Сочинение по картине А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Оборона севастополя картина
Видным деятелям искусства во время Великой Отечественной войны давали бронь. Фашистские войска уже два месяца находились на подступах к Москве, но художник Александр Александрович Дейнека не уехал из столицы, которая жила в суровом и напряженном ритме военного времени. Ушедших на фронт отцов на заводах заменили их сыновья-мальчишки, молодые и старые женщины рыли противотанковые рвы. На подступах к столице велись кровопролитные бои, но вопреки всем опасностям на Красной площади, как всегда, 7 ноября состоялся парад, с которого военные части отправлялись прямо на фронт В феврале 1942 года А. Дейнека вместе со своим другом художником Г. Нисским уехал в район боевых действий под Юхнов. Они мчались на попутных машинах, обгоняя боевую технику и маршевые роты, по земле, только что освобожденной от врага. Повсюду виднелись следы тяжелых сражений, глубокие траншеи, зияющие воронки от бомб и снарядов... По старой привычке А. Дейнека на ходу рисовал быстрыми, меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших и тут же исчезавших явлений. С великой душевной болью заносил он в свой альбом пепелища сожженных деревень, фигуры оставшихся без крова беженцев, замерзшие тела погибших, взорванные железнодорожные составы и мосты... Некоторые наброски были сделаны художником на поле боя — во время или сразу после прорыва вражеских укреплений. Особенно интересовала его атака в ее внезапном и стремительном развитии, а также сама движущаяся фигура бойца в зависимости от различных точек зрения, ракурсов и конкретной фазы атакующего броска. Эти фронтовые графические наброски впоследствии пригодились А. Дейнеке в работе над эпическим полотном «Оборона Севастополя». Вернувшись из-под Юхнова, А. Дейнека побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Совестополя. «Шла тяжелая война, — говорил потом художник о замысле своей картины. — Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил... «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада». В годы войны с особой горечью, как безвозвратно ушедшее детство, вспоминались мирные дни, солнечные брызги на воде, веселые улыбки счастливых людей. Горе севастопольцев стало горем художника, и всю боль своего израненного сердца вложил А. Дейнека в эту одну из своих самых яростных и правдивых картин о Великой Отечественной войне. Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину». А. Дейнека тогда отошел от документального воспроизведения батальных сцен и изобразил на полотне символическую схватку двух непримиримых сил — жизни и смерти, светлых сынов народа и темно-серых вражеских полчищ. ...На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки. Правое дело, за которое сражаются севастопольцы, особенно ярко символизирует фигура матроса на первом плане картины. Эта крупная фигура раненого бойца, бросающего связку гранат, — «нерв» всей картины — была найдена художником уже в первом беглом карандашном наброске. А. Дейнека специально не выбрал какой-нибудь отдельный, единичный эпизод обороны города, ибо намеревался создать образ обобщающий, поднять его до символа народной эпопеи. Может быть, в точности такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных, и художник создал полотно монументально-эпическое, сумев обобщить в нем героику великой войны. Композиция картины построена так, что зрители будто ощущают себя непосредственными участниками боя, как будто они сами являются участниками рукопашной схватки. Потому что это героическое полотно писал не просто освоивший сюжет и владеющий кистью художник, а мастер, до боли сердечной переживший трагедию города, с которым был связан множеством счастливых воспоминаний. На картине крупным планом изображен матрос. В его позе, в том, как он стоит на широко расставленных крепких ногах, в развороте его сильного торса, в крепко держащих связку гранат руках, в решительном лице — во всем чувствуется наивысшее напряжение сил, самоотверженность и готовность даже ценой собственной жизни остановить врага. Для позирования А. Дейнеке нужен был крепкий молодой парень, но ему никак не удавалось найти подходящую мужскую натуру. «Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре, — рассказывал художник. — Одна из моих знакомых спортсменок с подходящими физическими данными согласилась позировать». Так появились наброски для фигуры моряка с гранатами и ряда других персонажей картины. Когда зритель отходит от картины на некоторое расстояние, составляющие ее отдельные части начинают разворачиваться как бы в новом масштабном измерении, приобретают монументальность и особую динамическую выразительность. Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками «мессершмитт» и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба — все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь А. Дейнеки, его ненависть и восхищение. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Например, сдвинув главную фигуру в левый край полотна, А. Дейнека оставил перед ней пространство, которое ему было нужно для свободного полета связки гранат. В центре второго плана картины шеренга моряков, разворачивающаяся от главной фигуры по диагонали в глубь перспективы, идет в штыковую атаку, внизу слева поднимается новая волна атакующих. Сюжетную динамику и напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным светом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо — все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки. В адрес художника не раз раздавались упреки в схематизме образов, в чрезмерной «жесткости» пластических форм. Может быть, действительно, простота образов «Обороны Севастополя» граничит с плакатной публицистикой и многое в картине кажется излишне прямолинейным. Однако простота эта — не упрощение, а отточенный до формулы, до предельной лаконичности художественный прием мастера. Эта особенность произведения А. Дейнеки продиктована его поэтикой, сдвиг пространственных планов, резкое выделение главных героев и второстепенных — все укрупнено и подчинено логике монументального обобщения. |
historylib.org
Сочинение по картине Дейнеки «Оборона Севастополя»
Дейнека Александр Александрович один из замечательных русских художников, который не был в стороне во время Великой Отечественной войны. Он делал то, что умеет лучше всего – творил. Одним из его любимых городов был Севастополь. Увидев фото из газеты, в котором были видны только развалины города, автор понял какие тяжелые бои здесь проходили.
В своем творении «Оборона Севастополя» автор изобразил только последние часы тяжелой обороны. Тогда в бой пошли моряки в своих белоснежных формах. Шли они на верную гибель, так как враг прорвался уже к самой воде, и отступать было некуда. Да и в численности немцы побеждали. На картине даже видно, как один из вражеских танков обходит наших ребят с тыльной стороны.
Зрительно картина делится на две части. Дальний план показывает нам объятый пламенем город. Виднеются только несколько развалин, а то все покрыто большими клубками дыма и огнями пламени. Неба совсем невидно, только черно-красный фон. Этим автор показывал, что происходит, когда враг побеждает. Остаются только руины. И полная противоположность - это первый план картины. Хотя именно здесь автор показал сам бой и как ребята идут на собственную гибель, но именно эта часть картины еще светлая. Темные только формы врагов. А везде где присутствуют моряки, даже плиты изображены еще чистыми и белыми. Этим подчеркивается смелость, патриотизм, жажда к победе нашего народа. Воля для каждого человека это что-то светлое, приятное и радостное. И люди готовы до конца за нее бороться.
Так как время создания картины совпадало с военными действиями, автор никак не мог подобрать подходящего человека для изображения центрального моряка с гранатой. Натурщицей выступила девушка-физкультурница, у которой было подходящее телосложение. Вся картина наводит тоску, грусть, чувство трагизма. Моряки даже в последние минуты жизни пытались как можно больше уничтожить врагов, чтобы их смерть не была напрасной.
Работа над картиной занимала в автора несколько месяцев. Он успел закончить ее к выставке «Великая Отечественная война» в 1942 году. Отнести ее к иллюстрации эпизода военного действия не совсем правильно, так как автор использовал некоторые преображение, но, то, что это одна из самых драматичных картин в русском искусстве никто не сомневается.
Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:
isoch.ru
Оборона Севастополя (картина Дейнеки) - это... Что такое Оборона Севастополя (картина Дейнеки)?
«Оборона Севастополя» (1942 год) — одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. Созданная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, Россия. Картина по праву является одной из самых сильных картин художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году.
История создания
В феврале 1942 года Дейнека вместе со своим другом художником Г. Г. Нисским ездил в район боевых действий под Юхнов.
По возвращении он побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Позднее художник вспоминал:Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада.
Работу над картиной Дейнека начал в конце февраля 1942 года, а закончил к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».
Художественное решение
Картина Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков.
В военное время художник не смог найти мужскую натуру для центральной фигуры, и в конце концов пригласил позировать девушку-спортсменку подходящего телосложения.
Ссылки
biograf.academic.ru
Оборона Севастополя
Скрыть управляющие элементы Битва за КрымБоевые действия советских и немецких войск в Крыму в ходе Великой Отечественной войны.
К концу сентября 1941 года войска нацистской Германии овладели Смоленском и Киевом, блокировали Ленинград. На юго-западном направлении противник также добился значительных успехов: в битве под Уманью и в «киевском котле» были разбиты основные силы Юго-Западного фронта РККА, была занята большая часть Украинской ССР. В середине сентября вермахт вышел на подступы к Крыму.
Крым имел стратегическое значение, как один из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань). Кроме того, Крым был важен как база для авиации. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налётов на нефтепромыслы Румынии, а немцы смогли бы наносить удары по целям на Кавказе. Советское командование понимало важность удержания полуострова и сосредоточило на этом усилия, отказавшись от обороны Одессы.
3 Художественное решениеКартина Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков.
3 История созданияВ феврале 1942 года Дейнека вместе со своим другом художником Г. Г. Нисским ездил в район боевых действий под Юхнов. По возвращении он побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Работу над картиной Дейнека начал в конце февраля 1942 года, а закончил к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года.
3 Оборона СевастополяОдна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. Созданная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Картина по праву является одной из самых сильных в творчестве художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году.
3Александр Александрович Дейнека, «Оборона Севастополя», 1942
0 3389 Переслать другуdiletant.media
Диорама "Севастополь". Героическая оборона Севастополя. Диорама "Севастополь": как добраться
Диорама под названием "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г." является филиалом Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя. Она находится в 12 км от центральной части города.
Как работает Диорама (Севастополь)? Как добраться до нее?
Объект находится на Сапун-горе. Добраться до памятника можно автобусом от Малахова кургана. График работы: ежедневно с 9:00 до 17:00, кроме понедельника. Касса открыта до 16:30. В период с июля по август, когда тысячи туристов едут в Севастополь, Диорама, фото которой представлено в статье, работает без выходных с 9:00 до 17:30. Приобрести билет в кассе можно до 17:00.
События исторической давности
1941-1942 гг. – время, когда проходила героическая оборона Севастополя. Город был освобожден в мае 1944 г. На Сапун-горе развернулись ожесточенные бои. До сих пор это место хранит исторический ландшафт тех событий. Даже сегодня здесь отчетливо различаются следы вырытых солдатами окопов и траншей, долговременных оборонительных точек, глубокие воронки от бомб и снарядов, покрытые зеленью свежей травы. На Сапун-горе нашли свое пристанище многочисленные памятники и обелиски, входящие в состав Мемориального комплекса национального значения, посвященного событиям Великой Отечественной. Первые памятники в честь освободителей Севастополя были установлены здесь военными архитекторами и строителями еще весной 1944 г. По просьбе ветеранов к 15-летнему юбилею со дня освобождения города от гитлеровских захватчиков был создан живописный монумент – диорама. Оборона Севастополя – показатель мужества и отваги советских воинов. Память об этом останется в отечественной истории навсегда.
Создание композиции
Ответственное задание по написанию живописного полотна получила московская студия военных художников им. М.Б. Грекова. Исполнительные работы начались в 1958 г. творческой группой П.Т. Мальцева, в состав которой также входили Н.С. Присекин и Г.И. Марченко. Для создания реалистичного произведения мастера изобразительного искусства встречались с участниками сражений на Сапун-горе, внимательно изучали события тех времен, делали многочисленные наброски, эскизы и зарисовки местности. На создание образного холста размером 5,5 х 25,2 м и переднего предметного плана общей площадью 83 кв. м. художникам потребовалось 7 месяцев.
Диорама (Севастополь) была торжественно открыта 4-го ноября 1959-го г. Она стала первой композицией столь крупного размера, над которой когда-либо ранее работали советские мастера изобразительного искусства. Ее авторы стремились с максимальной полнотой передать реалистичность описываемых событий. Для этого фигуры людей были написаны в натуральный человеческий рост, а передний предметный план составлен из подлинного снаряжения, обмундирования, оружия, частей инженерных сооружений, собранных с поля боя. На полотне диорамы изображены подвиги реальных солдат, участвовавших в защите Севастополя. Чтобы передать их портретное сходство, художники использовали в работе документальные фотографии. Им также позировали натурщики со схожей внешностью или даже сами герои отгремевшей войны.
Мемориальный комплекс
Диорама (Севастополь) размещена в здании на самой вершине Сапун-горы, именно там, где происходили описываемые ею события. С балкона, расположенного на внешней стороне здания, посетителям открывается уже знакомый вид местности, запечатленный художниками на полотне. На первом этаже, до знакомства с живописной композицией, взору посетителей представлена уникальная музейная экспозиция под названием "Севастополь в годы ВОВ".
Рядом со зданием можно увидеть еще одну важную составляющую мемориального комплекса. Здесь посетители увидят открытую экспозицию военной техники, участвовавшей в реальных боях. Диорама (Севастополь) окружена танками, морской и полевой артиллерией, зенитными и самоходными установками, а также знаменитыми гвардейскими минометами "Катюша". Доминантой памятного комплекса "Сапун-гора" считается Обелиск Славы 28-метровой высоты, у подножия которого с 1970 г. непрестанно горит Вечный огонь.
Картина "Оборона Севастополя"
В военное и послевоенное время было создано множество произведений в честь победы над фашизмом, увековечивших память о погибших солдатах. Диорама (Севастополь) является одним из крупнейших мемориальных комплексов, посвященных событиям 1941-1945 годов. Многие художники также изображали на своих полотнах фрагменты той страшной войны.
Выдающийся живописец Александр Александрович Дейнека писал: "Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радость, но и гнев". Именно такими чувствами – глубокой ненавистью и гневом к врагу - дышат его картины "Оборона Севастополя" и "На окраинах Москвы", написанные в период ВОВ. Это является полной противоположностью его раннему творчеству, проникнутому воодушевлением, торжественной радостью за успех советского прогресса техники, верой в здоровый дух в здоровом теле и полным ощущением мира. "Оборона Севастополя" - знаменитое произведение А.А. Дейнеки, написанное в Москве в 1942 г. В настоящее время полотно представлена в русском музее в г. Санкт-Петербурге.
Исторические сведения
Исходя из исторических данных, можно предположить, что на картине А.А. Дейнека изображает события Севастополя осени 1941 г., поскольку именно в этот год в период с 30 октября по 21 ноября гитлеровцами был осуществлен первый штурм города. Сначала бои велись на дальних путях подхода к Севастополю, а со 2 ноября началась атака оборонительной крепости. И поскольку сухопутных войск в городе уже не осталось, защиту Севастополя взяли на себя морская пехота Черноморского флота, отдельные подразделения с использованием огневой поддержки кораблей. В бою принимали участие и береговые батареи.
Изображенные события
За время Великой Отечественной немецкой армией предпринималось 3 попытки взять Севастополь. Последняя битва за этот город завершилась 9 июля 1942 г. И несмотря на то что картина, изображенная А.А. Дейнекой, не является реально достоверной, на набережной г. Севастополя развертывались сотни подобных боев. Автор сумел передать солдатский героизм, изобразив на полотне великий подвиг морских пехотинцев, которые пожертвовали собственной жизнью ради защиты города.
Описание
Создавая полотно "Оборона Севастополя", художник будто повествует зрителям печальную, жестокую историю. В ней он описывает бой, развернувшийся на набережной, в котором советские моряки заслоняют подступ к городу вражескому отряду. Вдали виднеются руины некогда стоявших домов, кругом пылает огонь. На первом плане картины изображен раненый матрос, кидающий связку гранат. Его лицо решительно и бесстрашно, руки резко вытянуты в стороны, ноги широко расставлены. Поза матроса олицетворяет собой всю неприступность, самоотверженность и готовность любой ценой остановить врага. Чтобы придать картине реалистичность, А.А. Дейнека изобразил центральную фигуру солдата со смещением в левый угол, оставив тем самым пространство для полета гранат. Исполненный величия матрос совершает последний отчаянный бросок, придавая всей композиции энергичность и драматизм. Для передачи грозности и напора надвигающихся вражеских войск автор использует специальный прием – торчащие клинковые штыки от винтовок.
Неслучайно художник изображает лежащего фашиста у ног солдата несоразмерно маленьким по сравнению с главным героем картины. Таким образом Дейнека говорит о слабости и беспомощности врага перед лицом Советской армии. Картина "Оборона Севастополя" - это не просто воспроизведение эпизода военных действий, а прежде всего символичный образ столкновения советских богатырей в белоснежных одеждах с темной, практически безликой массой захватчиков. Полотно Дейнеки, как и работы многих других художников, увековечили память о героях ВОВ, принимавших участие в ожесточенных боях и отдавших жизнь за свободу своей страны.
fb.ru
Оборона Севастополя (картина Дейнеки) - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Оборо́на Севасто́поля» (1942 год) — одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. Созданная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Картина по праву является одной из самых сильных в творчестве художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году.
История создания[ | ]
В феврале 1942 года Дейнека вместе со своим другом художником Г. Г. Нисским ездил в район боевых действий под Юхнов.[1] По возвращении он побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Позднее художник вспоминал:[1]
Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада.
Работу над картиной Дейнека начал в конце февраля 1942 года, а закончил к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».[1]
Художественное решение[ | ]
Картина Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков.[1]
В военное время художник не смог найти мужскую натуру для центральной фигуры, и в конце концов пригласил позировать девушку-спортсменку подходящего телосложения, о чём впоследствии писал: «Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре. Одна из моих знакомых спортсменок с подходящими физическими данными согласилась позировать».[1]
Примечания[ | ]
Литература[ | ]
encyclopaedia.bid
Оборона Севастополя (картина Дейнеки) - это... Что такое Оборона Севастополя (картина Дейнеки)?
«Оборона Севастополя» (1942 год) — одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. Созданная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, Россия. Картина по праву является одной из самых сильных картин художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году.
История создания
В феврале 1942 года Дейнека вместе со своим другом художником Г. Г. Нисским ездил в район боевых действий под Юхнов.
По возвращении он побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Позднее художник вспоминал:Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада.
Работу над картиной Дейнека начал в конце февраля 1942 года, а закончил к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».
Художественное решение
Картина Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков.
В военное время художник не смог найти мужскую натуру для центральной фигуры, и в конце концов пригласил позировать девушку-спортсменку подходящего телосложения.
Ссылки
dic.academic.ru