Информационная картина мира Понятие об информации. Информационная картина мира


5.5. Новая, информационная картина мира

По мере развития и углубления познания обнаруживается необходимость постижения системно-динамического характера складывающейся картины мира. Материалистическая диалектика, теория отражения, современный уровень естественно-научных знаний служат теоретико-методологической предпосылкой для построения логически стройной единой развивающейся картины мира на базе информации.

Статистическая теория информации и кибернетика существенно расширили понятие информации: информация стала объективной характеристикой материальных систем и их взаимодействия. Применение теории информации в науках о неживой природе привело к пересмотру представления об информации как о свойстве только кибернетических систем. Это свойство оказалось присущим не только общественным, живым и техническим системам, но и вообще всем материальным системам, в том числе и объектам неживой природы.

Информация, как и материя, существовала и существует всегда*. Она неотъемлемый атрибут материи и движения. Памятуя, что движение - способ существования материи, можно утверждать, что информация реализует этот способ, являя собой меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы.

В предыдущих подразделах была показана определяющая роль отражения и информации в процессах самоорганизации, возникновении флоры и фауны, созидания ноосферы. Эволюция материи происходит на основе отражательных процессов и благодаря информации, образующей замкнутые контуры саморегулирования и саморазвития. Развитие молекулярной генетики выявило всеобщность принципов записи генетической информации в молекулах ДНК при историческом развитии органического мира.

Никакая социальная жизнь невозможна без информации, без общения и коммуникаций. Информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса, а также в качестве узлового пункта познания, выявляя всеобщие и конкретные, многогранные связи с действительностью как отражение этой действительности. Существуя независимо от познающего субъекта, информация проявляется в процессе познания.

"По своему онтологическому статусу, - говорит Б.В. Бирюков, -  информация не отличается от пространства, времени, энергии, массы и т.п." [35]. В то же время понятие информации существенно шире, многоаспектнее каждой из этих философских категорий. Будучи наиболее связанной с категорией отражения, она является объективной естественно-научной характеристикой всех материальных объектов и их взаимодействий на всех уровнях организации материи. В частности, именно информация лежит в основе процессов саморегулирования и управления в живой природе и в человеческом обществе.

Сказанное выше позволяет взять за основу построения развивающейся естественно-научной картины мира такую философскую категорию, как информация, для интеграции различных научных концепций в единую картину мира.

Качественное своеобразие процессов отражения на разных уровнях организации материи зависит от качества (вида) соответствующей информации. Поэтому, принимая за основу классификацию, предложенную В.А. Полушкиным [36], а также учитывая работы других авторов и соблюдая принцип историзма, представим виды информации в хронологическом порядке и информационные структуры в их историческом развитии (рис. 41).

Рис. 41. Информационная картина мира. Генезис и взаимосвязь видов информации и информационных структур

Соответственно трем. основным видам оперативной информации - элементарной, биологической и социальной (см. рис. 41) - мы различаем три крупных класса информационных структур:

  1. естественно возникшие - информационные структуры неорганической природы;

  2. естественно возникшие информационные структуры органической природы;

  3. искусственные информационные структуры, созданные целенаправленной деятельностью человека (так называемая вторая природа, или ноосфера).

На рис. 41 показано возникновение таких явлений, как обратная связь, саморегуляция, управление и т.п., а также отмечено (стрелками) направление восходящего развития уровней материй. Информационная картина мира непременно включает в себя и Человека, место которого - на "границе" между естественной и искусственной природой. Он олицетворяет собой начало интенсификации информационных процессов и ускорения научно-технического и общественного развития.

Человек является высшим творением природы. Выдающийся шведский естествоиспытатель К. Линней, систематизируя растения и животных, поместил человека как бы на вершине пирамиды, дав ему название homo sapiens- человек разумный, подчеркнув разум, как основную особенность этого вида. С тех пор прошло болеет двух столетий. За это время биологические науки накопили много новых данных. Если Линнею было известно 4208 видов животных, то теперь их описано более 1 млн. Значительно усложнилась их классификация, но на первом месте по-прежнему находится человек разумный.

В данной работе из-за недостатка места не приведено подробно описание и обоснование каждого элемента представленной на рис. 41 информационной картины мира. Достаточную для предварительных суждений информацию несет она сама и может послужить основой для дальнейшего обсуждения, улучшения или альтернативных высказываний. Отметим лишь, что информационная картина мира наглядно показывает несостоятельность "локального акта творения".

Идея развития на основе отражения и усложняющегося упорядочения функциональных связей как всеобщего принципа доказывает закономерностьи общность происхождения всех живых организмов,) населяющих Землю. Более того, изучение последовательно протекающих процессов саморазвития материи (от ее низших форм высшим) способствует не только правильному видению развивающегося "мира в целом", но и научному обоснованию суждений условиях возникновения и возможности внеземной жизни.

На современном этапе характерной чертой развития дналектико-материалистического воззрения является синтез знаний и переход от локальных идей к объединяющей, "сквозной" идее диалектического развития на базе понятий отражения и информации, охватывающей все ступени развития объективного мира. В то же время в отечественной философской литературе при обсуждении вопроса о содержании и месте категории развития в системе материалистической диалектики высказываются различные точки зрения, начиная с односторонних узколокальных интерпретаций развития, понимания его как частного процесса, частного вида движения, присущего лишь некоторым формам реальности. Дискутируются в основном три взаимоисключающие трактовки развития 1) мирового круговорота материи; 2) необратимых качественных изменений; 3) бесконечного движения от низшего к высшему.

Рассмотрение взаимосвязей и исторической эволюции уровней организации материи позволяет преодолеть многообразие взглядов на сущность развития. Информационная картона мира дает возможность синтезировать отмеченные нами трактовки в целостную диалектическую концепцию развития от низшего к высшему, от простого к сложному. Что касается круговорота материи и необратимых качественных изменений, то это (см. рис. 40) лишь составные част процесса развития.

Некоторые зарубежные философы диалектике противопоставляют детерминизм, пытаясь отрицать принцип отражения, сыгравший большую роль в развитии гносеологии. Наши философы в содружестве с болгарскими многое сделали для дальнейшего развития теории отражения. Важно укупить эту теорию, разработав информационную картину мира. Постановка такой задачи логически обусловлена не только бурным развитием естественных наук, но и "информационной революцией", открывшей путь к качественно новой цивилизации на Земле.

Предложенная нами информационная картина мира является лишь первым приближением к решению этой задачи, но уже позволяет наглядно и целостно представить всеобщие связи и взаимообусловленность явлений в процессе исторического развития. С ее помощью диалектика воспринимается и как процесс восходящего развития форм отражения и видов информации, т.е. как возникновение все более сложных, упорядоченных взаимодействий (саморегуляции, управления), с одной стороны, и исторического накопления разнообразия (появления новых уровней организации информационных структур) - с другой.

Информационная картина мира особенно наглядно подтверждает последовательное развитие всей материи, как преемственное накопление информации, разнообразия. Причем разные формы движения соотносятся друг с другом не только по степени иерархического усложнения, но и по порядку генетического порождения одних форм другими. "Это последовательное движение материи, - писал П.К. Анохин, - коренным образом повлияло на всю эволюцию приспособительных форм живых организмов" [37].

Непрерывно и поступательно развивалась и наука, обогащая человечество материально и нравственно. Взрыв научной мысли в XX в. был подготовлен, как утверждал В.И. Вернадский, всем прошлым биосферы и имел глубочайшие корни в ее строении. Картина Вселенной, основанная на известных физикалистском и масс-энергетическом представлениях, здесь заменяется более общим параметром - уровнем организации. Именно возрастание уровня организации на базе накопления информации, разнообразия свидетельствует о направленностиразвития от низшего к высшему: мировой процесс самоорганизации имеет явно выраженную "стрелу времени".

Таким образом, информационная картина мира не что иное, как развитие объективного мира, как единый закономерный процесс зарождения и расцвета жизни и разума, необходимо "проходящий" всю последовательность ступеней (форм) материи, включая неорганическую природу, флору, фауну (представленные огромные множеством видов) и, наконец, Человека и человеческое общество.

Информационная картина мира обращена и в будущее, указывая перспективу дальнейшего развития материи через общение с внеземными цивилизациями. Достижения науки и техники XX в. (например, в области ракетно-космической техники, радиосвязи, ЭВМ) являются предпосылкой для реализации такого общения. Оно откроет новые перспективы для дальнейшего познания материи. Благодаря успехам космонавтики научный эксперимент уже вышел в космос, что способствует преодолению естественно-научного геоцентризма и выявлению закономерностей, не тождественных земным. Стала принципиально возможной и преобразующая деятельность людей вне Земли.

Если на Земле жизнь развернула несметное многообразие форм как бы стремясь найти все более совершенные, то логично предположить, что при наличии описанных нами выше условий она дала в масштабах Галактики бесчисленные побеги, стремящиеся вверх, к разуму. Однако мы не имеем сигналов от предполагаемые разумов во Вселенной. В худшем случае, если человечество действительно одиноко в космосе, это неизмеримо повышает, с одной стороны, ответственность человека за сохранение живой природа и условий жизни на Земле, а с другой - значение исторической миссии Человека: перед человечеством встают колоссальные космические задачи - перенести искру жизни, достижения нашей цивилизации на другие небесные тела, оживить и очеловечить весь беспредельный мир.

"Понимание этой задачи может наполнить радостью и гордостью сердца и умы, стать источником вдохновения и оптимизма", -пишет Ю. Мельвиль. Но успешно решить эту задачу сможет только "обобществившееся человечество" [38], освободившееся от бремени бессмысленных затрат на гонку вооружений, от угрозы ядерной катастрофы, способной уничтожить все живое, погасить, быть может единственную искорку жизни во Вселенной.

Сахаров А.Д. глубоко понимал и боролся за сохранение живой природы и условий жизни на Земле. Еще в застойные годы в своем знаменитом Обращении он писал: "Человечество оказалось в XX в. в беспрецедентной ситуации реальной опасности самоуничтожения. Результатом большой термоядерной войны может быть лишь гибель цивилизации, смерть и страдания миллиардов людей, социальная и биологическая деградация оставшихся в живых и их потомков. Не исключена гибель всего живого на поверхности суши.

Не менее грозной является многоликая экологическая опасность - прогрессирующее отравление среды обитания средствами интенсификации сельскохозяйственного производства и отходами химических, энергетических, металлургических производств, транспорта и быта, уничтожение лесов, истощение природных ресурсов, необратимое нарушение равновесия в живой и неживой природе и - как апогей всего - нарушение генофонда человека и других живых существ. Мы, возможно, уже вступили на путь, ведущий к экологической гибели..."

Грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической, причем именно на основе массовой информатизации возможно решение экологических проблем. "Без создания баз данных и знаний экологической информации, - утверждает А.Д. Урсул, - без полного развития экологической гласности нельзя будет перейти к планетарному управлению экоразвитием... Близкая угроза экокатастрофы с особой остротой ставит вопрос об ускорении информатизации общества [39].

Единственным путем кардинального и окончательного устранения термоядерной и экологической гибели человечества А.Д. Сахаров считал "глубокое встречное движение мировых систем капитализма и социализма". Позже он приветствовал нашу перестройку как "часть общемирового процесса конвергенции, жизненно необходимой для социалистических стран и для всего мира" [40].

Новое мышление во внешней политике, идеологический плюрализм вместо конфронтации, окончание холодной войны и сокращение вооружений - это обозначившиеся реальные шаги к новому мировому порядку на путях взаимного сотрудничества и интеграции всех стран - шаги, рождающие надежду на победу разума и объединение человечества ради спасения жизни на Земле.

В этом плане рассмотренная выше информационная картина мира, отражающая ход и результат миллиардов лет эволюции на нашей планете, имеет не только мировоззренческое значение. Она, на наш взгляд, несет большой идеологический и нравственный заряд, призывающий всех людей Земли к сохранению мира и жизни на нашей планете - колыбели Вселенной.

studfiles.net

Информационная «картина мира» | LadyCaramelka

Информационные взаимодействия и процессы пронизывают все стороны жизни общества. Информация предстает перед нами в самом разнообразном обличье. Это и привычный текст в книге или газете, и звучащее слово радио и телевидения, и картины мастеров прошлого и современных художников, и движущиеся кино- и телевизионные изображения, и фотография, и бесчисленные информационные табло, сообщающие нам об отправлении и прибытии поездов и самолетов, температуру воздуха, время и многое другое, и, наконец, дисплеи на выходе ЭВМ, позволяющие создавать нужные нам изображения. Перечень этот можно без труда продолжить.

Человек живет в мире информации, в своеобразном информационном поле, напряженность которого непрерывно возрастает. В наше время много говорят об информационном взрыве, забывая подчас, что он касается пока лишь части населения развитых стран, что изобилие информации само по себе не является бедствием, а, наоборот, составляет необходимое условие общественного прогресса.

Этот факт отнюдь не является случайным. Он связан с самой родовой сущностью человека, социальным способом существования людей. Человек унаследовал от своих животных предков механизм переработки и хранения информации, достаточно хорошо скорректированный с биологическими потребностями. Однако коренное отличие человека от животных в этом отношении состоит в появлении принципиально иной, социальной системы порождения, хранения и переработки информации — духовной культуры общества.

«С информационной точки зрения, — пишет в этой связи Э.С. Маркарян, — суть различия между биологическим и социальным, или, точнее, социокультурным, типами организации состоит прежде всего в том, что последний тип организации характеризуется наличием особой надындивидуальной и внеорганической системы средств накопления, хранения и передачи от поколения к поколению существенно важной для коллективного объединения информации, программирующей действия входящих в него индивидов». Следовательно, в обществе сформировалась относительно независимая от индивида система, «генерирующая» информационное поле, в котором живет и действует человек.

Информационный подход, т. е. взгляд на мир, согласно которому существует некоторый аспект объективной реальности, именуемый информацией, не есть простая констатация факта. Установление данного факта — результат развития науки: появились различные теории информации, общая теория систем, кибернетика, стремящаяся синтезировать эти сравнительно новые отрасли научного знания. В не столь далекое от нас время наука обходилась без понятия информации (по крайней мере оно не привлекало такого внимания).

Теперь мы «видим» информацию и даже утверждаем, что она существует объективно. Ho что означает утверждение об объективном существовании информации? Это означает, что в объективной реальности мы обнаруживаем в соответствии с нашими теоретическими построениями такие связи и отношения, которые получают спецификацию информационных, поскольку они не могут быть отождествлены с вещественно-энергетическими видами взаимодействий — гравитационными, электромагнитными или, скажем, внутриядерными. Так как реальные взаимодействия могут включать и включают по крайней мере несколько видов, задача состоит в выделении из них именно информационных. В современной науке сложилась «информационная картина мира», сквозь призму которой можно увидеть и сложноорганизованные системы, в которых совершаются процессы регулирования и управления, и необходимый для этого обмен информацией, и иерархическую организацию этой последней, и многое другое.

Начало формирования современного информационного подхода связано, как известно, с разработкой К. Шенноном математических методов количественного анализа процессов передачи информации в технических средствах коммуникации. Постепенно интерес исследователей эволюционировал от технических устройств к живым, биологическим системам и в конечном счете к обществу и человеку. Постановка проблем генерирования и переработки информации человеком связана с решением целого ряда задач. Прежде всего необходимо выделить из всего многообразия представлений об информации те, которые могут быть эффективно использованы в качестве средства решенияпоставленных задач. Статистические и другие математические методы применимы только в том случае, если имеются четко фиксированные способы измерения количества. Как известно, это в достаточно полной мере осуществило по отношению к электронным устройствам хранения и переработки информации, например, путем индикации знака электрического заряда или магнитного поля, положений электронных реле и т. п.

Однако измеренное таким образом количество информации характеризует лишь емкость и степень загрузки блоков памяти ЭВМ и ничего не говорит о реальном (или возможном) значении этой информации для человека, поскольку не затрагивает ее содержания. Поэтому появились различные семантические концепции информации, в которых делается попытка найти способы количественной оценки информации, учитывающие ее смысловые характеристики.

Другая проблема измерения циркулирующей в обществе информации связана с тем, что она существует актуально лишь в процессе взаимодействия людей, и потому оценка одного и того же сообщения (в том числе и с точки зрения количества передаваемой информации) будет различной в зависимости от того, кто (поскольку речь идет о человеке) воспринимает информацию.

Поэтому в данной работе при исследовании информационных процессов в обществе, когда порождение, хранение, переработка и использование информации являются прерогативой человека, понятие информации применяется не в какой-либо специально научной разновидности, а как общенаучное понятие. Это общенаучное понятие, конечно, связано со строго формализованными понятиями информации и «вбирает» определенные стороны их содержания, но в то же время обладает гораздо более широким спектром возможных интерпретаций и сближается по своей роли в научном исследовании с философскими категориями.

«Информационная картина мира» оказалась очень емкой. Она ассимилирует и представления о несводимых к вещественным и энергетическим сторонам взаимодействиях в неорганической природе (из них вырастают концепции «информационной причинности»), и представления об универсальной инвариантной «мигрирующей структуре» всего живого, передающейся с помощью генетического кода от первичной живой клетки через бесчисленные поколения до разнообразных современных многоклеточных живых организмов, и, наконец, представления о фундаментальной роли информационных процессов для социальных групп, общностей и всего общества, нормальное функционирование и целостность которых, как выяснилось, во многом зависят от эффективности информационных процессов.

Однако видение этой «картины мира» в равных теоретических системах неодинаковое. Принципы построения конкретной «информационной картины мира» определяются исходными методологическими и мировоззренческими установками их авторов. «Принимая некоторую теорию,— пишет В.Н. Костюк, — мы принимаем тем самым (независимо от того, осознаем мы это или нет) определенные представления о структуре какого-то аспекта объективной реальности. Мы не имеем абсолютной картины реальности, но каждый раз используем такое описание реальности, какое верно, если принятая теория истинна. В этом смысле ученый всегда имеет дело с онтологической относительностью». Особенно четко это проявляется в концепциях, трактующих феномен социальной информации. Естественно, что, опираясь на далекие от истины представления, невозможно построить верную теорию информационных процессов в обществе.

Советские и зарубежные философы-марксисты, исследуя проблему информации, опираются на диалектико-материалистический подход. Анализ информационной стороны общественной жизни с марксистских позиций позволяет выделить и зафиксировать важные характеристики протекающих в обществе процессов и в то же время выявить действительное место информационного подхода в их изучении. Разумеется, существуют достаточно серьезные ограничения, очерчивающие пределы применимости информационных понятий и моделей в гуманитарных науках, поскольку здесь надо учитывать действие очень многих разнородных факторов, задающих различные по своей природе, но тесно взаимодействующие друг с другом процессы. Применение таких представлений и понятий позволяет в этом случае выделить лишь отдельные стороны изучаемой сложной системы, лишь некоторые процессы, протекающие в ней. Ho при этом фиксируются такие «срезы» системы, которые ускользают от внимания при других (разумеется, правомерных и необходимых) подходах. Так, информационный подход позволяет, на наш взгляд, представить определенную сторону общественного сознания в виде особой организации, особой структуры социальной памяти, включающей не только передаваемую из поколения в поколение социально значимую информацию, но также средства и способы ее хранения и преобразования.

Очевидно, что анализ информационных процессов в обществе должен опираться на определенное представление об информации. Различные аспекты понятия информации исследуются в большом числе работ советских и зарубежных философов и представителей других отраслей научного знания. Это прежде всего работы В.Г. Афанасьева, B.М. Глушкова, И.И. Гришкина, Д.И. Дубровского, В.И. Кремянского, Э.С. Маркаряна, В.И. Сифорова, В.С. Тюхтина, А.Д. Урсула, а также зарубежных исследователей Н. Винера, С. Бира, Б. Визнера, Г. Клауса, Л. Моля, К. Черри.

Основополагающим для марксистского понимания проблем информации является подход, опирающийся на ленинскую теорию отражения, связывающий понятие информации с этой фундаментальной категорией диалектического и исторического материализма. Именно с этих позиций разрабатываются концепции информации как отраженного разнообразия в исследованиях советских философов и представителей других отраслей научного знания.

ladycaramelka.ru

5.5. Новая, информационная картина мира

По мере развития и углубления познания обнаруживается необходимость постижения системно-динамического характера складывающейся картины мира. Материалистическая диалектика, теория отражения, современный уровень естественно-научных знаний служат теоретико-методологической предпосылкой для построения логически стройной единой развивающейся картины мира на базе информации.

Статистическая теория информации и кибернетика существенно расширили понятие информации: информация стала объективной характеристикой материальных систем и их взаимодействия. Применение теории информации в науках о неживой природе привело к пересмотру представления об информации как о свойстве только кибернетических систем. Это свойство оказалось присущим не только общественным, живым и техническим системам, но и вообще всем материальным системам, в том числе и объектам неживой природы.

Информация, как и материя, существовала и существует всегда*. Она неотъемлемый атрибут материи и движения. Памятуя, что движение - способ существования материи, можно утверждать, что информация реализует этот способ, являя собой меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы.

В предыдущих подразделах была показана определяющая роль отражения и информации в процессах самоорганизации, возникновении флоры и фауны, созидания ноосферы. Эволюция материи происходит на основе отражательных процессов и благодаря информации, образующей замкнутые контуры саморегулирования и саморазвития. Развитие молекулярной генетики выявило всеобщность принципов записи генетической информации в молекулах ДНК при историческом развитии органического мира.

Никакая социальная жизнь невозможна без информации, без общения и коммуникаций. Информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса, а также в качестве узлового пункта познания, выявляя всеобщие и конкретные, многогранные связи с действительностью как отражение этой действительности. Существуя независимо от познающего субъекта, информация проявляется в процессе познания.

"По своему онтологическому статусу, - говорит Б.В. Бирюков, -  информация не отличается от пространства, времени, энергии, массы и т.п." [35]. В то же время понятие информации существенно шире, многоаспектнее каждой из этих философских категорий. Будучи наиболее связанной с категорией отражения, она является объективной естественно-научной характеристикой всех материальных объектов и их взаимодействий на всех уровнях организации материи. В частности, именно информация лежит в основе процессов саморегулирования и управления в живой природе и в человеческом обществе.

Сказанное выше позволяет взять за основу построения развивающейся естественно-научной картины мира такую философскую категорию, как информация, для интеграции различных научных концепций в единую картину мира.

Качественное своеобразие процессов отражения на разных уровнях организации материи зависит от качества (вида) соответствующей информации. Поэтому, принимая за основу классификацию, предложенную В.А. Полушкиным [36], а также учитывая работы других авторов и соблюдая принцип историзма, представим виды информации в хронологическом порядке и информационные структуры в их историческом развитии (рис. 41).

Рис. 41. Информационная картина мира. Генезис и взаимосвязь видов информации и информационных структур

Соответственно трем. основным видам оперативной информации - элементарной, биологической и социальной (см. рис. 41) - мы различаем три крупных класса информационных структур:

  1. естественно возникшие - информационные структуры неорганической природы;

  2. естественно возникшие информационные структуры органической природы;

  3. искусственные информационные структуры, созданные целенаправленной деятельностью человека (так называемая вторая природа, или ноосфера).

На рис. 41 показано возникновение таких явлений, как обратная связь, саморегуляция, управление и т.п., а также отмечено (стрелками) направление восходящего развития уровней материй. Информационная картина мира непременно включает в себя и Человека, место которого - на "границе" между естественной и искусственной природой. Он олицетворяет собой начало интенсификации информационных процессов и ускорения научно-технического и общественного развития.

Человек является высшим творением природы. Выдающийся шведский естествоиспытатель К. Линней, систематизируя растения и животных, поместил человека как бы на вершине пирамиды, дав ему название homo sapiens- человек разумный, подчеркнув разум, как основную особенность этого вида. С тех пор прошло болеет двух столетий. За это время биологические науки накопили много новых данных. Если Линнею было известно 4208 видов животных, то теперь их описано более 1 млн. Значительно усложнилась их классификация, но на первом месте по-прежнему находится человек разумный.

В данной работе из-за недостатка места не приведено подробно описание и обоснование каждого элемента представленной на рис. 41 информационной картины мира. Достаточную для предварительных суждений информацию несет она сама и может послужить основой для дальнейшего обсуждения, улучшения или альтернативных высказываний. Отметим лишь, что информационная картина мира наглядно показывает несостоятельность "локального акта творения".

Идея развития на основе отражения и усложняющегося упорядочения функциональных связей как всеобщего принципа доказывает закономерностьи общность происхождения всех живых организмов,) населяющих Землю. Более того, изучение последовательно протекающих процессов саморазвития материи (от ее низших форм высшим) способствует не только правильному видению развивающегося "мира в целом", но и научному обоснованию суждений условиях возникновения и возможности внеземной жизни.

На современном этапе характерной чертой развития дналектико-материалистического воззрения является синтез знаний и переход от локальных идей к объединяющей, "сквозной" идее диалектического развития на базе понятий отражения и информации, охватывающей все ступени развития объективного мира. В то же время в отечественной философской литературе при обсуждении вопроса о содержании и месте категории развития в системе материалистической диалектики высказываются различные точки зрения, начиная с односторонних узколокальных интерпретаций развития, понимания его как частного процесса, частного вида движения, присущего лишь некоторым формам реальности. Дискутируются в основном три взаимоисключающие трактовки развития 1) мирового круговорота материи; 2) необратимых качественных изменений; 3) бесконечного движения от низшего к высшему.

Рассмотрение взаимосвязей и исторической эволюции уровней организации материи позволяет преодолеть многообразие взглядов на сущность развития. Информационная картона мира дает возможность синтезировать отмеченные нами трактовки в целостную диалектическую концепцию развития от низшего к высшему, от простого к сложному. Что касается круговорота материи и необратимых качественных изменений, то это (см. рис. 40) лишь составные част процесса развития.

Некоторые зарубежные философы диалектике противопоставляют детерминизм, пытаясь отрицать принцип отражения, сыгравший большую роль в развитии гносеологии. Наши философы в содружестве с болгарскими многое сделали для дальнейшего развития теории отражения. Важно укупить эту теорию, разработав информационную картину мира. Постановка такой задачи логически обусловлена не только бурным развитием естественных наук, но и "информационной революцией", открывшей путь к качественно новой цивилизации на Земле.

Предложенная нами информационная картина мира является лишь первым приближением к решению этой задачи, но уже позволяет наглядно и целостно представить всеобщие связи и взаимообусловленность явлений в процессе исторического развития. С ее помощью диалектика воспринимается и как процесс восходящего развития форм отражения и видов информации, т.е. как возникновение все более сложных, упорядоченных взаимодействий (саморегуляции, управления), с одной стороны, и исторического накопления разнообразия (появления новых уровней организации информационных структур) - с другой.

Информационная картина мира особенно наглядно подтверждает последовательное развитие всей материи, как преемственное накопление информации, разнообразия. Причем разные формы движения соотносятся друг с другом не только по степени иерархического усложнения, но и по порядку генетического порождения одних форм другими. "Это последовательное движение материи, - писал П.К. Анохин, - коренным образом повлияло на всю эволюцию приспособительных форм живых организмов" [37].

Непрерывно и поступательно развивалась и наука, обогащая человечество материально и нравственно. Взрыв научной мысли в XX в. был подготовлен, как утверждал В.И. Вернадский, всем прошлым биосферы и имел глубочайшие корни в ее строении. Картина Вселенной, основанная на известных физикалистском и масс-энергетическом представлениях, здесь заменяется более общим параметром - уровнем организации. Именно возрастание уровня организации на базе накопления информации, разнообразия свидетельствует о направленностиразвития от низшего к высшему: мировой процесс самоорганизации имеет явно выраженную "стрелу времени".

Таким образом, информационная картина мира не что иное, как развитие объективного мира, как единый закономерный процесс зарождения и расцвета жизни и разума, необходимо "проходящий" всю последовательность ступеней (форм) материи, включая неорганическую природу, флору, фауну (представленные огромные множеством видов) и, наконец, Человека и человеческое общество.

Информационная картина мира обращена и в будущее, указывая перспективу дальнейшего развития материи через общение с внеземными цивилизациями. Достижения науки и техники XX в. (например, в области ракетно-космической техники, радиосвязи, ЭВМ) являются предпосылкой для реализации такого общения. Оно откроет новые перспективы для дальнейшего познания материи. Благодаря успехам космонавтики научный эксперимент уже вышел в космос, что способствует преодолению естественно-научного геоцентризма и выявлению закономерностей, не тождественных земным. Стала принципиально возможной и преобразующая деятельность людей вне Земли.

Если на Земле жизнь развернула несметное многообразие форм как бы стремясь найти все более совершенные, то логично предположить, что при наличии описанных нами выше условий она дала в масштабах Галактики бесчисленные побеги, стремящиеся вверх, к разуму. Однако мы не имеем сигналов от предполагаемые разумов во Вселенной. В худшем случае, если человечество действительно одиноко в космосе, это неизмеримо повышает, с одной стороны, ответственность человека за сохранение живой природа и условий жизни на Земле, а с другой - значение исторической миссии Человека: перед человечеством встают колоссальные космические задачи - перенести искру жизни, достижения нашей цивилизации на другие небесные тела, оживить и очеловечить весь беспредельный мир.

"Понимание этой задачи может наполнить радостью и гордостью сердца и умы, стать источником вдохновения и оптимизма", -пишет Ю. Мельвиль. Но успешно решить эту задачу сможет только "обобществившееся человечество" [38], освободившееся от бремени бессмысленных затрат на гонку вооружений, от угрозы ядерной катастрофы, способной уничтожить все живое, погасить, быть может единственную искорку жизни во Вселенной.

Сахаров А.Д. глубоко понимал и боролся за сохранение живой природы и условий жизни на Земле. Еще в застойные годы в своем знаменитом Обращении он писал: "Человечество оказалось в XX в. в беспрецедентной ситуации реальной опасности самоуничтожения. Результатом большой термоядерной войны может быть лишь гибель цивилизации, смерть и страдания миллиардов людей, социальная и биологическая деградация оставшихся в живых и их потомков. Не исключена гибель всего живого на поверхности суши.

Не менее грозной является многоликая экологическая опасность - прогрессирующее отравление среды обитания средствами интенсификации сельскохозяйственного производства и отходами химических, энергетических, металлургических производств, транспорта и быта, уничтожение лесов, истощение природных ресурсов, необратимое нарушение равновесия в живой и неживой природе и - как апогей всего - нарушение генофонда человека и других живых существ. Мы, возможно, уже вступили на путь, ведущий к экологической гибели..."

Грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической, причем именно на основе массовой информатизации возможно решение экологических проблем. "Без создания баз данных и знаний экологической информации, - утверждает А.Д. Урсул, - без полного развития экологической гласности нельзя будет перейти к планетарному управлению экоразвитием... Близкая угроза экокатастрофы с особой остротой ставит вопрос об ускорении информатизации общества [39].

Единственным путем кардинального и окончательного устранения термоядерной и экологической гибели человечества А.Д. Сахаров считал "глубокое встречное движение мировых систем капитализма и социализма". Позже он приветствовал нашу перестройку как "часть общемирового процесса конвергенции, жизненно необходимой для социалистических стран и для всего мира" [40].

Новое мышление во внешней политике, идеологический плюрализм вместо конфронтации, окончание холодной войны и сокращение вооружений - это обозначившиеся реальные шаги к новому мировому порядку на путях взаимного сотрудничества и интеграции всех стран - шаги, рождающие надежду на победу разума и объединение человечества ради спасения жизни на Земле.

В этом плане рассмотренная выше информационная картина мира, отражающая ход и результат миллиардов лет эволюции на нашей планете, имеет не только мировоззренческое значение. Она, на наш взгляд, несет большой идеологический и нравственный заряд, призывающий всех людей Земли к сохранению мира и жизни на нашей планете - колыбели Вселенной.

studfiles.net

8. Характеристика понятия “информационная картина мира”.

Информационная картина мира не что иное, как развитие объективного мира, как единый закономерный процесс зарождения и расцвета жизни и разума, необходимо "проходящий" всю последовательность ступеней (форм) материи, включая неорганическую природу, флору, фауну (представленные огромные множеством видов) и, наконец, Человека и человеческое общество.

Информационная картина мира обращена и в будущее, указывая перспективу дальнейшего развития материи через общение с внеземными цивилизациями. Достижения науки и техники XX в. (например, в области ракетно-космической техники, радиосвязи, ЭВМ) являются предпосылкой для реализации такого общения. Оно откроет новые перспективы для дальнейшего познания материи. Благодаря успехам космонавтики научный эксперимент уже вышел в космос, что способствует преодолению естественно-научного геоцентризма и выявлению закономерностей, не тождественных земным. Стала принципиально возможной и преобразующая деятельность людей вне Земли.

9. Развитие средств и форм коммуникации в истории общества (пять информационных рево-люций). Пять информационных революций

1. появлениме речи

2. появление письменности

- фиксирование на носителе

3. изобретение печатного станка (1450 - Гуттенберг)

- распространение, массовость

4. открытие электричества – телеграф, радио, ТV

5. появление ЭВМ – компьютерные технологии, телекоммуникации – (интернет)

10. Характеристика коммуникационных процессов в обществе. Их особенность в сфере досуга.

Коммуникация:

- от лат – делаю общим, связываю общаюсь

- Даль – Пути, дороги, средства связи

- Передача информации в процессе деятельности

- Передача информации посредством единой знаковой системы

Особенности Соц Ком

- Целесообразность

- Полифункциональность

А) Интеграции

Б) Информационная

В) самореализации

Г) социализации

- Появление новых каналов и средств передачи информации не отменяет старые, а наоборот, стимулирует их модернизацию

11. Социальные институты как субъекты информационных процессов, как основные каналы распространения информации

11. Культурное наследие, традиции как канал передачи социальной информации.

Традиция (с лат.-передача, повествование) – исторически сложившиеся, передаваемые из покаления в покаление формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила и ценности.

Фольклор: народно-игровая культура, народно-песенное искусство, народная музыка, дикоративно-прикладное творчество, праздничная культура.

Функции: формирование национальной идентичности; просветительская и воспитательная; утилитарная, эстетическая, креативная, гедонистическая (рекреационная).

Традиция (от лат. (traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Т. передается: 1) либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий), 2) либо через фольклор. Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал).

В доиндустриальыом обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. Они выступают основными каналами передачи прошлых знаний. В качестве Т. выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, общественные установления, вкусы, взгляды и т. д.

По сфере распространения Т. могут действовать во всем обществе или только в отдельной области общественной жизни, характеризовать отдельные группы людей, семьи, но очень редко или почти никогда отдельных индивидов. В начале Т. передавались неосознанно — через научение и подражание. С усложнением культуры они воспроизводились уже осознанно и оформлялись словесно. Если Т. существуют десятки и сотни тысяч лет, они могут превратиться в социальный институт.

На заре человечества парный брак был редким явлением, но постепенно стал Т. и овладел всеми народами. Еще позже он превратился в институт семьи. В социологии Т. понимают именно как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, когда необходимость сохранения этих норм оправдывается самим фактом их существования в прошлом. Т. выполняет ряд культурных функций: а) устанавливает преемственность культуры, б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению, в) выступают механизмом социализации и инкультурации людей, г) выполняют селективную функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей.

studfiles.net

3.3.6. Современная естественнонаучная картина мира

В современной картине мира выделяют три части пространства (мега-, макро- и мегамир) со своими уровнями организации материи, которые изучают соответствующие науки. Этот отражено в таблице 6.

Таблица 6

Современная естественнонаучная картина мира

Структурные уровни организации материи

Часть

пространства

Наука

Вид эволюции

Вселенная

Метагалактика

мегамир

космология

-“-

космический

-“-

Сверхгалактика

Галактика

Звездные Системы, звезды

Планеты (со спутниками)

астрономия

-“-

-“-

геология

-“-

-“-

-“-

геологический

Биосфера Сообщество

Вид

Популяция

Индивид

макромир

экология, этология

биология

-“-

экологический

биологический

-“-

-“-

Клетка

Молекула

Атом

Элементарная частица

Субэлементарная частица (кварк)

микромир

генетика

химия

физика

-“-

-“-

-“-

химический

физический

-“-

-“-

Основной вклад в построение современной естественнонаучной картины мира вносят следующие науки:

Этология – наука о генетически обусловленном поведении животных; изучает формы поведения организмов.

Биология – изучает живые системы и модели происхождения жизни.

Экология – изучает взаимодействие живых систем со средой

Генетика – механизм воспроизводства жизни.

Астрономия – модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной

Геология – тектоника литосферных плит

Физика – смещение точки отсчета от материи к энергии и от вещества к полю.

Теория относительности – относительность пространства и времени

Квантовая механика – корпускулярно-волновой дуализм

Синергетика – становление новых структур в природе, самоорганизация сложных систем

Социобиология – соотношение естественного и социального в живых системах

Кибернетика – управление в неживой и живой природе

Психология – роль бессознательного в человеческой психике

Космология – изучение происхождения устройства Вселенной, исследует организацию и структуру всего физического мира

Выделенные уровни организации материи формируют свои пространственные уровни (мега-, макро- и микромир), однако, между этими уровнями нет явно выраженных связей. Одним из объединяющих эти уровни звеном может быть – информация.

3.3.7. Информационная картина мира

Информация связана с категорией отражения и является объективной характеристикой всех материальных объектов и их взаимодействия на всех уровнях организации материи. В зависимости от уровня организации материи имеет место различные определения информации, т.е. уровень организации материи создает многообразие определений:

  1. Совокупность каких-либо сведений, знаний о чем-либо.

  2. Совокупность количественных данных, выражаемых при помощи цифр или кривых, графиков и используемых при сборе и обработке каких-либо сведений.

  3. Сведения, сигналы об окружающем мире, которые воспринимают организмы в процессе жизнедеятельности.

  4. В генетике – совокупность химически закодированных сигналов, передающихся от одного живого объекта к другому (от родителей потомкам) или от одних клеток, тканей, органов другим в процессе развития особи.

  5. В математике, кибернетике – количественная мера устранения энтропии (неопределенности), мера организации системы.

  6. В философии – свойство материальных объектов и процессов сохранять и порождать определенное состояние, которое в различных вещественно-энергетических формах может быть передано от одного объекта другому; степень, мера организованности каких-либо объектов, системы.

Рис.14. Общая информационная картина мира

На рис. 14 представлена информационная картина мира в упрощенной форме. Здесь физическая информация – это та, которая присуща процессам отражения в неорганической природе, биологическая информация – циркулирующая в живой природе и формирующая ее структуры; социальная информация передающаяся в человеческом обществе в процессе коммуникаций между людьми.

Физическая информация переставляет геогенез и подразделяется по видам движения материи: механическая, физическая, химическая, ядерная. Биологическая информация включает биогенез и психогенез и по видам подразделяется на генетическую, физиологическую, психологическую и эволюционную. Социальная информация представляет собой ноогенез и подразделяется на массовую (функции общения) и специальную (функции созидания).

Способы восприятия информации:

1. Генетическая

2. Сенсорная: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Способность клеток поддерживать высокую упорядоченность своей организации зависит от генетической информации, которая сохраняется в форме дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). ДНК – это вещество, из которого состоят гены.

Модель строения ДНК в форме регулярной двойной спирали предложена Дж. Уотсоном и Ф. Криком в 1953 г. Информационное содержание обеих цепей ДНК идентично, так как каждая из них содержит последовательность нуклеотидов, строго соответствующую последовательности другой цепи.

Генетическая информация записана в цепи ДНК в виде последовательности нуклеотидных остатков, содержащих одно из четырех гетероциклических оснований: аденин (А), гуанин (G), цитозин (С) и тимин (Т).

В живых системах ДНК является главным носителем генетической информации.

Энтропия как мера дезорганизации

Энтропия (от греч. – поворот, превращение, обозначается S) – это однозначная функция состояния термодинамической системы; изменение энтропии () в равновесном процессе равно отношению количества теплоты (), сообщенного системе или отведенного от нее к термодинамической температуре (Т) системы. Неравновесные процессы в изолированной системе сопровождаются ростом энтропии, они приближают систему к состоянию равновесия, в котором S максимальна. Понятие «энтропия» введено в 1865 г. Р. Клаузиусом. Систематическая физика рассматривает энтропию как меру вероятности пребывания системы в данном состоянии (принцип Больцмана).

Чем меньше энтропия – тем больше упорядоченность и наоборот. Эволюция понятий энтропии представлена на рис. 15.

Рис.15. Эволюция представлений об энтропии

studfiles.net

Реферат по информатике и икт по теме: «Информационная картина мира»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

о. Муром Владимирской области

Промежуточная аттестация 2010 – 2011 уч. год

РЕФЕРАТ

по информатике и ИКТ по теме:

«Информационная картина мира»

Выполнила:

ученица 8 «В» Сорокина Лиза

Проверила:

учитель информатики и ИКТ

Малахова Е. В.

2011 г.

Оглавление

1. Введение...............................................................................................3

2. Вещественно-энергетическая картина мира……….........................5

3. Информация и физический мир.........................................................6

4. Информационные процессы...............................................................8

5. Информационные революции...........................................................10

6. Информационная картина мира……………………………………..12

7. Общность информационных процессов…………………………….13

9. Заключение..........................................................................................17

9. Список литературы............................................................................18

Введение.

Понятие «Информация» является одним из фундаментальных в современной науке и базовым для изучаемой нами информатики. Информацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем.

Слово "информация" латинского происхождения (informatio), изначально переводимое как разъяснение, сообщение, осведомленность. В современной науке до сих пор не выработано общепринятого определения для понятия "информация" и все что мы может взять из специализированных источников, это либо определения контекстного плана, либо чересчур обобщенные рассуждения. Например, философское определение американского ученого-математика Винера: информация - это не энергия и не материя. Или определение информации как сообщения, передаваемого в форме знаков или сигналов, используемое в технической литературе. Определение информации можно найти и в Словаре русского языка С.И. Ожегова: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо. По К. Шеннону, информация - это снятая неопределенность. И так далее. Термином "информация" сейчас пользуется практически каждый человек, подразумевая нечто, что можно воспринять, например, посредством чтения книги, вывода на монитор или принтер содержимого какого-либо файла, да и просто, пообщавшись с соседом по лестничной клетке. Эволюция отношения к определению данного понятия включала в себя сначала понятие информации просто как сообщения, потом под информацией стали понимать только те сообщения, которые являются новыми и полезными для той системы, к которой они обращены.

С середины XX столетия информация превратилась в предмет научного поиска, а её интенсивное исследование привели к концу века к тому, что из общенаучной категории она превратилась в философскую.

Между тем, информация в конце XX начала XI веков превратилась в основной предмет человеческого труда, а информационные технологии образовали фундамент всех наиболее важных технологий.

Согласно современным философским и научным представлениям информация существует в макро-, микро- и мегамире, то есть информационное бытие носит универсальный характер, а информация как неотъемлемый элемент объективной реальности вызвала к жизни информационную картину мира, которая влияет на научную картину мира. И здесь возникают проблемы: как информация, лежащая в основе информационной картины мира, способствует формированию научной картины мира; каково её влияние на фазе развития этой картины; как и каким образом информационное бытие выступает в качестве одного из источников создания научной картины мира.

Поэтому в рамках данной работы предпринята попытка изучить вещественно-энергетическую картину мира и найти пути решения следующих проблем, которые могут быть определены как конкретные задачи:

    1. представить особенности вещественно-энергетического обмена с учетом информации;
    2. вскрыть сущностные характеристики природы информации и на этой основе исследовать место информации в жизни человека;
    1. установить характер взаимосоотнесенности научной картины мира и информационной картины мира.

Вещественно-энергетическая картина мира

Окружающий нас мир бесконечно многообразен. Бесплодны попытки человека понять любой его объект, любое явление в исчерпывающей полноте. С зарождения науки в древности и до наших дней основным методическим принципом познания является моделирование. Модель – это упрощенное по сравнению с реальностью описание объекта или явления, учитывающее только некоторые существенные, с точки зрения исследователя, его свойства. Моделирование всегда связано с абстрагированием, с выделением общего из множества частностей. Любой учёный сознаёт, что понять – это значит найти общность, отвлекшись от частностей, а затем выяснить частности через эту понятную общность.

Одним из первых обобщенных, абстрактных понятий науки стало понятие “вещество”.

Мы живем в мире, который состоит из огромного количества объектов, различных по своим размерам, строению, назначению и т.д. Объекты окружающего мира находятся во взаимоотношениях, которые можно представить в виде следующей схемы:

Макромир состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком.

Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые в свою очередь состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром.

Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с миллионами других звёзд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллионы галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир.

Всё многообразие этих объектов состоит из вещества. Вещество – это все, что нас окружает, это вода, земля, воздух, горы, деревья, это то, из чего мы делаем различные предметы, наконец, это мы сами.

Следующим обобщающим понятием в истории науки стало понятие “энергия”. Все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают сильной энергией. Энергия – это то, что приводит наш мир в движение. Появление понятия «энергия» было связано с развитием техники, созданием двигателей, технических преобразователей энергии. Наука стала активно использовать “энергетический язык” в описании природы. Физические, химические, биологические процессы стали рассматриваться с позиции передачи и преобразования энергии.

Информация и физический мир.

Информацию следует считать особым видом ресурса, при этом имеется в виду толкование «ресурса» как запаса неких знаний материальных предметов или энергетических, структурных или каких – либо других характеристик предмета. В отличие от ресурсов, связанных с материальными предметами, информационные ресурсы являются неистощимыми и предполагают существенные методы воспроизведения и обновления, чем материальные ресурсы.

Рассмотрим некоторый набор свойств информации:

- запоминаемость;

- передаваемость;

- преобразуемость;

- воспроизводимость;

- стираемость.

Свойства запоминаемости – одно из самых важных. Запоминаемую информацию будем называть макроскопической (имея в виду пространственные масштабы запоминающей ячейки и время запоминания). Именно с макроскопической информацией мы имеем дело в реальной практике.

Передаваемость информации с помощью каналов связи (в том числе с помехами) хорошо исследовано в рамках теории информации К. Шеннона. В данном случае имеется в виду несколько иной аспект – способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть «запомнена» другой макроскопической системой и при этом остается тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании.

Воспроизводимость информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость, т.е., что при копировании информация остается тождественной самой себе.

Свойство информации – преобразуемость. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором его количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может.

Свойство стираемости информации также не является независимым. Оно связано с таким преобразованием информации (передачей), при котором ее количество уменьшается и становится равным нулю.

Информационные процессы

В повседневной жизни человек все время сталкивается с различными процессами: смена времен года, раскрытие бутона цветка, пошив костюма.

Процесс — последовательная смена состояний объекта в результате произведенных действий.

Если происходит смена состояний объекта, то в этом случае можно говорить о процессе.

Одни процессы протекают в живой природе, другие - в человеческом обществе. Иногда человек играет решающую роль в ходе протекания процесса, например при пилотировании самолета, или написании сочинения. Некоторые процессы протекают независимо от влияния человека, как, например, распускание листьев на дереве, приливы и отливы.

Особую роль в ходе протекания некоторых процессов играет информация.

Если обратиться в далекое прошлое, то жалобы на обилие информации обнаруживаются тысячелетия назад.

Информационный кризис - это возрастающее противоречие между объемом накапливаемой в обществе информации и ограниченными возможностями ее обработки отдельно взятой личностью.

В связи с этим сформировались новые научные дисциплины - информатика, кибернетика, бионика, робототехника и другие, имеющие своей целью изучение закономерностей информационных процессов.

Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

Есть три типа информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.

Хранение информации - это распространение ее во времени. Человек хранит информацию либо в собственной памяти, либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего - на бумаге.

Обработка информации составляет основу процесса преобразования информации.

Информация может быть передана для ее последующего использования, обработки или хранения. Передача информации - всегда двусторонний процесс.

Информация передается в форме сообщений от некоторого источника информации к ее приемнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приемнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением. канал связи

источник --------------------------------- > приемник

Пример:

Живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т. д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает ее в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.

Информационные процессы, осуществляемые по определенным информационным технологиям, составляют основу информационной деятельности человека.

Информационные революции.

Не все особенности биологических, социальных, технических систем можно объяснить с точки зрения вещественно-энергетического подхода. Людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире, благодаря чему появилась устная речь, письменность, книгопечатание, живопись, радио, телевидение. В истории человечества произошло несколько информационных революций.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

В середине ХХ века появляется и развивается новая научная дисциплина – кибернетика. Её основатель (1948 г.) – американский математик Норберт Винер. Термин “кибернетика” на греческом языке означает “искусство управления”. Н.Винер назвал кибернетикой науку об управлении и связи в живом организме и машине.

Центральным понятием кибернетики является информация. Между элементами кибернетической системы, а также между различными системами имеют место информационные взаимодействия, т.е. обмен управляющими сигналами, знаками, командами.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

•переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

•миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

•создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии — информационная технология.

Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Таким образом, к концу XX века стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающий мир под информационным углом зрения, не противопоставляя себя вещественно-энергетической картине мира, а дополняя её.

Информационная картина мира

Нормальное функционирование живых организмов невозможно без получения и использования информации об окружающей среде. Целесообразное поведение живых организмов строится на основе получения информационных сигналов. Природа этих сигналов может быть различна: звук, запах, свет и т. д..

На нашей планете идет саморазвитие, эволюция живой природы, то есть повышение сложности и разнообразия живых систем. Жизнь является системой открытой, многообразными путями в нее поступают и вещество, и энергия, и информация. Потребляя энергию солнечного излучения в процессе фотосинтеза, растения строят сложные биологические молекулы из простых неорганических, далее животные, поедающие растения и друг друга, создают все более сложные живые структуры и так далее.

Любой живой организм, в том числе человек, является носителем генетической информации, которая передается по наследству. Генетическая информация хранится в каждой клетке организма в молекулах ДНК, которые состоят из отдельных участков (генов). Каждый ген «отвечает» за определенные особенности строения и функционирования организма и определяют как его возможности, так и предрасположенность к различным наследственным болезням.

Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств. Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% — с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса).

Обмен информацией между людьми может осуществляться в различных формах (письменной, устной или с помощью жестов). Для обмена информацией всегда используется определенный язык (русский, азбука Морзе и так далее). Для того чтобы информация была понятна, язык должен быть известен всем людям, участвующим в общении. Чем большее количество языков вы знаете, тем шире круг вашего общения.

Информационные процессы характерны не только для природы, человека и общества, но и для техники. Нормальное функционирование технических устройств связано с процессами управления, которые включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации. В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек (например, вождение автомобиля), в других управление берет на себя само техническое устройство (например, кондиционер).

Общность информационных процессов

Установлена общность информационных процессов в живой природе, обществе, технике.

Каждую весну вы наблюдаете, как на деревьях появляются почки, которые потом распускаются, превращаясь в листья, а осенью меняют окраску и опадают. Все эти процессы неразрывно связаны с информацией. Дерево воспринимает информацию о состоянии окружающей среды: температуре воздуха и почвы, продолжительности светового дня, интенсивности солнечных лучей. Такая информация служит сигналом для протекания различных физико-химических процессов в клетках, а значит, управляет этими процессами.

В животном мире, так же как и в мире людей, информация играет немаловажную роль. Например, звуковое общение насекомых имеет удивительную особенность: несмотря на многочисленные помехи (другие звуки), они безошибочно выделяют нужный сигнал и точно определяют его источник.

Звуки и запахи несут информацию для животных и растений. Прикосновение - это тоже информационный процесс.

Есть ли различия в информационных процессах, характерных для растительного и животного мира? Заметим, что изменение температуры передается листьям от корней, а не при непосредственном контакте. Передача растением информации за пределы собственных живых клеток другому растению не предусмотрена, что отличает растительный мир от животного. У животных, живущих сообществами, даже выработался особый язык (например, язык хвостов у волков) для передачи сообщений друг другу. Но это отличие растительного мира от животного, а не информационных процессов, которые протекают в этих мирах.

Можно утверждать, что в неживой природе информационный процесс не свойственен — ни камню, ни умершему живому организму. При воздействии окружающей среды могут происходить изменения (разрушение, химические реакции). Но эти изменения происходят не в результате информационного воздействия, а в результате физического воздействия или химической реакции. Здесь нет информационной системы. Отсутствует восприятие параметров, подлежащей обработке, тем самым переводящие её в ранг информации.

В неживой природе можно говорить об информационных процессах применительно к технике, когда она реагирует на некоторые действия человека.

С такими процессами вы сталкиваетесь, когда опускаете в автомат турникета жетон, который проверяется на соответствие. Информация о проверке поступает на специальное устройство, которое открывает турникет.

Техника моделирует некоторые действия человека и способна иногда заменить его. Пример — телефонный автомат на улице.

С информационными процессами вы сталкиваетесь с детства.

Для того чтобы получать и передавать знания, узнавать об опасности, выражать свое отношение к происходящему, людям необходимо вступать в контакты (общаться друг с другом). Это называется коммуникацией и является основой информационных процессов в человеческом обществе. Это слово происходит от латинского communicatio (сообщение, передача) и обозначает процесс обмена мыслями, сведениями, идеями, то есть информацией. Коммуникацией часто называют не только процесс, но и путь и средства передачи некоего объекта с одного места на другое.

Люди общаются при помощи речи, жестов, книг, телепередач, кинофильмов, театральных представлений, компьютеров и пр. Люди являются самыми важными объектами в системе коммуникаций. Без их участия этот процесс не может состояться. Общение - процесс двусторонний. Без обмена информацией невозможно развитие человеческого общества.

Внешние условия (среда) накладывают отпечаток на информационные процессы, а, следовательно, и на коммуникационные процессы. Например, поведение человека в воде совершенно другое, нежели на суше. Изменение коммуникационной среды требует от людей, желающих общаться между собой, знания языка, правил общения, умения читать, писать.

Коммуникационная среда - это совокупность условий обмена информацией.

С появлением электричества прочное место в передаче информации занимают телефон, телеграф. Позже появились средства радиосвязи, обеспечивающие коммуникации без проводов. Это сделало возможной связь в любых условиях.

После изобретения радио, телевидения, аудио- и видеосредств появилась возможность тиражирования и распространения информации в больших количествах, она стала доступна широким массам людей. Поэтому коммуникационные системы, обеспечивающие распространение информации с помощью радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи и печатных изданий, называют средствами массовой информации (СМИ). С развитием этих средств люди получили постоянные источники информации.

С появлением компьютеров развитие информационных процессов приобретает небывалый размах. Новая среда предоставляет условия обмена информацией и хранения ее в виде, удобном для корректировки и видоизменения. Сейчас появились информационные системы, дающие человеку возможность практически мгновенно получать необходимую информацию, передавать ее на большие расстояния. Однако это требует от человека определенных знаний для использования такой среды. Компьютеры соединяются между собой в глобальную систему, создавая информационную среду общения людей, имеющих доступ к этой системе.

Таким образом, информационные процессы присущи живой природе, обществу и технике.

Заключение

В своей повседневной жизни, в производственной деятельности человек постоянно имеет дело с тремя упомянутыми выше субстанциями: веществом, энергией и информацией. Мы не можем жить без пищи, одежды, жилья, предметов быта, транспорта и пр. Всё это – материальные объекты (в общем понятии – вещество). Электричество, отопление в наших домах – это энергия. Пресса, радио, телевидение, книги – информация. Значит, информатика – современная научная база информационной сферы деятельности людей.

Подводя итог отметим, что предпринимаются усилия ученых, представляющих самые разные области знаний, построить единую теорию, которая призвана формализовать понятие информации и информационного процесса, описать превращение информации в процессах самой разной природы. Движение информации есть сущность процессов управления, ее способности к самодвижению. С момента возникновения кибернетики управление рассматривается применительно ко всем формам движения материи, а не только к высшим (биологической и социальной). Явное проявление движения в неживых – искусственных (технических) и естественных (природных) – системах также обладают общими признаками управления, хотя их исследуют в химии, физике, механике в энергетической, а не в информационной системе представлений. Информационные аспекты в таких системах составляют предмет новой междисциплинарной науки – синергетики.

Список источников и литературы:

      1. http://dpk-info.ucoz.ru/publ/2-1-0-4 Учебник по информатике. Образование онлайн.
      2. Бешенков С.А., Лыскова Ю.В., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы//Образование. – 1998. - №6 – 8.
      3. Гейн А.Г., Шолохович В.Ф. Преподавание курса «основы информатики и вычислительной техники» в средней школе: Руководство для учителя – Екатеринбург, 1992.
      4. Семакин И.Г. Информатика: Базовый курс, 7 – 9 – е классы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999
5. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса Информатики в средней школе. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

mognovse.ru

Информационная картина мира Понятие об информации

Описание презентации Информационная картина мира Понятие об информации по слайдам

Информационная картина мира Информационная картина мира

Понятие об информации • Информация (от лат. informatio — «разъяснение, изложение, осведомлённость»Понятие об информации • Информация (от лат. informatio — «разъяснение, изложение, осведомлённость» ) — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. • Данное понятие используется В различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др. ), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

Свойства информации • Новизна • Объективность • Полнота • Достоверность • Адекватность Свойства информации • Новизна • Объективность • Полнота • Достоверность • Адекватность • Актуальность • Эмоциональность

Классификация информации Информацию можно классифицировать по: • способу восприятия • форме представления •Классификация информации Информацию можно классифицировать по: • способу восприятия • форме представления • назначению • истинности

Классификация информации По способу восприятия визуальная аудиальная тактильнаяКлассификация информации По способу восприятия визуальная аудиальная тактильная (воспринимаемая органами зрения) органами слуха) тактильными рецепторами) обонятельная вкусовая (воспринимаемая обонятельными вкусовыми рецепторами) рецепторами)

Классификация информации По форме представления текстовая Классификация информации По форме представления текстовая числовая графическая ( передаваемая (в виде цифр и знаков, (в виде изображений, в виде символов, обозначающих предметов, графиков) предназначенных математические обозначать лексемы действия) языка) звуковая видеоинформационная (устная или в виде (передаваемая в видеозаписи) записи и передачи лексем языка аудиальным путем

Классификация информации По назначению: • Массовая — содержит тривиальные сведения иКлассификация информации По назначению: • Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума. • Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация. • Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам. • Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

Классификация информации По значению: • Актуальная — информация, ценная в данныйКлассификация информации По значению: • Актуальная — информация, ценная в данный момент времени. • Достоверная — информация, полученная без искажений. • Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена. • Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания. • Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования. По истинности: • Истинная • Ложная

Информационный процесс • Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления,Информационный процесс • Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации.

Обработка информации • Поскольку информация нематериальна, её обработка заключается в различных преобразованиях. К процессамОбработка информации • Поскольку информация нематериальна, её обработка заключается в различных преобразованиях. К процессам обработки можно отнести любые переносы информации с носителя на другой носитель. Информация, предназначенная для обработки, называется данными. • Основным видом обработки первичной информации, полученной различными приборами, является преобразование в форму, обеспечивающую её восприятие органами чувств человека. Так, фотоснимки космоса, полученные в рентгеновских лучах, преобразуются в обычные цветные фотографии с использованием специальных преобразователей спектра и фотоматериалов.

Передача информации • Передачей информации называется процесс её пространственного переноса от источника кПередача информации • Передачей информации называется процесс её пространственного переноса от источника к получателю (адресату). • Передавать и получать информацию человек научился даже раньше, чем хранить её. Речь является способом передачи, который использовали наши далекие предки в непосредственном контакте (разговоре) — ею мы пользуемся и сейчас. Для передачи информации на большие расстояния необходимо использовать значительно более сложные информационные процессы.

Хранение информации • Хранение информации осуществляется с помощью её переноса на некоторые материальные носители.Хранение информации • Хранение информации осуществляется с помощью её переноса на некоторые материальные носители. Семантическая информация, зафиксированная на материальном носителе для хранения, называется документом. • Хранить информацию человечество научилось очень давно. Огромное значение в развитии этого направления имеет изобретение письменности и книгопечатания. За свою историю человечество накопило огромный объём информации в библиотеках, архивах, периодических изданиях и других письменных документах.

Хранение информации В настоящее время особое значение получило хранение информации в виде последовательностей двоичныхХранение информации В настоящее время особое значение получило хранение информации в виде последовательностей двоичных символов. Для реализации этих методов используются разнообразные запоминающие устройства. Они являются центральным звеном систем хранения информации. Сформированные по назначению информации такие информационные системы образуют базы данных, банки данных и базы знаний.

Носители информации Носии тель информаи ции (информациои нный носии тель) — любой материальный объектНосители информации Носии тель информаи ции (информациои нный носии тель) — любой материальный объект или среда, способный достаточно длительное время сохранять (нести) в своей структуре занесённую на него информацию. Это может быть, например, камень, дерево, бумага, металл, пластмассы, кремний (и другие виды полупроводников), лента с намагниченным слоем (в бобинах и кассетах), пластик со специальными свойствами (для оптической записи И — CD, DVD и т. д. ), ЭМИ (электромагнитное излучение) и т. д. и т. п.

Носители информации Носителем информации может быть любой объект, с которого возможно (доступно) чтениеНосители информации Носителем информации может быть любой объект, с которого возможно (доступно) чтение (считывание) имеющейся на нём (нанесённой, записанной) информации. Носители информации в науке (библиотеки), технике (скажем, для нужд связи), общественной жизни (СМИ), быту применяются для: • записи • хранения • чтения • передачи (распространения) • создания произведений компьютерного искусства

present5.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта