Картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Картина оборона севастополя


О картине "Оборона Севастополя" Александра Дейнеки (и не только)

    Удивительно, что в дни Великой Отечественной войны, да еще в самые тяжелые, тревожные, трагические ее месяцы, рождались не только талантливые пропагандистские произведения, но и настоящие художественные шедевры.    Речь здесь пойдет о знаменитой картине Александра Александровича Дейнеки "Оборона Севастополя", созданной им в 1942 году, и, как было сказано в заглавии поста, не только о ней.

    Зима 1941 - 1942 года была очень жестокой даже в южном Крыму. Но не только из-за холодов, но прежде всего потому, что снег просто почернел от взрывов. Севастополь стоял насмерть, моряки-черноморцы сражались бесстрашно, до последнего...

    Художник А. А. Дейнеко всегда в своем творчестве воспевал людей могучих, которым многое по плечу, и в его картинах неизменно восхищение земными возможностями человека. До войны он не раз бывал в Крыму, любил и знал этот край, рыбачил, любовался Севастополем, дружил с его жителями. Во время Великой Отечественной ему удалось побывать на другом фронте, однако подвиг севастопольцев впечатлил его с особенной силой. Он вчитывался в официальные сводки, распрашивал очевидцев, остальное добавило его воображение.

    Но лучше обратимся к воспоминаниям самого художника.

Автопортрет (1948 г.):

  А. А. Дейнека вспоминал:

  "Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать я все же решил на выставку "Оборону Севастополя", потому что я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам.    Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину.    Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая.Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины".

    Работа так захватила художника, что он завершил ее в несколько месяцев, и осенью 1942 года "Оборона Севастополя" была представлена на московской выставке "Великая Отечественная война".

Для удобства читалелей:

    До Победы далеко. Севастополь в огне. Мы видим очертания города после и во время бомбежек. Моряки отчаянно наступают на вражеские штыки. Они - в белых робах. Против них - "сила темная". Смотря на эту картину, мы верим, что защитники Севастополя непобедимы: бесстрашие порыва ощущается физически. На преднем плане - поверженный враг, он упал лицом на гранит. Картина захватывает темпераментом, динамикой. Она стала символом героики Великой Отечественной войны. Как и песня, звучавшая в те дни:

  "Но бывает, расстается    С кораблем своим моряк, -    Значит, силу краснофлотца    На земле узнает враг!"

    После жестоких боев 9 мая 1944 года, ровно за год по Победы, Севастополь был полностью освобожден от захватчиков, а еще через три дня оккупанты были полностью изгнаны из Крыма.

    Кстати, специально для тех, кто до сих пор считает, что СССР победил нацистскую Германию только лишь потому, что "закидал немцев трупами", привожу факты - цифры потерь сторон во время Крымской стратегической наступательной операции 8 апреля - 12 мая 1944 года:

    Красная Армия потеряла в ходе этой операции 13 тысяч убитыми и 54 тысячи ранеными, то есть в общей сложности - менее 70 тысяч человек (и это еще не учитывая, что многие раненые бойцы остались живы и вернулись в строй). А общие потери немецких и румынских войск превысили 140 тысяч солдат и офицеров (из них около 60 тысяч - пленные). При этом, нужно иметь в виду, что немцы и румыны в Крыму оборонялись, а Красная Армия вела наступление на очень серьезные укрепления и на Перекопе, и на Керчинском полуострове, и севернее Симферополя и Бахчисарая, и особенно, перед Севастополем.    Всем, кто интересуется военной историей, хорошо известно, что "нормальными" потерями для наступающих и обороняющихся является соотношение примерно 3 к 1, не так ли? А теперь еще раз посмотрите на данные потерь сторон при освобождении Крыма.

    Освобождение Крыма в 1944 году было ознаменовано очередным победным салютом в Москве, который с лета 1943 года стал уже привычным признаком приближающейся Победы.

    А "Оборона Севастополя" А. А. Дейнеки навсегда вошла в историю изобразительного искусства, да и в учебники истории ХХ века.    И, я в этом уверен, совершенно заслуженно!

    Да, кстати, Крым - наш (!!!), и это правильно с точки зрения исторической справедливости!

    Благодарю за внимание.    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Описание картины Александра Дейнека «Оборона Севастополя»

Описание картины Александра Дейнека «Оборона Севастополя»

Историческое полотно «Оборона Севастополя» А.А. Дейнека создал в военные годы (Москва, 1942). Сегодня этот шедевр искусства хранится в санкт-петербуржском Русском музее.

Подпочвой для написания картины стали увиденные художником фотоснимки развалин Севастополя. Дейнека долго собирал материалы о городе-герое, делал много набросков и зарисовок, вынашивая свой замысел – показать зрителю трагические события.

Фактически Дейнека стал автором монументального эпического художественного произведения, в котором обобщена героика Великой Отечественной войны. На полотне он запечатлел героизм морской пехоты, солдат, что при обороне Севастополя отдали свою жизнь.

На набережной точится тяжелый бой. Моряки Советской армии перерезают путь вражеским войскам. На заднем плане показано, как рушатся здания, вокруг все полыхает огнем. На передний план автор выводит раненого матроса. В его руках – связка гранат. Стоя в полный рост, моряк пытается ее бросить. Мускулы лица напряглись, солдат широко расставил ноги и отвел руки в стороны. Такая твердая позиция свидетельствует о самоотверженности воина. Он готов к сражению, чувствуется даже его напряженное дыхание.

Чтобы достичь правдивости изображаемого, художник сместил фигуру матроса немного влево. Таким образом создается впечатление, что гранаты вот-вот пролетят оставшимся пространством. Мастерски живописец подошел также к изображению надвигающихся немецких войск. Здесь он использовал своеобразный композиционный прием, показав лишь торчащие винтовки. Сверхдинамики картине придают люди в движении на заднем плане.

Что касается колористики картины, то она построена на контрасте – красное небо и белая форма матросов.

Каких-то временных ограничений в картине не ощущается. Рассматривая ее, зритель невольно становится участником происходящего.

opisanie-kartin.com

ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ Александр Дейнека. 100 великих картин

ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ

Александр Дейнека

Видным деятелям искусства во время Великой Отечественной войны давали бронь. Фашистские войска уже два месяца находились на подступах к Москве, но художник Александр Александрович Дейнека не уехал из столицы, которая жила в суровом и напряженном ритме военного времени. Ушедших на фронт отцов на заводах заменили их сыновья-мальчишки, молодые и старые женщины рыли противотанковые рвы. На подступах к столице велись кровопролитные бои, но вопреки всем опасностям на Красной площади, как всегда, 7 ноября состоялся парад, с которого военные части отправлялись прямо на фронт

В феврале 1942 года А. Дейнека вместе со своим другом художником Г. Нисским уехал в район боевых действий под Юхнов. Они мчались на попутных машинах, обгоняя боевую технику и маршевые роты, по земле, только что освобожденной от врага. Повсюду виднелись следы тяжелых сражений, глубокие траншеи, зияющие воронки от бомб и снарядов... По старой привычке А. Дейнека на ходу рисовал быстрыми, меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших и тут же исчезавших явлений. С великой душевной болью заносил он в свой альбом пепелища сожженных деревень, фигуры оставшихся без крова беженцев, замерзшие тела погибших, взорванные железнодорожные составы и мосты... Некоторые наброски были сделаны художником на поле боя — во время или сразу после прорыва вражеских укреплений. Особенно интересовала его атака в ее внезапном и стремительном развитии, а также сама движущаяся фигура бойца в зависимости от различных точек зрения, ракурсов и конкретной фазы атакующего броска. Эти фронтовые графические наброски впоследствии пригодились А. Дейнеке в работе над эпическим полотном «Оборона Севастополя».

Вернувшись из-под Юхнова, А. Дейнека побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Совестополя. «Шла тяжелая война, — говорил потом художник о замысле своей картины. — Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил... «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада».

В годы войны с особой горечью, как безвозвратно ушедшее детство, вспоминались мирные дни, солнечные брызги на воде, веселые улыбки счастливых людей. Горе севастопольцев стало горем художника, и всю боль своего израненного сердца вложил А. Дейнека в эту одну из своих самых яростных и правдивых картин о Великой Отечественной войне.

Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину». А. Дейнека тогда отошел от документального воспроизведения батальных сцен и изобразил на полотне символическую схватку двух непримиримых сил — жизни и смерти, светлых сынов народа и темно-серых вражеских полчищ.

...На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки. Правое дело, за которое сражаются севастопольцы, особенно ярко символизирует фигура матроса на первом плане картины. Эта крупная фигура раненого бойца, бросающего связку гранат, — «нерв» всей картины — была найдена художником уже в первом беглом карандашном наброске.

А. Дейнека специально не выбрал какой-нибудь отдельный, единичный эпизод обороны города, ибо намеревался создать образ обобщающий, поднять его до символа народной эпопеи. Может быть, в точности такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных, и художник создал полотно монументально-эпическое, сумев обобщить в нем героику великой войны. Композиция картины построена так, что зрители будто ощущают себя непосредственными участниками боя, как будто они сами являются участниками рукопашной схватки. Потому что это героическое полотно писал не просто освоивший сюжет и владеющий кистью художник, а мастер, до боли сердечной переживший трагедию города, с которым был связан множеством счастливых воспоминаний.

На картине крупным планом изображен матрос. В его позе, в том, как он стоит на широко расставленных крепких ногах, в развороте его сильного торса, в крепко держащих связку гранат руках, в решительном лице — во всем чувствуется наивысшее напряжение сил, самоотверженность и готовность даже ценой собственной жизни остановить врага.

Для позирования А. Дейнеке нужен был крепкий молодой парень, но ему никак не удавалось найти подходящую мужскую натуру. «Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре, — рассказывал художник. — Одна из моих знакомых спортсменок с подходящими физическими данными согласилась позировать». Так появились наброски для фигуры моряка с гранатами и ряда других персонажей картины. 

Когда зритель отходит от картины на некоторое расстояние, составляющие ее отдельные части начинают разворачиваться как бы в новом масштабном измерении, приобретают монументальность и особую динамическую выразительность. Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками «мессершмитт» и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба — все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь А. Дейнеки, его ненависть и восхищение.

Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником. Например, сдвинув главную фигуру в левый край полотна, А. Дейнека оставил перед ней пространство, которое ему было нужно для свободного полета связки гранат. В центре второго плана картины шеренга моряков, разворачивающаяся от главной фигуры по диагонали в глубь перспективы, идет в штыковую атаку, внизу слева поднимается новая волна атакующих. 

Сюжетную динамику и напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным светом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо — все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки.

В адрес художника не раз раздавались упреки в схематизме образов, в чрезмерной «жесткости» пластических форм. Может быть, действительно, простота образов «Обороны Севастополя» граничит с плакатной публицистикой и многое в картине кажется излишне прямолинейным. Однако простота эта — не упрощение, а отточенный до формулы, до предельной лаконичности художественный прием мастера. Эта особенность произведения А. Дейнеки продиктована его поэтикой, сдвиг пространственных планов, резкое выделение главных героев и второстепенных — все укрупнено и подчинено логике монументального обобщения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Оборона Севастополя (картина Дейнеки) Википедия

«Оборо́на Севасто́поля» (1942 год) — одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки. Созданная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Картина по праву является одной из самых сильных в творчестве художника и одной из самых драматических работ всего советского искусства военного времени. На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году.

История создания[ | код]

В феврале 1942 года Дейнека вместе со своим другом художником Г. Г. Нисским ездил в район боевых действий под Юхнов.[1] По возвращении он побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Позднее художник вспоминал:[1]

Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада.

