Самые скандальные произведения искусства (Часть1). Картина происхождение мира


Самые скандальные произведения искусства (Часть1) — 5 Республика

Константин Бранкузи как-то сказал: «Объекты искусства — это зеркала, через которые каждый видит то, на что похож он сам». Сам же он специализировался на скульптурах с мягкими линиями: ласточки, голова Будды, поцелуй, отполированный до блеска член. Сложно сказать, на что из этого похож зритель, но его объекты отклик в душе находят — это факт.

Представляем вам 7 признанных шедевров, которые в свое время чуть не довели публику до сердечного приступа:

Mane.-Zavtrak-na-trave.-1863

«Завтрак на траве» (1863), Эдуард Мане

15 мая 1883 года в Париже прошла альтернативная выставка – «Салон отверженных». Около 3000 работ из 5000 были завернуты комиссией Парижской Академии Изящных искусств. Среди недооцененных оказался и Мане. Вдохновленный «Сельским концертом» Тициана и «Судом Париса» Рафаэля, он тоже решил изобразить бытовую сценку — завтрак двух джентельменов и дам, на одной из которых критический минимум одежды.Оказалось, что все, что смущало критиков в полотне — это голая женщина. Да и публика «Салона отверженных» отреагировала на картину неоднозначно. Говорят, что мужчины быстренько спроваживали своих жен подальше от картины, чтобы потом вернуться и поглазеть на полотном самим.Сначала картина была названа «Le Bain» (Купание). Наверное, надо было Мане это название и оставить. Тогда, может, понятнее было бы, почему на даме так мало одежды. Но позже, когда стало ясно, что скандала не избежать, Мане пошутил – «Да тут пикник на четверых», что позже и трансформировалось в название.Увидеть полотно можно в Музее Орсэ.

manet_-_olympia

«Венера Урбинская»(1538) Тициана и «Олимпия»(1863) Эдуарда Мане

И снова Мане. Ну, не вдохновляли его цветы и животные, зато поразила Тицианова «Венера Урбинская», которая тоже в свое время вызвала скандал. Нагая женщина, лежащая на белых простынях — аллегория чистоты — стопроцентное попадание в яблочко эпохи. Распущенные волосы (свадебная прическа венецианских девушек эпохи Возрождения), собака (символ верности),свадебные сундуки и горничная, занятая своим делом — символы семейной жизни. Если бы всё было так однозначно… Букет роз в правой руке Венеры мог быть истолкован как символ сексуальности, собака могла иллюстрировать похоть, а жест руки и призывный взгляд могли бы служить приглашением куртизанки к любовным утехам.

Героиня картины Мане тоже не напоминает целомудренную скромницу. «Олимпия» вызвала еще больший скандал, чем «Завтрак на траве». Ее откровенная беззаботность, прямой взгляд на зрителя, вытянутые ноги — девушку можно с легкостью можно принять за женщину легкого поведения, которая лежит на роскошной кровати в ожидании мужчины. Собственно, и эта работа Мане, что совсем не удивительно, не была принята на вставку в Салон.Музей Орсэ, Париж

monde-et-guerre

«Происхождение мира»(1866), Густав Курбе и «Происхождение войны»(1989), Орлан

В 2015 году Facebook снова накладывает запрет на распространение картины Густава Курбе. В течение 125 лет «Происхождение мира» восхищает частных коллекционеров, собирателей эротических полотен. Сюжет картины незамысловатый: женское лоно крупным планом. Мы не видим ни головы, ни ног, но видим живот, бедра и грудь; женщина, скорее всего, лежит на кровати. После полотен Мане, это — первое столь откровенное изображение женской наготы и природного естества своей эпохи. Публика увидела картину лишь в 1991 году в Музее Курбе в Орнане. Но скандал вокруг полотна разразился одновременно с выходом книги Жака Энрика «Бесконечное поклонение» с «Происхождением мира» на обложке. Полиция попыталась сделать все, чтобы изъять экземпляры из продажи. Само полотно нашло приют в музее Орсэ. К нему был представлен охранник, чтобы предотвращать слишком бурную реакцию зрителей.Три года назад французский коллекционер, пожелавший остаться неизвестным, приобрел в одном из парижских антикварных магазинов портрет. На нем изображена темноволосая женщина с запрокинутой головой. Картина досталась ему за символические 1400 евро, но художественное чутье подсказывало, что полотно может стоить гораздо больше.Возникла мысль,что оно может принадлежать кисти Курбе. Коллекционер отнес ее автору каталога работ художника Жану-Жаку Фернье. Вначале тот отмел мысль о том, что перед ним — верхняя часть «Происхождения мира», однако после более тщательного исследования заключил , что портрет темноволосый дамы действительно мог быть верхом скандальной работы Курбе.

А полотно продолжало вдохновлять.Художник-феминистка Орлан попыталась в 1989 году изменить статус женского тела, возведенного в культ, и открыть публике мужскую наготу. И правда, обнаженных женщин не изображал только ленивый, и это тем более странно, ведь во все времена в Академиях натурщиками были в основном мужчины. Вот и решила Орлан наконец-то изобразить на картине мужской половой орган крупным планом. Опять вышел скандал.

EdgarDegas_LittleDancerofFourteenYears_1881

«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица»(1880), Эдгар Дега

Маленькие артисты Парижской Оперы всегда были символами грации и элегантности, и отличались от остальных «мирских ребятишек». Какая муха укусила Дега, когда он лепил из воска заготовку для бронзовой девочки с «порочной» полуулыбкой в балетной пачке и с широкой лентой? Любопытствующей публике одного взгляда достаточно, чтобыы понять, что под одеждой у маленьких балерин ничего не было. Художник напомнил зрителю об устоявшейся системе, в которой у юных танцовщиц имелись богатые покровители. Незатейливая художественная провокация обличала лицемерие в обществе того времени.Скульптура находится в Музее Орсэ

duchamp-fontaine

«Фонтан» (1917) Марселя Дюшампа

Можно ли считать гениальным этот выплеск иронии, что представил в Нью-Йорке на суд общества Марсель Дюшамп, ярчайший представитель дадаизма? Писсуар из простого белого фарфора с подписью R.Mutt — псевдонимом артиста — должен был быть оценен вырванным из контекста, без связи с именем создателя. Объект повседневной жизни, использующийся для справления нужды — что может быть более тривиальным?«Шедевр» копировали все кому не лень, включая самого Дюшампа. Однако не пытайтесь найти оригинал, он исчез. К слову, многие критики называют писсуар «самым революционным» шедевром 20 века, ставя его даже выше «Авиньонских девиц» Пикассо.

klein-monochrome

«Белое на белом»(1918), Малевич и «Монохромный синий»(1956), Кляйн

Когда Малевич попытался выставить свою работу в 1918 году, ему тут же отказали, обвинив в том, что он пытается ускорить «смерть искусства». Не поняли социалисты его супрематизм и метафору чистоты и концепт «ничего».

Чуть позже точно так же – в пух и прах – раскритиковали Ива Кляйна. Монохром — чистота, без вкраплений и вмешательства света, в нем легко заблудиться, потому что это высшая степень цвета, его абсолют. Не поняла публика тонкости душевной организации художника. Им даже больше понравился перфоманс, в ходе которого Кляйн возил по полу разрисованных девиц…Полотно Ива Кляйна можно увидеть в Музее Современного искусства в Ницце ( МАМАС) , на одноименной площади

nikki-she

«Она»(1966), Никки Сен-Фалль

Пожалуй, самая известная из работ Ники де Сен-Фалль – гигантская, полая внутри модель лежащей женщины длиной в 28 метров. Посетители входят между ее ног, доходят до кинотеатра на 12 мест, расположенного в левой руке, или небольшого планетария в левой груди.Там же «в теле» гигантской женщины можно устраивать вечеринки и пропустить по бокальчику в баре. Эта скульптура была представлена на выставке в Стокгольмском музее современного искусства и вызвала неоднозначную реакцию публики. Естественно, а что еще можно ожидать от художницы, которую американские журналисты окрестили «Бедовая Джейн искусства».

Можно долго спорить о том, должно ли искусство быть эстетичным и возвышать или же, наоборот, шокировать публику. Современники могут справедливо воскликнуть: «Да что мы там не видели!». Но эти шедевры до сих пор заставляют публику краснеть, увлеченно дискутировать и, так или иначе, не оставляют зрителя равнодушным.

 

← В нажатии кнопки «Нравится» - 0 калорий и много интересного

5respublika.com

Происхождение мира (картина) — википедия фото

На картине изображена покрытая волосами вульва полуобнажённой женщины, которая, раскрыв бёдра, лежит на кровати или софе. Угол зрения выбран так, что лица женщины не видно, видны только её живот и грудь с торчащим соском. Ограничение сцены бёдрами и грудью придаёт особую эротичность полотну.

Натуралистическое изображение женских половых органов ещё сильнее подчёркивается мягкими линиями шелковистой материи, обрамляющей обнажённое женское тело, которая укрывает его и одновременно снимает с него этот покров. Коричневый фон полотна контрастирует с белой блестящей женской кожей. Раздвинутые округлые бёдра выражают сексуальное желание.

Во время написания картины любимой натурщицей Курбе была Джоанна Хиффернан (Джо). Её возлюбленным в то время был Джеймс Уистлер, американский живописец и ученик Курбе.

Курбе написал в 1866 году ещё одно полотно — «Прекрасная ирландка (Портрет Джо)», на котором изображена Джоанна Хиффернан. В течение своей жизни Курбе написал четыре портрета Джо. Она, вероятно, была моделью и для «Происхождения мира», что может объяснить внезапный и бурный разрыв отношений между Курбе и Уистлером. Несмотря на разницу в цвете рыжих волос Джо и чёрных волос вульвы натурщицы на картине, основной считается гипотеза о том, что Джо и являлась натурщицей.

Существует версия, что картина была заказана Халил-Беем[en], турецким дипломатом, бывшим послом Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге, который жил в то время в Париже. Сент-Бев познакомил его с Курбе и Халил-Бей заказал картину для пополнения своего собрания эротической живописи, которая уже включала «Турецкую баню» и «Спящих», для которой, как полагают, Хиффернан была одной из натурщиц. После банкротства он продаёт свою коллекцию. С этого начинается полная приключений одиссея полотна.

В 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмон де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привёз его в Будапешт. Там оно оставалось до конца Второй мировой войны. Потом полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции.

В 1955 году психоаналитик Жак Лакан приобрёл оригинал у неизвестного продавца. Он и его жена, актриса Сильви Батай[en], повесили его в своём загородном доме. Но даже там оно было скрыто от посторонних взглядов: Лакан попросил своего сводного брата Андре Массона сделать для него сдвигаемую двойную раму, где впереди висело другое полотно. Массон написал пейзаж, который в точности повторял контуры оригинала. Чтобы ещё более подчеркнуть сюрреализм ситуации, второе полотно тоже было названо «Происхождение мира».

После смерти Лакана в 1981 году министр финансов Франции согласился передать картину музею Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988[2] году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке. Картина экспонируется под пуленепробиваемым стеклом под присмотром охранника[2].

Во Франции в начале 2013 года было объявлено, что коллекционер-любитель, возможно, обнаружил в одном из парижских антикварных магазинов ту часть картины, на которой изображена голова натурщицы[3][4]. Было высказано предположение, что художник первоначально изобразил всю фигуру модели вместе с головой, но потом посчитал, что выставлять картину в таком виде рискованно, и поэтому отделил от картины фрагмент с изображением головы, чтобы, предположительно, избежать возможных неприятностей для натурщицы, которая, скорее всего, была любовницей Курбе[5]. Однако эксперты музея Орсе отвергли гипотезу о том, что картина была разрезана на две части[6], и квалифицировали её как «надуманную»[7]. Формат данной картины 46 × 55 см являлся стандартным во времена Курбе, который сам часто пользовался такими холстами. Более того, расположение головы на вновь найденной картине не соответствует картине Курбе[8].

org-wikipediya.ru

Происхождение мира (картина) - это... Что такое Происхождение мира (картина)?

«Происхождение мира» (фр. l'Origine du monde, 1866) — картина Гюстава Курбе.

Сюжет

На картине изображена покрытая волосами вульва полуобнаженной женщины, которая раскрыв бедра лежит на кровати или софе.

Угол зрения выбран так, что лица женщины не видно, видны только её живот и грудь с торчащим соском. Ограничение сцены бедрами и грудью придает особую эротичность полотну, а торчащий сосок и покрасневшие половые губы заставляют предполагать, что женщина незадолго до этого вступала в половой контакт.

Натуралистическое изображение женских половых органов ещё сильнее подчеркивается мягкими линиями шелковистой материи, обрамляющей обнаженное женское тело, которая укрывает его и одновременно снимает с него этот покров. Коричневый фон полотна контрастирует с белой блестящей женской кожей. Раздвинутые округлые бедра выражают сексуальное желание и готовность отдаться. Это центр композиции полотна, приковывающий внимание зрителя.

Идентификация натурщицы

Во время написания картины любимой натурщицей Курбе была Джоанна Хиффернан (Джо). Её возлюбленным в то время был Джеймс Уистлер, американский живописец и ученик Курбе.

Курбе написал в 1866 году ещё одно полотно — «Прекрасная ирландка (Портрет Джо)», на котором изображена Джоанна Хиффернан. В течение своей жизни Курбе написал четыре портрета Джо. Она, вероятно, была моделью и для «Происхождения мира», что может объяснить внезапный и бурный разрыв отношений между Курбе и Уистлером. Несмотря на разницу в цвете рыжих волос Джо и чёрных волос вульвы натурщицы на картине, основной считается гипотеза о том, что Джо и являлась натурщицей.

Тайные владельцы

Существует версия, что картина была заказана Халил-Беем, турецким дипломатом, бывшим послом Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге, который жил в то время в Париже. Сент-Бев познакомил его с Курбе, и Халил-Бей заказал картину для пополнения своего собрания эротической живописи, которая уже включала «Турецкую баню» и «Спящих», для которой, как полагают, Хиффернан была одной из натурщиц. После банкротства он продает свою коллекцию. С этого начинается полная приключений одиссея полотна.

В 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмон де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привёз его в Будапешт. Там оно оставалось до конца Второй мировой войны. Потом полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции.

В музее Орсе

В 1955 году психоаналитик Жак Лакан приобрёл оригинал у неизвестного продавца. Он и его жена, актриса Сильви Батай, повесили его в своём загородном доме. Но даже там оно было скрыто от посторонних взглядов: Лакан попросил своего сводного брата Андре Массона сделать для него сдвигаемую двойную раму, где впереди висело другое полотно. Массон написал пейзаж, который в точности повторял контуры оригинала. Чтобы ещё более подчеркнуть сюрреализм ситуации, второе полотно тоже было названо «Происхождение мира».

После смерти Лакана в 1981 министр финансов Франции согласился передать картину музею Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988 году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке.

Символика

«Происхождение мира» указывает на двойную природу женского полового органа: с одной стороны, объект сексуального желания и место входа при совокуплении, с другой стороны, место выхода при рождении, откуда ребёнок впервые видит мир, в который он попадает. Женские гениталии осмысляются как место зарождения людей, делающее возможным познание мира. В переносном смысле картина символизирует Происхождение существа, облика и восприятия человеческого мира.[источник?]

Интересные факты

  • Картина более 120 лет не выставлялась напоказ широкой публике
  • Картина и сегодня, несмотря на изменение моральных стандартов с 1866 года, остаётся провокационной. В музее Орсе к картине приставлен охранник, чтобы предотвращать бурную реакцию публики.

Картины из коллекции Халил-Бея

Литература

  • Savatier Th. L’origine du monde: histoire d’un tableau de Gustave Courbet. Paris: Bartillat, 2006

Ссылки

dic.academic.ru

Происхождение мира (картина) — Википедия

«Происхождение мира» (фр. l'Origine du monde, 1866) — картина художника-реалиста Гюстава Курбе, которая долгое время воспринималась как художественная провокация[1] и более 120 лет не выставлялась напоказ.

На картине изображена покрытая волосами вульва полуобнажённой женщины, которая, раскрыв бёдра, лежит на кровати или софе. Угол зрения выбран так, что лица женщины не видно, видны только её живот и грудь с торчащим соском. Ограничение сцены бёдрами и грудью придаёт особую эротичность полотну.

Натуралистическое изображение женских половых органов ещё сильнее подчёркивается мягкими линиями шелковистой материи, обрамляющей обнажённое женское тело, которая укрывает его и одновременно снимает с него этот покров. Коричневый фон полотна контрастирует с белой блестящей женской кожей. Раздвинутые округлые бёдра выражают сексуальное желание.

Во время написания картины любимой натурщицей Курбе была Джоанна Хиффернан (Джо). Её возлюбленным в то время был Джеймс Уистлер, американский живописец и ученик Курбе.

Курбе написал в 1866 году ещё одно полотно — «Прекрасная ирландка (Портрет Джо)», на котором изображена Джоанна Хиффернан. В течение своей жизни Курбе написал четыре портрета Джо. Она, вероятно, была моделью и для «Происхождения мира», что может объяснить внезапный и бурный разрыв отношений между Курбе и Уистлером. Несмотря на разницу в цвете рыжих волос Джо и чёрных волос вульвы натурщицы на картине, основной считается гипотеза о том, что Джо и являлась натурщицей.

Существует версия, что картина была заказана Халил-Беем[en], турецким дипломатом, бывшим послом Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге, который жил в то время в Париже. Сент-Бев познакомил его с Курбе и Халил-Бей заказал картину для пополнения своего собрания эротической живописи, которая уже включала «Турецкую баню» и «Спящих», для которой, как полагают, Хиффернан была одной из натурщиц. После банкротства он продаёт свою коллекцию. С этого начинается полная приключений одиссея полотна.

В 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмон де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привёз его в Будапешт. Там оно оставалось до конца Второй мировой войны. Потом полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции.

В 1955 году психоаналитик Жак Лакан приобрёл оригинал у неизвестного продавца. Он и его жена, актриса Сильви Батай[en], повесили его в своём загородном доме. Но даже там оно было скрыто от посторонних взглядов: Лакан попросил своего сводного брата Андре Массона сделать для него сдвигаемую двойную раму, где впереди висело другое полотно. Массон написал пейзаж, который в точности повторял контуры оригинала. Чтобы ещё более подчеркнуть сюрреализм ситуации, второе полотно тоже было названо «Происхождение мира».

После смерти Лакана в 1981 году министр финансов Франции согласился передать картину музею Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988[2] году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке. Картина экспонируется под пуленепробиваемым стеклом под присмотром охранника[2].

Во Франции в начале 2013 года было объявлено, что коллекционер-любитель, возможно, обнаружил в одном из парижских антикварных магазинов ту часть картины, на которой изображена голова натурщицы[3][4]. Было высказано предположение, что художник первоначально изобразил всю фигуру модели вместе с головой, но потом посчитал, что выставлять картину в таком виде рискованно, и поэтому отделил от картины фрагмент с изображением головы, чтобы, предположительно, избежать возможных неприятностей для натурщицы, которая, скорее всего, была любовницей Курбе[5]. Однако эксперты музея Орсе отвергли гипотезу о том, что картина была разрезана на две части[6], и квалифицировали её как «надуманную»[7]. Формат данной картины 46 × 55 см являлся стандартным во времена Курбе, который сам часто пользовался такими холстами. Более того, расположение головы на вновь найденной картине не соответствует картине Курбе[8].

  • Savatier Th. L’origine du monde: histoire d’un tableau de Gustave Courbet. Paris: Bartillat, 2006

ru.wikiyy.com

Происхождение мира (картина) Википедия

«Происхождение мира» (фр. l'Origine du monde, 1866) — картина художника-реалиста Гюстава Курбе, которая долгое время воспринималась как художественная провокация[1] и более 120 лет не выставлялась напоказ.

Сюжет

На картине изображена покрытая волосами вульва полуобнажённой женщины, которая, раскрыв бёдра, лежит на кровати или софе. Угол зрения выбран так, что лица женщины не видно, видны только её живот и грудь с торчащим соском. Ограничение сцены бёдрами и грудью придаёт особую эротичность полотну.

Натуралистическое изображение женских половых органов ещё сильнее подчёркивается мягкими линиями шелковистой материи, обрамляющей обнажённое женское тело, которая укрывает его и одновременно снимает с него этот покров. Коричневый фон полотна контрастирует с белой блестящей женской кожей. Раздвинутые округлые бёдра выражают сексуальное желание.

Идентификация натурщицы

Во время написания картины любимой натурщицей Курбе была Джоанна Хиффернан (Джо). Её возлюбленным в то время был Джеймс Уистлер, американский живописец и ученик Курбе.

Курбе написал в 1866 году ещё одно полотно — «Прекрасная ирландка (Портрет Джо)», на котором изображена Джоанна Хиффернан. В течение своей жизни Курбе написал четыре портрета Джо. Она, вероятно, была моделью и для «Происхождения мира», что может объяснить внезапный и бурный разрыв отношений между Курбе и Уистлером. Несмотря на разницу в цвете рыжих волос Джо и чёрных волос вульвы натурщицы на картине, основной считается гипотеза о том, что Джо и являлась натурщицей.

Тайные владельцы

Существует версия, что картина была заказана Халил-Беем[en], турецким дипломатом, бывшим послом Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге, который жил в то время в Париже. Сент-Бев познакомил его с Курбе и Халил-Бей заказал картину для пополнения своего собрания эротической живописи, которая уже включала «Турецкую баню» и «Спящих», для которой, как полагают, Хиффернан была одной из натурщиц. После банкротства он продаёт свою коллекцию. С этого начинается полная приключений одиссея полотна.

В 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмон де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привёз его в Будапешт. Там оно оставалось до конца Второй мировой войны. Потом полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции.

В 1955 году психоаналитик Жак Лакан приобрёл оригинал у неизвестного продавца. Он и его жена, актриса Сильви Батай[en], повесили его в своём загородном доме. Но даже там оно было скрыто от посторонних взглядов: Лакан попросил своего сводного брата Андре Массона сделать для него сдвигаемую двойную раму, где впереди висело другое полотно. Массон написал пейзаж, который в точности повторял контуры оригинала. Чтобы ещё более подчеркнуть сюрреализм ситуации, второе полотно тоже было названо «Происхождение мира».

После смерти Лакана в 1981 году министр финансов Франции согласился передать картину музею Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988[2] году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке. Картина экспонируется под пуленепробиваемым стеклом под присмотром охранника[2].

Во Франции в начале 2013 года было объявлено, что коллекционер-любитель, возможно, обнаружил в одном из парижских антикварных магазинов ту часть картины, на которой изображена голова натурщицы[3][4]. Было высказано предположение, что художник первоначально изобразил всю фигуру модели вместе с головой, но потом посчитал, что выставлять картину в таком виде рискованно, и поэтому отделил от картины фрагмент с изображением головы, чтобы, предположительно, избежать возможных неприятностей для натурщицы, которая, скорее всего, была любовницей Курбе[5]. Однако эксперты музея Орсе отвергли гипотезу о том, что картина была разрезана на две части[6], и квалифицировали её как «надуманную»[7]. Формат данной картины 46 × 55 см являлся стандартным во времена Курбе, который сам часто пользовался такими холстами. Более того, расположение головы на вновь найденной картине не соответствует картине Курбе[8].

Примечания

Литература

  • Savatier Th. L’origine du monde: histoire d’un tableau de Gustave Courbet. Paris: Bartillat, 2006

Ссылки

wikiredia.ru

Это очень знаменитая картина. «Происхождение мира» Гюста́ва Курбе́ 1866 год

Чтобы вы не думали ничего неприличного, перед вами полотно, принадлежащее кисти художника–реалиста Гюстава Курбе, которая долгое время воспринималась как художественная провокация и более 120 лет не выставлялась напоказ. Ведь весь народ, все население нашего земного шара интересует только одна картина Курбе, некоторые даже фотографируются на ее фоне -это «Происхождение мира» (фр. l’Origine du monde, 1866)

Существует версия, что картина была заказана Халил–Беем, турецким дипломатом, бывшим послом Оттоманской империи в Афинах и Санкт–Петербурге, который жил в то время в Париже. Сент–Бев познакомил его с Курбе, и Халил–Бей заказал картину для пополнения своего собрания эротической живописи, которая уже включала «Турецкую баню» и «Спящих». После банкротства он продаёт свою коллекцию. С этого начинается полная приключений одиссея полотна.

В 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмон де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма–младшего в Париже и привёз его в Будапешт. Там оно оставалось до конца Второй мировой войны. Потом полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции.

 

 

 

c0055210_8502954В 1955 году психоаналитик Жак Лакан приобрёл оригинал у неизвестного продавца. Он и его жена, актриса Сильви Батай, повесили его в своём загородном доме. Но даже там оно было скрыто от посторонних взглядов: Лакан попросил своего сводного брата Андре Массона сделать для него сдвигаемую двойную раму, где впереди висело другое полотно. Массон написал пейзаж, который в точности повторял контуры оригинала. Чтобы ещё более подчеркнуть сюрреализм ситуации, второе полотно тоже было названо «Происхождение мира».

После смерти Лакана в 1981 году министр финансов Франции согласился передать картину музею Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988 году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью–Йорке.

moimir.org

Происхождение мира (картина) - Gpedia, Your Encyclopedia

«Происхождение мира» (фр. l'Origine du monde, 1866) — картина художника-реалиста Гюстава Курбе, которая долгое время воспринималась как художественная провокация[1] и более 120 лет не выставлялась напоказ.

Сюжет

На картине изображена покрытая волосами вульва полуобнажённой женщины, которая, раскрыв бёдра, лежит на кровати или софе. Угол зрения выбран так, что лица женщины не видно, видны только её живот и грудь с торчащим соском. Ограничение сцены бёдрами и грудью придаёт особую эротичность полотну.

Натуралистическое изображение женских половых органов ещё сильнее подчёркивается мягкими линиями шелковистой материи, обрамляющей обнажённое женское тело, которая укрывает его и одновременно снимает с него этот покров. Коричневый фон полотна контрастирует с белой блестящей женской кожей. Раздвинутые округлые бёдра выражают сексуальное желание.

Идентификация натурщицы

Во время написания картины любимой натурщицей Курбе была Джоанна Хиффернан (Джо). Её возлюбленным в то время был Джеймс Уистлер, американский живописец и ученик Курбе.

Курбе написал в 1866 году ещё одно полотно — «Прекрасная ирландка (Портрет Джо)», на котором изображена Джоанна Хиффернан. В течение своей жизни Курбе написал четыре портрета Джо. Она, вероятно, была моделью и для «Происхождения мира», что может объяснить внезапный и бурный разрыв отношений между Курбе и Уистлером. Несмотря на разницу в цвете рыжих волос Джо и чёрных волос вульвы натурщицы на картине, основной считается гипотеза о том, что Джо и являлась натурщицей.

Тайные владельцы

Существует версия, что картина была заказана Халил-Беем[en], турецким дипломатом, бывшим послом Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге, который жил в то время в Париже. Сент-Бев познакомил его с Курбе и Халил-Бей заказал картину для пополнения своего собрания эротической живописи, которая уже включала «Турецкую баню» и «Спящих», для которой, как полагают, Хиффернан была одной из натурщиц. После банкротства он продаёт свою коллекцию. С этого начинается полная приключений одиссея полотна.

В 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмон де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привёз его в Будапешт. Там оно оставалось до конца Второй мировой войны. Потом полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции.

В 1955 году психоаналитик Жак Лакан приобрёл оригинал у неизвестного продавца. Он и его жена, актриса Сильви Батай[en], повесили его в своём загородном доме. Но даже там оно было скрыто от посторонних взглядов: Лакан попросил своего сводного брата Андре Массона сделать для него сдвигаемую двойную раму, где впереди висело другое полотно. Массон написал пейзаж, который в точности повторял контуры оригинала. Чтобы ещё более подчеркнуть сюрреализм ситуации, второе полотно тоже было названо «Происхождение мира».

После смерти Лакана в 1981 году министр финансов Франции согласился передать картину музею Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988[2] году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке. Картина экспонируется под пуленепробиваемым стеклом под присмотром охранника[2].

Во Франции в начале 2013 года было объявлено, что коллекционер-любитель, возможно, обнаружил в одном из парижских антикварных магазинов ту часть картины, на которой изображена голова натурщицы[3][4]. Было высказано предположение, что художник первоначально изобразил всю фигуру модели вместе с головой, но потом посчитал, что выставлять картину в таком виде рискованно, и поэтому отделил от картины фрагмент с изображением головы, чтобы, предположительно, избежать возможных неприятностей для натурщицы, которая, скорее всего, была любовницей Курбе[5]. Однако эксперты музея Орсе отвергли гипотезу о том, что картина была разрезана на две части[6], и квалифицировали её как «надуманную»[7]. Формат данной картины 46 × 55 см являлся стандартным во времена Курбе, который сам часто пользовался такими холстами. Более того, расположение головы на вновь найденной картине не соответствует картине Курбе[8].

Примечания

Литература

  • Savatier Th. L’origine du monde: histoire d’un tableau de Gustave Courbet. Paris: Bartillat, 2006

Ссылки

www.gpedia.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта