«…КАРТИНА НРАВОВ, И ГАЛЕРЕЯ ЖИВЫХ ТИПОВ… И КОМЕДИЯ» (по статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний»). Картина нравов
«…КАРТИНА НРАВОВ, И ГАЛЕРЕЯ ЖИВЫХ ТИПОВ… И КОМЕДИЯ» (по статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний»)
«…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний»)
Дата проведения:
Цели: сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью Гончарова «Мильон терзаний»; развивать умение формулировать основные, концептуальные идеи; выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» – произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из разряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И. А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».
С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, цельный анализ произведения. Критический этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только почти 50 лет спустя с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений XIX в.
«…комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и… – больше всего комедия – какая едва ли найдется в других литературах…»
«…как картина, она, без сомнения, громадна <…> В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».
II. Контрольная работа (тест).
1. Кому принадлежит высказывание о том, что в комедии «25 глупцов на 1 здравомыслящего человека»?
а) Пушкину; в) Гончарову;
б) Грибоедову; г) Катенину.
2. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы?
а) скука; в) несчастная любовь;
б) ссылка; г) болезнь.
3. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?
а) 3 месяца; в) 5 лет;
б) 3 года; г) полгода.
4. Кто воспитывал Софью?
а) мадам Розье; б) мосье Бопре; в) старуха Хлестова.
5. Сколько лет Молчалин жил у Фамусова?
а) год; в) 5 лет;
б) 3 года; г) 10 лет.
6. Из какого города приехал Молчалин в Москву?
а) из Петербурга; б) из Саратова; в) из Твери.
7. Выражение «злые языки страшнее пистолета» принадлежит:
а) Фамусову; г) Чацкому;
б) Лизе; д) Репетилову;
в) Софье; е) Молчалину.
8. Кого в комедии «ученостью не обморочишь»?
а) Молчалина; в) Фамусова;
9. В каком учебном заведении, по мнению княгини Тугоуховской, «упражняются в расколах и безверье»?
а) Петербургский пединститут;
б) Смольный институт благородных девиц;
в) Царскосельский лицей;
г) кадетский корпус.
10. В каком ведомстве служил Молчалин?
а) палата мер и весов;
б) архивы;
в) департамент финансов;
г) управление богоугодных заведений.
11. Какой чин получил Молчалин во время службы в Москве?
а) коллежского асессора;
б) коллежского регистратора;
в) статского советника.
12. Кто из героев комедии является членом «аглицкого клуба»?
13. Каково воинское звание Скалозуба?
14. Закончите следующие строки; определите, каким героям они принадлежат и о ком сказаны:
а) «…и золотой мешок…»;
в) «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два…»;
г) «А впрочем, он дойдет до степеней известных…».
15. Какими словами начинается комедия?
16. Каким восклицанием заканчивается пьеса?
а) «Карету мне, карету!»
б) «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!»
в) «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
г) «В деревню, в тетке, в глушь, в Саратов!»
д) «…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»
17. В комедии два героя-резонера: первый – Чацкий, второй…
а) Фамусов; г) Лиза;
б) Молчалин; д) Скалозуб;
в) Софья; е) Репетилов.
18. Комедия написана:
а) четырехстопным ямбом;
б) разностопным хореем;
в) трехстопным дактилем;
г) вольным ямбом;
д) александрийским стихом.
(Вопросы к тесту взяты из сб. Л. Б. Алиевой, Т. В. Торкуновой. Литература: Тесты. 9 класс. – М., 1998.)
Домашнее задание: ознакомиться с критическим этюдом И. А. Гончарова и сделать записи по следующим пунктам:
1. Что такое вообще «Горе от ума»?
2. «Соль эпиграмм, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрет».
3. «Давно привыкли говорить, что нет движения, т. е. нет действия в пьесе. Как нет движения?»
4. «Чацкого роль – роль страдательная <…> хотя она в то же время и всегда победительная».
5. Софья: «смесь хороших инстинктов с ложью <…> путаница понятий, умственная и нравственная слепота…»
infourok.ru
Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” – первая русская реалистическая комедия. Важное место в ней занимает изобличение пороков современного писателю общества, главную ценность для которого составляют “душ тысячки две родовых” и чин. Недаром Фамусов пытается выдать Софью за Скалозуба, который “и зблотой мешок, и метит в генералы”. Его мало волнует счастье дочери, вернее сказать, он уверен, что счастье – в деньгах и высоком положении в обществе. Словами Лизы Грибоедов убеждает нас, что не один Фамусов придерживается такого мнения: “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и с чинами”. Отношения в этом обществе складываются на основе того, насколько богат человек. Так Фамусов, который с домашними груб, деспотичен, брюзглив, говоря со Скалозубом, прибавляет почтительное “-с”. Что касается чинов, то “чтобы их добыть, есть многие каналы”. Скалозуб получил орден на шею за то, что “засел в траншею”. Фамусов ставит в пример Чацкому Максима Петровича, который, чтобы достичь высокого положения, “сгибался вперегиб”. В этом обществе такие низкие люди, как Молчалин, “дойдут до степеней известных”, потому что угождают “всем людям без изъятая”.Один из важнейших пороков фамусовского общества, против которого восстает Чацкий, – крепостное право. Это ужасающая социальная несправедливость,
ukr-lit.com
Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Автор: Грибоедов А.С.
Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” - первая русская реалистическая комедия. Важное место в ней занимает изобличение пороков современного писателю общества, главную ценность для которого составляют “душ тысячки две родовых” и чин. Недаром Фамусов пытается выдать Софью за Скалозуба, который “и золотой мешок, и метит в генералы”. Его мало волнует счастье дочери, вернее сказать, он уверен, что счастье - в деньгах и высоком положении в обществе. Словами Лизы Грибоедов убеждает нас, что не один Фамусов придерживается такого мнения: “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и с чинами”. Отношения в этом обществе складываются на основе того, насколько богат человек. Так Фамусов, который с домашними груб, деспотичен, брюзглив, говоря со Скалозубом, прибавляет почтительное “-с”. Что касается чинов, то “чтобы их добыть, есть многие каналы”. Скалозуб получил орден на шею за то, что “засел в траншею”. Фамусов ставит в пример Чацкому Максима Петровича, который, чтобы достичь высокого положения, “сгибался вперегиб”. В этом обществе такие низкие люди, как Молчалин, “дойдут до степеней известных”, потому что угождают “всем людям без изъятая”.
Один из важнейших пороков фамусовского общества, против которого восстает Чацкий, - крепостное право. Это ужасающая социальная несправедливость, когда “арапка-девка” да собачка значат приблизительно одно и то же, когда людей, которые не раз спасали и честь, и жизнь хозяина, меняют “на борзые три собаки”, когда детей отрывают от родителей для участия в крепостном балете, а потом распродают за долги. Крестьяне абсолютно бесправны по отношению к своим владельцам: их могут продать, проиграть в карты, подарить. Дворяне же имеют власть, соответствующую их богатству, и могут творить все, что угодно, безнаказанно, потому что “защиту от суда в друзьях нашли, в родстве”. Они “грабительством богаты”, ведь фактически они наживаются за счет своих крестьян, ничего не делая, разве что “разливаются в пирах и мотовстве”.
Служба для представителей фамусовского общества - это неприятная обуза, с помощью которой можно нажиться. Они служат не для блага России, а для пополнения кошелька и приобретения полезных знакомств. Обычай их такой: “подписано, так с плеч долой”. К тому же, на службу поступают не благодаря личным качествам, а благодаря семейному родству (“При мне служащие чужие очень редки”, - заявляет Фамусов).
Члены фамусовского общества не признают книг: “И в чтеньи прок-от невелик”. Собственно говоря, они и не понимают смысла книг (пример тому — отзыв Загорецкого о баснях). Они считают ученость причиной появления огромного числа безумных. К числу их относятся: племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не хочет знать”, двоюродный брат Скалозуба (“Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”) и, конечно, Чацкий. Некоторые члены фамусовского общества даже пытаются требовать присяг, “чтоб грамоте никто не знал и не учился”. А учителей презрительно называют “побродягами”. Они боятся просвещения, так как оно внесло бы изменения в застойную жизнь.
Зато фамусовское общество слепо подражает французской культуре, перенимая его поверхностные атрибуты. Так, французик из Бордо, приехав в Россию, “ни звука русского, ни русского лица не встретил”. Россия как будто стала провинцией Франции: “такой же толк у дам, такие же наряды”. Даже говорить стали в основном на французском языке, забывая свой родной.
Фамусовское общество чем-то напоминает паука, который затягивает в свои сети людей и вынуждает жить по своим законам. Так, например, Платон Михайлович еще в недавнем прошлом служил в полку, носился на борзом коне, не боясь ветра, теперь “здоровьем очень слаб”, как считает его жена. Единственное его занятие - твердить дуэт на флейте, в одиночестве. Он даже не может по своему желанию уехать в деревню: его жена слишком любит балы и приемы. Он как будто живет в неволе. Старшие с детства учат, как надо жить. Пример тому - заветы отца Молчалина. Молодое поколение начинает смотреть на мир так же, как и старшие: “Не то, чтоб новизны вводили, - никогда”. Члены фамусовского общества не могут иметь собственное мнение: “Можно ль против всех!” Так Репетилов, узнав, “что это слишком гласно”, соглашается с тем, что Чацкий сошел с ума. Да и волнует всех только то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Друг к другу же они бесчувственны. Узнав о падении Молчалина с лошади, Скалозуб интересуется только тем, “как треснулся он, грудью или в бок”.
Комедия написана в 1824 году, за год до восстания декабристов. Пороки общества, показанные в комедии, отражают его состояние накануне восстания и проливают свет на причины последнего. Косное общество “века минувшего” не желает признать изменения, происходящие в мире, оно непримиримо к свободной жизни. Столкновение неизбежно...
mirznanii.com
| / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” - первая русская реалистическая комедия. Важное место в ней занимает изобличение пороков современного писателю общества, главную ценность для которого составляют “душ тысячки две родовых” и чин. Недаром Фамусов пытается выдать Софью за Скалозуба, который “и золотой мешок, и метит в генералы”. Его мало волнует счастье дочери, вернее сказать, он уверен, что счастье - в деньгах и высоком положении в обществе. Словами Лизы Грибоедов убеждает нас, что не один Фамусов придерживается такого мнения: “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и с чинами”. Отношения в этом обществе складываются на основе того, насколько богат человек. Так Фамусов, который с домашними груб, деспотичен, брюзглив, говоря со Скалозубом, прибавляет почтительное “-с”. Что касается чинов, то “чтобы их добыть, есть многие каналы”. Скалозуб получил орден на шею за то, что “засел в траншею”. Фамусов ставит в пример Чацкому Максима Петровича, который, чтобы достичь высокого положения, “сгибался вперегиб”. В этом обществе такие низкие люди, как Молчалин, “дойдут до степеней известных”, потому что угождают “всем людям без изъятая”. Один из важнейших пороков фамусовского общества, против которого восстает Чацкий, - крепостное право. Это ужасающая социальная несправедливость, когда “арапка-девка” да собачка значат приблизительно одно и то же, когда людей, которые не раз спасали и честь, и жизнь хозяина, меняют “на борзые три собаки”, когда детей отрывают от родителей для участия в крепостном балете, а потом распродают за долги. Крестьяне абсолютно бесправны по отношению к своим владельцам: их могут продать, проиграть в карты, подарить. Дворяне же имеют власть, соответствующую их богатству, и могут творить все, что угодно, безнаказанно, потому что “защиту от суда в друзьях нашли, в родстве”. Они “грабительством богаты”, ведь фактически они наживаются за счет своих крестьян, ничего не делая, разве что “разливаются в пирах и мотовстве”. Служба для представителей фамусовского общества - это неприятная обуза, с помощью которой можно нажиться. Они служат не для блага России, а для пополнения кошелька и приобретения полезных знакомств. Обычай их такой: “подписано, так с плеч долой”. К тому же, на службу поступают не благодаря личным качествам, а благодаря семейному родству (“При мне служащие чужие очень редки”, - заявляет Фамусов). Члены фамусовского общества не признают книг: “И в чтеньи прок-от невелик”. Собственно говоря, они и не понимают смысла книг (пример тому — отзыв Загорецкого о баснях). Они считают ученость причиной появления огромного числа безумных. К числу их относятся: племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не хочет знать”, двоюродный брат Скалозуба (“Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”) и, конечно, Чацкий. Некоторые члены фамусовского общества даже пытаются требовать присяг, “чтоб грамоте никто не знал и не учился”. А учителей презрительно называют “побродягами”. Они боятся просвещения, так как оно внесло бы изменения в застойную жизнь. Зато фамусовское общество слепо подражает французской культуре, перенимая его поверхностные атрибуты. Так, французик из Бордо, приехав в Россию, “ни звука русского, ни русского лица не встретил”. Россия как будто стала провинцией Франции: “такой же толк у дам, такие же наряды”. Даже говорить стали в основном на французском языке, забывая свой родной. Фамусовское общество чем-то напоминает паука, который затягивает в свои сети людей и вынуждает жить по своим законам. Так, например, Платон Михайлович еще в недавнем прошлом служил в полку, носился на борзом коне, не боясь ветра, теперь “здоровьем очень слаб”, как считает его жена. Единственное его занятие - твердить дуэт на флейте, в одиночестве. Он даже не может по своему желанию уехать в деревню: его жена слишком любит балы и приемы. Он как будто живет в неволе. Старшие с детства учат, как надо жить. Пример тому - заветы отца Молчалина. Молодое поколение начинает смотреть на мир так же, как и старшие: “Не то, чтоб новизны вводили, - никогда”. Члены фамусовского общества не могут иметь собственное мнение: “Можно ль против всех!” Так Репетилов, узнав, “что это слишком гласно”, соглашается с тем, что Чацкий сошел с ума. Да и волнует всех только то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Друг к другу же они бесчувственны. Узнав о падении Молчалина с лошади, Скалозуб интересуется только тем, “как треснулся он, грудью или в бок”. Комедия написана в 1824 году, за год до восстания декабристов. Пороки общества, показанные в комедии, отражают его состояние накануне восстания и проливают свет на причины последнего. Косное общество “века минувшего” не желает признать изменения, происходящие в мире, оно непримиримо к свободной жизни. Столкновение неизбежно... / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | Смотрите также по произведению "Горе от ума": Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” - Сочинения по литературе
Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” – первая русская реалистическая комедия. Важное место в ней занимает изобличение пороков современного писателю общества, главную ценность для которого составляют “душ тысячки две родовых” и чин. Недаром Фамусов пытается выдать Софью за Скалозуба, который “и зблотой мешок, и метит в генералы”. Его мало волнует счастье дочери, вернее сказать, он уверен, что счастье – в деньгах и высоком положении в обществе. Словами Лизы Грибоедов убеждает нас, что не один Фамусов придерживается такого мнения: “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и с чинами”. Отношения в этом обществе складываются на основе того, насколько богат человек. Так Фамусов, который с домашними груб, деспотичен, брюзглив, говоря со Скалозубом, прибавляет почтительное “-с”. Что касается чинов, то “чтобы их добыть, есть многие каналы”. Скалозуб получил орден на шею за то, что “засел в траншею”. Фамусов ставит в пример Чацкому Максима Петровича, который, чтобы достичь высокого положения, “сгибался вперегиб”. В этом обществе такие низкие люди, как Молчалин, “дойдут до степеней известных”, потому что угождают “всем людям без изъятая”.Один из важнейших пороков фамусовского общества, против которого восстает Чацкий, – крепостное право. Это ужасающая социальная несправедливость, когда “арапка-девка” да собачка значат приблизительно одно и то же, когда людей, которые не раз спасали и честь, и жизнь хозяина, меняют “на борзые три собаки”, когда детей отрывают от родителей для участия в крепостном балете, а потом распродают за долги. Крестьяне абсолютно бесправны по отношению к своим владельцам: их могут продать, проиграть в карты, подарить. Дворяне же имеют власть, соответствующую их богатству, и могут творить все, что угодно, безнаказанно, потому что “защиту от суда в друзьях нашли, в родстве”. Они “грабительством богаты”, ведь фактически они наживаются за счет своих крестьян, ничего не делая, разве что “разливаются в пирах и мотовстве”.Служба для представителей фамусовского общества – это неприятная обуза, с помощью которой можно нажиться. Они служат не для блага России, а для пополнения кошелька и приобретения полезных знакомств. Обычай их такой: “подписано, так с плеч долой”. К тому же, на службу поступают не благодаря личным качествам, а благодаря семейному родству (“При мне служащие чужие очень редки”, – заявляет Фамусов).Члены фамусовского общества не признают книг: “Ив чтеньи прок-от невелик”. Собственно говоря, они и не понимают смысла книг (пример тому — отзыв Загорецкого о баснях). Они считают ученость причиной появления огромного числа безумных. К числу их относятся: племянник княгини Тугоуховской, который “чинов не хочет знать”, двоюродный брат Скалозуба (“Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”) и, конечно, Чацкий. Некоторые члены фамусовского общества даже пытаются требовать присяг, “чтоб грамоте никто не знал и не учился”. А учителей презрительно называют “побродягами”. Они боятся просвещения, так как оно внесло бы изменения в застойную жизнь.Зато фамусовское общество слепо подражает французской культуре, перенимая его поверхностные атрибуты. Так, французик из Бордо, приехав в Россию, “ни звука русского, ни русского лица не встретил”. Россия как будто стала провинцией Франции: “такой же толк у дам, такие же наряды”. Даже говорить стали в основном на французском языке, забывая свой родной.Фамусовское общество чем-то напоминает паука, который затягивает в свои сети людей и вынуждает жить по своим законам. Так, например, Платон Михайлович еще в недавнем прошлом служил в полку, носился на борзом коне, не боясь ветра, теперь “здоровьем очень слаб”, как считает его жена. Единственное его занятие – твердить дуэт на флейте, в одиночестве. Он даже не может по своему желанию уехать в деревню: его жена слишком любит балы и приемы. Он как будто живет в неволе. Старшие с детства учат, как надо жить. Пример тому – заветы отца Молчалина. Молодое поколение начинает смотреть на мир так же, как и старшие: “Не то, чтоб новизны вводили, – никогда”. Члены фамусовского общества не могут иметь собственное мнение: “Можно ль против всех!” Так Репетилов, узнав, “что это слишком гласно”, соглашается с тем, что Чацкий сошел с ума. Да и волнует всех только то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”. Друг к другу же они бесчувственны. Узнав о падении Молчалина с лошади, Скалозуб интересуется только тем, “как треснулся он, грудью или в бок”.Комедия написана в 1824 году, за год до восстания декабристов. Пороки общества, показанные в комедии, отражают его состояние накануне восстания и проливают свет на причины последнего. Косное общество “века минувшего” не желает признать изменения, происходящие в мире, оно непримиримо к свободной жизни. Столкновение неизбежно…
Рекомендуем посмотреть
sochineniya-na5.ru
Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Сочинения по литературе: Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Пьеса А. С. Грибоедова "Горе от ума" - первая русская реалистическая комедия. Важное место в ней занимает изобличение пороков современного писателю общества, главную ценность для которого составляют "душ тысячки две родовых" и чин. Недаром Фамусов пытается выдать Софью за Скалозуба, который "и зблотой мешок, и метит в генералы". Его мало волнует счастье дочери, вернее сказать, он уверен, что счастье - в деньгах и высоком положении в обществе. Словами Лизы Грибоедов убеждает нас, что не один Фамусов придерживается такого мнения: "Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и с чинами". Отношения в этом обществе складываются на основе того, насколько богат человек. Так Фамусов, который с домашними груб, деспотичен, брюзглив, говоря со Скалозубом, прибавляет почтительное "-с". Что касается чинов, то "чтобы их добыть, есть многие каналы". Скалозуб получил орден на шею за то, что "засел в траншею". Фамусов ставит в пример Чацкому Максима Петровича, который, чтобы достичь высокого положения, "сгибался вперегиб". В этом обществе такие низкие люди, как Молчалин, "дойдут до степеней известных", потому что угождают "всем людям без изъятая".
Один из важнейших пороков фамусовского общества, против которого восстает Чацкий, - крепостное право. Это ужасающая социальная несправедливость, когда "арапка-девка" да собачка значат приблизительно одно и то же, когда людей, которые не раз спасали и честь, и жизнь хозяина, меняют "на борзые три собаки", когда детей отрывают от родителей для участия в крепостном балете, а потом распродают за долги. Крестьяне абсолютно бесправны по отношению к своим владельцам: их могут продать, проиграть в карты, подарить. Дворяне же имеют власть, соответствующую их богатству, и могут творить все, что угодно, безнаказанно, потому что "защиту от суда в друзьях нашли, в родстве". Они "грабительством богаты", ведь фактически они наживаются за счет своих крестьян, ничего не делая, разве что "разливаются в пирах и мотовстве".
Служба для представителей фамусовского общества - это неприятная обуза, с помощью которой можно нажиться. Они служат не для блага России, а для пополнения кошелька и приобретения полезных знакомств. Обычай их такой: "подписано, так с плеч долой". К тому же, на службу поступают не благодаря личным качествам, а благодаря семейному родству ("При мне служащие чужие очень редки", - заявляет Фамусов).
Члены фамусовского общества не признают книг: "Ив чтеньи прок-от невелик". Собственно говоря, они и не понимают смысла книг (пример тому — отзыв Загорецкого о баснях). Они считают ученость причиной появления огромного числа безумных. К числу их относятся: племянник княгини Тугоуховской, который "чинов не хочет знать", двоюродный брат Скалозуба ("Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать") и, конечно, Чацкий. Некоторые члены фамусовского общества даже пытаются требовать присяг, "чтоб грамоте никто не знал и не учился". А учителей презрительно называют "побродягами". Они боятся просвещения, так как оно внесло бы изменения в застойную жизнь.
Зато фамусовское общество слепо подражает французской культуре, перенимая его поверхностные атрибуты. Так, французик из Бордо, приехав в Россию, "ни звука русского, ни русского лица не встретил". Россия как будто стала провинцией Франции: "такой же толк у дам, такие же наряды". Даже говорить стали в основном на французском языке, забывая свой родной.
Фамусовское общество чем-то напоминает паука, который затягивает в свои сети людей и вынуждает жить по своим законам. Так, например, Платон Михайлович еще в недавнем прошлом служил в полку, носился на борзом коне, не боясь ветра, теперь "здоровьем очень слаб", как считает его жена. Единственное его занятие - твердить дуэт на флейте, в одиночестве. Он даже не может по своему желанию уехать в деревню: его жена слишком любит балы и приемы. Он как будто живет в неволе. Старшие с детства учат, как надо жить. Пример тому - заветы отца Молчалина. Молодое поколение начинает смотреть на мир так же, как и старшие: "Не то, чтоб новизны вводили, - никогда". Члены фамусовского общества не могут иметь собственное мнение: "Можно ль против всех!" Так Репетилов, узнав, "что это слишком гласно", соглашается с тем, что Чацкий сошел с ума. Да и волнует всех только то, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна". Друг к другу же они бесчувственны. Узнав о падении Молчалина с лошади, Скалозуб интересуется только тем, "как треснулся он, грудью или в бок".
Комедия написана в 1824 году, за год до восстания декабристов. Пороки общества, показанные в комедии, отражают его состояние накануне восстания и проливают свет на причины последнего. Косное общество "века минувшего" не желает признать изменения, происходящие в мире, оно непримиримо к свободной жизни. Столкновение неизбежно...
Материалы по теме:
ruslit.biz
Тема урока:«…КАРТИНА НРАВОВ, И ГАЛЕРЕЯ ЖИВЫХ ТИПОВ… И КОМЕДИЯ» (по статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний»)
Урок русской литературы в 9 классе.
Дата_____________________________
Тема урока:«…Картина нравов, и галерея живых типов…и комедия» (по статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний»)
Цели: сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью Гончарова «Мильон терзаний»; развивать умение формулировать основные, концептуальные идеи; выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» – произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из разряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И. А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».
С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, цельный анализ произведения. Критический этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только почти 50 лет спустя с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений XIX в.
«…комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и… – больше всего комедия – какая едва ли найдется в других литературах…»
«…как картина, она, без сомнения, громадна <…> В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».
II. Контрольная работа (тест).
1. Кому принадлежит высказывание о том, что в комедии «25 глупцов на 1 здравомыслящего человека»?
а) Пушкину; в) Гончарову;
б) Грибоедову; г) Катенину.
2. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы?
а) скука; в) несчастная любовь;
б) ссылка; г) болезнь.
3. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?
а) 3 месяца; в) 5 лет;
б) 3 года; г) полгода.
4. Кто воспитывал Софью?
а) мадам Розье; б) мосье Бопре; в) старуха Хлестова.
5. Сколько лет Молчалин жил у Фамусова?
а) год; в) 5 лет;
б) 3 года; г) 10 лет.
6. Из какого города приехал Молчалин в Москву?
а) из Петербурга; б) из Саратова; в) из Твери.
7. Выражение «злые языки страшнее пистолета» принадлежит:
а) Фамусову; г) Чацкому;
б) Лизе; д) Репетилову;
в) Софье; е) Молчалину.
8. Кого в комедии «ученостью не обморочишь»?
а) Молчалина; в) Фамусова;
б) Скалозуба; г) Тугоуховского.
9. В каком учебном заведении, по мнению княгини Тугоуховской, «упражняются в расколах и безверье»?
а) Петербургский пединститут;
б) Смольный институт благородных девиц;
в) Царскосельский лицей;
г) кадетский корпус.
10. В каком ведомстве служил Молчалин?
а) палата мер и весов;
б) архивы;
в) департамент финансов;
г) управление богоугодных заведений.
11. Какой чин получил Молчалин во время службы в Москве?
а) коллежского асессора;
infourok.ru