Работу над картиной Дейнека начал в конце февраля 1942 года, а закончил к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».[1]

Художественное решение[ | код]

Картина Дейнеки представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков.[1]

В военное время художник не смог найти мужскую натуру для центральной фигуры, и в конце концов пригласил позировать девушку-спортсменку подходящего телосложения, о чём впоследствии писал: «Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре. Одна из моих знакомых спортсменок с подходящими физическими данными согласилась позировать».[1]

Примечания[ | код]

Литература[

ru-wiki.ru

Александр Александрович Дейнека Оборона Севастополя: Описание произведения

На создание картины «Оборона Севастополя» Дейнеку подтолкнуло известие о том, что немцы прорвали оборону. В ТАСС ему довелось увидеть напечатанный в немецкой газете снимок разбомбленного города. Дейнека очень любил Крым в целом и конкретно Севастополь, и это стало для него жестоким ударом. Художник вспоминал впоследствии: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».

В картине Дейнека удивительно сумел соединить монументальность, практически плакатность изображения с глубоким психологическим смыслом и символичностью: кажется, что защитники города в неправдоподобно белоснежной форме борются не только и не столько с вражеским войском, сколько с серыми силами зла. Александр Дейнека ездил в район боевых действий под Юхнов, сделал там множество карандашных набросков, которые применил в «Обороне Севастополя». Продумывая композицию, он сразу увидел центральный образ матроса со связкой гранат. Дейнека без пиетета относился к натуре, с натуры чаще делал наброски, а основательно работал в мастерской, больше доверяя своему воображению, памяти и эскизам. Но в данном случае ему было важно прописать центральную фигуру максимально достоверно. В военное время оказалось непросто найти мужчину спортивного сложения, который согласился бы позировать. И раненого центрального бойца Дейнека писал со своей знакомой, чемпионки по академической гребле.

Время создания картины – 1942 год, о победе речь тогда не шла, Севастополь был отдан. Поэтому «Оборона Севастополя» не отражает историческую действительность, ее задача – укрепить дух и, может быть, предсказать, что в итоге всё же «не пройдут».

Светлый, счастливый морской город на этой картине предстает кровавым пылающим заревом. На лицах советских матросов – непоколебимая решимость отстоять город, отдав свои жизни, если понадобится. Фигура бойца с обнаженным торсом в левой части полотна расположена тоже вполоборота, перекликаясь с фигурой центрального матроса. На среднем плане советский матрос в белом и немецкий солдат в серо-зеленом сошлись в рукопашном бою. Справа холст как будто обрезан (Дейнека вообще любил такой прием), мы не видим задних нападающих, но видим их штыки, таким образом возникает эффект обезличивания, усиливая ощущение, что матросы противостоят не конкретным захватчикам, а мировому злу.

Павшими на этой картине показаны только немецкие солдаты. Дейнека не опускался до карикатурного изображения противника, чем грешили некоторые его собратья по кисти, писавшие на военную тему. Смерть – для него никогда не повод пнуть ногой бездыханное тело. Погибший немец на переднем плане изображен без всякой желчности. Показательна в этом смысле картина «Сбитый ас», которая даже была признана «идейно несоответствующей». Поддержку своему народу Дейнека выразил иным способом – героическим пафосом полотна, изображением победного боя, хотя в реальности о победах в то время говорить не приходилось.

«Оборону Севастополя» Дейнека показал осенью 1942 года на выставке «Великая Отечественная война». Критики не обошлись без упреков в схематизме и плакатности, но отрицать, что художнику удалось воплотить образ не конкретного боя, а противостояния как такового, создать символическое изображение всей Второй мировой войны – такой, какой ее видели защищавшие свою родину люди, не могли. «Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая», – так сам Дейнека оценивал свою работу.

Автор: Алена Грошева

artchive.ru

Картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»

Первое, что бросается в глаза посетителю, попадающему в зал, посвященной Великой Отечественной войне – это картина Александра Александровича Дейнеки «Оборона Севастополя». Многим она знакома с детства по репродукциям в учебниках и книгах. Но ее созерцание в натуральной величине оставляет неизгладимое впечатление даже у иностранных туристов.Размер картины 4 на 2 метра. В музее находится копия картины, а оригинал – в Государственном русском музее. Картина писалась художником Дейнекой в 1942 году почти как репортажная, ведь она появилась, когда фашисты только входили в Севастополь после 250-дневной осады.Сам художник во время войны часто стремился на передовую, черпая фронтовые сюжеты для своих работ. В оборонявшемся Севастополе он не был, и писал картину по сводкам и известиям, приходившим из геройски оборонявшегося города. Толчком к созданию картины в рекордно короткий срок для Дейнеки стала немецкая аэрофотосъемка, на которой художник увидел город, практически стертым с лица земли.Сам Севастополь Дейнека очень любил, часто здесь бывал до войны, нарисовал несколько ярких и жизнерадостных картин о белоснежном и жизнеутверждающем городе. Вот что он писал в воспоминаниях: «Я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух». Дымящийся город и кровавое небо передают апокалипсическое настроение пораженного трагедией художника.Полотно носит плакатный, во многом символический характер. Пропорции здесь подчиняются настроению художника. Натурность вообще отсутствует.Нерв композиции – раненный матрос со связкой гранат. Интересно, что позировала художнику женщина, ведь все здоровые мужчины ушли в то время на фронт. На помощь спешат другие матросы, среди которых можно заметить азартно смеющегося юнгу.Все наши матросы в белоснежной чистой одежде, на которых нет ни капли крови или копоти. Они словно идут в вечность, одевшись по старой традиции во все чистое. Ни одного из них мы не видим лежащим, среди убитых только немецкие солдаты. Но три вражеских штыка на фоне белоснежного здания указывают на трагическую судьбу города-героя. Дважды фашисты штурмовали Севастополь, и лишь третий приступ кончился тем, что они вошли в то, что городом назвать было уже нельзя.Во многом враг обезличен, мы не видим рук, держащих штыки, не видим знаков различий на немецкой форме. Это придает картине эпичность борьбы света с тьмой.

izi.travel

Картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»

Первое, что бросается в глаза посетителю, попадающему в зал, посвященной Великой Отечественной войне – это картина Александра Александровича Дейнеки «Оборона Севастополя». Многим она знакома с детства по репродукциям в учебниках и книгах. Но ее созерцание в натуральной величине оставляет неизгладимое впечатление даже у иностранных туристов.Размер картины 4 на 2 метра. В музее находится копия картины, а оригинал – в Государственном русском музее. Картина писалась художником Дейнекой в 1942 году почти как репортажная, ведь она появилась, когда фашисты только входили в Севастополь после 250-дневной осады.Сам художник во время войны часто стремился на передовую, черпая фронтовые сюжеты для своих работ. В оборонявшемся Севастополе он не был, и писал картину по сводкам и известиям, приходившим из геройски оборонявшегося города. Толчком к созданию картины в рекордно короткий срок для Дейнеки стала немецкая аэрофотосъемка, на которой художник увидел город, практически стертым с лица земли.Сам Севастополь Дейнека очень любил, часто здесь бывал до войны, нарисовал несколько ярких и жизнерадостных картин о белоснежном и жизнеутверждающем городе. Вот что он писал в воспоминаниях: «Я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух». Дымящийся город и кровавое небо передают апокалипсическое настроение пораженного трагедией художника.Полотно носит плакатный, во многом символический характер. Пропорции здесь подчиняются настроению художника. Натурность вообще отсутствует.Нерв композиции – раненный матрос со связкой гранат. Интересно, что позировала художнику женщина, ведь все здоровые мужчины ушли в то время на фронт. На помощь спешат другие матросы, среди которых можно заметить азартно смеющегося юнгу.Все наши матросы в белоснежной чистой одежде, на которых нет ни капли крови или копоти. Они словно идут в вечность, одевшись по старой традиции во все чистое. Ни одного из них мы не видим лежащим, среди убитых только немецкие солдаты. Но три вражеских штыка на фоне белоснежного здания указывают на трагическую судьбу города-героя. Дважды фашисты штурмовали Севастополь, и лишь третий приступ кончился тем, что они вошли в то, что городом назвать было уже нельзя.Во многом враг обезличен, мы не видим рук, держащих штыки, не видим знаков различий на немецкой форме. Это придает картине эпичность борьбы света с тьмой.

izi.travel


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта