1.1 Исторические этапы развития живописи Башкортостана. Башкирские картины
1.1 Исторические этапы развития живописи Башкортостана. Первые живописцы Башкортостана
Похожие главы из других работ:
Бальные танцы как вид искусства
2.1 Исторические аспекты развития бальных танцев
Рассматривается роль танца как особого вида искусства в различные исторические эпохи. Представлено понимание танца как особой формы эстетического отражения действительности, описаны основные характеристики танцевального образа...
Живопись на стекле. Декалькомания. Декорирование стекла фотопечатью
1.1 Исторические этапы развития и становления производства и обработки стекла
Стекло известно человеку уже более пяти тысячелетий. Ученые предполагают, что одними из первых с искусственным стеклом познакомились древние гончары: при обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка...
История развития дизайна
Исторические периоды развития дизайна и их характеристики
РЕНЕССАНС 1400-1600 В декоре 15-го и 16-го веков доминировала концепция подражания искусству древнего мира. Имитация сочеталась с техническими открытиями в производстве стекла, керамики, где было введено глазурование глины...
Концепция "осевого времени" Карла Ясперса
1.1 Исторические этапы развития культур
Для понимания концепции К.Ясперса необходимо помнить, что он являлся представителем экзистенциалистской философии. Он полагал, что для понимания целей и задач культуры эмпирические и интеллектуальные метода не годятся...
Концепция информационной культуры Э. Тоффлера и Д. Белла
2.2 Исторические этапы формирования информационного общества
Тоффлер Э. разбил историю развития человечества на три так называемые "волны": 1) "первая волна" - "сельскохозяйственная цивилизация". На всех материках возникали и приходили в упадок великие цивилизации...
Кубанский пейзаж
1. Художественно-исторические основы пейзажной живописи
...
Культура Древнего Египта
1.2 Основные исторические этапы развития художественной культуры Древнего Египта
Одной из основных черт Древнего Египта является его относительная замкнутость. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое назначение...
Массовая и элитарная культура
1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры
Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции...
Особенности композиции лаковых изделий японской школы Римпа
1.3 Исторические предпосылки развития лака
В ранних японских храмах не было скульптур, не было картин. Во внутреннем пространстве присутствовали лишь духи. Как следствие этого, мировоззрение японского народа выражалось через орнаменты резьбы...
Первые живописцы Башкортостана
ГЛАВА I. История становления живописи Башкортостана
...
Проблема начала культуры
2. Исторические стадии развития первобытной культуры
Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен тысяч лет. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на: каменный, медный...
Развитие художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи
2.3 Этапы выполнения работ по пейзажной живописи
Заключением этого этапа стало перенесение эскиза на холст и придание различной фактуры по принципу разделения на несколько планов. Мы перешли к созданию серии картин...
Серия работ "Цветы" в технике художественной обработки стекла
1.1 Исторические этапы развития и становления производства и обработки стекла
Стекло известно человеку уже более пяти тысячелетий. Ученые предполагают, что одними из первых с искусственным стеклом познакомились древние гончары: при обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка...
Стилистические особенности архитектурных памятников Древнего Китая
Глава II. Основные исторические этапы развития китайской культовой архитектуры
...
Техника живописи акварельными красками
1.1 Исторические пути развития акварели
Акварельная живопись имеет большую историю и богатейшие традиции. Название «акварель» происходит от латинского слова aqua - вода (французского - aquarelle) и означает вид живописи, произведение, выполненное в этой технике, а также краски...
cult.bobrodobro.ru
Современные художники Башкирии - Риф Абдуллин. Пейзажи нужно писать в Башкортостане. - Художники Республики Башкортостан
19.08.2010 16:35
Автор: Лита НовичРиф Мударисович Абдуллин – заслуженный художник Республики Башкортостана, лауреат премии им. Мифтахетдина Акмулы , член Союза художников России, несколько лет был директором художественного музея им. М. В. Нестерова. Сегодня он растит молодых художников – преподает на кафедре живописи Уфимской государственной академии искусств. Его полотна хранятся в музее им. М. В. Нестерова, ГНИ «Урал», Музее боевой славы РБ, галереях Уфы, Нефтекамска, с. Киргиз – Мияки, в Международном искусств во Франции. Множество его картин пополнили частные собрания в России, США, Франции, Австралии, Финляндии, Югославии. Именно он выступил одним из инициаторов открытия художественной галереи «Ижад» в Уфе.
Начинал Риф Мударисович как график, первые уроки брал у Рубена Агишева, младшего брата Сагита Агиша. После окончания института искусств (ныне УГАИ) работал в башкирском творческом производственном комбинате художественного фонда РСФСР – в составе творческих групп, участвовавших в создании рельефов и мозаик. Например, он входит в авторскую группу, которая создавала мозаичное панно на Городском дворце культуры.
Риф Мударисович не любитель абстракции в живописи. То, что излюбленный прием передачи своего мироощущения у молодых художников, объясняет тем, что во-первых, это неких уход от реальности, в которой сегодня трудно оставаться самим собой и сохранять свою индивидуальность. С другой стороны – своего рода уход от труда художника. Можно вообразить себя творцом и, сидя в мастерской, писать картины. Не нужно отмерять километры в поисках удачного ракурса и, невзирая на погоду, стоять с мольбертом, чтобы ухватить ускользающий миг очарования. Но он не отрицает абстракционизм вообще: признавая талант художников, у которых есть вкус и действительно свое виденье мира, сам он стремится к реальности. Потому что жизнь наяву настолько многообразна и удивительна, что нет смысла прятаться от нее за воображаемые символы и знаки. Именно поэтому основную часть его творческого наследия занимают пейзажи. Но и здесь у него своя философия. Довольно часто мы, видя пейзаж, восклицаем: «Как на фотографии!» А хорошо ли это? В этом случае мы восхищаемся не искусством как таковым, а ремеслом.
Риф Абдуллин. Брод. 2008.
Художник не должен повторять природу. Он должен создавать свой образ, настроение и передать его на полотне. Красота природы должна преломляться в душе художника. Только в этом случае можно говорить о том, что ты создал картину, в которую вложил свою философию. В прошлом году Риф Мударисович два месяца жил в Париже (весной 2010 года больше месяца провел в Италии), написал 30 картин, которые уже нашли своего зрителя. Вообще, пейзажи и портреты маэстро пользуются заслуженным вниманием за рубежом: не так давно были написаны 20 картин на заказ, которые отправились в Америку. Однако он по-настоящему раскрывается на родине «Пейзажи надо писать в Башкирии!» - уверен художник. В его планах создать 100 этюдов об Уфе, закончить цикл «На реке Уршак». Он уверен, что чем больше пишешь, чем больше выкладываешься, тем больше раскрываешь самого себя. Это как родник: чем больше черпаешь из него воды, тем прозрачнее и полноводнее он становится.
Риф Абдуллин. Ассы.
В глубине души Риф Мударисович романтик. Иначе, например, не родилась бы его картина «Малиновый дождь». Это полотно недавно вернулось с выставки башкирских художников, посвященной 450 – летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России, проходившей в Москве….
Риф Абдуллин. Агидель. Дюртюли.
В январе 2010 года Риф Мударисович провел свою очередную персональную выставку. Много пишет, потому что наступает его любимое время года – осень. Осенью цвета становятся богаче, раскрывается их изысканная простота. И нужно успеть поймать мгновенье, чтобы донести до зрителя всю красоту мира, в котором мы живем…
Современные художники Башкирии - Владислав Меос. Города России. → |
Добавить комментарий
hallart.ru
Изобразительное искусство Башкортостана — Википедия РУ
Изобразительное искусство Башкортостана — статья об изобразительном искусстве Республики Башкортостана — живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Наскальные рисунки в Каповой пещереЖивопись Башкортостана может по праву претендовать на особое место в искусстве: она намного раньше, чем другие виды профессионального художественного творчества, утвердила себя на российской и мировой арене и в своей эволюции особенно наглядно отразила своеобразие национального мировосприятия на разных исторических этапах. Творцами башкирской живописи стали несколько поколений художников, не только башкир по национальности.
Доисторическое искусство
Древние наскальные рисунки пещеры Шульган-таш (Каповая)[1], культура Аркаима, сарматское искусство «звериного стиля», башкирское народное искусство определяют богатейшее содержание материальной и духовной культуры Южного Урала.
Пещера Шульган-Таш (или Капова пещера) находится на Южном Урале в долине реки Белая на территории федерального природного заповедника «Шульган-Таш». Пещера образована в карбоновых хемогенных известняках в карстовом массиве высотой около 140 м. В 1959 году здесь были обнаружены наскальные изображения мамонтов, лошадей, шерстистых носорогов и бизонов, выполненные красной охрой более 13 тысяч лет назад.
Дореволюционный период
До революции изобразительные виды искусств на территории Башкортостана имели ограниченное распространение. В Уфе имелись художественные и граверные мастерские, работающие на потребу дня, занимающиеся изготовлением вывесок, рекламы, печатей. В гимназиях, училищах и в семинарии преподавались графические искусства и черчение. Существовали частные изостудии художника П. М. Лебедева и Н. А. Протопопова. При семейно-педагогическом обществе существовали курсы по педагогическому и художественному образованию. Для получения высшего художественного образования люди уезжали учиться в Москву или Санкт-Петербург, как поступил М. В. Нестеров.
Выдающийся живописец Михаил Васи́льевич Не́стеров (1862—1942) родился в Уфе, учился в Москве. Многие великие полотна созданы им в Уфе, где жили его родители и родные. Заботясь о художественном просвещении своих земляков, он в 1913 году подарил городу Уфе уникальную коллекцию работ русских живописцев второй половины 19 — начала 20 столетия, а также около тридцати собственных картин. Подаренная им коллекция живописных полотен, включала работы таких известных мастеров как Шишкин, Левитан, Ярошенко, Коровин, Бенуа, Поленов, Архипов и многих других, которые и в наши дни составляют славу русской живописи.
В 1913 году художественная жизнь Уфы ознаменовалась созданием Общества любителей живописи, членами которого стали художники Ю. Ю. Блюменталь, П. М. Лебедев, Б. А. Васильев. В число членов кружка входили также люди, интересующиеся искусством, и художники-любители. В 1916 году общество было переименовано в Уфимский художественный кружок. В его ряды влились художники А. Э. Тюлькин, М. Н. Елгаштина, Д. Д. Бурлюк. К ним же примкнул приехавший в 1917 году К. С. Девлеткильдеев.
Таким образом, в Уфе сплотился круг художников, которым суждено было встать у истоков изобразительного искусства Башкортостана. Сложилась обстановка, позволяющая говорить о зарождении изобразительного искусства в крае.
Эпоха строительства социализма
После революции культурная жизнь города затихла, Разруха и голод захлестнули Уфу. После освобождения Уфы от правительств Коммуча, Колчака, белочехов и установления в ней Советской власти художники, сплотившиеся еще в Уфимском художественном кружке, приложили все свои силы и умения для восстановления в Уфе культурной жизни.
В 1919—1921 гг. в Уфе организуется целый ряд художественных студий. В здании бывшего коммерческого училища (ныне здание Авиационного техникума) был открыт рабочий клуб им. В. И. Ленина, а при нем художественная студия. Её создателем и педагогом был Касим Салиаскарович Девлеткильдеев. В 1921 году он как сотрудник Наробраза по делам музеев и охране памятников искусства и старины принимает участие в экспедиции по Туркестану. Основная цель поездки — собрать экспонаты для создания музея Народов Востока Советской республики. Позже идея создания музея Народов Востока позднее была упразднена, и вместо него организовали Центральный Башкирский краевой музей.
Монумент дружбы народов в Уфе. Авторы — скульпторы М. Ф. Бабурин, Г. П. Левицкая, архитекторы Е. И. Кутырев, Г. И. Гаврилов. Открыт 7 августа 1965 г.В 1924 году Наркомпрос Башкирии утвердил положение об организации художественно-технической студии коллектива художников: К. С. Девлеткильдеева, А. П. Лежнева, И. Н. Самарина, А. Э. Тюлькина, Г. П. Черкашенинова. Целью студии было воспитать мастеров для «художественного производства и ремесла». Позднее эта студия перерастет в художественное отделение Башкирского техникума искусств. В студии была воспитана целая плеяда художников, которые долгие годы определяли уровень изобразительного искусства Башкортостана: Г.Имашева, Г.Мустафин, Р.Ишбулатов, Р.Гумеров, Р.Усманов, В.Андреев, Л. Лезенков.
Много и плодотворно работал Касим Салиаскарович в Пролетарском художественном музее, который был основан в Уфе в 1919 году. Впервые за всю историю города у его жителей появилась возможность общения с изобразительным искусством, с шедеврами великих мастеров.
Благодаря творческой группе Ю. Ю. Блюменталя, К. С. Девлеткильдеева, В. С. Сыромятникова при художественном музее организуется раздел башкирского декоративно-прикладного искусства. Разъезжая по деревням и селам, по крупицам собирали они предметы быта башкир, украшенные затейливым орнаментом. Первая экспедиция состоялась в 1928 году в Белорецкий и Тальяно-Катайский кантоны, туда едут Девлеткильдеев и Блюменталь. В следующем году Касим Салиаскарович едет с Сыромятниковым в Аргаяшский кантон (ныне Челябинская обл.). Были экспедиции и в последующие годы.
Шестидесятники — ученики А. Тюлькина: Б. Домашников, А. Пантелеев, М. Назаров, А. Лутфуллин, А. Бурзянцев, П. Салмасов, В. Позднов, Г. Пронин, А. Ситдикова а также жудожники Б. Палеха, Н. Русских, П. Лебедев, И. Урядов, В. П. Андреев, Н. Н. Анисифорова, З. Р. Басыров, В. Б. Домашников, Р. Г. Гумеров, А. П. Шутов, Э. М. Саитов, А. Г. Королевский, И. И. Гаянов, В. П. Пустарнаков, Л. Я. Круль, А. Т. Платонов, В. И. Плекунов, А. В. Храмов, А. А. Штабель, А. С. Арсланов, В. Н. Пегов, Р. У. Ишбулатов, Л. З. Рахматуллина и др. развивали возможности пейзажной живописи на материале богатства, красоты и мощи природы башкирского края. А в 1970-80 годы московские искусствоведы (Ю. Нехорошев, Г. Кушнеровская, О. Воронова, А. Пистунова) живописную традицию в башкирском искусстве стали именовать «уфимской школой пейзажной живописи», называя её также «школой А. Э. Тюлькина». Вслед за шестидесятниками, эту традицию подхватили и стали развивать в дальнейшем художники следующего, нового поколения 1970-90-х, конкретно воплотившись в пейзажных полотнах: Николая Пеганова, Анвара Кашаева, Михаила Кузнецова, Михаила Спиридонова, Евгения Винокурова, Владимира Панченко, Рафаэля Бураканова, в акварельных листах Василия Лесина, Виктора Суздальцева, Ильдуса Валитова (1947—2000).
