Сочинение по картине Яблонской «Утро». Утро яблонская картина
Сочинение по картине Яблонской «Утро»
За свою долгую творческую жизнь (а прожила она восемьдесят восемь лет) Татьяна Ниловна Яблонскаяя получила множество наград, участвовала в большом количестве выставок. Но самой большой наградой ей служило признание ее таланта ценителями живописи, простыми людьми, которые с удовольствием посещали выставки, чтобы полюбоваться творениями художницы.
Одним из ее шедевров является картина «Утро». На картине запечатлена девочка, делающая зарядку. Она только что поднялась с постели, которую еще не успела убрать, и сразу же стала заниматься. На девочке надета белая майка и темные шорты. Она стоит в позе «ласточка». Вся ее фигура - олицетворение бодрости, здоровья. Смотришь на картину и представляешь, как девочка вскочила с постели, посмотрела в окно, весело улыбнулась, распахнула дверь на балкон и принялась делать зарядку.
А радоваться, действительно, есть чему. Наступило солнечное утро. Еще рано. Солнечный свет неярок. Город еще покрыт туманом. Но комната полна света, льющегося через открытую дверь балкона и через окно. Солнечный свет ярким пятном ложится на паркетный пол, на кровать, на стол, покрытый полосатой скатертью.
Комната не имеет пышного убранства. В ней все просто. Стена напротив зрителя украшена декоративной тарелкой и красивым цветочным горшком с разросшимся вьющимся растением. Но в простоте убранства видна вся девочка как на ладони. Она любит порядок и чистоту. Ее школьная форма аккуратно сложена на стуле. Галстук она повесила на спинку стула, чтобы не измять его. На столе стоит легкий завтрак. Девочка заботиться о своем здоровье и потому утро начинает с зарядки на свежем воздухе и легкой пищи. Потом она оденется, уберет постель и легкой поступью весело побежит в школу.
Картина Т.Н. Яблонской дает зрителю огромный заряд бодрости. При взгляде на нее хочется так же распахнуть окно, вдохнуть свежего утреннего воздуха и сделать зарядку, чтобы потом весь день чувствовать прилив сил и стремление к большим свершениям.
Сочинение по картине «Утро» Яблонской
Картина Яблонской «Утро» поражает простотой и открытостью. На этом полотне изображена обычная девочка, которая встала утром - и делает зарядку. Ее движения просты, но, в то же время, отличаются изысканностью. Сразу проникаешься симпатией к главной героине этого полотна.
На столе лежит нехитрый завтрак, а на стуле еще отдыхает одежда. Кровать девочка не заправила, так как спешила порадоваться наступающему дню. Вместе с ней радуются новому дню все живые существа. От первых лучей солнца комната озарена удивительным светом, который проникает в сердца людей и дарит им радость.
Комната девочки обставлена самыми необходимыми предметами. Здесь мы видим кровать, красивый стол, стул и тарелка, которая тихонько притаились на стене. Украшений в комнате нет - и только растения показывают зрителям, что девочка любит природу.
Картина Яблонской «Утро» - это настоящий гимн новому дню, к которому так хочется присоединиться. Хочется встать рано утром - и просто улыбнуться восходящему солнцу, а оно ответит всем сразу нежной и теплой улыбкой. После такого утра день непременно будет замечательным, а, возможно, и удивит
Сочинение по картине Яблонской «Утро»
План.
- Время года и суток.
- Интерьер комнаты.
- Девочка.
- Мое мнение о картине.
Татьяна Ниловна Яблонская - советская художница, которая жила в 20 веке. На своей картине «Утро» Яблонская изобразила начало дня девочки примерно моего возраста. Она только что встала и еще даже не успела заправить постель. Сквозь окно виден город, но он теряется в утреннем тумане. Солнце уже взошло, но еще не поднялось. Мне кажется, что на картине изображена весна, май. Уже тепло, поэтому девочка открыла балконную дверь. Но учеба еще не закончилась. Это видно по тому, что на стуле сложена школьная форма и висит пионерский галстук.
Комната не очень большая, но красивая и светлая. Видно кровать, на которой, наверное, спала девочка, круглый стол с красивой скатертью. На столе завтрак, который оставили своей дочке родители. В комнате простые желтые стены, зато очень красивые и необычные окно и балконная дверь, они имеют форму арки. Эти арки украшены зелеными побегами цветка, который растет в кашпо на стене. И кашпо, и кувшин, стоящий на столе, расписаны цветами или зверюшками. Может быть, это рисовала сама героиня картины или ее родители.
В центре комнаты я вижу стройную, статную девочку, которая танцует или делает гимнастику. Девочка вся вытянулась и подняла руки, словно она птица, которая хочет взлететь. Школьница очень легкая и грациозная, может быть, она гимнастка. Так и кажется, что она сейчас весело закружится в красивом танце. Видно, что девочка очень аккуратная и опрятная. В комнате чисто прибрано, форма сложена на стуле так, чтобы она не помялась.
Мне очень понравилась картина Т.Н. Яблонской. Она создает впечатление свежего солнечного утра, наполненного радостью и ожиданием чего-то сказочногои чудесного.
Сочинение по картине «Утро» Яблонской
После просмотра картины Т.Н. Яблонской «Утро» у меня остались самые теплые эмоции. Красноречиво название картины. Мы видим, что на ней изображена девочка-школьница, которая делает утреннюю зарядку. По всему видно, что она находится в приподнятом настроении, в хорошем расположении духа. Девочка очень стройна. У нее отличная физическая форма. Ее комната озарена светом и теплом, от которого становится еще более радостно на душе.
Тень от солнечного света падает на пол. В комнату льется солнечный свет, утренняя свежесть и прохлада. Балконная дверь открыта настежь. Обстановка в комнате достаточно простая. Автор показал кровать, которую девочка еще не успела застелить после ночи, стол с незатейливым завтраком и стул, на котором висит ее одежда.
Картину очень украшает цветок, который вьется из настенного горшка. Он настолько разросся, что занимает едва ли не половину стены. На заднем плане мы можем увидеть балкон. Он очень аккуратный, с красивыми цветами. Скорее всего, их высадила эта девочка с мамой.
Мне очень понравилась эта картина, потому что она наполнена особой энергетикой, оптимизмом. Девочка будто летит навстречу новому дню, новым свершениям и маленьким победам.
источникСочинение по картине «Утро» (описание комнаты)
План:
- Известный мастер русской живописи.
- Сюжет картины.
- Описание комнаты.
- Впечатления от творения художника.
Татьяна Николаевна Яблонская - известный мастер русской живописи. Она заслуженный деятель искусств. Творчество художницы наполнено поэтичностью, откровенной искренней любовью к жизни, к человеку и его труду. Т. Яблонская с удовольствием пишет детей. Все ее картины наполнены бодростью, свежестью, положительными эмоциями.
Знакомясь с картиной «Утро», хочется подчеркнуть, что она несет неподдельную радость нового дня. Раннее утро. Лучи яркого весеннего солнца врываются в комнату сквозь открытое настежь окно. За окном редкий утренний туман, но веселые лучи пробиваются сквозь него, будя все живое. Изображенная на картине девочка начинает свой день с зарядки. Перед нами предстает грациозная, подтянутая героиня в белой майке и черных спортивных трусах. Она готова впитывать впечатления нового дня.
Особое внимание привлекает комната. На переднем плане - круглый стол. Он накрыт сине-желтой полосатой скатертью, украшенной бахромой. На столе расписной глиняный кувшин с молоком. Рядом - булочка, прикрытая салфеткой и масло. Левый край стола пронзен ярким солнечным лучом. Позади девочки стоит деревянная кровать коричневого цвета.
На заднем плане картины видна бледно-желтая стена, балкон и окно. У балконной двери - стул со спинкой, на нем школьная форма. Проем между балконной дверью и окном украшает крупная декоративная тарелка с птицами. В комнате высокие потолки. Это видно по балконной двери, которая начинается от пола и заканчивается аркой где-то очень высоко. Настоящие вьющиеся цветы наполняют комнату зеленью, они тянутся вдоль всей стены, начинаясь в кашпо на стене, и огибают арки балконной двери и окна. Листья резеды кажутся золотыми от падающего на них солнечного света. В тени эти же листья выглядят изумрудно-зелеными. Ухоженный паркетный пол темно-коричневого цвета начищен до блеска, в нем даже отражается хозяйка комнаты.
Рассматривая полотно Т. Н. Яблонской «Утро», ощущаешь тепло солнечных лучей, ритмы просыпающегося города, радуешься молодости и красоте, наступлению нового дня. Картина излучает уверенность, что новый день принесет только радость и счастье. Автор достигла этого благодаря тому, что виртуозно владеет сложной техникой светопередачи. С подлинным мастерством она передала вторжение утра, солнца, свежего прохладного воздуха в комнату своей героини.
porusskomu.net
Сочинение по картине Яблонской «Утро»
Картину «Утро» Татьяна Ниловна Яблонская написала в 1954 году в Киеве. За свою долгую жизнь, а прожила она более 85 лет, было написано множество произведений на разные темы, проведена вереница персональных выставок. Но самой популярной в ряду всех картин Яблонской является именно «Утро». С момента написания этого шедевра прошло более 50 лет, но живопись не потеряла и сейчас своей свежести и актуальности.
На картине «Утро» изображена девочка, делающая зарядку. Ее вид заставляет думать, что она вот-вот полетит. Так распахнуты ее руки, отставлена нога, что кажется, будто это ласточка, собирающая улететь. А за окнами весело плещется солнечное и теплое майское утро, зеленеют какие-то растения в низких вазонах на балконе. Сквозь распахнутые балконные двери виден краешек голубого чистого неба и город, лежащий внизу.
По общему виду картины складывается ощущение, что девочка только что встала. Об этом говорит еще несобранная постель и весь внешний вид девочки — на ней простая светлая майка и шорты темного цвета. Однако видно, что девочка очень опрятна и чистоплотна. Об этом можно судить по тому, как на деревянном стуле сложены вещи, на спинке расправлен отглаженный пионерский галстук, ее волосы заплетены в косу.
Судя по всему, учебный год еще не закончен, а значит надо поторапливаться: делать зарядку, завтракать и бежать в школу. Кстати, на столе, покрытой скатертью в нежных голубых тонах, стоит незатейливый завтрак — кувшин, наверно, с молоком и хлеб на ажурной тарелке. Все лаконично и просто.
Простота интерьера и даже некоторый аскетизм лишь подчеркивают позитив, идущий от этой картины. В этом и заключается вся прелесть этого произведения. Комната наполнена удивительным солнечным светом, а все детали интерьера выполнены в спокойных, не кричащих тонах.
Вьющееся зеленое растение в нарядном глиняном кашпо широко разрослось от окна и оплетает балконную дверь, под ним висит декоративная тарелка; пол застелен светлым паркетом, стены окрашены в теплые пастельные тона, на самом окне и балконе нет штор — все в картине говорит о легкости и прозрачности. Кажется, что все преследует одну цель — впустить в комнату раннее майское утро и наполнить пространство весенним прохладным воздухом.
Да и весь облик девочки и обстановка комнаты дышат непринужденностью и естественностью. Картина как бы поет гимн новому дню, задорной юности и вечной весне.
sochinyalka.ru
Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»
Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро»
Т.Н. Яблонская — известная русская художница, ученица Ф. Кричевского, выросшая в семье живописца. Судьба ее неразрывно связана с Клевом. Она знаменита такими картинами, как «Отдых», «Вышли на солнышко», «Крещатик», «В парке», «На старте».
Рассмотрим картину Т.Н. Яблонской «Утро», написанную в 1954 году. На этой картине мы видим девочку, делающую утреннюю зарядку перед тем, как отправиться в школу. Наша героиня — высокая, стройная, подтянутая, аккуратная, красивая девочка. Она изображена с поднятыми вверх руками, вся устремлена ввысь, вперед, навстречу солнцу, окружающему миру. На ней белая маечка и черные спортивные трусы. На стуле аккуратно развешаны ее вещи — школьная форма, галстук. Она стоит в центре комнаты, возле распахнутой на балкон двери. Очевидно, героиня только что пробудилась от сна. Рядом мы видим смятую постель, небрежно отброшенное одеяло. В центре комнаты — круглый стол, покрытый бежево-голубой скатертью. На нем приготовленный для девочки простой завтрак: хлеб, кувшин с молоком, масло. Выдался теплый майский денек. Вся комната залита ярким солнечным светом, создающим ощущение простора, полета. Художник использует светлые краски — бежевую, рыжую, белую, голубую, алую, зеленую. Практически весь интерьер комнаты выдержан в светло-бежевых тонах, голубой тон добавлен лишь в цвет скатерти, цветочного горшка и декоративной тарелки, украшающей стену. По верху балконной двери, сделанной в виде арки, вьется устремившийся во все стороны своей сочной зеленью вьюн. На заднем плане — смутные очертания домов, заметные через распахнутое окно. Это окно в картине символично. Оно воплощает будущее героини, ее путь в большой мир.
Картина мне очень понравилась, так как она создает радостное настроение, вселяет уверенность и оптимизм.
Здесь искали:
- сочинение по картине яблонской утро
- сочинение по картине т н яблонской утро
- сочинение по картине утро яблонская
sochineniye.ru
Сочинение по картине Яблонской «Утро»
Т.Н. Яблонская - одна из значимых фигур художественного мира. Родилась Татьяна Ниловна в Смоленске. Ее отец преподавал в гимназии словесность и живопись, был известным смоленским художником. Неудивительно, что его дар унаследовала дочь. Позднее семья переехала на Украину, где художница и провела большую часть своей жизни.
Перед нами одна из самых известных картин этой художницы - "Утро". На полотне изображено пробуждение девочки. Мы видим раннее утро. За окном еще не рассеялся туман, обволакивая легкой дымкой дома. Однако, день обещает быть жарким, об этом говорит яркое солнце, озаряющее комнату. Скорее всего сейчас май. О том, что учебный год еще не закончился можно судить по школьному платью и пионерскому галстуку, висящим на стуле и аккуратно выглаженным. Главная героиня - ответственная ученица, ведь одежду она приготовила еще с вечера. Школьница встречает новый день с радостью. Она сладко потягивается, движения ее тонки, просты и изящны. Она непроизвольно встала в классическую балетную позу и тянется к солнцу. Рядом с главной героиней полотна мы видим стол, накрытый сине-желтой скатертью, на нем простой, но вкусный завтрак. Ничего лишнего, завтрак скромный и полезный: белый хлеб, масло, чай, кувшин с водой или молоком. С другой стороны от девочки кровать, которую она еще не успела застелить. Позади героини распахнутый балкон, увитый плющом и выполненный в форме арки, также, как и окна. На желтой стене цветочный горшок и декоративная тарелка, выполненные в одной цветовой гамме. Желтый горшок с синим орнаментом и желтая тарелка с синими птицами, что гармонирует также с желтой скатертью в синюю полоску. Такая гармония цвета говорит и о внутренней гармонии, царящей в этом доме и в душе ребенка. Картина выполнена в желто-зеленых тонах, что дарит радость и умиротворение тем, кто на нее смотрит. Ярким красным пятном выделяется только пионерский галстук, висящий на стуле.
При всей своей простоте картина создает праздничное и позитивное настроение. Хочется просыпаться каждое утро, как эта девочка, в ожидании радости и приятных событий нового дня.
Понравилось сочинение? Расскажи о нём друзьям!
asoch.ru
Описание картины Т. Яблонской “Утро”
Творчество российской художницы Т. Н. Яблонской отличается поэтичностью, откровенной искренней любовью к жизни, к человеческому существованию. Ее картина “Утро” — олицетворение бодрости, свежести, открытости чему-то новому.
Изображенная на картине девочка лет одиннадцати с радостью и воодушевлением начинает новый день. Девочка только проснулась — слева мы видим еще не застеленную деревянную кровать — и начинает свое утро с зарядки. Ее волосы заплетены в косы, на ней белая майка и черные спортивные трусы. Героиня картины грациозна, пластична. Ее стройная, подтянутая фигура свидетельствует о том, что она не ограничивается только утренней зарядкой, а занимается каким-либо видом спорта. Справа от нее стул, на котором аккуратно сложена одежда, что говорит об опрятности девочки, ее привычке к порядку. На спинке стула висит красный галстук — героиня картины пионерка.
На переднем плане картины художник изобразил круглый стол, накрытый сине-желтой скатертью. На столе — завтрак девочки: светлый с темным рисунком кувшин с молоком, тарелка, на которой лежит булочка, прикрытая салфеткой.
В комнате, где живет героиня картины, высокие потолки, потому и балконная дверь, которую художник изобразил открытой, начинается от самого пола и заканчивается в виде арки очень высоко. Открытая дверь на балкон приносит в комнате свежесть
утреннего воздуха, что буквально физически ощущаем мы, зрители картины.
Рядом с балконной дверью находится окно комнаты, на подоконнике — цветок резеды. Между балконной дверью и окном на стене прикреплено кашпо с вьющимся цветком. Цветок разросся настолько, что полностью огибает арку балконной двери и арку окна. Те листья резеды, которые освещены солнечным светом, кажутся нам золотыми, те же листья, которые остались в тени, насыщенного зеленого цвета. Под кашпо с цветком на стене висит эстамп, на желтом фоне которого изображены птицы и цветы в сине-белых тонах.
Стены комнаты девочки оформлены в теплых светло-желтых тонах. Маленькая аккуратная хозяйка позаботилась о паркетном поле: темно-коричневый, начищенный до блеска, в лучах утреннего солнца он отражает фигуру девочки.
Полотно “Утро” призывает радоваться прекрасному, молодости, красоте, наступлению нового дня, которое непременно несет ожидание чего-то лучшего, волнующего. Такое впечатление от картины возникает у нас благодаря искусству художника владеть сложной техникой светопередачи. Она с подлинным мастерством передала вторжение утра с его ярким солнцем и прозрачным воздухом в комнату своей героини.
Глоссарий:
– описание картины яблонской утро
– описание картины утро яблонская
– описание картины утро
– описание картины т н яблонская утро
– картина яблонской утро описание
.
ege-essay.ru
Сочинение по картине Яблонской "Утро"
Сочинение по картине Яблонской "Утро"
Сочинение по картине Т. Н. Яблонской "Утро".Татьяна Ниловна Яблонская - известный мастер русской живописи, заслуженный деятель искусства, лауреат Государственной премии. Она изображает на своих полотнах простых людей, их труд, очень любит писать детей.Художница на своей картине изобразила утро школьницы. Сюжет этого произведения служит всем ребятам хорошим примером для подражания.Картина создаёт доброе и весёлое настроение. Она насквозь пронизана утренней весенней свежестью.Изображённая комната наполнена светом от восходящего солнца. В центре изображена девочка, которая занимается утренней зарядкой. Она опирается на левую ногу, правая отведена назад и немного в сторону. Руки подняты вверх и изящно разведены в стороны. Одета девочка в белую майку и чёрные трусы.Комната просторная, светлая, с паркетным полом. Обстановка простая, скромная, ничего лишнего. В центре круглый деревянный стол, накрытый белой с синими полосами скатертью. На нём стоит хлебница, рядом с ней бокал, в центре - расписной кувшин и сахарница. В левом дальнем углу расположилась массивная деревянная кровать с ещё не убранной постелью. В правом углу картины виднеется часть окна. На заднем плане - распахнутые настежь балконные двери. На стене, между столом и балконной дверью, висят декоративная тарелка и кашпо с раскидистыми цветами. Около балкона стоит деревянный стул, на котором висит школьная форма.Картина поднимает настроение и побуждает к добрым делам. Стройная и аккуратная девочка олицетворяет собой примерную и добросовестную ученицу.Описание картины Т. Яблонской "Утро". Творчество российской художницы Т. Н. Яблонской отличается поэтичностью, откровенной искренней любовью к жизни, к человеческому существованию. Ее картина "Утро" - олицетворение бодрости, свежести, открытости чему-то новому.Изображенная на картине девочка лет одиннадцати с радостью и воодушевлением начинает новый день. Девочка только проснулась - слева мы видим еще не застеленную деревянную кровать - и начинает свое утро с зарядки. Ее волосы заплетены в косы, на ней белая майка и черные спортивные трусы. Героиня картины грациозна, пластична. Ее стройная, подтянутая фигура свидетельствует о том, что она не ограничивается только утренней зарядкой, а занимается каким-либо видом спорта. Справа от нее стул, на котором аккуратно сложена одежда, что говорит об опрятности девочки, ее привычке к порядку. На спинке стула висит красный галстук - героиня картины пионерка.На переднем плане картины художник изобразил круглый стол, накрытый синежелтой скатертью. На столе - завтрак девочки: светлый с темным рисунком кувшин с молоком, тарелка, на которой лежит булочка, прикрытая салфеткой. В комнате, где живет героиня картины, высокие потолки, потому и балконная дверь, которую художник изобразил открытой, начинается от самого пола и заканчивается в виде арки очень высоко. Открытая дверь на балкон приносит в комнате свежесть утреннего воздуха, что буквально физически ощущаем мы, зрители картины.Рядом с балконной дверью находится окно комнаты, на подоконнике - цветок резеды. Между балконной дверью и окном на стене прикреплено кашпо с вьющимся цветком. Цветок разросся настолько, что полностью огибает арку балконной двери и арку окна. Те листья резеды, которые освещены солнечным светом, кажутся нам золотыми, те же листья, которые остались в тени, насыщенного зеленого цвета. Под кашпо с цветком на стене висит эстамп, на желтом фоне которого изображены птицы и цветы в сине-белых тонах.Стены комнаты девочки оформлены в теплых светло-желтых тонах. Маленькая аккуратная хозяйка позаботилась о паркетном поле: темно-коричневый, начищенный до блеска, в лучах утреннего солнца он отражает фигуру девочки.Полотно "Утро" призывает радоваться прекрасному, молодости, красоте, наступлению нового дня, которое непременно несет ожидание чего-то лучшего, волнующего.Такое впечатление от картины возникает у нас благодаря искусству художника владеть сложной техникой светопередачи.Она с подлинным мастерством передала вторжение утра с его ярким солнцем и прозрачным воздухом в комнату своей героини.
| Все сочинения школьной программы по картинеwww.rus.fizolimpiada.ru
Утро (картина Яблонской) - Википедия
«Утро» (укр. «Ранок») — картина советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1954 году в Киеве[1]. На ней изображена девочка, делающая утреннюю гимнастику. Картина считается ярким явлением раннего периода хрущёвской оттепели[2].
История создания картины и её судьба[ | ]
На картине изображена старшая дочь художницы Лена (от первого брака Татьяны Яблонской с Сергеем Отрощенко) в возрасте тринадцати лет[3]. Действие происходит в полученной семьёй художницы в том же году квартире в центре Киева, которая находилась в доме на углу улиц Саксаганского и Красноармейской. Репродукция этой картины вскоре была напечатана в популярном журнале «Огонёк», неоднократно выпускалась на почтовых открытках. Картина была помещена в учебнике «Родная речь», советские школьники должны были писать об этой картине сочинение[4]. В последующее время картина также использовалась в преподавании, в частности, она рекомендовалась на Украине в 2000-е годы для изучения в курсе «Русский язык» за 4 класс[5].
Картина «Утро» сыграла особую роль в личной жизни её главной героини. Дочь художницы Елена во время учёбы в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова на факультете декоративного оформления тканей познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Будучи ещё мальчиком, он влюбился в девочку на репродукции картины «Утро», которая висела у него дома. Елена и Арсен поженились. Старшая дочь Татьяны Яблонской живёт в Казахстане (её муж скончался в 2000 году), она — член Союза художников и Союза кинематографистов Республики Казахстан[6]. В Алма-Ате в 1962 году у неё родился сын Зангар, также ставший художником[4][3].
Техника создания картины — масляная живопись по холсту. Размер — 169 на 110 см. Картина была показана на III выставке работ действительных членов и членов-корреспондентов Академии художеств СССР в 1954 году, получила одобрение зрительской аудитории и критиков[7]. В том же году она была приобретена Государственной Третьяковской Галереей, где находится в коллекции по настоящее время[8]
Сама художница не была удовлетворена результатом работы над картиной. В письме Анне Сергеевне Галушкиной, датированном августом 1963 года, где речь шла о возможном приобретении для Третьяковской галереи другой картины Яблонской («Свадьба»), она пишет: «Мне б, конечно, очень бы хотелось ещё раз попасть на священные стены галереи. И мне кажется, что эта картина, во всяком случае, лучше бы воспринималась, чем моя работа „Утро“»[8]. Ещё более определённо она утверждала в конце жизни: «В то время много было написано всевозможных детских сюсюкающих картинок. И всё казалось хорошо, „художественно“. Противная, антиживописная картина „Утро“. А ведь по замыслу неплохая. Вдохновил меня на неё Е. Волобуев. Но по живописи она абсолютный ноль»[9].
Гаяне Атаян (укр.), дочь художницы, считала, что негативный отзыв о картине был дан автором под влиянием настроения и не отражает подлинное отношение Татьяны Яблонской к полотну «Утро»: "Это было написано в 90-е годы. Мама вообще была человеком настроения. Так ей показалось на тот момент. И о картине «Хлеб» она одно время говорила, мол, это плакат, а уже в конце жизни, анализируя свое творчество, то сказала: «Всё-таки лучшая моя картина — это „Хлеб“. Я всегда ею гордилась… А Евгений Всеволодович Волобуев был для мамы и для всех нас непререкаемым авторитетом. Всегда. Это очень тонкий живописец, человек острого ума, мог одним словом так очертить какое-то явление, что ни дать, ни взять. Если о чьей-то работе отзывался положительно, мы это очень ценили. Мне повезло немного с ним общаться. Работ, которые одобрил дядя Женя, у меня немного»[10].
Сюжет и его трактовка художницей[ | ]
К 1954 году Татьяна Яблонская уже создала несколько произведений на спортивную тему: «Перед стартом» (1947), «На Днепре» (1952). Обе эти работы показывают спорт как массовое движение, они ставят в центр внимания участника-зрителя, ориентированы на творчество Александра Дейнеки[11]. «Утро» — первая значительная картина Яблонской, написанная после смерти Сталина. Она знаменует отход художницы от ориентации на творчество Александра Дейнеки. Сцена, изображённая на картине, была знакома всем советским людям. Из радиоприёмников в то время звучала бодрая музыка, диктор под неё проводил дистанционную утреннюю зарядку: наклоны, приседания… Девочка на картине Яблонской запечатлена во время такой зарядки. Она только что встала (слева видна неубранная постель). Одежда девочки лежит на стуле у открытой двери из комнаты на балкон, сама она, в майке и трусах, поднимает руки и правую ногу[12]. Солнце за окном и зелень листьев, склоняющихся к девочке подчёркивают её юность[7]. Перед зрителем художник представляет мир повседневной, частной жизни. Однако, по мнению О’Махоуни, падающий из глубины свет, и избранный ракурс (зритель смотрит несколько сверху) создают эффект не домашней зарядки, а подготовленного выступления перед публикой. Он обращает внимание на то, что юная спортсменка выполняет не примитивные упражнения, которые входили в состав радиогимнастики, а стоит в весьма сложной профессиональной позиции, как если бы она находилась на занятии в балетном классе или в гимнастическом зале[12]. Догадку британского искусствоведа подтверждает и сестра изображённой на картине девочки: «В юности Лёля занималась гимнастикой, любила танцевать, ей даже говорили, что может быть балериной»[10]. Подтверждала это и сама Елена в своих интервью: «Я в детстве очень хорошо танцевала. Мне поначалу прочили балетную, потом гимнастическую карьеру»[3]. Искусствовед сопоставляет дату создания картины (1954) с выдающимися успехами советских спортсменов и спортсменок именно в гимнастике на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Двадцать две медали (в том числе девять золотых) достались гимнастам СССР. В 1930-е годы гимнастика занимала важное место в системе военной подготовки, входила в программу физкультурных институтов, но только после войны она широко распространилась практически по всей территории СССР. Самыми популярными среди девочек секциями в детских спортивных школах стали гимнастические[12].
По мнению О’Махоуни, юная гимнастка Яблонской — не изображение массового участия в физкультурном движении, а символ профессионализма молодых спортсменов, которые своими победами прославляют советский народ. Он также обращает внимание, что юная героиня картины по замыслу художницы — украинка. На это указывают предметы в комнате (отмеченные национальной спецификой), яркое солнце, теплый южный воздух, веющий с балкона, причёска девочки. Кроме того, что сама художница жила в это время на Украине, именно с Украины приехали в Хельсинки будущие победители и призёры Олимпиады 1952 года: Виктор Чукарин, Дмитрий Леонкин, Мария Гороховская и Нина Бочарова. В обстановке позднего сталинизма подчёркивание украинской национальной идентичности воспринималось как вредное и опасное. Акцент, сделанный Яблонской на национальной принадлежности юной гимнастки, по мнению О’Махоуни, предполагает, что в близком будущем можно было ожидать перемен в этой сфере[13]. О’Махоуни отмечает, что «украинская национальная идентичность здесь, через отсылки к физкультуре и спорту, связывается с более широкими целями и задачами современного многонационального советского государства»[2].
«Утро» Яблонской, по мнению искусствоведа, — произведение, запечатлевшее атмосферу раннего периода «оттепели». Художница изобразила переход девочки
«от сна к бодрствованию, от тьмы к свету, от хаоса (неубранная постель) к новому порядку, равновесию, гармонии. Юная гимнастка воплощает надежды и чаяния, вызванные к жизни окончанием сталинской эры»
— Майк О’Махоуни. Спорт в СССР. Физическая культура визуальная культура[2]
Примечания[ | ]
- ↑ О’Махоуни, 2010, с. 214.
- ↑ 1 2 3 О’Махоуни, 2010, с. 217.
- ↑ 1 2 3 Лисниченко, 2007.
- ↑ 1 2 Гончарук, 2017.
- ↑ Журавко, О. И. Русский язык. 4 класс: Планы-конспекты уроков. — М: Ranok Publishing House Ltd, 2007. — С. 248—249. — 272 с. — ISBN 9-789-6608-1873-6.
- ↑ Валуйская, Наталья Ты увидишь утро сияющим // Казахстанская Правда : Газета. — 2015. — 20 Март.
- ↑ 1 2 Владич, 1958, с. 39.
- ↑ 1 2 Полянская, 2014.
- ↑ Татьяна Яблонская: о себе // Зеркало недели. Украина : Газета. — 2005. — 24 Июнь.
- ↑ 1 2 Атаян, 2010.
- ↑ О’Махоуни, 2010, с. 214-215.
- ↑ 1 2 3 О’Махоуни, 2010, с. 215.
- ↑ О’Махоуни, 2010, с. 216.
Литература[ | ]
- Атаян, Гаяне Старшая дочь Народного художника Украины Татьяны Яблонской Елена: «Мама увлекалась йогой и могла голодать до 40 дней» (укр.) // Журнал Верховної Ради України «Віче» : Журнал. — 2010. — Березень (№ 5).
- Владич Л. В. Т. Н. Яблоньска. — Киев: Государственное издательство изобразительного искусства и музыкальной литературы, 1958. — 99 с. — (Библиотека украинского искусства). — 3500 экз.
- Гончарук, Оксана Татьяна Яблонская: гений соцреализма, переживший систему // Комсомольская правда : Газета. — 2017. — 24 Февраль.
- Лисниченко, Ирига «Шкода, що мама не дожила до щасливого часу, коли побачила світ ця книга «Тетяна Яблоньска» // Факты и комментарии : Газета. — 2007. — 23 февраль.
- О’Махоуни, Майк. Спорт в СССР. Физическая культура визуальная культура. — М: Новое литературное обозрение, 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-8679-3815-4.
- Полянская, Ольга Год 1949. Горячее сердце Татьяны Яблонской // Третьяковская галерея : Журнал. — 2014. — № 4 (45).
encyclopaedia.bid