Дюшан, Марсель. Картины марсель дюшан
Репродукция картины "Невеста" Марселя Дюшан
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Марселя Дюшана. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Марселя Дюшана на натуральном холсте.
Марсе́ль Дюша́н известен как французский и американский художник, теоретик искусства. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве второй половины XX века, как поп-арт, минимализм, концептуальное искусство.
Интерес Марселя к искусству не случаен: в доме, где родился Дюшан, повсюду находились работы его дедушки по материнской линии Эмиля Николя, художника и гравера. В семье Марселя было 7 детей, четверо, в том числе и Марсель, стали знаменитыми художниками.
Рисовать Марсель Дюшан начал в возрасте 14 лет. Первые живописные работы (пейзажи окрестностей в духе импрессионизма, рисунки) относятся к 1902 году.
В 1904 он приехал в Париж, поселился на Монмартре, поступил учиться в Академию Жюлиана, но бросил занятия. Живопись Дюшана в этот период близка то к Сезанну, то к фовизму Матисса.
Через своих братьев Дюшан познакомился с кубизмом.
В 1910—1920-х годах Дюшан сблизился с дадаизмом и сюрреализмом.
В 20-е годы Марсель Дюшан публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор.
Дюшан снял вместе c Маном Рэем экспериментальный фильм «Анемик Синема», вышедший в 1926 году.
Впоследствии Дюшан практически отошёл от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы. Имея звание гроссмейстера, выступал за французскую команду на международных шахматных олимпиадах.
После 1942 года жил в США.
В течение нескольких десятилетий оставался влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций.
В 1955 году принял американское гражданство.
В 2000 во Франции была учреждена премия Марселя Дюшана молодым художникам.
В 2002 году Паоло Марину-Бланко посвятил ему короткометражный игровой фильм.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Марселя Дюшана не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
Дюшан, Марсель — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Дюшан.Марсель Дюшан | |
фр. Marcel Duchamp | |
Фотография Марселя Дюшана в образе Rose Sélavy (1921). Автор — Ман Рэй | |
Marcel Duchamp | |
28 июля 1887(1887-07-28) | |
Бленвиль-Кревон, Франция | |
2 октября 1968(1968-10-02) (81 год) | |
Нейи-сюр-Сен, Франция | |
Франция Франция США США | |
живопись, реди-мейд, скульптура, фотография | |
| |
дадаизм, сюрреализм | |
Работы на Викискладе |
Марсе́ль Дюша́н (фр. Marcel Duchamp, 28 июля 1887, Бленвиль-Кревон — 2 октября 1968, Нейи-сюр-Сен) — французский и американский художник, шахматист, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма. Творч
ru.bywiki.com
Марсель Дюшан - французский художник
Родился 28 июля 1887 близ Руана в Нормандии в семье художника; учился в Академии Жюлиана в Париже. В 1910–1911 увлекся физикой и математикой ; тогда же Дюшан вместе со своими братьями, художником Гастоном (известным под именем Жак Вийон) и скульптором Раймоном Дюшан-Вийоном, и другими молодыми художниками организовал «Салон золотого сечения». Целью этого художественного объединения было исследование идеальных пропорций и золотого сечения, а также математических основ искусства в целом.
В ранний период творчества Марсель Дюшан под влиянием живописи Поля Сезанна и Анри Матисса писал очень яркие и смелые по цветовому решению полотна. В 1912, экспериментируя с формами и цветами, художник создал одно из самых противоречивых своих произведений, Обнаженная, спускающаяся с лестницы, где движение передано при помощи следующих одна за другой пересекающихся плоскостей. Картину не приняли на Салоне независимых 1912, и тогда Дюшан отправил ее на Армори-шоу 1913 в Нью-Йорк, где один критик язвительно назвал ее «взрывом на макаронной фабрике». Сам автор объяснял концепцию картины как «организацию кинетических элементов, передачу времени и пространства через абстрактное изображение движения». Уже в 1913, когда проходило Армори-шоу, двадцатипятилетний Дюшан почувствовал, что исчерпал возможности станковой живописи. В результате возникла концепция изделия «ready-made» (редимейдов) – готового продукта (термин возник из торговой рекламы), прославившая Марселя Дюшана, которая состояла в том, что любой обычный предмет, выбранный из своей среды или группы предметов, подписанный и выставленный художником, может быть назван произведением искусства. «Готовые продукты» Дюшана – скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо – были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством.
Наиболее монументальным из них была стеклянная конструкция Невеста, раздетая своими собственными холостяками, иногда называемая также Большое стекло (1915–1923). Эта композиция, которая считается одним из лучших произведений Дюшана, – сложная и мастерски исполненная шутка: несколько «холостяков», помещенных в нижней части, «домогаются «невесты», представленной наверху. Среди самых скандальных выходок Дюшана, направленных против общественного мнения и искусства вообще, – нарисованные на репродукции Моны Лизы усы и борода. На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием «Фонтан». Ироничное название этого объекта придавало ему статус «произведения искусства».
В 1923 Дюшан решил отказаться от занятий искусством, объявив, что оно подпало под влияние бизнесменов и, что еще хуже, принято средним классом. В 1920-е – 1940-е годы он организовал несколько выставок современного искусства. Его «постановки» сюрреалистических выставок 1942 и 1947, в которых должны были участвовать зрители, предвосхитили не только хэппенинги 1950-х и 1960-х годов, но и концепцию современного искусства, согласно которой зритель играет в создании произведения столь же активную роль, как и художник.
С возникновением в 1960-х искусства поп-арта слава Дюшана возросла; прошли две большие ретроспективные выставки (1966 – Лондон, галерея Тэйт ; 1973–1974 – Нью-Йорк, Музей современного искусства). Пожалуй, лучшее выражение идеи Дюшана нашли в его разрозненных заметках, изданных в 1934 под названием Зеленый ящик. Умер Дюшан в Нейи во Франции 1 октября 1968.
biozvezd.ru
Дюшан, Марсель — WiKi
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Дюшан.Марсе́ль Дюша́н (фр. Marcel Duchamp, 28 июля 1887, Бленвиль-Кревон — 2 октября 1968, Нейи-сюр-Сен) — французский и американский художник, шахматист, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма. Творческое наследие относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве второй половины XX века, как поп-арт, минимализм, концептуальное искусство, и др.
Детство
В семье было семеро детей, один из которых умер вскоре после рождения. Из детей четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875—1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876—1916) (старшие братья), а также его сестра Сюзанна Дюшан-Кротти (1889—1963).
Любовью и интересом к искусству в семье были обязаны деду по материнской линии — Эмилю Николя, бывшему художником и гравёром. Весь дом был наполнен его работами. Отец семейства дал детям свободу в вопросе выбора профессии, не настаивая на продолжении своего дела. Дюшан, как и его старшие братья, учился в лицее в Руане с десяти до семнадцати лет. Он не был выдающимся учеником, но он хорошо успевал по математике, несколько раз выиграв математические школьные конкурсы. В 1903 году он также выиграл конкурс художественных работ.
В возрасте четырнадцати лет он начал серьёзно увлекаться рисованием. От этого времени сохранились его портреты сестры Сюзанны. Первые живописные работы Дюшана (пейзажи окрестностей в духе импрессионизма, рисунки) относятся к 1902. В 1904 он приехал в Париж, поселился на Монмартре, пытался учиться в Академии Жюлиана, бросил занятия. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну, то к фовизму Матисса. В 1909 его работы попадают на Осенний Салон, на них откликается в своем обзоре Гийом Аполлинер.
Шахматы
Спортивные результаты
Кубизм
Через своих братьев Жака Вийона и Ремона Дюшана-Вийона Марсель Дюшан познакомился с кубизмом. Он присоединился к группе «Де Пюто», в которой участвовали такие художники как Глёз, Метценже.
Творчество и признание
«Фонтан», представляет собой писсуар с автографом и датойЗатем, в 1910—1920-х годах, Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску («Обнажённая, спускающаяся по лестнице», 1912; «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915—1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом. При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913; «Сушилка для бутылок», 1914; «Фонтан», 1917). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров — например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L.H.O.O.Q.», 1919). Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго — так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора. В 1920-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Впоследствии Дюшан практически отошёл от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 года жил по большей части в США, в 1955-м принял американское гражданство.
Дюшан снял вместе с Маном Рэем экспериментальный фильм «Анемик Синема» (1926)[8], ему посвящён короткометражный игровой фильм Паоло Марину-Бланко (2002)[9]. В 2000 году во Франции учреждена Премия Марселя Дюшана молодым художникам.
Умер 2 октября 1968 года (81 год) в Нейи-сюр-Сен, Франция.
Публикации
Сочинения Дюшана
- The Writings/ Ed. by Michel Sanouillet, Elmer Peterson. Cambridge: Da Capo Press, 1973.
- Duchamp du signe/ Ed. par Michel Sanouillet, Elmer Peterson. Paris: Flammarion, 1994
- Affectionately, Marcel: The Selected Correspondence of Marcel Duchamp/ Ed. by Francis M. Naumann, Hector Obalk, Jill Taylor. London: Thames & Hudson, 2000.
- Мысли наоборот// Андре Бретон. Антология чёрного юмора. — М.: Carte Blanche, 1999. — С. 373—376.
Литература о художнике
- Романов И. «Все шахматисты — художники». // «64 — Шахматное обозрение». — 1987. — № 17. — С. 22—23.
- Октавио Пас. Замок чистоты // Художественный журнал. — 1998. — № 21. — С. 15-19 (глава из одноименной книги о М. Д.).
- Мишель Лейрис. Промыслы и ремесла Марселя Дюшана // Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2005. — С. 124—132.
- Дюв Т. де. Живописный номинализм. Марсель Дюшан, живопись и современность/ Пер. с фр. А.Шестакова. М.: Изд-во Института Гайдара, 2012
- Томкинс К. Марсель Дюшан. Послеполуденные беседы. М.: Grundrisse, 2014—160 с.
- Tomkins C. The World of Marcel Duchamp. New York: Time, 1966.
- Schwartz A. The complete works of Marcel Duchamp. New York: H.N. Abrams, 1969.
- Cabanne P. Dialogues With Marcel Duchamp. New York: Viking Press, 1971.
- Marcel Duchamp/ Ed. by Anne D’Harnoncourt, Kynaston McShine. New York: Museum of Modern Art, 1973.
- Suquet J. Miroir de la Mariée. Paris: Flammarion, 1974.
- Goldfarb Marquis A. Marcel Duchamp= Eros, c’est la vie, a Biography. Troy: Whitston, 1981.
- Bonk E. Marcel Duchamp, The Box in a valise. New York: Rizzoli, 1989.
- Cage J. Mirage verbal: Writings through Marcel Duchamp, Notes. Dijon, Ulysse fin de siècle, 1990.
- Duve Th. de. The Definitively Unfinished Marcel Duchamp. Halifax: Nova Scotia College of Art and Design; Cambridge: MIT Press, 1991.
- Marcel Duchamp: Work and Life/ Ed. by Pontus Hulten a.o. Cambridge: MIT Press, 1993.
- Buskirk M., Nixon M. The Duchamp Effect. Cambridge: MIT Press, 1996.
- Joselit D. Infinite Regress: Marcel Duchamp 1910—1941. Cambridge: MIT Press, 1998.
- Difference/indifference: musings on postmodernism, Marcel Duchamp and John Cage/ Ed. by Moira Roth M., Jonathan Katz. Amsterdam: GB Arts International, 1998.
- Hopkins D. Marcel Duchamp and Max Ernst: The Bride Shared. New York: Oxford UP, 1998.
- Joseph Cornell/Marcel Duchamp…Resonance/ Ed by Susan Davidson a.o. Ostfildern-Ruit: Cantz; New York: Distributed Art Publishers, 1998.
- Kachur L. Displaying the Marvelous: Marcel Duchamp, Salvador Dali, and Surrealist Exhibition. Cambridge: MIT Press, 2001.
- Masheck J. Marcel Duchamp in Perspective. Cambridge: Da Capo Press, 2002.
- Graham L. Duchamp & Androgyny: Art, Gender, and Metaphysics. Berkeley: No-Thing Press, 2003.
- Moffitt J.F. Alchemist of the Avant-Garde: The Case of Marcel Duchamp. New York: State University of New York Press, 2003.
- Cros C. Marcel Duchamp. London: Reaktion Books, 2006.
Марсель Дюшан в современной культуре
- В 2000 году Ассоциацией по распространению французского искусства (AIDAF) была учреждена Премия Дюшана[10]. Её первым победителем стал художник Томас Хиршхорн[10]. За время своего существования Премия Дюшана стала крупнейшей французской премией в области современного искусства[10].
Примечания
Ссылки
ru-wiki.org
Дюшан Марсель - «Энциклопедия»
ДЮШАН (Duchamp) Марсель (Анри Робер Марсель) (28.7.1887, Бленвиль-Кревон, департамент Приморская Сена - 2.10.1968, Нёйи-сюр-Сен), французский художник. Начал заниматься живописью с 1902 («Капелла в Бленвиле», Музей искусств, Филадельфия). В 1904 прибыл в Париж, где обучался в академии Р. Жюлиана. В ранних работах осваивал приёмы постимпрессионизма, фовизма и живописи группы «наби» («Красный дом в яблоневом саду», 1908, частное собрание, Нью-Йорк, и др.). В 1911 сформировал вместе со своими братьями Р. Дюшан Вийоном и живописцем Жаком Вийоном (Гастон Дюшан; 1875-1963) группу «Пюто», которая составила ядро монпарнасского кубизма, заявившего о себе в 1912 году на выставке «Золотое сечение». Посредством дробления форм, взаимоналожения мелких граней и плоскостей Дюшан стремился передать движение, что сближает его живопись начала 1910-х годов с исканиями футуризма. Двоящиеся, наслаивающиеся друг на друга объёмы фиксируют, как в хронофотографии, разные фазы движения фигуры («Грустный молодой человек в поезде», 1911-12, Коллекция П. Гуггенхейм, Венеция; «Обнажённая, спускающаяся по лестнице № 2», 1912, Музей искусств, Филадельфия).
Реклама
С 1913 года Дюшан, разочаровавшись в живописи, показал на выставках свои первые «готовые объекты» - реди-мейд: «Велосипедное колесо на табуретке» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк), скандально известный «Фонтан» (под таким названием был выставлен в 1917 году писсуар), «L. Н. О. О. Q» («Мона Лиза с усами», около 1919, Национальный музей современного искусства, Париж; смотри иллюстрацию к статье Дадаизм) и др. Они ознаменовали начало дадаистского периода в творчестве художника. В 1915 году прибыл в Нью-Йорк, где вместе с Ф. Пикабиа и Мэн Реем основал группу, деятельность которой подготовила художественное движение дадаизма. Обратившись (с 1913) к живописи на стекле, создал крупноформатную композицию «Большое стекло: Новобрачная, раздеваемая её же холостяками» (1915-1923, не сохранилась; авторские реконструкции - 1936, Музей искусств. Филадельфия, и 1961, Музей современного искусства, Стокгольм), символизирующую циркуляцию инстинктивных желаний и потоков подсознания.
В 1923 году Дюшан заявил о своём отказе от художественного творчества, однако время от времени выступал с провокативными манифестациями «антиискусства». В 1935-41 им создан своего рода портативный музей: миниатюрные реплики и репродукции собственных произведений, разложенных в коробки, упакованные в чемодан (Национальный музей современного искусства, Париж). После смерти Дюшана было обнаружено ещё одно его создание - «Данности: 1) водопад, 2) газовый светильник» (1946-66, Музей искусств, Филадельфия). Эту инсталляцию с вызывающе эротической женской фигурой, распростёртой со светильником в руке на фоне странного пейзажа, можно увидеть только в щель ветхой двери, наглухо перекрывающей загадочную сцену.
В конце жизни Дюшан приобрёл славу первопроходца и стал кумиром нового поколения авангарда, возобновившего экспериментальные искания дадаизма. Его творчество вошло в предысторию таких направлений, как on-арт, non-арт, кинетическое искусство, минимализм, концептуальное искусство. Сестра Дюшана - живописец Сюзанна Дюшан-Кротти (1889-1963), жена живописца Жана Кротти (Crotti; 1878-1958).
Соч.: Dialogues with М. Duchamp. L., 1971; The essential writings. L., 1975; Die Schriften / Hrsg. von S. Stauffer. Z., 1981.
Лит.: Tomkins С. The world of М. Duchamp. N. Y., 1966; Schwarz А. М. Duchamp. Р., 1974; Cabanne Р. Les trois Duchamp: J. Villon, R. Duchamp-Villon, М. Duchamp. Neuchâtel, 1975; Molderings Н. М. Duchamp. Fr./М., 1983; Bailly J. С. М. Duchamp. Р., 1984; Lebel R. М. Duchamp. Р., 1985; Moure G. М. Duchamp. L., 1988; М. Duchamp. (Cat.). Camb., 1993; М. Duchamp: artist of the century / Ed. R. Е. Kuenzli, F. М. Naumann. Z., 1994; Mink J. М. Duchamp: art as anti-art. Кöln, 1995.
В. А. Крючкова.
knowledge.su