Художник Ткачев Сергей Петрович (1922 -?). Куплю дорого работы художника. Ткачевы картины
Прекрасные русские художники Алексей и Сергей Ткачевы
Братья Алексей Петрович (р.11 сентября 1925) и Сергей Петрович (р.10 ноября 1922) Ткачевы родились в селе Чучуновка Брянской области. Они народные художники СССР, действительные члены Академии художеств.А.П.Ткачев в 1939 году поступил во Московскую среднюю художественную школу, в 1951 году окончил факультет живописи Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова (МГХИ) у художника Г.Г. Ряжского.С.П.Ткачев учился в Витебском художественном училище (1938 -1941), участник Великой Отечественной войны, был тяжело ранен. В 1952 году окончил факультет живописи того же института им. В.И. Сурикова (мастерские С.В. Герасимова и Д.К. Мочальского). http://tkachov-musey.ru/(Музыкальное сопровождение: Оркестр русских народных инструментов "Виртуозы Самары" - комп.Леонид Афанасьев - из к/ф "Гляжу в озера синие")
У старых бань
Боль России
В древнем Вщиже.
В колхоз. 1970.
Весенний дождь. 2004
Воспоминание о матери. 1998 г.
Деревенская свадьба. 1988 - 1989 гг.
Дети войны. 1984.
Дочери. 1976 - 1977 г.
Июньский полдень. 1983 - 1985 гг.
Куст сирени.
Лето. 1992 г.
Лето. 1998
Матери. 1960–1961.
Маша Филатова и Анна Федоровна, 1960
Наш дом. Яблоня цветет 2001
Пастушок
Подруги. 1955 г.
Портрет ветерана Великой Отечественной войны Ткачева С.П.
Прачки. 1957.
Сельский выгон, 2005г.
Старушка, 1961,
Старушки, 1960,
Ткачевы А.П., С.П. Братья. 1981–1983.
У калитки (Оля). 1975 г.
У колодца, 1960г.
Новая жизнь. 1994 г.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
subscribe.ru
Художник Ткачев Сергей Петрович, Куплю дорого работы художника
Куплю картины художника Ткачёва Сергея Петровича. Ваши предложения присылайте на почту [email protected]
Биография:
Живописец и график. Работает в станковой живописи в разных жанрах, основные области творчества – историко-революционная картина, книжная иллюстрация, станковая графика. Народный художник СССР (1983), народный художник России (1974), действительный член Академии художеств СССР (1978). Лауреат Государственной премии им. И.Е.Репина (1968) и Государственной премии СССР (1978). Награжден серебряной медалью Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957), серебряной медалью Министерства культуры СССР (1957), серебряной медалью Академии художеств СССР (1961). Награжден орденом «Знак Почета» (1976), золотой медалью им. М.Б.Грекова (1981), золотой медалью Академии художеств СССР (1985). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1985), орденом «Дружба народов» (1993), орденами «Боевого Красного Знамени», «Отечественной войны II степени»; медалями: «За победу над Германией», юбилейными. Почетный гражданин Брянска. Родился в с.Чучуновка Брянской области, с 1960 г. живёт и работает в Москве. Учился в Витебском художественном училище (1938–1941), в Свердловском художественном училище (1945–1946), в 1952 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова по мастерской С.В.Герасимова. Участник Великой Отечественной войны (1941–1945). Начало творческой работы с 1950 г. Член Союза художников России (1952). С 1952 г. начинает совместную творческую деятельность с братом, художником-живописцем А.П.Ткачевым. В конце 1950-х–начале 1960-х гг. обратились к искусству пленэрного письма в духе Союза русских художников, это совпало по времени с выступлением И.Э.Грабаря и К.Н.Юона в защиту импрессионизма. Радостные мотивы, цветные тени и яркие рефлексы стали неотьемлемыми чертами живописи братьев Ткачевых, благодаря чему братья снискали славу «советских импрессионистов». В дальнейшем в их творчестве важное место занимала тематическая картина, посвященная крестьянской жизни и деревенскому быту. Тематический диапазон их творчества широк: картины, отражающие жизнь, быт, трудовую деятельность людей современной деревни, произведения, в которых воспето историко-революционное, боевое героическое прошлое нашей страны, полотна, раскрывающие тему детства и материнства. Главная черта их творчества – народность. С 1955 г. состоит на учете в МООСХ. Избирался в правление МООСХ, членом правления, секретарем правления Союза художников (1968–1976), председателем правления Союза художников РСФСР (1976–1986), секретарем правления Союза художников СССР (1977–1990), депутатом Верховного Совета РСФСР 10-го и 11-го созывов (1980–-1989), делегатом XVII съезда КПСС, членом Центральной ревизионной комиссии ЦК КПСС (1986), секретарем правления Союза художников России (1987–2001). С 1974 г. – художественный руководитель живописной мастерской Академии художеств СССР. Участник выставок: выставка произведений художников в залах Государственной Третьяковской галереи (1952,1954), выставка «40 лет Октября» (1957), «40 лет ВЛКСМ» (1958), выставка, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (1970), выставка «СССР – наша Родина», посвященная 50-летию образования СССР в Москве (1972), «Слава труду» (1976), выставка, посвященная 60-летию Октября (1977), выставка, посвященная 40-летию Победы в ВОВ (1985), республиканская художественная выставка, посвященная 40-летию Октября (1957), «Советская Россия» (1960, 1965, 1967, 1970, 1975, 1980, 1990), «Россия» (1992, 1999), выставка, посвященная 70-летию Октября (1987), выставка, посвященная 850-летию Москвы (1997), всероссийская художественная выставка в Красноярске (1982), всесоюзная выставка «Мир отстояли, мир сохраним» (1985), выставка, посвященная 50-летию Победы в ВОВ (1995), выставка, посвященная 55-летию Победы в ВОВ (2000), всероссийская художественная выставка «Имени Твоему», посвященная 2000-летию Рождества Христова (2000), зональная выставка «Подмосковье» (1980, 1984, 1990), VIII выставка произведений художников центральных областей России (1997), областная юбилейная выставка «25 лет МООСХ» (1972), областная юбилейная выставка «50 лет МООСХ» (1996), выставки произведений членов Академии художеств СССР в стране и за рубежом (1974-2001). Персональные выставки художников проходили в Белграде (1961), Москве (1961, 1975, 1979, 1992, 2002), Ленинграде (1961), Куйбышеве, Саратове, Волгограде, Свердловске, Ростове-на-Дону, Астрахани, Киеве, Кишиневе, Одессе, Брянске, Смоленске, Белгороде, Владимире, Арзамасе. Работы художников хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, во многих музеях России и в частных коллекциях за рубежом. На родине братьев Ткачёвых в Брянске открыт музей их имени.
Вконтакте
Google+
artpriced.ru
Ткачёвы. Попов. Картины. Иллюстративный и художественный смыслы.
С. Воложин.
Ткачёвы. Попов. Картины.
Иллюстративный и художественный смыслы.
Мещанам – всегда хорошо жить. Они приспосабливаются к любой власти, к любому положению. |
Детский вопрос.
Если было – плохо, то стало – хорошо?
Если деревенщики были против советской власти (за её дурной активизм, прогородской и антидеревенский), то с реставрацией капитализма что: стало лучше?
Судя по дате и мажорным тонам в такой вот картине – да!
А.П. и С.П. Ткачевы. Новая жизнь. 1994 г.
Счастье в те роковые 90-е!?.
"На развалинах колхоза нередко возникает много фермерских хозяйств, но лишь единицы добиваются успеха. Чаще всего это бывшие колхозные начальники или специалисты” (http://bzbook.ru/Neizvestnoe-seljskoe-khozyajstvo-ili-Zachem-nuzhna-korova.28.html).
Не жена ли такого вот исключения изображена?
Может, они совратились со временем?
"Через призму деревенской жизни, обостряя явления и характеристики персонажей, используя художественную деструкцию, Ткачевы передают "правду времени", драмы своей страны. Бытовые сцены сельских или военных будней обретают у Ткачевых бытийное начало. Обращение художников к сельской тематике сближает их творчество с актуальными в 1960-х – 1970-х годах тенденциями в литературе, в прозе писателей-"деревенщиков" (Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин, В.М. Шукшин), открывших новый взгляд на трагедии и "силу правды" людей, живущих "на земле".
Братья Ткачевы - народные художники РСФСР, действительные члены Академии художеств СССР, лауреаты Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина...” (http://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/8569-hudozhniki-bratya-tkachevy.html).
Вышли в генералы от искусства и совратились?..
Сначала рисовали-таки какой-то крестьянский негатив.
А.П. и С.П. Ткачевы. В годы коллективизации. 1972 г.
Или лучше более мрачная репродукция…
Так и то. Про перегибы коллективизации было уже говорено переговорено. Деревенщики прозаики поднимали свежие вопросы. А эти двое что? Боялись?
Ткачевы А.П., С.П. Матери. 1960–1961.
Это смелость, что такая замученная самая старшая? Что босая центральная? Что отличается от городской (крайней справа) крайняя слева (и по одежде, и по обуви, и по причёске), сельская? - Н-ну, может…
Ткачёв С.П. Старушки, 1960, картон, масло.
Грубые мазки это что: беспримерно суровая жизнь, которую уготовили селянам большевики, недолюбливавшие крестьян за куркульство?
""…когда привезли “Матерей” в Манеж, словно что-то предчувствую недоброе, мандраж пробежал по всему телу, мы увидели в картине массу огрехов. Показались и ноги коротки у фигур, и зелень слишком открытая…. Тогдашнее Министерство культуры СССР к картине отнеслось резко отрицательно. Мотивировка стандартная – не советская картина, слишком мрачная, не оптимистичная. Картина повисла, что называется, на волоске. Мы оказались в эпицентре манежных событий и сражались за своё творение как могли. Нашлись не только хулители, но и ярые наши защитники, отстоявшие картину в экспозиции выставки… Чтобы не раздражать начальство, по совету Коржева, пришлось даже сменить название картины на более прозаическое – “На скамейке”…. Подобные инциденты случались не только с нами… Но делать из них какие-то глобальные выводы, тем более спекулировать на этих инцидентах, как это делают ныне некоторые “обиженные”, мы не стали бы. Тем более бросать камень в своё прошлое, которое худо-бедно, а вскормило нас, дало образование. И самое главное, именно в то время осуществили свою заветную мечту и стали художниками”"” (http://www.liveinternet.ru/community/898372/post168077076/).
Вот и не добросались… до подпевал новой власти.
Не было ли спустя какое-то время уже просто модно клевать упадочную старую власть?
Ткачёв А. П., Ткачёв С. П. Раздумья о былом. 1970-1980-е гг., масло, холст.
Ну пето-перепето, что плохо делали, что плохо отнеслись к церквам когда-то…
Или это теперешнему мне такая оскомина?
То ли дело – липовость праздников, столь хорошо помнящаяся. А смотрите, как это элегантно обыграно не у Ткачёвых.
И. Попов. Праздничный май. 1960-е годы.
Обычная скучная жизнь. Скучные многоэтажки. Трудяга-поезд тянет свои цистерны. Люди и машины шныряют туда-сюда. И просто пришлёпнуты там и сям красные флаги, до которых никому нет дела. – Оригинально! Находка.
Обидно. За себя. Я ж опёрся на дату создания (1994), совсем не живописную материю, чтоб бросить камень в художников-конформистов.
Или я просто ошибся. Никакие они не протестанты, Ткачёвы, а импрессионисты ХХ века, несчастного. И воспевают, как и полагается импрессионистам, абы какую жизнь. Как и те, из XIX века, воспевали. И тот капитализм был достаточно плох, чтоб те художники да и иные их модели были почти нищими. И этот социализм тоже достаточно был плох, чтоб деревенская натура была вблизи нищеты. А – всё равно жизнь хороша. Особенно в начале их творчества, пока не затянула мода жить и тужить.
Ткачёвы. Детвора. 1958-1960.
Да, деконструкция. Уж больно тощие девочки. Особенно ноги. Недоедают? Горизонт круглится. Два домика на берегу создают впечатление пустыни, хоть и зелёной по весне. Коряв мостик и перила. – Жизнь на низком уровне обеспеченности. Но! Нарисовано против света. А это – способ передать его буйство. Против света и ноги могут только казаться худущими…
"…стихийная игра света будто упорядочивается, становится осмысленной, не покоряющейся буйному воображению [деконструктора]… светом пронизаны шероховатая поверхность синей опоры поручней, розовеющие на просвет платьица девочек, усилено бликование воды, а данные в контражуре мостик и фигуры девочек подсвечены настолько ярко, что цвет полотна, сохраняя расхождение с реальностью, вызывает физическое ощущение красоты реального мира. На таком уподоблении реальности основаны многие произведения Ткачевых” (Манин. http://www.artpanorama.su/?category=article&show=article&id=19).
Они мещане. А мещанам – всегда хорошо жить. Они приспосабливаются к любой власти, к любому положению. И если строй в 1991-м сменился, то какое им дело?!. – Они в “Новой жизни” сделают рыже-коричневую тень на воде, и опять у них "усилено бликование” её. И это не правда. Но это – правда их счастливой, потому что маленькой, жизни.
Уф! Аж камень с души пал. Думаете это легко – быть искренним и катить бочку на заслуженных людей?
14 октября 2016 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://webkamerton.ru/2016/11/detskij-vopros/
art-otkrytie.narod.ru
Картина братьев Ткачевых "Матери". Выставка в Третьяковской Галерее : iskusstvo
Ткачевы А.П., С.П. Матери. 1960–1961. Холст, масло. 170х297. ГТГМАТЕРИ
О создании картины братьев Ткачевых
Весной 2011 года прошла большая ретроспективная выставка братьев Ткачевых. Новый форум изобразительного искусства HalloArt.ru подробно рассказаз о выставке братьев Ткачевых в Третьяковской галерее. Одна из самых известных картин этих художников "Матери" была написана в начале 60-х годов 20 века, когда творчество братьев находилось на своём пике.
Предоставим слово авторам : "Наша давняя задумка написать картину о русских матерях нашла в Новых Котчищах благоприятнейшую почву...в деревне жило немало женщин разных возрастов, судьбы которых были настолько яркими, и такими они были изобразительными - садись и пиши картину. Кто постарше из нах - были свидетелями двух эпох, и неизвестно , в какую из них им жилось легче , при "царе" или при "новой власти". Своим долготерпением они поражали нас, трудясь с утра до ночи, воспитывая детей , внуков и правнуков.... Нам казалось, что простое повествование о людях земли, не усложненное сюжетной завязкой, явится наиболее точным решением большого монументального полотна. Поэтому ситуацию избрали обыкновенную, виденную-перевиденную сотни раз. На скамейке рядышком сидят женщины разных возрастов: будущая мать в белом, ждущая ребенка, рядом с ней мать-патриарх в темно-синем платье и черном платке, чем-то напоминающая нашу маму. В центре картины - мать с ребенком на руках. И наконец, замыкает картину с правой стороны фигура молодой женщины, более похожей на приезжую горожанку. Между матерями поместили девочку трех-четырех лет, вдали вышагивает стайка гусей...." из книги "Братья Ткачевы. Художники о себе" , изд-во "Галарт", 1999
На выставке рядом с большой картиной можно было увидеть малую толику этюдов и эскизов (из десятков и сотен!). Некоторые из были использованы при создания большого полотна. Но основная часть , по сути дела, представляет из себя совершенно самостоятельные произведения.
ЧИТАТЬ И СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ...
Ткачёв А.П. Маша Филатова и Анна Федоровна, 1960, холст, масло, ГТГТкачёв С.П. Старушки, 1960, картон, масло, собрание художников
Ткачев А.П. Фекла, 1960, холст, масло, собрание художников
"Натура была рядом, всегда кто-либо сидел на нашей скамеечке у баньки. Место, являющееся своеобразным клубом, где можно было услышать самые последние деревенские новости. Но, главное, видеть будущие персонажи картины в их естественной обстановке.""…когда привезли «Матерей» в Манеж, словно что-то предчувствую недоброе, маждраж пробежал по всему телу, мы увидели в картине массу огрехов. Показались и ноги коротки у фигур, и зелень слишком открытая…. Тогдашнее Министерство культуры СССР к картине отнеслось резко отрицательно. Мотивировка стандартная – не советская картина, слишком мрачная, не оптимистичная. Картина повисла, что называется, на волоске. Мы оказались в эпицентре манежных событий и сражались за своё творение как могли. Нашлись не только хулители, но и ярые наши защитники, отстоявшие картину в экспозиции выставки… Чтобы не раздражать начальство, по совету Коржева, пришлось даже сменить название картины на более прозаическое – «На скамейке»…. Подобные инциденты случались не только с нами… Но делать из них какие-то глобальные выводы, тем более спекулировать на этих инцидентах, как это делают ныне некоторые «обиженные», мы не стали бы. Тем более бросать камень в своё прошлое, которое худо-бедно, а вскормило нас, дало образование. И самое главное, именно в то время осуществили свою заветную мечту и стали художниками.»" из книги "Братья Ткачевы. Художники о себе" , изд-во "Галарт", 1999
Ссылка : Собственный репортаж Нового форума изобразительного искусства HalloArt.ru о выставке братьев Ткачевых в Третьяковской галерее (ГТГ)
iskusstvo.livejournal.com
ИРРИ | Ткачев Сергей Петрович
(10.11.1922)
Вернуться к спискуТворческое содружество братьев Сергея и Алексея Ткачевых является одним из феноменов отечественного искусства второй половины ХХ столетия.
Художники родились под Брянском в деревне Чучуновке, Сергей в 1922 году, Алексей - в 1925-м. В начале 1930-х годов семья переехала в Бежицу, где братья начали посещать изокружок в городском Доме пионеров.
В 1938 году Сергей Ткачев поступает в Витебское художественное училище, откуда в 1941 году уходит добровольцем на фронт. Судьба Алексея сложилась иначе. Победив на Всесоюзном конкурсе рисунка, он в 1939-м году был принят без экзаменов в Московскую среднюю художественную школу для творчески одаренных детей. В 1941 году Алексей работал на военном заводе Уралмаш в Свердловске, куда был эвакуирован вместе с семьей. Вскоре, вместе с воспитанниками МСХШ, он продолжил учебу в башкирском селе ВоскресЕнское.
После войны братья Ткачевы учились в Московском художественном институте имени Сурикова. Их преподавателями были Игорь Грабарь, Георгий Ряжский и Дмитрий Мочальский. Алексей Ткачев был любимым учеником Сергея Герасимова. Также, одним из своих наставников Ткачевы считают известного советского художника Аркадия Пластова.
Совместную творческую деятельность художники начали в начале 1950-х годов, когда однажды Алексей нарисовал эскиз, а Сергей раскрасил его акварелью. Это был этюд к их первой картине.
Главной темой творчества живописцев стал человек, его труд на земле, его жизнь и смерть, а источником вдохновения - повседневная сельская жизнь. Ткачевы смотрят на современные события глазами своего поколения. Их работы наполнены живыми деталями повседневности.
В конце 1950-х -1960-е годы был создан целый ряд большеформатных картин, в которых Ткачевы обратились к личным жизненным наблюдениями, переживаниями. Одной из известных картин этого периода стало полотно «Между боями» - первое произведение художников, вошедшее в собрание Третьяковской галереи. В этот же период была написана картина «Матери», ставшая одним из ключевых произведений послевоенного искусства.
Созданию каждой картины предшествует огромная подготовительная работа художников - большое количество этюдов и рисунков. Работая над композиционным решением полотен, они пробуют разные варианты, особое внимание уделяя точности деталей изображаемого.
Трагическим событиям отечественной истории XX столетия посвящена серия «Они сражались за Родину», выполненная художниками в начале 1990-х годов. По словам Ткачевых, вновь заговорить о важнейших национальных вопросах уже на рубеже двух тысячелетий их заставили «лживые, неправильные современные оценки событий Великой Отечественной войны». Масштабные полотна этой серии были удостоены Государственной награды.
В 1995 году художники передали в дар родному Брянску свыше 250 произведений. Так в городе был открыт музей народных художников, действительных членов Российской академии художеств, лауреатов Государственных премий братьев Ткачевых. В течение нескольких десятилетий Ткачевы руководят творческой мастерской Российской академии художеств, братья полны энергии и творческих замыслов.
1. Ткачев А.П. Ткачев С.П. Из нашей жизни. М.: НИИ Российской академии художеств, 1998.
2. Ткачев С.П. Ткачев А.П. Братья Ткачевы. Художники о себе. М.: Галарт, 1999.
3. Манин В.С. Братья Ткачевы. М.: Белый город, 2001.
4. Ткачев А.П. Ткачев С.П. Они сражались за Родину: Великая Отечественная война 1941-1945 годов в творчестве братьев Ткачевых. М.: НИИ Российской академии художеств, 2005.
- Ткачев Сергей Петрович (род. 1922)Осень 1941 года ("Война пришла. Русские женщины") (2003-05) холст, масло145х106,5
- Ткачев Сергей Петрович (род. 1922)Воспоминание о войне холст, масло120х80
- Ткачев Сергей Петрович (род. 1922)Высота безымянная
- Ткачев Сергей Петрович (род. 1922)Дорогами войны (2003-05) холст, масло150х192
- Ткачев Сергей Петрович (род. 1922)Колокола России (1993) холст, масло120х127
- Ткачев Сергей Петрович (род. 1922)Новая лодка (1988-91) холст, масло120х163
- Ткачев Сергей Петрович (род. 1922)Один холст, масло86,4х160,7
- Ткачев Сергей Петрович (род. 1922)Осень 1941 года. Письмо с передовой (2009-2010) холст, масло105,5х81
- Ткачев Сергей Петрович (род. 1922)Вернулся. Родительский дом (2002) Холст, масло101x198
- Ткачев Сергей Петрович (род. 1922)Молодые (1974) Холст, масло133x220,5
- Ткачев Сергей Петрович (род. 1922)Товарищи (Русское поле) (2003-2005) Холст, масло177,3x138,5
rusrealart.ru
СИЛА ПРАВДЫ. Братья Ткачевы | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
Анна Дьяконицына
Рубрика:
ВЫСТАВКИНомер журнала:
#1 2011 (30)Ретроспективная выставка Алексея и Сергея Ткачевых, открытая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 15 апреля по 17 июля 2011 года, представляет мастеров, во многом определивших судьбу национальной школы живописи во второй половине ХХ - начале XXI столетия. В экспозиции собрано около 180 произведений, связанных с основными этапами их пути в искусстве и раскрывающих главные направления художественных поисков. Здесь и масштабные «хрестоматийные» полотна из собрания галереи, исполненные Ткачевыми в соавторстве, и картины раннего периода, написанные каждым из братьев самостоятельно, и обширный этюдный материал. Все это лишь часть огромного творческого наследия мастеров, по сей день продолжающих работать над новыми композициями.
Сергей (род. 1922) и Алексей (род. 1925) Ткачевы принадлежат к поколению, в судьбе которого неизгладимый след оставила война. Многих заставила она повзрослеть до времени, перечеркнув все, что было в прошлом. Так, война стерла с лица земли деревню Чучуновку, где родились будущие художники. Не пощадила она и дом в Бежице (пригороде Брянска), куда семья Ткачевых переехала в 1929 году. Именно здесь в предвоенное десятилетие начался путь Ткачевых в искусстве, когда вслед за старшим братом Виктором трое младших — Сергей, Алексей и Василий — начали посещать изокружок в городском Доме пионеров. Но живопись стала главным делом жизни только для двух средних сыновей, чье творческое содружество явилось одним из феноменов отечественного искусства.
Их судьбы в молодые годы сложились по-разному. Сергей Ткачев в 1938-м поступил в Витебское художественное училище, известное своей историей и профессиональными традициями. Проучившись три года, он ушел в армию, воевал, был ранен, после выздоровления вновь вернулся в строй. С тех лет чудом сохранился этюд «Фронтовой сапожник», написанный им в 1944 году (собственность автора)1. Впоследствии этот набросок определил облик главного героя картины «В трудные годы» (1957, Харьковский государственный музей изобразительного искусства).
Алексей Ткачев как победитель всесоюзного конкурса, объявленного в 1939 году журналом «Юный художник», был без экзаменов принят в Московскую среднюю художественную школу — уникальное учебное заведение для творчески одаренных детей, отбор которых проводился по всей стране. Трудности и лишения тяжелого времени пришлось испытать и ему. Начало войны Алексей встретил в Бежице, где проводил летние каникулы. Когда немецкие части подступили к Брянску, семья выехала в эвакуацию в Свердловск. «Так потерял из виду я свою любимую школу, друзей и все, что мне было дорого и мило»2, — вспоминает Алексей Петрович. Более полугода он проработал на военном заводе Уралмаш. «Трудился, как и все рабочие, без скидок на молодость на разметке танковых моторов. Особенно тяжелыми были ночные смены, неодолимо хотелось спать, а уж голод был постоянным спутником»3. Дальнейшие события стали настоящим подарком судьбы для молодого таланта. Разыскав адрес школы в эвакуации, Алексей Ткачев отправил письмо одному из преподавателей и вскоре получил вызов, позволивший присоединиться к соученикам и продолжить занятия любимым делом. О своем путешествии в Башкирию, в село Воскресенское, где находилась МСХШ, он пишет: «...шел 1942 год, на фронтах положение тяжелое, там воевали три моих брата — Серафим, Сергей, Василий. Я в это время щупленький, хилый пацан собрался в дорогу дальнюю, дорогу трудную и долгую. За время моего пути до школы сделал более десятка пересадок, ночевал, где попало, ел, что попадет. Но у меня была большая цель — еду учиться, а когда есть цель, все преграды нипочем»4.
Многие воспитанники МСХШ, ставшие впоследствии известными художниками, вспоминают тот период как один из самых ярких и плодотворных в ее истории. Под руководством В.М. Добросердова, С.П. Михайлова, В.В. Почиталова и других замечательных педагогов они не только постигали основы живописного мастерства, но и росли творчески, добивались первых успехов в искусстве.
По возвращении МСХШ в Москву лучшие работы учеников (в том числе Алексея Ткачева) были показаны на выставке, организованной в 1943 году в залах Третьяковской галереи. «Там где-то еще полыхала война, а мы стремились постигать высоты искусства. Оказывается, мы тоже были нужны стране, раз она не бросила нас на произвол судьбы. В военной и суровой Москве мы увидели, что искусство живет и действует»5.
В 1944-м из эвакуации привезли коллекции галереи. Это событие воспринималось как настоящий праздник. Вместе с другими учениками МСХШ Алексей Ткачев помогал разносить картины по залам постоянной экспозиции. «Помню небольшие произведения Врубеля: “Венеция”, “Офелия и Гамлет”. Но особенное впечатление на меня произвели живописные работы Сурикова. Портреты и этюды, которые мы носили в своих руках, были еще без рам <...> Для нас это была больше чем школа»6, — рассказывает он.
Облик юноши в ту пору запечатлен в автопортрете 1944 года, построенном на тонкой гармонии сближенных тонов, с композиционным акцентом на лице, вызывающем в памяти образы с полотен старых мастеров.
Интерес к великому наследию прошлого в молодых художниках воспитывали учителя. Пристальное внимание к живописной традиции — прежде всего национального искусства — сыграло в будущем важную роль в формировании творческой индивидуальности братьев Ткачевых.
После окончания войны их жизненные пути вновь пересеклись. В 1945 году Алексей стал студентом Московского художественного института (тогда еще не носившего имени В.И. Сурикова), а годом позже вслед за братом на живописный факультет поступил Сергей. За его плечами была суровая школа жизни и страстное желание вернуться к прерванным войной занятиям искусством. Перед поступлением в институт пришлось серьезно готовиться, и здесь неоценимой оказалась помощь младшего брата, чей творческий рост был очень значительным.
Годы учебы Сергей Ткачев вспоминает с особым чувством: «Только что закончилась война, и мы, исстрадавшиеся по мирной жизни, старательно штудировали натуру в мастерских, слушали лекции по искусству <...> В институте первых послевоенных лет преподавали крупные художники: И.Э. Грабарь, С.В. Герасимов, Г.Г. Ряжский, А.А. Осмеркин, А.Т. Матвеев. Приглашены были и молодые: В.Г. Цыплаков, Ю.П. Кугач, В.К. Нечитайло, К.М. Максимов. На первых курсах, в лице Дмитрия Константиновича Мочальского обрели учителя и друга. С ним, можно сказать, прошли рядом всю жизнь»7.
Среди работ институтского времени — натурных штудий, учебных постановок, выполняемых студентами в рамках общей программы, — выделяются произведения, созданные Алексеем и Сергеем Ткачевыми в период летних каникул. Покидая Москву, они путешествовали по Оке и Волге, навещали родителей, обосновавшихся в деревне Низок в Белоруссии, и родственников, оставшихся после войны на Урале. Из поездок в Астрахань, на Каспий, в Жигули, Кострому (часто в компании других молодых художников) Ткачевы привозили богатый натурный материал: портреты, пейзажи, жанровые композиции, поражавшие свежестью решений и точностью найденных характеристик. «Просмотр студенческих работ с летней практики всегда был событием. Именно по этим самостоятельным работам можно было определить дальнейший путь развития того или иного молодого художника. Помним, как после одного из таких просмотров... зав. учебной частью разыскивала братьев Ткачевых по всему институту, чтобы представить маститому профессору С.В. Герасимову. Впервые в нашей жизни Сергей Васильевич, пользовавшийся большим авторитетом у молодежи, жал нам руки, поздравлял с успешной практикой»8.
И сегодня демонстрируемые на ретроспективной выставке произведения Ткачевых студенческой поры впечатляют своим живописным качеством. В них хорошо заметна творческая индивидуальность каждого из братьев. Особый интерес к жанру, к передаче характера отличает композиции Сергея Ткачева. В формате небольших этюдов он стремился найти сюжет, достойный быть перенесенным в картинную форму («Одинокий рыбак», 1948). Именно так — из акварельного наброска, привезенного с Волги, — родился замысел масштабной картины «Детвора» (1958—1960, ГРМ), написанной спустя десятилетие.
В студенческих работах Алексея Ткачева, как и в этюдах брата, раскрывается неисчерпаемое многообразие портретных типов и характеров. Некоторые из его ранних произведений вошли в состав выставки: «Девочка», «Горбун» (обе — 1947), «Зина Воронецкая» (1949), «Девушка с косами» (1950). Рядом с ними — жанровые и пейзажные работы, в которых внимание художника обращено не столько к сюжету, сколько к пластически выразительному мотиву, составляющему основу композиции: дороге, уходящей к горизонту («Сумерки. Колтово», 1946), плавным очертаниям лодок и их отражению в реке («Вечер на Волге», 1948), фигурам людей, обозначенных темными силуэтами на фоне серебристой водной глади («На Каспии», 1948). Эта линия получила продолжение и в дальнейшем творчестве Алексея Ткачева. К числу его ранних этюдов-картин принадлежит «Пастушок» (1954) с точно переданным стремительным движением лошади на переднем плане. Не только найденный мотив, но сама живописная фактура, где легко проследить каждое касание кисти, составляет композиционную основу произведения.
Традиция этюда-картины прочно связана с историей национальной живописной школы. Она берет свое начало в работах В.А. Серова, К.А. Коровина, отдельных произведениях И.Е. Репина. Принципы пленэрной живописи стали определяющими в творчестве членов объединения «Союз русских художников», а позднее нашли новое воплощение в произведениях А.А. Пластова, С.В. Герасимова, А.М. Грицая. Творчество выдающихся мастеров задавало ориентиры для молодого поколения, вступившего на художественную сцену в послевоенное время. Опираясь на традицию, искали свой путь в искусстве и братья Ткачевы.
1950-е годы стали для них временем раскрепощения пластического языка. К этому периоду относится целый ряд замечательных произведений. Среди них — показанные на выставке портреты, создававшиеся как наброски для будущих жанровых композиций: «Зина у окна» (1955) Алексея Ткачева, «Тамара Агапова» (1951) Сергея Ткачева. При общности подхода в них хорошо заметны и различия манер письма: широкого и свободного, построенного на тончайших нюансах цвета при общей сдержанности палитры, у первого, и осязаемоплотного с богатой колористической разработкой у второго.
Свободной кистью написаны не только этюды, но и многие картины братьев Ткачевых тех лет, например, «Ветреный день» (1957, ГРМ), «Прачки» (1957, Киевский музей русского искусства). Живой пленэрный подход, перенесенный в масштабную картинную форму, стал новым словом в искусстве послевоенного времени.
К числу несомненных удач Алексея Ткачева принадлежит композиция «С вечеринки» (1956). Небольшая по формату, с простым, казалось бы, сюжетом, она легка и виртуозна по исполнению. Быстрыми и точными касаниями кисти — то отрывистыми, то, наоборот, протяженными — намечен рисунок деревянного моста, уводящего взгляд в глубину, к фигурам парня и девушки, удаляющимся от зрителя.
Сюжет картины, написанной в период работы на «Академической даче» под Вышним Волочком, имеет определенную связь с биографией ее автора. Алексей Петрович — тогда молодой художник — познакомился на танцах с девушкой родом из этих мест, которая стала верной спутницей его жизни. Так Ткачевы, в течение ряда лет приезжавшие на «Академическую дачу», обосновались в ее окрестностях. Именно здесь, на Тверской земле, было создано едва ли не большинство их ключевых произведений.
В конце 1950-х — начале 1960-х известность братьям Ткачевым принесли полотна, в которых решались задачи большой картины — значительной по форме и содержанию. После долгого перерыва зрители вновь имеют возможность увидеть на выставке масштабную композицию «Между боями» (1958—1960) — первое произведение Ткачевых, вошедшее в собрание Третьяковской галереи.
Рождению картины немало способствовали рассказы отца художников. В первые годы советской власти он заведовал сельским клубом, где ставились спектакли и были организованы классы по ликвидации неграмотности. И эта сцена, когда за школьной партой — не дети, а взрослые мужчины-красноармейцы, обретала в ходе предварительной работы все новые черты. Менялось не только число персонажей, но и их расположение, что позволяло по-иному расставить акценты в трактовке сюжета. Благодаря постоянной работе с натурой, уточнялся облик и характер каждого героя: пожилого бойца, учительницы, молодого красноармейца.
Огромный подготовительный материал, накопленный за пять лет, включает несколько эскизов композиции, более 300 этюдов и почти законченный вариант картины, отвергнутый художниками. Все это позволяет не только подробно реконструировать историю рождения финального полотна, но как нельзя лучше представляет особенности творческого метода братьев Ткачевых, сложившегося в 1950-е годы. Трансформируясь от картины к картине, он все же сохраняет на протяжении многих лет ряд важных особенностей. На стадии предварительного эскиза каждый из братьев, как правило, работает самостоятельно. А затем, в ходе совместного обсуждения, выбирается вариант, наиболее удачный с точки зрения обоих. Перенесенный в общих чертах на холст, он уточняется по многочисленным натурным этюдам, среди которых немало настоящих живописных шедевров. И если в этих работах ясно видна творческая индивидуальность каждого из братьев, то в масштабных полотнах, написанных в две руки, можно говорить о рождении нового автора. Действительно, будучи перенесенными в картину, этюды органично встраиваются в общую ткань композиции.
Вообще в работе Ткачевых над крупномасштабными произведениями поражает высокая степень обстоятельности, исключительное внимание к деталям. Так, для картины «Между боями» художники нашли близ «Академической дачи» подходящее здание школы, «продумывая все до мелочей, долго подбирали одежду, обувь, по выкройке, взятой в Музее Революции, сшили буденовку, там же отыскали для молодого бойца книжку с красным переплетом...»9
Не только история или литература, но чаще сама жизнь подсказывает братьям Ткачевым темы их работ. Именно так родилось полотно «Матери» (1960—1961), ставшее одним из ключевых произведений послевоенного искусства, представленных в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Художники так описывают героинь своей картины: «На скамейке рядышком сидят женщины разных возрастов: будущая мать в белом, ждущая ребенка, рядом с ней мать-патриарх в темно-синем платье и черном платке, чем-то напоминающая нашу маму. В центре картины — мать с ребенком на руках. И, наконец, замыкает картину с правой стороны фигура молодой женщины, больше похожей на приезжую горожанку»10. Новой задаче соответствовало и новое живописное решение — тем более что работа над композицией велась не только в мастерской, но и на открытом воздухе. «Иногда картину выносили во двор, чтобы посмотреть ее издали, не ошиблись ли в пропорциях, некоторые детали писали прямо в холст. Натура была рядом, всегда кто-либо сидел на нашей скамеечке у баньки»11.
Полотно «Матери», готовое к показу на Всесоюзной выставке, неожиданно вызвало негативную реакцию руководства тогдашнего Министерства культуры СССР как произведение, искажающее образ советской женщины. Слишком необычным в монументальном полотне было выразительное жанровое начало. «Картина повисла, что называется, на волоске. Мы оказались как бы в эпицентре манежных событий и сражались за свое творение как могли»12, — вспоминают художники. После выставки по распределению Минкульта картину должны были отправить в Саратовский музей, но благодаря инициативе научных сотрудников Третьяковской галереи она пополнила это крупнейшее собрание национального искусства.
Композиции «Между боями» и «Матери», создававшиеся братьями Ткачевыми на рубеже 1950-х — 1960-х годов, определили главные направления их совместного творчества, получившие продолжение в следующие десятилетия. Драматичным и переломным этапам в истории страны посвящены картины «Дети войны» (1984, ГТГ), «Старики» (1991). Но едва ли не больше в произведениях Ткачевых простых радостей жизни: «В бане» (1974, ГТГ), «Свадьба при луне» (1990), «Лето» (1991), «Две мамы» (1990—1991), «Ярый день» (1995). Для работ этого направления особенно характерна серийность, позволяющая раскрыть разные аспекты темы, найти новые композиционные решения.
В целом все творчество братьев Ткачевых — от ранних живописных опытов до произведений последнего времени — отличает особая отзывчивость и внимание к явлениям и событиям окружающей жизни, к судьбам людей. Неслучаен их интерес к большой картине, в которой не только обобщается колоссальный этюдный материал, но и отражаются гражданская и этическая позиция, размышления авторов о прошлом и будущем страны. Это внимание к содержательной стороне искусства в стремлении «соединить красоту и правду» было и остается одной из ярких особенностей национальной культуры.
- Далее, если при произведении не указано собрание, это означает, что оно находится в собственности авторов.
- Братья Ткачевы. Художники о себе. М., 1999. С. 37 (далее - Художники о себе).
- Братья Ткачевы. О том, что в памяти. М., 2007. С. 49 (далее - О том, что в памяти).
- О том, что в памяти. М., 2007. С. 50.
- Художники о себе. С. 40.
- Из диктофонной записи беседы А.П. и С.П. Ткачевых с автором настоящей статьи.
- Художники о себе. С.45,47-48.
- Художники о себе. С.51-52.
- Лапшин В. Художники Алексей и Сергей Ткачевы. Л., 1962. С. 61.
- Художники о себе. С. 97.
- Там же. С. 97-98.
- Художники о себе. С. 99.
Вернуться назад
Теги:
www.tg-m.ru
Картина братьев Ткачевых "Матери". Выставка в Третьяковской Галерее
Ткачевы А.П., С.П. Матери. 1960–1961. Холст, масло. 170х297. ГТГМАТЕРИ
О создании картины братьев Ткачевых
Весной 2011 года прошла большая ретроспективная выставка братьев Ткачевых. Новый форум изобразительного искусства HalloArt.ru подробно рассказаз о выставке братьев Ткачевых в Третьяковской галерее. Одна из самых известных картин этих художников "Матери" была написана в начале 60-х годов 20 века, когда творчество братьев находилось на своём пике.
Предоставим слово авторам : "Наша давняя задумка написать картину о русских матерях нашла в Новых Котчищах благоприятнейшую почву...в деревне жило немало женщин разных возрастов, судьбы которых были настолько яркими, и такими они были изобразительными - садись и пиши картину. Кто постарше из нах - были свидетелями двух эпох, и неизвестно , в какую из них им жилось легче , при "царе" или при "новой власти". Своим долготерпением они поражали нас, трудясь с утра до ночи, воспитывая детей , внуков и правнуков.... Нам казалось, что простое повествование о людях земли, не усложненное сюжетной завязкой, явится наиболее точным решением большого монументального полотна. Поэтому ситуацию избрали обыкновенную, виденную-перевиденную сотни раз. На скамейке рядышком сидят женщины разных возрастов: будущая мать в белом, ждущая ребенка, рядом с ней мать-патриарх в темно-синем платье и черном платке, чем-то напоминающая нашу маму. В центре картины - мать с ребенком на руках. И наконец, замыкает картину с правой стороны фигура молодой женщины, более похожей на приезжую горожанку. Между матерями поместили девочку трех-четырех лет, вдали вышагивает стайка гусей...." из книги "Братья Ткачевы. Художники о себе" , изд-во "Галарт", 1999
На выставке рядом с большой картиной можно было увидеть малую толику этюдов и эскизов (из десятков и сотен!). Некоторые из были использованы при создания большого полотна. Но основная часть , по сути дела, представляет из себя совершенно самостоятельные произведения.
ЧИТАТЬ И СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ...
Ткачёв А.П. Маша Филатова и Анна Федоровна, 1960, холст, масло, ГТГТкачёв С.П. Старушки, 1960, картон, масло, собрание художников
Ткачев А.П. Фекла, 1960, холст, масло, собрание художников
"Натура была рядом, всегда кто-либо сидел на нашей скамеечке у баньки. Место, являющееся своеобразным клубом, где можно было услышать самые последние деревенские новости. Но, главное, видеть будущие персонажи картины в их естественной обстановке.""…когда привезли «Матерей» в Манеж, словно что-то предчувствую недоброе, маждраж пробежал по всему телу, мы увидели в картине массу огрехов. Показались и ноги коротки у фигур, и зелень слишком открытая…. Тогдашнее Министерство культуры СССР к картине отнеслось резко отрицательно. Мотивировка стандартная – не советская картина, слишком мрачная, не оптимистичная. Картина повисла, что называется, на волоске. Мы оказались в эпицентре манежных событий и сражались за своё творение как могли. Нашлись не только хулители, но и ярые наши защитники, отстоявшие картину в экспозиции выставки… Чтобы не раздражать начальство, по совету Коржева, пришлось даже сменить название картины на более прозаическое – «На скамейке»…. Подобные инциденты случались не только с нами… Но делать из них какие-то глобальные выводы, тем более спекулировать на этих инцидентах, как это делают ныне некоторые «обиженные», мы не стали бы. Тем более бросать камень в своё прошлое, которое худо-бедно, а вскормило нас, дало образование. И самое главное, именно в то время осуществили свою заветную мечту и стали художниками.»" из книги "Братья Ткачевы. Художники о себе" , изд-во "Галарт", 1999
Ссылка : Собственный репортаж Нового форума изобразительного искусства HalloArt.ru о выставке братьев Ткачевых в Третьяковской галерее (ГТГ)
art-links.livejournal.com