Произведения на исторические темы создавал Ежов, Борис Дмитриевич, иллюстрациями книг занимались художники — Дианов, Валиахмет Дианович, Астраханцев, Александр Александрович, Гаянов, Зуфар Гаянович.
Изобразительное искусство Башкортостана 80-90 годов (художники Еникеев Тан[2], Гаянов Зуфар, Фарит Ергалиев[3], Саитов Эрнст) можно объединить общим понятием «авангард», «модернизм», «неформальные течения». Картины молодых художников порой поражают своей непривычностью, неожиданностью. Здесь в картинах можно только узнать силуэты юрт, фрагменты предметов. Концептуальное направление в живописи развивает художник Игнатенко С. Н.
Фотогалерея художников
-
Девлеткильдеев, Баймак
-
Девлеткильдеев. Башкир-Ибрагим, 1928
-
Девлеткильдеев. Крыльцо башкирской избы, 1928
Фотогалерея
Эпоха строительства капитализма
В конце 20 — начале 21 века в республике сложились условия, когда при переизбытке капиталов у успешных менеджеров появилась потребность в их вложении в предметы изобразительного искусство. Появились крупные частные и корпоративные коллекционеры живописи, декоративно-прикладного искусства. Примером может служить банк Восток, Уральский лизинговый центр[4].
В искусстве современных башкирских художников очевидна привязанность к модернистской эстетике (худ. Гильманов, Ильдар Рашитович), проявляемая в произведениях классиков модернизма. Спектр модернистских течений, используемых как материал для дальнейшей «переработки» в их постмодернистских коллажах, необыкновенно широк: здесь присутствуют элементы абстракционизма, примитивизма, кубизма, фовизма, дадаизма, сюрреализма и концептуализма.
Уфа имеет репутацию крупного центра графики. В настоящее время здесь активно работают художники-графики, участвующие в международных графических биеннале как в России, так и за рубежом. В городе с 1998 г. проходит Уральская международная триеннале графики, что является свидетельством высокой степени развития в республике этого вида изобразительного искусства. В 2003 г. в Уфе был открыт Музей современного искусства им. Н. Латфуллина[5]. В 2005 году в музее состоялась акция «Томография», в рамках которой свои перформансы представили молодые художники города.
Свидетельством развития постмодернистских форм в изобразительном искусстве Башкортостана XXI века являются экспериментальные поиски художников в области объекта. Первые опыты по созданию объектов и инсталляций уфимские художники (Раис Гаитов, Наиль Байбурин) осуществляли в начале 1990-х гг. Композиции, смонтированные по методу итальянских художников 1950—1960-х гг. (движение «арте повера»), собранные из всяческих промышленных отходов и бытового мусора, стали заметным событием в художественной жизни Уфы того периода. В проекте «Объект» (2005), в котором принимали участие Раис Гаитов, Николай Марочкин, Айрат Терегулов, Ринат Миннебаев, Владимир Лобанов и Фирдант Нуриахметов, созданные художниками произведения вышли на новый качественный и концептуальный уровень[6].
Живопись
Основоположниками башкирского профессионального изобразительного искусства являются художники Республики Башкортостан К. С. Девлеткильдеев, А. Э. Тюлькин, П. М. Лебедев, Ю. Ю. Блюменталь, А. П. Лежнев, И. И. Урядов, В. С. Сыромятников, М. Н. Елгаштина, Б. Д. Ежов, К. И. Герасимов, А. В. Храмов, В. П. Андреев — члены первого башкирского «отряда» Союза художников.
Славу самобытному башкирскому изобразительному искусству принесли корифеи, чье творчество традиционно ассоциируется с крупнейшими достижениями — А. Ф. Лутфуллин, Б. Ф. Домашников, Р. М. Нурмухаметов, Кузнецов А. А., Т. П. Нечаева, М. Н. Арсланов, А. Д. Бурзянцев, А. Х. Ситдикова, Б. Д. Фузеев, Э. М. Саитов, З. Р. Басыров, В. П. Пустарнаков, В. И. Плекунов, С. А. Литвинов, Н. А. Калинушкин, К. А. Головченко, А. И. Платонов, Ф. А. Кащеев, В. А. Позднов, П. П. Салмасов, М. А. Назаров, В. Н. Пегов и др.
Графика
В Башкортостане искусство графики получило развитие с середины 191О-х гг. 20 века и связано с именами Ю. Ю. Блюментоля, К. С . Девлеткильдеева, М. Н. Елгаштиной, в творчестве которых традиции русской классической акварели получило новую трактовку. Лирические работы Елгаштиной посвящены природе Башкортостана («Весенние сумерки», 1926), произведения Девлеткильдеева обладают глубоко национальной образной системой («Башкир-охотник на медведя»; оба — бум., акв.)‚ Блюменталь известен как мастер портрета (« Старик-башкир», бум., карандаш; оба — 1928). В этот период были созданы рисунки Г. П. Черкашенинова‚ Лежнева, акварельные пейзажи и портреты П. М. Лебедева.
Примером уникальной графики вспомогательного характера являются зарисовки интерьера традиционного, предметов традиционного декоративно-прикладного искусства башкир (С.Сьромятников в 30-е гг., Г. И. Мухаметшин, М. Д. Кузнецов и др. во 2-й пол. 20 в). Самостоятельный характер уникальной графики проявился в работе М. Пискунова «Переход башкирских войск на сторону Красной Армии», ставшей редким опытом исторической композиции, выполненной в технике акварели.
В 1974 и 1984 годах в Уфе состоялись выставки эстампа, в 1995 и 1998 годах — 1 и 2-я Уральская триеннале печатной графики. На выставках были представлены работы художников графиков Башкортостана Р. Р. Маглиева (Старая Уфа, литография, 1996), Саитова («Домой», офорт), Королевского («Салават Юлаев», линогравюра) и др. С конца XX века башкирские графики постоянно участвуют в международных выставках графики. С 2001 года в Уфе проводится международная выставка «URAL PRINT TRIENNIAL».
Скульптура
Памятник Салавату Юлаеву в УфеБашкирская скульптура зародилась под прямым влиянием русской реалистической школы. В БАССР в середине XX века в скульптуре, бывшей в массе своей стандартными статуями вождей и их соратников, появились памятники-бюсты, посвящённые историческим героям и деятелям культуры (памятники С. Юлаеву, А. Матросову, М. Горькому, М. Гафури, В. Ленину и др.). Выполненные на основе станковых портретов русских художников Веры Морозовой и Тамары Нечаевой, они вписывались в официальную пластическую программу советского искусства. В начале 1960-х, в портретах «сурового стиля» скульптора московской школы Бориса Фузеева, башкирскому искусству было дано развитие, усиленное станковым и монументальным творчеством Льва Кузнецова, Зильфата Басырова, Евгения Цибульского, Бориса Замараева, Б. Фузеев .
В 1980-е гг. в башкирском искусстве были заложены предпосылки для развития скульптуры, появления новых имён и творческих манер — это начало самостоятельной подготовки кадров в мастерской Н. А. Калинушкина на худграфе БГПИ, работа художников на творческой даче в Переславле-Залесском, где они испытывали сильное влияние мастеров московской школы. С перестроечными процессами в обществе и прекращением идеологического контроля художественной жизни, поиск новых средств пластической выразительности, отличных от традиционного реализма, развернулся в творчестве молодых скульпторов Явдата Ахметова, Владимира Лобанова, Владимира Антипина, Фирданта Нуриахметова. В большинстве своём «вырастая» из мастерской Н. А. Калинушкина[7], они продолжали тесно общаться с учителем, работать бок о бок с ним и мастерами страны и зарубежья на симпозиумах в Башкирии и в России.
Памятник Салавату Юлаеву (1967) скульптора Сосланбека Дафаевича Тавасиева, Монумент дружбы народов (1965) скульпторов М. Ф. Бабурина и Г. П. Левицкой в Уфе стали визитной карточкой Уфы, национальным достоянием.
Шесть метафорических фигур, вписанные в созданные для них арочные проемы в музее Салавата Юлаева в селе Малоязе созданы уфимским скульптором Хабибрахмановым Ханифом Мирзагитовичем
Декоративно-прикладное искусство
Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни женщины было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей: узорный шаршау, свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки для приданого и для свадебных подарков. В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и её мастерство вышивальщицы и ткачихи.
Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов — ковши с ажурной ручкой или же на конские седла с красивыми луками. Высокая техника их отделки, разнообразие форм и сюжетов привлекали внимание русских и зарубежных исследователей еще в XVII и XVIII вв. Изделия из дерева изготавливались с использованием минимума инструментов — только топора и ножа.
Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир.
В народном искусстве башкир отсутствует изобразительность ввиду сильного влияния на духовную жизнь религии ислама, запрещавшего изображения всяких материальных предметов, но всё же само искусство сохранилось как «богатейшая кладовая орнаментов, материалов, приемов обработки и техники изготовления изделий, порождая многообразие комбинаторских методов и дальнейшей стилизации и схематизации сюжетной стороны искусства»
В народном искусстве башкир основным видом искусства является орнамент, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир — это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.
Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками. В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: кускар — символ завитых бараньих рогов и символ трав — тематика кочевого скотоводческого народа и более поздние его модификации: спиралевидные и S -образные завитки, криволинейные узоры, спирали, сердцевидные и роговидные фигуры, волны.
В декоративно-прикладном искусстве много работали художники: Ямалетдинов, Ильис Миниахметович, Березин Геннадий Николаевич (Белебей), Лебедев Станислав Александрович (Уфа) и др.
Искусствоведение
Систематизированным изучением произведений искусства Республики Башкортостан и творчеством башкирских художников занимались искусствоведы: Казанская Людмила Васильевна (1905—1985) — первый профессиональный искусствовед и музеевед Уфы, Янбухтина, Альмира Гайнулловна — российский искусствовед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, профессор кафедры дизайна Института национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС), Фенина, Эвелина Павловна — искусствовед, Заслуженный деятель искусств БАССР, Пикунова-Уждавини, Габриэль Раймондовна — искусствовед, бывший директор Башкирского Государственного художественного музея им. М. В. Нестерова, Сорокина Валентина Мефодьевна — искусствовед, Заслуженный работник культуры РБ и др[8], искусствовед Оськина, Ирина Николаевна.
Миннигулова Фарида Муслимовна занимается изучением скульптуры Башкортостана, проблемами её становления и развития[9].
Музеи, выставочные залы
В столице Республики остро не хватает современных выставочных залов[10]. В Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова выставлен только 1 % экспонатов.
Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова- Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова
- Уфимская художественная галерея, Малый выставочный зал
- РО ВТОО «Союз художников России» РБ https://web.archive.org/web/20131028004734/http://shrb.ru/uag.htm
- Мемориальный дом-музей А. Э. Тюлькина (г. Уфа, ул. Волновая, 21)
- Воскресенская картинная галерея (с. Воскресенское, Мелеузовский р-н, ул. Карла Маркса, 68)
- Нефтекамская картинная галерея «Мирас» (г. Нефтекамск, ул. Строителей, 89)
- Стерлитамакская картинная галерея (г. Стерлитамак, ул. Коммунистическая, 84)
- Выставочный зал «Ижад» (г. Уфа, ул. Космонавтов, 22)
- В 1990-х годах в городах Ишимбае, Салавате и Стерлитамаке открылись краеведческие музеи и картинные галереи.
Организации
Учебные заведения
Литература
- Изобразительное искусство Башкирской АССР. — М., 1974.
- Башкирские художники. Живопись, графика, скульптура. — Уфа, 1995.
- Оськина И. Скульптура Башкортостана // Рампа. — 1996. — № 12. — с.4-5.
- Современное изобразительное искусство Башкортостана. Живопись, графика, скульптура, керамика / Авт.сост. И. Н. Оськина. — М., 1997.
- Башкирское народное искусство / под общ. ред. С. Шитовой. Уфа : Демиург, 2002. −360 с. : ил.
- Галлямова, Л. Г. Краски Башкирии : очерки / Л. Г. Галлямова. — Уфа : Китап, 1997. −104 с. : ил.
- Изобразительное искусство Башкирской АССР. Живопись. Графика. Скульптура. Монументально-декоративное искусство. Театрально-декорационное искусство. Народное искусство : альбом / авт.-сост. Г. С. Кушнеровская. М. : Советский художник, 1974. −202 с. : ил.
- Кузеев, Р. Г., Бикбулатов, Н. В., Шитова, С. Н. Декоративное творчество башкирского народа / АН СССР, Башкирский филиал, Институт истории, языка и литературы / Р. Г. Кузеев. Н. В. Бикбулатов, С. Н. Шитова. Уфа : Типография Башк. Обкома КПСС, 1979. — С. 202;
- Скульптура Башкортостана : каталог первой республиканской выставки / авт. ст. и сост. кат. И. Н. Оськина. Уфа : Слово, 1996. — 71 с. : ил.
- Янбухтина, А. Г. Художники И. С. и Н. Я. Ефимовы в Башкирии и о Башкирии / А. Г. Янбухтина // Из истории художественной жизни Урала : сборник научных трудов. -Свердловск : УрГУ, 1986. С. 91-94.
Примечания
Ссылки
http-wikipediya.ru
Изобразительное искусство Башкирии | Баш Вики
Изобразительное искусство Башкирии — статья об изобразительном искусстве Республики Башкирия - живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Файл:Kapova.pngЖивопись Башкирии может по праву претендовать на особое место в искусстве: она намного раньше, чем другие виды профессионального художественного творчества, утвердила себя на российской и мировой арене и в своей эволюции особенно наглядно отразила своеобразие национального мировосприятия на разных исторических этапах. Творцами башкирской живописи стали несколько поколений художников, не только башкир по национальности.
Доисторическое искусство Править
Древние наскальные рисунки пещеры Шульган-таш (Каповая)[1], культура Аркаима, сарматское искусство «звериного стиля», башкирское народное искусство определяют богатейшее содержание материальной и духовной культуры Южного Урала.
Пещера Шульган-Таш (или Капова пещера) находится на Южном Урале в долине реки Белая на территории федерального природного заповедника «Шульган-Таш». Пещера образована в карбоновых хемогенных известняках в карстовом массиве высотой около 140 м. В 1959 году здесь были обнаружены наскальные изображения мамонтов, лошадей, шерстистых носорогов и бизонов, выполненные красной охрой более 13 тысяч лет назад.
Дореволюционный период Править
До революции изобразительные виды искусств на территории Башкирии имели ограниченное распространение. В Уфе имелись художественные и граверные мастерские, работающие на потребу дня, занимающиеся изготовлением вывесок, рекламы, печатей. В гимназиях, училищах и в семинарии преподавались графические искусства и черчение. Существовали частные изостудии художника П.М.Лебедева и Н.А.Протопопова. При семейно-педагогическом обществе существовали курсы по педагогическому и художественному образованию. Для получения высшего художественного образования люди уезжали учиться в Москву или Санкт-Петербург, как поступил М.В. Нестеров.
Выдающийся живописец Михаил Васи́льевич Не́стеров (1862—1942) родился в Уфе, учился в Москве. Многие великие полотна созданы им в Уфе, где жили его родители и родные. Заботясь о художественном просвещении своих земляков, он в 1913 году подарил городу Уфе уникальную коллекцию работ русских живописцев второй половины 19 – начала 20 столетия, а также около тридцати собственных картин. Подаренная им коллекция живописных полотен, включала работы таких известных мастеров как Шишкин, Левитан, Ярошенко, Коровин, Бенуа, Поленов, Архипов и многих других, которые и в наши дни составляют славу русской живописи.
В 1913 году художественная жизнь Уфы ознаменовалась созданием Общества любителей живописи, членами которого стали художники Ю.Ю. Блюменталь, П.М.Лебедев, Б.А.Васильев. В число членов кружка входили также люди, интересующиеся искусством, и художники-любители. В 1916 году общество было переименовано в Уфимский художественный кружок. В его ряды влились художники А.Э.Тюлькин, М.Н.Елгаштина, Д.Д. Бурлюк. К ним же примкнул приехавший в 1917 году К.С. Девлеткильдеев.
Таким образом, в Уфе сплотился круг художников, которым суждено было встать у истоков изобразительного искусства Башкирии. Сложилась обстановка, позволяющая говорить о зарождении изобразительного искусства в крае.
Эпоха строительства социализма Править
После революции культурная жизнь города затихла, Разруха и голод захлестнули Уфу. После освобождения Уфы от правительств Коммуча, Колчака, белочехов и установления в ней Советской власти художники, сплотившиеся еще в Уфимском художественном кружке, приложили все свои силы и умения для восстановления в Уфе культурной жизни.
В 1919—1921 гг. в Уфе организуется целый ряд художественных студий. В здании бывшего коммерческого училища (ныне здание Авиационного техникума) был открыт рабочий клуб им. В.И.Ленина, а при нем художественная студия. Ее создателем и педагогом был Касим Салиаскарович Девлеткильдеев. В 1921 году он как сотрудник Наробраза по делам музеев и охране памятников искусства и старины принимает участие в экспедиции по Туркестану. Основная цель поездки — собрать экспонаты для создания музея Народов Востока Советской республики. Позже идея создания музея Народов Востока позднее была упразднена, и вместо него организовали Центральный Башкирский краевой музей.
Файл:Ufa Monument at summer.jpgВ 1924 году Наркомпрос Башкирии утвердил положение об организации художественно-технической студии коллектива художников: К.С. Девлеткильдеева, А.П.Лежнева, И.Н. Самарина, А.Э.Тюлькина, Г.П.Черкашенинова. Целью студии было воспитать мастеров для «художественного производства и ремесла». Позднее эта студия перерастет в художественное отделение Башкирского техникума искусств. В студии была воспитана целая плеяда художников, которые долгие годы определяли уровень изобразительного искусства Башкирии: Г.Имашева, Г.Мустафин, Р.Ишбулатов, Р.Гумеров, Р.Усманов, В.Андреев, Л. Лезенков.
Много и плодотворно работал Касим Салиаскарович в Пролетарском художественном музее, который был основан в Уфе в 1919 году. Впервые за всю историю города у его жителей появилась возможность общения с изобразительным искусством, с шедеврами великих мастеров.
Благодаря творческой группе Ю.Ю.Блюменталя, К.С.Девлеткильдеева, В.С.Сыромятникова при художественном музее организуется раздел башкирского декоративно-прикладного искусства. Разъезжая по деревням и селам, по крупицам собирали они предметы быта башкир, украшенные затейливым орнаментом. Первая экспедиция состоялась в 1928 году в Белорецкий и Тальяно-Катайский кантоны, туда едут Девлеткильдеев и Блюменталь. В следующем году Касим Салиаскарович едет с Сыромятниковым в Аргаяшский кантон (ныне Челябинская обл.). Были экспедиции и в последующие годы.
Шестидесятники – ученики А. Тюлькина: Б. Домашников, А. Пантелеев, М. Назаров, А. Лутфуллин, А. Бурзянцев, П. Салмасов, В. Позднов, Г. Пронин, А. Ситдикова а также жудожники Б. Палеха, Н. Русских, П. Лебедев, И. Урядов, В.П. Андреев, Н.Н. Анисифорова, З. Р. Басыров, В.Б. Домашников, Р.Г. Гумеров, А.П. Шутов, Э. М. Саитов, А.Г. Королевский, И.И. Гаянов, В.П. Пустарнаков, Л.Я. Круль, А.Т. Платонов, В.И. Плекунов, А.В. Храмов, А.А. Штабель, А.С. Арсланов, В.Н. Пегов, Р.У. Ишбулатов, Л.З. Рахматуллина и др. развивали возможности пейзажной живописи на материале богатства, красоты и мощи природы башкирского края. А в 1970-80 годы московские искусствоведы (Ю. Нехорошев, Г. Кушнеровская, О. Воронова, А. Пистунова) живописную традицию в башкирском искусстве стали именовать “уфимской школой пейзажной живописи”, называя ее также “школой А.Э. Тюлькина”. Вслед за шестидесятниками, эту традицию подхватили и стали развивать в дальнейшем художники следующего, нового поколения 1970-90-х, конкретно воплотившись в пейзажных полотнах: Николая Пеганова, Анвара Кашаева, Михаила Кузнецова, Михаила Спиридонова, Евгения Винокурова, Владимира Панченко, Рафаэля Бураканова, в акварельных листах Василия Лесина, Виктора Суздальцева, Ильдуса Валитова (1947-2000).
Произведения на исторические темы создавал Ежов, Борис Дмитриевич, иллюстрациями книг занимались художники - Дианов, Валиахмет Дианович, Астраханцев, Александр Александрович, Гаянов, Зуфар Гаянович.
Изобразительное искусство Башкирии 80-90 годов (художники Еникеев Тан[2], Гаянов Зуфар, Фарит Ергалиев[3], Саитов Эрнст) можно объединить общим понятием “авангард”, “модернизм”, “неформальные течения”. Картины молодых художников порой поражают своей непривычностью, неожиданностью. Здесь в картинах можно только узнать силуэты юрт, фрагменты предметов. Концептуальное направление в живописи развивает художник Игнатенко С.Н.
Фотогалерея художников Править
«Видение отроку Варфоломею»
Мозаичные полотна на стенах домов в Салавате
«Экспонаты краеведческого музея в Салавате»
Добавить фото в галереюЭпоха строительства капитализма Править
В конце 20 — начале 21 века в республике сложились условия, когда при переизбытке капиталов у успешных менеджеров появилась потребность в их вложении в предметы изобразительного искусство. Появились крупные частные и корпоративные коллекционеры живописи, декоративно-прикладного искусства. Примером может служить банк Восток, Уральский лизинговый центр[4].
В искусстве современных башкирских художников очевидна привязанность к модернистской эстетике (худ. Гильманов, Ильдар Рашитович), проявляемая в произведениях классиков модернизма. Спектр модернистских течений, используемых как материал для дальнейшей «переработки» в их постмодернистских коллажах, необыкновенно широк: здесь присутствуют элементы абстракционизма, примитивизма, кубизма, фовизма, дадаизма, сюрреализма и концептуализма.
Уфа имеет репутацию крупного центра графики. В настоящее время здесь активно работают художники-графики, участвующие в международных графических биеннале как в России, так и за рубежом. В городе с 1998 г. проходит Уральская международная триеннале графики, что является свидетельством высокой степени развития в республике этого вида изобразительного искусства. В 2003 г. в Уфе был открыт Музей современного искусства им. Н. Латфуллина[5]. В 2005 году в музее состоялась акция «Томография», в рамках которой свои перформансы представили молодые художники города.
Свидетельством развития постмодернистских форм в изобразительном искусстве Башкирии ХХI века являются экспериментальные поиски художников в области объекта. Первые опыты по созданию объектов и инсталляций уфимские художники (Раис Гаитов, Наиль Байбурин) осуществляли в начале 1990-х гг. Композиции, смонтированные по методу итальянских художников 1950—1960-х гг. (движение «арте повера»), собранные из всяческих промышленных отходов и бытового мусора, стали заметным событием в художественной жизни Уфы того периода. В проекте «Объект» (2005), в котором принимали участие Раис Гаитов, Николай Марочкин, Айрат Терегулов, Ринат Миннебаев, Владимир Лобанов и Фирдант Нуриахметов, созданные художниками произведения вышли на новый качественный и концептуальный уровень[6].
Основоположниками башкирского профессионального изобразительного искусства являются художники Республики Башкирия К.С. Девлеткильдеев, А.Э. Тюлькин, П.М. Лебедев, Ю.Ю. Блюменталь, А.П. Лежнев, И.И. Урядов, В.С. Сыромятников, М.Н. Елгаштина, Б.Д. Ежов, К.И. Герасимов, А.В. Храмов, В.П. Андреев – члены первого башкирского «отряда» Союза художников.
Славу самобытному башкирскому изобразительному искусству принесли корифеи, чье творчество традиционно ассоциируется с крупнейшими достижениями – А.Ф. Лутфуллин, Б.Ф. Домашников, Р.М. Нурмухаметов, Кузнецов А.А., Т.П. Нечаева, М.Н. Арсланов, А.Д. Бурзянцев, А.Х. Ситдикова, Б.Д. Фузеев, Э.М. Саитов, З.Р. Басыров, В.П. Пустарнаков, В.И. Плекунов, С.А. Литвинов, Н.А. Калинушкин, К.А. Головченко, А.И. Платонов, Ф.А. Кащеев, В.А. Позднов, П.П. Салмасов, М.А. Назаров, В.Н. Пегов и др.
В Башкирии искусство графики получило развитие с середины 191О-х гг. 20 века и связано с именами Ю.Ю.Блюментоля, К. С . Девлеткильдеева, М. Н. Елгашиной, в творчестве которых традиции русской классической акварели получило новую трактовку. Лирические работы Елгаштиной посвящены природе Башкирии (“Весенние сумерки”, 1826), произведения Девлеткильдеева обладают глубоко национальной образной системой (“Башкир-охотник на медведя”; оба — бум., акв.)‚ Блюменталь известен как мастер портрета (“ Старик-башкир", бум., карандаш; оба — 1928). В этот период были созданы рисунки Г.П.Черкашенинова‚ Лежнева, акварельные пейзажи и портреты П.М.Лебедева.
Примером уникальной графики вспомогательного характера являются зарисовки интерьера традиционного, предметов традиционного декоративно-прикладного искусства башкир ( С.Сьромятников в 30-е гг., Г.И. Мухаметшин, М.Д. Кузнецов и др. во 2-й пол. 20 в). Самостоятельный характер уникальной графики проявился в работе М. Пискунова “Переход башкирских войск на сторону Красной Армии”, ставшей редким опытом исторической композиции, выполненной в технике акварели.
В 1974 и 1984 годах в Уфе состоялись выставки эстампа, в 1995 и 1998 годах - 1 и 2-я Уральская триеннале печатной графики. На выставках были представлены работы художников графиков Башкирии Р.Р. Маглиева (Старая Уфа, литография, 1996), Саитова ("Домой", офорт), Королевского ("Салават Юлаев", линогравюра) и др. С конца ХХ века башкирские графики постоянно участвуют в международных выставках графики. С 2001 года в Уфе проводится международная выставка "URAL PRINT TRIENNIAL".
Файл:Salavat memorial.JPGБашкирская скульптура зародилась под прямым влиянием русской реалистической школы. В БАССР в середине ХХ века в скульптуре, бывшей в массе своей стандартными статуями вождей и их соратников, появились памятники-бюсты, посвящённые историческим героям и деятелям культуры (памятники С. Юлаеву, А. Матросову, М. Горькому, М. Гафури, В. Ленину и др.). Выполненные на основе станковых портретов русских художников Веры Морозовой и Тамары Нечаевой, они вписывались в официальную пластическую программу советского искусства. В начале 1960-х, в портретах «сурового стиля» скульптора московской школы Бориса Фузеева, башкирскому искусству было дано развитие, усиленное станковым и монументальным творчеством Льва Кузнецова, Зильфата Басырова, Евгения Цибульского, Бориса Замараева, Б. Фузеев .
В 1980-е гг. в башкирском искусстве были заложены предпосылки для развития скульптуры, появления новых имён и творческих манер — это начало самостоятельной подготовки кадров в мастерской Н.А. Калинушкина на худграфе БГПИ, работа художников на творческой даче в Переславле-Залесском, где они испытывали сильное влияние мастеров московской школы. С перестроечными процессами в обществе и прекращением идеологического контроля художественной жизни, поиск новых средств пластической выразительности, отличных от традиционного реализма, развернулся в творчестве молодых скульпторов Явдата Ахметова, Владимира Лобанова, Владимира Антипина, Фирданта Нуриахметова. В большинстве своём «вырастая» из мастерской Н.А. Калинушкина[7], они продолжали тесно общаться с учителем, работать бок о бок с ним и мастерами страны и зарубежья на симпозиумах в Башкирии и в России.
Памятник Салавату Юлаеву (1967) скульптора Сосланбека Дафаевича Тавасиева, Монумент дружбы народов (1965) скульпторов М. Ф. Бабурина и Г. П. Левицкой в Уфе стали визитной карточкой Уфы, национальным достоянием.
Шесть метафорических фигур, вписанные в созданные для них арочные проемы в музее Салавата Юлаева в селе Малоязе созданы уфимским скульптором Хабибрахмановым Ханифом Мирзагитовичем
Декоративно-прикладное искусство Править
Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни женщины было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей: узорный шаршау, свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки для приданого и для свадебных подарков. В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и её мастерство вышивальщицы и ткачихи.
Среди разнообразных предметов художественного ремесла особое место у башкир занимают изделия, изготовленные из дерева и древесных материалов - ковши с ажурной ручкой или же на конские седла с красивыми луками. Высокая техника их отделки, разнообразие форм и сюжетов привлекали внимание русских и зарубежных исследователей еще в XVII и XVIII вв. Изделия из дерева изготавливались с использованием минимума инструментов - только топора и ножа.
Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир.
В народном искусстве башкир отсутствует изобразительность ввиду сильного влияния на духовную жизнь религии ислама, запрещавшего изображения всяких материальных предметов, но всё же само искусство сохранилось как «богатейшая кладовая орнаментов, материалов, приемов обработки и техники изготовления изделий, порождая многообразие комбинаторских методов и дальнейшей стилизации и схематизации сюжетной стороны искусства»
В народном искусстве башкир основным видом искусства является орнамент, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир - это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.
Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками. В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: кускар - символ завитых бараньих рогов и символ трав - тематика кочевого скотоводческого народа и более поздние его модификации: спиралевидные и S –образные завитки, криволинейные узоры, спирали, сердцевидные и роговидные фигуры, волны.
В декоративно-прикладном искусстве много работали художники: Ямалетдинов, Ильис Миниахметович, Березин Геннадий Николаевич (Белебей), Лебедев Станислав Александрович (Уфа) и др.
Искусствоведение Править
Систематизированным изучением произведений искусства Республики Башкирия и творчеством башкирских художников занимались искусствоведы: Казанская Людмила Васильевна (1905–1985) – первый профессиональный искусствовед и музеевед Уфы, Янбухтина, Альмира Гайнулловна — российский искусствовед, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, профессор кафедры дизайна Института национальной культуры Уфимской государственной академии экономики и сервиса (УГАЭС), Фенина, Эвелина Павловна - искусствовед, Заслуженный деятель искусств БАССР, Пикунова-Уждавини, Габриэль Раймондовна - искусствовед, бывший директор Башкирского Государственного художественного музея им. М. В. Нестерова, Сорокина Валентина Мефодьевна - искусствовед, Заслуженный работник культуры РБ и др[8], искусствовед Оськина, Ирина Николаевна.
Миннигулова Фарида Муслимовна занимается изучением скульптуры Башкирии, проблемами ее становления и развития[9].
Музеи, выставочные залы Править
В столице Республики остро не хватает современных выставочных залов[10]. В Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова выставлен только 1% экспонатов.
Файл:MuzeumNesterova2.jpg- Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова
- Уфимская художественная галерея, Малый выставочный зал
- РО ВТОО "Союз художников России" РБ http://www.shrb.ru/uag.htm
- Мемориальный дом-музей А.Э. Тюлькина (г. Уфа, ул. Волновая, 21)
- Воскресенская картинная галерея (с. Воскресенское, Мелеузовский р-н, ул. Карла Маркса, 68)
- Нефтекамская картинная галерея "Мирас" (г. Нефтекамск, ул. Строителей, 89)
- Стерлитамакская картинная галерея (г. Стерлитамак, ул. Коммунистическая, 84)
- Выставочный зал "Ижад" (г. Уфа, ул. Космонавтов, 22)
- В 1990-х годах в городах Ишимбае, Салавате и Стерлитамаке открылись краеведческие музеи и картинные галереи.
Региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкирия (РО ВТОО «СХР» РБ; ранее – СХ БАССР, СХ РБ) существует с 1934 года[11].
Ассоциация художников юга Башкирии.
Учебные заведения Править
Файл:Picture gallery salavat.jpgУфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова
Уфимское училище искусств.
- Изобразительное искусство Башкирской АССР. – М., 1974.
- Башкирские художники. Живопись, графика, скульптура. – Уфа, 1995.
- Оськина И. Скульптура Башкортостана // Рампа. – 1996. – № 12. – с.4-5.
- Современное изобразительное искусство Башкортостана. Живопись, графика, скульптура, керамика / Авт.сост. И.Н.Оськина. – М., 1997.
- Башкирское народное искусство / под общ. ред. С. Шитовой. Уфа : Демиург, 2002. -360 с. : ил.
- Галлямова, Л.Г. Краски Башкирии : очерки / Л.Г. Галлямова. — Уфа : Китап, 1997. -104 с. : ил.
- Изобразительное искусство Башкирской АССР. Живопись. Графика. Скульптура. Монументально-декоративное искусство. Театрально-декорационное искусство. Народное искусство : альбом / авт.-сост. Г.С. Кушнеровская. М. : Советский художник, 1974. -202 с. : ил.
- Кузеев, Р.Г., Бикбулатов, Н.В., Шитова, С.Н. Декоративное творчество башкирского народа / АН СССР, Башкирский филиал, Институт истории, языка и литературы / Р.Г. Кузеев. Н.В. Бикбулатов, С.Н. Шитова. Уфа : Типография Башк. Обкома КПСС, 1979. - С. 202;
- Скульптура Башкортостана : каталог первой республиканской выставки / авт. ст. и сост. кат. И.Н. Оськина. Уфа : Слово, 1996. - 71 с. : ил.
- Янбухтина, А.Г. Художники И.С. и Н.Я. Ефимовы в Башкирии и о Башкирии / А.Г. Янбухтина // Из истории художественной жизни Урала : сборник научных трудов. -Свердловск : УрГУ, 1986. С. 91-94.
ru.bash.wikia.com
Касим Девлеткильдеев. Художники Башкортостана - Художники Республики Башкортостан
22.01.2012 08:12
Автор: Валентина СорокинаДуховным стержнем башкирского изобразительного искусства было и остается творчество замечательных мастеров старшего поколения, среди которых имя Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева занимает главенствующее место.
Первый профессиональный художник - башкир, он через весь свой жизненный и творческий путь пронес свет ясной, богато одаренной, благородной души, отданной родному народу, краю.«Он был чистым, как хрусталь, интеллигентным, скромным и в то же время бескомпромиссным», - вспоминает о нем заслуженный художник России Тамара Павловна Нечаева.
В архиве художника, находящемся в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова, хранится школьная тетрадь, исписанная каллиграфическим почерком - автобиография Девлеткильдеева, датированная двадцать третьим февраля 1941 года.
«Родился в 1887 году в Уфимской губернии (сельцо Кугуль) в бедной дворянской семье. Рано лишился близких и родителей (когда умер отец, мне было всего 7 лет). Отец по национальности был татарин, мать - башкирка. Смутно помню свои бесцветно проведенные детские годы, большая часть которых прошла в Уфе, куда переехали потом оставшиеся члены семьи, обремененные нуждой и заботами. Из воспоминаний раннего детства у меня немного сохранилась память о дяде (брате отца)..., он единственный в доме проявлял некоторую заботу о моем художественном воспитании, возбуждая во мне любовь к природе и интерес к искусству. Так как уже с ранних лет у меня проявилось некоторое призвание к рисованию, дядя шутя называл, меня будущим Рафаэлем, старался знакомить с именами великих художников, беседовал и показывал какие-то репродукции с картин. ...Отец мой тоже занимался немного рисованием и чертил, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся его мелких работ тушью и акварелью. Несмотря на отсутствие поощрения со стороны остальных окружающих, в детстве я рисовал много без всякой системы, все, что попадалось: с модных журналов, женские головки в профиль, балерин, наездниц, акробатов, клоунов, цветы и т.п. (почему-то цирк производил на меня всегда чарующее и сказочное впечатление).
Помню, как однажды в нашем доме я расписал печь акварельными красками (панно из цветов), это имело успех даже у равнодушных к моим работам членов семьи. До 15-16 лет я воспитывался в Уфе, на иждивении одного из братьев, служившего тогда народным учителем... Первое образование получил у брата в Уфимской гимназии... После этого в силу обстоятельств и вопреки своим желаниям пришлось выдержать экзамен в Казанской учительской школе на звание народного учителя, но в школах не работал - некоторое время занимался только частными уроками... Мысль о художественном образовании волновала и пугала, но не покидала меня. Как известно, искусство в то время являлось достоянием лишь немногих богатых людей, особенно оно не было доступно для мусульман еще в силу религиозных предрассудков, запрещавших создавать живые образы; поэтому в моем положении почти не представлялось возможности осуществить это желание... Наконец, только после революции 1905 года, когда мне исполнился 21 год, с большим трудом, без всяких средств удалось поехать в Санкт-Петербург и поступить в Центральное художественно-промышленное училище Б. Штиглица, которое я окончил с успехом в 1914 году с педагогическим и декоративным уклоном (по классу стенной живописи). По окончании училища я работал один год преподавателем графических искусств в Серпуховском коммерческом училище, откуда снова поехал в Санкт-Петербург, где устроился опять преподавателем в фабричной школе... и в то же время занимался живописью в частных художественных мастерских. В 1916 году поступил по конкурсному испытанию в классы Академии художеств, которые посещал вольнослушателем всего полгода. Слабое здоровье и семейные обстоятельства заставили меня вернуться в Уфу... Здесь, как известно, я живу безвыездно с 1917 года, все время работая по своей специальности, как преподаватель и художник».
Касим Девлеткильдеев. Башкир Ибрагим. 1928. Бумага. Уголь, белила. 45 Х 36.
В Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова, где собрано творческое наследие художника, находится альбом учебных работ К. Девлеткильдеева. Самые ранние из них со штампом начальной рисовальной школы при центральном училище технического рисования барона Штиглица датированы 1907 годом. Это рисунки, выполненные угольным карандашом с постановок из гипсовых геометрических моделей, отличающиеся внимательной проработкой формы, светотени. Работы, исполненные в 1908 - 1914 годах в период обучения в училище, раскрывают процесс профессиональной подготовки художника. Первоначально это рисунки с гипсовых фигур, зарисовки орнаментов, затем - с более сложных архитектурных деталей и наброски с живой натуры, в последние годы - академические рисунки с обнаженной натуры, акварельные листы с изображением цветов, расписного фарфора, старинных книг. Работы свидетельствуют не только о том, как постепенно Касим Девлеткильдеев постигал законы рисунка, ритма, цветовых отношений, но и о прирожденном таланте художника - рисовальщика.
Возвратившись в Уфу, он приобщился к деятельности Уфимского художественного кружка, на выставке которого в конце 1917 года показал шесть живописных и акварельных работ. В 1919 году руководил изостудией при клубе им. В.И. Ленина.
В одной из ранних дошедших до нас самостоятельных работ «На молитве» (до 1919 года) он заявляет о себе как о приверженце национальной темы, которая трактуется им с большим пониманием и эстетизмом. Гармонично ложатся тонкие линии и акварельные краски, рисующие фигуру коленопреклоненной молящейся женщины на фоне интерьера башкирской избы. Автор изображает эту сцену, не нарушая таинства момента. Он строит пластику листа на обобщенных и несколько геометризированных формах, стремясь придать ему монументальное звучание. По своеобразной стилистике и некоторой условности эта работа стоит особняком в творчестве Девлеткильдеева.
Касим Девлеткильдеев. Девочка - башкирка в голубом. 1928. Бумага. Акварель. 50 Х 30.
В Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова хранятся так же произведения мастера, исполненные пастелью. Помещенные в альбом, подаренный башкирскими художниками в день 5-летнего юбилея художественному музею, они никогда не выставлялись. Работы, к сожалению, не датированы, лишь год юбилея музея - 1925 - позволяет отнести их к концу 1910-х - началу 1920-х годов. Эти небольшие по размеру листы также воспроизводят сцены народного быта. В одном из них изображена башкирка в национальной одежде за приготовлением кумыса на фоне деревенского пейзажа с лошадьми, плетнем и нанизанными на нем кон¬скими черепами. В другом - сельская пасека в яркий летний день, на первом плане - фигура башкирского бортника с деревянным сосудом в руках. Некоторая эскизность листов не умаляет их образной, декоративной выразительности.
Двадцатые годы - время активной творческой, общественной деятельности Касима Салиаскаровича. Он работал преподавателем на Первых Уфимских мусульманских педагогических курсах, принимал активное участие в деятельности только что созданного в Уфе художественного музея, будучи его научным сотрудником. В 1921 году, как сотрудник Наркомата наробраза по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, выезжал вместе с художником А.Э. Тюлькиным в экспедицию в Среднюю Азию. Она была организована музеем Народов Востока для сбора произведений народного искусства. Сохранившийся тщательный, как всегда у Девлеткильдеева, карандашный рисунок «Развалины мечети Биби-Ханум в Самарканде» — память об этой поездке. На нем дата: «12 июня 1921 г.».
Касим Девлеткильдеев. Крыльцо башкирской избы. 1928. Бумага. Акварель. 29.1 Х 38.
С созданием в 1926 году Уфимского техникума искусств Касим Салиаскарович вел здесь живопись и рисунок. Его учениками были такие известные мастера, как Г. Ш. Имашева, Р. Г. Гумеров, В. П. Андреев и другие. Вот что пишет в своих воспоминаниях об учителе старейший башкирский художник Р. Ф. Усманов: «Это был худощавый, всегда строго одетый человек. Рисуя, он любил рассказывать нам об искусстве, о творчестве передвижников, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Был глубоко порядочным человеком, отстаивал свои принципы преподавания. Ко всем ученикам относился ровно, не разделяя их на плохих или хороших».
Дыхание истории и жизни. Амир Арсланов. → |
Добавить комментарий
hallart.ru