи и великая государыня царевна и великая княжна София Алексеевна...». В 1684 г. Софья повелела чеканить свое изображение на монетах. С 1686 г. она именовала себя самодержицей, а в январе 1687 г. оформила этот титул специальным указом.
Годы правления Софьи отмечены ее стремлением к широкому обновлению Русского общества. Ею были предприняты все меры для развития промышленности и торговли. Во времена правления Софьи Россия начала производить бархат и атлас, ранее импортируемые из Европы. При ней была создана Славяно греко латинская академия. Софья Алексеевна отправила первое русское посольство в Париж. Во времена ее правления в Грановитой палате Кремля произошел знаменитый спор о вере, который положил конец многолетнему церковному расколу.
Кроме того, во времена правления царевны Софьи состоялась первая перепись населения, она провела реформу налоговой системы, а также изменила правила получения государственных должностей (теперь от чиновников требовался не только титул, но и деловые качества претендентов). Софья начала реорганизацию армии по европейскому образцу, но не успела завершить начатое.
В годы правления Софьи были сделаны небольшие уступки посадам и ослаблен сыск беглых крестьян, что вызвало недовольство дворян. Во внешней политике наиболее значительными акциями правительства Софьи Алексеевны были заключение «Вечного мира» 1686 г. с Польшей, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск, Нерчинского договора 1689 г. с Китаем, вступление в войну с Турцией и Крымским ханством. В 1689 г. произошел разрыв между Софьей и боярско дворянской группировкой, поддерживавшей Петра I. Партия Петра I одержала победу.
Картина Сурикова "Утро стрелецкой казни"
Правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве - без пострижения в монахини. В монастыре она расписывала церковные книги, много писала.
Во время Стрелецкого восстания 1698 г. Софья попыталась взять власть еще раз. Она написала стрельцам письмо, где просила постоять за нее и пойти против царя.
После подавления восстания Софья Алексеевна была пострижена под именем Сусанны в монахини Новодевичьего монастыря, в котором в общей сложности прожила 15 лет.
Умерла Софья Алексеевна 14 (3 по ст.ст.) июля 1704 г. Перед кончиной она приняла схиму (высшая ступень православного монашества), взяв при этом свое прежнее имя - Софья.
ria.ru
Сочинение по картине Репина “Царевна Софья” » Готовые Домашние Задания
Картина «Царевна Софья» — это первое полотно Репина, которое написано на историческую тематику. Работа над картиной была закончена в 1897 году.
Данная картина – это портрет старшей сестры Петра I в том момент, когда она была заточена в Новодевичьем монастыре. Произошло это после того, как был подавлен заговор и стрелецкий мятеж. Репин показывает драму сильной личности, сложное положение царевны, которую свергли, ее ненависть, гнев и бессилие.
На картине Софья изображена в полный рост. У нее на груди скрещены руки. Ее сильная мужиковатая поза показывает ее неукротимую энергию и внутреннюю силу. Эта поза показывает Софью зрителям в образе тигрицы, которая заперта в клетку.
Самое выразительное на полотне – это гневное лицо царевны. У нее выпученные глаза, крепко сжатые губы и угрюмые брови.
Художник играет на контрасте богатого наряда женщины и ее растрепанных волос, которые говорят о внутренних переживаниях царевны. Внешний вид женщины вселяет настоящий страх. Репин специально подчеркивает это, когда изображает монашку, которая испуганно забилась в угол.
Картина имеет достаточно простую композицию. Царевна расположена в центре полотна, а остальные детали написаны, чтобы еще полнее передать характер женщины и ее переживания. Для того чтобы придать картине еще более сильное психологически напряжение, он пишет фигуру Софьи на фоне темного интерьера, который немного освещен светом свечей.
Для остроты и исторической убедительности картины Репин рисует такие детали, как фигурку испуганной послушницы, голову повешенного стрельца за решетчатым окном. Наряд царевны Софьи написан в репинском стиле. Это парчовое платье, которое имеет изящный узор. Среди мелочей, которые написаны в репинском стиле, можно выделить тени на ковре, раскрытую книгу на столе, серебряную чернильницу.
Репину удалось показать одиночество властолюбия, которое не останавливается перед человеческими муками и кровью. Среди таких символов можно заметить багряно-красный ковер под ногами Софьи, который символизирует человеческую кровь. А еще Репину виртуозно удалось написать отражение платья Софьи на ковре. Возникает такое ощущение, что это не мягкий ворс, а плотная жидкость.
Картина Репина «Царевна Софья» не зря входит в фонд мировых произведений искусства. Художнику удалось воссоздать определенную историческую эпоху. К тому же он показал сильную личность, которая находится в состоянии душевного потрясения.
Подобные записи
vip-gdz.ru
биография и годы правления :: SYL.ru
В истории России было немало личностей, внесших неоценимый вклад в становление государственности и вызвавших неоднозначную оценку своей деятельности у современников и потомков. Довольно часто людьми, круто изменившими судьбу Российского государства, становились женщины, от которых в те времена никто не мог ожидать подобного рвения в делах государственных. Много вопросов вызывают две царевны Софьи, существенно повлиявшие на развитие России и становление ее в качестве великого и самостоятельного государства. Эти две удивительные женщины с непростыми судьбами, жившие в абсолютно разные исторические периоды, сумели оставить свой заметный след для потомков. До сих пор историки находятся в поисках информации, раскрывающей феномен этих великих женщин. А мы постараемся беспристрастно рассказать вам об их судьбах, ведь за грозным ликом правительницы всегда скрывается загадочная женская душа.
Зоя Палеолог - византийская принцесса
История царевны Софьи Палеолог начинается с падения под натиском турок величественного города Константинополя. Двадцать девятого мая 1453 года христианский Константинополь превратился в центр мусульманского мира - Стамбул. В результате кровопролитных сражений погиб последний император Византии Константин, являющийся родным дядей будущей княгини Московской. На тот момент Зое Палеолог было всего лишь три года, и она вместе со всей своей семьей бежала на остров Корфу. Ее отец Фома Палеолог понимал, что для того, чтобы выжить, ему необходимо заручиться поддержкой Ватикана. В итоге вся семья переехала жить в Рим под покровительство кардинала Виссариона. После скорой кончины Фомы и его жены Екатерины кардинал назначил ежегодное содержание Зое и двум ее братьям. Он взял ответственность за судьбу детей и перевел их из православия в католичество. При крещении принцесса Византии получила новое имя Софья, под которым и вошла в историю России.
Детство и юность Софьи
Византийская царевна Софья росла очень необычным ребенком. Она получила при дворе кардинала и папы Павла II блестящее образование, которое не всегда было доступно даже мужчинам того времени. Девочка проявляла большие способности к наукам - она читала и писала на нескольких языках с четырех лет, изучала философию, читала наизусть выдержки из поэм Гомера. Она с большим интересом вникала во все политические дела, о которых только слышала, и ее гибкий аналитический ум практически покорил папу Павла II. Он быстро понял, что юную Софью можно использовать в своих целях, выдав замуж для укрепления политического влияния Ватикана. Поэтому с момента того, как девочке исполнилось десять лет, весь двор был озадачен поисками мужа для Софьи.
Мало кто знает, что до того, как принцесса стала невестой князя Ивана, у нее было несколько женихов, но помолвки расстраивались самым невероятным образом. Кардинал Виссарион, предлагавший в мужья Софье в разное время двух молодых людей из знатных и древних итальянских родов, выяснил, что путем интриг девушка смогла сделать так, чтобы женихи сами отказались от нее. Восхитившись умом и способностями своей юной воспитанницы, он решил подобать ей православного мужа, на что Софья благосклонно согласилась. Итогом стала помолвка с королем Кипра, но внезапно четырнадцатилетняя невеста отказалась выходить замуж за грека. Хорошо зная характер Софьи, Виссарион понял, что она - византийская принцесса, мечтает о престоле, который возродил бы могущество ее рода и позволил бы раскрыться всем ее талантам. В 1467 овдовел Великий князь Московский Иван III, и строптивую наследницу Византии предложили ему в жены. Судьба Софьи была предрешена.
Московское княжество в середине пятнадцатого века
Стоит отметить, что в этот период страна была раздроблена на массу княжеств, страдающих под монголо-татарским игом. Князья были обязаны платить дань и полностью зависели от милости татарских ханов. Московское княжество, несмотря на то, что оно являлось самым крупным и влиятельным, также подчинялось ханскому управлению. Тем не менее, выйти замуж за Московского князя было довольно престижно для Софьи. Со своей стороны, Ватикан желал с помощью этого брака укрепить позиции католиков в стране. Кардинал мечтал о том, что Софья будет отстаивать интересы католической церкви, и со временем сумеет распространить свое влияние в противовес православию. К тому же, Риму были необходимы сильные сторонники в борьбе с турками, активно продвигающимися по Европе. Все это вместе делало брак Софьи с Иваном желанным и выгодным.
Царевна Софья - жена Ивана III
К своему будущему мужу Софья отправилась спустя три года после данного согласия на брак. В этот период велись активные переговоры между Москвой и Римом, митрополит Филипп высказывал свое недовольство возможностью брака с католичкой. Но в конечном итоге, Софья отправилась в путешествие к далекой русской земле с приданным, представляющим собой золотые монеты, драгоценности и великолепную библиотеку. Она состояла из египетских папирусов, греческих свитков, книг о тайнах мироздания и многочисленных философских трудов. В дальнейшем именно эта привезенная Софьей библиотека станет основой знаменитой библиотеки ее внука - Ивана Грозного.
Двенадцатого ноября 1472 года в Успенском соборе греческая принцесса стала официальной женой Ивана III. Теперь ее называли только Софья царевна.
Ведьма всея Руси
Несмотря на то что княгиня Московская сделала очень многое для превращения княжества в сильную и красивую державу, подданные недолюбливали ее и часто называли "ведьмой". Ее образованность, которую очень высоко ценил Иван III, принимали за связь с темными силами. Многие говорили, что таинственные свитки, которые привезла с собой принцесса, содержали в себе описание древних магических ритуалов. Ими якобы и пользовалась Софья для влияния на мужа. А влияние это было поистине безгранично. Ведь буквально с первых дней брака Иван понял, какое сокровище он взял в жены, и начал прислушиваться к мнению Софьи в решении важных государственных дел.
Это тем более невероятно, что в те времена уделом княжеской жены было просто находиться рядом и рожать детей. Софье все это было чуждо, она смело высказывала свое мнение по многим вопросам, участвовала во всех начинаниях своего мужа и часто становилась вдохновителем и зачинщиком. Все это в совокупности со странной для русских людей внешностью - невысоким ростом, большими темными глазами и длинными черными волосами, породило массу слухов о магических способностях гречанки, вознамерившейся погубить Русь.
Вклад Софьи в развитие Руси
Стоит отметить, что на момент, когда царевна Софья вступила на русскую землю, не существовало большого различия между бытом князя Московского и придворных бояр. Было принято некоторое панибратство в общении, никто не придерживался особых ритуалов и не выказывал князю положенного уважения. Москва сплошь состояла из деревянных зданий, а царские палаты выглядели обветшалыми и облезшими. Все это поразило образованную и привыкшую к роскоши Софью. Со свойственной ей деловитостью она приступила к преобразованиям, ставшими ключевыми в истории Руси.
Именно Софья царевна подарила стране свой государственный герб - двуглавого орла. Этот символ Византийской империи, знак греческого рода Палеологов, символизировал некоторую обособленность Руси. Практически сразу после женитьбы Иван III принял новый герб и стал использовать его повсеместно. Софья настояла на соблюдении пышных дворцовых ритуалов, она старательно отделяла князя от его двора, заставляя всех проявлять к нему почтение и уважение. С легкой руки новой жены Иван стал именовать себя царем и принялся объединять княжества под владычеством Москвы.
Считается, что именно царевна Софья вдохновила мужа на отказ платить дань хану Ахмату. Что послужило поводом для наступления ханских войск на Москву, но Иван III сумел защитить свою любимую жену, детей и государство.
Решив дела с внешней политикой и атрибутикой царского двора, Софья приступает к полному преображению Москвы. Она самолично приглашает в страну итальянских зодчих и формирует целую группу из итальянцев, которых отправляет с дипломатическими миссиями ко двору западных правителей. Помимо установления хороших отношений с европейскими государствами, послы имели важную миссию - привозить в страну всевозможных умельцев. Она щедро платила архитекторам, зодчим, ученым, которые работали на благо страны. Усилиями Софьи Москва, наконец, начинает чеканить монеты из собственно серебра, что существенно подняло престиж Руси перед иностранными державами.
В период правления Ивана III Москва превратилась в ту самую "белокаменную", воспетую поэтами и иностранными гостями. Софья внимательно наблюдала за строительством Успенского и Благовещенского собора, по ее велению по всей Москве строились каменные палаты. В это же время появилась известная Грановитая палата и множество красивейших церквей.
Несмотря на все изменения, которых добилась Софья, все тридцать лет своего счастливого брака с Иваном III она подвергалась порицанию и хуле. Русские люди не были готовы к таким серьезным преобразованиям, проведенным в кратчайшие сроки, поэтому списывали все таланты княгини Московской на колдовской дар. Даже спустя многие годы великие русские историки весьма нелестно отзывались о греческой принцессе в своих трудах, что не умаляет ее неоценимого вклада в становление великого государства.
Царевна Софья Алексеевна: биография
Конец семнадцатого века стал началом череды необычных событий, в которых не последнюю роль играли царственные особы женского пола. Первой в этом списке стала царевна Софья, биография которой должна была бы представлять собой список из скучных и ничем не примечательных событий, если бы ход истории не изменил случай.
Софья Романова родилась в 1654 году. Она была дочерью царя Алексея Михайловича и не могла даже претендовать на управление огромным государством. Наследником престола являлся ее брат Федор, помимо него, царевна имела еще двух братьев - Ивана и Петра.
После внезапной кончины Федора в 1682 году Софья царевна сумела путем интриг и восстаний получить опеку над своими братьями, возведенными на трон. Она являлась регентшей, а в реальности - настоящей правительницей России.
Правление царевны Софьи длилось семь лет. В народе его назвали "троевластием", что вызывало огромное недоумение в Европе. Но в 1689 году царевич Петр женился и сумел сместить с трона властолюбивую сестру. Она переселилась в Новодевичий монастырь, где и умерла монахиней в 1704 году под именем Сусанны после многочисленных провальных попыток вернуть себе власть и свергнуть Петра I.
Софья Алексеевна: краткий исторический портрет
О Софье современники высказывались неоднозначно. По описаниям одних, она представала мужеподобным чудовищем, противящимся любым преобразованиям, а вот другие отзывались о ней как об очаровательной молодой женщине, готовой на все ради благополучия страны. Так какой же на самом деле была царевна Софья Алексеевна?
Стоит отметить, что судьба русских царевен в те времена была весьма незавидной. Их воспитывали в строгости и повиновении. С момента рождения их отдавали на воспитание нянькам, которые обучали девочек чтению церковных книг и рукоделию. По достижении половозрелого возраста их постригали в монашки, где они и влачили свое жалкое существование до самой смерти. Выйти замуж русские царевны практически не могли, отыскать им достойного жениха было невероятно сложно. Ведь одни кандидатуры просто не подходили по статусу, а другие относились к иной вере. В итоге девушки смирялись со своей печальной участью. Но не такой была Софья.
С ранних лет она проявляла дерзкий характер, что огорчало воспитателей. В семь лет необыкновенной девочкой заинтересовался отец и приказал обучать ее наукам. Софья царевна оказалась чрезвычайно смышленой и хваткой, она в совершенстве владела несколькими языками, знала историю и прекрасно считала. Царь Алексей брал подросшую дочь с собой в поездки и знакомил ее со многими людьми. Девушка, обладавшая невероятным умом, быстро очаровывала всех, кому доводилось ее увидеть. Несмотря на то, что она была полновата, угловата и имела резкие черты лица в сочетании с невысоким ростом, мужчины находили ее невероятно привлекательной.
В дальнейшем именно эти качества сделают ее правительницей государства. К тому же после смерти отца она сумела сблизиться с братом и приобрела массу сторонников при дворе. Софья понимала, что только путем интриг и с помощью точного расчета она добьется своей цели - престола.
Нужно понимать, что со всем свои умом и талантами Софья Алексеевна активно выступала за реформы и преобразования в стране. Многие ученые считают, что Петр I во всех своих реформах руководствовался теми пунктами, которые были в указах Софьи. Ведь она так и не успела воплотить в жизнь все свои планы.
Приход Софьи к власти
Заняв при дворе своего брата Федора прочные позиции, Софья после его смерти приступила к активным действиям. Она всячески противилась возведению на престол своего десятилетнего брата Петра, а совершеннолетний Иван не мог являться правителем по причине слабоумия. С подачи царевны в Москве разгорелось страшное Стрелецкое восстание, которое удалось урегулировать только путем возведения на престол двух братьев. Они считались равноправными самодержцами, а Софья была при них регентшей. После совершеннолетия Петра она должна была передать ему всю власть и полностью отойти от дел. В итоге с 1682 года царевна стала практически единоличной правительницей России.
Правление Софьи Алексеевны
Царевна Софья годы, проведенные у власти, в дальнейшем будет вспоминать с огромным удовольствием. В период с 1682 года по 1689 год она постаралась проявить все свои таланты и ум, чтобы привести Россию к процветанию и благополучию.
Хотя видела Софья расцвет страны по-своему. В первую очередь, после прихода к власти она жестоко наказала стрельцов за бунт. Главари были схвачены и казнены, что обеспечило царевне повиновение всего стрелецкого войска. Новоиспеченная государыня вела непримиримую борьбу со старообрядцами. Они подвергались преследованиям по всей стране - их обезглавливали, вешали и казнили. Параллельно с этим царевна стремилась просвещать народ и открыла первое высшее учебное заведение в стране - Славяно-греко-латинскую академию.
Софья стремилась сделать Москву более красивой и развернула несколько масштабных строек, призванных украсить город новыми мостами и храмами. В планах царевны было провести военную реформу, но выполнить задуманное она не успела.
Во внешней политике Софья Алексеевна придерживалась столь же твердых принципов. В 1686 году она закончила войну с Польшей и по заключенному мирному договору получила во владение Киев и Смоленск. Этот успех окрылил молодую девушку, и она решила предпринять поход на Крым.
К сожалению, оба Крымских похода в 1687 году и 1689 году оказались неудачными. И это очень пошатнуло власть Софьи, которая не хотела признавать несостоятельность своего фаворита Василия Голицина на посту военачальника. Чтобы компенсировать эти неудачи, Софья постаралась укрепить внешнеполитические связи с европейскими государствами, открывая в них российские посольства.
Борьба Софьи за власть
В 1689 совершеннолетний царевич Петр отстранил от государственных дел свою сестру и закончил период "троевластия". Софью сослали в монастырь и повелели находиться там до скончания дней.
Но царевна не могла отказаться от идеи вернуть себе власть. Несколько раз она пыталась поднять бунты и восстания с помощью верных ей стрельцов. Каждый раз Петр, не испытывавший к ним симпатии и доверия, твердой рукой пресекал все попытки бунта. Зачинщиков показательно казнили на площади.
В итоге возле монастыря была поставлена царская охрана, не допускающая к царевне посетителей. Царевна Софья умерла в возрасте пятидесяти лет, так и не смирившись со своей участью отставной правительницы России.
www.syl.ru
Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. Крамской писал Репину, когда этот холст прибыл на очередную Передвижную выставку: «Я очень был тронут Вашей картиной. После «Бурлаков» это наиболее значительное произведение. Даже больше – я думаю, что эта картина еще лучше. Софья производит впечатление запертой в клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории. Право, спасибо Вам. Ваша вещь, где хотите, была бы первой».Год, целый год провела эта «тигрица» в заключении, более того – в монастыре. Ее еще не постригли в монахини – парчовый, расшитый драгоценными каменьями парадный наряд «правительницы» видит зритель. Но волосы ее распущены по плечам – будто вот-вот коснутся их ножницы пострига. За окном, перегороженным кованой тюремной решеткой, стоит виселица, на ней – тело повешенного стрельца… В келье, кроме застывшей в исступлении Софьи, еще только девочка-служка в черной высокой шапочке. Со страхом, с изумлением глядит дитя на кровавую «тигрицу». Вся прочая прислуга Софьи или изувечена на дыбе, или умерла под пыткой. Репин написал одиночество властолюбия, не останавливающегося перед кровью человеческой, перед жертвами и муками других. Поглядите на темно-красный ковер в келье Софьи, ведь это кровь человеческая… Живописец Репин – тончайший виртуоз – написал отражение платья царевны в ковре так, будто его дает густая плотная жидкость, а не мягкий ворс. Здесь впервые звучат репинские красные тона: алый и более густой – пунцово-коричневый. Мастер дает его рядом с черным цветом. Илья Ефимович научился использовать прозрачный копайский бальзам, придающий масляным краскам особую нежность. Он создает живописное целое своего холста, «сплетая» оттенки цвета, как ковровщик – тончайшие нити. В дате, входящей в название картины, И.Е.Репин допустил неточность. Царевна Софья (1657-1704) была заточена в Новодевичий монастырь 6 сентября 1689. На следующий день, 7 сентября, издан указ об исключении царевны Софьи из "Титула"; таким образом, она официально перестала быть правительницей. Через год после ее заточения, то есть в 1690, раскрыт заговор сторонников Софьи против Петра. Именно тогда последовала расправа и казнь ее сторонников и "всей ее прислуги". По приказу Петра перед окнами кельи Софьи было повешено 195 стрельцов. 21 сентября 1698 (этот год стоит в названии картины) царевна Софья по решению Петра была пострижена в монахини, став инокиней Сусанной. Скончалась Софья 3 июня 1704, "а от рождения ей было 46 лет и 9 месяцев и 16 дней". На выставке "Репин. 1891. С.-Петербург" экспонировались три живописных этюда для головы царевны Софьи: № 187 - "К царевне Софии (Е.И.Бларамберг- Ардов)";№ 188 -"Голова к царевне Софии"; № 189 - "№ 2, тоже". Для одного из них позировала Е.И.Бларамберг-Апрелева (литературный псевдоним - Ардов), для другого - " молодая толстая домашняя портниха, жившая во дворе, во флигеле" дома Репиных в Трубном переулке в Москве. О третьем живописном этюде сведений не имеется. В воспоминаниях дочери художника Веры Ильиничны есть свидетельство о том, как приезжала в дом Репиных Е.И.Бларамберг-Апрелева позировать для картины: "Она распускала свои чудные, длинные волосы и позволяла мне трогать их и путать, а я воображала, что плету косы". Кроме живописных, Репин исполнил графический этюд с В.С.Серовой, матери художника В.А.Серова, опубликованный в журнале " Нива" (1914, № 29). Местонахождение этюдов неизвестно. По воспоминаниям В.И.Репиной, платье для "правительницы Софьи" специально шилось на квартире Репина: "Для нее шился из серебряной парчи сарафан с откидными рукавами, длинными, в девять аршин, кисейными рукавами с золотой ниткой... а рукав собирался мелкою оборочкой". В Музее-усадьбе " Пенаты" хранится круглый парчовый воротник, являвшийся частью костюма Софьи. Приступая к работе над картиной, Репин обращался не только к историческим источникам, но изучал и зарисовывал исторические раритеты, хранившиеся в Оружейной палате Московского Кремля, директором которой был историк С.М.Соловьев. В воспоминаниях о В.С.Соловьеве Репин рассказывает и об эпизодах, связанных с отцом философа, и о его помощи при работе над картиной. Живописные этюды для картины находятся в частных собраниях. Графические 1878 года - в ГТГ и в ГРМ, акварельный - в Музее личных коллекций ГМИИ. И.С.Зильберштейн упоминает о двух альбомах, заполненных рисунками к "Софье", при жизни Репина хранившихся в "Пенатах". В настоящее время из этих альбомов известны единичные разрозненные листы. |
super-vostok135.narod.ru
Приложение 2 Картина И. Е. Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре в 1698 году»
Приложение 1.2Картина И.Е.Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре в 1698 году». Слово учителя В !876 году И.Е.Репин едет в Москву и посещает Новодевичий монастырь.
Трагическая судьба и исключительная личность Софьи захватили внимание
художника. Именно здесь у нег возникло желание написать картину, которая была
закончена через три года. Перед созданием картины Репин внимательно ознакомился с
историческими исследованиями этого кровавого времен стрелецких восстаний.
Памятники материальной культуры ХVII века он изучал в Оружейной палате
Московского Кремля. Создавая образ царевны , Репин скопировал портрет Софьи,
изучил ее сходство с внешностью ПетраI . Подготовил три этюда для головы Софьи.
Ему позировала Елена Ивановна Блаламберг – Апрелева, сестра известного
Композитора, он сделал набросок с матери художника В.Серова, где нашел
нужное ему выражение глаз.
Последней моделью была домашняя портниха.
Ученик
В облике Софьи Репин подчеркнул состояние бешенства . Гневный взгляд,
разметавшиеся волосы , крепко сжатые сложенные руки. Эта властная женщина,
разъяренная как тигрица, как бы заперта в клетку .Высокая , мощная фигура , одетая в белый опашень, контрастна со стоящей в глубине кельи маленькой , пришибленной с испуганным личиком фигурке послушницы в черном. Этим контрастом художник хочет дать почувствовать характер не смирившейся Софьи. В ее деспотическом лице чувствуется огромная энергия. За плотно сжатыми губами точно застыл крик. Она вся кипит, но податься ей некуда. Кругом тьма кельи, только красные огни свечей и лампад перед иконами. За окном с решетками видна голова повешенного стрельца, сторонника царевны. Сто девяносто пять стрельцов было повешено около монастыря, трое – около окон кельи.
Мрачные краски кельи подобно гробу, в котором она как бы заживо погребена. Так
световыми решениями художник выявляет трагическое безнадежное положение Софьи.
Красив колорит картины. Белое парчовое платье рельефно выделяется на темном фоне
кельи и красном сукне, застилающим пол. Темная глубина расцвечена огнями свечей и
лампад молельни, золотом окладов, отсветами вечерних огней.
На столе – великолепно написанный натюрморт: не женские рукоделия, не
молитвенные принадлежности, а книги, чернильница, перья, выявляющие
занятия деятельного и образованного человека.
Историческую тему Репин в своей картине показал как психологическую драму.
Художник показал не только гневную , не сломленную Софью, но так же своеобразие и
жестокие нравы эпохи. Литературный портрет Софьи Алексеевны
«….Она вошла стремительно, распахнулись полы ее летника, не застегнутого на ее
полной груди, разлетелись красные ленты рогатого венца. Под белилами и румянами на
некрасивом лице ее проступили пятна. Царевна была широка в кости, коренастая,
крепкая ,с большой головой. Выпуклый лоб, зеленоватые глаза, сжатый рот казались не
девичьим ,- мужскими».
А.Толстой , роман «Петр I»
И.Е.Репин Царевна Софья в Новодевичьем монастыре в 1698 год .
mognovse.ru