История одной картины: “Бульвар Монмартр в Париже” Писсарро. Картина монмартр


История одной картины: "Бульвар Монмартр в Париже" Писсарро

БУльвар Монмартр в Париже Камиля Писсарро

Кто из нас не любит картины импрессионистов? Все любят. Одна из таких жемчужин в истории живописи – знаменитый  “Бульвар Монмартр в Париже” кисти Камиля Писсарро из коллекции Эрмитажа.

Камиль Писсарро. ФотографияКамиль Писсарро. Фотография

Художник: Камиль Писсарро 1830-1903

Картина: Бульвар Монмартр в Париже. (Солнце. После полудня)

Дата написания: 1897 год

Характеристики: Холст. Масло, размер – 73х92 см

Место постоянного экспонирования: Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Бульвар Монмартр. Фотография начала XX века
Бульвар Монмартр. Фотография начала XX века

История картины

Зрелый и известный художник написал картину Эрмитажа, когда ему исполнилось 67 лет. Писсарро работал в номере Русского отеля, где он написал тринадцать полотен с видами бульвара Монмартр. Картина была продана в начале Э. Т. Депо, далее через аукцион в 1901 году ее приобрел русский  купец М.П. Рябушинский (за что ему отдельное спасибо!). С 1917 по 1925 год картина находилась в Третьяковской галерее, далее ее судьба была связана с коллекциями Щукина и Морозова, которые объединили современное искусство под названием Государственного музея нового западного искусства в особняке на Пречистенке 21.

Пречистенка 21, 12. Бывшая усадьба Морозова - ныне Академия художествПречистенка 21. Бывшая усадьба Морозова – ныне Академия художеств. В этом здании с 1917 по 1925 год располагался Музей нового западного искусства, основанный на коллекциях импрессионистов и постимпрессионистов частных коллекций

После того как объединенную коллекцию музея было решено поделить между Эрмитажем и Пушкинским музеем, картина Писсарро  была направлена в Эрмитаж, где хранится и экспонируется поныне.

Картина

Этот пейзаж принадлежат к серии “парижских бульваров”, над которой Писсарро работал в период наивысшего рассвета своего творчества. В нем ясно проявилось характерное для него стремление к лишенной налета случайности композиционной построенности и “портретной” передаче конкретного городского вида – можно с  легкостью определить, с какого именно этажа “Русского отеля” написан этот тщательно проработанный кистью этюд.

БУльвар Монмартр в Париже Камиля Писсарро“Бульвар Монмартр в Париже” Камиля Писсарро

Художник очень точно фиксирует время дня и определенное состояние погоды (что нашло отражение в названии картины), столь важные и ценные в глазах импрессионистов.

Его живописная техника здесь легка, изящна и поистине “импрессионистически” свободна. Вместе с тем он сохраняет четкое членение объемов домов и ощущение материальности предметов, которые не растворяются у него в мерцании красочных пятен. В результате Писсаро удается с большой убедительностью  передать атмосферу и ритм городской жизни, удачно избегнув крайностей восприятия.

Павел Михайлович Рябушинский

Подобно Клоду Моне, Писсарро посвящал одному и тому же мотиву целый цикл произведений. Для создания этого цикла он снял номер в Гранд Отеле де Рюсси, откуда были видны Большие бульвары. Этот вид художник писал в разное время и в разную погоду, исполнив с одной и той же точки тринадцать полотен.

wanderings.online

Описание картины Камиля Писсарро «Бульвар Монмартр в Париже»

Описание картины Камиля Писсарро «Бульвар Монмартр в Париже»

Художник-импрессионист, Писсарро, много сил отдавал искусству. Он изображал природу и окружающий мир простым и живым. Для него важны были впечатления от увиденного, что заставляло художника писать один и тот же пейзаж по несколько раз. Он изображал местность в разное время суток и жаждал передать изменения, принесенные сменой времен года.

Особой в этом плане оказалась серия рисунков с изображением бульваров Парижа. Писсарро отступает от традиций, отказываясь рисовать памятники архитектуры и так широко известные в мире. Он жаждет передать настоящую жизнь Парижа, изображая город как среду существования людей.

«Бульвар Монмартр» привлекает своей оживлённостью. К передаче жизни посредством движения и стремился художник. Он избегает привычной серости и мягкости тонов в изображении Парижа. Его манит жизнь, которая кипит на бульваре, вечное движение людей, что подтверждает продвижение всего человечества на пути к будущему.

Бульвар, как и город, показан многолюдным и пульсирующим, вызывая ассоциации с движением крови в теле человека. Движение – жизнь. Прекращается движение – жизнь замирает. Захваченный движением бульвара, зритель уже не думает об обыденности изображенного.

Неугомонность, которую передает на полотне художник, составляет особую атмосферу очарования. Чувствуется восхищение самого автора от увиденного, но поражает способность отразить в картине не только увиденное, но и сопутствующие этому чувства.

Серия картин представит глазам зрителя бульвар во все времена: в утренней дымке, еще совсем сонным, залитым солнцем и погруженным в дождливый день, в предвечерних сумерках и под светом звезд. Бульвар всегда остается очаровательным и живым, способным удивить художника и зрителя.

А ясный и понятный мотив позволил достичь четкой композиции: улицы, которые уходят вдаль и не меняются от рисунка к рисунку.

opisanie-kartin.com

Камиль Писсарро Бульвар Монмартр. Весеннее утро: Описание произведения

В 1890-х к Камилю Писсарро приходит долгожданное признание, его картины продаются за десятки тысяч франков. Стареющий и теряющий зрение художник наконец-то может позволить себе путешествовать, наслаждаться безбедной жизнью и снимать гостиничный номер прямо в Париже когда ему будет угодно.

Писсарро пишет бульвар Монмартр днем, вечером, ночью, утром, в дождь, зимой, весной, летом – из гостиничного номера с тремя окнами. Потом те же эксперименты проводит с другими бульварами и городскими пейзажами: Авеню де ла Опера, бульвар Итальен, Лувр, улица Сент-Оноре и улица Сен-Лазар. Одних изображений Лувра при разной погоде в течение 1900 – 1901 года у Писсарро целых 18. Шумные, светлые городские площади и бульвары у него живут и дышат, ежесекундно меняясь, как лицо человека.

Но именно «Бульвар Монмартр. Весеннее утро» на аукционе Sotheby's в 2014 году был продан за рекордную для Писсарро сумму – 32 млн. долларов (19,9 млн. фунтов стерлингов). ХХ век нелегко дался этой картине и она обросла историей, которая дорогого стоит.

До Второй мировой войны картина была частью огромной частной коллекции импрессионистов, которую собрал немецкий еврей, промышленник Макс Зильберберг. В конце 30-х дом коллекционера захватили солдаты СС, а его собрание картин, в том числе и «Бульвар Монмартр. Весеннее утро», ушло с молотка. Зильберберг вместе с женой погибли в концентрационном лагере, а полотно после некоторых путешествий оказалось в музее Израиля в Иерусалиме. Несколько лет оно оставалось в собственности музея, пока в 2000 году не состоялось справедливое возвращение полотна наследникам Зильберберга. Новый владелец не менее справедливо, в знак признательности музею за образцовое сохранение картины, позволил оставить ее в экспозиции до самой своей смерти. В 2013 году владелец «Бульвара Монмартр» умер – и на торги Sotheby's попало одно из самых важных полотен импрессионизма.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

Описание картины Камиля Писсарро «Бульвар Монмартр»

Описание картины Камиля Писсарро «Бульвар Монмартр»

Зимой 1897 года Камиль Писсарро прибывает в Париж искать вдохновение и сюжеты для новой серии живописных полотен «Парижские бульвары». Поселившись в номере отеля, он обратил свой взор на вид за окном – шумный живой бульвар Монмартр показался художнику не менее достойным для изображения объектом, чем знаменитые памятники, узорчатые соборы и пышные скульптурные композиции.

День за днем он улавливал настроения, царившие в жизни бульвара, подмечал малейшие изменения, радовался этим переменам как свидетельству колоритности, многогранности бытия. Подобно своему соратнику импрессионисту Моне, Писсарро вырезал из окружающей действительности один сюжет и запечатлевал его в целом цикле картин.

При разном состоянии погоды и в разные часы мастер выполнил тринадцать вариантов одного вида бульвара. Из окна он видит улицу залитой солнечным светом или проливным дождем, рисует белые дымовые облака на светлом голубом фоне или густо-синее ночное небесное полотно.

Уходящая вдаль аллея составляет лаконичный композиционный стержень цикла полотен. Городскую атмосферу художник передает сероватыми оттенками, динамичным движением конных экипажей, толпами пешеходов, увлеченных скоростью большого Парижа. Характерной особенностью для этого одаренного пейзажиста является старательное желание охватить как можно больше зацепившего взор пространства, сочетая его с миниатюрным размером экипажей и людей.

Писсарро на собственном примере учит зрителя в обыденном видеть необычное, мерцающее всеми возможными цветами течение жизни. Как настоящий волшебник, живописец превращает очередные рассветы, дни, вечера и ночи в неповторимые глубокие поэтические полотна.

Городской пейзаж – вершина мастерства незаурядного гения кистей и палитры – «певца Парижа».

opisanie-kartin.com

Писсарро Камиль - Бульвар Монмартр

Галерейный подрамник вешается на стену без рамы в виде постера. Галерейная натяжка — вид безрамного оформления репродукций на холсте. Картина на холсте натягивается на подрамник, и закрепляется не на боковой стороне, как принято а сзади. На боковые стороны обычно попадает или часть изображения или специально напечатанное фоновая заливка цветом в тональности картинки (пожелания лучше уточнять по телефону). Холст аккуратно заворачивается в углах и выглядит прекрасно без рамы.

Boulevard Montmartre - Afternoon, Sunlight

Год создания: 1897 год

Жакоб Абраам Камиль Писсарро (фр. Jacob Abraham Camille Pissarro, 10 июля 1830, остров Сент-Томас — 12 ноября 1903, Париж) — французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.

Описание картины Камиля Писсарро «Бульвар Монмартр»

1897 год застал художника Камиля Писсарро в заснеженном Париже, куда перебрался за новыми впечатлениями для будующих работ. Впоследствии созданные картины станут широко известны как “Парижские бульвары”. Известно, что ключевым мотивом в позднем творчестве автора была любовь к городу.

Однако ни скульптуры, ни соборы, ни другие известные достопримечательности города не смогли вдохновить художника. Лишь бурлящая жизнь за окном его гостиничного номера, зацепила Писсаро. Он был настолько поглощен атмосферой бульвара Монмартра, что посчитал его достойным своего пера.

Настроение, которое витало над бульваром радовало художника, мельчайшие изменения в динамике улицы будоражило его острый ум. Вслед за импрессионистом Моне, Писсарро вступил в игру с окружающей действительностью: одно вырезанное мгновение в цикле картин.

Тринадцать вариантов сюжета, которые варьируются от залитой солнечным светом аллеи до образа бульвара под проливным дождем, от утреннего солнца с белыми облаками на голубом небе до волнующего образа в ночи. И так мастерски оформлено фирменным стилем, что даже спустя века осязаешь вибрации, исходящие от картин, словно лицезреешь душу автора.

Жемчужиной композиций бесспорно является уходящая вдаль аллея. Оттенки серого передают городской настрой, бодрые конные экипажи с толпами прохожих его шум и гам. Одно мгновение, в котором вся жизнь. Писсарро дает шанс, побыть не только гостем, но и прочувствовать в обыденном нечто неповторимое. Атмосферные изменения на полотнах лишь доказывают неповторимость жизни.

Не удивительно, что цикл “Парижских бульваров” относят к высшему мастерству Камиля Писсарро, ведь не каждому дана способность передать глубину жизни через одно мгновение.

8-poster.ru

Район Монмартр в Париже :: SYL.ru

Монмартр в Париже, конечно, сразу вспомнят все, кто смотрел веселый милый фильм "Амели с Монмартра" с Одри Тоту. Многие показанные в этом фильме места существуют в действительности. Это, например, овощная лавка, кафе "Две Мельницы", а также зеленый садик, где бегал Нино по стрелкам.

Ответим на вопрос: "Где находится Монмартр в Париже?" Он расположен на правом берегу Сены. Холм Монмартр послужит вам верным ориентиром. Скажем несколько слов о нем.

Холм Монмартр

Холм Монмартр в Париже, высота которого составляет 130 метров, называют сегодня по старинке просто Холм. Он является одним из самых колоритных мест французской столицы со своей собственной энергетикой, атмосферой и привлекательностью.

бульвар монмартр в париже писсарро

Можно подняться на него пешком по многоярусной центральной лестнице, любуясь видами Парижа. Есть возможность также воспользоваться фуникулером, для подъема на котором действительны билеты на общественный транспорт. Также можно взобраться сюда по идущей рядом с ним более крутой лестнице. Этот холм является одной из самых высоких точек города Парижа. Потрясающий вид открывается со смотровой площадки, в особенности в солнечную, ясную погоду. Весь Париж предстает перед вами как на ладони. Рекомендуем отправиться сюда в первую очередь, после чего поближе познакомиться с достопримечательностями Монмартра и Парижа.

Чем славится Монмартр?

Часовни и церкви, галереи и музеи, скульптуры и площади, кабаре и театры - все это Монмартр в Париже. Семейные магазинчики, живописные улочки, маленькие булочные вы найдете здесь. Безусловно, в этом районе есть куда сходить и на что полюбоваться.

В Монмартре, знаменитом артистическом районе города Парижа, достопримечательностей на первый взгляд очень много. Это нередко пугает путешественников, в особенности оказавшихся в первый раз в столице Франции. Однако в действительности можно, особо не утомившись, обойти все наиболее известные достопримечательности этого квартала за несколько часов. Из этой статьи вы узнаете, куда следует идти и на что нужно обратить особое внимание, оказавшись в этом районе.

Немного истории

На холме Монмартр в Париже первые поселения возникли даже не во времена древнего Рима. Они относятся к эпохе неолита. Находящаяся на берегу Сены возвышенность, долина которой достигала в каменном веке более 5 км в ширину, сложена была практически из чистых гипсовых отложений. Они были пригодны для производства этого незаменимого строительного материала. В галло-римскую эпоху именно гипс сделал Монмартр одним из наиболее богатых районов в городе. Множество церквей, храмов, часовен было сооружено в это время.

Происхождение названия горы

Название "Монмартр" означает буквально "Гора Мучеников". Однако точно не известно до сих пор, откуда произошло название этого холма. Может быть, от имени Марса, римского бога войны ("Марсов холм"). А возможно, от Дионисия Парижского, святого мученика. Дионисий Парижский, согласно преданию, стал первым лицом во французской столице, получившим степень епископа (высшую степень священства). За распространение христианского учения в Риме, Испании, Германии, а затем и в Галлии этот святой вместе с двумя проповедниками (Елевферием и Рустиком) был в 272 году обезглавлен на вершине горы Монмартр. Согласно легенде, после того, как это произошло, Дионисий встал, взял свою голову, затем обмыл ее в источнике и отправился в путь. Там, где пал замертво святой Дионисий, было основано поселение, называющееся сегодня Сен-Дени в честь святого Дени.

Художники Монмартра

На Монмартре с конца 19 века стали селиться бедные художники. Их творчество принесло Франции впоследствии славу матери нового искусства. Позже, уже после того как закончилась Вторая мировая война, на Монпарнас переселилась арт-богема. А в начале века именно здесь жили многие известные живописцы и писатели: Виктор Гюго, Огюст Ренуар, Жорж Санд, Рауль Дюфи и другие.

Ниже представлена картина, на которой изображен бульвар Монмартр в Париже. Писсарро создал ее в 1897 году. Она относится к серии пейзажей, на которых изображен этот бульвар. Этот красивый вид Писсарро писал в разную погоду и в разное время, исполнив 13 полотен с одной и той же точки. "Бульвар Монмартр в Париже" хранится сегодня в Эрмитаже, являясь одной из жемчужин коллекции этого музея.

монмартр в париже адрес

Художники проживают на Монмартре и сегодня. Однако представителей богемы среди жителей холма уже не встретить.

Базилика Святого сердца

Главным туристическим объектом является Базилика Святого сердца. Она находится на вершине монмартрского холма. Построено здание было в период с 1875 по 1914 годы. Эта церковь является одной из наиболее "молодых" среди других крупных церквей Парижа. Это не помешало ей, между тем, занять место в ряду других символов города, таких как Нотр-Дам де Пари, Эйфелева башня и Лувр. Туристы поднимаются сюда не только для того, чтобы увидеть красивую белую мозаику, но и чтобы полюбоваться восхитительной панорамой города, открывающейся с купола собора или от подножия храма.

район монмартр в париже

Эта церковь ежедневно открыта с 6:00 до 22:30, вход сюда бесплатный. Однако для того чтобы взобраться на купол или спуститься в крипту, следует зайти со входа, расположенного за пределами базилики, в нижней части лестницы. А за это уже требуется заплатить. Доступ сюда открыт с мая по сентябрь (с 8:30 до 20 часов) и с октября по апрель (с 9 до 17 часов). Подняться на расположенную на куполе смотровую площадку можно не всегда. Это зависит от того, какие будут во время посещения погодные условия.

Площадь Тертр

Эта площадь является второй по посещаемости достопримечательностью района Монмартр в Париже. Фото ее представлено ниже.

монмартр в париже

Площадь Тертр находится буквально в нескольких шагах от церкви Святого сердца. Поэтому добраться сюда со смотровой площадки можно без проблем. Это уютная маленькая площадь, оккупированная художниками. Здесь всегда есть толпы туристов, а также карманники, следящие за ними. Поэтому лучше не слишком отвлекаться на пейзажи, шаржи и натюрморты местных художников. Бдительность никогда не помешает.

Музей Сальвадора Дали

Эта достопримечательность находится недалеко от площади Тертр, на одной из здешних узеньких улиц. Под неприметной внешне вывеской скрывается самая крупная во Франции коллекция работ Сальвадор Дали, испанского сюрреалиста. Представлено более 300 произведений этого мастера, в основном гравюры и скульптуры. Музей использует для звукового оформления записи голоса самого Сальвадора Дали. Здесь всегда действует постоянная экспозиция. Кроме того, часто проводятся различные художественные акции и временные выставки.

Виноградники Монмартра

Находящийся в конце улицы Соль клочок земли со множеством виноградных лоз - это и есть виноградники, знаменитые на весь мир. Климат Парижа, казалось бы, не вполне пригоден для виноделия. Но лозы все-таки плодоносят. Каждый год дает урожай этот виноградник. Прославленное вино делают французы из него. Праздник виноградников Монмартра проходит в октябре, в конце первой недели этого месяца. Первый раз он был проведен еще в 1934 году. Сегодня этот праздник является крупным светским событием города Парижа. Звезды первой величины часто приезжают для того, чтобы поучаствовать лично в сборе винограда и изготовлении вина. Средства, собранные от продажи этого напитка, идут на благотворительность.

Неподалеку от этих виноградников, возле дома, в котором жила Далида, популярная французская певица, есть площадь с ее бюстом. Находится она на пересечении улиц Жирардон и Абревуар. Любой попавший сюда впервые будет несколько разочарован - ведь площадь эта по факту совсем не площадь, а всего лишь небольшой закуток. Однако именно отсюда открывается чудесный вид, который выражает всю красоту Монмартра.

Проходящий сквозь стены

Поднявшись от площади Далиды в направлении к вершине холма по улице Жирардон, вы выйдете к небольшой площади Марселя Эме. Этот человек - известный французский писатель, сценарист, драматург. Он проживал в районе Монмартр в Париже. Фото находящейся на этой площади одной любопытной скульптуры представлено ниже.

монмартр в париже фото

Что же это такое? Как вы видите, это необычная стена. Монмартр в Париже - район творческих личностей, что доказывает представленная выше скульптура. Она является главной достопримечательностью площади. На ней изображен человек, проходящий сквозь стену. Это герой одного известного рассказа Марселя Эме. У скульптуры лицо самого писателя. Могила Марселя Эме, кстати, находится через пару кварталов, на кладбище Сен-Венсан. Жан Марэ, великий скульптор, поэт и актер, создал эту грустную скульптуру. Многие помнят его в роли Эдмона Дантеса из фильма "Граф Монте-Кристо".

Мулен де ла Галетт

Десятки знаменитых художников изображали ветряную мельницу, находящуюся в Монмартре. Среди них - Ван Гог и Ренуар, Утрилло и Пикассо... Мулен Раде, еще одна мельница, находится на ресторане Мулен де ла Галетт. Она также изображена на полотнах некоторых живописцев, в том числе О. Ренуара.

Кладбище Монмартр в Париже

Пер-Лашез - это, безусловно, самое знаменитое из всех других кладбищ Парижа. Однако и возникшему в 1825 году кладбищу Монмартра суждено было стать местом захоронения множества известных людей. Здесь нашли свое последнее пристанище композиторы, писатели, политики и, в особенности, художники, которые жили в Монмартре и принесли этому району мировую известность. Сюда заглядывает множество туристов для того, чтобы увидеть могилы таких знаменитостей, как Генрих Гейне и Александр Дюма-сын, Альфред де Виньи и Стендаль, художник Эдгар Дега, танцовщик Вацлав Нижинский, композиторы Жак Оффенбах и Гектор Берлиоз, режиссер Франсуа Трюффо, певица Далида и многих других.

Кабаре Мулен Руж

квартал монмартр в париже

Кабаре с красной мельницей 1889 года постройки знаменито на весь мир. Это визитная карточка богемного квартала. Каждый вечер здесь проходит шоу "Феерия" с френч-канканом, ставшим легендой. Современные спецэффекты сопровождают представление, в котором принимают участие первоклассные танцоры. При этом задействовано более тысячи костюмов. Под музыку Оффенбаха зрители наблюдают за манящими движениями танцовщиц, взмывающими вверх юбками, игривыми взглядами и красивыми ногами в чулках. Шикарные костюмы, перья, блестки, стразы, изумительная музыка, богатые декорации и роскошные девушки - все это вы найдете здесь. Вам точно не придется скучать в таком месте, как Монмартр в Париже. Адрес этого интересного кабаре - 82 Boulevard de Clichy.

Кабаре "Проворный кролик"

Еще одним популярным заведением Монмартра является кабаре "Проворный кролик". На его месте раньше находился кабачок под названием "Встреча воров", затем - "Кабаре убийц" с нанесенными на стены изображениями серийных убийц. Сегодняшнее свое название это заведение получило благодаря Андре Жилю, художнику. Он изобразил на вывеске здания кролика, выскакивающего весьма проворно из кастрюли. Эту любопытную достопримечательность Монмартра в начале ХХ века посещали молодые художники, бедные и не известные никому. Завсегдатаями являлись Модильяни, Пикассо, Ренуар, Тулуз-Лотрек, а также другие деятели искусств. Сегодня это кабаре также открыто. Здесь собираются в основном толпы шумных туристов, подпевающие артистам хором.

Другие достопримечательности

Для серьезных людей, считающих, что куролесить на Монмартре - это ниже их достоинства, и размышляющих о вечном, подойдет часовня Мартириум, где Игнатием Лойолой в 1534 году основан был иезуитский орден. Кроме того, можно посетить также музей масонов. Ну а после этого отправиться в Музей еврейского искусства. Здесь представлен макет храма в Иерусалиме, польских синагог, а также картины Шагала и Писарро.

Музей Монмартра

Чем еще может удивить нас район Монмартр в Париже? Безусловно, это музей Монмартра. Здесь вы найдете документы, рисунки, различные предметы, фотографии, связанные с историей этого района с 12 века и вплоть до наших дней. Одна из экспозиций расскажет вам о том, как в различные времена жила богема. Другая поведает об истории Парижской коммуны. Также музей связан с таким известным художником, как Огюст Ренуар. В здании когда-то находилась его мастерская.

стена монмартр в париже

Квартал Монмартр в Париже - удивительное место, которое нельзя обойти вниманием, оказавшись в столице Франции. Здесь собрано множество достопримечательностей, способных порадовать даже самого взыскательного туриста.

www.syl.ru

прогулка по бульвару Монмартр, крыши, отели, самая знаменитая цветочница, фото

Деревенька романтиков на холме мучеников

Пока солнце еще не зашло за холм Шайо, над которым возвышается Триумфальная арка и под которым – Эйфелева башня, позвольте пригласить вас на прогулку по Монмартру (Montmartre). У того, кто хоть раз заглянул сюда, сердце обязательно сладко замрет при звуке этого волшебного слова. Именно при воспоминании о Монмартре в голове возникают то скромная песня шарманки, то переливы аккордеона, выводящего мелодию «Под небом Парижа».

Самая высокая точка французской столицы, холм высотой 130 метров, последняя парижская деревня, пристанище богемы и сопутствующих ей романтиков, множества великих и просто талантливых художников и литераторов середины XIX-начала XX века – вот что такое Монмартр.

История. От Дионисия до Пикассо

Все большие города постепенно поглотили и переварили окружавшие их деревни. Монмартр сопротивлялся до 1859 года – лишь тогда он стал XVIII аррондисманом (округом) французской столицы. Но по сию пору этот район резко отличается и от вольно-студенческого Левого берега Сены (Rive gauche – Рив гош, уверен, вы слышали), и от официально-буржуазного Правого берега.

Монмартр – деревенька, конечно, и тем не менее, почти ровесница Парижа. Еще на заре нашей эры здесь, в предместье Лютеции Паризиорум, как звался Париж во времена римского владычества, построили храм бога войны Марса. Отсюда и первая версия происхождения названия «Монмартр» – от латинского «Mons Martis», то есть Марсова гора. Но, по-моему, правильнее вести этимологию Монмартра от «Mons Martyrium» – гора Мучеников.

Дело в том, что в 272 году (дата, впрочем, достаточно условная) именно на этом холме римские власти обезглавили за проповедь «негосударственной религии» – христианства – первого епископа Лютеции Дионисия, а с ним его единоверцев пресвитера Русти́ка и диакона Елевферия.

В житии Дионисия рассказывается, что после казни святой взял в руки свою голову, омыл ее в ручье и спустился по северному склону холма. Он прошел около шести миль, прежде чем упал и перестал подавать признаки жизни. На том месте его и похоронили. Здесь спустя уже два века построили церковь, а позже – аббатство Сен-Дени. На снимке – статуя святого Дионисия с ангелами на фасаде Собора Парижской Богоматери.

Увы, сейчас район Сен-Дени, населенный преимущественно иммигрантами, считается самым криминальным в Париже. Именно тут, возле арены «Стад дё Франс», прогремели первые взрывы террористов трагической ночью с 13 на 14 ноября 2015 года… Впрочем, не будем о грустном, вернемся лучше на Монмартр.

В средние века на гору Мучеников поклониться святому Дионисию, конечно же, приходили паломники, а потому в XII веке монахини Бенедиктинского ордена основали здесь женский монастырь. От него до наших дней сохранилась церковь Святого Петра на Монмартре (église Saint-Pierre de Montmartre), построенная по указанию короля Людовика VI в 1134-м и освященная в 1147 году. А первой аббатисой монастыря стала после смерти короля его жена Аделаида Савойская (Adèle de Savoie).

Монмартр в истории католичества отметился еще и тем, что здесь Игнатий Лойола со товарищи принесли клятву «нестяжания, целомудрия и миссионерства в Святой Земле». А по сути, заложили основу Ордена иезуитов.

В XIX веке на Монмартре добывали гипс и тут же его мололи, для чего понастроили множество ветряных мельниц (moulin). Сохранились из них всего две – Мулен Руж и Мулен дё ля Галетт. Только не гипс они сейчас перемалывают, а кошельки падких на экзотику туристов!..

Жизнь в большом Париже всё дорожала, и многие малоимущие горожане переселялись в северное предместье, на склоны холма. За ними потянулся народ побогаче. Ну а декадентский конец века (тот самый Fin de siècle) ознаменовался на Монмартре вспышкой целого созвездия ярчайших сверхновых имен: в живописи – от Ренуара до Пикассо, в литературе – от Верлена до Аполлинера.

Как добраться

Проще всего доехать до подножия Монмартра на метро. Рядом с холмом, как минимум, три станции: «Анвер» («Anvers» – так звучит Антверпен на французском), «Абесс» («Abbesses» – станция названа в честь аббатис монастыря Монмартра) и «Пигаль» («Pigalle» – в честь скульптора XVIII века Жана-Батиста Пигаля).

Есть еще станция «Бланш» («Blanche», то есть «Белая площадь», в память о местном гипсе), но она находится несколько в стороне – слева, если вы стоите лицом к Монмартру. Ехать до нее посоветую тем, кто без ума от фильма «Амели»: поднимитесь немного вверх по улице Лепик (Lepic) и попадете прямиком в «Кафе 2-х Мельниц» («Café des 2 Moulins»), где трудилась прелесть какая умница Амели Пулен в исполнении Одри Тоту (Audrey Tautou).

В гору!

С чего же нам начать? Давайте пройдем всеми тремя дорогами, а после выберете ту, что вам понравится больше других. Ведь путь на Монмартр сам по себе полон достопримечательностей.

Если мы с вами выходим на станции «Анвер», то видим короткую улочку Стэнкерк (Steinkerque), утыканную сувенирными лавками, а в конце этой улицы перед нами открываются сахарные головы куполов базилики Святого Сердца – Сакре-Кёр (basilique du Sacré Cœur).

К ней можно подняться по лестнице, осилив 237 ступеней, а можно на фуникулере. Его Нижний вокзал (это сильно сказано, просто небольшой павильончик) находится чуть левее раскинувшегося перед Сакре-Кёр сквера имени Луизы Мишель, феминистки и анархистки. Верхний – у подножия базилики. Для фуникулера действительны билеты метрополитена, а если они у вас в кармане не завалялись, приобретите их прямо на вокзале!

Вышли на станции «Абесс»? Она, кстати, сохранила редкое оформление в стиле ар нуво (он же – модерн) начала ХХ века по проекту архитектора Эктора Гимара (Hector Guimard).

Здесь же, на площади Абесс, увидим первый построенный в том же стиле храм Парижа – железобетонную церковь Святого Иоанна Евангелиста (l’église Saint-Jean-l’Evangéliste), ее освятили в 1904 году. А рядом обязательно найдем открытую в 2000 году в честь Миллениума Стену признаний в любви (le Mur des je t’aime) – на 311 языках и шрифтом Брайля здесь повторяется фраза «Я тебя люблю».

Если же доедем до станции «Пигаль», то можем пересесть тут на «Монмартробус» – небольшой автобус на электрической тяге, предварительно купив за 2 евро билеты еще в метро или же у водителя. Мини-автобус с 7.30 до часу ночи поднимается на холм, минут за 20 объезжает все достопримечательности Монмартра с остановками и возвращает туристов к исходной точке. Естественно, никакого гида нам тут не предложат.

Словом, это вариант для ленивых и не слишком любопытных, и я вам его настоятельно не рекомендую, потому что сидя в автобусе вы никогда не почувствуете всю прелесть Монмартра: вековую мостовую под вашими подошвами, штукатурку старых стен под ладонями, смешанный аромат кофе, вина, красок живописцев и вечно свежую нотку неуловимой, сиюминутной свободы.

Итак, мы на Монмартре

Мне всегда нравилось начинать каждую новую встречу с Монмартром именно возле базилики Сакре-Кёр. Все же она – главная здешняя примета. Попозже мы с вами обязательно заглянем в Сакре-Кёр, а пока обойдем ее слева и выйдем на тесную площадь Тертр.

Встретимся на площади Тертр

Здесь, на площади, давно и прочно обосновались художники. Ваш портрет они исполнят за 15 минут и 15 евро (ну или чуть дороже), а ваш профиль из черной бумаги ножницами – мгновенно!

Начнем отсюда бродить по Монмартру. Именно бродить, никуда не торопясь, останавливаясь на каждом углу, у любого дома или кабачка. Они все помнят так много и столь многих!

Договоримся встретиться здесь, на площади Тертр, если вдруг потеряем друг друга, а сотовая связь даст сбой. Скажем, в бистро «У мамаши Катрин» (La Mère Catherine).

А именно – под навесом, за столиком, над которым красуется установленная в 1994-м (как бы к 180-летию бистро) памятная доска с надписью: «30 марта 1814 года (день взятия Парижа русскими и союзными им войсками. – Авт.) казаки произнесли впервые свое знаменитое «быстро». И тут, на холме, родился таким образом достойный предок наших бистро».

Впрочем, французские лингвисты воротят нос от русской версии происхождения слова «бистро». Им больше по душе (или по носу) его якобы связь с жаргонными «bistroquet» или «bistouille» – пойло, бормотуха. Может, оно и верно. Виноградники на Монмартре существуют больше тысячи лет, но только в 1990-е годы местное вино удалось хоть немного облагородить. А до того – да, было оно вполне себе bistouille.

Кабаре убийц и кролик из кастрюли

Но когда это творческий человек обращал внимание на качество напитков, употребляемых между приливами вдохновения! Вот и монмартрская богема XIX-начала XX века приходила на перекресток улочек Соль (Saules – Ивовая) и Сен-Венсан (Saint-Vincent) в кабачок «Проворный кролик» под черепичной крышей и с виноградником на задах не за добрым вином, а за добрым общением. Тогда это была просто распивочная-забегаловка, часто менявшая названия, одно другого хлеще: «Встреча воров» или «Кабаре убийц» (потому что на стенах красовались портреты серийных душегубов).

Наконец в 1880 году хозяин решил радикально сменить имидж заведения и заказал знаменитому карикатуристу Андре Жиллю новую вывеску. По изображенному на ней кролику, выскакивающему с бутылкой вина из кастрюли, кабаре и получило свое нынешнее имя – «Проворный кролик» («Le Lapin agile»). Не обошлось без игры слов. Кролик (lapin), конечно, проворный (agile), но ведь можно прочесть название и так: «Кролик». А. Жилль («Le Lapin». A. Gill).

Так или иначе, но контингент в заведении сменился. Сюда «то вместе, то поврозь, а то попеременно» приходили поэты Поль Верлен и Гийом Аполлинер, живописцы Ренуар, Тулуз-Лотрек, Пикассо, Модильяни, Утрилло. Посмотрите на фото – вот они: Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и писатель Андре Сальмон в 1916 году.

Как-то утром Утрилло...

Неспроста мы упомянули о Морисе Утрилло (Maurice Utrillo), сыне знаменитой натурщицы Ренуара, Дега и Тулуз-Лотрека Сюзанны Валадон (Suzanne Valadon), решившей однажды, что она может писать картины ничуть не хуже мэтров. И ведь приняли ее художники в свой союз! Утрилло, так до конца жизни и не узнавший, кто же был его отец, стал настоящим сыном Монмартра: тут он жил, писал здешние узенькие и кривые улочки, а однажды даже раскрасил целый дом!

Давайте поднимемся от «Кролика» по улице Соль до ее пересечения с улицей Абрёвуар (Abreuvoir – водопой), и вот еще одна легенда Монмартра – «Розовый дом» (на фото вверху). Утрилло, возвращаясь на рассвете с друзьями после попойки мимо этого дома, просто белого, заметил, что он потрясающе выглядит в розовых лучах восходящего солнца. И решил, что стены дома по улице Абрёвуар, 2 должны быть розовыми всегда! Живописцы окунули свои кисти в розовую краску и устроили обитателям дома жизнь в розовом цвете. После дом, конечно, не раз перекрашивали, но, в конце концов, он остался розовым навсегда. Спасибо Утрилло. Вот он, на портрете работы Модильяни.

Живописная история Монмартра

Если мы здесь, возле Розового дома, свернем направо, то попадем на площадь Далиды. Певица жила на Монмартре и любила его. Если же сделаем два шага по улице Соль и свернем налево, то на улице Корто, 12 (Cortot) найдем так называемый особняк Ренуара. Впрочем, в этом доме бывали, живали и творили (мастерские сохранились!) еще и Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Эмиль Бернар, Рауль Дюфи и, конечно, Сюзанна Валадон с Морисом Утрилло. Тут теперь музей Монмартра.

Посещение с аудиогидом стоит 9,5 евро для взрослого, студентам от 18 до 25 лет – 7,5 евро, подросткам от 10 до 17 лет – 5,5 евро, детям до 10 лет – бесплатно.

Теперь, вернувшись на улицу Соль и пройдя ее до конца, свернем на улицу, названную в честь художника Франсиска Пульбо (Poulbot). В доме № 11 найдем музей его куда более известного коллеги – Сальвадора Дали. Это крупнейшее во Франции собрание – больше 300 оригинальных произведений отца-основателя сюрреализма. Заглянем? Билет для взрослого обойдется в 11,5 евро, молодежи до 26 лет – 7,5 евро, пожилым людям от 60 лет – 7,5 евро. К тому же тут есть аудиогиды, в том числе на русском. За них просят 2,5 евро.

Теперь пойдемте потихоньку по улице Пульбо наверх до улицы Норвен (Norvins), затем на улицу Лепик, и вот уже перед нами ресторан «Мулен дё ла Галетт» («Le Moulin de la Galette»). Построенную в 1622 году ветряную мельницу кто только не увековечил! И Ренуар, и Тулуз-Лотрек, и Рамон Касас, и Ван Гог, и Пикассо. И Утрилло – взгляните на его картину.

Наверное, потому с 1939 года это достояние Французской Республики находится под защитой государства. А выглядит теперь вот так. Перемен более чем за век случилось немного, правда?

Да – чуть не забыл: ведь в «Мулен дё ла Галетт» еще и покушать можно! Причем блюда истинно французской кухни. Скажем, всего за 11 евро вам предложат яйцо маран-пашот с каштановым кремом и трубами смерти. Не пугайтесь, это у них гриб вороночник рожковидный так называется.

Подкрепились, выпили по бокалу вина – пора двигаться дальше. Если пройдем два шага по улице Жирардон (Girardon) до угла Норвен, то наткнемся на бронзового человека, проходящего сквозь стену. Этот памятник автору одноименной повести Марселю Эме, жившему неподалеку, изваял лично друг писателя знаменитый актер Жан Маре.

На противоположной стороне, совсем недалеко, в нескольких шагах по улице Оршан (Orchampt) нас ждет еще одна художественно-историческая достопримечательность Монмартра – «Плавучая прачечная» (Le Bateau-Lavoir). В конце XIX века это здание, где раньше была фабрика роялей, переделали под доходный дом для бедных. В этой, по сути, простой общаге селились в начале XX века многие впоследствии знаменитые художники и писатели. Например, Пабло Пикассо, проживший пять лет здесь, в доме, где из удобств был один водопроводный кран на всех постояльцев. Именно тут после своих голубого и розового периодов он вышел к кубизму. Здесь 24-летний Пикассо написал знаменитое полотно «Мальчик с трубкой» (на снимке).

В 1970 году Бато-Лавуар был почти полностью уничтожен пожаром. Через восемь лет здание отремонтировали и снова отдали художникам под мастерские: зажигай, богема!

Где-то рядом жил Модильяни и в мае 1911 года приводил в свою скромную квартирку Анну Ахматову. В 20-летнюю поэтессу он влюбился годом раньше, когда она проводила в Париже медовый месяц с мужем Николаем Гумилевым. Здесь Амедео рисовал Анну Андреевну и при расставании подарил ей шестнадцать своих рисунков...

А ведь уже почти ночь на дворе. Пора возвращаться к месту нашего сбора – на площадь Тертр. Отсюда два шага до Сакре-Кёр.

Святое Сердце Монмартра

Базилика Святого Сердца построена на честном слове двух глубоко верующих парижан – Александра Лежанти и Юбера де Флери. После окончания франко-прусской войны 1871 года и разгрома Парижской коммуны они поклялись возвести храм во искупление грехов своих соотечественников. Только за грехи, считали они, могли быть посланы французам и война, и коммуна. Инициативу поддержал архиепископ Парижа кардинал Жозеф-Ипполит Гибер и определил место храму – на самой вершине Монмартра, там, где принял смерть святой Дионисий. Деньги на строительство собирали по подписке. И уже в 1875 году был заложен первый камень базилики.

Возводили храм по проекту Поля Абади (Paul Abadie) в римско-византийском стиле. Но архитектор не дожил до конца строительства, которое продолжалось четыре десятилетия и официально закончилось только в 1914-м, в год новой войны – Первой мировой (а окончательно завершилось лишь в 1923-м). Что-то все время мешало строителям. Вдруг выяснилось, например, что нужно укрепить грунт под фундаментом, изрытый каменоломнями (помните добычу гипса?).

Построена базилика из известняка карьеров Шато-Ландон, который при воздействии влаги белеет. Вот почему после дождя Сакре-Кёр становится только белоснежней. Одна беда – известняк очень мягкий, а потому многие скульптуры на фасаде храма уже потеряли лицо в прямом смысле слова.

Однажды поздно вечером я оказался в базилике Святого Сердца. Туристов под сводами, украшенными мозаикой «Благоговение Франции перед Сердцем Господним» работы Люка-Оливье Мерсона (Luc-Olivier Merson), было немного. В храм вошел молодой, хорошо одетый француз. Омочив кончики пальцев в чаше со святой водой, он осенил себя крестом. И вдруг распластался на полу, даже не проходя к алтарю.

«Видимо, велик его грех, – подумалось мне. – Или же просит он о чем-то почти невозможном». И вспомнилось, как знакомый католический священник, рассказывая о временах СССР, говорил: советские католики, не находя в округе своих храмов, приходили молиться в храмы православные. И называл Православную церковь церковью-сестрой. Значит, и православным, скажем, в Сакре-Кёр, помолиться не грех. Напротив!

Базилика открыта с 6.00 до 22.30. За 5 евро можно подняться по винтовой лестнице на смотровую площадку – с 9.00 до 19.00, а зимой до 18.00.

И еще: на бога надейся, а сам не плошай – рядом с базиликой работает множество мошенников из бывших африканских колоний Франции. Одни вяжутся к вам, чтобы повязать на руку «ниточку счастья» (которую без ножниц и отступного не снимешь), другие продают просроченные билеты на фуникулер в отсутствии кассира в Верхнем вокзале. Лучший способ не стать жертвой их «развода» – не вступать с ними ни в какие разговоры, лишний раз не размахивать бумажником и крепко держать свои сумки да пакеты. А если нет ни кассира, ни билета, не ждите фуникулера, спускайтесь с Монмартра по лестнице. Спускаться – не подниматься.

* * *

Монмартр при всей его вроде бы малости на самом деле безграничен. Здесь можно бродить даже не часами, а днями, неделями. Но нам с вами надо отдохнуть и выспаться. Потому что завтра мы отправимся на Левый берег, в Латинский квартал. А начнем свой визит с Люксембургского сада.

travelask.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта